Права человека личные политические социальные культурные экономические. Права и свободы граждан: личные, политические, экономические, социальные и культурные. Все ли так в действительности

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основными из них являются:

  • признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
  • осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
  • равенство мужчины и женщины;
  • приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
  • строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
  • запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить .

Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере:

  • принудительный труд запрещается;
  • закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • утверждается право на защиту от безработицы;
  • признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Социальные права человека

С экономическими правами тесно связаны социальные права.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение ( , пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

Особую роль имеет право на социальное обеспечение , отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

Каждый имеет право на охрану здоровья , в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

Культурные права человека

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

Право на жизнь образует первооснову всех других прав и свобод, складывающихся в этой сфере. Оно представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, ибо все остальные права утрачивают смысл и значение в случае гибели человека. Это фундаментальное право вполне допустимо рассматривать в двух аспектах: во-первых, как право личности на свободу от любых незаконных посягательств на ее жизнь со стороны государства, его представителей либо частных лиц; во-вторых, как право личности на свободное распоряжение своей жизнью.

По сути дела все остальные права так или иначе объединяются вокруг этого стержневого права. Например, такие права, как право на социальное обеспечение , на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, равно как право на свободу от жестоких видов обращения и наказания , выступают в качестве дополнительных инструментов, обеспечивающих его эффективную реализацию. Государство обязано признать эти права и создавать благоприятные для жизни человека условия всеми имеющимися средствами. Не случайно преступления против жизни и здоровья личности составляют категорию особо тяжких уголовно наказуемых деяний.

Отдельная проблема в этой области — право государства на применение смертной казни в качестве исключительной меры наказания. Право на жизнь выступает и как ограничитель смертной казни; в связи с вступлением в Совет Европы Россия должна будет подписать в течение одного и ратифицировать не позднее чем через три года с момента вступления Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, касающийся отмены смертной казни в мирное время, и установить со дня вступления мораторий на исполнение смертных приговоров . В настоящее время в РФ смертная казнь как исключительная мера наказания не применяется впредь до принятия федерального закона , реально обеспечивающего каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г.). Указанное право должно быть обеспечено в равной степени всем обвиняемым на всей территории РФ, ибо оно выступает в качестве особой уголовно-процессуальной гарантии судебной защиты права каждого на жизнь.

Право на достоинство является, по существу, основной целью всех остальных прав человека. В этом смысле достоинство человека — источник его прав и свобод. Разделы о правах и свободах человека во многих современных конституциях открываются понятием "достоинство человека". Достоинство - это признание обществом социальной ценности, уникальности конкретного человека, значимости каждой личности как частицы человеческого сообщества.

Посягательство на достоинство человека может быть средством как физического, так и психического воздействия. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию, а также без добровольного согласия — медицинским, научным или иным опытам. Достоинство как субъективное право человека включает в себя и охрану чести, репутации и доброго имени. Защита достоинства личности безусловна и осуществляется государством: никакие обстоятельства не могут служить основанием для его умаления. Поэтому защите подлежит достоинство любой личности — не только взрослого и дееспособного человека, но и несовершеннолетних и душевнобольных.

Достоинство гарантируется и защищается личными правами . Реальная правовая защита достоинства человека обеспечивается и рядом социально- экомических прав, например правом на свободный труд при запрещении принудительного труда, правом на социальное обеспечение, гарантирующим достойный уровень жизни. В развитие конституционных норм, достоинство личности охраняется нормами ряда отраслей права , вплоть до уголовного, предусматривающего такие составы преступлений, как против чести и достоинства, клевета и оскорбление.

Право на свободу и личную неприкосновенность означает свободу человека, право самостоятельно определять свои поступки, располагать собой, своим временем. Указанное право слагается из следующих компонентов: 1) индивидуальной свободы личности располагать собой по своему усмотрению; 2) физической, нравственной и психической неприкосновенности личности. Незаконное лишение свободы квалифицируется в уголовном законодательстве как акт насилия — физического или психического. Однако существуют ситуации, требующие принудительного ограничения свободы или неприкосновенности. Такого рода действия должны основываться на законе.

К основным принудительным способам ограничения свободы гражданина относятся: арест , заключение под стражу и содержание под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления; принудительное лечение психически больных, представляющих опасность для себя и окружающих; временная "изоляция и лечение больных, страдающих тяжелыми инфекционными заболеваниями; направление несовершеннолетних в интернаты, спецшколы и т. п. В демократическом государстве ограничение свободы во всех этих случаях допускается, как уже отмечалось, на основе закона и только по судебному решению. Гарантии от незаконного ограничения свободы личности подробно регламентируются административным, уголовно-процессуальиым, уголовным правом .

Следует остановиться и на праве на неприкосновенность частной и семейной жизни и сохранение ее тайны . Уважение к частной жизни есть один из аспектов индивидуальной свободы. Это право означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений частного, интимного характера.

В содержание рассматриваемого права входит также охрана тайны всех тех сторон личной жизни частного лица, оглашение которых оно по тем или иным причинам считает нежелательным (тайна завещания, усыновление, врачебные диагнозы, дневниковых записей и пр. Личные тайны, доверенные представителям ряда профессий для защиты прав и законных интересов граждан, следует рассматривать как тайны профессиональные. К ним относят медицинская, адвокатская тайны, тайна предварительного следствия, нотариальных действий, тайна исповеди и др. Субъекты профессиональных тайн несут юридическую ответственность за их разглашение.

Большую роль в уяснении природы рассматриваемого права играет защита чести и доброго имени гражданина. Конституционное право на защиту чести и доброго имени конкретизируется в гражданско-процессуальном и уголовно- процессуальном законодательстве. Это возлагает на всех граждан и должностных лиц обязанность воздерживаться от вмешательства против воли человека в его частную жизнь, в случае необходимости требовать от компетентных органов ограждения его чести и доброго имени от незаконных посягательств. Поэтому гражданин вправе требовать по суду наряду с опровержением порочащих сведений возмещения убытков и морального вреда , причиненных их распространением. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений является развитием и одной из основных гарантий права на охрану частной и деловой жизни. Это право предусмотрено международными нормами, закреплено почти во всех современных конституциях, включая Конституцию РФ (и. 2 ст. 23). Ограничение этого права допускается только на основании закона и судебного решения. Как правило, наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях могут производиться в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, а также Федеральным законом РФ от 5 июля 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности ". За нарушение тайны переписки устанавливается уголовная ответственность , которой подлежат не только должностные лица, но и граждане. Принцип невмешательства в личную и семейную жизнь человека предполагает предоставление каждому члену общества гарантированной государством возможности контролировать сбор и обработку информации о его частной жизни. Очевидно, что соответствующее законодательство требует достаточно детальной регламентации. В частности, к органам, занятым сбором и обработкой информации о гражданах, должны предъявляться четкие требования, закрепленные в Законе. По общему правилу нельзя ограничить права граждан на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и пр. принадлежности. Гарантируется это субъективное право судебной защитой.

Право на неприкосновенность жилища означает, что никто не может без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц. Таким образом, неприкосновенность жилища фигурирует в качестве одного из аспектов свободы личности. По закону нарушение иеприкосновенностн жилища (незаконный обыск , незаконное выселение, вселение и переселение и др.) влечет уголовную или административную ответствениость. В РФ указанное право принадлежит всем гражданам, проживающим на любой жилой площади независимо от ее правового режима.

Неприкосновенность жилища нельзя считать абсолютной и беспредельной: во всех странах этот принцип сопровождается ограничительными оговорками. В отдельных случаях, предусмотренных уголовпо-процессуальным законодательством, Законом об оперативно-розыскной деятельности допускается вторжение в жилище без согласия проживающих в нем лиц, например в целях раскрытия преступления и установления истины по уголовному делу, пресечения правонарушений , борьбы со стихийными бедствиями и т. п.

Каждому человеку предоставляется право определять и указывать свою национальную принадлежность. Фактически это право личности на свободное этническое самоопределение, реализуемое как возможность выбора собственной культурной идентичности и право удовлетворять интересы и запросы, связанные с этнической принадлежностью. В этом праве объективно обосновывается понимание нации как "согражданства", поэтому указание своей национальной принадлежности — это не обязанность, а право человека. Определение национальной принадлежности не влечет никаких правовых последствий и не может явиться основанием для дискриминации лица либо, напротив, предоставления ему каких-либо особых привилегий.

Сюда же примыкает право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества. Право на сохранение и развитие национальных особенностей входит в состав основных, неотъемлемых прав народа и личности, провозглашенных в международно-правовых актах.

Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства в пределах каждого государства, как и право на выезд и беспрепятственное возвращение в свою страну, признается международным сообществом и зафиксировано во всех основополагающих международно-правовых актах о правах человека. Указанное право является существенным элементом свободы самоопределения личности, условием профессионального и духовного развития человека, его достойной жизни. В соответствии с международными стандартами Конституция РФ (ст. 27) гарантирует это право.

Понятие места жительства раскрывается, например, в ст. 20 ГК РФ: это место постоянного или преимущественного проживания гражданина. Как известно, действовавшая в советский период система паспортной прописки по существу ограничивала свободу передвижения, ставила каждого гражданина под гласный надзор государственных органов . В настоящее время в РФ, как и в большинстве европейских стран, существует процедура регистрации по месту жительства, которая носит не разрешительный, а уведомительный характер. Дееспособные граждане по своему усмотрению избирают место жительства, а компетентные органы власти управомочены зарегистрировать этот факт.

Вместе с этим данное право не носит абсолютного характера; свобода передвижения может стать объектом предусмотренных законом ограничений, необходимых для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц. Это может касаться пограничной полосы, зон экологического бедствия, территорий, где введено чрезвычайное или военное положение .

Одной из фундаментальных духовных свобод является свобода совести. Свобода совести в этическом плане — это право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, его независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих поступков и мыслей. В то же время исторически свобода совести приобрела более узкое понимание — свобода в области религии. Она стала рассматриваться в плане взаимоотношений церкви и государства, а не только свободы мысли. Достижение свободы совести — обязательная предпосылка создания демократического общественного строя, ибо демократия предполагает защиту гражданина от идеологического господства любых учений как материалистического, так и идеалистического толка.

Свобода совести означает право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы и осуществлять атеистическую пропаганду. Государство устанавливает систему специальных гарантий, обеспечивающих это право.

Свобода совести признается во всех демократических конституциях. Гарантии свободы совести и религии включают 1) равноправие граждан независимо от их отношения к религии не допускающее ограничений прав граждан по мотиву конфессиональной принадлежности, разжигания вражды и ненависти на религиозной почве; 2) отделение религиозных, атеистических объединений от государства; 3) светский характер системы государственного образования; 4) равенство религии, религиозных объединении перед законом.

Государство, его органы и должностные лица не вправе вмешиваться в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений. Каждый гражданин может свободно высказывать; распространять религиозные взгляды и убеждения в устной, печатной или любой другой форме. Граждане, пожелав сообща проповедовать определенную религию, объединяются в религиозные общества на основе разработанных уставов осуществляют свою деятельность, не спрашивая на это санкции властей, а лишь зарегистрировав свое объединение.

В соответствии с общепризнанными международными стандартами право на свободу совести связано с обязанностью уважать права и свободы других лиц, законы государства, требования морали и общественного порядка. Например, в РФ воспрепятствование принятию религиозных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное сообщество или выходу из него, равно как и применение в этих целях мер принуждения, наказывается по закону. В уголовно- правовом порядке наказуемо возбуждение вражды и ненависти вследствие религиозных или атеистических убеждений, причинение вреда здоровью людей под видом исполнения религиозных обрядов.

Стремясь максимально гарантировать избирательное право, современные демократические государства отказались от существовавших ранее цензов (имущественного, оседлости, и др.). Как известно, в советском обществе в условиях тоталитарного режима имело место ограничение избирательных прав по классовому и национальному признаку. Жесткий классовый подход к пользованию политическими правами непосредственно вытекал из стремления авторитарной власти освободиться от любых форм контроля со стороны членов общества, имевших опыт политического участия в решении государственных дел.

В качестве элементов избирательного права выступают: 1) право избирать (свободное и ответственное волеизъявление на выборах и на референдуме); 2) право быть избранным в органы государственной власти; 3) право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия. К этому следует добавить, что современные конституции и избирательные законы устанавливают минимальные требования, необходимые для обладания правом избирать и быть избранным.

Среди политических прав и свобод граждан свобода слова занимает особое место, являясь одним из важнейших конституционных прав человека. Отстаивая идею примата этой фундаментальной свободы, идеолог французского Просвещения Вольтер писал: "...нет у людей никакой свободы без свободы высказывать свои мысли".

Идейный плюрализм, т. е. богатство и разнообразие политических, экономических, нравственных и иных идей и ценностей, способствует внедрению в политическую жизнь общества фундаментальных демократических принципов. Следовательно, свобода мысли и слова, равно как и свобода публичных дискуссий по граждански значимым проблемам, есть форма существования демократического общества. Не случайно русский дореволюционный юрист Е.Н. Тарновский указывал, что "свобода личности более всего утверждается и подтверждается свободою печати и слова".

Поскольку общество никогда не образует интеллектуального единства и не может выразить себя в какой-то одной идее, каждый из его членов сохраняет свою индивидуальность, свое собственное понимание тех или иных проблем. Свобода мысли и слова является по существу дела существенным фактором раскрытия человеческой индивидуальности, утверждения своеобразия и уникальности каждой личности. Какое-либо насильственное воздействие на человека с целью принудить его к выражению своей позиции или отказу от нее недопустимо.

Следовательно, к числу важнейших юридических следствий свободы слова относится неправомерность любого преследования гражданина за выраженные им мысли при условии соблюдения действующего законодательства, а также недопустимость дискриминации граждан по мотивам высказанных ими мнений.

Свобода слова включает несколько структурных элементов, которые тесно взаимосвязаны и существуют в неразрывном единстве. Во-первых, это свобода каждого человека публично отражать свои мысли, идеи и суждения и распространять их любыми законными способами. Во-вторых, это собственно свобода печати и других средств массовой информации как свобода от цензуры и право создавать и использовать органы информации, позволяющее материализовать свободу выражения мнения. В-третьих, это право на получение информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей права граждан, т. е. на свободу доступа к источникам информации.

Хотя в большинстве современных конституций содержится запрет цензуры, это не означает, что свобода выражать мнения является безграничной и абсолютной. Как правило, запрещается использовать свободу слова для призывов к насильственному свержению легитимной государственной власти, разглашения государственной и иной охраняемой законом тайны , подстрекательства к преступлениям , разжигания национальной, расовой, религиозной и иной розни, оскорбления и клеветы на других лиц, посягательства на общественную мораль и нравственность. Иными словами, использование свободы мнений налагает особые обязанности и ответственность и сопряжено с определенными законными ограничениями, призванными исключить злоупотребление рассматриваемым правом.

Большинство современных конституций закрепляют такие формы политической активности граждан, как свобода собраний, митингов, демонстраций и пр. Эти демократические институты являются формами публичного выражения коллективного или индивидуального мнения по любому вопросу общественной или государственной жизни. Указанными политическими свободами граждане пользуются как в интересах развития своей личности, самовыражения и самоутверждения, так и для своего активного участия в общественно-политической жизни.

Правовое содержание рассматриваемых свобод включает наличие правомочий трех видов: право на личные положительные действия (организация публичного мероприятия и участие в нем); право требования (предоставление общественных зданий, улиц и пр. как необходимых материальных предпосылок проведения массовых публичных мероприятий); право притязания (юридическая возможность в случае необходимости прибегнуть к помощи государственного принуждения и государственной защиты). Очевидно, что это право должно выступать в форме реализации общеправового принципа — разрешено все, что не запрещено законом (разумеется, применительно к данной сфере общественных отношений).

Для осуществления свободы собраний, митингов, демонстраций, как правило, вводится уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, при котором их организаторы ставят в известность органы государственной власти о предстоящем мероприятии. Причем последние вправе воспрепятствовать проведению публичного мероприятия лишь в тех случаях, когда цели и условия его проведения представляют угрозу общественному порядку.

В связи с тем, что возможность ограничить основные права и свободы личности по соображениям обеспечения интересов общества в целом или прав и свобод других лиц нередко таит в себе угрозу, если и не злоупотреблений, то принятие несоразмерных охраняемому общественному интересу ограничительных мер, в законе закрепляется строго ограниченный перечень оснований, по которым публичное мероприятие может быть признано незаконным.

Цель проведения публичных мероприятий не должна противоречить Конституции и текущему законодательству. Например, по российскому законодательству публичное мероприятие может быть запрещено по требованию представителей органов власти в следующих случаях: 1) если не было подано заявление о его проведении; 2) если состоялось решение о его запрете; 3) если нарушен порядок его проведения; 4) если возникла опасность для жизни и здоровья граждан; 5) если нарушен общественный порядок. Во многих странах проведение публичных мероприятий не допускается "на общественном пути", т. е. в местах функционирования городского транспорта. Российское законодательство предусматривает уголовные и административные санкции за нарушение установленного порядка организации и проведения публичных мероприятий.

Право на объединение в общественные организации в числе других политических прав и свобод обеспечивает участие индивида в общественно- политической жизни. Это право, известное также под названием свобода союзов и ассоциаций, представляет собой право образовывать любой союз в рамках требования закона. Общественные объединения создаются в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов для достижения общих целей. Обычно это право предполагает принцип свободы деятельности общественных объединений и их равноправие. По общему правилу закон определяет виды объединений, подлежащих регистрации, порядок этой регистрации, а также формы надзора за общественными объединениями.

Объединения граждан призваны удовлетворять и защищать их интересы. Основные принципы образования и деятельности общественных объединений нередко закрепляются в конституциях. Например, Конституция РФ (ст. 30) к их числу относит добровольность, свободу образования и деятельности. Законодательство РФ закрепляет право создавать общественные объединения в таких организационно-правовых формах, как общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. В качестве основных каналов, фокусирующих политическую активность граждан, выступают политические партии , профсоюзы , женские и молодежные организации, творческие, предпринимательские и прочие союзы.

Право на объединение ограничивается лишь в четко установленных законом случаях. Наиболее часто в конституциях и законах встречаются ограничения этого права в виде запрета создавать тайные общества, военизированные организации и объединения с антиобщественными целями.

В числе политических прав следует указать и право на обращение, именуемое еще правом петиции. Посылаемые в государственные органы и органы местного самоуправления петиции граждан представляют собой не только способ восстановления нарушенного права, но и форму политического участия в решении публичных дел. Реализация этого права предполагает развитие личной инициативы и личной заинтересованности граждан при решении вопросов государственного и общественного характера. Как правило, порядок подачи и рассмотрения письменных обращений, как и принятия по ним решений, определяет закон.

Суть этого права усматривается в возможности граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения в компетентные государственные органы. Обращения, имеющие форму жалобы , чаще всего сводятся к требованию устранить нарушение субъективного права гражданина, допущенное в результате неправомерного действия (или бездействия) властей. Поэтому анализируемому праву соответствует обязанность должностных лиц в установленном порядке и в установленные сроки принять по ним обоснованные и законные решения. В отличие от жалобы предметом предложения или заявления может быть общественный интерес, требование оценки государственным органом какого-либо политического или иного события.

Экономические и социальные права

Право на охрану и помощь семье, матерям и детям предусматривает разнообразные формы социальной поддержки семьи. Предоставление охраны и помощи семьям, специальные меры защиты материнства, особая охрана и помощь детям и подросткам, запрет применения детского труда в случае, если он может повредить физическому или нравственному здоровью ребенка или его развитию. Согласно ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Российская Федерация, провозгласив себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий достойной жизни и свободного развития человека (ст. 7 Конституции РФ), обязуется проводить в жизнь определенную социальную политику, направленную на обеспечение защиты достойной и свободной жизни людей. В связи с этим законодательство РФ регулирует реализацию социальных прав, устанавливает дополнительные гарантии по социальной защите отдельных категорий граждан. В РФ действуют Федеральные законы: от 10 декабря 1995 г. "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся на попечения родителей ", от 14 января 1997 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), другие законы и иные нормативно-правовые акты .

Условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, зафиксированы в праве на достаточный уровень жизни, психического и физического здоровья. Согласно ст. 11 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, любому человеку должны быть обеспечены достаточное питание, одежда и жилище, условия его жизни должны непрерывно улучшаться. Утверждая "основное право каждого человека на свободу от голода", Пакт обязывает государство принимать необходимые меры для улучшения методов производства и распределения продуктов питания, более эффективного использования природных ресурсов. Конвенция МОТ № 117 "Об основных целях и нормах социальной политики" устанавливает, что при определении прожиточного минимума принимаются во внимание такие основные потребности семей трудящихся, как продукты питания и их калорийность, жилище, одежда, медицинское обслуживание и образование.

Право на обеспечение достаточного уровня жизни и улучшение условий жизни включает в себя также право на наивысший достижимый, уровень психического и физического здоровья, которое, согласно ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, государства должны обеспечивать путем: сокращения мертворождаемости и детской смертности;

улучшения всех аспектов гигиены и лечения эпидемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними; создания условий, которые бы обеспечивали всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.

Одним из аспектов обеспечения достаточного уровня жизни является предоставление каждому права на жилище. Конституция РФ в ст. 40 определяет право на жилище как гарантированную возможность быть обеспеченным постоянным жилищем, включая юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у граждан жилым помещением , его неприкосновенность, недопустимость произвольного лишения жилища, а также возможность улучшить жилищные условия путем приобретения другого жилья. Жилищное законодательство , обеспечивающее реализацию права на жилище, в настоящее время представлено федеральными законами "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" с изменениями и Дополнениями 1996 г., "Об основах федеральной жилищной политики" (1996 г.), "О товариществах собственников жилья (1996 г.) и др.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации гарантировано ст. 41 Конституции РФ (предоставляющей возможность бесплатного получения медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения), Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (приняты 22 июля 1993 г.), Федеральным законом "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 2 апреля 1993 г.), другими нормативно-правовыми актами и федеральными программами.

Законодательство устанавливает основные принципы охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Ими являются: 1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья; 2) приоритет профилактических мер; 3) доступность медико-социальной помощи; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и управления , предприятий , учреждений и организаций независимо от форм собственности , должностных лиц за необеспечение прав граждан в о6ласти охраны здоровья, сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Государство предоставляет гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Для международной защиты социально-экономических прав человека и для исполнения целей и задач Организации Объединенных Наций (среди которых — оказание содействия повышению уровня жизни, полной занятости населения, условиям экономического и социального прогресса и развития, разрешению международных проблем в экономической, социальной области, в сфере здравоохранения, всеобщему уважению и соблюдению прав человека) создан и действует Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) - ведущая контрольная инстанция в области защиты социально-экономических прав и основной координатор экономической и социальной деятельности ООН и ее специализированных учреждений.

Международно-правовые нормы устанавливают также приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам человека, необходимость образования, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена на предоставление всем равенства возможностей в получении образования без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждении, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения". Для этого государства обязуются: а) сделать начальное образование обязательным и бесплатным; среднее — общедоступным, а высшее — доступным на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого; 6) обеспечить во всех государственных заведениях в равной ступени одинаковый уровень образования и качества обучения; в) поощрять получение и повышение образования; обеспечить подготовку к преподавательской профессии.

Международным стандартам в сфере образования соответствуют положения ст. 43 Конституции РФ , которая гарантирует получение бесплатного основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и предприятиях . Принципы государственной политики Российской Федерации и государственные гарантии права граждан на образование определены также Федеральным законом от 10 июля 1992 г. "Об образовании" (в редакции Закона от 13 января 1996 г.), Федеральным законом от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Важной составляющей правового статуса личности является право на участие в культурной жизни и связанная с ним свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества, гарантированная ст. 44 Конституции РФ. Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной собственностью . Статья 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах провозглашает уважение свободы, "безусловно необходимой для научных исследований и творческой деятельности".

Важнейшими правовыми актами, устанавливающими реальные правовые гарантии провозглашенных Конституцией свобод, являются Основы законодательства Российской Федерации о культуре (1992 г.), федеральные законы от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах ", Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г., от 26 мая 1996 г. "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".

Содержание и гарантии осуществления культурных прав были развиты и дополнены в ряде рекомендаций, принятых ЮНЕСКО (1968, 1980, 1982). В них, в частности, отмечено, что развитие собственной культуры является правом и долгом каждого народа; одинаковое право на сохранение и развитие традиций культуры имеют все нации, национальные меньшинства, этнические группы; каждому человеку должны быть обеспечены доступ к знаниям и возможность наслаждаться искусством и литературой всех народов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни; государства должны принимать меры по демократизации культуры, обеспечению прав на культуру и гарантиям участия в ее результатах без каких-нибудь ограничений; государства должны защищать свободу творчества, оказывать содействие творческим работникам, обеспечивать их право создавать профсоюзы и профессиональные организации по своему выбору.

Поощрение и защита культурных прав человека непосредственно входят в круг задач международной специализированной организации — ЮНЕСКО. Здесь главной действующей структурой, принимающей жалобы , является Комитет по конвенциям и рекомендациям. Комитет на каждой сессии представляет Исполнительному совету ЮНЕСКО доклады, содержащие информацию о рассмотренных жалобах и сделанных рекомендациях. Под компетенцию ЮНЕСКО подпадает защита права на образование, права на использование научных достижений, права на беспрепятственное участие в культурной жизни, права на информацию, в том числе права иметь свое мнение и выражать его, и др.

Как уже отмечалось выше, ядром правового статуса москвича, ведущим его элементом являются основные (конституционные) права, свободы и обязанности. Каждый гражданин Российской Федерации, проживающий на территории города Москвы имеет равные права и свободы и несет обязанности, предусмотренные Конституцией, федеральными законами и законами города Москвы.

К сожалению, в Уставе города Москвы, в отличие от уставов ряда других субъектов Российской Федерации (например, Московской, Рязанской областей) нет специального раздела или главы, посвященной правам, свободам и обязанностям жителя города. Они регламентируются, прежде всего, Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

При этом несомненно, что нормативно-правовые акты города Москвы не должны ограничивать права человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации, но в них могут быть закреплены дополнительные гарантии их защиты и реализации.

Для конституционных прав, свобод и обязанностей характерными являются определенные признаки, свойства, которые отличают их от других прав и свобод,закрепляемых в иных нормативных правовых актах. Эти признаки в своей совокупности определяют юридическую природу основных прав, свобод и обязанностей.

1. Конституционные права, свободы и обязанности обладают верховенством, высшей юридической силой. Они регулируют наиболее существенные отношения между государством и человеком и служат юридической базой для всех других прав, свобод и обязанностей, устанавливаемых законодательством. Все другие юридические права, свободы и обязанности должны соответствовать основным. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не могут принять правовой акт или решение, которые бы противоречили конституционным правам, свободам и обязанностям.

2. Основные, конституционные права, свободы и обязанности носят публичный характер и закрепляют правило поведения в общем виде для последующей конкретизации и детализации в правах и обязанностях, устанавливаемых, в том числе в нормах уставного права города Москвы.

3. Только конституционные права, свободы и обязанности действуют на всей территории Российской Федерации, в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.

4. Основные права, свободы и обязанности имеют постоянно действующий и непрерывный характер. Они не могут быть исчерпаны однократным осуществлением. Пока лицо является гражданином Российской Федерации оно может реализовать конституционные права, свободы и обязанности.

5. Конституционные права, свободы и обязанности имеют повышенную государственно-правовую защиту. Это обусловлено, во-первых, тем, что все нормы Конституции как основного закона находятся под особой охраной государства. Во-вторых, в самом в самом тексте установлен особый порядок пересмотра нескольких глав Конституции, в том числе второй главы, закрепляющей права и свободы человека и гражданина.

Для классификацииконституционных прав и свобод могут быть предложены различные критерии. В зависимости от характера субъекта конституционные права и свободы делятся на индивидуальные и коллективные (групповые). Можно классифицировать их также на основные и дополнительные (конкретизирующие).

Наиболее распространенным критерием классификации основных прав и свобод человека и гражданина в науке государственного (конституционного) права является их содержание. В соответствии с этим критерием все они делятся на: личные права и свободы; политические; социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина. Как член гражданского общества человек наделяется социально-экономическими и культурными правами и свободами; за гражданином – участником политической общности закрепляются политические права и свободы; как физическое лицо человек приобретает с момента рождения личные права и свободы.

Личные (гражданские) права и свободы человека составляют основу правового статуса жителей города Москвы, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории города.

Не вызывает сомнения то, что без их детальной регламентации в Конституции, федеральных законах, Уставе и других законах города Москвы теряет смысл правовое закрепление всех иных прав и свобод. Все личные права и свободы объединяет то, что они носят естественный и неотчуждаемый характер.

1. Право на жизнь

Данное право закреплено в ст. 21 Конституции, охраняется и гарантируется государством. В ч.2 указанной статьи закреплены такие гарантии: смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания; смертная казнь может быть предусмотрена только за особо тяжкие преступления против жизни; обвиняемому в таких преступлениях предоставляется право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Такого рода гарантии находят продолжение в ст.59 Уголовного кодекса, согласно которой смертная казнь не назначается не только лицам моложе 18 лет, но и всем женщинам, а не только беременным, а также мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста.

По нашему мнению в современной России представляется, абсолютно правильной точка зрения о том, что права человека - не дар великодушного государства, они принадлежат человеку от рождения и первое из них - право на жизнь. Правовое государство не имеет права убивать от своего имени (а приговор выносится от имени государства). Как известно, Бог не покарал братоубийцу Каина и не лишил его жизни, а лишь сказал: "Будешь искать смерти, но никто не убьет тебя и даже не тронет" и заклеймил его каиновой печатью, обрекая на презрение и раскаяние.

2. Достоинство личности.

Согласно ст.21 Конституции это право охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Достоинство личности является неотъемлемым свойством человека, составляет основу признания и уважения всех его прав и свобод и принадлежит ему независимо от того, как он сам и окружающие воспринимают и оценивают его личность. Наиболее грубые посягательства на честь и достоинство личности (доведение до самоубийства путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его достоинства, клевета, оскорбление, заведомо ложный донос, хулиганство и др.) признаются преступлениями и влекут уголовную ответственность (ст. 110, 129, 130, 213, 306 Уголовного Кодекса России).

Согласно ч.2, ст.21 Конституции никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Такого рода положения закреплены в целом ряде международных актов о правах человека и прежде всего в Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1975 г. и Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г..

3. Право на свободу и личную неприкосновенность

Это право закреплено в ст. 22 Конституции России и принадлежит каждому человеку от рождения. Согласно ч.2, ст.22 Основного закона Российского государства "арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов". Заведомо незаконный арест влечет уголовную ответственность виновных.

4. Неприкосновенность жилища.

Данное право закреплено в ст.25 Основного закона Российского государства. Оно означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Приведенная конституционная норма детализируются и конкретизируются в положениях ст.12 УПК Российской Федерации о том, что осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Обыск и выемка в жилище могут производиться на основании судебного решения. В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. Проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц возможно при стихийном бедствии, авариях водопровода, канализации и в других экстремальных ситуациях.

5. Охрана частной жизни.

Согласно ст.23 Конституции Российской Федерации каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Неприкосновенность частной жизни означает, что человек вправе строить свою жизнь в семье, в неформальном общении с друзьями и другими лицами таким образом, как он сам того желает. Он не может быть понужден к вступлению в брак или к его расторжению, к рождению ребенка, к общению с теми или иными людьми.

Предметом личной и семейной тайны могут быть сведения: о фактах биографии лица; о состоянии его здоровья; об имущественном положении; о роде занятий и совершенных поступках; о взглядах, оценках, убеждениях; об отношениях в семье или об отношениях человека с другими людьми. Защита этого права осуществляется с помощью уголовно-правовых и гражданско-правовых средств, как в административном, так и в судебном порядке.

6. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Это право каждого человека, закрепленное в п.2 ст.23 Конституции. Его ограничения допускается только на основании судебного решения. По ранее действовавшему законодательству изъятие из этого правила допускалось по специальному постановлению следователя, санкционированному прокурором (арест на переписку, например).

7. Защита частной жизни лица.

Это право каждого установлено в ст.24 Конституции. Оно состоит в том, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Гарантией реализации этого права является указание Основного закона Российского государства на то, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

8. Право определения национальности.

Данное право впервые в истории России закреплено в качестве конституционной свободы. Согласно ст.26 Конституции "каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности".

9. Право на пользование родным языком.

Регламентируя вопросы федеративного устройства Российской Федерации, Конституция в ст.68 устанавливает русский язык в качестве государственного на всей ее территории. Вместе с тем Российская Федерация, подчеркивается в п.3 ст.68 Конституции, гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Свидетельством этому является закрепленное в п.2 ст.26 Конституции положение о том, что "каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества".

10. Свобода передвижения и выбора места жительства.

Согласно ч.1, ст.27 Конституции "каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства".

Важную роль в постепенном устранении из нашей жизни существовавшего в СССР института прописки играют положения Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", о том, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией и законами России, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации, например основанием для ограничения права на трудоустройство.

11. Свобода совести.

Данное право является важнейшим личным правом человека. Ст. 28 Конституции России устанавливает, что "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Анализируя содержание этой свободы человека, следует учитывать и положения ст.14 Конституции РФ, устанавливающей светский характер Российского государства, закрепляющий, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политические права и свободыобъединяет в одну группу то, что все они позволяют жителям города Москвы участвовать в осуществлении публичной власти в субъекте Российской Федерации.

1. Свобода мысли и слова (ст.29 Конституции).

Традиционно в юридической науке под свободой мысли понимают свободу каждого человека от любого политического или идеологического контроля, когда он сам определяет систему своих духовных ценностей, верований и т.д. Свобода слова - право каждого свободно выражать свои мысли перед другими как индивидуально, непосредственно, так и в средствах массовой информации. В этой связи справедливо полагать, что в правовом государстве свобода мысли не может быть ограничена государством, а свобода слова ограничивается в целях защиты прав и свобод других лиц, интересов общества и государства. В самом тексте ст.29 Конституции содержатся такого рода ограничения. Существуют и другие ограничения свободы слова, установленные отраслевыми нормами. Так, уголовное законодательство запрещает пропаганду войны, устанавливает ответственность за разглашение государственной и военной тайны, а гражданское законодательство защищает честь и достоинство личности и т.д.

2. Свобода информации.

Согласно ч.4, ст.29 Конституции сводится к праву каждого "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любыми законными способами". В данной статье содержаться также ограничения права на свободу информации, которые связаны с определением "федеральным законом перечня сведений, составляющих государственную тайну". Право на свободу информации ограничивается также правом других лиц на тайну частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки и т.д. Кроме этого, свобода информации ограничена также авторскими правами, защищенными законом.

3. Право на создание общественных объединений.

Это конституционное право закреплено в ст.30 Конституции, которая устанавливает: "Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем".

Существуют конституционные ограничения реализации этого права. Так, в ст.13 Конституции: "запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни"

4. Свобода собраний.

Согласно ст.31 Конституции граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Реализация этих мероприятий осуществляется в разрешительном или уведомительном порядке. Их участники обязаны соблюдать общественный порядок. За отдельные виды правонарушений организаторы и участники могут привлекаться к юридической ответственности, вплоть до уголовной.

Право на мирные массовые акции населения регламентируется в ст. 69 Устава города Москвы. Граждане на территории города Москвы имеют право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации другие мирные массовые акции в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

В целях обеспечения условий реализации права российских граждан на проведение публичных мероприятий в Москве 4 апреля 2007 г. был принят Закон города Москвы “Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований”. Уведомление о проведении публичного мероприятия в городе Москве подается организатором в письменной форме не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения мероприятия. Уведомление с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, а свыше пяти тысяч человек - в Правительство Москвы. Орган исполнительной власти города рассматривает уведомление в течение трех рабочих дней и может предложить организатору иные время и место проведения мероприятия.

Закон также устанавливает норму предельной заполняемости территории, помещения в месте проведения публичного мероприятия. Порядок проведения публичных мероприятий на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры, и норма предельной заполняемости указанных территорий определяется Правительством Москвы с учетом особенностей таких объектов, требований федерального и московского законодательства.

5. Право участвовать в управлении государством.

Данное право находит отражение в положениях ст. 32 Конституции: "Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей". Кроме этого общего положения, в ч.2 указанной статьи закреплены основные формы реализации этого права: институты непосредственной демократии; органы государственной власти; органы местного самоуправления. При этом, безусловно, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Без их нормального функционирования Россия не может называться демократическим государством.

Закрепляя право граждан на участие в управлении государством, Конституция устанавливает, что "граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе" (п.4, ст.32).

Приведенные нормы Конституции находят свое продолжение в ст.4 Устава города Москвы о том, что источником власти в городе Москве являются жители города Москвы, обладающие избирательным правом в соответствии с законодательством. Они осуществляют свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти жителей города Москвы являются референдум города Москвы и свободные выборы.

Устав города Москвы закрепляет, что жители города Москвы непосредственно участвуют в отправлении правосудия в качестве присяжных и народных заседателей, в качестве третейских судей в порядке, установленном федеральным законом (ст.67).

6. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

Данное право закреплено в ст.33 Конституции Российской Федерации. Это право граждан может быть реализовано индивидуально или коллективно. Процедура рассмотрения обращений регламентируется специальными нормативно-правовыми актами общегосударственного и ведомственного характера.

Согласно Уставу города Москвы каждый гражданин или группа граждан вправе обращаться в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления или к их должностным лицам (ч.1, ст.65.

Обращения в зависимости от содержания могут быть в форме: предложений, заявлений и жалоб. Обращение рассматривается в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными правовыми актами города Москвы и местного самоуправления (ч.2, ст.65 Устава города Москвы). Основным нормативным актом, регулирующим вопросы приема и рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии с данным Законом обращения должны рассматриваться в течение 30 дней со дня регистрации обращения. В исключительных случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней, с сообщением об этом лицу, направившему сообщение.

У жителей Москвы есть право на осуществление гражданской законодательной инициативы путем внесения в Московскую городскую Думу петиции с предложением о принятии, изменении или отмене закона города Москвы. Закон города Москвы от 11 декабря 2002 г. “О гражданской законодательной инициативе в городе Москве” подробно регулирует отношения, связанные с реализацией указанного права москвичей.

Социально-экономические и культурные права и свободы объединяет в одну группу то, что их реализация составляет основу материальной жизни городского сообщества, каждого жителей города Москвы Они позволяют решить задачу, сформулированную в ч.1, ст.7 Устава - обеспечить экономическое, социальное и культурное развитие города Москвы в интересах населения.

1. Право на предпринимательскую деятельность.

Это право впервые в России закреплено в Конституции 1993 г., которая устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1, ст.34). В ч.2, ст.34 Конституции установлены ограничения в реализации этого права "не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию". Содержание этой нормы конкретизируется в актах отраслевого законодательства.

С целью реализации конституционных положений и обеспечения благоприятных условий для развития бизнеса в городе Москве органы государственной власти города принимают соответствующие нормативные акты. В качестве примера можно отметить Закон города Москвы от 26 ноября 2008 г. “О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве”.

2. Право на частную собственность.

В отличие от всех ранее действовавших конституций России социалистического типа, Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила институт частной собственности. С учетом важности регулируемых общественных отношений конституционные нормы о равенстве и равной защите частной собственности наряду с государственной и муниципальной отнесены к числу основ конституционного строя России. В ст.35 Основного закона Российского государства установлено, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

3. Право на землю.

Впервые в истории конституционного строительства в Российской Федерации Конституция 1993 г. закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона в соответствии с целевым назначением земли.

4. Право на свободный труд.

Данное право находит отражение в положениях ст. 37 Конституции: "Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию".

Социальный характер Российского государства обусловил включение в ст.37 Конституции гарантий социальной защиты человека в связи с трудовой деятельностью. В п.3 ст.37 Конституции закрепляется, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы".

Органы государственной власти города Москвы принимают нормативные акты, направленные на установление дополнительных гарантий реализации прав российских граждан, проживающих на территории города Москвы, в сфере труда. В качестве примера можно отметить Закон города Москвы от 15 декабря 2001 г. “Об оплате труда работников государственных учреждений города Москвы”, Закон города Москвы от 22 декабря 2004 г. “О квотировании рабочих мест”.

Требования, предъявляемые к условиям труда, раскрыты в Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» 1999 г. Следует также обратить внимание на Закон города Москвы от 12 марта 2008 г. “Об охране труда в городе Москве”.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить политику, направленную на обеспечение по возможности полной, продуктивной и свободно избранной деятельности. На территории города Москвы действует Закон города Москвы от 1 октября 2008 г. “О занятости населения города Москвы”, в котором предусмотрен комплекс организационно-технических мероприятий по содействию занятости населения, устанавливаются дополнительные меры по социально-материальной поддержке безработных и временно нетрудоспособных жителей города Москвы.

В целях реализации данного закона Правительство Москвы 27 января 2009 г. приняло постановление “Об утверждении положений о порядке оказания дополнительной социальной и материальной поддержки безработным гражданам и иным категориям граждан”.

5. Право на отдых.

С правом на свободный труд неразрывно связано право на отдых. Эта связь проявляется и в том, что оба эти права закреплены в одной статье Конституции. Каждый имеет право на отдых, закреплено в п.5 ст.37 Основного закона Российского государства. Работающему по трудовому договору гарантируется установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

6. Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

Согласно ч.2, ст.7 Конституции такого рода деятельность отнесена к числу основ конституционного строя России. Это обусловило установление в ст.38 Конституции положения о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитании провозглашены в России равным правом и обязанностью родителей. Основной закон Российского государства одновременно закрепляет, что трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Развернутая система гарантий материнства и детства предусматривается в федеральном и региональном законодательстве. В системе законодательства города Москвы, например можно выделить Закон города Москвы от 3 ноября 2004 г. “О ежемесячном пособии на ребенка” и Закон города Москвы от 23 ноября 2005 г. “О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве”.

7. Право на социальное обеспечение.

Государство проявляет заботу о тех, кто полностью или частично утрачивает трудоспособность. Как установлено в ст.39 "каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закон устанавливает государственные пенсии и социальные пособия для указанных категорий. Наряду с государственным поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

На социальною поддержку москвичей направлены Закон города Москвы от 3 ноября 2004 года “О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы”, Закон города Москвы от 26 октября 2004 г. “О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве”.

8. Право на жилище.

Данное право формулируется в ст.40 Конституции России - "каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища". В Основном законе Российского государства закреплен различный подход к обеспечению этого права для различных категорий населения. Так, в соответствии Конституцией (п.3, ст.40) большинство граждан России вправе приобрести жилье за плату, соответствующую его уровню и только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Наиболее сложной проблемой является реализация права на жильё, на ее решение направлен национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Проект предусматривает предоставление субсидий молодым семьям на приобретение жилья или оплату первоначального взноса по ипотечному кредиту, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем ряда категорий граждан, увеличение объемов жилищного строительства.

На реализацию национального проекта направлены и программы, принимаемые в Москве, например, программа “Молодой семье - доступное жилье”, которая сейчас вступила в третий этап, рассчитанный на 2009-2011 годы.

Закон города Москвы от 14 июня 2006 года “Об обеспечении прав жителей города Москвы на жилые помещения”, предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и право на внеочередное предоставление жилых помещений.

9. Право на охрану здоровья.

В соответствии с социальной политикой Российского государства, Конституция закрепляет в ст.41, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно п.2 ст.41 Конституции финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

В п.3 ст.41 Конституции подчеркивается, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

На охрану здоровья и улучшение качества предоставляемой медицинской помощи направлен Национальный проект «Здоровье». Основные направления его реализации заключаются в: повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи; усиление профилактической направленности здравоохранения, формирование у населения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению; удовлетворение потребности, населения в дорогостоящих видах медицинской помощи, перевод федеральных специализированных учреждений на работу в условиях государственного заказа.

10. Право на благоприятную окружающую среду.

Это право тесно связано с правом на охрану здоровья. Его сущность состоит в том, что "каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

11. Право на образование.

Согласно ст.43 Конституции Российской Федерации каждый человек имеет право на образование, которое гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование в России является обязательным. Родители или лица их замещающие, обеспечивают получение детьми такого образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Кроме этого, "каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии".

Порядок получения в городе Москве общего образования регламентируется Законом города от 10 марта 2004 г. “Об общем образовании в городе Москве”.

Вопросам образования в городе Москве посвящены также Закон города от 20 июня 2001 г. “О развитии образования в городе Москве” и Закон города от 29 июня 2005 г. “О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве”.

12. Свобода творчества.

Согласно ст. 44 Конституции означает свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, а также охрану интеллектуальной собственности. Каждый человек в России имеет право на участие в культурной жизни страны, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый человек обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

  • I. ПОНЯТИЕ И СФЕРА ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 1 страница
  • I. ПОНЯТИЕ И СФЕРА ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 2 страница
  • I. ПОНЯТИЕ И СФЕРА ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 3 страница
  • I. ПОНЯТИЕ И СФЕРА ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 4 страница

  • К социально-экономическим правам и свободам человека и граж­данина в Российской Федерации относятся следующие.

    Право на свободное использование своих способностей и иму­щества для занятия предпринимательской и иной не запрещен­ной законом экономической деятельностью (ст.

    34 Конститу­ции РФ), которое в сочетании с правом частной собственности формирует правовой базис рыночной экономики, исключающий монополию государства на организацию хозяйственной деятель­ности.

    Право частной собственности, зафиксированное ст. 35, 36 Кон­ституции РФ, предоставляет человеку право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Устанавливают­ся две важнейшие юридические гарантии права частной собствен­ности: во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, и, во-вторых, принудительное изъ­ятие имущества для государственных нужд может быть произве­дено только при условии предварительного и равноценного воз­мещения.

    Право на труд (ст. 37 Конституции РФ) гарантирует свободу труда, защиту от безработицы, право на забастовки как способ защиты трудовых прав работников и право на отдых в соответ­ствии с предусмотренными трудовым законодательством нор­мами.

    Право на защиту семьи, материнства и детства (ст. 38 Конститу­ции РФ) признает создание семьи и рождение детей не только частным делом, но и общественным, требующим государственной поддержки. С учетом этого законодательством устанавливаются гарантии и компенсации беременным женщинам, женщинам с ма-

    лолетними детьми, лицам с семейными обязанностями, разраба­тываются основы семейной политики в стране.

    Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ) призвано гарантировать каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных за­коном.

    Право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) предоставляет чело­веку возможность пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то может лишить его этого помещения по каким-либо соображениям. Никто не может быть произвольно лишен своего жилища. Например, нельзя лишать жилья лиц, осужденных к лишению свободы по приговору суда. В то же время право на жилище отнюдь не озна­чает, что любой человек, не имеющий жилища или имеющий стес­ненные жилищные условия, вправе требовать от кого бы то ни было немедленного предоставления ему жилья или улучшения его жилищных условий.

    В настоящее время центр тяжести в осу­ществлении права граждан на жилище перемещен с государствен­ного обеспечения на самообеспечение людей - за счет собствен­ных средств, ипотечных кредитов и т. д.

    Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Кон­ституции РФ) означает субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специализированных медицинских учреждениях. В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Эффективность гарантированной Конституцией РФ медицинской помощи населению во многом зависит от качества лекарственного обеспечения граждан, то есть доступности для них профессиональной фармацевтической по­мощи.

    Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конститу­ции РФ) предоставляет гражданам возможность доступа к досто­верной информации о состоянии окружающей природной среды, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Право на образование (ст. 43 Конституции РФ) гарантирует граж­данам общедоступность и бесплатность получения дошкольного,

    основного общего (в объеме 9 классов) и среднего профессиональ­ного образования в государственных и муниципальных образова­тельных учреждениях. Кроме того, гарантируется бесплатность получения на конкурсной основе высшего образования.

    Право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества (ст. 44 Конституции РФ) означает, что органы госу­дарственной власти и местного самоуправления не вправе вмеши­ваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. В то же время государство противо­стоит творческой деятельности, направленной на пропаганду на­силия, жестокости, порнографии, расовой, национальной, религи­озной или классовой нетерпимости.

    Как это и принято во многих современных конституциях, социально­экономические права российских граждан могут быть подразделены на две категории.

    С одной стороны, это «права-привилегии», то есть предоставление льгот отдельным членам общества (прежде всего, разумеется, социаль­но уязвимым). С другой стороны - декларативные права, которые фор­мально гарантируются, но реальный уровень их реализации зависит от социально-экономического развития общества и материальных ресур­сов самого государства.

    Права и свободы человека и гражданина можно подразделить на три группы:

    § личные (гражданские);

    § политические;

    § социально-экономические, культурные.

    Политические права и свободы

    Некоторые из политических прав и свобод - связанные с функционированием государственной власти - принадлежат только гражданам.

    Они образуют способ привлечения граждан к управлению государством.

    § Свобода слова и средств массовой информации означает свободу выражения взглядов, мнений. Цензура запрещена. Установлена ответственность за ущемление, притеснение (нарушение) свободы. Вместе с тем запрещается пропаганда или агитация национальной, социальной, расовой, религиозной розни. Запрещается также пропаганда расового, национального, языкового превосходства.

    § Право на информацию. Каждый гражданин России имеет право свободно искать, получать и распространять информацию. Он имеет право знакомиться с законами и другими нормативными актами, которые должны публиковаться в средствах массовой информации (исключение составляют сведения, представляющие государственную тайну в соответствии с законом о государственной тайне). Гражданин имеет право получать информацию о самом себе.

    § Право на объединение означает право создавать различные объединения, участвовать в них или выходить из них. Никто не может быть ограничен в своем волеизъявлении.

    К общественным объединениям относятся:

    § партии;

    § профессиональные союзы;

    § различные организации граждан.

    Несколько законов о профсоюзах, политических партиях и общественных объединениях детализируют данное право на объединение.

    § Право на проведение публичных мероприятий имеют только граждане России. Власть должна быть заранее предупреждена о месте проведения митинга, демонстрации, пикета. Все мероприятия должны проводиться мирно и без оружия. Порядок осуществления данного права регулируется федеральным законом о собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях.

    § Право на участие в управлении государством также принадлежит только гражданам России. В Конституции установлены следующие виды такого участия: избирательное право, право участвовать в референдуме, в местном самоуправлении, в правосудии (как присяжный заседатель), право на равный доступ к государственной службе. Конституция устанавливает, что избирательных прав и права на участие в референдуме лишены лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также лица, лишенные дееспособности по решению суда.

    § Право обращаться в органы власти с заявлениями, жалобами и т. д. Такие заявления могут быть коллективными или индивидуальными.

    Конституция гарантирует данное право только гражданам России.

    Экономические права человека

    Особую группу основных прав составляют экономические права, гарантированность которых государством создает предпосылки выбора гражданами не только сферы приложения трудовых усилий, повышения своего благосостояния, но и условий для реализации личностью иных прав и свобод: личных, политических, социальных и культурных.

    Важными экономическими правами являются право частной собственности на различные виды имущества, в том числеправо собственности на землю, а также право на свободный труд.

    Определяющим при этом является признание за гражданами конституционного права на частную собственность (ст. 35), в том числе на землю (ст. 36). Государство принимает на себя обязанность охраны частной собственности граждан, причем принудительное отчуждение имущества, в том числе для государственных нужд, возможно не иначе как по решению суда и только при условии предварительного и равноценного возмещения.

    Тесно связано с правом частной собственности и сопутствует ему право наследования , которое также гарантируется государством. Лишь при наличии права частной собственности возможна реализация права на свободное занятиепредпринимательской деятельностью (ст. 34).

    Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, [[Конституция РФ 1993]] г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере:

    § принудительный труд запрещается;

    § закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

    § утверждается право на защиту от безработицы;

    § признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

    14.

    Еще по теме Политические и экономические права и свободы человека и гражданина в России:

    1. Социальные права и свободы человека и гражданина в России
    2. 26. Основные права и свободы человека и гражданина: понятие и виды.
    3. 2.5. Международно-правовые средства обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях интеграции России в мировое сообщество
    4. 1.2. Современные подходы в исследовании сущности конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях модернизации правовой системы России
    5. 121. Как Президент Российской Федерации обеспечивает права и свободы человека и гражданина?
    6. Содержание конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья в России
    7. Место конституционного права на среднее профессиональное образование в системе прав и свобод человека и гражданина
    8. ГЛАВА 1. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ
    9. §3. Конституционализация права на судебную защиту основных прав и свобод человека и гражданина и арбитражная судебная практика
    10. Понятие прав и свобод человека. Основные права и свободы человека и их классификация.
    11. § 2. Омбудсмен/уполномоченный по правам человека как новый институциональный элемент системы защиты прав и свобод человека и гражданина в постсоветских государствах
    12. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
    13. §1.1 Понятие и сущность прав и свобод человека и гражданина

    - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право -