Правовой статус присяжных заседателей консультант. Правовой статус присяжных заседателей. Описание и отличия присяжных и арбитражных заседателей


1.2.1. Права и обязанности присяжных заседателей

Уголовно-процессуальным законом присяжные заседатели наделены следующими правами:

1) участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела, задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам, участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий;

2) просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящееся к уголовному дела, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия;

3) вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.

Таким образом, активно участвовать в исследовании обстоятельств уголовного дела присяжные заседатели могут лишь через председательствующего судью, что следует признать правильным, поскольку в противном случае возможно нарушение порядка судебного заседания со стороны представителей народа. Кроме того, самостоятельное оглашение возникших у присяжных заседателей вопросов участникам процесса может нарушить ход судебного следствия, т.к. они могут не иметь отношения к предмету судебного разбирательства, оказаться неправильно сформулированными и, в силу своего содержания, способными вызвать предубеждение у остальных присяжных заседателей.

Отметим, что согласно ст. 311 УПК Франции 1808 г. присяжные заседатели наделялись правом непосредственно допрашивать свидетелей. В соответствии с п. 309 прежнего УПК Австрии, присяжные заседатели могли требовать дополнения судебного следствия, проведения очных ставок, повторного допроса свидетелей. 1 Думается, опыт Австрийского суда с участием присяжных заседателей следует воспринять отечественному законодателю. Подобное право поможет ликвидировать доказательственные пробелы в картине происшествия в умах присяжных заседателей и, таким образом, предотвратить вынесение необоснованных вердиктов.

К полномочиям присяжных заседателей законодатель относит решение вопросов, предусмотренных п.п. 1,2 и 4 ч. 1 ст. 299 УПК, а также вопроса о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения. Думается, разграничение полномочий между присяжными заседателями и председательствующим основано, прежде всего, на способности суждения о фактах с точки зрения профессиональных познаний в области права. Действующий УПК в ст. 17. предписывает присяжным заседателям оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью. Однако присяжные заседатели в большинстве своем не имеют юридического образования и не обладают познаниями в области права. Разъяснение председательствующим норм закона, относящихся к уголовному делу, без тщательного их изучения присяжными заседателями может привести к неверному толкованию смысла правовых предписаний.

Уголовно-процессуальный закон запрещает присяжным заседателям:

1) отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела;

2) высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта;

3) общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела;

4) собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания;

Отметим, что в судебной практике встречаются случаи нарушения присяжными заседателями требований ст. 333 УПК. 1

Согласно ч. 1 ст. 11 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», за время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

Согласно ч. 3 ст. 11 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», за присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются. Однако на практике руководители предприятий и организаций иногда нарушают данную норму законодательства.

Глава 2. Вердикт присяжных заседателей как уголовно-процессуальный институт

2.1. Формирование вопросного листа как основной этап организации судом подготовки к вынесению присяжными заседателями вердикта

В соответствии со ст.ст. 338, 339 УПК РФ судья с учетом результатов судебного следствия и прений сторон формулирует в письменном виде вопросы, подлежащие разрешению присяжными заседателями. Вопросы должны ставиться в понятных присяжным заседателям формулировках. Согласно ч. 3 ст. 339 УПК РФ после основного вопроса о виновности подсудимого ставятся частные вопросы о таких обстоятельствах, которые влияют на степень виновности либо изменяют ее характер, влекут за собой освобождение подсудимого от ответственности. Однако эти требования закона не всегда соблюдаются судьями, председательствующими по делам.

Так, например Верховным Судом РФ был отменен приговор в отношении Бармина, который обвинялся в том, что 25 октября 2002 г., придя в квартиру, где находились Больбатов, Муляр и Худяков, из личной неприязни решил убить их. С этой целью он кухонным ножом нанес им удары в область шеи и груди. От полученных повреждений потерпевшие скончались на месте происшествия. Обстоятельства, при которых было совершено убийство Муляра и Худякова, не нашли своего отражения в вопросном листе, хотя имели существенное значение для принятия присяжными заседателями решения по делу. 1

Вопросы, подлежащие разрешению присяжными заседателями, как того требует ст. 338 УПК РФ, судья ставит с учетом результатов судебного следствия и прений сторон. При этом учитываются позиции в судебном заседании обеих сторон, т.е. по предъявленному и поддержанному государственным обвинителем обвинению и в рамках версии подсудимого и его защиты. Игнорирование этих требований закона приводит к нарушению права на защиту подсудимого, доводы которого остаются без соответствующей оценки при принятии вердикта коллегией присяжных заседателей, что влечет постановление незаконного приговора.

При формулировании вопросного листа стороны вправе высказывать замечания по содержанию и формулировке вопросов и вносить предложения о постановке новых вопросов. При этом судья не вправе отказать подсудимому или его защитнику в постановке вопросов о наличии по уголовному делу фактических обстоятельств, исключающих ответственность подсудимого за содеянное или влекущих за собой его ответственность за менее тяжкое преступление.

Вопросный лист формулируется окончательно в совещательной комнате с учетом замечаний и предложений сторон. Подписанный председательствующим судьей вопросный лист оглашается в присутствии присяжных заседателей и передается старшине присяжных. Перед удалением в совещательную комнату присяжные заседатели вправе получить от председательствующего разъяснения в связи с поставленными перед ними вопросами. Однако они не могут относиться к существу возможных ответов на эти вопросы.

Согласно ч. 5 ст. 339 УПК РФ в вопросном листе не могут ставиться отдельно либо в составе других вопросы, требующие от присяжных заседателей юридической квалификации статуса подсудимого, а также другие вопросы, требующие собственно юридической оценки при вынесении присяжными заседателями своего вердикта.

В нарушение данного положения председательствующий судья, формулируя вопрос № 2 по уголовному делу в отношении Б., предложил присяжным заседателям сделать вывод относительно правовых аспектов, связанных с мотивом содеянного и квалифицирующим признаком умышленного убийства. Данный вопрос он изложил следующим образом: "Доказано ли, что деяния, описанные в вопросе № 1, подсудимый Б. совершил в результате ссоры с целью лишения жизни Ч., зная о причинении особых страданий умершему в ходе лишения жизни?" Подтвердив все обстоятельства совершения преступления, изложенные в вопросе № 1, присяжные заседатели пришли к выводу о том, что подсудимый действовал без цели лишения жизни. Между тем речь шла о причинении потерпевшему ударов по голове топором. 1

Аналогичная ошибка была допущена при формулировании вопросного листа по уголовному делу в отношении Т. и Б. Оба они обвинялись в умышленном убийстве Л., совершенном группой лиц по предварительному сговору. Спустя месяц после этого, когда они находились в квартире у своего знакомого, туда вошли сотрудники милиции. Не желая нести ответственность за совершенное ими преступление, Т. и Б. в ответ на законные требования сотрудников милиции добровольно сдаться вооружились имевшимися в квартире топорами. С целью воспрепятствования законной деятельности сотрудников милиции и посягая на их жизнь, они пытались нанести удары лезвиями топоров по головам сотрудников милиции, но последние смогли их обезоружить.

Изложив фактические обстоятельства посягательства на жизнь сотрудников милиции согласно предъявленному обвинению, достаточные для принятия соответствующего вердикта с учетом требований ст. 334 УПК РФ, касающихся полномочий коллегии присяжных заседателей разрешать в судебном заседании только те вопросы, которые предусмотрены п. 1, 2 и 4 ч. 1 ст. 299 УПК РФ, председательствующий судья далее предложил присяжным заседателям сделать вывод о том, что, совершая указанные действия, виновные лица пытались лишить жизни сотрудников милиции, т.е. ответить на вопрос, который в силу п. 3 ч. 1 ст. 299 УПК РФ является исключительной компетенцией председательствующего судьи.

В результате присяжные заседатели признали доказанным, что в указанной квартире при попытке сотрудников милиции задержать лиц, подозреваемых в преступлении, последние пытались нанести удары лезвиями топоров по головам потерпевших. Вместе с тем присяжные заседатели признали недоказанным, что виновные лица пытались лишить жизни сотрудников милиции.

Согласно ст. 338, 339 УПК РФ вопросы ставятся только в отношении подсудимого. Формулировка вопросов не должна допускать при ответе на них признание подсудимого виновным в совершении деяния, по которому ему не предъявлялось обвинение. 1

В целях исключения неясности вердикта председательствующий судья в вопросном листе после формулировки каждого последующего вопроса должен указать на необходимость ответа на последующие вопросы при положительном ответе на предыдущие вопросы.

В тех случаях, когда стороны обвинения и стороны защиты высказали противоположные позиции относительно фактических обстоятельств, председательствующий судья должен напомнить присяжным заседателям в вопросном листе о том, что: в случае положительного ответа по вопросам, связанным с позицией обвинения, вопросы по позиции защиты должны быть оставлены без ответа; в случае принятия положительного решения по позиции защиты результаты решения по позиции обвинения также необходимо оставить без ответа. Иное фиксирование результатов голосования может привести к неясности и противоречивости вердикта коллегии присяжных заседателей, исключающих возможность юридической оценки содеянного.

Недопустима постановка вопросов, влекущих ответы предположительного характера.

В силу ст. 339 УПК РФ вопросы ставятся в вопросном листе по каждому деянию, в совершении которого обвиняется подсудимый, а не по статьям УК, по которым квалифицированы эти деяния. На практике это имеет значение в тех случаях, когда содеянное образует идеальную совокупность преступлений, например умышленное убийство, сопряженное с разбоем, и разбойное нападение с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего. В таких ситуациях в вопросном листе нередко ошибочно раздельно ставятся вопросы по предъявленному обвинению в убийстве и разбойном нападении с изложением одних и тех же обстоятельств совершения преступлений.

  1. Суд как субъект уголовного процесса

    Контрольная работа >> Государство и право

    И исход уголовного дела. Система субъектов и участников уголовного процесса , характеризующая их процессуальный статус , должна строится... федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей (п. 4 ст. 123 Конституции РФ). В...

  2. Присяжные , народные и арбитражные заседатели

    Контрольная работа >> Государство и право

    ... присяжных заседателей , исполняющих обязанности в суде, распространяются гарантии неприкосновенности судьи. Правовую базу деятельности суда присяжных заседателей в уголовном процессе ...

  3. Уголовный процесс (17)

    Реферат >> Государство и право

    Судей фед. судов, а также присяжных заседателей , согласно ФЗ «О статусе судей в РФ», под­судны Верхов... правовых норм обугол процессе . Их совокупность представляет собой идеальное выражение угол. процесса

Для характеристики статуса присяжных заседателей важным является не только то, что они наделены в определенных пределах правом участвовать в решении вопросов, возникающих при рассмотре­нии конкретных уголовных дел, но и то, что они получают свои пол­номочия в порядке, детально регулируемом законом.

Такой порядок исходит прежде всего из необходимости учета требований, предъявляемых к присяжным заседателям. Требования подробно изложены в ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица :

1. не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2. имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3. признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4. состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица :

1. подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2. не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3. имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя определены ст. 10 Закона, в которой говорится, что граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела.

Ст. 12 Закона определяет, что на присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и настоящим Федеральным законом.
Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Правовой статус арбитражного заседателя.

Введение

1. Понятие и общая характеристика статуса

2. Статус народных и присяжных заседателей

3.Основания для освобождения народных и присяжных заседателей от исполнения обязанностей

4.Порядок формирования списков народных заседателей

5. Гарантии независимости и неприкосновенности народных засе­дателей

6.Формирование коллегии присяжных заседателей

Заключение

Список используемых источников

Приложения

Введение

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в законном порядке к осуществле­нию правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 ЗоСС1, ст. 1 ФКЗоСС)2.

Для реализации судебной власти судьи обладают статусом (право­вым положением), т.е. совокупностью прав и обязанностей, закреплен­ных в законе.

В своей деятельности судьи независимы и не подотчетны никаким органам, а подчиняются только Конституции РФ и закону. Решения судов и судей, их требования и распоряжения являются обязательными для исполнения всеми «государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами, другими юридическими и фи­зическими лицами (ст. 1 ЗоСС, ст. 6 ФКЗоСС)3.

1. Понятие и общая характеристика статуса народных и

присяжных заседателей

При характеристике статуса (правового положения) народных и присяжных заседателей следует учитывать установленное законом важное принципиальное правило о единстве статуса для всех народных и присяжных заседателей в РФ независимо от того, в каком суде они работают (ст. 2 ЗоСС).

Единство статуса народных и присяжных заседателей РФ обеспечивается:

а) едиными в целом требованиями к кандидатам на должность народных и присяжных заседателей;

б) порядком наделения их полномочиями;

в) совокупностью прав и обязанностей народных и присяжных заседателей;

г) независимостью, самостоятельностью народных и присяжных заседателей и недопустимостью вмешательства в их деятельность;

д) несменяемостью;

е) неприкосновенностью;

ж)мерами правовой и социальной защиты;

з) средствами материального обеспечения;

Однако единство правового статуса народных и присяжных заседателей предполагает наделение их различным объемом полномочий и компетенцией в зависимости от вида судебного звена и конкретного суда в судебной системе, т.е. наличием некоторых различий в правовом положении (статусе) судей различных видов судов (например, судей Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, судей воен­ного суда и общегражданских судов, судей арбитражных судов и судов общей юрисдикции).

Законом оговорено, что особенности правового положения народных и присяжных заседателей определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также и законами субъектов Российской Федерации. Особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются только федеральным конституционным законом (ст. 2 ЗоСС, ст. 12 ФКЗоСС).

Все судьи судов судебной системы РФ образуют судейский корпус. Их правовое положение (статус) определяется: во-первых, процедурой формирования судейского корпуса (требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, правила отбора кандидатов на должности судей и наделения их полномочиями); во-вторых, гарантиями независимости судей при осуществлении своих полномочий (правили приостановления и прекращения полномочий, отставки судьи с предоставлением социально-материальных льгот); в-третьих, правилами, обеспечивающими возможность активного участия судей в органах судейского сообщества.

2. Статус народных и присяжных заседателей

Согласно действующему законодательству рассмотрение и разрешение дел в федеральных судах общей юрисдикции по первой инстанции осуществляется с участием представителей народа - народных присяжных заседателей (ст. 32 Конституции РФ, ст. 15 УПК, ст. ГПК). Их статус имеет особенности, обусловленные выполнением им своих обязанностей на временной основе в отличие от профессиональных судей, а также характером их полномочий при осуществлении правосудия. Участие народных и присяжных заседателей в осуществлении правосудия является их гражданским долгом.

Народными заседателями являются граждане РФ, наделенные в установленном федеральным законом и федеральными процессуальными законами полномочиями по осуществлению правосудия по гражданским и уголовным делам в составе суда и исполняющие обязанности судей на непрофессиональной основе.

Народные заседатели при рассмотрении дел пользуются равным» правами с судьей, председательствующим в судебном заседании, при решении всех вопросов, возникающих при разрешении дела по существу и вынесении приговора (или иного решения).

Основы статуса народных заседателей закреплены ФЗоНЗ от 1 ноября 1999 г. Их статус определяется: во-первых, требованиям» предъявляемыми к народным заседателям; во-вторых, правилами отбора народных заседателей для участия в рассмотрении дел в судах; в-третьих, правами и обязанностями народных заседателей, а также гарантиями их независимости и неприкосновенности (ст. 1-12ФЗоНЗ).

Требования, предъявляемые к народным заседателям: ими мог быть граждане РФ, достигшие 25 лет. Вместе с тем определен исчерпывающий круг лиц, которые не вправе быть народными заседателями: это 1) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость; 2) лица, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; 3) лица, замещающие государственные должности категории «А», предусмотренные Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ», а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления; 4) прокуроры, следова­тели, дознаватели; 5) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах (ст. 3 ФЗоНЗ).

Не допускается ограничение права граждан участвовать в осущест­влении правосудия в качестве народных заседателей в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного поло­жения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общест­венным объединениям. Ограничение данного права может быть установлено только

федеральным законом.

СЗ РФ.2000. № 2. ст.158.

3.Основания для освобождения народных и присяжных заседателей от исполнения обязанностей

Закон предусматривает основания для освобождения судьей соот­ветствующего суда общей юрисдикции народного заседателя от испол­нения обязанностей при осуществлении правосудия по конкретному делу в связи с его письменным заявлением, если он:

1) достиг возраста 70 лет;

2) имеет одного или более детей в возрасте до трех лет и находится в отпуске по уходу за ребенком;

3) является священнослужителем или в соответствии со своими убеждениями либо вероисповеданием считает для себя невозможным участие в осуществлении правосудия;

4) является инвалидом I, II или III группы;

5)исполняет должностные обязанности, отвлечение от которых может причинить существенный вред общественным или государст­венным интересам;

6) является военнослужащим Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба;

7)не владеет языком, на котором ведется судопроизводство в дан­ной местности;

8) имеет иные уважительные причины (ст. 8 ФЗоНЗ).

Судья вправе по собственной инициативе освободить народного заседателя от исполнения обязанностей лишь в случаях, указанных в п. 1,4,7.

Народный заседатель подлежит освобождению от исполнения своих обязанностей по конкретному делу при наличии названных снований только до вынесения судьей решения об образовании состава суда с участием народных заседателей для рассмотрения этого дела.

Важное значение для обеспечения осуществления народными засе­дателями своих полномочий имеют правила, касающиеся порядка их приостановления и досрочного прекращения. В случае предъявления народному заседателю обвинения по уголовному делу его полномочия приостанавливаются председателем соответствующего суда до оконча­ния рассмотрения этого дела.

Досрочное прекращение полномочий народного заседателя осуществляет законодательный (представительный) орган субъекта РФ в случаях если: имеется неснятая или непогашенная в установленном законом порядке судимость; признан судом недееспособным или огра­ниченным в дееспособности; замещает государственную должность категории «А», предусмотренную Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ» или выборную должность в органах местного самоуправления; является прокурором, следователем, дозна­вателем; состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансерах.

4.Порядок формирования списков народных заседателей

Форми­рование общего списка народных заседателей районного суда осуществляется соответствующим представительным органом местного самоуправления на основе списка избирателей того района, на территории которого распространяется юрисдикция данного районного суда. Общее число народных заседателей для включения в список опре­деляется из расчета 156 заседателей на одного судью данного районного суда. Список утверждает законодательный (представительный) орган субъекта РФ и направляет его в соответствующий районный суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий ранее действовавших заседателей. В случае необходимости может быть составлен в таком же порядке дополнительный список народных заседателей районного суда.

Срок полномочий народных заседателей, включенных в общий и дополнительный списки, - пять лет.

Органы исполнительной власти всех уровней - федеральные субъектов РФ, местные - обязаны направлять представительному органу местного самоуправления всю необходимую информацию для составления списков народных заседателей.

Общие списки народных заседателей районного суда используются всеми федеральными судами общей юрисдикции для отбора их к участию в рассмотрении судебных дел.

Отбор народных заседателей для районного, областного и равно ему суда, а также гарнизонных и окружных (флотских) военных судов производит председатель соответствующего суда путем случайной выборки из общего списка народных заседателей районного суда, а председатели судов среднего звена - из общих списков народны заседателей районов, расположенных на территории соответствующе субъекта РФ.

Отбор народных заседателей Верховного Суда РФ осуществляют в таком же порядке председатели судебных коллегий Верховного Суда.

Отбор народных заседателей для исполнения обязанностей суде по конкретному делу производится судьей, рассматривающим данное дело, путем жеребьевки из числа народных заседателей, ранее отобранных председателями судов для работы в этих судах (в Верховном Суде - отобранных председателями судебных коллегий).

Народные заседатели привлекаются к исполнению своих обязан­ностей в районном суде на срок 14 дней, а если время рассмотрения дела превышает этот срок - на срок рассмотрения данного дела.

В федеральных судах общей юрисдикции среднего звена, в том числе во всех военных судах, народные заседатели призываются на срок рассмотрения конкретного дела.

Во всех случаях каждый народный заседатель может быть призван для исполнения своих обязанностей не чаще одного раза в год.

Правовой статус народных заседателей, исполняющих свои обя­занности в суде, характеризуется тем, что при рассмотрении судебных дел или выполнении иных своих функций в суде они наделены соответ­ствующими полномочиями.

«Народные заседатели при осуществлении правосудия, - указано в ст. 15 УПК, - пользуются всеми правами судьи. Народные заседатели пользуются равными правами с председательствующим в судебном за­седании в решении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и постановлении приговора».

Аналогичное положение содержится в ст. 6 ГПК.

В отличие от присяжных заседателей, которые выносят свой вер­дикт только по вопросам фактического плана - виновен ли подсуди­мый в совершении преступления - народные заседатели полномочны наравне с судьей-профессионалом решать все без исключения вопросы, в том числе юридические, при рассмотрении и разрешении дел.

5. Гарантии независимости и неприкосновенности народных

При участии в осуществлении правосудия народные заседате­ли независимы и подчиняются только закону. В период осуществления народными заседателями правосудия на них распространяются, как и на профессиональных судей, гарантии независимости и неприкосно­венности судей и членов их семей, установленные Конституцией РФ, ФКЗоСС (ст. 11-16), ЗоСС (ст. 9, 10, 16), ФЗоНЗ (ст. 12). Воздействие на народных заседателей при осуществлении правосудия в какой бы то ни было форме влечет уголовную ответственность (ст. 294-298 УК).

Уголовное дело в отношении народного заседателя в период осу­ществления им правосудия может быть возбуждено только Генераль­ным прокурором РФ или лицом, исполняющим его обязанности. Он может быть заключен под стражу в период осуществления им правосу­дия только с санкции Генерального прокурора РФ или лица, исполня­ющего его обязанности, либо по решению суда.

В период осуществления народным заседателем правосудия он не может быть уволен с работы или переведен на другую работу без его согласия.

Кроме того, для народных заседателей предусмотрены и меры мате­риального обеспечения. Так, за время участия народного заседателя в осуществлении правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного суда, которое не облагается подоходным налогом. При этом за народным заседателем в период исполнения им своих обязанностей по ocуществлению правосудия сохраняется средний заработок по основному месту работы, а также предусмотренные законодательством гарантии и льготы. Также предусмотрено возмещение ему соответствующие судом командировочных расходов в порядке и размерах, уставленных для судей. Причем время исполнения народным заседателем своих обя­занностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

Законом РФ от 16 июня 1993 г. «О внесении изменений и допол­нений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» в судах общей юрисдикции в РФ введен институт присяжных заседателей. При этом действие данного института распространено лишь в отдельных крае­вых, областных судах.

Статус присяжных заседателей определяется правилами составле­ния списков присяжных заседателей, порядком и сроками призыва присяжных заседателей к исполнению своих обязанностей в суд; гарантиями независимости и неприкосновенности присяжного заседателя (ст. 80 - 88 ЗоС).

Присяжными заседателями являются граждане РФ, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дел (ст. 80 ЗоС).

Списки присяжных заседателей (общие и запасной) составляет ежегодно краевая, областная, районная, городская администрация, дей­ствующая на территории, на которую распространяется юрисдикция соответствующего суда. В общие списки присяжных заседателей включаются граждане, постоянно проживающие в районах и городах края, области, в количестве, необходимом для нормальной работы краевого и областного суда, причем их число должно примерно соответствовать в существующей пропорции числу жителей каждого района и города, края, области. В запасной список присяжных заседателей включаются только граждане, постоянно проживающие в краевом, областном цент­ре либо в другом постоянном месте нахождения соответствующего суда, причем их число определяется главой краевой, областной адми­нистрации в пределах не более одной четвертой части всех присяжных заседателей, включаемых в общие списки. При этом сроки и порядок составления общих и запасного списков присяжных заседателей опре­деляется главой краевой, областной администрации.

Председатель соответствующего суда не позднее чем за три месяца до начала года вносит главе краевой, областной администрации пред­ставление о количестве присяжных заседателей, необходимых для нор­мальной работы краевого, областного суда.

В соответствии с этим представлением председателя суда краевая, областная администрация устанавливает число присяжных заседате­лей, подлежащих включению в списки от соответствующего района или города. Общие списки присяжных заседателей составляются рай­онными, городскими администрациями отдельно по каждому району и городу края, области на основе списков избирателей последних выбо­ров или референдума методом случайной выборки установленного числа присяжных заседателей. Не допускаются какие-либо ограниче­ния на включение граждан в списки присяжных заседателей в зависи­мости от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения, принадлежности к общественным объ­единениям и движениям, пола и вероисповедания.

Не подлежат включению в списки присяжных заседателей лица, не достигшие к моменту составления списков возраста 25 лет; имеющие неснятую или непогашенную судимость; признанные судом недееспо­собными или ограниченные судом в дееспособности, а также не вклю­ченные в списки избирателей на последних выборах (референдуме).

В этой связи закон предусматривает обязанность граждан и долж­ностных лиц, государственных органов, а также предприятий, учрежде­ний и организаций представлять по запросу районной, городской, краевой, областной администрации необходимую информацию для со­ставления списков присяжных заседателей. За непредставление инфор­мации и за представление неверной информации они несут ответственность, предусмотренную законодательством об администра­тивных правонарушениях (ст. 1657 КоАП).

Однако из списков присяжных заседателей по их письменному за­явлению могут быть исключены:

1) лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводст­во в данной местности;

2) немые, глухие, слепые и другие лица, являющиеся инвалидами;

3) лица, не способные в силу своих физических или психических недостатков, подтвержденных медицинскими документами, успешно исполнять обязанности присяжных заседателей;

4) престарелые, достигшие возраста 70 лет;

5) руководители и заместители руководителей органов представи­тельной и исполнительной власти;

6) военнослужащие;

7) судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, а также лица, принадлежащие к руководящему или оперативному составу opгaнов внутренних дел и государственной безопасности;

8) священнослужители.

Об окончании работы по составлению общих списков присяжных заседателей районная, городская администрация извещает население через средства массовой информации и в течение двух недель после это допускает всех желающих к ознакомлению с ними, а также рассматривает поступающие в этой связи заявления граждан о внесении исправлений или уточнений в них, включении либо исключении из списков. О результатах рассмотрения поступивших заявлений в течение пяти дней принимается решение, которое может быть обжаловано в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Уточненные общие списки присяжных заседателей, подписанные главой районной, городской администрации и скрепленные печатью представляются главе краевой, областной администрации, которая на основании этих списков составляет общие списки присяжных заседателей края, области.

Одновременно с составлением указанных общих списков присяж­ных заседателей краевая, областная администрация составляет запасной список присяжных заседателей. Этот список также подписывается главой администрации и скрепляется печатью.

Общие и запасной списки присяжных заседателей не позднее чем за две недели до их направления в суд публикуются в краевой, областной печати для сведения граждан. После этого составленные краевой, областной администрацией общие и запасной списки присяжных заседателей направляются в краевой, областной суд. При этом все измене­ния, внесенные в списки присяжных заседателей, также должна направляться не позднее чем в недельный срок в соответствующий суд.

При необходимости в целях обеспечения нормальной деятельности суда председатель краевого, областного суда вправе обратиться с представлением к краевой, областной администрации о составлении новых либо дополнительных списков присяжных заседателей.

Районная, городская, краевая, областная администрация обязана регулярно проверять и при необходимости вносить изменения в спис­ки присяжных заседателей, в том числе включая в них и тех, кто был отобран дополнительно в связи с представлением председателя краево­го, областного суда.

Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1993. № 33. ст.1313.

6.Формирование коллегии присяжных заседателей

Формирование коллегии присяжных заседателей для рассмотре­ния конкретного дела осуществляется в процессуальном порядке председательствующим судьей с участием сторон (ст. 435 - 443 УПК). От народных заседателей присяжные заседатели отличаются также и предоставленными им по закону процессуальными правами. Их основ­ное отличие состоит в том, что присяжные заседатели вправе прини­мать решение (вердикт) лишь по вопросу о виновности или невиновности подсудимого и заслуживает или не заслуживает он снис­хождения; в решении всех других юридических вопросов по конкретному уголовному делу они не участвуют.

Вызов необходимого числа присяжных заседателей в суд для учас­тия в рассмотрении дел осуществляется аппаратом суда в соответствии с распоряжением судьи.

Граждане призываются к исполнению обязанностей присяжных за­седателей один раз в год на десять рабочих дней, а в случае, если разби­рательство дела, начатое с участием присяжного заседателя, не окончилось к моменту истечения указанного срока, - то на все время рассмотрения этого дела.

Неявка гражданина без уважительной причины по вызову в суд для исполнения обязанностей присяжного заседателя влечет административную ответственность (ст. 1656 КоАП).

В случае обнаружения судом обстоятельств, требующих исключения гражданина из списка присяжных заседателей, суд сообщает об этом в краевую, областную администрацию.

Председательствующий судья вправе освободить от исполнения обязанностей присяжного заседателя по конкретному делу всякого, чья объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на это лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого отношения, знания им обстоятельств дела из непроцессуальных источников, а также и по другим причинам.

Кроме того, председателем суда или председательствующим судьей подлежат освобождению от исполнения обязанностей присяжных засе­дателей подозреваемые или обвиняемые с связи с совершением пре­ступления; лица, не владеющие языком, немые, глухие, слепые и другие лица, являющиеся инвалидами (при отсутствии организационных либо технических возможностей их полноценного участия в судебном заседании). Также могут быть освобождены от исполнения обязаннос­тей присяжных заседателей в связи с их устным или письменным заяв­лением: 1) лица старше 60 лет; 2) женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет; 3) лица, которые в силу своих религиозных убеждений счита­ют невозможным участие в осуществлении правосудия; 4) лица, отвлече­ние которых от исполнения своих служебных обязанностей может повлечь существенный вред государственным и общественным интере­сам (например, врачи, учителя, пилоты авиалиний и др.); 5) иные лица, имеющие уважительные причины, не позволяющие участвовать в су­дебном заседании.

При исполнении своих обязательств в суде присяжные заседатели обладают независимостью, которая обеспечивается предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; неприкосновенностью присяжного заседателя.

Присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под особой государственной защитой. Органы внутренних дел принимают необходимые меры по обеспечению безопасности присяжное заседателя, членов его семьи, сохранности их имущества в случае, если от присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, поступит соответствующее заявление, а также в случаях, когда органы внутренних дел обнаружат другие свидетельства угрозы безопасности указан­ных лиц или сохранности их имущества. На присяжного заседателя исполняющего обязанности в суде, в полном объеме распространяются гарантии неприкосновенности судьи, установленные ст. 16 ЗоСС. При­сяжному заседателю, исполняющему обязанности в суде, выплачиваются судом за счет республиканского бюджета вознаграждение в размере половины должностного оклада члена соответствующего суда, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы пропорционально времени (количеству рабочих дней) присутствия в суде. Ему возмещаются командировочные и транспортные рас­ходы на проезд к месту нахождения суда и обратно. Время исполнения им обязанностей в суде учитывается при исчислении всех видов трудового стажа. За ним сохраняются все гарантии и льготы, предусмотренные для работников по месту его основной работы. Не допускаете увольнение присяжного заседателя или перевод его на нижеоплачиваемую работу по инициативе администрации или работодателя во время исполнения им обязанностей в суде. На руководителей предприятий учреждений и организаций, других должностных лиц и граждан, препятствующих присяжному заседателю исполнять свои обязанности, может быть возложена административная ответственность (ст. 165 КоАП).

Как на присяжного, так и на народного заседателя распространяются также все меры государственной защиты судей, предусмотренные в Федеральном законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Заключение

Законом Российской Федерации от 16 июля 1993 г. "О внесе­нии изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный ко­декс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонаруше­ниях" в УПК введен разд. X "Производство в суде присяжных" (ст. 420-466).

В принятой несколько позже, 12 декабря 1993 г., Конституции Российской Федерации, в ее ст. 20, 47, 123 и п. 6 раздела второго речь идет не о суде присяжных, а о "суде с участием присяжных". Дело не столько в терминологической разнице, сколько в различи­ях, имеющих принципиальное значение. Когда говорят о суде при­сяжных, то имеется в виду, что присяжные входят в состав суда, выступают в роли представителей правосудия и судебной власти. В ч. 2 ст. 421 УПК прямо записано, что суд присяжных действует "в составе судьи и двенадцати присяжных заседателей". Когда же речь идет о "суде с участием присяжных", то подразумевается, что при­сяжные, как и прокурор, защитник, другие участники судебного разбирательства лишь участвуют в работе судов, но в их состав не входят.

Ввиду верховенства Конституции Российской Федерации сле­дует признать, что редакция наименования разд. X и ряда его ста­тей должна быть объявлена негодной и, главное, исправлена в за­конодательном порядке. В том же порядке должен быть разрешен вопрос, соответствуют ли Конституции Российской Федерации положения ст. 86 и 87 Закона РФ "О судоустройстве РСФСР" об оп­лате труда присяжному заседателю судом за счет республиканско­го бюджета в виде вознаграждения в размере половины должност­ного оклада члена соответствующего суда; об оплате командиро­вочных расходов присяжному заседателю в порядке и размере, установленных для судей; о распространении в полном объеме на присяжного заседателя гарантий неприкосновенности судьи, уста­новленных ст. 16 Закона РФ "О статусе судей Российской Федера­ции" и т. д.

Другое важное положение касается выяснения вопроса о соот­ношении между общими правилами судопроизводства и правила­ми УПК. Согласно ст. 420 УПК рассмотрение дел с участи­ем коллегии присяжных заседателей осуществляется "в соответст­вии с правилами, предусмотренными настоящим разделом и общи­ми правилами уголовного судопроизводства Российской Федера­ции, которые не противоречат положениям настоящего раздела". По существу же общим правилам здесь места нет, поскольку в силу своего более высокого уровня общности они всегда будут находиться в состоянии проти­воречия с исключительными, но менее общими нормами. Следова­тельно, налицо вторая, абсолютно самостоятельная форма отправ­ления правосудия? Нет, приведенная формулировка ст. 420 УПК не имеет юридической силы вследствие противоречия ее фун­даментальному общему положению, закрепленному в ст. 1 УПК. Часть 4 этой статьи гласит: "Установленный уголовно-процес­суальными законами порядок судопроизводства является единым и обязательным по всем уголовным делам и для всех судов, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания".

Исходя из процитированного принципиального положения, сле­дует согласиться с выводом о том, что "производство по делам с участием присяжных заседателей осуществляется в общем поряд­ке, изложенном в уголовно-процессуальном законе с особенностя­ми, предусмотренными разд. V Закона " О судоустройстве в РСФСР" и разд. X УПК...".

Важное положение раздела X УПК, свидетельствующее о вне­дрении в уголовное судопроизводство подлинно состязатель­ных начал, содержится в ст. 430 и 436. Суть его сводится к тому, что в случае полного или частичного отказа прокурора от обвине­ния на предварительном слушании или в ходе судебного разбирательства судья прекращает дело полностью или в соответствую­щей части.

Отказ прокурора от обвинения в стадии судебного разбира­тельства при отсутствии возражений со стороны потерпевшего вле­чет прекращение дела полностью или в соответствующей части за недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления либо, если это деяние не содержит состава преступления, за отсут­ствием в деянии состава преступления.

Приведенные нормы - яркое свидетельство освобождения судей от функции следственного судьи или, иначе говоря, функции обвинения и важный шаг на пути перехода от розыскной формы уголовного процесса к другим, более прогрессивным и демократи­ческим формам.

Ведомости СНД и ВС РФ.1993. № 33.

Уголовный процесс. Уч./Под ред. А.С.Кобликова.

Список используемых источников:

1.СЗ РФ.1997..№ 1 ст.1.

2.СЗ РФ.2000. № 2. ст.158.

3.Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1993. № 33. ст.1313.

4.Ведомости СНД и ВС РФ.1993. № 33.

5.ФЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96//Собр.законодательства РФ, № 1.

6.Уголовный процесс. Уч. /Под ред. А.С.Кобликова.

7.Р.Х.Якупов. Уголовный процесс.М.,1999.

8.Правоохранительные органы в Российской Федерации. М., 2005

9.Божьев В.Правоохранительные органы РФ.М.,2004

10.Гуценко К., Ковалев К. Правоохранительные органы РФ.М., 2004

11.Давыдов В. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. М.,2003

12.Швецов В. Судоустройство и правоохранительные органы в РФ. М., 2005

Приложение 1

Особенности производства с участием присяжных заседателей в стадии подготовки к судебному разбирательству

Глава 36 УПК, посвященная порядку производства в стадии подготовки дела к судебному разбирательству, озаглавлена "Осо­бенности назначения судебного заседания". В этой главе ст. 431- 433 содержат отсылки к соответствующим общим правилам уго­ловного судопроизводства.

В числе особенностей стадии по этим делам - введение и рег­ламентация предварительного слушания - новой формы стадии подготовки дела к судебному разбирательству (ст. 431 и 432), осо­бенности содержания решений о назначении судебного заседания с участием присяжных заседателей и других постановлений (ст. 433) и особенности подготовки к рассмотрению дела судьей с участием присяжных заседателей (ст. 434).

Приложение 2

Особенности судебного разбирательства с участием присяжных заседателей

Примечательно, что при полном сохранении перечня частей система стадии существенно пополнилась новыми этапами, обуслов­ленными участием в судебном заседании присяжных заседателей.

Ныне система стадии выглядит так:

1) Подготовительная часть судебного заседания.

Наряду с традиционно решаемыми вопросами (ст. 267-277 УПК) обращают на себя внимание такие вопросы, как: формирова­ние коллегии присяжных заседателей; краткое вступительное сло­во председательствующего; отбор присяжных заседателей в суде; освобождение, самоотводы и мотивированные отводы присяжным заседателям, а также их безмотивный отвод; образование коллегии присяжных заседателей, выборы их старшины и присяга присяж­ных заседателей; разъяснение присяжным заседателям их прав, обязанностей и ответственности и др.

2) Судебное следствие (ст. 446 УПК).

Традиционные судебные и следственные действия судьи об­ретают особенности в связи с участием присяжных заседателей. Обращает на себя внимание сокращенное судебное следствие и его место в реализации состязательных начал судебного разбира­тельства.

3) Судебные прения и последнее слово подсудимого (ст. 447 и 448 УПК).

4) Постановка вопросов, подлежащих разрешению коллеги­ей присяжных заседателей (ст. 450 УПК).

5) Напутственное слово председательствующего (ст. 451 УПК).

Здесь обращает на себя особое внимание законодательное не­традиционное толкование принципа презумпции невиновности как "положения о толковании неустраненных сомнений в пользу подсудимого" (ч. 2 ст. 451 УПК).

6) Вынесение вердикта присяжных заседателей (ст. 452-456 УПК).

Система стадии судебного разбирательства и содержание ее частей отражает положения работы авторов В.В.Золотых, Ю.А.Ляхова и С.С.Цыганенко (Суд присяжных (программа теоретических основ спецкурса по процессуальному производству). Ростов-на-Дону, 1996)

7) Обсуждение последствий вердикта коллегии присяжных заседателей (ст. 457-460 УПК).

8) Постановление приговора (ст. 461-462).

Обращает особое внимание, что приговор постановляется про­фессиональным судьей единолично и даже без указания в нем фа­милий присяжных заседателей.

Приложение 3

Особенности производства в суде второй и надзорной инстанций

(ст. 463-466 гл. 38 и 39 УПК)

Обращают на себя внимание здесь несколько моментов. Преж­де всего указание, что порядок кассационного обжалования и опро­тестования судебных решений, постановленных при разбиратель­стве дела с участием присяжных заседателей, определяется общи­ми "правилами, предусмотренными разделом четвертым настоя­щего кодекса, с особенностями, установленными настоящей главой". Это положение никак не подкрепляет соответствующего, крити­куемого выше, положения ст. 420 УПК, лишний раз показывая не­состоятельность последнего.

Сокращение круга оснований для отмены или изменения су­дебных решений кассационной палатой Верховного Суда РФ (ст. 465 УПК) и в порядке надзора (ст. 466 УПК).

Представляется вполне закономерным решение Конститу­ционного Суда РФ от 2 июля 1998 г. № 20-П в отношении редак­ции части 1 ст. 464 УПК, которая "исключает из сферы судебно­го контроля практически все постановления судьи, председатель­ствующего в суде присяжных, в том числе такие, на которые он не управомочен" (п. 6 описательно-мотивировочной части), и по­этому не соответствующей целому ряду положений Конституции РФ в той мере, в какой она исключает "возможность обжалова­ния и пересмотра в кассационном порядке определений (поста­новлений) суда первой инстанции о применении или изменении меры пресечения о помещении лица в медицинское учреждение для проведения судебно-психиатрической экспертизы, а также об отложении разбирательства, приостановлении уголовного дела или о роспуске коллегии присяжных заседателей и связанном с этим возобновлении подготовки к рассмотрению дела" (п. 2 резо­лютивной части).

  • Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и в дисциплинарной воинской части
  • Контрольная работа: Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и в дисциплинарной воинской части

  • Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих
  • Контрольная работа: Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих

    Дипломная работа: Значение мотива и цели преступления в уголовном праве

    Реферат: Институт наказания и лишения свободы в уголовном праве

    Контрольная работа: Институт конституционных прав и свобод в зарубежных странах

    Правовой статус присяжных заседателей

    Реферат: Правовой статус присяжных заседателей

    Введение

    1. Понятие и общая характеристика статуса

    2. Статус народных и присяжных заседателей

    3.Основания для освобождения народных и присяжных заседателей от исполнения обязанностей

    4.Порядок формирования списков народных заседателей

    5. Гарантии независимости и неприкосновенности народных засе­дателей

    6.Формирование коллегии присяжных заседателей

    Заключение

    Список используемых источников

    Приложения

    Введение

    Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в законном порядке к осуществле­нию правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 ЗоСС1, ст. 1 ФКЗоСС)2.

    Для реализации судебной власти судьи обладают статусом (право­вым положением), т.е. совокупностью прав и обязанностей, закреплен­ных в законе.

    В своей деятельности судьи независимы и не подотчетны никаким органам, а подчиняются только Конституции РФ и закону. Решения судов и судей, их требования и распоряжения являются обязательными для исполнения всеми «государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами, другими юридическими и фи­зическими лицами (ст. 1 ЗоСС, ст. 6 ФКЗоСС)3.

    1. Понятие и общая характеристика статуса народных и

    присяжных заседателей

    При характеристике статуса (правового положения) народных и присяжных заседателей следует учитывать установленное законом важное принципиальное правило о единстве статуса для всех народных и присяжных заседателей в РФ независимо от того, в каком суде они работают (ст. 2 ЗоСС).

    Единство статуса народных и присяжных заседателей РФ обеспечивается:

    а) едиными в целом требованиями к кандидатам на должность народных и присяжных заседателей;

    б) порядком наделения их полномочиями;

    в) совокупностью прав и обязанностей народных и присяжных заседателей;

    г) независимостью, самостоятельностью народных и присяжных заседателей и недопустимостью вмешательства в их деятельность;

    д) несменяемостью;

    е) неприкосновенностью;

    ж)мерами правовой и социальной защиты;

    з) средствами материального обеспечения;

    Однако единство правового статуса народных и присяжных заседателей предполагает наделение их различным объемом полномочий и компетенцией в зависимости от вида судебного звена и конкретного суда в судебной системе, т.е. наличием некоторых различий в правовом положении (статусе) судей различных видов судов (например, судей Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, судей воен­ного суда и общегражданских судов, судей арбитражных судов и судов общей юрисдикции).

    Законом оговорено, что особенности правового положения народных и присяжных заседателей определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также и законами субъектов Российской Федерации. Особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются только федеральным конституционным законом (ст. 2 ЗоСС, ст. 12 ФКЗоСС).

    Все судьи судов судебной системы РФ образуют судейский корпус. Их правовое положение (статус) определяется: во-первых, процедурой формирования судейского корпуса (требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, правила отбора кандидатов на должности судей и наделения их полномочиями); во-вторых, гарантиями независимости судей при осуществлении своих полномочий (правили приостановления и прекращения полномочий, отставки судьи с предоставлением социально-материальных льгот); в-третьих, правилами, обеспечивающими возможность активного участия судей в органах судейского сообщества.

    2. Статус народных и присяжных заседателей

    Согласно действующему законодательству рассмотрение и разрешение дел в федеральных судах общей юрисдикции по первой инстанции осуществляется с участием представителей народа - народных присяжных заседателей (ст. 32 Конституции РФ, ст. 15 УПК, ст. ГПК). Их статус имеет особенности, обусловленные выполнением им своих обязанностей на временной основе в отличие от профессиональных судей, а также характером их полномочий при осуществлении правосудия. Участие народных и присяжных заседателей в осуществлении правосудия является их гражданским долгом.

    Народными заседателями являются граждане РФ, наделенные в установленном федеральным законом и федеральными процессуальными законами полномочиями по осуществлению правосудия по гражданским и уголовным делам в составе суда и исполняющие обязанности судей на непрофессиональной основе.

    Народные заседатели при рассмотрении дел пользуются равным» правами с судьей, председательствующим в судебном заседании, при решении всех вопросов, возникающих при разрешении дела по существу и вынесении приговора (или иного решения).

    Основы статуса народных заседателей закреплены ФЗоНЗ от 1 ноября 1999 г. Их статус определяется: во-первых, требованиям» предъявляемыми к народным заседателям; во-вторых, правилами отбора народных заседателей для участия в рассмотрении дел в судах; в-третьих, правами и обязанностями народных заседателей, а также гарантиями их независимости и неприкосновенности (ст. 1-12ФЗоНЗ).

    Требования, предъявляемые к народным заседателям: ими мог быть граждане РФ, достигшие 25 лет. Вместе с тем определен исчерпывающий круг лиц, которые не вправе быть народными заседателями: это 1) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость; 2) лица, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; 3) лица, замещающие государственные должности категории «А», предусмотренные Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ», а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления; 4) прокуроры, следова­тели, дознаватели; 5) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах (ст. 3 ФЗоНЗ).

    Не допускается ограничение права граждан участвовать в осущест­влении правосудия в качестве народных заседателей в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного поло­жения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общест­венным объединениям. Ограничение данного права может быть установлено только

    федеральным законом.

    СЗ РФ.2000. № 2. ст.158.

    3.Основания для освобождения народных и присяжных заседателей от исполнения обязанностей

    Закон предусматривает основания для освобождения судьей соот­ветствующего суда общей юрисдикции народного заседателя от испол­нения обязанностей при осуществлении правосудия по конкретному делу в связи с его письменным заявлением, если он:

    1) достиг возраста 70 лет;

    2) имеет одного или более детей в возрасте до трех лет и находится в отпуске по уходу за ребенком;

    3) является священнослужителем или в соответствии со своими убеждениями либо вероисповеданием считает для себя невозможным участие в осуществлении правосудия;

    4) является инвалидом I, II или III группы;

    5)исполняет должностные обязанности, отвлечение от которых может причинить существенный вред общественным или государст­венным интересам;

    Ю.В. ЗАПЕКА,

    соискатель

    Статья посвящена анализу нормативных актов, определяющих статус присяжного заседателя, его права и обязанности. Автор обращает внимание на необходимость унификации требований к кандидатам в присяжные заседатели, а также более четкой регламентации механизма наложения взысканий на присяжного заседателя, не явившегося в суд без уважительной причины.

    Ключевые слова: федеральный суд, присяжный заседатель, кандидат в присяжные заседатели, статус присяжного заседателя.

    Legal status of jurors Russian Federation

    This article analyzes the regulations defining the status of the juror, his rights and obligations. The author draws attention to the need to harmonize the requirements for candidates for jury service, as well as a more precise regulation mechanism to impose penalties on a juror, not appeared in court without good reason.

    Keywords: federal court, juror, a candidate for the jury, the status of a juror.

    В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, то есть реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма.

    Слово «статус» в переводе с латинского означает положение, состояние кого-либо или чего-либо. В данном случае речь идет о статусе присяжного заседателя. Понятия «правовой статус» и «правовое положение» личности равнозначны. Во всяком случае, законодательство, юридическая практика, печать, а также международные акты о правах человека не проводят между ними какого-либо различия, а употребляют в одном и том же смысле. Они вполне взаимозаменяемы. Исходя из контекста, стилистической предпочтительности, используется то или другое выражение.

    Говоря о правовом статусе присяжного заседателя необходимо указать на то, что присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела (ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»). До этого лицо является «включенным в списки кандидатом в присяжные заседатели».

    Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

    К исполнению обязанностей присяжных заседателей в суде граждане призываются один раз в год на 10 рабочих дней. В тех случаях, когда рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончено рассмотрением к моменту истечения этого срока, присяжные заседатели остаются исполнять свои обязанности на все время рассмотрения этого дела (ст. 10 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»). Совершенно недопустимо привлекать для исполнения обязанностей одних и тех же присяжных заседателей в течение года.

    На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией РФ (ст. 120, 122), Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (статьи 9, 10, 16), Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (ст. 1, 2), Федеральным законом от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (ст. 12), Законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 16).

    Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

    1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

    2) имеющие непогашенную или неснятую судимость (Эти требования закона не были выполнены при составлении списков присяжных заседателей при разбирательстве дела в суде в отношении Н. и М. Из протокола судебного заседания видно, что при опросе государственным обвинителем был задан вопрос о том, привлекался ли кто-нибудь из кандидатов в присяжные заседатели или их родственники к уголовной ответственности? На этот вопрос кандидаты в присяжные заседатели Г. и В. не дали ответа. Вместе с тем согласно приобщенным к кассационному представлению государственного обвинителя справкам входящие в состав коллегии присяжных заседателей при вынесении вердикта присяжные заседатели Г. и В. скрыли информацию: Г. о том, что ее сын был осужден в 2002 году, а В. - что в 1994 г. был осужден. Приговор по кассационному представлению государственного обвинителя был отменен, дело направлено на новое рассмотрение);

    3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

    4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

    Отдельно следует отметить, что участвовать в осуществлении правосудия имеют право граждане Российской Федерации. Таким образом, данные лица не могут включаться в списки кандидатов в присяжные заседатели. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

    1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

    2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

    3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

    Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» указывает некоторые категории граждан, которые исключаются из общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели в ст. 7 (следует обратить внимание, что данные категории граждан могут быть кандидатами в присяжные заседатели, но исключается их наличие в списках присяжных заседателей).

    В соответствии с ч. 7 ст. 336 УПК РФ также от исполнения обязанностей присяжных заседателей могут освобождаться некоторые категории граждан. Однако если по Федеральному закону от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» исключение происходит из общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели, то по УПК РФ указывается, что после назначения судебного заседания «по распоряжению председательствующего секретарь судебного заседания или помощник судьи производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного списков путем случайной выборки» (ч.1 ст. 326 УПК РФ), а затем уже указывается в ч. 7 указанной статьи, что некоторые лица, сделав устное или письменное заявление, могут освобождаться председательствующим от исполнения обязанностей присяжных заседателей.

    Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» указывает, что в случае подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, он исключается из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с УПК РФ для освобождения от исполнения обязанностей присяжных заседателей допускаются как письменные, так и устные заявления граждан, а освобождение осуществляет председательствующий.

    Автор считает необходимым обратить внимание, что исключение из общего и запасного списка присяжных заседателей (установленное ст. 7 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации») хронологически предшествует освобождению от исполнения обязанностей присяжных заседателей (в соответствии с УПК РФ), однако категории граждан, указанных в нормативных актах, различаются.

    Так, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» исключаются следующие категории граждан:

    а) лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

    б) лица, не способные исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

    в) лица, достигшие возраста 65 лет;

    г) лица, замещающие государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

    д) военнослужащие;

    е) судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты, нотариусы или имеющие специальное звание сотрудники органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

    ж) священнослужители.

    При этом список лиц УПК РФ несколько отличается, это:

    Лица старше 60 лет;

    Женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет;

    Лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия;

    Лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может нанести существенный вред общественным или государственным интересам;

    Иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании.

    Необходимо унифицировать списки указанных лиц, в качестве примера приводя лиц, достигших 60-летнего возраста - они не могут подать заявление на этапе исключения из общего и запасного списков в кандидаты в присяжные заседатели, но могут быть освобождены от исполнения обязанностей присяжных заседателей. Итак, присяжный заседатель - лицо, привлеченное в установленном УПК РФ порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта. Присяжные заседатели, в том числе и запасные, обладают определенными правами:

    1) участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела, задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам, участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий (следует отметить, что ст. 17 УПК РФ («Свобода оценки доказательств») указывает, что присяжные заседатели (как и иные лица) оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью);

    2) просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия;

    3) вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.

    Прежде всего, стоит отметить, что в отличие от ранее действовавшего законодательства, ч. 1 ст. 333 УПК предоставила запасным присяжным заседателям такие же права, как и комплектным заседателям. Это обеспечивает возможность полноценного исполнения присяжным своих обязанностей в случае, если он будет включен в основной состав.

    Поскольку только присяжные вправе признавать доказанными или недоказанными фактические обстоятельства, имеющие значение для признания подсудимого виновным, председательствующий должен обеспечить им возможность участия в исследовании доказательств. Присяжные вправе задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам, участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий. За последние годы в литературе вопросы признания доказательств недопустимыми в суде присяжных исследовались достаточно часто Эти публикации изобилуют примерами из судебной практики не только об общих правилах признания доказательств недопустимыми, но и о специфике признания таковыми конкретных видов доказательств. Однако остановимся подробнее на другом моменте. Все авторы публикаций выражают свое полное согласие с тем, что вопрос о признании доказательств недопустимыми в любом случае должен разрешаться без участия присяжных. Мы согласны с этим положением, но именно в приведенной формулировке.

    По мнению Н.И. Стаброва, порой совершенно необоснованно некоторые ученые и Кассационная палата не различают понятия допустимости доказательства и его достоверности. Как следствие, выяснение вопросов достоверности доказательства с участием присяжных признается нарушением. Характерный пример приводит В. Степалин: «Подсудимый неоднократно заявлял в присутствии присяжных заседателей о том, что к нему применялись незаконные методы ведения следствия. Судья разрешил исследовать материалы прокурорской проверки по этим обстоятельствам, а в напутственном слове председательствующий предложил присяжным заседателям дать оценку этому, т.е. по существу ответить на вопрос о допустимости доказательств». Представляется, что в данном случае судья поступил совершенно верно. Он не просил присяжных признать имевшим или не имевшим место факт применения незаконных методов, а поставил перед ними вопрос: верят или не верят они в достоверность показаний обвиняемого, данных им на предварительном следствии? (ст. 333 УПК РФ дает присяжным право исследовать доказательства)

    Приведем другой пример. В результате обыска на квартире подсудимого был найден пистолет. Подсудимый заявляет, что никакого пистолета у него дома не было, что пистолет был принесен сотрудниками милиции с собой и подброшен, после чего в квартиру были приглашены понятые, которые и засвидетельствовали его обнаружение своими подписями. Защитник подсудимого ходатайствует о проведении допросов понятых в судебном заседании с целью выяснения действительной картины и выявления возможных противоречий в их показаниях.

    Действительно, одновременно с проверкой достоверности доказательств проверяется и их допустимость, однако если в рассмотренном нами случае допросы понятых проводить без присяжных, то нарушается право последних на исследование доказательств, а не просто порядок их восприятия. Житейская мудрость, на которую уповали сторонники введения суда присяжных, позволит присяжным отличить ложь от правды в показаниях понятых и сделать собственный вывод о достоверности результатов обыска. Считаем, что разрешение вопроса о допустимости доказательств без участия присяжных может иметь место лишь в тех случаях, когда предметом такого обсуждения является только допустимость. Нельзя вынуждать присяжных принимать на веру все, что им предложат профессиональные участники процесса во главе с судьей, выйдя из совещательной комнаты.

    Следует отметить, что право присяжного заседателя вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке ответов на поставленные вопросы (п. 3 ч. 1 ст. 333 УПК) должно быть обеспечено путем предоставления соответствующих письменных принадлежностей, оборудования скамьи присяжных таким образом, чтобы у заседателей имелась возможность вести эти записи. Записи, которые вправе вести присяжные, не должны стать достоянием кого-либо, так как это может привести к раскрытию тайны совещания и голосования присяжных. Поэтому председательствующий должен разъяснить присяжным, что они не должны никому показывать свои записи, а по окончании совещания присяжных записи должны быть уничтожены.

    В качестве отдельного положения следующее право присяжных не указано, но исходя из ст. 344 УПК РФ присяжные вправе обратиться к председательствующему с просьбой о возобновлении судебного следствия, если во время постановления вердикта у них возникнут сомнения по поводу доказанности тех или иных имеющих значение для дела обстоятельств.

    В отличие от ранее действовавшего законодательства, ч. 1 ст. 333 УПК РФ предоставила запасным присяжным заседателям такие же права, как и комплектным заседателям. Это обеспечивает возможность полноценного исполнения присяжным своих обязанностей в случае, если он будет включен в основной состав. УПК РФ также устанавливает, что присяжные заседатели не вправе:

    1) отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела;

    2) высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта;

    3) общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела;

    4) собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания;

    Часть 2 ст. 333 УПК РФ, достаточно подробно определяющая, что не вправе делать присяжные заседатели, имеет важное значение, поскольку нарушение присяжными заседателями требований этих положений может явиться основанием для отстранения такого заседателя от дальнейшего участия в рассмотрении уголовного дела. Если же присяжный заседатель, несмотря на нарушение этих требований, не был отстранен председательствующим судьей от дальнейшего рассмотрения дела и судом был постановлен приговор на основании вердикта присяжных, такой приговор подлежит отмене, например, по делу К. присяжный заседатель, являющийся старшиной, при исследовании заключения судебно-биологической экспертизы допустил выкрики с места: «Да хватит, и так все ясно...». Считая, что старшина высказал свое мнение по рассматриваемому делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта и таким образом утратил объективность, сторона обвинения заявила ходатайство об отстранении его от дальнейшего рассмотрения дела. Однако данное ходатайство необоснованно было оставлено без удовлетворения, и по делу был постановлен на основании вердикта оправдательный приговор, который впоследствии был отменен Кассационной палатой Верховного Суда РФ.

    Если нарушения присяжными заседателями требований ч. 2 ст. 333 УПК были обнаружены уже после постановления приговора, он может быть отменен.

    Так, Кассационной палатой Верховного Суда РФ был отменен приговор по делу Л., по которому присяжные заседатели вне судебного заседания общались со свидетелем, выясняя у него вопросы о возможной причастности к убийству отдельных лиц, что стало известно после вынесения приговора. По другому делу, по которому также был отменен приговор, старшина присяжных заседателей вне судебного заседания выходил самостоятельно на место совершения преступления с целью выяснения обстоятельств дела, о чем написал, возражая на кассационный протест прокурора. За неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию в порядке, установленном статьей 118 УПК РФ.

    Однако законодатель не урегулировал порядка внесения в суд материалов о наложении денежного взыскания на присяжного заседателя в связи с неявкой его в суд без уважительной причины. Так, в ч. 3 ст. 333 УПК РФ имеется лишь лаконичное предписание о том, что подобные вопросы разрешаются в порядке, установленном ст. 118 УПК РФ. В ней же регламентированы только правила наложения денежного взыскания применительно к стадиям предварительного расследования (когда поручитель или лицо, под присмотр которого был отдан несовершеннолетний, не выполнили своих обязательств о надлежащем поведении обвиняемого) и судебного разбирательства (когда присутствующие в судебном заседании лица нарушают установленный порядок).

    Факт неявки в суд присяжного заседателя обнаруживается в подготовительной части судебного заседания. Причины, по которым он не явился в суд, выясняются судьей, секретарем судебного заседания, помощником судьи, а по поручению судьи - судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Если будет установлено, что присяжный заседатель не явился в суд без уважительной причины, то в отношении него на основании ч. 3 ст. 333 УПК РФ в суд могут быть внесены материалы о наложении денежного взыскания. Однако закон не дает ответа на принципиальные для анализируемой ситуации вопросы: 1) какие материалы в данном случае и кем должны вноситься в суд; 2) какой суд уполномочен рассматривать материалы о наложении на присяжного заседателя денежного взыскания.

    Поскольку вопрос о наложении денежного взыскания на присяжного заседателя возникает в связи с его неявкой в судебное заседание, то, как представляется, инициатива о привлечении присяжного заседателя к ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 333 УПК РФ должна исходить от судьи, который являлся председательствующим по уголовному делу. Установление же факта неявки присяжного заседателя в суд без уважительных причин целесообразно возложить на судебного пристава, который по окончании проверки обязан составить протокол и представить соответствующие материалы судье. Названные документы надлежит считать достаточным основанием для их рассмотрения судьей и решения вопроса о наложении на присяжного заседателя денежного взыскания.

    Из действующего уголовно-процессуального законодательства неясно, какому суду подсудны материалы о наложении денежного взыскания на присяжного заседателя. Если буквально следовать предписаниям ч. 3 ст. 333 УПК РФ, согласно которой присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию в порядке, установленном ст. 118 этого же Кодекса, то ответ на поставленный вопрос очевиден: материалы, подтверждающие факт неявки в судебное заседание присяжного заседателя без уважительных причин, непременно должны рассматриваться в районном суде. Между тем, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК РФ с участием присяжных заседателей рассматриваются по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ, подсудные судам второго звена, т.е. верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и автономного округа, а также окружному (флотскому) военному суду. Это означает применительно к анализируемой ситуации, что судья областного и равного ему суда для того, чтобы подвергнуть денежному взысканию не явившегося в судебное заседание без уважительной причины присяжного заседателя, обязан направить соответствующие материалы в районный суд по месту судебного разбирательства уголовного дела. Вряд ли такой порядок решения данных вопросов можно признать оптимальным. Полагаем, что вопрос о наложении денежного взыскания на означенную категорию лиц должен входить в компетенцию судьи, рассматривающего уголовное дело с участием коллегии присяжных заседателей. Это следует прямо предусмотреть в ч. 3 ст. 333 УПК РФ.

    Необходимо обратить внимание, что в УПК РФ качестве участника уголовного судопроизводства выделен суд (а не судья), а в ст. 30 «Состав суда» указано, что суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в различных составах, в том числе судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей. Уголовный кодекс РФ в ст. 295 «Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование» в перечне лиц, о посягательствах на жизнь которых идет речь, указывает присяжного заседателя. Статья, говорящая об угрозе или насильственных действиях в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования, указывает в качестве таких лиц присяжных заседателей; в статье «Неуважение к суду» (ст. 297 УК РФ) также указывается присяжный заседатель как потерпевший.

    Библиография

    1 См.: Суд присяжных: квалификация преступлений и процедура рассмотрения дел: Научно-практическое пособие / Под ред. А.В. Галаховой. - М.: Норма, 2006. - С. 43.

    2 См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) // Под ред. В.И. Рад-ченко, В.Т. Томина, М.П. Полякова. - М.: Юрайт-Издат, 2006. С. 231.

    3 См., например: Шурыгин А. Защита в судопроизводстве с участием коллегии присяжных заседателей // Российская юстиция. 1997. № 9; Мельник А. Здравый смысл в процессе поиска доказательств // Российская юстиция. 1995. № 7; Масленникова Л. Суд присяжных в России и проблемы досудебного производства // Законность. 1995. № 1.

    4 См.: Стабров Н.И. Рассмотрение ходатайств о недопустимости доказательств в Российской Федерации в суде присяжных // Журнал российского права. 2006. № 11. С. 6.

    5 См.: Степалин В. Почему отменяются оправдательные приговоры // Российская юстиция. 1998. № 8. С. 9.

    6 См.: Научно-практическое пособие по применению УПК РФ / Под ред. В.М. Лебедева. - М.: НОРМА, 2004. - С. 45.