Общий порядок формирования судебной власти. Формирование судебной власти в россии. Конституционный Суд РФ


В России сложилась разветвленная судебная система, которая представляет собой совокупность судов, объединенных общностью задач, принципов организации и деятельности, руководствующихся единым материальным и процессуальным законодательством и обладающих соответствующей компетенцией.

И хотя все судебные учреждения преследуют одну цель - осуществление правосудия, их можно разделить на три самостоятельных системы:

  1. система общих судов (включая подсистему военных судов);
  2. система арбитражных судов;
  3. конституционная юстиция, представленная на федеральном уровне Конституционным Судом РФ.

В Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. все судебные учреждения делятся еще и по территории действия.

По этому критерию различают:

  1. федеральные суды - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специальные суды; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, а также арбитражные суды субъектов Федерации;
  2. суды субъектов Федерации - конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

Конституционный Суд РФ, общие суды, арбитражные суды - это три самостоятельных подсистемы судебной системы страны. Их объединяют общие задачи (охрана конституционного строя, обеспечение законности и правопорядка, защита прав и интересов граждан). Все судебные органы единообразно финансируются, обязаны применять Конституцию и федеральные законы. Решения всех судебных органов имеют обязательное значение. Вместе с тем каждый вид судебных органов наделяется собственной компетенцией и не вправе вмешиваться в деятельность других судов.

Некоторые авторы критически комментируют разделение судебной власти на три самостоятельные, не связанные друг с другом структуры5. Однако представляется, что при большом объеме и разнообразии правоотношений, на которые распространяется судебная власть, рассредоточение полномочий между специализированными органами просто необходимо.

Говоря о структуре судебной власти, следует отметить, что сама "Конституция учреждает только высшие звенья федеральной судебной системы - Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд. Кроме того, Конституция не характеризует компетенцию судебной власти в целом и ее отдельных институтов (за исключением Конституционного Суда).

Конституция предоставляет право устанавливать полномочия, порядок образования и деятельности высших и иных федеральных судов парламенту России путем принятия соответствующих федеральных законов (ст. 128). Однако исключительный характер полномочий судебной власти, позволяющий судам Непосредственно затрагивать сферу прав человека или вторгаться в Нее, говорит о том, что эти вопросы следовало бы (хотя бы кратко) Урегулировать в Конституции.

Система судов общей юрисдикции . Основным звеном в структуре судов общей юрисдикции является районный суд, наделенный широким объемом полномочий. Так, районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции, является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего района. Помимо уголовных и гражданских дел, отнесенных к его компетенции, районный суд рассматривает материалы о подведомственных ему административных правонарушениях.

Вышестоящими для районных судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ являются суды субъектов Федерации. В пределах своей компетенции они рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Структура судов субъектов более сложна, нежели районных судов, которые имеют в своем составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных коллегий, судей и народных заседателей.

Суды субъектов Федерации включают президиум суда, судебную коллегию по уголовным делам, судебную коллегию по гражданским делам. Президиум формируется в составе председателя, заместителей председателя и членов суда. Судебные коллегии возглавляются председателями, являющимися заместителями председателя суда.

Завершающее звено в структуре судов общей юрисдикции - Верховный Суд РФ. Будучи высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, выполняя особые задачи, Верховный Суд имеет систему структурных подразделений: Пленум; Президиум; Судебную коллегию по гражданским делам; судебную коллегию по уголовным делам; военную коллегию. Судебные коллегии утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа его судей. Распределение судей по коллегиям производит Пленум по представлению председателя Суда. Руководят работой коллегий их председатели, которые являются заместителями председателя Верховного Суда.

Коллегии выполняют основной объем работы Верховного Суда.

Они рассматривают дела:

  • как суды первой инстанции;
  • в качестве судов второй (кассационной) инстанции;
  • в порядке судебного надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В 1999 г. в Верховном Суде была сформирована Кассационная коллегия, в состав которой входят председатель коллегии и 12 судей.

Президиум Верховного Суда состоит из 13 судей: председатель, его заместители, судьи. Кроме судебных полномочий он выполняет организационные функции: рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, обсуждает материалы изучения судебной статистики, анализирует состояние законности и преступности в государстве и др. Состав Президиума утверждается Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении председателя Верховного Суда и заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда.

В отличие от других структурных подразделений Верховного Суда его Пленум не обладает никакими судебными полномочиями. Этот внутренний орган работает в составе председателя Верховного Суда, его заместителей и всех членов Суда. К участию в его работе приглашаются Генеральный прокурор, министр юстиции, председатель Высшего Арбитражного Суда и другие лица.

Пленум решает некоторые организационные вопросы (выступает с законодательной инициативой, направляет запросы в Конституционный» Суд; утверждает по представлению председателя Суда состав судебных коллегий). Основным полномочием Пленума является дача на основе обобщений судебной практики и анализа судебной статистики разъяснений судам общей юрисдикции по вопросам применения правовых норм при рассмотрении ими уголовных, гражданских и административных дел.

Разъяснения оформляются в виде постановлений Пленума. В соответствии с действующей Конституцией разъяснения Верховного Суда РФ более не называются руководящими и обязательными для судей (ст. 126). Однако фактически они остаются таковыми и исполняют роль своеобразного источника права.

В целях укрепления самостоятельности и независимости судов общей юрисдикции при Верховном Суде учрежден Судебный департамент, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов (финансирование, кадровое и ресурсное обеспечение).

Мировые судьи . Институт мировых судей зародился в Англии в XIV в. Наименование это они получили в связи с тем, что, рассматривая мелкие уголовные и гражданские дела, мировые судьи были обязаны стремиться к примирению сторон. В России система мировых судов была сформирована в 1862 г., когда Александр II утвердил «Основные положения преобразований судебной части в России». Однако в 1917 г. была упразднена вся царская судебная система, а вместе с ней и мировые суды.

17 декабря 1998 г. вступил в силу Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», возродивший институт мировых судей. Законом определены требования, предъявляемые к мировые судьям, гарантии их статуса, компетенция, некоторые условия деятельности, в том числе финансовое и материально-техническое обеспечение. К подсудности мировых судов отошли дела частного обвинения, уголовные дела, по которым предусмотрена мера наказания до двух лет лишения свободы, большая часть гражданских дел, практически все дела об административных правонарушениях. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, которые создаются и упраздняются законами субъектов Федерации.

Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе субъекта, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе последнего, согласованной с субъектом Федерации. Практика пошла по пути первого варианта, поскольку органам государственной власти субъектов Федерации лучше известны местные условия и возможности для введения института мировых судей. Безусловно, создание мировых судов поможет сосредоточить усилия федеральных судов на делах, имеющих повышенное общественное значение, сократит сроки и улучшит качество их рассмотрения.

Система арбитражных судов . С 1991 г. в России начала создаваться система арбитражной юстиции, которая в настоящее время включает в себя Высший Арбитражный Суд, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные или апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Федерации. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел в отдельных местностях по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составе арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Федерации могут образовываться постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания названных судов.

Арбитражные суды рассматривают экономические споры, возникающие из гражданских, административных правоотношений, между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность и имеющими статус индивидуального предпринимателя, между Российской Федерацией и ее субъектами, между самими субъектами Федерации.

Арбитражно-процессуальный порядок рассмотрения споров существенно отличается от общего судопроизводства, особенно для граждан:

во-первых, большая часть дел может быть рассмотрена единолично, т.е. имеет место более упрощенная система судопроизводства; во-вторых, арбитражным законодательством установлены жесткие сроки рассмотрения дел - в течение двух месяцев; в-третьих, законодатель особо относится к исполнению решений арбитражного суда.

Так, решения о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и их органов подлежат немедленному исполнению. Более того, лица, виновные в неисполнении решений суда, могут быть подвергнуты судебному штрафу; в-четвертых, возможен полный пересмотр дела по апелляции без повторного возврата его в суд первой инстанции.

Арбитражный суд субъекта Федерации действует в составе председателя, его заместителей и членов суда. В составе арбитражного суда субъекта создаются судебные коллегии: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составе названного суда могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел. Суд формирует президиум, состав которого утверждается Пленумом Высшего Арбитражного Суда по Представлению председателя суда субъекта Федерации.

В пределах своей компетенции арбитражный суд субъекта Федерации вправе рассматривать дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Дела могут рассматриваться как единолично судьей, так и коллегиально. Причем коллегиально дела рассматриваются в составе трех или другого нечетного числа судей-профессионалов либо в составе судьи-профессионала и двух арбитражных заседателей.

Вторым звеном названной системы являются арбитражные апелляционные суды, являющиеся судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Федерации, принятых ими в первой инстанции. Федеральным конституционным законом от 4 июля 2003 г. предусмотрено образование в 10 судебных округах 20 арбитражных апелляционных судов.

Арбитражный апелляционный суд действует в составе президиума суда, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, иных коллегий, образуемых по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ для рассмотрения отдельных категорий дел.

Третьим звеном системы арбитражных судов являются 10 федеральных арбитражных судов округов (они созданы в 10 судебных округах по географическо-экономическому признаку). Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в силу судебных актов арбитражных судов субъектов Федерации и арбитражных апелляционных судов. По структуре арбитражный суд округа ничем не отличается от арбитражного суда субъекта Федерации, арбитражного апелляционного суда. Дела рассматриваются коллегиально в составе нечетного числа судей - трех или более.

Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ. В его составе действуют; Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, Президиум, и Пленум. По решению Пленума данного суда в его составе могут образовываться иные судебные коллегии для рассмотрения отдельных категорий дел.

Если судебные коллегии рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, то Президиум рассматривает дела в порядке надзора. Пленум изучает практику применения законов и иных нормативных актов арбитражными судами, дает разъяснения по вопросам судебной практики, решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой и об обращении в Конституционный Суд РФ.

Существуют специальные арбитражные суды, являющиеся самостоятельными третейскими судами, - Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ. Они рассматривают споры, касающиеся внешней торговли и иных внешнеэкономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры в области торгового мореплавания.

Третейские суды могут рассматривать споры, подведомственные арбитражным судам, если об этом имеется соглашение сторон. Стороны вправе также передать на рассмотрение третейского суда споры, подведомственные судам общей юрисдикции, кроме споров, вытекающих из трудовых и семейных правоотношений. Однако перечисленные специальные арбитражные суды имеют статус «квазисудов» и непосредственно в судебную систему страны не входят.

Участие граждан в отправлении правосудия . По Конституции «РФ граждане участвуют в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32). Подобное участие может реализовываться в различных формах. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской федерации» от 31 декабря 1996 г. установил, что судебная власть в стране осуществляется судьями и привлекаемыми в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжными, народными и арбитражными заседателями. К отправлению правосудия в судах общей юрисдикции привлекаются народные и присяжные заседатели. В деятельности арбитражных судов участвуют арбитражные заседатели.

Концепция судебной реформы, принятая еще 24 октября 1991 г., предусмотрела возвращение к суду присяжных. В России суд присяжных был введен судебной реформой 1864 г. и упразднен в 1917 г. Преимущества такого суда должны проявится в широкой коллегиальности, бесспорной независимости, меньшем риске злоупотреблений и судебных ошибок, стимулировании состязательности процесса. Присяжные заседатели отбираются по ежегодно составляемым спискам. Включение граждан в списки присяжных заседателей производится методом случайной выборки из списков избирателей последних выборов или референдума.

Необходимое суду число присяжных заседателей определяет председатель соответствующего суда, а орган исполнительной власти субъекта Федерации при участии органов местного самоуправления составляет основной и запасной списки присяжных заседателей (запасной список предназначен для срочной замены присяжных из основного списка). Дальнейший отбор присяжных заседателей для рассмотрения конкретного дела производится в суде с участием председательствующего, обвинителя, подсудимого и его защитника.

Коллегия присяжных заседателей образуется путем жеребьевки в составе 12 комплектных заседателей и 2 запасных. Присяжные заседатели участвуют только в осуществлении правосудия по уголовным делам, причем по наиболее тяжким преступлениям, за которые может быть назначен максимальный срок лишения свободы, пожизненное лишение свободы или смертная казнь. В отличие от народных и арбитражных заседателей, присяжные не имеют одинаковых прав с судьей, так как они выносят вердикт по тому вопросу, который поставлен перед ними судьей. На основе обвинительного или оправдательного вердикта присяжных судья назначает наказание.

Специализированные суды . Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено создание специализированных судов. Ранее предполагалось, что новые суды будут созданы как самостоятельные, независимые от системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов (патентные, по трудовым спорам, по семейным спорам). Закон ограничил специализированные суды гражданскими и административными. Сегодня разговоры ведутся только в отношении административных судов, и то в системе судов общей юрисдикции.

Большой поток жалоб в отношении подзаконных актов подтверждает необходимость создания самостоятельного суда для рассмотрения административных споров.

Административная юстиция должна ведать спорами о законности нормативных и ненормативных правовых актов и действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц в целях защиты прав, свобод и охраняемых интересов граждан, юридических лиц. При этом суд, осуществляя административное судопроизводство, разрешает фактически публично-правовой спор.

Органы судейского сообщества . Статус органов судейского сообщества регламентирован Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» от 14 марта 2002 г. Названные органы образуются для защиты и выражения интересов судей. Органами судейского сообщества являются: Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов Федерации; Совет судей РФ; советы судей субъектов Федерации; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ; квалификационные коллегии судей субъектов Федерации.

Органы судейского сообщества вправе: рассматривать вопросы совершенствования законодательства и судебной практики; обсуждать организационное, кадровое обеспечение работы судов, укрепление правового статуса судей; представлять интересы судей в государственных и негосударственных органах и организациях.

Органы судейского сообщества избирают квалификационные коллегии судей, целью которых является отбор кандидатов на должности судей, аттестация судей, присвоение им квалификации, решение вопросов приостановления или прекращения полномочий. Организационное обеспечение деятельности органов судейского сообщества обеспечивает Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

Конституционные (уставные) суды ведущее место в системе различных механизмов защиты прав К свобод человека в современном мире принадлежит институту Конституционного контроля. Основополагающие нормы о Конституционном Суде РФ содержат Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. Являясь частью судебной системы, имея черты сходства с иными судами (общие принципы судопроизводства, общий статус судей), Конституционный Суд отличается от других судебных органов особым правовым положением, а конституционное судопроизводство - от уголовного, административного и гражданского. Сказанное касается предмета разбирательства, круга участников, процедур судопроизводства, мер ответственности и т.д.

Конституция достаточно подробно устанавливает порядок формирования, состав, компетенцию Конституционного Суда, перечень органов, лиц, обладающих правом обращения в орган конституционной юстиции, закрепляет положение о юридической силе и правовых последствиях решений этого органа.

Целями Конституционного Суда являются: охрана суверенитета народов России; защита конституционного строя государства; защита основных прав и свобод человека и гражданина; обеспечение верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства.

Среди полномочий Суда особая роль отводится праву разрешать дела по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан путем проверки конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. В последние годы выросло число индивидуальных конституционных жалоб, которые являются действенным механизмом защиты нарушенных прав, закрепленных в Конституции.

Жалоба в Конституционный Суд должна соответствовать нескольким требованиям. Во-первых, гражданин вправе обратиться в Суд только в случае нарушения его основных прав и свобод. Во-вторых, неконституционная, по мнению заявителя, норма должна быть применена в конкретном деле. Суд по жалобе может проверить не только содержание закона (отдельной нормы), но и порядок его принятия, Подписания и опубликования. По содержанию проверяются только те

законы, которые были приняты до вступления в силу Конституции РФ 1993 г.

Федеральный законодатель наделил Суд следующими полномочиями:

1) решать дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Федерации и органов государственной власти ее субъектов;

в) договоров между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектов;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешать споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

в) между высшими государственными органами субъектов Федерации;

3) давать толкование Конституции РФ;

4) давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

5) выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Суд может осуществлять иные полномочия, предоставленные ему Конституцией, Федеративным договором и федеральными конституционными законами. Суд также может пользоваться правами, предоставленными ему заключенными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

В качестве иного полномочия, не установленного специальным законодательством о Конституционном Суде, можно назвать право Суда по запросу Президента проверять до назначения референдума соблюдение условий, предусмотренных Конституцией РФ. Суд, как высший орган конституционной юстиции, решает исключительно вопросы конституционного права и не должен решать вопросы, входящие в компетенцию других судов и иных органов.

Конституционное судопроизводство состоит из нескольких стадий. Первая стадия начинается с момента внесения обращения (запроса, ходатайства, жалобы) в Суд, которое регистрируется Секретариатом Суда. Секретариат организует предварительное рассмотрение Обращения и дает заключение, после чего председатель Суда одному шли нескольким судьям поручает предварительное изучение обращения. На основании доклада на пленарном заседании Суда решается вопрос о принятии или отказе в принятии обращения к рассмотрению и в случае принятия дело готовился к слушанию.

Основной стадией конституционного судопроизводства является судебное разбирательство, которое, в свою очередь, состоит из подготовительной части (проверяется правомочность состава Суда, явка сторон и др.), рассмотрения дела по существу (выступление судьи-докладчика, исследование необходимых документов, выступления сторон и т.д.), вынесения решения. Конституционный Суд рассматривает разрешает дела в пленарных заседаниях (в них участвуют все судьи Суда) и заседаниях двух палат, персональный состав которых определяется жеребьевкой.

В пленарных заседаниях рассматриваются особо важные вопросы: проверка конституционности конституций и уставов субъектов Федерации; толкование Конституции РФ; дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; утверждение послания Конституционного Суда; решение вопроса о выступлении с законодательной инициативой по вопросам ведения Суда. Кроме того, в пленарных заседаниях Конституционный Суд разрешает организационные вопросы (избрание председателя, его заместителей, секретаря, распределение дел между палатами и др.).

В заседаниях палат решаются вопросы, не подлежащие обязательному рассмотрению в пленарных заседаниях. Однако Суд вправе любой вопрос, отнесенный к его ведению, рассмотреть в пленарном заседании. Руководит деятельностью Суда его председатель, который избирается на три года из числа судей Суда на пленарном заседании.

Конституционный Суд принимает два вида решений.

Во-первых, итоговые решения, выносимые по результатам рассмотрения конкретного дела, ему подведомственного. Они принимаются в форме постановлений - по вопросам соответствия Конституции РФ федеральных законов и иных нормативных актов, разграничения полномочий государственных органов, толкования Конституции, а также заключений - о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Все названные решения принимаются на закрытом совещании судей большинством голосов. Голосование проводится открыто и поименно, причем председательствующий голосует последним. Судья не имеет права воздерживаться от голосования. При несогласии с принятым решением он вправе изложить особое мнение, которое публикуется вместе с решением.

Решения Суда являются окончательными, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения. Признанные неконституционными акты или их отдельные положения утрачивают силу, а признанные не соответствующими Конституции международные договоры, не вступившие в силу, не подлежат введению в действие и применению на территории России.

Во-вторых, Суд принимает решения по организационным вопросам деятельности или по вопросам толкования ранее принятых итоговых решений. Эти решения принимаются в форме определений и часто не оформляются в виде отдельного документа, а излагаются в протоколе заседания (например, по вопросам избрания председателя, его заместителя, судьи-секретаря, утверждения регламента, принятия к производству конкретных дел).

Закон предусматривает ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решений Конституционного Суда. Исполнение решений Суда относится к компетенции государственных органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, судов общей юрисдикции, других правоприменительных органов. Механизм, исполнения решений Суда установлен ст. 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Исходя из федеральных начал государственного устройства России, конституционный контроль осуществляется на уровне как Федерации, так и ее субъектов.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ являются судебными органами конституционного (уставного) контроля. Эти суды признаны федеральным законодателем судами субъектов РФ. В то же время они входят в единую судебную систему страны.

Конституционные (уставные) суды учреждаются и упраздняются законами субъектов Федерации. Они рассматривают отнесенные к их компетенции вопросы в порядке, законодательно установленном самими субъектами Федерации. Финансируются они за счет средств субъектов Федерации.

Решения конституционных (уставных) судов принимаются в пределах их компетенции и не могут пересматриваться иными судами.

Конституционные (уставные) суды рассматривают вопросы соответствия законов субъектов Федерации, нормативных актов их органов государственной власти, органов местного самоуправления конституциям (уставам) субъектов. Они также дают толкование конституций (уставов) соответствующих субъектов. Кроме того, они могут наделяться и иными полномочиями в пределах ведения субъектов Федерации.

В системе разделения властей судебная власть играет особую роль, поскольку она считается независимым арбитром для органов государственной власти и физических лиц при разрешении различных конфликтов и проблем судебная власть в РФ осуществляется системой судов, которые вершат правосудие. Согласно конституции в России существует 4 вида судопроизводства: конституционное, гражданское, административное и уголовное.

I. Конституционное судопроизводство осуществляется конституционным судом РФ являющимся органом конституционного органа надзора и контроля, основной задачей которого является следить за тем, чтобы все издаваемые в стране законы и нормативно правовые акты не противоречили нормам конституции РФ (статья 125). Конституционный суд состоит из 19 судей, которые разделены на 2 палаты (коллегии). Председатель суда и председатели коллегии избираются тайным голосованием из числа судей конституционного суда. Сами судьи конституционного суда назначаются советом федерации по представлению президента РФ. Судьей конституционного суда может быть гражданин от сорока до семидесяти лет и стаж работы по специальности не менее 15 лет и обладающий высокими моральными качествами. Срок полномочий судей – 12 лет, после чего судья уходит в отставку и остается почетным судьей. На Конституционный суд возложено разрешение споров о компетенции между различными органами государственной власти, помимо этого Конституционный суд проверяет конституционность законов, принимаемых в конкретных делах, работает по запросам судов и рассматривает жалобы о нарушении конституционных прав и свобод граждан РФ. Конституционный суд работает только по запросам президента РФ, правительства, парламента, либо отдельных палат, либо отдельных депутатов, высших федеральных судов (верховного и высшего арбитражного) и по запросам органов государственной власти в субъектах РФ, помимо этого с жалобами о нарушении конституционных прав и свобод в него могут обращаться граждане РФ.

II. Суды общей юрисдикции (юрисдикция предметная и пространственная сфера судебной деятельности) – осуществляют судопроизводство по гражданским, административным и уголовным делам. Основным звеном второй ветви судебной власти являются районные (городские суды). Им подсудны практически все дела, кроме тех, которые передаются в ведении вышестоящих судов. На суды первого (основного звена) возлагается и обеспечение исполнения судебных решений, контроль за деятельностью и законностью действия органов, ведущих расследование дел, в частности за законностью ареста.

Суды среднего звена – это суды субъектов федерации (республиканские, областные, краевые, городские, окружные). Количество судей в этих судах неодинаково и зависят от численности населения субъекта федерации. Они рассматривают дела по наиболее опасным преступлениям по первой инстанции (дела о коррупции, крупных хищениях и другие), выступают в роле судов второй (кассационной инстанции), а также осуществляют проверку решений судов и нижнего звена (в порядке надзора).

Военный суды – это специализированные суды, являющиеся органичной частью судебной системы, поскольку высший инстанцией для них является верховный суд России. Система военных судов состоит из судов основного звена (военные суды гарнизонов, объединений армий, флотилий) среднего звена (военные суды военных округов, флотов, групп войск, родов войск) и высшего звена (военная коллегия верховного суда РФ). Военные суды расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и военнообязанными во время военных сборов и некоторые другие. Верховный суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции и имеет следующие судебные полномочия:

1) Рассмотрение дел по первой инстанции, если они отличаются особой сложностью и особой важностью.

2) Проверка законности и обоснованности решений, не вступивших в законную силу (по первой и второй кассационным инстанциям)

3) Проверка приговоров, вступивших в законную силу (в порядке надзора)

Ш. Арбитражные суды рассматривают споры:

1) В сфере экономики (о заключении и прекращении договоров, исполнении договорных обязательств, о признании прав о собственности, о возмещении и другие)

2) В сфере управления, касающиеся действий органов исполнительной власти

3) Между органами исполнительной власти в субъектах федерации

4) О банкротстве и другие.

Основную нагрузку в рассмотрении дел, относящихся к ведению арбитражных судов несут арбитражные суды субъектов федерации, являющиеся нижним звеном в системе арбитражных судов. Федеральные окружные арбитражные суды являются судами по проверке кассационной инстанции в законности решений арбитражных судов в субъектах федерации. Высший арбитражный суд рассматривает дела по первой инстанции, жалобы на нормативные акты президента, палат федерального собрания, правительство, нарушающие права и законные интересы организаций и граждан, а также экономические споры между РФ и ее субъектами РФ, между самими субъектами РФ. В его компетенцию входит также рассмотрение дел в порядке надзора, в обязанности высшего арбитражного суда входит изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов, он может выступать с законодательной инициативой и другое.

Согласно действующему законодательству Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей. Представление Президента РФ готовится и вносится с соблюдением установленного порядка. Основные положения такого порядка определены в ст.9 Закона о Конституционном Суде. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием.

Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ не позднее месяца со дня открытия вакансии. Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием. Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде устанавливается, что судьей Конституционного Суда может быть квалифицированный юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет. Судья Конституционного Суда назначается на срок 12 лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в который истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет. Судью никто не вправе сменить, никто не вправе прервать его полномочия иначе как в порядке и по основаниям, установленным этим Законом. Конституционный федеральный закон предусматривает полные гарантии независимости судей.

Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 и 9 части 1 и частью 2 ст. 18 Федерального закона о Конституционном Суде РФ. На пребывающего в отставке судью Конституционного Суда РФ распространяются также иные положения статуса судьи, пребывающего в отставке, установленные Федеральным законом о Конституционном Суде РФ.

В п.1 ст.18 Закона о судебной системе приводится терминологическое определение Конституционного Суда РФ, сформулированное в ст.1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» №1-ФКЗ (далее - Закон о Конституционном Суде). В нем раскрывается:

  • а) юридическая природа этого конституционного органа, участвующего в осуществлении государственной власти в Российской Федерации в качестве суда;
  • б) его функция - осуществление конституционного контроля;
  • в) конституционные принципы деятельности (самостоятельность и независимость в процессе осуществления судебной власти);
  • г) специфика процессуальной формы деятельности (посредством конституционного судопроизводства).

О юридической природе Конституционного Суда РФ существуют различные мнения. Одни авторы полагают, что Конституционный Суд - орган высшего арбитражного свойства и в известной степени должен оставаться вне традиционно известных ветвей государственной власти. Другие обращают внимание на двойственную юридическую природу Конституционного Суда. С одной стороны, Конституционный Суд является органом правосудия, его конституционные полномочия определяет ст.125 гл. 7 «Судебная власть» Конституции РФ; с другой стороны, Конституционный Суд, учитывая его функции и установленные непосредственно Конституцией РФ полномочия (в отличие от Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ), выступает одновременно и в качестве высшего органа конституционного контроля, находящегося на одном уровне с федеральными органами государственной власти, осуществляющими президентскую, законодательную и исполнительную власть.

Как судебный орган Конституционный Суд РФ осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства, что предполагает только коллегиальное рассмотрение дел конституционными судьями, обладающими единым статусом, установленным для судей всех судов (ч. 1 ст.120, ст.123 Конституции РФ).

Конституционный Суд РФ является элементом единой судебной системы Российской Федерации. Применительно к Конституционному Суду РФ это единство, в частности, обеспечивается установлением судебной системы Конституцией РФ, законодательным закреплением единства статуса судей. Вместе с тем в отличие от других федеральных судов, которые подчиняются Конституции РФ и федеральному закону, Конституционный Суд РФ при осуществлении своих полномочий руководствуется только Конституцией РФ (ст.29 Закона о Конституционном Суде). Решения Конституционного Суда РФ действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ не может быть преодолена повторным принятием акта, признанного неконституционным.

Официальное толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом РФ, является обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. В отличие от других судов Конституционный Суд РФ не только применяет конституционные нормы, но и интерпретирует их, обогащая их юридическое содержание. В процессе таких интерпретаций словесное выражение конституционных норм может не меняться, но их нормативное содержание может подвергаться значительным изменениям. Благодаря Конституционному Суду РФ выявляются те многочисленные потенциальные возможности, которые заключены в концентрированном виде в нормах Конституции РФ. Данные черты характеризуют юридическую природу Конституционного Суда как федерального органа государственной власти, находящегося на одном уровне с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ.

Конституционный Суд РФ является не единственным органом конституционного контроля - подобную деятельность осуществляет Президент РФ, Правительство, Федеральное Собрание РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Однако только Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля.

В ст.10 Конституции РФ закреплено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Следовательно, конституционно-правовой основой самостоятельности Конституционного Суда РФ как одного из носителей судебной власти являются указанные нормы Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других органов. Его финансирование производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме (ст.7 Закона о Конституционном Суде). Данный принцип деятельности также является конституционным (ст.124 Конституции РФ).

В соответствии с ч.2 ст.118 Конституции РФ конституционное судопроизводство является самостоятельным способом осуществления судебной власти. Закон о Конституционном Суде РФ не предусматривает возможности применения в конституционном судопроизводстве норм гражданско-процессуального, уголовно-процессуального либо административного (процессуального) законодательства. Конституционное судопроизводство - процессуальная форма деятельности конституционных судов. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды также могут решать вопросы конституционности актов, однако только Конституционный Суд РФ может признать закон неконституционным.

Общая характеристика полномочий Конституционного Суда РФ содержится в ст.125 Конституции РФ. В рамках конституционного судопроизводства решаются исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов (ч.3 и 4 ст.3 Закона о Конституционном Суде).

В этих нормах закреплен принцип связанности Конституционного Суда РФ компетенцией всех других судов. В рамках конституционного судопроизводства решаются только конституционные споры, проблемы конституционности.

В ч.2 ст.18 Закона о судебной системе закреплено положение о том, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливаются федеральным конституционным законом. В ней воспроизведена норма ч.3 ст.128 Конституции РФ, носящая бланкетный характер. Именно поэтому в ст.2 Закона о Конституционном Суде закреплено, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ и названным Законом. Перечень полномочий Конституционного Суда РФ, столь подробно прописанный в Конституции РФ, тем не менее не является исчерпывающим.

Части 2-5, 7 ст.125 Конституции РФ определяют основные полномочия Конституционного Суда РФ по разрешению дел. Данные группы полномочий реализуются в пяти основных судебных процедурах:

  • 1) процедура разрешения дел о соответствии федеральной Конституции нормативных актов государственных органов, договоров между ними, а также не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
  • 2) процедура проверки конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов;
  • 3) процедура разрешения споров о компетенции;
  • 4) процедура официального толкования Конституции РФ;
  • 5) процедура дачи заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Правом на обращение в Конституционный Суд РФ обладают только те органы государственной власти, которые названы в ч.2 ст.125 Конституции РФ. Такое право появляется у них сразу после промульгации (официального обнародования) закона, вступления в силу иного нормативного акта, вне связи с конкретными делами. В этой процедуре возможно рассмотрение дел и до того, как сложится определенная правоприменительная практика. Именно поэтому она называется процедурой абстрактного нормоконтроля.

По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд РФ проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Поэтому данная процедура именуется процедурой конкретного нормоконтроля.

конституционный судебный российский власть

Органы, отправляющие правосудие, - третья ветвь государ­ственной власти, которая, играет особую роль как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он - арбитр в спорах о праве.

Судебная власть - специфическая не­зависимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмот­рения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве.

Основная задача судов – осуществление правосудия . Судебные органы на основе действующих в государстве правовых норм рассматривают и решают конкретные гражданские, уголовные или административные дела. Судебная власть имеет ряд отличительных черт:

1. имеет конкретизированный характер (осуществляется применительно к конкретным лицам и конкретной ситуации).

2. осуществляется единолично судьей или судебной коллегией.

3. осуществляется в особой процессуальной форме.

В рамках каждого государства формируется своя судебная система, во многом уникальная и непохожая на другие. Органы правосудия могут быть подразделены на две основные категории: государственные и негосударственные суды . Преимущественная роль, безусловно, отводится государственным судам. Но в некоторых государствах в силу сложившейся традиции негосударственные суды также могут иметь значительный вес. К негосударственным могут быть отнесены:

- общественные суды (например, товарищеские суды в СССР), которые рассматривают незначительные споры и правонарушения;

- религиозные суды (функционируют, как правило, в некоторых мусульманских странах и рассматривают дела о нарушении норм Корана и других священных книг);

- суды обычного права (действующие в рамках племени, существуют в некоторых странах Африки, Азии и Океании).

Что же касается государственных судов, то их система четко структурирована и имеет сложный, многоуровневый характер. Здесь возможны различные варианты построения судебной системы, но все государственные суды можно классифицировать на следующие виды:

1. суды общей юрисдикции (рассматривают уголовные и гражданские дела) функционируют в любом государстве, но различаются по своей компетенции. Число инстанций общих судов не одинаково, обычно от двух до четырех. Высшей судебной инстанцией общих судов является, как правило, Верховный суд государства.

2. административные суды существуют в некоторых странах континентальной Европы (Германия, Франция), а также Азии и Африки. Рассматривают административные споры. При отсутствии административных судов в судебной системе государства (например, как в России) административные споры рассматриваются судами общей юрисдикции.

3. арбитражные суды рассматривают экономические споры между предприятиями, организациями и другими хозяйствующими субъектами. Компетенция подобных судов ограничена узким кругом хозяйственных вопросов.

4. Конституционные суды выполняют функцию надзора за конституционностью законов и иных нормативных правовых актов. В федеративных государствах могут существовать конституционные суды субъектов федерации.

5. Специальные суды. В ряде государств существует система специальных судов, на которых возложена функция рассмотрения отдельных (достаточно узких) категорий дел. В качестве таких судов можно отметить суды по делам несовершеннолетних (США, Израиль). К числу специальных судов можно отнести суды по трудовым спорам , действующие в ряде стран, военные суды (военные трибуналы), а также чрезвычайные суды .

В соответствии с ФЗ «О судебной системе РФ» от 31.12.1996г.

1. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.

2. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Полномочия, порядок образования и деятельности всех судов, кроме мирового судьи, устанавливаются федеральным конституционным законом. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.

Исходя из принципа разделения власти Конституция РФ относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ). Как и другие ветви государственной власти, она обладает рядом специфических черт, одной из которых является то, что именно судебная власть в правовых формах может разрешать споры о компетенции между органами других ветвей государственной власти.

В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие (особый вид юридической деятельности, возлагаемый на судебную власть и осуществляемый ею) в Российской Федерации осуществляется только судом. Из этого вытекает, что в России нет и не может быть иных (как государственных, так и негосударственных) органов, осуществляющих правосудие, и различные квазисудебные органы (Судебная палата по информационным спорам, суды чести офицеров в Вооруженных Силах, товарищеские суды, спортивные арбитражи, шариатские суды и т. п.) правосудия не отправляют. Запрещает Конституция РФ (в отличие от основных законов ряда зарубежных государств) и создание чрезвычайных судов. При этом Конституция РФ и другие законы часто употребляют общий термин «суд», под которым понимается судебный орган (или судья) любой подсистемы судебной системы РФ и любого уровня (звена, инстанции), осуществляющий правосудие в соответствии с установленным законом порядком.

Судебная система включает в себя следующие суды:

1) Конституционный Суд РФ, конституционный (уставный) суд субъекта РФ;

2) суд общей юрисдикции (мировой судья, районный суд, верховный суд республики, краевой, областной, окружной суд, военный суд, Верховный Суд РФ);

3) арбитражный суд (субъекта РФ, апелляционный, окружной, Высший Арбитражный Суд РФ);

4) третейский суд.

Судебная система России закреплена в федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации». Если Российская Федерация признает юрисдикцию какого-либо международного судебного органа (в частности, Европейского суда по правам человека), то его решения являются обязательными для России.

В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом административное судопроизводство организационно оформлено не до конца последовательно: в судебной системе РФ пока нет самостоятельной подсистемы административных судов (их создание – вопрос осуществляющейся судебной реформы), и административные споры (дела из административных правоотношений) рассматривают суды общей юрисдикции и арбитражные суды (в подсистеме арбитражных судов созданы специальные административные коллегии).

В отличие от законодательной и исполнительной властей носителем судебной власти является не какой-либо судебный орган, а конкретный судебный состав (судебная коллегия) или судья единолично, которые выступают от имени государства.

Законодательство предусматривает достаточно высокие требования к носителям судейской мантии (по сравнению с требованиями для лиц, замещающих депутатский мандат или должность в системе исполнительной власти). Общие конституционные предписания детализируются в Законе РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации». Правосудие в РФ вне зависимости от вида судопроизводства, судебного органа осуществляется на основе общих конституционных принципов, развитых в специальном и процессуальном законодательствах:

1) равенства всех перед законом и судом (суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, сторонам судебного процесса по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности, в зависимости от происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т. п.);

2) открытости, гласности, публичности судебного процесса (данный принцип не означает абсолютного запрета на проведение закрытых судебных заседаний. В предусмотренных законом случаях, связанных, в частности, с рассмотрением вопросов государственной, коммерческой тайны, тайны усыновления, интимных отношений сторон и иного, могут проводиться и закрытые заседания; при этом решение (приговор) суда в любом случае оглашается публично);

3) очности судебного разбирательства (по общему правилу участники процесса должны присутствовать в зале судебного заседания, суд и участники процесса должны иметь возможность задавать друг другу вопросы, давать пояснения и т. д. Заочное разбирательство возможно как в уголовном, так и в гражданском процессе, но только в качестве исключения в предусмотренных законом ограниченных случаях и при обязательном условии, что такое разбирательство не будет препятствовать установлению истины);

4) доступности языка судопроизводства (общим правилом является ведение судопроизводства и делопроизводства в судах на государственном языке РФ или республики в составе РФ, однако в любом случае участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке, а также пользоваться услугами переводчика);

5) состязательности и равноправия сторон (стороны в судебном процессе – истец и ответчик, обвинитель и обвиняемый – обладают абсолютно равными процессуальными правами и возможностями обосновывать свою позицию и опровергать позицию другой стороны; преодоление обвинительного уклона в уголовном процессе – одна из задач осуществляемой в России судебной реформы);

6) сочетания коллегиальных и единоличных начал при отправлении правосудия. От имени государства осуществлять правосудие может как судья единолично (наиболее широко это применяется в гражданском судопроизводстве, а в конституционном, например, судопроизводстве единоличное рассмотрение дел недопустимо вообще), так и судебная коллегия (судебный состав), которая может быть различной по составу; 7) участия граждан в отправлении правосудия (такое участие возможно в качестве арбитражных заседателей и присяжных заседателей).

Помимо общих принципов правосудия, имеют место принципы, применяемые в отдельных видах судопроизводства, например презумпции невиновности, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление (только в уголовном судопроизводстве), возможности обжалования и пересмотра судебных решений (не применяется в конституционном судопроизводстве), возмещения вреда, причиненного при отправлении правосудия (реализуется по-разному вследствие судебной ошибки, допущенной в уголовном и гражданском судопроизводстве) и др. Принципы правосудия непосредственно связаны с конституционными гарантиями судебной защиты нарушенных прав, являющимися составляющей конституционно-правового статуса личности.

2. Судебные органы РФ: порядок формирования, состав и компетенция

Российская судебная власть в целом едина и неделима, однако условно можно подразделить правосудие на три ветви:

1) конституционное правосудие;

2) общее правосудие;

3) арбитражное правосудие.

Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

1) федеральных законов и нормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

2) конституций республик, уставов, законов субъектов РФ;

3) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между субъектами РФ;

4) не вступивших в силу международных договоров РФ.

Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:

1) между федеральными органами государственной власти;

2) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

3) между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Не вступившие в силу международные договоры РФ, признанные не соответствующими Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

К компетенции Верховного Суда РФ отнесено рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В области арбитражного правосудия функционируют Высший Арбитражный Суд РФ и соответствующие арбитражные суды.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Носителем судебной власти в РФ являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполнять свои обязанности на профессиональной основе. Согласно Конституции РФ общие требования к кандидату на должность судьи следующие:

1) гражданство РФ;

2) возрастной ценз (не моложе 25 лет);

3) высшее юридическое образование;

4) стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (под юридической профессией понимается любая деятельность, связанная с наличием юридического образования, – работа в качестве следователя, прокурора, адвоката, нотариуса, юрисконсульта, преподавателя, научного сотрудника и т. п.); 5) отсутствие медицинских противопоказаний (кандидат проходит предварительное медицинское освидетельствование). Для отдельных категорий судей федеральным законом могут устанавливаться дополнительные требования. Такие дополнительные (повышенные) требования установлены, в частности, для судей Конституционного Суда РФ, судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, судей окружных арбитражных судов, флотских и окружных военных судов, судов общей юрисдикции регионального уровня и др.).

Порядок назначения на должности судей призван обеспечить независимость судебной власти. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, судьи других федеральных судов – Президентом РФ, судьи конституционных (уставных) судов – законодательными органами субъектов РФ, мировые судьи назначаются (избираются) на должность по региональному законодательству с учетом требований Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации». Однако в наделении полномочиями судей (равно как и в функционировании судебной власти вообще) велика роль органов судейского сообщества (Всероссийского съезда судей, Совета судей РФ, конференций судей субъектов РФ, советов судей субъектов РФ, общих собраний судей судов, Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ).

Статус судьи характеризуют следующие составляющие принципы:

1) независимость;

2) несовместимость;

3) несменяемость;

4) неприкосновенность.

Независимость судьи проявляется в его подчинении только Конституции РФ и федеральному закону. В деятельности по осуществлению правосудия судьи никому не подотчетны. На обеспечение независимости судьи направлен и целый ряд правовых, социальных и материальных гарантий (запрет осуществлять какое-либо воздействие на судью в судебном процессе, установление ответственности за вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия, несменяемость и неприкосновенность судьи, возможность предоставления личной охраны и охраны жилища, выдачи огнестрельного оружия, переселения в другую местность, финансирование судов из федерального бюджета, материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее высокому статусу судьи, особая государственная защита не только судьи, но и членов его семьи, имущества и т. д.).

Принцип несовместимости заключается в запрете для судьи состоять на государственной службе, быть депутатом представительного органа власти, состоять в политической партии, заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности).

Несменяемость судьи означает невозможность его перевода (назначения, избрания) на другую должность (в том числе выше-стоящую) или в другой суд без его согласия. Несменяемость не означает пожизненность: предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда составляет 65 лет (в должности судьи Конституционного Суда РФ – 70 лет). Несменяемость не означает также невозможности прекращения полномочий судьи досрочно.

Основаниями досрочного прекращения полномочий судьи являются: отставка, смерть судьи (равно как объявление его умершим), признание судьи ограниченно дееспособным или недееспособным, неспособность осуществлять полномочия судьи по состоянию здоровья, утрата гражданства РФ, осуществление несовместимой со статусом судьи деятельности, увольнение судьи военного суда с военной службы, а также досрочное прекращение полномочий в качестве санкции дисциплинарной ответственности (решение об этом принимает соответствующая квалификационная коллегия судей при наличии дискредитирующих обстоятельств).

Неприкосновенность судьи (судейский иммунитет) заключается в особом порядке привлечения его к уголовной ответственности (включая привлечение в качестве обвиняемого по другому уголовному делу, изменение квалификации состава преступления, если это ведет к усилению ответственности, осуществление некоторых процессуальных действий, в частности избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу) и к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Уголовное дело в отношении любого судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии из трех профессиональных судей соответствующего суда общей юрисдикции (Верховного Суда РФ или суда субъекта РФ) и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (для судей Конституционного Суда РФ – с согласия судей Конституционного Суда). Неприкосновенность судьи распространяется также на его помещения, транспорт, средства связи, переписку.