Государственная собственность: понятие, защита и управление. Понятие государственной собственности. Объекты, находящиеся в государственной собственности. Природные ресурсы. Государственная казна

(В ред. Постановления ВС РФ от 27.01.1993 N 4375-1, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 N 15-П)

I. Объекты, составляющие основу национального богатства страны

3. Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

II. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач:

1. Государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды).

2. Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.

3. Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.

4. Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.

5. Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений.

6. Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны.

7. Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.

8. Предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации. (п. 8 введен Постановлением ВС РФ от 27.01.1993 N 4375-1)

III. Объекты оборонного производства:

1. Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях - независимо от доли военных заказов.

2. Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

IV. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства

1. Предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Пункт 2 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 N 15-П в части отнесения к объектам исключительно федеральной собственности предприятий топливно-энергетического комплекса и предприятий и объектов электроэнергетики. В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

2. Предприятия топливно-энергетического комплекса.

Пункт 3 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 N 15-П в части отнесения к объектам исключительно федеральной собственности предприятий топливно-энергетического комплекса и предприятий и объектов электроэнергетики. В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

3. Предприятия и объекты электроэнергетики, за исключением вошедших в Приложение 3. Об отказе в принятии к рассмотрению запроса о проверке конституционности пункта 4 раздела IV см. определение Конституционного Суда РФ от 08.10.1999 N 172-О.

4. Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации (кроме вошедших в Приложение 3).

5. Федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации.

6. Предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.

7. Государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.

V. Прочие объекты:

1. Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов.

2. Предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.

К государственной собственности относятся муниципальные и юридические образования, собственниками которых не являются граждане, природные ресурсы и земли. Каковы все ее функции? На какие возможные виды она подразделяется? На самом деле вопросов может быть куда больше. В этой статье мы постараемся разобрать и ответить на основные вопросы. Но прежде всего выясним, чем же отличается движимое государственное имущество от недвижимого.

Чем отличается движимое имущество от недвижимого?

На первый взгляд, ответ на этот вопрос очевиден и следует из самих названий: движимые объекты, в отличие от недвижимых, можно сдвинуть с места. Действительно, с точки зрения юридической терминологии, движимым имуществом можно назвать все то, что можно переместить с одного места на другое, не нарушив целостность и функциональность самого объекта. Сюда можно отнести различные виды автотранспорта, офисную и компьютерную технику, драгоценности, оборудование, бытовую технику, ценные бумаги и предметы обихода.

«Распределенное» и «нераспределенное» имущество государства

Имущество, находящееся в государственной собственности , подразделяется на две части. «Нераспределенное» имущество государства представляет собой казну, в которую входят средства государственного бюджета. Такая собственность не распределяется между государственными предприятиями и учреждениями. Она может использоваться как объект взыскания долга от государства-собственника.

В отличие от нее «распределенное» имущество не может использоваться в качестве покрытия государственных обязательств. Такое имущество, закрепленное за юридическими объектами, обладают ограниченными самостоятельными правами управления и ведения хозяйства.

Что относится к государственной собственности?

Недвижимое имущество связано с землей, его нельзя переместить, не нанеся объекту урон. К государственному недвижимому имуществу РФ относятся:

Написать данные заметки автора заставила статья профессора В.И.Шестакова «Какие объекты подлежат государственной охране? ». Сегодня среди практикующих юристов и ученых правоведов не всегда однозначно определяются и разрешаются вопросы государственной охраны. Статья профессора В.И.Шестакова как всегда очень актуальна и написана хорошим юридическим языком. Приведенный анализ правоприменительной практики в отношении объектов государственной охраны заслуживает самого серьезного внимания. Однако в отдельных положениях, на наш взгляд, есть некоторые неточности, которые легко устранимы в процессе обсуждения, но имеют практическое значение. Именно поэтому мы решили обратить ваше внимание на ряд позиций, высказав сомнения по поводу отдельных положений в статье В.И.Шестакова.

Первое, что требует детальной проработки, - это юридическое определение «государственная охрана» , которое приводит В.И.Шестаков, ссылаясь на Федеральный закон от 27 мая 1996г. №57-ФЗ «О государственной охране» с последующими изменениями и дополнениями.

Статья 1 указанного Закона четко и однозначно определяет «государственная охрана - функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер ».

Здесь необходимо определить, какому органу государственной власти предоставлены функции обеспечения безопасности объектов государственной охраны. По тексту гл.III цитируемого закона можно сделать вывод, что таким госорганом является Федеральная служба охраны (ФСО).

Но вернемся к ст.1 и посмотрим, что является объектом государственной охраны - «лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом ». Следовательно, объектом государственной охраны является определенное законом физическое лицо (на профессиональном слеге «охраняемое лицо»).

Далее законодатель дает определение «охраняемые объекты» - «здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти; территории и акватории, прилегающие к указанным зданиям, строениям, сооружениям и подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; здания, строения и сооружения, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны; предоставленные им земельные участки и водные объекты».Данное определение дает право сделать вывод, что под охраняемыми объектами можно понимать только здания, строения и сооружения федеральных органов власти и прилегающие территории и акватории, здания и сооружения, находящиеся в их оперативном управлении, подлежащие защите в целях обеспечения безопасности охраняемого объекта (лица). Никакие иные строения территории, акватории и т.д. не относятся к охраняемым объектам, так как там отсутствует объект охраны.

Не менее важным является и определение «охранные мероприятия» - «совокупность действий для обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов, осуществляемых федеральными органами государственной охраны, в том числе с привлечением других государственных органов обеспечения безопасности .

Это положение дополняет и конкретизирует ст.5. «Органы и силы, осуществляющие и обеспечивающие государственную охрану». Из текста статьи видим «Государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны». Еще раз подчеркнем, единственным субъектом, осуществляющим государственную охрану, является ФСО!!!

Кроме того, в обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, федеральные органы правительственной связи и информации, Вооруженные Силы Российской Федерации, органы пограничной службы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.

Если говорить обычным языком, то все иные органы безопасности государства являются приданными силами в рамках своих компетенций, участие их в обеспечении государственной охраны определяется субъектом данного вида деятельности. Обращаю внимание, что ни ведомственная , ни вневедомственная охрана не являются органами государственной безопасности , это структурные подразделения министерств, действующие в рамках своих законодательных полномочий. К органам государственной охраны их нельзя относить по сути данного Закона. Скорее Министерство обороны можно отнести к органам безопасности, призванным для обеспечения объектов государственной охраны и защиты, чем подразделения вневедомственной охраны.

Обратимся теперь к Федеральному закону от 14 апреля 1999г. №77-ФЗ «О ведомственной охране». Статья 1 Закона определяет: «ведомственная охрана - совокупность создаваемых федеральными органами исполнительной власти органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств». Обращаю внимание, в определении нет слов «государственная ведомственная охрана », как определяет ее автор статьи. Наоборот, это специализированные органы управления силы и средства федерального органа, предназначенные для защиты объектов охраны.

Постановлением Правительства определено 13 федеральных органов, имеющих право учреждать ведомственную охрану. Если внимательно посмотреть положения постановления Правительства РФ от 12 июля 2000г. №514 «О ведомственной охране», то наряду с МЧС и Министерством обороны обнаружим Министерство сельского хозяйства, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральное агентство специального строительства, Федеральное космическое агентство. Понятно, что каждый из указанных федеральных органов имеет свои объекты охраны, определенные соответствующими постановлениями Правительства и решениями министерств и ведомств. Но как их можно соотнести к объектам государственной охраны? (напомним, объектом государственной охраны являются лица, подлежащие государственной охране в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране). Скорее всего, это ошибочное суждение.

Еще большая путаница, на наш взгляд, произошла с функционалом вневедомственной охраны.

Вневедомственная охрана - специализированная служба в системе органов внутренних дел, предназначенная для охраны имущества собственников (физических и юридических лиц), защите объектов на договорной, возмездной основе. Правовой базой деятельности ОВО является Закон «О милиции» и постановление Правительства РФ 14.08.1992г. №589 (редакция от 04.08.2005) «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации».

Решая вопросы ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в рамках административной реформы одной из рекомендаций правительственной комиссии по оптимизации бюджетных расходов (2003г.), было предложение о выводе вневедомственной охраны из структуры МВД России. Альтернативой ликвидации службы стала реорганизация вневедомственной охраны путем полного разграничения ее правоохранительных и экономических функций. Как результат появились две самостоятельные (по крайней мере, юридически) структуры.

Департамент государственной защиты имущества, в задачи которого входит:

Участие в формировании основных направлений государственной политики в установленной области деятельности;

Обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования в области государственной защиты имущества;

Разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по совершенствованию государственной защиты имущества;

Методическое обеспечение деятельности органов внутренних дел по государственной защите имущества в пределах своей компетенции;

Осуществление взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями в установленной области деятельности http://www.mvd.ru/struct/3299/ .

Обратите внимание, никаких задач по охране государственных объектов или решению задач обеспечения охраны указанных объектов нет. Следовательно, эта функция у ДЗГИ МВД РФ не присутствует.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» МВД России, созданное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005г. №66 путем реорганизации вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации и создании на базе военизированных подразделений вневедомственной охраны самостоятельного коммерческого предприятия.

Утверждение автором статьи положения о том, что ч.1 ст.26 ФЗ «О ведомственной охране», до принятия федерального закона, регулирующего деятельность вневедомственной охраны, действие указанного Федерального закона, за исключением статей 8 и 9, распространяется и на вневедомственную охрану при органах внутренних дел, является не совсем точным.

Данное положение определено Федеральным законом от 15 июня 2006г. №88-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О ведомственной охране"».

Позволим себе процитировать весь текст Закона: «Внести в статью 26 Федерального закона от 14 апреля 1999 года №77-ФЗ "О ведомственной охране" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №16, ст.1935) следующие изменения:

в первом предложении слова "за исключением статей 8 и 9, распространить на военизированные и сторожевые подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел, осуществляющих" заменить словами "за исключением статей 5, 8, и 9, распространить на военизированные и сторожевые подразделения организации, подведомственной Министерству внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие"; в третьем предложении слова "работников вневедомственной охраны" заменить словами "работников указанных подразделений"».

Таким образом, положения закона «О ведомственной охране» распространяются на военизированные и сторожевые подразделения организации, подведомственной Министерству внутренних дел Российской Федерации, а это ничто иное как подразделения ФГУП «Охрана». Еще более конкретно об этом сказано в пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О ведомственной охране"»: «разработан в целях распространения действия Федерального закона "О ведомственной охране" (за исключением статей 5, 8 и 9) на военизированные и сторожевые подразделения ФГУП "Охрана", подведомственного МВД России ».

Постановление Правительства России от 11.02.2005г. №66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны ….» определило «Создать федеральное государственное унитарное предприятие "Охрана", подведомственное Министерству внутренних дел Российской Федерации, на базе военизированных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации и подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих функции по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны».

Никакого отношения ФГУП «Охрана» к государственной охране (по определению ФЗ от 27 мая 1996г. №57-ФЗ) не имеет.

Не менее интересным является отнесение объектов охраны к государственным, проводимое чиновниками МВД РФ. Приведем цитату: подразделениями вневедомственной охраны обслуживается «514,5 тыс. объектов различных форм собственности, в том числе 45,4 тыс. подлежащих государственной охране (здания органов государственной власти и управления, учреждения кредитно-финансовой системы; международные аэропорты; гидротехнические сооружения; объекты телерадиовещания и печати, культурного наследия России; места хранения оружия и боеприпасов, наркотических веществ, добычи и переработки драгоценных металлов и камней; склады мобилизационного резерва, взрывчатых веществ и материалов и другие объекты особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения) . http://www.cordvo.ru/

Такое расширенное толкование понятия «объект государственной охраны» приводит к тому, что склады с запасами портянок и сапог стали объектами государственной важности. Поэтому Валерий Иннокентьевич абсолютно прав в своих выводах о том, что «Под объектами, подлежащими государственной охране, следует понимать только объекты, являющиеся государственной собственностью и перечисленные в ст.6 ФЗ «О государственной охране». А внесение в этот перечень объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (ч.1 ст.8 ФЗ «О ведомственной охране») нам представляется излишним.

Так как статьей В.И.Шестакова и этими заметками вопрос о государственной охране не исчерпан, приглашаем читателей высказать свое мнение по данной проблеме.

Государство со времен своего зарождения представляет публичный институт, создаваемый с целью выполнения определенных функций и задач. Выступая гарантом общественных процессов, государство не может выполнять свои полномочия без имущественного обеспечения. Одновременно, государство есть форма территориальной организации населения, что делает его уникальным собственником на определенные виды имущества, в отношении которых невозможно установить иные права собственности в процессе общественных отношений.

Государственная собственность представляет одну из форм общественной собственности. В соответствии с российским законодательством под государственной собственностью можно понимать имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации и субъектам Российской Федерации. Таким образом, в Росси, как и в других федеративных государствах, государственная собственность делится на два уровня.

С социально-экономической точки зрения государственная собственность есть выражение отношений между людьми по поводу присвоения благ в целях реализации государственных и публичных интересов.

Отдельно следует выделить имущество, чье разделение не возможно между федерацией и ее субъектами. Вопросы разграничения государственной собственности относятся, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 72), к предметам совместного владения Российской Федерации и субъектов Федерации.

В государственной собственности Российской Федерации находятся имущество органов власти и управления Российской Федерации, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, культурные и исторические ценности общего государственного значения, средства государственного бюджета, государственного банка, золотой запас, алмазный и валютный фонды, страховые, резервные и иные фонды.

Согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» независимо от ведомственной подчиненности предприятий и от того, на чьем балансе они находятся, исключительно к федеральной собственности отнесены:

1. Объекты, составляющие основу национального богатства страны:

Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ;

Охраняемые природные объекты историко-природного и культурного наследия;

Художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения.



2. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления, решения общероссийских задач:

Государственная казна;

Имущество Вооруженных Сил, органов и учреждений, финансируемых государством;

Объекты РАН, Министерства и ведомства России;

Предприятия и объекты геологической, гидрометеорологической, геодезической, экологической служб, стандартизации и метрологии;

Полигоны;

Государственные запасы, мобрезервы и т.п.

3. Объекты оборонно-промышленного комплекса.

4. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства Российской Федерации в целом и развитие других отраслей (инфраструктура добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, электроэнергетики, транспорта и др.).

5. Прочие объекты, например предприятия фармацевтической промышленности, медико-биологических препаратов, спиртовой и ликероводочной продукции.

6. Бесхозные объекты (в случае невозможности установить собственника имущества в качестве такового признается Российская Федерация, в дальнейшем в зависимости от вида имущество может быть передано в собственность субъекта федерации или муниципального образования).

Таким образом, среди всех возможных субъектов отношений собственности только Российская Федерация не имеет ограничений на возможные объекты собственности. В целом объекты федеральной собственности можно структурировать по следующим группам функционального использования.

В государственной собственности Российской Федерации и субъектов Федерации находятся средства производства, предприятия транспорта, связи, информации, топливно-энергетического комплекса, иные предприятия и имущество, необходимое для выполнения задач Российской Федерации, включая государственную казну и казну субъектов Федерации.

В собственности субъектов федерации может находиться все остальное имущество, не отнесенное к исключительному ведению Российской Федерации. Основу государственной собственности на уровне субъектов составляют имущество: необходимое для выполнения основных функций и задач данного уровня государственной власти (объекты сферы культуры, здравоохранения, детские дома, имущество государственных учреждений и т.д.); средства бюджета субъекта федерации; транспортная и иная инфраструктура, имеющая общее региональное значение; земельные ресурсы под объектами государственной собственности субъекта федерации и т.д.

Субъектом государственной собственности в соответствии с российским законодательством признается Российская Федерация как государство. Процесс управления объектами государственной собственности возложен на органы государственной власти. На уровне Российской Федерации полномочия по управлению государственной собственностью осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в структуре Министерства экономического развития и торговли. Субъекты Российской Федерации вправе сами создавать структурные единицы по управлению своим имуществом.

В том и ином случае любое управленческое решение принимается путем издания нормативно-правового акта законодательным органом власти, его утверждением главой Российской Федерации или субъекта федерации. Органы исполнительной власти осуществляют процесс управления на местах, реализуя комплекс мероприятий в рамках установленных законом полномочий.

Первая группа . Объекты, предназначенные для выполнения общегосударственных задач. К их числу относятся объекты, прямо связанные с:

Обеспечением обороны и безопасности;

Защитой государственных границ, территориального моря и воздушного пространства;

Проведением внешней политики и поддержанием международных отношений;

Управлением государственными экономическими службами, включая Центральный банк Российской Федерации;

Функционированием органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной);

Проведением фундаментальных научных исследований;

Контролем за природопользованием и охраной окружающей среды;

Охраной памятников истории и культуры;

Хранением государственных запасов и резервов;

Эксплуатацией и обслуживанием крупных транспортных магистралей.

В эту группу должна быть включена большая часть природных ресурсов – недра, земля, лесной фонд, водные ресурсы, воздушное пространство.

На данную группу должно распространяться исключительное право государственной собственности, позволяющее прямо и оперативно применять все возможные методы управления, формулируемые исходя из меняющейся политической ситуации и оптимизируемые по критериям эффективности.

Вторая групп а. Объекты, обеспечивающие поддержание и развитие экономического потенциала страны. В их состав могут быть включены предприятия:

Базовых отраслей экономики (электроэнергетика, предприятия связи и почтовая служба, нефте- и газодобыча, транспортная инфраструктура);

По добыче и переработке драгоценных металлов и камней, радиоактивных и редкоземельных элементов;

Предприятия наукоемкого (стратегического) машиностроения (авиакосмической техники, атомного машиностроения, военно-промышленных изделий).

Перечень объектов этой группы с течением времени может меняться. По мере развития рыночного хозяйства и улучшения общей экономической ситуации в стране число таких объектов в составе государственной собственности может сокращаться за счет их перехода в негосударственные формы, причем передача должна осуществляться только на основании критериев государственной эффективности.

Для объектов второй группы наряду с государственной допустимо существование совместной собственности. Однако в условиях переходной экономики государство должно обладать большим объемом функций по управлению подобными объектами, например, через закрепление за собой контрольных пакетов акций или специального права, предоставляемого блокирующим пакетом акций.

Третья группа . Объекты, через которые государство реализует экономическую политику и социальную защиту населения. В их числе могут быть:

Учреждения и организации здравоохранения;

Высшие учебные заведения;

Учреждения культуры и искусства;

Федеральные органы социального страхования и социального обеспечения и др.

На большинство объектов этой группы, как правило, должно распространяться полное право государственной собственности. Вместе с тем, цели и методы управления имуществом таких объектов должны учитывать некоммерческий характер их деятельности и ориентироваться на рационализацию расходования федеральных средств, направляемых на соответствующие цели. В рамках рассмотренных групп, на наш взгляд, целесообразно провести более детальную классификацию объектов федеральной собственности.

В современной России государство делегировало многие полномочия в социальной сфере на уровень субъектов федерации и местного самоуправления. Процесс делегирования полномочий сопровождался передачей объектов собственности. В результате на федеральном уровне остался относительно не большой круг имущественного комплекса, обеспечивающий функционирование социально-экономической, культурной сферы: ВУЗы, федеральные памятники культуры, архитектуры и музеи, и относительно узкий перечень других объектов.

Государственная собственность состоит из всего имущества, которое на праве собственности принадлежит Российской Федерации и ее отдельным субъектам.

Государственная собственность обладает рядом особенностей. такой собственности выступает само государство, а управление имуществом сосредоточено в ведении органов госуправления и специально уполномоченных юридических, а также физических лиц.

Государственное образование полномочия собственника может осуществлять посредством издания правовых актов. Так, РФ имеет право собственности на любое имущество, включая изъятое из оборота, а субъекты РФ - на любое имущество, кроме такого, которое относится к исключительной собственности Российской Федерации.

Государственная собственность может приобретаться только способами, характерными исключительно для государства (реквизиция, национализация, принудительное изъятие имущества на возмездной основе, конфискация, налоги и пр.). Госсобственности присуще такое основание прекращения существования этого права как приватизация (отчуждение имущества из муниципальной и государственной собственности в частную собственность юрлиц и граждан в соответствии с положениями законодательства).

Государственная собственность состоит из двух частей. Первой является распределенное государственное имущество, под которым нужно понимать собственность государства, закрепленную за унитарными госпредприятиями и учреждениями на правфх либо хозяйственного ведения. В этом случае имущества по распоряжению, пользованию и владению являются частично ограниченными. Ко второй относится нераспределенное государственное имущество, называемое казной.

Особое положение госсобственности обусловлено самой ее природой, определяющей существование государства. Необходимые для государственных расходов средства приобретаются различными способами. Два основных сводятся к следующему: выделение госимущества из народного достояния, требование от граждан выделения части их имущества государству.

Имущество государства состоит из разных видов доходной собственности: поземельной, промышленной и т.д.

Законодательство называет объектами федеральной государственной собственности объекты, которые являются достоянием государства; объекты оборонной производственной сферы; объекты, которые необходимы для обеспечения деятельности федеральных органов власти и решения общегосударственных задач; объекты, от которых зависит обеспечение жизнедеятельности народного хозяйства; другие объекты стратегической важности (фармацевтические, медико-биологические, спиртопроизводящие предприятия).

По закону ряд объектов, относящиеся к федеральной собственности, может передаваться в собственность отдельных субъектов Российской Федерации. К ним относятся крупные хозяйства, учреждения здравоохранения, учреждения народного образования, предприятия энергетического и атомного машиностроения, научно-исследовательские организации, предприятия радиовещания и телевидения и др.

Защита государственной собственности в политике страны является одним из важнейших факторов обеспечения ее экономической самостоятельности и независимости. Система собственностью нацелена на создание мощных экономических стимулов для рациональной организации использования и дальнейшего воспроизводства госсобственности. На сегодняшний день в России имеется проблема отсутствия ответственности за эффективность организации и контроля за использованием, преобразованием и воспроизводством госсобственности.