Закон о техническом регулировании с изменениями. Федеральный закон РФ «О техническом регулировании». Принципы технического регулирования

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ правовое регулирование отношений в области уста­новления и применения обязательных требований и требований на добровольной основе к продукции, процессам жизненного цикла продукции (процес­сам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), работам и услугам, а также в области оценки соответствия .

Одним из результатов технического регулирования является ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - совокупность правовых норм, регламентирующих требования к объектам технического регулирования и контроль (надзор) за соблюдением установленных требований.

ОБЪЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ:

    Продукция;

    Процессы жизненного цикла продукции (процес­сы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

    Работы и услуги.

СУБЪЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ:

ФЗ «О техническом регулировании» предписывает:

1. Установление обязательных требований к продукции, процессам производства, работам и услугам осуществляется исключительно в форме ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ РФ, имеющих статус Федеральных законов РФ.

2. Российские организации получают право формирования собственной, не противоречащей техническим регламентам РФ, нормативной базы (СТАНДАРТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ). При этом организации вправе осуществить это путем вве­дения в качестве своего стандарта как ранее выпущенных российских нормативных документов, так и международных стандартов.

3. Органы государственного надзора, министерства и ведомства России утрачивают право выпуска нормативных (предписывающих) документов и сохраняют право вы­пуска только документов разъясняющего и методического характера.

Уровни нормативных документов согласно фз «о техническом регулировании»

Техническое регулирование в Российской Федерации осуществляется тремя уровнями нормативных документов.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ Российской Федерации

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ – документ, который принят международным договором РФ, или Федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, зданиям, строениям и сооруже­ниям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ – стандарт, утвержденный национальным органом Рос­сийской Федерации по стандартизации, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

К этому же уровню относятся:

- документы министерств и ведомств , которые носят методический (рекомендательный) характер;

Установленные законом правила, нормы и рекомендации в области стандартизации;

- общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ - СТАНДАРТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ - это стандарты, добровольно разрабатываемые и принимаемые отдельными организациями, компаниями, отраслевыми объединениями, которые обязательны только в границах издавших их организаций.

ФЗ «О техническом регулировании» устанавливает:

    цели, принципы, функции и задачи стандартизации;

    документы в области стандартизации;

    функции Национального органа по стандартизации (Ростехрегулирования);

    порядок разработки, принятия и отмены технических регламентов, национальных стандартов и стандартов организаций;

    цели, принципы и формы подтверждения соответствия;

    государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов

    финансирование в области технического регулирования

обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать;

Обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Использовать техническую документацию для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

2. Заявитель обязан:

Обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;

Выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

Указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;

Предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии) либо регистрационный номер сертификата соответствия или декларации о соответствии;

Приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено;

Извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;

Приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

Приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек, за исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Судебная практика по статье 28 ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ

    Определение от 6 февраля 2019 г. по делу № А60-9484/2018

    Верховный Суд Российской Федерации - Административное

    Суть спора: об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федеральных государственных органов

    2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), статьями 24, 28 , 34 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», принимая во внимание отсутствие доказательств того, что общество являлось поставщиком спорной продукции (поставка масла в...

    Определение от 11 января 2019 г. по делу № А55-28110/2017

    Верховный Суд Российской Федерации

    476 Гражданского кодекса Российской Федерации, Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования», утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011, пунктом 2 статье 28 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и исходил из доказанности факта ненадлежащего исполнения поставщиком договорных обязательств и наличия на стороне поставщика неосновательного...

    Решение от 15 октября 2018 г. по делу № А10-2584/2018

    Арбитражный суд Республики Бурятия (АС Республики Бурятия)

    Дороги А-333 «Култук-Монды-граница с Монголией» с 0+000 – по км 218+600 на основании договора субподряда. Согласно акту осмотра транспортного средства от 28 . 03.2018 № 436 водитель Кирчанов А.В. на автомобиле марки 6921 (ДМК-40) осуществлял перевозку груза – щебень горных пород для дорожного строительства по маршруту «База» (склад ЩПС...

    Постановление от 10 октября 2018 г. по делу № А32-20376/2018

    Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд (15 ААС)

    Судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А32-20376/2018 10 октября 2018 года 15АП-14372/2018 Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2018 года. Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2018 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ильиной М.В., судей Ефимовой О.Ю., Смотровой...

    Постановление от 1 октября 2018 г. по делу № А31-2186/2018

    Второй арбитражный апелляционный суд (2 ААС)

    Правонарушении явилось обнаружение уполномоченным должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие в деянии Общества события административного правонарушения, что соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 28 . 1 КоАП РФ. Кроме того, как считает ответчик, принимая во внимание длящийся характер спорного административного правонарушения, а также учитывая положения части 1 статьи 29.5 КоАП РФ...

    Решение от 28 сентября 2018 г. по делу № А56-46986/2018

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области) - Административное

    Суть спора: Оспаривание решений о привлечении к административной ответственности

    Города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52 http://www.spb.arbitr.ru Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ г.Санкт-Петербург 28 сентября 2018 года Дело № А56-46986/2018 Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2018 года. Полный текст решения изготовлен 28 сентября 2018 года. Арбитражный суд города Санкт-...

    Решение от 27 сентября 2018 г. по делу № А61-2376/2018

    Арбитражный суд Республики Северная Осетия (АС Республики Северная Осетия)

    Составлен протокол об административном правонарушении 18.04.2018г. в 10час. 00мин. В присутствие законного представителя Общества Сикоева М.М. составлен протокол об административном правонарушении №16- 28 / 07 от 18.04.2018, согласно которому выявлено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.45 КоАП РФ. Рассмотрев материалы административного дела, в присутствии законного представителя...

Такие области экономики государства, как производство, строительство, оказание услуг и др. крайне нуждаются в единой системе нормирования, стандартизации и технического регулирования. Такую возможность открыл федеральный закон 184.

Общие сведения

Федеральный закон N 184-ФЗ «О техническом регулировании» был принят Государственной Думой, а затем одобрен Советом Федерации в декабре 2002 года. Вступил в силу в июле 2003 года.

Выход ФЗ 184 — закона о техническом регулировании — определил принципиально новый подход к установлению и применению требований к продукции, регулированию процессов производства, работ и услуг.

Закон призван регламентировать сферу отношений, связанных с областью проектирования, производства, строительства, монтажа, транспортировки, хранения, эксплуатации, реализации, оценки, утилизации, выполнения работ или оказания иных услуг. 184 ФЗ направлен на создание механизма обеспечения защиты жизни и здоровья жителей страны и их имущества, а также охрана окружающей среды, обороны, национальной экономики и технологической безопасности России.

Структурно закон представлен десятью главами, включающими 48 статей. Рассмотрим краткое содержание настоящего закона, обозначив основные положения:

  • Общие положения: область действия закона, основные понятия и принципы, действующее законодательство в данной сфере, особенности технического регулирования различных отраслей.
  • Технические регламенты: цели и задачи, содержание и порядок применения. Разработка, принятие, изменение и отмена технических регламентов.
  • Документы по стандартизации , применение которых производится на добровольной основе. На настоящий момент все статьи третьей главы, кроме ст. 16.1, утратили силу.
  • Подтверждение соответствия: цели, принципы, формы. Добровольное и обязательное подтверждение соответствия и признание результатов подтверждения, а также права и обязанности заявителя. Знаки соответствия, декларирование. Обязательная сертификация и ее организация. Маркировка товара знаком обращения на рынке. Условия ввоза товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, в Российскую Федерацию.
  • Аккредитация сертификационных и испытательных органов (лабораторий, центров).
  • Государственный надзор за соблюдением положений закона о тех. регулировании: контролирующие органы, их полномочия и ответственность. Объекты государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов.
  • Нарушение требований регламентов и отзыв продукции: ответственность за несоответствие продукции или связанных с ней процессов, обязанности изготовителя в случае получения информации о несоответствии. Права органов государственного надзора при данных обстоятельствах. Принудительный отзыв товара. Ответственность за нарушения, допущенных сертификационными и испытательными органами.
  • Федеральный информационный фонд техрегламентов и стандартов;
  • Финансирование;
  • Заключительные и переходные положения.

Главными инструментами являются техрегламенты, национальные стандарты (используются на добровольной основе), такие процедуры как подтверждение соответствия и аккредитация, а также контроль (надзор) со стороны государства.

Технический регламент — это нормативно-правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий обязательные для соблюдения требования. Вводится федеральным законом. Носит директивный характер, связан с регулированием безопасности объектов технического нормирования и стандартизации на всем этапе их жизненного цикла.

Виды техрегламентов в соответствии с ФЗ о техническом регулировании классифицируются согласно следующим основным критериям:

По объекту нормирования:

  • Объекты, для которых можно определить риски и снизить их до допустимого минимума еще на этапе разработки;
  • Источники опасности могут проявиться как на стадии проектирования и разработки, так и непосредственно при производстве;
  • Услуги, для оказания которых необходимо регулирование требований техники безопасности.

По содержащимся требованиям:

Как любой иной значительный федеральный закон, ФЗ 184 о тех. регулировании не обошли стороной изменения. За почти 15 лет своего существования, закон претерпел свыше двадцати изменений. Последние были внесены в текущем году. Рассмотрим подробнее.

Последние изменения

В 2017 году поправки в закон 184-ФЗ вводились дважды. Первые — 1 июля, последние же датируются 29 июля настоящего года.

Первые поправки продиктованы выходом Федерального закона N 141-ФЗ «О внесении изменений…в отдельные законодательные акты РФ». Глава 1 ФЗ-184 была дополнена статьей 5.4 об особенностях технического регулирования при осуществлении градостроительной деятельности в условиях стесненной городской застройки. Вызваны изменения были активным строительством в столице Российской Федерации и необходимостью адаптировать некоторые правила и положения под условия мегаполиса.

Согласно введенным в закон о техническом регулировании изменениям, отныне для проведения градостроительных мероприятий в условиях плотной застройки, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти могут предусматривать некоторые особенности применения требований национальных стандартов и сводов правил или принимать отдельные акты, адаптированные под данную ситуацию, если только эти изменения не несут риска для безопасности зданий и сооружений.

Вернемся к последним изменениям, введенным в конце июля. Глава первая ФЗ -184 была дополнена статьей 5.5 об особенностях регулирования в области безопасности продукции, процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, применяемых на территориях инновационных научных технологических центров. Собственно сама статья не содержит никаких требований и указаний по регулированию, лишь дает ссылку на Федеральный закон N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требованиями которого необходимо руководствоваться в вышеперечисленных процессах.

Рассмотрим также отдельные статьи закона о техническом регулировании, которых в этом году изменения не коснулись.

Статья 2 ФЗ 184. В настоящей статье перечислены и определены основные понятия, используемые в законе (чтобы ознакомиться с полным содержанием статьи, скачайте последнюю редакцию 184 ФЗ

  • Безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
  • Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры;
  • Декларирование и декларация соответствия. Заявитель;
  • Знак обращения на рынке;
  • Знак соответствия;
  • Идентификация;
  • Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов;
  • Международный стандарт;
  • Орган по сертификации;
  • Оценка и подтверждение соответствия;
  • Продукция;
  • Риск;
  • Сертификация и система сертификации. Сертификат соответствия;
  • Техническое регулирование;
  • Технический регламент;
  • Форма и схема подтверждения соответствия;
  • Региональная организация по стандартизации, региональный стандарт и свод правил;
  • Стандарт и свод правил иностранного государства;
  • Впервые выпускаемая в обращение продукция.

Статья 28 закона ФЗ 184 касается прав и обязанностей заявителя в области обязательного подтверждения соответствия.

Перечислим права заявителя:

  • Выбор формы и схемы подтверждения соответствия, предусмотренных для соответствующей продукции техрегламентами;
  • Обращение в любой аккредитованный орган по сертификации;
  • Обращение в органы по аккредитации с жалобой на неправомерные действия сертификационных и испытательных организаций;
  • Использование технической документации для подтверждения соответствия производимой продукции требованиям нормирующих документов.

К обязанностям заявителя согласно закону о тех. регулировании относятся:

  • Обеспечение соответствия продукции установленным требованиям;
  • Выпуск в обращение продукции только после осуществления проверки;
  • Указание в сопроводительной документации товара сведений о сертификате или декларации соответствия;
  • Предъявление вышеперечисленных документов в органы государственного контроля;
  • Приостановление или прекращение реализации продукции в случае если было приостановлено или прекращено действие соответствующего сертификата или декларации или в случае, если истек срок действия названных документов;
  • Извещение сертификационных органов о вносимых в техническую документацию или производственные процессы изменениях;
  • Приостановление производства продукции, признанной не соответствующей требованиям закона о тех. регулировании на основании решения органов государственного надзора.

Текст действующей редакции ФЗ 184

Результатом принятия в Российской Федерации закона о тех. регулировании явилось появление новых нормативно-правовых актов, что существенно повлияло на экономику России. Для подробного ознакомления с положениями закона предлагаем с изменениями на 2017 год.

Федеральный закон РФ "О техническом регулировании" распространяется на отношения, которые возникают при применении, принятии, разработке, исполнении на обязательной и добровольной основе требований к выпускаемой на предприятиях продукции и к производственным процессам. Регламентируются также перевозка, эксплуатация, утилизация, реализация, хранение товаров. Рассмотрим далее подробно Закон "О техническом регулировании " (184 ФЗ).

Общие сведения

Федеральный закон РФ "О техническом регулировании" сформулировал обязанности и права всех участвующих в отношениях, регламентируемых данным актом. Положения документа не распространяются на ряд норм. В частности, к ним относят:

  1. Положения о бухучете и правила аудиторской деятельности.
  2. Стандарты эмиссии и проспектов выпуска ценных бумаг.

Терминология

Закон "О техническом регулировании" дает разъяснения по ключевым отраслевым понятиям:

Правовая регламентация

Закон "О техническом регулировании" (184 ФЗ) предусматривает составление нормативных документов. Они именуются регламентами. Такие документы могут приниматься в рамках международного договора, ратифицированного в соответствующем порядке. Утверждение технического регламента может осуществляться на основании ФЗ, указа президента, постановления правительства. Этот документ формулирует обязательные для исполнения нормы и требования в отношении объектов. К последним, в числе прочего, относят:

  • Здания, сооружения.
  • Продукцию.
  • Производственные, эксплуатационные, транспортные и прочие процессы.

Принципы

Закон 184 "О техническом регулировании" провозглашает ряд ключевых положений. На их основании осуществляется деятельность по приведению продукции, процессов, услуг и работ в соответствие с установленными требованиями. Основополагающими принципами выступают:

  1. Использование единых правил при установлении требований к объектам регулирования.
  2. Соответствие процедур уровню развития отечественной экономической системы, материально-технической базы и НТР.
  3. Независимость уполномоченных органов по аккредитации, сертификации от продавцов, производителей, покупателей и исполнителей.
  4. Единство методов и правил испытаний (исследований) и измерений в процессе проведения процедур по обязательной проверке соответствия.
  5. Недопустимость ограничения конкурентной борьбы при сертификации и аккредитации.
  6. Единство систем и правил проверки уполномоченных органов.
  7. Недопустимость совмещения деятельности органа по сертификации с надзорным ведомством или со структурой по аккредитации.

Федеральный закон "О техническом регулировании" (184 ФЗ) запрещает внебюджетное финансирование госконтроля за исполнением требований утвержденных регламентов.

Цель принятия нормативных документов

Закон "О техническом регулировании" (184 ФЗ) формулирует назначение регламентов. В качестве основной цели выступает обеспечение защиты здоровья/жизни населения, флоры и фауны, окружающей среды, имущества, принадлежащего физлицам, организациям, муниципалитету или государству. Охрана осуществляется от разного рода действий, которые могут нанести ущерб или ввести в заблуждение. Принятие регламентов для реализации иных задач не допускается.

ФЗ "О техническом регулировании" устанавливает ряд категорий, по которым в регламентах должны присутствовать минимально необходимые нормативы. Они должны обеспечивать защиту от:

  1. Излучений.
  2. Пожаров.
  3. Взрывов.
  4. Механического воздействия.
  5. Биологического влияния.
  6. Промышленного воздействия.
  7. Радиации.
  8. Электрического воздействия.
  9. Термического влияния.
  10. Химического воздействия.
  11. Электричества.
  12. Ядерного воздействия.

Федеральный закон "О техническом регулировании" предписывает включение в регламенты нормативов, посредством которых обеспечивается электромагнитная совместимость для безопасной работы оборудования и приборов. В документах должны использоваться единые единицы измерения.

Важный момент

Закон РФ "О техническом регулировании" предписывает, что требования, присутствующие в регламентах, не должны создавать препятствий для ведения субъектами предпринимательской деятельности в большей степени, чем это необходимо для реализации целей, ради которых формируются эти документы. В них должны содержаться исчерпывающие перечни товаров, процессов хранения, производства, эксплуатации, транспортировки, утилизации, реализации, в отношении которых разработаны и утверждены соответствующие нормативы. В техническом регламенте для его принятия могут присутствовать формы и правила, по которым осуществляется оценка соответствия (схемы его подтверждения в том числе). Они определяются с учетом уровня риска. Кроме этого, в документах допускается включение предельных сроков оценки соответствия для каждого конкретного объекта либо требования к упаковке, терминологии, маркировке, этикеткам и порядку их нанесения.

Закон "О техническом регулировании": стандартизация

Для обеспечения производства безопасных изделий формулируются определенные правила и требования. Стандарт представляет собой документ, в котором отражаются свойства продукции, характеристики и правила выполнения производственных процессов, осуществления реализации, хранения, утилизации, перевозки, эксплуатации, исполнения работ/предоставления услуг. Он также может включать в себя требования к символике, терминологии, маркировке, упаковке, этикеткам, а также правилам их нанесения. Процесс установления соответствующих предписаний именуется стандартизацией. Безопасность представляет собой состояние, в котором отсутствует недопустимая угроза, связанная с нанесением ущерба здоровью граждан, растений, животных или их жизни, вреда государственному, частному, муниципальному имуществу, окружающей среде. Стандартизация направлена на упорядочение производства и обращения товаров, повышение конкурентоспособности работ, услуг, товаров.

Цели

Стандартизация проводится для:


Основы деятельности

Закон Российской Федерации "О техническом регулировании" устанавливает следующие принципы:

  1. Добровольности применения норм.
  2. Максимального учета законных интересов всех заинтересованных субъектов в процессе разработки.
  3. Использования международных стандартов в качестве основы для создания национальных нормативов. Исключением могут выступать случаи, когда такое использование считается невозможным вследствие несопоставимости зарубежных показателей географическим и климатическим особенностям страны, технологической специфике либо по другим причинам, а также если государство выступало против утверждения каких-либо международных документов (отдельных его положений).
  4. Обеспечения условий для единообразного внедрения стандартов.

Запреты

Федеральный закон "О техническом регулировании" не допускает формирования препятствий для обращения и выпуска товаров, оказания услуг или исполнения работ в большей степени, чем это минимально требуется. Не разрешается установление нормативов, параметров, пределов, показателей, которые противоречат положениям регламентов.

Полномочия надзорных инстанций

Как выше было сказано, Закон "О техническом регулировании" формулирует обязанности и права субъектов, участвующих в регламентированных отношениях. К ним, в числе прочих, относят и органы надзора. Среди основных прав этих служб следует отметить возможности:


Закон "О техническом регулировании" наделяет надзорные органы полномочиями привлекать к ответственности продавцов, изготовителей, исполнителей к ответственности. Уполномоченные инстанции вправе предпринимать другие меры по предотвращению нарушений и причинения вреда.

Обязанности

Закон "О техническом регулировании" предписывает надзорным службам:

  1. В ходе мероприятий по контролю исполнения установленных регламентами требований проводить разъяснительные беседы по применению утвержденных норм, информировать об изменениях и дополнениях в документах.
  2. Соблюдать коммерческую и иную тайну, охраняемую законом.
  3. Строго соблюдать порядок, по которому проводятся контрольные мероприятия.
  4. Принимать в соответствии с результатами выполненной работы меры, направленные на ликвидацию обнаруженных нарушений.
  5. Направлять информацию о несоответствии проверенной продукции требованиям, предусмотренным в технических регламентах.
  6. Выполнять прочие, не противоречащие нормативным актам мероприятия.

Заключение

Что дало принятие ФЗ? Закон "О техническом регулировании" позволил устранить многие противоречия, существовавшие ранее. До недавнего времени в стране действовали многочисленные нормативы, зачастую противоречащие друг другу. Утвержденный федеральный закон 184 "О техническом регулировании" устанавливает, что все минимальные требования определяются только регламентом. Следует отметить, что принятие документа также подчиняется правилам. Процедура предусматривает постоянное информирование общественности о ходе разработки, внесении тех или иных изменений. Кроме этого, установлен достаточно продолжительный период введения его в действие. Это необходимо для адаптации хозяйствующих субъектов к новым нормам. К проекту технического регламента в обязательном порядке прилагается его экономическое и финансовое обоснование.

В чем суть закона «О техническом регулировании»?

Закон «О техническом регулировании» был принят в 2003 году. Смысл этого закона в том, что в России появляется новый вид нормативного документа – технический регламент.
В отличие от привычных ГОСТов, технический регламент – это закон, соблюдение которого является обязательным. И именно поэтому технический регламент должен содержать не числовые показатели, касающиеся характеристик и качества продукции, а лишь набор условий, обеспечивающих безопасное применение продукции.
И еще одно отличие – порядок утверждения технического регламента. В первоначальном варианте Закона был установлен порядок его утверждения Постановлением либо Правительства, либо Госдумы, либо Президента РФ. В дальнейшем, в соответствии с изменениями к закону от декабря 2009 г. технические регламенты могут утверждаться федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Что изменилось в системе стандартизации с введением закона «О техническом регулировании»?

– Прежде всего, изменился статус национальных и межгосударственных стандартов. Если раньше практически все ГОСТы в России были обязательны, то с введением Закона применение стандартов стало добровольным. Обязательность применения стандартов либо отдельных их разделов указывается в технических регламентах, точнее в документе, который называется «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона». Этот документ утверждается той же организацией, что и сам регламент. В том случае, когда нет утвержденных регламентов, действуют нормативные документы, разработанные ранее. Об этом говорит статья 46 Закона, которая содержит положения о переходном периоде.
Кроме того, в соответствии с этой статьей Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий могут вносить изменения в нормативные документы федеральных органов власти до вступления в силу соответствующих технических регламентов. К таким документам относятся, например, перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации и обязательному декларированию, которые обновляются и пересматриваются ежегодно с тем, чтобы из этих перечней уходила продукция, охваченная техническим регламентом.
Таким образом, если на продукцию либо услугу отсутствует технический регламент, действует статья 46 закона «О техническом регулировании». Поэтому ни о какой отмене ГОСТов разговор не идет. Скорее наоборот. Для того чтобы технический регламент был жизнеспособным и эффективным, необходимо наличие качественных национальных и межгосударственных стандартов.

Кто занимается разработкой этих стандартов?

– Разработкой стандартов в соответствии с законом «О техническом регулировании» может заниматься как юридическое, так и физическое лицо. Необходимо подать заявку, например, если стандарт относится к строительной отрасли, то в Технический комитет 465 «Строительство» - общественную организацию, наделенную правами экспертизы и подготовки к утверждению нормативных документов. Комитет рассматривает заявки и либо регистрирует их и передает в «Ростехрегулирование» для включения в общий план разработки стандартов, либо отклоняет, если, например, компетентность автора заявки по данному вопросу недостаточна.
К сожалению, сейчас осталось не так много классических специалистов по стандартизации. Ведь понятие «стандартизация» очень емкое. Оно предполагает инженерные знания в той области, в которой будет работать стандарт. Умение анализировать и обобщать сведения о продукции (услугах), систематизировать требования к продукции и обязательно к методам контроля и испытаний. Классическая стандартизация базируется на статистических данных, подтверждающих пригодность, безопасность и качество продукции. Здесь всегда есть соблазн поставить планку очень высоко и тем самым сделать невозможным применение стандарта для большей части производителей либо, что еще хуже, опустить планку, и таким образом поставить добросовестных и профессиональных производителей в один ряд с теми, для кого понятие «технический прогресс» ещё достаточно далеко. Поэтому основной принцип стандартизации - определить необходимую достаточность того или иного требования к продукции и к методу её контроля и испытаний.

– При разработке технических регламентов опыт зарубежных стандартов учитывается или просто включается в них как рекомендация?

Разработчики обязаны учитывать и изучать зарубежный опыт, это входит в их функции. При подаче заявки на разработку технических регламентов они должны сообщить, какие будут использовать нормативные документы - России, Европы и т.д. Это приветствуется, но не означает, что можно просто переписать зарубежный стандарт.
Поэтому когда говорят, что у нас нет ГОСТов и стандартизации, это абсолютно не соответствует действительности. Наоборот, сейчас стандартизация переводится в новое русло, пересматриваются устаревшие стандарты, разрабатываются новые с учетом требований зарубежных стандартов.

1 июля 2010 г. заработал Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Что в связи с этим изменилось в области стандартизации?

– На внутреннем рынке все осталось по-прежнему. Изменения коснулись правил провоза товаров через таможню союзных государств.
Раньше те товары, которые закупал, например, Казахстан, могли быть реализованы только внутри Казахстана. При провозе через российскую границу необходимо было следовать требованиям и правилам таможни РФ. Для этого поставщику заново приходилось сертифицировать продукцию, проверять ее и т.д.
Единое пространство подразумевает единую нормативную базу для всех участников данного союза. Общий регламент сообщает о том, что если ты соответствуешь общим правилам, то никаких других документов, кроме тех, которые будут установлены единым техническим регламентом, не требуется. Но при этом никто не будет отменять внутренние стандарты Казахстана, России или Белоруссии.
В Европе сейчас то же самое. Для того чтобы перевезти товар из Франции в Бельгию, раньше надо было делать новые документы. А теперь, когда есть Европейский союз, количество документов у них резко сократилось, т.е. один раз проверил и продавай свой товар на всей территории ЕС.
В настоящее время в связи с организацией Таможенного союза принято решение приоритетно разрабатывать не национальные стандарты России (ГОСТ Р), а межгосударственные ЕврАзЭС, т.е. нормы, которые будут применяться не только в рамках Таможенного союза, но и во всех государствах ЕврАзЭС.
Сейчас уже действует созданный координационный Совет из представителей трех государств. Этот совет решает, какие нормативные документы будут применяться, и определяет судьбу уже утверждённых Технических регламентов стран-участниц Союза.
В 2011 году разрабатан Технический регламент «Безопасность зданий, сооружений, строительных материалов и конструкций», который как раз и будет действовать в рамках ЕврАзЭС. Планируем срок его введения 2012г.
Кроме того, готовится к подписанию единый перечень органов по сертификации и испытательных лабораторий для проведения сертификации и испытаний в рамках Таможенного союза.

Какова сейчас ситуация в области законодательного регулирования производства окон?

На сегодняшний момент есть уже два регламента, охватывающих все строительство. Первый, утвержденный, был введен в мае 2010 года: «Безопасность зданий и сооружений». Это основополагающий технический регламент, касающийся проектирования, изыскания, строительства и эксплуатации зданий.
Второй регламент –«Безопасность зданий, сооружений. строительных материалов и изделий» применяемый в ЕврАзЭС пока дорабатывается и в процессе согласования со всеми государствами, входящими в ЕврАзЭС..

- Какие задачи решает закон «О техническом регулировании»? Что важно знать производителям окон?

Одной из крупных задач технического регулирования является определение формы подтверждения соответствия продукции, т.е. сертификация. Если в России до утверждения технических регламентов, в соответствии со статьей 46 закона, каждый год должен был составляться перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации либо обязательному декларированию, то с принятием технического регламента необходимость в таких перечнях отпадает.
Процедура сертификации описана в каждом техническом регламенте отдельно. Юридический нонсенс здесь в том, что один продукт может входить в несколько технических регламентов. Возьмем для примера дверные замки. Они могут входить в техрегламент «О безопасности строительных материалов и конструкций», а также в техрегламент «О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества». И вот здесь область подтверждения может быть разная: обязательная сертификация или декларирование. В таком случае необходимо детальное изучение ситуации.
Вопросы возникают и с декларированием. Сейчас эта процедура чисто формальная, которая фактически нужна только для таможни. Декларирование может проводиться как на основе собственных доказательств, так и посредством внешней экспертизы и испытаний продукции.
Для российского потребителя наличие декларации ни о чем не говорит. Поэтому добросовестные изготовители идут на получение добровольного сертификата по полной форме, которая предусмотрена законом. Данный сертификат служит основанием для регистрации декларации.
И еще по вопросу декларирования есть очень острый момент, который очень не нравится предпринимателям. Раньше можно было ввезти в Россию контейнер с замками, после этого прийти в орган по сертификации и сказать: «Мне нужно получить сертификат на партию». Лаборатория проверяла и выдавала сертификат, не выясняя, какое отношение российский предприниматель имеет к иностранному изготовителю продукции.
Теперь иностранные производители могут задекларировать на территории РФ свою продукцию только при помощи резидента, зарегистрированного в России. Такая схема позволяет выявлять российских продавцов, которые должны платить налоги с оборота.
Однако одно лишь декларирование без сертификации ведет к ослаблению контроля за качеством продукции, из-за чего в конечном счете будет страдать потребитель.
Помимо обязательных форм подтверждения соответствия, существует ещё и добровольное подтверждение, в случае если продукция не учтена ни в одном из обязательных перечней. Тогда вопрос сертификации решается самим производителем. Такая форма сертификации вызывает особое уважение, так как говорит об уверенности производителя в качестве своей продукции.
Кстати, часто чиновники говорят, что нам нужно соответствовать правилам наших европейских партнёров, а введение декларирования и отмена обязательной сертификации преподносятся как европейский опыт.
Процедура сертификации в европейских странах действительно добровольная, но с одной оговоркой: цивилизованный европейский рынок не приемлет продукции, которая не одобрена независимыми экспертами. В общем случае сертификация в Европе многоплановая и состоит из сертификации системы менеджмента качества по стандартам серии ISO 9000, сертификации конкретной продукции с испытаниями в независимых центрах, причем в течение действия сертификата проводятся дополнительные испытания (как правило, дважды в год).
Но и это еще не все. Для испытаний лаборатории отбирают образцы из типоразмерного ряда, т.е. это могут быть образцы из 5-10 и более вариантов изготовления. Если во время сертификации руководитель производства принимает решение об оформлении еще и декларации соответствия, то это говорит о том, что не только отобранные образцы, но и каждая модель продукции проверена и соответствует требованиям нормативного документа.
В таком случае декларация соответствия имеет тот же номер, что и сертификат соответствия и регистрируется в том же органе по сертификации. Это явное различие между российским декларированием (часто за счет собственных доказательств) и европейским.
Очень хочется верить, что независимо от обязательной либо добровольной сертификации, производители будут уважительно относиться к своим потенциальным потребителям и подтверждать качество выпускаемой продукции полноценными сертификатами.

В настоящее время: Блоки оконные из любых материалов, стеклопакеты клеевые строительного назначения и профили прессованные из Al -сплавов подлежат обязательному декларированию. Эта же процедура обозначена и в разрабатываемом техническом регламенте ЕврАзЭС « О Безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и конструкций».

Особенности ГОСТ «Блоки оконные защитные. Общие технические требования».

Этот ГОСТ состоит из нескольких требований и рекомендаций. Требования к профилям, фурнитуре, стеклопакету, к окну в целом и рекомендации, как правильно собрать окно, как его эксплуатировать, в каких домах или в каких местах дома это окно должно стоять.
Возьмем для примера 20-этажный дом: со второго по девятнадцатый этажи можно поставить в нем обычные окна, а вот первый и последний этажи требуют уже повышенного внимания. Над козырьками и парапетами - опасная зона, к которой есть прямой доступ третьих лиц, и на этих этажах нужно ставить защитные окна.20 этаж – это этаж повышенных ветровых нагрузок.
ГОСТ охватывает все, что входит в это понятие «безопасное окно», учитывая и область применения. На данный момент ГОСТ прошел все этапы экспертизы, включая экспертизы во всех государствах ЕврАзЭС и передан в редакторскую службу. После редактирования будет издано Постановление об утверждении, присвоение номера и передача в типографию. Все это должно завершиться в 2012г.

Власова Т.В.

Директор Учреждения – Центр

по сертификации оконной и дверной техники

январь, 2012 год