Понятие и становление международного уголовного права. Становление международного уголовного права Международное уголовное право

Определение международного уголовного права.

В самом общем виде словосочетание «международное уголовное право» содержит в себе несколько значений. Под международным уголовным правом, в первоначальном значении, принято понимать весь комплекс правовых норм, регулирующих взаимоотношения государств в сфере борьбы с преступностью. В этом отношении оно включает в себя все международные конвенций и другие договоры по таким вопросам сотрудничества государств, как уголовное производство, разрешение конфликтов юрисдикций, экстрадиция задержанных, передача уголовного производства, передача заключенных для отбывания наказания в своей стране и т. д. В последнее время, правовые нормы, предусматривающие ответственность за преступления уголовного характера, совершенные военнослужащими за рубежом в ходе военных операций, также рассматриваются как часть международного уголовного права. Наднациональное уголовное право европейских государств, основанное на законодательных актах Европейского Союза в уголовно-правовой сфере, также соответствует значению данного словосочетания. Международное уголовное право может пониматься как совокупность норм, регулирующих сотрудничество государств и международных организаций по пресечению и наказанию преступлений международного характера . Под последними понимается практически любое преступление, запрещенное международными договорами: от фальшивомонетничества и отмывания преступных доходов, пиратства и незаконной торговли оружием или наркотиками, до работорговли и сексуальной эксплуатации. Наконец, самое узкое значение «международного уголовного права» – это комплекс международно-правовых норм, направленных на борьбу с международными преступлениями , под которыми понимаются только самые тяжкие преступные деяния, вызывающие обеспокоенность мирового сообщества, к которым относятся геноцид, преступления против человечности и военные преступления, развязывание агрессивной войны, международный терроризм.

Истоки международного уголовного права.

Германское уголовное право привязывалось к родовой общине преступника, наказание которого, как правило, определялось законом места совершения преступления. В средние века в автономных городах Ломбардии преступники передавались суду по месту ареста, даже если это не было местом их жительства или местом совершения преступления. Постглоссаторы во главе с Бартолусом энергично отстаивали принцип территориальности, но, принимая в расчет отсутствие у иностранцев правовых знаний, в определенной степени признавали принцип пассивной персональности. Средневековое французское право исходило из положений Гуго Гроция «или выдать или наказать», и принцип закона места ареста применялся только в случае, если преступника не выдавали. Под влиянием естественного права и взглядов Руссо после революции 1789 года во Франции закон места совершения преступления признается в качестве единственного критерия подсудности. В связи с расширением местного судопроизводства в качестве гарантии против необоснованного укрепления королевской власти, английское уголовное право развивалось по территориальному принципу.

Принципы юрисдикции в международном уголовном праве.

На суше.

В законодательствах различных государств юридические принципы, которые устанавливают сферы применения уголовного права, существенно различаются. Первые три принципа, приведенные ниже, своим появлением вызваны требованиями самосохранения государства как токового. Четыре последних – обеспечивают взаимодействие и доверительные отношения между государствами.

  1. Принцип территориальности подразумевает, что место совершения преступления является основанием для уголовной юрисдикции государства. Он является выражением территориального по своему характеру государственного суверенитета, а также презумпции, что преступление затрагивает интересы того государства, где оно совершено. Отдельной проблемой является случай, когда преступление было полностью или частично совершено за пределами государственных границ. В законодательстве большинства континентальных европейских стран, в том числе России, господствует теория повсеместности, иными словами, каждая территория, где фактически осуществлялась какая-то часть преступного деяния, признается местом совершения преступления. Например, если человек отправляет ядовитое печенье из Германии жителю США, а получивший его человек будет отравлен, то обе страны Германия и США обладают юрисдикцией по данному делу. В то же время, в англо-американское законодательство склоняется к теории последствия, т.е. юрисдикцией обладает государство, на территории которого наступили негативные последствия. Хотя нормы нескольких штатов США также признают теорию повсеместности.
  2. Принцип протективности или принцип безопасности предполагает, что факт причинения ущерба интересам государства является основанием для уголовной юрисдикции соответствующего государства, вне зависимости от места совершения преступления. Данный принцип широкое признание получил только в последнее столетие, как мера, призванная упростить преследование за преступления, совершенные иностранцами за рубежом, например, против безопасности государства.
  3. Принцип пассивной персональности (гражданства потерпевшего) устанавливает, что основанием уголовной юрисдикции государства является факт причинения ущерба его гражданину или организации даже за пределами территории государства. Юрисдикция, основанная на пассивной персональности, в течении долгого времени рассматриваемая как спорная, сегодня не только закреплена в законодательстве некоторых государств, но почти не вызывает возражений, по крайней мере, касательно некоторых категорий правонарушений. Так, действие принципа пассивной персональности оправдано применительно к актам терроризма и другим серьезным преступлениям.
  4. Принцип активной персональности или принцип гражданства (преступника) предполагает, что государство имеет высшую юрисдикция над своими гражданами. Если гражданин государства совершает преступление за рубежом, и не был осуждён судом иностранного государства, по возвращении он может быть подвергнут осуждению по уголовному законодательству своего государства при условии, что действия ими совершенные являются преступлением lex loci (т. е. является преступлением по закону места совершения ). Этот принцип был введен во Франции в 1866 году, за серьезные преступления с условием lex loci за незначительные правонарушения, и безусловно за серьезные преступления. В уголовном законодательстве Германии данный принцип всегда применяется с условием lex loci . Англия признает данный принцип со времен Генриха VIII; в настоящее время он применяется к наиболее тяжким преступлениям против личности – убийствам и непредумышленным убийствам, совершенным гражданином Великобритании, а также некоторым другим видам правонарушений. В США применяется к государственной измене и некоторым другим чрезвычайным преступлениям. Принцип гражданства находится в противоречии с принципом территориальности, предполагающим, что юрисдикция в определяющей степени базируется на месторасположении деяния, нежели на гражданстве вовлеченного лица.
  5. Принцип представительного отправления уголовного правосудия, основанный на положении aut dedere aut punire (лат. либо выдать, либо наказать ). Если иностранный преступник, независимо по какому основанию не выдается, он может быть наказан в государстве проживания. Данный принцип, реализующий неотвратимость ответственности за противоправное деяние, означает, что лицо, совершившее преступление, должно понести наказание в стране, где оно было задержано, или в стране совершения преступления, либо в стране, в наибольшей степени пострадавшей от преступления. Почти все многосторонние конвенции (например, Женевские конвенции 1949 года), принятые в послевоенное время, касающиеся защите международных интересов, придерживаются данного принципа.
  6. Принцип универсальности предполагает судебное преследование иностранного преступника в государстве, где он был задержан, независимо от законодательства государства, в котором было совершено преступное деяние, и независимо от возможности его выдачи. Принцип универсальности дополняет территориальный принцип и принцип активной персональности, обеспечивая возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, не являющихся гражданами государства, за преступления, которые совершены ими на территории иностранного государства. Международными договорами лишь в единичных случаях предусматриваются общие основания для универсальной юрисдикции, например, в отношении определенных преступлений, таких как незаконный оборот наркотиков, оружия и взрывчатых веществ, а также международный терроризм.
  7. Современный принцип разделения ответственности (или юрисдикции) закрепляет право (а в некоторых случаях и обязанность) государств осуществлять уголовную юрисдикцию, базирующуюся исключительно на правовой природе преступления безотносительно места совершения этого преступления, гражданства преступника или потерпевшего или любой другой связи с государством, осуществляющим такую юрисдикцию. Использование этого принципа означает, что государство гражданства или места постоянного проживания преступника и / или потерпевшего, а также государство совершения преступления соглашаются с признанием и исполнением приговора, произведенного за границей. Этот принцип можно встретить, например, в Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15 мая 1972; в Европейской конвенции о международной действительности судебных решений по уголовным делам от 28 мая 1970 года, с дополнительной Конвенцией о передаче осужденных лиц от 21 марта 1983 года; в Европейских конвенциях о наказании за нарушения правил дорожного движения и о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными лицами от 30 ноября 1964; а также в ряде двусторонних договоров о взаимном исполнении иностранных приговоров между США, Канадой и Мексикой.

На морских и воздушных судах.

Принцип закона флага означает что, морское судно подчиняется исключительно юрисдикции государства регистрации (статья 92 (1) Конвенции по морскому праву 1982 года). Такое же положение применяется к воздушным судам. Однако существуют серьезные ограничения, касающиеся осуществления уголовного права государством регистрации. Следует сразу отбросить устаревшую теорию, которая отражает представлении о судне как перемещающейся территории государства. Применения принципа закона флага в открытом море дает право государствам реализовывать соответствующее национальное законодательство на морских судах. Это же можно сказать по отношению к воздушным судам, но в более узком смысле. Справедливость этого принципа подлежит определенным ограничениям, прежде всего, во время нахождения судна в иностранном порту или в иностранных территориальных водах. Вопреки решению по делу «Лотуса» (Франция против Турции 1927 год,), согласно которому к столкновениям судов в море должен применяется принцип повсеместности, в Международной конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся уголовной юрисдикции по делам о столкновении судов или других происшествий, связанных с судоходством, от 10 мая 1952 года в обязательном порядке закрепляется принцип инцидента , означающий, что в случае столкновения судов место аварии является решающим критерием для определения юрисдикции. В Конвенции по морскому праву 1982 года содержатся новые положения о юрисдикции в отношении расследований морских аварий (статья 94 (7)) и о уголовной юрисдикции прибрежного государства на борту иностранного коммерческого судна (статья 27).

В статье 3 Токийской конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов от 14 сентября 1963 года предусматривается право государства регистрации (помимо других государств) осуществлять юрисдикцию в отношении преступлений и актов, совершенных на борту воздушных судов. Согласно статье 4 Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 года Договаривающиеся государства обязываются совместно устанавливать свою юрисдикцию над уголовными преступлениями на основании принципа государства регистрации или аренды, принципа территориальности места посадки и принципа «aut dedere aut punire». В Монреальской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 23 сентября 1971 года закрепляются те же принципы в более общем виде.

Уголовное право Европейского Союза.

До 2007 года уголовное право было частью третьей опоры ЕС – сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере. В пределах третьей опоры не применялись принципы верховенства и прямого действия права ЕС – главной формой принятия решений было межправительственное сотрудничество.

Принцип верховенства права ЕС становится основным во всех сферах, в том числе в уголовно-правовой, после вступления в силу Лиссабонского договора 2007 года, ликвидирующего деление Европейского Союза на опоры. Единственным видом основ законодательства Союза в уголовном праве становится директива. Издаются рамочные решения, определяющие признаки и наказания в отношении преступных деяний, которые носят «транснациональный» характер или посягают на интересы ЕС, такие как: терроризм, фальшивомонетничество, отмывание денег, торговля людьми, коррупция, незаконный оборот наркотиков и т. д.

Принцип взаимного признания судебных решений означает, что правовое мероприятие, установленное судебным решением в пределах юрисдикции одного государства-члена ЕС, должно быть немедленно признано, а при необходимости, и выполнено во всех других государствах-членах ЕС, обеспечивая в них аналогичный или подобный правовой результат. Принцип взаимного признания указывает на то, что национальное правосудие не помогает, а выполняет решения судебной инстанции другого государства-члена ЕС. В связи с этим, была утверждена Программа мероприятий, направленных на имплементацию принципа взаимного признания по уголовным делам от 12.02.2001 года, которая состоит из 24 мероприятий. Главным результатом этих усилий стало принятие Рамочного решения о европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами; Рамочного решения об исполнении в Европейском Союзе решений о замораживании имущества или доказательств; Рамочное решение о европейском ордере на получение доказательств в целях получения предметов, документов и данных для их использования в рамках уголовных процедур.

Развитие субстантивного международного уголовного права.

Концепция правомерных и неправомерных средств и методов ведения войны, разработанная в естественном праве, не могла найти должного применения, так как принцип государственного суверенитета, господствующей во второй половине 18-го века, не признавал надгосударственную компетенцию какого-любого суда. Наполеон после его окончательного разгрома был объявлен общим заключенный всех держав-победительниц, но без какого-либо юридического обоснования. Бисмарк в 1871 году прямо отверг возможность наказание противника за военные преступления. Нечеткая формулировка статьи 227 Версальского мирного договора 1919 года устанавливала общие принципы политической и моральной ответственности, но не обязательную ответственность согласно нормам уголовного права. Во время Второй мировой войны на самом высоком политическом уровне было решено, что конкретные лица должны нести уголовную ответственность за международные преступления, которые были разделены на три категории, а именно: преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности.

Так как не существовало юридического прецедента наказания за участие в создании и осуществлении плана или заговора по развязыванию агрессивной войны, ни один из подсудимых международного военного трибунала в Нюрнберге не был приговорен к смерти только на этом основании. С другой стороны, существовали многочисленные прецеденты преследования и наказания за военные преступления. В мирных договорах еще за долго до для участников войны предусматривалась амнистия, от которой отказались в Мирном договоре после Первой мировой войны, но и само понятие международного уголовного преступления вплоть до окончания Второй мировой войны оставалось неясным. Отчасти поэтому, несмотря на то, что немецкие адмиралы Редер и Дениц были признаны виновными в ведении подводной войны с нарушениями правил Лондонского протокола от 6 ноября 1936 г., ограничивающего средства и методы ведения морской войны, трибунал оправдал их за эти преступления, в свете того, что американский главнокомандующий тихоокеанского флота адмирал Нимиц дал показания о том, что американский флот действовал точно так же. Приговор специального американского трибунала против японского генерала Ямасита за непротивление жестокости своих солдат на Филиппинах является первым прецедентом в своем роде. Более поздние карательные рейды против гражданского населения, а также ведение беспорядочного артиллерийского огня и ковровых бомбардировок войсками США в ходе Вьетнамской войны, как указывает один из обвинителей на нюрнбергском процесса Тейлор, также являются наказуемыми нарушениями международного публичного права.

Нормы международного уголовного права.

Нормы международного права выражаются в форме международных конвенций или международного обычая. Квалификация и наказание за уголовные преступление, в отличии от международно-правовой ответственности, определяется исключительно нормами договорного права или национального законодательства, следуя классическим римским правовым формам: nullum crimen sine lege (нет преступления, если молчат законы) и nulla poena sine lege (нет наказания, если молчат законы). Основания юрисдикции, базирующихся на приведенных выше принципах, устанавливаются в соответствии с положениями международных конвенций.

Общие положения.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1946 г., в которой подтверждаются Принципы международного права, признанные статутом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении этого Трибунала. Резолюция имеет только декларативный, а не обязательный характер. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности принятая ООН 26 ноября 1968 г., а также Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказания за него от 30 ноября 1973 г. Они так и не были подписаны западными государствами. Резолюция Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1973 г. – Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества (без ссылки на Вторую мировую войну), в которой основными принципами юрисдикции над военными преступниками признаются принцип гражданства и территориальный принцип.

Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества 1996 г. содержат в себе принципы ответственности физических лиц, соучастников, государства за уголовные преступления, положения об уголовном процессе и исполнении наказаний, а также дается определение и устанавливается международная ответственность за агрессию, геноцид, преступления против человечества и военные преступления В Резолюции «Универсальная уголовная юрисдикция в отношении преступления геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений» от 26 августа 2005 г. Институт международного права счел возможным осуществление универсальной юрисдикции в отношении указанных преступлений.

Преступления против мира.

Определение агрессии приводится в резолюции Генеральной Ассамблеей ООН от 14 декабря 1974 года, которая представляет собой скорее подкрепление решений Совета Безопасности ООН, чем описание состава преступлений. Таким же образом дается определение агрессивной войны и ее правовые последствия в Декларации о принципах международного права принятой ООН 24 октября 1970 года. В преамбуле Международной конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него от 30 ноября 1973 года, апартеид характеризует как серьезное угроза международного мира и международной безопасности.

Военные преступления.

Определение почти всех военных преступлений содержится в четырех Женевских конвенциях 1949 года, в двух Дополнительных протоколов к ним 1977 года. Среди этих преступлений умышленное нападение на гражданских лиц и гражданские объекты, пытки и бесчеловечное обращение, взятие в заложники и т. д. Методы имплементации этих положений на национальном уровне могут широко варьироваться.

Преступления против человечности.

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1949 г. охватывает большинство преступления против человечности. Апартеид также определяется как преступления против человечности согласно Конвенции 1973 года по этому вопросу. Генеральная Ассамблея ООН приняла 10 декабря 1984 Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В настоящий момент определение преступлений против человечества дано в Римском статуте Международного уголовного суда, принятом на дипломатической конференции 17 июля 1998 г.; он относит к юрисдикции Суда четыре категории преступлений: геноцид, военные преступления, агрессию и преступления против человечности.

Уголовные преступления международного характера.

Уголовными преступлениями международного характера считаются следующие умышленные деяния:

  • коррупция (Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г.);
  • (Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством от 7 сентября 1956 г.);
  • торговля людьми (Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее от 15 ноября 2000 г.);
  • сексуальная эксплуатация (Конвенция о борьбе с торговлей людьми и c эксплуатацией проституции третьими лицами от 2 декабря 1949 г.);
  • легализация (отмывание) преступного дохода (Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма принятая в Варшаве 16 мая 2005 года);
  • фальшивомонетничество (Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков подписанная в Женеве 20 апреля 1929 г. и Протокол к ней);
  • незаконный оборот оружия (Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему от 31 мая 2001 г.);
  • незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ (Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года);
  • распространение порнографии (Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими подписанная в Женеве 12 сентября 1923 г. и Протокол об изменениях к ней от 12 ноября 1947 г.);
  • преступления, совершенные на борту воздушного судна (Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов от 14 сентября 1963 г.);
  • угон воздушных судов (Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г.);
  • преступления против безопасности гражданской авиации (Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации от 23 сентября 1971 г.);
  • преступления против лиц, обладающих международным иммунитетом (Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 14 декабря 1973 г.);
  • захват заложников (Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г.);
  • пиратство (Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г.);
  • преступления против безопасности морского судоходства (Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, Рим 10 марта 1988 г. и протоколы к ней);
  • терроризм (Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 16 декабря 1997 г. и Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 г.);
  • финансирование терроризма (Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г.);
  • незаконные операции с культурными ценностями (Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности принятая в Париже 14 Ноябрь 1970 г.);
  • умышленный разрыв или повреждение подводного кабеля или трубопровода (Конвенция по охранению подводных телеграфных кабелей подписанная в Париже 14 марта 1884 г.).

История становления В 1296 г. до н. э. был заключен договор между царем хеттов Хаттусилем III и египетским фараоном Рамсесом II о выдаче беглых рабов; Венский конгресс 1815 г. , была принята Декларация в отношении рабства и работорговли; Принятие Устава Международного военного трибунала 1945 г. государствами-победителями во II мировой войне; Вынесение приговора Нюрнбергским трибуналом главным нацистским преступникам; В 1947 г. Комиссия международного права занялась разработкой Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

Отечественная наука Н. М. Коркунов Л. В. Иногамова-Хегай Г. В. Игнатенко И. И. Карпец Н. В. Жданов Е. Г. Ляхов

Современный этап Конгрессы по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями; Основной координирующий орган ООН по борьбе с преступностью - Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС); Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию

Международное уголовное право - система правовых принципов и норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с совершением международных преступлений и преступлений международного характера и обеспечивающих взаимодействие государств и международных организаций в борьбе с этими преступлениями.

Принципы Принцип ответственности только за деяние, признанное преступлением нормой международного уголовного права; Принцип неотвратимости уголовной ответственности; Никто не должен быть судим вторично или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны; Должностное положение лица, совершившего преступление по международному уголовному праву, не освобождает его от уголовной ответственности; Неприменение срока давности к военным преступникам и лицам, виновным в совершении преступлений против мира и безопасности человечества

Источники Международные договоры; Обычные нормы; Судебные прецеденты; Решения международных организаций; Общие принципы права; Национальные уголовно-правовые нормы.

Источники Международные договоры: 1) Лондонский договор о борьбе с работорговлей 1841 г. ; 2) Брюссельский Генеральный акт о борьбе с работорговлей 1890 г. ; 3) 13 Гаагских Конвенций о законах и обычаях войны 1907 г. 4) Женевская Конвенция о запрещении торговли женщинами и детьми 1921 г. ; 5) Женевская Конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г. ; 6) Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. ; 7) 4 Женевских Конвенций о защите жертв войны 1949 г. ; 8) Гаагская Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. ; 9) Единую Конвенция о наркотических средствах 1961 г. ; 10) Конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. ; 11) Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. ; 12) Европейская Конвенция о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями 1964 г. ; 13) Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. ; 14) Европейская Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. и др.

Имплементация Инкорпорация почти дословное внесение международноправовой нормы во внутреннее право Примером таковой может быть норма о разработке, производстве, накоплении, приобретении или сбыте оружия массового поражения (химического, биологического, токсинного, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ). Она соответствует нескольким международным конвенциям о запрещении оружия массового поражения: -Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г. ; -Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. и др. Трансформация нормы международного уголовного права учитываются во внутригосударственном законодательстве либо в меньшем объеме, либо наоборот, к норме международного уголовного права добавляются дополнительные признаки В Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. дается исчерпывающее понятие пытки. В УК о пытке в качестве квалифицирующего признака истязания лица, а также принуждения к даче показаний. Иначе говоря, положения этой Конвенции имплементированы в российский УК в ограниченном варианте.

Временем совершения преступного деяния считается время осуществления преступного деяния (действия/бездействия) независимо от времени наступления общественно опасных последствий. (Конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» от 20 декабря 1988 г.) При определении действия закона в пространстве используется понятие «юрисдикция» - правоприменительная деятельность государственных органов, область действия государственной власти. Территориальная юрисдикция означает распространение государственной власти на всех лиц, находящихся на его территории Экстратерриториальная юрисдикция состоит в распространении правовых норм государства на деяния, совершенные вне пределов этого государства Действие во времени, в пространстве

Выдача (экстрадиция) - основанный на международных договорах и общепризнанных принципах международного права акт передачи обвиняемого или осужденного государством, на территории которого он находится, другому государству, чьи интересы затронуты или гражданином которого он является, для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора. Виды выдачи: A. для уголовного преследования; B. для исполнения приговора; C. на время. Институт выдачи

Преступления Проект статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния 2001 г. делит международно-противоправное деяние на 2 вида: Международное преступление (сложное правонарушение); Международное правонарушение (простое правонарушение).

Международные преступления посягательства на основы мирового сообщества, на мир, мирное сосуществование между народами и государствами, безопасные условия существования всего человечества.

Агрессия - применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или какимлибо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций. (Устав Нюрнбергского Трибунала)

Апартеид бесчеловечные акты, совершаемые с целью установления и поддержания господства одной расовой группы людей над какой-либо другой расовой группой людей и ее систематического угнетения (Международная Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.)

Геноцид - действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какуюлибо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую. (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.)

Экоцид - массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. (Конвенция о запрещении военного или любого другого враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.)

Рабство и работорговля Рабство - состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них. Работорговля - всякий акт захвата, приобретения или уступки человека с целью продажи его в рабство; приобретения невольника с целью продажи его или обмена; уступки путем продажи или обмена невольника, приобретенного с целью продажи или обмена, равно как и вообще всякий акт торговли или перевозки невольников (Конвенция относительно рабства 1926 г.)

Военные преступления a. b. c. d. e. f. g. Нарушения законов или обычаев войны: убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью; другие преступления (Устав Нюрнбергского трибунала) Принуждение военнопленного служить в вооруженных силах неприятельской державы (III Женевская Конвенция об обращении с военнопленными) Наемничество - формирование специальной когорты людей, основной профессией которых являются массовые убийства, истязания, разрушение и разграбление национального имущества по корыстным мотивам. (Дополнительный протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, к Женевским Конвенциям о защите жертв войны 1949 г.) К военным преступлениям неприменим срок давности (Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, ООН 1968; Европейская конвенция о неприменимости срока давности к преступлениям против человечества и к военным преступлениям, 1974).

Преступления против человечества Нападение на любых гражданских лиц - поведение, предпринимаемое в целях проведения политики государства или организации. Истребление - умышленное создание условий жизни, которое рассчитано на уничтожение части населения, в частности лишение доступа к продуктам питания и лекарствам. Порабощение - осуществление любого собственности в отношении личности. Депортация - насильственное перемещение лиц, подвергшихся выселению или иным принудительным действиям, из района, в котором они законно пребывают. Принудительная беременность - незаконное лишение свободы женщины, которая стала беременной принудительно, с целью изменения этнического состава какого-либо населения или совершения иных серьезных нарушений международного права. Преследование – умышленное и серьезное лишение основных прав вопреки международному праву по признаку принадлежности к той или иной группе или иной общности. Насильственное исчезновение людей - арест, задержание или похищение людей государством или политической организацией или с их разрешения, при их поддержке или с их согласия, при последующем отказе признать такое лишение свободы или сообщить о судьбе или местонахождении этих людей с целью лишения их защиты со стороны закона в течение длительного периода времени. правомочия, связанного с правом

Преступления международного характера (конвенционные)– уголовно-наказуемые деяния, совершаемые физическими лицами, посягающие на интересы двух или более государств, т. е. представляющие международную опасность; относятся к смежным деяниям; совершаются индивидами, не являющимися должностными лицами государства и не действующие от его имени, а наоборот вопреки законодательству; рассматриваются только как деятельность физических лиц и не будут присваиваться государству.

Преступления международного характера: посягательство на лиц, пользующихся международной защитой; незаконный захват воздушных судов; незаконные акты, направленные против безопасности морского судоходства; пиратство; захват заложников; незаконный захват и использование ядерного материала; незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ; подделка денежных знаков; рабство, работорговля, институты и обычаи, сходные с рабством; эксплуатация проституции третьими лицами; распространение порнографических изданий; незаконные операции с культурными ценностями и т. д.

Международный терроризм - терроризм, осуществляемый под руководством зарубежных лиц, организаций или государств. Террористические организации: Организация освобождения Палестины; Аль-Каида; Талибан; «Братья-мусульмане» .

Международный терроризм Борьба с терроризмом 9 декабря 1994 г. Ген. Ассамблея ООН приняла Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма; Систему антитеррористических конвенций образуют 16 международных соглашений (Конвенция о преступлениях, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г. , Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. и т. д.); Контртеррористический комитет; Комитет по Аль-Каиде, Комитет по Талибану и Комитет 1540.

Похищение и иное насильственное исчезновение людей посягают на одно из неотъемлемых прав лица - право физической свободы, состоящее в распоряжении своим местонахождением в пространстве по собственному усмотрению. (Декларация «О защите всех лиц от насильственных исчезновений» 1992 г.)

Пытка - любое действие, которым лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, с целью получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по другой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или при их подстрекательстве, или с их ведома или молчаливого согласия. (Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.)

Экономические преступления Легализация доходов от преступной деятельности (отмывание); Конверсия или передача имущества, заведомо полученного преступным путем; Приобретение, владение или использование имущества, заведомо добытого преступным путем; (Страсбургская Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. ; Рамочное решение Евросоюза об отмывании денег, идентификации, выявлении, замораживании или изъятии и конфискации орудий совершения преступления и доходов от преступной деятельности 2001 г.)

Коррупционные преступления Коррупция - подкуп официальных лиц, как должностных, так и представляющих интересы частных корпораций в связи с осуществлением ими своих полномочий и связанные с ним преступления. (Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях 1996 г.)

Преступления против здоровья и общественной нравственности Незаконное распространение наркотических средств и психотропных веществ. (Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 г. , Конвенция о психотропных веществах 1971 г. , Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.) Распространение порнографии (Международная Конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими 1923 г. , Договор о борьбе с распространением порнографических изданий 1910 г.)

Виды санкций (Римский статут): лишение свободы на определенный срок, исчисляемый в количестве лет, не превышающем максимального срока в 30 лет; пожизненное лишение свободы за исключительно тяжкий характер преступления и с учетом индивидуальных обстоятельств лица, признанного виновным в его совершении; штраф; конфискация доходов, имущества и активов, полученных прямо или косвенно в результате преступления, без ущерба для прав bona fide (добросовестных) третьих сторон.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ Организация Объединенных Наций: Генеральная Ассамблея (Комитете по социальным и гуманитарным вопросам, Комитете по правовым вопросам); Совет Безопасности (Комитет 1267 (Комитет по санкциям), Контртеррористический комитет). Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС); Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Управление ООН по наркотикам и преступности (УНПООН): Программа ООН по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП); Центр по международному предупреждению преступности (ЦМПП). Хардип Сингх Пури, Председатель Контртеррористического Комитета

КОНГРЕССЫ ООН ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ И УГОЛОВНОМУ ПРАВОСУДИЮ собираются под эгидой ЭКОСОС регулярно, раз в 5 лет; предоставляют возможность для обмена информацией и передовым опытом между странами и профессионалами, работающими в данной области; в рамках конгрессов принимаются акты рекомендательного и унификационного характера для совершенствования уголовного и уголовнопроцессуального законодательства государств проводились в разных частях мира, а именно: в 1955 г. - в Женеве, в 1960 г. - в Лондоне, 1965 г. - в Стокгольме, в 1970 г. - в Киото, в 1975 г. - в Женеве, в 1980 г. - в Каракасе, в 1985 г. - в Милане, в 1990 г. - в Гаване, в 1995 г. - в Каире, в 2000 г. - в Вене, в апреле 2005 г. - в Бангкоке.

ИНТЕРПОЛ Генеральная Ассамблея Исполнительный комитет Генеральный Секретариат Национальные центральные бюро уголовная регистрация (организуется Генеральным Секретариатом по специальной методике в целях идентификации как преступников, так и преступлений); международный розыск преступников; международный розыск лиц, пропавших без вести; международный розыск похищенных ценностей; сбор информации по вопросам борьбы с преступностью, ее обобщение, обработка и распространение с помощью технических средств и публикаций в печати. Штаб-квартира - Лион (Франция)

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ Европол Повышение эффективности деятельности соответствующих компетентных органов власти государств - членов ЕС и укрепление сотрудничества с ними в борьбе с особо опасными формами международной преступности; Сфера подмандатной деятельности: терроризм; незаконная торговля ядерными и радиоактивными веществами; контрабанда оружия, боеприпасов и взрывчатки; расизм и ксенофобия; незаконная торговля наркотиками; торговля людьми, включая детскую проституцию. Евроюст оказание помощи государствамчленам по расследованию наиболее опасных преступлений, и координация их действий в этой области на этапе предварительного следствия; обращение к компетентным органам государств - членов Союза с запросами о возбуждении уголовных дел и привлечении к ответственности по фактам конкретных преступлений; оказание информационной поддержки ведущимся расследованиям; содействие выдачи преступников

Международная уголовная юстиция Нюрнбергский военный Трибунал; Токийский военный Трибунал; Международные уголовные Трибуналы ad hoc (Югославия, Руанда); Международный уголовный Суд; Смешанные (гибридные) уголовные трибуналы. Здание Трибунала в Гааге, Нидерланды. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и судьи Трибунала.

Международный уголовный суд 17 июля 1998 г. на Дипломатической конференции полномочных представителей в Риме был принят Статут Международного уголовного Суда. В основе документа лежат 3 принципа: принцип дополнительности (комплементарности); принцип работы только с наиболее серьезными преступлениями, касающимися всего международного сообщества в целом; Статут должен оставаться в области общего международного права Суд применяет: свой Статут, элементы преступлений, правила процедуры и доказывания; договоры, принципы и нормы международного; общие принципы права, включая там, где это уместно, внутренние законы государств, которые при обычных обстоятельствах осуществляли бы юрисдикцию в отношении данного дела. может заимствовать из своей правовой практики решения по предыдущим делам.

Международный уголовный суд Президиум Апелляционное отделение Председатель и 2 вице-председателя избираются судьями сроком на 3 года Состоит из председателя и 4 других судей Судебное отделение 6 судей Отделение предварительного производства 6 судей Канцелярия Прокурора Секретариат В настоящее время Суд состоит из 18 членов, которые были избраны сроком на 3, 6 и 9 лет Ассамблеей государств-участников. Прокурор и его заместители избираются государствами -участниками Статута сроком на 9 лет

Государства-участники Государства становятся участниками МУС (а преступления, совершённые их гражданами или на их территории - подсудными ему) по факту ратификации Римского статута. К октябрю 2010 года Римский статут ратифицировали 114 государств во всём мире. Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 года, однако ещё не ратифицировала его и, таким образом, государством-участником Международного уголовного суда не является. Ряд стран принципиально возражает против самой идеи МУС как ограничивающей суверенитет государств и дающей неопределённо широкие компетенции суду; среди них США, Китай, Индия, Израиль и Иран. По состоянию на октябрь 2010 года 31 государство-участник МУС относятся к африканским государствам, 15 - к азиатским, 18 - из Восточной Европы, 25 - из Латинской Америки и Карибского бассейна и 25 - из «Западной Европы и других государств» .

Международные преступники Виктор Бут (бывший российский военный переводчик). Снабжал деньгами и оружием преступные режимы и террористические движения по всему миру. В числе его клиентов «Талибан» и «Аль-Каида» . Андраник Еремян. Разыскивался правоохранительными органами двух государств: на территории Германии за совершение похищения людей с целью их дальнейшего выкупа, на территории Армении за многочисленные убийства, в том числе заместителя министра обороны Армении.

Международные преступники Алимжан Тохтахунов. Обвиняется в США в торговле наркотиками, оружием и крадеными автомобилями. Инкриминируются: -сговор с целью совершения аферы с использованием банковских переводов, -сговор с целью попытки подкупа, связанного со спортивными состязаниями, -афера с использованием банковских переводов, -подкуп в области спортивных состязаний и ведение международных переговоров с целью подкупа. Доку Умаров («российский Усама бен Ладен»). Террорист взял на себя ответственность за организацию взрывов в московском метро и в аэропорту «Домодедово» в 2010 году.

Международное уголовное право является специфической отраслью права. Существует множество подходов к определению предмета и метода науки, большое количество теорий, закладываемых в её сущность и понятие. Чтобы дать правовую оценку применяемых подходов к определению понятия, места и назначения международного уголовного права, оценить состояние науки в целом на её современном этапе развития, необходимо, для начала, проследить её историческое развитие, становление и формирование базовых институтов международного уголовного права.

Международное уголовное право берёт начало в глубокой древности, несмотря на то, что формироваться эта отрасль начала лишь с конца ХIХ столетия. Ещё в государствах, где господствовал рабовладельческий строй, правители договаривались между собой о совместных усилиях по подавлению восстаний своих рабов. Так в договоре, который был заключён в 1296 году до нашей эры между Хаттушилем III, царём хеттов, и Рамсесом II, египетским фараоном, речь шла о том, что: "Если Рамсес разгневается на своих рабов, когда они учинят восстание, и пойдёт усмирять их, то заодно с ним должен действовать и царь хеттов; если кто - либо убежит из Египта и уйдёт в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать, но вернёт в страну Рамсеса". Итак, мы видим, что институт экстрадиции возник ещё в глубокой древности. Правители древнейших государств: Месопотамии, Греции и Рима договаривались между собой о выдаче лиц, совершивших преступления на территории, находящейся под управлением другого государства, а также выдаче беглых рабов. В рабовладельческую эпоху появляются и нормы, касающиеся обмена военнопленными и с их обращением. Так, во время Пунической войны один из римских полководцев

был взят в плен карфагенянами, а после был отпущен в Рим для переговоров и обменом военнопленными.

Ярким примером сотрудничества по уголовно - правовым вопросам являются договоры Древней Руси и Византии. Этими договорами предусматривались обязательства обеих сторон по преследованию и наказанию преступников за убийство, кражи и грабежи, телесные повреждения. Договорами предусматривались наказания лиц, совершивших преступления на территории Византии - русскими и на территории Руси - греками. Нормы о выдаче преступников содержались и в Пространной Правде 1209 года.

В феодальной Европе начали складываться основы международного обычая по предоставлению дипломатических привилегий и неприкосновенности послов, который включал в себя иммунитет от уголовного преследования за совершенное преступление на территории государства, которое принимает этого дипломата.

Одно из распространённых преступлений международного характера в наше время - пиратство, также имеет древнее происхождение. Римским правом и правом Древнего Китая пиратство признавалось одним из опасных преступлений, государства на протяжении многих столетий вели с пиратами жестокую борьбу. Но известно большое количество случаев, когда пираты находились на королевской службе и именовались каперами. Каперов, как отважных мореплавателей с немалым опытом в сражениях, использовали на случай военных действий, либо в патрулировании и охране морских вод, находящихся под юрисдикцией того или иного королевства, но сильно удалённых от суши. Им было дозволено нападать на иностранные торговые корабли тех королевств, с которыми король, нанявший капера на службу, вёл войну или имел нейтральное отношение к ним. За такое "разрешение" каперы отдавали большую часть захваченного груза короне. Известнейший пират сэр Дрейк, находящийся на службе у британской короны, совершил великое географическое открытие, проплыв всё восточное побережье

Африки, обогнув южный мыс, через пролив вышел в Атлантический океан. Этот пролив и назван именем этого мореплавателя. Тем не менее, пиратство являлось оплотом ужаса и страха, господствующих в водах Мирового океана. В общей сложности, пираты занимались не только разбойными нападениями и грабежами, но и работорговлей.

Наивысший пик процветания работорговли приходился на XVII - XIX века. Рабы завозились из колониальных африканских стран в европейские державы и Новый Свет. Их труд, в большинстве своём, использовался в земледелии, строительстве и для производства дорогостоящих продуктов и товаров - сахара, например. Обустраивались целые плантации, где сахарный тростник выращивали, собирали, его стебли перетирали между железными жерновами и давили сок, в так называемых, варочных печах. Этот процесс по добыче сахара был очень трудоёмким, крайне сложным и даже опасным для жизни, поэтому сахар являлся одним из самых дорогих товаров на рынке, приносил огромную прибыль "сахарным магнатам", владельцам большого количества плантаций и, соответственно, рабовладельцам. Венский конгресс 1815 года впервые осудил торговлю африканцами, в 1818 году, в Аахене, работорговля впервые была признана преступлением, Российская Империя, Австрия, Пруссия, Франция и Великобритания - участники Лондонского многостороннего договора 1841 года приравняли работорговлю к пиратству. Страны - участники этого договора получили право останавливать подозрительные суда, проводить обыск и, если на судне находились рабы, освобождать их, а преступников передавать для привлечения к уголовной ответственности той стране, под чьим флагом находился корабль.

Итак, можно заметить, что международное уголовное право на этапах своего исторического развития представляло собой отрасль права, состоящую, преимущественно, из одного института, института экстрадиции. Многие государства, в дальнейшем, стали принимать свои собственные, законы об экстрадиции. В большинстве своём, нормы, закреплённые в уже существующих международных договорах и соглашениях, заимствовались,

то есть происходила имплементация международных норм в национальное законодательство. Это такие государства, как Великобритания, Голландия, Бельгия. Понятие института выдачи видоизменялось, приобретая более сложную форму. Это связано с усложнением общественных отношений и, как следствие, увеличением объёма законодательной базы государств. Один из первых российских учёных - юристов Ф. Ф. Мартенс отмечал, что международное уголовное право в основном сосредоточено вокруг учения о выдаче преступников.1 В. Э. Грабарь подчёркивал, что всё международное уголовное право до ХХ столетия сводилось, в принципе, к двум вопросам: действию закона в пространстве и выдаче преступников.2

С возникновением буржуазии и развитием капиталистических отношений совершенствуется внутреннее уголовное право государств. В уголовных законах ряда европейских стран появляются нормы о преступлениях против мира, против добрососедства государств, именуемых сегодня международными преступлениями. И, хотя, указанные нормы того времени преследовали, главным образом, цель обеспечения национальной внешней безопасности государства, а не сохранение мира между народами и государствами, тем не менее, они содействовали формированию международно - правовых норм и обычаев по борьбе с международными преступлениями против мира, поддержания дружественных отношений

регламентировались нормы, предусматривающие уголовную ответственность за козни и другие преступления, направленные против союзников Франции. Под кознями понимались действия лица по установлению отношений с иностранным государством с целью побудить его к развязыванию военных действий с Францией. Это деяние каралось смертью. В Уголовном уложении

России 1903 года уголовная ответственность инкриминировалась лицам за надругательство над государственным гербом иностранной державы, насилие в отношении представителей зарубежных государств, нападение на иностранных граждан.

Для формирования концепции и нормативно - правовой основы международного уголовного права важнейшее место занимали международные документы по вопросам борьбы с преступлениями международного характера, а именно конвенции, предусматривающие обычаи и законы ведения военных действий. Так, к началу ХХ века были разработаны и приняты такие акты, как: "Женевская конвенция для улучшения участи раненых и больных в действующих армиях 1906 года", 13 Гаагских конвенций 1907 года, где речь шла о правилах морской и сухопутной войны, Лондонская декларация 1909 года "О праве морской войны".

Ужасы первой Мировой войны показали необходимость усовершенствования интернационального законодательства. Преследовалась основная цель - выявление и наказание военных преступников. Так, Версальский мирный договор 1919 года регламентировал нормы об ответственности физических лиц за преступления, совершённые во время войны, то есть деяний, направленных против мира и общественной безопасности, выходящие за рамки внутригосударственного права. На основе Версальского договора были разработаны проекты документов для привлечения к международной уголовной ответственности кайзера Вильгельма II и его союзников за военные преступления. Но из-за нечёткости формулировок самих международных преступлений, отсутствия опыта рассматривать такие дела, эти лица остались безнаказанными.

Итак, нужно заметить, что международное уголовное право, как отрасль права, начала формироваться на рубеже конца XIX - начала XX века. Нормы этой отрасли находились ещё на стадии зарождения и формирования, государства находились в поиске путей по разрешению

вопросов о подсудности, ответственности за преступления мирового масштаба, несущих угрозу мировому сообществу, подрывающих мирное сосуществование государств.

Впервые, понятие международного уголовного права сформулировал Ф. Ф. Мартенс как совокупность юридических норм, определяющих условие международной судебной помощи государств друг другу при осуществлении ими своей карательной власти в области международного общения.4 Вопрос определения понятия международного уголовного права, как в отечественной, так и в зарубежной науке является на сегодняшний день дискуссионным. Выделяют следующие основные концепции по определению понятия международного уголовного права:

Международное уголовное право представляет собой самостоятельную комплексную отрасль права (Л. Н. Галенская, В. А. Номоконов, И. И. Карпец, Ю. А. Решетов, Л. В. Иногамова - Хегай);

Международное уголовное право является подотраслью международного публичного права (А. В. Наумов, И. И. Лукашук, В. П. Панов);

Международное уголовное право является самостоятельной отраслью международного права (И. В. Фисенко, А. Р. Каюмова, А. Г. Кибальник);

Международное уголовное право является составной частью внутригосударственного уголовного права.

Итак, понятие любой отрасли права необходимо давать, определив, первостепенно, предмет и метод правового регулирования.

Предметом регулирования современного международного уголовного права являются общественные отношения, возникающие в силу совершения международных преступлений и преступлений международного характера, включая вопросы определения состава преступления, пределов и меры наказания, выдача виновных в совершении преступления лиц, судопроизводства и приведение наказания в исполнение. Стоит отметить гибридный характер предмета данной науки, поскольку она охватывает нормы уголовного права, уголовно - процессуального права, уголовно - исполнительного права не только в рамках национального законодательства, но и в рамках общепринятых международных стандартов в области борьбы с преступностью.

Основополагающим методом, регулирующим правоотношения такого рода, является уголовное принуждение, которое основывается на нормах национального права и международных договорах. Международное уголовное право, по своей сути, представляет комплекс выработанных механизмов и мер по достаточно обоснованному привлечению к международной уголовной ответственности виновных лиц, за совершённые ими деяния интернационального масштаба. Как следствие, уголовное принуждение выражается в порицании государствами и международными организациями криминального поведения виновного. Стоит отметить, что сущность уголовного принуждения не видоизменяется в зависимости от того, вменяется ли оно национальным судом государства в соответствии с уголовно - правовыми нормами внутригосударственного права или судом, имеющим международный статус.

Руководствуясь вышеизложенным, я прихожу к выводу, что международное уголовное право является комплексной отраслью права, то есть включает в себя международно - правовые нормы и национальные нормы уголовного и уголовно - процессуального права.

И. В. Фисенко утверждает, что международное уголовное право является отраслью международного права. У него есть свой предмет - предотвращение, расследование и наказание за международные преступления и преступления международного характера, осуществляемые на основе международных соглашений, как с помощью системы международных органов, так и с помощью национальных средств, которые в совокупности образуют систему международной уголовной юстиции.

Существует система международного уголовного права как отрасли. Ей свойственен особый способ правового регулирования.5 В связи с этим утверждением учёный даёт своё определение международному уголовному праву как совокупности принципов и норм права, регулирующих отношения сотрудничества государств по предупреждению и наказанию за совершение международных преступлений и преступлений международного характера.6 Приведённое определение нашло поддержку в широких научных кругах. В. П. Панов охарактеризовал его как "научно обоснованное". А. Г. Кибальник всецело разделяет позицию И. Фисенко: " Всё это позволяет определить международное уголовное право как самостоятельную отрасль, входящую в единую систему международного права, состоящую из международно - правовых норм и решений международных организаций, определяющих преступность деяния и пределы ответственности за его совершение, а также регламентирующих иные уголовно - правовые вопросы в целях охраны мирового правопорядка ".7

С полной уверенностью можно сказать, что международное уголовное право ни в коем случае нельзя признавать как самостоятельную отрасль общего международного права, поскольку субъектами международного права выступают государства, международные организации, народы и нации. А преступления совершаются индивидами, то есть физическими лицами или группами лиц, а они, в свою очередь, находятся вне сферы действия и регулирования международного права. Но с другой стороны, государства и межправительственные организации тоже могут нести ответственность в рамках международного уголовного права. Она будет носить международно - правовой характер. Агрессия, геноцид, военные преступления и международный терроризм - только за этот перечень преступлений возможна ответственность целого государства. Но существование этого небольшого перечня международных преступлений, по моему мнению, не даёт достаточных всецелых оснований для отнесения международного уголовного права к отрасли международного права.

В. П. Панов считает, что международное уголовное право является отраслью международного публичного права. В доказательство этого предположения, он приводит следующий аргумент: " По нашему мнению, науку международного уголовного права нельзя рассматривать в качестве самостоятельной, изолированной от международного права. В доктрине общепризнанным является то, что международное уголовное право - это самостоятельная отрасль международного публичного права. Поэтому и наука международного уголовного права не может выйти за его рамки ";

"Международное уголовное право изучает вопросы, связанные с международным регулированием межгосударственных отношений, складывающихся в процессе их совместной борьбы с международной преступностью".8 Как уже было отмечено мной, предметом рассматриваемой отрасли права является само преступление, а субъектами выступают физические лица, с одной стороны, а с другой могут выступать и государства, межправительственные и международные организации. Суждение, что субъектами данного рода правоотношений выступают государства, априори не верно. В доктрине международного публичного права, кроме указанного учёным В. Пановым, действует и другое правило. Согласно ему международную уголовную ответственность могут нести лишь

только физические лица, а не государства. То есть индивид отвечает за совершённое преступное деяние международного масштаба перед государствами и международными организациями.

Ещё одна позиция, которая принимается и обосновывается множеством учёных, что международное уголовное право является составной частью национального законодательства. Можно привести достаточно большое количество аргументации в пользу этой теории.

1. На основании части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.9 Исходя из этого положения, закрепленного в отечественной Конституции впервые, между прочим, следует то, что заинтересованные лица, национальные суды, в частности, могут прямо ссылаться на нормы международного права в случаях, требующих их применения.

2. Нормативная база международного уголовного права, в большей степени, определена совокупностью нормативно - правовых норм уголовного, уголовно - процессуального, уголовно - исполнительного права различных государств. Это объясняется тем, что национальное уголовное право имеет более развитую науку и систему.

3. Нормы международного уголовного права обязательно имплементируются в уголовное право различных стран, международные преступления инкорпорируются в национальное уголовное законодательство.

4. Нормы международного уголовного права реализуются, в большинстве случаев, национальными судами и уголовно - исполнительными учреждениями.

Но всё же, на мой взгляд, трудно считать международное уголовное право составной частью внутригосударственного уголовного права. Международные уголовно - правовые нормы разрабатываются и утверждаются специализированными международными органами, имеющими особый статус. Нормы такого рода имеют неоспоримый 15 статьи Конституции Российской Федерации: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".10 Часть 2 статьи 1 Уголовного кодекса Российской Федерации гласит: "Настоящий кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права".11 Приведённые нормы отечественного права ещё раз подчёркивают, что международное право является приоритетным, то есть вышестоящим над национальными законами в силу статуса принимающих их органов. Если обратиться к международным органам, осуществляющим судопроизводство в отношении конкретных дел, то именно они отправляют правосудие по делам, с участием лиц, обвинённых в совершении преступных деяний мирового масштаба. Это такие международные органы, как: трибуналы по бывшей Югославии и Руанде, свою юрисдикцию на международные преступления распространяет Международный уголовный суд, Нюрнбергские и Токийские трибуналы, которые хоть и не действуют на сегодняшний день, но практика их деятельности не канула в лету и широко используется в действующих трибуналах. Такие обстоятельства показывают, что очень трудно определить международное уголовное право как составную часть национального. Несомненно, взаимосвязь этих отраслей очевидна, они взаимодополняют друг друга, привносят коррективы в существующие

коллизии. Так, нормы международного уголовного права не содержат конкретных наказаний за международные преступления. Наказания определяются уголовными законами различных стран. Даже если Международный суд при вынесении приговора определяет вид и меру наказания, то оно будет исполняться в соответствии с уголовным законом и в рамках, определённых этим законом, на территории той страны, которая определена для приведения приговора в силу. В национальное уголовное законодательство вносятся новеллы, определяющие ответственность за транснациональные преступления. Например, совсем недавно в Уголовный кодекс Российской Федерации была внесена новая статья, определяющая уголовную ответственность за акт международного терроризма.

Итак, принимая во внимание существующие и проанализированные мной точки зрения по поводу определения понятия международного уголовного права, определения предмета и метода этой науки, в результате чего был сделан вывод об её комплексности, можно сказать, что изучаемая отрасль права является самостоятельной, при наличии следующих факторов, подтверждающих это суждение:

Международное уголовное право нельзя определить как отрасль международного публичного права, как составную часть общего международного и внутригосударственного права;

Наличие собственного предмета и методики международно - правового регулирования данной науки;

Наличие источников, которые имеют свою специфику, особый статус, который выражается в превосходстве норм над национальным правом.

Определение понятия международного уголовного права наиболее точно и корректно даёт Л. В. Иногамова - Хегай: "Международное уголовное право представляет собой систему правовых принципов и норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с совершением международных преступлений и преступлений международного характера и обеспечивающих взаимодействие государств и международных организаций в борьбе с этими преступлениями".12 Приведённое определение, на мой взгляд, является универсальным, всеобъемлющим и всеохватывающим для

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО»

ЛЕКЦИЯ № 1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА (2 ЧАСА)

Понятие и значение международно-правовой борьбы с преступностью. Проблема интернационализации преступности в современном обществе. Преступность как глобальная проблема современности. Экономические, социальные и криминологические аспекты преступности.

История международного сотрудничества государств в области борьбы с преступностью. Борьба с преступностью в древности, в Средние века и в двадцатом веке. Основные тенденции международно-правовой борьбы с преступностью в 21-м веке.

Процессуальные права в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Развитие международно-правовых стандартов в области отправления правосудия в решениях Европейского суда по правам человека.

Международное право о смертной казни. Основания и пределы применения смертной казни. Гарантии лиц, приговоренных к смертной казни. Международное право о способах смертной казни.

Международные стандарты обращения с заключенными.

Международные стандарты отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

Международное уголовное право представляет собой систему прин­ципов и норм, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с пре­ступлениями, предусмотренными международными договорами.

В настоящее время уже практически не вызывает сомнений тот факт, что международное уголовное право сформировалось именно как отрасль международного права.

Становление данной отрасли международного права можно отнести к XIX в.

Однако отдельные институты этой отрасли международного права начали формироваться гораздо раньше. Прежде всего это относит­ся к институту экстрадиции (выдачи преступников). Еще в 1296 г. до н.э. был заключен договор между царем хеттов Хаттусилем III и египетским фараоном Рамсесом II о выдаче беглых рабов, которые по законам того времени являлись преступниками. Договор гласил: «Если кто-либо убе­жит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задер­живать, но вернет в страну Рамсеса»1.

Но наибольшую активность в вопросах сотрудничества по борьбе с уголовными преступлениями международного характера государства проявили именно в XIX в. Примером тому Венский конгресс 1815 г., на котором была принята специальная Декларация в отношении рабства и работорговли. В 1818 г. Аахенский конгресс рабство и работорговлю признал преступной. Буквально через два десятка лет договором между Россией, Австрией, Англией, Францией и Пруссией (1841 г.) работор­говля была приравнена к пиратству и военным кораблям стран - участ­ниц договора была предоставлена возможность останавливать и обыски­вать подозреваемые в работорговле суда, освобождать рабов и предавать виновных органам правосудия.

На рубеже вв. в отечественной науке международного пра-

ва вопросами становления международного уголовного права занима­лись Н. М. Коркунов и Ф. Ф. Мартене. Н. М. Коркунов обосновал необ­ходимость совершенствования международного уголовного права, а Ф. Ф. Мартене посвятил международному уголовному праву отдельную главу в своей книге «Современное международное право цивилизован­ных народов»2.

В целом в современной науке международного права нет единого подхода к пониманию правовой природы международного уголовного права. В этом плане научная литература весьма обширна. Проблемы ме­ждународного уголовного права освещались А. М. Бастрыкиным, И. П. Блищенко, С. В. Бородиным, Л. Н. Галенской, В. Э. Грабарем, Н. В. Ждановым, Г. В. Игнатенко, Л. В. Иногамовой-Хегай, И. И. Карпе-цом, Е. Г. Ляховым, В. О. Меркушиным, Л. А. Моджорян, В. С. Овчин-

Цит. по: Панов В. П. Международное уголовное право. М., 1997. С. 8.

Коркунов Н. М. Опыт конструкции международного уголовного права // Журнал уголовного и гражданского права. СПб., 1889. № 1; Мартене Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб.. 1905. Т. 2.

§ 1. Понятие и становление международного уголовного права

ским, В. П. Пановым, Н. И. Пашковским, К. С. Родионовым, В. В. Усти­новым и др.

Следует отметить, что специалисты в области международного права на Западе и в России допускали возможность того, что уголовно-право­вые проблемы, возникающие в связи с совершением деяний преступно­го характера, могут себя проявлять и в области межгосударственных от­ношений.

Можно сказать, что вопрос о преступности действий как госу­дарственных органов, так и физических лиц возник в рамках международного права прежде всего в связи с войнами, наносящими не­поправимый ущерб государствам и всему мировому сообществу. Пре­ступность войны, противоправные методы ведения вооруженных кон­фликтов - вот та база, на которой начали возникать международные нормы уголовной ответственности физических лиц.

Началом кодификации международного уголовного права можно считать принятие в 1945 г. Устава Международного военного трибунала. Далее процесс кодификации нашел свое отражение в Уставе Токийского трибунала 1946 г., Уставе Международного трибунала по Югославии 1993 г., Уставе Международного военного трибунала по Руанде 1994 г. и Статуте Международного уголовного суда 1998 г.

Огромную роль в становлении международного уголовного права сыграли конвенции о запрете рабства и работорговли; преступности и наказуемости фальшивомонетничества; терроризма; незаконного обо­рота наркотических средств и психотропных веществ и др. Данные до­говоры, а также соглашения о правовой помощи по гражданским, се­мейным и уголовным делам и соглашения о выдаче преступников со­ставляют основной массив источников международного уголовного права.

Фундаментом международного уголовного права, стержнем его систе­мы являются общие и специальные принципы. В качестве общих прин­ципов данной отрасли следует назвать принцип неприменения силы и уг­розы силой, принцип мирного разрешения международных споров, прин­цип невмешательства во внутренние дела государств, принцип уважения прав и основных свобод человека, принцип сотрудничества. Специальные принципы международного уголовного права получили закрепление в Ус­таве Международного военного трибунала 1945 г., Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав и основных свобод чело­века 1950 г. и др. Специальные принципы можно разделить на две груп­пы, в зависимости от источников закрепления.

К первой группе относятся принципы, признанные Уставом Между­народного военного трибунала 1945 г.: запрещение агрессивных войн; неотвратимость уголовного наказания за преступления против междуна­родного права; должностное положение лица, совершившего междуна­родное преступление, не освобождает его от персональной ответствен­ности; если государство не устанавливает наказания за действия, кото­рые международным правом отнесены к категории преступлений против мира и человечества, то это не является обстоятельством, освобождаю­щим виновного от международной уголовной ответственности; непри­менение сроков давности к военным преступникам и др.

Глава XX. Международное уголовное право

Вторую группу специальных принципов составляют нормы, ленные в актах, направленных на защиту прав и основных свобод чело­века. К ним относятся: презумпция невиновности; запрещение пропа­ганды войны, рабства, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания; принуждение к даче показаний и признанию своей вины; осуществление правосудия только судом; гласность судебного разбирательства; равенст­во лиц перед законом и судом; право на защиту, на бесплатного перево­дчика в суде, на обжалование приговора суда; право лишенных свободы на гуманное обращение и уважение достоинства.

Таким образом, международное уголовное право представляет собой систему общепризнанных международно-правовых принципов и норм, регулирующих сотрудничество между субъектами международного права по предупреждению преступлений и привлечению виновных физических лиц к ответственности за совершение международных преступлений и преступлений международного характера, оказанию судебной помощи, проведению расследования, уголовного преследования и судебного разби­рательства, применению и исполнению меры наказания, обжалованию и пересмотру судебных решений.

Еще по теме § 1. Понятие и становление международного уголовного права:

  1. § 2. Международное уголовное право в системе национального уголовного права России
  2. § 3. Международное уголовное право в системе национального уголовного права зарубежных государств

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология - Международное право -