Административное реагирование. Порядок административного реагирования на правонарушения подчиненных огп. Меры административного пресечения

1) принудительные меры, применяемые уполномоченными государственными органами и их должностными лицами к физическим и юридическим лицам и иным организациям в целях предупреждения и пресечения установленных законом или иным нормативным правовым актом правил и норм в различных сферах, в т.ч. в области охраны прав и свобод человека и гражданина, защиты всех форм собственности, обеспечения общественного порядка, государственной финансовой (налоговой) дисциплины, охраны окружающей природной среды и экологической безопасности и т.д. М.а.в. являются: административное задержание лица, административный арест имущества юридического лица, личный досмотр, досмотр и изъятие вещей и документов, товаров, орудий охоты и рыбной ловли и т.п., отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства. Порядок применения перечисленных мер регламентируется нормами КоАП (гл. 19), законодательством о налоговой службе и налоговой полиции, таможенным законодательством и другими федеральными законами. Кроме того, федеральные надзоры России (Госгортехнадзор, Госатомнадзор) и государственные и н с п е к ц и и (санитарная, автомобильная, труда и др.) применительно к сфере своих полномочий вправе запрещать эксплуатацию промышленных установок, приостанавливать либо запрещать производство на отдельных объектах, приостанавливать строительные работы в случаях, если возникла опасность жизни и здоровью граждан, нарушены требования экологической или радиационной безопасности. Меры предупредительного и пресекательного характера могут быть обжалованы в судебном и административном порядке, а также опротестованы прокурором. 2) Самостоятельную группу М.а.в. составляют меры взыскания административные, применяемые за совершение административных правонарушений (проступков) в соответствии с КоАП РСФСР и некоторыми другими федеральными законами (см. Административная ответственность). Н.Г. Салищева

1. Понятие и общая характеристика мер административного воздействия

2. Классификация и правовое регулирование выбора и реализации мер административного воздействия

2.1. Классификация мер административного воздействия

2.2 Правовое регулирование выбора и реализации мер административного воздействия

3. Характеристика отдельных мер административного воздействия закрепленных в КоАП РФ и порядок их применения

4. Значение мер административного пресечения как средства обеспечения правопорядка

Заключение

Список литературы

Введение

Государственное управление - важнейший вид социально значимой деятельности, обеспечивающей организацию и системное взаимодействие всех заинтересованных субъектов в экономической, социальной, культурной деятельности, создающей гарантии реализации их прав и обязанностей при соблюдении интересов общества, государства, граждан (физических лиц) и их ассоциаций в рамках действующего законодательства.

В процессе государственного управления реализуются методы и формы организации и деятельности системы управления при активном использовании методов и форм административно-правового регулирования.

Необходимым механизмом реализации мер административного воздействия является административное принуждение, которое призвано направлять поведение людей в рамках закона, дать оценка антиобщественного поведения, возложить на нарушителя обязанность исправиться и возместить причиненный ущерб. Административное принуждение осуществляется в интересах общества, и в конце концов, в интересах самого правонарушителя.

Цель административного принуждения - обеспечить исполнение гражданином, а в надлежащих случаях и должностным лицом, установленной юридической обязанности. Оно применяется для прекращения противоправного деяния, наказания лиц, совершивших правонарушение, обеспечения общественной безопасности в целях предупреждения противоправных деяний при определенных ситуациях.

Административное принуждение - это непосредственное применение полномочными органами государственного управления или должностными лицами, а в установленном законом случаях судами (судьями), мер воздействия, урегулированных нормами административного права с целью обеспечения надлежащего порядка управления, общественной безопасности, пресечения и предупреждения правонарушений, привлечения к административной ответственности.

Цель работы рассмотреть понятие, классификацию и назначение мер административного воздействия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. дать понятие и общую характеристику мер административного воздействия;

2. рассмотреть классификацию а также правовое регулирование выбора и реализации мер административного воздействия;

3. дать характеристику отдельных мер административного воздействия закрепленных в КоАП РФ и рассмотреть порядок их применения;

4. рассмотреть значение мер административного пресечения как средства обеспечения правопорядка.

1. Понятие и общая характеристика мер административного воздействия

Меры административного воздействия это принудительные меры, применяемые уполномоченными государственными органами и их должностными лицами к физическим и юридическим лицам и иным организациям в целях предупреждения и пресечения установленных законом или иным нормативным правовым актом правил и норм в различных сферах, в том числе в области охраны прав и свобод человека и гражданина, защиты всех форм собственности, обеспечения общественного порядка, государственной финансовой (налоговой) дисциплины, охраны окружающей природной среды и экологической безопасности и т.д .

Меры административного воздействия тесно связаны с методами административного права. Методы административного права связаны с обеспечением правового регулирования тех отношений и поведения тех субъектов, которые задействованы в системах управления. Административно-правовые методы зависят от принципов, закрепленных правом, а также от сферы и целей управления, правового статуса субъекта, который осуществляет его на основе административно-правового регулирования управленческой деятельности .

Основные принципы организации исполнительной власти в Российской Федерации определены в Конституции РФ, Законе о правительстве РФ и Федеральном законе от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Устанавливая принципы и порядок разграничения полномоий в области конституционно установленных предметов ведения, этот Закон достаточно подробно характеризует методы и формы деятельности субъектов государственного управления на региональном уровне. В 2002-2003 гг. большое внимание уделено проблеме административной реформы в целом и она направлена на упорядочение организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти. Ее основные идеи состоят в: упрощении структуры органов исполнительной власти; искоренении бюрократических методов управления и борьбе с коррупцией аппарата; выводе излишних и рутинных функций за пределы органов исполнительной власти; ускорении инновационных процессов на основе использования информационных технологий; укреплении связи с гражданами. Административная реформа непосредственно касается проблем, методов и форм деятельности субъектов в области государственного управления и должна обеспечить повышение качества и эффективности работы государства по управлению делами общества; обеспечению национальной безопасности.

Мерам управленческого воздействия в административном праве присущи следующие наиболее характерные черты:

Органическая связь целевым подчинением этого вида государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государственной власти;

Выражение управляющего воздействия субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты;

Непосредственное выражение в связях между субъектами и объектами государственного управления как формы практической реализации единой исполнительной власти;

Использование субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации закреплённой за ними компетенции;

Метод управления всегда имеет своим адресатом соответствующий объект;

С учётом многообразия приёмов и способов реализации управленческой компетенции метод управления есть определённая возможность решения управленческих задач, стоящих перед субъектом исполнительной власти;

В методах управления в соответствующем объёме находит своё выражение государственный интерес, управляющая воля государства;

Непосредственное выражение в методе управления принадлежащих и его исполнительному аппарату полномочий юридически властного характера;

Для методов управления характерна правовая форма их непосредственного практического выражения;

Выбор конкретных методов управления и воздействия находится в прямой зависимости не только от особенностей субъектов исполнительной власти, но прежде всего- от особенностей управления.

Итак, по своим показателям метод управления есть средство целенаправленного управляющего воздействия. Такой подход к его пониманию сближает его с методом правового регулирования управленческих общественных отношений. Общее для них - и тот и другой являются регулирующими средствами, т.е. выступают в роли "носителей" административно- правовых дозволений, запретов, предписаний. Однако акценты при этом различны: либо речь идёт о механизме правового регулирования, в принципе едином для всех отраслей права, либо об управленческом инструменте, используемом конкретными исполнительными органами для решения стоящих перед ними повседневных задач.

Главный критерий, необходимый для разграничения названных вариантов в методологическом смысле следующий:

метод правового регулирования- функция административного права;

метод управления- функция субъекта административного права, причем не всякого, а лишь того, который одновременно является субъектом исполнительной власти (государственного управления).

Важность иных средств, используемых в работе органов управления, несомненна, но связываются они с решением задач иного порядка. Так для принятия решения в виде правового акта субъект исполнительной власти предварительно проводит значительную работу, используя при этом различные средства-социологические, математические, графические, выполняемую до принятия решения в целях выработки его наиболее эффективного варианта. Но самого управляющего воздействия еще нет; оно найдет свое выражение в будущем управленческом решении.

Несомненно, что налицо определенные приемы или способы управленческой работы, но если нет управляющего воздействия, нет и собственно методов управления.

Таким образом следует различать:

а) методы управленческого воздействия, они всегда имеют внешнее юридически-властное значение и выражение и выявляются собственно методами управления;

б) методы организации работы аппарата управления; имеют чисто внутри-аппаратное значение;

в) методы совершенствования отдельных управленческих действий; это методы процедурного характера.

Первые из них - административно- правовые методы. В них проявляются все основные качества, присущие государственно-управленческой деятельности, в рамках которой реализуется исполнительная власть. С помощью ряда методов, имеющихся в том или ином наборе в распоряжении каждого субъекта исполнительной власти, управляющее воздействие на объект практически осуществляется путем использования административно-правовых форм и методов. Практически тот или иной метод управления находит свое выражение в нормативных либо индивидуальных правовых актах управления.

Характеризуя понятие административной ответственности многие ученые-административисты полагают, что административная ответственность - это форма реагирования органов государственного управления на административное правонарушение, выражающееся в применении к нарушителю карательных административных санкций. Однако в термин "реагирование" в этом случае вкладывается содержание, только частично объясняющее существо рассматриваемого явления. "Реагирование" выражается в различных формах и применение взыскания - одна из них. Поэтому характеризуя административную ответственность и говоря о реагировании государства на административное правонарушение, следует отметить, что оно в первую очередь выражается в том, что компетентный орган или должностное лицо предъявляют обвинение правонарушителю и расследуют правонарушение. Важно подчеркнуть, что властные полномочия компетентного органа (должностного лица) применить к правонарушителю меры воздействия (доставление правонарушителя, составление протокола) реализуются наряду с обязанностью проинформировать последнего о его праве давать объяснение по поводу совершенного деяния. Иначе говоря, данная форма реагирования государства на административное правонарушение проявляется в обязательной связке таких процессуальных действий, как обвинение лица в совершении правонарушения и в его праве дать объяснение по существу нарушения. Так, КоАП устанавливает, что к правонарушителю могут быть применены определенные меры административного воздействия и вместе с этим ему предоставляется право знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства и давать объяснения по существу нарушения. Однако никто не может принудить виновное лицо давать объяснения, так как дача объяснения по делу есть право нарушителя. Доводы и соображения, содержащиеся в объяснении, прежде всего являются средством защиты прав и интересов правонарушителя, хотя они также служат источником информации для компетентного органа, влияют на "оценку" противоправного деяния и приобретают значение при определении вида административного взыскания. Характеризуя административную ответственность как реакцию государственных органов на совершенное деяние, запрещенное законом, следует подчеркнуть, что такая реакция выражается в осуждении деяния, в "отрицательной оценке" содеянного. Отрицательная оценка административного проступка - самостоятельная мера воздействия, реализуемая компетентным органом. Так, для применения административного взыскания необходимо издание правоприменительного акта - постановления, которое признает субъекта виновным и отрицательно оценивает его поведение. Для объяснения и понимания административной ответственности этот признак является также существенным. Отрицательную оценку в процессе привлечения виновного субъекта к административной ответственности нельзя сводить к разовому, одноактовому воздействию. В известной степени она перманентна: фиксируется в самом факте правонарушения, находит отражение в протоколе об административном правонарушении, высказывается при рассмотрении дела, находит свое завершение в постановлении по делу. Отрицательная оценка, содержащаяся в названном акте, превращает виновное лицо из привлекаемого к административной ответственности в привлекавшегося. Другой важный признак характеризует административную ответственность как форму реагирования государственных органов на правонарушение, что выражается в применении на основе отрицательной оценки карательных административных санкций. Система правовых норм, содержащихся в КоАП, свидетельствует о том, что назначение административного наказания является завершающей мерой (формой) среди других мер административного принуждения. Применение административного наказания материализует правовую оценку, которая была дана правонарушению и личности правонарушителя в ходе рассмотрения дела и вынесения по нему постановления. Значение этого признака состоит в том, что в основном при применении административного наказания виновный субъект претерпевает определенные лишения личного, морального и материального характера. Административное наказание может быть наложено либо тем органом, который вынес постановление о наказании, либо иным органом исполнительной власти. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 32.4 КоАП постановление судьи о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов - органами внутренних дел. Административная ответственность реализуется в специфических для нее процессуальных формах, т.е. меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Это - самый характерный ее признак. Как правильно отметил И.А. Галаган, административная ответственность - преимущественно "процессуальное образование". Очень важно, чтобы карательная деятельность органов государственного управления протекала в определенных административно-процессуальных формах, т.е. по заранее установленным правилам и процедурам, устанавливающим порядок деятельности этих органов в области юрисдикции. Административную ответственность характеризуют и другие признаки (например, принудительный характер, множественность государственных органов, применяющих меры ответственности, нормативно-правовая урегулированность, не влечет за собой судимости), но они общеизвестны и о них достаточно хорошо сказано в юридической литературе. Охарактеризованные здесь признаки позволяют иметь более полное представление об административной ответственности и определить ее, как реагирование государства на административное правонарушение, выражающееся в реализации компетентным органом (должностным лицом) права предъявить обвинение определенному лицу, подвергнуть противоправное деяние официальной оценке и в случае отрицательной оценки применить к виновному лицу административное взыскание. Вместе с тем перечисление и анализ признаков дают внешне объективную, но плоскостную картину административной ответственности, не позволяют посмотреть на нее изнутри, объемно, очертить ее составные части, исследовать личностно-субъективный аспект рассматриваемого явления, Не нужно забывать, что из трех самых важных административно-правовых категорий — административно-правовой нормы, административного правоотношения и административной ответственности, - последняя категория является наиболее личностной, "нормативно переживаемой". Понять все эти аспекты можно при условии, если будет проанализирована структура административной ответственности. Говоря о формулировании единого понятия административной ответственности, следует отметить, что оно возможно на основе многообразия определений. Эти определения образуют целостное понятие не путем их механического соединения, а посредством живого синтеза, при котором каждое определение существенно дополняет, развивает и конкретизирует другое. Думается, что понятие административной ответственности должно синтезировать два основных определения: первое характеризует административную ответственность как объективную категорию, представляющую реакцию государства на административное правонарушение; второе характеризует административную ответственность как субъективно-личностную категорию, показывающую ее как В заключении необходимо сказать, что новый Кодекс РФ об административных правонарушениях переживает очередное испытание. Одной из не до конца решенных проблем Кодекса является вопрос об административной ответственности юридических лиц. Вопрос об административной ответственности юридических лиц очень важен потому, как мы сегодня столкнулись с резким ростом правонарушений, совершаемых предприятиями. Также институт ответственности юридических лиц становится активно востребованным и оправданным еще и в силу того, что у нас возникает множество хозяйствующих субъектов (акционерные общества, товарищества, общества с ограниченной ответственностью и т.д.), которые зачастую не имеют, в отличие от государственных предприятий, ясной и формально установленной структуры управления или скрывают ее. Как следствие, возникают трудности при разрешении конфликтов с законом и выяснении сфер компетенции сотрудников, без чего весьма затруднено привлечение к ответственности непосредственных виновников правонарушений. На сегодняшний день 60—70% составов правонарушений нового Кодекса об административных правонарушениях предусматривают ответственность юридических лиц. С принятием КоАП значительно была расширена сфера общественных отношений, подлежащих административно-правовой охране, за счет установления административной ответственности за некоторые деяния в сфере экономической деятельности, обеспечения экологической безопасности, в области информации и ряде других областей деятельности. КоАП закреплены общие принципы административной ответственности, в том числе и юридических лиц, установлены составы конкретных правонарушений и процессуальные правила рассмотрения дел об административной ответственности, порядок исполнения постановлений по делам об администратвных правонарушениях. Можно сказать, что таким уровнем комплексности не обладает ни один из ныне действующих кодифицированных актов о юридической ответственности. Однако, здесь есть некоторые недоработки. Так, существует необходимость расширить и сделать более разнообразной палитру мер ответственности, применяемых к юридическим лицам. Следует обратить внимание также на предельную сдержанность при законодательном регулировании института вины в КоАП. Вероятно, это объясняется, с одной стороны, недостаточной разработанностью его в доктрине административного права, а с другой — желанием не допускать поспешных решений в далеко еще не ясном вопросе, чтобы не мешать практике, да и теории наработать достаточный опыт в разрешении данной проблемы. Повторюсь, что пока, к сожалению, проблема вины в административном праве изучена очень и очень слабо. А теория могла бы здесь реально помочь практике. К сожалению, наш новый Кодекс об административных правонарушениях, пошел по пути простого копирования основных положений конституционной нормы о презумпции невиновности. И хотя большинство положений этой нормы вполне могут быть усвоены и административным правом, есть одно положение, которое, по моему мнению, для КоАПа не совсем подходит. Это положение, согласно которому (ч. 3 ст. 1.5) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Дело в том, что если за рабочую гипотезу принять конструкцию такой виновной ответственности, при которой субъект юрисдикции доказывает, а по сути обнаруживает причинную связь между противоправным действием (бездействием) субъекта ответственности и наступившими последствиями, т.е. обнаруживает фактические обстоятельства события правонарушения, то кто же, кроме лица, привлекаемого к ответственности, укажет на возможные, устраняющие его вину обстоятельства (крайняя необходимость, действие непреодолимой силы и т.п.)? Независимо от состояния, в котором находится КоАП РФ, следует продолжать усилия по выработке оптимального и афористичного определения административной ответственности.

Административное правонарушение - деяние, преду­смотренное нормами административного права, содержащи­мися как в законе, так и в подзаконных нормативных актах, за которое установлена административная ответственность.

Отличие административных проступков от дис­циплинарных.

1. Административные и дисциплинарные проступки по степени общественной опасности мало чем отличаются. Но если проанализировать характер общественных отношений, которым причиняется вред в результате их совершения, вид­но, что дисциплинарные проступки посягают на внутренний трудовой распорядок, установленный в конкретных организа­циях (учреждениях, предприятиях), на отношения трудовой (служебной, воинской) дисциплины. Указанные отношения объектами административных правонарушений по общему правилу не являются.

2. Административные проступки - деяния, предусмот­ренные административно-правовыми нормами, содержащими описание их юридических признаков.

Дисциплинарные проступки - лишь в самом общем виде определены нормами трудового, административного (ст. 35 КоАП). Описание конкретных признаков таких деяний эти нор­мы не содержат.

3. Административное правонарушение заключается в нарушении общеобязательных правил, норм, регулирующих поведение всех граждан независимо от их принадлежности к той или иной организации, трудовому коллективу.

Дисциплинарный проступок - это неисполнение лицом обязанностей, которые возложены на работника определенно­го предприятия (учреждения, организации).

4. Дисциплинарные проступки влекут применение к ли­цам, их совершившим, дисциплинарные наказания, которые отличаются от административных наказаний:

Характером содержащихся в них лишений (правоограничений);

Правовыми последствиями применения;

Порядком их нормативного регулирования;

Кругом субъектов, имеющих право применять их.

Необходимо сказать, что в некоторых случаях одно и то­же деяние одновременно признается административным пра­вонарушением и дисциплинарным проступком. При этом лицо, его совершившее, привлекается и к административной и к дис­циплинарной ответственности.

(Пример: нарушение законодательства о бухгалтерском учете должностным лицом образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 178 КоАП. Одновре­менно такое поведение является нарушением трудовой дисци­плины и влечет применение к работнику дисциплинарного наказания.).

Рассматривая этот вопрос, необходимо уделить внима­ние квалификации административных правонарушений.

Под квалификацией административных правонаруше­ний понимается установление соответствия признаков совер­шенного деяния признакам конкретного состава администра­тивного проступка, предусмотренным административно-правовой нормой с целью установления их тождества.



Установление полного соответствия признаков совер­шенного деяния признакам состава административного право­нарушения, предусмотренного конкретной правовой нормой, служит основанием для признания деяния конкретным админи­стративным проступком.

Итак, основным содержанием процесса квалификации административных правонарушений является сопоставление признаков совершенного деяния с признаками состава админи­стративного проступка. Думается, что сопоставить сразу всю совокупность этих признаков в большинстве случаев невоз­можно. Поэтому квалификация осуществляется последова­тельно, по элементам.

1. Квалификация по объективной стороне.

Предполагает, прежде всего, сопоставление признаков совершенного деяния с его характеристикой, содержащейся в правовой норме.

2. Квалификация по объекту.

3. Квалификация по субъекту.

Имеют целью установление соответствия признаков, ха­рактеризующих лицо, совершившее деяние, признакам субъек­та, содержащимся в составе административного правонаруше­ния.

4. Квалификация по субъективной стороне.

Предполагает установление соответствия между факти­ческим содержанием психического отношения лица к совер­шенному деянию и признаками субъективной стороны соответ­ствующего состава административного правонарушения.

Все ранее сказанное позволяет сделать вывод о том, что юридическое значение состава административного правона­рушения заключается в том, что установление в деянии лица всех его признаков дает основание констатировать совершение лицом конкретного вида административного проступка и позво­ляет осуществить правовую оценку (квалификацию) содеянно­го.

2 Административная ответственность - вид юридиче­ской ответственности, которая выражается в применении упол­номоченным органом или должностным лицом административ­ного наказания к лицу, совершившему правонарушение .

Основные черты административного правонаруше­ния.

1. Административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами обадминистративных правонарушениях, следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого:

Уголовная ответственность устанавливается толь законами. Дисциплинарная - законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий государе венных служащих. Материальная - законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях - норма» административного права.

2. Основанием административной ответственное является административное правонарушение.

Уголовной - преступление. Дисциплинарной - дисциплинарный проступок. Материальной - причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.

3. За административные правонарушения предусмотрены административные наказания. За преступления - уголовные наказания. За дисциплинарные - дисциплинарные наказания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях.

4. Административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов государственного управления и должностными лицами (Раздел 3 КоАП РК «Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях»).

Уголовные - только судом. Дисциплинарные - органами и должностными лицам наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции. Меры материальной ответственности - судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В отдельных случаях - в административном порядке.

5. Административные наказания налагаются органами государственного управления и должностными лицами на подчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной.

В установленных случаях в таком же порядке как и меры дисциплинарной ответственности применяются меры матери­альной ответственности (на подчиненных работников и служа­щих).

7. Применение административного наказания не вле­чет судимости и не является основанием для увольнения с ра­боты.

8. Меры административной ответственности приме­няются в соответствии с законодательством, регламентирую­щим производство по делам об административных правонару­шениях.

Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уго­ловно-процессуальным законодательством.

Дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанав­ливающими порядок дисциплинарного производства.

Дела о материальной ответственности, как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Следовательно, административная ответственность об­ладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответст­венности.

Но основная особенность административной ответствен­ности состоит в том, что ее основанием является администра­тивное правонарушение, а мерами - административные наказания.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность и освобождение от административной ответственности

1. Необходимая оборона (ст.38 КоАП РК)

Совершение административного правонарушения в состоянии необходимой обороны не является административным правонарушением. То есть деяния при защите личности, жилища, собственности, земельного участка и других прав обороняющегося или иных лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица, независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу, независимо от возможности избежать противоправного посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или государственным органам.

Превышением пределов необходимой обороны признается явное несоответствие защиты характеру и степени опасности посягательства, в результате чего посягающему причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой административную ответственность лишь в случаях умышленного причинения вреда.

Также не подлежит административной ответственности лицо, превысившее пределы необходимой обороны вследствие страха, испуга или замешательства, вызванного противоправным посягательством.

2.Задержание лица, совершившего посягательство (ст.39 КоАП РК)

Не является административным правонарушением совершение деяния при задержании лица, совершившего противоправное посягательство, для доставления этого лица государственным органам и пресечения возможности совершения им новых посягательств, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.

Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего посягательство, признается их явное несоответствие характеру и степени опасности совершенного задерживаемым лицом посягательства и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой административную ответственность лишь в случаях умышленного причинения вреда.

Правом на задержание лица, совершившего посягательство, наряду со специально уполномоченными на то лицами, обладают также потерпевшие и другие физические лица.

3. Крайняя необходимость (ст.40 КоАП РК)

Не является административным правонарушением причинение вреда интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей жизни, здоровью, правам и законным интересам данного лица или иных лиц, интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не допущено превышения пределов крайней необходимости.

Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстановке, в которой опасность устранялась, когда правоохраняемым интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой ответственность лишь в случаях умышленного причинения вреда.

4. Обоснованный риск (ст.41 КоАП РК)

Не является административным правонарушением причинение вреда интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели.

Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым настоящим Кодексом интересам.

Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой жизни или здоровью людей, экологической катастрофой, общественным бедствием или иными тяжкими последствиями.

5. Физическое или психическое принуждение (ст.42 КоАП РК)

Не является административным правонарушением совершение деяния в результате физического или психического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием).

Вопрос об административной ответственности за причинение вреда охраняемым настоящим Кодексом интересам в результате психического принуждения, а также в результате физического принуждения, вследствие которого лицо сохранило возможность руководить своими действиями, решается с учетом положений статьи 40 КоАП.

6. Исполнение приказа или распоряжения (ст.43 КоАП РК)

Не является административным правонарушением совершение деяния лицом, действовавшим во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения. Административную ответственность за совершение такого деяния несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение.

Лицо, совершившее умышленное административное правонарушение во исполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения, несет административную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения исключает административную ответственность.

7. Невменяемость

Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, слабоумия или иного болезненного состояния. О наличии заболевания заключение дает психиатр.

Законодательство предусматривает возможность осво­бождения от административной ответственности лиц, совер­шивших административное правонарушение:

В связи с деятельным раскаянием

Лицо, впервые совершившее административное правонарушение, может быть освобождено судьей, органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, от административной ответственности, если это лицо после совершения правонарушения добровольно возместило причиненный ущерб или иным образом загладило причиненный правонарушением вред.

При малозначительности правонарушении

При малозначительности вреда, причиненного административным правонарушением, судья, орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Истечение срока давности

Лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды - по истечении шести месяцев со дня его совершения, кроме случаев, предусмотренных КоАП.

Физическое лицо не подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного коррупционного правонарушения, а также правонарушения в области налогообложения, естественных монополий и антимонопольного законодательства по истечении одного года со дня его совершения, а юридическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) не подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного коррупционного правонарушения по истечении трех лет со дня его совершения, а за правонарушение в области налогообложения, естественных монополий и антимонопольного законодательства - по истечении пяти лет со дня его совершения.

При длящемся административном правонарушении, а также при совершении административного правонарушения в области финансов и бюджета, посягающего на охраняемые законом интересы общества и государства, лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

Положения частей первой и третьей настоящей статьи не распространяются на случаи, когда административное правонарушение способствовало совершению преступления и об этом стало известно в ходе расследования или судебного рассмотрения уголовного дела. Суд вправе в порядке, предусмотренном частью первой статьи 387 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, наложить на лицо, виновное в таком правонарушении, административное наказание, если с момента совершения административного правонарушения прошло не более одного года.

Течение срока наложения административного наказания за административное правонарушение приостанавливается с момента направления дела в судебные инстанции или должностному лицу государственного органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях.

Исчисление этих сроков возобновляется в случаях возвращения дела органу, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях, для устранения недостатков.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее трех месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Течение срока наложения наказания за административное правонарушение прерывается, если до истечения сроков, указанных в частях первой и третьей настоящей статьи, лицо совершит новое административное правонарушение. Исчисление срока в этих случаях начинается с момента обнаружения нового административного правонарушения.

Постановление судьи или уполномоченного органа о прекращении административного производства вне зависимости от срока, предусмотренного в части первой настоящей статьи, может быть пересмотрено по протесту прокурора в течение года со дня вступления его в законную силу.

На основании акта амнистии

Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности или наложенного административного наказания на основании акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания.

Акт об амнистии издается Парламентом Республики Казахстан в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

- в связи с изменением обстановки, болезнью

Лицо, совершившее деяние, содержащее признаки административного правонарушения, может быть освобождено от административной ответственности вследствие изменения обстановки, а также болезни, препятствующей исполнению административного наказания.

-в связи с примирением сторон

Примирение осуществляется на основе письменного соглашения, подписанного потерпевшим и лицом, совершившим административное правонарушение.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение :

1) раскаяние виновного;

2) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение административного правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет;

6) совершение административного правонарушения в результате физического или психического принуждения;

7) совершение административного правонарушения при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержании лица, совершившего противоправное посягательство, исполнении приказа или распоряжения;

8) совершение административного правонарушения впервые по неосторожности.

Судья, орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в части первой настоящей статьи.

Обстоятельства, отягчающие ответственность за административные правонарушения :

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на разъяснения закона прокурором и (или) требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное в течение года совершение однородного административного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 66 КоАП;

3) вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;

4) привлечение к совершению административного правонарушения лиц, которые заведомо для виновного страдают тяжелым психическим расстройством, либо лиц, не достигших возраста, с которого наступает административная ответственность;

5) совершение административного правонарушения по мотиву национальной, расовой и религиозной ненависти или вражды, из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое правонарушение или облегчить его совершение;

6) совершение административного правонарушения в отношении лица или его близких в связи с выполнением данным лицом своего служебного, профессионального или общественного долга;

7) совершение административного правонарушения в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного;

8) совершение административного правонарушения группой лиц;

9) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

10) совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения. Судья, орган (должностное лицо), налагающие административное наказание, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Таким образом, административная ответственность обладает рядом специальных характеристик, отличающих ее от других видов ответственности. Основное отличие состоит в том, что основанием для административной ответственности является административное правонарушение, а мерами воздействия на правонарушителей – административные наказания.

3 Одной из форм административно-правового принуждения обладает всеми его признаками, является административное пресечение . Но при этом необходимо правильно разграничивать административное наказание и не карательные средства принуждения. Меры пресечения устанавливаются для недопущения нарушения правовых норм, пресечения (прекращения) и предупреждения вредных последствий правонарушения, обеспечения условий для последующего привлечения виновных к ответственности.

Цель административного пресечения - предупреждение или прекращение противоправных действий, а не воздействие на волю нарушителя. Эти меры неопределенны по своему размеру, по времени действия и применяются до прекращения противоправного состояния. В отличие от административной ответственности (мера исключительно субъективного личностного характера) не карательные средства принуждения могут относиться как к субъекту (административное задержание, применение мер непосредственного физического пресечения), так и к материальным предметам (арест имущества, снос самовольно возведенных строений), не затрагивая личности.

Меры пресечения обращены в будущее, имеют в виду несовершенное противоправное действие или приурочены к начавшемуся правонарушению, обеспечивают возможность применения мер административной ответственности и обычно предшествуют ей. Меры пресечения применяются для прекращения объективно противоправных действий совершаемых людьми. Круг субъектов, в отношении которых могут быть применены меры пресечения, более широк, чем круг субъектов, подлежащих административным наказаниям.

По характеру предметной направленности меры пресечения могут быть выражены в форме ограничения физической свободы и имущественных прав. Ограничение физической свободы заключается в реальном применении, принудительных мер к виновной личности.

Меры пресечения имущественного характера применяются при наличии противоправного причинения имущественного вреда для восстановления первоначального положения вещей (возложение обязанности возместить причиненный ущерб, снос самовольно возведенных строений и сооружений, изъятие у организаций незаконно полученного).

Меры пресечения, применение которых позволяет прекратить правонарушение без последующего привлечения лиц к ответственности, носят самостоятельный материально-правовой характер, а меры пресечения, применяемые как вспомогательные процедурные меры для последующего наказания правонарушителей, являются чисто процессуальными.

По своему функциональному назначению нормы права делятся на материальные и процессуальные, а меры пресечения, исходя из этого критерия на общие, специальные и процессуальные.

Общие меры пресечения: административное задержание, административный надзор за прибывшими из мест лишения свободы лицами, запрещение эксплуатации, приостановление работ и т.д.

Специальные меры пресечения применяются к гражданам, так как направлены на право ограничение физической свободы субъекта для оперативного прекращения противоправного поведения. К ним относятся:

а) средства простого физического воздействия (приемы боевой борьбы, использование
служебных животных);

б) применение спецсредств (дубинки, наручники, водометы, бронемашины);

в) использование огнестрельного оружия.

К процессуальным мерам пресечения относятся: доставление, задержание, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортными средствами. При применении мер пресечения необходимо строго соблюдать принципы законности, целесообразности и минимизации вреда.

Административное задержание - принудительное кратковременное ограничение свободы действий и передвижений граждан, совершивших административное правонарушение. Применяется как средство прекращения правонарушения. Производится в целях установления личности правонарушителя, составления протокола об административном нарушении, доставления нарушителя в полицию и привлечения его к административной ответственности. Административному задержанию не подлежат депутаты, судьи, прокуроры, а также иностранные граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом.

Административное задержание необходимо отличать от личного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. Разграничение следует проводить по характеру правонарушения. Административное задержание производится в целях пресечения административных правонарушений и не может продолжаться более 72 часов с момента доставления нарушителя для составления протокола.

В исключительных случаях, в связи с особой необходимостью, законодательными актами Республики Казахстан могут быть установлены иные сроки административного задержания для лиц:

Нарушивших пограничный режим или режим в пунктах пропуска через государственную границу - до трех часов с момента доставления нарушителя для составления протокола, а в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения - до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания или на срок до десяти суток с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность (задержание осуществляется пограничными войсками);

Допустивших нарушение порядка, установленного в связи с введением
комендантского часа в местности, где объявлено чрезвычайное положение, при задержании
полицией и военными патрулями - до окончания комендантского часа, но не более чем на
трое суток;

Совершивших мелкое хулиганство, нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций до рассмотрения дела судьей или начальником органа внутренних дел.

Особый порядок установлен для задержания водителей транспорта, находящихся за рулем в нетрезвом состоянии, и освидетельствования на состояние опьянения . Основанием к проверке могут быть нарушение правил дорожного Движения, совершение дорожно-транспортного происшествия, сообщение граждан об употреблении водителем алкогольных или наркотических средств, а также сам характер движения машины, свидетельствующий о том, что за рулем нетрезвый человек.

Изъятие имущества производится в административном порядке в отношении предметов, находящихся в неправомерном владении: огнестрельного оружия у лиц, нарушающих правила его приобретения; транспортных средств и документов на право пользования ими при нарушении правил дорожного движения, предметов незаконной охоты и рыболовства, специально уполномоченными на то государственными органами.

Изъятые вещи и документы доставляются в распоряжение соответствующего государственного органа, где они должны находиться до принятия решения по итогам рассмотрения дела о проступке. После рассмотрения дела в зависимости от его исхода изъятые вещи и документы конфискуются, возвращаются владельцу или уничтожаются, а при возмездном изъятии вещей реализуются. О случае изъятия вещей и документов составляется самостоятельный протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении.

Один из видов административного пресечения - приостановление работы объектов разрешительной системы . Государством установлен разрешительный, контролируемый, порядок приобретения, хранения и перевозки оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых, сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ.

Нарушения правил разрешительной системы : отсутствие разрешения органа внутренних дел на открытие объекта и условий, обеспечивающих безопасность его
функционирования (нарушение правил техники безопасности, противопожарных и
санитарных правил), - подлежат немедленному пресечению со стороны соответствующих государственных органов.

Ликвидация результатов неправомерных действий является средством восстановления первоначального положения (самовольное строительство хозяйственных и бытовых строений или иное самовольное занятие земельных участков влечет штраф со сносом незаконно возведенных строений и сооружений за счет виновного).

Временное отстранение от работ используется как средство административного
пресечения в отношении лиц, состояние здоровья которых угрожает окружающим (водители, в
отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии
опьянения, и др.).

Требование прекратить неправомерное поведение применяется уполномоченными органами управления в случае его обнаружения (нарушение общественного порядка, правил противопожарной безопасности) и носит юридически обязательный характер, исходит от работника полиции во время исполнения им своих обязанностей.

Продолжение противоправного поведения , заключающееся в отказе от исполнения настойчивых, неоднократно повторенных распоряжений или требований работника полиции, или неповиновения, выраженного в дерзкой форме, свидетельствующего о проявлении явного неуважения к органам, охраняющим общественный порядок, является злостным неповиновением законному распоряжению или требованию работника полиции, предусмотренным нормами административного законодательства.

Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, осуществляется органами внутренних дел для наблюдения за поведением вышеуказанных лиц, предупреждения с их стороны преступлений . Правовым основанием надзора является Закон Республики Казахстан "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от 15 июля 1996 года, в соответствии с которым и осуществляется указанное направление административной деятельности.

Административный надзор устанавливается в отношении:

а) признанных судами особо опасными рецидивистами;

б) судимых за тяжкие преступления или два и более раза за любые умышленные
преступления либо ранее освобожденных из мест лишения свободы до полного отбытия
назначенного судом срока наказания с обязательным привлечением к труду и вновь
совершивших умышленное преступление в течение не отбытой части наказания или
обязательного срока работы, если их поведение в период отбывания наказания в местах
лишения свободы свидетельствует об упорном нежелании встать на путь исправления и
приобщения к честной трудовой жизни;

в) судимых за тяжкие преступления или два и более раза к лишению свободы за любые умышленные преступления либо ранее освобожденных из мест лишения свободы до полного отбытия назначенного судом срока наказания с обязательным привлечением к труду и вновь совершивших умышленное преступление в течение не отбытой части наказания или обязательного срока работы, если они после отбытия наказания либо условно-досрочного освобождения от наказания систематически нарушают общественный порядок, несмотря на предупреждения органов внутренних дел о прекращении антиобщественного образа жизни.

Административный надзор устанавливается на срок от шести месяцев до одного года. В необходимых случаях он может быть продлен еще на 6 месяцев, но не свыше сроков, предусмотренных законом для погашения или снятия судимости. Надзор прекращается:

а) по истечении срока, на который он был установлен;

б) досрочно, если будет установлено, что поднадзорный твердо встал на путь честной трудовой жизни, положительно характеризуется на работе и в быту;

в) в случае погашения или снятия судимости с поднадзорного.

О прекращении административного надзора выносится постановление, которое утверждается начальником отдела внутренних дел. Административный надзор может быть отменен прокурором в случае признания его установления необоснованным.

Применять спецсредства и огнестрельное оружие в качестве меры пресечения вправе только субъекты административной власти. Их использование не имеет прямой связи с возбуждением уголовного дела и может иметь место до возбуждения дела, после его приостановления, прекращения, а также для пресечения невиновных общественно опасных действий.

Основания и порядок применения спецсредств и огнестрельного оружия в целях пресечения противоправных действий регламентируются Законом «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» от 23 июня 1992 г., Указом Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 21 декабря 1995 г. «Об органах внутренних дел Республики Казахстан, а также инструкциями МВД, согласованными с заинтересованными ведомствами.

Специальные средства применяются в исключительных случаях для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка насильственного характера; отражения нападения на здания, помещения, сооружения и транспортные средства, принадлежащие государству.

Целью использования специальных средств (к специальным средствам относятся наручники, связывание, приемы самбо, применение служебно-розыскных собак, дубинки, слезоточивый газ, водометы и т.д.) и огнестрельного оружия является пресечение общественно опасных действий, недопущение их перерастания в преступные посягательства на конституционные свободы, права и законные интересы граждан.

Наручники и связывания применяются до успокоения буйствующих, бесчинствующих либо на время, необходимое для конвоирования задержанных и заключенных под стражу. По истечении двух часов наручники снимаются и через 10-15 минут вновь надеваются. При температуре ниже 0°С во время конвоирования пешим порядком и на открытом транспорте применение наручников или связывание не допускается.

Связывание производится средствами, исключающими возможность причинения телесных повреждений. Нахождение в связанном состоянии не должно превышать двух часов. Лицо, к которому применена данная мера пресечения, должно находиться под постоянным наблюдением.

В целях пресечения правонарушений применять огнестрельное оружие, выданное им на законном основании, вправе лишь работники органов внутренних дел.

Существуют следующие виды применения огнестрельного оружия :

1) не на поражение людей:

а) для защиты граждан от нападения животных;

б) с целью пресечения (подачи сигнала тревоги или вызова помощи, для остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель не подчиняется неоднократным законным требованиям работников органов внутренних дел остановиться и ставит тем самым под угрозу жизнь и здоровье граждан);

2) на поражение людей:

а) с целью необходимой обороны для защиты граждан от преступного посягательства; для отражения нападения на работников органов внутренних дел и членов их семей, других лиц, выполняющих служебный или общественный долг по охране общественного порядка и борьбе с преступностью; нападения на жилые помещения граждан, на специально охраняемые органами внутренних дел объекты, помещения государственных предприятий, учреждений, организаций; отражения нападения на войсковой или служебный наряд органов внутренних дел;

б) в условиях крайней необходимости (для освобождения заложников; для задержания лиц, оказывающих сопротивление либо застигнутых при совершении тяжкого преступления; совершающих побег из-под стражи, кроме содержащихся под административным арестом), а также для задержания вооруженных лиц, отказывающихся выполнять законное требование о сдаче оружия

Таким образом, административное правонарушение - противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, нарушающее общеобязательные административно-правовые нормы и влекущее ответственность в виде административных наказаний. Совершение административных правонарушений влечет применение к виновным мер государственного принуждения в виде административной ответственности. И только при наличии состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.

Административная ответственность, как разновидность юридической ответственности, является реакцией государства на правонарушение и состоит в обязанности претерпевания правонарушителем известных лишений, выражающих наступивший для него правовой урон , т.е. выражается в применении административных наказаний за административное правонарушение уполномоченным на то органом или должностным лицом в порядке, установленном административным законодательством.

Вопросы для самоконтроля по теме

1. Что такое административное правонарушение, его признаки?

2. Является ли административное правонарушение общественно опасным деянием?

3. Что включают в понятие «состав административного правонарушения»?

4. Что такое административная ответственность, каковы ее основные признаки?

5. Чем регулируются вопросы, связанные с привлечением к административной ответственности?

6. Какие лица признаются несовершеннолетними – субъектами административной ответственности?

7. Что характерно для административной ответственности военнослужащих?

8. В чем состоит особенность административной ответственности депутатов Парламента?

9. Какая мера ответственности не применяется к сотрудникам органов внутренних дел?

10. В чем состоит особенность административной ответственности судей Республики Казахстан?

11. Какие органы не могут привлекать к административной ответственности?

12. Какой возраст по достижении которого лицо может быть привлечено к административной ответственности.

13. В каких случаях возможно освобождение от административной ответственности?

14. В чем заключается сущность административных пресечений?

15. Дайте характеристику мер административного пресечения?

Тема 5. Система административных наказаний в РК .

Цель лекционного занятия: уяснить смысл и значение административных наказаний;

Развить практические навыки и основные умения у студентов;

Формировать интерес к изучаемому курсу, уважение к закону

Ключевые слова : административное наказание; виды административного наказания; меры административного наказания

Вопросы:

1 Понятие и виды административных наказаний

2 Меры административного наказания.

3 Органы, пользующиеся правом налагать административные наказания, и иные условия наложения административной ответственности

1 Мерой ответственности за административное правонарушение является административное взыскание. Оно выражается, как правило, либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя. В административном праве административные взыскания имеют вид системы, определяемой общностью целей оснований применения.

Административное взыскание является мерой государственного принуждения, применяемой уполномоченными на то законом судьей, органами (должностными лицами) за совершение административного правонарушения, и заключается в предусмотренном КоАП РФ лишении или ограничении прав и свобод лица, совершившего такое правонарушение.

Административное взыскание применяется в целях восстановления социальной справедливости и воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требований законодательства и уважения правопорядка, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Основные виды административных взысканий:

1) предупреждение - взыскание морального характера, выносимое в письменной форме, или оформляется иным способом. Влечет за собой юридические последствия как иные административные взыска­ния (может иметь значение для определения правонарушения повторным);

3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непос­редственным объектом административного правонарушения, состо­ит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не пре­дусмотрено действующим законодательством. В административном порядке конфискация может быть назначена в качестве как основной, так и дополнительной санкции, применять конфискацию, как административную санкцию, в соответствии с действующим законода­тельством могут: административная комиссия, судья, государствен­ная инспекция и другие органы, уполномоченные рассматривать дела о соответствующих административных проступках;

5) лишение специального права, предоставленного данному граждани­ну, применяется на срок до двух лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом (например, право уп­равления транспортными средствами, охоты и т.п.). Здесь необходи­мо иметь в виду, что речь идет о лишении специальных предостав­ленных гражданину прав. Эти правила не распространяются на пра­ва граждан, закрепленные в Конституции РК;

6) лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата или их приостановление - административное взыскание, применяемое к хозяйствующим субъектам и должностным лицам специально уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

7) приостановление или запрещение деятельности индивидуального предпринимателя;

8) принудительный снос самовольно возводимого или возведенного строения;

9) административный арест устанавливается и применяется лишь в ис­ключительных случаях за отдельные виды административных пра­вонарушений на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается районным (городским) народным судом (судьей). Он не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам первой и второй групп;

10) административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранных граждан и лиц без гражданства заключается в принуди­тельном и контролируемом их перемещении через государственную границу РК, за пределы РК, - контролируемом самостоятельно выез­де выдворяемых из РК;

11) установление надзора за предпринимательской деятельностью - вид административного взыскания, применяемый в качестве дополнительного на срок до одного года к гражданам - хозяйствую­щим субъектам, нарушившим нормы административного закона, и неприменим в отношении иных лиц.

На основании действующего законодательства предприниматель при осуществлении хозяйственной или иной установленной нормативной, так и дополнительной санкции, применять конфискацию, как административную санкцию, в соответствии с действующим законодательством могут: административная комиссия, судья, государственная инспекция и другие органы, уполномоченные рассматривать дела о соответствующих административных проступках.

Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативными актами, предусматривающими ответственность за совершенное правонарушение в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, кодексом и другими актами об административных правонарушениях.

Административное взыскание может быть наложено;

Соответствующими органами или должностными лицами в пределах их компетенции;

Если в действиях виновного содержится состав административного проступка {т.е. налицо совокупность признаков, при наличии которых деяние считается административным проступком);

Если данный состав закреплен соответствующей нормой КоАП или иным нормативным актом, регулирующим административные право­отношения;

Если санкция данной статьи предусматривает ответственность за совершенное правонарушение (проступок);

С учетом характера совершенного правонарушения, личности нару­шителя, степени вины, имущественного положения, а также обстоя­тельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Статьей 61 КоАП предусмотрены обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, содержится в статье 62 КоАП и является исчерпывающим.

Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

Главой 8 КоАП РК предусмотрены основания освобождения от административной ответственности и административного взыскания :

1. в связи с деятельным раскаянием;

2. при малозначительности правонарушения;

3. в связи с истечением срока давности;

4. на основании акта амнистии;

5. в связи с изменениями обстановки, болезнью.

Таким образом,мерой ответственности за административное правонарушение является административное взыскание. Оно выражается, как правило, либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя. В административном праве административные взыскания имеют вид системы, определяемой общностью целей оснований применения.

2. Административное взыскание и меры административно-правового воздействия закреплены в КоАП РК

Административное взыскание не имеет своей целью причинение физических страданий лицу, совершившему административное правонарушение, или унижение его человеческого достоинства, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административное взыскание не является средством возмещения имущественного ущерба. Причиненный административным правонарушением вред возмещается в порядке, предусмотренном с татьей 64 КоАП РК.

Предупреждение

Предупреждение состоит в официальной даче органом (должностным лицом), уполномоченным налагать административное взыскание, отрицательной оценки совершенного правонарушения и предостережении физического или юридического лица о недопустимости противоправного поведения. Предупреждение выносится в письменной форме.

Административный штраф

Административный штраф - есть денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных в статьях особенной части КоАП, в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законодательным актом, действующим на момент наложения административного взыскания.

Размер штрафа выражается в процентах от суммы неисполненного или исполненного ненадлежащим образом налогового обязательства, установленного законодательными актами Республики Казахстан, а также от суммы операции, проведенной с нарушением норм законодательства Республики Казахстан, либо в размере суммы нанесенного окружающей среде вреда, либо в процентах от суммы дохода (выручки), полученного в результате осуществления монополистической деятельности.

Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо не может быть менее одной пятой месячного расчетного показателя.

Размер штрафа, налагаемого на должностное лицо, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, адвоката, а также юридическое лицо не может быть менее пяти месячных расчетных показателей.

Размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, являющееся субъектом крупного предпринимательства, не может быть менее двадцати месячных расчетных показателей.

Штраф взыскивается в доход государственного бюджета в установленном законодательством порядке.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии на основании постановления судьи и последующей реализации в порядке, предусмотренном для исполнения судебных актов. Вырученная от реализации такого предмета сумма передается судебным исполнителем собственнику за вычетом расходов по его реализации.

Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником существования. Возмездное изъятие может применяться только за умышленное правонарушение.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, а также имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения состоит в принудительном безвозмездном обращении их в собственность государства в установленном законодательством порядке.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, предмета, подлежащего возвращению его собственнику либо изъятого из оборота. Предмет, изъятый из оборота, подлежит обращению в собственность государства или уничтожению.

Конфискации подлежит лишь предмет, являющийся собственностью нарушителя. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов к нему и других разрешенных орудий охоты и рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота (рыболовство) является основным законным источником существования.

Данная мера пресечения применяется судьей и может налагаться в случаях, когда она предусмотрена в качестве административного взыскания.

Лишение специального права, предоставленного конкретному лицу, применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Данная мера применяется судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанными лицами, в нарушение установленных правил, места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являлись.

Лишение права охоты, рыболовства, хранения и ношения охотничьего оружия, боевых припасов к нему и рыболовных снастей не может применяться к лицам, для которых охота (рыболовство) является основным законным источником существования, за исключением систематического нарушения порядка пользования этим правом.

Лишение физических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов и юридических лиц лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий налагается судьей за административное правонарушение, совершенное при осуществлении указанными лицами деятельности либо совершении определенных действий, предусмотренных лицензией, специальным разрешением, квалификационным аттестатом (свидетельством).

Приостановление действия лицензии на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий или временное лишение специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) устанавливается на срок до шести месяцев.

Приостановление или запрещение деятельности или отдельных видов деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица производится только в судебном порядке по заявлению органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях.

Исковое заявление о приостановлении или запрещении деятельности или отдельных видов деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица направляется в суд в порядке и на основаниях, установленных законодательными актами Республики Казахстан. Заявление рассматривается судом в десятидневный срок.

Мера административного взыскания в виде приостановления деятельности или отдельных видов деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица применяется в случаях, когда нарушение устранимо проведением необходимых действий (мероприятий) в срок, установленный судом для их устранения.

Приостановление или запрещение деятельности или отдельных видов деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица без судебного решения допускается в исключительных случаях на срок не более трех дней с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд. При этом акт о запрещении или приостановлении деятельности или отдельных видов деятельности действует до вынесения судебного решения.

Принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения налагается судьей в случаях, предусмотренных КоАП РК.

Административный арест назначается судьей в исключительных случаях на срок до пятнадцати суток за отдельные виды административных правонарушений против личности, а также за совершение отдельных видов коррупционных административных правонарушений и (или) нарушений требований режима чрезвычайного положения - до тридцати суток.

Административный арест не может применяться к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, к инвалидам I и II групп, а также к женщинам в возрасте свыше пятидесяти восьми лет и к мужчинам свыше шестидесяти трех лет. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев или лиц без гражданства применяется судьей как мера административного взыскания в порядке и по основаниям, которые предусмотрены КоАП.

В случае если в ходе административного производства лицо, в отношении которого может быть применена мера административного взыскания в виде административного выдворения за пределы Республики Казахстан, сообщит о совершенном в отношении его деянии, признаваемом в соответствии с УК РК тяжким или особо тяжким преступлением, то рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении этого лица откладывается до принятия решения по сообщению или заявлению в порядке, установленном статьей 185 УПК РК.

К лицу, совершившему административное правонарушение, наряду с наложением административного взыскания в целях предупреждения совершения этим лицом новых правонарушений могут применяться следующие меры административно-правового воздействия:

1) проверка знаний правил дорожного движения;

2) принудительные меры медицинского характера.

Меры административного правового воздействия могут применяться наряду с наложением административного взыскания, так и вместо него при освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьями 67, 68 КоАП.

Добрый день. Какие есть меры административного воздействия?

Адвокат Антонов А.П.

Добрый день!

Меры административного воздействия — это принудительные меры, применяемые уполномоченными государственными органами и их должностными лицами к физическим и юридическим лицам и иным организациям в целях предупреждения и пресечения установленных законом или иным нормативным правовым актом правил и норм в различных сферах, в том числе в области охраны прав и свобод человека и гражданина, защиты всех форм собственности, обеспечения общественного порядка, государственной финансовой (налоговой) дисциплины, охраны окружающей природной среды и экологической безопасности и т.д. Административное воздействие реализуется посредством мер убеждения (разъяснения, предупреждения и так далее) и принуждения. Принуждение реализуется через меры пресечения и наказания. согласно ст.27.1 Кодекса об административных правонарушениях, в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) доставление;

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

9) привод; 10) временный запрет деятельности; (п. 10 введен Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ) 11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; 13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса.

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Согласно ст.3.2 Кодекса об административных правонарушениях, за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности;

10) обязательные работы;

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.