Информационная безопасность в органах государственной власти. Основы информационной безопасности. Интернет-издание о высоких технологиях

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

# ##### ##### ## ###
## # # # # # #
# # # # # #
# #### # #### ###
# # # # # # #
# # # # # # #
# # # # # # # #
# ### # ### ###

Введите число, изображенное выше:

Подобные документы

    Государственная политика в области информационной безопасности. Правовой режим информации, ее распространение и предоставление. Основные меры по недопущению эксплуатации государственных информационных систем без реализации мер по защите информации.

    реферат , добавлен 08.12.2013

    Защита от угрозы нарушения конфиденциальности на уровне содержания и от нарушения целостности информации, разновидность угроз. Доступность и целостность информации. Уязвимость, атаки и её последствия. Обеспечение информационной безопасности.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2011

    Особенности правовой защиты информации как ресурса. Основные требования информационной безопасности и структура правовых актов. Сущность специального законодательства в области безопасности информационной деятельности, положения Федерального закона.

    реферат , добавлен 24.03.2011

    Нормативно-правовые акты в области информационной деятельности и деятельности по защите информации. Правовое обеспечение защиты гостайны. Закон "О государственной тайне". Задачи систем обеспечения безопасности информации в автоматизированных системах.

    курс лекций , добавлен 14.11.2008

    Информация, как важнейшая часть современной коммуникативной системы. Правовое регулирование в области безопасности информации. Нормативно-правовые документы, регулирующие защиту информации. Организационно-правовые формы защиты государственной тайны.

    контрольная работа , добавлен 03.11.2009

    Базовые принципы, которые должна обеспечивать информационная безопасность, ее нормативно-правовая база. Государственные органы РФ, контролирующие деятельность в области защиты информации, нормативные документы в данной области. Способы защиты информации.

    реферат , добавлен 24.09.2014

    Законодательные основы обеспечения информационной безопасности. Ответственность за преступления в области информационных технологий. Направления правового обеспечения информационной безопасности. Порядок лицензирования средств защиты информации.

    презентация , добавлен 11.07.2016

В Российской Федерации к нормативно-правовым актам в области информационной безопасности относятся: акты федерального законодательства, международные договоры РФ; конституция РФ; законы федерального уровня (включая федеральные конституционные законы, кодексы); указы Президента РФ; постановления правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств; нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления. Международные стандарты информационной безопасности - государственные (национальные) стандарты РФ; рекомендации по стандартизации; методические указания.

Органы, обеспечивающие информационную безопасность

В зависимости от приложения деятельности в области защиты информации (в рамках государственных органов власти или коммерческих организаций), сама деятельность организуется специальными государственными органами (подразделениями), либо отделами (службами) предприятия.

Государственные органы РФ, контролирующие деятельность в области защиты информации:

  • -комитет государственной думы по безопасности;
  • - совет безопасности России;
  • - федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК);
  • - федеральная служба безопасности России (ФСБ России);
  • -министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России); федеральная служба надзора в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Службы, организующие защиту информации на уровне предприятия: служба экономической безопасности; служба безопасности персонала (Режимный отдел); отдел кадров; служба информационной безопасности. Политика безопасности (информации в организации) - совокупность документированных правил, процедур, практических приемов или руководящих принципов в области безопасности информации, которыми руководствуется организация в своей деятельности. Политика безопасности информационно-телекоммуникационных технологий правила, директивы, сложившаяся практика, которые определяют, как в пределах организации, её информационно-телекоммуникационных технологий управлять, защищать и распределять активы, в том числе критичную информацию. Для построения политики информационной безопасности, обязательно требуется рассматривать следующие направления защиты информационной системы:
  • - Защита объектов информационной системы;
  • - Защита процессов, процедур и программ обработки информации;
  • - Защита каналов связи;
  • - Подавление побочных электромагнитных излучений;
  • - Управление системой защиты.

По каждому из перечисленных выше направлений, политика информационной безопасности должна описывать следующие этапы создания средств защиты информации:

  • - Определение информационных и технических ресурсов, подлежащих защите;
  • - Выявление полного множества потенциально возможных угроз и каналов утечки информации;
  • - Проведение оценки уязвимости и рисков информации при имеющемся множестве угроз и каналов утечки;
  • - Определение требований к системе защиты;
  • - Осуществление выбора средств защиты информации и их характеристик;
  • - Внедрение и организация использования выбранных мер, способов и средств защиты;
  • - Осуществление контроля целостности и управление системой защиты.

Политика информационной безопасности оформляется в виде документированных требований на информационную систему. Документы обычно разделяют по уровням описания (детализации) процесса защиты. Документы верхнего уровня политики информационной безопасности отражают позицию организации к деятельности в области защиты информации, её стремление соответствовать государственным, международным требованиям и стандартам в этой области. Подобные документы могут называться «Концепция ИБ», «Регламент управления ИБ», «Политика ИБ», «Технический стандарт ИБ» и т.п. Область распространения документов верхнего уровня обычно не ограничивается, однако данные документы могут выпускаться и в двух редакциях - для внешнего и внутреннего использования. Согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799-2005, на верхнем уровне политики информационной безопасности должны быть оформлены следующие документы: «Концепция обеспечения ИБ», «Правила допустимого использования ресурсов информационной системы», «План обеспечения непрерывности бизнеса». К среднему уровню относят документы, касающиеся отдельных аспектов информационной безопасности. Это требования на создание и эксплуатацию средств защиты информации, организации информационных и бизнес-процессов организации по конкретному направлению защиты информации. Например: безопасность данных, безопасность коммуникаций. Подобные документы обычно издаются в виде внутренних технических и организационных политик (стандартов) организации. Все документы среднего уровня политики информационной безопасности конфиденциальны. В политику информационной безопасности нижнего уровня входят регламенты работ, руководства по администрированию, инструкции по эксплуатации отдельных сервисов информационной безопасности.

В Российской Федерации к нормативно-правовым актам в области информационной безопасности относятся: акты федерального законодательства, международные договоры РФ; конституция РФ; законы федерального уровня (включая федеральные конституционные законы, кодексы); указы Президента РФ; постановления правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств; нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления. Международные стандарты информационной безопасности – государственные (национальные) стандарты РФ; рекомендации по стандартизации; методические указания.

Органы, обеспечивающие информационную безопасность

В зависимости от приложения деятельности в области защиты информации (в рамках государственных органов власти или коммерческих организаций), сама деятельность организуется специальными государственными органами (подразделениями), либо отделами (службами) предприятия.

Государственные органы РФ, контролирующие деятельность в области защиты информации:

Комитет государственной думы по безопасности;

– совет безопасности России;

– федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК);

– федеральная служба безопасности России (ФСБ России);

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России); федеральная служба надзора в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Службы, организующие защиту информации на уровне предприятия: служба экономической безопасности; служба безопасности персонала (Режимный отдел); отдел кадров; служба информационной безопасности. Политика безопасности (информации в организации) – совокупность документированных правил, процедур, практических приемов или руководящих принципов в области безопасности информации, которыми руководствуется организация в своей деятельности. Политика безопасности информационно-телекоммуникационных технологий – правила, директивы, сложившаяся практика, которые определяют, как в пределах организации, её информационно-телекоммуникационных технологий управлять, защищать и распределять активы, в том числе критичную информацию. Для построения политики информационной безопасности, обязательно требуется рассматривать следующие направления защиты информационной системы:

– Защита объектов информационной системы;

– Защита процессов, процедур и программ обработки информации;

– Защита каналов связи;

– Подавление побочных электромагнитных излучений;

– Управление системой защиты.

По каждому из перечисленных выше направлений, политика информационной безопасности должна описывать следующие этапы создания средств защиты информации:

– Определение информационных и технических ресурсов, подлежащих защите;

– Выявление полного множества потенциально возможных угроз и каналов утечки информации;

– Проведение оценки уязвимости и рисков информации при имеющемся множестве угроз и каналов утечки;

– Определение требований к системе защиты;

– Осуществление выбора средств защиты информации и их характеристик;

– Внедрение и организация использования выбранных мер, способов и средств защиты;

– Осуществление контроля целостности и управление системой защиты.

Политика информационной безопасности оформляется в виде документированных требований на информационную систему. Документы обычно разделяют по уровням описания (детализации) процесса защиты. Документы верхнего уровня политики информационной безопасности отражают позицию организации к деятельности в области защиты информации, её стремление соответствовать государственным, международным требованиям и стандартам в этой области. Подобные документы могут называться «Концепция ИБ», «Регламент управления ИБ», «Политика ИБ», «Технический стандарт ИБ» и т.п. Область распространения документов верхнего уровня обычно не ограничивается, однако данные документы могут выпускаться и в двух редакциях – для внешнего и внутреннего использования. Согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799–2005, на верхнем уровне политики информационной безопасности должны быть оформлены следующие документы: «Концепция обеспечения ИБ», «Правила допустимого использования ресурсов информационной системы», «План обеспечения непрерывности бизнеса». К среднему уровню относят документы, касающиеся отдельных аспектов информационной безопасности. Это требования на создание и эксплуатацию средств защиты информации, организации информационных и бизнес-процессов организации по конкретному направлению защиты информации. Например: безопасность данных, безопасность коммуникаций. Подобные документы обычно издаются в виде внутренних технических и организационных политик (стандартов) организации. Все документы среднего уровня политики информационной безопасности конфиденциальны. В политику информационной безопасности нижнего уровня входят регламенты работ, руководства по администрированию, инструкции по эксплуатации отдельных сервисов информационной безопасности.

Исторические аспекты возникновения и развития информационной безопасности

Информационная безопасность возникла с появлением средств информационных коммуникаций между людьми, а также с осознанием человека о наличии сообществ интересов, которым может быть нанесен ущерб путём воздействия на них. Средства информационных коммуникаций обусловили наличие и развитие средств, которые обеспечили информационный обмен между всеми элементами социума. Учитывая влияние на трансформацию идей информационной безопасности, в развитии средств информационных коммуникаций можно выделить несколько этапов.

Первый этап

Первый этап – до 1816 года. Характеризуется он использованием естественно возникавших средств информационных коммуникаций. В этот период основная задача информационной безопасности заключалась в защите сведений о событиях, фактах, имуществе, местонахождении и других данных, имеющих для человека лично или сообщества, к которому он принадлежал, жизненное значение.

Второй этап

Второй этап, начиная с 1816 года, связан с началом использования искусственно создаваемых технических средств электрики и радиосвязи. Для обеспечения скрытности и помехозащищенности радиосвязи необходимо было использовать опыт первого периода информационной безопасности на более высоком технологическом уровне, а именно применение помехоустойчивого кодирования сообщения (сигнала) с последующим декодированием принятого сообщения (сигнала).

Третий этап

Третий этап – начиная с 1935 года, связан с появлением радиолокационных и гидроакустических средств. Основным способом обеспечения информационной безопасности в этот период было сочетание организационных и технических мер, направленных на повышение защищенности радиолокационных средств от воздействия на их приемные устройства активными маскирующими и пассивными имитирующими радиоэлектронными помехами.

Четвертый этап

Четвертый этап – начиная с 1946 года, связан с изобретением и внедрением в практическую деятельность электронно-вычислительных машин (компьютеров). Задачи информационной безопасности решались, в основном, методами и способами ограничения физического доступа к оборудованию средств добывания, переработки и передачи информации.

Выработку политики информационной безопасности, подготовку законодательных актов и нормативных документов, контроль над выполнением установленных норм обеспечения безопасности информации осуществляют государственные органы, структура которых приведена на рис.5.1.

Рис.5. 1. Структура государственных органов, обеспечивающих проведение политики информационной безопасности в РФ.

Возглавляет государственные органы обеспечения информационной безопасности Президент РФ. Он руководит Советом Безопасности и утверждает указы, касающиеся обеспечения безопасности информации в государстве.

Общее руководство системой информационной безопасности, наряду с другими вопросами государственной безопасности страны, осуществляют Президент и Правительство Российской Федерации.

Органом исполнительной власти, непосредственно занимающимся вопросами государственной безопасности, является Совет Безопасности при Президенте РФ. В состав Совета Безопасности входит Межведомственная комиссия по информационной безопасности. Комиссия готовит указы Президента, выступает с законодательной инициативой, координирует деятельность руководителей министерств и ведомств в области информационной безопасности государства.

Рабочим органом Межведомственной комиссии по информационной безопасности является Государственная техническая комиссия при Президенте РФ. Эта комиссия осуществляет подготовку проектов законов, разрабатывает нормативные документы (Решения Государственной технической комиссии), организует сертификацию средств защиты информации (за исключением криптографических средств), лицензирование деятельности в области производства средств защиты и обучения специалистов по защите информации. Гостехкомиссия руководит аттестацией компьютерных систем, предназначенных для обработки информации, представляющей государственную тайну, или управляющих экологически опасными объектами. Она координирует и направляет деятельность государственных научно-исследовательских учреждений, работающих в области защиты информации, обеспечивает аккредитацию органов лицензирования и испытательных центров (лабораторий) по сертификации. Эта комиссия обеспечивает также работу Межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

На Межведомственную комиссию по защите государственной тайны возложена задача руководства лицензированием предприятий, учреждений и организаций, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с созданием средств защиты информации, а также оказанием услуг по защите государственной тайны. Кроме того, эта комиссия осуществляет координацию работы по организации сертификации средств защиты информации.

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) обеспечивает правительственную связь и информационные технологии государственного управления. Агентство осуществляет сертификацию всех средств, используемых для организации правительственной связи и информатизации государственного управления, а также лицензирует все предприятия, учреждения и организации, занимающиеся производством таких средств. Кроме того, в исключительном ведении ФАПСИ находятся вопросы сертификации и лицензирования в области криптографической защиты информации.

В министерствах и ведомствах создаются иерархические структуры обеспечения безопасности информации, которые, как правило, совпадают с организационной структурой министерства (ведомства). Называться они могут по-разному, но функции выполняют сходные.

Структура государственных органов РФ, обеспечивающих информационную безопасность. Подразделения, участвующие в обеспечении информационной безопасности организации.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Структура государственных органов РФ, обеспечивающих информационную безопасность. Подразделения, участвующие в обеспечении информационной безопасности организации.
Рубрика (тематическая категория) Радио

Выработка государственной политики информационной безопасности, подготовка законодательных актов и нормативных документов, контроль за выполнением установленных норм обеспечения защиты информации – функции государственных органов, обеспечивающих проведение политики информационной безопасности, структура этих органов представлена на рис.2.

Общее руководство системой ИБ, наряду с другими вопросами государственной безопасности страны, осуществляют Президент РФ и Правительство Российской Федерации. Возглавляет государственные органы обеспечения информационной безопасности Президент РФ. В его функции входит руководство Советом Безопасности и утверждение указов, касающихся обеспечения безопасности информации на государственном уровне.

Органом исполнительной власти, непосредственно занимающимся вопросами государственной безопасности, является Совет Безопасности . В состав Совета Безопасности входит Межведомственная комиссия по информационной безопасности в функции которой входит:

· подготовка указов Президента;

· подготовка законодательных инициатив;

· координация деятельности министерств и ведомств в области информационной безопасности государства.

Рабочим органом Межведомственной комиссии является Государственная техническая комиссия при Президенте РФ . Эта комиссия осуществляет: подготовку проектов законов; разрабатывает нормативные документы; организует сертификацию средств защиты информации (за исключением криптографических средств) и лицензирование деятельности в области производства средств защиты информации, а также обучения специалистов по защите информации. Она координирует и направляет деятельность государственных научно-исследовательских учреждений, работающих в области защиты информации, а также обеспечивает работу Межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

На Межведомственную комиссию по защите государственной тайны возложена задача руководства лицензированием предприятий, учреждений и организаций, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с созданием средств защиты информации, а также оказанием услуг по защите гостайны.

В министерствах и ведомствах создаются свои иерархические структуры, обеспечивающие руководство соответствующим уровнем крайне важно й политики информационной безопасности в рамках отдельного министерства или ведомства, которые в рамках своей компетенции решают следующие задачи по защите информации:

· конкретизируют перечень охраняемых сведений, составляющих государственную тайну;

· обеспечивают разработку и осуществление мер по ЗИ в подведомственных организациях и предприятиях;

· организуют и координируют проведение НИР и ОКР в области ЗИ;

· разрабатывают по согласованию с Гостехкомиссией отраслевые документы по ЗИ;

· контролируют выполнение на предприятиях отрасли установленных норм и требований по ЗИ;

· создают отраслевые центры по ЗИ и организуют подготовку и повышение квалификации специалистов по ЗИ.

Структура государственных органов РФ, обеспечивающих информационную безопасность. Подразделения, участвующие в обеспечении информационной безопасности организации. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Структура государственных органов РФ, обеспечивающих информационную безопасность. Подразделения, участвующие в обеспечении информационной безопасности организации." 2017, 2018.