Перемещение товаров услуг и финансовых. Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории рф

СВОБОДНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ, УСЛУГ И ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ КАК ПРИНЦИП ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

А.Я. Рыженков, доктор юридических наук, профессор

Статья посвящена свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, которое закреплено в качестве принципа российского гражданского законодательства. На основании судебной практики рассматриваются наиболее распространенные формы нарушения данного требования.

Ключевые слова: товар, услуга, финансовое средство, свобода, перемещение, ограничение.

Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, закрепленный в п. 5 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.12.2012 №302-Ф3), относится к числу конституционных начал гражданского законодательства. Как по смыслу, так и по формулировке он повторяет положения ст.8, а также ст.74 Конституции Российской Федерации.

В свою очередь, в Конституции РФ этот принцип появился под явным влиянием норм международного права, в частности, Римского договора об учреждении Европейского экономического сообщества от 25 марта 1957 года, в котором предусматривается «устранение между государствами-членами препятствий свободному движению лиц, услуг и капиталов» (п. «с» ст. 3 и др.) .

Необходимость включения соответствующего принципа в Конституцию РФ и последующего подтверждения (дублирования) его в Гражданском кодексе РФ, по всей видимости, была обусловлена несколькими обстоятельствами.

Во-первых, пространственно-территориальными особенностями российского государства, масштаб которого создает объективные трудности для экономического обмена на расстоянии.

Во-вторых, уже сказавшимися на момент принятия Конституции негативными последствиями распада СССР, выразившимися в разрыве сложившихся хозяйственных связей.

В-третьих, конституционным закреплением федеративной модели государственного устройства, при которой региональные власти приобретают высокую степень самостоятельности, что может привести к некоторому ослаблению государственного единства, в том числе экономического.

При этом следует признать, что редакция рассматриваемого принципа в ст. 1 ГК РФ в целом представляет собой шаг назад по сравнению с конституционными положениями, прежде всего с точки зрения юридической техники и правовой определенности.

Так, в ч. 1 ст. 74 Конституции РФ говорится: «На территории Российской Федерации не допускается установле-

ние таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств». Тем самым формулируется предписание запрещающего характера и определяются основные виды действий, нарушающих свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Напротив, в п. 5 ст. 1 ГК РФ основное содержание данного принципа раскрывается так: «Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации». В таком изложении, во-первых, не уточняются субъекты, которым адресован данный принцип, - как если бы товары и другие объекты могли перемещаться самостоятельно; во-вторых, процесс перемещения описывается без конкретизации каких-либо прав, обязанностей или запретов.

Анализ положений гражданского и конституционного законодательства в контексте практики их применения вполне определенно свидетельствует о том, что рассматриваемый принцип имеет двойное содержание: во-первых, право хозяйствующих субъектов беспрепятственно менять как местонахождение, так и принадлежность различных материальных благ; во-вторых, запрет на действия, мешающие их свободному движению по территории страны.

При этом первый (управомочива-ющий) аспект данного принципа обращен ко всем индивидуальным и коллективным субъектам гражданского права, т. е. к физическим и юридическим лицам. Высказывается мнение, что к числу этих субъектов не относится государство: «оно не может быть таким субъек-

том, поскольку соблюдение всеми принципа свободы перемещения финансовых средств гарантировано именно силой государственного принуждения, отсутствует иная легитимная сила, способная гарантировать свободу перемещения финансовых средств» .

Во втором (запрещающем) значении, напротив, основным адресатом исследуемого принципа оказываются именно органы публичной власти; во всяком случае, судебная практика почти не знает случаев, когда нарушителями свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств признавались бы какие-то иные лица, помимо государственных и муниципальных органов.

В качестве предмета свободного перемещения ГК РФ, вслед за Конституцией РФ, выделяет три категории объектов, две из которых являются довольно типичными для гражданского права, третья же, будучи механически перенесен из конституционного текста, в цивилистике точного определения не имеет.

Понятие «товар» не получает прямой легальной дефиниции в гражданском законодательстве, однако фактически его содержание вытекает из п. 1 ст. 454 ГК РФ: «По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)». Таким образом, под товаром понимается вещь как объект гражданского права, вовлеченный в обменные отношения.

Единственным исключением, как следует из европейской практики ,

а также из п. 4 ст. 539 ГК РФ, является электроэнергия - товар, могущий быть в том числе предметом купли-продажи, но при этом не обладающий материально-вещественным характером.

Что касается понятия «услуги», то оно с относительной точностью формулируется в п. 1 ст. 779 ГК РФ: оказать услуги - значит совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность.

Третье понятие, а именно «финансовые средства», в гражданском законодательстве, помимо ст. 1 ГК РФ, больше не встречается, что, безусловно, создает определенные затруднения в его толковании. Представляется вполне обоснованной позиция, в соответствии с которой финансовыми средствами можно считать не что иное, как объекты финансовых услуг; ими, в свою очередь, являются денежные средства (национальная и иностранная валюта, кредиты, вклады и др.), права на получение денежных средств (денежные требования, займы, ссуды), ценные бумаги (векселя; облигации), драгоценные металлы и драгоценные камни . В таком понимании «финансовые средства» частично пересекаются с понятием «товары».

Во всех трех случаях речь идет о различных объектах гражданских правоотношений. Однако свобода перемещения, если буквально толковать п. 5 ст. 1 ГК РФ, распространяется не на все объекты гражданских прав. В частности, ст. 128 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 №142-ФЗ), помимо вещей (товаров), оказания услуг, а также ценных бумаг, которые можно отнести к финансовым средствам, указывает в качестве объектов гражданс-

ких прав нематериальные блага, результаты интеллектуальной деятельности, а также результаты работ, которые и в цивилистической науке, и в самом законодательстве принято отличать от услуг. Возникает вопрос: означает ли это, что к данным видам объектов гражданских прав принцип свободного перемещения не применяется?

Поскольку нематериальные блага, в силу п. 1 ст. 150 ГК РФ, являются неотчуждаемыми и непередаваемыми, то в отношении них, естественно, принцип свободного перемещения действовать не может. Однако природа результатов работ, а также объектов интеллектуальной собственности, как представляется, вовсе не противоречит их свободному перемещению. С нашей точки зрения, принцип свободного перемещения можно применять по аналогии ко всем объектам гражданских прав, если иное не предусмотрено законом.

По сфере своего действия рассматриваемый принцип охватывает основную часть институтов вещного и обязательственного права. Так, перемещение вещей в смысле изменения их пространственного местонахождения представляет собой форму реализации таких правомочий собственника, как пользование и распоряжение. Что касается обязательственного права, то некоторые специалисты (О.С. Иоффе, В.Ф. Попондопуло) используют именно понятие перемещения в качестве центрального элемента при определении сущности обязательства, например: «Обязательство опосредует перемещение имущества и иных результатов труда из имущественной сферы должника в имущественную сферу кредитора» .

В отношении товаров перемещением будет являться как изменение положения вещи в пространстве, так и смена ее собственника при неизменности местонахождения (например, в случае продажи недвижимости). Перемещение финансовых средств включает в себя любые операции с ними (использование в качестве платежного средства, смена обслуживающей организации и др.).

Несколько сложнее обстоит дело с «перемещением услуг», поскольку услуга сама по себе представляет динамический процесс, т. е. движение. Как представляется, перемещение услуги может представлять собой, во-первых, оказание услуги на любом расстоянии (когда это возможно в силу ее природы); во-вторых, мобильность субъекта, оказывающего услугу (например, обращение на услугами к лицу, находящемуся в сколь угодно удаленной точке российской территории).

Свободный характер перемещения товаров, услуг и финансовых средств означает прежде всего невозможность создания каких-либо препятствий для этого процесса, который зависит исключительно от усмотрения участников соответствующих гражданских правоотношений: «Правовой режим, выраженный через слово «свободное», означает, что не только государство путем принятия нормативных актов регулирует имущественные отношения, но и сами участники торгового оборота путем достижения соглашения между собой способны регулировать свои взаимоотношения» .

Понимаемый таким образом принцип свободного перемещения, безусловно, находится в довольно сложном

соотношении с иными основными началами гражданского законодательства. Так, Е.В. Вавилин считает его частным случаем принципа беспрепятственного осуществления гражданских прав ; Г.А. Гаджиев полагает, что принцип свободного перемещения товаров, усл

БАЙДАРОВ АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ - 2012 г.

  • Принцип единства экономического пространства: сущность, содержание, свойства, признаки

    ФРАНЦКЕВИЧ О.П. - 2013 г.

  • 1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.


    2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.


    Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.


    3. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.


    4. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.


    5. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.


    Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.




    Комментарии к ст. 1 ГК РФ


    Принципы гражданского права - это обусловленные объективными потребностями развития экономических отношений и закрепленные в законодательстве основные начала (идеи), определяющие сущность и содержание гражданско-правового регулирования.

    Именно эти принципы в общем виде закреплены в статье 1 ГК РФ. При этом конструкция комментируемой нормы позволяет говорить, что состав сформулированных в статье 1 принципов не является исчерпывающим. В то же время они обладают системообразующим значением для гражданского и смежных отраслей законодательства, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения.

    Равенство участников гражданских отношений выражается в признании за всеми гражданами равной правоспособности (ст. 17 ГК), а за всеми юридическими лицами - правоспособности, соответствующей целям их деятельности (ст. 49 ГК). Недопустимо наделение одного из участников гражданских правоотношений властными полномочиями в отношении другого. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений (п. 1 ст. 125 ГК).

    Принцип равенства участников гражданских правоотношений, помимо его закрепления в общей форме в п. 1 ст. 1 ГК, повторен в п. 1 ст. 2 ГК и специально упоминается во многих последующих статьях ГК, когда речь идет об институтах, где существует повышенная опасность нарушения этого принципа (бытовой подряд - п. 1 ст. 731, строительный подряд - п. 1 ст. 748, перевозка - п. 1 ст. 789, банковский счет - п. 3 ст. 845).

    Равенство участников гражданских правоотношений не исключает различий в объеме и содержании принадлежащих им субъективных гражданских прав. Такие различия неизбежны в силу разных имущественных возможностей отдельных субъектов гражданского права, вследствие степени их образования и способностей, а также различия их жизненных и хозяйственных интересов.

    Неприкосновенность собственности закреплена в общей форме в ч. 3 ст. 35 Конституции, согласно которой "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных целей может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения".

    ГК следует этому важному положению, однако предусматривает в гл. 15 "Прекращение права собственности" случаи, когда по решению суда допускается принудительное прекращение права собственности (ст. 235 ГК и коммент. к ней). Принудительное изъятие у собственника имущества производится с выплатой возмещения по решению суда, а при совершении преступления или иного тяжкого правонарушения - безвозмездно в форме конфискации (ст. 243 ГК).

    Свобода договора, означающая возможность свободно избирать своего партнера и определять условия заключаемого договора, более полно характеризуется в ст. 421 "Свобода договора". Проявлением свободы договора является наличие в ГК большого числа диспозитивных норм, от которых стороны по взаимной договоренности вправе отступать.

    Однако свобода договора не исключает установления в отдельных случаях обязанности заключить договор, например, если он относится к числу публичных (ст. 426 ГК и коммент. к ней), а также при выполнении поставок и услуг для государственных нужд (ст. 445 ГК и коммент. к ней). Согласно п. п. 1 и 2 ст. 445 обязанность заключать договор может быть введена только ГК или иными законами.

    Равным образом некоторые условия заключаемых договоров могут быть предписаны для сторон обязательными (императивными) нормами гражданского законодательства (ст. 422 ГК). Императивный характер гражданско-правовых норм может быть обусловлен как общественными интересами (п. 2 ст. 1 ГК), так и интересами третьих лиц и недопустимостью случаев злоупотребления правом во всех его формах (п. 1 ст. 10 ГК). Свобода договора в условиях рынка подчинена также общему правилу, согласно которому запрещается использовать право в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке (п. 1 ст. 10 ГК).

    Недопустимость произвольного вмешательства в частные дела выражается в признании самостоятельности предпринимательской деятельности, осуществляемой на риск ее субъектов (п. 1 ст. 2 ГК), и в закреплении в ГК неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны (п. 1 ст. 150 ГК). Нематериальные блага и личные неимущественные права граждан и юридических лиц защищаются средствами гражданского права (ст. 12 ГК), в том числе правом на возмещение морального вреда (ст. 151 ГК и коммент. к ней).

    Беспрепятственное осуществление гражданских прав основывается на положениях ч. 1 ст. 34 Конституции, согласно которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также ч. 1 ст. 44 Конституции, в силу которой каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

    Тем не менее законом предусматриваются определенные рамки и ограничения для беспрепятственного осуществления гражданских прав. Помимо правил об общих пределах осуществления гражданских прав (ст. 10 ГК и коммент. к ней) в ГК предусматриваются и другие запреты применительно к отдельным категориям гражданских прав (см. п. 10 наст. коммент.).

    Обеспечение восстановления нарушенных прав достигается при помощи различных способов их защиты, называемых в ст. 12 ГК. Среди таких средств признание права, присуждение к исполнению обязанностей в натуре, возмещение причиненных убытков и др. (см. коммент. к ст. 12 ГК). Гражданское законодательство стремится к восстановлению нарушенных прав в натуре (ст. ст. 396, 1082 ГК), однако, когда это оказывается невозможным, обязывает должника возместить причиненные убытки (ст. ст. 15, 393 ГК), в том числе моральные (ст. 151 ГК), что должно обеспечивать восстановление прав потерпевшего.

    Большинство средств защиты гражданских прав применяется в силу указаний закона, и для их использования не требуется соглашения сторон. Однако гражданскому праву известны и такие способы восстановления нарушенных прав, которые применяются обычно при наличии взаимной договоренности (залог, неустойка, поручительство, задаток) и регламентируются нормами гл. 23 ГК. В этих случаях стороны сами определяют форму избранного ими обеспечения и его суммовое или иное выражение.

    В целях обеспечения восстановления нарушенных прав используется также институт имущественного и личного страхования (гл. 48 ГК), которое может быть основано на требованиях закона или же условиях заключенного сторонами договора страхования. В этом последнем случае объем защиты (размер страхового возмещения) определяет страхователь.

    Судебная защита гражданских прав предоставляется гражданам и юридическим лицам в качестве универсального способа защиты их прав (ст. 11 ГК и коммент. к ней), что обеспечивает независимость выносимых по спорам решений и гласность разбирательства, а также позволяет гражданам и юридическим лицам привлекать для защиты своих интересов адвокатов. В тех случаях, когда защита гражданских прав осуществляется в административном порядке, вынесенное решение может быть обжаловано в суд, акт которого является обязательным (п. 2 ст. 11 ГК).

    В абз. 1 п. 2 ст. 1 содержится новая для нашего гражданского законодательства норма, определяющая в общей форме значение для гражданско-правового регулирования воли и интересов субъектов гражданского права - граждан и юридических лиц. Их воля и интересы, говорится в ГК, свободны, поскольку они не противоречат законодательству. Это является одним из необходимых условий целесообразного и справедливого функционирования гражданско-правового механизма.

    Воля, т.е. осознанный и целенаправленный выбор определенного поведения и его последствий, - необходимая предпосылка возникновения и осуществления гражданских прав. Отсутствие воли (недееспособность - ст. ст. 171 - 177 ГК) или ее искажение (ст. ст. 178, 179 ГК) влекут за собой недействительность гражданско-правовых сделок. Однако отдельные гражданские права и обязанности могут возникать и при отсутствии воли, в силу наступления предусмотренных законом юридических фактов, например находки (ст. 227 ГК).

    Интерес, т.е. желание получить определенный благоприятный результат от своих действий, а в условиях рынка - прибыль (ст. 2 ГК), также является необходимой предпосылкой возникновения и осуществления гражданских прав. Интересы различны и могут быть как имущественными, так и неимущественными (защита чести и достоинства - ст. 152 ГК). Неправильное определение интереса или его отпадение, в отличие от дефектов воли, не являются основанием для недействительности гражданско-правовых сделок.

    В предусмотренных законом случаях правовые последствия порождают также действия субъектов гражданского права, совершаемые в интересах других лиц (например, действия опекунов и попечителей (см. ст. 31 ГК и коммент. к ней)), а также действия в чужом интересе (гл. 50 "Действия в чужом интересе без поручения"), когда заинтересованное лицо может быть вообще неизвестно.

    В абз. 2 п. 2 статьи повторены положения ч. 3 ст. 55 Конституции, допускающие ограничения гражданских прав только на основании федерального закона и только в названных в данной норме целях, которые ввиду их значимости оправдывают введение соответствующих ограничений. Следовательно, установление ограничений гражданских прав указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и законами субъектов Российской Федерации, а также в иных непоименованных в п. 2 ст. 1 ГК целях не допускается.

    Ограничение некоторых гражданских прав предусматривается самим ГК, допускающим ограничение дееспособности гражданина (ст. ст. 29, 30), наследственных прав (ст. 531 ГК 1964 г.), права собственности в результате установления сервитута (ст. ст. 274, 277). Для защиты интересов лица, права которого умаляются, такие ограничения, как правило, допускаются при участии суда: или соответствующий спор рассматривается судом, или вынесенное государственным органом решение об ограничении права может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11 ГК).

    Ограничение прав участников гражданских правоотношений следует отличать от случаев, когда в силу положений закона само право в своем содержании является ограниченным. Примером могут служить право хозяйственного ведения (ст. 295 ГК) и в особенности право оперативного управления (ст. 296 ГК), осуществление которых ограничено определенными рамками и, кроме того, требует согласия собственника соответствующего имущества.

    Предусматриваемое в п. 3 ст. 1 свободное перемещение по территории Российской Федерации товаров, услуг и финансовых средств, необходимое для развития рыночных отношений и здоровой конкуренции, соответствует ч. 1 ст. 8 Конституции. Введение ограничений в этой области следует отличать от оборотоспособности объектов гражданских прав, которая в силу ст. 129 ГК может быть ограничена законом или в порядке, им установленном (см. коммент. к ст. 129 ГК), и тем самым в определенной мере влиять на свободное перемещение отдельных имущественных объектов.

    Свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств не исключает также установления в порядке, предусмотренном транспортным законодательством, ограничений или временных запрещений на перевозки грузов в определенных направлениях, если это вызывается общественными интересами (см. ст. 44 УЖД). Движение валютных ценностей определяется Законом о валютном регулировании (см. ст. 141 ГК и коммент. к ней).

    1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

    2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

    Комментарий к Статье 74 Конституции РФ

    1. Закрепленные в ч. 1 ст. 8 Конституции в качестве основ конституционного строя единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств конкретизируются в комментируемой статье в контексте федеративного устройства России. Названные основы обеспечиваются запретом на установление внутренних таможенных границ, в которых располагались бы таможенные территории. Как указал Конституционный Суд РФ, положения ст. 74 Конституции регламентируют отношения по перемещению финансово-экономических ресурсов в пределах территории РФ и не распространяются на отношения, возникающие в связи с перемещением соответствующих ресурсов через Государственную границу РФ (Определение КС РФ от 16.01.2007 N 22-О*(924). Таможенная граница в Российской Федерации может быть только внешней, она призвана отделять единое экономическое пространство РФ от экономических пространств других государственных образований. Именно поэтому таможенная граница, в принципе, совпадает с Государственной границей РФ. Таможенная территория РФ также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с ее законодательством (п. 2 и 5 ст. 2 Таможенного кодекса). Особые экономические зоны являются частью таможенной территории РФ: помещенные на их территории товары рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ для целей таможенных платежей, а также применения запретов и ограничений экономического характера (п. 3 ст. 2 Таможенного кодекса). Такие зоны создают более льготный таможенный режим для внешнеторговых операций и каких-либо барьеров на пути движения товаров, работ и услуг на внутреннем рынке не создают.

    Не могут на территории РФ устанавливаться пошлины или сборы, ограничивающие свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Это означает, что субъекты РФ не вправе устанавливать какие-либо публичные платежи без санкции федерального законодателя. К такому выводу пришел Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17.07.1998 N 22-П*(925), подтвердив его позднее в отношении платы за проезд с владельцев или пользователей автотранспортных средств, перевозящих тяжеловесные и крупногабаритные грузы по автомобильным дорогам общего пользования Республики Татарстан (Определение КС РФ от 19.01.2005 N 40-О*(926).

    К иным препятствиям для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств могут относиться, например, выдача органами государственной власти субъектами РФ и органами местного самоуправления разрешений или лицензий на осуществление какой-либо экономической деятельности, ее обязательное согласование ими, а также обязательная сертификация товаров, если это осуществляется без санкции федерального законодателя либо вне надлежащего контроля (включая право преодоления соответствующих решений названных органов) со стороны органов государственной власти РФ. Так, например, Конституционный Суд признал неконституционным такое законодательное регулирование, при котором решение субъекта РФ об отказе в даче согласия на получение федеральной лицензии являлось безусловным препятствием для федерального лицензирующего органа в разрешении вопроса о лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Как указал Суд, подобное регулирование означает ограничение свободы предпринимательской деятельности; перемещение товаров и услуг в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может осуществляться исходя из критериев, определяемых не Российской Федерацией в лице федерального законодателя, а непосредственно субъектом РФ, что приводит к нарушению принципа юридического равенства хозяйствующих субъектов, неправомерному ограничению конституционного права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (Постановление от 12.11.2003 N 17-П*(927).

    2. Как уже отмечалось, субъекты РФ вправе устанавливать ограничения перемещения товаров и услуг с санкции федерального законодателя. В комментируемом конституционном положении прямо указано, что такие ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом. В то же время такие ограничения возможны не во всех случаях, а лишь тогда, когда это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Например, в условиях чрезвычайного положения на период его действия может предусматриваться установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств, а также установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости (ст. 11 Закона о ЧП). В целях защиты безопасности и здоровья граждан могут устанавливаться меры по стандартизации и сертификации продукции в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании". Целями защиты здоровья граждан оправдываются и ограничения оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"). В целях охраны растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории РФ могут вводиться запреты на использование определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), запреты на вывоз с территории карантинной фитосанитарной зоны определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ограничения такого использования и вывоза и иные запреты и ограничения (ст. 6 Федерального закона "О карантине растений").

    Принятие же мер, целью которых является создание конкурентных преимуществ для хозяйствующих субъектов (промышленных предприятий, перевозчиков, посреднических организаций и т.д.), действующих на территории отдельных субъектов РФ (например, обязательная дополнительная сертификация на платной основе продовольственных и иных товаров, поступающих из других регионов), недопустимо.

    Новая редакция Ст. 1 ГК РФ

    1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

    2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

    Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    3. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

    4. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

    5. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.

    Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

    Комментарий к Ст. 1 ГК РФ

    1. Основные начала гражданского права - это основополагающие идеи (общие принципы), которые определяют основное содержание гражданско-правового регулирования в целом, отраслевую специфику норм гражданского права и практику их применения.

    Значение основных начал гражданского законодательства выражается в том, что они:

    а) являются определяющей линией при развитии и совершенствовании гражданского законодательства;

    б) выступают базовым критерием при толковании норм гражданского права;

    в) признаются важнейшей основой при применении гражданского права, в том числе при его применении по аналогии.

    Основные начала - это базовые, ведущие принципы гражданского права, т.е. его главные идеи, основополагающие положения. Вместе с тем наряду с указанными началами для гражданского права, его понимания и практического применения существенное значение принадлежит и другим принципам. В том числе принципам духовно-этического характера, отраженным в ст. 6 ГК РФ при характеристике аналогии. Это следующие принципы:

    Добросовестности;

    Разумности;

    Справедливости.

    Не меньшее значение в гражданском праве принадлежит и особым правовым принципам отдельных институтов, юридических конструкций, норм. Таким, например, как "принцип следования" в отношении владения, принцип истребования вещи в натуре (виндикационный иск) при защите права собственности и т.д. Научное постижение принципов гражданского права, и прежде всего его основных начал, представляет собой наиболее высокое "цивилистическое знание" - глубокое освоение смысла и назначения данной отрасли права, которое во многом предопределяет основательную подготовку по гражданскому праву в целом.

    2. Гражданские права в соответствии с основными началами имеют высокий юридический статус. Российский Гражданский кодекс определяет статус и юридическую силу гражданских прав приближенно к статусу конституционных прав. По ГК РФ гражданские права могут быть ограничены в принципе на тех же основаниях, что и конституционные права - только на основании федерального закона и только в тех исчерпывающих случаях, которые прямо указаны в Кодексе.

    3. Пункт 3 комментируемой статьи содержит принцип единого товарного (экономического) пространства. Гражданское законодательство в соответствии с Конституцией России относится к федеральному ведению. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, иные лица не вправе так или иначе препятствовать свободному экономическому обороту. Стабильность и прозрачность имущественных отношений обеспечивают наиболее эффективное гражданско-правовое регулирование.

    Судебная практика.

    Таким образом, положение абзаца третьего пункта 2 статьи 77 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", предоставляющее внешнему управляющему право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договоров должника на том лишь основании, что они заключены на срок свыше одного года... и тем самым лишающее контрагентов возможности оспорить в суде такой односторонний отказ, вводит несоразмерное ограничение гарантированных Конституцией Российской Федерации свободы экономической деятельности и, следовательно, свободы договора, а также права на свободное использование имущества для предпринимательской деятельности, прав владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом и нарушает принцип юридического равенства (Постановление КС РФ от 06.06.2000 N 9-П).

    Другой комментарий к Ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации

    1. В п. 1 комментируемой статьи сформулированы основные принципы гражданского законодательства РФ.

    Под равенством участников гражданских отношений понимается отсутствие между ними отношений власти и подчинения. В то же время объем принадлежащих участнику таких отношений субъективных прав может быть различным.

    Неприкосновенность собственности - это не только один из основных принципов гражданского законодательства, но и важнейший конституционный принцип, сформулированный в ч. 3 ст. 35 Конституции РФ.

    Понятие "свобода договора" раскрывается в комментарии к ст. 421 ГК.

    Недопустимость произвольного вмешательства в частные дела означает, что любое ограничение свободы усмотрения субъектов гражданских правоотношений в приобретении и осуществлении своих гражданских прав или получение информации о частной сфере этих субъектов помимо их воли допустимо лишь на основании и в порядке, установленных законом.

    Об осуществлении и защите гражданских прав см. комментарий к ст. ст. 9 - 16 ГК.

    2. Осуществление гражданами и юридическими лицами своих гражданских прав своей волей и в своем интересе представляет собой общий принцип гражданского права. Отступление от него допускается при реализации полномочий представителя, своей волей осуществляющего гражданские права представляемого в интересах последнего. О представительстве см. комментарий к ст. ст. 182 - 184.

    Правило относительно свободы определения любых не противоречащих законодательству условий договора конкретизируется применительно к договорным отношениям принципом свободы усмотрения участников гражданских правоотношений, их правом совершать сделки, как предусмотренные, так и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему (см. об этом также комментарий к ст. 8 ГК).

    3. Указанные в п. 2 ст. 1 ГК допустимые основания ограничения гражданских прав воспроизводят соответствующие положения ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. При этом ограничение существующего субъективного права не следует отождествлять со случаями, когда само право по своему содержанию изначально является ограниченным в силу закона по сравнению с другим аналогичным, но более "сильным" правом, как это имеет место при сравнении, например, права собственности с производными от него иными вещными правами - правом хозяйственного ведения (ст. 294 ГК) и правом оперативного управления (ст. 296 ГК).

    4. Приведенный в п. 3 ст. 1 перечень оснований, по которым законом могут быть введены ограничения перемещения товаров и услуг, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Свобода перемещения финансовых средств на территории РФ ограничена быть не может.

    • Глава 1 ГК РФ. Гражданское законодательство
    • Вверх

    Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.» ;

    2) пункт 1 статьи 2 после слова "регулирует" дополнить словами "отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения),";

    3) в статье 5:

    а) в наименовании слова "делового оборота" исключить;

    б) пункт 1 изложить в следующей редакции:

    "1. Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.";

    в) в пункте 2 слова "делового оборота" исключить;

    4) в пункте 1 статьи 6 слова "делового оборота" исключить;

    5) в статье 8:

    а) пункт 1 дополнить подпунктом 1 1 следующего содержания:

    "1 1) из решений собраний в случаях, предусмотренных законом;";

    б) пункт 2 исключить;

    6) дополнить статьей 8 1 следующего содержания:

    "Статья 8 1 . Государственная регистрация прав на имущество

    1. В случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество), подлежат государственной регистрации.

    Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

    В государственном реестре должны быть указаны с достаточной определенностью объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

    2. Если основанием возникновения, изменения или прекращения права на имущество является сделка, право возникает, изменяется или прекращается с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, за исключением случаев, предусмотренных законом.

    В случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.

    Запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом . Если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки через нотариуса.

    3. В случаях, когда право на имущество возникает, изменяется или прекращается вследствие наступления обстоятельств, указанных в законе, запись о возникновении, изменении или прекращении этого права вносится в государственный реестр по заявлению лица, для которого наступают такие правовые последствия. Законом может быть предусмотрено также право иных лиц обращаться с заявлением о внесении соответствующей записи в государственный реестр.

    4. Уполномоченный в соответствии с законом орган, осуществляющий регистрацию прав на имущество, проверяет в случаях и в порядке, предусмотренных законом, полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы, а в случаях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, также наступление соответствующего обстоятельства.

    Если право на имущество возникает, изменяется или прекращается на основании нотариально удостоверенной сделки, уполномоченный в соответствии с законом орган вправе проверить законность соответствующей сделки в случаях и порядке, предусмотренных законом .

    5. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, является таковым, пока не доказано иное. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.

    При возникновении спора в отношении зарегистрированного права лицо, которое знало или должно было знать о недостоверности данных государственного реестра, не вправе ссылаться на соответствующие данные реестра.

    6. В порядке, установленном законом, в отношении зарегистрированного права в государственный реестр может быть внесена отметка о возражении лица, за которым соответствующее право было зарегистрировано ранее.

    Лицо, оспаривающее зарегистрированное право в суде, вправе требовать внесения в государственный реестр отметки о наличии судебного спора в отношении этого права.

    Если в течение трех месяцев со дня внесения в государственный реестр отметки о возражении в отношении зарегистрированного права лицо, по заявлению которого она внесена, не оспорило зарегистрированное право в суде, то отметка о возражении аннулируется.Если лицо, по заявлению которого была внесена отметка, не оспорило зарегистрированное право в суде, повторное обращение о внесении отметки не допускается.

    7. Отказ в государственной регистрации прав на имущество, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

    8. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации, внесением в государственный реестр незаконных или недостоверных данных о праве либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законом, по вине органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на имущество, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

    9. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом.";

    7) статью 10 изложить в следующей редакции:

    "Статья 10. Пределы осуществления гражданских прав

    1. Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

    Не допускаются использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

    2. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд, с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления, полностью или частично отказывает лицу в защите принадлежащего ему права, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

    3. В случае, когда злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, если иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом.

    4. Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков (статьи 15, 1064).

    5. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.";

    8) в статье 12:

    а) дополнить новым абзацем пятым следующего содержания:

    "признания недействительным решения собрания;";

    9) главу 2 дополнить статьей 16 1 следующего содержания:

    "Статья 16 1 . Компенсация ущерба, причиненного