Культурно духовные основы конституционного строя рф. Политические и духовные основы конституционного строя. Социальные, экономические и духовные основы конституционного строя рф

Страницы в журнале: 26-40

Ю.Г. Федотова,

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного права Курганского государственного университета Россия, Курган [email protected]

Рассматриваются духовные основы конституционного строя Российской Федерации. Раскрывается содержание понятий идеологического многообразия, светского государства, анализируются перспективы развития духовных основ конституционного строя России и проблемы обеспечения национальной безопасности в духовной сфере общественных отношений.

Ключевые слова: конституция, конституционный строй, идеологическое многообразие, идеология, светское государство, религия, национальная безопасность.

Конституция - это не просто закон или нормативный правовой акт, это категория более глубокая и содержательная, поскольку наполнена нормами-целями, нормами-принципами, содержит декларативные положения, преамбулу, отражающие элементы народовластия, и обладает верховенством. Таким образом, конституционный строй РФ предполагает наличие таких его основ, которые определяют особенности духовной сферы жизни общества. Недаром отмечают, что «конституционный строй - это и психологическое понятие» .

В ст. 13 Конституции Российской Федерации 1993 года (далее - Конституция РФ) утверждается, что в России «признается идеологическое многообразие» и поэтому «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Идеология - это система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой. Характерная особенность идеологии состоит в том, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений. В СССР государственной идеологией считался научный коммунизм. Сегодня в России узаконено не наличие или отсутствие государственной идеологии, а ее многообразие.

Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений:

1) беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства РФ, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом;

2) пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации: прессы, радио, телевидения, а также путем издания монографических и научно-популярных работ, трудов, статей и т.п.;

3) вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы политических партий, готовить законопроекты, иные документы, предусматривающие меры по совершенствованию социального и политического строя России;

4) публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями;

5) требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие .

Отсутствие государственной или обязательной идеологии нельзя понимать в том смысле, что органы государственной власти вообще действуют вне и независимо от каких-либо идеологических взглядов, находятся как бы за пределами идеологической борьбы в обществе, стоят над нею. М.В. Баглай утверждает, что «конституция - вне идеологии», а «сумма ценностей, лежащих в основе конституции демократического правового государства, находится как бы за пределами идеологического плюрализма»; «некоторые ученые предполагают, что конституция выполняет и определенную идеологическую функцию, хотя это, скорее, свойственно тоталитарному государству» .

В литературе имеется и другая позиция. По мнению таких ученых, как Р.В. Енгибарян и Э.В. Тадевосян, «отказ от былой сверхидеологизации, сверхклассовости советских конституций не должен приводить к отрицанию всякой связи конституций с идеологией в современном демократическом обществе и государстве. <…> Ценности, принципы и нормы современной демократии и цивилизации, на которые опираются современные основы демократической страны, сами по себе имеют внеклассовый или надклассовый характер. Но выражение и отстаивание этих ценностей, интересов и идеалов - идеология современной демократии, гуманизма, нынешней цивилизации» .

А.Ю. Сунгуров, отмечая значимость ценностно-ориентированного и осознаваемого как справедливого права, пишет, что права человека являются одним из важных концептов в теории и практике международных отношений и формирующейся сегодня мировой политике. Принцип соблюдения прав человека стал основой создания Организации Объединенных Наций, и сегодня, при всей проблематичности, именно он может стать основой новой архитектуры глобального управления .

Как отмечает Г.О. Аболонин, «высшее государственное чиновничество своими словами и действиями формирует ведущую идеологию государства. <…> Современное отстаивание властью интересов России на международной арене, возрождение православия и других религиозных верований формируют объединяющую общество идеологию патриотизма и приверженности традиционным ценностям, пользующуюся поддержкой большинства населения» .

Отметим, что В.С. Нерсесянц наполняет термин «конституционализм» идеологическим содержанием. По его мнению, конституционализм есть идеология, причем не ординарная, а некая общегосударственная, надпартийная, интегративно-общенационального характера: «Разумеется, конституционализм как общегосударственная, надпартийная идеология (государственно-правовое сознание, позиция и ориентир) не противоречит положению Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 13) о том, что “никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной”» .

Таким образом, разве приоритет прав и свобод человека над интересами государства и провозглашение их высшей ценностью не есть идеология? Закрепление в конституции принципов идеологического и политического плюрализма, провозглашение государства светским или социальным есть не что иное, как воплощение демократических взглядов. Нельзя забывать, что конституция - это не просто нормативный правовой акт высшей юридической силы, имеющий прямое действие, но и правовое выражение ценностей общества и государства. И это закрепление ценностей и есть своеобразная идеология государства, реализация или нереализация которой определяет уровень стабильности конституционного строя, закрепленного в положениях Конституции РФ. Не случайно текст не только российской, но и зарубежных конституций содержит преамбулу, не имеющую юридической силы, которая не только призвана обеспечить «легитимность» закона (поскольку он принят народом), но и носит идеологический характер, т.к. закрепляет набор ценностей и целей государства. Важно, чтобы провозглашенные ценности не стали всего лишь набором юридических фикций, не претворяемых в жизнь. Поэтому стоит отметить, что сущность конституционного строя - это не просто народовластие, но и способы его реализации.

Еще одним подтверждением тому, что конституционный строй имеет в основе своей сочетание идеологических установок и способов их претворения, служит тот факт, что в самом начале Послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 2005 года прямо указывается, что «главной политико-идеологической задачей» является «развитие России как свободного, демократического государства», а «идущие в России объективно непростые процессы все больше и больше становятся предметом активных идеологических дискуссий. И они связываются именно с разговорами о свободе и демократии. <...> Прежде всего, следует признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. Эпидемия распада, к тому же, перекинулась на саму Россию. Накопления граждан были обесценены, старые идеалы разрушены. Многие учреждения - распущены или реформировались на “скорую руку”. Целостность страны оказалась нарушена террористической интервенцией. <…> Олигархические группировки - обладая неограниченным контролем над информационными потоками - обслуживали исключительно собственные, корпоративные интересы. Массовая бедность стала восприниматься как норма. И все это происходило на фоне тяжелейшего экономического спада, нестабильных финансов, паралича социальной сферы. Многие тогда думали, многим тогда казалось, что наша молодая демократия является не продолжением российской государственности, а ее окончательным крахом. Является затянувшейся агонией советской системы. Те, кто так думал - ошиблись. Именно в этот период в России происходили крайне значимые события. В нашем обществе вырабатывалась не только энергия самосохранения, но и воля к новой, свободной жизни. В те непростые годы народу России предстояло одновременно отстоять государственный суверенитет и безошибочно выбрать новый вектор в развитии своей тысячелетней истории. Надо было решить труднейшую задачу: как сохранить собственные ценности, не растерять безусловных достижений и подтвердить жизнеспособность российской демократии. Мы должны были найти собственную дорогу к строительству демократического, свободного и справедливого общества и государства».

Таким образом, мы можем наблюдать феномен: основой конституционного строя является идеологический плюрализм, который закреплен в Конституции РФ, являющейся воплощением идеологических взглядов, носящих ярко выраженный демократический характер и противоположных отдельным ценностям советского государства.

Президент РФ В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ 2013 года отметил, что «современной России необходима широкая общественная дискуссия, причем с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общество контролирует их исполнение. <…> Все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое “нулевое”, чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества. Как при федеральных, так и при региональных органах исполнительной власти необходимо создавать общественные советы. Конечно, во многих органах власти они уже есть, но не везде. И самое главное, они не должны быть формальным придатком и декоративной структурой, а призваны выступать в роли экспертов, а порой и конструктивных оппонентов ведомств, быть активными участниками системы противодействия коррупции. Чтобы сформировать правовую базу для такого гражданского участия, прошу Общественную палату, Совет по правам человека, другие общественные и правозащитные организации активно включиться в подготовку проекта закона “Об общественном контроле”».

Воплощением идеологического многообразия является многопартийность. И хотя право граждан на объединение в политические партии Конституцией РФ непосредственно не закреплено, однако по смыслу ст. 30 во взаимосвязи со ст. 1, 13, ч. 4 ст. 15, 17, ч. 1 ст. 32 Конституции РФ создание политических партий и участие в их деятельности является неотъемлемой частью права каждого гражданина на объединение. В России легитимны исключительно федеральные политические партии. Для их государственной регистрации с 2012 года установлен численный минимум 500 членов - и наличие региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. В связи с либерализацией государственной регистрации политических партий Россия переживает бум рождения политических объединений. Наряду с парламентскими партиями-ветеранами («Единая Россия», «Справедливая Россия», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Либерально-демократическая партия России») появляются «малые» партии, о которых люди ничего не знают, например «Интернет-партия Российской Федерации», «Партия Первого Президента», «Социально-прогрессивная партия России» и др. В настоящее время общее количество зарегистрированных политических партий в РФ приближается к 90, а к моменту следующих президентских выборов их будет 200. Будущее покажет их жизнеспособность .

охрана труда и здоровья людей ; выражается в праве каждого свободно распоря­жаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запре­щении принудительного труда; бесплатная медицинская помощь;

поддержка се­мьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожи­лых граждан; – семья, материнство, от­цовство и детство находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ);

гарантированный минималь­ный размер оплаты труда, пенсии, пособии и иных гаран­тий социальной защиты. + Достойный человека прожиточный минимум. Сглаживание социального неравенства, преодоление его крайних форм, «охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

· Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Разнообразие и равенство всех форм собственности (государственная, муниципальная, частная и иные),

Единство экономического пространства - означает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; территория России представ­ляет собой своеобразный общий рынок с едиными правилами.

Идеологическое многообразие и подчеркивается, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной

Светское государство - Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом


29. Народовластие в РФ: понятие и формы. Ответственность публичной власти перед народом.

В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия.

Народовластие есть принадлежность всей власти народу,

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции).

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия .

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство - важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия - форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. "Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в Конституции РФ (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы ".

Собрания, митин­ги, демонстрации + правотворческая инициатива в органы местного самоуправления + обращения граждан в государствен­ные органы и органы местного самоуправления.

Местное самоуправление (ст. 12 Конституции в РФ) относится к числу важнейших проявлений демократизма государства и представляет собой право и способность населения осуществлять в рамках закона самостоятельно, под свою ответст­венность и в собственных интересах решение вопросов местного значения.

30. Гражданство РФ: понятие и принципы.

В соответствии с Законом «О гражданстве Российской Федерации» под гражданст­вом понимается устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основан

Устойчивая связь заключается в том, что отношения гражданства носят бессрочный характер. Как правило, они длятся с момента рождения человека и сохраняются на протяжении всей его жизни, если только сам человек не пожелает выйти из гражданства своего государства.

Правовая связь означает юридическое оформление отношений гражданства. Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются паспорт гражданина Российской Федерации; свидетельство о рождении; иной документ, содержащий указание на гражданство.

Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве Российской Федерации устанавливают следующие принципы российского гражданства .

1. Гражданство Российской Федерации является единым. - что граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики.

2. В Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство . Суть этого принципа сводится к тому, что иностранные граждане, лица без гражданства в установленном законом порядке могут приобрести гражданство Российской Федерации.

3. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Российской Федерации не устанавливает каких-либо различий в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по разным основаниям: в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве, по рождению, в порядке регистрации гражданства и др.

4. Сокращение безгражданства . Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства.

5. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ).

6. Принцип двойного гражданства . Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

7. Сохранение гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за пределами Российской Федерации (ст. 27 Конституции) - каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребы­вания и жительства, может свободно выезжать за пределы Российской Федерации и имеет право беспрепятственно возвращаться в Россию.

8. Защита и покровительство граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации (ст. 61 Конституции Российской Федерации и ст. 7 Закона о гражданстве).

9. Сохранение гражданства Российской Федерации при заключении и расторжении брака.

9. Законодательство Российской Федерации о гражданстве вводит институт почет­ного гражданства. Оно может быть предоставлено Президентом Российской Федерации лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия.

Культурные и духовные основы конституционного строя.

Вопрос 1 . Понятие основ конституционного строя

Появление первых конституционных актов имело место в 17 – 18 веках не случайно. Человеческое общество достигло значительных успехов в развитии и осознало значение обуздания государства определенными рамками. Еще раньше Аристотель занимался аналогичными проблемами, однако в античном обществе конституция не прижилась.

Демократические революции были обусловлены назревшей необходимостью найти оптимальную форму взаимоотношений между государством (в первую очередь монархией) и обществом. Однако система «разрешено все, что не запрещено» не сработала.

Специфика каждого государства кроется в определенных чертах. Их совокупность составляет основы конституционного строя. Есть два смысла в понимании термина «конституционный строй». Первый – узкий – понимает конституционный строй как способ организации государственной власти и общества, закрепленный в конституции и конкретизированный в текущем законодательстве . Другая точка зрения (Еременко, Кабышев, Румянцев) полагает, что конституционный строй – система определенных конституционных правоотношений .

Конституционный строй – это совокупность экономических, социальных, политических, правовых, идеологических правовых отношений, регулируемых главным образом нормами конституции возникающих по поводу организации центральных (федеральных) органов власти, управления, государственного устройства и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством .

Власть, суверенитет, свобода личности – главные категории, лежащие в основе современного понятия конституционного строя.

Если в государстве есть конституция – это не значит, что существует и конституционный строй. Нужны определенные условия. Реальность конституционного строя обеспечивается действенным функционированием демократических институтов и принципов.

Возникновение идей конституционного строя в Российской Федерации обусловлено бурными политико – экономическими процессами. В российском праве термина «основы конституционного строя» ранее не существовало. Но с окончательной победой демократии, естественно, возникла необходимость проведения реформ. Было решено взять за основу так называемые общедемократические ценности, представлявшие собой смесь завоеваний советского периода (социальная справедливость, социальное государство) и капиталистических концепций (народный капитализм, либеральный капитализм). (Рассказать об ошибках на этом пути, упомянуть, что это обусловлено исторически).

Однако нельзя отрицать и такие явления, как полученная свобода предпринимательской деятельности, право на частную собственность, открытый рынок, многопартийная система, равенство идеологий, создание местного самоуправления (благодаря ЕС). Можно предположить, что предпосылки к всестороннему правовому стимулированию личности созданы.

К достоинствам термина «основы конституционного строя» можно отнести то обстоятельство, что он ставит на первое место Конституцию РФ. К недостаткам относятся, во-первых, неуточненность содержания (КНДР, Япония).

Основные элементы конституционного строя РФ:

Основы экономической системы общества;

Система социальных отношений;

Политическая система;

Духовная сфера.

Положения о конституционном строе краткие, так как не могут быть исчерпывающими. Отсюда и наименование конституционно – правового института – «основы конституционного строя».

В современной российской конституции выработано понятие, в соответствии с которым государство является конституционным в том случае, когда оно подчинено праву. Однако таковы все государства – и тоталитарные, и демократические. Вся разница в ограничении государственной власти. Необходимо создание условий для функционирования гражданского общества.

Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства - достижение такого общественного развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Следует отметить, что объявление России социальным государством не означает возвращение страны к тоталитарному государству, обещавшему своим гражданам всеобщее благосостояние за счет создания экономической системы, полностью управляемой и организуемой им. Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него Конституция, должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.

Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства осуществляется лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована и потребности человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом.

Возможность человека зарабатывать, естественно, предполагает прежде всего наличие работы. В социальном государстве, как правило, закрепляется в связи с этим право на труд. В Конституции содержится лишь право (ст. 37) "свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию". Разумеется, такое положение в полной мере обеспечивает свободу труда, однако оно ставит под сомнение важнейшее требование социального государства, согласно которому каждый человек должен заботиться о получении трудового дохода для удовлетворения своих потребностей. Правда, ситуация несколько облегчается наличием в Конституции права на защиту от безработицы (ст. 37).

Согласно ст.7 Конституции РФ Россия провозглашается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Главная задача социального государства - достижение такого общественного прогресса, который основывается на закреплённых правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Социальное государство стремиться обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Возможность человека зарабатывать предполагает, прежде всего, наличие работы. В социальном государстве, как правило, закрепляется в связи с этим право на труд. В Конституции РФ содержится лишь право (ст. 37) «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Личная ответственность каждого за его собственное благополучие неразрывно связано с семьей. Семья важнейший компонент общества, связывающий его с государством. Повышение социального потенциала семьи, ее активности во всех сферах жизни общества, укрепление брачно-семейных отношений - все это имеет непосредственное отношение к социальному развитию страны, к полному использованию ее возможностей. Семья одинаково важна и для общества, и для государства. Значит, семья, материнство, отцовство, детство должны находиться под защитой и общества, и государства, как в правовом, так и в социальном плане. Одной из важнейших целей социального государства является сглаживание социального неравенства, преодоление его крайних форм. Разновидностью социального неравенства является неравенство, связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы и т.п. Средством, которое использует социальное государство, чтобы противостоять этому, является социальное обеспечение. Наиболее характерные черты социального государства отражаются в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни. В п.2 ст. 7 указываются основные направления социальной политики государства. «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». К сфере установления социальных основ общественного устройства следует отнести и уже упоминавшуюся ст.2 Конституции РФ, которая провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина признает обязанностью государства. Социальная направленность Конституции РФ 1993 года проявляется также в положениях главы 2 «Права и свободы человека и гражданина», содержание которых будет рассмотрено в следующей теме. Статья 14 Конституции устанавливает, что Российская Федерация - светское государство. Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Эти конституционные положения нашли своё развитие в Федеральном законе от 26 сентября 1997г. № 125-ФЗ (ред. 29.06.2004 г.) «О свободе совести и религиозных объединениях». Касаясь взаимоотношений государства и религиозных объединений, закон устанавливает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями, в соответствии со своими убеждениями и с учётом права ребёнка на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать своё служебное положение для формирования того или иного отношения к религии. В свою очередь, и религиозные объединения в соответствии с конституционными принципами создаются и осуществляют свою деятельность независимо от государства - в соответствии со своей собственной иерархической институционной структурой, выбирают, назначают свой персонал согласно своим собственным установлениям, при этом условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством РФ трудовым договором (контрактом). По закону религиозные объединения не выполняют функций органов государственной власти и органов местного самоуправления; не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную помощь. Но это вовсе не означает, что священнослужители не могут избираться в органы государственной власти и местного самоуправления. Могут, но их кандидаты выдвигаются не от религиозных объединений и не в качестве представителей соответствующей церкви. Согласно закону религиозным объединением в РФ признаётся добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиозные группы - это религиозные объединения, осуществляющие деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица, т.е. организационно-правовые формы малых религиозных общин. Помещение и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляется в пользование группы её участниками. В отличие от них религиозные организации - религиозные объединения, зарегистрированные в качестве юридических лиц. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признаётся организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признаётся организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трёх местных религиозных организаций. Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Командование воинских частей с учётом требований воинских уставов не вправе препятствовать участию военнослужащих в богослужениях и других религиозных обрядах и церемониях. По просьбам религиозных объединений соответствующие органы государственной власти вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Такими праздничными днями объявлены, в частности, Рождество Христово, также ряд мусульманских религиозных праздников. В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного культурно-просветительского и иного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесённое к памятникам истории и культуры. Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям её создания.

Согласно ст.7 Конституции РФ Россия провозглашается социальным государством , политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Главная задача социального государства - достижение такого общественного прогресса, который основывается на закреплённых правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.

Социальное государство стремиться обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи.

Возможность человека зарабатывать предполагает, прежде всего, наличие работы. В социальном государстве, как правило, закрепляется в связи с этим право на труд. В Конституции РФ содержится лишь право (ст. 37) «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

Личная ответственность каждого за его собственное благополучие неразрывно связано с семьей. Семья важнейший компонент общества, связывающий его с государством. Повышение социального потенциала семьи, ее активности во всех сферах жизни общества, укрепление брачно-семейных отношений - все это имеет непосредственное отношение к социальному развитию страны, к полному использованию ее возможностей.

Семья одинаково важна и для общества, и для государства. Значит, семья, материнство, отцовство, детство должны находиться под защитой и общества, и государства, как в правовом, так и в социальном плане.

Одной из важнейших целей социального государства является сглаживание социального неравенства, преодоление его крайних форм. Разновидностью социального неравенства является неравенство, связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы и т.п. Средством, которое использует социальное государство, чтобы противостоять этому, является социальное обеспечение.

Наиболее характерные черты социального государства отражаются в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Статья 14 Конституции устанавливает, что Российская Федерация - светское государство .

Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви)


В свою очередь, и религиозные объединения в соответствии с конституционными принципами создаются и осуществляют свою деятельность независимо от государства - в соответствии со своей собственной иерархической институционной структурой, выбирают, назначают свой персонал согласно своим собственным установлениям, при этом условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством РФ трудовым договором (контрактом).

По закону религиозные объединения не выполняют функций органов государственной власти и органов местного самоуправления; не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную помощь. Но это вовсе не означает, что священнослужители не могут избираться в органы государственной власти и местного самоуправления. Могут, но их кандидаты выдвигаются не от религиозных объединений и не в качестве представителей соответствующей церкви.

Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям её создания.