Что такое субъективное право обществознание. Субъективное право: понятие, виды, значение

Л.И. Глухарева

СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРАВА, ОСНОВНЫЕ ПРАВА, ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: ЕДИНСТВО И РАЗЛИЧИЯ

Статья посвящена уточнению соотношения фундаментальных понятий юридической науки - субъективных прав, основных прав и прав человека, которые к тому же обладают междисциплинарным характером. Автор раскрывает их содержание, анализирует отличительные признаки, акцентирует внимание на случаях тождественности и взаимозаменяемости. Однако при этом считает, что каждое из понятий, как специальный юридический термин, несет смысловую нагрузку, поэтому необходимо их более четкое и адекватное применение в соответствии с исследовательским контекстом и с учетом правил формирования и использования научного категориального аппарата.

Ключевые слова: субъективные права, основные права, права человека, права личности, позитивные права, конституционные права, защитные права, социальные права, отраслевые права.

«Субъективные права», «основные права» и «права человека» - понятия близкие, иногда заменяющие друг друга, но все-таки по своему смысловому содержанию и научному предназначению разные. К сожалению, это различие не всегда осознается и тем более проводится в теоретических исследованиях и практической деятельности. Так, среди некоторых цивилистов бытует весьма сомнительная точка зрения о том, что институт прав человека был известен еще во времена римского частного права, а в современном российском гражданском законодательстве практически каждая статья отражает положения о правах человека. Криминалисты, как думается, безосновательно утверждают, что любое преступление в конечном счете направлено против человека и его прав. Подобные суждения свидетельствуют об искажении сущности и содер-

© Глухарева Л.И., 2009

жания фундаментальных категорий юридической науки. Конечно, отождествление, неразличение данных групп прав можно объяснить разными соображениями, в частности, сложностью проблемы, весьма недавним заявлением прав человека в качестве важнейшей составляющей правовой системы России, методологическими подходами к ее решению, а также сугубо позитивистским уровнем профессионализма российской власти и корпуса юристов. Тем не менее неразделимость субъективных прав, основных прав и прав человека сказывается на выборе схем правового бытия общества, государства и самого человека, отражается на законотворческой деятельности, на выработке механизмов реализации прав, их гарантиях и т. п. Поэтому вопрос о разграничении (критериях разграничения) данных понятий имеет значение не только для общей теории права и государства или конституционного права, но и для юридической науки и практики в целом.

Соотношение субъективных прав и прав человека. Как известно, субъективные права представляют собой широкое, собирательное понятие, которое охватывает, помимо прав человека, все виды прав личности: права человека и гражданина, конституционные и отраслевые, основные и текущие, социально-экономические, культурные и личные, естественные и «благоприобретенные», находящиеся в общих и конкретных правоотношениях, индивидуальные и коллективные1.

Субъективные права - специальная юридическая категория, которая выражает формально закрепленные, т. е. прошедшие надлежащую правотворческую процедуру и потому гарантированные государством, полномочия физических и юридических лиц; эти полномочия открывают не потенциальные, а реальные (гарантированные) возможности действовать определенным образом и добиваться желаемых целей и благ.

В настоящее время в отечественной науке сложилось и в целом принято следующее определение субъективных прав. Субъективные права - это гарантируемые законом вид и мера возможного или дозволенного поведения лица2. Субъективные права раскрываются в традициях европейского понимания свободы3, при этом широкое признание получило объяснение их сущности посредством философской категории возможности4. Претворение в жизнь субъективных прав в значительной степени зависит от личностного отношения к ним самих субъектов-носителей5. Они имеют, как считает профессор Н.И. Матузов, четыре формы воплощения: возможности осуществить положительное поведение самим управо-моченным лицом; возможности требовать управомоченным лицом исполнения обязанностей от правообязанного лица; возможности

прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения обязанной стороной своих обязанностей; возможности пользоваться на основе данного права определенным социальным благом6.

Поскольку права человека в настоящее время, как правило, имеют форму позитивных прав, т. е. закреплены в законах государств и (или) международных актах, а их обладателями являются лица - субъекты правовых отношений, то естественно, что они получают статус и наименование субъективных прав. И тут возникает множество неясных вопросов, среди которых на первый план выдвигаются следующие: каково соотношение понятий «права человека» и «субъективные права»? правомерно ли все субъективные права рассматривать в качестве прав человека или только часть субъективных прав может быть отнесена к правам человека? кто является носителем прав человека? какой субъект (субъекты) противостоит правам человека, от действий которого призваны защищать права человека? кого можно привлечь за нарушение прав человека (вопрос о надлежащем субъекте ответственности)? есть ли разница между лицами - нарушителями прав человека и лицами - нарушителями субъективных прав? Попробуем ответить на первые два из них, имеющих прямое отношение к рассматриваемой теме.

Логично предположить, что далеко не все субъективные права, которые как-то связаны, раскрывают, опосредуют и т. п. всевозможные блага и интересы личности, следует именовать или относить к правам человека. Не все субъективные права есть права человека. Соотношение между ними иное. Как уже отмечалось, права человека становятся субъективными правами, если они нормативно закрепляются в законах (официальном праве) государства, в этом случае они выступают частью огромной совокупности всех известных в различных отраслях права субъективных прав. Поэтому закономерно возникает необходимость выяснить, по каким критериям (показателям) права человека, выраженные как субъективные права, могут быть выделены (отделены) из всего массива субъективных прав. Думается, что таких критериев несколько.

Первый критерий - формальный. Он указывает, что права человека, получившие форму субъективных прав, закреплены, по сравнению с остальными субъективными правами, в особых документах - конституциях (или приравненных к ним национальных законах) и международных документах (стандартах прав человека). Благодаря этим документам можно составить представление об общем каталоге тех субъективных прав, которые официально именуются правами человека.

Второй (содержательный) критерий позволяет вычленить (выделить) из совокупности всех субъективных прав только те, которые стоят на страже первооснов человеческого существования, т. е. защищают первоосновы жизнедеятельности личности, снижение или преодоление порога которых влечет биологическое, социальное или духовное уничтожение человека (в прямом и переносном смысле). Только те субъективные права, которые защищают эти первоосновы (нормальную жизнедеятельность, человеческое достоинство, сам факт бытия человека и т. д.), могут считаться правами человека. Следовательно, здесь права человека по форме являются субъективными правами, а по существу (содержанию) продолжают оставаться человеческими правами. Например, совершенно очевидна разница между правом на жилище и правом на получение кредита для покупки жилья, правом на труд и правом на заключение договора строительного подряда, свободой творчества и правом на свободную запись произведения, эфирного вещания.

Третий критерий акцентирует внимание на факте обладания субъективными правами определенным кругом субъектов. Как известно, субъективными правами обладают физические и юридические лица, отвечающие качествам правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. Правами же человека, в отличие от этого, наделен каждый, любой индивид. Например, носителями субъективных прав могут быть клиент, заказчик, страховщик, а прав человека - все люди, в том числе клиент, заказчик и страховщик. Правами человека обладают все люди, каждый представитель человечества, в отличие от субъективных прав, носителями которых признаются лишь физические и юридические лица. В этой части интерес представляет дело, широко освещавшееся в прессе, о факте судебной защиты своих прав несовершеннолетним лицом. Судья штата Флорида (США) Томас Кирк рассмотрел дело 11-летнего мальчика-истца, который ставил вопрос об усыновлении его приемными родителями, поскольку биологические отец и мать с ним плохо обращались. Судья в решении отметил, что конституция штата гарантирует право обращения в судебные инстанции любого гражданина, в том числе ребенка. Он признал правомерность такого процесса на том основании, что законы, защищающие права только родителей, неправильны7.

Следующий, четвертый, критерий свидетельствует о специфической черте прав человека - их несимметричном характере. Права человека не сбалансированы встречными правами, не уравновешиваются какими-либо правами противоположной стороны, т. е. не основаны на принципе взаимности, как, например, субъективные

права, в которых права и обязанности обеих сторон корреспондируют друг другу. Например, нет противоположных прав у государства или других лиц по отношению к праву человека на объединение или охрану здоровья, зато есть корреспондирующие права у арендодателя и арендатора, продавца и покупателя.

Пятый критерий подчеркивает, что возникновение и существование прав человека не связано с возникновением каких-либо юридических фактов (за исключением рождения самого человека, которое, с точки зрения позитивного права, может быть расценено как юридический факт). Например, право на жизнь, право на благоприятную окружающую среду, право на образование. Обретение же субъективных прав всегда поставлено в зависимость от тех или иных свойств и качеств лица, некоторых действий либо наступления определенных событий. Например, право кредитора требовать уплаты неустойки в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обязательства.

Шестой критерий указывает на вид правоотношений, в рамках которых реализуются права человека, получивших форму субъективных прав. Права человека существуют в рамках общерегулятивных правоотношений, в которых носителю данных прав противостоят обязанности неопределенного количества лиц. Например, каждый имеет право на жизнь, и все (в том числе государство) обязаны не совершать действий, направленных на ее уничтожение. Субъективные же права возникают в рамках конкретных правоотношений, в которых правам и обязанностям одной стороны соответствует строго определенные права и обязанности другой стороны. Например, по договору купли-продажи продавец обязуется передать определенную вещь (товар) в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него некоторую денежную сумму.

Но, пожалуй, самым очевидным показателем (седьмым) того, что речь идет о правах человека (а не об иных субъективных правах), является контрагент, которому противостоят права человека в качестве защитного инструмента. Они защищают человека, его жизнь и основные блага от угроз, исходящих от государства, его органов или агентов. При этом государство (его органы и должностные лица) может выступать как непосредственным, так и опосредованным (т. е. попустителем) нарушителем прав.

Объективности ради следует заметить, что ни один из перечисленных выше критериев не обладает высокой степенью определенности для однозначного решения поставленного вопроса: как отграничить права человека, выраженные в форме субъективных прав, от иных субъективных прав? Так, первый критерий дает лишь

примерный, неисчерпывающий перечень прав, который к тому же постоянно пополняется, второй - позволяет бесконечно расширять смысл и пространство того, что относится к «основам человеческого существования и жизнедеятельности», седьмой - присутствует только в рамках классического (узкого) понимания прав человека. (Нужно заметить, что сегодня наблюдается тенденция расширительного толкования круга субъектов, которые могут быть признаны нарушителями прав человека, - союзы государств, ТНК, объединения людей, отдельные граждане). Тем не менее все вместе, в совокупности они все же помогают наметить границу между правами человека, выраженными как субъективные права, и остальными субъективными правами и создают возможность оперировать в юридической сфере правами человека в качестве самостоятельного института.

Остается добавить, что целесообразно избегать именования прав человека как субъективных прав, но не потому, что они не субъективны, а потому, что характер субъективности для них не основной, кроме того, он вносит неопределенность, размывает границы между этими категориями - правами человека и субъективными правами.

Права человека и основные права. Следует заметить, что использование данной терминологии является традицией тех европейских государств, которые пережили авторитарные и тоталитарные режимы (Германия, Испания, Португалия, Россия, Румыния).

Соотношение между указанными категориями становится понятным, особенно при сравнении их с понятием «отраслевые права». Права человека называют основными правами, когда хотят сопоставить права, зафиксированные в основополагающих международных или конституционных актах, с правами, получившими выражение в отраслевом законодательстве. Однако основными их именуют не потому, что они перечислены в основополагающих актах, а потому, что они защищают основы жизни и жизнедеятельности человека, первооснову его достойного существования. Основные права опосредуют наиболее существенные, коренные отношения между государством и человеком, занимают особое место в важнейших областях жизни и деятельности индивида, общества и государства. Именно поэтому они фундаментальные, базовые, основные права, именно поэтому они закреплены, как правило, в документах высшей юридической значимости.

Однако основные права встречаются и вне таких актов. Например, ст. 19 Гражданского кодекса РФ предусматривает важнейшее право человека - право на имя, включающее фамилию, собственно имя и отчество, которое позволяет ему идентифицировать себя

и самоопределяться в мире. Однако такие примеры скорее исключение, чем правило.

В связи с тем что основные права закрепляются в нормах международного и конституционного уровня, их называют также (соответственно) международными стандартами и конституционными правами.

В теории конституционного права понятия «основные права» и «конституционные права» используются как идентичные8, на это нацеливает и текст Конституции (см., например, ч. 1 ст. 55 и ч. 4 ст. 125 Конституции РФ). Однако очевидно, что основные права по своему объему (перечню прав) шире конституционных, и не только потому, что фиксируются также в международных документах. Они могут существовать в качестве неписаных, позитивно не зафиксированных прав. Об этом прямо говорится в ч. 1 ст. 55 Конституции РФ: «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Подтверждением существования неписаных основных прав являются, в частности, нормы, формулируемые Конституционным судом РФ в процессе рассмотрения им дел по жалобам граждан о нарушении их прав. Разделяют эту идею и авторы «Энциклопедии права» (2008 г.) Ю.И. Гревцов и И.Ю. Козлихин, которые полагают, что благодаря развитию международных способов признания и защиты прав и свобод человека формируется «представление о некоторых субъективных правах как не "прописанных" в той или иной стране», и «такие права становятся производными уже от единой человеческой цивилиза-ции»9. Свою лепту в поддержание и развитие неписаных основных прав вносит и феномен естественных прав человека. Таким образом, можно сделать вывод, что основные права дополняют конституционные права.

Необходимо также заметить, что хотя рамки основных прав человека в целом сегодня юридически определены (в международных и конституционных стандартах), однако не существует препятствий для более широкого и детального их толкования. Такую стратегию, например, избрал для себя в своей деятельности Европейский суд по правам человека. Все это порождает возможность появления дополнительных основных прав, отражающих новые стороны и измерения уже признанных прав.

Следует обратить внимание на особый статус и специфические функции, которые выполняют права человека в качестве основных и фундаментальных прав:

эти права закладывают основу правового статуса личности;

они являются неотъемлемой частью режима конституционализма (образуют своего рода концепцию общественного устройства);

в качестве части Конституции основные права выступают объективным правом, обязательным для законодательных, исполнительных и судебных органов государства. Тем самым они задают ориентиры и направления регулирования соответствующих сфер общественных отношений;

основные права обладают высшей юридической силой, являются активными центрами системы права и системы законодательства, в связи с чем образуют юридическую базу для создания и совершенствования всех других прав;

основные права определяют смысл, содержание и применение законов, поэтому толкование законодательных актов осуществляется в соответствии с основными правами, а законодательные акты могут быть проверены судом на предмет их соответствия основным правам;

основные права реализуются в рамках общерегулятивных правоотношений, в которых то или иное право субъекта обеспечивается обязанностями не посягать на это право (не чинить препятствия в его осуществлении) неопределенного круга лиц;

основными правами лица обладают постоянно, они не погашаются в ходе их реализации. По существу основные права находятся в состоянии непрерывной реализации (например, право на информацию, личную неприкосновенность), при этом их содержание (объем) всегда остается неизменным; все это обеспечивает в итоге стабильность правового статуса человека;

основные права выражены в крайне общей форме, поскольку международные акты и национальные конституции не могут и не должны давать исчерпывающего описания всех прав (это задача отраслевых норм);

перечень основных прав обычно сведен к минимуму, но в своей совокупности они достаточны для обеспечения самореализации и защиты личности, для придания обществу и государству право-человеческих характеристик. Необходимо при этом заметить, что государства крайне осторожно относятся к составлению и последующему расширению перечня основных прав человека, поскольку их прокламация, как совершенно очевидно, требует подкрепления гарантиями;

они обеспечиваются повышенной правовой охраной, в том числе деятельностью специальных конституционных и уставных судов.

Можно назвать другие черты и особенности основных прав, но и перечисленных вполне достаточно, чтобы составить представ-

ление об особенностях прав человека, выступающих в форме основных прав.

Следует обратить внимание, что права человека как основные права объединяют две группы разных по своей природе и происхождению прав. Одна из них может быть названа защитными правами (право на жизнь, запрет пыток, рабства и принудительного труда, свобода и личная неприкосновенность, право на уважение частной жизни, свобода вероисповедания, выражения мнения, объединений, заключения брака и т. д.). Защитные права являются непосредственно действующими, т. е. обладают механизмом прямого действия и не требуют для своей реализации принятия дополнительных законов. Обладая ими, индивид получает минимальные гарантии против всевластия государства, поскольку в этом случае государство устанавливает само для себя границы применения власти. Это означает, что защитные права действуют напрямую лишь в публичной сфере и только по отношению к государству10.

В отличие от них другая группа прав человека (основных прав) - социальные права (право на образование, защита от безработицы, защита материнства, детства, пожилых лиц и т. д.) -имеет иные характеристики. Поддерживая социальные права, государство обещает гражданам, что предоставит помощь и окажет некоторые услуги. Но поскольку помощь и услуги связаны с необходимостью просчитать и организовать деятельность по их реализации, большинство социальных прав, будучи основными, не могут быть квалифицированы в качестве прав прямого применения. Для своего претворения в жизнь они предполагают обращение к специальным законодательным актам (актам, специально принимаемым для реализации социальных прав), а равно к специально создаваемым особым механизмам их осуществления.

Таким образом, основные права - это всегда права человека. Отраслевые же права таковыми считаться (за очень редким исключением) не могут. Отраслевые права - это не права человека, а субъективные права, обладающие всеми признаками позитивных (законодательных) норм. Основным, например, является право на труд (ст. 23 Всеобщей декларации прав человека), а право на защиту от необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованного увольнения беременной женщины (ст. 145 Уголовного кодекса РФ) - это отраслевое право. Право на получение вознаграждения за труд является основным правом (ст. 37 Конституции РФ), а право на защиту от невыплаты заработной платы (ст. 145-1 Уголовного кодекса РФ) - отраслевым правом.

По отношению к основным правам отраслевые права выполняют служебную функцию. Так, они раскрывают, конкретизируют,

толкуют содержание основных прав11 (1), определяют объем и масштабы их действия (2), являются средством (механизмом) реализации основных прав (3), могут выступать по отношению к ним в роли юридических гарантий (4) и т. д. Основные права нуждаются в конкретизации и развитии посредством текущего законодательства (отраслевых прав), в противном случае они рискуют остаться нереализованными. Отраслевые права - это важное «окружение» основных прав, так сказать, малые права, решающие сложнейшую задачу практической применимости основных прав (прав человека).

Однако, подчеркивая самостоятельность основных и отраслевых прав, все же не следует отрывать их друг от друга; в совокупности, вместе они воплощают идею человеческих прав и создают режим защищенности человека.

Таким образом, анализ субъективных прав, основных прав и прав человека показывает как взаимосвязь, некоторое перекрещивание смыслов этих категорий, так и различия в содержании, природе и выполняемых функциях. С учетом этого необходимо всегда правильно и к месту использовать каждое понятие, неукоснительно руководствуясь при этом правилом четкости научного юридического языка.

Примечания

1 Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. С. 82.

2 Вишняк М.В. Личность в праве. Пг., 1917, С. 28; Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998. С. 121; Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. М., 2005. С. 525; Архипов С.И. Субъективное право // Словарь-справочник по правам человека: основные понятия и институты / Научный руководитель С.И. Глушкова. М., 2006. С. 109; Поляков А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. СПб., 2004. С. 775. Но есть и иные определения. Так, Е.Я. Мотовиловкер пишет, что субъективное право «представляет собой не меру возможного поведения управомоченного лица, а определенную законом возможность удовлетворения субъективного интереса» (Мотовиловкер Е.Я. К определению субъективного права // Субъективное право: проблемы осуществления и защиты: Тезисы докладов / Дальневосточный госуниверситет. Центр молодежной инициативы. Владивосток, 1989. С. 61).

3 См.: Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993. С. 28; Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1996. С. 33. Однако и в рамках трактовки права как меры свободы продолжают сохраняться разногласия по поводу дальнейшего развития смыслов сво-

боды: следует определять субъективные права в терминах права на волевое решение или в терминах защиты интересов индивидов; существуют субъективные права сами по себе или они являются всего лишь следствием объективного права (подробнее см.: Бержель Ж.-Л. Общая теория права / под общ. ред.

B.И. Даниленко: Пер. с франц. М., 2000. С. 72).

Возможность как вариативная перспективная версия развития (Новейший философский словарь. Мн., 2001. С. 178-179) в юридической сфере имеет свою специфику, прежде всего связанную с принципом правового реализма. Субъективные права выражают «не потенциальные, а реальные возможности индивида, закрепленные в конституциях и законах» (Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. С. 33-34). Субъективные права (и права человека как субъективные права) по определению реалистичны, так как гарантируют (должны гарантировать) реальные, а не абстрактные возможности, возможность выбора действительного влияния на ход событий и получения тех благ (духовных и материальных), что стоят за правами. Поэтому субъективные права - это не декларации, благая цель, пожелание или идеал, они «погружены» в гарантии, максимально приближающие возможность к действительности. К сожалению, российский законодатель провозгласил большое количество нереальных (виртуальных) для настоящего времени прав. «От субъекта права требуется проявление хотя бы минимума активности, а нередко и настойчивости», - отмечает профессор А.Г. Бережнов (Общая теория государства и права. Академический курс: В 3 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2002. Т. 1. С. 266). Для превращения возможности в действительность из множества вариантов индивид избирает такой, который, по его представлениям, полнее всего обеспечит нужные ему результаты. Поэтому возможность свободно избирать вариант поведения, его вид и форму - главный показатель всякого юридического права. Субъективные права выступают «действенным средством возбуждения в гражданах духа инициативы и ответственности» (Бержель Ж.-Л. Указ. соч. С. 75).

Матузов Н.И. Теория и практика прав человека в России // К 50-летию Всеобщей декларации прав человека. М., 1998. С. 26; Теория государства и права.

C. 525; Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. С. 82. В свое время И.Е. Фарбер поддерживал такую же точку зрения: «Субъективное право есть гарантированная законом мера поведения и вместе с тем мера обладания социальным благом» (Фарбер И.Е. Права человека, гражданина и лица в советском обществе // Правоведение. 1967. № 1. С. 41). Однако ряд авторов возражают против введения в структуру субъективного права четвертого элемента (см., напр.: Поляков А.В. Указ. соч. С. 776). Государство и право.1998. № 7. С. 36; Известия. 1997. 30 авг.

8 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учеб. М., 2003. С. 257; Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: Учеб. для вузов / Под ред. О.И. Тиунова. М., 2005. С. XVI-XVI; Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учеб. М., 2003. С. 131-140.

9 Гревцов Ю.И., Козлихин ИЮ. Энциклопедия права: Учеб. пособие. СПб., 2008. С. 65.

10 По этому поводу К. Экштайн пишет, что идея основных прав в конституции в классическом виде выглядит так: гражданин получает минимальные гарантии против всевластия государства, государство устанавливает само себе границы применения власти к подчиненным ему гражданам и людям. Это значит, что гарантии действуют напрямую только по отношению к государству (Экштайн К. Основные права и свободы. По российской Конституции и Европейской конвенции: Учеб. пособие для вузов. М., 2004. С. 32).

11 На этот факт обращал внимание еще М.С. Строгович, подчеркивая, что «в более широком плане одно и то же право формулируется как конституционное, основное, а в более конкретизированном, детализированном виде оно же находит выражение в соответствующей отрасли права» (Строгович М.С. Проблемы советского социалистического государства и права в современный период. Теоретические вопросы советской законности. М., 1959. С. 139). Эту же точку зрения разделял Л.Д. Воеводин (Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учеб. пособие. М., 1997. С. 130).

Субъективное право в самом общем виде представляет собой меру дозволенного поведения.

В ряде случаев эта мера сводится к праву требования и к потенциальной возможности притязания (правоотношения активного типа). Здесь понятия субъективного права и правомочия, т.е. конкретной юридической возможности, в принципе, тождественны, совпадают. В то же время нередко субъективное право отличается сложным строением, имеет дробные части, что позволяет говорить о его структуре. В таких случаях различие между субъективным правом и правомочиями проявляется весьма отчетливо. Это, например, относится к субъективному, праву собственности, которое складывается из ряда правомочий – прав владения, пользования, распоряжения (плюс правомочия требовать от всех других лиц воздержания от определенных действий).

Правомочия, входящие в состав субъективного права, могут быть трех основных видов:

а) право требования;

б) право на положительные действия;

в) притязание.

4. Право требования.

Это – правомочие, содержание которого состоит в возможности требовать исполнения или соблюдения юридической обязанности.

По своему юридическому значению право требования – правомочие на чужие действия; оно является своего рода юридически вспомогательным средством:

призвано обеспечить исполнение или соблюдение юридической обязанности другим лицом или лицами.

Хотя право требования и не выражает всего богатства субъективного права (главное в этом содержании-возможности на свои положительные действия), оно является для субъективного права исходным и обязательным элементом. Юридическое существо любого субъективного права заключается в том, что управомоченному предоставляется средство, при помощи которого он может проявить свою волю и инициативу, чтобы добиться осуществления другим лицом возложенной на него юридической обязанности. В качестве такого средства, с при-

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. 2. - М.: «Юридическая литература», 1981. С.118

ведением в действие которого начинает "работать" весь механизм юридического обеспечения, и выступает право требования.

Право требования с корреспондирующей ему юридической обязанностью образует стержень всякого правоотношения. Они как раз и создают связь между лицами те провода, по которым идет активная правовая энергия от юридических норм через правовую связь сначала в юридический инструментарий (в том числе в иные правомочия, в право на собственные активные действия), а затем в реальные, жизненные отношения.

Здесь, при обособлении права требования с корреспондирующей ему юридической обязанностью, вырисовываются известные основания для различения собственно правовой связи (право требования плюс обязанность) и правоотношения в целом, где либо субъективное право, либо обязанность могут в тех или иных пределах выходить за рамки связи как таковой и иметь определенное самостоятельное значение (II.28.5; 11.28.8.).

Право требования первоначально может иметь потенциальный характер – выступать в виде потенциально-неопределенного права (например, право лица на исправление повреждений жилой площади при авариях) или потенциально-определенного права (например, право лица на получение пенсии при наступлении необходимого срока) 14 . Однако и в том и в другом случаях право требования уже существует, оно неизбежно переходит в действенную стадию при наступлении юридических фактов, развивающих данный фактический состав (II.31.10.) – фактов аварии, истечения срока.

Право является достаточно сложным и многогранным явлением. От верного его понимания зависят уровень культуры, порядок, повседневное отношение населения к государству, а также законам и предписаниям, которые исходят от власти. Рассмотрим далее, что собой представляет объективное и субъективное право.

Общие понятия

В течение своей жизни люди вступают в различные отношения для удовлетворения своих нужд. Со временем в соответствии с этим образуются определенные нормы, устоявшиеся модели и правила поведения. Объективное право как явление существует практически независимо от воли того или другого субъекта. Оно формируется постепенно, выступая в качестве регулятора общественных взаимодействий. Право субъективное выступает как притязание человека на возможное поведение. В частности, гражданин может заявить о желании участвовать в выборах, получать образование и так далее. Право субъективное принадлежит конкретному человеку. Использование такой возможности находится в зависимости от его воли. Объективное и субъективное право существуют взаимосвязано друг с другом.

Теоретический аспект

Понятие субъективного права выступает в качестве одной из базовых категорий. Как и свобода, оно определяет пределы и меру возможного (дозволенного) поведения гражданина. В данном случае следует понимать различия, которые имеют субъективные права и юридические обязанности. Последняя категория устанавливает меру должного поведения. Субъективное право базируется на нормах объективного в качестве результата регулирования общественных отношений. Их содержанием выступает поведение участников, которое направлено на реализацию своих возможностей и соблюдения предписаний. Нормы устанавливают модели поведения конкретных категорий, то есть указывают, кто именно имеет субъективные права и юридические обязанности.

Способы приобретения и реализации

Право субъективное приобретается вместе с формированием определенного отношения. Если последнее регулируется диспозитивной нормой, то лицо может отказаться от имеющейся у него возможности. В частности, оно вправе передать ее другому субъекту. На основании такого отказа прекращается либо изменяется взаимодействие.

Если регулирование осуществляется императивной нормой, то отказ от субъективного права, установленного ею, не имеет юридической значимости. В частности, к таким категориям относят личные конституционные возможности человека. Вместе с этим право субъективное реализуется свободно. Это значит, что лицо может воздержаться от его применения. Субъекты, имеющие права, свободны в несовершении либо совершении каких-либо действий в пределах дозволенного поведения. Реализация возможности осуществляется с целью получения нематериального или материального блага, относительно которого появилось отношение. Достижение ее происходит, собственно, совершением либо воздержанием от выполнения каких-либо действий.

Гражданское законодательство

В цивилистике субъективное право отличается достаточно глубокой проработанностью. Следует отметить, что данное явление существует еще со времен Древнего Рима. В качестве субъективного права выступает юридическая возможность лица действовать в определенной форме. Она имеет установленный вид обеспечения. В частности, управомоченное лицо может требовать совершения действий либо воздержания от них от иных граждан. Так, например, собственник имеет возможность распоряжаться и пользоваться имуществом, которое ему принадлежит. Вместе с этим он имеет право требовать от других воздержаться от посягательств на его вещи или объекты. В данном случае субъективные права и юридические обязанности касаются разных лиц, но связаны одним предметом. Обладатель в случае создания каких-либо препятствий со стороны иных лиц при реализации им своих возможностей может обратиться в суд.

Способы защиты

Субъективное право может быть относительным либо абсолютным. В последнем случае лицо имеет возможность требовать осуществления определенных действий или воздержания от них от неопределенного круга лиц. К примеру, автору какого-либо произведения принадлежит право на неприкосновенность своего творения. Это означает, что он обладает возможностью запретить кому бы то ни было вносить в произведение изменения, сокращения, дополнения. Вместе с этим автор может требовать совершения конкретных действий, которые необходимы для восстановления нарушенного или ущемленного права.

Относительная возможность предусматривает направленность на какое-то определенное лицо или их группу. К примеру, кредитор может требовать от должника исполнения тех или иных условий договора. В данном случае субъективному праву лица корреспондирует юридическая обязанность другого субъекта или группы. Отказ от своей возможности, согласно общим правилам, не влечет ее прекращения в том случае, если она не переходит к другому лицу.

Субъективные права и обязанности

Эти две категории составляют содержание общественных взаимоотношений. Права и обязанности определяются в зависимости от характера непосредственно самого взаимодействия, вследствие которого они возникли. Особое значение имеет и специфика их развития. Юридическая обязанность представляет собой меру должного поведения лица, установленную законом и способствующую удовлетворению интереса управомоченного участника взаимодействия.

Классификация

В правоотношениях различают активные либо пассивные обязанности. В первом случае под ними предусматривается совершение определенных действий. К ним, например, можно отнести уплату долга или поставку товара. Пассивные обязанности состоят в необходимости воздерживаться от каких-то поведенческих актов, которые являются нежелательными для субъекта права и ущемляют его интересы. Например, один супруг в случае проживания отдельно от другого не должен препятствовать второму принимать участие в обеспечении и воспитании детей. То есть в данном случае ему следует воздержаться от действий, которые не позволят встречаться несовершеннолетним с родителем, живущим не с ними.

Понятие права. Субъективное и объективное право.

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких подходах.

1) Нормативный подход:

Право – это система общеобязательных формально определенных норм, исходящих от гос.-ва, им регулируемых, и регулирующих общественные отношения.

2) Философский подход:

Право – это совокупность неотчуждаемых прав человека, принадлежащих ему от рождения.

3) Социологический подход:

Право – это, то что установлено самим обществом, гос-во только называет эти нормы.

Воплощение права в определенных юр-ких источниках носит название «объективное право» - это критерий (определитель) юридически дозволенного, правомерного и запрещенного, неправомерного поведения.

Объективное право – исходное понятие при рассмотрении и анализе всех правовых явлений. Оно определяет юр-кие возможности и др. субъектов общественных отношений.

Как объективное явление объективное право обладает качествами:

1) всеобщности (уст. общий для всех порядок);

2) общеобязательность (распространяет свое действие на всех субъектов, находящихся на территории данного гос-ва);

3) способность определять рамки юр-кой свободы участников общественных отношений;

4) стабилизатора общественных отношений, правопорядка в обществе и средством защиты правоотношений.

Право представляет собой единство объективного и субъективного.

Субъективное право – это конкретные права (правомочия), которые принадлежат каждому субъекту в отдельности (отдельный чел-к, объединение людей, класс, общество в целом). Субъективные права возникают на основе объективного права, т.е. норм права, закрепленных в законах и др. НПА.

Для субъективного права характерны:

1) совокупность наличных прав конкретного субъекта общественных отношений;

2) определение меры возможного и необходимого поведения субъекта;

3) возникновение в результате правоотношения как его содержания;

4) защита и охрана гос-м.

Между субъективным и объективным правом существует тесная связь: объективное право служит прочной опорой, фундаментом для появления субъективного права, а субъективное право есть результат реализации объективного права.

Принципы права: понятие и виды.

Принципы права – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.

Принципы подразделяются на свойственные праву в целом:- общеправовые; - отраслевые; - межотраслевые.

К общеправовым относятся:

- п. справедливости (соразмерность труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание);- демократизм (право исходит от власти народа);- гуманизм (человечность, нет пыток, наказания);- юр-кое равенство всех перед законом и судом;- единство прав и обязанностей;- п. законности;- неотвратимость наказания.

К отраслевым относится: - свобода труда трудовом праве); - принцип индивидуализации наказания (в УП);- всеобщность защиты гр. прав (ГП);- презумпция невиновности (в УПП).

К межотраслевым относят: - принцип состязательности и гласности (в ГПП и УПП);- неотвратимость отв-ти (в ГП, УП, админ. праве);- равенство сторон (в ГП и Семейном праве).

К общеправовым относят такие принципы, как:

1) справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п. Данный принцип в наибольшей мере выражает общесоциальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством;

2) юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедший свое воплощение в ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает: "1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации";

3) гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ: "1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам";

4) демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;

5) единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений - субъектов права, и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию. Вместе с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных субъектов;

6) федерализм, присущий только тем правовым системам, которые существуют в федеративных государствах. Он означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства - общефедеральная и региональная;

7) законность - система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. Этот принцип нашел свое отражение в ч. ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы";

8) сочетание убеждения и принуждения - универсальные методы социального управления, которые свойственны различным регуляторам, особенно праву. К основным формам убеждения относятся: правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов, обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия. Особенности принуждения: а) более жесткий метод воздействия права на субъектов; б) оно является второстепенным, применяемым после убеждения методом; в) осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве; г) выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т.е. включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний. Главная задача законодателя - установить оптимальное сочетание мер принуждения и убеждения в праве.

Функции права.

Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма.

В юр. литературе классифицируют функции на:

1) - внутренние и внешние.

Внутренние ф. права – это способы юр. воздействия на людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права.

Внешние ф. права – находятся как бы за пределами самого права и характеризуют право как социальный регулятор. К внешним ф. относят общесоциальные. Среди них выделяют:

- культурно – историческую – право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры;

- воспитательную – направлена на воспитание правосознания и формирование правомерного поведения;

- социального контроля – удерживает от совершения неправомерных действий;

- информационно – регулирующую – информирует о возможности социально значимого поведения.

Специально юр. функции делятся на:

2) - регулятивную и охранительную.

Регулятивная ф . – вытекает из основного назначения права для жизни общества – упорядочить, регулировать общ-ые отношения, устанавливать позитивные правила поведения.

Регулятивная ф. делится на: статистическую и динамическую.

Охранительная ф. – направлена на охрану и защиту значимых общ-ых отношений и вытесняет нежелательных данному обществу отношений.

3) Выделяются также: компенсационную, ограничительную и восстановительную функции.

Компенсационная ф. – направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других.

Ограничительная ф. – направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других. Права и свободы могут быть ограничены законом в интересах защиты основ конст. строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов др. лиц и т.д.

Восстановительная ф. – направлена на восстановление нарушенного права, прежнего правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановление на работе и т.д.

Виды норм права.

Современное законодательство состоит из разнообразных по хар-ру и содержанию норм права. Выяснение их природы, места в правовом регулировании служит классификация норм права. Под классификацией понимается распределение изучаемых объектов по классам на основании определенных критериев:

1) В зависимости от предмета регулирования нормы подразделяются по отраслям (уг-но-правовые, административные, гражданско-правовые, трудовые и др.).

Отраслевые нормы делятся: на материальные и процессуальные нормы.

Материальные нормы – предназначены для воздействия на общ-ые отношения путем прямого регулирования этих отношений.

Процессуальные нормы – закрепляют проц-ые формы, необходимые для осуществления и защиты материального права.

2) По форме предписания или по методу правового регулирования нормы права делятся на : императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные.

Императивные нормы – это строгое обязательное предписания, не допускающие какого-либо отступления или иной трактовки (это нормы уголовного, административного права).

Диспозитивные нормы – предоставляют субъектам возможность выбора варианта поведения в пределах закона или урегулированного отношения по своему усмотрению, но в законных пределах (характерны для ГП, СП, Тр.П, Предприним.П, Межд. П и др.).

Поощрительные нормы – предписания о предоставлении гос-м опредленных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый гос-м и обществом (гос. награды, льготы, присвоение почетных званий).

Рекомендательные нормы –они устанавливают вариант желательного с точки зрения гос-ва поведения, имея в виду проявление субъектами высокой отв-ти, инициативы с учетом местных условий, возможностей и средств.

3) По средствам, используемых для регулирования общ-ых отношений , нормы права делятся на: обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы –предписывают субъектам определенные действия (платить налоги и сборы, обязан сохранять природу и окруж. среду и т.п.).

Запрещающие нормы – или запреты, не разрешают совершение определенных действий (никто не может присваивать власть в РФ).

Управомочивающие нормы – представляют субъектам определенные права или возможности совершать положит-ые действия (права человека и гражданина на жизнь, на личную свободу, неприкосн-сть жилища и т.п.).

4)По выполняемым функциям делятся на: регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы – содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений.

Охранительные нормы – направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юр. воздействия на правонарушителя.

5) По времени действия делятся на: постоянные и временные.

Постоянные нормы – применяются без определения срока действия, т.е. до отмены их другим актом.

Временные нормы – т.е. заключительные и переходные положения.

6) По кругу лиц, на которых распространяется действие норм , делятся на: общие и специальные .

Общие нормы – распространяются на всех, кто находится на территории данного гос-ва.

Специальные нормы – только на определенный круг лиц (военнослужащих, учащихся, пенсионеров, работников района Крайнего Севера и др.)

7) Выделяют также локальные нормы – принимаются на отдельных предприятиях, в организациях, фирмах и т.п. и действуют только в пределах данной организации (правила внутреннего распорядка и др.).

8) Самостоятельная разновидность специализированные нормы:компенсационные, коллизионные нормы.

Компенсационные нормы – регулируют общественные отношения, связанные с возмещением ущерба и др. потерь направленных на защиту граждан и их законных интересов.

Коллизионные нормы – предназначены разрешать столкновения между различными нормами, которые по разному регулируют одни и те же общественные отношения.

Соотношение права и закона.

Проблема соотношения права и закона родилась практически одновременно с правом, ставилась еще в древние времена (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, римские юристы ) и до сих пор остается центральной в правопонимании.
В контексте данной проблемы под «законом» следует понимать не закон в строгом, специальном смысле (как акт верховной власти и источник высшей юридической силы ), а все официальные источники юридических норм (законы, указы, постановления, юридические прецеденты, санкционированные обычаи и др. ).
Концепций, связанных с различением права и закона, существует множество. Однако можно обозначить два принципиальных подхода:
а) право есть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания;
б) закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым законом и выражать политический произвол.
Приверженцем первого подхода у нас в России был, в частности, известный правовед и теоретик права Габриель Феликсович Шершеневич, который считал государственную власть источником всех норм права.
Современный исследователь этой проблемы проф. B. C. Нерсесянц утверждает, что правом можно считать только правовой закон. «Нормы действующего законодательства (»позитивного права" ), - пишет он, - являются собственно правовыми (по своей сути и понятию ) лишь в той мере и постольку, поскольку в них присутствует, нормативно выражен и действует принцип формального равенства и формальной свободы индивидов". В разрешении этой сложной проблемы нужно исходить, с одной стороны, из общего соотношения и взаимодействия общества, права и государства, а с другой - из общефилософских закономерностей связи формы и содержания.
Признано, что право и государство являются самостоятельными (в том смысле, что не государство порождает право ) продуктами, результатами общественного развития. В такой же степени независимы от государства и современные процессы правообразования: они идут в недрах общественного организма, проявляют себя в виде устойчивых, повторяющихся социальных отношений и актов поведения, формируются как правовые притязания общества и фиксируются общественным сознанием. А уже дело государства - выявить эти притязания и, основываясь на началах справедливости, возвести их в закон, то есть оформить в официальных источниках как общеобязательные правила поведения. Таким образом, получается, что право как единство содержания и формы складывается в результате взаимодействия общества и государства: содержание права (сами правила поведения, информационная сторона права ) создается объективно, под воздействием социальных процессов, а форму праву придает государство.
При различении права и закона обращают внимание на одну сторону проблемы - на возможность неправового содержания у правовой формы (закона ). Однако правомерен и другой вопрос: а может ли вообще право существовать вне какой-либо формы объективирования? На этот вопрос следует ответить отрицательно: не может быть права до и вне своей формы (закона ). Ведь то, что называют «естественным правом», на самом деле представляет собой естественно-социальные начала, которые должны определять содержание юридических предписаний, а правом в собственном смысле (с точки зрения современных представлений о свойствах права ) не является. Тем более что, как справедливо замечает проф. B. C. Нерсесянц, различение естественного права и позитивного права - лишь одна из многих возможных версий соотношения права и закона. В настоящее время суть проблемы различения права и закона состоит не в противопоставлении естественного права позитивному, а в установлении соответствия между содержанием и формой самого позитивного права.
С этих позиций можно наметить пункты, из которых следует исходить в характеристике соотношения права и закона:
1. Право и закон следует различать. Закон (официальные источники норм ) - это форма выражения, объективирования права вовне, а право -единство этой формы и содержания (правил поведения ).
2. Не может быть права до и вне закона (своей формы ). Форма - способ жизни права, его существования. Как замечает проф. Мушинский: «Все современные системы права одеты в мундир законодательства».
3. Закон может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной формой - «неправовым законом». (Правовое содержание у закона или неправовое - это определяется как на основе общих естественно-правовых начал, так и исходя из конкретно-исторических условий существования данного общества. )
Такой подход отвечает и общим законам связи формы и содержания явлений. Так, может иметь место бессодержательная форма (бессодержательна она, конечно, в строго заданном отношении: «какое-то» содержание у нее все равно есть ), но не может быть содержания вне какой-либо формы. Например, можно имитировать из бумаги форму стула, которая внешне будет очень на него похожа. Однако с точки зрения самого предназначения, функций стула, эта конструкция будет абсолютно бессодержательна: стулом она является лишь по форме. С другой стороны, не удастся использовать в качестве стула то, что вообще не имеет никакой формы.

Понятие и виды НПА в РФ.

НПА – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего хар-ра и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

НПА – это акт правотворческих органов гос-ва, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях подчиненности с другими актами. (Морозова)

Для НПА характерны след. признаки:

1) письменная форма;

3) исходят от гос-ва: гос-ых органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их;

4) принимаются в особом порядке, называемом «правотворческий процесс»;

5) иерархическая подчиненность актов.

По юр. силе все НА подразделяются на 2 большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

1)Конституция (закон законов) - основополагающий, учредительный политический правовой акт;

2) ФКЗ – принимаются по вопросам, предусмотренным и связанным с Конституцией;

3) ФЗ – это акты текущего законодательства, посвященные соц-но-эк-кой, политической и духовной жизни общества;

4) Законы субъектов федерации – издаются их представительными органами и распространяются только на соотв-щую территорию.

Виды подзаконных актов:

1) указы и распоряжения Президента РФ;

2) постановления и распоряжения Правительства РФ;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, гос-ых комитетов;

4) решения и постановления местных органов гос. власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов гос. управления;

6) НА муниципальных (негос-ых) органов;

7) Локальные НА – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, организации (правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все НА делятся на:

НА гос. органов;

НА иных соц-х структур (муниц-х органов, профсоюзов, АОи т.д.);

НА совместного хар-ра (гос-х органов и соц-х структур);

НА принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия НА делятся на:

- общефедеральные; - НА субъектов РФ; - НА ОМС;

- локальные НА.

В зависимости от срока действия НА делятся на:

- НА неопределенно – длительного действия; - временные НА.

Черты системы права

:- ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования – институты, подотрасли, отрасли;

Ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство;

Она обусловлена социально-эк-ими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами;

Имеет объективный хар-р, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.

Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя помимо системы права юр. практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

Виды критериев распределения норм права по отраслям права:

а) предмет правового регулирования;б) метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - это вид качественно однородных общественных отношений, которые урегулированы правом.

Метод правового регулирования - это совокупность способов, приёмов, средств воздействия права на общественные отношения. Иными словами, метод правового регулирования представляет собой определённую совокупность юридического инструментария, посредством которого государство так или иначе воздействует на волевое поведение субъектов социального общения (участников общественных отношений). Основу метода правового регулирования составляют т. н. способы правового регулирования.

Среди способов правового регулирования различают:

а) обязывание;б) дозволение;в) запрещение.

При регулировании общественных отношений возможно различное соотношение применяемых способов. Например, в административном праве доминирует использование Законодателем обязывания в качестве способа правового регулирования, в уголовном праве - запрещения.

К конкретным методам правового регулирования, т. е. применяемым в тех или иных отраслях права обычно относят методы: императивный (метод властного приказа, как правило выраженного в виде нормы-запрета), диспозитивный (представляет возможность выбора в рамках закона того или иного варианта поведения), поощрительный (направлен на стимулирование определённых форм правомерного поведения), рекомендательный (субъектам права рекомендуются определённые формы поведения).

Объекты правоотношения.

Объект-это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу

чего они вступают в юр. связи. 2 подхода к пониманию понятия «объект»: 1)объектом могут

выступать только действия субъектов, именно действия, поступки людей подвергаются регулированию юр. нормами. Отсюда у всех правоотношений единый, общий объект (монистический). 2)объекты весьма разнообразны (плюралистический подход) и могут быть: а) материальные блага (вещи, ценности); б) нематериальные блага(жизнь, здоровье и др.) 3)продукция духовного творчества (произведения искусства, музыки и др.);4) результаты действий участников(подряд на строительство, договор на перевозки и др.) 5) ценные бумаги и документы (деньги, акции, дипломы и т. д.) Второго подхода придерживается большинство учёных. Как многообразен мир, так многообразны и объекты правоотношений. Объект правоотношений влияет на содержание конкретного субъективного права(возможность чем-то владеть, пользоваться, распоряжаться), юр. обязанностей (обеспечивает осуществление права, т.е.нормальное функционирование правового отношения).

Субъекты правоотношения.

Субъекты правоотношений его участники, имеющие субъективные права и обязанности. Это физ. лица, организации (или коллективные субъекты), гос-во 9или органы гос-ва), а также социальные общности – народ, нации, население.

Субъект правоотношения должен обладать правосубъектностью, т.е. способностью быть субъектом права. Это относится как к физ. так и юр. лицам.

Применительно к физ. лицам различают 3 элемента правосубъектности: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Правоспособность – это способность лица иметь в силу норм права субъективные права и юр. обязанности.

Возникает с рождения и прекращается с его смертью.

Дееспособность – это способность индивида своими действиями осуществлять права и выполнять обязанности. Д. связана с возрастными и психическими свойствами человека и зависит от них. В полном объеме наступает с совершеннолетия, а до это человек обладает ограниченной дееспособностью (частичной).

Дети и душевнобольные полностью недееспособны.

Недееспособное лицо - лицо, вследствие болезни или слабоумия не может понимать значения своих действий и руководить ими.

Деликтоспособность – это способность лица нести юр. отв-ть за совершенное правонарушение. Наступает с разного возраста в зависимости от вида юр. отв-ти. Например, административная отв-ть - наступает с 16 лет, полная гражданско-правовая отв-ть – с 18 лет, уг. отв-ть – с 16 лет, а по отдельным преступлениям – с 14 лет.

У юр. лица все 3 элемента правосубъектности возникают одновременно с момента регистрации данной организации в качестве юр. лица.

Из определения, данного в начале статьи, следует, что материальное содержание всякого правоотношения составляет то общественное отношение, которое им закрепляется. Другими словами это «то фактическое поведение (действие и бездействие), которое управомоченный может, а правообязанный должен совершить»

Материальное содержание правоотношения складывается из

«дозволенного поведения управомоченного и должного поведения правообязанного»

Правоотношение как правовое явление обладает и своим особым юридическим содержанием, которое воплощается в субъективных правах и обязанностях его участников. Иоффе обосновывает это следующим образом:

«Во-первых, юридическое содержание норм права представлено сформулированными в них общими правилами поведения, которые в правоотношении приобретают значение конкретных правил, адресованных его участникам. Но желательное и должное поведение участников правоотношения фиксируется в их субъективных правах и обязанностях.

Во-вторых, специфика того или иного явления, отучающая его от других, смежных явлений, заключается в его содержании. Но специфика правового отношения в том и состоит, что его участники выступают в качестве носителей прав и обязанностей.

В-третьих, содержание всякого явления должно сопутствовать ему от момента его возникновения до момента его исчезновения. Допустив противное, мы пришли бы к нелепому выводу о возможности существования бессодержательных явлений. Но именно права и обязанности его субъектов сопутствуют правоотношению непрерывно, а их изменение или прекращение влечет за собой изменение или прекращение самого правоотношения».

Разграничение в правоотношении юридического и материального содержаний позволяет понять механизм воздействий прав на общественную жизнь.

Точнее было бы рассматривать материальное и юридическое в содержании правоотношения как его (содержания) «элементы» или «стороны». Кроме того, то, что называется материальным и юридическим содержанием, с философских позиций само связано как форма и содержание (юридическая форма фактического общественного отношения, его материального содержания). Понятие «юридическое содержание» правоотношения, строго говоря, означает содержание юридической формы.

Составляющие юридического содержания правоотношений - его субъективные права (правомочия) и юридические обязанности.

Субъективные права и обязанности неразрывно связаны друг с другом. Они возникают одновременно, однако в дальнейшем содержание правоотношения может меняться: у участников правоотношения могут появиться новые права и обязанности.

В подавляющем большинстве правоотношений каждый из участников одновременно имеет права и несет обязанности. Однако в некоторых правоотношениях у управомоченного лица есть только субъективное право, а у обязанного лица - только субъективная обязанность.

Виды правонарушений.

Правонарушение - это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм.

Правонарушения, как и акты правомерного поведения, весьма разнообразны. Они различаются по степени общественной вредности, продолжительности совершения, субъектам, сфере нарушаемого законодательства, объектам посягательств и т. д.

По характеру и степени социальной вредности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступления - общественно опасные уголовно наказуемые деяния. Общественная опасность - это явная опасность деяния для общества, для наиболее существенных интересов государства, личности. Признавая вредоносность, антисоциальный характер иных правонарушений (проступков), следует помнить, что вред, причиненный ими, не достигает уровня общественной опасности. Это обстоятельство должен учитывать законодатель, безусловный долг которого «не превращать в преступление то, что имеет характер проступка»

К административным проступкам относятся деяния, наносящие ущерб отношениям, складывающимся в сфере государственного управления.

Гражданско-правовые правонарушения (деликты) в отличие от преступлений и административных правонарушений не имеют четко закрепленной в законодательстве дефиниции.

Под дисциплинарным проступком понимается противоправное виновное неисполнение рабочим или служащим своих трудовых обязанностей, нарушающее правила внутреннего трудового распорядка.

Законность и правопорядок.

Законность - это строгое и неуклонное исполнение всеми субъектами права действующего законодательства.

В настоящее время законность трактуется в 3-х аспектах:

1)принцип гос-но-правовой жизни , что означает закрепление законности в качестве основополагающего общеправового начала жизни общества;

2) метод гос-го руководства обществом , предполагающий, что гос-во осуществляет свои функции правовыми средствами и в правовых формах;

3) режим жизни общества предполагает обеспечение реального верховенства права в жизни общества, правового закона, установление правовых отношений между гос. властью и личностью.

Принципы законности:

1) П. единства законности - предполагает единую направленность законности в области и правотворчества, и правореализации на всей территории страны.

2) П. всеобщности – означает, что ее требования должны быть обращены ко всем в равной степени.

3) П. реальности – выражается в цели законности – достижение фактического осуществления в поведении и действиях требований правовых форм.

4) П. целесообразности – вытекает из ценности права для жизни общества как средства обеспечения организованности и порядка.

5) П. гарантированности – означает, что прочная законность невозможна в стране без действенных, эффективных механизмов ее обеспечения.

6) П. неотвратимости юр-кой отв-ти – характеризует юр. сторону законности. Суть составляет своевременное раскрытие любого правонарушения и назначение виновному адекватного наказания или иной меры воздействия.

7) П. взаимосвязи законности и культуры – проявляется в том, что законность не может функционировать без опоры на человеческие знания, опыт, общий кругозор, без осознания необходимости соблюдать законы, руководствоваться ими в повседневной жизни.

Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.

Правопорядок – это основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников.

Правопорядок – есть порядок основанный на праве.

Общественный порядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, которые достигаются с помощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).

Различия между правопорядком и общ-ым порядком заключаются в следующем:

1) Они не совпадают по своему происхождению, эволюции ; если ОП - возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества, то П - зарождается гораздо позже, а именно когда возникают публичная власть, право, законы; он – атрибут гос-ва;

2) у них разная нормативная основа ; П- базируется на праве и явл. результатом его реализации, ОП - есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества;

3) они по разному обеспечиваются; П- опирается на аппарат принуждения, ОП – на силу общ-го мнения, меры негос-го воздействия;

4) при нарушении П и ОП возникают разные последствия ; при нарушении П – юр. санкции, ОП – меры морального хар-ра;

5) П и ОП не тождественны по своему объему, содержанию, элементарному составу; ОП – шире П.

Классификации власти:

1) с точки зрения социального уровня различают власть:

- в масштабе всего общества;

- внутри коллектива (организации);

Субъективное право – это предоставляемая и охраняемая государством возможность (свобода) субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены объективным правом. Оно называется субъективным, т.к. его реализация зависит только от воли субъекта. Оно проявляется в трех разновидностях – в возможности положительного поведения обладателя субъективного права, в возможности управомоченного требовать определенного поведения от обязанных лиц и возможность управомоченного обратиться за защитой к государству.

Каковы же признаки данного права?

1. Субъективное право есть мера возможного поведения.

3. Осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой стороны. В одних случаях эта обязанность состоит в воздержании от действий, нарушающих субъективное право другой стороны, в других - данное право обеспечивается исполнением обязанности, т.е. активными действиями обязанного лица.

4. Субъективное право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интересов; при отсутствии последнего, стимул для осуществления субъективного права теряется.

5. Данное право состоит не только в возможности, но и в юридическом или фактическом поведении управомоченного лица.

Субъективное право - это предусмотренная для управомоченного лица мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц, в целях удовлетворения его интересов Субъективное право это юридическая возможность, принадлежащая конкретному субъекту.

Субъективное право - сложное явление, включающее в себя ряд правомочий (виды субъективного права).

1. Правоповедение . Право на собственные поступки, право на юридические действия , на принятие юридических решений (собственник вещи может ее заложить, подарить, продать, завещать и т.д.). Гражданин может поступать в Вуз, а может не поступать (право на высшее образование). Избирательное право это правоповедение. Можно идти на выборы, а можно и не ходить. Право объединяться в политические партии тоже граждане осуществляют добровольно (вступать или не вступать)

2. Правотребование - право требовать от другой стороны исполнения обязанности, т.е. право на чужие действия (заимодавец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей). Появляется тогда, когда обязанная сторона не выполняет свои обязанности. Полученный в банке кредит, по окончании срока банк требует возвратить долг. А потом у банка возникает:

3. Правопритязание – третий вид субъективного права, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, т.е. право на принудительное исполнение обязанности (в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе). Банк приобретает право обратиться в соответствующий компетентный орган, чтоб они принудительно заставили должника вернуть деньги. Суд выносит решение и судебный исполнитель исполняет его.


4. Иногда выделяютправопользование - право на собственные фактические действия , направленные на использование полезных свойств объекта права (например, собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению);

Правоотношение обладает сложной по составу элементов структурой. В нее входят субъект, объект и содержание правоотношения.

Содержание правоотношения - это субъективные юридические права и обязанности. Субъективное право и соответствующая ему обязанность образуют юридическую связь управомоченной и обязанной сторон. Причем правовое отношение может состоять из одной или нескольких юридических связей. Например, правоотношение, возникающее на основе договора купли-продажи, включает в себя как минимум две правовые связи: первая - право покупателя получить товар и обязанность продавца передать товар покупателю; вторая - право продавца получить деньги за товар и обязанность покупателя заплатить за него согласованную в договоре сумму.

Значение.

Без субъективного права вообще нельзя представить свободы, демократии. Без него человек не сможет самореализоваться это же право, нормативная возможность для самореализации людей, через эти права.