Система конституционного права российской федерации. Таким механизмом являются система государственной власти и система местного самоуправления. Другие же отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области, или специфической с

Система конституционного права как отрасли права.

Система конституционного права как отрасли российского права - это совокупность элементов составляющих конституционное право как отрасль российского права.

Система КП как отрасли:

Конституционно-правовые институты, такие как:

Институт основ конституционного строя.

Институт основ государственного устройства.

Институт государственной власти.

Институт местного самоуправления.

Институт основ правового статуса личности.

Институт гражданства РФ.

Конституционно-правовые нормы, регулирующие институты конституционного права.

Конституционное право - ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Конституционное право состоит из большого числа правовых норм. Они многообразны по содержанию, субъектам конституционно-правовых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков.

Конституционное право Российской Федерации является единой отраслью, включающей не только конституционно-правовые нормы, закрепленные в федеральных Конституции, законах и иных нормативных правовых актах, но и нормы конституций и уставов субъектов Федерации и иных конституционно-правовых норм последних.

Единство отрасли является необходимым условием единства правового пространства Российской Федерации, обеспечения ее суверенитета, верховенства федеральной Конституции. Совокупность норм, закрепленных в конституциях, уставах и законодательстве субъектов Федерации, не образует самостоятельной отрасли конституционного права отдельного субъекта.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории России, в каждом субъекте Федерации, составляя важную часть действующего механизма правового регулирования общественных отношений в каждом из субъектов. Федеральное и региональное законодательство органически слиты в правовом воздействии на сферы отношений, составляющих предмет единого конституционного права <*>.

Отрасль права - не простая совокупность норм. Между нормами существуют сложные системные связи. Выявить же эти связи невозможно без глубокого постижения внутренней структуры, присущей данной отрасли права, ее системы.

Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложной системой. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между ее нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия и связи конституционно-правовых норм.

Элементами отрасли являются наиболее крупные правовые образования, совокупности норм, не только обладающие определенным внутренним единством, но и отличающиеся от других совокупностей норм конституционного права.

Признаки, интегрирующие и дифференцирующие комплексы норм в относительно самостоятельные группы, предопределяются в своей основе предметом регулирования соответствующих норм, т.е. общественными отношениями, на которые эти нормы воздействуют.

Анализ системы отрасли конституционного права предполагает не только выявление ее составных частей, ее главных элементов, но и обоснование их соотношения и места каждого из них в этой системе.

Нормы института, который закрепляет основы конституционного строя, занимают первое место в системе данной отрасли, поскольку в них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.

На следующем месте стоит институт, устанавливающий основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур.

Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство государства, создает предпосылки для организационного построения системы органов государственной власти. Нормы этого института устанавливают существующие в Российской Федерации национально-государственные и политико-территориальные образования, в соответствии с которыми строится система органов государства. Вот почему этот институт предшествует институту, закрепляющему систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления.

При характеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о ее соотношении с системой конституции, являющейся основным источником отрасли. Это часть более общей проблемы - о соотношении системы права и системы законодательства. Они связаны между собой, но полностью не совпадают.

Система отрасли конституционного права предопределяется объективными факторами. Однако она выявляется и формулируется путем теоретических исследований, а потому субъективный фактор играет главенствующую роль при характеристике ее составных элементов. Система конституции - категория субъективная, поскольку систематизация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако последний осуществляет ее не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, существующих в сфере регулируемых конституционно-правовыми нормами общественных отношений, их системности. Исходя из этого, сама группировка норм в институты, содержащаяся в конституции, имеет нормативное значение, и ее нельзя произвольно отбрасывать при определении системы отрасли конституционного права, хотя и не каждый элемент системы конституции выступает как самостоятельный элемент системы отрасли. Принятая в конституции группировка норм не может полностью совпадать со структурой отрасли. Хотя основы систем общие, но закономерности их формирования имеют особенности.

Система отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система конституции - лишь часть этих норм, составляющую основу всего конституционно-правового регулирования.

Как для системы отрасли конституционного права, так и для системы конституции отправным, исходным началом является группировка норм на основе единства их содержания, специфики регулируемых ими общественных отношений, а следовательно, и своеобразного круга субъектов. Однако соотношение этих начал систематизации в конституции и в отрасли полностью не совпадает.

Для системы отрасли характерен более высокий, чем для системы конституции, уровень обобщения норм по их предметному содержанию. Так, элемент системы отрасли составляет вся совокупность конституционно-правовых норм, определяющих систему органов государственной власти, принципы их организации, основы их взаимоотношения и компетенции. В системе конституции эти нормы рассредоточены по конституциям как Российской Федерации, так и республик в ее составе, по уставам других субъектов Федерации.

В системе конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

1) основы конституционного строя;

2) основы правового статуса человека и гражданина;

3) федеративное устройство государства;

4) систему органов государственной власти и органов местного

Институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические черты. Нормы этого института:

1) воздействуют на общественные отношения путем установления определенных начал устройства общества и государства;

2) как правило, не порождают конкретных правоотношений;

3) определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности; нормам рассматриваемого института не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ;

4) адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам;

5) имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя, могут быть изменены только путем принятия новой Конституции;

6) устанавливаются преимущественно в конституционной форме;

7) являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями;

8) предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей "включение" всех отраслей права;

9) призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, основополагающих для данного общества и государства.

Нормы данного института по своим функциям являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют все конституционно-правовое регулирование.

Нормы института конституционного права, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина:

1) воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека;

2) реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений;

3) входят в сферу взаимоотношений государства и личности;

4) включают в качестве субъекта права человека (гражданина) как такового, вне связи его с каким-либо особым правовым статусом;

5) предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции;

6) предполагают подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.).

Нормы института, который определяет систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеют следующие особенности:

1) это нормы преимущественно прямого регулирующего действия; они реализуются в конкретных правоотношениях;

2) в качестве субъектов возникающих на их основе правоотношений выступают органы государства и органы местного самоуправления в их статусе органов народовластия;

3) преобладающая часть данных норм устанавливается на основе Конституции России в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности;

4) для норм этого института характерно специфическое, отличное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из 89 субъектов Российской Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.

Конституционное право Российской Федерации, его источники.

Конституционное право – ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, т.е. основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно правовые нормы.

Система правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько видов. Характеризуя их, следует, прежде всего, выделить правовые акты, действующие на всей территории Российской Федерации, и акты имеющие сферу действия только на территории конкретного субъекта федерации или территории, в которых осуществляется местное самоуправление.

В первой группе особое место занимает Конституция РФ, как основной закон государства, закрепляющий главные начала государственного строя нашей страны.

К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся федеральные конституционные законы и федеральные законы (н-р, ФЗ: Закон «О гражданстве РФ», Закон «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и др. Принят федеральный закон «О конституционном суде РФ»).

В качестве источников выступают и содержащие конституционно-правовые нормы правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это Указы и другие нормативные акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства.

Источниками отрасли являются Регламенты Палат Федерального Собрания, Положения о различных вспомогательных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.

Особое место среди источников конституционного права занимают Декларации (н-р., Декларация о государственном суверенитете, Декларация о языках народов России, Декларация прав и свобод человека и гражданина).

К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов РФ , относятся, прежде всего, конституции республик и уставы других субъектов федерации.

Конституции республик и уставы должны соответствовать Конституции России и федеральным законам.

Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта , являются такие правовые нормативные акты, как законы, постановления, иные нормативные акты , принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти.


К источникам отрасли относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления , содержащие конституционно правовые нормы, в частности их Уставы (Положения) .

Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить и такую специфическую форму, также обусловленную федеративным устройством государства, как договоры . В их числе можно назвать Федеративный Договор , охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992 г. между федеральными органами государственной власти и органами всех видов субъектов федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, договоры между Российской Федерацией и Татарстаном, Башкортостаном и др. республиками. Такие договоры о разграничении полномочий предусмотрены Конституцией России и могут быть заключены с любым субъектом Федерации.

Конституционное право, являясь частью единой правовой системы государства, в свою очередь само является сложной системой. В ее системе принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы закрепляющие:

1. Основы конституционного строя.

2. Основы правового статуса человека и гражданина.

3. Федеративное устройство государства.

4. Систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Большинство стран мира имеет конституцию, но при этом в немногих из них сложился конституционный строй.

Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства.

Конституционный строй – это такая организация государственной и общественной жизни, где государство является политической организацией гражданского общества , имеет демократический правовой характер, и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – основной обязанностью государства.

Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению.

Под основами конституционного строя РФ понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства. В их число входит демократизм, выражающийся в народном суверенитете, принцип разделения властей идеологическое и политическое многообразие, признание и гарантирование местного самоуправления, а также провозглашение правового государства, воплощением которого является конституционное государство, т.е. такое, в котором обеспечивается его подчинение праву. Основу конституционного государства составляют и признание им человека, его прав и свобод высшей ценностью, и социальное рыночное хозяйство, в рамках которого главным образом осуществляются производство и распределение товаров и благ, светский характер государства, свобода экономической деятельности, многообразие и равноправие различных форм собственности, социальный характер государства.

Государство должно исходить из приоритета прав человека. Признание, соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека – главная обязанность государственной власти. Поэтому особое значение имеют правовые нормы, посвященные человеку, устанавливающие его правовые положения.

Под правовым положением (правовым статусом) человека и гражданина обычно понимается совокупность его прав и обязанностей.

Действительно, это главное содержание правового положения человека и гражданина, но на него влияют и другие правовые факторы: гражданство, принципы, гарантии прав и свобод. Права и обязанности людей закрепляются многими отраслями права, но особое значение в закреплении положения человека в обществе имеет государственное право, прежде всего, Конституция, устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина . Они включают: гражданство, общую правоспособность (т.е. способность иметь права и обязанности), принципы правового положения человека и гражданина, основные права и свободы (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные), их гарантии, обязанности. Это важнейшие элементы правового положения человека, его ядро. Однако Конституция прямо указывает, что перечисление ею основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод, человека и гражданина.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью Российской правовой системы. Причем, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные внутригосударственным законом, то применяются правила международного договора.

Конституция РФ, закрепляя права и свободы человека, исходит из их естественного и неотчуждаемого характера. «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» - гласит ч. 2 ст.17 Конституции РФ.

Однако Конституция предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в государственных и общественных интересах, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отдельные ограничения могут также устанавливаться в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Это делается опять-таки в соответствии с федеральным конституционным законом, который устанавливает порядок и основания введения чрезвычайного положения. Оно может вводиться на всей территории страны или в отдельных местностях, при этом обозначаются пределы отдельных ограничений прав и свобод и срок их действия. В условиях чрезвычайного положения обычно ограничиваются или запрещаются на время его действия массовые мероприятия: митинги, демонстрации, шествия, может также вводиться цензура, ограничиваться свобода передвижения. Все это делается для предотвращения массовых беспорядков, столкновений, паники.

Однако, не все права и свободы могут быть ограничены и в условиях чрезвычайного положения. Не подлежат подобному воздействию права и свободы, перечисленные в ст. 46 Конституции РФ, н-р, право на жизнь, свобода совести, свобода вероисповедания, право на жилище, право на судебную защиту и т.д.

Основные права и свободы по своему содержанию делятся на ряд групп:

1. Гражданские права и свободы , охватывают фундаментальные аспекты свободы личности, выражают гуманистические основы жизни общества, защищают пространство личной жизни человека, индивидуальную свободу от вмешательства извне. К ним относятся: право на жизнь; государственную охрану достоинства личности; права на свободу и личную неприкосновенность; тайну переписки телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; неприкосновенность жилища; право определять и указывать свою национальную принадлежность; право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; право каждого, кто законно находится на территории РФ, на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ; свобода мысли и слова; право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, однако не допускается злоупотребление свободной массовой информации; их использование в целях совершения уголовно наказуемых деяний; свобода совести и вероисповедания; право каждого человека на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; право (свобода) собираться мирно и без оружия, проводить собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирование.

2. Политические права и свободы. Народовластие предполагает юридические возможности участия граждан в управлении делами общества и государства. Конституция и другие правовые акты закрепляют политические права и свободы, обеспечивающие такое участие, порядок их реализации: право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право граждан РФ обращаться непосредственно, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

3. Экономические, социальные и культурные права и свободы. Их перечень начинается с права на свободную экономическую деятельность: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Однако не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию и вообще запрещенная законом.

Признаются и охраняются законом: право частной собственности; право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на защиту от безработицы; право на индивидуальные и трудовые споры; право на забастовку; право каждого на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; право на жилище; охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о ее состоянии и право на возмещение ущерба причиненного здоровью людей или имуществу экологическими правонарушениями; право каждого на образование.

Конституционное право как совокупность норм имеет свою систему. Система есть внутреннее строение отрасли, ее структура, определяемая дифференциацией и интеграцией конституционно-правовых норм.

Систему конституционного права обусловливают взаимосвязи норм данной отрасли права, их объединение в правовые институты.

Первичным звеном системы отрасли права всегда выступает правовая норма. Как мы уже знаем совокупности конституционно-правовых норм, регулирующие относительно самостоятельные блоки общественных отношений, называются конституционно-правовыми институтами.

Необходимо отметить, что система конституционно-правовых институтов также представляет собой сложную систему: более крупные институты объединяют в себе более мелкие, а те, в свою очередь, также подразделяются на институты.

Основными критериями выделения конституционно-правовых институтов, их отграничения друг от друга выступают несколько признаков:

1) круг общественных отношений, на регулирование которых направлены нормы правового института;

2) специфика правовых норм института, а также правовых отношений, возникающих под воздействием этих норм;

3) круг источников, содержащих нормы правового института.

В юридической литературе по конституционному праву не выработано единого подхода к делению отрасли конституционного права на правовые институты. Наиболее принятой является их классификация исходя из строения Конституции как основного источника конституционного права.

Так как главным критерием разделения отрасли на институты является существование в ее рамках относительно обособленных и групп общественных отношений - объектов конституционно-правового регулирования, система конституционного права выглядит следующим образом:

1. Институт основ конституционного строя. Данный институт является центральным в системе конституционного права, базой для всей отрасли. В свою очередь, институт основ конституционного строя делится на пединституты:

1) основные принципы отношений человека и государства:

2) основные принципы устройства государства и организации государственной власти.

Институт основ конституционного строя направлен на регулирование концептуальных отношений между обществом и государством, своеобразного их соглашения, устанавливающего основные характеристики государства и места в нем личности. Данный институт имеет в основном конституционное закрепление, ему посвящена первая глава Конституции РФ. В институте основ конституционного строя преобладают общие и декларативные нормы, в результате действия которых возникают, по большей части, общерегулятивные отношения. Свойством норм этого института является повышенная степень их стабильности, гарантированная сложной процедурой внесения изменений в первую главу Конституции РФ.


2. Институт прав и свобод человека и гражданина. Это самый крупный институт конституционного права, закрепленный в большом количестве источников, начиная с международных конвенций о правах человека. Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, признает их неотчуждаемость. Механизм реализации конституционных прав человека и гражданина воплощается в различных нормативных правовых актах. Нормы этого института также носят общий характер, как и возникающие правоотношения.

Составные части института прав и свобод человека:

1) гражданство;

2) права, свободы и обязанности личности и механизмы их реализации;

3) пределы ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;

4) гарантии реализации прав и свобод.

3. Институт федеративного устройства. Нормы данного института закрепляют федеративные отношения, лежащие в основе построения российского государства. В основном, нормы данного института отражены в Конституции РФ (гл. 2), а также в конституционно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами). Круг субъектов - адресатов норм института федеративного устройства - состоит из Российской Федерации и ее субъектов.

4. Институт референдума и выборов как высших непосредственных форм народовластия. Нормы данного института определяют порядок реализации прав граждан на участие в референдуме и в выборах. Основной массив норм находится не в Конституции РФ, а в федеральных конституционных и федеральных законах (например, о референдуме Российской Федерации, об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).

5. Институт системы органов государственной власти и местного самоуправления. Структура института включает следующие части:

1)Президент РФ;

2) Федеральное Собрание Российской Федерации;

3) Правительство РФ;

4) конституционно-правовые основы организации судебной власти в Российской Федерации;

5) конституционно-правовые основы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нормы данного института закреплены как в Конституции РФ, так и в иных актах (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде, о Правительстве РФ). На основе данных норм возникают как общие, так и конкретные правоотношения, в институте организации государственной власти и местного самоуправления значительную часть занимают так называемые «компетенционные» нормы, определяющие полномочия государственных органов.

6. Институт местного самоуправления. Нормы данного института определяют организацию местного самоуправления, которое наряду с государственной властью является формой осуществления народовластия. Конституция РФ содержит основные положения о местном самоуправлении, которые развиваются в текущем законодательстве (федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о финансовых основах местного самоуправления в Российской федерации и др.).

7. Институт Конституции. Конституция - самостоятельный объект конституционно-правового регулирования, точнее, саморегулирования, так как именно в ней установлены положения о ее верховенстве, непосредственном действии, о порядке изменения положений Конституции. Необходимость выделения этого института обоснована важностью для конституционного права такого объекта регулирования, как Конституция. Ее нормы во многом являются служебными, так как объектом их регулирования выступают также правовые нормы. Однако данный институт содержит немало процессуальных норм, определяющих порядок принятия поправок к Конституции, пересмотра Конституции. Источником данного института является сама Конституция, а также Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Многие институты конституционного права имеют межотраслевой характер и регулируются нормами других отраслей права. Например, в регламентации института избирательного процесса принимает участие административное право; институт общественных объединений широко регулируется также гражданским правом.

Систему конституционного права можно построить и по другому основанию, выделив в нем две большие части : материальное конституционное право и процессуальное конституционное право. Нормы материального конституционного права определяют содержание правового регулирования тех или иных общественных отношений. Нормы процессуального конституционного права направлены на воплощение в жизнь материальных норм путем установления процедуры их реализации.

В процессуальном конституционном праве можно выделить несколько видов процесса:

1) законодательный процесс - совокупность правовых норм, регулирующих порядок инициативы, рассмотрения, принятия, вступления в силу законодательных актов;

2) избирательный процесс - порядок организации и проведения выборов как формы реализации избирательных прав граждан;

3) производство по делам о гражданстве - порядок рассмотрения и разрешения дел, связанных с приобретением и прекращением гражданства Российской Федерации;

4) конституционное судопроизводство - порядок осуществления Конституционным Судом правосудия по конституционным делам.

От системы конституционного права следует отличать систему конституционного законодательства, то есть структурированную совокупность нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы. Система конституционного законодательства определяется системой конституционного права, но не совпадает с ней.

Понятие и предмет регулирования конституционного (государственного) права РФ как ведущей отрасли национальной правовой системы России. Конституционное право как одна из отраслей системы права Российской Федерации представляет собой совокупность правовых норм , регулирующих качественно однородные общественные отношения.

В юридической науке основными критериями деления системы права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования .

Предметом конституционного права РФ является совокупность общественных отношений, регулируемых его нормами. По сравнению с другими отраслями национальной системы права эти отношения занимают особое место в обществе , государстве .

Каковы особенности общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права? Они складываются во всех сферах жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Они наиболее значимы, носят фундаментальный характер. Они выступают системообразующими, обеспечивающими единство и целостность общества и государства.

Для уяснения понятия конституционного права РФ необходимо определить также юридический режим отрасли, который включает в себя: метод, принципы, характер главного источника.

Под методами конституционного права России понимается совокупность приемов, средств, форм правового воздействия на регулируемые его нормами группы общественных отношений.

Методы конституционно-правового регулирования дифференцируются в зависимости от характера содержащегося в них предписания на: управомочивающий метод: наделение участников конституционно-правовых отношений определенными правомочиями (ст.73 Конституции РФ — вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти); метод обязывания (кандидат в депутаты представительного органа власти обязан платить установленные законом налоги и сборы); метод дозволения (ст.66 Конституции РФ — по предъявлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе); данный метод связан с управомочивающим методом, однако предписания, содержащиеся в соответствующих нормах, не управомочивают субъекта, не обязывают его действовать определенным способом, а разрешают действовать по собственному усмотрению; метод запрещения.

С помощью конституционного регулирования: закрепляются главные принципы и положения, определяющие развитие общества и государства, личности ; обеспечивается защита интересов народа, личности на самом высоком юридическом уровне; закрепляются генеральные перспективы развития общества и государства.

В советской правовой науке сторонники наименования «государственное право» не без оснований приводили следующие аргументы: а) государству в обществе принадлежит главенствующая роль: «Государство — это мы»; б) государственная власть распространяется как на высшие, так и на местные уровни управления и скреплена единством системы Советов, соединяющих в себе законодательные и управленческие функции, нормотворчество и исполнительно-распорядительную деятельность.

Кроме того, Конституция, будучи, прежде всего, идеологическим и политическим актом и документом, не была реально действующим, непосредственно применяемым .

На современном этапе развития российского общества и государства термин «государственное право» менее предпочтителен по следующим причинам: во-первых, многие граждане РФ, не обладающие специальными юридическими знаниями, отождествляют государственное право со всем внутригосударственным правом; во-вторых, и это главное — в последнее время отчетливо проявляется тенденция к расширению предмета государственно-правового регулирования за счет включения в него групп отношений, связанных с формированием гражданского общества , ограждением его от чрезмерных опеки и вмешательства государства. Во взаимоотношениях «государство — общество — человек» Конституция РФ 1993 г. главным ориентиром признает человека, его права и свободы , а общество рассматривает как основное связующее звено между человеком и государством; наконец, в-третьих, во взаимоотношениях государства и права приоритет все более признается за правом, а закон в правовом государстве становится верховенствующим.

Таким образом, можно утверждать, что конституционное право представляет собой особый, качественный этап в развитии государственного права.

Для современной национальной правовой системы России величание КП РФ ее ведущей отраслью является в определенной степени условным, что объясняется незавершенностью процесса конституционных реформ.

Вместе с тем, рассчитывая на перспективу цивилизованных демократических преобразований, способных обеспечить стабильность конституционного строя России, термин «российское конституционное право» вполне обоснован, его допустимо и целесообразно использовать также для обозначения соответствующих науки, учебного курса.

Таким образом, корректно утверждать, что конституционное (государственное) право Российской Федерации — это ведущая, фундаментальная отрасль национальной системы права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих, в частности, основы организации общества и государства, статус человека и гражданина, их взаимоотношения, механизм осуществления принадлежащей народу власти непосредственно или через органы государственной власти и органы местного самоуправления .

Конституционно-правовые нормы

Классификация конституционно-правовых норм

По юридической силе, т.е. в зависимости от места, которое занимает нормативно-правовой акт , содержащий конституционноправовую норму, в общей иерархии нормативно-правовых актов:

По степени определенности содержащихся в них правовых предписаний:

а) императивные — нормы, не допускающие свободы действий субъекта в применении установленного данными нормами правила поведения (ст.71 Конституции РФ — предметы исключительного ведения РФ);
б) диспозитивные — нормы, предусматривающие возможность выбора субъектом варианта своих действий в зависимости от указанных в норме условий (например, ч.4 ст.66 Конституции РФ — отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области).

По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:

а) материальные;
б) процессуальные (процедурные).

По кругу лиц, которому адресовано правовое предписание:

а) общие — неопределенный круг лиц;
б) специальные — определенный круг лиц.

Конституционно-правовые отношения

Строение конституционно-правового отношения традиционно: субъект, объект, содержание (права, обязанности, ответственность).

Особенности конституционно-правовых отношений: В конституционно-правовом отношении права и обязанности могут четко не определяться, а носить обобщенный характер (норма о принадлежности власти в Российской Федерации ее многонациональному народу — ч.1 ст.3 Конституции РФ) — правоотношения общего вида. Особый состав субъектов: народ, субъекты РФ , муниципальные образования , государственные органы , Президент РФ , избирательные комиссии и т.п. Конституционно-правовые отношения зачастую имеют очень сложный характер по своему содержанию и субъектному составу.

Виды конституционно-правовых отношений. Конституционноправовые отношения классифицируются по различным основаниям. Например, по целевому назначению они подразделяются на правоустановительные и правоохранительные; по степени конкретизации субъектов правоотношений — на абсолютные, относительные и общерегулятивные; по характеру обязанности — на активные и пассивные; по времени действия — на срочные и бессрочные и т.п.

Таким образом, конституционно-правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормами конституционного права . Или — это возникающая на основе норм конституционного права общественная связь, участники которой наделяются юридическими правами и несут адекватные им обязанности и ответственность. . Нормы конституционного права находят свое выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками.

Источники (формы) права — способы закрепления и внешнего выражения правовых норм.

Источниками (формами) конституционного права является: Конституция РФ, конституции республик , входящих в состав РФ, а также уставы других субъектов РФ (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа). Федеральные конституционные законы , федеральные законы конституционно-правового содержания (т.е. регулирующие применение прав и свобод человека и гражданина , устройство государственной власти и управления и пр.). Постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания РФ . Договоры и соглашения. Среди них — договоры и соглашения, заключаемые РФ с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и ее субъектами или между субъектами Федерации.

Следует отметить, что в иерархии источников КП РФ ратифицированный международный договор РФ стоит выше, чем закон РФ, поскольку нормы последнего в соответствии со ст.15 Конституции РФ не могут отменять или противоречить международному договору РФ, общепризнанным принципам и нормам международного публичного права .

Система же конституционного права складывается из последовательности институтов, которые принято располагать по аналогии с последовательностью глав действующей конституции — от норм, регулирующих общие принципы, взаимосвязи, к более конкретным нормам: основы конституционного строя РФ, государство и личность, федеративное устройство РФ , система органов государства . Предмет, методы и источники науки конституционного права. Наука конституционного права — это система взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний о конституционном праве как правовой отрасли и регулируемых ею общественных отношениях.

Особенность данной науки: по сравнению с другими отраслями и правовыми науками она выступает отраслью и правоведения и государствоведения.

Предмет исследования: важнейшие стороны жизни государства и общества , основы его существования и развития. Прежде всего это вопросы принадлежности всей полноты власти народу, самоуправление наций, экономической, политической и социальной основ самоуправления, определение положения (статуса) личности в обществе, а также организации государства, системы государственных органов, институтов демократии.

Таким образом, наука конституционного права изучает вопросы, связанные с высшими интересами личности, общества и государства, что и обуславливает ее особое место среди других юридических наук.

Особое внимание к изучению проблематики конституционного права необходимо в силу ряда причин.

Во-первых, конституционное право как отрасль занимает в правовой системе любого государства ведущее место. Почему? Нормы конституционного права регулируют самые значимые для общества, государства, гражданина и человека отношения, складывающиеся в сфере формирования, организации и осуществления власти, системы высших органов, их взаимоотношений с индивидом.

Во-вторых, основным источником (формой) конституционного права является Конституция — нормативный правовой акт , обладающий верховенством по отношению к власти и пр. источникам, имеющий высшую юридическую силу в системе нормативных правовых актов.

В-третьих, происходящие сущностные, коренные изменения общественного и государственного устройства России обуславливают необходимость переосмысление многих категорий, теорий и институтов конституционного права.

В-четвертых, формирование конституционализма, свободного от излишнего идеологизирования, партийности, существование различных мировоззренческих концепций, оценок, понятий и институтов вызвали новые представления о системе науки конституционного права.

В-пятых, происходит переосмысление науки конституционного права России как дореволюционного, так и советского периода истории нашего государства.

В-шестых, высока ценность конституционно-правовых знаний для формирования правовой культуры всех граждан, тем более юристов, работающих в органах власти.

Источники науки конституционного права в целом подразделяются на виды, а именно: Нормативные правовые акты. Теоретические (труды ученых, формирующие необходимые общие суждения по конституционно-правовым проблемам). Результаты социологических и иных исследований конституционно-правовой деятельности (эксперимент, статистическое изучение практики отношений власти на уровне областей, автономных округов и пр.).

Методология науки — это учение об основных способах познания действительности, методах исследования объективного мира.

Методы науки конституционного права — совокупность, система приемов, способов, правил, применяемых в научных исследованиях.

Методы подразделяются на общие и частные. Среди общих методов можно назвать: исторический, системный, статистический. К частным методам относят: сравнительно-правовой (компаративный), конкретно-социологический и др. Конституционное право как система одноименного учебного курса. Определяющим фактором в выделении соответствующего курса и последовательности его преподавания является система науки конституционного права.

В зависимости от применяемого метода исследования можно говорить о теории и истории конституционного права, сравнительном конституционном праве.

Изучение отдельных институтов конституционного права, тех или иных направлений, государственно-правовой практики также приводит к формированию относительно самостоятельных блоков конституционно-правового знания.

Учебный план среднестатистического юридического вуза России предусматривает изучение «Конституционного (государственного) права Российской Федерации» и «Конституционного (государственного) права зарубежных стран». Общая теория частично дается в рамках курса «Теория государства и права », а в основном — в ранее названных курсах.

В преподавании российского конституционного права доминирует юридическое начало, т.е. основное внимание уделяется системному изучению Конституции РФ 1993 г., конституционноправового законодательства России, юридическим аспектам его применения, анализу конкретных правовых норм и отношений, их оценке с позиций общепризнанных принципов права .

Однако это не исключает обращения к политическим явлениям и процессам, прямо и косвенно влияющим на конституционное право.

Таким образом, система курса в основном соответствует системе отрасли и науки и может быть представлена в следующем виде: Общетеоретические вопросы науки конституционного права: предмет, задачи, методология, источники науки конституционного права; понятие, предмет, как правовой отрасли, конституционно-правовые нормы и конституционно-правовые отношения, система отрасли, методы регулирования общественных отношений, тенденции развития. Учение о Конституции РФ: ее сущность, особенности и юридические свойства, виды, этапы конституционного развития; взаимосвязи конституций различных видов внутри Российской Федерации, других государств; формы и механизм реализации конституционных норм, охрана Конституции РФ. Конституционный статус личности и гражданина: демократия и личность, индивид и общество, гражданин и государство; права человека и общие принципы демократии, их соотношение; конституционный статус личности, его понятие, содержание, принципы; основные права, свободы и обязанности граждан, вопросы гражданства. Конституционные основы гражданского общества в Российской Федерации: понятие и структура гражданского общества; конституционные основы народовластия ; народный суверенитет; экономические, политические основы народовластия; соотношение гражданского общества и правового государства . Государственное устройство РФ: понятие, структура, формы, автономия; статус РФ и ее субъектов; административно-территориальное деление. Конституционные основы организации и деятельности государственных органов РФ: государственный механизм , система государственных органов, виды государственной деятельности, разделение властей ; порядок образования, статус, основы деятельности государственных органов.

Система конституционного права России – это комплекс особых юридических актов. Они направлены на охрану основных интересов и свобод людей. Для реализации данной задачи создана определенная структура госвласти. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет система конституционного государственного права России.

Общие сведения

Система конституционного права России как отрасли права, касающейся другой сферы человеческих отношений, имеет свои особенности. Однако среди всех областей именно она занимает ведущее место. Собственно, система отрасли конституционного права России выступает в качестве фундамента для остальных юридических сфер страны. В этом состоит ее главная задача.
Любые принимаемые законодательные акты должны соответствовать тем положениям, которые предусматривает система конституционного права России. Как отрасли права могут существовать без учета принципов, заложенных в Основном Законе? Это невозможно. Более того, в демократической стране не может действовать законодательство, противоречащее основополагающим актам. Формы, в которых находит свое выражение система конституционного права России, его источники имеют высшую юридическую силу. К ним, в частности, относят Указы, Законы, Постановления. Основным источником является Конституция. В качестве критериев для формирования всей структуры выступают определенные группы актов. Они именуются институтами конституционного права. Эти группы регулируют сравнительно самостоятельные сферы отношений внутри рассматриваемой области.

Система конституционного права России: кратко о месте в общей юридической сфере

Акты и положения Основного Закона регулируют те или другие общественные отношения в общих чертах. Система источников конституционного права России является фундаментом, исходной базой для прочих сфер: уголовного, гражданского, семейного, финансового и других законодательств. При этом Основы выступают в качестве ядра, вокруг которого объединены все компоненты структуры. Система конституционного права России играет стимулирующую и направляющую роль. Под ее влиянием осуществляется координация деятельности и развития каждого элемента. Играя роль ядра, система конституционного права России выступает в виде той основы, во исполнение и в соответствии с которой регулируются общественные отношения, законотворческая и исполнительная деятельность власти. Таким образом, абсолютно все юридические сферы базируются на Основах, исходят из них, развивают их положения. При этом законы, регулирующие эти области, должны соответствовать диспозициям, которые присутствуют в конституционных нормах. Они выступают не просто в качестве юридических актов. Нормы Конституции имеют высшую силу, и законы, реализуемые на территории России, не должны им противоречить.

Соотношение с Основами

Это один из важнейших вопросов в характеристике рассматриваемой сферы. Система конституционного права России, несомненно, объемнее и шире непосредственно самих Основ. Здесь стоит отметить, что наименования некоторых компонентов совпадают. Однако сфера их влияния различна. Так, например, институт федеративной структуры в Конституции отражен в виде ее норм, в системе конституционного права он, кроме прочего, включает в себя и другие акты Основного Закона, уставов субъектов и федеральных законов. Примерами могут выступать ФЗ "О национальной культурной автономии", договоры между органами госвласти страны и ее регионами и так далее.

Система конституционного права России: институты и нормы

Эта сфера также имеет свои особенности. Непосредственно в Конституции определены относительно самостоятельные правовые институты. В качестве них, в частности, выступает Президент, Правительство, Федеральное собрание, местное самоуправление, судебная власть. Система конституционного права России объединяет их все в одну структуру - госвласти и местного самоуправления. Из ее элементов при этом можно выделить более широкие, комплексные компоненты. Они, в свою очередь, включают в себя более узкие конституционно-правовые институты.

Комплексные элементы

В качестве такого института, например, выступает Федеральное Собрание. В него, в свою очередь, включены Госдума и Совет Федераций. Вместе с этим каждая палата Парламента может считаться комплексным институтом относительно, например, депутатов, комитетов, председателя. В одной такой структуре могут быть объединены акты, которые обладают различной юридической силой. Например, в составе института Госдумы присутствуют нормы Регламента и Конституции. Вместе с этим один и тот же акт может относиться к тому или другому элементу рассматриваемой структуры. Так, например, по ст. 102 Основ в компетенцию Совета Федерации относится, в числе прочего, назначение и освобождение от должности Генпрокурора РФ. Данная норма относится к конституционно-правовым институтам СФ и Прокуратуры.

Критерии разграничения

В качестве основных признаков, позволяющих отделить конституционно-правовые институты, выступают:

В юридических изданиях нет единого подхода к разделению конституционно-правовой отрасли на институты. Общепринятой, однако, считается классификация в соответствии со строением Основного Закона.

Главные категории

В конституционно-правовой системе выделяются институты, которые считаются основными элементами отрасли. Они объединяют акты, которые закрепляют:

  • Федеративное устройство.
  • Фундамент конституционного строя.
  • Структуру госвласти и местного самоуправления.
  • Основы юридического статуса гражданина и человека.

Такое строение согласуется с внутренней системностью сфер общественных взаимодействий, которые составляют предмет конституционного права. В каждой категории отношений присутствует своя специфика. Они отличаются по субъектам, объектам, мере и форме должного юридического воздействия, а также по его характеру. Данные особенности общественных взаимодействий, регулируемых нормами, предопределяют конституционно-правовую систему, однако они не выступают в качестве ее основы.

Критерии структуризации

В качестве них выступают факторы, которые свойственны непосредственно самой форме права, его нормам и их особенностям. Эти критерии исходят из содержания общественных отношений. Они, в свою очередь, предопределяют особенности юридического влияния на них, механизма регулирования, объема воздействия и прочих качественных параметров.

Соотношение элементов

Системный анализ отрасли конституционного права предусматривает не только выявление ее компонентов. В рамках данной деятельности немаловажным является и обоснование соотношения ее элементов, определение позиции каждого из них. Такой подход базируется на взаимодействии сфер общественных отношений, которые выступают в качестве предмета регулирования нормами правовых конституционных институтов. Следует, однако, отметить, что данное соотношение необходимо рассматривать как первичную, исходную основу. Она определяет структуру всей отрасли. Ее юридическое обоснование заключено в том, что между элементами существует такая форма взаимодействия, в соответствии с которой акты одного сегмента образуют предпосылки для действия актов другого, определяя их содержание и направленность.

Иерархия

Нормы института, закрепляющего основы конституционного устройства, находятся на первом месте. Это обусловлено тем, что они содержат исходные начала юридического регулирования. Они реализуются нормами прочих конституционных институтов. Следующее место занимает сегмент, устанавливающий основы статуса гражданина и человека, его юридические возможности, обязанности и свободы. Такая позиция обуславливается тем, что названные категории признаются властью высшей ценностью. Защита свобод и интересов считается основной целью деятельности общественных и административных структур. Конституционный правовой институт, закрепляющий посредством своих норм федеративное устройство, формирует предпосылки для создания системы органов госвласти. Акты, издающиеся в ее рамках, устанавливают национальные и территориальные образования. В соответствии с ними выстраивается структура госорганов.

Классификация

Самое общее, первичное деление норм на институты определяет Конституция. Разделы Закона выступают в качестве основ для формирования конституционно-правовой системы. Поскольку в качестве основного критерия разделения права на институты выступает присутствие в ней сравнительно обособленных категорий общественных отношений, классификация выглядит соответствующим образом. Многие элементы занимают промежуточную позицию. Институты, имеющие межотраслевой характер, регламентируются нормами прочих правовых отраслей. Так, например, в управлении структурой избирательного процесса участвуют административные акты, общественные отношения находятся под влиянием гражданского законодательства и так далее.

Специфика предписаний

Правовая норма выступает в качестве первичного звена системы. Правила, установленные в ней, характеризуются:

Любое предписание имеет собственную структуру. Не являются исключением и конституционно-правовые нормы. Как и в других предписаниях, в них содержится три элемента:

  • Санкция . Она должна быть непременно выражена и закреплена в норме.
  • Диспозиция . Она выступает в качестве непосредственно предписания.
  • Гипотеза . Этот элемент не всегда находит внешнее выражение в норме. Тем не менее она, как и остальные два элемента, в обязательном порядке присутствует в предписании.

Конституционно-правовые нормы представляют собой абстрактные, общеобязательные, формально-определенные в соответствующих актах правила. Они установлены и охраняются властью. Их основной направленностью является регулирование отношений, составляющих предмет конституционно-правовой системы, посредством установления обязанностей и юридических возможностей их участников. Наличие в предписании указанных выше трех элементов считается обязательным. Отсутствие в нормативном акте диспозиции – непосредственно самого правила, модели поведения либо санкции за нарушение – будет свидетельствовать об отсутствии как таковой нормы конституционно-правовой системы.