Естественные права человека на жизнь. Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина. Естественные и неотчуждаемые права человека. Понятие «естественное право» в античную эпоху

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА

(natural rights) Права (rights), которыми люди обладают от природы, т.е. без каких-либо договоренностей, или при отсутствии каких-либо политических или юридических институтов. Естественные права, таким образом, принадлежат индивидам вне зависимости от времени и места. Их нужно отличать от позитивных прав, которыми наделяет или которые гарантирует конкретная правовая система. Естественные права высмеивались (см. : Bentham – Брентхэм) на том основании, что бессмысленно говорить о правах, если нет возможности ими воспользоваться, т.к. воспользоваться можно лишь тогда, когда существует правовая система, способная добиваться этой возможности, в т.ч. и с помощью принуждения. Более того, даже среди тех, кто признает естественные права, нет единства в отношении их содержания. Естественные права рассматривались как Божий дар, как "поправки" к обязанностям человека, возложенным Богом, как составные части, независимые от человеческой природы и разума. Различают права: естественные, моральные и юридические. Естественные права считаются универсальными и таким образом служат путеводителем к содержанию любой правовой системы. Моральные – не являются универсальными и должны признаваться конкретной правовой системой при существующих обстоятельствах. Юридические – признаются позитивным правом. Классификация прав отчасти зависит от понимания их цели и последствий применения.


Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА" в других словарях:

    Естественные права - свойства человека, то есть права (свойства), данные ему от природы. Основные естественные права человека: право иметь нормальную физиологию (быть здоровым) и психологию (думать), право бороться за существование и умереть естественной смертью,… …

    Понятие естественное право (лат. lex naturalis) принадлежит к числу самых древних категорий философии права и юриспруденции. Естественное право издавна противопоставляется положительному праву, во первых, как совершенная идеальная норма … … Википедия

    Естественные права - система неотъемлемых прав и свобод, обусловленных природой человека, принадлежащих человеку с момента рождения и не зависящих тем самым от воли конкретного законодателя право на жизнь, свободу, имя, честь и т.д … Теория государства и права в схемах и определениях

    Естественные права - ♦ (ENG natural rights) концепция в этике и юридической теории, согласно к рой люди обладают неотъемлемыми правами в силу своего человеческого статуса и естественного закона. В христианском учении исходным пунктом этой концепции может быть… … Вестминстерский словарь теологических терминов

    ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА и ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО - (natural rights and natural law) 1. (Философия морали и политики) доктрина, согласно которой принципы правового поведения можно обнаружить путем рационального исследования природы Человека, какой создал ее Бог. Для такого политического теоретика… … Большой толковый социологический словарь

    Естественные права человека - находятся во взаимодействии с естественными правами других людей, порождая институт права и общественных отношений. Естественные права человека необходимо отличать от прав общества и государства (государственных институтов), которые людские… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

    Защитники прав животных утверждают, что животные это личности, а не частная собственность … Википедия

    Возможности, правомочия, потенции действий человека в определенной, указанной в законе сфере. Формула «Люди рождаются свободными и равными» подразумевает, что человеку принадлежат от рождения определенные права, что он не обязан ими никакой… … Философская энциклопедия

    Права человека - (Human rights) Понятие прав человека, конституционные права и свободы Информация о понятии прав человека, конституционные права и свободы Содержание Содержание Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в… … Энциклопедия инвестора

    ПРАВА - (RIGHTS) Понятие, играющее ключевую роль в обсуждении вопросов гражданства, равенства, справедливости и легитимности. Права бывают пассивными или активными и могут определяться как: (1) требования (например, право на возвращение долга); (2)… … Социологический словарь

Книги

  • Естественное право и естественные права , Джон Финнис. Фундаментальный трактат австралийского правоведа и философа Джона Финниса - один из наиболее успешных и авторитетных опытов реконструкции классической теории естественного нрава с учетом…

Как научное течение эта теория имеет длительную историю. Ее основные положения формировались еще в древности. Суть данной теории состоит в том, что, кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом.

Последнее основывается именно на требованиях естественного права (права на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства. Еще римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей. Цицерон говорил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон. Фундаментальную разработку теория естественного права получила в работах Локка, Руссо, Монтескье, Гольбаха, Радищева и других мыслителей. Изложенные в них идеи нашли закрепление в американской Декларации независимости (1776 г.), во французской Декларации прав и свобод гражданина (1789 г.) и в других государственных актах. Естественные, прирожденные права человека получили конституционное закрепление во всех современных правовых государствах. В цивилизованном обществе нет оснований для противопоставления естественного и позитивного права, так как последнее закрепляет и охраняет естественные права человека, составляя единую общечеловеческую систему правового регулирования общественных отношений.Права человека - это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Наряду с категорией «права» употребляется термин «свободы»: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. В литературе и законодательстве используются также категории «права гражданина», «права личности». Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вне-национальны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства. Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества. Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Под «личностью» подразумевают человека, гразеданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.Основные права и свободы человека и их классификация Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Одним из общепринятых критериев их классификации являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с данным критерием различают гражданские (личные), экономические, политические, социальные, культурные, экологические и информационные права. Гражданские (личные) права представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом. К ним относят право на жизнь, достоийство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства и др. Экономические права - это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Это право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, право на участие в кооперативной, акционерной, муниципальной, государственной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т. д. Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом. Сюда относятся право человека на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным, право обращения в государственные органы и др. Социальные права отражают уровень материального развития конкретного государства и общества и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида. Среди них наиболее важное значение имеют право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь. Культурные права влияют на духовно-культурные отношения, обусловливают независимость и самобытность формирования духовного мира личности. В данную группу входят право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, свободу совести и вероисповедания, право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям. Экологические права призваны обеспечивать нормальные условия проживания человека на Земле и на конкретной территории. Это право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями. Информационные права характеризуют новую эпоху развития личности и общества. От их закрепления и соблюдения зависит реализация вообще правового статуса личности. Сюда относятся свобода мысли и слова, право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свобода массовой информации.

Еще по теме 71 Естественные права человека и гражданина:

  1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  2. 2. Естественно-правовые концепции(теология естественного права, теория «возрожденного» естественного права. (Штамлер, Радбрух, Кант, Гегель, Соловьев).

В основе концепции естественного права - откуда, собственно, и происходит учение об естественных права человека -лежит либерально-демократическая традиция общественно-политической мысли, развиваемая уже почти три столетия. Естественное право включает в себя идеалы свободы, справедливости, собственности, равенства всех перед законом, признание народа в качестве единственного источника власти. «Собственность, безопасность, свобода - на этом основан общественный порядок», - писал представитель классического либерализма Ф.Лассаль.

В эпоху буржуазных революций XVП-ХVШ столетий идеи естественного права и прав человека развивались и поддерживались многими великими мыслителями и просветителями. В Голландии это Гуго Гроций и Спиноза. В Англии - Томас Гоббс и Джон Локк. Во Франции - Жан-Жак Руссо, Вольтер. В Соединенных Штатах - Томас Джефферсон и Александр Гамильтон. В России - Александр Радищев и другие.

Права человека заняли значительное место в первых буржуазно-демократических конституциях конца XVIII века: в Декларации независимости 1776 г., в Конституции 1787 г. и Билле о правах 1791 г. (Соединенные Штаты); во Французской Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Этот первый импульс оказал непреходящее значение на весь ход человеческой истории и до сих пор питает как политико-правовые учения, так и этические доктрины.

Не следует, правда, забывать, что в доктринах и практике того времени права человека распространялись не на всех людей и носили, следовательно, сословно-ограниченный характер.

Важно различать понятия «свобода» и «права и свободы человека». В первом случае свобода понимается в широком философском смысле как присущие человеку и социальным общностям возможности действовать, поступать как самостоятельным и независимым суверенам в соответствии со своей волей, по своему усмотрению. Свобода есть непременное условие становления, развития, реализации личности и общества.

Свобода дает человеку возможность самораскрыться, самореализоваться, тем самым внести свой вклад в общие достижения общества. Это ведет в свою очередь к обогащению, совершенствованию всего человечества. Свободы человека - более узкое конституционно-правовое понятие, тождественное объективным правоустановлениям и субъективному праву конкретного индивида действовать в ограниченных законом пределах.

После Второй мировой войны, отчасти как реакция на концепцию юридического позитивизма, по сути дела теоретически обосновавшего и легализовавшего законы фашистской Германии и сталинский режим в СССР, формируется теория возрожденного естественного права. Под влиянием этой теории идеалы прав человека нашли свое закрепление в документах ООН, Совета Европы, послевоенных конституциях многих государств.

Основные постулаты концепции естественных прав человека заключаются в том, что права и свободы человека не дарованы ему ни богом, ни государством. Человек не обязан никакой высшей сакральной или светской власти за свои права. Ему не надо воздавать хвалу и быть в вечном долгу за то, что его облагодетельствовали, наделили правами и свободами. Эти права принадлежат ему уже в силу того, что он человек, в силу человеческой природы.

Они - суть его натуры, естества, поэтому их и называют естественными. Естественные права человека не нуждаются в каком-либо писаном, юридическом оформлении. Они объективно существуют и не зависят от каждого конкретного человека - носителя этих прав. Писаное право, которое вобрало в себя и обычные правила, нормы взаимоотношений, моральные права, дозволения, запреты, обязанности, называется позитивным правом (не путать с позитивизмом как одной из школ юриспруденции!).

Сегодня многие права человека содержатся в международных документах и национальном законодательстве всех государств и перешли из категории морально-этических норм, правил, прав в категории позитивного права.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции Российской Федерации). Эти положения о принадлежности прав от рождения, о естественном характере прав человека впервые так определенно нашли отражение в российском праве. И это не просто факт некоторых новаций в нашем законодательстве.

За этим стоит радикальный поворот общественно-политической мысли, приобщение современной России к ценностям, прошедшим проверку временем, историей. Современная правовая доктрина России базируется на естественно-правовой концепции. Это знаменует полярное размежевание с догматами марксизма-ленинизма конца XX века.

Либерально-демократическая концепция естественного права и равенства в прирожденных правах всех людей была несовместима с классовым подходом и идеологической чистотой марксистско-ленинской юриспруденции, с позитивистской концепцией социалистического права и отвергалась в свое время советской правовой наукой и политической практикой коммунистического режима.

«Пропаганда идей естественного права направлена против пролетарской революции и коммунизма. С помощью естественного права оправдываются всякие контрреволюционные движения и подрывная работа против Советского Союза и стран народной демократии», - так в правовой литературе советских времен оценивалась эта концепция.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Дисциплина: «Теория Государства и права»

Курсовая работа

Тема: «Естественные права человека: понятия и виды»

Студента 301 учебной группы

Факультета юриспруденции

Очной формы обучения

Одинцова. Д.В

Санкт-Петербург

2011

План

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННЫХ КОНСТИТУЦИЯХ

1.1 определение естественных, неотчуждаемых прав личности.

1.3 виды естественных прав человека

2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИДЕИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННЫХ КОНСТИТУЦИЯХ

2.1 признание ест. прав личности (человека) и закрепление их в конституциях снимает противоречия между естетвенно-правовым и нормативным пониманием права.

3. ЗНАЧЕНИЕ ПРИЗНАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ.

3.1 для отечественной науки - это новый философский подход к пониманию прав личности вообще.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Государство, личность, общество - понятия тесно взаимосвязанные. Государство - политическая организация общества с определенной формой правления.

Общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей (в широком смысле); исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (в узком смысле).

Личность (философ.) - внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания. Развитие лично-общественной жизни проходит исторически три главные ступени: родовую, национально-государственную и универсальную, причем высшая не упраздняет низшую, а только видоизменяет ее.1

Государство, общество и личность являются объектом и главными взаимосвязанными источниками предмета теории государства и права. Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, связанные с государством и правом. Предметом исследования являются закономерности возникновения, становления, развития государства и права. Чтобы понять современное развитие российского права и принципы государственного строительства целесообразно подробное рассмотрение отдельных проблем, аспектов и вопросов государства, общества и личности в нем.

Цель курсовой работы - проанализировать тесную взаимосвязь государства, личности и общества.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

· рассмотреть понятия «государство», «личность», «права человека»;

· рассмотреть и проанализировать взаимосвязь данных понятий;

· рассмотреть исторический характер прав человека;

· изучить вопрос об эволюции взглядов на права человека под воздействием глобализации;

· рассмотреть вопрос о правовом статусе личности;

· изучить гарантии прав и свобод личности.

Объектом работы являются общественные отношения, возникающие между личностью и обществом.

Предметом курсовой работы является государство, личность и общество.

В эпоху всемирной глобализации, при стирании границ, как политических, так и экономических, между различными государствами, как никогда остро встает вопрос о правовом развитии общества, личности и, конечно же, государства. Актуальный вопрос общественной жизни - это вопрос о государстве и праве, об общих закономерностях их возникновения и развития. Ведь знания этих закономерностей позволят с научной достоверностью отличать демократический политический режим от авторитарного, парламентскую республику от президентской, выделить общие признаки государства и т.д. Без этих знаний проблематично изучение других юридических дисциплин, так необходимых будущим юристам.

Поэтому в данной работе большое внимание уделяется вопросам по правам человека, правовому статусу личности, гарантии прав и свобод личности, без чего нет современного государства.

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ НЕОТЧУЖДЕМЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

1.1 определение естественных, неотчуждаемых прав личности

Права личности начинали рассматривать как институт, соответствующий определенному типу общественных отношений и выполняющий системосохраняющую и системообразующую роль.

В рамках социологической правовой доктрины наметилось объединение формально-догматического и аксиологического подходов, были выявлены историческая закономерность появления и социальная обусловленность функционирования института правового положения личности. По различным мотивам представители этого направления приходили к выводу о том, что индивид должен обладать определенной мерой свободы и возможностью претендовать на некоторые блага. Гарантии прав личности усматривались в общественном сознании и психологии.

С развитием буржуазного общества все большую силу набирают социалистические учения в лице основоположников марксизма Маркса и Энгельса и их последователей.

Общий подход к пониманию и оценке права и правового положения личности определялся представлениями марксистов о коммунистическом обществе и путях его построения, об отмирании государства и права. Они придерживались классово-исторического подхода к праву и правовому положению личности. С одной стороны, демонстрировалось положительное отношение к буржуазно-демократическим правам и свободам человека и гражданина как к средству классовой борьбы, защиты интересов трудящихся, подготовки пролетарской революции и диктатуры пролетариата, с другой - подчеркивался их формальный, фиктивный, ограниченно-классовый характер для трудящихся.

Согласно марксистским взглядам коммунистическое общество представлялось как гармоничное, рациональное и планомерное образование, лишенное социальных противоречий и антагонизмов, а следовательно, государственного принуждения и правового регулирования. Отсюда отношение марксистов к правам личности было как к явлению переходного периода, как к явлению несущественному, факультативному. Притязания личности на социальные блага связывались с принадлежностью к классу трудящихся и реализуются они, как правило, через коллектив. В произведениях теоретиков марксизма и в программах социалистических партий вопрос о правах личности не находил систематического, развернутого изложения.

Признавая естественные неотчуждаемые права человека, законодатель стремится закрепить их в основных конституционных правах и свободах и обеспечить системой гарантий и механизмов защиты, также законодательно регламентированных (конституционная, судебная, административная защита, институт Уполномоченного по правам человека, парламентский контроль и т. д.).

В каком состоянии находится разработка системы понятий теории правового положения личности в отечественном правоведении?

Внимание ученых долгие годы, на наш взгляд, в основном было сосредоточено на проблемах теории субъективного права, ее понятийного аппарата. В их исследованиях есть существенные достижения. В то же время было ослаблено внимание к категориям, отражающим различные (и специфические) стороны правового положения личности в системе общественных отношений. Речь идет, в частности, о правах, обязанностях, законных интересах, взятых в системе, об их гарантиях, о гражданстве, правосубъектности личности. Эти явления и выражающие их категории изучаются под углом зрения соотношения их с субъективным правом. К тому же многие из них исследуются в основном отраслевыми науками как институты конституционного (государственного), гражданского, трудового, административного и других отраслей права.

Весьма характерно и то, что некоторые дискуссии по ряду вопросов теории субъективного права, что называется, зашли в тупик. Создавшееся положение во многом объясняется тем, что эти "частные" вопросы решаются, как правило, вне системы понятий теории правового положения личности. Проиллюстрируем это на примерах.

В литературе активно обсуждался вопрос о субъективной природе конституционных прав граждан. Ряд авторов считают, что все конституционные права граждан - их субъективные права (С.С. Алексеев, Л.Д. Воеводин, Н.И. Матузов, В.А. Патюлин, И.Е. Фарбер, Л.С. Явич и др.). В то же время существует твердое убеждение (в особенности у представителей отраслевых наук цивилистического цикла), что, напротив, не всякое право (в том числе и конституционное) является субъективным. Субъективное право - наличное право, которым гражданин обладает реально. До тех пор, пока право не стало таковым, оно находится в стадии правоспособности, служит ее элементом. С этих позиций конституционные права гражданина выступают как элементы его правоспособности (правосубъектности), т.е. лежат в сфере абстрактной, общей возможности индивида иметь субъективные права и обязанности (Ю.К. Толстой, Р.О. Халфина, Д.М. Чечот и др.). Мало чем от такой позиции отличается трактовка конституционного права в качестве субъективного права в потенции, права на право (Н.Г. Александров, Б.К. Бегичев, В.А. Кучинский, Б.В. Пхаладзе и др.).

Неразработанность системы понятий теории правового положения личности, видимо, ведет к отдельным попыткам раскрыть содержание гражданства, правосубъектности, правового статуса, т.е. разнохарактерных по существу правовых явлений, через права и обязанности гражданина. В этом случае гражданство, правосубъектность (правоспособность), субъективные права и обязанности рассматриваются как категории, различающиеся лишь по степени своей конкретизации, как стадии проявления (динамики) однородного явления, как модификации субъективного права (Л.Д. Воеводин, В.А. Патюлин, Л.С. Явич, Ц.А. Ямпольская и др.). Однако такой подход, несмотря на свою внешнюю простоту и привлекательность, не дает возможности познать действительные особенности содержания названных категорий, их роль и значение в системе понятий теории правового положения личности. Реальные явления как аналоги указанных категорий находятся в разных плоскостях, характеризуют различные аспекты правового положения личности. Гражданство, правосубъектность, права и обязанности - хотя и неразрывно связанные, но качественно самостоятельные явления, которые имеют собственное, специфическое содержание и отражают различные стороны правового положения личности.

1.2 отличие понятий «права человека» и «права гражданина»

В отличие от прав человека, права гражданина берут свое начало в позитивном праве. Другое дело, что эти права и свободы, как и естественные права и свободы человека, с точки зрения современного мирового сообщества и международного права носят всеобщий и неотъемлемый характер, должны быть признаны и соблюдаться всеми странами мира. Сегодня мировое сообщество, международное право рассматривают вопрос о соблюдении всеобщих прав и свобод человека и гражданина как не только внутреннее дело того или иного государства, но и дело всего мирового сообщества, современной цивилизации.

Во многих конституциях разграничение прав человека и прав гражданина проявляется достаточно четко, когда субъект прав человека обозначается как «каждый человек...», «ни один человек...», «каждый...», «все...», «никто...» и т.д., а субъект прав гражданина -- как «гражданин...», «граждане...», представители той или иной страны (например, бельгийцы, греки, испанцы, немцы и др. в государственно-политическом, а не этническом смысле) и др. В Конституции Испании (ст. 13), например, прямо говорится, что правами, установленными в ст. 23, где речь идет о праве участвовать в управлении делами государства непосредственно или через своих представителей и о равном доступе к государственной службе и государственным должностям, пользуются лишь испанцы, за исключением определенных случаев. Кроме того, устанавливается, что: испанцы имеют право свободно выбирать место жительства и передвигаться по территории страны, а также право свободно въезжать в Испанию и выезжать из нее (ст. 10); признается право граждан собираться мирно и без оружия (ст. 21); все испанцы имеют право направлять индивидуальные и коллективные обращения в письменном виде в органы государственной власти (ст. 29); защита Испании является правом и обязанностью испанцев (ст. 30); все испанцы обязаны трудиться и имеют право на труд, на свободный выбор профессии или рода деятельности, на продвижение по службе, а также на заработную плату (ст. 35); все испанцы имеют право на благоустроенное жилье (ст. 47) и др.

1,3. виды естественных прав человека

К числу естественных, прирожденных, неотъемлемых, неотчуждаемых, неприкосновенных прав человека обычно относят такие права, как права на жизнь, свободу, безопасность, личную неприкосновенность, личное достоинство и честь, собственность, достаточный и достойный уровень жизни, личную и семейную тайну, чистую окружающую природную среду, пользование достижениями культуры и др. Хотя и эти права чаще всего закрепляются в конституциях и иных правовых актах государства, они по своей естественной природе могут и не иметь такого подтверждения со стороны государственной власти и тем не менее не могут быть отменены, отчуждены ею от человеческой личности. В отличие от этого, права и свободы гражданина опираются на факт принадлежности лица к данному государству, на его правовые установления. Это -- право избирать и быть избранным, право на участие в управлении делами государства, право на труд, право на социальное обеспечение, право на объединение в политические партии и другие организации, права на обучение и медицинское обслуживание за счет государства и т.д.

В основе образования государства, по мнению многих идеологов нового политико-правового мышления, лежит заключение общественного договора. "Всякое мирное образование государства, - писал Д. Локк, - имело в своей основе согласие народа" <1>. По мнению сторонников общественного договора, созданию государства предшествовало естественное состояние людей, которое не обеспечивало государство, закон, поэтому люди приходят к пониманию необходимости заключения общественного договора, цель которого есть обеспечение свободы и собственности. Созданное путем общественного договора государство должно опираться на господство права, основанного на естественных неотчуждаемых правах человека, и на разделение властей. Естественные права человека (право на жизнь, собственность и др.) Локк связывал с его свободой, которая должна быть оберегаема в государстве, основанном на праве: "Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в том обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем" <2>. В этих положениях Локка ярко прослеживается неразрывная связь свободы, прав человека, господства права, обеспечивающего всем равное положение в обществе.

2.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИДЕИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННЫХ КОНСТИТУЦИЯХ

2,1 признание ест. прав личности (человека) и закрепление их в конституциях снимает противоречия между естетвенно-правовым и нормативным пониманием права

Многие принципы правового положения личности имеют непосредственное закрепление в Конституции РФ. Однако есть принципы, которые находят опосредованное выражение в положениях Конституции РФ, но их значение от этого не преуменьшается. Конституционные принципы определяют содержание более частных, специальных принципов, находящих прямое закрепление или опосредованное выражение в текущем (отраслевом) законодательстве. Среди ученых нет единства мнений относительно перечня и конкретного содержания принципов правового положения личности, его отдельных элементов.

Для выявления и характеристики принципов правового положения личности, его элементов особое значение имеют положения гл. 1 "Основы конституционного строя" и гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" Конституции РФ, в которых закреплены основы конституционного строя, в том числе непосредственно относящиеся к правовому положению личности в его различных проявлениях. Конституция РФ закрепила общие принципы, распространяющие свое действие на правовое положение в целом, на все его элементы, взятые в единстве и во взаимодействии, и специальные (частные) принципы, действующие в отношении отдельных элементов правового положения личности - правового статуса, его юридических гарантий, гражданства и правосубъектности личности, взятые как в статике, так и в динамике.

Закрепленные в гл. 1 и 2 Конституции РФ основы-принципы имеют высшую юридическую силу и занимают особое место в иерархии конституционных ценностей. Конституция РФ в ст. 64 определяет, что положения гл. 2 составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации.

Ядро правового положения личности составляют ее права, свободы и обязанности. Как известно, Конституция РФ закрепляет основные права, свободы и обязанности граждан РФ, т.е. такие, которые определяются наиболее значимыми связями между правом, государством и личностью, в основе которых лежат наиболее существенные ее блага и ценности. Основные права, свободы и обязанности личности могут быть конкретизированы и дополнены текущим (отраслевым) законодательством через систему специальных (отраслевых) прав и обязанностей личности.

Конституционно-правовое положение личности характеризуется и теми предпосылками, при наличии которых личность может осуществлять свой конституционно-правовой статус (совокупность основных прав, свобод и обязанностей). Такими предпосылками служат отечественное гражданство (а также состояние личности в иностранном гражданстве либо в состоянии безгражданства) и правосубъектность личности, т.е. способность личности иметь и осуществлять основные права, свободы и обязанности, закрепленные Конституцией РФ, а также способность отвечать за их нарушение или злоупотребление ими.

Положения гл. 1 и 2 Конституции РФ не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном Конституцией РФ. Этот особый порядок изменений по сравнению с другими главами определен в ст. 135 Конституции РФ. Единственный путь изменений - принятие новой Конституции Конституционным Собранием или всенародным голосованием.

Конституция РФ в ч. 2 ст. 55 устанавливает: "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина". При этом имеются в виду как закрепленные в Конституции права и свободы, так и другие общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Отмена прав и свобод человека скорее может быть осуществлена не прямо, путем отрицания их признания и защиты, а путем их умаления, т.е. принижения значения, необоснованного ограничения их содержания, действий по кругу лиц, во времени и пространстве, сокращения гарантий их обеспечения и защиты либо созданием таких процессуальных процедур и механизмов, которые могут свести на нет само право или свободу личности.

Федеральными законами, в которых содержатся отдельные ограничения прав и свобод, являются Законы о безопасности, об обороне, о внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, об оперативно-розыскной деятельности, о милиции и др. Эти ограничения чаще всего выступают как необходимые условия для деятельности правоохранительных органов, призванных охранять права и свободы всех граждан. Такие законы необходимы в интересах большинства граждан. В них определяются пределы прав соответствующих органов и условия применения ими принуждения по отношению к гражданам.

Критерии ограничения прав и свобод граждан установлены Конституцией РФ для того, чтобы не было неоправданных ограничений, произвола, возможности злоупотреблений со стороны властей и должностных лиц. Ограничения прав и свобод человека и гражданина не должны быть чрезмерными, не соответствующими конкретной ситуации, связанной с обеспечением основ конституционного строя, нравственности, здоровья, интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения прав и свобод граждан сбалансированы правом на обжалование в суд действий должностных лиц соответствующих государственных органов, закрепленных в Конституции РФ (ч. 2 ст. 46), в отраслевых (текущих) законах. Конституционный Суд РФ в связи с этим в своих постановлениях обосновывает требование соблюдения соразмерности ограничений как гарантию от чрезмерных ограничений прав и свобод, выходящих за рамки необходимости.

Однако федеральный законодатель может допустить ограничения прав и свобод человека не в полном соответствии с требованиями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. В этом случае необходимо восстановление неоправданно и незаконно ограниченных прав и свобод человека и гражданина. Это входит в компетенцию Конституционного Суда РФ по осуществлению им абстрактного и конкретного нормоконтроля.

Конституция РФ допускает ограничение прав и свобод граждан в условиях объявления чрезвычайного положения, т.е. временно вводимого особого правового режима деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, допускающего предусмотренные законом отдельные ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 56 Конституции РФ чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом. Следует учитывать и те положения Конституции РФ, которые непосредственно относятся к порядку введения чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях (ст. 88, п. "в" ч. 1 ст. 102).

3. ЗНАЧЕНИЕ ПРИЗНАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ

3.1 для отечественной науки - это новый философский подход к пониманию прав личности вообще

В чем это выражается?

Еще в глубокой древности наметилось различие права (естественного) и закона. Кульминацией такого подхода были взгляды и практика буржуазной революции, направленной против феодального произвола и беззакония (часто возводимого властью в закон). Возрождение естественно-правовых идей имело место после второй мировой войны как реакция на юридический позитивизм и фашистскую политическую систему. Естественно-правовые взгляды всегда активизировались при переходе от полицейского государства к государству правовому.

Хорошей иллюстрацией могли бы служить взгляды И. Канта, для которого свойственно было соединение теоретического (философского) и практического начал. Право, по Канту, - «это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы».

Философия права получила свое развитие у Гегеля. По Гегелю, право означает осуществление свободы свободной воли или еще короче - «наличное бытие свободы».

Основной постулат рассматриваемого направления - вывод о существовании высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих напрямую. Оттенки мнений многообразны, но практика ориентируется на поиск лучшего решения - справедливого и разумного. Теология призывает обратиться к Богу, светский вариант ориентирует на природу вообще, природу человека, природу вещей.

Из современных ученых разделение права и закона, обращение к справедливости как одному из абстрактных определений права последовательно и весьма обстоятельно аргументирует В. С. Нерсесянц. Им, в частности, замечено, что различение права и закона велось и ведется (и теоретически можно вести) не только с естественно-правовых позиций. Это необходимый момент любого теоретического подхода к правовым явлениям. В позиции В. С. Нерсесянца привлекает, во-первых, признание им нормативности права, а во-вторых, указание на то обстоятельство, что в законе не может быть конкретизируемо «любое произвольно взятое содержание, но лишь определенное по своей сущности содержание (т.е. свобода)...». Общая теория прав личности (Н.В. Витрук). Последнее замечание, собственно как и естественно-правовое направление, как любой «философский» подход, представляет ценность для законодателя. Не подлежит сомнению значение данного подхода для науки права. Однако весьма примечательно, что общеобязательность и возможность властно-принудительной защиты В. С. Нерсесянц связывает с нормой закона, а не права. По-видимому, он осознает, какие могут наступить неблагоприятные последствия, если допустить применение права наряду с законом и вопреки закону.

Обоснование таких предложений встречается у ряда представителей теории «возрожденного естественного права». Но именно они представляют собой опасность для режима законности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1)Теорет. Основы правового положения личности (Н.В. Витрук)

2)Общая теория прав личности (Н.В. Витрук)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Права и свободы человека. Теория естественного права. Виды прав и свобод человека. Избирательная правосубъектность гражданина. Ограничение прав и свобод. Юридическая защита личности, защита прав и свобод. Органы исполнительной и судебной власти.

    реферат , добавлен 14.12.2008

    Права и свободы граждан как важнейший социальный и политико-юридический институт. Классификация прав и свобод личности. Личные права и свободы человека и гражданина. Политические права и свободы. Характеристика социально-экономических прав личности.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2010

    Становление прав и свобод человека. Понятие и сущность прав и свобод. Историческое развитие прав и свобод. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод. Основные и иные права человека и гражданина. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2008

    История формирования прав человека. Структура, признаки прав человека и гражданина, конституционные и иные права, их реализация в России. Роль и гарантии государства в обеспечении прав и свобод личности. Направления деятельности института Омбудсмена в РФ.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2011

    Возникновение и историческое развитие понятия права человека и гражданина. Классификация и типология прав человека. Правовой статус личности и мера ее свободы и ответственности. Соотношение свободы прав гражданина и человека в современном обществе.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2009

    Права и свободы личности, как реальные возможности человека в системе общественных отношений. Юридические обязанности личности. Гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина. Деятельность правоохранительных органов по обеспечению прав и свобод.

    контрольная работа , добавлен 21.10.2008

    Права человека на жизнь, равноправие, телесную неприкосновенность, частную собственность как естественные права, принадлежащие человеку от рождения. Соотношение прав человека и гражданина, основные ценности и принципы, конституционный статус личности.

    контрольная работа , добавлен 27.02.2011

    Понятие гражданина, личности. Правовой статус личности: понятие, виды. Роль государства в обеспечении прав и свобод человека, гражданина. Классификация прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовые основы и правовое положение личности в РФ.

    дипломная работа , добавлен 22.10.2008

    Ознакомление с историей возникновения и развития института прав человека. Описание естественных, конституционных, основных и фундаментальных прав гражданина. Рассмотрение явных нарушений личних прав и свобод человека и их защита международными органами.

    дипломная работа , добавлен 15.07.2010

    Понятие прав человека. Гарантии права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией Российской Федерации. Государственная защита прав и свобод человека в РФ.

В действующей Конституции личные права и свободы (ст. 20–29) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.

Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;

2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20 Конституции). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Содержание названного права в Конституции не раскрывается. Это – естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся прежде всего политика государства, обеспечивающая отказ от воины, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и пр.

Важное значение имеют и мероприятия медицинского характера: надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т.д.

Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека.

Подход к человеческой жизни как высшей социальной ценности пронизывает все отраслевое законодательство, содержащее в этом отношении самые различные нормы: об ответственности за преступления против жизни; о необходимой обороне о правилах использования оружия; о порядке признания лица умершим; об условиях констатации смерти человека; о запрещении медицинскому персоналу осуществления эвтаназии (удовлетворения просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами) и многие другие.

Однако до настоящего времени государство сохраняло за собой право при определенных условиях принудительно лишить человека жизни, подвергнув его смертной казни, хотя такое право противоречило международным обязательствам России.

В силу чрезвычайности такой меры условия применения смертной казни оговариваются непосредственно в Конституции. В соответствии с ч. 2 ст. 20 смертная казнь сохраняется временно. Впредь до ее отмены она может устанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключительной меры; назначается только за особо тяжкие преступления против жизни; связана с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседаюлей.

В новом Уголовном кодексе эта мера предусмотрена только применительно к единичным составам преступления (вместо 28 в прежнем УК). Значительно расширена практика помилования осужденных к смертной казни. Для приведения приговора в исполнение требуется целый ряд условий, в том числе Указ Президента об отказе в помиловании осужденного (включая и тех лиц, которые отказались от подачи ходатайства о помиловании).

К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст. 21 Конституции)

Уважение достоинства личности – неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением его достоинства.

Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Уважение личности, ее достоинства должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, уважительное к ним отношение, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях, особую уважительность к лицам преклонного возраста, к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

Включение нормы об уважении достоинства человека в Конституцию свидетельствует о том, что оно является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур. Однако жизнь показывает, что эта конституционная норма еще очень слабо реализуется практически.

Отсутствие уважения к достоинству человека является преградой на пути его самоутверждения как личности, выявления его творческих, интеллектуальных способностей.

Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 22–25 Конституции).

Неприкосновенность личности (ст. 22) как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения. Основания к аресту регламентированы уголовно-процессуальным и другим законодательством, предусматривающим развернутую систему гарантии от неосновательного ареста, от нарушения прав человека при аресте.

Гарантия неприкосновенности жилища (ст. 25) означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц. Законодательство четко регламентирует случаи, когда это допускается, и круг уполномоченных на то органов.

Предусмотрены различные формы ответственности за неосновательное вторжение в личную жизнь граждан, за разглашение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Только в строго определенных законом случаях в связи с расследованием уголовных дел и при наличии судебного решения могут быть наложен арест на корреспонденцию и произведена выемка ее из почтово-телеграфных учреждений.

Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Причем законодательно установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального вреда.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни (ст.24).

Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Новым в конституционном закреплении личных прав и свобод является включение такой важной формы свободы личности, как свобода передвижения.

В ч. 1 ст. 27 указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В прошлом это право не только не закреплялось конституционно, но и не могло быть реализовано фактически.

Так, существовавшая с 1932 года прописка и ее строго регламентируемые правила, отсутствие в течение длительного времени паспортов у колхозников, рынка жилья приводили к тому, что фактически человеки не мог свободно решать вопрос о своем месте жительства.

В настоящее время сделаны важные шаги к устранению правовых препятствий для реализации этого права. На основе конституционной нормы принят Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. о праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Закон закрепил отмену прописки и ввел регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительства в ее пределах. При этом регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией. Однако для претворения в жизнь данного Закона пока отсутствуют необходимые условия. Его реализации препятствуют жилищные проблемы, социальная нестабильность в стране, неупорядоченность правового режима границ государства, крайне высокий уровень преступности и пр.

Закон устанавливает и определенные ограничения на свободу передвижения и выбора места жительства. Они касаются местностей, в которых существует особый режим (пограничная полоса, закрытые военные городки и административно-территориальные образования, зоны экологического бедствия, территории, где введено чрезвычайное или военное положение, территории и населенные пункты, опасные для проживания в связи с инфекционными и массовыми неинфекционными заболеваниями и отравлениями людей).

Конституция признает право каждого, кто законно находится на территории России, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в нее (ч. 2 ст.27).

До принятия российского закона, регламентирующего порядок реализации этого права, действовали нормы Закона бывшего Союза ССР от 20 мая 1991 г. о порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР в той мере, в какой они не противоречили Конституции Российской Федерации и ее суверенитету. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»,* по своему содержанию соответствует общепринятым международным стандартам, относящимся к данному вопросу.

*См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 31. Ст. 4029.

В советском государстве многие десятилетия был фактически запрещен инициативный выезд граждан за границу. Какая-либо законодательная регламентация в этой области отсутствовала.

На границах СССР был возведен «железный занавес». В последние годы существования Союза ССР положение несколько изменилось. Был разрешен выезд советских граждан на постоянное место жительства в Израиль. Однако правило о необходимости получить выездную визу, в которой могло быть отказано без какого-либо объяснения, привело к появлению достаточно многочисленной категории граждан, названных «отказниками».

Принятый, в 1996 году Федеральный Закон обеспечивает свободу граждан выезжать за пределы России и возвращаться в свою страну.

Выезд, естественно, связан с согласием той страны, в которую намерен прибыть гражданин, и потому требуется въездная виза последней.

Право гражданина России на выезд из своей страны может быть временно ограничено только в случаях, прямо оговоренных в Федеральном законе. Это ограничение может быть осуществлено, если гражданин:

1) имел допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, и заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд, при условии, что срок ограничения не должен превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица с названными сведениями – до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу – до окончания этих служб;

3) задержан в качестве подозреваемого или привлечен в качестве обвиняемого в совершении преступления – до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

4) осужден за совершение преступления – до отбытия наказания или освобождения от него;

5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, – до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

6) сообщил о себе заведомо ложные сведения – до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.

Основными документами, по которым граждане осуществляют въезд и выезд, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка.

Федеральный закон определяет порядок въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, а также порядок транзитного проезда указанных лиц через территорию Российской Федерации.

К личным правам и свободам относится право определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26 Конституции).

Закрепление этого права конституционно вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни..

Важной дополнительной правовой гарантией равноправия незави- симо от национальности является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26). В официальных анкетах не допускается вопрос о национальности. Как известно, в прошлом печально знаменитая графа пятая в анкетах выполняла далеко не просто познавательную функцию.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г., к числу сведений, вносимых в паспорт, не отнесено указание на национальность. При этом оговаривается запрещение вносить в паспорт сведения, не предусмотренные Положением.

Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести, свобода вероисповедания. В соответствии со ст. 28 Конституции каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Основополагающей гарантией указанных свобод является светский характер государства, закрепляемый в качестве основы конституционного строя Российской Федерации (ст. 14 Конституции). Как отмечалось выше, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Наличие в многонациональной России различных конфессий, религиозных верований делает эту конституционную норму особенно значимой для человека. Она обеспечивает свободу выбора религиозных верований или атеистических убеждений, не стесненную никакими внешними, посторонними мотивами.

В Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотрена широкая система гарантий реализации принадлежащей каждому свободы совести.

Закон дополнительно включил право менять религиозные и иные убеждения, что является правовой гарантией от преследования единоверцами лица, вышедшего из состава религиозного объединения.

Правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России.

Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации человека в зависимости от отношения к религии не допускается. Наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах.

Федеральный закон предусматривает право граждан создавать религиозные группы и религиозные организации при условии, что их цели и действия не противоречат закону.

Свободе выбора религиозных или атеистических воззрений содействует и светский характер образования в государственных и муниципальных учебных заведениях. Оно не преследует цели формирования того или иного отношения человека к религии. Преподавание вероучений может осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на дому или при религиозных объединениях.

Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции).

Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться.

Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

В условиях тоталитарного режима эта естественная и, казалось бы, не могущая быть ущемленной свобода человека нарушалась различными способами. Среди них – общая установка на недопустимость именно инакомыслия, отрицание права человека иметь мысли и мнения, идущие вразрез с господствующей идеологией, отторгающие так называемые ценности социализма.

К формам нарушения свободы мысли относилось и имевшее широкое распространение понуждение людей (зачастую носившее массовый характер) высказывать мнения, не соответствующие их мыслям и убеждениям.

Мысль не свободна, если она не может быть высказана без неблагоприятных или опасных для человека последствий.

Поэтому свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Свобода слова означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Это обеспечивается не только гарантиями самой свободы слова, но и правом свободно передавать, производить и распространять информацию, запретом цензуры.

Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» прсдусматривает, что учредителем средств массовой информации может быть любой гражданин России, достигший 18-летнего возраста, кроме лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда, и душевнобольных граждан, признанных судом недееспособными. Это право подлежит судебной защите.

Естественные права человека неотчуждаемы и неизменны (божественный закон). Следовательно, естественное право является высшим по сравнению с правом, исходящим от государства и представляющим собой совокупность норм, создаваемых для регулирования общественных отношений.
Эти идеи позволяли критиковать действующее право с позиции гуманизма, справедливости, демократизма и добиваться изменения действующих правовых норм, если они тормозили общественное развитие.
О естественном праве вспомнили политики и в нашей стране в последние годы, когда возникла необходимость демократической перестройки управления делами общества и государства.
В то же время естественное право, не будучи обеспечено и охраняемо государством, может стать эфимерным. Разумеется, сильное, развитое гражданское общество может добиться для каждого члена общества возможности самостоятельно защищать себя, свою семью, собственность и т. д. всеми доступными средствами, включая оружие. Однако это неоднозначный путь, чреватый самосудом, неоправданной жестокостью, другими крайностями, даже в цивилизованном обществе.

В то же время нельзя допускать, чтобы граждане пассивно дожидались защиты и других милостей от государства, сами не имея права на самозащиту от преступлений и иных посягательств. Цивилизованный правовой институт необходимой обороны может служить средством разрешения этой проблемы. Как известно, право на необходимую оборону закреплено ныне в Конституции РФ, в действующем уголовном и административном законодательстве. Но все же в условиях современной российской действительности государство, значительно ослабив свою охранительную деятельность, не расширило возможностей граждан на самозащиту до размеров и пределов, необходимых именно в этих условиях. Здесь, как и в других вопросах социальной жизни, современное Российское государство демонстрирует свою неповоротливость, негибкость, чрезмерную занятость вопросами внутренней аппаратной самоорганизации и обустройства, то есть неспособность решать задачи надлежащего разумного управления делами общества. Естественно, что такое государство не устраивает подавляющее большинство населения страны. Народ вправе требовать перемен во взаимоотношениях между государством и обществом.

  • III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АККРЕДИТОВАННЫХ ЖУРНАЛИСТОВ СМИ
  • IV Права и обязанности сторон - участников учебного процесса
  • IV. Порядок и условия приема в члены казачьего общества и выхода из него. Права и обязанности членов хуторского казачьего общества
  • Глава 9 ОСОБЛИВОСТІ ПОЗОВНОГО ПРОВАДЖЕННЯ У СПРАВАХ ПРО ВИЗНАННЯ НЕОБҐРУНТОВАНИМИ АКТИВІВ ТА ЇХ ВИТРЕБУВАННЯ
  • УЗИ" расшифровывается как "ультразвуковое исследование". В медицине - это исследование органов человека с помощью ультразвуковых волн