Стадии заключения международных договоров. Формы выражения согласия государств на обязательность международных договоров. Порядок и стадии заключения международных договоров Подписание международного договора главой ведомства иностранных дел

Стадии заключения международных договоров

1. Согласование воль государств и других субъектов МП относительно содержания и текста международного договора, а также определенных просил поведения участников. Эта стадия осуществляется либо путем предоставления предложений по дипломатическим каналам, либо на международных конференциях.

Если подготовка текста осуществляется на конференции, то для данной стадии определена специальная процедура.

Если подготовка текста осуществляется в рамках международной организации, то она осуществляется по правилам международной организации.

При постатейном принятии условия международного договора, он принимается по принципам консенсуса - всеобщего одобрения. В силу принципа консенсуса голосовать против нельзя (пример: в 1982 г. при принятии конвенции по морскому праву, Мальта заявила отказ подписывать конвенцию. В силу принципа консенсуса остальные государства не смогли подписать конвекцию и прибегли к давлению на Мальту, которая в итоге согласилась подписать конвенцию.)

2. Подписание (утверждение, ратификация, парафирование и т.д.)

В силу общего принципа международные договоры подписываются:

Межгосударственные договоры - подписываются главами государств

Межправительственные.

Межведомственные договоры - подписываются главами соответствующих ведомств

Дипломатические представитель может по поручению главы своего государства подписать любой договор.

Некоторые понятия присущие подписанию международных договоров.

« Подпись со скрепой» - подписание международного договора главой ведомства иностранных дел.

Парафирование - правило, согласно которому в каждом нижнем углу каждой страницы ставится подписи участников договора, которые скрепляются печатью. На последней странице договор подписывается в целом.

Правило альтерната - в двухстороннем договоре каждый подписывает свой экземпляр первым. В многостороннем договоре договор подписывают по очереди в порядке латинского алфавита.

Аутентичность текстов - тексты договора оформляются на языках участников договора, при этом разноязычные тексты должны по своему логическому содержанию соответствовать друг другу. При этом обязательно указание, что в случае разночтений, преимущество имеет текстовка на том или ином языке.

Депозитарий - хранитель текста договора, может выступать в лице одной из сторон договора, какой-либо международной организации или третьей стороны. В договоре оговариваются функции депозитария, как- то: хранение текста договора, принятие ратификационных грамот, разрешение споров по договору и др.

Ратификация - в ряде государств ряд договоров подлежит последующему одобрению высшим органом государственной власти соответствующего государства. При этом оформляется ратификационная грамота, которая состоит из:

1. Преамбулы

3. Положений о действии в отношении государства.

Один из экземпляров сдается контрагенту или депозитарию.

Оговорка - одностороннее действие, посредством которого государство желает исключить из текста договора положение, которое по его мнению противоречит тексту договора или по другим основаниям.

Оговорка может быть сделана с условиями:

1. Если договор прямо не запрещает оговорок, а также пои подписании, ратификации, утверждении и присоединении к международному договору.

2. Если договор подлежит ратификации, то оговорка сделанная при подписании, должна быть воспроизведена, в ратификационной грамоте.

3. Если договор заключен между ограниченным числом участников, или если из объекта и целей следует, что он должен применяться между отдельными участниками, то договор должен приниматься всеми участниками договора, однако, если одна -из сторон возражает против оговорки, то это не препятствует участию государств в -ним договоре, но между тем государством, которое возражает против оговорки и государством, которое то сделала правоотношение по вопросу оговорки не действует.

4. Участник, сделавший оговорку вправе в любой момент ее снять

56.Порядок назначение и отзывы глав дипломатического представительства.Агреман .

Перед оформлением назначения какого-либо лица на пост дипломатического представителя в данном государстве у правительства последнего испрашивается согласие. В международном обиходе согласие обозначается словом «агреман». Агреман запрашивается устно. Иногда этот запрос сопровождается представлением записки без подписи и на бумаге без бланка, с краткими биографическими данными будущего представителя. Ответ на запрос даётся обычно без задержки.

Вопрос о том, обязано ли государство, отклоняющее кандидатуру представителя, сообщить мотивы отклонения, является спорным.

Агреман для временных поверенных в делах не требуется. Эти лица вступают в исполнение своих обязанностей на основании письма дипломатического представителя, уведомляющего главу ведомства иностранных дел о своём отъезде или болезни и о возложении обязанностей временного поверенного в делах на того или иного члена представительства. В исключительных случаях (тяжёлая болезнь дипломатического представителя или его смерть) сам советник (или, при отсутствии такового, следующий за ним дипломатический чин представительства) отправляет указанное письмо за своей подписью.

Агреман не требуется также для работников дипломатического представительства. Исключение составляют военные, морские и авиационные атташе, при назначении которых: в международной практике принято предварительно извещать соответствующее правительство.

После получения агремана назначение дипломатического представителя оформляется в виде постановления (указа, декрета), подписанного главой назначающего государства.

К стадиям заключения международных договоров относятся согласование и принятие текста договора, установление его аутентичности и выражение согласия на обязательность договора.

Согласно Венской конвенции 1969 г. представителем государства является лицо, обладающее полномочиями, удостоверяющими право этого лица на ведение переговоров, принятие текста договора, установление его аутентичности, а также на выражение согласия государства на обязательность для него договора.

Полномочиями называется документ, выданный представителю государства или иного субъекта международного права на совершение определенных действий, направленных на заключение международного договора. Право установления органа, в чью компетенцию входит выдача полномочий, принадлежит участнику договора, если не имеется иной специальной международной договоренности. Например, согласно правилам процедуры Венской дипломатической конференции ООН по праву международных договоров для целей заключения Венской конвенции о праве международных договоров полномочия лиц, участвующих в конференции, должны быть выданы главой государства, главой правительства или министром иностранных дел.

Полномочия по международному праву имеют такой же правовой смысл, как и доверенность по внутреннему праву: представитель создает права и обязанности не для себя лично, а для представляемого им субъекта международного права.

Представители субъектов международного права действуют либо на основании полномочий и в объеме прав, указанном в полномочиях, либо ex officio , т.е. в силу занимаемой должности или выполнения функций.

Согласно п. "a" ст. 2 Венской конвенции 1969 г. в силу их функций и без необходимости предъявления полномочий главы государств, главы правительств и министры иностранных дел считаются представляющими свое государство для совершения всех актов, относящихся к заключению международных договоров.

В двусторонних переговорах представители государств обмениваются своими полномочиями, а на международных конференциях полномочия сдаются в комитет по проверке полномочий, в другой орган конференции, составляющий доклад о результатах проверки полномочий, для его утверждения на конференции.

Если представитель государства явится на переговоры без полномочий, это может теоретически повлечь недействительность согласия представляемого таким лицом государства, однако на практике до этого дело не доходит, поскольку временные полномочия могут быть подтверждены телеграммой с заверением, что подлинные полномочия будут представлены дополнительно. Кроме того, норма Венской конвенции 1969 г. прямо допускает участие лица в переговорах без полномочий, если из договорной практики партнеров по переговорам или из иных обстоятельств следует, что эти партнеры были намерены рассматривать такое лицо как представляющее государство для совершения определенных действий и не требовать соответствующих полномочий.

Главы дипломатических представительств в силу своих функций считаются представляющими без полномочий свои государства в целях принятия текста двустороннего договора между аккредитующим и принимающим государствами.

Главы миссий при международных организациях и на международных конференциях также считаются представляющими без полномочий свои государства в целях принятия текста международного договора. На подписание международного договора главы упомянутых миссий должны иметь полномочия.

Выход представителя государства за пределы своих полномочий (ultra vires) при совершении акта, относящегося к заключению договора, приводит к тому, что совершенный акт не имеет юридического значения и влечет необходимость дополнительного подтверждения государством совершенного акта.

Для заключения международных договоров не обязательна личная встреча на переговорах или конференциях представителей государств: возможно заключение международного договора "между отсутствующими", при котором проект договора отправляется на согласование, к примеру, по электронной почте и таким путем согласовывается и скрепляется электронной подписью уполномоченных лиц. То же относится и к обмену документами, образующими международный договор. Венская конвенция 1969 г. распространяет свое действие на все способы согласования и установления аутентичности текстов международных договоров "между отсутствующими государствами" в форме обмена нотами, письмами, телеграммами и т.п.

Согласно Венской конвенции 1969 г. непосредственными носителями прав и обязанностей по международному праву являются уполномоченные представители государств, несмотря на то что они не являются субъектами международного права.

Для целей заключения международных договоров представители и органы государств обладают тремя основными группами правомочий: а) правом согласования и принятия текста договора; б) правом установления аутентичности текста договора и в) правом выражения согласия государства на обязательность для него договора. При этом парламенты дают согласие на заключение международного договора, но не обладают правом на выражение согласия на обязательность договоров и не вправе вносить изменения в аутентичные тексты договоров.

Выработка и согласование текста международного договора осуществляются по дипломатическим каналам, в ходе двусторонних переговоров, на международных конференциях и в рамках международных организаций.

Архивные материалы переговоров и документы переписки не утрачивают своего правового значения. Согласно нормам права международных договоров о толковании международных договоров такие материалы являются средством исторического толкования договоров в случае споров относительно смысла положений договоров, если иные средства толкования не привели к удовлетворительному результату.

Согласно нормам Венской конвенции 1969 г. термин "участник" (договора) означает государство, которое согласилось на обязательность для него договора и для которого договор вступил в силу. При этом понимается, что под участником договора не всегда подразумевается сторона договора.

Мирные договоры с государством, потерпевшим военное поражение, являются двусторонними, несмотря на множественность участников этого вида договоров. Так, в Мирном договоре между Союзными и Объединившимися державами и Германией (Версальский договор), подписанном в 1919 г., Германия является самостоятельной стороной договора. В качестве второй стороны договора коллективно выступили две группы государств: первая - США, Британская империя, Франция, Италия и Япония, именуемые Главными Союзными державами, вторая - Бельгия, Боливия, Бразилия, Китай, Куба, Эквадор, Греция, Гватемала, Гаити, Геджас, Гондурас, Либерия, Никарагуа, Панама, Перу, Польша, Португалия, Румыния, Сербо-Хорвато-Словенское государство, Сиам, Чехословакия и Уругвай, именуемые Объединившимися державами. Мирные договоры 1947 г., заключенные после Второй мировой войны, построены по такой же схеме.

Принятие текста международного договора - стадия заключения договора, означающая выражение согласия государств на окончательность редакции текста международного договора. Тексты договоров с небольшим числом государств принимаются с общего согласия путем голосования или консенсусом. На конференциях с большим числом государств текст договора принимается голосованием на пленарном заседании 2/3 голосов присутствующих на конференции делегатов, если этим же числом голосов не достигнута договоренность об ином порядке принятия текста. В сложных случаях текст договора принимается сначала в том комитете конференции, в котором текст вырабатывался и согласовывался, затем в редакционном комитете и лишь после этого на пленарном заседании конференции, причем по предварительной договоренности или в соответствии с процедурой принимаются разделы (главы) договора или каждая статья отдельно, затем в целом, а результаты голосования заносятся в протоколы конференции.

Принятие текста договора, выработанного в международных организациях, происходит по правилам голосования, применяемым в том ее органе, который принимает текст договора.

Установление аутентичности (окончательности и подлинности) принятых текстов международного договора - стадия заключения договора, означающая завершение согласования текстов договора, влекущее возникновение международного обязательства, запрещающего вносить в одностороннем порядке изменения в аутентичные тексты договора. Формулировки "причем оба текста имеют одинаковую силу" или "все тексты являются равно аутентичными" означают только подлинность текста договора.

Статья 85 Венской конвенции 1969 г. содержит образцовую формулировку об аутентичности текста Конвенции: "Подлинник настоящей Конвенции, английский, испанский, китайский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. В удостоверение чего нижеподписавшиеся полномочные представители, должным образом уполномоченные своими правительствами, подписали настоящую Конвенцию. Совершено в г. Вене двадцать третьего мая тысяча девятьсот шестьдесят девятого года".

Способы установления аутентичности текстов договора следующие:

Парафирование текстов договора - постановка инициалов уполномоченных (визирование) текстов или отдельных их частей и страниц. В зависимости от сложности текстов и договоренности участников инициалы или визы уполномоченных проставляются либо на каждой странице, либо на первой и последней странице, либо под каждым разделом текстов, если таковые имеются;

Включение текстов договора в состав документов заключительного акта или иного итогового документа международной конференции, подписываемого участниками;

Включение текстов договора в состав резолюции органа международной организации в качестве ее приложения. В таком порядке принимаются конвенции ООН;

Подписание текста договора ad referendum , для заключения договора требующее выражения согласия на его обязательность.

Подписание договора ad referendum отличается от парафирования тем, что является именно подписанием договора, не требующим нового подписания, как после парафирования. На подписание договора ad referendum требуется полномочие. Подписание договора ad referendum обязывает: а) принять действительные меры по выработке окончательного согласия на обязательность договора, например передать его на ратификацию, и б) воздерживаться после подписания договора ad referendum от всяких действий, которые лишили бы договор его объекта и цели (ст. 18 Венской конвенции 1969 г.). Отказ от ратификации или иной формы выражения согласия на обязательность международного договора, подписанного ad referendum , является правомерным действием.

Международный договор не обязывает государство без выражении его согласия на обязательность (opinio juris) . Но, с другой стороны, те государства, которые не согласились участвовать в международных договорах, не вправе требовать от тех, которые согласились на это, добросовестного соблюдения договоров, в которых не участвуют сами.

Нормы Венской конвенции 1969 г. установили семь форм выражения согласия государств на обязательность для них договоров, подписываемых окончательно или ad referendum : 1) подписание договора, если в тексте закреплено положение о том, что договор вступает в силу с момента подписания; 2) обмен нотами, письмами или иными документами, образующими международный договор; 3) ратификация договора; 4) утверждение договора; 5) принятие договора; 6) присоединение к договору; 7) любой другой способ выражения согласия на обязательность международного договора, о котором была достигнута договоренность в любой форме.

Все вышеизложенные способы выражения согласия на обязательность международного договора в международном плане имеют одинаковую силу. Сила согласия государства на обязательность для него договора не зависит от формы выражения такого согласия и органа государства, давшего такое согласие. Выраженное любым из перечисленных способов согласие является согласием государства как такового на обязательность для него договора.

Во внутригосударственном плане нашей страны также признается одинаковая сила согласия государства на обязательность договора независимо от формы согласия, с той лишь разницей, что в России предусмотрен национальный правовой механизм автоматического разрешения коллизий между нормами российского права и ратифицированного международного договора. Такие договоры называют "самоисполнимыми".

Подписание международного договора , в котором имеется положение о том, что он вступает в силу с момента подписания, означает окончательное выражение согласия на его обязательность.

Встречаются международные договоры, в которых отсутствуют положения о моменте вступления их в силу. В таких случаях значение имеют контекст, сведения, содержащиеся в полномочиях представителей, и практика применения такого договора, свидетельствующие о намерении его участников рассматривать его в качестве обязательного с определенной даты. Согласно обыкновению и правилам телеологического толкования считается, что представители участников договора, подписывая его и действуя добросовестно и разумно, имели в виду придать договору обязательную юридическую силу.

При подписании двусторонних международных договоров применяется норма об альтернате (чередовании подписей), означающая, что в экземпляре договора, принадлежащего данному участнику договора, наименование этого участника, подписи его уполномоченных, печати и текст договора на его языке помещаются на первом месте. Для подписи первым считается место под текстом договора с левой стороны (на языках с правосторонним правописанием - с правой стороны). Если подписи ставятся одна под другой, первым местом считается верхнее.

Обмен документами может иметь двоякое правовое значение: а) установление аутентичности и принятие текста международного договора, б) выражение согласия на его обязательность. Венская конвенция 1969 г. (ст. 13) содержит следующую норму: "Согласие государств на обязательность для них договора, состоящего из документов, которыми они обмениваются, выражается посредством этого обмена, если: a) эти документы предусматривают, что обмен ими будет иметь такую силу; или b) иным образом установлена договоренность этих государств о том, что этот обмен документами должен иметь такую силу".

Ратификация международного договора - процедура получения согласия парламентского органа государства на заключение договора.

Ратификация договора имеет внутреннюю и международную составляющие. Внутренняя составляющая ратификации определяется национальным правом государства, предусматривающим порядок рассмотрения договора представительным органом и форму его согласия на обязательность договора. В Российской Федерации такой формой является закон о ратификации, принимаемый в том же порядке, что и другие законы.

В большинстве стран парламентское согласие на заключение международного договора требуется в основном в тех случаях, когда в связи с заключением договора необходимо изменение действующего законодательства, увеличение бюджетных расходов и т.д.

В ходе ратификации договора недопустимо одностороннее изменение текста; возможно принятие оговорок к многосторонним договорам и заявлений.

Венская конвенция 1969 г. регулирует международную составляющую ратификации, которая выражается в передаче документа о ратификации (ратификационной грамоты) партнеру в случае двустороннего договора либо в обмене или депонировании документа о ратификации у депозитария при заключении многостороннего договора. До передачи ратификационной грамоты согласие государства на обязательность договора считается не выраженным, а лишь заявленным как намерение. Содержание ратификационных грамот определяется обычной нормой, состоящей в том, что в грамоте указываются орган, ратифицировавший договор, наименование ратифицированного договора, место и дата его подписания. Основная часть содержит полный текст этого договора, заявлений и оговорок, если таковые были приняты, всех приложений, актов, планов и дополнительных соглашений, составляющих международный договор. В заключительной части грамоты содержится формула о том, что данный договор будет применяться добросовестно. Здесь же ставятся подпись и печать главы государства, скрепляемая подписью министра иностранных дел (контрассигнатура).

Вследствие действия нормы Венской конвенции 1969 г. разрешается делимость международных договоров, допускается ратификация части международного договора при условии, что сам договор это допускает и что с этим согласны государства-участники.

Принятие международного договора как способ выражения согласия государства на обязательность договора означает, чаще всего и в зависимости от договоренности, присоединение к договору путем его принятия на условиях, предусмотренных в тексте договора и в случае, если предусматривается именно принятие (например, Устав ВОЗ). Кроме того, принятие договора может применяться вместо ратификации в случаях, если договор ратификации не подлежит ("подписание ad referendum договора при условии его принятия"). Направление контрагентам или депозитарию письменного документа о принятии государством международного договора означает, что соблюдена внутригосударственная процедура, предусмотренная для выражения согласия на обязательность договора, а сама процедура принятия договора устанавливается государством самостоятельно и может быть различной в разных странах. Важно, чтобы контрагентам было сообщено о том, что договор принят в соответствии с законными процедурами. Для универсальных международных договоров обычно предусматривается парламентская процедура принятия, придающая согласию государства надлежащий вес и авторитет. В документе (нота или письмо главы государства или правительства) о принятии договора указывается орган, осуществивший принятие договора.

Утверждение (конфирмация) международного договора означает одобрение международного договора правительством или другим исполнительным государственным ведомством при условии, что заключение данного международного договора отнесено к его компетенции. Обычно документ об утверждении международного договора подписывается министром иностранных дел. Такая подпись снимает всякие сомнения, которые могли бы возникнуть относительно компетенции исполнительного органа, утвердившего международный договор.

Присоединение государства к международному многостороннему договору - способ выражения согласия на обязательность международного договора и одновременно способ заключения международного договора для не участвующего в договоре государства на тех условиях присоединения, которые предусмотрены самим договором. Присоединение к договору возможно и в тех случаях, когда присоединяющееся государство не участвовало в заключении договора, и в тех случаях, когда оно участвовало в согласовании текста договора и подписало его, но не выразило своего согласия на обязательность договора. Присоединение к многостороннему международному договору может происходить в форме нотификации, утверждения, принятия или в иной форме, о которой имеется договоренность.

Присоединение допускается к договорам, вступившим и не вступившим в силу. В первом случае договор станет обязательным для присоединяющегося государства с даты представления депозитарию документов о присоединении к договору; во втором случае - с даты вступления самого договора в силу, если он соберет предусмотренное в нем количество ратификаций.

Разрешается свободное присоединение к многосторонним универсальным международным договорам. Такие договоры называются "открытыми". Имеется доктрина, согласно которой любое государство вправе присоединиться к любому международному договору универсального характера. Венская конвенция 1969 г. содержит устаревшую дискриминационную норму, согласно которой участниками этой Конвенции могут быть лишь государства - члены ООН.

Под другими формами выражения согласия на обязательность международного договора понимаются в основном формы согласия, даваемые под отлагательным или отменительным условием.

Отлагательным называется условие, в соответствии с которым согласие на обязательность договора хотя и дано, но не окончательно; оно станет окончательным после совершения какого-либо действия или после наступления какого-либо события.

Отменительным называется условие, согласно которому согласие на обязательность договора является окончательным, но оно потеряет силу, если наступит какое-либо событие или выявятся какие-либо новые, до этого не известные обстоятельства, предусмотренные договором.

Так, в ратификационной грамоте США говорилось, что США ратифицируют договор на условиях, изложенных в решениях конгресса США, и при том условии, что в договоре не окажется каких-либо секретных дел или документов, которые могли бы изменить содержание Договора об ограничении морских вооружений 1930 г.

В нормах права международных договоров отсутствует предписание разумного срока действия отлагательного и отменительного условий.

Заключение международного договора представляет собой процесс, состоящий из ряда последовательных стадий, главные из которых - согласование текста договора и различные способы выражения согласия на обязательность договора. Они, в свою очередь, состоят из ряда этапов, таких как подписаг8ние, ратификация, утверждение, присоединение и др. Любой международный договор является результатом согласования воли государств или других субъектов международного права. Государства заключают договор в лице своих высших органов государственной власти или управления. Международные организации заключают договоры через свои компетентные органы, указанные в их уставах или других нормативных актах этих организаций.

В подавляющем большинстве случаев органы государства, заключая международные договоры, действуют через специально уполномоченных на то лиц. Для этого им выдаются особые документы, называемые полномочиями. В соответствии со ст. 7 Венской конвенции 1969 г. главы государств, главы правительств и министры иностранных дел могут представлять своё государство без специальных полномочий. К такой категории лиц относятся также главы дипломатических правительств, но только в целях принятия текста договора; для подписания договора им нужны специальные полномочия. Однако в подавляющем большинстве органы государства, заключая международные договоры, действуют через специально на то уполномоченных лиц. В полномочиях удостоверяются право на ведение переговоров, принятие договора, установление его аутентичности, подписание и другие способы выражения согласия на обязательность договора.

Полномочия должны выдаваться компетентными органами государства в соответствии с его внутригосударственным правом. Например, полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров РФ предоставляются: а) в отношении договоров, заключаемых от имени РФ, - Президентом, а в отношении договоров, заключаемых от имени РФ, по вопросам, относящимся к ведению Правительства, - правительством РФ. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента или Правительства Министерством иностранных дел; б) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства, - Правительством РФ. Такие полномочия оформляются министерством иностранных дел; в) в отношении договоров межведомственного характера - федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти. Кроме полномочий лица, ведущие переговоры, получают от своих правительств инструкции, которые определяют позицию делегаций по обсуждаемым вопросам.

По Конституции Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» 1997 г. в пределах своих полномочий заключает международные договоры (ст.21). Председатель Правительства и министр иностранных дел РФ в силу своих функций и в соответствии с международным правом ведут переговоры и подписывают международные договоры.

Федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции вправе вести переговоры и подписывать международные договоры межведомственного характера.

Федеральный закон «О международных договорах РФ» определяет полномочия государственных органов относительно инициативы заключения договоров. Предусмотрены две процедуры - рекомендации и предложения о заключении международных договоров. Федеральный Закон о международных договорах Российской Федерации. Комментарий. М.,1996. С..29 Рекомендации в зависимости от характера затрагиваемых вопросов представляются на рассмотрение Президента или Правительства РФ. Правом на это обладают по вопросам их ведения Государственная Дума, Совет Федерации, субъекты Федераций, а также Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Генеральная прокуратура, Центральный банк и Уполномоченный по правам человека.

Предложения о заключении международных договоров представляются Президенту непосредственно Министерством иностранных дел. Другие федеральные ведомства по вопросам их ведения представляют предложения совместно с Министерством иностранных дел или по согласованию с ним.

При заключении двусторонних договоров участники обмениваются полномочиями, а при заключении много сторонних (на специальной конференции или в рамках международной организации) полномочия сдаются в секретариат или специальный комитет по проверке полномочий.

Одним из основных этапов разработки договора являются переговоры по согласованию текста договора. Имеются три основные формы выработки согласованных договорных текстов: через обычные дипломатические каналы; международные конференции; международные организации (при подготовке многосторонних договоров). Проекты многосторонних договоров нередко подготавливаются международными органами, в частности, органами ООН.

Принятие текста договора чаще всего осуществляется голосованием. Тексты двусторонних договоров принимаются единогласно. Многосторонние договоры могут приниматься путём консенсуса (без голосования) или 2/3 голосов. Консенсуальная форма активно применялась при подготовке Заключительного акта Совещания в Хельсинки (1975 г.).

Установление аутентичности текста. После завершения переговоров наступает необходимость зафиксировать тот факт, что подготовленный текст является окончательным и дальнейшим изменениям не подлежит. Это называется установлением аутентичности договора. Аутентичность текста двустороннего договора может устанавливаться путем парафирования, т.е. постановки уполномоченными своих инициалов. Кроме этого, применяются следующие способы установления аутентичности текста многосторонних договоров: путем включения его текста в заключительный акт международной конференции, принятия международной организацией специальной резолюции, например открывающей договор для подписания. Часто стадия установления аутентичности совпадает с подписанием договора.

Согласие на обязательность договора выражается в разных формах: подписание, ратификация, обмен документами, образующими договор, утверждение, принятие, присоединение.

Подписание договора является важнейшим способом выражения согласим государства на обязательность для него договора, если он не требует последующей ратификации. Оно дает также право, подписавшему договор государству совершить ратификацию, присоединение. Подписание двусторонних договоров между государствами осуществляется на основе принципа альтерната или чередования.

Ратификация - это утверждение договора высшим органом государственной власти, в результате чего он приобретает обязательную для этого государства силу. В соответствии со ст. 14 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. согласие государства на обязательность для него договора выражается ратификацией, если а) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией; б) участвующие в переговорах государств договорились о необходимости ратификации; в) представитель государства подписал договор под условием ратификации; г) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или 6ыло выражено во время переговоров.

Порядок ратификации определяется внутренним правом государства. В соответствии с Конституцией РФ ратификация осуществляется Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания. Обязательной ратификации, согласно Закону о международных договорах РФ, подлежат договоры: а) вносящие изменения в законодательство; б) об основных правах человека; в) о территориальном разграничении; г) об основах отношений, а также по вопросам разоружения, мира и безопасности; д) об участии в союзах и организациях, если такие договоры предусматривают передачу осуществления части полномочий РФ или юридическую обязательность решений. Известны случаи вынесения вопроса о ратификации особенно важных договоров на референдум.

На основании акта о ратификации глава государства подписывает ратификационную грамоту. Процесс ратификации считается завершённым после обмена ратификационными грамотами (в случае многостороннего договора) или после сдачи её на хранение (в случае многостороннего договора).

Утверждение (принятие) означает одобрение договора тем: органом, в компетенцию которого входит его заключение. Утверждаются только те договоры, которые не подлежат ратификации, но предусматривают необходимость их утверждения. Согласно ст. 20 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» утверждение, принятие договоров осуществляются: Президентом РФ, Правительством РФ в зависимости от вида договора, а также федеральными органами исполнительной власти, от имени которых подписаны договоры.

Присоединение имеет место тогда, когда государство, не участвующее в заключении договора, изъявило желание стать его участником на условиях, в нем предусмотренных. Присоединение возможно как к действующему договору, так и к договору который не вступил в силу. В Российской Федерации присоединение осуществляется теми же органами, что и утверждение (ст. 21 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).

Оговорка - одностороннее официальное заявление государства при подписании, ратификации, принятии или утверждении им международного договора или присоединения к нему, посредством которого государство желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству. Дипломатический словарь. Т.2. М., 1986. с.295. Оговорка не может быть сделана, если: а) данная оговорка запрещается договором; б) договор предусматривает, что можно сделать только определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит; в) оговорка несовместима с объектом и целями договора.

Право на оговорку является суверенным правом каждого государства. Оно дает возможность стать участником договора, государствам, которые принимают основные положения договора, его объект и цели, но в силу различных причин не могут согласиться с отдельными, чаще всего второстепенными, частями договора. Оговорка и возражение против нее должны быть сделаны в письменной форме и доведены до сведения договаривающихся государств - участников договора или имеющих право стать ими. Есть немало договоров, не допускающих оговорок вообще (например, Договор о создании Экономического союза стран СНГ).

Если оговорка сделана при подписании договора, подлежащего ратификации, принятию или утверждению, она обычно содержится в ратификационной грамоте, в протоколе об обмене или сдаче на хранение ратификационных грамот или же в обоих этих документах. Государство - участник договора может в любое время снять свою оговорку или возражения против неё.

Депозитарий. Депозитарием называется хранитель подлинника многостороннего договора и всех относящихся к нему документов (заявлений, оговорок, ратификационных грамот, документов о принятии, присоединении, денонсации и т.д.). Депозитарием может быть одно или несколько государств, международная организация или главное административное должностное лицо такой организации (например, Генеральный секретарь ООН является депозитарием Пактов о правах человека 1966 г). Если депозитариями является несколько государств (например, по Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г. депозитариями являются правительства СССР, Великобритании и США), то можно сдать документы, относящиеся к данному договору, одному из указанных правительств.

Права и обязанности депозитария установлены Венской конвенцией 1969 г. (ст. 77), но иногда оно определяются в самом многостороннем договоре. Функции депозитария состоят: а) в хранении подлинного текста многостороннего договора и переданных депозитарию полномочий; б) в подготовке заверенных копий с подлинного текста и подготовке любых иных текстов договора на таких других языках, которые могут быть предусмотрены договором, в) в получении подписей под договором, в информировании участников о документах, уведомлениях и сообщениях, относящихся к договору; г) в информации государств о том, когда число подписей, ратификационных грамот или документов о принятии, утверждении или присоединении, необходимых для вступления договора в силу, было получено или депонировано; д) в регистрации договора в Секретариате ООН.

Регистрация. Вопрос о целесообразности регистрации решают сами государства-участники. Согласно ст. 102 Устава ООН всякий договор, заключенный любым членом Организации, может быть зарегистрирован в Секретариате ООН, который вносит зарегистрированный договор в специальный реестр и публикует его.

Отказ в регистрации договора в Секретариате ООН не позволяет сторонам ссылаться на него в споре, разбираемом в системе органов мирного разрешения споров, действующей в ООН, в частности в Международном суде ООН.

В России договоры публикуются в Собрании законодательства РФ и Бюллетене международных договоров.

Основные документы, регулирующие право международных договоров:

Венская конвенция о праве международных договоров 1980 г.

Конвенция о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г.

1. По количеству участников

Двусторонние

многосторонние

2. По вопросам, в них рассматриваемых

Общие многосторонние договоры

Договоры, имеющие глобальное значение

Специальные договоры

3. По территориальному влиянию

Универсальные

Региональные

локальные

4. По доступности-участия в международном договоре

Открытые

закрытые

Объект международного договора определяется по его наименованию или исходя из содержания общих положении.

Сторонами международного договора могут быть только субъекты международного права.

Форма международного договора - как правило письменная, хотя Венская конвенция о праве международных договоров признает и устную форму.

Структура международного договора:

1. Состав участников договора

2. Права и обязанности сторон

    Порядок ратификации и денонсации договоров

    Условия действия договора

5. Оговорки в международном договоре

6. Порядок толкования международного договора.

Наименование международного договора

Пакт - военно-политический договор

Соглашение - межправительственный договор по экономическим вопросам.

Конвенция - договор по техническим (процессуальным) вопросам.

Картель - договор о выдаче преступников и по военнопленным.

Конкордат - договор, заключенный с Ватиканом.

Порядок и стадии заключения международных договоров

Стадии заключения международных договоров

1. Согласование воль государств и других субъектов МП относительно содержания и текста международного договора, а также определенных просил поведения участников. Эта стадия осуществляется либо путем предоставления предложений по дипломатическим каналам, либо на международных конференциях.

Если подготовка текста осуществляется на конференции, то для данной стадии определена специальная процедура.

Если подготовка текста осуществляется в рамках международной организации, то она осуществляется по правилам международной организации.

При постатейном принятии условия международного договора, он принимается по принципам консенсуса - всеобщего одобрения. В силу принципа консенсуса голосовать против нельзя (пример: в 1982 г. при принятии конвенции по морскому праву, Мальта заявила отказ подписывать конвенцию. В силу принципа консенсуса остальные государства не смогли подписать конвекцию и прибегли к давлению на Мальту, которая в итоге согласилась подписать конвенцию.)

2. Подписание (утверждение, ратификация, парафирование и т.д.)

В силу общего принципа международные договоры подписываются:

Межгосударственные договоры - подписываются главами государств

Межправительственные.

Межведомственные договоры - подписываются главами соответствующих ведомств

Дипломатические представитель может по поручению главы своего государства подписать любой договор.

Некоторые понятия присущие подписанию международных договоров.

« Подпись со скрепой» - подписание международного договора главой ведомства иностранных дел.

Парафирование - правило, согласно которому в каждом нижнем углу каждой страницы ставится подписи участников договора, которые скрепляются печатью. На последней странице договор подписывается в целом.

Правило альтерната - в двухстороннем договоре каждый подписывает свой экземпляр первым. В многостороннем договоре договор подписывают по очереди в порядке латинского алфавита.

Аутентичность текстов - тексты договора оформляются на языках участников договора, при этом разноязычные тексты должны по своему логическому содержанию соответствовать друг другу. При этом обязательно указание, что в случае разночтений, преимущество имеет текстовка на том или ином языке.

Депозитарий - хранитель текста договора, может выступать в лице одной из сторон договора, какой-либо международной организации или третьей стороны. В договоре оговариваются функции депозитария, как- то: хранение текста договора, принятие ратификационных грамот, разрешение споров по договору и др.

Ратификация - в ряде государств ряд договоров подлежит последующему одобрению высшим органом государственной власти соответствующего государства. При этом оформляется ратификационная грамота, которая состоит из:

1. Преамбулы

    Положений о действии в отношении государства.

Один из экземпляров сдается контрагенту или депозитарию.

Оговорка - одностороннее действие, посредством которого государство желает исключить из текста договора положение, которое по его мнению противоречит тексту договора или по другим основаниям.

Оговорка может быть сделана с условиями:

1. Если договор прямо не запрещает оговорок, а также пои подписании, ратификации, утверждении и присоединении к международному договору.

2. Если договор подлежит ратификации, то оговорка сделанная при подписании, должна быть воспроизведена, в ратификационной грамоте.

3. Если договор заключен между ограниченным числом участников, или если из объекта и целей следует, что он должен применяться между отдельными участниками, то договор должен приниматься всеми участниками договора, однако, если одна -из сторон возражает против оговорки, то это не препятствует участию государств в -ним договоре, но между тем государством, которое возражает против оговорки и государством, которое то сделала правоотношение по вопросу оговорки не действует.

4. Участник, сделавший оговорку вправе в любой момент ее снять

Регистрация и публикация международных договоров. Действие договоров

Члены ООН обязаны в соответствием с п.102 Устава ООП регистрировать в ООН свои международные договоры. Если договор не зарегистрирован, то государства лишаются права на него ссылаться.

Договоры подлежат имплементации (подробнее см. лекцию 1).

Исполнение договоров подчинено принципу добросовестного исполнения договоров pacta sund servanda (подробнее ем. лекцию 2 )

Прекращение действия международных договоров

Прекращение действия международного договора- есть утрата его юридической силы.

Прекращение договора возможно:

1. При истечении срока договора

2. При обоюдном согласии сторон

3. При возникновении новой нормы

4. Денонсации на условиях договора

5. Признания договора недействительным в силу принуждения государства к его подписанию, обмана, ошибки. противоречия договора норме jus cogeiu.

6. В силу коренного изменения обстоятсльст rebus sic slantibus (не может применяться в отношении договоров, устанавливающих границу, и в результате, изменения обстоятельств при нарушении договора стороной, ссылающейся на эти обстоятельства).

Денонсация возможна только на условиях договора, осуществляется высшим, органом государственной власти, с уведомлением контрагента.

Аннулирование - признание договора недействительным в одностороннем порядке.

Приостановление договора - прекращение его действия на определенное (неопределенное) время.

Лекция 8: Правопреемство государств

Сущность правопреемства государств

Правопреемство государств – переход прав и обязанностей в результате смены одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

Государство является единством трех элементов - населения территории и власти, однако только изменение территориального верховенства влечет за собой правопреемство, изменение власти

(смена формы правления или организации власти) или населения (уменьшение или увеличение численности) правопреемства не влекут.

При правопреемстве права и обязанности государства предшественника переходят государству преемнику.

Правопреемство бывает:

Полное (универсальное)

Частичное (сингулярное)

Правопреемство по принципу tabula rasa (лат. чистая доска) -отсутствие какого либо правопреемства – явление характерное для государств, освободившихся от колониального гнета.

Моментом правопреемства считается дата образования нового государства.

Правопреемство имеет место при

    Объединении государств

    Разделении государств

    Отделения от государства части территории

    Передачи части территория одного государств другому

    Правопреемство государств может осуществляться в отношении

    Международных договоров

    Государственной собственности

    Государственных архивов

    Государственных долгов

    Государственной территории, государственной границы

    Членства в международных организациях

Международные договора по вопросам правопреемства.

Правовые нормы, регулирующие международные отношения по вопросам правопреемство носят характер норм обычного права или определяются соглашениями заинтересованных государств.

По вопросам правопреемства были приняты две конвенции:

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, 1978 г.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.

Однако, будучи принятыми, они так и не вступили в силу, т.к. к началу 1993 г не достигли минимально необходимого для вступления в силу ратификаций.

В связи с распадом СССР был заключен комплекс договоров по вопросу правопреемства между странами СНГ

«Минское соглашение 8. 12. 1990 г.»

Алма-атинская декларация стран СНГ 1991 г.

Соглашение о распределение всей собственности бывшего СССР за рубежом, 1992 г.

Основные моменты правопреемства государств в отношении международных договоров случаях разделения государств, отделения от государства части территории, объединения государств

Правопреемство не затрагивает договоров, устанавливающих границы и их режим, а также обязательства, относительно пользования любой территорией, установленных в пользу иностранного государства.

При отделении от государства его части (разделении государства), если одна из его частей продолжает существовать как государство предшественник, то в его договорных отношениях не происходит изменений. Договоры, которые регулируют правоотношения, связанные с отошедшей территорией подлежа! пересмотру. .

Если же на новой территории возникает новое государство, то. в МП существует две позиции:

    Новое государство не несет обязательств по договорам государства-предшественника

(принцип tabula гаsа) - самая распространенная позиция;

2. Полное правопреемство нового государства в отношении договоров, регулирующих правоотношения территории вновь образованного государства (п.1 ст.34 Конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров).

При объединении государств вес их договоры сохраняют силу, но применяются лишь в части той территории объединенного государства, в отношении которой они находились в силе в- момент правопреемства. Данное правило применимо как к объединению государств, при котором возникает новое государство (например, Объединенная Арабская Республика 1958 г.), так и при присоединении одного государства к другому, с сохранением одним и государств прежней правосубьектности.

Однако при объединении ГДР с ФРГ возникла некоторая специфика правопреемств нового государства ФРГ в отношении договоров ГДР, связанная с различием социально-политических. систем государств. Они согласно договору об объединении Германии подлежали сохранению, пересмотру либо аннулированию. Договоры ФРГ сохранили свое действие на территорию бывшей ГДР. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов, государственного долга.

Под государственной собственностью государства-предшественника понимается имущество, права и интересы.. которые на момент правопреемства государств принадлежали согласно внутреннему праву государства предшественника этому государству (ст.8 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.)

В качестве общего правила переход права собственности осуществляется без какой либо компенсации, если стороны не договорились об ином (ст. 11) "

При объединении государств вся собственность государств- предшественников переходит к новому государству.

При передаче части территории одного государства другому, и также при отделении от государства его части с образованием нового государства к государству-преемнику переходит

Вся недвижимая собственность;

Движимая собственность, неотделимая от собственности недвижимой (подвижной состав железных дорог, автомобили и другие транспортные средства, оружие).

Собственность государства-предшественника, находящаяся зарубежом переходит к государствам-преемникам территории «в справедливых долях» (ст. 18), либо с возможностью компенсации.

Правопреемство государственных долгов

К государственным долгам согласно Венской конвенции отнесены любые финансовые обязательства государств--предшественников в отношении другого субъекта МП, возникшие в соответствии с МП. К государственным долгам не. относятся рачительные области финансовых обязательств государства, долги государства в отношении физических и юридических лиц как на территории государства, так и за рубежом.

Венская конвенция закрепила, что «правопреемство государств как таковое не затрагивает прав и обязательств кредиторов» (ст.36). Долг государства преемника переходит к государству, (вам) -предшественнику (кам) в справедливой доле (долях).

В отношении нового независимого государства правопреемство в отношении государственного долга правопредшественник. отсутствует. В отношении нового независимого государства какое-либо правопреемство вообще невозможно, т.к. нельзя передать суверенные права не обладая ими. В данном случае объектом правопреемства является территория, а не права и обязанности.

Правопреемства государств в отношении членства, в международных организация невозможно. Новые государства вновь вступают в открытые международные организации. Что касается России, то ее членство в ООН ее тем, что Россия стала правопреемником СССР, а его продолжателем.

Лекция 9: Дипломатическое и консульское право

Дипломатическое и консульское право в своей совокупности составляют право внешних сношений, которое в целом регулирует межгосударственные официальные отношения.

Понятие дипломатического и консульского права, их источники

Дипломатическое право необходимо для реализации государством права посольства, которое состоит из:

Активного права посольства право государства открывать дипломатические представительства за рубежом;

Пассивного права посольства право государства принимать иностранные посольства.

Дипломатическое право состоит из норм обычного права, которые кодифицированы следующих конвенциях:

Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. ;

Конвенции о специальных миссиях 1969 г.

Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.

Установление дипломатических отношений между государствами следует за признанием государства де-юре. Однако, установление дипотношений не всегда влечет за собой открытие представительств. Тем не менее, открытие дипломатического представительства всегда свидетельствует о признании государства и установлении дипломатических отношений.

Процедура назначения и принятия дипломатического представителя называется аккредитацией.

Заключается она в следующем. По прибытии в страну пребывания представитель должен подучить агреман - согласие страны пребывания на назначение! именно данного лица в соответствующем качестве. Страна пребывания вправе отказаться без мотивировки от выдачи агремана. Выдача агремана делает прибывшего представителя persona grata (желательное лицо).

После получения агремана дипломатический представитель получает от главы своего государства верительную грамоту-документ удостоверяющей его полномочия, которые затем вручаются главе государства назначения. Один экземпляр верительной грамоты вручается главе МИДа, другой главе государства.

Миссия дипломатического представителя прекращается по инициативе его государства (отставка, новое назначение, болезнь), либо по инициативе страны-пребывания (признание представителя persona поп grata.)

Виды дипломатических представительств подразделены на два вида, в соответствии с классом главы представительства:

Первый класс: послы аккредитуемые при главах государств;

Второй класс: посланники аккредитуемые при главах государств:

Третий класс: поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел.

Виды дипломатических представительств:

1. Посольство - во главе стоит чрезвычайный и полномочный посол;

2. Миссия - во главе стоит, посланник или поверенный в делах.

Функции д ипломатического представительства:

1. Представительская представляет свое государство в стране пребывания (глава представительства ознаменует в своем лице главу государства, его назначившего, оскорбление посла издревле считалось оскорблением государя);

2. Защитная - защита своих Граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории представляемого государства, находящихся на территории государства пребывания представительства.

3. Информационная

4. Консульская - дипломатическое представительство вправе осуществлять консульские функции (при дипломатических представительствах могут существовать консульские отделы).

Консульское право - совокупность норм, регулирующих консульские отношения между государствами, включая статус и функции консулов.

Консульское право состоит из норм обычного права, которые кодифицированы в следующих конвенциях:

Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. (вступила в силу в 1967 г);

Различными двусторонними консульскими конвенциями между государствами.

Консульские отношения представляют собой международные административно-правовые отношения, предназначенные для защиты, прав и интересов физических и юридических лиц одного государства на территории другого.

Консульские отношения могут существовать и при отсутствии между государствами дипломатических отношений (например в случае признания государства де-факто). Тем не мене, установление дипломатических отношений влечет за собой и признание разрешения консульских отношений.

Возможно существование как отдельных консульских представительств, консульских отделов при дипломатических представительствах, так и функционирование выездных миссий консульских отделов в различных регионах государства-пребывания, но на их функционирование необходимо согласие последнего.

При назначении консул получает от своего государства консульский патент, после прибытия на территорию государства -пребывания он обязан получить от принимающего государства экзекватуру (согласие на осуществление консульских функций), в которой может быть последним и отказано без объяснения мотивов отказа.

Консульские функции:

1. Защита интересов своего государства и его граждан, а также юридических лиц;

2. Содействие развитию дружественных отношений, прежде всего экономических, культурных и научных;

3. Информация в области консульской деятельности, включающая в себя предоставление соответствующих сведений заинтересованным лицам;

4. Различные административные функции (выдача виз, паспортов, регистрация жительства)

5. Нотариальные действия (завещания, " переводы, удостоверение фактов и т.д.)

6. Помощь экипажам Морских, речных и воздушных судов (инспекция их- состояния, расследование происшествий," разрешение споров между капитаном и экипажем).

7. Юридическая помощь (консультирование, представительство граждан Своего государства в судебных и иных учреждениях, оказание помощи в исполнении судебных решений)

Консулы осуществляют свои функции в пределах консульского округа, границы которого, как правило, совпадают с границами административно-территориального образования, порта или всею государства

Дипломатический и консульский корпус

Дипломатический (консульский) корпус – совокупность дипломатически (консульских, соответственно) представителей на территории государства пребывания.

Ранги дипломатических представителей:

1. Чрезвычайный н полномочный посол;

2. Чрезвычайный и полномочный посланник;

3. Советник посольства 3,2 и I класса;

4. Атташе 3,2 и I класса;

5. Секретарь

Представители Ватикана носят наименование «нунций» («интернунций»). .

Дипломатический представитель - как правило гражданин страны его назначившей, хотя прямого запрета на иностранное гражданство представителя в МП нет.

Во главе посольского корпуса стоит декан (старейшина), которым как правило является дипломатический представитель старейший по времени нахождения в стране по отношению к другим аккредитованным представителям ранга.

Организация консульского корпуса аналогична, также во главе стоит декан.

Дипломатический (консульский) корпус осуществляет протокольные функции.

Консульские ранги:

1. Консульский агент (руководит консульским агентством):

2 Генеральный консул (руководит генеральным консульством);

3. Консул (руководит консульством);

4. Вице-консул; (руководит вице консульством);

Кроме того, если государство не имеет средств, для содержания консула, то оно может и должность почетного консула. Почетным консулом может быть как гражданин назначающего государства, так и иностранец (как правило происхождением или национальностью соответствующий государству, его назначившему). Существует он за счет вознаграждений за совершение им консульских функций.

Смысл дипломатического консульского иммунитета и привилегий, их отличие друг от друга

Дипломатические иммунитеты и привилегии:

1. Неприкосновенность помещения дипломатического представительства (территория представительства экстерриториально по отношению к юрисдикции государства-пребывания, кроме того власти последней должны оказывать содействие представительству подыскании и содержании помещения);

2. Неприкосновенность транспортного средства дипломатического представительства (оно также экстерриториально, однако автоинспекция «праве фиксировать нарушения и сообщать об этом в МИД водителя транспортных средств не обладая дипломатической неприкосновенностью не подпадают под признаки экстерриториальности);

3. Неприкосновенность архивов дипломатического представительства;

4. Фискальный иммунитет (представительства и его члены освобождаются от всех видов налогов и обязательных платежей в связи со своей деятельностью, однако работники дипломатического представительства - граждане страны пребывания уплачивают подоходный и иные обязательные налоги);

5. Право использовать свой государственный флаг и герб, вправе осуществлять внеочередную телефонную, телеграфную и иную связь, включая возможность использования кодов (при этом запрещено прослушивание переговоров, дипломатическая почта не подлежит вскрытию, а дипломатические курьеры неприкосновенны);

6. Личный иммунитет - дипломатические представители, т.е. лица, обладающие дипломатическим рангом, а также члены их семей, не могут, быть подвергнуты аресту или задержанию, неприкосновенно их постоянное и временное жилище и имущество, они пользуются иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции. Однако дипломат обязан уважать и соблюдать законы страны пребывания (не исключена возможность привлечения его к уголовной ответственности у себя на родине). Кроме того. допустимы вещного иска касающиеся недвижимого имущества дипломата; Иски касающиеся прав наследования; иски, относящиеся к любой профессиональной деятельности дипломата, не относящейся к его официальным функциям, хотя Венская конвенция 1969 г. и запрещает такую деятельность.

7. Дипломат не обязан давать свидетельские показания, но может дать согласие на свое участке по делу в качестве свидетеля;

8. Таможенный иммунитет дипломата освобождение от всех таможенных пошлин, его багаж не подлежит досмотру. В случае досмотра, при наличии достаточно веских оснований полагать наличие в багаже контрабанды, обязательно присутствие дипломата или его представителя при досмотре.

Иммунитет дипломатического представительства и дипломата абсолютный и применим даже в случае его злоупотребления. Члены семей дипломата обладают аналогичным иммунитетом. Таким же иммунитетом обладает административно - технический, а также обслуживающий персонал представительства, за исключением иммунитета при действиях, совершенных ими не при исполнении служебных обязанностей.

Если иммунитет и Привилегии дипломатических представителей государств носит характер обычных норм, то иммунитет представителей международных организаций оговаривается в международных договорах (например: Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН,1946г.)

Объем консульских иммунитета и привилегий в целом аналогичен дипломатическим, однако здесь есть некоторые моменты, не применимые к дипломатическим Представителям:

    Консульские работники могут быть лишены свободы, но только по приговору суда за совершение тяжкого преступления;

    В отношении консульского работника государство пребывания вправе возбудить уголовное дело и он обязан являться в компетентные органы (при этом, а также при задержании обязательно уведомление ими консульского учреждения);

    Персонал консульского учреждения может быть вызван в суд в качестве свидетеля. Отказ консулом от дачи показаний недопустим.

    Предъявление иска консульским работником лишает его права ссылаться на свой иммунитет в случае предъявления ему встречного иска.

    Государство может отказаться от иммунитета консульских работников.

Понятие специальной Миссии

Специальная миссия - временное представительство государства, которое направляется одним государством в другое с согласия последнего для разрешения специальных вопросов или для выполнения специального задания (Конвенции о специальных миссиях 1969 г.)

Такие миссии называют еще миссиями ad hoc, а их деятельность дипломатией ad hoc.

На членов специальных миссий распространяются все привилегии и иммунитеты, распространяемые на дипломатических представителей.

Правовой статус глав государств, правительств и министров иностранных дел

Полномочия главы государств зависят от его конституционной системы.

Так Президент РФ представляет свое государство в международных отношениях (аналогично и в иных странах СНГ). Президент:

    осуществляет руководство внешней политикой

    утверждает военную доктрину

    утверждает доктрину внешнеполитическую

    ведет переговоры

    подписывает международные договоры

    назначает дипломатических представителей

    принимает верительные и отзывные грамоты

    объявляет войну, нейтралитет, перемирие и др.

--« В соответствии с Конституцией РФ Правительство, а значит и его глава осуществляет меры по обеспечению «реализации внешней политики» (п. «д.» ч.1 ст.114), поэтому функции главы правительства в области права внешних сношений характеризуются полномочиями, делегированными ему главой государства. Глава правительства также вправе подписывать межправительственные договоры.

Министр иностранных дел - как глава органа исполнительной власти осуществляет следующие полномочия:

    разработка и представление Президенту общей стратегии внешней политики;

    реализация внешнеполитического курса;

    координация международных связей;

    обеспечение дипломатической защиты интересов твоего государства;

    защита прав и интересов граждан и юридических лиц за рубежом;

    обеспечение дипломатических и консульских отношений;

    координация деятельности и контроль за работой федеральных органов исполнительной власти в области внешних сношений.

МИД разрабатывает проекты договоров; осуществляет наблюдение за осуществлением переговоров; контролирует исполнение международных обязательств; ведет работу по имплементации международного права; хранит подлинники, международных договоров, ведет их регистрацию, контролирует соответствие проектов международных договоров законодательству и МП.

4. Заключение международных договоров

Стадии заключения договора. Заключение международных договоров представляет собой процесс, который включает следующие стадии: подготовка и принятие текста договора, установление аутентичности текстов договора и выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора.

Заключению договора предшествует договорная инициатива, то есть предложение какого-либо государства или же группы государств или международной организации заключить определенный договор с одновременным представлением проекта текста договора. Договорная инициатива облегчает процесс заключения договора, прежде всего работу над самим текстом.

Полномочия и уполномоченные. Законодательство государств и правила международных организаций определяют, какие органы могут от их имени заключать договоры. Как правило, договоры от имени государств или международных организаций заключают специально уполномоченные такими органами лица. Этим лицам выдается документ, который называется полномочиями. Полномочия могут выдаваться на все стадии заключения договора или только на какую-то определенную стадию.

Международное право установило, что определенные лица, представители государств или международных организаций, не нуждаются в полномочиях. Это положение нашло закрепление в ст. 7 Венских конвенций 1969 и 1986 годов. В этой статье предусматривается, что главы государств, главы правительств и министры иностранных дел не нуждаются в полномочиях и могут совершать все действия, относящиеся к заключению договоров. Главы дипломатических представительств и представительств при международных организациях, а также главы делегаций на международных конференциях также не нуждаются в полномочиях лишь в целях принятия текста договора.

В соответствии со ст. 12 российского Закона о международных договорах Президент, Председатель Правительства и министр иностранных дел Российской Федерации могут вести переговоры и подписывать договоры без предъявлений полномочий. Федеральный министр и руководитель иного федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции ведут переговоры и подписывают договоры также без предъявлений полномочий. Без предъявлений полномочий глава российского дипломатического пред-ставительства или глава представительства при международной организации вправе вести переговоры в целях принятия текста договора между Россией и государством пребывания или в рамках международной организации.

Полномочия предоставляются соответствующим лицам Президентом либо Правительством России. Они оформляются соответственно от имени Президента либо Правительства Министерством иностранных дел. В отношении договоров межведомственного характера полномочия предоставляются федеральным министром или руководителем иного федерального органа исполнительной власти.

Международная организация представляется лицом, имеющим специальные полномочия, либо лицом, которое на основании правил международной организации представляет ее без предъявлений полномочий (ст. 7 Венской конвенции 1986 г.).

Подготовка текста договора. Подготовка текста договора осуществляется путем переговоров через обычные дипломатические каналы, на международных конференциях и в международных организациях. Путем дипломатических переговоров подготавливаются, как правило, тексты двусторонних договоров. В международных организациях подготавливаются тексты многосторонних договоров, и такую подготовку осуществляют их главные органы либо специально созданные для таких целей вспомогательные органы. Так, в рамках ООН действует Комиссия международного права, вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи, которая подготовила ряд проектов конвенций. В международной практике имеются примеры, когда международная конференция сама вырабатывала проект договора. В качестве примера можно назвать Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, текст которой III Конференция ООН готовила с 1974 по 1982 год.

Принятие текста договора. Принятие текста договора является необходимой процедурой. Международная практика выработала различные формы принятия текстов договора. Такими формами могут быть подписание или парафирование текста договора. На международной конференции текст договора принимается путем голосования за него двух третей государств, присутствующих и участвующих в голосовании, если иное не было установлено ее участниками (ст. 9 Венской конвенции 1969 г.).

В международных организациях тексты договоров принимаются в соответствии с правилами таких организаций. Текст договора обычно включается в качестве приложения к принимаемой в этой связи резолюции.

Текст договора может быть принят в международных организациях и на международных конференциях посредством консенсуса, то есть без голосования, путем согласования позиций участников и при отсутствии официальных возражений со стороны любого из участников.

Установление аутентичности текста договора. Принятие текста договора сопровождается и такой процедурой, как установление его аутентичности. Аутентичность текста договора означает, что данный текст является подлинным и достоверным. После того, как установлена аутентичность, текст договора не подлежит дальнейшим изменениям.

Как указывается в ст. 10 Венской конвенции 1969 года, «текст договора становится аутентичным и окончательным» путем процедуры, о которой условились участвующие в переговорах государства, либо путем подписания, подписания ad referendum, парафирования самого текста договора или же заключительного акта конференции, содержащего этот текст.

Подписание ad referendum (условное подписание) означает, что такое подписание нуждается в последующем подтверждении соответствующим государством или соответствующей международной орга-низацией. Парафирование предполагает подписание, как правило, инициалами уполномоченных лиц первой или последней страницы либо каждой страницы текста договора.

Способы выражения согласия на обязательность международного договора. Последней стадией заключения договора является выражение субъектами международного права согласия на его обя-зательность. Международная практика к таким способам относит подписание, обмен документами, образующими договор, ратификацию, акт официального подтверждения, утверждение, принятие, одобрение, присоединение к договору. Это нашло закрепление в ст. 11 Венских конвенций 1969 и 1986 годов. Однако этот перечень не является исчерпывающим. Как указывается в названных статьях, стороны могут договориться и об иных способах выражения согласия на обязательность договора.

Наиболее распространенным способом выражения согласия на обязательность договора является подписание. Подписание двусторонних договоров осуществляется в порядке альтерната (чередования).

Альтернат означает, что подписи представителей государств ставятся друг против друга либо одна под другой. В экземпляре договора (на двух языках) подпись слева (в текстах на арабском языке – справа) или сверху ставит представитель того государства, у которого будет храниться данный экземпляр договора. В таком экземпляре название этого государства упоминается первым.

Подписи под многосторонними договорами ставятся одна под другой в алфавитном порядке названий государства на языке, о котором договорились участники. Обычно подписание многостороннего договора открыто до определенного срока либо до вступления в силу.

В том случае, если подписание предшествует ратификации, утверждению или одобрению, Венские конвенции 1969 и 1986 годов (ст. 18) предусматривают, что государства и международные организации должны воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели.

Ратификация – это один из способов выражения согласия государств на обязательность договора. Как правило, ратификация осуществляется высшим органом государственной власти – парламентом либо главой государства.

Венские конвенции 1969 и 1986 годов не определяют, какие конкретно договоры подлежат ратификации. В них только устанавливается, что договор подлежит ратификации, если об этом условились договаривающиеся государства либо их представители подписали договор под условием ратификации.

Как правило, законодательные акты государств предусматривают, какие договоры подлежат обязательной ратификации. Так, в соответствии с Конституцией РФ и законом «О международных договорах Российской Федерации» 1995 года ратификация осуществляется в форме федерального закона. В законе устанавливается, какие договоры подлежат ратификации, например договоры, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, договоры, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина, договоры о территориальном разграничении и др.

Международные организации в целях выражения своего согласия на обязательность договора применяют акт официального подтверждения, который приравнивается к ратификации.

Утверждение, принятие, одобрение также являются способами выражения согласия на обязательность договора. Они применяются в том случае, если об этом условились договаривающиеся стороны либо это предусмотрено нормативными актами таких сторон. Обычно утверждение, принятие и одобрение осуществляются тем государственным органом (как правило, органом исполнительной власти), от имени которого заключен договор.

Закон «О международных договорах Российской Федерации» предусматривает применение таких способов, как утверждение и принятие, которые могут осуществляться Президентом РФ, Правительством РФ либо федеральным органом исполнительной власти. Утверждение и принятие международного договора, как следует из закона, возможно и в форме федерального закона.

Присоединение используется в том случае, когда государство или международная организация, не участвовавшие в переговорах по заключению договора, решили стать его участниками. Как правило, присоединение осуществляется в отношении договоров, вступивших в силу. Присоединение осуществляется также в том случае, когда государство, хотя и участвовало в переговорах по заключению договора и подписало его, однако не выразило согласия на его обязательность до вступления договора в силу. Присоединение может осуществляться в форме ратификации, утверждения, принятия или одобрения, что определяется либо положениями соответствующего договора, либо нормативными актами государства.

Согласие на обязательность договора может быть выражено государствами и международными организациями путем обмена документами (нотами или письмами), образующими договор.

Оговорки к международным договорам. Международное право признает, что государства и другие субъекты имеют право делать оговорки. В соответствии со ст. 2 Венских конвенций 1969 и 1986 годов под оговоркой понимается одностороннее заявление, сделанное государством или международной организацией в любой формулировке и под любым наименованием при подписании, ратификации, акте официального подтверждения, принятии, утверждении или присоединении, посредством которого эти субъекты желают исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству или данной организации.

Государство или международная организация не могут делать оговорки в тех случаях, когда они договором запрещены либо не совместимы с его объектом и целями. Иногда договор прямо предусматривает, к каким его положениям разрешается делать оговорки.

Оговорка изменяет действие договора в целом либо его отдельного положения, к которому сделана оговорка, между государством, сделавшим такую оговорку, и другими участниками договора. Государство может возразить против оговорки и заявить, что договор действует, за исключением положения, к которому сделана оговорка, либо договор не будет действовать в целом между ним и участником, сделавшим оговорку. Если государство признает оговорку, то договор будет действовать между ним и участником, сделавшим оговорку, за исключением соответствующего положения договора.

Оговорка, возражения против оговорки и согласие с ней должны быть сделаны в письменной форме и доведены до сведения договаривающихся сторон. Если оговорка была сделана при подписании договора, который подлежал ратификации, акту официального подтверждения, принятию или утверждению, то она должна быть подтверждена сделавшим оговорку участником при выражении своего согласия на обязательность договора.

Государство, сделавшее оговорку, может в любое время ее снять. Снятие оговорки или возражения против оговорки осуществляется в письменной форме.

Обмен и депонирование ратификационных грамот и других документов. Ратификация, акт официального подтверждения, принятие, утверждение или присоединение оформляются официальными документами. Такими документами являются ратификационные грамоты и документы об официальном подтверждении, утверждении, принятии или присоединении. Эти документы являются, как следует из ст. 16 Венских конвенций 1969 и 1986 годов, формами согласия на обязательность договоров.

В случае двусторонних договоров происходит обмен ратификационными грамотами и документами об официальном подтверждении, принятии или утверждении.

В отношении многосторонних договоров осуществляется сдача названных документов на хранение.

Венские конвенции 1969 и 1986 годов (ст. 16) предусматривают, что вместо обмена или сдачи ратификационных грамот или иных документов может применяться и такая упрощенная форма, как уве-домление о выражении согласия на обязательность договора. Эта форма применяется в том случае, когда она предусматривается в самом договоре. Уведомление осуществляется, как правило, в виде ноты.

Законом «О международных договорах Российской Федерации» 1995 года установлено, что на основании федерального закона о ратификации международного договора Президент РФ подписывает ратификационную грамоту, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел (ст. 18). Обмен ратификационными грамотами и сдача этих грамот на хранение производятся, если стороны не договорились об ином, Министерством иностранных дел РФ либо по его поручению дипломатическим представительством в иностранном государстве или представительством РФ при международной организации (ст. 19).

Депозитарий и его функции. Депозитарий – это хранитель подлинного текста договора, то есть аутентичного текста. Он назначается в отношении многосторонних договоров. В качестве депозитария могут быть назначены одно или несколько государств, международная организация либо главное должностное лицо такой организации. Так, депозитарием Венских конвенций 1969 и 1986 годов и Конвенции ООН по морскому праву является Генеральный секретарь ООН.

В соответствии со ст. 77 Венской конвенции 1969 года и ст. 78 Венской конвенции 1986 года в функции депозитария входит хранение подлинного текста договора и переданных ему полномочий, а также всех документов, относящихся к договору: ратификационных грамот, других документов о согласии на обязательность договоров, документов о денонсации, заявлений об оговорках и возражений против них и т.д. Кроме этих функций депозитарий в соответствии со ст. 77 Венской конвенции 1969 года и ст. 78 Венской конвенции 1986 года осуществляет и такие функции, как подготовка заверенных копий с подлинного текста договора для рассылки участникам, получение подписей под договором, получение и хранение документов, уведомлений или сообщений, изучение вопроса о том, находятся ли эти подписи, документы, уведомления и сообщения в полном порядке и надлежащей форме, информирование участников о таких документах, уведомлениях и сообщениях, регистрация договора в Секретариате ООН и др.

Функции депозитария являются международными по своему характеру. Депозитарий при исполнении своих функций обязан действовать беспристрастно.

Регистрация и опубликование договоров. Статья 102 Устава ООН предусматривает, что государства – члены ООН должны при первой возможности зарегистрировать любой международный договор. В том случае, если договор не будет зарегистрирован, ни одна из сторон договора не может на него ссылаться ни в одном из органов ООН. В соответствии с правилами регистрации и опубликования договоров, одобренными резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1946 г., только вступивший в силу договор подлежит регистрации. Регистрация может быть произведена одной из сторон договора. В этом случае другие стороны освобождаются от обязательства такой регистрации.

Участники Венских конвенций 1969 и 1986 годов на основании ст. 80 и 81 обязаны направить вступившие в силу договоры в Секретариат ООН для регистрации или для хранения и опубликования.

Регистрацию договоров производят и другие международные организации, например ИКАО, МАГАТЭ, МОТ. Даже если договор зарегистрирован в международной организации, он подлежит, как следует из Венских конвенций, обязательной регистрации в Секретариате ООН.

Законом «О международных договорах Российской Федерации» на Министерство иностранных дел возлагается обязанность регистрировать международные договоры РФ в Секретариате ООН ив соот-ветствующих органах других международных организаций.

Зарегистрированные Секретариатом ООН договоры публикуются в специальной серии «Treaty series». Договоры публикуются и другими международными организациями.

Многими государствами предусматривается порядок публикации договоров, заключенных с их участием. Внутригосударственная публикация носит наименование промульгации.

Законом России о международных договорах 1995 года предусмотрен следующий порядок опубликования международных договоров.

Как указывается в ст. 30 Закона, вступившие в силу для России международные договоры, решения о согласии на обязательность которых было принято в форме федеральных законов, подлежат официальному опубликованию в Собрании законодательства Российской Федерации (они также публикуются в Бюллетене международных договоров, являющемся официальным изданием). Остальные международные договоры (за исключением договоров межведомственного характера) публикуются в Бюллетене международных дого-воров. Договоры межведомственного характера публикуются по решению федеральных органов исполнительной власти в официальных изданиях соответствующих органов.

Закон также предусматривает создание Единой государственной системы регистрации и учета международных договоров Российской Федерации, находящейся в ведении Министерства иностранных дел.