Постановление об отказе ст 125 упк. Практические советы применения ст.125 УПК РФ

Ст. 124, 125 УПК РФ определяют правила, по которым направляется и рассматривается заявление лица, не согласного с решениями, действиями/бездействием лиц, осуществляющих в рамках своих полномочий уголовное производство. Стоит отметить, что в юридической литературе эти нормы обсуждаются достаточно часто. Некоторые специалисты считают, что ст. 124, 125 УПК РФ имеют ряд недостатков. При применении этих норм у граждан, да и самих служащих нередко возникают сложности. Рассмотрим подробнее ст. 125 УПК РФ .

Общие сведения

При отказе в возбуждении производства по уголовному делу или его прекращении следователь, руководитель органа следствия/дознания или дознаватель выносит соответствующее постановление. Ст. 125 УПК РФ позволяет оспорить этот акт. Кроме того, выразить претензии гражданин может, если какие-то решения, действия/бездействие указанных лиц и структур, а также прокурора нарушают его конституционные права.

Жалоба в порядке ст. 125 УПК РФ направляется в районную инстанцию, уполномоченную начать разбирательство по делу. Если место проведения предварительного следствия установлено, согласно частям 2-6 152 статьи Кодекса, то заявление подается по адресу расположения того органа, который ведет производство.

Субъекты

Как и кем может подаваться жалоба? Ст. 125 УПК РФ устанавливает следующие правила. Оспорить акты, решения, бездействие/действия могут защитники, законные представители, заявители непосредственно через:

  • начальника органа, подразделения дознания;
  • руководителя следственного отдела;
  • дознавателя;
  • прокурора;
  • следователя.

Ст. 125 УПК РФ: жалоба

Суд обязан изучить поступившее заявление с претензиями заинтересованного лица. Уполномоченные служащие проверяют законность и обоснованность бездействия/действий начальника органа/подразделения дознания, руководителя следственного отдела, следователя, прокурора, дознавателя не позже пяти дней с даты поступления документа.

При этом проводится заседание, на которое приглашаются субъект, направивший жалобу, его защитник, законный представитель или доверенное лицо сторонних субъектов, если они привлечены к разбирательству или их интересы непосредственно затрагиваются вынесенными постановлениями. Неявка граждан, которые были своевременно уведомлены о времени слушания и не настаивали на рассмотрении заявления с их участием, не считается препятствием для изучения документа. Согласно ст. 125 УПК РФ, возражения разбираются на открытом заседании. Исключение составляют случаи, предусмотренные 241 статьей кодекса.

Ход рассмотрения

В начале заседания судья обязан объявить, какая жалоба должна быть рассмотрена, представиться присутствующим, разъяснить им их обязанности и права. После этого, если заявитель явился на слушание, ему предоставляется возможность обосновать свои претензии. Затем заслушивается позиция других присутствующих. Заявитель имеет право выступить с репликой. По окончании разбирательства выносится постановление суда.

Ст. 125 УПК РФ предусматривает следующие варианты его содержания:

  • Признать бездействие/действия, акты, решения служащего неправомерными/необоснованными, вменить обязанность устранить допущенные нарушения.
  • Оставить заявление без удовлетворения.

Дополнительно

Постановление порядке ст. 125 УПК РФ должно быть направлено заявителю, руководителю следственного отдела, прокурору. По общему правилу оспаривание не приостанавливает выполнение служащими действий и исполнение вынесенных решений, с которыми гражданин не согласен. Однако прекратить их может дознаватель, начальник органа/подразделения дознания, руководитель следственного отдела, судья, прокурор по своему усмотрению, если посчитает это целесообразным.

Пояснения

Суд может провести проверку обоснованности и законности бездействия/действий, решений не только дознавателя, следователя, но и руководителей отделов, рабочей группы, осуществляющей предварительные мероприятия, других служащих. К последним может относиться даже криминалист. В число прочих действий, способных нанести вред конституционным правам субъектов, участвующих в производстве, входят задержание и возбуждение дела.

Уполномоченные инстанции

В части первой ст. 125 УПК РФ закрепляется первое правило, касающееся места осуществления разбирательства по заявлению субъекта, несогласного с действиями/бездействием, актами служащих. Оно реализуется на первоначальном этапе процесса, в пределах периода от поступления сообщения о преступном деянии до вынесения решения по нему о возбуждении дела либо отказе в этом.

Как отмечают многие юристы, формулировка этого правила небезупречна. Орган предварительного следствия должен принять и в рамках своих полномочий рассмотреть и разрешить любое сообщение о преступлении.

Сложности

Заявление может содержать сведения о противоправном деянии, совершенном за пределами территории, подведомственной органу, в который оно поступило. В таких случаях правило части первой ст. 125 УПК РФ затруднит доступ гражданина к разбирательству дела на заседании. Прежняя редакция рассматриваемой статьи предусматривала, что слушание по заявлению гражданина, оспаривающего решение, действия/бездействия служащих, проводилось по адресу выполнения предварительной проверки сообщения и, соответственно, по месту отказа в возбуждении производства по полученным сведениям. В такой ситуации заявителю было легче отстоять свои интересы. Из этого можно заключить, что часть первая 125 статьи может нести негативные последствия для тех граждан, которые на этапе возбуждения дела стремятся оспорить решения уполномоченных органов и служащих.

Вновь открывшиеся факты

Многие юристы указывают на то, что в части первой комментируемой нормы недостаточно ясно установлено, какой именно суд должен рассматривать жалобы на акты прокуроров об отказе в возбуждении дела по выявленным обстоятельствам. В пленарном постановлении ВС от 2009 года сказано, что рассмотрение такого заявления должно осуществляться согласно положениям комментируемой статьи. В случае поступления жалобы на отказ прокурора возбудить дело по вновь открывшимся фактам дело не ведет никакой орган предварительного следствия. Более того, говорить о деянии, по которому был вынесен приговор, как о содержащем признаки уголовного преступления, неверно.

Кроме этого, следует учесть, что в заявлении могут присутствовать сведения о нескольких противоправных действиях, совершенных в различных местах. Каким судом в таком случае может рассматриваться жалоба? Из буквального толкования закона понятно, что заявление должно направляться по месту совершения какого-либо из описанных деяний. На практике, скорее всего, жалоба будет отправлена в суд по адресу расположения прокуратуры, служащий которой принял решение отказать в возбуждении дела.

Прекращение производства

На практике сложности возникают и с оспариванием актов о закрытии дела. На момент направления жалобы производство не осуществляется. Соответственно, дело никакой орган или служащий не ведет. Если, например, предварительное следствие по нему выполнялось по месту нахождения большей части свидетелей, логично было бы направить заявление в ту структуру, в которой материалы находились на дату принятия оспариваемого решения. Однако на практике следует учитывать предписания законодательства. В нормах, в частности, сказано, что оспаривание постановления о завершении производства осуществляется в районной инстанции по адресу совершения преступления, о котором говорится в акте. Если же деяний было несколько, и они имели место в разных районах, как быть в такой ситуации? Заявление направляют в любой районный суд, на участке деятельности которого было совершено хотя бы одно преступление, которого касается оспариваемое решение.

Международное право

Согласно 9 статье Пакта о политических и гражданских правах, вступившего в действие в 1976 году, положения которого в соответствии с Конституцией выступают как составная часть нормативной базы Российской Федерации, каждый, кто лишен свободы в связи с арестом или помещением под стражу, может рассчитывать на разбирательство дела в суде для того, чтобы было безотлагательно вынесено решение по поводу законности задержания, его освобождения, если действия правоохранительных структур были противоправными.

Учитывая это, заявление субъекта, к которому неправомерно были применены меры воздействия, его представителя, защитника должно приниматься к рассмотрению и разрешаться по существу, согласно правилам, установленным уголовно-процессуальным законодательством.

Важный момент

Необходимо отметить существенный нюанс, который нужно принимать во внимание при применении ст. 125 УПК РФ. Образец заявления, в котором гражданин оспаривает бездействие/действия, решения или акты должностных лиц, официально не утвержден. В этой связи нечеткость формулировок не является основанием для отказа в принятии заявления к производству. Суд обязан установить место рассмотрения жалобы, известить участников проверки, где и когда состоится изучение претензий. Сам заявитель должен быть извещен о дате разбирательства своевременно.

Особенности вынесения решения по существу

Постановление суда по жалобе лица должно содержать обоснования. В этой связи не считаются правомерными акты, в которых содержится только сухой вывод или приводятся неточные формулировки. Например, не является обоснованным решение, в котором присутствуют такие фразы: "Действия следователя считаю законными, нарушений норм УПК не допущено", "Постановление прокурора считаю верным", "Гражданин совершил преступление, вероятно, в условиях крайней необходимости".

Если в рамках проверки законности действий/бездействия, решений будет выявлено, что служащим не были соблюдены нормативные предписания, или его поведенческие акты причинили ущерб интересам обвиняемого/подозреваемого или иных участников производства, соответствующие факты доводятся до руководителя следственного отдела, прокурора, выполняющего надзор за процессом. Нарушения оформляются частным постановлением суда. В соответствии с решением ЕСПЧ комментируемая статья не может рассматриваться как норма, предусматривающая способы разбирательства заявлений, направленных от граждан, содержащихся под стражей перед их экстрадицией.

Статья 123. Право обжалования

1. Действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

2. При нарушении разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу участники уголовного судопроизводства, а также иные лица, интересы которых затрагиваются, могут обратиться к прокурору или руководителю следственного органа с жалобой, которая должна быть рассмотрена в порядке и в сроки, установленные статьей 124 настоящего Кодекса.

Статья 124. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа

1. Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

2. По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ статья 134 настоящего Кодекса дополнена частью 2.1, вступающей в силу с 4 мая 2010 г.

2.1. В случае удовлетворения жалобы, поданной в соответствии с частью второй статьи 123 настоящего Кодекса, в постановлении должны быть указаны процессуальные действия, осуществляемые для ускорения рассмотрения дела, и сроки их осуществления.

3. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора или руководителя следственного органа соответственно вышестоящему прокурору или руководителю вышестоящего следственного органа. Статья 125. Судебный порядок рассмотрения жалоб

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 220-ФЗ часть 1 статьи 125 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

1. Постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с частями второй - шестой статьи 152 настоящего Кодекса, жалобы на решения и действия (бездействие) указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

2. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ в часть 3 статьи 125 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

О конституционно-правовом смысле положений части 3 статьи 125 настоящего Кодекса см. Определение Конституционного Суда РФ от 24 ноября 2005 г. N 431-О

3. Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 241 настоящего Кодекса.

4. В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой.

5. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

6. Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа.

7. Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.

Юридическая консультация

На первый взгляд права, предоставленные участнику уголовного процесса (а равно его защитнику или представителю) ст. 125 УПК РФ, связанные с обращением в суд, являются всеобъемлющими. Однако демократичное настроение на применение данной нормы исчезает, если ни с первых минут судебного процесса по рассмотрению жалобы в порядке ст.125 УПК РФ, то, уж конечно, с первыми словами оглашаемого судом решения.

После получения очередного судебного «щелчка» вновь и вновь обращаюсь к изучению каждого слова ст.125 УПК РФ под названием «Судебный порядок рассмотрения жалоб».

Уже давно растворилось ощущение о демократичности данной нормы права и всеобъемлющего судебного контроля на досудебной стадии взамен действовавшего по предыдущему советскому УПК РСФСР всеобъемлющего прокурорского надзора. При этом, в моих глазах, первое безусловно проигрывает второму. Следует упомянуть, что УПК РСФСР (и других союзных республик) создавались и функционировали в строгом соответствии с Основами уголовно-процессуального законодательства СССР, как их юридической базы. Главной целью уголовно-процессуального законодательства разваленной державы было установление истины по уголовному делу. Главной целью УПК РФ современного периода являются - соблюдение прав и свобод участника процесса, в первую очередь виновного. Такая цель как раз в тему рассматриваемого в данной монографии вопроса. Полагаю, что скрупулезное изучение вопроса на основе анализа судебных решений и попытка автора своими практическими советами помочь сторонам уголовного процесса доставить удовлетворение судебной деятельности надлежаще оформленными документами, поможет и суду принять полное и объективное решение, сократив количество кассационных жалоб и повторных обращений. В свою очередь, конкретные судебные решения должны отразиться и на качестве расследования уголовных дел, обоснованности их возбуждения, в целом на качестве предварительного следствия.
Предмет обжалования по ст.125 УПК РФ (судебный порядок рассмотрения жалоб).

Какие конкретно документы, факты, обстоятельства могут являться предметом обжалования в суд в рамках исследуемой нормы права? Данная конкретная норма права - ч.1 ст.125 УПК РФ в качестве предмета обжалования в суд на досудебной стадии предусматривает четыре фактора (процессуальные документы, иные решения и обстоятельства):


2.Постановление о прекращении уголовного дела.
3.Иные решения.
4.Действия (бездействия).

На первый взгляд, обжалованию подлежат все решения и все действия (бездействия) органов предварительного следствия. Часть 3 статьи 125 УПК РФ утверждает: «Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора». В этом предложении понятия «действие» и «решение» как бы, не подразделяются, а составляют одно целое.

Только на первый взгляд вы можете обжаловать все решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора. На самом деле, вы, практически ничего не можете обжаловать, так как ваша жалоба по существу обречена законодателем на судебный отказ. Уже сам факт того, что в норме нет четкого понятия, что такое «решение», что такое «действие», свидетельствует о завуалированности интересов законодателя.

Если учесть, что правовое понятие «решение» существует и применяется в судебной практике по гражданским делам, и вообще не применяется в уголовном процессе следователем (иным уполномоченным лицом стадии досудебного рассмотрения), то означает ли это, что в понятие «решение» входит более широкий круг актов предварительного следствии, нежели их «постановления», которые, в принципе, только и принимаются ими с различной процессуальной окраской? «Решением» в уголовном процессе на стадии предварительного следствия, как правило, называются результаты оперативного совещания - не процессуальный результат, хотя он может оказаться (совпадать во времени) окончанием работы того или иного следователя по конкретному уголовному делу. Итак, если исходить из того, что решение не есть только постановление, то, что еще может быть «решением» органов предварительного следствия?
Понятие «решение» в ст.5 УПК РФ отсутствует. Слово «решение», как результата следственной деятельности в УПК РФ не применяется ни к одной уголовно-процессуальной ситуации.

Может ли это означать, что в рамках ст.125 УПК РФ в суд можно обжаловать не процессуальное решение на стадии предварительного следствия? Например, следователь вправе обжаловать решение оперативного совещания своего органа следствия (в порядке ст.125 УПК РФ). Конечно же, нет - суд не примет такую жалобу и рассматривать такую жалобу не будет. О возможности возврата жалоб, поступающих в порядке ст.125 УПК РФ будет сказано ниже.

Итак, сужаем понятие «решение» до понятия «постановление». Каждый участник процесса, обнаруживший основания к признанию незаконности постановления органов следствия, не должен «покупаться» на слово «решение», которое есть в ст.125 УПК РФ. Судья не будет долго рассуждать на тему существующих и несуществующих в уголовном судопроизводстве понятий: любой судья знает, что те или иные результаты работы следствия всегда оформляются постановлением. И, если заявитель четко не укажет в своей жалобе, что обжаловано незаконное постановление, то может случиться так: вашу жалобу оставят без рассмотрения, а если и рассмотрят - отклонять или откажут в удовлетворении на том основании, что нет предмета обжалования.

В ч.1 ст.125 УПК РФ указаны наименования лишь 2-х постановлений, допускаемых в качестве предмета обжалования: постановление об отказе в возбуждении уголовного дела; постановление о прекращении уголовного дела.

В п.п. 2 п.2 Постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 1 (далее - Пленум) расшифровано понятие «иные решения», о которых указано в ч.1 ст.125 УПК РФ. К ним относятся:

1.Постановление о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица.
2.Постановление о производстве выплат или о возврате имущества реабилитированному.
3.Постановление об отказе в назначении защитника.
4.Постановление в допуске законного представителя.
5.Постановление об избрании и применении к подозреваемому, обвиняемому мер процессуального принуждения (за исключением залога, домашнего ареста и заключения под стражу, которые применяются по решению суда). Не понятно, по каким основаниям Пленум ограничивает здесь право обжалования судебных постановлений по вопросам избрания мер процессуального принуждения. Статья 125 УПК РФ конструктивно расположена в главе 16 УПК РФ, именуемой «ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ СУДА И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ», что уже изначально предполагает право каждого обжаловать любые решения на досудебной стадии, независимо от субъекта правоприменения.

Перечисленные выше пять разновидностей постановлений по рекомендации Пленума способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства.

Переходим к анализу и определению процессуального значения слов «действия (бездействие)». В той же ст.5 УПК РФ таких понятий не заложено. В какой норме УПК РФ имеется понятие слов «действия (бездействие)» применительно к субъекту правоприменения в досудебном производстве - то есть действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следствия, прокурора)? Как правило, слова «действие», «деяние», «бездействие» относятся к основным понятиям материального права и применяются рядом с процессуальным понятием слов «подозреваемый», «обвиняемый», «подсудимый», «осужденный».

Что такое «действия (бездействие)» следователя? Ни в одном нормативном акте, регулирующим правоприменение в области уголовного права и уголовного процесса, разъяснения таких понятий и словосочетаний не встречается. Складывается впечатление, что такая конструкция ст.125 УПК РФ не случайна. А на фоне принимаемых судами повсеместно постановлений по результатам рассмотрения жалоб (в порядке ст.125 УПК РФ), появилось у меня предчувствие (версия), что такая конструкция создана умышленно для того лишь, чтобы суд мог обоснованно не удовлетворять жалобу даже при явных нарушениях закона, которые «способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию». Обращаю внимание, что последствия вероятных нарушений прав участников процесса можно подразделить на две части:

1) способные причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства;
2) способные затруднить доступ граждан к правосудию.
В ст.125 УПК РФ не отражено понятие слов «действия» (бездействие)» дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора. В п.п.3 п.2 Пленума Верховный Суд формулирует, что же следует понимать под словами «действия» («бездействие») вышеперечисленных должностных лиц на досудебном производстве. Такое понятие проводится Пленумом через призму понятия решения: «решение должностных лиц, ограничивающие права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, которые создают гражданину препятствие для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права». Таким образом, это решения (как правило, постановления), которые затрудняют доступ к правосудию - вторая часть возможных последствий неверного (незаконного) правоприменения.

Пленум перечисляет такие действия (бездействие) или решения, как:
1.Отказ в признании лица потерпевшим.
2.Отказ в приеме сообщения о преступлении.
3.Бездействие при проверке этих сообщений.
4.Постановление о приостановлении следствия.
5.И другие.

Можно сделать вывод из данного положения Пленума, что «действия (бездействие)» дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора подразумевают какое-то устное решение либо решение, оформленное в свободной письменной форме официального документа, либо в форме процессуально оформленного постановления, но в любом случае действие есть решение. Это значит только одно: формулировки и в ст. 125 УПК РФ и в Пленуме настолько неоднозначные, что любой судья по собственному разумению напишет вам отказ в удовлетворении жалобы, имевшей предмет «действие (бездействие)» должностного лица, если вы обжаловали решение, или наоборот. Такая «резиновая лазейка» очень удобна некоторым представителям сегодняшнего правосудия. Не будем забывать, повторюсь, что Пленум четко группирует решения (постановления) как способные «причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства» и действия (бездействие) или решения, которые способны «затруднить доступ граждан к правосудию». Заявитель должен конкретно указать предмет жалобы, обосновав одно из этих двух конкретных последствий.

Суммируя вышеуказанное, составим полный перечень решений, действий (бездействия), которые в рамках ст.125 УПК РФ и Пленума могут быть предметом судебного обжалования в досудебной стадии уголовного судопроизводства.

1.Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
2.Постановление о прекращении уголовного дела. (ч.1 ст.125 УПК РФ)
Иные решения (ч.1 ст.125 УПК РФ):
3.Постановление о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица.
4.Постановление о производстве выплат или о возврате имущества реабилитированному.
5.Постановление об отказе в назначении защитника.
6.Постановление об отказе в допуске законного представителя.
7.Постановление об избрании и применении к подозреваемому, обвиняемому мер процессуального принуждения (за исключением залога, домашнего ареста и заключения под стражу, которые применяются по решению суда). (п.2 Пленума)
Действия (бездействия) (ч.1 ст.125 УПК РФ) или решения (п.2 Пленума):
8.Отказ в признании лица потерпевшим (устный, письменный или в форме постановления).
9.Отказ в приеме сообщения о преступлении (устный, письменный или в форме постановления).
10.Бездействие при проверке этих сообщений.
11.Постановление о приостановлении следствия.
12.И другие (п.2 Пленума).

Если заявитель решил обжаловать в порядке ст.125 УПК РФ другие постановления, решения, действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следствия, прокурора, то отдельное внимание в жалобе надо уделить обоснованию правомерности выбора другого предмета обжалования, который в вышеперечисленном списке отсутствует. При этом нет гарантии, что суд не отклонит по любому основанию другой предмет обжалования и с мнением нижестоящего суда не согласятся все вышестоящие судебные инстанции. В этом перечне нет таких важных постановлений, как постановление о привлечении в качестве обвиняемого, постановление о назначении экспертизы, постановление о соединении или разъединении уголовных дел, постановление о продлении срока следствия и некоторые другие.

Не случайно, при обжаловании таких постановлений судьи в своих решениях указывают, что они не усматривают нарушения конституционных прав заявителя. Доказать обратно практически невозможно, даже если в самой жалобе вы указали, какой конкретно причинен ущерб конституционным правам и свободам. Следует напомнить, что закон не требует наличия факта причинения ущерба, а предусматривает лишь вероятность (возможность) причинения ущерба конституционным правам и свободам граждан. Трудно себе представить, что постановление о продлении срока следствия не способно причинить ущерб конституционным правам гражданина, особенно при дополнении УПК РФ статьей 6-1 о соблюдении в уголовном судопроизводстве разумных сроков.

Так, например, при обжаловании двух постановлений о продлении срока следствия до 4-х месяцев, и до 8-ми месяцев по уголовному делу, возбужденному против П. судья, описав предмет обжалования и доводы заявителя, в своем постановлении не стал даже оценивать обоснованность предмета и опровергать доводы жалобы - лишь констатировал, что эти постановления не нарушают конституционных прав заявителя.

Таким образом, законодателю для большей эффективности деятельности, как судебных органов, так и органов предварительного следствия, следует, на мой взгляд, принять более четкую редакцию ст.125 УПК РФ: либо перечислить конкретные постановления, подлежащие обжалованию, либо оговорить, что обжаловать можно любые постановления, решения, действия (бездействие) должностных лиц следствия.

Не совсем понятно, почему в ст.125 УПК РФ не указано право обжаловать и решения судов на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Вероятно, в целях не допустить противоречие данной норме права Пленум исключил из предмета обжалования постановления об избрании таких мер процессуального принуждения, как залог (ст.106 УПК РФ), домашний арест (ст. 107 УПК РФ), заключения под стражу (ст.109 УК РФ), которые применяются по решению суда. Следовало бы обговорить в Пленуме условия и порядок обжалования данных судебных постановлений или сослаться на норму права, которой следует руководствоваться при их обжаловании. Иначе возникает ощущение, что обжалование этих постановлений вообще не допустимо, хотя, естественно, что они подлежат обжалованию.
Судьи, при вынесении постановлений в порядке ст.ст. 106,107,109 УПК РФ разъясняют право обжалования своих постановлений в трехсуточный срок, хотя не указывают норму права, устанавливающую такой срок.

В данном случае можно также говорить о нарушении права на обжалование лиц, ограниченных в свободе передвижения. На каком основании для этих лиц срок обжалования ограничен тремя сутками, если во всех остальных случаях (в том числе и при судебном обжаловании) сроки обжалования законом не ограничены. Если внимательно изучить все нормы права (ст.106,107,109 УПК РФ, 123-124 УПК РФ), то нигде нет конкретной ссылки на то, что срок обжалования таких постановлений ограничен тремя сутками.

Данная тема является мало освещенной в юридических кругах, но весьма востребованной и злободневной. Количество поступающих в суд жалоб от граждан о необоснованности, по их мнению, применения к ним или их родственникам мер процессуального принуждения, не уменьшается. И хотя Пленум достаточно четко раскрывает многие правовые недосказанности законодателя и заполняет пустое пространство предположений, однако анализ судебных актов по данному вопросу, официально доступных к изучению, позволяет сделать вывод, что по одному и тому же предмету судьи даже в одном и том же суде принимают диаметрально противоположные постановления (кассационные определения). Закон должен быть написан так, чтобы ни у кого не возникало сомнений в обоснованности применения той или иной нормы права, а правоприменение должно быть единообразным.

Особенно важно такое требование при реализации уголовных и уголовно-процессуальных норм права, где грубо нарушить конституционно-правовую и международно-правовую защиту субъекта очень легко. Жалоб из России по количеству в ЕСПЧ - больше, чем из всех других стран и важно не стать посмешищем в ЕСПЧ.

Г.А.Пысина,
старший советник юстиции (полковник),
юрисконсульт СВГБ.

1. Постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с частями второй - шестой статьи 152 настоящего Кодекса, жалобы на действия (бездействие) и решения указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

2. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 241 настоящего Кодекса.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой.

5. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

Право обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц в досудебном производстве как гарантия судебной защиты прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве установлено статьей 46 Конституции Российской Федерации. Жалобы в порядке ст. 123, 124, 125 УПК РФ, могут быть поданы Прокурору либо руководителю следственного органа (ст.124 УПК РФ), а также в Суд (ст.125 УПК РФ). Обжаловать можно любые действия (бездействия) или решения должностных лиц способные причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства. Например, постановления следователя или дознавателя о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, об отказе в назначении защитника, об отказе в допуске законного представителя, о возврате изъятого имущества, об избрании и применении к подозреваемому, обвиняемому мер процессуального принуждения за исключением заключения под стражу и иных мер применяемых по решению суда. Можно обжаловать постановление о назначении экспертизы, продление срока дознания или предварительного следствия, постановление о производстве обыска, отказ в признании потерпевшим или гражданским истцом. Этот перечень обжалуемых действий и бездействий далеко не исчерпывающий.

В тексте жалобы, надо подробно указать какие именно Ваши права нарушены и как эти нарушения ущемляют Ваши свободы, а также какими именно действиями либо решениями, и каких конкретных должностных лиц.

Прокурор либо руководитель следственного органа рассматривает жалобу, поданную в порядке ст.124 УПК РФ в течение 3 суток со дня ее получения. Когда для проверки по жалобе необходимо истребовать дополнительные материалы, а также в иных исключительных случаях допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем заявитель должен быть извещён. В результате рассмотрения жалобы прокурор (либо руководитель следственного органа) выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

Жалоба в порядке ст.125 УПК РФ может быть подана непосредственно в суд либо через дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора, чьи действия (бездействие) либо постановления Вы обжалуете. Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы. Заявитель в обязательном порядке вызываться в суд для участия в судебном заседании. Жалоба рассматривается в суде по правилам состязательного судопроизводства в открытом судебном заседании.

С учетом того, что жалоба на основании статьи 125 УПК РФ может быть подана в суд, а также одновременно на основании статьи 124 УПК РФ - прокурору или руководителю следственного органа, рекомендовать судьям необходимо выяснять, не воспользовался ли заявитель правом, предусмотренным статьей 124 УПК РФ, и не имеется ли решения об удовлетворении такой жалобы.

В случае, если по поступившей в суд жалобе будет установлено, что жалоба с теми же доводами уже удовлетворена прокурором либо руководителем следственного органа, то в связи с отсутствием основания для проверки законности и обоснованности действий (бездействия) или решений должностного лица, осуществляющего предварительное расследование, судья выносит постановление об отказе в принятии жалобы к рассмотрению, копия которого направляется заявителю. Если указанные обстоятельства установлены в судебном заседании, то производство по жалобе подлежит прекращению.

При несогласии заявителя с решением прокурора или руководителя следственного органа, а также при частичном удовлетворении содержащихся в жалобе требований, жалоба, поданная в суд, подлежит рассмотрению в соответствии со статьей 125 УПК РФ.

Если после назначения судебного заседания жалоба отозвана заявителем, судья выносит постановление о прекращении производства по жалобе ввиду отсутствия повода для проверки законности и обоснованности действий (бездействия) или решения должностного лица, осуществляющего уголовное преследование.

В результате рассмотрения жалобы судья (ст.125 УПК РФ) или прокурор (ст.124 УПК РФ) выносит постановление либо о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение, либо об оставлении жалобы без удовлетворения.

Кунцевская межрайонная прокуратура