Судебные органы образуют единую систему. Высшие судебные органы РФ: порядок формирования, состав и описание. Какие высшие судебные органы в РФ существуют

Судебная система представляет собой совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечи­вается путем:

  • установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституци­онным законом о судебной системе РФ ;
  • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроиз­водства;
  • применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также кон­ституций (уставов) и других законов субъектов Российской Фе­дерации;
  • признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • законодательного закрепления единства статуса судей;
  • финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета .

По процессуальной компетенции суды подразделяются на суды первой инстанции; суды второй (кассационной) инстанции; суды надзорной инстанции.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, про­верка законности и обоснованности этих решений).

Автономность судебной власти предполагает наличие собственной системы органов, структурно организованных в единый механизм и наделённых полномочиями осуществлять функции государственной власти от имени РФ .

Действующая Конституция России, учреждая судебную власть, определила основные параметры системы её органов, признанных осуществлять правосудие. В частности, она содержит положение о порядке установления судебной системы (ст. 118 п. 3) и норму об учреждении высших судов России (ст. 125, учреждающая Конституционный Суд РФ и устанавливающая основы его статуса и полномочий; ст. 126 об учреждении Верховного Суда РФ в качестве высшего судебного органа по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; ст. 127, устанавливающая, что «Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел) .

Структура как судебной системы в целом, так и состав отдельных её элементов и подсистем устанавливается федеральным конституционным законодательством, принятием в развитие указанных конституционных норм. Это законы «О судебной системе РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О Конституционном суде РФ», «О военных судах РФ», «О мировых судьях в РФ» . Однако правовое регулирование организации системы органов, осуществляющих судебную власть, на сегодняшний день не завершено. Таким образом, можно сказать, что судебная система РФ сегодня имеет сложную развитую структуру, которая сформулирована по принципам специализации и (конституционные суды, арбитражные суды и суды общей юрисдикции) и принципам государственно-территориального подчинения (федеральные суды и суды субъектов РФ).

Согласно Конституции РФ (ст. 118 п.2) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства – конституционного, гражданского, административного и уголовного .

Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.

Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны.

Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти суды называются федеральными судами.

В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:

  1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.
  2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т.д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.

Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

  1. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.

Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимые друг от друга части об­щей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституцион­ного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан.

Проанализировав судебную власть в современной России и основы деятельности судов Российской Федерации можно сказать, что на современном этапе развития отечественного судопроизводства суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своих первостепенных задач – защиты конституционных основ общественного строя и прав граждан России. Но всё же судебная власть и документы, которые ее регламентируют, еще далеки от совершенства.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 // Российская газета. – 1993. – 25 дек.
  2. Лазарева В.А. Судебная власть и уголовное судопроизводство / В.А. Лазарева // Государство и право. – – № 5. – С. 49-50.
  3. Галузо В.Н. Система правоохранительных органов России / В.Н. Галузо. – М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2000. – С. 47-49.
  4. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. – 1997. – № 1; Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. – 1995. – № 18; О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. – 1994. – № 13; О военных судах Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. – 1999. – № 26; О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 дек. 1998. № 188-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – № 51.
Государственные и муниципальное управление: конспект лекций Кузнецова Инна Александровна

2. Судебные органы РФ: порядок формирования, состав и компетенция

Российская судебная власть в целом едина и неделима, однако условно можно подразделить правосудие на три ветви:

1) конституционное правосудие;

2) общее правосудие;

3) арбитражное правосудие.

Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

1) федеральных законов и нормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

2) конституций республик, уставов, законов субъектов РФ;

3) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между субъектами РФ;

4) не вступивших в силу международных договоров РФ.

Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:

1) между федеральными органами государственной власти;

2) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

3) между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Не вступившие в силу международные договоры РФ, признанные не соответствующими Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

К компетенции Верховного Суда РФ отнесено рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В области арбитражного правосудия функционируют Высший Арбитражный Суд РФ и соответствующие арбитражные суды.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Носителем судебной власти в РФ являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполнять свои обязанности на профессиональной основе. Согласно Конституции РФ общие требования к кандидату на должность судьи следующие:

1) гражданство РФ;

2) возрастной ценз (не моложе 25 лет);

3) высшее юридическое образование;

4) стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (под юридической профессией понимается любая деятельность, связанная с наличием юридического образования, – работа в качестве следователя, прокурора, адвоката, нотариуса, юрисконсульта, преподавателя, научного сотрудника и т. п.); 5) отсутствие медицинских противопоказаний (кандидат проходит предварительное медицинское освидетельствование). Для отдельных категорий судей федеральным законом могут устанавливаться дополнительные требования. Такие дополнительные (повышенные) требования установлены, в частности, для судей Конституционного Суда РФ, судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, судей окружных арбитражных судов, флотских и окружных военных судов, судов общей юрисдикции регионального уровня и др.).

Порядок назначения на должности судей призван обеспечить независимость судебной власти. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, судьи других федеральных судов – Президентом РФ, судьи конституционных (уставных) судов – законодательными органами субъектов РФ, мировые судьи назначаются (избираются) на должность по региональному законодательству с учетом требований Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации». Однако в наделении полномочиями судей (равно как и в функционировании судебной власти вообще) велика роль органов судейского сообщества (Всероссийского съезда судей, Совета судей РФ, конференций судей субъектов РФ, советов судей субъектов РФ, общих собраний судей судов, Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ).

Статус судьи характеризуют следующие составляющие принципы:

1) независимость;

2) несовместимость;

3) несменяемость;

4) неприкосновенность.

Независимость судьи проявляется в его подчинении только Конституции РФ и федеральному закону. В деятельности по осуществлению правосудия судьи никому не подотчетны. На обеспечение независимости судьи направлен и целый ряд правовых, социальных и материальных гарантий (запрет осуществлять какое-либо воздействие на судью в судебном процессе, установление ответственности за вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия, несменяемость и неприкосновенность судьи, возможность предоставления личной охраны и охраны жилища, выдачи огнестрельного оружия, переселения в другую местность, финансирование судов из федерального бюджета, материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее высокому статусу судьи, особая государственная защита не только судьи, но и членов его семьи, имущества и т. д.).

Принцип несовместимости заключается в запрете для судьи состоять на государственной службе, быть депутатом представительного органа власти, состоять в политической партии, заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности).

Несменяемость судьи означает невозможность его перевода (назначения, избрания) на другую должность (в том числе выше-стоящую) или в другой суд без его согласия. Несменяемость не означает пожизненность: предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда составляет 65 лет (в должности судьи Конституционного Суда РФ – 70 лет). Несменяемость не означает также невозможности прекращения полномочий судьи досрочно.

Основаниями досрочного прекращения полномочий судьи являются: отставка, смерть судьи (равно как объявление его умершим), признание судьи ограниченно дееспособным или недееспособным, неспособность осуществлять полномочия судьи по состоянию здоровья, утрата гражданства РФ, осуществление несовместимой со статусом судьи деятельности, увольнение судьи военного суда с военной службы, а также досрочное прекращение полномочий в качестве санкции дисциплинарной ответственности (решение об этом принимает соответствующая квалификационная коллегия судей при наличии дискредитирующих обстоятельств).

Неприкосновенность судьи (судейский иммунитет) заключается в особом порядке привлечения его к уголовной ответственности (включая привлечение в качестве обвиняемого по другому уголовному делу, изменение квалификации состава преступления, если это ведет к усилению ответственности, осуществление некоторых процессуальных действий, в частности избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу) и к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Уголовное дело в отношении любого судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии из трех профессиональных судей соответствующего суда общей юрисдикции (Верховного Суда РФ или суда субъекта РФ) и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (для судей Конституционного Суда РФ – с согласия судей Конституционного Суда). Неприкосновенность судьи распространяется также на его помещения, транспорт, средства связи, переписку.

Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

1. Представительные органы местного самоуправления: понятие, структура и порядок формирования Представительные органы – это выборные органы, обладающие правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

Тема 8. Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления): система и компетенция 1. Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенции Специфика органов государственного управления, их

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

2. Органы внутреннего управления предприятием (учреждением), порядок их формирования и основы взаимоотношений со своими учредителями и работниками Органы внутреннего управления предприятиями и учреждениями в процессе и в результате своей руководящей деятельности

Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

2. Государственные органы управления таможенным делом и их компетенция Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы Российской Федерации, являющиеся

Из книги Правовое регулирование рекламной деятельности автора Богацкая Софья Германовна

2. Органы управления защитой и охраной Государственной границы Российской Федерации и их компетенция Осуществляющие защиту и охрану Государственной границы государственные органы интегрированы в Пограничную службу Российской Федерации, основы руководства и

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

15.1. Структура Федерального Собрания, состав и порядок формирования его палат Законодательную власть в Российской Федерации (на федеральном уровне) осуществляет Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации. Как и предыдущие конституции России, действующая

Из книги Правоохранительные органы. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

28. Органы сословного представительства, их компетенция и соотношение с самодержавной властью Главным отличием периода сословно-представительной монархии является наличие в системе органов власти высшего сословно-представительного органа – Земского собора. Именно с

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

61. Советские правоохранительные органы (милиция, военные чрезвычайные комиссии): их компетенция и формирование 1917–1920 гг. – период гражданской войны. В этих условиях формировались специальные органы для борьбы с контрреволюционными силами: милиция (полицейский и

Из книги Экзамен на адвоката автора

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

26. Порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления Различаются унифицированные и неунифицированные модели местного управления.В унифицированной модели действует единая система управления на местах, однопорядковые

Из книги автора

101. Федеральные органы налоговой полиции, их задачи и компетенция Налоговая полиция была создана в соответствии с Законом РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции». Федеральные органы налоговой полиции являются составной частью обеспечения

Из книги автора

50. Порядок формирования Совета Федерации В соответствии с ч. 2 ст. 95 Конституции РФ в Совет Федерации Федерального Собрания РФ входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.Совет

Из книги автора

Вопрос 16. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации и ее органы. Понятие, порядок образования, компетенция. Президент палаты: порядок избрания, компетенция. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является общероссийской негосударственной

Из книги автора

Вопрос 17. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации и ее органы. Понятие, порядок образования, компетенция. Адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской

Из книги автора

Вопрос 233. Состав арбитражного суда (сочетание единоличного и коллегиального начал; порядок формирования; привлечение к рассмотрению дел арбитражных заседателей). Отводы в арбитражном процессе и порядок их разрешения. Дела в первой инстанции арбитражного суда

Из книги автора

Понятие Правительства, порядок его формирования и состав Правительство – высший орган исполнительной власти в Российской Федерации, который состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.Точная структура Правительства не зависит от Конституции.

Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки. Правильное понимание соотношения функций права и судов весьма точно выражено принципом, утвердившимся в Великобритании: "право там, где средства его защиты" (ubi jus ubi remedium).

Система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств.

Органы, осуществляющие правосудие, - третья ветвь государственной власти, которая играет особую роль и в механизме государственной власти, и в системе сдержек и противовесов. Особая роль органов судебной власти определяется тем, что именно они являются арбитром в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. Структура судебных органов в разных странах неодинакова. Именуются они также по-разному. Однако, несмотря на особенности структуры и другие различия судебных органов разных стран, у них много сходства в целях и задачах, которые перед ними ставятся.

В большинстве конституций современных государств закрепляется принцип гласности судопроизводства, открытости судебного разбирательства.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, это отражено в ч. 2 ст. 118 Конституции РФ.

Конституцией Российской Федерации предусмотрены:

а) Конституционный Суд РФ;

б) Верховный Суд РФ;

в) Высший Арбитражный Суд РФ,

г) соответствующие суды субъектов федерации, действующие как части единой судебной системы.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126 Конституции РФ).

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127 Конституции РФ).

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ, давать заключение о соответствии издаваемых нормативных актах и заключаемых международных договоров Конституции РФ. Конституционный Суд решает также споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125 Конституции РФ).

В связи с принятием России в Совет Европы, теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Теперь это высший судебный орган для России и ее граждан.

В настоящее время в России проводится судебная реформа, главными направлениями которой являются: создание федеральной судебной системы; признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, предусмотренных законом; дифференциации форм судопроизводства; совершенствовании системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону. Общая теория государства и права / Под ред. Лазарева В.В. -М.: Юристъ. 2001.

Кроме того, значительную роль в государственном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. Прокуратура, не входя ни в одну из трех ветвей власти, призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органов государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера.

Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных законах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры.

В России сформировалась единая централизованная система органов прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокуроры субъектов федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами, иные прокуроры назначаются им самостоятельно. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.

Прокуратура РФ относится к федеральным органам государственной власти с особым статусом. Сюда же относится Центральный банк РФ, счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека, Академия наук РФ.

К сожалению, судебная власть остается все еще традиционно слабым местом в России. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д. , они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации Тюмень: Изд-во Тюменский государственный институт. 1997. 218с.

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов -- одна из важных задач России.

государство власть исполнительный законодательный

Суд -- это орган государства, который в процессуальном порядке осуществляет правосудие по гражданским, административным и уголовным делам.

Суд является независимым органом власти, он подчиняется только закону. Все решения суда, вступившие в силу, обязательны для всех субъектов права и подлежат безусловному исполнению.

Судебная власть в системе государственных властей является главным уравновешивающим механизмом, который направляет действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Судебные органы защищают человека от произвола первых двух ветвей власти.

Судебные органы придают установленным ими фактам юридическое значение. А после этого следуют процедура защиты законных прав участников правовых отношений, наказание виновных лиц, отмена незаконных решений, восстановление нарушенного права, защита прав потерпевшего и т.д.

В отличие от законодательной власти суд не издает законы, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных учреждениях есть должности судебных исполнителей. Суд занимается иной деятельностью. Он рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе. Это могут быть уголовные дела, имущественные и трудовые споры, конфликты в политической сфере, жалобы граждан на действия чиновников и т.д.

Судебная система имеет сложную структуру, она включает в себя различные специфические судебные учреждения: гражданские, административные, военные, транспортные и иные суды.

В зависимости от правовой сферы, на которую распространяются полномочия, различают суды общей, специальной и административной юрисдикции.

Суды общей юрисдикции - (общегражданские суды) рассматривают гражданские, трудовые, имущественные споры, дела об административных правонарушениях и уголовные дела.

Суды специальной юрисдикции - (специализированные суды) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет свою специфику (например, арбитражный суд).

Административные суды в основном рассматривают жалобы граждан на превышение государственными служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в России таких судов нет).

Судебная система возглавляется верховными судебными органами, которые во многих государствах выполняют одновременно функции Конституционного суда. Однако в некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции.

Члены конституционного суда могут быть избраны парламентом, либо назначены президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением конституционного надзора, конституционный суд имеет право толкования конституции.

В Российской Федерации судебная система состоит из судов высшей инстанции, к которым относятся Верховный, Высший Арбитражный и Конституционный суды, судов субъектов федерации, городских и районных судов. Все три ветви судов наделены различными полномочиями и решают вопросы, касающиеся иcключительно своей компетенции. Члены Высших судов Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению президента.

В других же странах существуют иные правила формирования судебных органов. Однако формировать судебные органы и наделять их определенными компетенциями нужно так, чтобы суд был огражден от давления (политического или любого другого), которое способно повлиять на принятие судебного решения. Для этого существует ряд привилегий, которыми располагают судьи, например, статус судьи (несменяемость, независимость, подчинение только закону и т.д.).

Судебная власть должна быть независимой и подчиняться только. Ее возможности можно рассматривать двояким образом. С одной стороны, судебная власть обладает достаточной силой, так как только она может осуществлять некоторые меры, которые не вправе предпринимать ни законодательная, ни исполнительная власть. С другой же стороны, судебная власть достаточно слаба, потому что она не опирается на прямую поддержку избирателей, как власть законодательная. Судебная власть не имеет силовых механизмов, как исполнительная (ее судебные исполнители - крайне слабый аппарат). Сила этой власти коренится в неуклонном исполнении закона, в уважении судебного решения, его непререкаемости.

Такое отношение к судебной власти со стороны других государственных органов, граждан, их объединений, юридических лиц сложилось, однако, не во всех государствах. Оно воспитывается долго и существует, прежде всего, в странах с длительными демократическими традициями, там, где укоренился принцип господства права.

В некоторых странах в судебную систему включают и прокуратуру, так как она является составной частью суда. В других же прокуратура отделена от нее. Прокуратура поддерживает в судах обвинение, осуществляет функции надзора за соблюдением законности в стране. В осуществлении судебной власти прокуратура играет вспомогательную роль, однако ее деятельность необходима для поддержания режима законности в правовом государстве.

Судебная власть РФ представляет собой, в соответствии с теорией разделения властей, систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие.

В целях успешного осуществления судебной власти закон наделяет суды всеми необходимыми и достаточными полномочиями. Судебная власть в России принадлежит судам образующим единую судебную систему. В основе ее организации лежат положения Конституции Российской Федерации, которая предусматривает порядок назначения судей высших судебных органов - Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, а также судей федеральных судов и определяет, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и федеральным законом "О судоустройстве".

Конституционный Суд Российской Федерации:

  • 1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
  • 2. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела в соответствии с Конституцией Российской Федерации:

федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Cудебная система - совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленны­ми перед ними задачами и целями.

Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 ко­торой, в частности, сказано:

“1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом...
Судебная система Российской Федерации устанавливается Кон­ституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной сис­темы важное значение имеют также положения ст. 125-127 Консти­туции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими суда­ми в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.

В ст. 125 определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, при­званного контролировать конституционность законов и иных право­вых актов. Этот суд занимает особое место. Ему напрямую не подчиня­ются никакие суды , в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную прак­тику, а равно практику других правоохранительных органов.

Что касается Верховного Суда РФ , о котором говорится в ст. 126 Конституции Российской Федерации, то ему отведено несколько иное место. У него есть свои подсистемы судов . В отношении судов, входящих в соответствующие подсисте­мы, он осуществляет судебный надзор за их деятельностью и даёт им разъяснения по вопросам судебной практики.

Структура судебной системы

Структура судебной системы в целом определяется предписания­ми не только Конституции РФ, но и Закона о судебной системе, а также ряда других законодатель­ных актов:

  • Закона о судоустройстве;
  • Закона об арбитражных судах;
  • Закона о военных судах;
  • Закона о мировых судьях.

Подсистемы (блоки) федеральных судов:

  1. Конституционный Суд РФ;
  2. Верховный Суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор:
    • федеральные суды общей юрисдикции;
    • федеральные арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ занимает обособленное по­ложение среди федеральных судов. По сказанному в ст. 125 Консти­туции РФ видно, что у этого суда свои специфические задачи и что он не осуществляет надзора ни за какими феде­ральными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов РФ.

В ведение судов судов общей юрисдикции (ст. 126 Конституции РФ) передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разре­шаемых в судебном порядке. Часто их называют “гражданскими”, “гражданскими (общими) ” или “общими (гражданскими)” судами.

Особую ветвь судов общей юрисдикции образуют военные суды . Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осу­ществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из:

  • гарнизонных военных судов;
  • окружных (флотских) военных судов;
  • Военной коллегии - одного из основных подразделений Вер­ховного Суда РФ.

Конституция РФ и иное действующее законодательство допуска­ют возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов . Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но де­лам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.

Из приведенных конституционных положений и положений назван­ных законодательных актов можно сделать следующий вывод:

  • Правосудие должно осуществляться только су­дебными органами, уполномоченными на это. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования - даже те, в наименовании которых присутствуют слова “суд” или “судебный” (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитраж­ный суд, Экономический суд СНГ, Судебный департамент при Вер­ховном Суде PФ, суд чести, товарищеский суд) - не относятся к чис­лу органов судебной власти, реализующих полномо­чия судебной власти (правосудие, конституционный контроль, обеспечение испол­нения судебных и других решений и т. д.). Они не являются и не могут быть составной частью судебной сис­темы, в частности, потому, что это противоречило бы ч. 2 ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", где сказано, что “в Россий­ской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (ус­тавные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, со­ставляющие судебную систему Российской Федерации”.

Суды федеральные и суды субъектов РФ

Суды в Российской Федерации подразделяют­ся на два вида:

федеральные суды;

  1. Конституционный Суд Российской Федерации;
  2. Верховный Суд Российской Федерации;
  3. кассационные суды общей юрисдикции, суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  4. арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

суды субъектов Российской Федерации;

  1. конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,
  2. мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Вся судебная система Российской Федерации - единое целое. По этому поводу в ст. 3 Закона о судебной системе сказано следующее:

“Единство судебной системы Российской Федерации обеспечива­ется путем:

  • установления судебной системы Российской Федерации Консти­туцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конститу­ционным законом;
  • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями ус­тановленных федеральными законами правил судопроизводства;
  • применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обще­признанных принципов и норм международного права и международ­ных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
  • признания обязательности исполнения на всей территории Рос­сийской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • законодательного закрепления единства статуса судей;
  • финансирования федеральных судов и мировых судей из федераль­ного бюджета”.

Для обеспечения единства судебной системы принципиальное зна­чение имеет порядок создания и упразднения конкретных судов . В соответствии со