§4. свободное использование произведений. Использование произведений и фонограмм в российском сегменте сети интернет

Терлецкий Василий Витальевич ,

Генеральный директор, кандидат юридических наук

Сегодня использование авторских произведений и фонограмм в российском сегменте сети Интернет происходит даже в большем объеме, чем на Западе. Но поскольку сама информация об Интернете начала широко распространяться в России относительно недавно (реклама Yandex на ОРТ признана событием 2000 года), то большинство авторов, исполнителей и других правообладателей еще плохо знают о своих собственных правах и не догадываются о масштабах и способах использования их интеллектуального труда в Интернете.

Исходя из опыта общения с правообладателями можно утверждать, что сегодня большинство авторов не считает, что использование их произведений в Интернете причиняет им существенные убытки. Многие полагают, что раз их произведения используются, значит, это кому-то интересно, следовательно, это косвенная популяризация их труда, своеобразная реклама.

Но когда речь заходит о "деньгах" и автор сталкивается с использованием его произведений за плату, пусть и мизерную, или автор понимает, что владельцы сайтов получают доходы от рекламы, размещенной на страницах с его произведениями, у автора наступает шок.

В настоящее время использование произведений в российском Интернете происходит в основном на некоммерческих началах. Например, "библиотека Машкова" не использует размещение рекламных баннеров на страницах с произведениями, в связи с чем правообладатели не предъявляли пока особых претензий. Но перед многими контент-провайдерами, переводящими свою деятельность на коммерческую основу, стоят проблемы легализации своей деятельности.

Что касается отношения к авторским правам со стороны большинства пользователей Интернета в России, то оно постоянно эволюционирует и совершенствуется. Несколько лет назад, следуя давно прошедшей зарубежной моде, многие видные представители российской Интернет-общественности подхватили идеи "копилефта" - безвозмездного использования произведений с обязательным соблюдением личных неимущественных прав их создателей, то есть с указанием имени правообладателя и без изменений в содержании (по возможности). Многим эта идея показалась привлекательной. Интернет предоставил возможности быстрого доступа к информации, информационного обмена, индивидуальных взаимодействий - всего того, что мы называем "интерактивной коммуникацией", поэтому для многих получение большого объема информации является приоритетом при работе в сети. Фактически неограниченное количество информации, свободно получаемое пользователем, его очень радует. А если все эти массивы информации бесплатны, то степень радости многократно возрастает.

Сегодня более 99 процентов авторских произведений и фонограмм распространяются через Интернет бесплатно. Цифра, соизмеримая с объемом пиратства в недалеком прошлом в России. Причем некоторые наши случаи общения с подобными "деятелями" Интернета заканчивались тем, что неглупые люди, отстаивая свою позицию, признавали, что создают и собственные произведения (например, проводят крупные маркетинговые исследования), но когда мы прелагали им опубликовать эти результаты их деятельности в свободном доступе в Интернет - реакция была предсказуема. Начинались отговорки вроде: "хватит ловить нас на слове". На самом деле, это неконструктивный подход.

За прошедшие год-два ситуация несколько изменилась. Мы уже почти не слышим требований свободного использования произведений. "Эйфория бесплатности" прошла, потому что правообладатели (в основном - представители музыкального бизнеса) начинают пристально смотреть на Интернет, как на явление, причиняющее значительные убытки и подрывающее их "несетевую", "оффлайновую" деятельность. Не удивительно, что музыкальный бизнес требует защиты прежде всего имущественных прав, поскольку в основном в качестве его представителей выступают продюсеры, обладающие именно имущественными правами, в большинстве случаев - только смежными (по нашему законодательству об авторском праве и смежных правах). В ходе своей деятельности продюсеры стараются получать также права авторов и исполнителей, то есть становиться единственными правообладателями на конечный продукт - фонограмму, чтобы распоряжаться любым ее использованием самостоятельно и стимулировать потребителя приобретать компакт-диски с записями.

Итак, что же можно сказать об отличиях авторских и смежных прав в Интернете от "обычных" случаев использования фонограмм и произведений? Полагаю, что, как ни странно, так называемых "фонограммных прав" в сети становится неизмеримо меньше, чем в случаях "оффлайнового" использования. Дело в том, что вся технология Интернета не предполагает моментальной передачи всего произведения, даже упакованного в MP3 файлы, от контент-провайдера к заказчику, конечному потребителю. В то же время расположение текстовых, художественных или графических произведений на web-страницах в формате html - гораздо проще, что способствует их массовому использованию. Во всяком случае, в российском Интернете литературные, графические, художественные произведения используются гораздо активнее, нежели музыкальные.

Исходя их нашего действующего законодательства при использовании произведений в Интернете затрагивается прежде всего такое правомочие правообладателя, как "сообщение для всеобщего сведения по кабелю или с использованием аналогичных средств" (пункт 2 статьи 16 и пункт 1 статьи 39 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах). Причем под это правомочие подпадает как собственно расположение произведений на Интернет-сайтах, так и предоставление их путем загрузки файлов, в том числе музыкальных. В Интернет сейчас получило распространение "потоковое вещание", создаются все новые радиостанции, уже пытаются создать Интернет-телевидение. Эти случаи также охватываются в настоящее время указанным выше правомочием.

Стоит сказать еще об одном из самых важных прав правообладателя - это право на воспроизведение как создание одной, нескольких или многих копий произведения. Воспроизведение в Интернете, во-первых, осуществляется контент-провайдером для технических целей последующего сообщения для всеобщего сведения, во-вторых, копирование - воспроизведение производится конкретным пользователем Интернета, который запрашивает к загрузке ту или иную страницу сайта или фонограмму в виде МР3-файла. Конечно, воспроизведение даже для технических целей контент-провайдером должно осуществляться с разрешения правообладателей, а вот второй тип воспроизведения чаще всего по нашему законодательству подпадает под случаи так называемого "частного копирования" и выпадает из сферы правомочий, которыми располагают правообладатели.

Какие же способы защиты и реализации прав могут существовать при таком глобальном использовании произведений с помощью сети? Международное сообщество пытается "не отставать от жизни". В 1996 году под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности уже заключены новые международные договоры об авторском праве и об исполнениях и фонограммах (так называемые ДАП и ДИФ), сейчас идет процесс присоединения к ним государств.

Эти договора подталкивают многие государства, в том числе и Россию, на введение нового права автора на так называемое "доведение до всеобщего сведения". Если это произойдет, то у правообладателей появится принципиально новое право, согласованное на международном уровне и регулирующее вопросы использования произведений именно в Интернете.

Сейчас многие международные организации (в основном - специализированные общества по защите прав при участии крупных компаний по распространению фонограмм) пытаются объединиться и создать какие-то системы, позволяющие обеспечить защиту прав и ускорить их реализацию. Такие действия, безусловно, направлены как на получение дополнительных доходов для правообладателей, так и на облегчение использования охраняемых авторским правом объектов любыми контент-провайдерами или продюсерами. Можно привести в пример разрабатываемую сейчас программу "Верди", в осуществлении которой объединились страны Европы. Такая программа как раз позволяет добиться скорейшего получения любым продюсером разрешения на использование любых категорий произведений в Интернете или при создании продуктов мультимедиа, чтобы быстро и недорого оплатить все права "в одном месте". Кроме того, эта система предполагает получение собственно самих произведений в цифровой форме через тот же Интернет. Это интересная схема, которая будет постепенно развиваться. В ней пока не участвуют по каким-то соображениям США, хотя они в свою очередь пытаются подвигнуть Европу еще дальше и создать систему еще более "общую".

Международные организации предлагает России и всем авторам такую интересную систему, как цифровые водные знаки. Они могут позволяют защитить произведение, чтобы идентифицировать его распространение по сети, подсчитать количество использований и определить пользователей. Сейчас эта система разрабатывается и внедряется, но внедряться она будет еще лет 5-10. К тому моменту, как система маркировки произведений будет налажена, она, скорее всего, устареет и не понадобится. Интересный факт, который понимают те, кто реализуют систему цифровой маркировки, когда говорят: "ну, тогда будем заниматься чем-нибудь другим:". Сколько будет развиваться техника, столько же - и системы защиты.

В Интернете, с одной стороны, существует большое количество правообладателей, авторов, которые только начинают задумываться о реализации своих прав, с другой стороны, большое количество пользователей давно и в больших количествах используют их произведения. Сейчас у нас в России стоит большая задача ввести в законные рамки использование произведений в Интернете, да и не только в Интернете, а также разъяснять правообладателям, какие права они имеют, а пользователям - какие права им следует соблюдать и как это сделать в соответствии с нашим законодательством.

Итак, у контент-провайдеров согласно российскому законодательству сейчас есть выбор. Они могут либо получить разрешение на использование конкретного произведения или нескольких произведений непосредственно от правообладателя, либо обратиться к организации по коллективному управлению правами. Но последний вариант применим не во всех случаях. Рассматриваемый на данной конференции случай использования записей, на котором мне хотелось бы остановиться, не входит в сферу коллективного управления и не подпадает под случаи получения разрешений от РАО.

Однако если учесть, что сообщение файлов МР3 или любых других музыкальных файлов через Интернет в соответствии с действующим законодательством является сообщением для всеобщего сведения по кабелю, то это правомочие подпадает под исключение, оговоренное в статье 39 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". Собственно говоря, любому порталу, использующему сейчас большое количество музыкальной информации, достаточно выплатить вознаграждение за использование всех произведений, например, РАО или кому-то еще и продолжать использование без разрешения правообладателя - в любом объеме. Это нынешняя ситуация, с которой всем, в частности правообладателям, надо бороться путем принятия предложенной международным сообществом формулировки "доведение до общего сведения".


Ведущий
Спасибо. Вопросы, пожалуйста.

Европейский парламент на днях принял ряд поправок к Закону об охране авторских прав, явно разрешающих свободное копирование цифрового контента для персонального использования, до тех пор, пока эти копии не используются для получения коммерческой выгоды. В скором времени они должны быть одобрены министрами Союза. Что Вы знаете об этом и ваше мнение?

Терлецкий, КОПИРУС

Конкретно об этом факте я пока ничего не знаю. Но, на мой взгляд, это абсолютно нормальная директива, насколько можно судить по выраженному Вами ее содержанию. Если она сейчас принята - она, скорее всего, имеет уточняющее значение для уже применяющейся практики частного копирования. В нашем законе разрешено копировать произведения для использования в личных целях, это не является нарушением, и хотя не указывается на "частное копирование для некоммерческого использования", но эта формулировка, несомненно, подразумевается в Законе. И все мы понимаем, что "частную копию" произведения, полученную, например, путем записи радиотрансляции, нельзя копировать дальше и продавать на рынке, потому что все остальные статьи Закона этого не разрешают.

А как быть с "частным копированием" и с вознаграждением по статье 26 Закона при использовании произведений в Интернете? Поскольку в случаях с фонограммами на материальных носителях вознаграждение можно заложить в стоимость кассеты. Но при использовании в Интернете себестоимость чего вкладывается в вознаграждение и потом куда направлять его, какой организации, коллективно управляющей правами?

Терлецкий, КОПИРУС

Это очень интересный вопрос. Потому что в нашей стране, как и во многих странах мира, существует исключение из авторских прав для случаев "частного копирования" и существует законодательное требование о сборе вознаграждения с импортеров и изготовителей "чистых носителей", но, к сожалению, оно не реализуется. В настоящее время статья 26 Закона в России практически не работает.

Если следовать статьи 26 Закона, то вполне логично придти к выводу, что если она начнет действовать, в стоимость носителей, например, компакт-дисков, на которые можно записать произведения, в стоимость дискет и жестких дисков компьютеров можно было бы включать роялти - авторское вознаграждение и потом при выплате производителями или импортерами на территории России распределять его через общество по коллективному управлению правами. Но я считаю, что некоторые моменты, упоминавшиеся в докладе нашего иностранного гостя, можно было бы использовать в случае с частным копированием. На самом деле, мне кажется, что надо подождать некоторое время, и если к тому моменту телефонные компании действительно смогут помогать идентифицировать, помогать считать количество загружаемых объектов конкретным пользователем, то можно уже будет использовать эту информацию для целей персональных выплат тем, кому предназначены эти деньги. Это мое мнение.

Составное произведение - это произведение, включающее другие произведения или их части, обычно без личного участия авторов этих произведений. Составные произведения создаются объединением других произведений или частей из них в новое произведение, которое иногда называют сборником или компиляцией. Типичными примерами являются:

антология - сборник литературных произведений или

отрывков из них, собранных с определенной целью.

справочник - подборка классифицированных призна

ков, сведений и данных, например, физических и хими

ческих свойств веществ, телефонов, адресов и т.д.

хрестоматия - сборник частей различных произведе

ний, предназначенный обычно для образовательных

энциклопедия - сборник коротких статей, написанных

ния по ряду тем общего характера либо по одной

специальной отрасли знаний.

Понятие составного произведения гораздо шире, чем обычно понимаемое. Составные произведения можно считать наиболее общим видом про из ведений,-поскольку к ним относятся по существу аудиовизуальные и мультимедийные произведения, музыкально-драматические и сценические произведения, информационные хранилища и базы данных и т.д. Другими словами, составные, комплексные или композитные произведения являются самым распространенным видом произведений науки, литературы и искусства.

В отношении составных произведений необходимо особо отметить несколько правовых норм. Некоторые из них очевидны, другие же требуют пояснения. В начале рассмотрим два необходимых и достаточных условия, при выполнении которых лицо, создавшее составное произведение, может

ствленные им подбор и расположение материалов,

представляющие результат творческого труда

(составите льство).

В соответствии с этим условием авторское право может распространяться на составное произведение только в том случае, если подбор и расположение материалов в составном произведении представляют результат творческого труда составителя - автора сборника. Пожалуй, из всех признаков творческого труда авторов произведений науки, литературы и искусства творческий характер труда составителя наименее очевиден, поскольку почти всегда любой подбор и любое расположение материалов могут считаться творческими из-за невозможности доказать обратное. Существует объективная презумпция творческого труда составителя, хотя она явно не формулируется в Законе. Даже в случае хрестоматийного составления телефонного справочника трудно доказать отсутствие творческого труда составителя. Поэтому в большинстве случаев необходимо признать творческий характер труда автора составного произведения.

ний, включенных в составное произведение.

В соответствии с этим условием авторское право может распространяться на составное произведение только в том случае, если составитель обладает разрешениями авторов или иных правообладателей всех произведений или частей из них, включаемых в составное произведение. Если же составитель не имеет разрешений от правообладателей на включение произведений или их частей в составное произведение, то он признается не автором составного произведения, а нарушителем авторского права, что влечет ответственность, предусмотренную законодательством.

ведение, вправе использовать свои произведения незави

симо от составного произведения, если иное не

Положение относится к делимым составным произведениям и предоставляет авторам произведений, включенных в составное произведение, право использовать их независимо и отдельно от составного произведения. Это относится к случаю, когда в составном произведении используются произведения, которые еще не были обнародованы, в противном случае право независимого использования включенного произведения уже существует у автора. Если же в составное произведение включаются еще не обнародованные произведения, то право на независимое использование включаемого произведения может быть одним из условий договора, который составитель сборника заключает с автором каждого из включаемых произведений. При отсутствии такого письменного договора авторы включаемых произведений оставляют за собой право на независимое использование включаемых произведений по закону.

Особое положение возникает при включении в составное произведение служебных произведений. В соответствии с обычными нормами имущественные права на служебное произведение принадлежат нанимателю. Поэтому в случае составного произведения, создаваемого из служебных произведений лицом,уполномоченным на то нанимателем (работодателем), ни о каком независимом использовании включенных служебных произведений не может быть речи без разрешения, нанимателя (работодателя).

гим лицам осуществлять самостоятельный подбор и

расположение тех же материалов для создания своих

составных произведений.

Существование авторского права у составителя не может препятствовать другим лицам осуществлять самостоятельный подбор и расположение тех же объектов для создания других составных произведений при условии творческого характера составительства и наличия разрешений

правообладателей на включение в сборник их произведений или частей из них.

При создании сборника из уже обнародованных произведений данная норма очевидна. Однако при создании сборников, которые содержат необнародованные произведения, данная норма оказывается во многом формальной, поскольку весьма редко автор имеет возможность включить свое произведение в несколько сборников из-за условий ранее заключенных договоров или из-за служебного характера произведения.

5. Лицу, выпускающему в свет энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания, принадлежат исключительные права на использование таких изданий в целом. Принадлежность исключительных имущественных прав на издание означает, что это лицо вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование или требовать такого указания. При этом авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом, если иное не предусмотрено авторским договором. Другими словами, при отсутствии договора с издателем или соответствующего пункта в договоре автор сохраняет свои исключительные права на использование произведения, включенного в периодическое издание. Несомненно, речь может идти только о неслужебных произведениях. Если же в периодическое издание включены служебные произведения, то имущественные права принадлежат нанимателю автора, например издателю. Однако автор служебного произведения, включенного в периодическое издание, имеет право на авторское вознаграждение (помимо заработной платы) за использование его произведения в таком составном периодическом издании даже при отсутствии иных условий в договоре с издателем или при отсутствии договора.

Данная норма в отношении особого вида составных произведений - периодических изданий - это единственное

152 Глава 4

Несмотря на то что имущественное авторское право появилось впервые благодаря деятельности издателей, однако все права последних реализуются по договорам об издании произведений, которые авторы заключают с издателями. В отличие от производителей аудиовизуальных произведений, производителей фонограмм, организаций вещания права издателей в современных законах об авторском праве и смежных правах обычно не регламентируются.

Существуют тенденции о необходимости признания и наделения имущественными правами издателей произведений по закону, и эти тенденции имеют логику. Все, конечно, понимают, что производители кинематографических произведений сумели добиться для себя прав, которых не имеют производители иных видов произведений. Однако производители иных видов произведений должны быть наделены по закону аналогичными правами, несмотря на то, что имущественные права на обнародуемые произведения они получают по договорам с авторами.

Наделение издателей имущественными правами по закону представляется актуальным и важным. Дело в том, что договор автора с издательством может не содержать каких-либо указаний о передаче имущественных прав издателю, т.е. издатель может опубликовать произведение автора, но не получить каких-либо имущественных прав, если в договоре на издание произведения это не было предусмотрено. Другими словами,-издатель иногда не может, например, использовать свое наименование как правообладателя на свое издание. Если бы Закон наделял издателя такими правами, то он имел бы такое право вне зависимости от положений договора с автором. Конечно, юридически грамотный издатель предусмотрит в договоре с автором необходимые для него положения, однако для развития издательского дела в интересах общества должен существовать баланс интересов издателей и авторов. Данная статья Закона - первая попытка установить такой баланс интересов издателей и авторов для одного из важных видов составных произведений - периодических изданий.

Наделение издателей периодических изданий, а также энциклопедий и энциклопедических словарей имущественными правами означает, что издатель имеет право использовать знак охраны авторского права для оповещения о своих исключительных имущественных правах. Издатель вправе указывать свое наименование на каждом экземпляре издания, и при любом использовании такого издания другими лицами они обязаны указывать наименование издателя. Сам же издатель имеет право требовать указания своего наименования при любом использовании его издания. Такая норма имеет значение в случае, когда можно использовать составное произведение без разрешения правообладателя.

6. Составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, которые они включают. Автор составного произведения может использовать любой неохраняемый объект без согласия и разрешения лица или лиц, которые являются создателями таких объектов. С другой стороны, распространение охраны на составные произведения, в которые включены неохраняемые объекты, не означает распространения охраны на эти неохраняемые объекты. Этот же принцип нераспространения охраны на неохраняемые объекты используется ив отношении баз данных.

Как и в случае производных произведений, не должны нарушаться права авторов неохраняемых произведений на защиту их репутации при создании сборников. Причем из-за вечного характера права на репутацию использование произведения, срок действия имущественных прав на которое истек, может осуществляться только в таких пределах, которые не наносят ущерба репутации автора. Если же использование неохраняемого произведения наносит ущерб репутации автора, то такое использование запрещено, поскольку нарушено законодательство об авторском праве, и лицо, нарушившее право на защиту репутации автора, несет ответственность перед законом. Это справедливо в любом случае, даже если у автора не осталось наследников, в

154 Глава 4

таком случае «защиту указанных прав осуществляет специально уполномоченный орган Российской Федерации»1 (ст. 29) или «специально уполномоченный на то государственный орган Республики Беларусь»2 (п. 1 ст. 24).

Аналогичные нормы существуют и в других странах СНГ. Таким образом, государство гарантирует охрану личных имущественных прав умерших авторов даже при отсутствии наследников. В отличие от производных произведений, в которых нарушение права на защиту.репутации происходит очень часто, в составных произведениях гораздо сложнее увидеть нарушение права на защиту репутации авторов, поскольку включаемые произведения или их части не перерабатываются, а лишь особым образом размещаются относительно друг друга. Следовательно, нарушение права на защиту репутации можно усмотреть в размещении тех или иных отрывков из произведений, что во многом является субъективным и потому трудно доказуемым.

В случае использования охраняемых объектов интеллектуальной собственности составитель обязан получить разрешение автора или другого правообладателя каждого используемого произведения, если срок действия имущественных прав на эти произведения не истек, т.е. если они не являются общественным достоянием. Если же разрешения правообладателей на произведения, не перешедшие в общественное достояние, отсутствуют, то авторское право на составное произведение не возникает, а лицо, использовавшее без разрешения другие произведения, признается не автором составного произведения, а нарушителем авторского права, что влечет ответственность, предусмотренную за конодател ьством.

7. Подобно производным произведениям существует различие между созданием сборника и его обнародованием. Закон не может запретить создание сборника для личных

целей. Допускается составление сборника для личных целей

1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и

Верховного Совета Российской Федерации, 1993. № 32. Ст. 1242.

2 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998.

без разрешения правообладателей включаемых произведений, поскольку это никак не нарушает имущественные права и материальные интересы правообладателей оригинальных произведений.

Однако правовое положение изменяется, если сборник обнародуется. Здесь закон не просто становится на защиту материальных интересов правообладателей оригинальных произведений, но и позволяет обеспечить действительную защиту их прав.

Креативные образы, художественные замыслы, научные концепции в процессе творческой деятельности человека, умноженной на вдохновение, превращаются в произведение. В момент, когда идеи воплощаются в реальность и обретают материальную форму в виде научного труда или произведения искусства, возникает авторское право.

Что такое авторское право?

Созданное автором произведение является его собственностью. А там, где разговор идет о праве собственности, начинает действовать закон. Авторское право – это гражданские нормы, которые регулируют взаимоотношения и регламентируют поведение равных сторон в сфере использования интеллектуальной собственности. Создатель любого произведения является субъектом, а результат его интеллектуальной работы – объектом авторского права.

  1. Если творческое произведение является реализацией заказа или задания от работодателя, то правообладателем становится заказчик или наниматель.
  2. Если радиостанции и телеканалы выкупают исключительные права на использование аудио- или видеоматериала, они вправе запретить воспроизведение своих трансляций на других каналах. Или исполнитель, по-своему варьируя уже известное музыкальное произведение, получает авторские права на аранжировку. Эта норма получила название «смежных прав».

Авторское право в интернете

Не имеет значения на бумажном или электронном носителе размещен творческий продукт. В любом случае на него распространяется авторское право. Таким образом, все текстовые, аудио-, фото- и видеоматериалы, представленные в интернете, в идеале являются творческими произведениями и защищаются законом. В реальности нарушение авторских прав в интернете является самым распространенным, привычным и трудно доказуемым фактом.

Объекты авторского права

  • литературную (проза, поэзия, доклад, и даже личная переписка);
  • сценическую (драматические, хореографические постановки);
  • музыкальную (с текстом и без, сюда же включаются аранжировки и обработки);
  • видео-, аудио- или фотографическую;
  • живописную или скульптурную;
  • архитектурную (как уже воплощенную в строительстве, так и существующую в виде эскизов);
  • электронную (базы данных, компьютерные программы).

На все объекты распространяются исключительные авторские права, гарантирующие создателям или правообладателям контроль над применением творческих произведений и получение доходов от их коммерческого использования. Таким образом, исключительное право – это право имущественное, от которого напрямую зависит материальная выгода субъекта.

Виды авторских прав

  • удостоверение авторства и безопасность произведения от необоснованных притязаний;
  • определение уполномоченных лиц и условий для обнародования произведения;
  • предоставление авторам и правообладателям имущественных и личных прав;
  • законную защиту этих прав.
  1. Творческий продукт находится в личной собственности автора. Он может реализовать его самостоятельно и получить прибыль.
  2. Создатель вправе передать права на произведение третьим лицам для коммерческого применения. В этом случае ему выплачивается вознаграждение.

Личные права не имеют срока, являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми, и не могут быть переданы никому и ни при каких обстоятельствах:

  1. Автору гарантировано право сохранить свое творение в тайне, либо обнародовать его.
  2. Автор в любой момент может отозвать произведение, переданное правообладателям, отказавшись от его распространения. При этом он обязан покрыть расходы и возместить потери.
  3. Автор вправе подписать произведение собственным именем, обнародовать его анонимно, или использовать псевдоним.
  4. Право авторства остается неизменным. Имя создателя защищено законом. Издание произведения с указанием в качестве автора другого человека запрещено.
  5. Любой творческий продукт является неприкосновенным. (Нельзя включать комментарии в текст, дописывать пролог или эпилог).
  6. Запрещены изменения и фальсификации, порочащие репутацию и имя автора.

Как получить авторские права?

Регистрация авторских прав в РФ не обязательна. Однако при определении авторства закон руководствуется документальным подтверждением первенства, по принципу «кто первый зарегистрировал произведение, тот и автор». Творческим людям важно знать, как оформить авторские права (последовательность действий):

  1. Обращение в Российское Авторское Общество или к нотариусу с заявлением о приобретении патента на любой творческий продукт.
  2. Передача в учетный орган копий этого продукта, его фотографий или видеосвидетельств.
  3. Предоставление документов автора, в некоторых случаях данных об используемом псевдониме.
  4. Оплата госпошлины или услуг регистратора.
  5. Получение документов, подтверждающих авторство.

Срок действия авторского права

  1. Личные права относятся к личности автора, поэтому их действие ограничено временем его жизни.
  2. Исключение составляют авторство и неприкосновенность произведения. Эти нормы по законодательству срока не имеют.
  3. Действие имущественных прав после кончины автора продлевается еще на 70 лет. Затем произведение становится общенародным достоянием. Ограничения на его общественное использование снимаются.

Как не нарушить авторские права?

  • копирование с последующим распространением;
  • плагиат.

Чтобы избежать «виртуального пиратства» следует:

  • покупать лицензионные продукты;
  • использовать бесплатные ресурсы, предоставляемые информационными каналами;
  • использовать ресурсы, перешедшие в разряд общедоступных;
  • используя в тексте цитаты, указывать ссылку на произведение и автора.

Как защитить авторские права?

  1. Одна сторона – это гарантии государства посредством законодательства.
  2. Другая – это способность автора доказать первенство в создании произведения.
  1. Исковое обращение в судебные органы о признании авторства, уничтожении контрафакта, возмещении материального и морального ущерба.
  2. Фиксирование даты создания произведения у нотариуса.
  3. Депонирование (хранение) носителя с информацией о произведении или самого произведения в нотариальной конторе или в РАО.
  4. Составление нотариусом протокола осмотра интернет-страницы, буквально «что вижу, то пишу».

В Законе содержится указание на то, что «автору принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом» (п. 1 ст. 16 Закона), т. е. формально для любого использования произведения требуется согласие автора или иного лица, к которому перешли соответствующие исключительные права, относящиеся к тому или иному виду использования.

Закон не ставит решение вопроса о необходимости получения разрешений от правообладателей и заключения с ними договоров в зависимость от того, осуществляет ли пользователь предпринимательскую деятельность, преследует ли он какую-либо коммерческую цель, приносит ли использование произведений доход или прибыль.

Следует учитывать ряд обстоятельств, значительно ограничивающих область применения данного правила.

Во-первых, речь идет только о так называемых охраняемых произведениях, т. е. таких, которые получают охрану на территории Российской Федерации в соответствии с внутренним законодательством и международными договорами. Охрана имущественных прав на произведения в любом случае ограничена (см.: Сроки действия авторского права).

Во-вторых, несмотря на приведенную выше формулировку, возможности автора или его правопреемников по определению условий использования произведений ограничены действием иных положений Закона, существованием других законодательных актов, общими требованиями гражданского законодательства о добросовестности и разумности (например, автор не может требовать, чтобы на его произведение смотрели только левым глазом).

В п. 2 ст. 16 Закона приводится перечень отдельных видов действий (воспроизведение, распространение экземпляров, публичное исполнение, перевод и т. д.), для совершения которых необходимо получать разрешение у автора или его правопреемников. Некоторые предоставленные правообладателям права разбросаны также по иным статьям Закона.

Несмотря на бурные теоретические споры на практике обычно исходят из того, что имущественные авторские права распространяются только на эти специально предусмотренные Законом действия. Однако для описания таких действий в Законе использованы столь широкие формулировки, что существует возможность в той или иной мере подвести под них почти любой случай использования произведения. Сам Закон предусматривает ряд весьма существенных ограничений авторских прав и исключений из них.


С учетом анализа положений Закона можно выделить следующие случаи законного использования произведений:

1) использование произведений на основании разрешения обладателей исключительных прав в отношении соответствующих способов использования;

2) использование произведений на основании лицензионных соглашений, заключаемых с организациями по коллективному управлению авторскими правами (см.: Коллективное управление авторскими и смежными правами);

3) использование произведений без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения – в случаях, специально предусмотренных Законом;

4) свободное использование произведений, т. е. их использование без получения разрешения от правообладателей и без выплаты им вознаграждения – в случаях, когда Законом установлены соответствующие ограничения авторских прав или когда произведения не охраняются (например, в связи с истечением срока действия авторских прав на них).

Использование произведения с согласия правообладателя и с выплатой вознаграждения

Согласно общему правилу правомерное использование произведений должно осуществляться с согласия обладателей исключительных прав, относящихся к соответствующему способу использования произведения.

Такое согласие (разрешение) желательно оформлять путем заключения договора в письменной форме с соблюдением всех требований, установленных для авторских договоров (см.: Переход и передача авторских прав).

Использование произведения без согласия правообладателя, но с выплатой вознаграждения

В специально установленных Законом случаях допускается использование произведения без согласия правообладателей, но предусматривается необходимость выплаты им особого вознаграждения.


(См. подробнее: Право на дополнительное вознаграждение.)

В настоящее время в подавляющем большинстве случаев дополнительное вознаграждение в России не собирается, что объясняется как невозможностью эффективного воздействия на неплательщиков (например, в виде запрета использования произведений, поскольку сам Закон разрешает осуществлять такое использование без согласия правообладателей), так и отсутствием необходимых организационных усилий по созданию и поддержке систем реализации таких прав на коллективной основе.

Использование произведения без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения (свободное использование произведений)

Из буквального толкования Закона следует, что использование любых охраняемых в соответствии с ним произведений без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения допускается только в специально предусмотренных законодательством случаях ограничений исключительных прав. Основные ограничения установлены ст. 18–25 Закона, положения которых далеко не всегда могут быть истолкованы однозначно.

Интересно отметить, что, если в Закон не будут внесены новые изменения, то большинство установленных Законом ограничений авторских прав после 1 сентября 2006 г. оказываются неприменимыми при использовании произведений в Интернете или иных цифровых сетях в связи с вступлением в силу положений, относящихся к новому праву на доведение до всеобщего сведения, к которому рассматриваемые ограничения не применяются.

Для практических целей может быть предложен следующий перечень допускаемых Законом случаев свободного использования охраняемых произведений.



Копирование гражданами полностью книг и нотных текстов (разумеется, отследить случаи подобного копирования чаще всего невозможно);

«копирование» (строительство) зданий без согласия обладателей прав на произведение архитектуры;

Воспроизведение компьютерных программ и баз данных, кроме случаев, специально предусмотренных ст. 25 Закона.


Допускается только при условии соблюдения требований, предусмотренных ст. 19 Закона. Так, обязательно должны указываться имя автора и источник.

Многие понятия (например, «цитирование», «иллюстрация» и др.) не имеют общепризнанных определений. Объемы допускаемого свободного использования отчетливо в Законе не определены, судебная практика не развита. Представляется возможным рекомендовать придерживаться ограниченного толкования любых установленных Законом ограничений авторских прав.


Ограничения авторских прав распространяются только на отдельные случаи копирования произведений библиотеками, архивами и образовательными учреждениями (п. 2 ст. 19 и ст. 20 Закона). Во всех остальных случаях использование произведений должно осуществляться ими на общих основаниях, т. е. в соответствии с договором, заключенным с правообладателем, или лицензионным соглашением, заключенным с организацией по коллективному управлению авторскими правами.


Данное ограничение авторских прав действует в отношении произведений архитектуры, скульптур, картин и иных произведений изобразительного искусства, которые постоянно расположены на улицах, в парках и иных местах, открытых для свободного посещения, и могут случайно попасть в объектив кинокамеры или фотоаппарата. Иной подход формально сделал бы невозможным почти любую кино– или фотосъемку в современном городе.

Однако данное ограничение не применяется, если охраняемый авторским правом объект является основной частью изображения или его изображение используется для коммерческих целей. В этих случаях для использования произведения необходимо получать согласие от правообладателей.


На практике подобное ограничение применяется в отношении любых действий, совершаемых в рамках гражданского или уголовного судопроизводства, а также для целей рассмотрения административных дел.

В подобных случаях действие публичного права подавляет действие частного права. Правоохранительные органы в соответствии с регламентирующими их деятельность законодательными актами могут воспроизводить или иным образом использовать произведения при выполнении своих функций.


Радио– и телевещательные организации, получившие право на передачу в эфир каких-либо произведений, вправе, уже не спрашивая согласия у правообладателей, делать для своих передач так называемые записи краткосрочного пользования, «эфемерные записи», таких произведений. Предполагается, что создание подобных «эфемерных записей» произведений является необходимым для нормального осуществления вещания. Отсутствие такого исключения сделало бы незаконным преобразование формата записи, отложенную трансляцию и т. д.

Хотя в Законе речь идет только об организациях эфирного вещания, на практике подобные действия часто совершают и организации кабельного вещания.

Дополнительно можно отметить, что создание и хранение российскими вещательными организациями записей передач является обязательным в силу действия законодательства о средствах массовой информации и законодательства об обязательном экземпляре документов.


Особые ограничения авторских прав устанавливаются в отношении компьютерных программ и баз данных. Допускается, в частности, внесение в компьютерную программу изменений, необходимых для ее функционирования, а также создание резервной копии такой программы.

Вопросам охраны прав на компьютерные программы посвящен также отдельный Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», который предусматривает аналогичные исключения.

Особенности использования произведений при коллективном управлении имущественными авторскими правами

При некоторых видах использования произведений вместо договора с каждым из правообладателей могут заключаться особые лицензионные соглашения с организациями по коллективному управлению авторскими правами (авторскими обществами).

Закон предусматривает возможность применения системы так называемых расширенных лицензий, при которых такие организации могут действовать от имени всех правообладателей, независимо от наличия у них договора с каждым из них. В таких случаях фактически имеет место использование произведения с подразумеваемым согласием правообладателя и выплатой вознаграждения через организацию по коллективному управлению.

(См. подробнее: Коллективное управление имущественными авторскими и смежными правами.)

Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что срок действия авторских прав всегда определяется в календарных годах, т. е. при его определении имеет значение только год, в котором произошло то или иное событие, послужившее началом для отсчета срока, вне зависимости от того, в какой день и в каком месяце оно имело место. Его окончание всегда будет приходиться на 31 декабря последнего года срока действия авторских прав. После истечения такого срока произведения переходят в так называемое общественное достояние и могут свободно использоваться всеми желающими.

Понятие «срок действия авторского права» – условно, поскольку отдельные личные неимущественные права (моральные права) действуют бессрочно. Даже после перехода произведения в общественное достояние при его использовании должно указываться имя его автора, авторство не должно присваиваться другими лицами, в произведение не должны вноситься искажения, способные нанести ущерб чести и достоинству умершего автора.


Охрану личных неимущественных прав после смерти автора вправе осуществлять специально назначенное автором лицо, наследники автора или специально уполномоченный орган Российской Федерации, который в настоящее время не определен.

Осуществление расчета сроков действия имущественных авторских прав, особенно после внесения последних изменений в Закон (в 2004 г.), оказывается очень непростой задачей ввиду наличия большого числа оснований, в связи с которыми срок может оказаться больше или меньше стандартного.

Можно рекомендовать следующий алгоритм определения срока охраны имущественных авторских прав, который для удобства разбит на несколько частей, в зависимости от вопросов, на которые необходимо найти ответы. Предлагаемый алгоритм, разумеется, имеет упрощенный характер и не может охватывать абсолютно все случаи (так, из рассмотрения исключается ряд случаев, относящихся к необнародованным произведениям), но на практике он представляется вполне применимым.



Примечания

1. Следует учитывать дополнительные сложности, которые могут возникать в тех случаях, когда произведения могут одновременно претендовать на охрану как непосредственно на основании закона, так и в соответствии с международным договором. Например, если произведение российского автора впервые было опубликовано за рубежом в одной из стран – членов Бернской конвенции, то именно та страна будет считаться страной происхождения такого произведения. В связи с этим появится возможность сразу двух вариантов подсчета срока. Как представляется, применяться должен наиболее длительный из них, однако судебная практика по данному вопросу пока отсутствует.

2. Особый порядок подсчета срока действия авторских прав установлен для созданных в период существования СССР аудиовизуальных произведений и ряда иных произведений, авторские права на которые в соответствии с действовавшим до 1992 г. законодательством закреплялись за государственными организациями.

В соответствии с общим правилом имущественные авторские права на произведение действуют в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. До внесения в 2004 г. изменений в Закон срок действия авторских прав составлял время жизни автора и 50 лет после его смерти, что полностью соответствовало требованиям Бернской конвенции.

Установленный в настоящее время более длительный срок отражает общую тенденцию увеличения срока действия авторских прав в развитых странах мира, в том числе в странах ЕС, США, Японии.

Наряду с общим правилом в российском законодательстве существует множество оснований для применения более длительных или более коротких сроков.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 20 июля 2004 г. № 72-ФЗ все приведенные далее правила исчисления и продления срока применяются только в тех случаях, когда на день вступления в силу указанного Федерального закона (26 июля 2004 г.) не истек ранее предоставлявшийся 50-летний срок действия авторских прав. Таким образом, если какие-либо произведения по состоянию на указанную дату уже не охранялись, то их охрана не восстанавливается, даже если формально из приведенных далее правил расчета срока действия авторских прав следует иное.

В свою очередь, определение того, истек ли срок действия авторских прав на произведение к 2004 г., требует отдельной проверки, алгоритм которой приведен далее.



Для проверки того, охранялось ли произведение в 2004 г., необходимо проверить, не истек ли по состоянию на 2004 г. ранее предоставлявшийся срок действия авторских прав, который определялся точно так же, но вместо упоминания о 70 годах в ст. 27 Закона содержалось указание на 50 лет.

Произведение было обнародовано анонимно или под псевдонимом, и не прошло 50 лет после года обнародования;

Иностранные правообладатели оказались в настоящее время в несколько более привилегированном положении по сравнению с наследниками российских авторов.

Охрана прав на иностранные произведения предоставляется в России на основании международных договоров, в частности Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, в которой участвует подавляющее большинство стран мира. При этом права на иностранные произведения в большинстве случаев охраняются на протяжении 70 лет после смерти авторов произведений, если в стране их происхождения не установлены более краткие сроки охраны.


В соответствии с законодательством, действовавшим в период существования СССР, особые авторские права в отношении таких произведений закреплялись за государственными организациями и действовали бессрочно, переходя к правопреемникам таких организаций, а в случае их ликвидации – к государству.

С 1993 г. срок действия авторских прав юридических лиц был ограничен 50 годами со дня (года) обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, то со дня создания произведения. В 2004 г. этот срок был продлен до 70 лет после года обнародования произведения или года его создания, если оно не было обнародовано.

Некоторые примеры расчетов

Автор романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков умер в 1940 г. Роман впервые был опубликован уже после смерти писателя в 1966–1967 гг. (издание осуществлялось частями в виде журнальных публикаций), следовательно, срок действия авторских прав на это произведение истекает только в 2037 г. Срок действия авторских прав на некоторые другие произведения М.А. Булгакова истечет еще позже, поскольку только после смерти писателя были опубликованы его произведения «Собачье сердце» (1987), «Театральный роман» (1965) и др.

Писатель И.Э. Бабель, автор сборников новелл «Конармия» (1926), «Одесские рассказы» (1931), пьес «Закат» (1928), «Мария» (1935), был репрессирован и погиб в 1940 г., а затем посмертно реабилитирован в 1954 г. Поскольку авторские права на его произведения по состоянию на 2004 г. еще не перешли в общественное достояние (к 2004 г. не закончились 50 лет с момента реабилитации), то его авторские права до сих пор охраняются и будут действовать до 31 декабря 2024 г.

Проиллюстрировать разницу в подходах можно на примере охраны авторских прав писателя А.Н. Толстого, умершего в 1945 г. Его произведения в соответствии с ранее действовавшим законодательством перестали охраняться еще в период существования СССР. Однако согласно установленным Законом в 1993 г. новым правилам исчисления сроков авторские права А.Н. Толстого должны были охраняться до конца 1999 г. с учетом предусмотренного законом в то время общего правила об окончании срока действия авторских прав через 50 лет после смерти автора и продления срока их действия в данном случае на 4 года в связи с работой автора в период Великой Отечественной войны. Наследникам А.Н. Толстого в середине 1990-х гг. удалось успешно отстаивать свои права в судебном порядке.

При отсутствии сделанной при последнем продлении сроков оговорки о том, что истекшие к 2004 г. сроки охраны не восстанавливаются, авторские права А.Н. Толстого действовали бы до 2019 г. Принятая оговорка привела к тому, что, поскольку срок действия авторских прав на его произведения истек еще в 1999 г., они по-прежнему находятся в общественном достоянии.

Произведения умершего в 1956 г. английского писателя Алана Милна, автора книг о Винни-Пухе и его друзьях, будут охраняться в России, как минимум, до 2026 г.

Общественное достояние

По окончании срока действия авторских прав произведения переходят в общественное достояние, т. е. могут использоваться любыми лицами без получения согласия от наследников или иных правопреемников авторов и без выплаты им вознаграждения.

Закон предусматривает возможность установления Правительством Российской Федерации особых отчислений за отдельные случаи использования перешедших в общественное достояние произведений, однако в настоящее время размер и формы таких отчислений не установлены.


Вечное бремя. Рисунок Оноре Домье. 1867

Особенности использования в Интернете и иных цифровых сетях

Развитие российского сегмента сети Интернет и иных цифровых сетей обусловило попытку описать с правовой точки зрения новые виды использования произведений и объектов смежных прав, которые стали возможны в новых технологических условиях.

Следует сразу отметить, что использование произведений в цифровых сетях, в том числе в Интернете, с точки зрения российского законодательства, не может рассматриваться как их распространение, поскольку под распространением экземпляров произведений в законе понимается только передача уже созданных, конкретных экземпляров на материальных носителях, например, продажа отдельной книги или всего выпущенного тиража издания, сдача в прокат видеокассеты и т. д.

Все эти примеры подразумевают передачу конкретного материального носителя, а не сообщение произведений с помощью передачи сигналов по каким-либо сетям. При таком сообщении на принимающей стороне создается новая копия произведения и не происходит передачи (распространения) ранее существовавшего экземпляра.

Разумеется, огромное влияние на развитие охраны авторских и смежных прав в российском Интернете и иных цифровых сетях оказали разработанные Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС / WIPO) и принятые в 1996 г. новые международные договоры – Договор ВОИС об авторском праве 1996 г. (ДАП / WCT) и Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах 1996 г. (ДИФ / WPPT). Отчасти благодаря их влиянию на протяжении последних лет широкое признание получил подход, основанный на выделении трех этапов процесса использования произведений и объектов смежных прав в цифровых интерактивных сетях.


Каждому из этих этапов соответствовало вполне определенное правомочие, законодательно закрепленное за правообладателем в Законе.

Затрагиваемые на каждом из этапов использования произведения в цифровой сети виды исключительных прав приведены в таблице.


Примечание

В большинстве случаев на этапе загрузки произведения на компьютер представителя публики имеет место воспроизведение в личных целях, которое вообще не подпадает под действие предусмотренных законом исключительных прав.

До принятия в 2004 г. изменений к Закону контроль за использованием произведений в цифровых сетях, в том числе в Интернете, осуществлялся преимущественно на основании имеющейся у правообладателей возможности разрешать или запрещать воспроизведение охраняемых объектов, а также их сообщение для всеобщего сведения по кабелю. Аналогичный подход имел место и в отношении смежных прав. При всех недостатках такого подхода он вносил какую-то определенность в складывающиеся правоотношения.

В 2004 г. в Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми авторам, исполнителям и производителям фонограмм предоставлено особое исключительное право на доведение до всеобщего сведения, призванное отразить особенности использования произведений и объектов смежных прав в интерактивном режиме в Интернете и иных цифровых сетях. Все относящиеся к данному праву положения Закона вступают в силу с 1 сентября 2006 г.

Право на доведение до всеобщего сведения должно стать аналогом предусмотренного ст. 8 Договора ВОИС об авторском праве 1996 г. (ДАП / WCT) права делать произведения доступными для публики («the making available to the public of their works»), являющегося одной из разновидностей общего права на сообщение произведения для всеобщего сведения по проводам или беспроводными средствами, которому, собственно, и посвящена ст. 8 ДАП («any communication to the public of their works, by wire or wireless means»).

В отношении исполнений и фонограмм аналогичное право предусмотрено ст. 10 и 14 Договора ВОИС об исполнениях и фонограммах 1996 г. (ДИФ / WPPT). Россия готовится присоединиться к этим международным договорам, что, возможно, повлечет внесение новых изменений в Закон.

В настоящее время возникают весьма серьезные споры относительно случаев, к которым применимо право на доведение до всеобщего сведения лиц, которым оно принадлежит, возможных ограничений данного права, порядка его реализации и т. д.


Коллеги, к чему спорить за стенами суда? Рисунок Оноре Домье. 1845

Из общего, основного правила запрета на использование произведений без воли автора и без материальной компенсации есть целый ряд общепринятых во всём мире исключений. Все они применимы только к правомерно обнародованным произведениям, т.е. к таким, которые с согласия автора уже стали доступными для всеобщего сведения путём их опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.

Что же это за исключения? Прежде всего, допускается воспроизведение (копирование) произведений в личных целях, например для просмотра или прослушивания в кругу семьи. Это понятно, так как в противном случае не было бы смысла иметь дома магнитофоны, проигрыватели, музыкальные инструменты, люди не могли бы читать друг другу стихи поэтов и т.п. Это разрешение не распространяется на копирование произведений архитектуры, баз данных, компьютерных программ, нотных текстов и полных текстов книг (ст. 18 Закона об авторском праве).

Исключение составляют и случаи, которые в англосаксонском праве называются «справедливое использование» (fair use), а в российском законе «Об авторском праве и смежных правах» – «использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения» (ст. 19). Но и такие случаи использования произведений дозволительны только с указанием имени автора и источника заимствования.

Все эти исключения связаны с целями и характером использования произведений, объём в данном случае имеет второстепенное значение. Правда, он обязательно должен соответствовать цели.

Это могут быть учебные цели. Разрешается свободное использование произведения и отрывков из них в качестве иллюстраций (например, публикация в хрестоматии отрывков из литературных произведений или полных текстов рассказов и стихов, если это необходимо для изучения литературы, или воспроизведение удачной композиции в работах известных мастеров в учебнике по фотожурналистике). Подобные литературные и художественные примеры разрешается использовать и в образовательных программах телевидения и радио. Так, в учебной передаче по физике можно показать отрывок из научно-популярного фильма или весь фильм целиком.

Разрешается цитирование произведений в информационных и критических целях. Это исключение в большей степени, чем остальные, касается журналистов. В любой газете (но не в журнале!) или информационной программе можно свободно использовать отрывки из произведения в объёме, оправданном целью информирования. Это может быть любая информационная программа, не обязательно политических новостей (новости кинопроката, из области музыки, театра, балета, передача о творчестве композитора, режиссёра, о художественном стиле и т.п.). Разрешается также воспроизводить отрывки из песен, сцены из спектаклей, кадры из кинофильмов для подкрепления информационного или обзорно-критического материала цитатой. В прессе это может быть газетная или журнальная статья о книжных и других новинках или обзор творчества того или иного автора. Объём цитированного материала не имеет конкретного ограничения (например, в процентах от общего объёма цитируемого произведения). При возникновении спора с автором соответствие объёма цели устанавливает суд. Если журналист лишь прикрывает цитирование информационными целями, это, как правило, легко обнаружить. Например, если некто утверждает, что сделал двухчасовую программу о творчестве актёра Кеану Ривза, но фактически показывает почти полностью (без титров) фильм «Матрица», сказав перед началом и в конце «передачи» несколько слов, то у такой программы успех будет, но её создатель при этом нарушит закон.

Но, например, в программе о Московском международном кинофестивале можно демонстрировать отрывки из любых участвовавших в этом фестивале фильмов. В информационных целях разрешается также приводить в СМИ отрывки из публично произнесённых политических речей, докладов и т.п. или при помощи аудиовизуальных средств оперативно воспроизводить произведения, которые были увидены или услышаны в ходе тех или иных событий, – в фото-, радио- и телерепортажах с выставок, концертов, в обзорах текущих событий («хроника дня», «культурная жизнь города» и т.п.). Отдельная норма ЗоАП допускает также свободное использование произведений, постоянно расположенных в местах, которые могут посетить все желающие за деньги или бесплатно (ст. 21): произведений архитектуры (в том числе садово-парковой), изобразительного искусства, фотографий. Частные владения к таковым местам не относятся. Постоянное расположение произведения означает его нахождение в определённом месте в течение длительного срока, которым является, например, срок выставки.

Закон об авторском праве допускает также свободную перепечатку в газетах (но не в журналах!) или передачу по радио и телевидению ранее опубликованных в других периодических печатных изданиях или переданных по электронным СМИ материалов при соблюдении двух условий. Во-первых, это должны быть материалы по текущим (именно текущим!) вопросам, они должны касаться политических, экономических, социальных и религиозных, а ни в коем случае никаких других тем. Например, перепечатка статьи о литературном творчестве Александра Солженицына, скорее всего, не подойдёт под это положение. Но если в ней содержится изложение позиции Солженицына по вопросу земельной реформы – проблем не должно быть. При этом имеется в виду именно текстовой материал (а не фотографии или карикатуры) прессы и аудиовидеоматериалы электронных СМИ. Во-вторых, такое воспроизведение не должно быть специально запрещено автором. Такой специальный запрет можно встретить в печатных СМИ в виде предупреждения в конце номера (например: «Любое воспроизведение материалов возможно только с письменного разрешения редакции»), под статьёй или другим материалом (например: «Использование настоящего произведения запрещается»). Но почти никогда такой запрет не встречается в электронных масс-медиа. Естественно, что в любом случае необходимо упоминание об источнике перепечатки.

Научные, исследовательские, полемические цели близки к критическим целям и также дают право на свободное цитирование произведения.

Закон о СМИ (ст. 42) освобождает редакцию от необходимости получать разрешения авторов на публикацию либо иное использование в сообщениях и других материалах писем, адресованных в редакцию, если не искажается их смысл. Поступившее в редакцию письмо расценивается, скорее, как источник информации, нежели как произведение, охраняемое авторским правом. Письмо адресуется редакции СМИ, поэтому, за исключением случаев, когда в нем содержится просьба о конфиденциальности, согласия автора на его публикацию и редактирование не требуется.

Во всех других случаях необходимо спрашивать разрешения автора (или правообладателя) и выплачивать согласованный гонорар.

Необходимо учитывать, что по российскому законодательству официальные документы (законы, судебные решения и т.п.), государственные символы и знаки (флаги, гербы, дензнаки), а также произведения народного творчества не являются объектами авторского права. Их также возможно использовать без получения разрешения авторов и выплаты гонорара. Искажение государственных символов влечёт за собой уголовное наказание.

Еще по теме Правомерное использование произведений:

  1. § 7. Обращение взыскания на исключительное право на произведение и на право использования произведения по лицензии