Формы защиты гражданских прав и законных интересов. Способы защиты прав, свобод и законных интересов граждан. урегулирование спора о праве

1. Административно-правовая защита прав и свобод граждан. Общий порядок производства по обращениям граждан. Государственные и муниципальные органы, их руководители, другие должностные лица обязаны принимать и в соответствии со своими полномочиями, в установленные порядке и сроки рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры. Предложения и заявления подаются гражданами в те государственные и муниципальные органы, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса. Жалобы подаются обычно в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены орган или должностное лицо, действия которых обжалуются. Органы, их руководители и другие должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в обращениях, направляют их не позднее чем в пятидневный срок по принадлежности, извещая об этом заявителей, а при личном приеме разъясняют, куда им следует обратиться. Руководители и другие должностные лица органов обязаны проводить личный прием граждан. Государственные и общественные органы, их руководители и другие должностные лица при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб обязаны: внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса. Гражданин, не согласный с решением, принятым по его обращению, имеет право обжаловать это решение в тот орган или тому должностному лицу, которым непосредственно подчинены орган или должностное лицо, принявшие обжалуемое решение. Заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в орган, обязанный разрешить вопрос по существу. Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение. Предложения, заявления и жалобы граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры, даны исчерпывающие ответы. Все государственные органы, муниципальные органы обязаны систематически проверять состояние дел по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан в подчиненных им организациях, принимать меры к устранению причин и условий, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, вызывающих поступление повторных заявлений и жалоб.

Специальный порядок производства по обращениям граждан. Обращения в органы прокуратуры Российской Федерации. Порядок рассмотрения обращений в органы прокуратуры РФ играет чрезвычайно важную роль при защите прав граждан, так как именно прокуратура РФ осуществляет, в частности, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также за исполнением законов различными организациями и должностными лицами. В органах прокуратуры разрешаются обращения граждан и иных лиц, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, факсимильной связи, телеграфу. Обращения могут быть поданы самим гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина - надлежащим образом уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива. Письменное обращение гражданина, а также должностного и иного лица должно содержать фамилию, имя, отчество, адрес, наименование органа или должностного лица, которым оно направлено, изложение существа вопроса, указание на нарушенный, по мнению заявителя, закон, дату и личную подпись. По каждому обращению в прокуратуре может быть выполнено одно из следующих действий: принятие к производству; передача на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; направление в другие органы; приобщение к ранее поступившей жалобе. Обращения граждан, подлежащие разрешению другими органами и учреждениями, в 5-дневный срок направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением, куда им следует обратиться. По итогам разрешения жалоб и заявлений граждан может быть принято одно из следующих решений: 1) удовлетворено - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя; 2) повторное удовлетворенное - обращение, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения; 3) отклонено - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными; 4) разъяснено - по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера; 5) иное направление. По окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Обращения граждан разрешаются в срок не позднее 30 дней со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки - обычно не позднее 15 дней. Обращения граждан считаются разрешенными и снимаются с контроля, если рассмотрены поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры, даны исчерпывающие ответы в соответствии с действующим законодательством и отправлен письменный ответ.

Обращения в органы и учреждения Министерства юстиции Российской Федерации. Специальные нормы о порядке обращений граждан в органы юстиции установлены приказом Минюста России «Приказ Минюста РФ от 28.06.2001 № 191 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Министерстве юстиции Российской Федерации". При рассмотрении обращения гражданину должно быть обеспечено право лично изложить доводы лицу, рассматривающему его обращение, ознакомиться с материалами проведенной проверки, представить дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании органом, рассматривающим жалобу, получить письменный или устный ответ о принятых решениях. На обращение, поступившее впервые, заводится алфавитная учетная карточка и производство (специальный документ, в который подшиваются все документы и материалы, отражающие ход рассмотрения данного обращения и принятые по нему решения).

Обращения к депутатам представительных органов местного самоуправления, депутатам Государственного Совета Республики Татарстан, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения к депутатам всех уровней власти.

Одной из форм деятельности всех депутатов является работа с избирателями, которая подразумевает, что депутат: 1) рассматривает устные и письменные обращения избирателей, 2) отвечает на их письма, 3) ведет прием граждан (обычно в своих общественных приемных, но возможен и прием непосредственно в представительном органе), 4) вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения. Невыполнение законных требований депутата (в частности, адресованных должностному лицу государственного органа, муниципального органа, организации или общественного объединения) влечет административное наказание.

Обращения к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Уполномоченный рассматривает жалобы со следующими характеристиками: 1) жалобы направлены гражданами РФ и находящимися на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства; 2) жалобы затрагивают решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо внесудебном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе; 3) жалобы не относятся к решениям Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, решениям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право: 1) принять жалобу к рассмотрению; 2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; 3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; 4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению. При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.

2. Судебный порядок защиты граждан от решений и действий (бездействий), нарушающих их права и свободы. В соответствии со ст. 1 Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" устанавливает, что «каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что «неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы».

Закон определил круг органов и лиц, решения и действия которых могут быть обжалованы в суд. Действие положений Закона в отношении государственных служащих распространено также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, на основании ст. 2 Закона об обжаловании относятся «коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности».

Закон об обжаловании устанавливает пределы своего действия, значительно расширяя сферу судебного контроля за исполнительной властью. Общее правило состоит в том, что в соответствии со ст. 3 «Суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме:

действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ;

действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования».

Общее право жалобы, которым наделяются все граждане без исключения, реализуемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, может быть подразделено на два вида: а) право на административное обжалование (в вышестоящую в порядке подчиненности инстанцию) б) право на судебное обжалование.

Вместе с тем, часть 2 ст. 4 Закона об обжаловании не исключает право гражданина сначала использовать административный канал обжалования. В этом случае соответствующий орган (должностное лицо) должны рассмотреть жалобу в срок до 1 месяца.

Статья 5 Закона устанавливает предельные сроки обращения с жалобой в общий суд. Если гражданин обращается в суд непосредственно, минуя административный канал обжалования, то в этом случае он должен подать жалобу в течение «трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его права». Суд, признав обжалуемое действие (решение) незаконным, отменяет применение к гражданину меры ответственности, либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Установив обоснованность жалобы, суд решает также вопрос и об ответственности соответствующих субъектов за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. По смыслу жалоба может быть подана на индивидуальное и нормативное решение.

При обжаловании нормативного решения суд может признать его незаконным относительно гражданина, подавшего жалобу, но не вправе отменить это решение вообще. Нормативные правовые акты, нарушающие права и свободы граждан могут быть признаны недействующими в соответствии со ст. 251-253 ГПК РФ.

Таким образом, общее право жалобы и механизм его реализации, закрепляются, главным образом, законодательством об обращениях. Специальное право жалобы приурочено к особенностям правового статуса гражданина, как лица, выполняющего те или иные социальные функции, являющегося участником трудовых, юрисдикционных отношений.

Относительно соответствующих категорий лиц законодательством предусматривается иной порядок внесудебного и судебного обжалования.

Вывод: Конституция РФ провозгласила, что Россия есть демократическое, правовое государство, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина есть обязанность государства. К сожалению, большая часть населения России обладает низкой правовой культурой, не знает своих прав и не может отстоять их в суде.

Гражданский процесс

Вопросы для экзамена

Право граждан на судебную защиту. Формы защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Защита гражданских прав в РФ осуществляется в установленном порядке судами общей юрисдикции, а также арбитражными, третейскими судами, профсоюзными и иными общественными организациями, административными органами. Однако лишь защита интересов различных субъектов судебными органами признается правосудием, которое существенно отличается от иных форм защиты нарушенных прав.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд РФ;

суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные суды и специализированные суды);

арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ).

К судам субъектов РФ отнесены:

конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

мировые судьи.

«Форма защиты субъективных прав» - определенный порядок защиты права тем или иным юрисдикционным органом (органом разрешения гражданских дел). Согласно статье 46 К РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод и предоставляется право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов гоcвласти, МСУ, общественных объединений и должностных лиц.

Судебная форма защиты - основная; статья 11 ГК РФ - защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом, арбитражным судом или третейским судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Защита гражданских прав в административном порядке - только при прямом указании закона (решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд).

Помимо судебной формы защиты выделяют также и внесудебную, включающую в себя подвиды:

административная форма,

общественная форма (третейские суды).

Право на обращение в суд за защитой нарушенного субъективного права и законного интереса - широкое право, в котором воплощается доступность правосудия. К РФ закрепила равенство всех перед законом и судом, гласность судопроизводства, состязательность, равноправие сторон и другие принципы правосудия.

Деятельность суда по защите субъективных прав и законных интересов граждан и организаций - правосудие, осуществляемое путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел, а также применения в случае необходимости предусмотренных законом мер принуждения.



В соответствии с К РФ правосудие осуществляется только судом и в полном соответствии с законом; судебную власть осуществляют в России Конституционный Суд РФ, а также общие и арбитражные суды, действующие в национально-государственных и административно-территориальных образованиях. При этом КС РФ - высший орган судебной власти по защите конституционного строя; правосудия по конкретным делам не осуществляет (статья 125 К РФ). В современных условиях особая роль принадлежит правосудию по гражданским делам; преобладающее число дел из общего количества дел, рассматриваемых судами, составляют гражданские дела. Фактически внесудебные формы защиты субъективных прав, административная и общественная, могут быть достаточно эффективными лишь при условии судебного контроля за действиями административных и общественных органов как гарантии законности из деятельности.

Принцип гласности.

Согласно статье 123 Конституции РФ разбирательство во всех судах от­крытое. Гласность судебного разбирательства дает возможность свободного доступа в зал судебного заседания не только участвующим в деле лицам, но и всем другим гражданам, проявившим желание присутствовать при разре­шении спора. Однако такое право не распространяется на лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста. Они допускаются в зал только в том случае, если они являются участниками процесса или свидетелями. С целью осве­щения хода процесса и его результатов в зале могут присутствовать работни­ки печати, радио и телевидения.

Гласность при рассмотрении гражданского дела содействует тому, чтобы.участвующие лица, присутствующие неукоснительно соблюдали нормы гражданского процессуального законодательства. Она также является важ­ным инструментом в деле правового воспитания граждан, предупреждения гражданских правоотношений.



Рассмотрение отдельных дел может производиться в закрытом судебном заседании с соблюдением всех правил судопроизводства. Это происходит в случаях, когда разрешение дела в открытом заседании противоречит интере­сам государственной тайны, когда необходимо предотвратить разглашение сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц, а также обеспечить тайну усыновления. Здесь могут присутствовать только участни­ки процесса и их представители, а также представители общественных орга­низаций и трудовых коллективов и в необходимых случаях свидетели, экс­перты, переводчики. Все остальные присутствовавшие в зале обязаны его покинуть.

Следует отметить, что независимо от того, в открытом или закрытом су­дебном заседании происходит разбирательство дела, решения судов во всех случаях провозглашаются публично (ст. 9 ГПК).

Принцип диспозитивности.

Принцип диспозитивности означает инициативу в возбуждении, движении, изменении и прекращении гражданских дел по волеизъявлению заинтересованных лиц. Это принцип, определяющий процессуальную деятельность. Основное движущее начало гражданского судопроизводства - инициатива участвующих лиц. Единая соответствующая статья в ГПК отсутствует. Содержание диспозитивности составляют полномочия сто­рон, а также субъектов, защищающих права и интересы других лиц.

Принцип диспозитивности заключается в возможности участвующих в деле лиц и в первую очередь сторон распоряжаться своими материальными и процессуальными правами. Этот принцип определяет движение процесса по делу, переход его из одной стадии в другую. В соответствии с принципом диспозитивности возбуждение гражданского дела, определение предмета и основания иска, обжалование решения, обращение его к исполнению зависят от волеизъявления истца.

Суд без обращения к нему с иском (заявлением) заинтересованных лиц не возбуждает гражданского дела. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав или охраняемых законом интересов. Отказ от права на обращение в суд недействителен. Суд приступает к производству по гражданскому делу не иначе как по воле заинтересованного лица. В отдельных случаях, предусмотренных в законе, гражданское дело может быть возбуждено по инициативе прокурора, государственных органов и органов МСУ, а также отдельных граждан, защищающих в суде права и интересы других лиц.

В соответствии с принципом диспозитивности стороны по своему соглашению могут передать спор на разрешение третейского суда. Если в законе установлена альтернативная подсудность для данного вида иски, то истец вправе выбрать суд по своему желанию. По заявлению лица, участвующего в деле, суд вправе принять меры по обеспечению иска в любой стадии процесса. Истец в исковом заявлении сам определяет предмет и основание иска и вправе соединить в одном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой. Ответчик вправе до принятия решения по делу предъявить к истцу встречный иск. Стороны могут в ходе судебного заседания достичь мирового соглашения, которое оформляется ими письменно. Истец вправе до принятия решения судом изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска. Ответчик вправе признать иск полностью или частично. Суд обязан принять отказ истца от иска, но разъяснить при этом правовые последствия такого действия.

Свобода распорядительных действий сторон имеет некоторые пределы, т.е. ограничения, устанавливаемые в интересах принципа законности.

Суд не принимает, в частности, признания иска ответчиком, не утверждает мирового соглашения сторон, если эти действия противоречат закону, правовым актам или нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.

Понятие и цель доказывания.

Доказывание - процессуальную деятельность суда и участвующих в деле лиц по собиранию, исследованию и оценке доказательств с целью правильного установления фактических обстоятельств рассматриваемого дела.

Целью доказывания в гражданском процессе является установление фактических обстоятельств дела:

Фактов, подтверждающих заявленные в иске требования истца;

Фактов, подтверждающих возражения ответчика против иска;

Процессуальных фактов, от которых зависит возможность судебного разбирательства по данному делу.

предметом доказывания в гражданском судопроизводстве являются юридические факты, повлекшие для сторон возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Задача суда состоит в том, чтобы правильно установить правовую норму, регулирующую взаимоотношения юридических фактов, и на основе этой правовой нормы определить характер правоотношений сторон и способы разрешения их правового конфликта.

Выделяют пять стадий судебного доказывания:

1) утверждение о фактах и указание заинтересованных лиц на доказательства. При подаче искового заявления истец указывает в нем доказательства, на основании которых считает, что его право нарушено или оспорено.

2) собирание и истребование доказательств. Согласно процессуальному законодательству доказательства представляются сторонами, заинтересованными в исходе дела. Суд не может вмешиваться в процесс представления доказательств сторонами. Однако если от стороны поступило ходатайство о невозможности или затруднительности получения каких-либо доказательств, которые имеют прямое отношение к гражданскому делу, то суд вправе помочь сторонам в истребовании доказательств.

3) представление и раскрытие доказательств. Стороны должны представить все имеющиеся по делу доказательства суду для их исследования. Материалы доказывания предоставляются лицами, непосредственно участвующими в деле.

4) фиксация и исследование имеющихся доказательств. Все представленные доказательства фиксируются в протоколе судебного заседания. В ходе исследования доказательств происходит извлечение информации, необходимой для подтверждения либо опровержения обстоятельств по делу. В гражданском процессе выделяют ряд способов исследований доказательств – получение объяснений сторон и третьих лиц, допрос свидетелей и экспертов, ознакомление и оглашение письменных доказательств, осмотр вещественных доказательств, воспроизведение аудио-и видеозаписи.

5) оценка доказательств. Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность, каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении.

Но в исключительных случаях суд может возвратить лицу или организации аудио– или видеозаписи, от которых они были получены. По ходатайству лица, участвующего в деле, ему могут быть выданы изготовленные за его счет копии записей (ст. 78 ГПК РФ).

При воспроизведении аудио- или видеозаписи, содержащей сведения личного характера, а также при ее исследовании применяются правила, предусмотренные статьей 182 настоящего Кодекса.

Воспроизведение аудио- или видеозаписи осуществляется в зале заседания или ином специально оборудованном для этой цели помещении с указанием в протоколе судебного заседания признаков воспроизводящих источников доказательств и времени воспроизведения. После этого суд заслушивает объяснения лиц, участвующих в деле. При необходимости воспроизведение аудио- или видеозаписи может быть повторено полностью либо в какой-либо части.

Аудио- и видеозаписи являются весьма специфическим средством доказывания. Как и у любого иного средства доказывания, у них есть свои достоинства и недостатки. Основным достоинством аудио- и особенно видеозаписи является высокая степень убедительности. Что касается видеозаписи, то с ее помощью удается точно зафиксировать и сохранить значительную часть информации о происходившем действии. Просмотрев видеозапись, особенно если она сделана на высоком техническом уровне, можно как бы стать очевидцем запечатленных на ней событий.

Однако аудио- или видеозапись осуществляет конкретный человек (или люди) с помощью определенного технического устройства или устройств. Поэтому наличие или отсутствие соответствующих профессиональных навыков у лица, производившего аудио- или видеозапись, как и качество технических средств, с помощью которых производилась конкретная запись, неизбежно скажутся на ее качестве и достоверности полученной информации.

Необходимо также учитывать, что в процессе аудио- или видеозаписи не исключено случайное или умышленное искажение отображаемых событий, вплоть до полной их фальсификации.

Неисследование такого рода доказательств в судебном заседании является одним из оснований для отмены судебного решения.

Виды исков.

Существует две системы классификации исков, т. е. подразделение их на виды:

Процессуально-правовая, в основании которой лежит процессуально-правовой признак;

Материально-правовая, основанная на материально-правовом признаке.

Процессуально-правовая классификация исков основана на содержании иска, т. е. способе требуемой истцом судебной защиты.

Процессуально-правовая классификация исков, охватывая все возможные по закону способы судебной защиты, носит исчерпывающий характер и потому имеет основное значение в теории гражданского процессуального права.

Иски по этой классификации делятся на три вида:

Иски о присуждении;

Иски о признании;

Иски об изменении или прекращении правоотношений (преобразовательные иски).

Иском о присуждении (исполнительный иск) истец требует от суда обязать ответчика совершить определенное действие или воздержаться от него. Предметом иска о присуждении является право истца требовать от ответчика определенного поведения в связи с невыполнением им соответствующей обязанности добровольно. Основанием иска о присуждении являются во-первых, факты, с которыми связано возникновение самого права (например, деятельность художника по написанию картины, сочинение литературного произведения его автором и т. д.); во-вторых, факты, с которыми связано возникновение права на иск: наступление срока, отлагательного условия, нарушение права. Содержание иска о присуждении выражается в требовании истца к суду о принуждении ответчика к совершению определенных действий; оно выражено в просительном пункте такового заявления: взыскать зарплату, восстановить на работе, выселить и т. п.

Иском о признании (установочный иск) является требование, направленное на подтверждение судом существования или отсутствия определенного правоотношения. Предметом иска о признании может быть правоотношение как с его активной стороны (субъективного права), так и со стороны пассивной (обязанности). Иск о признании, направленный на подтверждение существования права или правоотношения, называется положительным (позитивным) иском о признании (например, иск о признании права собственности на строение). Если же иск о признании направлен на подтверждение отсутствия правоотношения, он называется отрицательным (негативным) иском о признании (вследствие, например, недействительности сделки).

Предметом иска о признании в большинстве случаев является правоотношение между истцом и ответчиком. Но по закону допускаются (и встречаются на практике) иски, предметом которых является правоотношение между другими лицам, которые в таких случаях оказываются соответчиками в процессе.

Таков, например, иск прокурора о признании сделки, заключенной между двумя лицами, недействительной; иск о недействительности фиктивного брака, предъявленный к обоим супругам. Основанием положительного иска о признании являются факты, с которым истец связывает возникновение спорного правоотношения. Основание отрицательного иска о признании образуют факты, вследствие которых спорное правоотношение, по утверждению истца, не могло возникнуть. Содержанием иска о признания является требование к суду вынести решение о признании наличия или отсутствия правоотношения, указанного истцом (признать сделку недействительной, признать право на жилую площадь и т. п.).

Преобразовательным называется иск, направленный на изменение или прекращение существующего с ответчиком правоотношения. Преобразовательные решения не создают правоотношение между истцом и ответчиком, а прекращают существовавшее или вносят в него изменения, установив факты, с возникновением которых у истца появилось право в одностороннем порядке на такие изменения.

Предметом преобразовательного иска служит право истца односторонним волеизъявлением прекратить или изменить правоотношение (например, требовать расторжения брака, договора), Основание преобразовательного иска составляют факты двоякого значения:

Факты, с которыми связано возникновение правоотношения, подлежащего изменению или прекращению;

Факты, с которыми связана возможность осуществления преобразовательного правомочия на изменение или прекращение правоотношения.

В судебной практике принято выделение дел по отдельным категориям материально-правовых отношений: алиментных, трудовых, жилищных, по железнодорожным перевозкам, по причинению вреда и др. Такое выделение указанных дел ввиду ряда особенностей их рассмотрения в процессе (например, особый порядок предъявления некоторых исков по трудовым спорам, соблюдение претензионного порядка по искам к предприятиям транспорта) представляет известное удобство в руководстве судебной практикой.

Материально-правовая классификация исков положена в основу судебной статистики, показывающей динамику различных категорий гражданских дел. Данные этой статистики могут быть использованы для совершенствования судебной деятельности.

Подготовка дела к судебному разбирательству и ее значение. Предварительное судебное заседание.

Выделяют следующие группы подготовительных действий:

1) обеспечение полноты информации об обстоятельствах дела, для чего судья осуществляет следующие действия:

а) опрос истца по существу заявленных требований – необходим для уточнения требований истца, их конкретизации;

б) опрос ответчика по обстоятельствам дела – происходит с той же целью, что и вызов истца. Но опрос истца, ответчика или их представителей по обстоятельствам дела является обязательным процессуальным действием;

в) судья направляет ответчику копию заявления и приложенных к нему документов, обосновывающих требования истца;

2) формирование доказательственной базы для разрешения дела – в связи с обязанностью по собиранию доказательств, которая возложена на стороны, при опросе истца и ответчика судья выясняет, какие доказательства имеются у сторон, может предложить представить дополнительные доказательства в определенный срок, для того чтобы обе стороны ознакомились не только с требованиями оппонента, но и с доказательственной базой, предоставляемой другой стороной.

При необходимости суд оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в собирании доказательств, совершая следующие действия:

а) истребование судом по просьбе сторон письменных или вещественных доказательств, выдачу на руки заинтересованному лицу запроса на получение доказательства;

б) получение доказательств путем направления судебного поручения в случае необходимости осуществления процессуального действия в другом районе или городе;

в) назначение экспертизы, экспертов для ее проведения;

3) определение состава участников процесса, для чего судья проводит действия:

а) разрешает вопрос о вступлении в дело соистцов, соответчиков.

В случае предъявления иска не всеми лицами, которым предположительно принадлежит право требования, суд извещает такихлиц о принятом к производству иске и разъясняет им их право вступить в дело в качестве соистцов;

б) решает вопрос о вступлении в дело третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора;

в) производит замену ненадлежащего ответчика с согласия истца;

г) разрешает вопрос о вызове свидетелей, специалистов, переводчика в судебное заседание, назначаемое для рассмотрения дела по существу;

4) разъяснительно-инструкционные действия судьи:

а) разъяснение сторонам их процессуальных прав и обязанностей, которые определяют порядок и объем судебной зашиты на этапе подготовки дела к судебному разбирательству;

б) одновременно с направлением или вручением ответчику копии искового заявления и приложенных к нему документов судья предлагает представить в установленный им срок доказательства в обоснование своих возражений. При этом судья разъясняет, что непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

Подготовка дела к судебному разбирательству независимо от сложности дела, объема процессуальных действий судьи и сторон является обязательной.и самостоятельной стадией по каждому гражданскому делу. Как самостоятельная стадия процесса, подготовка к судебному разбирательству имеет собственное содержание, значение, специфические задачи и цель, а также временные рамки осуществления соответствующих процессуальных действий. Таким образом, подготовка состоит из следующих элементов: а) самостоятельная цель, для выполне-ния^ которой необходимо совершить определенные действия, предусмотренные для данной стадии; б) сами действия (суда, сторон, других лица, участвующих в деле, их представителей), в том числе уточнение фактических обстоятельств, существенных для дела; в) процессуальное оформление. Прежде всего необходимо определить цель и временные рамки. Данная стадия охватывает все процессуальные действия суда и других участников процесса с момента вынесения определения о подготовке дела к судебному разбирательству и до вынесения определения о назначении дела к судебному разбирательству в судебном заседании (ст. 153 ГПК). Законодательно не установлен срок, в течение которого судья должен совершить действия по подготовке. Время подготовки включается в общий срок рассмотрения и разрешения дела, которое v должно быть рассмотрено и разрешено до истечения двух месяцев, а мировым судьей - до истечения месяца со дня принятия заявления к производству (ч. 1 ст. 154 ГПК). Следовательно, судья сам определяет время, в течение которого необходимо совершить все действия по подготовке, исходя из сложности того или иного дела, количества представленных доказательств и т.д., что должно найти отражение в определении о подготовке дела к судебному разбирательству. Цель подготовки дела к судебному разбирательству - обеспечение правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела направлена на выполнение общих задач гражданского судопроизводства (ст. 2 ГПК). Цель подготовки дела конкретизируется в непосредственных задачах данной стадии процесса и может быть достигнута лишь в результате их надлежащего осуществления. Задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются: 1) уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для

правильного разрешения дела, т.е. определение предмета доказывания. Для решения указанной задачи судья должен: а) определить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; б) определить, какая сторона должна их доказывать, учитывая основания для освобождения от доказывания (ст. 61 ГПК); доказательственные презумпции, закрепленные в нормах материального права, и выбранный ответчиком способ защиты против заявленного требования (возражение, отрицание). Если ответчик присутствует на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, судья выносит на обсуждение обстоятельства дела, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ч. 2 ст. 56 ГПК), и исключает из предмета доказывания обстоятельства, не имеющие значения для данного дела; определение закона, которым следует руководствоваться при

разрешении дела, и установление правоотношений сторон, т.е.

правовая квалификация спорных отношений;

разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса. Особое внимание должно уделяться составу лиц, участвующих в деле, который определен в ст. 34 ГПК. В случае обращения в суд прокурора или государственных органов, органов местного самоуправления в защиту прав и интересов других лиц судья извещает лицо, в защиту которого предъявлен иск, о возникшем процессе и участии его в качестве истца (ч. 2 ст. 38 ГПК). Для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела судья с учетом конкретных обстоятельств должен определить состав и других участников процесса -представителей (в первую очередь законных представителей), экспертов, специалистов, переводчиков, свидетелей; представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле. Исходя из принципа состязательности, стороны и другие лица, участвующие в деле, должны представить не обходимые доказательства, т.е. такие сведения о фактах, при отсутствии которых невозможно сделать правильный и достоверный вывод об обстоятельствах дела. В случае непредставления всех необходимых доказательств суд не может установить существующие между сторонами

правоотношения, в результате чего применяется санкция в виде отказа в удовлетворении иска или заявления, отмена решения в апелляционном (кассационном) или надзорном порядке; примирение сторон. Данная задача обусловлена действием принципа диспозитивности, согласно которому стороны в пределах закона

вправе распоряжаться объектом процесса (т.е. самими субъективными правами) и средствами его защиты (т.е. процессуальными правами). Вместе с тем примирение сторон не следует понимать как заключение

сторонами мирового соглашения, ибо" мировое соглашение есть договор сторон об условиях ликвидации спора о праве, являющегося пред метом судебного разбирательства. Поэтому примирение сторон создает лишь условия для заключения сторонами мирового соглашения. В результате примирения сторон истец может отказаться от иска, а ответчик признать иск. Следовательно, уже на стадии подготовки суд должен содействовать примирению сторон, которое может привести к заключению мирового соглашения, отказу от иска, признанию иска. Примирение сторон на стадии подготовки целесообразно в делах о расторжении брака, так как согласно ч. 2 ст. 22 СК при рассмотрении дела о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд вправе принять меры к примирению супругов. Для этого суд может назначить предварительное судебное заседание.Таким образом, подготовка дела к судебному разбирательству - самостоятельная стадия гражданского процесса, представляющая собой совокупность процессуальных действий судьи и сторон, направленных на обеспечение своевременного и правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела.

Основания отводов судье

Согласно ГПК РФ (ст.16) судья не вправе разрешать споры, когда:

  • его связывают родственные отношения, усыновление, попечительство, опека или брачные узы с любой из сторон гражданского дела
  • он заинтересован в исходе дела
  • он представляет или представлял раньше интересы одной из сторон
  • он уже рассматривал этот спор в первой или второй судебной инстанции
  • он участвовал раньше в деле как переводчик, эксперт, прокурор, секретарь заседания
  • имеются серьезные причины, вызывающие недоверие в его справедливости и объективности при рассмотрении гражданского дела

Кроме этого, состав суда не может включать лиц, состоящих в родстве между собой.

Для отвода судьи необходимо сделать устное либо письменное заявление об отводе судьи .

Следует заметить, ходатайство, которое не подтверждается фактами предвзятости или заинтересованности судьи в результате рассматриваемого дела, не является причиной для его отвода. Но при этом отказ судьи от рассмотрения заявления об отводе служит причиной для отмены принятого решения.

Поскольку повторное участие судьи при разрешении этого же спора может повлечь негативные последствия, законодатель исключает его повторное участие в деле.

Требования, которым должно отвечать судебное решение.

Законным решение является при условии, когда:

1) судьи, принимая решения, были независимы и подчинялись только Конституции РФ и федеральному закону;

2) решение принято на основании Конституции, действующих на территории РФ федеральных конституционных законов, международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

3) судом при противоречии правовых норм принято решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу;

4) судом при отсутствии правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, применен закон, регулирующий сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такого закона судом принято решение исходя из общего смысла законодательства, и в первую очередь Конституции РФ;

5) судом при противоречии законодательства международным договорам применены правила, установленные указанными договорами, ратифицированными РФ;

6) судом правильно применены нормы действующего процессуального права, регулирующие порядок не только принятия решения, но и подготовку дела к судебному разбирательству, рассмотрения дела по существу;

7) судом при отсутствии нормы процессуального права, регулирующей возникшие в ходе производства по делу отношения, применена норма, регулирующая сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы суд действовал исходя из принципов осуществления правосудия в РФ (аналогия права).

Решение суда не может быть признано законным, если:

суд применил закон, не подлежащий применению;

суд не применил закон, подлежащий применению;

суд неправильно истолковал закон.

В процессе производства по гражданскому делу принимаются разнообразные процессуальные решения.

Судебное решение – постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу. Решение суда принимается в совещательной комнате.

Решение суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

В вводной части указываются дата и место принятия решения суда, наименование суда, принявшего решение, состав суда, секретарь судебного заседания, стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители, предмет спора или заявленное требование.

Описательная часть решения суда содержит указание на требование истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле.

В мотивировочной части указываются обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.

Резолютивная часть решения суда содержит выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда.

Важнейшие требования, которым должно отвечать судебное решение, – законность и обоснованность.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Законным решение является при условии, когда:

1) судьи, принимая решения, были независимы и подчинялись только Конституции РФ и федеральному закону;

2) решение принято на основании Конституции, действующих на территории РФ федеральных конституционных законов, международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

3) судом при противоречии правовых норм принято решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу;

4) судом при отсутствии правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, применен закон, регулирующий сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такого закона судом принято решение исходя из общего смысла законодательства, и в первую очередь Конституции РФ;

5) судом при противоречии законодательства международным договорам применены правила, установленные указанными договорами, ратифицированными РФ;

6) судом правильно применены нормы действующего процессуального права, регулирующие порядок не только принятия решения, но и подготовку дела к судебному разбирательству, рассмотрения дела по существу;

7) судом при отсутствии нормы процессуального права, регулирующей возникшие в ходе производства по делу отношения, применена норма, регулирующая сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы суд действовал исходя из принципов осуществления правосудия в РФ (аналогия права).

Решение суда не может быть признано законным, если:

суд применил закон, не подлежащий применению;

суд не применил закон, подлежащий применению;

суд неправильно истолковал закон.

Заочное решение.

Заочным производством признается порядок рассмотрения и разрешения конкретного гражданского дела в случае неявки ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, если против этого не возражает истец, с вынесением решения, именуемого заочным. Вынесение заочного решения возможно при наличии следующих условий:

1) после возбуждения гражданского дела ответчик должен быть надлежащим обр

Защита гражданских прав представляет собой комплекс мер, применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализации субъективных прав, включая судебную защиту, законодательные, экономические, организационно-технические и другие средства и мероприятия, а также самозащиту.

Субъективное право на защиту предусматривает:

  • возможность совершения управомоченным лицом собственных положительных действий;
  • возможность требования определенного поведения от обязанного лица.

Субъективное право на защиту предполагает защиту не только самих прав (например, имущественных), но и охраняемых законом интересов. Например, в результате пожара на складе хранящиеся в нем вещи сгорели. В этом случае нельзя говорить о защите права собственности на уже не существующие вещи. Но интересы собственника могут быть защищены путем возмещения ему ущерба или иным способом.

Различают две основные формы защиты гражданских прав: юрисдикционную и неюрисдикционную.

Под юрисдикционной формой защиты понимается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных прав или оспариваемых субъективных прав. Лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам (в суд, арбитражный суд, третейский суд, вышестоящую инстанцию и др.), которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения. При этом, если дело рассматривается судом (общей юрисдикции, арбитражным, третейским), то говорят об общем (судебном) порядке защиты. Если жалоба подается в вышестоящий управленческий или государственный орган, то речь идет о специальном (административном) порядке защиты.

В случаях, предусмотренных законом, защита гражданских прав может осуществляться в административном порядке. При этом решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд. Таким образом, смешанный (административно-судебный) порядок защиты заключается в том, что сначала подается жалоба в соответствующий государственный орган, а затем может подаваться иск в суд.

Неюрисдикционная форма защиты - совокупность действий граждан и правозащитных организаций, которые совершаются самостоятельно, без обращения к государственным и иным компетентным органам.

Общие способы защиты прав участников гражданского оборота, в том числе и субъектов предпринимательской деятельности, установлены ГК РФ. К ним относятся:

  • признание права. Данный способ защиты может быть осуществлен только в судебном порядке. Например, вследствие утери документов становится невозможной реализация определенных гражданских прав. Такие права могут быть восстановлены судом;
  • восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Наиболее часто к этому способу защиты прибегает невладеющий собственник, предъявляя иск об истребовании определенного имущества из незаконного владения владеющего лица. Примером может служить выселение из незаконно занятой квартиры;
  • признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки. Данный способ защиты является разновидностью предыдущего, поскольку признание сделки недействительной вследствие обнаружившегося недобросовестного действия (бездействия) партнера (обман, введение в заблуждение, сговор, притворная сделка и т. п.), а также преследования корыстных целей (неправомерного получения дохода) партнерами ведет к восстановлению положения, существовавшего до заключения сделки;
  • признание недействительности акта государственного органа или органа местного самоуправления судом или арбитражным судом. Суд по иску гражданина или юридического лица может рассмотреть вопрос о соответствии оспариваемого акта законам или иным правовым актам и принять решение о признании его недействительным полностью или частично. При этом не требуется отмены акта со стороны издавшего его органа;
  • самозащита права. Примером самозащиты в предпринимательской деятельности может служить удержание кредитором (в том числе комиссионером, хранителем) оказавшейся у него вещи, подлежащей передаче должнику, в случае, когда должник не выполнил свое обязательство по оплате этой вещи или не возместил кредитору связанные с нею издержки и убытки;
  • присуждение к исполнению обязательства в натуре. Например, в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, заказчик вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков в разумный срок. Исполнению обязанности в натуре (реальному исполнению) обычно противопоставляется выплата денежной компенсации: для рассматриваемой ситуации - соразмерное уменьшение цены выполненной работы или возмещение расходов заказчика на устранение недостатков;
  • возмещение убытков, в том числе причиненных государственными органами и органами местного самоуправления. Например, юридическое лицо или гражданин-предприниматель могут обратиться в суд или арбитраж с иском к органу власти или управления о возмещении убытков, причиненных принятым названными органами в нарушение законодательства актом, либо неисполнением или ненадлежащим исполнением указанными органами своих обязанностей;
  • взыскание неустойки ;
  • компенсация морального вреда. Моральный вред, как и физический, относят к категории «неимущественного вреда», т. е. причиненного неимущественным благам: здоровью, чести, достоинству, доброму имени, личной неприкосновенности, неприкосновенности личной жизни и т. п.;
  • прекращение или изменение правоотношения. Например, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков;
  • признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Возможны и иные способы, предусмотренные законом. Они могут включать различные действия. Например, продавец вправе потребовать от покупателя возвратить ему товар, если в срок, предусмотренный договором, переданный товар не будет оплачен.

Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется путем обращения к вышестоящему органу (должностному лицу). При этом важным является то, что любое решение, вынесенное при разрешении спора в административном порядке, может быть оспорено в суде. В некоторых случаях рассмотрение спора в административном порядке должно обязательно предшествовать обращению в суд. Например, суд (арбитражный суд) вправе рассматривать дела, связанные с отказом в предоставлении либо с изъятием земельных участков, только после того, как решение будет вынесено соответствующим органом местного самоуправления. В других случаях лицо, считающее свои гражданские права нарушенными, имеет право выбора: обратиться в суд или попытаться разрешить спор в административном порядке.

В случаях, установленных законодательством для определенной категории хозяйственных (договорных) споров, а также если это предусмотрено договором, может применяться досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.

Законом установлен порядок предъявления претензий по поводу вещей, купленных в розничной торговле. При этом под претензией понимается документ, имеющий правовой характер и представляющий собой требование кредитора к должнику об уплате долга, возмещении убытков, уплате штрафа, устранении недостатков в поставленной продукции, проданной вещи, выполненной работе. Обоснованные претензионные требования подлежат удовлетворению. Если же претензия не удовлетворена (при отклонении претензии полностью или частично или при неполучении ответа на претензию), потерпевшая сторона вправе обратиться с иском в суд.

При нарушении прав граждан или организаций со стороны других лиц, а также какой-либо угрозе нарушения права в будущем и при отсутствии добровольного восстановления нарушенного права у потерпевшего всегда возникает объективная потребность применения определенных мер защиты (способов защиты) по отношению к обязанной стороне.

Как известно, способ защиты права является категорией материального (регулятивного) права.

В ст. 12 ГК перечислены все способы защиты права, которое осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления и т. д.

Помимо «способа защиты права» существует также и «форма защиты права», которая является категорией процессуального характера.

Под формой защиты* права в гражданском судопроизводстве, в отличие от способа защиты права, следует понимать определяемую законом деятельность компетентных органов по защите права, заключающуюся в установлении фактических обстоятельств гражданского дела, применении соответствующих норм права, определении способов защиты права и вынесении решения. Применение к нарушителю перечисленных в законе способов защиты права осуществляется не одной, а несколькими формами защиты права.

* Под «формой» защиты субъективных прав следует понимать определенный порядок защиты права тем или иным юрисдикционным органом (органом рассмотрения и разрешения гражданских дел).

Действующее законодательство предусматривает судебную, общественную и административную формы защиты права, отдавая приоритет судебной форме. Многообразие форм защиты права объясняется правовыми традициями, спецификой подлежащих защите или охране прав, сложностью или, наоборот, простотой наличия правоотношений между сторонами гражданского процесса и защиты соответствующих прав и т.д.

Защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется заинтересованными лицами в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, в суде общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах. Как известно, любые гражданские правонарушения и юридические споры создают помехи в деятельности граждан и организаций.

Спор о праве представляет собой индивидуальный юридический конфликт граждан или организаций, столкновение их интересов и стремлений. В споре его участники противостоят друг другу, но так как они равноправны, конфликт не может быть устранен желанием и волею одного из субъектов, а разрешается только совместными усилиями сторон или в исковом судебном порядке.

Известны два вида спора о праве: нарушение прав лица и оспаривание их другим участником. Объектами спора при нарушении прав лиц являются, как правило, имущество или нематериальные ценности. Способ нарушения при этом не имеет квалифицирующего значения. Права могут быть нарушены совершением преступления, несвоевременным или ненадлежащим исполнением обязательств, причинением вреда и т.п.

При оспаривании прав другим участником спорные правоотношения становятся неопределенными, неясными. В результате неочевидны взаимные права и обязанности участников, что затрудняет их осуществление. Данный вид спора о праве возникает при выдвижении требований на авторство какого-либо произведения, при заявлении о недействительности заключенной сделки или брака и т.п. Оспаривание возникает и при предъявлении в суд неосновательного иска.

Разграничение споров о праве на указанные виды имеет практическое значение. Защита права при его нарушении состоит в восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, и пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждении к исполнению обязанности в натуре; возмещении убытков; во взыскании неустойки; в компенсации за моральный вред и т.п., а при оспаривании - в признании права или признании оспоримой или ничтожной сделки недействительной и др.

Такая форма защиты права, как самозащита, характеризуется тем, что заинтересованное лицо самостоятельно принимает соответствующие меры к пресечению правонарушительных действий (ст. 14 ГК). Это самая древняя форма правовой защиты. Она наиболее проста, но результативна.

Вместе с тем при самозащите велика опасность неправомерных действий, проявления незаконности со стороны защищающегося субъекта, который, например, либо неверно оценивает ситуацию или защищает права, ему не принадлежащие, либо применяет меры, не предусмотренные законом. Именно поэтому в ст. 14 ГК специально оговорено, что способы защиты должны быть соразмерны нарушению.

Однако самозащита правомерна в некоторых предусмотренных законом случаях: необходимая оборона (ст. 1066 ГК) и крайняя необходимость (ст. 1067 ГК). Также законом установлена разновидность самозащиты в виде безакцептного списания кредитором с банковского счета должника суммы задолженности (п. 2 ст. 854 ГК).

Для самозащиты характерно то обстоятельство, что правозащитные действия совершает само заинтересованное лицо без и вне какого-либо нормативно установленного регламента.

Самостоятельную форму защиты права представляет также урегулирование споров о праве, суть которой заключается в совместных действиях спорящих сторон по ликвидации возникающего конфликта.

Участники спора заинтересованы в восстановлении нормальных, бесспорных правоотношений для осуществления своей экономической деятельности без помех и затруднений. Это в первую очередь относится к юридическим лицам, стремящимся к сохранению длительных, оптимальных для них правоотношений с контрагентами.

В настоящее время урегулирование споров о праве предусмотрено Положением о претензионном порядке урегулирования споров от 24 февраля 1992 года, а в отношении трудовых споров - Трудовым кодексом.

Суть урегулирования споров сводится к тому, что лицо, чьи права действительно или предположительно нарушены или оспорены, в нормативно определенный срок в письменной форме доводит свои притязания с приложением соответствующих документов до сведения второй стороны. Последняя, рассмотрев заявление, должна в определенный срок либо удовлетворить претензию, либо прислать мотивированный отказ. При урегулировании спора заинтересованные лица вправе обмениваться телеграммами, факсами, и использовать сеть Интернет.

Руководители спорящих сторон, а также их ответственные представители вправе встречаться для выработки экономически обоснованного и хозяйственно целесообразного решения. При рассмотрении трудовых споров участвуют заинтересованный работник, администрация предприятия и представители профсоюзной организации, которые на заседании комиссии по трудовым спорам выносят решение по спору.

Достоинства подобного урегулирования спора как способа правовой защиты, заключаются в простоте и быстроте, его целесообразности и эффективности,

Административный порядок защиты права заключается в том, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственного управления или местного самоуправления могут без вызова заинтересованных лиц и вне действующей процедуры принять решение о восстановлении нарушенного права или об устранении каких-то юридических неопределенностей. Так, прокурор может санкционировать выселение в административном порядке лиц, самоуправно занявших жилое помещение или проживающих в домах, грозящих обвалом (ч. 2 ст. 90 ЖК).

Центральный банк РФ и его отделения вправе применять безакцептное списание суммы задолжника с его банковского счета при осуществлении банковского контроля. Органы местного самоуправления вправе взыскивать с организаций ущерб за потравы посевов и повреждение насаждений. Комиссии по делам несовершеннолетних в некоторых случаях могут производить денежные взыскания с родителей и попечителей подростков.

Любое решение, выработанное в административном порядке, может быть обжаловано в суд (ч. 2 ст. 11 ГК), поскольку гражданско-процессуальный порядок рассмотрения и разрешения возникшего спора является наиболее совершенной формой защиты субъективных прав.

Судебная форма защиты права характеризуется следующими преимуществами:

1) защиту осуществляет специальный орган - суд, созданный только для рассмотрения споров о праве (термином «суд» обозначаются: суд общей юрисдикции, арбитражный и третейский суды);

2) суд разрешает заявленные требования на основе применения норм гражданского, семейного, трудового и другого права в порядке гражданской юрисдикции;

3) обстоятельства дела исследуются в режиме гражданской процессуальной формы, которая гарантирует законность и обоснованность разрешения спора;

4) защиту осуществляют беспристрастные судьи;

5) в разбирательстве дела активно участвуют стороны спора и другие заинтересованные лица.

Все это в совокупности повышает эффективность судебной процедуры и, в конечном счете, способствует правовому воспитанию граждан.

Процессуальная форма представляет собой последовательный, определенный нормами гражданского процессуального права порядок рассмотрения и разрешения гражданского дела, включающий определенную систему гарантий. Соблюдение процессуальной формы - непременное условие законности судебных постановлений.

Для процессуальной формы характерны следующие черты.

1. Конституционные гарантии, прежде всего независимость суда и подчинение его только закону, гласность, в том числе национальный язык судопроизводства.

2. Нормы гражданского процессуального права в совокупности образуют процессуальную форму в широком значении; ею строго и исчерпывающе определяется и направляется процессуальная деятельность - в процессе допустимы только действия, предусмотренные процессуальным законом.

3. Решение суда должно основываться только на фактах, доказанных и установленных судом предусмотренными законом способами.

4. Лицам, заинтересованным в судебном решении, предоставляется право участвовать в разбирательстве дела судом для защиты своих интересов. Суд не вправе принять решение, не выслушав и не обсудив доводы этих лиц, явившихся по извещению суда в судебное заседание.

Процессуальная деятельность по защите нарушенного или оспоренного права регулируется гражданским процессуальным правом.

Еще по теме § 2. Формы защиты субъективных прав и законных интересов граждан и организаций:

  1. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СУДЕБНАЯ ФОРМА ЗАЩИТЫ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ
  2. СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРАВА И ЗАКОНННЫЕ ИНТЕРЕСЫ. ФОРМЫ И СПОСОБЫ ИХ ЗАЩИТЫ, МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ
  3. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. НЕСУДЕБНЫЕ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ
  4. 8.5. Формы распоряжения исковыми средствами защиты прав и интересов
  5. 1.4. Учет и защита прав и интересов граждан при нарезке избирательных округов
  6. § 3. Защита прав и законных интересов ответчика в заочном производстве
  7. Совершенствовать правовые формы защиты прав граждан от административного произвола.
  8. ГЛАВА 9. ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
  9. § 2. Обращение в суд с иском (заявлением) в защиту нарушенных прав и законных интересов другого лица
  10. § 6. Надзор за соблюдением конституционных прав и законных интересов граждан при осуществлении дознания и предварительного следствия
  11. 14.3. Защита прав и законных интересов человека, общества и государства от воздействия вредной информации
  12. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран -

Право на судебную защиту - конституционное право граждан и организаций. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод провозглашает Конституция РФ. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Форма защиты права - категория процессуального характера. Под формой защиты права понимается определяемая законом де­ятельность компетентных органов по защите права, т.е. по уста­новлению фактических обстоятельств, применению к ним норм права, определению способа защиты права, вынесению решения и осуществлению контроля за его исполнением. Применение пе­речисленных в законе способов защиты права, т.е. определенных мер принуждения к нарушителю права, осуществляется не одной, а несколькими формами защиты права.

Многообразие форм защиты права объясняется действием рада факторов - спецификой подлежащих защите или охране прав, сложностью или, наоборот, простотой познания правоотно­шений и подлежащих защите прав, степенью развития демокра­тических процессов в обществе, правовыми традициями.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуще­ствляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суды общей юрисдикции, включая мировых судей, арбитражные, третейские суды.

Защита гражданских прав в административном порядке воз­можна лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

Функции по защите и охране бесспорных прав и охраняемых законом интересов выполняют также нотариусы и другие должно­стные лица, имеющие право совершать нотариальные действия. Так, нотариусы удостоверяют сделки, принимают меры к охране наследственного имущества, выдают свидетельства о праве на на­следство, о праве собственности на долю в имуществе супругов.

Многие трудовые споры рассматриваются непосредственно на месте возникновения конфликтов комиссиями по трудовым спо­рам (КТС), а коллективные трудовые споры - примирительными комиссиями, трудовыми арбитражами.

Среди различных форм защиты права ведущую роль играет су­дебная форма как универсальная, исторически сложившаяся, де­тально регламентированная нормами гражданского процессуаль­ного права. Она обеспечивает надежные гарантии правильного применения закона, установления реально существующих прав и обязанностей сторон.

Защита нарушенных прав человека судом общей юрисдикции наиболее эффективна и цивилизованна.

Еще по теме Формы защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Право на судебную защиту.:

  1. 1.Формы защиты субъективных гражданских прав и интересов граждан и организаций. Понятие правосудия. Предмет судебной защиты.
  2. Часть 1. СУДЕБНАЯ ФОРМА ЗАЩИТЫ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ
  3. Часть 1 СУДЕБНАЯ ФОРМА ЗАЩИТЫ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ
  4. § 5. Участие в арбитражном процессе государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц 1. Понятие защиты публичных интересов, защиты прав и законных интересов других лиц путем обращения в арбитражный суд государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций и граждан
  5. Программа спецкурса {спецсеминара) НЕСУДЕБНЫЕ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ»