Преторы в древнем риме. Полномочия и дипломатические обязанности претора древнего рима

Претор, являвшийся курульным магистратом, наделенным империем, занимал вторую по важности после консулата - должность исполнительной власти. Для более полного понимания процесса функционирования претуры и определения места претора в иерархии должностных лиц следует выяснить степень подчиненности преторов сенату и консулам, выявить основные направления их взаимодействия с другими должностными лицами, а также охарактеризовать отношения внутри самой изучаемой магистратуры.

В первую очередь надлежит рассмотреть отношения преторов с сенатом. Решения сената не являлись законодательными актами, и были лишь «советами сената», однако благодаря авторитету сената его распоряжения воспринимались гражданами как обязательные для выполнения. С самого своего возникновения претура находилась в практически полном подчинении у сената, чему способствовало право сената распоряжаться казной. Претор (обычно городской, так как именно он чаще всего оставался в Риме) выполнял поручения сената; он связывался с консулами во время ведения ими военных действий вдали от Рима, передавая им волю сената, докладывал в сенате о состоянии дел в государстве, а в случае непосредственной угрозы безопасности Риму по приказу сената возглавлял оборону. Вероятно, отчет в своих действиях претор представлял также сенату.

Поручения сената претору носили самый разнообразный характер от постройки водопровода до проведения дипломатических переговоров с соседними государствами. Следуя решению сената, претор вносил законопроекты в народное собрание. Сенат указывал претору, как вести себя не только с соседями, но и с богами, то есть вмешивался в сакральные обязанности магистрата. Сенату же направлялись преторские отчеты по результатам управления провинцией. Очевиден контроль сената за действиями претора. Тем не менее, претор обладал возможностью неофициального давления на сенат. Манипулируя временем созыва сената и интерпретируя его решение в своих интересах, претор мог влиять на политику Рима, добиваясь желаемого ему результата.

Важным являлось и взаимодействие претуры с консулатом. Претора называли младшим коллегой высшего ординарного магистрата. Он был подотчетен консулу и полностью подконтролен ему как высшему должностному лицу государства. Консул мог наложить вето на любой акт, принятый претором. В условиях военных действий консул определял преторскую компетенцию, давал войско. Отчет в своих действиях претор представлял консулу.

И все же, конфликтные ситуации между претором и консулом существовали. При этом претор опирался на свою популярность у народа и, наоборот, играл на негативном отношении граждан к консулу. Так, Квинт Фабий, консул 295 года до н.э., недовольный бездействием претора Аппия Клавдия, отстранил Аппия и отправил его в город как виновного в моральном разложении воинов. Ливии сообщает, передавая мнение некоторых своих источников, что «претор Аппий Клавдий вызвал его в Рим, расписав пред сенатом и перед народом ужасы этрусской войны». При этом претор почти сумел убедить всех в некомпетентности консула. Только приезд в Рим самого Квинта Фабия и то обстоятельство, что он взял в Этрурию своего коллегу Публия Деция, сняли созданную претором напряженность Власова О.А. 2004: Должностные отношения римского претора (классическая и поздняя Республика) // Путь в науку. Вып. 9 / А.М. Селиванов (отв. ред.). Ярославль, 6-9..

В некоторых случаях конфликты возникали не без помощи сената. Тем не менее, преторы не рисковали вступать с консулами в открытый конфликт даже тогда, когда на их стороне находилась внушительная сила сената.

Следует рассмотреть отношения внутри самой магистратуры преторов. Претура - магистратура уникальная: до 242 г. до н.э. претор действовал без коллеги. Возможно, объяснить подобное следует практически полной подчиненностью претора сенату и консулам, что служило защитой от его злоупотреблений. «Главной характеристикой» римской магистратской коллегиальности являлось право интерцессии. Для того, чтобы определить, была ли подлинная коллегиальность свойственна претуре, следует рассмотреть ситуации, когда претор налагал вето на распоряжение своего коллеги, что встречается довольно редко. Это объясняется дифференциацией функций преторов и редким пересечением их должностных интересов.

Преторы, получив в свое управление ту или иную провинцию, отправлялись на место службы и мало интересовались делами чужой провинции. Те же из преторов, которые оставались в Риме, вероятно, редко выходили за пределы своей компетенции и вмешивались в дела коллеги. Скорее исключением из правил, чем обычным случаем, можно считать сообщение Цезаря о попытке одного из преторов использовать свое право интерцессии. «С первых же дней вступления в должность он поставил свое судейское кресло рядом с креслом городского претора и обещал помощь всем, кто будет апеллировать на приговоры третейских судей касательно оценки имущества и уплаты долгов...» Власова О.А. 2004: Должностные отношения римского претора (классическая и поздняя Республика) // Путь в науку. Вып. 9 / А.М. Селиванов (отв. ред.). Ярославль, 6-9.. Надежды претора не оправдались: Требоний судил гуманно, и жалобщиков не нашлось.

Донесенные до нас традицией случаи, свидетельствующие о возможности использования интерцессии, малочисленны и редки. Но, тем не менее, они позволяют сделать вывод о реальном существовании коллегиальности претуры.

Информация о взаимоотношениях претора и младших магистратов фрагментарна. Наиболее обширные к цепные сведения мы получаем из писем Цицерона. В данном случае речь идет о провинциальном преторе и его окружении. Квестор, обязанный сопровождать претора, избирался в Риме и направлялся в ту или иную провинцию по жребию. Он находился в полном подчинении у претора, но по окончании службы он представлял сенату отчеты обо всем, что произошло за год. Претор в провинции назначал легатов и префектов. Первые должны были выполнять его поручения, а вторые - вершить суд в отдаленных уголках провинции Кофанов Л.Л. Атрибуты власти магистратов в архаическом Риме / Л.Л. Кофанов. - М.: Спарк. - Древнее право. - Центр изучения римского права, 1998. - № 1 (3)..

Назначить на эти должности наместник мог любого человека. Обычно это происходило по рекомендации кого-либо из друзей или знакомых магистрата. Также при преторе постоянно находилась когорта - сопровождавшие наместника знакомые, клиенты, сыновья друзей, которые таким образом начинали свою карьеру и знакомились с кругом своих возможных в будущем обязанностей. В конце служебного срока, при возвращении в Рим, претор представлял их всех к наградам «за особые заслуги» ССЫЛКА. Претора сопровождали шесть ликторов с фасками, в чьи обязанности входило исполнять приговоры претора. Были также следователи, проводившие по приказу претора следственные мероприятия по выяснению обстоятельств дел, поступивших на рассмотрение претора.

По итогам данной главы хотелось бы сделать несколько выводов. Итак, мы можем говорить о подчиненности претора сенату и консулам. Но это не исключает выводов о признании за претором важной роли в государственной жизни и о самостоятельности многих его действий. В отсутствии консулов в Риме претор обязан был докладывать сенату обо всем, что происходило в государстве и за его пределами. От того, как подавались события претором в сенате, зависело, частично, и решение, принимавшееся сенатом по поводу данного события. По отношению к консулу претор являлся collega minor и должен был осуществлять всю возможную помощь и поддержку, находясь в полном его подчинении. Единичные случаи конфликтов можно считать исключениями из правил, основанными на личностных особенностях конкретных носителей должностей претора и консула. По отношению к младшим магистратам империй, которым обладал претор, проявлялся полностью, что позволяло претору руководить действиями должностных лиц, как при ведении военных действий, так и в гражданской сфере.

Согласно Цицерону (De Leg . III. 3) «претор» - это титул, обозначавший консулов как командующих армиями государства; по его мнению, это слово содержит те же составные части, что и глагол praeire (идти впереди). Период и полномочия консульского командования, соответственно, могли называться Praetorium (Liv. VIII. 11). У латинян также существовала должность с названием «претор»; этот же титул Ливий дает стратегу ахейцев.

Впервые должностное лицо, называвшееся собственно претором, было назначено в 366 г. до н.э.; претор избирался только из патрициев, специально создавших эту должность как своего рода компенсацию за то, что им пришлось разделить консульство с плебеями (Liv. VI. 42, VII. 1). До 337 г. до н.э. плебейские преторы не назначались. Претор назывался collega consulibus (коллега консулов) и избирался под теми же ауспициями в центуриатских комициях. Сначала выбирали консулов, затем преторов. (Liv. XLV. 44).

Первоначально претура была чем-то вроде третьего консульства, а основные преторские функции (jus in urbe dicere , Liv. VI. 42; jura reddere , Liv. VII. 1) представляли собой часть функций консулов, - последние, согласно вышеуказанному фрагменту Цицерона, назывались также судьями (judices a judicando). Иногда претор командовал войском государства, а когда консулы отсутствовали и находились в армии, - исполнял их обязанности в городе. Он являлся курульным магистратом, обладал империем и, следовательно, был одним из старших магистратов (Magistratus Majores), но обязан был чтить консулов и повиноваться им (Polyb. XXXIII. 1). Знаками должностного отличия (insignia) претора были шесть ликторов, в связи с чем Полибий называет его ἡγεμὼν или στρατηγὸς ἑξαπέλεκυς, а иногда просто ἑξαπέλεκυς. Плутарх (Sulla , 5) использует выражение στρατηγία πολιτική. В более поздний период претор в Риме имел только двух ликторов (Censorinus, c. 24). Судя по Ливию, первоначально претура предоставлялась консулу предыдущего года. Луций Папирий стал претором после того, как занимал должность консула (Liv. X. 47).

В 246 г. до н.э. был назначен еще один претор, обязанностью которого являлось осуществление правосудия в спорах иноземцев между собой либо в спорах между иноземцами и римскими гражданами; соответственно, он назывался претор по делам иноземцев (Praetor Peregrinus) (Dig. 1. tit. 2 s. 28). Второй претор тогда стал называться Praetor Urbanus “qui jus inter cives dicit”, а иногда просто Praetor Urbanus и Praetor Urbis (городской претор). Функции, которые предстояло выполнять преторам, распределялись между ними по жребию. Если один из них возглавлял армию, то второй исполнял в городе обязанности обоих. Иногда военный империй претора продлевался на второй год. Когда территория государства расширилась за пределы Италии, были учреждены новые преторские должности. Так, в 227 г. до н.э. было назначено два претора для управления Сицилией и Сардинией, и еще два добавлено в 197 г., после создания двух испанских провинций. Из шести преторов два оставались в городе, а остальные выезжали из него (Liv. XLV. 44). Сенат определял их провинции, распределявшиеся затем по жребию (Liv. XXXII. 27, 28). После исполнения судебных функций в Риме претор часто получал управление провинцией с титулом пропретора, а иногда с титулом проконсула. Сулла увеличил количество преторов до восьми, Юлий Цезарь - сначала до десяти, затем до двенадцати, четырнадцати и шестнадцати. (Dion Cassius, XLII. 51, XLIII. 51, и примечания Реймара). Август после нескольких изменений установил число преторов, равное двенадцати. При Тиберии их было шестнадцать. Клавдий назначил двух преторов для разрешения вопросов, связанных с фидеикомиссами, когда количество дел в этом разделе права стало весьма значительным, но Тит оставил только одного такого претора; а Нерва создал должность претора для разрешения споров между фиском и частными лицами. «Таким образом», говорит Помпоний о своем собственном времени, - «восемнадцать преторов осуществляют правосудие (jus dicunt ) в государстве» (Dig. 1. tit. 2 s. 34). Марк Аврелий, согласно Капитолину, (M . Ant . c. 10), назначил претора по делам опеки, что должно было произойти уже после того, как Помпоний написал свое произведение. Основные обязанности преторов были судебными, и, по-видимому, время от времени возникала необходимость увеличивать количество преторов и поручать им особые разделы правосудия.

Иногда на преторов возлагались экстраординарные обязанности: например, в 144 г. до н.э. претору по делам иноземцев постановлением сената было поручено следить за ремонтом некоторых акведуков и препятствовать незаконному использованию воды (Frontinus, De Aquaeduct ., lib. 1).

Городской претор назывался собственно претором и являлся первым по рангу. Как подразумевает название, обязанности удерживали его в Риме и он мог покидать город лишь на срок не более десяти дней. В его обязанности входило руководство Аполлоновыми играми (Ludi Apollinares). Также он являлся главным магистратом, осуществляющим правосудие; эдикты сменявших друг друга преторов внесли большой вклад в развитие и совершенствование римского права. Как городской претор, так и претор по делам иноземцев имели право издавать эдикты (Jus Edicendi) (Gaius, I. 2), и после установления императорской власти их функции в этом отношении, по-видимому, не были ограничены, хотя постепенно должны были сужаться по мере того, как получили распространение императорские указы и рескрипты. Границы власти этих двух преторов обозначались выражением Urbanae Provinciae.

Основная судебная функция претора в гражданских делах состояла в назначении судьи. Только при издании интердиктов претор выносил окончательное решение. Судебные слушания перед претором имели техническое название in jure .

Также преторы председательствовали в судах по уголовным делам. Существовали постоянные судебные комиссии (Quaestiones perpetuae) (Cic. Brut . c. 27) по делам о вымогательстве (Repetundae), незаконном соискании должности (Ambitus), умалении величия римского народа (Majestas) и казнокрадстве (Peculatus), которыми руководили остальные четыре претора - в тот период, когда всего преторов было шесть. В дополнение к ним Сулла создал комиссии по делам о подлоге и лжесвидетельстве (Falsum), об убийствах и отравлениях (De Sicariis et Veneficis) и об отцеубийствах (De Parricidis) и с этой целью добавил еще двух или, согласно некоторым источникам, четырех преторов - ибо сообщения Помпония и других авторов по этому вопросу противоречивы (Sueton. Caesar , 41; Dion Cass. XLII. 51). Претор председательствовал в таких процессах, но вопрос об осуждении или оправдании обвиняемого решался большинством голосов судей.

Осуществляя правосудие, претор восседал на курульном кресле в трибунале - части суда, предназначенной для претора, его помощников и друзей и находившейся напротив скамей (Subsellia), которые были заняты судьями и прочими присутствующими (Cic. Brut . 84). Но претор имел право совершать множество служебных действий вне суда или, как это называлось, e plano или ex aequo loco , в противоположность e tribunali или ex superiore loco : например, в некоторых случаях он имел право утвердить акт манумиссии, находясь на открытом воздухе, например, по дороге в бани или театр. (Gaius, I. 20).

Человек, исключенный из сената, мог вернуть свое звание, получив должность претора (Dion Cassius, XXXVII. 30; Plutarch, Cicero , 17). Саллюстий был назначен претором, ἐπὶ τῷ τὴν βουλὴν ἀναλαϐεῖν (Dion Cassius, XLII. 52).

Преторы в различном количестве существовали до времен поздней империи и продолжали осуществлять правосудие (Cod. 7. tit. 62. s. 17; 5. tit. 71. s. 18).

Как показано выше, функции преторов были главным образом юридическими, и данную статью следует завершить ссылкой на статьи EDICTUM, IMPERIUM, JUDEX, JURISDICTIO, MAGISTRATUS, PROVINCIA. К источникам, ссылки на которые приведены в статье EDICTUM, можно добавить “Die Prätorischen Edicte der Römer, &c., von D. Eduard Schrader, Weimar, 1815”.

Джордж Лонг

© 2006 Перевод О.В. Любимовой

William Smith. A Dictionary of Greek and Roman Antiquities, London, 1870, pp. 956-957.


а) претор
Должность претора была установлена в Риме в 367 г. законами Лициния и Секстия. Избранный на год народным собранием претор осуществлял юрисдикцию (iurisdictio), т.е. ведение гражданского процесса. Необходимо подчеркнуть, что претор не выступал в качестве судьи, другими словами он не разрешал юридического спора между сторонами, но наблюдал, чтобы тяжущиеся стороны следовали точной процедуре, точно формулировали сущность спора и представали перед судом.
Хотя претор не был законодателем, но он стал одним из основных творцов нового права. Причина этого заключалась в следующем. Вследствие своей власти (imperium) претор имел право обнародовать эдикты, имеющие отношение к его должности (ius edicendi). В этих эдиктах он публиковал не только принципы, которым должны следовать тяжущиеся стороны, т.е. составляющие правовую процедуру, но также правовые средства, такие как иски и приказы (actiones et interdicta), которые восполняли гражданское право (ius civile). В случае, когда гражданскому праву не доставало средств для его реализации, претор мог ввести новую правовую меру с помощью своего эдикта. Эти новые меры не только расширяли старое право, но привносили в него гибкость, добрую совесть (bona fides) и справедливость, так как претор заимствовал эти меры, прежде всего из права народов.
Когда претор вступал в должность, он публиковал свой эдикт на белой доске (album praetorium) для публичных объявлений, выставленной на римском форуме (forum Romanum), где претор имел свое кресло в дни, когда проходил судебный процесс (dies fasti). Эдикт претора оставался в силе только в течение года пребывания его в должности и был известен как ежегодный или постоянный эдикт (edictum annum или perpetuum), т.е. преторский эдикт, содержащий программу его деятельности в течение его служебного срока. В течение года могла возникнуть необходимость для издания промежуточного эдикта (edictum repentinum).
Следующий претор обычно использовал эдикт своего предшественника и лишь вносил в него необходимые изменения и дополнения. Определенное неизменное содержание эдикта, которое сохранялось из года в год, называлось edictum tralaticium.
В 67 г. до Р.Х. по закону Корнелия (lex Cornelia) было запрещено претору отклоняться от своего постоянного эдикта, который становился, таким образом, синонимом edictum tralaticium. В 130 г. от Р.Х. преторское творчество было завершено введением Edictum Perpetuum. Таким образом, возникло право магистратов (ius honorarium) отличное от гражданского права (ius civile). Поскольку претор был главным творцом этого права, то оно также получило название ius praetorium. Это право, как уже говорилось, заимствовало многие качества из права народов, тем не менее, ius honorarium не являлось синонимом ius gentium.
б) юристы
первоначально правовые знания были в руках понтификов, так как право (ius) не отличалось от обычая (fas). Хотя кодекс XII таблиц и возникновение должности преторов вторглись в их монополию, но не разрушили ее. Но в нач. III в. до Р.Х. появились юристы, которые не были понтификами. Как уже отмечалось, первый шаг был сделан Гн. Флавием, который опубликовал формулы древней процедуры, также как и календарь dies fasti et dies nefasti. Это получило название ius Flavianum (Pomp.1.2.2.7).
Второе важное событие произошло в 252 г. до Р.Х., когда понтифик Тиберий Корунканий в первый раз дал правовой совет и публичные юридические наставления. Фактически это было в то же время и первым обучением праву.
Наконец, следует упомянуть и о сочинении Секста Элия Пэта "Commentarii tripertita", которое было первым юридическим произведением, адресованным широкой публике, содержащим основы права, истолкование процессуальных формул, комментарий к Законам XII таблиц и сборник судебных формул. Это получило название ius Aelianum, как бы дополнявшее ius Flavianum.
Квинт Муций Сцевола (консул 95 г. до Р. Х) составил систематическое изложение гражданского права в 18 книгах. Он имел также многих учеников. Друг Цицерона, Сервий Сульпиций Руф, написал около 180 книг по праву и также имел множество учеников. Таким образом, постепенно возник отряд юристов. Они стали давать бесплатные советы, ибо эта их деятельность способствовала росту их престижа и авторитета. Они были, как правило, выходцы из патрицианских сенаторских фамилий. Рост влияния юристов был обусловлен усложнявшейся правовой практикой.
Функции юристов можно охарактеризовать следующими латинскими глаголами: respondere, docere. cavere, agere, interpretare и scribere.
Respondere - наиболее важная функция юристов: давать юридический совет своему клиенту. Последний мог быть частным лицом, претором или судьей (iudex privatus). Судьи в эпоху республики были частными гражданами. Эта деятельность юристов стала специфической и получила название responsa prudentium (ответы юристов).
Docere - указывает на обучение праву. Так как ответы давались публично и бесплатно, будущие юристы могли свободно прийти послушать и поучиться.
Cavere - обозначает защиту интересов клиента. Юристы советовали своим клиентам, как соблюдать формальности и не допускать небрежности в правовых делах, как составлять правовые документы, как организовывать судебные процессы.
Interpretare - обозначает интерпретацию и использование существующих правовых норм и принципов. Юристы применяли общие правила к индивидуальному случаю. Но важным аспектом этой деятельности было то, что юристы распространяли Римское право посредством интерпретации и применения его существующих норм и положений. Таким образом, нормы Римского права получали новую область применения, и возникало новое право.
Наконец, scribere - обозначает составлять, писать произведения на тему о праве. Юристы начали писать и это свидетельствовало о том, что право стало систематизированным и возникла юридическая наука, которая и до настоящего времени остается основой юриспруденции. Юридическая наука, развитая юристами, достигла своего апогея в течение первых двух с половиной веков от Р.Х. Это был классический период Римского права, более или менее совпадающий с периодом Принципата.

В Древнем Риме первоначально титул "претор" принадлежал только консулам или диктаторам и относился к ним как к командующим армией государства. В те времена период полномочий консульского командования армией согласно Титу Ливию мог называться Praetorium.

Впервые магистрат, называвшийся претором, вступил в свою должность в 366 году до Р.Х. Эта должность была введена в качестве реакции патрициев на допуск плебеев к занятию консульской магистратуры.
Первоначально претор был кем-то вроде третьего консула и, как магистрат, имевший империй, исполнял часть обязанностей избранных консулов, в первую очередь, их судейские обязанности. Но претор мог иногда командовать и армией государства, а когда консулы отсутствовали в Риме или командовали армиями, претор исполнял функции консулов в городе.
В частности, претор мог заменять отсутствующих консулов при созыве сената, комиций, при наборе войска и т.д.

Когда цензоры прекращали исполнение своих полномочий, претор по поручению сената осуществлял надзор за состоянием общественных зданий и сооружений.

Претор был курульным магистратом, то есть он являлся одним из высших должностных лиц в государстве, но консулам он должен был повиноваться и выказывать им все знаки уважения. Поэтому неудивительно, что первые преторы избирались из консулов предыдущего года, но от этого правила очень быстро отказались, так как для консулов имелась более заманчивая добыча – стать проконсулом какой-либо провинции.

Сразу после введения этой магистратуры преторы избирались только из числа патрициев, но уже с 337 года эта должность стала доступной и для плебеев.

Выборы преторов, которых называли college consilibus (коллега консулов), происходили на тех же центуриатных комициях и при тех же ауспициях, что и выборы консулов. Сначала на Марсовом поле выбирали консулов, а потом – претора (ов).

По закону претором мог стать полноправный гражданин Рима, достигший возраста 39 лет и занимавший должность квестора, однако история немало исключений из этого правила.

В качестве дополнительных инсигний, преторы имели право на курульное кресло, тогу претекста и 6 ликторов.
Praetor urbis при вступлении в должность присягал на верность законам Республики. Затем он всходил на ораторскую кафедру и объявлял свой эдикт (т.е. свод основных законоположений), которым он должен руководствоваться при принятии решений. Это заявление называлось Formula или Lex annua и записывалось большими красными буквами на белой стене (позднее – на выбеленной доске) для широкой доступности всем гражданам Республики.
Остальные преторы также издавали подобные эдикты.

С 246 года в Риме стали выбирать двух преторов, которые разделили между собой, в первую очередь, судейские функции. Старший претор (Praetor Urbis) занимался исключительно делами между римскими гражданами. Младший претор (Praetor peregrinus) занимался судебными делами между иностранцами или между римлянами и иностранцами. Остальные преторские функции распределялись между коллегами по жребию. Если одному из них доставалось командование армией, то другой должен был непременно оставаться в городе.
Часто военный империй претора продлевался на второй срок.

Иногда на преторов возлагались экстраординарные обязанности: например, в 144 г. до н. э. по специальному постановлению сената Praetor peregrinus должен был следить за состоянием и ремонтов акведуков, а также препятствовать незаконному забору воды частными лицами.

Территория римского государства со временем расширялась, и с 227 года до Р.Х. стали избирать еще двух преторов, вначале для управления провинциями Сицилией и Сардинией с Корсикой.
Еще двух преторов стали избирать с 197 года после образования двух провинций в Испании.
Из шести избранных преторов два старших оставались в Риме, а остальные выезжали в провинции, которые между ними распределялись сенатом с помощью жребия.

Гай Гракх провел закон, согласно которому еще перед выборами должностных лиц сенат должен был определить, какие провинцию станут на следующий срок консульскими, а какие - преторскими. Это было сделано для того, чтобы уменьшить влияние консулов на выбор более выгодных провинций. Сенат же должен был назначать консулов в те провинции, где шли военные действия, или которым могли угрожать внешние враги.

После выполнения своих судейских обязанностей в Риме в течение года претор обычно получал в управление одну из провинций в должности пропретора, но иногда претор командовал в провинции, получив титул проконсула.

При Сулле количество преторов было увеличено до восьми, а при Цезаре оно колебалось от 10 до 16, но подробное рассмотрение их функций уже выходит за границы нашей темы. Коротко говоря, они занимались различными судебными проблемами.

Собственно словом "претор" назывался обычно Praetor urbis, или городской претор, который являлся старшим по рангу среди преторов. Он являлся главным магистратом, осуществлявшим правосудие. В его обязанности также входило руководство Аполлоновыми играми, играми в цирке и играми в честь Кибелы. Должностные обязанности должны были постоянно удерживать претора в Риме, так что он мог покидать город на срок не более десяти дней.

Первые преторы в своих судейских функциях занимались только гражданскими делами. Уголовные дела рассматривались на комициях или для их расследования создавались специальные комиссии.
В гражданских делах преторы допускали стороны к процессу, назначали судей и давали им указания. Обычно сам претор не выносил судебных решений. Только при возникновений чрезвычайно спорных ситуаций или ситуаций, которые не могли быть разрешены в рамках существующего права, претор выносил окончательное решение в форме интердикта.

В 149 году до Р.Х. в Риме была проведена очередная судебная реформа и созданы постоянно действующие комиссии, которые разбирали уголовные дела. Теперь все шесть избранных преторов в течение года занимались судебными делами, и только по истечении года они отправлялись в свои провинции.
Два старших претора по-прежнему разбирали гражданские дела, а остальные преторы занимались различными видами уголовных дел. Были учреждены постоянные судебные комиссии по делам о вымогательстве, незаконном соискании должностей, умалении величия римского народа и казнокрадстве, которые возглавлялись преторами.

По предложению Гая Гракха была создана постоянная комиссия для рассмотрения злоупотреблений римских магистратов в провинциях. Возглавлять эту комиссию должен был претор из сословия всадников. В связи с таким назначением, очевидно, должны были быть перераспределены функции остальных преторов, так как об увеличении числа избираемых преторов при этом ничего не известно.

В дополнение к уже существующим постоянно действующим комиссиям Сулла создал еще комиссии по делам о подлогах и лжесвидетельствах, по делам об убийствах и отравлениях и по делам об отцеубийствах. Чтобы судебная система функционировала, Сулла добавил еще двух преторов (по некоторым источникам – четырех) к уже существующим. Так что в I веке до Р.Х. такие уголовные комиссии почти полностью свели на нет судебные функции комиций.

Осуществляя правосудие, претор сидел на курульном кресле в трибунале – это была часть судебного помещения, отведенная для претора, его помощников и друзей и находившаяся напротив скамей, которые занимались судьями и остальными присутствующими. Несмотря на такое почетное положение, претор только председательствовал в этих судебных процессах, а вопрос об осуждении или оправдании обвиняемого решался большинством голосов судей.

При сложении своих полномочий преторы произносили клятву в том, что они добросовестно исполняли свою должность.

Человек, исключенный из сената, мог вернуть свое звание, получив должность претора.

(Продолжение следует)

в Древнем Риме первоначально высшее должностное лицо, уступившее далее место консулу; позже - должностное лицо, главной функцией которого является осуществления городского правосудия.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРЕТОР

(a praeeundo, Cic. legg. 3, 3; qui praeiret iure et exercitu, Varr. l. l. 5, 80), по-гречески????????? или???????, первоначальный титул, который носили консулы и также диктатор (Pr. Maximus). Liv. 3, 55. 7, 3. Когда же в 366 г. до Р. X. консульство сделалось доступно плебеям, то для заведования в городе судебной частью, высшее управление которой принадлежало до тех пор консулам, стал избираться особый сановник, П., как товарищ консулов, исключительно из патрициев, которые вследствие преобладающего положения обладали, без сомнения, наибольшими знаниями в законах. Liv. 6, 42. Он выбирался в центуриатных комициях при тех же авспициях, как и консулы, и под представительством одного из них. Вследствие накопления дел и наплыва иногородцев во время 1-й Пунической войны (в 247 г. до Р. X.) был выбран второй П., qui inter cives Romanes et peregrines ius diceret (Liv. ep. 19. 22, 35); П., qui jus inter cives dicit, стал называться теперь Pr. urbanus или urbis (Liv. 27, 23) и по чину стоял выше второго, почему назывался также Рr. maior (у поэтов также honoratus, напр., Ov. fast. 1. 52). Впрочем, с 337 г. до Р. X. претура сделалась доступна также плебеям. После выбора оба П. бросали жребий относительно отправления своей обязанности по службе (sors urbana и peregrina). Иногда городской П. (который, собственно, никогда не должен был отлучаться из города более чем на 10 дней) принимал на себя обязанности товарища, если тому поручалось командование войском (Liv. 24, 44. 25, 3), подобно тому как он во многих случаях мог заменять также отсутствующих консулов, напр., при созвании сената, комиций, при наборе войска и т. д. Со времени завоевания Сардинии (237 г. до Р. X.) стали выбираться еще два П., так что один оставался в Риме, один в Сицилии, два заведовали Сардинией и Корсикой; в 197 г. присоединились еще два для Испании, по эту и по ту сторону Эбро, так что всего их стало шесть. По lex Baebia, в 180 г. до Р. X. должно было быть попеременно то 4, то 6 П., для того чтобы П. в Испании могли оставаться в должности два года (Liv. 40, 44); но этот закон, как кажется, никогда не применялся. Важная перемена совершилась в начале 7 столетия от основания Рима (с 149 г. до Р. X.) через введение quaestiones perpetuae. Прежде П. имели право решения только в частных делах; о преступлениях, затрагивавших общие интересы или выходивших из ряда вон, решал или народ во время центуриатных и трибунных комиций, или им учреждались для этого особенные комиссии. Тогда все 6 П. в продолжение своего служебного года оставались в городе для руководства этими quaestiones и только по истечении годичного срока уезжали в провинцию (pro praetore); Pr. urbanus и peregrinus (так назывался он во время Империи) удерживали свой круг деятельности; другим поручалось производство отдельных следствий. С числом этих постоянных комиссий (Quaestiones perpetuae) возрастало и число П.: при Сулле их было 8, Цезарь , по своему усмотрению, велел выбирать 10, 12 и даже 14. По Тациту (Tac. ann. 1. 14), Август велел выбирать обыкновенно 12; Тиберий от 12 до 16; впоследствии число их возросло; напр., при Нероне доходило, вероятно, до 18. ср. Tac. ann. 14, 28. После того как городской П. вступал в свою должность и присягал законам, он всходил на ораторскую кафедру и объявлял свое Edictum, т. е. свод основных законоположений, которые должны руководить им при его решениях (Cic. fin. 2, 22); оно называлось также Formula или Lex annua и писалось большими красными и черными буквами на белой стене, а впоследствии на выбеленной доске, unde de piano recte legi posset. Другие П. издавали подобные же эдикты. Далее на обязанности городского П. лежало устройство и распоряжение играми в честь Аполлона (Apollinaria), в цирке (Circenses) и в честь Цибелы (Megalensia). Liv. 25, 12. 27, 23. Juv. 11, 192. В те годы, в которые не было цензоров, городскому П. поручалось сенатом также попечение о сохранении общественных зданий (sarta tecta exigebat, Cic. Verr. 1, 50). Во времена императоров П. (так же как и консулы) сохранили свой круг деятельности, но верховная инстанция императора более и более подавляла влияние этой должности (поэтому Tac. ann. 4, 6: sua praetoribus species); когда же praefectus praetorio, a вскоре и praefectus urbi постепенно завладели большей частью ведомства юстиции (см. Iudicium, Судопроизводство , 21), П. получали только особые поручения по судебным делам и управлению (напр., praetores aerarii). В следующее затем время их главной обязанностью было попечение об играх, которые именно по вопросу об издержках были разделены между ними. Tac. ann. 1, 15. Законный возраст П. был 40 лет; по правилам он должен был быть раньше квестором; но были и исключения. Выбор П. происходил в центуриатных комициях на campus Martius; Тиберием он был предоставлен сенату. Вступление в должность происходило одновременно с консулами, следовательно, обыкновенно в январские календы; по окончании года П. слагали с себя должность с произнесением клятвы, что они добросовестно исполняли свою должность. Знаками достоинства П. были Toga praetexta (Cic. Mur. 9) и Sella curulis (Liv.