Общественный и государственный строй византии. Государственный строй Византии. Общая характеристика формы государства на основных этапах его развития Государственный строй византии

Общественно-политический строй Византии имел

свои специфические черты. Процесс разложения ра-

бовладельческих порядков шел в Византии медленно.

Господствующий класс Византии IV-VII вв. был

неоднороден.

Экономические и социальные пози-

ции занимали сенаторские круги и земельная

аристократия. Экономической основой их господ-

ства была крупная частная собственность на зем-

лю рабовладельческого типа. Высокое место в со-

циальной структуре византийского общества

занимала городская муниципальная верхушка круп-

ных городов Империи, особенно столицы - Кон-

стантинополя.

Рабы, находясь на самой низкой ступени общест-

венного развития, входили в отношения социальной

носились прежде всего свободные крестьяне-зем-

левладельцы. Сохранение в IV-VI вв. свободного

крестьянства - основная специфическая черта об-

щественного строя Византии.

Свободные крестьяне жили соседскими община-

ми и обладали правом частной собственности на

землю. Крестьяне уплачивали поземельную подать

и несли разного рода тяжелые имущественные

и личные повинности. Широко использовалась в Ви-

зантии этого периода позднеримская форма экс-

плуатации крестьян - колонат.

В X-XI вв. социальное положение византийских

рабов несколько улучшается. Пресекается обраще-

ние свободных в рабство. В XI-XII вв. усилилась тен-

денция к стиранию граней между рабами и другими

Только к X в. возобладала тенденция к формиро-

^ванию феодальной сеньориальной системы, осно-

Византийское государство IV-VII вв. унаследова-

ло основные ч^рты государственного строя поздней

Римской империи. Во главе государства стоял им-

ператор, наследник власти римских цезарей. Он

обладал всей полнотой законодательной, судебной

и исполнительной власти и являлся верховным по-

кровителем и защитником христианской церкви.

Византийская православная церковь играла огром-

Именно Церковь разработала и освятила официаль-

ную доктрину божественного происхождения импера-

торской власти и проповедовала единение государства

и Церкви, духовной и мирской власти (их симфонию)

с явным приоритетом светской власти.

Ранневизантийская церковь была прямо подчине-

на императору. Власть византийского императора

в IV-VII вв. не была произвольной. При всей широте

полномочий императора она умерялась необходи-

мостью следовать «общим законам» Империи и осо-

бенно отсутствием принципа наследственности пре-

стола. Новый византийский император избирался

сенатом, «народом Константинополя» и армией.

Византийские императоры должны были нередко

делать ставку в своей политике на одну из город-

ских партий («голубые» и «зеленые»).

Другим фактором, сдерживающим самовластие

императора, являлось наличие особого государствен-

ного органа византийской аристократии - констан-

тинопольского сената. Его влияние обеспечивалось

самим составом сената, включавшим практически

всю правящую верхушку господствующего класса

^!/ Византии.

С VIII в. начинается новое укрепление центральной

власти Византии. Базой централизации и широкой за-

воевательной политики Византии в IX-X вв. послужила

стабилизация экономики на новой феодальной основе.

В VIII в. политические организации и учреждения,

ранее сдерживавшие всевластие византийского импе-

ратора, приходят в упадок или полностью ликвидиру-

С IX в. даже номинальное провозглашение им-

ператора «народом Константинополя» прекращается.

Политическая роль константинопольского сената,

упавшая еще в конце VII в. , окончательно сводится на

не! императорским указом конца IX в. , лишившим се-

нат права участия в законодательстве Империи.

Единственной крупной политической силой в Ви-

зантийском государстве остается православная

ществе повышаются. Она являлась единственным

сдерживающим фактором во времена политической

нестабильности, Византийская церковь предприни-

мала попытки подняться выше светской власти.

Император сохранил право выбирать патриарха из

хами, и низлагать неугодного патриарха. Но императо-

ры практически не пользовались данным правом.

После периода политических потрясений наступило

относительное спокойствие. Укрепление основ импера-

торской власти в VIII-IX вв. сопровождалось изменени-

ем ее атрибутов. За византийскими императорами окон-

чательно утверждаются греческие титулы василевса

(царя) и автократора (самодержца). Василеве издавал

законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся

верховным судьей и командующим армией и флотом.

Начиная с IX столетия выборность императора сме-

няется его переходом по наследству (принцип леги-

тимности).

ванной на труде зависимого крестьянства от земель-

ных собственников при сохранении контроля со сто-

роны государства.

Медленный характер развития феодальных отноше-

ний определил специфику социального состава гос-

подствующего класса византийского общества на вто-

ром этапе его развития. Эта сила долгое время не

была консолидирована и не складывалась в замкну-

тые сословия. Наследственная вассально-сеньо-

риальная система начинает складываться в Визан-

тии только к XI-XII вв. Незавершенность развития

феодального сеньориального строя обусловила от-

носительную слабость византийской землевладель-

ческой знати. Ведущее место в структуре господствую-

щего класса Византии принадлежало столичной знати

и высшему чиновничеству Империи, соперничающим

с военно-землевладельческой провинциальной

На протяжении данного исторического периода

сохранялись многочисленные различия в правовом

положении отдельных слоев подданных. В Византии

формирование класса зависимого крестьянства за-

тягивалось из-за сохранения пережитков рабовла-

дельческого строя.

Крестьяне эксплуатировались главным образом

в централизованной форме посредством государ-

ственной налоговой системы.

Крупные землевладельцы и военная знать (динаты -

«сильные») захватывают крестьянские земли, подчи-

няют себе сельские общины, добиваются нового при-

крепления крестьян к земле. С XI-XII вв. идет неук-

лонный рост крестьян, прикрепляемых к земле.

С этого времени основная фигура в византийской

деревне - феодально зависимый парик. Парики не

имели права собственности на землю и были обя-

заны выплачивать господину ренту в натуральной

и денежной формах, а также в форме отработки.

Население страны было пестрым в национальном

составе. По подсчетам историков, его численность

достигала 30-35 млн человек.

Византийская империя называлась «ромейским» государством. Во главе стоял император, в его руках – власть законодательная, исполнительная и судебная; он распоряжался светскими и церковными делами. Господствовавшая в Византии православная церковь утверждала, что власть императора от Бога, его личность считалась священной. Не было определенного порядка престолонаследия. Формально императора избирал сенат, армия и «народ» в лице своеобразных политических партий Византии. Некоторые императоры при жизни назначали себе преемника или «соправителя».

При императоре создавался совещательный орган – сенат (синклит), который обсуждал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики Византии, рассматривал законопроекты, осуществлял судебные функции по важнейшим уголовным делам Государственный совет (консисторий) – другой совещательный орган при императоре, стоявший во главе центрального государственного управления в Византийской империи. Консисторий регулярно обсуждал все текущие вопросы государственного управления, осуществлял некоторые судебные функции Высшие должностные лица империи – подчинявшиеся императорам два префекта претория, префект столицы, начальник дворца, квестор, два комитета финансов и два магистра армии.

Константинополь с прилегающей к нему сельской местностью до 100 миль составлял самостоятельную имперскую административную единицу. Во главе города стоял префект (эпарх) столицы, являвшийся по должности председателем сената. Квестор являлся председателем Государственного совета, ведал разработкой и рассылкой императорских указов, обладал судебной властью. Во главе армии – два магистра. Один командовал пехотой, другой – кавалерией В VII в. все византийское чиновничество было разделено на 60 разрядов или чинов. Лица, занимавшие высшие государственные должности, – логофеты.

Административное деление. Вся страна делилась на две префектуры. Префектуры делились на семь диоцезов, в каждом из которых было по 50 провинций. Первоначально гражданская власть отделена от военной, но в VI в. правительство в некоторых пограничных областях объединило в одних руках военно-гражданскую власть. В VII в. в связи с военной угрозой правительство перевело на военное положение многие пограничные провинции и передало управление ими военным начальникам. Возникла новая система местного управления – фемный строй. Фема – военный округ, на территории которого были расквартированы войска. Во главе фемы стоял командующий войсками – стратиг.

Высшим судебным органом был императорский суд, который рассматривал дела о государственных преступлениях (восстаниях и заговорах против императора). Этот суд был также высшей апелляционной инстанцией. Судебные функции осуществлял Государственный совет по делам о государственных преступлениях и преступлениях высших должностных лиц. Высшим церковным судом являлся суд константинопольского патриарха. Церковные суды рассматривали дела о преступлениях духовенства, а также о преступлениях против религии, брака и нравственности, совершенных лицами, не принадлежащими к духовенству.


Местный государственный аппарат империи в IV-VII вв. целиком базировался на позднеримской системе управления (деление на префектуры, диоцезы и провинции). Гражданская власть была отделена от военной и обладала в этот период приоритетом над последней. Во главе местного управления империи стояли два префекта претория. Эти высшие гражданские чиновники обладали широкой административной, судебной и финансовой властью. В непосредственном подчинении префектов находились гражданские правители диоцезов и провинций. Правители провинций, основного звена местного управления, наряду с обширными административными и финансовыми полномочиями обладали и судебной властью. Они являлись судьями первой инстанции по всем значительным судебным делам в пределах провинции.

В VII в. на смену старой системе местного управления пришла новая, фемная система. Фемы возникли как военные округа и были первоначально гораздо крупнее старых провинций. Во главе фемов стояли стратиги, которые объединяли в своих руках всю полноту военной и гражданской власти. Военизация местного управления империи была следствием обострения внешнеполитической обстановки и социально-классовых антагонизмов византийского общества. В дальнейшем, с усилением феодализации византийского общества, фемная организация местного управления начинает ослабевать и в XI в. окончательно приходит в упадок.

Основные черты феодального общественного и государственного строя Западной Европы.

Феодальный строй формировался на развалинах римской империи.

Черты феодализм:

· связь собственности на землю с политической властью.

· органы самоорганизации общества. Сословия: феодалы, духовенство, работники, торговцы.

· корпоративное общество.

· договорное общество.

Гибель Римской империи, хотя и повлекла за собой на долгое время утрату богатейших духовных ценностей античного мира, но все же не означала регресса в истории государственности. Развал империи сделал возможным выход на политическую арену Западной Европы новых этносов и народов , которые сумели создать свои более перспективные формы организации экономической, социальной и политической жизни.

I. В период ранних (варварских) государств , когда формирующийся класс феодалов сплачивался вокруг королевской власти, пользовавшейся поддержкой крестьян-общинников и церкви, преобладала раннефеодальная монархия .

II. Постепенно в условиях крайней децентрализации единственным способом организации и поддержания гос. власти становится закрепление отношений сюзеренитета-вассалитета – к IX-XIII вв. преобладающей формой правления становится сеньориальная монархия .

III. Экономический подъем XIII-XV вв., связанный с ростом городов и развитием торговли, породил сословную консолидацию общества. Усиливавшаяся королевская власть искала поддержки у населения, что привело к становлению сословно-представительных монархий .

IV. В Позднем Средневековье (XVI-XVII вв.) разложение феодализма и опора власти на бюрократию и военно-политическую силу приводят к становлению абсолютных монархий .

V. Падение же абсолютизма означает уже начало Новой истории.

Особенностью западноевропейской модели средневекового государства:

o последовательной смены форм монархического строя,

o диффузия политической власти, которая переходит от короля к отдельным светским и духовным магнатам, становясь неотъемлемым атрибутом земельной собственности.

o Чрезвычайно сложные и неоднозначные взаимоотношения королевской власти и христианской церкви.

Христианская церковь:

ü «Варварские» короли подносили церкви обширные земельные владения, вследствие чего церковь превратилась в крупного земельного собственника, а земли ее не подлежали дроблению и возврату («мертвая рука»).

ü Однако до XI в. церковь еще находилась под эгидой императоров и королей, а не папского престола. Политические амбиции пап вскоре привели к расколу христианской церкви на греко-православную и римско-католическую, в основе чего лежала борьба за руководство христианским миром и светской властью.

ü Усиливающаяся римско-католическая церковь опиралась на свои земельные владения, религиозные чувства верующих, мощную и централизованную церковную организацию

ü В XI-XIIвв. церковь фактически превращается в общеевропейскую теократическую монархию.

ü Наибольшего могущества она добивается в XIIIв. при папе Иннокентии III, установившего порядок, при котором коронация европейских монархов должна была осуществляться актом римского папы.

ü Они могли прибегать к таким средствам, как наложение интердикта или отлучение от церкви.

ü Создавалась система особых церковных судов – инквизиций, вычищавшей из общества антицерковные настроения и породившей презумпцию виновности.

Города.

Иную роль в формировании политического и правового сознания в Европе сыграли города, ориентировавшиеся на старинные демократические порядки и «мешавшие» феодальным отношениям.

v Они обладали значительным экономическим и политическим потенциалом. Некоторые из них даже приобретали статус городов-государств.

Однако главным институтом по-прежнему считалось государство , так как королевская власть являлась единственным общепризнанным представителем страны и народа в целом.

36. Понятие рецепции права. О сущности явления, называемого «рецепцией римского права». Глоссаторы. Комментаторы. Гуманисты.

«Рецепция римского права » - его усвоение средневековым обществом. Этот процесс начинается в XI-XII вв. После образования «варварских» королевств римское право было предано забвению: примитивные варварские общности не нуждались в достижениях античного права. Хотя элементы римского права были сохранены и развиты каноническим правом. Второе рождение римского права происходит в 9 веке в городских республиках Северной Италии и Южной Франции после обнаружения Дигест Юстиниана . Эпоха Возрождения создала условия для восстановления элементов классического римского права (этого требовало развитие общественно-экономических отношений).

Необходимость рецепции:

· Он был вызван экономическим фактором (точные нормы для регулирования имущественных отношений),

· Социальные и духовные потребности общества, нуждавшегося в правовом порядке и стабильности.

· Поддержала и католическая церковь, увидев в нем средство укрепить позиции канонического права.

· Было санкционирована королевской властью, стремящейся к централизации всей общественной и государственной жизни.

Базой для возрождения и развития римского права стали университеты Италии (Болонский университет), Германии (Гайдельбергский университет), Франции (Парижский университет), Испании. Здесь стали преподавать «новое», «Справедливое» право в его связи с философией, религией и моралью. Появляется ряд юридических школ, изучавших римское наследие.

Цель – найти справедливые нормы, которые судьи и юристы-практики могли бы применять в своей деятельности. Целью университетской науки стало создание словаря и методов для поиска справедливых решений.

Обучение занимало 5-7 лет. Для получения образования необходимо было овладеть 7 свободными искусствами: грамматика, риторика, логика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Обучение строилось на лекциях и диспутах (семинарах).

Глоссы – объяснения правовых текстов. Глоссаторы – объясняющие люди.

Исторически первой школой стала школа глоссаторов , созданная на юридическом факультете Болонского университета (глосса - замечания на полях). Цель глоссаторов – установление первоначального смысла римских законов . Многие разделы кодификации Юстиниана были забыты (например, институт рабства). Школа обработала классическое римское право, разъяснила устаревшие термины, ввела широкие обобщения, провела систематизацию права, были выработаны общие понятия договора, института владения, вещного права. С глоссаторов начинается развитие юридической науки в собственном смысле слова. Однако глоссаторы ограничились только рекомендациями, составленными на основе устаревших Дигест, которые противоречили новому королевскому законодательству.

Последний выдающийся представитель глоссаторов, Аккурций, собрал в едином сборнике глоссы своих предшественников и современников. Этот сборник получил название «Большая Глосса» и в течении нескольких веков рассматривался как образцовое и наиболее авторитетное руководство по римскому праву.

В конце 13 века появляется школа постглоссаторов , которая «очистила» римское право и подвергла его переработке, приспособлению к новым историческим условиям и нуждам практического применения. Они анализировали не тексты, а правовые принципы и институты, многие из которых отсутствовали в классических источниках. Постглоссаторы ввели понятие собственности, обязательства, держания, юридического лица (с его помощью стали разрешаться вопросы взаимных требований учреждений, государства, церкви). Таким образом, возникло новое систематизированное право, основанное на разуме и предназначенное для всеобщего применения.

После зародилось движение постглоссаторов, наиболее выдающимся представителем которых был Бартоло. Они занимались главным образом толкованием правовых понятий и отрывков из кодификации Юстиниана с целью выведения «общего мнения ученых». В своих комментариях они нередко отступали от первоначальных римских правовых конструкций, но провели большую работу по согласованию его с нормами средневекового канонического, городского и обычного права.

Глоссаторы основывались на принципах естественного права, т.е. вырабатывали общие правовые понятия как универсальные, основанные на естественной справедливости.

В начале 16 века возникает гуманистическое направление, которое анализировало римские памятники исторически и филологически. Была выявлена историческая обусловленность правовых институтов, динамика римского права. Таким образом, римское право было положено в основу возникавших национальных правовых систем.

Университеты помогли установить транснациональный характер права . Право стало наукой, а не дисциплиной, обособилось от других дисциплин.

Государственный строй Византии.

Византия – преемница Рима. Основа – восточная часть Римской империи (разделение в конце 3 века и окончательное утверждение в конце 4 века).

3 фактора основали Византию:

o античное политическое мышление

o римское право

o христианская религия Греко-восточной православной церкви.

Идея самодержавной власти и взаимоотношения между церковью и государством восходит к Византии.

Византийское гос-во IV-VIIвв. унаследовало основные черты гос. строя позднеримской империи:

· Во главе стоял император, обладавший всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти, а также являлся верховным покровителем христианской церкви, которая разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви. Ранневизантийская церковь была прямо подчинена императору.

· Власть императора в IV-VIIвв. не была произвольной: она умерялась необходимостью следовать «общим законам» империи и отсутствием принципа наследственности. Новый монарх избирался «народом Константинополя» (политические партии – димы : «синие » - сенаторская аристократия; «зеленые » - торгово-финансовая верхушка) и армией. Самовластие также сдерживалось органом византийской аристократии – константинопольским сенатом , который обсуждал государственные дела и участвовал в избрании нового императора. Поэтому в актах ранневизантийских императоров признавалась необходимость «согласия великого сената и народа».

· С VIIIв. начинается новое укрепление центральной власти, базой которого стала стабилизация экономики на новой феодальной основе. Наивысшего развития Византийское государство достигло во время правления Македонской династии, когда жизнь страны контролировалась с помощью огромного бюрократического аппарата.

o Политические организации, сдерживавшие всевластие императора, ликвидируются.

o Единственной крупной политической силой остается православная церковь: возрастает роль патриарха в общественно-политической жизни Византии, который участвует в борьбе наследников за престол и венчает их на царство. Однако император сохранил право выбирать патриарха из трех предложенных ему кандидатур и низлагать неугодного ему.

o Изменяются атрибуты императорской власти: за ним утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца)

o Однако, несмотря на полное всевластие, власть василевса не была очень прочной: императором делало не рождение, а «божественное избрание», вследствие чего бытовало насильственное устранение монархов.

· По мере развития феодализма между императором и крупными землевладельцами складываются новые сеньориально-вассальные отношения, что приводит к ограничению реальной власти императора.

o В основе огромного чиновничьего аппарата лежала строгая иерархия: 60 титулов.

o Центральное управление сосредотачивалось в Государственном совете (консистории) , функции которого не были четко определены.

o Магистр и квестор дворца осуществляли непосредственное управление делами империи с помощью бюрократического аппарата, роль которого особенно возросла к XI в.

o C IXв. происходит постепенное слияние дворцовых и государственных ведомств, что приводило к частому дублированию функций.

Административное деление вначале было равнозначно позднеримскому (префектуры, диоцезы, провинции). В VIIв. появилась фемная система местного управления. Фемы возникли как военные округа, во главе которых стояли стратеги, объединявшие в своих руках всю полноту военной и гражданской власти. К 11 в. в связи с развитием феодальных отношений эта система окончательно приходит в упадок.


Похожая информация.


Общественно-политический строй Византии имел свои специфические черты. Процесс разложения рабовладельческих порядков шел в Византии медленно.

Господствующий класс Византии IV-VII вв. был неоднороден. Экономические и социальные позиции занимали сенаторские круги и земельная аристократия. Экономической основой их господства была крупная частная собственность на землю рабовладельческого типа. Высокое место в социальной структуре византийского общества занимала городская муниципальная верхушка крупных городов Империи, особенно столицы - Константинополя.

Рабы, находясь на самой низкой ступени общественного развития, входили в отношения социальной лестницы. К различным категориям свободных относились прежде всего свободные крестьяне-землевладельцы. Сохранение в IV-VI вв. свободного крестьянства - основная специфическая черта общественного строя Византии.

Свободные крестьяне жили соседскими общинами и обладали правом частной собственности на землю. Крестьяне уплачивали поземельную подать и несли разного рода тяжелые имущественные и личные повинности. Широко использовалась в Византии этого периода позднеримская форма эксплуатации крестьян - колонат.

В X-XI вв. социальное положение византийских рабов несколько улучшается. Пресекается обращение свободных в рабство. В XI-XII вв. усилилась тенденция к стиранию граней между рабами и другими категориями эксплуатируемых классов Византии.

Только к X в. возобладала тенденция к формированию феодальной сеньориальной системы, основанной на труде зависимого крестьянства от земельных собственников при сохранении контроля со стороны государства .

Медленный характер развития феодальных отношений определил специфику социального состава господствующего класса византийского общества на втором этапе его развития. Эта сила долгое время не была консолидирована и не складывалась в замкнутые сословия. Наследственная вассально-сеньориальная система начинает складываться в Византии только к XI-XII вв. Незавершенность развития феодального сеньориального строя обусловила относительную слабость византийской землевладельческой знати. Ведущее место в структуре господствующего класса Византии принадлежало столичной знати и высшему чиновничеству Империи, соперничающим с военно-землевладельческой провинциальной знатью.

На протяжении данного исторического периода сохранялись многочисленные различия в правовом положении отдельных слоев подданных. В Византии формирование класса зависимого крестьянства затягивалось из-за сохранения пережитков рабовладельческого строя.

Крестьяне эксплуатировались главным образом в централизованной форме посредством государственной налоговой системы.

Крупные землевладельцы и военная знать (динаты - «сильные») захватывают крестьянские земли, подчиняют себе сельские общины, добиваются нового прикрепления крестьян к земле. С XI-XII вв. идет неуклонный рост крестьян, прикрепляемых к земле.

С этого времени основная фигура в византийской деревне - феодально зависимый парик. Парики не имели права собственности на землю и были обязаны выплачивать господину ренту в натуральной и денежной формах, а также в форме отработки.

  • 9. Общее понятие полиса: содержание понятия, происхождение понятия
  • 10. Государственный строй древних Афин
  • 11. Право и суд в древних Афинах
  • 13. Государственный строй древнего Рима от эпохи царей до домината
  • Interregnum
  • 2)В случае продажи в рабство. «за Тибр» говорили римляне.
  • 15. История римского частного права
  • 16. История римского уголовного права; уголовный процесс в древнем Риме
  • 17. Христианство и право. Понятие Церкви. Система канонического права
  • 18. Государственный строй Византийской империи
  • Византийское право представляет собой небывалый пример кодификации римского права.
  • А) кодекс Григорианус (295 г.); б) кодекс Гермогенианус (324 г.);
  • Г) кодификация Юститниана (529-534гг.)
  • Имела три аппендикса:
  • 1)Ius militaris(власть, раздел добычи)
  • 2)Лекс номарис(торговля и мореплавание). Родосский закон
  • 3)Земледельческий закон(лекс рустика) (в 8 части – понятие общины, что говорит о том, что основное население Византии – славяне, общинные порядки); Вещное, найм, рента
  • 22. Государственность варваров
  • 24. Суд и процесс LegesBarbarorum
  • 25. Понятие феодализма: содержание феодального права основные виды феодального землевладения
  • 26. Поземельные отношения по Саксонскому зерцалу
  • § 1. Если кто земельную собственность продает, или закладывает, это должно быть засвидетельствовано судьей и 7 свидетелями числа людей, которые с ним участвуют в вынесении решения.
  • 27. Уголовное право и Суд и по Саксонскому зерцалу
  • 28. Уголовный процесс по Каролине
  • 1) Против государственной власти:
  • 2) Против личности:
  • 3) Против собственности:
  • 5) Против нравственности:
  • Процесс:
  • 29. Рецепция римского права в средневековой Европе. Основные формы рецепции. Университеты как инструмент рецепции
  • 31. Государственность Англии периода Революции
  • 32. Становление парламентского правления в Англии: хviii–xiXвв.
  • Раздел 1. Право граждан Соединенных Штатов, достигших восемнадцатилетнего или более старшего возраста, участвовать в голосовании не должно оспариваться или ограничиваться Соединенными Штатами.
  • 35. Развитие и становление американского федерализма
  • 36. Конституционная история Французской революции: 1789-1814 годы
  • 37. Законодательство эпохи Французской революции
  • 38. Государственный строй II-ой республики, II-ой империи и III-ей республики во Франции
  • IiIреспублика
  • 39. Конституционное положение Германии в xiXв.
  • 40. Германское Гражданское Уложение 1896г.
  • 42. История становления единой государственности Италии
  • 43. Конституционное развитие Австро-Венгерской монархии
  • 44. Веймарская конституция Германии
  • 18 Век.
  • 46. История развития Японского общества и государства
  • 47. Социальная функция государства постиндустриальной эпохи: история становления, основные формы осуществления
  • 2 Тенденции в развитии нового общества:
  • Обязательственное право
  • Брачно-семейное право
  • Социальный вопрос
  • 48. Фашистское государство Италии
  • 49. Национал-социализм в Германии
  • 1 Августа 1934 «о главе германского государства».
  • 30 Января 1934 г. Был принят «Закон о новом устройстве империи».
  • 1935Г. «Закон об имперских наместниках»
  • 14 Февраля 1934 г - «Закон об упразднении Рейхсрата»
  • 50. Социалистическая государственность в странах Восточной Европы и Азии
  • 18. Государственный строй Византийской империи

    Византийское государство IV-VII вв. унаследовало, с теми или иными особенностями, основные черты государственного строя позднеримской империи.

    Император.

    По форме правления - монархия.

    Продолжение принципата еще на 1,5тыс.лет. Во главе государства - басилевс автократов рамеев(с 629 года, до этого - принцепс.)

    - Наследник власти римских цезарей.

    - Обладал всей полнотой судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви .

    Независим и неограничен (Но!!не мог изменять закон!!!)Может законодательствовать только при помощи мудрых мужей, которые подсказывают, как поступать. Если посмотреть на кодификации императоров, видим воплощение этой идеи. Потом эти идеи приобретают форму права.

    - В церкви он высшая надзирательная власть - потому что со времени Юстиниана был установлен принцип симфонии(богу божье, кесарю кесарево - информация дана в 6 новелле.).

    - Если изменяет православию, то мог быть лишен полномочий .

    При Юстиниане же император регулярно вмешивался в дела церкви и обращался с церковными иерархами как с чиновниками.

    Общая норма в том, что император и церковь соблюдают правило симфонии, установленное в 6 новелле

    Власть византийского императора не была произвольной.

    При всей широте полномочий императора она умерялась необходимостью следовать "общим законам" империи и особенно отсутствием принципа наследственности престола.

    Новый византийский император избирался сенатом, "народом Константинополя" .

    Еще в IV в. императорским указом "народу Константинополя" - различным социальным слоям и группировкам населения столицы, собиравшимся на константинопольском ипподроме, было предоставлено право выражать просьбы и предъявлять императору требования.

    Самый гуманный способ лишения престола императора - услепление.

    Политические организации.

    Это так называемые городские партии (димы ).

    Социальная опора двух наиболее крупных димов - "голубые" и "зеленые" - составляли различные группировки господствующего класса.

    Получали поддержку:

    "голубые" - сенаторская и муниципальная аристократия,

    "зеленые" - торгово-финансовая верхушка византийских городов.

    Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды.

    В V в . аналогичные организации по типу столичных димов были созданы и в других городах Византийской империи. Они превратились с течением времени в своего рода общеимперские организации, тесно связанные друг с другом.

    В IV-VI вв. роль димов в политической жизни была значительной.

    Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из названных партий .

    Армия

    Армия играла огромную роль. (чаще всего в военном перевороте), роль которого в избрании императора Византии неуклонно росла.

    Факторы, сдерживающие самовластие императора:

    1)Неоходимость одобрение кандидатуры императора "народом Константинополя" .

    2)Наличие особого государственного органа византийской аристократии - константинопольского сената .

    В сенате могли рассматриваться любые дела империи .

    Влияние обеспечивалось самим составом сената, включавшим практически всю правящую верхушку господствующего класса Византии.

    К V в . число сенаторов составляло 2 тыс. человек .

    1)Обсуждение государственных дел сенатом.

    2)Право участвовать в избрании нового императора

    3)До 7 века рассматривал законопроекты,

    4)обсуждалась внешняя политика,

    5)расследование громких уголовных дел.

    Государственный Совет (Консисторий) - это совещательный орган при императоре, разрешающий также наиболее важные судебные дела.

    Возглавлялся квестором.

    В VIII в. политические организации и учреждения, ранее сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются.

    С IX в. даже номи­нальное провозглашение императора «народом Константино­поля» прекращается. Политическая роль константинопольского сената, упавшая еще в конце VII в., окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи.

    Православная церковь

    Остается единственной крупной политической силой в византийском государстве.

    Возрастает роль главы церк­ви константинопольского патриарха в общественно-политиче­ской жизни Византии.

    Патриархи нередко становятся регента­ми малолетних императоров и непосредственно вмешиваются в политическую борьбу за трон , пользуясь тем, что единственной процедурой, узаконивающей «поставление на царство », стано­вится с VII в. венчание императора патриархом в храме Св. Со­фии. Но византийской церкви не удалось до­биться независимости от императорской власти .

    Император - право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха.

    Император стал именоваться базилевсом , т. е. царем, считавшимся наместником бога на земле .

    Укрепление основ императорской власти в VIII-IX вв. сопровождалось изменением ее атрибутов.

    За византийскими императорами окончательно утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца).

    Культ императора-василевса достигает невиданных ранее размеров. Божественный император считался владыкой вселенной (Ойкумены).

    Его прерогативы были неограниченными.

    Василевс

    1) издавал законы,

    2) назначал и смещал высших чиновников,

    3) являлся верховным судьей и командующим армией и флотом.

    Но его положение не было очень прочным.

    Примерно половина всех византийских императоров была лишена власти насильственно. Система престолонаследия длительное время у византийцев отсутствовала : сын василевса не рассматривался обычаем как обязательный законный наследник.

    Императором делало не рождение, а "божественное избрание". Поэтому императоры широко практиковали институт соправителей, выбирая, таким образом, еще при жизни наследника, принцип законного престолонаследия начинает утверждаться в Византии только с конца XI в .

    Традиционализм, рутина церемониалов, отработанных до мельчайших подробностей и освященных обычаем, серьезно сковывали личные возможности императоров. Их реальная власть начинает неуклонно ослабевать.

    Не мог сам всем управлять, была установлена палатинская (палата) система управления.

    Бюрократический аппарат

    Для государственного строя Византии на основных этапах его развития характерно наличие огромного бюрократического аппарата, как центрального, так и местного . В его основе лежа­ли начала строгой иерархии .

    Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы) , система которых была де­тально разработана.

    В X в. в византийской «табели о рангах» насчитывалось 60 таких титулов (Существовала Табель, павшие русские князья были на 26 месте и занимали должность стольника).

    Государственном совете

    Сосредоточивалось центральное управление им­перией (в консисто­ рии, а позднее в синклите).

    Это был высший орган при императо­ре, руководивший текущими делами государства.

    Его функции не были четко определены, и на практике он играл немалую политическую роль.

    Состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являющихся ближайшими помощниками императора .

    В их число входили два префекта претория, префект Константинополя, магистр и квестор двор­ца, два комита финансов.

    Эти высшие чиновники империи об­ладали обширными полномочиями, в том числе судебными.

    Два префекта претория являлись высшими руководителя­ми местного государственного аппарата , префект Константино­поля являлся гражданским правителем столицы и председате­лем сената.

    Важные функции имели высшие дворцовые чины:

      магистр - начальник дворца и

      квестор - главный юрист и председатель консистория.

    Они осуществляли непосредственно управление делами империи с помощью разветвленного бюро­кратического аппарата.

    Общая численность византийских чи­новников в это время была огромной. Только в ведомствах двух префектов претория служило не менее 10 тыс. гражданских чи­новников.

    Роль центрального государственного аппарата возросла в IX-XI вв. Государственный бюрократический аппарат в эту пору контролировал все сферы политической, экономической и даже культурной жизни Византии.

    Его структура стала более сложной и громоздкой. Количество ведомств («секретов» ) увеличилось до 60 .

    С IX в . вследствие роста императорского хо­зяйства и двора усложняется дворцовая администрация . Разли­чия между государственными ведомствами и дворцовыми служ­бами становятся все менее четкими . Дворцовая администрация все чаще вторгается в руководство общегосударственными де­лами .

    В Византии наблюдается распыление отдельных государст­венных функций между различными, нередко дублирующими друг друга государственными ведомствами. Так, финансовое управление было разделено с VII в. на несколько неподчинен­ных друг другу «секретов» .

    Судебные функции были разделены между различными учреждениями:

      судом патриарха,

      судом го­родского префекта (эпарха),

      особым судом для дворцовых служб императора.

    Многочисленные секретики (секретари) : профессиональные чиновники, сравнимы с министрами.

    1) логофет дрома - пути сообщения, позже МВД и полиция, позже - премьер;

    2) логофет геникона - гос. казна, фин. Система4

    3) логофет - стратег (2 чел.) - один - флот; другой - сухопутная армия;

    4) логофет деменов - председатель госкомимущества.