Основанием назначения административного наказания является совершение лицом. Правила назначения административных наказаний. Общие правила назначения наказаний: административные правонарушения

  • 7. Механизм административно-правового регулирования
  • 8. Административно-правовые нормы: понятие, основные черты и виды
  • 9. Административно-правовые отношения: понятие, структура и виды. Юридические факты
  • 10. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации
  • 11. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  • 12. Понятие и административно-правовой статус органа исполнительной власти
  • 13. Виды органов исполнительной власти
  • 14. Единая система органов исполнительной власти и принципы ее построения
  • 15. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
  • 16. Правовой статус Правительства Российской Федерации
  • 17. Система федеральных органов исполнительной власти
  • 18. Административно-правовой статус предприятий и учреждений
  • 19. Административно-правовой статус общественных объединений
  • 20. Понятие, виды и принципы государственной службы
  • 21. Административно-правовой статус государственных служащих
  • 22. Прохождение государственной службы
  • 23. Понятие и виды форм государственного управления
  • 24. Административно-правовые акты управления, их основные черты и виды
  • 25. Требования, предъявляемые к административно-правовым актам управления, последствия их несоблюдения
  • 26. Понятие административного процесса, его основные черты и принципы
  • 27. Административные производства и их виды
  • 28. Производство по жалобам и заявлениям граждан
  • 29. Понятие и виды методов государственного управления
  • 30. Убеждение как метод государственного управления
  • 31. Поощрение как метод государственного управления
  • 32. Административный договор и договорная деятельность публичной администрации
  • 33. Административно-правовой режим: понятие и виды
  • 34. Законность и дисциплина в государственном управлении, способы их обеспечения
  • 35. Государственный контроль в сфере управления и его виды
  • 36. Надзор органов прокуратуры, формы реагирования на нарушения законности
  • 37. Понятие административного принуждения, его особенности и виды
  • 38. Меры административного предупреждения
  • 39. Меры административного пресечения
  • 40. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  • 41. Понятие административной ответственности и её отличие от других видов юридической ответственности
  • 42. Административное правонарушение: понятие и юридический состав
  • 43. Виды составов административных правонарушений
  • 44. Административные правонарушения в сфере общественного порядка и безопасности: виды и правовая характеристика
  • Глава 20 КоАп рф содержит виды составов правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
  • 45. Обстоятельства, служащие основанием освобождения от административной ответственности
  • 46. Административные наказания: понятия и виды
  • 47. Правила назначения административных наказаний
  • 48. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения
  • 49. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, задачи и структура
  • 50. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
  • 51. Рассмотрение дела об административном правонарушении
  • 52. Процессуальные сроки
  • 53. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
  • 54. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
  • 55. Дисциплинарная ответственность по административному праву
  • 56. Материальная ответственность по административному праву
  • 57. Основы организации государственного управления в различных сферах жизнедеятельности общества
  • 58. Государственное управление в социально-политической сфере
  • 59. Государственное управление в социально-экономической сфере
  • 60. Государственное управление в социально-культурной сфере
  • 47. Правила назначения административных наказаний

    Наказание назначается строго в пределах санкции статьи, установленной КоАП или законом субъекта.

    Только тот вид, который указан в санкции.

    Выбор конкретного наказания определяется усмотрением судьи или должностного лица, рассматривающего дело.

    Усмотрение заключается в том что:

    Может применить или не применить дополнительное наказание

    Может выбрать наказание в альтернативной санкции

    Может выбрать наказание в вилке, указанной в санкции

    При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

    При назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, суд может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

    При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

    Применение макс. и мин. наказания обосновано, как и выбор более тяжкого вида наказания. Привлечение лица к ответственности не освобождает его от исполнения обязанности, за неисполнение которой он привлекается к ответственности. Привлечение к административной ответственности не исключает последующего привлечения к гражданско-правовой ответственности. Более того, установление незаконности действия будет преюдициальным фактором. Есть перечни смягчающих и отягчающих обстоятельств (ст.4.2 и 4.3). Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

    При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

    Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

    Если срок давности привлечения к административной ответственности истек, то дело об не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит немедленному прекращению вне зависимости от любых других обстоятельств на любой стадии.

    48. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения

    Согласно ст. 4.2 КоАП установлены обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Перечень смягчающих обстоятельств является открытым (то есть суд может признать любое иное обстоятельство смягчающим, кроме 2 случаев: обстоятельство является отягчающим или является конструктивным элементом состава).

    Таковыми признаются:

    1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

    2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

    3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

    4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

    5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

    6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

    7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

    8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

    9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

    10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

    Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

    Перечень отягчающих обстоятельств является закрытым, при этом суд, орган или другое лицо с учетом обстоятельств дела может признать данное обстоятельство в конкретном деле не отягчающим обстоятельством. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются (ст.4.3 КоАП РФ):

    1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

    2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;

    3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

    4) совершение административного правонарушения группой лиц;

    5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

    6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

    Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

    Обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

    Могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

    А.А. Осипов, к.ю.н., юрисконсульт ООО "Профи-М", автор многочисленных практических и научно-практических статей.

    Как известно, административные наказания являются одним из видов административно-принудительных мер. Статья 3.1 КоАП устанавливает, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция).

    Административные наказания существенно отличаются от иных мер административного принуждения прежде всего своей функционально-целевой направленностью.

    На практике нередки случаи, когда нарушитель, исполнив назначенное ему наказание, продолжает противоправную деятельность. В связи с этим Кодекс закрепляет положение, в соответствии с которым назначение наказания не освобождает лицо от исполнения соответствующей обязанности (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ). Например , уплатив штраф, назначенный за нарушение правил пожарной безопасности, виновный также обязан устранить имеющееся нарушение.

    Только административное наказание является установленной государством мерой ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя.

    За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (ч. 1 ст. 3.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях):

    • предупреждение (ст. 3.4);
    • административный штраф (ст. 3.5);
    • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6);
    • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7);
    • лишение специального права, предоставленного физическому лицу (ст. 3.8);
    • административный арест (ст. 3.9);
    • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10);
    • дисквалификация (ст. 3.11);
    • административное приостановление деятельности (ст. 3.12).

    В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 - 4, 9 ч. 1 ст. 3.2.

    Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 - 9 ч. 1 ст. 3.2, устанавливаются только Кодексом РФ об административных правонарушениях.

    Перечень административных наказаний, приведенный в ст. 3.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является закрытым, исчерпывающим.

    Содержание административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. В то же время особенность правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что ими причиняется, как правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить который обычно невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере реализации исполнительной власти, носит наказательный характер, т.е. они содержат обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага.

    Разумеется, административным, как и уголовным, наказаниям присущ воспитательный характер. Однако суть и тех, и других санкций состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства.

    Добровольное исполнение правонарушителем наложенного на него наказания (например, уплата штрафа в установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например, при неуплате штрафа взыскание обращается на его имущество).

    Являясь правовым следствием правонарушения, административное наказание причиняет нарушителю менее тяжкие отрицательные последствия, чем уголовное наказание. Вместе с тем признак меньшей суровости может быть принят лишь с оговоркой, поскольку содержание целого ряда административных наказаний (лишение специальных прав, крупные штрафы, конфискация) отнюдь не свидетельствуют о мягкости этих мер.

    Вид и объем ограничений, составляющих содержание административных наказаний, определяются полномочными органами государства, их должностными лицами с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины и имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. При этом индивидуализации ответственности способствует то обстоятельство, что административно-правовые санкции, как правило, являются относительно-определенными.

    Например , штраф за продажу подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки составляет в отношении юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения (ст. 15.12 КоАП).

    Таким образом, уполномоченные органы и их должностные лица имеют возможность выбора размера наказания с учетом содеянного, личности виновного и характера правонарушения, допущенного юридическим лицом.

    Согласно действующему законодательству административные наказания характеризуются той особенностью, что их назначает широкий круг государственных органов и должностных лиц.

    С рассмотренной особенностью административного наказания тесно связан и другой признак этой санкции. Она применяется в процессе специальной деятельности соответствующих юрисдикционных органов и их должностных лиц по разбирательству и разрешению дела об административном правонарушении. Причем осуществляется это разбирательство в относительно простом порядке, что обусловливается самой сущностью административного правонарушения. Административные правонарушения часто настолько бесспорны и очевидны, что одно и то же должностное лицо согласно закону и констатирует факт нарушения, и принимает решение о назначении наказания, и даже тут же приводит его в исполнение (например, взимая штраф на месте).

    Но, несмотря на относительную простоту, порядок производства по делам об административных правонарушениях призван обеспечить достижение истины по каждому делу, законное и справедливое его решение. Применительно к административному наказанию этот порядок его назначения является административно-процессуальным, в рамках которого административные наказания могут быть назначены полномочным органом виновному в совершении административного правонарушения юридическому лицу, не находящемуся в его непосредственном подчинении.

    Применение административного наказания влечет для лица состояние административной наказанности. Это обстоятельство приобретает особое значение при решении вопроса о назначении административного наказания при повторном, неоднократном, злостном, систематическом совершении административного правонарушения в этот период.

    Применение административного наказания в случае рецидива административного правонарушения влечет наступление юридических последствий двух видов:

    1. рецидив может служить обстоятельством, отягчающим ответственность;
    2. рецидив может выступать в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения.

    КоАП (ст. 4.6) устанавливает, что состояние административной наказанности продолжается в течение года со дня окончания исполнения наказания и аннулируется по его истечении автоматически, т.е. без специального решения или санкционирования какого-либо государственного органа или должностного лица. Лицо после истечения этого срока считается не подвергавшимся административному наказанию.

    Назначение административных наказаний

    Порядок назначения административного наказания лицу, виновному в совершении административного правонарушения, урегулирован главой 4 раздела I КоАП. Названная глава посвящена основным правилам назначения административных наказаний. В ней также, кроме общих правил назначения административных наказаний, регламентируются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения; исчисление сроков административного наказания и сроков давности привлечения к административной ответственности; порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и морального вреда.

    Наказание за административное правонарушение назначается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с КоАП, законодательными актами субъектов РФ.

    Общие правила наложения административных наказаний конкретизируют принципы равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и личности нарушителя.

    Принцип равенства перед законом означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

    Из принципа презумпции невиновности следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.

    Законность применительно к назначению административных наказаний заключается в том, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить виновному только то наказание, которое установлено законодательным актом и только в пределах их компетенции и санкции конкретной правовой нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение. При этом законность назначения административного наказания обеспечивается рядом правовых гарантий:

    • в КоАП закреплена система административных наказаний, за пределы которой не может выйти ни один правоприменитель;
    • в каждой правовой норме (статье Кодекса) закреплены вид и размеры наказаний;
    • за административное правонарушение может быть наложено из предусмотренного санкцией правовой нормы ряда альтернативных наказаний только одно основное административное наказание;
    • назначение административного наказания в рамках санкции определяется компетенцией органа и должностным положением правоприменителя. Законом устанавливается, какой орган и какого ранга должностное лицо (руководитель, инспектор и т.д.) может назначить за определенное правонарушение указанное наказание;
    • законом установлено правило, согласно которому за одно и то же административное правонарушение на виновного может быть наложено только одно основное либо основное и дополнительное наказания, установленные за данное правонарушение. При этом не исключается сочетание мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нормативными актами.

    При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

    При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

    Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, избирает прежде всего вид наказания, указанный в санкции нормы. Особенно это важно при альтернативных санкциях, предусматривающих возможность применения различных видов наказаний. Затем он определяет его размер, но при этом не вправе превысить установленный санкцией нормы предел или снизить его ниже минимума. Если же орган (должностное лицо) приходит к выводу о нецелесообразности назначения наказания даже в минимальном в рамках санкции размере, то при наличии установленных законом условий он вправе освободить нарушителя от административной ответственности.

    Особую роль при назначении обоснованного и справедливого административного наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.

    Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда.

    Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое юридическое лицо уже подвергалось административному наказанию; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах.

    Данные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

    Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не может быть расширен юрисдикционными органами и их должностными лицами: он является исчерпывающим, в отличие от перечня смягчающих обстоятельств.

    При совершении одним юридическим лицом нескольких административных правонарушений наказание назначается за каждое правонарушение в отдельности. В то же время, если юридическое лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), наказание назначается в пределах только одной санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному наказанию может быть присоединено одно из дополнительных наказаний, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

    При решении вопроса о привлечении правонарушителя к административной ответственности учитываются давностные сроки назначения административного наказания. Оно не может быть назначено позднее двух месяцев со дня совершения проступка, а при длящихся правонарушениях - двух месяцев со дня его обнаружения.

    Так, например, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 июля 2005 г. N 1487/05 говорится, что Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ не согласился с выводами нижестоящих инстанций о том, что срок привлечения к административной ответственности за эксплуатацию автозаправочной станции без лицензии на момент вынесения соответствующего решения еще не истек. Суды неправильно посчитали, что поскольку дело было рассмотрено в установленный срок и резолютивная часть решения была также объявлена еще в пределах двухмесячного срока, следовательно, не было оснований для отказа в удовлетворении требований о привлечении к ответственности. Вместе с тем согласно абз. 2 ч. 2 ст. 176 АПК РФ датой принятия решения считается дата изготовления решения в полном объеме, поэтому изготовление соответствующего решения в полном объеме за пределами срока, установленного для привлечения к административной ответственности, свидетельствует о пропуске этого срока <1>.

    <1> Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2005. N 11.

    В соответствии со ст. 4.5 КоАП эти сроки не распространяются на нарушения налогового, валютного, антимонопольного, экологического, о защите прав потребителей, таможенного законодательства и на некоторые другие случаи, когда предусмотрен годичный срок давности со дня совершения либо обнаружения административного правонарушения.

    КоАП определяет срок погашения административного наказания, т.е. прекращения состояния административной наказанности нарушителя. Юридическое лицо считается не подвергавшимся административному наказанию, если в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания не совершило нового административного правонарушения со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. Следовательно, совершение этим лицом административного правонарушения за пределами истекшего давностного срока для погашения административного наказания не может рассматриваться как повторное и выступать отягчающим ответственность обстоятельством.

    Важно отметить, что административное наказание в любом случае не должно повлечь за собой более тяжких последствий, чем те последствия, для предотвращения которых оно назначено.

    Рассмотрим пример из судебной практики.

    Постановлением судьи Елизовского районного суда УМП "Г." за нарушение Правил пожарной безопасности в Российской Федерации привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации общежития, расположенного в г. Елизово сроком до 60 суток.

    Проверив в порядке ст. 30.7 КоАП РФ материалы дела по жалобе директора УМП "Г." М., судья Камчатского областного суда постановление изменил, указав следующее.

    В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

    Как видно из постановления, необходимость назначения наказания в виде административного приостановления деятельности судья мотивировал характером совершенного правонарушения, отягчающим административную ответственность обстоятельством, а также наличием непосредственной угрозы здоровью и жизни людей.

    Однако при этом судья не принял во внимание, что назначенное административное наказание в любом случае не должно повлечь за собой более тяжких последствий, чем те последствия, для предотвращения которых оно назначено.

    В частности, судьей не дана оценка тому обстоятельству, что в течение срока приостановления эксплуатации общежития проживающие в нем граждане будут фактически лишены места жительства, что повлечет за собой безусловное нарушение их законных прав и интересов, в том числе создаст угрозу их жизни и здоровью.

    Указанные обстоятельства имеют существенное значение для правильного назначения наказания, однако они не были предметом изучения в судебном заседании и никакой правовой оценки не получили.

    Кроме того, в судебном постановлении в нарушение ст. 3.12 КоАП РФ не приведено никаких доказательств того, что назначение УМП "Г." менее строгого вида административного наказания, чем приостановление деятельности, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

    С учетом изложенного постановление изменено путем замены назначенного наказания в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации общежития на штраф <2>.

    <2> Обзор судебной практики Камчатского областного суда по пересмотру постановлений, решений и определений по делам об административных правонарушениях в первой половине 2007 года.

    Правила назначения административных наказаний предусматривают обязательность для правонарушителя возместить причиненный или имущественный ущерб и моральный вред.

    Если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, то судья при решении вопроса о назначении наказания за административное правонарушение при отсутствии спора вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба.

    Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

    В случаях рассмотрения дела иным уполномоченным органом или должностным лицом вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается судом в порядке гражданского судопроизводства.

    Область применения административного законодательства очень широка. Административная ответственность присутствует практически во всех сферах жизни, о чем говорят названия глав особенной части второго раздела КоАП РФ. На сегодняшний день, Кодекс - единственный федеральный законодательный акт, в котором кодифицирована вся административная ответственность физических и юридических лиц. Административный штраф предусмотрен КоАП РФ в качестве наказания за подавляющее большинство административных правонарушений. Данный вид наказания по своей сущности является денежным взысканием.

    «Административный штраф - это материальная санкция, налагаемая государственными органами и их представителями на граждан, должностных и юридических лиц, совершивших правонарушения в сфере государственного управления, выражающаяся в принудительном взыскании в доход государства денежных средств, в сумме и порядке установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях».Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов / Д.Н. Бахрах и др. 2-е изд. изм. и доп. М.: Норма, 2012. С. 37.

    Известно, что в уголовном праве тоже существует наказание в форме штрафа. По этой причине законодатель пользуется термином «административный штраф», подчеркивая тем самым принципиальное отличие штрафа, назначаемого в качестве уголовного наказания, от штрафа, назначаемого за совершение административного правонарушения.

    Юридическое содержание административного штрафа проявляется в следующем: «административный штраф является основным наказанием (ст.3.3 КоАП РФ); особенностью данного наказания является возможность его установления не только КоАП РФ, другим федеральным законодательством, но и законами субъектов РФ об административной ответственности (ст.3.2 КоАП РФ); штраф, представляя собой административное наказание имущественного характера, в отличие от гражданско-правового, не выполняет компенсационной функции».Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов / Д.Н. Бахрах и др. 2-е изд. изм. и доп. М.: Норма, 2012. С. 153.

    Как правило, штрафы носят относительно-определенный характер. Это означает, что размер штрафа устанавливается с указанием минимального и максимального пределов. Величина административного штрафа - это основной показатель правоограничений, составляющих содержание рассматриваемого вида наказания. Статья 3.5 КоАП РФ определяет минимальный и максимальный размеры административного штрафа, которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений, и определяет величину кратную для определения размера административного штрафа.

    Согласно ст. 3.5. КоАП РФ административный штраф может выражаться в величине, кратной:

    · стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

    · сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин;

    · сумме незаконной валютной операции;

    · сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке;

    · сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках;

    · сумме денежных средств, кратной размеру ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением срока;

    · сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию;

    · сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица;

    · сумме неуплаченного административного штрафа;

    · сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение;

    · сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период правонарушения (но не более 1 года);

    · начальной цене государственного или муниципального контракта при размещении заказа на поставки товаров, оказание работ, услуг;

    · сумме излишнего дохода либо сумме убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком;

    · незадекларированной сумме наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов;

    · сумме средств, полученных из бюджета Российской Федерации, использованных не по целевому назначению;

    · суммам средств, не перечисленных в установленный срок в бюджет Российской Федерации;

    · сумме средств незаконно произведенных операций.

    Таким образом, данной статьей предусматриваются различные варианты определения размеров административного штрафа. При этом штраф является величиной переменной и зависящей от условий развития экономической жизни. Назначаемый размер административного штрафа не может быть менее 100 (ста) рублей, а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения менее 500 (пятисот) рублей. Максимальный размер штрафа зависит как от порядка его исчисления, так и от субъекта, привлекаемого к административной ответственности. В качестве субъекта привлекаются к административной ответственности, как физические лица, так и организации, нарушившие нормы административного законодательства.

    В КоАП РФ значительно возросло количество норм, которыми установлены повышенные размеры административных штрафов. Установление повышенных размеров штрафа в целом увязывается с характером правонарушения, размером причиненного вреда, степенью вины правонарушителя, его имущественным положением и иными существенными обстоятельствами деяния.

    Данная ситуация вполне объяснима. Правонарушители просто перестали реагировать на штрафы, размеры которых минимальны. Такая ситуация обусловлена повышением уровня жизни граждан: средний размер заработной платы растет. Соответственно, должны увеличиваться и санкции, дабы правонарушители смогли ощутить все негативные последствие от неправомерного поведения, и это служило бы им уроком. Особенно необходимо развивать тенденцию увеличения размеров административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения, на долю которых выпадает большая часть всех административных правонарушений. В этом случае было бы целесообразно ограничить должников в праве управлять транспортными средствами. Это могло бы стать действенным методом для повышения собираемости штрафов. Если за правонарушения применяется наказание в виде минимального размера административного штрафа, то правонарушители просто игнорируют свою обязанность оплатить административный штраф.

    К факторам, влияющим на назначение административного штрафа, также относятся обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ). «Данные обстоятельства являются критериями индивидуализации наказания. Это тот инструментарий, которым правоприменитель должен пользоваться при решении вопроса об ответственности конкретного правонарушителя».Попова Л.Л. Административное право: Учебник. М.: Юристъ, 2009. С. 212.

    Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. При этом орган или должностное лицо, решающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законе, например преклонный возраст нарушителя, его болезнь, безупречное поведение на производстве и в быту до совершения правонарушения и т.д. Так, можно привести пример из судебной практики Арбитражного суда Вологодской области. «Государственным инспектором отдела СЗМТУ в период с 30.06.2012 по 02.07.2012 проведена проверка в отделе детской одежды магазина «Березка». Выявлены нарушения обязательных требований пунктов 1.3, 1.3.4, 1.14 ГОСТ 10581-91 «Изделия швейные». В силу статьи 4.2 КоАП РФ при назначении наказания суд учитывает в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, совершение административного правонарушения впервые. С учетом части 2 статьи 4.1 КоАП РФ суд назначает наказание в виде административного штрафа в минимальном размере административного штрафа». Постановление Арбитражного суда Вологодской области от 23.08.2012 по делу № А13-4613/2012 // СПС «КонсультантПлюс».

    С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление.

    Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию; вовлечение несовершеннолетних в совершение правонарушения; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правонарушения в состоянии опьянения (орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать это обстоятельство отягчающим). Так, постановлением Арбитражного суда Республики Коми «Сыктывкарский ликеро-водочный завод привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ. Общество ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ. Повторность совершения однородного административного правонарушения обоснованно учтена в качестве отягчающего ответственность обстоятельства. Назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей». Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 12.10.2009 по делу № А29-1325/2009 // СПС «КонсультантПлюс».

    С учетом данных обстоятельств определяется размер административного штрафа. При назначении данного наказания учитывается также давность привлечения к административной ответственности, подробно об этом указано в ст. 4.5 КоАП РФ. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В свою очередь есть лица, к которым данный вид административного наказания применяться не может в силу особенностей, указанных в законе. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

    Административный штраф назначается как в судебном, так и во внесудебном порядке. Административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью. Административные наказания назначаются должностными лицами большого числа государственных органов (в основном системы исполнительной власти) во внесудебном порядке, хотя и суды рассматривают определенное количество таких правонарушений. Все эти органы относятся к субъектам административной юрисдикции. «В данный момент, рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с федеральным законодательством, и назначать административный штраф, уполномочены более 60 субъектов административной юрисдикции общей, отраслевой, внутриотраслевой, межотраслевой и смешанной компетенции».Михалева Н.В. Судебная практика по делам об административных правонарушениях / Под. ред. П.П. Серкова. М.: Норма, 2008. С. 278. В частности, судьи (мировые судьи); комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделениями и территориальные органы. А также иные государственные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента или Правительства РФ. Так, например многообразие общественных отношений в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности обуславливает отнесение к подведомственности органов внутренних дел (полиции) широкого круга дел об административных правонарушениях.

    Важно отметить, что правильное определение подведомственности - необходимое условие законного, а также квалифицированного и своевременного разрешения дел об административных правонарушениях, так как здесь принимает участие огромное число различных органов, которые наделены властными полномочиями, и которые вправе совершать действия, определяющие движение дел. Это объясняется большим количеством отраслей административной деятельности. И чтобы квалифицированно заниматься делами об административных нарушениях, нужно обладать специальными знаниями, быть компетентным в данной области. Постановление о назначении административного наказания, вынесенное органом либо должностным лицом, к подведомственности которого оно не относилось, не имеет юридической силы и не подлежит исполнению.

    По факту совершения административного правонарушения составляется протокол, который в течение суток с момента составления направляется судье либо должностному лицу контролирующего ведомства, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа или о прекращении производства по делу (п. 1 ст. 29.9 КоАП).

    «Назначением административного наказания выражается официальное осуждение действий правонарушителя, и создаются различные неблагоприятные для него последствия - морального характера, денежного и имущественного порядка, обращенные на личность нарушителя или его имущество».Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы. Монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. С. 122. Примером тому может служить постановление мирового судьи города - Югры от 29 августа 2012 г., где «Степанов И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения - игровых автоматов в количестве 19 штук». Постановление мирового судьи судебного участка № 4 города окружного значения Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.08.12 г. по делу № А45-1235/2012 // СПС «КонсультантПлюс»

    Административные наказания являются основной и наиболее многочисленной группой мер воздействия на правонарушителей. Административное наказание, выражая негативную оценку государством правонарушения, причиняя вред (моральный, физический, имущественный) виновному, не носит репрессивного характера и лишено такого назначения как кара, поэтому функции наказания не карательные, а предупредительные, задачами которых является воспитание.

    Будучи наказанием имущественного характера, административный штраф достаточно эффективен, наиболее распространен. Штраф предусматривается практически всеми статьями Особенной части КоАП Российской Федерации и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Можно отметить, что штраф является универсальным административным наказанием по многим показателям. Зачастую именно назначение данного наказания способно обеспечить наибольшую дисциплину и правопорядок, целенаправленно воздействуя на сознание и поведение людей, наказанных рублем. Назначение административного штрафа оказывает воспитательное действие на лицо, совершившее административное правонарушение, а также обеспечивает предупреждение новых правонарушений.

    Административный штраф может налагаться на граждан, должностных и юридических лиц. В этом также прослеживается его универсальность в отличие от других видов административных наказаний, тем более что административный штраф для юридических лиц зачастую применяется в достаточно солидных размерах, что однозначно негативно отражается на имущественном положении организации, которая подвергнута данному виду наказания. На граждан оно оказывает как моральное, так и материальное воздействие. Административный штраф как административное наказание значительно чаще других используется в санкциях правовых норм КоАП РФ.

    «Судебная статистика судов общей юрисдикции свидетельствует о том, что административный штраф - наиболее применяемое административное наказание. Так, в 2010 г. было рассмотрено 5560427 дел об административных правонарушениях, по 2315699 делам (42,7%) в качестве административного наказания назначен штраф. В 2011 г. было рассмотрено 5420815 дел об административных правонарушениях, административный штраф применен по 1890429 делам (35,8%). В 2012 г. рассмотрено 5653811 дел об административных правонарушениях, по 2135770 делам назначено наказание в виде штрафа (36,4%). В 2013 г. рассмотрено 5346901 дел об административных правонарушениях, по 2249101 делам назначено наказание в виде штрафа (40,8%)».Гараев А.А. Анализ взыскиваемости административного штрафа // Административное право и процесс. 2013. № 2. С. 39-45.

    Приведенные цифры, тем не менее, не означают, что все лица претерпели соответствующие правоограничения, понесли данное административное наказание и оплатили административный штраф. Об этом свидетельствует статистика, показывая, что взыскание административных штрафов за отдельные правонарушения осуществляется не всегда удовлетворительно.

    Возможно, для того, чтобы лицо все-таки понесло ответственность за административное правонарушение, чтобы оно не осталось безнаказанным законодателю необходимо рассмотреть такие варианты борьбы с этой проблемой как: установление «гибкой дифференциации» размера штрафных санкций. В некоторых случаях назначения более мягких наказаний за определенные виды административных правонарушений. В том числе необходимо серьезно рассмотреть вопрос о возможности назначения административного штрафа ниже низшего предела, но обязательно с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, его финансового положения и обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

    Ежегодно число лиц, привлекаемых к административной ответственности, растет. Не может на это не влиять и цель декриминализации преступлений в уголовном праве. Дабы снизить показатели по числу привлекаемых к уголовной ответственности лиц, законодатель может прийти к усилению ответственности со стороны административного права. Главное, чтобы в этом стремлении не произошла подмена одного вида ответственности другим. Необходимо соблюдение баланса между этими понятиями.

    Хотелось бы отметить, что административный штраф, как вид административного наказания, на сегодняшний день не утратил своего правоохранительного значения. В первую очередь данный вид наказания «бьет по карману правонарушителя», что особенно позволяет говорить о его действенности. Административный штраф носит предупредительный, воспитательный характер. В КоАП РФ значительно возросло количество норм, которыми установлены повышенные размеры административных штрафов, что обусловлено повышением уровня жизни граждан, так как средний размер заработной платы растет. И правонарушители должны почувствовать существенные негативные последствие от неправомерного поведения. Также в области правонарушений дорожного движения следовало бы наряду с назначение штрафа ограничить должников в праве управлять транспортными средствами. А в связи с намеченной целью на законодательном уровне к декриминализации преступлений, административный штраф, как один из наиболее распространенных видов административного наказания, приобретает все большую актуальность и значимость.

    Административную ответственность в России без всякого преувеличения можно назвать «штрафной», так как почти 90% виновных в совершении таких деяний подвергаются штрафу.

    Назначение административного наказания происходит в строго регламентированном порядке, установленном в КоАП России. Наказание наступает лишь за то деяние, которое является запрещенным и за которое предусмотрена административная ответственность на федеральном или региональном уровне.

    Назначить административное наказание могут специально уполномоченные лица и органы, в компетенции которых находится ведение производства об административном правонарушении.

    Главным принципом при назначении административного наказания, является не допущение унижения чести и достоинства при несении административных взысканий.

    В этой статье:

    Правила назначения административного наказания

    Порядок назначения административного наказания основан на ряде принципов, которым неуклонно следуют правоприменительные органы. К таким принципам относятся:

    • Равенство всех правонарушителей перед законом, независимого от их положения, цвета кожи, пола, имущественной принадлежности и убеждений. Применительно к организациям, то этот принцип означает, что ответственность распространяется на все организации не зависимо от их организационно-правовых форм и форм собственности
    • Принцип особого производства, применяемый к правонарушителям, имеющим специальный статус. Это касается судей, прокуроров, следователей, депутатов и иных должностных лиц, для которых, помимо основных требований несения административной ответственности, предусмотрены дополнительные требования
    • Принцип неотвратимости ответственности означает, что административное наказание применяется ко всем лицам, виновным в совершении административного правонарушения
    • Принцип презумпции невиновности является классическим, и суть его сводится к тому, что лицо является не виновным, пока не будет установлено обратное, то есть лицо не обязано доказывать свою невиновность
    • Никто не должен нести ответственность дважды за одно деяние

    Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность

    Важное значение имеют обстоятельства, которые учитываются при назначении любого административного наказания, так как они способны смягчить или ухудшить положение виновного.

    Закономерность применения данных обстоятельств исходит из того, если виновный совершил правонарушение, которое содержит основания отягчающие ответственность, например, совершая деяние группой, с привлечением несовершеннолетнего, в состоянии алкогольного опьянения, то правонарушитель получит наказание более строгое, которое предусматривается составом об административном правонарушении.

    Если винновый совершил деяние при наличии смягчающих обстоятельств, например, впервые в течение года, в случае раскаяния, содействие при расследовании правонарушения, оказания помощи потерпевшим, то будет применена более мягкая санкция статьи.

    Зачастую санкция статьи имеет альтернативные наказания, то есть идет перечисление санкций от более мягкий к более строгим, например, предупреждение или штраф; штраф или административный арест.

    Назначение административного наказания за несколько правонарушений

    По общему правилу если лицо совершает несколько деяний, то за каждое предусматривается санкция.

    Однако, бывает когда одно деяние содержит разные составы правонарушения, то в таком случае применяется более строгая санкция из двух статей или частей административного наказания.

    За правонарушение может назначаться общее и дополнительное наказание, если есть прямое указание в статье на дополнительные санкции за правонарушение.

    Административные наказания назначаются в соответствии с установленной законодательством процедурой. Нормы, регулирующие назначение административных наказаний, содержатся в статье 4 КоАП РФ. Применение к правонарушителям административных наказаний основывается на трех принципах: законности, справедливости и индивидуализации наказаний.

    В соответствии со статьей 4.1. КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения может быть назначено только в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Наказание не может быть мягче минимального, предусмотренного законодательством, и строже максимального. Выход за рамки закона при назначении административного наказания исключен. В этом проявляется принцип законности назначения административных наказаний.

    При назначении административного наказания физическому лицу КоАП предписывает учитывать характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При назначении наказания в отношении юридического лица необходимо учитывать характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

    Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, содержится в ст. 4.2. КоАП РФ. Таковыми являются:

    Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

    Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

    Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

    Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

    Совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

    Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

    Данный перечень не является исчерпывающим. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, в соответствии с ч. 2 ст. 4.2. КоАП РФ, наделены правом признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Согласно статье 4.3. КоАП РФ, обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

    Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

    Повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек годичный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ;

    Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

    Совершение административного правонарушения группой лиц;

    Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

    Совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

    Судье, органу или должностному лицу, назначающим административное наказание, предоставлено право в зависимости от характера совершенного административного правонарушения не признать какое-либо из перечисленных обстоятельств отягчающим.

    Кроме того, перечисленные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующих признаков административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения. В этом случае отягчающее обстоятельство уже предусмотрено соответствующей статьей КоАП или закона субъекта РФ об административных правонарушениях и, соответственно, за совершение правонарушения при данном обстоятельстве предусмотрено более строгое наказание.

    Учет указанных факторов и обстоятельств способствует назначению справедливого наказания за совершенное административное правонарушение. Так реализуется принцип справедливости наказания.

    Рассматривая конкретные административные правонарушения, предусмотренные нормами Особенной части КоАП РФ, мы увидим, что наказание за совершение данных правонарушений чаще всего варьируется в определенных пределах. Это позволяет судьям, органам или должностным лицам, рассматривающим дела об административных правонарушениях и применяющим наказание к правонарушителям, индивидуализировать наказание, выбирать в пределах установленной законом санкции именно ту меру наказания, которая в данной конкретной ситуации будет оптимальной и с наибольшим эффектом обеспечит достижение целей применения наказания: восстановление социальной справедливости, исправление правонарушителя и профилактику правонарушений.

    Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

    Если лицо совершило несколько административных правонарушений, административное наказание назначается за каждое административное правонарушение. Если же лицо совершило противоправное деяние, содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя или более статьями КоАП РФ или законов субъектов РФ об административных правонарушениях, то, при условии подведомственности рассмотрения дел о данных административных правонарушениях одному и тому же судье, органу или должностному лицу, в отношении правонарушителя должно быть применено административное наказание в соответствии с той статьей закона, которая предусматривает наиболее строгое наказание.

    КоАП РФ в статье 4.5. устанавливает сроки давности привлечения к административной ответственности, т.е. сроки, по истечении которых невозможно назначить лицу административное наказание. На административные правонарушения в сфере труда распространяется общий срок давности: постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Специальные, более длительные сроки давности (1 год) предусмотрены КоАП РФ для отдельных видов административных правонарушений: например, за нарушение законодательства об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства РФ и др. Течение сроков давности начинается, как правило, с момента совершения административного правонарушения.

    При длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

    Также специальный срок давности установлен статья 4.5. КоАП РФ для назначения административного наказания в виде дисквалификации: один год со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - один год со дня его обнаружения.

    Законодательством предусмотрены случаи, когда по факту совершения лицом противоправного деяния первоначально возбуждается уголовное дело, но впоследствии оно прекращается, при этом в действиях лица содержатся признаки административного правонарушения. В подобных случаях срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня принятия решения о прекращении уголовного дела (аналогичным образом исчисляется срок в случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела).