Юридические гарантии трудовых прав. Юридические гарантии осуществления трудовых прав

Это участники трудовых отношений и иных связанных с ними отношений.

Виды субъектов тп

1. Субъектами трудовых отношений являются работник и работодатель

2. Субъектами иных отношений являются:

1) представители работников

2) представители работодателей (руководитель или иное уполномоченное им лицо)

3) органы службы занятости

4) органы, рассматривающие трудовые споры (КТС, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, суд)

5) контрольно-надзорные органы

6) органы по социальному обеспечению (Фонды)

7) социальные партнеры (представители работников, представители работодателей и их объединения)

Каждый субъект ТП характеризуется трудовым правовым статусом, в который включаются:

1) правосубъектность (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность)

2) права и обязанности

3) гарантии прав субъектов

4) ответственность

Работник как субъект тп

Работник – это физ. лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Трудовая правосубъектность работника состоит из 2 элементов: праводееспособности и деликтоспособности. Трудовая праводееспособность возникает с достижением возраста, с которого допускается прием на работу на общих основаниях (с 16 лет). До 16 лет трудовая праводееспособность может возникнуть в следующих случаях:

1) с 14 лет при наличии согласия одного из родителей или попечителя, согласия органа опеки и попечительства в свободное от учебы время для выполнения легкого труда, не причиняющего вред здоровью и не нарушающего процесс обучения.

2) Лица, не достигшие 14 лет, могут работать в организациях кинематографии, в театрах, цирках, театральных и концертных организациях, при соблюдении следующих условий:

Согласие 1 из родителей или опекуна;

С разрешения органа опеки и попечительства;

Работа должна быть легкой, невредной, не должна причинять вред нравственному развитию несовершеннолетнего.

Трудовой договор заключают законные представители.

Случаи ограничения трудовой праводееспособности

1) в отношении некоторых категорий работников, в целях охраны их труда (в отношении женщин, подростков, инвалидов);

2) в отношении работников, поступающих на государственную службу;

3) в отношении лиц, ограниченных в трудоспособности решением суда (в случае запрета заниматься определенным видом деятельности, в случае дисквалификации работника)

Трудовая деликтоспособность – способность отвечать своим имуществом за причиненный вред, нести материальную ответственность. Трудовая деликтоспособность возникает с 14 лет и прекращается со смертью.

Права и обязанности работника

Статья 21 ТК.

Гарантии трудовых прав

1. Гарантии при приеме на работу (ст.64)

2. Гарантии при расторжении трудового договора (гл.27 ст.261, 269, 279)

3. Гарантии работникам, совмещающим работу с обучением (гл.26)

4. Гарантии работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей (гл.25)

5. Гарантии по оплате труда работников (ст.130)

6. Гарантии лицам, работающим по совместительству (ст.287)

7. Гарантии женщинам и лицам с семейными обязанностями (ст.259, 260, 261, 264)

8. Гарантии работникам, при направлении их в служебные командировки (гл.24)

9. гарантии работникам, направляемым на работу в представительство заграницу

10. Гарантии в связи с разрешением коллективного трудового спора (ст.405)

11. Гарантии работникам в связи с участием в забастовке (ст.414)

12. Другие гарантии.

Средствами обеспечения реализации основных прав и свобод являются их гарантии защиты. Существуют общегосударственные и специфические юридические гарантии. Также существует деление на политические гарантии защиты, юридические и социально-экономические. Где политические, в свою очередь, определяют направленность политики государства в отношении защиты граждан. Юридические гарантии - устанавливают принципы правового государства, а социально-экономические - определяют материальную основу для всех существующих гарантий.

Определяющей гарантией прав и свобод личности в государстве является гарантия признания непосредственно действующими данных прав и свобод, определяющими деятельность законодательной и исполнительной власти, а также местного самоуправления.

Единый правовой статус личности для каждого человека, который проживает на территории Российской Федерации, гарантирует Конституция РФ, которая относит регулирование прав и свобод человека и гражданина к исключительному ведению Российской Федерации.

Гарантом прав и свобод человека и гражданина, согласно Конституции РФ, признается Президент РФ. При Президенте РФ в 1993 году была создана Комиссия по правам человека, которая позднее, а именно в 2004 году, была преобразована в Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. На данный момент действует Положение о Совете, утвержденное Указом Президента РФ №120 от 2011 года. Для гарантированности государственной защиты прав и свобод личности, для их соблюдения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами в 1994 году была учреждена должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. На сегодняшний день уполномоченным по правам человека является Памфилова Э.А. Уполномоченный по права человека осуществляет свою деятельность на основании Федерального конституционного Закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», принятого в 1997 г.

Таким образом, защита прав и свобод - это либо недопущение нарушений прав и свобод человека и гражданина любыми правовыми и организационными методами, либо восстановление уже нарушенных прав.

Известно также деление гарантий защиты на конституционные, государственные, судебные и личные. Статья 45 Конституции РФ констатирует, что каждый человек имеет право защищать свои права всеми, не запрещенными законом, способами. В этом и состоит личная, собственная защита.

В соответствие с частями 1, 2 статьи 46 Конституции РФ каждому человеку гарантируется судебная защита прав и свобод; решения, действия или бездействие органов власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Помимо этого, все граждане РФ имеют право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, при условии, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты; а также никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Также гражданами РФ могут быть использованы административно-правовые способы защиты своих прав и свобод. Об этом говорит статья 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Подобные обращения, жалобы, заявления могут быть связаны с ущемлением их прав и свобод.

Юридические гарантии защиты прав и свобод личности включают в себя, в частности:

1. обеспечение потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба

2. право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, которая в предусмотренных законом случаях оказывается бесплатно

3. конституционные принципы судопроизводства, например, презумпция невиновности, исключение повторного осуждения за одно и тоже преступление, право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом.

Гарантии правовой защиты прав и свобод личности закреплены не только в положениях основного закона страны, но и в отраслевом законодательстве (гражданском, трудовом и др.). Но, конечно же, необходимо помнить, что у Конституции РФ есть возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, что должно присутствовать в каждом демократическом обществе. Права и свободы человека не абсолютны, в связи с тем, что у каждого окружающего его человека также есть права и свободы.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства и, если это установлено в федеральном законе.

Соответственно, распространение в обществе взглядов, которые направлены на разжигание расовой или национальной ненависти, сведений, причиняющих ущерб интересам обороны и безопасности государства, строго запрещено. Законодательством также возможно ограничить въезд или проживание в каком-либо районе на территории государства, в случае наличия опасности для жизни и здоровья населения. Законом ограничены и права на выезд лиц, которые обладают информацией государственной тайны, в целях государственной безопасности.

Таким образом, Конституция Российской Федерации определила эффективный механизм защиты прав человека, основные положения которого соответствуют требованиям Всеобщей декларации прав человека 1948 года, а также требованиям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Данные требования заключаются в следующем:

1. запрещение законов в Российской Федерации, которые отменяют и умаляют права человека и гражданина;

2. признание за всеми гражданами возможности для правовой защиты своих собственных прав;

3. предоставление людям права на личную защиту своих прав любыми способами, не запрещенными законом;

4. закрепление обязанностей законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления обеспечивать и защищать права граждан своей страны;

5. провозглашение гарантом прав и свобод человека и гражданина Президента РФ;

6. гарантирование каждому лицу права на государственную, судебную защиту его прав, в том числе право обжаловать в суд действия или бездействие государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц;

7. предоставление юрисдикции межгосударственных органов по защите прав человека.

И, конечно же, особое место среди социально-экономических прав занимают права в сфере трудовых отношений. Однако, условия рыночных отношений, рост малых и средних предприятий снижают защищенность граждан. Снижается уровень гарантий трудовых прав граждан, а именно наемных работников. Необходимо отметить, что защищенность работников это одна из главных проблем демократии. В Трудовом кодексе РФ решаются конкретные вопросы защищенности, например вопрос о неблагоприятных условиях труда. Конкретное разрешение в новом Трудовом кодексе нашли вопросы защищенности от дискриминации, от посягательств на достоинство в рамках трудовых правоотношений, от неблагоприятных и вредных условий труда.

В заключении необходимо отметить, что под защитой трудовых прав следует понимать «реализацию защитной функции трудового права, которая отражает и защитную функцию государства».

В систему защиты прав человека включаются судебная, несудебная защита и деятельность неправительственных правозащитных организаций. Из них судебная защита выступает основным способом защиты трудовых прав. Несудебные формы защиты прав человека известны как государственные и общественные.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

3. Правовое регулирование компенсационных выплат: понятие и виды

3.1 Понятие компенсационных выплат

3.2 Виды компенсационных выплат

4. Международный опыт в вопросах выплат гарантий и компенсаций работникам

4.1 Модели международно-правового регулирования по вопросам гарантий и компенсаций

4.2 Конвенции Международной Организации Труда по вопросам гарантий и компенсаций

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

На современном этапе в числе главных целей социально-экономической политики Республики Казахстан на долгосрочную перспективу названы последовательное повышение уровня жизни населения и уменьшение социального неравенства. В Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана (Часть ІІ) Стратегия «Казахстан-2030» на Новом этапе развития Казахстана 30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики (Астана, 28 февраля 2007 года), а также в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию» (Астана, 6 марта 2009 года) для достижения поставленных целей Правительством Республики Казахстан предусматривается обеспечение роста денежных доходов населения и уменьшение их дифференциации на основе роста заработной платы.

Особое значение реализация данной цели имеет для работающих на сегодняшний день, для которых в кризисных условиях, из-за закрытия многих предприятий и сокращения объемов производства на действующих, резкого повышения цен и тарифов, происходит снижение уровня жизни и, прежде всего, реальной заработной платы и реальных доходов. Это приводит к увеличению социального расслоения населения, росту числа безработных.

За прошедшее десятилетие на республиканском уровне практически не принималось решений, направленных на приведение системы предоставления государственных гарантий и компенсаций в соответствие со складывающимися рыночными отношениями в стране. Так, законодательство в ряде случаев возлагает на работодателя или на государственные органы обязанность предоставления своим работникам определенных гарантий и компенсаций. Это может быть связано: с отсутствием работника на работе в случаях, предусмотренных законодательством, с выполнением им своего гражданского долга или обязанностей, с переездом работника в другую местность, с направлением его в командировку, с использованием им своих средств производства. Цель этих выплат - недопущение снижения заработной платы работника в случаях, когда он освобождается от выполнения своих трудовых обязанностей или изменяются обычные условия его труда (в частности, при направлении в командировку). Как правило, гарантийные выплаты увязываются с размером среднего заработка, однако порядок его исчисления зависит от конкретного основания предоставления.

Одной из основных причин сложившейся практики явилось несовершенство законодательной базы в области предоставления государственных гарантий и компенсаций работникам, прежде всего отдельных положений Закона Республики Казахстан «О труде в Республике Казахстан» от 10 декабря 1999 г. № 494-1. Так, на законодательном уровне не были определены порядок установления и размеры коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. В то же время введение нового порядка установления и использования государственных гарантий и компенсаций к заработной плате должно стать важнейшей задачей социально-экономической политики. В результате возникла необходимость в определении новых подходов к решению проблем регулирования государственных гарантий и компенсаций работникам.

Актуальность темы дипломной работы усиливается тем обстоятельством, что с 15 мая 2007 года вступил в силу Трудовой Кодекс Республики Казахстан , которым установлены новые особенности предоставления государственных гарантий и компенсаций работникам, новый Трудовой кодекс принципиально изменил подход к ряду гарантий, предоставляемых работникам. Реализация основных статей Трудового Кодекса, устанавливающих указанные гарантии и компенсации, предполагает принятие новых законов и иных нормативных правовых актов, конкретизирующих их предоставление.

Актуальность темы также вызвана тем, что со времени принятия нового Трудового кодекса еще не накопилось достаточно материала по данной теме, что с одной стороны представляет интерес к исследованию, а с другой - вызывает определенные трудности при написании дипломной работы.

Цель дипломной работы состоит в изучении и характеристике гарантий и компенсаций по трудовому законодательству, раскрытии сущности гарантийных и компенсационных выплат предоставляемых работникам, применительно к современным условиям и специфике развития экономики Республики Казахстан.

Поставленная цель предопределила следующие задачи:

Анализ конституционных гарантий трудовых прав граждан, изучение трудовых прав и свобод граждан, понятия, видов гарантии этих прав.

Изучение понятия и видов гарантийных выплат и доплат по трудовому законодательству Республики Казахстан.

Изучение правового регулирования компенсационных выплат, рассмотрение понятия и видов компенсационных выплат по законодательству Республики Казахстан.

Рассмотрение международного опыты в вопросах выплат гарантий и компенсаций работникам, моделей международно-правового регулирования по вопросам гарантий и компенсаций, правовой анализ конвенций Международной Организации Труда по вопросам гарантий и компенсаций.

Разработка предложений по регулированию вопросов предоставления гарантий и компенсаций.

Объектом дипломной работы выступает государственная система гарантий и компенсаций работникам по трудовому законодательству Республики Казахстан. Предметом работы является анализ направлений и методов регулирования системы государственных гарантий и компенсаций в современных условиях рыночной экономики.

Важный вклад в изучение указанной проблемы внесли отечественные ученые трудовики: Абайдельдинов Т.М., Ермагамбетова Ж.Б., Нурмагамбетов A.M., Нургалиева Е.Н., Уваров В.Н., Шайбеков К.А., зарубежные авторы: Р.А.Баткаев, Ю.П.Кокин, Н.П.Кузнецова, В.И.Марков, С.Н.Смирнов, Р.А.Яковлев и другие. Основной нормативной базой по данному вопросу служит Конституция Республики Казахстан, Трудовой Кодекс Республики Казахстан, а также ряд Указов Президента, Постановлений Правительства, регулирующих основные гарантии и компенсации.

Методологической основой дипломной работы явились научные труды и публикации в отечественной литературе по проблемам регулирования заработной платы и доходов населения, периодические материалы. При написании работы использованы системный анализ, формально-логический, сравнительно-правовой и прочие методы научного познания.

Научная новизна дипломной работы заключается в том, что проанализированы действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие предоставление гарантий и компенсаций, дано понятие и оценка действующей системы государственных гарантий и компенсаций работникам.

Выводы и предложения работы по итогам исследования, могут быть использованы в преподавательской работе при проведении лекционных курсов, в подготовке пособий по трудовому праву, праву социального обеспечения.

Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

1. Конституционные гарантии трудовых прав граждан

трудовое право гарантия компенсация

1.1 Трудовые права и свободы: понятие и гарантии этих прав

Главная задача социальной политики Республики Казахстан - достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Основная задача социального развития общества определяет основные направления социальной политики Казахстана, реализация которых на практике обеспечит создание основных элементов социальной государственности в республике.

В их число входят:

Охрана труда и здоровья людей;

Установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

Обеспечение государственной поддержки семьи, инвалидов и пожилых людей;

Развитие системы социальных пособий и иных гарантий социальной защиты.

Государство осуществляет программы подготовки, профессионального обучения и переквалификации работников, зарегистрированных в службе занятости населения в качестве ищущих работу.

Государство гарантирует выплату пособий по безработице и по переквалификации; обеспечивает предоставление компенсации работникам, высвобождаемым с предприятий, выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации и т. д. Государство уделяет внимание созданию здоровых и безопасных условий труда, обеспечивает введение для лиц, занятых в отраслях с тяжелыми, опасными или вредными условиями труда, дополнительных льгот.

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы. Это понятие охватывает комплекс прав: экономических, социальных и культурных. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как предпринимательская и иная экономическая деятельность; собственность; труд; отдых; здоровье; образование, и призваны обеспечить материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

Новая система гарантий социально-экономических прав и свобод еще в должной мере не сложилась. Переход на рельсы рыночной экономики пока не обеспечивает осуществления тех социальных функций, которые присущи ее развитым формам. А существовавшие ранее гарантии социально-экономических прав и свобод уже значительно сузились. В связи с этим насущной задачей является реальный поворот к социально ориентированной экономической реформе, курс на которую обозначен как очередная задача государства.

Новая экономическая и социальная роль государства изменила характер государственных гарантий прав и свобод человека в данной сфере, но не снизила его ответственность за создание системы таких гарантий.

Социальная роль государства закреплена в ст. 1 Конституции как одна из важных основ конституционного строя Республики Казахстан.

Государственные гарантии социально-экономических прав и свобод человека и гражданина включают в себя широкую систему форм воздействия на их реализацию.

Выделим следующие:

1) законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех ее субъектов, при которых человек реально обладает всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами;

2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственных пенсий и пособий и иные гарантии социальной защиты; бесплатность образования на основаниях, предусмотренных законом; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб;

3) осуществление контроля за соблюдением законодательства, обеспечивающего социально-экономические права и свободы;

4) создание правовых, политических, материальных, организационных условий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере;

5) эффективная защита социально-экономических прав и свобод человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.

Применительно к каждому из видов социально-экономических прав и свобод роль государства как их гаранта имеет и специфические формы выражения.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, свобода труда, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование.

Инициируя экономическую и социальную активность каждого человека как естественную основу утверждающихся в стране рыночных отношений, Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 26, п. 4). Конституционное закрепление свободы предпринимательской деятельности - правовая база и объективно необходимое условие переустройства экономики общества на принципиально новых основах. Рамки этой свободы конкретизированы в Гражданском кодексе РК. Чтобы обеспечить правомерные, цивилизованные условия становления и развития рыночных отношений, Конституция устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 4 ст. 26 Конституции). Важнейшее место в системе социально-экономических прав и свобод занимает право частной собственности (ст. 26 Конституции).

Конституция РК более четко сформулировала права человека в сфере труда, применительно к рыночной экономике. Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом (ст.24 Конституции). Такое содержание прав в сфере труда объективно обусловлено изменением роли государства, переставшего быть единственным собственником всех средств производства и вследствие этого, как раньше, единственным работодателем, единственным гарантом получения каждым работы.

Однако это не означает устранения государства от обеспечения прав граждан в сфере труда. Его роль здесь многогранна. Государство:

2) закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда;

3) утверждает право на защиту от безработицы;

4) признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Государство своей политикой призвано создавать и другие условия, способствующие экономическому развитию страны, наиболее полной занятости населения, подготовке квалифицированных кадров работников и управляющих; защите прав человека в сфере труда. Действуют многочисленные нормативные правовые акты (республиканские, межотраслевые, отраслевые), которые определяют государственные нормативные требования охраны труда.

Конституционная трактовка содержания прав в сфере труда полностью соответствует положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции). В его обеспечении задействован широкий круг субъектов, призванных создавать для реализации этого права необходимые условия.

Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки -- семьи, защищенности материнства и детства. Развернутая система материальных гарантий материнства и детства предусматривает перечень различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т.п.

К числу социально-экономических прав и свобод относится, и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции). Содержанием данного права является, прежде всего, гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные пособия. Причем закон устанавливает минимальные размеры пенсий и пособий. Кроме них, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие (ст. 28 Конституции).

Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 26 Конституции), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 29 Конституции). Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 31 Конституции). Государственная гарантия права на благоприятную окружающую среду заключается, прежде всего, в законодательном установлении системы нормативов ее качества, контроля за их соблюдением всеми субъектами, деятельность которых влияет на окружающую среду. Объектом охраны со стороны государства является не только человек, но и сама природная среда, строгое нормирование предельно допустимых норм ее использования, нагрузки на нее.

Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и частных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ст.30 Конституции).

Трудовые права и свободы (ст.24 Конституции РК) включают право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку, право на отдых.

Комплекс трудовых отношений регулируется Трудовым кодексом, принятым 15 мая 2007 г.. Целью трудового законодательства Республики Казахстан является правовое регулирование трудовых отношений и иных отношений, непосредственно связанных с трудовыми, направленное на защиту прав и интересов сторон трудовых отношений, установление минимальных гарантий прав и свобод в сфере труда (ст.3 ТК РК).

Кодекс закрепляет основные принципы регулирования трудовых отношений: свободу труда, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда, защиту от безработицы, обеспечение права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, равенство прав и возможностей работников, обеспечение права каждого работника на справедливое вознаграждение за труд не ниже минимального размера заработной платы, обеспечение права на объединение, социальное партнерство и др.(ст.4 ТК РК).

Конституция Республики Казахстан закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к административной или уголовной ответственности за так называемое тунеядство, бродяжничество (бомжи) и т. д. Конституционной обязанности трудиться, как в прошлые годы, теперь нет. Человек свободен как в поступлении на постоянную работу, так и в уходе с нее, в переходе на другую, более интересную или выгодную для него. Свобода труда реализуется через индивидуальную трудовую деятельность, в занятии предпринимательской деятельностью и т. д.

Свобода труда связана с запретом принудительного труда. Таким трудом считается не только откровенно рабский труд, что в наше время встречается крайне редко, но и любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания. Вместе с тем не считается принудительным трудом выполнение обязанностей, вытекающих из военной службы, условий чрезвычайного положения или приговора суда. Принудительный труд запрещен Конвенцией Международной организации труда № 29 (1930 г.), а также Трудовым кодексом РК (ст. 8).

Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать такую обязанность частному предпринимателю или брать ее на себя, поскольку оно уже не управляет всеми предприятиями. Поступление человека на работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный работник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а именно, чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены и здоровью работника на производстве причинен вред, то работодатель несет за это материальную, а в определенных случаях и уголовную ответственность.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую, по возможности, полной занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. Трудовой Кодекс защищает работника от необоснованных увольнений, предоставляется возможность бесплатного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых общественных работах, компенсируются затраты в связи с добровольным переездом в другую местность.

Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по трудовому договору (т. е. лиц наемного труда), Конституция гарантирует установление законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска. Трудовой кодекс (ст. 77) устанавливает максимальную продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю. Законом установлены все предусмотренные Конституцией виды отдыха, а коллективные договоры и соглашения часто вводят и более высокие стандарты .

Право на забастовку - демократическое право, признаваемое международным правом, конституциями и законами большинства стран мира как выражение демократизма трудовых отношений. Забастовка - временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Останавливая работу, работники стремятся оказать давление на работодателя и вынудить его удовлетворить их экономические требования. Забастовка не свидетельствует о желании работников разорвать трудовой договор, а потому неправомерный запрет забастовки равносилен применению принудительного труда.

В мировой практике встречаются различные виды забастовок - «сидячие», «скользящие», замедление темпов работы и др. Право на забастовку признается международным правом, конституциями и законами большинства стран мира как одно из основных прав и свобод граждан. Однако гарантии этого права обычно распространяются только на экономические забастовки, т. е. с целью разрешения коллективного трудового спора, поэтому не гарантируется право на проведение забастовок солидарности, забастовок с требованием изменения социально-экономической политики правительства. При этом забастовки признаются правомерными только в случае, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора.

Регламентация осуществления права на забастовку содержится в Трудовом кодексе (гл. 32). Ограничение права на забастовку не противоречит и общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, исходя из положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах запрет права на забастовку допустим в отношении лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции и администрации государства, а в отношении других лиц ограничения возможны, если они необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других. При этом регламентация права на забастовку международно-правовыми актами о правах человека отнесена к сфере внутреннего законодательства. Но это законодательство не должно выходить за пределы допускаемых данными актами ограничений. Устанавливать запрет на этих основаниях может только суд.

В соответствии с этими международно-правовыми нормами Трудовой кодекс (ст. 303) вводит перечень незаконных забастовок. Так, забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных законом. Незаконными признаются забастовки в период введения военного или чрезвычайного положения, в органах и организациях Вооруженных Сил и других военных и военизированных формирований, в правоохранительных органах, в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи, а также в организациях, обеспечивающих жизнедеятельность (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Право на забастовку может быть ограничено законом.

Таким образом, Республика Казахстан стремится к созданию условий для полной занятости населения. В этих целях государственная политика направлена на обеспечение равных возможностей всем гражданам, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан; обеспечение социальной защиты в области занятости: обеспечение занятости, включая социальное обеспечение.

Создавая социальное рыночное хозяйство, Республика Казахстан стремится к тому, чтобы обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества.

Вместе с тем государство в различных формах несет ответственность за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране в целом. Речь идет в первую очередь о надежности снабжения населения всем необходимым: о гарантиях роста производства и обеспечения участия в производстве и распределении всех работоспособных лиц; о смягчении последствий нестабильности в экономике; о снятии внутреннего напряжения в регионах и между отдельными сферами жизни и группами людей.

1.2 Виды гарантий трудовых прав граждан

В правовой литературе существуют различные точки зрения по вопросу о системе гарантий законности, о признаках их классификации. Довольно долго более или менее общепризнанным было деление гарантий на экономические (материальные), политические и юридические. Ряд авторов допускают наличие гарантий идеологических. В последнее время к самостоятельным видам стали относить общественные и организационные гарантии. Говорят также об организационно-политических, общественно-политических, организационно-правовых и некоторых других гарантиях.

Классификация любых явлений и понятий требует, прежде всего, установления критерия их деления. Таких критериев может быть несколько. Причем в большинстве случаев один является основным, а остальные дополнительными. При систематизации гарантий также нужно придерживаться правила о единстве оснований деления. Однако в нашей юридической литературе оно не всегда соблюдается. Так, гарантии подразделяют на экономические, политические, идеологические, юридические и общественные; материальные, политические, организационные, морально-общественные и государственно-юридические; экономические, юридические и общественные. Очевидно, что в приведенных примерах в основе деления лежат по меньшей мере два критерия.

Что же может быть принято за основу при классификации гарантий? А. В. Мицкевич, например, предлагает систематизировать их в зависимости от содержания (социального назначения) средств обеспечения . Но поскольку содержание и назначение -- понятия разные, постольку и оснований деления здесь оказывается не одно, а два. Кроме того, содержание видов гарантий есть не что иное, как сами гарантии, их составляющие. Следовательно, отвечая на вопрос о том, каково содержание, скажем, материальных или юридических гарантий, придется перечислить средства обеспечения, образующие данный вид.

Не совсем удачным критерием, на наш взгляд, является и социальное назначение средств обеспечения. Если исходить из назначения последних как гарантий, то оно одинаково для всех (обеспечение соблюдения законов, обеспечение осуществления прав). Если же рассматривать общественное назначение этих средств, способов и условий безотносительно к обеспечению законности, то объединение их по видам гарантий становится невозможным. Во-первых, потому, что большая часть указанных средств не имеет другого назначения, а, во вторых, потому, что оно бывает совершенно различным.

За основу деления гарантий на виды целесообразно, как нам представляется, взять характер той области общественной деятельности людей, в которой вырабатываются, существуют и совершенствуются средства, способы и условия, обеспечивающие соблюдение законов и осуществление прав граждан. Исходя из этого, все гарантии следует разбить на пять видов: экономические, материальные, политические, идеологические и юридические.

Разумеется, предлагаемое деление довольно относительно, и соответственно границы между видами подвижны. Многие материальные гарантии являются и экономическими, большую часть политически и юридических гарантий можно назвать идеологическими и т. д. Иногда политические средства, будучи закреплены в законе, становятся правовыми гарантиями (например, контроль профсоюзов за соблюдением трудового законодательства). Нередко материальную гарантию, зафиксированную в правовой норме, трудно отделить от юридической (в частности, обязанность администрации ряда предприятий выдавать спец. одежду, молоко, мыло и т. д.). Однако законодательная регламентация того или иного средства или условия далеко не всегда делает его гарантией юридической.

Помимо основного критерия классификации гарантий (их характера) существуют и другие критерии -- вспомогательные. Например, все гарантии можно разделить на объективные и субъективные.

Основу обеспечения трудовых прав составляют экономические условия жизни нашего общества. Обычно экономическими, или материальными считают гарантии, перечисленные в Конституции Республики Казахстан .

В большинстве своем экономические гарантии можно называть материальными, и наоборот. Средствами обеспечения трудовых прав, закрепленных в Конституции РК, служат санатории, дома отдыха, больницы, родильные дома, детские сады и ясли и т. п. Они представляют собой материальные гарантии, и вряд ли следует называть их экономическими. На наш взгляд, не могут считаться экономическими гарантиями и такие материальные средства обеспечения трудовых прав работников, как спецодежда, защитные приспособления, молоко, вентиляционные устройства, ограждения механизмов и т. п. Поэтому есть все основания говорить о наличии двух самостоятельных видов гарантий: экономических и материальных.

Не менее важное значение имеют гарантии политические. От того, в чьих руках находится государственная власть, какова политическая организация общества, во многом зависит, в чьих интересах используются экономические и материальные ресурсы. Государственный и общественный строй Республики Казахстан служит политической основой обеспечения прав граждан. Социально-политическое единство, основанное на равноправии, сотрудничестве и взаимопомощи, широкое участие граждан в управлении государством и в управлении производством, являются важнейшими политическими гарантиями.

Одним из видов гарантий трудовых прав являются идеологические гарантии. Идеология, как известно, -- это система взглядов, понятий, представлений того или иного класса, партии, их мировоззрение. Она охватывает политические, правовые, философские, нравственные, религиозные, художественные и т. п. взгляды и идеи. Отношения, складывающиеся в этих областях, называются идеологическими (в широком смысле). Однако данный термин употребляется и в более узком значении, когда наряду с идеологическими рассматриваются политические и юридические условия. Здесь, очевидно, к идеологическим относятся только взгляды, идеи, т. е. то, что представляет собой общественное сознание. Именно в этом смысле можно говорить об идеологических гарантиях как об отдельном виде средств обеспечения законности.

Особое место в деле укрепления законности отводится гражданскому правосознанию. Последнее как идеологическая гарантия законности есть совокупность идей, понятий, убеждений, выражающих отношение людей к правопорядку данного общества. Необходимо отметить, что именно развитое правосознание обусловливает добровольное исполнение законов и иных нормативных актов государства. Кроме того, в число идеологических могут быть включены и такие условия обеспечения законности, как духовная культура общества. Воспитательная работа государственных и общественных организаций во всем многообразии ее форм, методов и средств, в частности правовое воспитание, и т. д.

И, наконец, самостоятельным видом являются гарантии юридические. К ним относятся не только нормы, закрепляющие обеспечение осуществления трудовых прав граждан, но и деятельность государственных и общественных органов, если она направлена на обеспечение законности .

Нередко в один ряд с экономическими, политическими и юридическими гарантиями ставят гарантии организационные. По нашему мнению, те из названных средств, которые имеют правовое значение, охватываются понятием юридических гарантий, а все остальные -- гарантий политических и, может быть, в какой-то степени идеологических.

Экономические и политические гарантии создают прочную базу для обеспечения трудовых прав граждан. Они являются не только средствами обеспечения, но и основой существования и развития материальных, идеологических и юридических гарантий . Все существующие виды гарантий находятся в тесной связи и взаимодействии друг с другом.

Реализация трудовых прав граждан становится возможной при наличии двух важнейших условий: достаточного количества различных средств, способов и условий обеспечения в каждом виде гарантий (всесторонность обеспечения), а также действенности самих средств, способов и условий и активности их использования (эффективность обеспечения).

В обществе, где успешно развиваются и постоянно совершенствуются трудовые правоотношения, особенно необходимо дальнейшее усиление эффективности обеспечения, в частности, всемерной активизации использования юридических гарантий.

2. Правовое регулирование гарантийных выплат и доплат: понятие и виды

2.1 Понятие гарантийных выплат и доплат

В ряде случаев законодательство возлагает на работодателя обязанность предоставления своим работникам определенных гарантий и компенсаций. Это может быть связано с отсутствием работника на работе в случаях, предусмотренных законодательством; выполнением им своего гражданского долга или обязанностей; переездом работника в другую местность; использованием им своих средств производства.

Большинство видов гарантий и компенсаций относится к институту заработной платы, а некоторые к институтам трудового договора и времени отдыха. Это станет понятным, если вспомним, что субъективное право работника нельзя отрывать от его гарантий. Таким образом, гарантии -- это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается реализация трудовых прав работников, их профилактика от нарушений и защита, восстановление при нарушении .

Законодатель дает в статье 1 Трудового кодекса РК следующее определение гарантий: «Гарантии -- средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений».

Гарантия -- средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Если значение слов «способы» и «условия» в этой дефиниции не вызывает вопросов, то примененное законодателем в контексте этого определения слово «средства» допускает многозначное понимание. Слово «средство» имеет несколько значений, в том числе логически недопустимых для рассматриваемой нами дефиниции. Так, в одном значении это -- прием, способ действия для достижения чего-нибудь, в другом - деньги, капитал, кредиты, состояние. При применении первого значения возникает повтор изложения, что приводит к нарушению логики построения термина. Второе значение логично дополняет понятийный ряд (уже состоящий из способов и условий) еще и денежными выплатами, носящими характер трудо-правовых гарантий, т. е. государственной порукой в их обязательной выплате работнику.

Таким образом, можно сделать вывод, что гарантийные способы и условия имеют неимущественный характер (например, сохранение или предоставление прежнего рабочего места, защиту персональных данных работника), а вот гарантийные средства -- это гарантии имущественного и, как правило, денежного характера (например, полное или частичное сохранение среднего заработка, выплата разницы в заработке или выходного пособия).

В свою очередь, гарантии имущественного характера можно разделить на гарантийные выплаты (например, при сохранении части или полностью среднего заработка) и гарантийные доплаты (например, при выплате разницы в виде надбавки до прежнего заработка при меньшем заработке на новом месте работы или надбавки к заработку, полученному в неполном размере из-за производственного простоя).

По содержанию и способам осуществления гарантии трудовых прав работника подразделяются на материально-правовые и процессуальные; по целевому назначению -- на гарантии реализации и охраны данных прав. В одном случае гарантии предупреждают нарушения обязанными субъектами трудовых прав; в другом -- устанавливают границы действий обязанных лиц; в третьем -- обеспечивают возможность своевременного обжалования действий, нарушающих указанные права; в четвертом -- обеспечивают компенсацию материального ущерба, вызванного их нарушением, за счет виновных лиц и т. д.

В отличие от научного подхода в законодательстве о труде (прежде всего в ТК РК) соединены без внятного для правоприменения детального разграничения и разъяснения все гарантии, в том числе гарантийные выплаты и доплаты, гарантированный заработок и компенсации. Итак, гарантия -- ручательство в обеспечении чего-либо кем-либо.

Само название выплат и доплат уже указывает их характер -- обеспечить сохранение заработной платы в определенные периоды отсутствия работника на работе.

Гарантийными выплатами называется сохранение за работником средней заработной платы (полностью или частично) за время, когда он по уважительным причинам, предусмотренным законом, не выполнял свои трудовые обязанности.

Цель назначения гарантийных выплат -- сохранить работнику его уровень жизни, когда он отвлекается от работы для выполнения государственных или общественных обязанностей или в других указанных в законе случаях. Они, как и заработная плата, выплачиваются через кассу производства, но (в отличие от заработной платы) не за результаты труда, трудовой вклад, а за время отсутствия на работе в указанных законом случаях. Гарантийные доплаты производятся с той же целью, что и выплаты, но с доплатой в указанных в законе случаях.

Гарантийные выплаты установлены в целях охраны материальных интересов работников и не допускают снижения их заработной платы. Основное значение этих выплат - сохранение работнику достойного уровня жизни.

Приведем суть доктринального определения понятия «гарантийные выплаты», данного в науке трудового права. Это предусмотренные законом выплаты, установленные в целях охраны материальных интересов работника и недопущения снижения его заработной платы за периоды, когда работник по уважительным причинам фактически не исполнял своих трудовых обязанностей.

Как видно из определения, основная цель гарантийных выплат -- охрана материальных интересов работника в периоды, когда он не работал и не по своей вине не мог получать средств к существованию. Таким образом, гарантийные выплаты возмещают работнику понесенные по независящим от него причинам потери, а не его расходы, что по своей лексической и правовой природе не одно и то же. Так, потери это то, что утрачено не по воле потерпевшего и лишение чего-либо нанесло ему безвозвратный ущерб.

В свою очередь, расходы - затраты, совершенные по воле лица, их осуществившего для достижения определенной им цели. Следовательно, цель выплаты гарантийных средств не пересекается с целью выплат компенсационного характера, которым в этом же учебнике дано следующее определение: выплаты, которые имеют целью возместить (компенсировать) работнику расходы, связанные или с выполнением им трудовых обязанностей, или с переездом при переводе и приеме на работу в другую местность и т. п. Эти выплаты производятся также при командировках, направлении на работу после окончания соответствующих профессиональных учебных заведений, использовании работником принадлежащих ему инструментов, транспортных средств и иного своего имущества при выполнении трудовых обязанностей. Компенсационные выплаты в ряде случаев производятся в сочетании с гарантийными выплатами.

Ученые-трудовики неоднозначно определяли критерии, по которым гарантийные выплаты отделяются от компенсационных, что позволяло вводить в терминологический оборот обобщающее, а в отдельных случаях такое самостоятельное понятие, как социальные выплаты. Сейчас понятие «социальная выплата» применяется в ст. 159 ТК РК, но его легальное определение в Кодексе отсутствует. Нет в ТК РК и ссылки на какой-либо иной правовой акт, раскрывающий значение этого термина, что затрудняет его отграничение от понятия «гарантийные выплаты», существующего в науке трудового права (но, к сожалению, не в законодательстве о труде).

К числу основополагающих признаков социальной выплаты относится ее получение из специальных государственных фондов, обеспечивающих материальную поддержку граждан, например: в случае старости, болезни, утраты трудоспособности, потери кормильца, при воспитании детей и т. п.

Таким образом, социальные выплаты есть не что иное, как выплаты по социальному обеспечению, с которых не должны производиться налоговые отчисления ввиду некорректности приравнивания таких выплат к заработку работника.

Наиболее удачна, на взгляд автора, классификация видов гарантийных выплат по основанию гарантируемых прав, которая дана учеными-трудовиками Республики Казахстан . Она имеет как теоретическое, так и прикладное значение, способствующее разграничению сферы практического применения гарантийных выплат.

По указанному критерию различают следующие гарантийные выплаты:

Обеспечивающие реализацию конституционных прав и обязанностей, сопряженных с выполнением общественных прав и обязанностей;

Участие в избирательных комиссиях;

Исполнение функций присяжных и иных заседателей в судах;

Донорство;

Выборная работа по линии общественных объединений и т. п.

Кроме этого, казахстанские ученые специально выделяют гарантийные выплаты, обеспечивающие реализацию трудовых прав, к которым относятся следующие трудо-правовые гарантии:

На труд (оплата вынужденного прогула, выходное пособие при прекращении трудового договора, оплата при переводе работника на другую, нижеоплачиваемую, работу в соответствии с медицинским заключением и т. п.);

На отдых (оплата отпуска, иных перерывов в рабочем времени);

На заработную плату (оплата простоя, брака не по вине работника, сохранение заработной платы на период служебной командировки и др.);

На охрану труда (сохранение заработка по месту работу лицам, направляемым на медицинское обследование, беременным женщинам при снижении норм выработки либо при переводе на более легкую работу, оплата перерывов для кормления ребенка, доплаты работникам в возрасте до 18 лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы);

На профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации (сохранение части заработка работнику, совмещающему работу с обучением, а также направляемому работодателем для повышения квалификации);

На защиту коллективных трудовых прав (сохранение заработка лицам, участвующим в коллективных переговорах и в разрешении коллективных трудовых споров и т. п.).

В настоящее время к трудо-правовым гарантийным средствам в ТК РК также отнесены: выплата среднего заработка при переводе на нижеоплачиваемую работу по медицинскому заключению (ст. 45), которая имеет немало признаков социальной выплаты, и пособие по временной нетрудоспособности (ст. 158).

Таким образом, отсутствие в ТК РК и иных официальных источниках (например, в постановлениях Верховного Суда РК) и в комментариях к ним разъяснений самого содержания понятия «гарантия» и четко обозначенной области ее применения позволяет на практике толковать ее правовое значение в широком и узком смыслах.

В широком смысле гарантийные средства понимаются как выплата любых видов гарантированных государством средств, в том числе установленных законом компенсаций, в узком смысле они трактуются как самостоятельный вид гарантийных трудо-правовых выплат помимо компенсационных.

Этот вывод основывается, в частности, на том, что законодатель в определении понятия «гарантия» применил термин «средства», а не «компенсация» и никаким иным образом не указал в ТК РК на их тождественность.

2.2 Виды гарантийных выплат и доплат

Виды гарантийных выплат и доплат можно сгруппировать в три группы:

Зависящие от производства или действия руководителя;

Осуществление права работника на оплаченный отпуск и гарантийные доплаты;

Не зависящие от производства, но необходимые для государства, общества.

К первой группе относятся следующие три вида гарантийных выплат и доплат.

1. Оплата времени вынужденного прогула незаконно уволенному при восстановлении его на работе -- в размере среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке, если он в это время выполнял нижеоплачиваемую работу. Такие же суммы выплачиваются и без восстановления на работе незаконно уволенного, когда работник просит лишь изменить формулировку незаконного его увольнения, в связи с которой он имел вынужденный прогул.

2. Оплата среднего заработка беременной женщины за время освобождения ее по медицинскому предписанию от тяжелой работы с переводом на более легкую, но администрация не имеет возможности подыскать такую работу.

3. Выплата выходного пособия согласно ст. 54 ТК при увольнении работника без его вины в размере двухнедельного и месячного среднего заработка (некоторым категориям работников, например государственным служащим, выходное пособие установлено специальным законодательством в значительно повышенных размерах).

Государственным служащим сохраняется средний заработок и на время отстранения их от работы до 1 года, например при дисциплинарном расследовании. Перемещенным работникам при уменьшении не по их вине заработка на новом месте производится гарантийная доплата до прежнего среднего заработка в течение 2 месяцев со дня перемещения.

Вторая группа гарантийных выплат и доплат связана с оплатой отпусков и другого подобного времени:

Гарантийные выплаты в размере среднего заработка за время ежегодных основных и оплачиваемых дополнительных отпусков, в том числе материнских и целевых для учебы отпусков, а также работникам, направленным производством на курсы повышения квалификации;

Гарантийные доплаты за перерывы для кормления ребенка до 1,5 лет за краткосрочные перерывы для обогревания;

Доплата при переводе работника на другую нижеоплачиваемую работу до его прежнего среднего заработка в течение месяца, а при переводе в связи с трудовым увечьем по вине предприятия -- до восстановления трудоспособности или установления инвалидности (ст. 43 ТК РК);

Доплаты до прежнего среднего заработка беременным и кормящим матерям при переводе на более легкую работу.

К третьей группе гарантийных выплат относятся:

Оплата времени выполнения государственных или общественных обязанностей по среднему заработку работника. Работодатель обязан освободить работника на это время от основной работы в случаях, предусмотренных законодательством или коллективным договором. Орган, привлекающий работника в его рабочее время к этим обязанностям, выплачивает ему его средний заработок (например, привлеченных к заседаниям суда народных заседателей оплачивает теперь суд, так как работодатели, особенно частные предприниматели, отказываются платить за работу не для них);

Средний заработок сохраняется за работником за время осуществления избирательного права, депутатских обязанностей, явки во МСЭК, в комиссию по назначению пенсий в качестве свидетелей по трудовому стажу и выполнения иных государственных обязанностей; за время военных учебных сборов средний заработок работнику теперь выплачивает Минобороны.

Гарантийные выплаты предусмотрены Трудовым Кодексом для представителей социальных партнеров, участвующих в коллективных переговорах. Работа экспертов и посредников оплачивается органами власти или работодателем по трудовому соглашению (ст.287 ТК РК).

Условия освобождения работника от основной работы для выполнения обязанностей в интересах трудового коллектива и размер оплаты за это время могут устанавливаться коллективным договором. Средний заработок для гарантийных выплат подсчитывается за два последних месяца работы работника. В него включаются все виды выплат, подлежащих обложению подоходным налогом.

В главе 13 «Гарантии и компенсационные выплаты» Трудовой кодекс РК перечисляет следующие виды:

1. Гарантии при выполнении работниками государственных или общественных обязанностей (ст.149)

2. Гарантии для работников, направляемых на медицинский осмотр (ст.150)

3. Гарантии для работников, являющихся донорами (ст.151)

4. Гарантии и компенсационные выплаты для работников, направляемых в командировки (ст.152)

5. Гарантии и компенсационные выплаты при переводе работника в другую местность вместе с работодателем (ст.153)

6. Гарантии для работника, осуществляющего трудовую деятельность в зонах экологического бедствия и радиационного риска (ст.154)

7. Компенсационные выплаты в связи с использованием работником личного имущества в интересах работодателя (ст.155)

8. Компенсационные выплаты работникам в случаях, когда их работа протекает в пути или имеет разъездной характер либо связана со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков (ст.156)

9. Компенсационные выплаты в связи с потерей работы (ст.157).

Правовое регулирование отдельных видов гарантийных выплат и доплат

1. Гарантии при выполнении работниками государственных или общественных обязанностей (Статья 149).

...

Подобные документы

    Роль личных прав и свобод граждан в системе конституционных прав и свобод. Рассмотрение политических, экономических, социальных и культурных прав. Гарантии как механизм реализации прав личности. Специфика административно-правовых гарантий прав граждан.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2015

    Случаи предоставления гарантий и компенсаций работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей. Осуществление предоставленных работникам прав в области трудовых отношений. Порядок возмещения расходов при служебных командировках.

    реферат , добавлен 16.11.2016

    Понятие и признаки основных прав и свобод граждан, гарантии их судебной защиты со стороны Конституции. Специфические особенности личных прав и свобод, их законодательная защита, обжалование в суде противоправных посягательств на права и свободы.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2011

    Основные права и свободы. Проблемы становления прав и свобод граждан в современной России. Юридические гарантии прав и свобод граждан. Права и свободы граждан рассматриваются в качестве принадлежащих им от рождения и обеспеченных законом основных возможно

    курсовая работа , добавлен 20.02.2004

    Признаки самозащиты как неюрисдикционной формы защиты трудовых прав и интересов. Понятие, правовое регулирование и основные способы самозащиты трудовых прав граждан Российской Федерации на современном этапе. Пределы и порядок реализации данного права.

    реферат , добавлен 04.03.2013

    Средства гарантирования прав и свобод, обязанности государства. Закон как изначальный и универсальный гарант прав и свобод граждан. Судебная защита и прокурорский надзор как гарантии прав и интересов граждан России. Анализ основных аспектов проблемы.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2012

    Понятие, характеристика социально-экономических прав. Правовые гарантии реализации социально-экономических прав и свобод граждан. Обеспечение конституционных прав граждан в отраслевом законодательстве. Судебная защита социально-экономических прав граждан.

    дипломная работа , добавлен 10.01.2010

    Гарантийные выплаты и доплаты. Правовое регулирование отдельных видов гарантийных выплат и доплат. Компенсационные выплаты и другая правовая охрана заработной платы. Командировочные расходы и их возмещение.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2004

    Виды и порядок предоставления материальных, политических и юридических гарантий личности. Средства, способы и условия обеспечения прав в области социально-трудовых отношений. Понятие компенсационных выплат. Основные характеристики и формы занятости.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2014

    Понятие прав и свобод, гарантии их осуществления. Особенности политических прав и свобод, их отличия от личных прав. Роль прокуратуры, адвокатуры и Комитета государственного контроля в обеспечении реализации политических прав граждан Республики Беларусь.

трудовое право гарантия компенсация

Трудовые права и свободы: понятие и гарантии этих прав

Главная задача социальной политики Республики Казахстан - достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Основная задача социального развития общества определяет основные направления социальной политики Казахстана, реализация которых на практике обеспечит создание основных элементов социальной государственности в республике.

В их число входят:

  • - охрана труда и здоровья людей;
  • - установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
  • - обеспечение государственной поддержки семьи, инвалидов и пожилых людей;
  • - развитие системы социальных пособий и иных гарантий социальной защиты.

Государство осуществляет программы подготовки, профессионального обучения и переквалификации работников, зарегистрированных в службе занятости населения в качестве ищущих работу.

Государство гарантирует выплату пособий по безработице и по переквалификации; обеспечивает предоставление компенсации работникам, высвобождаемым с предприятий, выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации и т. д. Государство уделяет внимание созданию здоровых и безопасных условий труда, обеспечивает введение для лиц, занятых в отраслях с тяжелыми, опасными или вредными условиями труда, дополнительных льгот.

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы. Это понятие охватывает комплекс прав: экономических, социальных и культурных. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как предпринимательская и иная экономическая деятельность; собственность; труд; отдых; здоровье; образование, и призваны обеспечить материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

Новая система гарантий социально-экономических прав и свобод еще в должной мере не сложилась. Переход на рельсы рыночной экономики пока не обеспечивает осуществления тех социальных функций, которые присущи ее развитым формам. А существовавшие ранее гарантии социально-экономических прав и свобод уже значительно сузились. В связи с этим насущной задачей является реальный поворот к социально ориентированной экономической реформе, курс на которую обозначен как очередная задача государства.

Новая экономическая и социальная роль государства изменила характер государственных гарантий прав и свобод человека в данной сфере, но не снизила его ответственность за создание системы таких гарантий.

Социальная роль государства закреплена в ст. 1 Конституции как одна из важных основ конституционного строя Республики Казахстан.

Государственные гарантии социально-экономических прав и свобод человека и гражданина включают в себя широкую систему форм воздействия на их реализацию.

Выделим следующие:

  • 1) законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех ее субъектов, при которых человек реально обладает всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами;
  • 2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственных пенсий и пособий и иные гарантии социальной защиты; бесплатность образования на основаниях, предусмотренных законом; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб;
  • 3) осуществление контроля за соблюдением законодательства, обеспечивающего социально-экономические права и свободы;
  • 4) создание правовых, политических, материальных, организационных условий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере;
  • 5) эффективная защита социально-экономических прав и свобод человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.

Применительно к каждому из видов социально-экономических прав и свобод роль государства как их гаранта имеет и специфические формы выражения.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, свобода труда, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование.

Инициируя экономическую и социальную активность каждого человека как естественную основу утверждающихся в стране рыночных отношений, Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 26, п. 4). Конституционное закрепление свободы предпринимательской деятельности - правовая база и объективно необходимое условие переустройства экономики общества на принципиально новых основах. Рамки этой свободы конкретизированы в Гражданском кодексе РК. Чтобы обеспечить правомерные, цивилизованные условия становления и развития рыночных отношений, Конституция устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 4 ст. 26 Конституции). Важнейшее место в системе социально-экономических прав и свобод занимает право частной собственности (ст. 26 Конституции).

Конституция РК более четко сформулировала права человека в сфере труда, применительно к рыночной экономике. Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом (ст.24 Конституции). Такое содержание прав в сфере труда объективно обусловлено изменением роли государства, переставшего быть единственным собственником всех средств производства и вследствие этого, как раньше, единственным работодателем, единственным гарантом получения каждым работы.

Однако это не означает устранения государства от обеспечения прав граждан в сфере труда. Его роль здесь многогранна. Государство:

  • 1) запрещает принудительный труд;
  • 2) закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда;
  • 3) утверждает право на защиту от безработицы;
  • 4) признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Государство своей политикой призвано создавать и другие условия, способствующие экономическому развитию страны, наиболее полной занятости населения, подготовке квалифицированных кадров работников и управляющих; защите прав человека в сфере труда. Действуют многочисленные нормативные правовые акты (республиканские, межотраслевые, отраслевые), которые определяют государственные нормативные требования охраны труда.

Конституционная трактовка содержания прав в сфере труда полностью соответствует положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции). В его обеспечении задействован широкий круг субъектов, призванных создавать для реализации этого права необходимые условия.

Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки -- семьи, защищенности материнства и детства. Развернутая система материальных гарантий материнства и детства предусматривает перечень различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т.п.

К числу социально-экономических прав и свобод относится, и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции). Содержанием данного права является, прежде всего, гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные пособия. Причем закон устанавливает минимальные размеры пенсий и пособий. Кроме них, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие (ст. 28 Конституции).

Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 26 Конституции), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 29 Конституции). Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 31 Конституции). Государственная гарантия права на благоприятную окружающую среду заключается, прежде всего, в законодательном установлении системы нормативов ее качества, контроля за их соблюдением всеми субъектами, деятельность которых влияет на окружающую среду. Объектом охраны со стороны государства является не только человек, но и сама природная среда, строгое нормирование предельно допустимых норм ее использования, нагрузки на нее.

Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и частных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ст.30 Конституции).

Трудовые права и свободы (ст.24 Конституции РК) включают право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку, право на отдых.

Комплекс трудовых отношений регулируется Трудовым кодексом, принятым 15 мая 2007 г.. Целью трудового законодательства Республики Казахстан является правовое регулирование трудовых отношений и иных отношений, непосредственно связанных с трудовыми, направленное на защиту прав и интересов сторон трудовых отношений, установление минимальных гарантий прав и свобод в сфере труда (ст.3 ТК РК).

Кодекс закрепляет основные принципы регулирования трудовых отношений: свободу труда, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда, защиту от безработицы, обеспечение права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, равенство прав и возможностей работников, обеспечение права каждого работника на справедливое вознаграждение за труд не ниже минимального размера заработной платы, обеспечение права на объединение, социальное партнерство и др.(ст.4 ТК РК).

Конституция Республики Казахстан закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к административной или уголовной ответственности за так называемое тунеядство, бродяжничество (бомжи) и т. д. Конституционной обязанности трудиться, как в прошлые годы, теперь нет. Человек свободен как в поступлении на постоянную работу, так и в уходе с нее, в переходе на другую, более интересную или выгодную для него. Свобода труда реализуется через индивидуальную трудовую деятельность, в занятии предпринимательской деятельностью и т. д.

Свобода труда связана с запретом принудительного труда. Таким трудом считается не только откровенно рабский труд, что в наше время встречается крайне редко, но и любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания. Вместе с тем не считается принудительным трудом выполнение обязанностей, вытекающих из военной службы, условий чрезвычайного положения или приговора суда. Принудительный труд запрещен Конвенцией Международной организации труда № 29 (1930 г.), а также Трудовым кодексом РК (ст. 8).

Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать такую обязанность частному предпринимателю или брать ее на себя, поскольку оно уже не управляет всеми предприятиями. Поступление человека на работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный работник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а именно, чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены и здоровью работника на производстве причинен вред, то работодатель несет за это материальную, а в определенных случаях и уголовную ответственность.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую, по возможности, полной занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. Трудовой Кодекс защищает работника от необоснованных увольнений, предоставляется возможность бесплатного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых общественных работах, компенсируются затраты в связи с добровольным переездом в другую местность.

Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по трудовому договору (т. е. лиц наемного труда), Конституция гарантирует установление законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска. Трудовой кодекс (ст. 77) устанавливает максимальную продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю. Законом установлены все предусмотренные Конституцией виды отдыха, а коллективные договоры и соглашения часто вводят и более высокие стандарты .

Право на забастовку - демократическое право, признаваемое международным правом, конституциями и законами большинства стран мира как выражение демократизма трудовых отношений. Забастовка - временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Останавливая работу, работники стремятся оказать давление на работодателя и вынудить его удовлетворить их экономические требования. Забастовка не свидетельствует о желании работников разорвать трудовой договор, а потому неправомерный запрет забастовки равносилен применению принудительного труда.

В мировой практике встречаются различные виды забастовок - «сидячие», «скользящие», замедление темпов работы и др. Право на забастовку признается международным правом, конституциями и законами большинства стран мира как одно из основных прав и свобод граждан. Однако гарантии этого права обычно распространяются только на экономические забастовки, т. е. с целью разрешения коллективного трудового спора, поэтому не гарантируется право на проведение забастовок солидарности, забастовок с требованием изменения социально-экономической политики правительства. При этом забастовки признаются правомерными только в случае, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора.

Регламентация осуществления права на забастовку содержится в Трудовом кодексе (гл. 32). Ограничение права на забастовку не противоречит и общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, исходя из положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах запрет права на забастовку допустим в отношении лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции и администрации государства, а в отношении других лиц ограничения возможны, если они необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других. При этом регламентация права на забастовку международно-правовыми актами о правах человека отнесена к сфере внутреннего законодательства. Но это законодательство не должно выходить за пределы допускаемых данными актами ограничений. Устанавливать запрет на этих основаниях может только суд.

В соответствии с этими международно-правовыми нормами Трудовой кодекс (ст. 303) вводит перечень незаконных забастовок. Так, забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных законом. Незаконными признаются забастовки в период введения военного или чрезвычайного положения, в органах и организациях Вооруженных Сил и других военных и военизированных формирований, в правоохранительных органах, в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи, а также в организациях, обеспечивающих жизнедеятельность (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Право на забастовку может быть ограничено законом.

Таким образом, Республика Казахстан стремится к созданию условий для полной занятости населения. В этих целях государственная политика направлена на обеспечение равных возможностей всем гражданам, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан; обеспечение социальной защиты в области занятости: обеспечение занятости, включая социальное обеспечение.

Создавая социальное рыночное хозяйство, Республика Казахстан стремится к тому, чтобы обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества.

Вместе с тем государство в различных формах несет ответственность за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране в целом. Речь идет в первую очередь о надежности снабжения населения всем необходимым: о гарантиях роста производства и обеспечения участия в производстве и распределении всех работоспособных лиц; о смягчении последствий нестабильности в экономике; о снятии внутреннего напряжения в регионах и между отдельными сферами жизни и группами людей.