Сущность права: понятие, методологические подходы к выявлению и анализу. Соотношение подходов к изучению сущности права. Структура правового отношения имеет четыре необходимых элемента: субъекты, объекты, право и обязанность


Введение

1 Понятие, сущность и признаки права. Основные принципы права

1.1 Понятие права

1.2 Признаки и сущность права

1.3 Основные принципы права

2 Типы права. Правовые семьи и их типология

2.1 Типы права

2.2 Правовые семьи и их типология

3 Формы права: понятия и виды. Источники права

3.1 Формы права: понятия и виды

3.2 Источники права

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложения

Введение

Понятие права имеет не только чисто научное значение, но и практический смысл, так как от понимания права зависит законодательная деятельность, ориентация юридической практики, понятие права влияет на правосознание людей.

Право - непростое явление, от того или иного понимания права зависят интересы людей, они влияют на подход людей к праву. Право в различных обществах и конкретных случаях проявляет себя по-разному. На понятие права влияют не только чисто научные усилия, но и обстановка в той или иной стране.

В современной юридической науке термин "право" используется в нескольких значениях.

Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т.п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это - право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин "право" в словосочетаниях "российское право", "трудовое право", "изобретательское право", "международное право" и т.д. Термин "право" в подобных случаях не имеет множественного числа.

В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере, государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу - субъекту права.

В-четвертых, термин "право" используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин "правовая система". Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т.д.

В каком смысле употребляется термин "право" в каждом случае, следует решать, исходя из контекста, что обычно не вызывает затруднений.

Надо помнить также, что термин "право" употребляется и в неюридическом смысле. Существуют моральные права, права членов общественных объединений, партий, союзов, права, возникающие на основании обычаев, и т.д. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства, отличающие его от других социальных регуляторов. Единого взгляда на проблему не существует до сих пор. Тем важнее дальнейший поиск истины.

"И как в естествознании расширение знаний о природе приводит к смене одних концепций другими, так и в обществоведении ход развития истории, человеческая практика не могут не привести к изменению теоретических представлений об обществе.

В конкретный исторический период трудно судить о верности той или иной общественной теории. Критерий истины в том, насколько убедительно то или иное учение объясняет общественное прошлое и предсказывает будущее…" 1

Исходя из этого, тема курсовой работы является весьма актуальной.

Цель курсовой работы - исследование понятия, сущности и признаков права.

В связи с указанной целью поставлены следующие задачи курсовой работы:

Изучение основных интерпретаций понятия, сущности и признаков права.

Изучение принципов права.

Изучение типов права, правовых семей и их типологии.

Изучение форм и источников права.

1 Понятие, сущность и признаки права. Основные принципы права

1.1 Понятие права

Слово "право" - многозначно, имеет богатое разностороннее содержание.

Во-первых, его употребляют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.).

Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.).

В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).

Таким образом, термин "право" столь же многозначен, сколь многозначна его природа и содержание. Предшественником права был обычай, который создавался всем обществом и учитывал моральные, религиозные и другие взгляды его членов. Близко к нему находится естественное право, которое проистекает из природной сущности человека и его разума, всеобщих нравственных принципов. Именно его естественная природа дает ему самое широкое распространение на земле, без границ государств и времени. Это право вечно и неизменно, как неизменны природа и разум человека. Это вечные принципы прав и свобод человека: свобода, семья, собственность, безопасность, равенство, сопротивление насилию. Именно о соблюдении этих норм заботится любое политическое объединение, в том числе и государство.

"… право, представляя собой явление противоречивое, выражает прежде всего значительное продвижение по пути прогресса человечества: оно стало неотъемлемым элементом цивилизации, носителем его качеств и тенденций." 1

Совершенно ясным становится понятие права из названия древних юридических документов, памятниках права: "Русская Правда", "Правда Ярослава", - в этих названиях зафиксировано стремление к справедливости, правде, честному суду. На Востоке многих служителей правосудия называли мудрецами, что говорит не только об обычаях, но и житейской мудрости, опыте.

"Право есть одновременно явление культуры. Можно предположить, что его миссия в этом качестве заключается в том, что оно призвано фиксировать в нормативной форме духовные ценности и достижения, накапливаемые человечеством: демократию, права человека, мораль, справедливость, житейские мудрости, милосердия и т.д. - и быть и нормативным, и стабилизирующим "передаточным механизмом". 2

Право - понятие надвременное и надгосударственное. Мы говорим о рабовладельческом праве, о феодальном праве, о праве наполеоновской Франции, о праве фашистской Германии и т.д. "Нужно учитывать господствующие в ту или иную эпоху представления о морали, справедливости, добре, корректно и конкретно оценивая их на основании права." 3

Вместе с эволюцией человеческой цивилизации происходит и эволюция права.

Собственно, юридическое право - это санкционированный государством обычай, выраженный в законах, официально признанный и охраняемый государством.

Обычаи создавались в результате развития общества и человеческих отношений, юридическое право формировалось непосредственно государством, или иными социальными объединениями (например, религиозными) и под контролем государства. Так, например, на мусульманском Востоке Коран - не только религиозная книга, но и источник права.

1.2 Признаки и сущность права

Право - социальный институт, имеющий свою собственную природу. Специфика права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном выше определении. Эти признаки заключаются в следующем (Приложение 1):

право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;

общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;

нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;

связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;

формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;

системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.

Сущность права - сложное понятие. Ее не так-то просто выявить, установить, поэтому чисто методически при рассмотрении сущности права важно учитывать две стороны - формальную и содержательную. С формальной точки зрения любое право по своей природе есть, прежде всего, регулятор и стимулятор общественных отношений. Однако, если при анализе сущности права ограничиваться данным аспектом, то право в разные эпохи и в разных государствах будет одинаковым по своей сути, и мы никогда не сможем познать сущность права конкретного общества. Например, рабовладельческое право Древнего Рима и современное право Италии далеко не тождественны по своей сущности 1 .

Поэтому необходимо обратиться к содержательной стороне, позволяющей ответить на следующие вопросы: чьи интересы обслуживает в первую очередь данный регулятор, какие функции осуществляет в приоритетном порядке?

История, социальная практика убедительно показывают, что право может использоваться в различных целях как средство первоочередного удовлетворения потребностей тех или иных классовых, общественных, религиозных, национальных, расовых и других интересов.

Исходя из этого, можно выделить и соответствующие подходы к сущности права. Хронологически первым является классовый подход, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. Здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов правящей группы.

Существует также общесоциальный подход, который рассматривает право как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Здесь право применяется в более широких целях - как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.

Наряду с этими основными выделяют и другие - религиозный, этнический, расовый и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответствующие интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях, судебной практике.

Иначе говоря, сущность права многопланова. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в ней в зависимости от исторических условий на первый план может выступать и любое из вышеперечисленных начал.

Раскрыть значение права для общества и конкретизировать его сущность призвана категория "ценность права", под которой понимается способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных интересов общества и отдельной личности. Ценность права выражается в том, что оно, прежде всего, выступает средством:

регулирования общественных отношений (придает действиям людей согласованность, упорядоченность, уверенность);

защиты существующего общественного строя (устанавливает меры

(юридической ответственности за общественно опасные и вредные деяния);

обновления общества, фактором его прогресса (содействует развитию тех социальных связей, в которых заинтересовано общество);

решения глобальных проблем современности (оборонных, экологических и т.п.);

определения меры свободы личности в обществе (фиксирует масштабы, границы свободы);

утверждения нравственных начал в общественной жизни, инструментом воспитания населения и формирования цивилизованной правовой культуры 1 .

Суммируя изложенное и учитывая существующие в современной отечественной и зарубежной научной литературе мнения, можно предложить следующее определение права, разделяемое с небольшими расхождениями большинством правоведов, как ученых, так и практиков.

Право есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества 1 .

1.1 Понятие и сущность права

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права.

В системе юридических наук теория государства и права занимает главенствующее положение, выполняя как академическую, методологическую, так и прагматическую, практическую роль. В этой связи вопросам теории государства и права традиционно уделялось и уделяется большое внимание как в отечественной, так и в зарубежной юридической литературе, о чем свидетельствуют многочисленные монографии, статьи, а также учебники и учебные пособия.

Государство и право являются сложными, многогранными явлениями политико-правовой, социальной действительности, зависимыми друг от друга и в то же время сохраняющими определенную самостоятельность.

Необходимым условием существования любого общества является регулирование отношений его членов – социальное регулирование. Выделяют следующие виды социального регулирования :

нормативное – носит общий характер: нормы (правила) адресованы всем членам общества или определенной его части и не имеют конкретного адресата;

индивидуальное – относится к конкретному субъекту, является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом.

Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Нормативное регулирование в конечном счете приводит к воздействию на конкретных индивидов, приобретает конкретного адресата. Индивидуальное же невозможно без общего, т. е. нормативного, установления прав осуществляющего такое регулирование субъекта на подачу соответствующих команд.

Социальное регулирование пришло от далеких предков, и развивается оно вместе с человеческим обществом. При первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества, происходившего в тот период. В более позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, в единство, обеспечивающее достаточно полную регламентацию еще не очень сложных тогда общественных отношений. Такими обычаями, одобренными моралью и освященными религией, были в первобытном социуме нормы, определяющие порядок обобществления добытого членами сообщества продукта и его последующего перераспределения, которые всеми воспринимались как не только правильные и безусловно справедливые, но и как единственно возможные.

Принятие существовавших норм поведения как «своих», безусловная солидарность с ними были связаны и с тем, что первобытный человек не отделял себя от общества, не мыслил себя отдельно от рода и племени. И поскольку все нормы расценивались как ниспосланные свыше, правильные, справедливые, то, естественно, у многих народов за содержанием этих норм, а нередко и за самими нормами и их совокупностью закрепились такие наименования, как «право», «правда» (ius, right, recht) и т. п. В этом смысле право появилось раньше государства, и обеспечение его реализации, соблюдения всеми правовых предписаний было одной из причин возникновения государства.

Развитие первобытного общества, о котором говорилось выше, привело на определенном этапе к тому, что произошло его расслоение. Возникли либо особая социальная группа, составляющая чиновничий государственный аппарат, который стал фактическим собственником средств производства, либо класс, обративший эти средства в частную собственность. В обоих случаях возникли социальное неравенство и эксплуатация человека человеком, иногда носящая замаскированный характер. Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия распределения общественного продукта, передача общего достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой. Участились нарушения таких обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими и веками сохранявшийся неизменным порядок. Установленная обычаями форма общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием.

Людьми, более всего заинтересованными в пресечении таких нарушений, были представители формирующихся господствующих классов, социальных групп, в руках которых находилась не только собственность (общественная или частная), но и публичная власть. И именно формирующийся государственный аппарат использует эту власть для пресечения подобных нарушений и осуществления мер принуждения к лицам, их совершающим.

Возникают, таким образом, правовые обычаи, т. е. такие обычаи, которые обеспечиваются государством. Следует указать на то, что процессы классообразования, формирования государства и возникновения права протекают параллельно, подкрепляя друг друга. Развитие общества с появлением даже зачатков государства резко убыстряется, и скоро наступает момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных связей: они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социального развития. Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы, судебные прецеденты, нормативные договоры.

Можно выделить два основных способа фиксации норм права . Там, где господствующее положение занимает государственная собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений (Поучение Птахотепа в Древнем Египте, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т. п.). Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер. Дополняются они в случае необходимости другими обычаями (например, адатами) и конкретными (ненормативными), но имеющими силу закона установлениями монарха или по его уполномочию чиновниками государственного аппарата.

В обществе же, основанном на частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства прав собственников, развивалось, как правило, более обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и определенности законодательство, и прежде всего гражданское, регулирующее более сложную систему имущественных общественных отношений. В некоторых случаях достаточно древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства, что пережило на многие века использовавший его народ и не потеряло значения и сегодня (например, частное римское право).

Так или иначе, в любом государственно-организованном обществе тем или иным способом нормы права возводятся в закон, освященный свыше, поддерживаемый и обеспеченный государством. Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом. Но в то же время возникает и противоречие между правом и законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую справедливость, отражает интересы только части, и, как правило, меньшей части общества.

Определение понятия права имеет теоретическое и практическое значение. Во-первых, от его содержания и формы зависят направление научного анализа в правоведении и его результаты, во-вторых, оно жизненно важно при непосредственном применении юридических норм надлежащими органами и лицами, так как в соответствии с ним нередко решается основной вопрос практической юриспруденции – правомерность поведения субъектов.

Одна из общих характеристик права заключается в том, что оно – способ установления объективной меры вещей, метод социальной регуляции. В различные исторические периоды те или иные социальные и политические структуры посредством понятия «право» стремятся утвердить в своих интересах определенные социальные отношения, принципы, порядки, действия, нормы, идеалы и обосновать их соответствие социальной правде, справедливости. Как следствие, в философских, юридических, политических, этических доктринах, в практике политической борьбы как в прошлом, так и в настоящем, неравнозначные по своему содержанию понятия обозначены термином «право». В сущности, различные дефиниции понятия права являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно определенным вариантом их разрешения. Эти различия в конечном счете порождены не только многогранностью самого явления права, но и неадекватным применением термина. И ныне представляются актуальными слова И. Канта о том, что юристы все еще ищут определение для своего понятия права.

Однако общепризнанным является понимание права как совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения.

Сущность права – это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права, к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли.

Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью; отвечает требованиям нормативности; имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т. д.); является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере приемлема для них; соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования.

Для понимания природы права принципиально важно иметь в виду, что право выступает:

– в форме идей, представлений;

– юридических предписаний (велений или установлений), исходящих от государства;

– действий или отношений, в которых реализуются идеи, принципы и предписания, права.

В теоретической юриспруденции с давних пор ведутся споры о том, что следует признавать важнейшим элементом права – идеи, нормы или действия (отношения).

Для представителей естественно-правового направления и так называемой психологической школы правовые идеи выступают первоосновой, главным компонентном права. Нормы или же действия способны лишь с той или иной степенью достоверности отразить то, что выражают эти идеи. Представители нормативной школы наиболее важным элементом признают юридические предписания. Это, по их мнению, и является собственно правом, регулятором поведения. Сторонники так называемого социологического направления приоритетным в содержании права признают действия или отношения.

Однако, только интегративный подход позволяет отразить в праве как нормативные свойства, так и его деятельностный характер. В таком аспекте право предстанет реальной силой общества, противоречащей произволу и беспорядку. Точнее высвечивается роль государства по отношению к праву – оно не «производит» право, но обеспечивает его на всех стадиях бытия права. Данный подход позволяет более точно подойти к оценке соотношения объективного и субъективного в праве, осмыслить роль фактической правомерной деятельности в правообразовательном процессе, а следовательно, и природу так называемого фактического права, не отторгая и не относя к «предправовым» факторам то, что изначально наделено правовыми свойствами.

Утверждение интегративного подхода к праву имеет важное мировоззренческое значение, ориентируя массовое и профессиональное правосознание на понимание того, что правовое регулирование отношений и поступков возможно лишь там, где объективно существуют доказуемость и исполнимость прав и обязанностей средствами юридического процесса, что действие права предполагает определенные условия, требуемые ресурсы, наличие специальных структур, способных применять право и при необходимости принуждать к его исполнению.

Итак, по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.

С учетом существенных свойств целесообразно отметить следующие признаки права.

Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение производимого или добываемого продукта, нормирование индивидуальных затрат труда на общественные нужды, господство классов или социальных групп в обществе, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности, обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно-трудовой и социальной жизнью общества.

Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой («если-то-иначе»), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание). Эти свойства регулятивной системы (дозволения, запреты, позитивное обязывание) зародились еще в обществах присваивающей экономики, но на этапе становления права приобретают новое содержание, формы выражения, способы обеспечения.

Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, то есть наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий.

Формализм. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме – законы и их сборники, прецеденты и т. д. Формализм составляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что действительно «работает» на стабилизацию общества, на точность применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения.

Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты. Процедурные правила, процессуальный порядок – характерный признак права, определяющий его связь с государственным аппаратом, прежде всего со специализированными органами – судом, полицией и т. п.

Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то качество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. Если какое-либо конкретное лицо оказывается в условиях, предусмотренных структурой соответствующей нормы, оно и является адресатом нормы. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

Институциональность. Появление права связано с определенным сознательным процессом создания норм права, с правотворчеством, которое осуществляют определенные органы государства признанием государством тех или иных возникших самоорганизационно правил поведения (обычаев) правовыми, с деятельностью уполномоченных на это судов (прецедент).

Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется какой либо внешней силой обществу, не появляется по велению каких-либо культурных героев. Оно, как и государство, одно из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики и так же, как государство, имеет большую социальную ценность.

Право в различных теоретико-юридических концепциях наделяется и иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков определить право. При этом следует подчеркнуть, что правильную характеристику новому основному пласту регулятивной системы раннеклассового общества дает только совокупность этих признаков. Только в совокупности они определяют социальную ценность права.

Функции права производны от его сущности и определяются назначением права в обществе. Функции – это «свечение» сущности права в общественных отношениях.

Функции права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. Соответственно этому можно отметить следующие особенности функции права:

Функции права – это такие направления его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которых порождает необходимость существования права как социального явления.

Функции выражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества.

Функции права представляют направления его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм, движение, действие. Еще Гете говорил: «Функция – это существование, мыслимое нами в действительности».

Постоянство как необходимый признак функции характеризует непрерывность, длительность действия этой функции.

В известной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права :

1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (политическую, экономическую, воспитательную),

2) внутренние – вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. Внутренние функции права принято подразделять на регулятивные и охранительные.

Регулятивная и охранительная функции – это имманентные праву функции, которые определяют необходимость его существования как социального института общества.

Особенности регулятивной функции заключаются прежде всего в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей. В рамках этой функции выделяют две ее разновидности (подфункции) – регулятивную статическую и регулятивную динамическую.

Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одно из назначений правового регулирования. Право прежде всего юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства и выражают общую волю.

Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, институтам политических прав и свобод граждан. Отчетливо данная функция выражена в авторском, изобретательском праве и др.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих хозяйственные процессы в экономике, и других сферах.

Наиболее характерными путями (способами) осуществления регулятивной функции права являются:

– определение посредством норм права праводееспособности граждан;

– закрепление и изменение правового статуса граждан;

– определение компетенции госорганов, полномочий должностных лиц;

– установление правового статуса юридических лиц;

– определение юридических фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращением правоотношений;

– установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);

– определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.

С учетом сказанного регулятивную функцию права можно определить как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.

Охранительная функция права – это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю.

Специфика охранительной функции состоит в следующем.

– характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.

– служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану государством посредством правовых предписаний.

– является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве.

Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее назначение последней сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, т. е. обеспечить режим законности. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных.

Таким образом, если охранительная функция права – это действие самого права, то правоохранительная деятельность государства является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это деятельность специальных учреждений (МВД, прокуратуры, суда) по охране права, действие не самого права, а внешнего по отношению к нему фактора. Кроме того, охранительная функция направлена на охрану общественных отношений, а правоохранительная деятельность – на охрану самого права.

Из книги Гражданское процессуальное право: конспект лекций автора Гущина Ксения Олеговна

1. Понятие и сущность решения суда Судебное решение – акт волеизъявления органа государственной власти, которое выражается в применении нормы права к конкретному правоотношению, в конкретизации правоотношения, во властном подтверждении правоотношения, права и факта и

Из книги Наследственное право автора Гущина Ксения Олеговна

1. Понятие, сущность и значение наследственного права Получение в наследство материальных и нематериальных благ осуществляется путем наследования. Наследование – переход от умершего лица (наследодателя) его имущества к другому лицу в соответствии с нормами

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

3. Понятие, сущность и виды конституции Сам термин «конституция» можно трактовать двояко. Фактическая конституция – это объективно действующие основы общественного и политического строя, а также действительный статус личности в той или иной стране. Юридическую

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

16. Понятие и сущность избирательного права, принципы Понятие «избирательная система» может рассматриваться в двух плоскостях.Во-первых, избирательная система является совокупностью общественных отношений в государстве в связи с проведением выборов. Во-вторых,

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

10.1. Федерация и федерализм: понятие и сущность В качестве одной из основ конституционного строя ст. 1 Конституции РФ закрепляет федеративное устройство России, что отражает официальное название государства. Среди сравнительно небольшого числа федераций мира положение

Из книги Гражданское процессуальное право автора Власов Анатолий Александрович

15. Понятие и сущность избирательного права, принципы Термин «избирательное право» употребляется в двух значениях: объективном и субъективном.Объективное избирательное право – это раздел конституционного права. Нормы, регулирующие избирательное право, содержатся в

Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна

§ 1 Понятие и сущность искового производства В рамках гражданской процессуальной деятельности судов общей юрисдикции предусмотрены процессуальные формы пяти видов производств: исковое производство, производство по делам, возникающим из публичных правоотношений,

Из книги Правоведение: учебное пособие автора Автор неизвестен

28. Брак. Понятие, сущность, виды Брак (matrimonium) - «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава» (Модестин).Как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права

Из книги Общая теория права. Том I автора Алексеев Сергей Сергеевич

Тема III Понятие, сущность и система права План изучения § 1. Понятие права. Государство и право. Объективное и субъективное право § 2. Нормы права и их структура. Действие норм права в пространстве и времени. Источники права (формы): Законодательные нормативные акты и

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

Глава 5. ПОНЯТИЕ ПРАВА (СУЩНОСТЬ; ОСОБЕННОСТИ КАК ИНСТИТУЦИОННОГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛЯТОРА) 1. Термин «право». Право в непосредственно-социальном и юридическом смыслах.2. Сущность права.3. Противоречивость сущности права.4. Право - институционное образование.5. Право -

Из книги Теория государства и права [Учебник для юридических вузов] автора Венгеров Анатолий Борисович

Глава 10 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Глава одиннадцатая. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ, ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА Сущность права. Общесоциальное и классовое в праве. Право как динамическая система. Содержание права. Право - мера (масштаб) поведения личности. Объективное и субъективное в праве. Понятие права.

Из книги Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России автора Придворов Николай Антонович

Глава 16. Понятие, сущность и социальная ценность

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

1.2. Понятие и сущность свободы совести и свободы вероисповедания как комплексного межотраслевого института российского права Научное знание о сущности института права в государственно-правовой доктрине обеспечивает возможность сформулировать понятие и дать

Из книги автора

§ 7.1. Понятие и сущность отчуждения (алиенации) Отчуждение - феномен, присущий политической системе в целом, особенно, государству и праву, определяющий развитие этих институтов и их деформацию. В настоящее время изучение этого явления с точки зрения теории государства и

Из книги автора

§ 8.1. Понятие и сущность глобализации Существует несколько точек зрения появления такого процесса как глобализация.В интерпретации М.Стегера, первый (доисторический) период глобализации охватывает III - V тысячелетие до нашей эры; второй период - пятнадцать столетий после

Проблема правопонимания достаточно сложная, ведь в праве находят свое отражение очень разнообразные отношения и интересы людей, оно имеет различные формы проявления, напрямую связано с природой человека, его жизнедеятельностью, непосредственно влияет на поведение людей, определяет границы их свободы. Поэтому при любом правопонимания общим является то, что они так или иначе, в той или иной форме касаются свободы человека, способов и средств ее определения и ограничения.

Итак, сущностью права является свобода человека, то есть присущие человеку свойства и форма жизни, отражающие ее стремление к самовыражению и самореализации. Но это не любая свобода, а свобода определенным образом определена и обеспечена. Поэтому право является свободой:

Взаимодействия с другими субъектами;

В первую очередь, действий, которые находят свое воплощение в виде действий или бездействия;

Сочетающий в себе свободу общества и его членов;

Границы которой обеспечиваются обществом, а не отдельным человеком;

Реализация которой защищается юридическими средствами;

Не каждый отдельного индивида, а типичных членов общества, поэтому границы свободы равны для каждого из одноименных субъектов.

Право - это система общеобязательных формально определенных правил поведения, которые устанавливаются или санкционируются государством, ею охраняемых выражают волю доминантного части населения в социально неоднородном обществе и является регулятором наиболее важных общественных отношений.

Право характеризуется следующими признаками:

1) регулятивный характер права. Право имеет регулятивный характер, поскольку влияет на поведение людей. Это средство регулирования общественных отношений. В этом заключается одна из его функций, его социальное назначение, а следовательно, и социальная ценность;

2) нормативность (нормативный характер) права. Свою регулятивную роль право может выполнять, поскольку содержит нормы права, то есть устанавливает правила поведения для социальных субъектов. Право моделирует в своих нормах правомерное поведение этих субъектов. Это имеет место в ситуациях, которые предусматриваются нормами права, вносят в жизнь людей общественное бытие, определенную упорядоченность и определенность;

3) общеобязательность правовых предписаний. Право - это система норм, обязательных для выполнения всеми, кому они адресованы;

4) формально определенный характер правовых установок. Право - это совокупность формально определенных норм, то есть эти нормы принимаются (выдаются) при соблюдении установленной государством процедуры и должны отвечать определенным требованиям относительно их содержания и оформления;

5) системность. Право составляет не разрозненную совокупность норм, а систему взаимосвязанных, согласованных между собой и взаимодействующих правил. Право состоит из совокупности тесно связанных между собой норм, выполняют свои регулирующие функции не изолированно друг от друга, а в системе и во взаимодействии. Система прослеживается не только на внутриотраслевом уровне, когда взаимосвязанные нормы, регулирующие однородные общественные отношения (например, уголовное право, семейное право и т.д.), но и между нормами различных отраслей права;

6) установление (санкционирование) государством. Право как система норм исходит от государства, а именно - от его органов. Таковы, прежде всего, законодательные органы. Но нормативно-правовые предписания устанавливаются также многими другими государственными органами, деятельность которых имеет подзаконный характер. По санкционирования ранее действующих правил как правовых норм, то этот способ создания права государством в современной жизни применяется относительно редко. Но государственные органы формируются народом, поэтому в праве находит выражение воля большинства народа в условиях демократического государства;

7) возможность обеспечения реализации правовых предписаний не только средствами организационного характера и убеждения, но и государственного принуждения. В отличие от других социальных норм, нормы, которые образуют систему права, гарантируются государством. Нормы права, как и другие виды социальных норм, выполняются, как правило, добровольно. Но лишь право поддерживается государством. Номенклатура мер государственного принуждения достаточно широка: от различных видов юридической ответственности к другим видам невыгодных правовых последствий государственно-принудительного характера. Вид и мера государственного принуждения, как и порядок его применения, строго регламентируются правом.

Активно обсуждаются в юридической науке. Это — основной вопрос правопонимания. В зависимости от ответа на него решаются все иные проблемы понятия, содержания и эффективности использования права. Причем актуальность исследования сущности права связана не только со сложностью глубинного теоретического анализа самого явления, его явно выраженной политической значимостью, но и динамикой сущности, ее трансформацией применительно к разным историческим условиям.

Сущность права в концентрированной форме отражает главные, устойчивые свойства этого явления, позволяет установить его природу, качественную определенность и востребованность в общественной жизни.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

  • любое право — это, прежде всего, социальный регулятор (формальная сторона);
  • интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

Можно выделить следующие подходы к изучению сущности права:

1. классовый , в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);

2. общесоциальный , в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

Соотношение подходов к изучению сущности права

Вспомним, что «сущность» как философская категория характеризует то главное в явлении, что определяет его природу.

Сущность права в конечном счете определяется в зависимости от ответа на вопрос: «Кто создает право и кому оно должно служить?»

Сущность права, как и сущность государства, содержит две стороны — классовую и общесоциальную.

Каждая из них преобладала в определенный период исторической эволюции.

Классовая сущность права определяется как воля господствующего класса. Впервые право с волей правящей группы связал Т. Гоббс, который отмечал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими». Наиболее разработан этот вопрос в марксизме. «Право по своей сущности, — подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, — есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни».

Общесоциальная (общечеловеческая) сущность права состоит в том, что право выражает общую волю населения, сформированную в результате компромиссов, взаимных уступок и согласования существующих в обществе интересов. Сторонники такого понимания сущности права исходят из того, что право утверждает абсолютные и вечные ценности добра и справедливости. Обычно эти ценности имеют либо естественное, либо божественное происхождение. Данный подход основан на стремлении людей к созданию идеального правопорядка, в котором будут гарантированы права и свободы каждой личности.

Оба подхода имеют право на существование. В сущности права, как и в сущности государства, на первый план может выходить либо классовое начало (воля господствующего класса), либо общесоциальная сущность (общая воля населения). Эти два начала и сочетаются в сущности права.

Оба подхода имеют и позитивное, и негативное. Первый подход (классовый) носит конкретный характер (воля господствующего класса довольно очевидна). Однако в таком случае вряд ли можно утверждать идеалы справедливости, так как право выступает средством насилия меньшинства над большинством.

Второй подход в этом отношении выигрывает. Его достоинством является стремление определить сущность права через общечеловеческие ценности справедливости, добра.

Однако следует отметить, что данные ценности носят конкретно-исторический характер. Например, людоедство (каннибализм) когда-то считалось частью священного ритуала. Среди некоторых народов, которые населяли Восточную Индию, было принято съедать своих родителей в знак уважения и почтительности. У них была распространена вера в то, что дух, заключающийся в том, кого съедает человек, переходи!" в него самого. Таким образом, чем больше человек из такого племени уважал своего отца, тем сильнее он желал его съесть. Такие были представления о добре.

В настоящее время представления о добре и зле также изменяются. Причем иногда переоценка нравственных начал происходит быстро.

Таким образом, при втором подходе имеется некоторая абстрактность общесоциального понимания сущности . Кроме того, следует отметить, что в большинстве своем интересы и потребности людей не совпадают. Люди обладают различными способностями, неодинаковым социальным статусом, материальным положением. В таких условиях найти общечеловеческие ценности представляется достаточно трудно.

Социальная ценность и сущность права

Сущность — главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу о сущности какого-либо явления можно прийти лишь в случае, когда оно получило достаточное развитие, в основном сформировалось. Применительно к праву это положение имеет первостепенное значение. По мнению С. С. Алексеева, «на первых фазах развития человеческого общества (в азиатских теократических монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах) существовали, как правило, неразвитые правовые системы». С этим мнением следует согласиться. Действительно, в период рабовладельческого и феодального строя право было традиционным, или обычным (исключение — древнеримское частное право). Неразвитость традиционного права прежде всего состояла в том, что оно выполняло в основном охранительную функцию и выступало частью единой системы социального регулирования, в которой регулирующую функцию осуществляли религия, нравственность и обычаи. Право выполняло охранительную функцию с помощью механизма правосудия , относящегося к государству. Правосудие, с одной стороны, представляло собой процедуру тщательного и всестороннего рассмотрения конкретного социального конфликта, а с другой — опиралось на поддержку и мощь государства, т. е. верховной власти в обществе.

С утверждением буржуазного экономического и социального строя право постепенно начинает выполнять также и регулятивную функцию, более того, становится основным и наиболее эффективным регулятором общественных отношений, особенно в таких областях, как экономика и политика. С формированием во второй половине XX в. в ряде стран развитого гражданского общества право становится развитым и в полной мере проявляющим свои ценные свойства.

Специфика современного развитого права состоит в том, что в центре его находится отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода. Конечно, свобода человека исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его сфер — духовной, экономической, политической. Однако именно в праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.

Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам каждого человека, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в понимании его как выражения общенародной воли, разума, нравственных начал и меры свободы. В пределах своих прав человек уверен и свободен в собственных действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой жизни, а зло — нарушением этой нормы.

Далеко не все современные национальные правовые системы в полной мере проявляют указанные сущностные свойства. Право более ранних эпох вообще не могло иметь такие характеристики. В связи с этим существовали и существуют сейчас и другие взгляды на сущность права. Наиболее распространенной является теория классовой сущности права, обстоятельно и всесторонне разработанная в марксистском учении о государстве и праве. Утверждается, что право по своей сущности есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса.

Представляется, что изначально право создавалось в интересах всего общества, для сохранения его целостности в условиях социального расслоения. Поэтому реальные проявления классовости в содержании права следует рассматривать как искажение его общесоциальной сущности.

Сущность права находит свое выражение в , в его социальном назначении и .

Министерство образования Российской Федерации

Гуманитарно-инженерный колледж

Контрольная работа

по предмету «Основы права»

на тему: Понятие, сущность и признаки права.

Выполнил: студентка гр.ЗМС-102 Воложанина М.С.

Проверил: преподаватель Косилова О.Е.

г. Артемовский

Введение …………………………………………………………………………...3

1. Понятие права …………………………………………………………………..4

2. Основные признаки права.

2.1.Сознательно-волевой характер ………………………………………….. 6

2.2. Нормативность …………………………………………………………….. 6

2.3. Формальная определенность …………………………………………….7

3. Сущность права ………………………………………………………………. 10

4. Принципы права ……………………………………………………………… 13

Заключение ………………………………….. …………………………………. 15

Литература ………………………………………………………………………. 16

Введение.

Право -это система общеобязательных фор­мально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире су­ществует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Но лишь в последнее время уче­ные стали задаваться вопросом, что значит понимать право.

1.Понятие права.

Правопонимание - это научная категория, отражающая про­цесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явле­нию.

Тип правопонимания - определенное направление в познании сущности и социального назначения права. В любом типе правопонимания встречается три элемента в понятии права – это норма права, правосознание и правоотношение.

Существует четыре типа правопонимания: нормативный, философский (нравственный), социологический и интегративный.

Право в нормативном правопонимании.

Право – совокупность охраняемых государством норм, приведенная в иерархическую систему, которая представляется в виде лестницы, где каждая верхняя ступенька обуславливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется. Т.е. правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.

Право в социологическом правопонимании.

Право – реальное поведение людей, удовлетворяющее их интересам и потребностям, это то, что реально удовлетворяет потребности, что должно «наполнять» законы своим реалистичным содержанием.

Основная идея: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни».

Право в философском правопонимании.

Право – это совокупность высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, условий, олицетворяющих разум, справедливость,

объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих прямо, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. (По Канту).

Право в интегративном правопонимании.

Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

2. Основные признаки права.

2.1. Сознательно-волевой характер .

Право-проявление воли и сознания людей. В праве отражаются потреб­ности, интересы, цели общества, социальных групп, отдельных лиц и организаций. Эти потребности, интере­сы и цели обычно противоречивы, а иногда и противополож­ны. Поэтому право может быть разным по содержанию: выра­жать доминирующую волю классов, социальных групп, либо социальный компромисс на началах справедливости и разума. Исторически в праве происходит борьба этих двух тенденций, право становится все более цивилизованным, выражая сбалансированные интересы личности, семьи, социальных групп и общества в целом.

Формирование и функционирование права в его развитом состоянии, как выражение свободы, справедливости и разума, возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют духовную, экономическую и политическую свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском обществе и право­вом государстве.

2.2.Нормативность.

Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования - нравственностью, обычаями и т. д.

Права, которыми располагает каждый человек или юриди­ческое лицо, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующими нормами. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относитель­но того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Нормы права следует расценивать как «рабочий ин­струмент», с помощью которого обеспечивается свобода чело­века и преодолевается социальный антипод права - произвол и беззаконие.

Нормативность в правовой сфере - это не просто формиро­вание типичного

правила, а нечто большее - гарантия осуще­ствления субъективного права.

Обладатель субъективного права не просто свободен в своих действиях, его свобода обеспечена, защищена общеобязательностью нормы, за которой стоит мощь государства.

Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон, в ранг официальных правил. Непос­редственно нормативность выражена в позитивном праве, т. е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде. Нор­мативную природу имеет и субъективное право, т.к. его содер­жание в основных чертах вытекает из нормативных предписаний.

Нормативность права в наибольшей мере выражает его фун­кциональное назначение быть регулятором поведения людей, общественных отношений. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы. Если человек действует в рамках права, то он чув­ствует себя уверенно и свободно, находится под защитой обще­ства и государства. Право, таким образом, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение. Если человек игнорирует регулирующее воздействие права, он несво­боден. По этой причине преступник - самый несвободный человек.

2.3. Формальная определенность.

Следует заметить, что фор­мальная определенность в некоторой степени свойственна и другим нормативным системам. Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах. Религиозные нормы - заповеди формулируются в свя­щенных книгах. Однако в перечисленных случаях форма соот­ветствующим правилам придается не государством, а другими организациями (общественными, религиозными). Государство

в отличие от них придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, т. е. облекая в официальные формы вы­ражения.

Нормы права официально закрепляются в законах или иных нормативных актах. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных ре­шений, признаваемых в

качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается предписанием закона, санкционирующем применение обычая, либо текстом судебного решения, приня­того на основании обычая.

Формальная определенность права во многом обеспечивает его содержательную определенность. На основе нормативных предписаний четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.

Итак, государство придает форму правовому содержанию. Роль государства нельзя преувеличивать и, например, считать, что право - результат, продукт государственной деятельности. Право во всех основных проявлениях - естественное, позитивное, субъективное - создается людьми. Однако для того чтобы право было действующим, жизнеспособным, оно должно иметь признание со стороны официальной власти общества, т. е. го­сударства, и тем самым стать правом не только по содержанию, но и по форме. От способа участия государства в правотворче­стве зависят виды основных форм (источников) права: норма­тивный акт, санкционированный обычай, судебный прецедент. Государство, имеющее монополию на осуществление при­нуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, пер­воначально выполняя главным образом охранительную функ­цию. Именно государство придает праву в высшей степени цен­ные свойства: общеобязательность, стабильность, строгую оп­ределенность и обеспеченность «будущего», которое по своим характеристикам приближается к «сущему», как бы становитсячастью существующего.

Обеспеченность права государством в наибольшей степени выражается в возможности государственного принуждения, ко­торое реализуется в двух направлениях. Во-первых, оно обеспечивает защиту субъективного права и