Какой принцип правосудия не предусмотрен конституцией рф. Курсовая работа: Конституционные принципы правосудия

В Конституции Российской Федерации 1993 года закреплены основополагающие начала, которые определяют содержание организации и деятельности государственных органов, осуществляющих правосудие Так в статье 15 Конституции РФ закреплена норма, в соответствий с которой Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации Законы и иные нормативные акты не должны входить в противоречие с Конституцией

В части 4 этой же статьи указано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы Более того, устанавливается примат норм международных актов

Кроме того, что принципы осуществления правосудия зафиксированы в Конституции Российской Федерации, они также закреплены в отраслях права, регулирующих судоустройство и судопроизводство (например, гражданский процесс, уголовный процесс).

В Конституции РФ закреплены следующие принципы осуществления правосудия.

Содержание принципа законности сводится к тому, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Применительно к осуществлению правосудия принцип законности означает, что преступность деяния, а также его наказуемость определяется исключительно Уголовным кодексом Российской Федерации Приговор (по уголовному делу) или решение (по гражданскому делу) должны иметь ссылку на закон

Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в части первой статьи 118 Конституции Рос-

134 Конституционные принципы осуществления правосудия Принцип законности Принцип осуществления правосудия только судом Принцип независимости судей Принцип равенства перед законом и судом Принцип государственного или национального языка судопроизводства Принцип обеспечения каждому гражданину права на обращение в суд Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту Принцип презумпции невиновности Принцип гласности разбирательства в суде Принцип состязательности и равноправия сторон Принцип участия граждан в осуществлении правосудий Принцип несменяемости судей

Принцип непосредственности

и устности судо п рс из водства сийской Федерации, где говорится о том, что никакие государственные органы или общественные организации не могут принять на себя функции осуществления правосудия. Суд осуществляет свою деятельность на основе закона. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Принцип независимости судей и подчинения их только Конституции РФ, закрепленный в Конституции Российской Федерации, нашел более детальное отражение в Федеральном Законе «О судебной системе Российской Федерации» и Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Во всех этих актах зафиксировано, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону, в своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Никто не может оказывать влияние на принятие решения судом, никто не имеет права вмешиваться в деятельность судов.

Содержание принципа государственного или национального языка судопроизводства в обеспечении пользования родным языком при осуществлении правосудия сводится к тому, что лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право давать показания, делать заявления, заявлять ходатайства и др. на родном либо любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

В статье 45 Конституции Российской Федерации закреплен принцип обеспечения каждому гражданину права на обращение в суд за защитой своих интересов. В случае, если право гражданина нарушено, государство га-

ПОНЯТИЕ ПМВООШНИПЯЬНЫ*НВШШ». СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

рантирует каждому судебную защиту. Гражданин может обратиться в суд с жалобой, если неправомерными действиями должностных лиц государственных органов нарушены его права и свободы.

Как было отмечено в предыдущих главах, лицо, использовавшее все внутригосударственные средства правовой защиты, имеет право обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения, поскольку согласно статье 48 Конституции каждому гарантировано право на получение квалифицированной юридической помощи. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту, закрепленный в Конституции Российской Федерации, находит свое дальнейшее развитие в Уголовно-процессуальном кодексе. Так, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, обвиняемый (подозреваемый или подсудимый) в праве знать, в чем существо обвинения, давать объяснения по предъявленному обвинению, иметь защитника, представлять доказательства, заявлять ходатайства, знакомиться с протоколом следственных действий, материалами дела и т.д.

Согласно части 1 статьи 49 Конституции Российской Федерации, каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

1. Никто не может быть привлечен в качестве обвиняемого иначе как по основаниям и в порядке, установленном законом.

137 2. Никто не может бьггь признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

3 Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. 4.

При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. 5.

Насилие, угрозы, шантаж, провокации недопустимы при установлении вины обвиняемого. 6.

Лицо может быть признано виновным в совершении правонарушения только на основании приговора суда. 7.

Недопустимы частный и общий обвинительные уклоны в правосудии. 8.

Всякие сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. 9.

За совершение правонарушения никто не должен нести юридическую ответственность дважды.

Сущность принципа гласности разбирательства дела в суде заключается в том, что судебные заседания по уголовным и гражданским делам являются открытыми, т. е. любой человек может присутствовать в суде на слушании дела. Однако из этого правила существуют исключения. Судебное заседание не может быть открытым, если: 1)

это противоречит интересам охраны государственной и коммерческой тайны; 2)

этого требуют интересы частной жизни; 3)

рассматривается дело о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, и в других случаях, предусмотренных законом.

Гласность разбирательства дела в суде выражается также в том, что ход судебного заседания может освещаться в

средствах массовой информации, в том числе по радио и телевидению.

Разбирательство дела в суде происходит в форме спора сторон (участников процесса). Стороны по делу наделены равными процессуальными правами, они в ходе рассмотрения дела в устной форме оспаривают имеющиеся по делу доказательства - в этом заключается принцип состязательности и равноправия сторон Суд оценивает доводы сторон и выносит решение (приговор).

В соответствии со статьей 32 Конституции РФ, граждане Российской Федерации наделены правом участвовать в отправлении правосудия. Так, граждане могут принимать участие в судебном разбирательстве дел в качестве народных, присяжных и арбитражных заседателей.

Народные заседатели избираются в районные (городские) и военные суды гражданами или военнослужащими по месту работы или жительства, в остальные суды - компетентными органами власти. Народные заседатели призываются к осуществлению правосудия на две недели в году. В состав суда входят судья (председательствующий) - профессиональный юрист и два народных заседателя, которые пользуются всеми правами судьи.

Деятельность института присяжных заседателей вызывает множество споров, учеными-юристами высказываются диаметрально противоположные точки зрения по этому поводу, поэтому необходимо более подробно остановиться на этом вопросе.

Суд присяжных был введен в России еще в 1864 году. В.В. Мельник в своей статье «Коллегия присяжных заседателей как субъект коллективного решения вопросов о виновности (социально-психологические аспекты), опубликованной в журнале «Государство и право» за 2000 г., № 1, приво дит мнение старейших председателей и прокуроров судебных палат о деятельности суда присяжных, высказанное на совещании, состоявшемся в 1894 году: «По деятельности сво-

ей современный суд присяжных не только является вполне удовлетворяющим своей цели, но представляет лучшую форму, какую только можно представить для решения большей части серьезных уголовных дел, особливо в тех случаях, когда тяжелое обвинение связано с уликами, требующими житейской мудрости». Здесь же приводится мнение известного исследователя российского и зарубежного суда присяжных JLE. Владимирова о том, что в такой многонациональной стране как Россия, где каждая нация, народность имеет свои особенности быта, характера, нравов, обычаев и т.п. значение суда присяжных особенно велико, поскольку состав присяжных знает такие особенности жизни различных сословий, какие судьи знать не могут. В то же время Ю.А. Дмитриев высказывает иное мнение о причинах создания суда присяжных в России: «Известно, что суды присяжных возникли в период существования так называемого «коронного суда», т.е. суда, состоящего из представителей власть имущих и зачастую выносящего решения в отношении лиц иного, низшего сословия. Дабы не возмущать «народные массы несправедливым решением, основанным на принципе «с богатым не судись», законодатель ввел в процесс осуществления правосудия элемент суда народа»1.

В настоящее время в России вновь возрожден суд присяжных.

В качестве присяжных заседателей могут участвовать в отправлении правосудия граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных. С участием присяжных заседателей рассматриваются только уголовные дела. Присяжными заседателями могут быть дееспособные граждане, достигшие 25 лет, не имеющие судимости. Присяжные заседатели участвуют в разбирательстве дела по ходатайству обвиняемого при рассмотрении дела по первой инстанции в

1 Дмитриев Ю А Защита конституционных прав граждан в угол ной и конституционной юстиции // Государство и право. 1999. № 6.

140 краевом, областном или городском суде. В состав суда входит профессиональный судья и 12 присяжных заседателей.

О роли суда присяжных в современных условиях юристами высказываются различные точки зрения. Так, В.В. Мельник считает, что «в целом, процессуальная форма суда присяжных обеспечивает формирование качественной композиции коллегии присяжных заседателей из числа здравомыслящих, объективных, беспристрастных, социально зрелых, нравственно добропорядочных лиц, способных качественно исполнять обязанности присяжного заседателя», что в конечном итоге должно привести к выработке качественного, правильного и справедливого коллективного решения по вопросам о виновности.

Другие юристы-ученые и практики (В. Зыков, Ю. Дмитриев) дают негативную оценку деятельности суда присяжных: списки присяжных зачастую составляются формально, в них включаются малограмотные, морально неустойчивые и даже ранее судимые лица. Решения, принимаемые присяжными, нередко основываются не на законе и профессиональном юридическом анализе всех обстоятельств дела, а на обывательски эмоциональной оценке театрально построенных выступлений сторон. Допущенные присяжными ошибки, даже самые элементарные, никем не могут быть устранены1. Более того, в развитых государствах Европы и Северной Америки идет повсеместный отказ от института присяжных заседателей.

Принцип несменяемости судей закреплен в статье 121 Конституции Российской Федерации, где сказано, что судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, его полномочия могут быть прекращены или приостановлены только по основаниям и в порядке, установленном Законом о статусе судей.

Правосудие осуществляется сообразуясь с определенными принципами. В.В. Черников, начальник Правового департамента МВД России, характеризует конституционные принципы осуществления правосудия как «закрепленные в Конституции РФ руководящие правовые положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности; которые лежат в основе правосудия».

1. Принцип законности (ст. 15 Конституции РФ). Законность - соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных нормативно-правовых актов гражданами, учреждениями и организациями, их должностными лицами, включая суды и судей. Судья принимает решение по существу рассматриваемого дела только на основании закона (а не целесообразности, личных симпатий и антипатий, взглядов и т.д.)

2. Равенство граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ). Равноправие как важнейший принцип правового статуса личности провозглашено в Конституции как равенство всех перед законом и судом. Законы, адресованные всем субъектам права, распространяются на них в равной мере. Любой человек независимо от его положения, заслуг при нарушении закона должен быть на общих основаниях предан суду, его дело должно быть рассмотрено, и по нему должно быть вынесено справедливое решение (приговор).

3. Презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ). Виновность лица устанавливается не с момента провозглашения приговора, а с момента вступления его в законную силу. Приговор вступает в законную силу и подлежит исполнению, а лицо признается виновным по истечении срока кассационного обжалования (опротестования) приговора.

Важный элемент презумпции невиновности - запрещение возлагать бремя доказывания своей невиновности на обвиняемого. Вина должна быть доказана органами дознания, предварительного следствия и суда. Следующий неотъемлемый элемент презумпции невиновности - толкование неустранимых сомнений в виновности лица в пользу обвиняемого. В основе обвинительного приговора должны лежать не предположения, а точно установленные факты.

4. Осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ). Установленное Конституцией осуществление правосудия только судом означает, что в России нет и не может быть создано никаких иных государственных органов, общественных организаций, которые могли бы принимать общеобязательные решения по гражданским, уголовным, административным делам и иным спорам, подведомственным судам.

5. Обеспечение права граждан на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ). Судебная защита прав и свобод человека и гражданина - наиболее эффективное средство восстановления нарушенных прав. Суды обязаны принять к рассмотрению любое дело, входящее в их компетенцию, рассмотреть его по существу, вынести решение (приговор), тем самым, восстановив нарушенное право человека и защитив их законом.

6. Обеспечение обвиняемому права на защиту (ст. 48 Конституции РФ). Юридическую помощь гражданам и организациям оказывают адвокаты, деятельность которых регулируется Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Орган дознания, предварительного следствия или суд обязаны обеспечить по просьбе задержанных, заключенных под стражу, и обвиняемых участие защитника в течение 24 часов с момента объявления задержанному протокола задержания, объявления арестованному постановления о заключении под стражу, предъявления подозреваемому обвинения.

7. Обеспечение законности, компетентности, беспристрастности суда (ст. 48, 118 Конституции РФ). Компетентность суда обеспечивается особым порядком назначения судей, высокими требованиями к кандидату на должность судьи, при которых мала вероятность назначения судей некомпетентного претендента.

Беспристрастность обеспечивается мерами, исключающими заинтересованность судьи в том или ином исходе дела (например, родственные связи, имущественные интересы).

8. Состязательность и равноправие сторон (п. 3 ст. 123 Конституции РФ). Принцип состязательности - один из демократических принципов судопроизводства, обеспечивающих равенство сторон в судебном процессе.

Данный принцип подразумевает:

· Равенство сторон в гражданском деле. Гражданско-процессуальный кодекс гарантирует сторонам «соблюдение принципа состязательности и равные права в гражданском процессе»;

· Равенство обвиняемых и потерпевшего в ходе рассмотрения уголовного дела в суде.

· Равенство защиты и обвинения;

9. Открытое разбирательство дел в суда (п. 1 ст. 123 Конституции РФ). Открытое разбирательство дел судом закреплено в уголовно-процессуальном, гражданском процессуальном, административном и арбитражном процессуальном законодательстве. Граждане, как имеющие отношение к делу, так и не имеющие, пресса, представители государственных органов и прочие имеют право беспрепятственно посещать судебные заседания. При наличии веских оснований по решению суда проводится закрытое судебное заседание.

10. Независимость судей и подчинение их только закону (ст. 120 Конституции РФ). Независимость судей проявляется в том, что они самостоятельны, но независимо от чьей бы, то, ни было воли, выносят судебные решения по уголовным, гражданским и иным делам, руководствуясь только Конституцией РФ и законом. Вмешательство в деятельность судей влечет уголовную ответственность.

11. Национальный язык судопроизводства (ст. 26, 68 Конституции РФ). По общему правилу, правосудие в РФ осуществляется на русском языке. В случае если дело рассматривается в местности, где распространен другой язык (например, в республике в составе РФ), правосудие происходит на национальном языке. При не владении участником процесса языком, на котором слушается дело, ему должен быть предоставлен переводчик.

12. Участие граждан в отправлении правосудия (п. 5 ст. 32 Конституции РФ). Право граждан участвовать в отправлении правосудия является одной из форм прямой демократии и предполагает непосредственное участие граждан в судопроизводстве в качестве профессионального судьи, присяжного или арбитражного заседателя, статус которых определен федеральным законодательством.

Гражданин РФ, обладающий установленными законодательством требованиями и сдавший квалификационный экзамен, может стать профессиональным судьей. Основные положения о статусе мировых судей содержаться в Федеральном законе «О мировых судьях в РФ». Статус арбитражных заседателей регулируется Федеральным законом «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ».

13. Неприкосновенность личности (ст. 22 Конституции РФ). Неприкосновенность личности заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека, посягать на его жизнь, здоровье, половую свободу, честь, достоинство, духовную, нравственную свободу, против воли воздействовать на психику, осуществлять за ним наблюдение, охрану.

14. Неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции РФ). В Конституции и законодательстве не содержится четкого понятия частной жизни. Законодательство РФ охраняет тайну усыновления, тайну медицинского диагноза, тайну диагноза СПИДа и тайну психического заболевания. За нарушение неприкосновенности частной жизни предусмотрена уголовная ответственность.

15. Неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ). Гарантия неприкосновенности жилища означает, что никто не имеет права без законного основания любым способом проникать в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих там лиц. «Незаконное проникновение в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц» влечет уголовную ответственность по ст. 139 Уголовного кодекса. Под запретом находятся и иные способы получения сведений о том, что происходит в жилище: «установка видеокамер, звукозаписывающих устройств». Законодательство четко регламентирует случаи, когда проникновение в жилище допустимо, и круг уполномоченных на то органов.

1. Понятие принципов правосудия, их признаки и система

Конституционные принципы правосудия - это закрепленные в Конституции (гл.7) и законах идейно-политические, руководящие правовые положения, выражающие демократическую сущность и специфические свойства правосудия и судебной власти с учетом национальных особенностей правовой и судебной систем России.

Конституционные принципы правосудия играют важную роль в развитии законодательства о суде, в осуществлении задач по обеспечению законности и защиты прав человека, т.к. содержат в себе идейно-политические начала права, являются еще и правовыми нормами, регулирующими организацию и деятельность суда, их нарушение влечет вынесение неправосудных судебных актов, которые подлежат отмене вышестоящим судом.

Особенность принципов правосудия заключается в том, что почти все они даны в Конституции и в отраслевом законодательстве в виде конкретных норм судоустройства и процессуального права.

В законодательстве закреплена целая система принципов правосудия, которая строится по двум направлениям - это прежде всего те, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, и те, которые прямо в ней не закреплены, но вытекают из ее положений.

Как видим, принцип - принципы правосудия можно определить как закрепленные в Конституции РФ и федеральных конституционных законах основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность судебных органов.

Принципы правосудия обладают рядом признаков:

1. Принципы правосудия носят объективный характер. Они отражают наиболее общие закономерности организации судебных органов. В принципах отражаются правовые и нравственные идеи, господствующие в обществе. В связи с этим принципы правосудия изменяются и развиваются вместе с развитием общества. Так, Конституция РФ 1993 г. закрепила такой принцип, как состязательность сторон, который ранее, в "советский" период, правовой наукой отрицался и в законодательстве не содержался. Принципы правосудия связаны с общеправовыми принципами, такими как верховенство закона, охрана прав и свобод личности.

2. Принципы правосудия являются руководящими положениями. Все они обязательны для соблюдения всеми судами, независимо от занимаемого положения, а также лицами, участвующими в судебном разбирательстве (прокурором, защитником, подсудимым, истцом, ответчиком и др.). Кроме того, принципы правосудия являются руководством и для законодателей, которые должны при принятии новых законов учитывать их, чтобы положения, содержащиеся в новых законах, не противоречили им.

3. Принципы правосудия носят общий характер. В них закрепляются основные направления организации судебных органов и их деятельности. Конкретизируются же они в других законах и, как правило, реализуются путем применения содержащихся в них норм.

4. Все принципы правосудия закреплены в законе. Этим они приобретают точность формулировок и общеобязательность соблюдения. Несоблюдение принципов, закрепленных в законе, уже является правонарушением, влекущим соответствующую ответственность. Большинство принципов правосудия содержится в Конституции РФ, но ряд других формулировок может содержаться и в других законах: "О судоустройстве РСФСР", "О судебной системе РФ", "О статусе судей РФ" и др.

Все принципы правосудия образуют систему. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они в неразрывной связи друг с другом. Каждый из принципов является гарантией осуществления других. Например, принцип гласности гарантирует соблюдение законности при разрешении дел.

2. Принцип законности

К системе принципов правосудия относятся принципы законности, осуществления правосудия только судом, независимости судей, осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, обеспечения каждому права на судебную защиту, презумпции невиновности, обеспечения подсудимому права на защиту, состязательности и равноправия сторон, гласности судопроизводства, национального языка судопроизводства, участия граждан в осуществлении правосудия, охраны чести и достоинства личности, непосредственности и устности судебного разбирательства.

Законность является универсальным правовым принципом, относящимся не только к правосудию, но и к деятельности всех государственных органов. Это вытекает из конституционного положения (ст. 15) о том, что все государственные органы, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии с этим ст. 7 Закона "О судоустройстве РСФСР" закрепила, что правосудие во всех судах Российской Федерации осуществляется в точном соответствии с законодательством. Данный принцип также закреплен в процессуальных законах (УПК, ГПК). Так, ст. 10 ГПК указывает, что суд обязан разрешать дела на основании законов, и перечисляет каких именно.

В соответствии с принципом законности суды обязаны соблюдать и иерархию законов. В случае коллизии норм законодательства суд должен руководствоваться сначала Конституцией РФ как основным законом, затем федеральными конституционными законами, а уже в последнюю очередь иными законами, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным конституционным законам. В процессе судебной деятельности суд применяет нормы материального права, поэтому в соответствии с этим принципом он должен правильно квалифицировать деяние, разрешать спор о праве. Важность данного принципа обусловлена тем, что, осуществляя правосудие только в точном соответствии с законом, не допуская отступлений от установленной формы судопроизводства, суд может вынести обоснованный и законный приговор, решение, достичь тем самым истины по делу, выполнить поставленные перед ним задачи по охране прав граждан, интересов государства. Суд должен не только сам неуклонно соблюдать действующее законодательство, но и предупреждать, устранять нарушения закона со стороны участников судопроизводства, а также и других государственных органов, должностных лиц и граждан. Так, ст. 225 ГПК обязывает суд выносить частное определение в случае обнаружения нарушения законности гражданами, должностными лицами либо существенных недостатков в деятельности предприятий, организаций.

Наличие хороших, демократичных законов - основа законности. Поэтому Концепция судебной реформы в Российской Федерации предусматривает обновление судебной системы и во многом устаревшего уголовного судопроизводства. Однако сами по себе законы не обеспечивают реализацию этого принципа. Принцип законности проявляется в деятельности суда, и от судей зависит насколько правильно законы применяются. Поэтому важны гарантии соблюдения законности. Все другие принципы.правосудия являются этими гарантиями. Их соблюдение в конечном итоге будет означать и соблюдение законности. Кроме того, гарантиями законности правосудия являются возможность обжалования и опротестования любых действий, решений суда, заявлять отводы судье, народному, присяжному заседателю; надзор вышестоящих судов за деятельностью нижестоящих в порядке кассационного и надзорного производства.

3. Принцип осуществления правосудия только судом

Данный принцип закреплен в ст. 118 Конституции РФ. Статья 49 Конституции РФ указывает, что лицо может быть признано виновным только по приговору суда. Статья 1 Закона "О судебной системе РФ" определяет, что никто, кроме судов в лице судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Функция осуществления правосудия предоставлена только суду в связи с тем, что ни один другой государственный правоохранительный орган не обладает такими возможностями для принятия законного и обоснованного решения по делу. Именно в стадии судебного разбирательства проявляются все принципы судопроизводства и правосудия. Невозможно на данный момент, к примеру, обеспечить состязательность и равноправие сторон в стадии предварительного расследования, а в ходе судебного заседания это вполне реально. В стадии судебного разбирательства больше прав имеют возможность реализовать обвиняемый, его защитник. Все это способствует установлению истины по делу, вынесению справедливого приговора. Причем и приговор, и решение суда может изменить или отменить только вышестоящий суд. Попытки создать внесудебные органы в "советское" время обернулись беззаконием и произволом.

Реализация принципа осуществления правосудия только судом обеспечивается нормами судоустройственного и процессуального права. Закон "О судебной системе РФ" перечисляет все суды, действующие на территории РФ, и запрещает создавать чрезвычайные суды. УПК, ГПК, Арбитражный процессуальный кодекс детально регламентируют процедуру осуществления правосудия. Вмешательство в осуществление правосудия является серьезным правонарушением.

4. Принцип независимости судей

Данный принцип закреплен в ст. 120 Конституции РФ. Это конституционное положение нашло отражение в таких законах, как Закон "О судебной системе РФ" (ст. 5), Закон "О судоустройстве РСФСР" (ст. 12), Закон "Об арбитражных судах в РФ" (ст. 6). В ст. 1 Закона "О статусе судей в РФ" указано: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.

В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны". По действующему законодательству рассмотрение дел в судах первой инстанции осуществляется с участием присяжных, народных, арбитражных заседателей. Заседатели при осуществлении правосудия также независимы и подчиняются только закону, пользуясь всеми правами судьи. Независимость судей является проявлением самостоятельности судебной власти, ее отделенности от власти исполнительной и законодательной. Независимость судей заключается в том, что исключается любое воздействие на них со стороны других лиц и организаций при разрешении ими конкретных уголовных, гражданских и арбитражных дел. При рассмотрении дела суд руководствуется не мнениями участников процесса, а законом, принимает решения по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех материалов дела, анализе всех представленных доказательств.

Значение данного принципа состоит в том, что только независимый и беспристрастный суд может справедливо рассмотреть уголовное, гражданское, арбитражное дело, вынести по нему законное и обоснованное решение, приговор. Вмешательство в деятельность суда, даже с "добрыми намерениями", влечет нарушение законности, произвол.

Согласно Закону "О статусе судей РФ" независимость судей обеспечивается:

1) наличием особой процедуры осуществления правосудия;

2) установлением запрета под угрозой ответственности за вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия;

3) установлением порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;

4) правом судьи на отставку;

5) неприкосновенностью судьи;

6) системой органов судейского сообщества;

7) предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;

8) наличием особой защиты государством судей, членов их семей и имущества. Независимость судьи зависит во многом и от него самого, от его моральных и профессиональных качеств. Поэтому гарантией независимости является установленный законом порядок отбора кандидатов на должность судьи, обеспечивающий формирование действительно независимого, беспристрастного судейского корпуса. При наличии обоснованных сомнений в беспристрастности судьи, присяжного, народного, арбитражного заседателя они подлежат отводу. Независимость судей гарантируется и несменяемостью судей. Судья не может быть переведен на другую работу, в другой суд без его согласия. Полномочия судьи не ограничены определенным сроком.

Проблемой в настоящее время является исключение влияния на судей со стороны председателей судов, других судей. Определенные гарантии предоставляют регулируемый процессуальным законом порядок принятия решений (тайна совещательной комнаты, порядок голосования, при котором председательствующий подает голос последним). Однако все еще встречаются случаи дачи председателями судов судьям указаний по конкретным делам. Такая практика, даже если объясняется недостаточной квалификацией, неопытностью судей, является нарушением закона.

5. Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом

Этот принцип закрепляется ст. 19 Конституции РФ. Согласно данной конституционной норме государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Данное положение распространяется на деятельность всех правоохранительных органов. Применительно к правосудию ст. 7 Закона "О судебной системе РФ" определяет, что суд не отдает предпочтения участвующим лицам в зависимости от их государственной, социальной, политической принадлежности и т. д.

Равенство перед законом означает, что не могут приниматься законы, дискриминирующие граждан по одному или нескольким указанным выше признакам. Для всех граждан в государстве существует единый порядок подачи жалоб, привлечения к уголовной ответственности.

Равенство перед судом предполагает, что суд, рассматривая уголовное, гражданское, арбитражное дело, предоставляет гражданам, участвующим в процессе, возможность пользоваться правами не в зависимости от их имущественного, социального положения, а только на основании того, каким субъектом процесса они являются: истцом, ответчиком, потерпевшим и т. д. Суд не может создавать для кого бы то ни было не предусмотренные законом преимущества или ограничения.

Равенство всех перед законом и судом гарантируется единым судом и единым правом. В государстве нет судов для определенных слоев населения, национальности, вероисповедания. Порядок же судопроизводства различается только в зависимости от категории дела (уголовное, гражданское, арбитражное) и является единым для всех дел данной категории.

Действующее законодательство предусматривает особый порядок привлечения к уголовной ответственности некоторых категорий граждан - судей, депутатов, прокуроров, что является определенным отступлением от данного принципа. Такие исключения из принципа являются гарантией успешного осуществления деятельности этих лиц, но вызывают нарекания в средствах массовой информации и юридической литературе.

6. Принцип обеспечения каждому права на судебную защиту

Обеспечение каждому гражданину судебной защиты его прав и свобод предусмотрено ст. 46 Конституции РФ. А в соответствии со ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Сущность данного принципа заключается в том, что любое лицо, считающее, что решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц нарушают его законные права и свободы, вправе обратиться в суд с жалобой по этому поводу. Признание права на судебную защиту в качестве принципа правосудия означает, что правосудие является наиболее эффективным средством защиты прав личности, что судебная процедура в наибольшей степени гарантирует объективное и беспристрастное рассмотрение дела, принятие законного и обоснованного решения.

В соответствии с Законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" могут быть поданы жалобы на действия, бездействие и решения, в результате которых нарушены права и свободы граждан либо созданы препятствия к осуществлению гражданами их прав и свобод, либо на гражданина незаконно возложили какую-либо обязанность, либо он незаконно привлечен к ответственности. Жалоба рассматривается по правилам гражданского судопроизводства и, если суд признает обоснованность жалобы, он признает обжалуемое решение незаконным, отменяет примененные меры ответственности.

Жалобы могут быть принесены и на решения судебных органов путем подачи их в вышестоящий суд. В последние годы наблюдается тенденция к расширению круга решений, обжалуемых в судебном порядке. В то же время Конституционный Суд РФ признал несоответствующими ст. 46 Конституции РФ нормы УПК РСФСР, не разрешающие обжаловать в суд постановления органов расследования об отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении.

7. Принцип презумпции невиновности

Слово "презумпция" означает предположение, основанное на вероятности. Сам принцип презумпции невиновности сформулирован в ст. 49 Конституции РФ следующим образом: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда". Данная формулировка является наиболее полной по сравнению с содержащейся в ст. 13 УПК РСФСР.

Данный принцип является не только принципом правосудия, но и всего уголовного процесса в целом. Органы предварительного расследования, прокурор обязаны также строго соблюдать его. Конечно, предъявляя обвинение, следователь должен быть убежден в виновности обвиняемого, иначе ему необходимо воздержаться от этого действия. Но субъективное мнение следователя, выраженное в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, не порождает тех последствий, что влечет его признание виновным в приговоре суда от имени государства. Только один орган может признать человека виновным - суд. Презумпция невиновности действует до тех пор, пока на основе достаточных доказательств не будет доказано обратное, то есть что лицо виновно в совершении преступления.

Кроме того, необходим и еще один момент - вступление приговора в законную силу. Приговор вступает в законную силу спустя семь дней после его провозглашения, если он не был обжалован или опротестован, либо после его рассмотрения кассационной инстанцией, если она его не отменяет. До этого ничьи суждения и мнения о виновности лица (письменные и устные заявления, интервью, публикации) не имеют никакого юридического значения и совершенно недопустимы.

Из принципа презумпции невиновности вытекает ряд положений, закрепленных в законе:

1. Обвиняемый не должен доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49 Конституции РФ).

2. Неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49 Конституции РФ).

3. Суду, прокурору, следователю, лицу, производящему дознание, запрещается перелагать обязанность доказывания на обвиняемого (ч. 2 ст. 20 УПК).

4. Органы, ведущие производство по делу, обязаны проводить всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела, выявлять как обвинительные, так и оправдательные доказательства (ч. 1 ст. 20 УПК).

5. Признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинительного приговора только при подтверждении признания совокупностью имеющихся в деле доказательств (ч. 2 ст. 77 УПК). Обвинительный приговор не может быть вынесен на основе предположений, а только лишь при доказанности вины подсудимого (ч. 2 ст. 309 УПК).

8. Обеспечение подсудимому права на защиту

В большинстве учебников данный принцип трактуется как "обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту". Однако, полагаем, что в подобной редакции уместно говорить о принципе уголовного процесса, а не о принципе правосудия. Обвиняемый и подозреваемый - это процессуальные субъекты, действующие в стадии предварительного расследования. После того, как начинается судебное производство, т. е. осуществление правосудия по уголовным делам, обвиняемый становится подсудимым. Поэтому, на наш взгляд, применительно именно к правосудию именовать данный принцип как "обеспечение подсудимому права на защиту".

Право на защиту закрепляется Конституцией РФ (ст. 48), которая провозглашает, что каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатно, в случаях, установленных законом. Подробно же данное право регламентировано рядом статей Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.

Право на защиту складывается у подсудимого из предусмотренных законом средств, которые он может использовать для защиты своих интересов в суде от предъявленного ему органами предварительного расследования обвинения.

Во-первых, подсудимый вправе защищаться сам. Для этого он наделен широкими правами, предоставленными ему уголовно-процессуальным законом, которые он может реализовать в ходе судебного разбирательства. Подсудимый вправе знать, в чем он обвиняется, давать объяснения по предъявленному обвинению, представлять ходатайства, заявлять отводы, приносить жалобы на действия и решения суда, участвовать в судебном разбирательстве, обжаловать приговор. Он также имеет право на последнее слово. Решение, использовать или не использовать предоставленные ему законом права и в каком объеме, целиком и полностью зависит от усмотрения подсудимого.

Во-вторых, подсудимый вправе защищаться с помощью защитника - адвоката или любого другого лица, которому он доверил защиту своих интересов в суде. Конституция РФ (ст. 48) определяет, с какого момента в ходе досудебного производства подозреваемый и обвиняемый могут пользоваться услугами защитника. Что же касается судебного разбирательства, то защитник подсудимого, как правило, имеется еще до его начала. Если же его нет, то вопрос о защитнике разрешается в подготовительной части судебного заседания. Подсудимый вправе сам выбрать себе защитника либо это делают по его просьбе родственники или знакомые.

Защитник обязан использовать все законные средства и способы для оправдания подсудимого или смягчения ему наказания, он оказывает ему юридическую помощь: разъясняет законодательство, помогает подготавливать заявления, последнее слово и т. д. Защитник вправе представлять доказательства, участвовать в судебном разбирательстве, обжаловать приговор. Фактически у него те же права, что и у подсудимого. Если у подсудимого нет средств для оплаты защитника, то ему может быть предоставлен защитник бесплатно. Подсудимый может отказаться от защитника и защищать себя сам, но в некоторых случаях участие защитника обязательно. К ним относятся дела о преступлениях несовершеннолетних, глухих, немых, слепых и других лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту; лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, а также обвиняемых в преступлениях, за которые возможно применение смертной казни. Защитник также обязательно участвует в судебном разбирательстве, если участвует государственный или общественный обвинитель, если имеют защитников другие подсудимые, между интересами которых есть существенные противоречия, и если дело рассматривается судом присяжных.

Обеспечение подсудимому права на защиту означает, что суд обязан обеспечить ему возможность защищаться указанными средствами и способами, а также обеспечить охрану его личных и имущественных прав.

Прежде всего суд обязан разъяснить подсудимому его права, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом. Кроме того, суд должен принять меры для реализации этих прав. Если подсудимый желает заявить отвод прокурору, то суд должен удалиться в совещательную комнату, обсудить заявление об отводе и, если оно обоснованно, удовлетворить его. Если подсудимый высказал желание иметь защитника, то суд обязан предоставить его, направив вызов в юридическую консультацию. В тех случаях, когда подсудимый отказывается давать показания, он тоже реализует свое право на защиту, и суд обязан принять все меры для всестороннего и объективного исследования всех обстоятельств дела: допросить всех возможных свидетелей, назначить в случае необходимости экспертизу и т. д.

Значение данного принципа состоит в том, что его реализация обеспечивает охрану законных прав и интересов граждан. Кроме того, обеспечивая подсудимому право на защиту, суд обеспечивает реализацию и другого принципа - состязательности и равноправия сторон, что в конечном итоге способствует вынесению законного и обоснованного приговора.

9. Состязательность и равноправие сторон

Принцип состязательности и равноправия сторон провозглашен ч. 3 ст. 123 Конституции РФ. Состязательность судебного процесса означает такое его построение, при котором функция суда по разрешению дела отделена от функции обвинения и функции защиты, причем функцию обвинения осуществляет одна сторона, а функцию защиты - другая. Эти стороны наделены равными процессуальными правами по предоставлению доказательств, заявлению ходатайств, обжалованию действий и решений суда. Функция разрешения дела является исключительной компетенцией суда. Сторону обвинения в уголовном процессе представляют прокурор, потерпевший, общественный обвинитель, гражданский истец. Сторону защиты - подсудимый, его защитник, гражданский ответчик, общественный защитник. По гражданским делам одну сторону представляют гражданский истец, его представитель, а другую - гражданский ответчик и его представитель. Суд обязан обеспечить каждой стороне реализацию ее законных прав, проследить, чтобы действия сторон осуществлялись в рамках закона.

Принцип состязательности и равноправия сторон более полно выражен в гражданском процессе. Что же касается уголовного судопроизводства, то ныне действующее уголовно-процессуальное законодательство допускает ряд отступлений от этого принципа. Так, в случаях, когда прокурор отказывается от обвинения, убедившись в его недоказанности, суд все равно должен продолжить разбирательство и решить вопрос о виновности или невиновности подсудимого, не будучи связанным при этом мнением прокурора. В гражданском же процессе отказ стороны - гражданского истца - от иска влечет немедленное прекращение судопроизводства. Следует отметить, что в уголовном судопроизводстве с участием суда присяжных принцип состязательности проводится в жизнь более последовательно. В нем обязательно участие защитника и прокурора, допрос подсудимого начинает не судья, а государственный обвинитель и, если он отказывается от обвинения, судья прекращает уголовное дело.

Состязательность выражена и в арбитражном процессе, где стороны наделяются равными правами для отстаивания своих законных интересов, а арбитражный суд рассматривает дело и выносит решение исходя из доказательств, представленных сторонами.

Принцип состязательности и равноправия сторон имеет большое значение для правильного и объективного рассмотрения дела и вынесения справедливого и обоснованного приговора.

10. Гласность судопроизводства

Данный принцип закреплен в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, где установлено, что разбирательство во всех судах открытое. Открытое разбирательство означает, что при слушании уголовных, гражданских и арбитражных дел доступ в зал свободен для всех граждан, за исключением лиц, не достигших 16-летнего возраста, если они не являются участниками процесса или свидетелями, представителей прессы, а ход и результаты процесса могут освещаться в средствах массовой информации. Количество лиц, желающих присутствовать на процессе, может быть ограничено только в силу недостаточной вместимости зала судебного разбирательства. В тех случаях, когда число желающих слишком велико по сравнению с количеством мест в зале, их доступ может быть прекращен для обеспечения нормального хода судебного процесса. Не запрещена законом и теле-, видеосъемка судебного заседания, если это не отразится на судебном процессе.

Каждое отраслевое процессуальное законодательство также предусматривает гласность судебного разбирательства. Данный принцип является одним из показателей демократизма судопроизводства. Допуская граждан, средства массовой информации на судебное разбирательство, суд тем самым обеспечивает контроль народа за деятельностью судебной власти. Гласность судебного разбирательства является важным условием вынесения справедливого и обоснованного решения по делу, побуждает судей и других участников процесса добросовестно выполнять свои процессуальные обязанности, затрудняет оказание давления на суд, что гарантирует его независимость и подчинение только закону.

Вместе с тем, предоставляя право гражданам присутствовать на судебном заседании, закон возлагает на них и обязанность соблюдать тишину, порядок, не мешать участникам процесса и подчиняться распоряжениям председательствующего. В случае неподчинения этим требованиям и нарушения установленного порядка виновники могут быть удалены из зала судебного заседания. Средства массовой информации, освещая ход процесса, должны в силу принципа презумпции невиновности воздерживаться от преждевременных выводов о виновности подсудимого, доказанности обвинения.

Закрепляя как общее правило гласность судебного разбирательства, процессуальное законодательство предусматривает и случаи, когда оно может проводиться закрыто. Это основано на той же ст. 123 Конституции РФ, которая допускает закрытое заседание в случаях, установленных федеральным законом.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ предусматривает закрытое слушание в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственной тайне", при удовлетворении ходатайства участников, ссылающихся на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны.

УПК РСФСР устанавливает, что уголовные дела слушаются открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной тайны. Кроме того, по мотивированному определению суда или постановлению судьи в закрытом судебном заседании могут слушаться дела о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, о половых преступлениях, а также в иных случаях в целях предотвращения разглашения сведений - об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц.

Гражданские дела также рассматриваются в закрытом судебном заседании в интересах охраны государственной тайны, в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц, для сохранения тайны усыновления.

Слушание дел в закрытом заседании осуществляется с соблюдением всех правил судопроизводства. Приговор и решения судов в любом случае провозглашаются публично.

11. Национальный язык судопроизводства

Согласно Конституции РФ (ст. 26) каждый гражданин Российской Федерации имеет право пользоваться родным языком. Русский язык признается государственным языком на всей территории Российской Федерации, а республики вправе устанавливать свой государственный язык (ст. 68). Исходя из этих конституционных положений, Закон "О судебной системе РФ" закрепил, что судопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, в арбитражных и военных судах ведется на русском языке. Судопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции может вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. В судах субъектов Российской Федерации судопроизводство ведется на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

Лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, предоставляется право делать заявления, заявлять ходатайства, давать показания, выступать в суде на родном или другом избранном ими языке. Суд, рассматривающий дело, в этих случаях обязан не только разъяснить им это право, но и обеспечить участие переводчика. Переводчик не только переводит в суде показания лица, не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство, но и переводит ему показания свидетелей, вопросы суда и т.д.

Все судебные документы вручаются лицам, участвующим в деле, переведенными на их родной язык или на другой язык, которым они владеют. УПК РСФСР также предусматривает, что в делах о преступлениях лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, обязательно участие защитника.

Ведение процесса на государственном языке республики, на территории которой находится суд, рассматривающий дело, является необходимым условием обеспечения гласности судопроизводства, поскольку присутствующие имеют возможность воспринимать и оценивать происходящее в судебном заседании, обеспечивает воспитательное и предупредительное воздействие правосудия на граждан. Обеспечение же права лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, давать показания, заявлять ходатайства на родном языке и пользоваться услугами переводчика является гарантией равенства граждан независимо от национальности и владения тем или иным языком. Необеспечение подсудимому, не владеющему языком, на котором ведется судопроизводство, права пользоваться услугами переводчика, признано Пленумом Верховного Суда РФ существенным нарушением уголовно-процессуального закона, влекущим отмену приговора.

12. Участие граждан в осуществлении правосудия

Данный принцип закреплен в ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, которая гласит:

"Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия". Закон "О судебной системе РФ" указал, что правосудие осуществляется наряду с судьями народными, арбитражными и присяжными заседателями (ст. 1).

Народные заседатели участвуют в рассмотрении уголовных и гражданских дел в суде первой инстанции как в судах общей юрисдикции, так и в военных судах. При осуществлении правосудия они пользуются всеми правами судьи так же, как и профессиональный судья, независимы и подчиняются только закону. Приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам принимаются совместно судьей и народными заседателями большинством голосов, причем народный заседатель, не согласный с принятым решением, имеет право выразить письменно свое особое мнение, которое прилагается к приговору или решению. Чтобы не оказывать давление на решение народных заседателей судья - председательствующий должен подать свой голос последним. Избираются народные заседатели по месту работы или жительства и призываются к исполнению своих обязанностей не более чем на две недели в году. В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ "О продлении полномочий народных заседателей районных (городских) судов" избранные ранее народные заседатели осуществляют свои полномочия вплоть до принятия соответствующего федерального закона. Народными заседателями в военных судах являются лица, состоящие на военной службе в рядах Вооруженных Сил РФ.

Присяжные заседатели осуществляют правосудие только по уголовным делам, подсудным областному, краевому суду. Они, в отличие от народных заседателей, не имеют одинаковых прав с судьей при осуществлении правосудия. Народные заседатели должны активно участвовать в процессе, а роль присяжных заседателей заключается в вынесении вердикта - решения по вопросам, поставленным перед ними судьей. Причем судья в обсуждении решения участия не принимает. Вердикт может быть как обвинительным, так и оправдательным. Обвинительный вердикт принимается простым большинством голосов, а оправдательный - хотя бы при равенстве голосов. На его основе судья выносит обвинительный или оправдательный приговор и, если приговор обвинительный, назначает наказание. Коллегия присяжных заседателей образуется путем жеребьевки в составе двенадцати комплектных присяжных заседателей и двух запасных. В соответствии с законом присяжные заседатели независимы и подчиняются только закону. На них распространяются в полном объеме гарантии неприкосновенности судьи. Присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства.

Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел при необходимости применения конкретных знаний в сфере предпринимательской или экономической деятельности. Поэтому арбитражными заседателями могут быть лица, имеющие высшее образование и опыт работы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. При рассмотрении дела арбитражные заседатели (как и народные, в количестве двух человек) имеют равные права с председательствующим арбитражным судьей. Перечень категорий дел, в рассмотрении которых могут участвовать арбитражные заседатели, определяется председателем арбитражного суда.

13. Охрана чести и достоинства личности

Конституция РФ (ст. 2) провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. В соответствии с этим правосудие, как часть государственной правоохранительной деятельности, должно защищать человека, его права и свободы. Охрана чести и достоинства человека является одним из его важнейших прав. Статья 21 Конституции РФ указывает, что государство охраняет достоинство личности, ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Суды, рассматривающие уголовные дела, иногда получают заявления подсудимых, свидетелей о том, что показания на предварительном следствии они давали под угрозой или при применении физического воздействия, пыток. Суды должны тщательно исследовать данный вопрос и, если факты, приведенные подсудимым, свидетелем, подтвердятся, признать их первоначальные показания недопустимыми и принять меры для привлечения лиц, допустивших нарушение закона, к ответственности (направить частное определение или возбудить уголовное дело).

Статья 23 Конституции РФ гарантирует гражданам неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своего доброго имени. Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству по делам о половых преступлениях, а также по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц может быть назначено закрытое судебное заседание. По гражданскому делу закрытое судебное заседание может быть назначено в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц и для сохранения тайны усыновления. В той же статье Конституции РФ провозглашается право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и телеграфных сообщений. Указывается, что только суд может принять решение об ограничении этого права. В настоящее время суды в связи с отсутствием в УПК норм, регламентирующих порядок принятия решений о прослушивании телефонных переговоров, просмотре корреспонденции, давая разрешение на проведение этих действий, руководствуются непосредственно ст. 23 Конституции РФ.

14. Непосредственность и устность судебного разбирательства

В отличие от других конституционных принципов правосудия, принцип непосредственности и устности судебного разбирательства прямо в Конституции РФ не зафиксирован. Однако конституционные принципы гласности и состязательности не могут быть реализованы вне условий устности и непрерывности судебного разбирательства. В силу принципа непосредственности суд все свои выводы, содержащиеся в решении или приговоре, обязан делать только на основе доказательств, исследованных самим судом в судебном заседании. Только при наличии особых обстоятельств суд может вместо допроса подсудимого, потерпевшего, свидетелей огласить их показания, данные на предварительном следствии. Устность судебного разбирательства означает, что все доказательства должны быть восприняты судом устно и должны устно обсуждаться участниками процесса. Просьба подсудимого приобщить его письменные показания к делу не освобождает суд от обязанности допросить его. Все содержащиеся в деле документы оглашаются председательствующим вслух. В устной форме осуществляются и прения сторон.

Список литературы и нормативных актов к разделу 1

"Правоохранительные органы Российской Федерации", под ред. проф. Божьева В.П., 1997, изд. "Спарк"

"Правоохранительные органы", авт. Гуценко К. Ф., Ковалев М. А., 1997, изд. "Зерцало"

Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства, специальными государственными органами - судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

Принципы правосудия - это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Важнейшие правовые положения, характеризующие российский суд и правосудие, отражены в Конституции Российской Федерации, которая закрепляет свойственные правовому государству демократические начала организации и деятельности судак в интересах граждан, общества и государства. Конституционные гарантии дают основания именовать демократические основы деятельности суда конституционными принципами правосудия (гл. 7 Конституции РФ).

Принципы правосудия, закрепленные на законодательном уровне, сформулированные в определенные понятия в процессе научных исследований, сводятся в определенную систему. Входящие в систему принципы правосудия можно относить к принципам судоустройства (независимость судей, участие граждан в правосудии и др.) и принципам судопроизводства (уголовное, административное, гражданское, арбитражное). Однако, учитывая их тесную связь и взаимозависимость, свойственную организации и деятельности суда, принципы правосудия, связанные с судоустройством и судопроизводством, рассматриваются как принципы правосудия в целом Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Указ.соч.. с. 59..

Принцип законности правосудия. Общее требование соблюдения закона, закрепленное в Конституции РФ (п. 2 ст. 15), относится к органам государственной власти, местного самоуправления, должностным лицам, гражданам и их объединениям. Естественно, что это требование относится и к суду.

Правосудие осуществляется на основе Конституции и законов. Конституционное требование гласит: суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120). При осуществлении правосудия должны учитываться важные для оценки правонарушения правила о действии закона во времени.

Принцип законности правосудия - универсальный принцип. Его широкое и разностороннее содержание помогает формулировать и определять отдельные стороны других принципов правосудия.

Осуществление правосудия только судом. Этот принцип означает, что в Российской Федерации нет и не может быть никаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.

Принцип осуществления правосудия только судом - главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Этот принцип находит свое выражение и в установлении в Конституции (ч. 2 и 3 ст. 118) рамок осуществления судебной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы Российской Федерации, которая определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации".

Судебная система Российской Федерации включает федеральные суды; конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.

Отсюда следует, что действующие в нашей стране различного рода товарищеские, третейские, не предусмотренные Конституцией и Федеральным конституционным законом всевозможные арбитражные суды, а также созданная Указом Президента РФ от 31 декабря 1993 г. Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации в судебную систему нашей страны не входят и судебной властью не обладают Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. с. 541..

В Конституции РФ (ч. 3 ст. 118) особо устанавливается недопустимость создания в Российской Федерации чрезвычайных судов.

Носителями судебной власти в Российской Федерации являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Доступность судебной защиты. Принцип законности правосудия базируется на основополагающем положении Конституции о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Среди других способов защиты прав и свобод человека и гражданина судебная защита является одним из наиболее результативных.

Определяя круг лиц, имеющих доступ к судебной защите, Конституция употребляет термин "каждый". Таким образом, судебная защита доступна также и иностранным гражданам и лицам без гражданства. За защитой своих прав могут обращаться в суд и лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы Ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.. Доступность судебной защиты включает и права несовершеннолетних граждан. Ребенок может самостоятельно обратиться в суд по достижении 14-летнего возраста, судебную защиту прав малолетних осуществляют их родители или законные представители Ст. 56 Семейного кодекса РФ..

Особого внимания заслуживает доступность судебной защиты в сфере уголовного судопроизводства. Отметим двуединую задачу суда: с одной стороны - обеспечение граждан на защиту от действий уголовных элементов, с другой - обеспечение законных прав лиц, попавших в сферу уголовного судопроизводства.

Существенной стороной обеспечения права на защиту является оказание квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве. Право пригласить защитника возникает с момента задержания, предъявления обвинения, аресте или передаче дела в суд.

Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. Конституция (ст. 19) провозглашает равенство всех перед законом и судом. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Равенство перед законом означает: 1) одинаковое применение норм, закрепленных в законе, ко всем гражданам; 2) диктует необходимость исключить возможность установления норм, дискриминирующих стороны по каким-либо признакам, запрещенным Конституцией.

Равенство перед судом предусматривает, что правосудие должно осуществляться на основе единого суда для всех, т.е. всем участникам процесса предоставляются одинаковые права защищать свои интересы независимо от социальных, имущественных или других различий.

В заключение отметим, что одной из гарантий соблюдения принципа равенства всех перед законом и судом является установление уголовной ответственности за нарушение равенства граждан, причинившее вред их правам и интересам Ст. 136 Уголовного кодекса РФ..

Принцип участия граждан в отправлении правосудия. Согласно Конституции РФ, в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. В соответствии со ст. 36 и 421 УПК Российской Федерации суд присяжных заседателей рассматривает дела о наиболее тяжких преступлениях: государственная измена, терроризм, призывы к насильственному изменению конституционного строя, разглашение государственной тайны, бандитизм, массовые беспорядки, нарушение правил международных полетов, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, похищение человека, изнасилование, повлекшее особо тяжкие последствия, или изнасилование малолетней, хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную или культурную ценность, заведомо незаконный арест или задержание, принуждение к даче показаний, посягательство на жизнь работника милиции, угон воздушного судна и ряд других.

Участие граждан в осуществлении правосудия является их гражданским долгом. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, и их права и обязанности устанавливаются Федеральным законом "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".

Арбитражные заседатели получили законодательное утверждение в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации".

Принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе. Осуществление судопроизводства на основе состязательности означает, что судебное разбирательство может быть начато только при наличии заявления истца, запроса органа или должностного лица, обвинительного акта прокурора или жалобы потерпевшего, настаивающих перед судом на удовлетворении их требований. Решение всех возникающих в деле вопросов принадлежит только суду (судье), который не связан доводами сторон, свободен в оценке представленных ими доказательств, независим от любых посторонних влияний и действует исключительно как орган правосудия.

Конституционный принцип состязательности и равноправия сторон находит развитие в соответствующих процессуальных положениях, регламентирующих рассмотрение уголовных, гражданских и арбитражных дел.

Принцип презумпции невиновности. Суть данного принципа в Конституции сформулирована следующим образом: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда" (ч. 1 ст. 49).

Независимость судей и подчинение их только закону. Конституция устанавливает, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам (ст. 120). Принцип независимости судей играет особую роль в системе конституционных положений, определяющих правовой статус носителей судебной власти. Судьи по закону обеспечиваются условиями для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей, реальными гарантиями независимости и введением ответственности за незаконное вмешательство в их деятельность. Юридические гарантии независимости судей реально воплощаются в нормах об их несменяемости и неприкосновенности и других положениях Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации". В соответствии с данным законом судьи несменяемы; гарантируется их неприкосновенность (неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи) и предоставление судье материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, а также предусматривается ответственность за незаконное вмешательство в их деятельность.

Принцип гласности в деятельности суда. Открытое разбирательство - один из важнейших принципов судопроизводства. Дела во всех судах разбираются открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны.

Конституция РФ устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Помимо целей охраны государственной и коммерческой тайн, закрытое судебное разбирательство допускается по мотивированному определению суда или постановлению судьи по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях, а также по другим уголовным делам для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в этих делах лиц.

На закрытое судебное заседание не допускаются публика, представители средств массовой информации. Однако слушание дела ведется с соблюдением всех правил судопроизводства, включая и публичное провозглашение во всех случаях приговора и решения суда.

Принцип государственного или национального языка судопроизводства и делопроизводства в судах. В соответствии с Конституцией государственным языком на всей территории России является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки (ч. 2 ст. 68). Конституция установила право каждого пользования родным языком, на свободный выбор языка общения (ч. 2 ст. 26).

Все стадии производства должны вестись с соблюдением конституционного права каждого пользоваться родным языком. Все судьи обязаны знать язык, на котором ведется судопроизводство в регионе их юрисдикции. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать в суде, давать показания, заявлять ходатайства на родном языке, а также пользоваться услугами переводчика.

Правосудие - главная, но не единственная функция судебной власти. Наряду с правосудием судебная власть осуществляет судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения (ареста, обыска, ограничения тайны переписки, телефонных переговоров и т.п.); толкование правовых норм (толкование Конституционным Судом Российской Федерации норм ее Конституции, руководящие разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлениях его Пленума); удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признание умершим, безвестно отсутствующим лицом и т.п.); ограничение конституционной и иной правосубъектности граждан (признание гражданина недееспособным и проч.); судебный надзор за решением судов и др.

В судебной системе Российской Федерации имеется федеральный суд, организация и деятельность которого регулируются в значительной мере нормами конституционного права. Таким судом является Конституционный Суд Российской Федерации.

Центральное место в системе полномочий судебной власти занимает правосудие. Это обусловлено прежде всего тем, что отправление правосудия тесно связано с реализацией прав граждан, защитой интересов государства и его органов.

Правосудие – это конституционно закрепленная особая форма деятельности государства в сфере осуществления судебной власти, выражающаяся в процессуальной деятельности судов по рассмотрению гражданских, уголовных, административных дел с применением государственного принуждения, основанного на законе.

Правосудие с нравственной точки зрения – основанная на законе справедливость. Именно поэтому очень важно при осуществлении правосудия выявить все существенные обстоятельства дела, безошибочно применить закон, приняв при этом справедливое решение. Если суд отступает от данного порядка, то наступает беззаконие, произвол. Конституция РФ, закрепив основные принципы правосудия, обеспечивает гарантии законности и справедливости правосудия в нашей стране.

Конституционные принципы правосудия можно определить как закрепленные в Конституции положения по организации и функционированию органов судебной власти, отражающие демократический характер правосудия. Принципы правосудия воспроизводят уровень правового сознания в обществе.

Все принципы находятся во взаимной связи и обусловленности, составляя систему конституционных принципов правосудия. В эту систему входят следующие принципы.

  • 1. Законность (ст. 15 Конституции РФ) – безусловное исполнение Конституции РФ, законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, в том числе и судебными, должностными лицами и гражданами. Законность как строгое и неуклонное следование закону, подчинение только закону является базовым принципом функционирования судебной власти. Для правосудия этот принцип имеет особое значение, так как именно данный вид государственной деятельности тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона – как материального, так и процессуального. Законность предполагает прежде всего соблюдение норм позитивного права. При этом важным условием выступает то обстоятельство, при котором нормы позитивного права соответствовали принципам естественного права.
  • 2. Осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ) означает прерогативу суда от имени государства осуществлять правосудие. Этот принцип направлен на строгое ограничение органов, осуществляющих разбирательство судебных дел. Из числа таких органов исключены товарищеские суды, религиозные суды, суды офицерской чести и иные (кроме указанных в Конституции РФ) организации судебной власти. Важной гарантией данного принципа является недопустимость создания каких-либо чрезвычайных судов.

Исключительное право суда осуществлять правосудие исходит из того, что деятельность суда протекает в особом правовом порядке, который создает такие преимущества в рассмотрении и разрешении дел, которыми не располагает ни одна иная форма государственной деятельности. Этот порядок заключает в себе наибольшие гарантии для вынесения по делу законного и справедливого решения.

Никакой иной орган государственной власти не вправе присваивать себе полномочия по рассмотрению гражданских, уголовных, административных дел, применяя при этом от имени Российской Федерации государственное принуждение.

Данный принцип пронизывает собой все судебные инстанции. Он определяет собой такой правовой режим, при котором отмена или изменение судебных решений допускается не иначе как вышестоящим судом, а не каким-либо другим высшим государственным органом. В этом проявляются не только исключительность, но и полнота судебной власти: вступившие в законную силу решения суда обязательны для всех, включая высшие органы законодательной и исполнительной власти России.

3. Независимость судей (ст. 120 Конституции РФ). Суть данного принципа состоит в том, чтобы обеспечить судьям и судебным заседателям такие условия, при которых они могли бы принимать ответственные решения без какого- либо постороннего воздействия со стороны. Гарантиями независимости судей являются предусмотренная законом процедура осуществления правосудия, запрет вмешательства в деятельность правосудия со стороны любых органов и должностных лиц, неприкосновенность судьи и заседателя, материальное обеспечение судей за счет федерального бюджета и др.

Существуют внешняя (объективная) и внутренняя (субъективная) стороны независимости судей:

  • а) судьи не являются представителями интересов каких- либо государственных или социальных структур. Судья не имеет право занимать какие-либо государственные или общественные должности, принадлежать к политическим партиям или движениям. Судья не имеет никаких обязательств перед теми, кто выдвинул его на должность судьи, представил его кандидатуру или его назначил. Судья имеет право и обязан отстаивать в судопроизводстве свою личную позицию;
  • б) никто не вправе вмешиваться в деятельность судей, давать им какие-либо указания по изучаемым или рассматриваемым судом вопросам. Сами судьи не могут не только запрашивать такие указания, но и получать их – судья обязан их отвергнуть;
  • в) условия, при которых принимаются решения и выносятся приговоры, исключают возможность воздействия на судей как извне, так и внутри судейской коллегии. Этому служат равенство прав судей, их право выражать свое мнение, высказываться в ходе совещания судей, порядок голосования и тайна совещания судей;
  • г) внутренняя сторона судейской независимости предполагает субъективно независимую внутреннюю позицию: выступая в личном качестве, судья выражает только свое мнение, его позиция должна быть исключительно правовой, так как судья не может принимать какие-либо решения, подчиняясь постороннему влиянию, а также руководствуясь политическими пристрастиями.
  • 4. Несменяемость судей (ст. 121 Конституции РФ) – одна из основных гарантий их независимости от законодательной и исполнительной власти. Несменяемость судей означает, что после наделения судьи полномочиями в установленном законом порядке действительность полномочий судьи в Российской Федерации не ограничена определенным сроком.

Однако несменяемость судей обеспечивается законодательством в различных временных пределах: пожизненное назначение – для судей общих и арбитражных судов, назначение первый раз федеральных судей (за исключением судей высших судов) сроком на три года, избрание на пять лет мировых судей. Независимость судей означает постоянное сохранение судьей занимаемой должности, смена которой может произойти только с согласия судьи. Приостановление или прекращение полномочий судьи может произойти только в установленных законом случаях.

Принцип несменяемости судей гарантирует независимость судов от политической ситуации в стране и смены руководства на местном уровне.

5. Неприкосновенность судей (ст. 122 Конституции РФ). Как и депутаты, судьи не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, за исключением случаев задержания непосредственно па месте преступления. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается Председателем Следственного комитета при Прокуратуре РФ с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Помимо неприкосновенности судьи должны иметь возможность вынести решение без опасения, что с любой стороны последуют ответные меры. Судейская неприкосновенность является не личной привилегией определенного гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов правосудия.

Тем не менее судьи также подлежат ответственности за недостатки в своей профессиональной деятельности. Создание единого дисциплинарного органа, который бы мог рассматривать конфликты, связанные с применением дисциплинарного воздействия в отношении судей, предусмотрено в Федеральном конституционном законе от 09.11.2009 № 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии". Данный орган начал действовать 12 марта 2010 г. Согласно ст. 1 Закона этот судебный орган уполномочен рассматривать дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. Решения Дисциплинарного судебного присутствия являются окончательными и обжалованию не подлежат.

Состав Дисциплинарного судебного присутствия формируется на конкурсной основе тайным голосованием на Пленумах Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ из трех судей Верховного Суда РФ и трех судей Высшего Арбитражного Суда РФ. Требования к кандидатам для работы в новом судебном органе высокие. Так, членом Дисциплинарного судебного присутствия может быть судья в возрасте 40–65 лет, имеющий стаж работы в качестве судьи в Верховном или в Высшем Арбитражном Суде РФ не менее пяти лет. Одно и то же лицо не может быть избрано членом Дисциплинарного судебного присутствия более двух раз подряд.

6. Гласность судебного разбирательства (ст. 123 Конституции РФ) – это форма контроля со стороны общества за работой судебных органов. Дела рассматриваются в присутствии всех желающих, за исключением особых категорий дел, которые рассматриваются в закрытом судебном заседании.

Открытость судебного рассмотрения обеспечивает общепрофилактическое воспитательное воздействие правосудия на граждан. Такое воздействие может иметь лишь образцово проведенный процесс, демонстрирующий объективность и беспристрастность суда, строгое следование процедурным предписаниям, равное и уважительное отношение к участвующим в деле органам и лицам, профессионализм судей, высокую общую и правовую культуру.

7. Состязательность и равноправие сторон (ст. 19, 123 Конституции РФ). Стороны в судебном заседании имеют равные процессуальные права для отстаивания перед судом своих позиций. Реализация принципа состязательности гарантируется соблюдением судом и сторонами ряда процессуальных правил, создающих благоприятные условия для отыскания истины и вынесения справедливого решения или приговора. В отличие от сторон суд в состязательном процессе не должен быть инициатором производства и лишь разрешает вопросы, которые могут быть поставлены перед ним управомоченными на то субъектами.

Равенство сторон во всех видах судопроизводства основано на признании равенства всех перед судом. Все дела рассматриваются в одинаковом процессуальном порядке независимо от состава и категории участников процесса. Равноправие сторон обеспечивается еще и тем, что никакой суд не может создавать для одной из сторон какие-либо преимущества или ограничения. На процессуальном положении сторон нс отражается, представляет ли она свои личные интересы или интересы государства или других лиц.

Так, в качестве одной из сторон может выступать и прокурор. Правозащитная функция прокуратуры проявляется в праве прокуроров возбуждать дела в защиту других лиц. Прокуроры возбуждают дела в тех случаях, когда гражданин по каким-то причинам сам не может себя защитить. В данном случае идет выравнивание правового статуса гражданина, обретение им равного права на защиту своих нрав в суде.

Равные возможности сторон обеспечивает также равный правовой статус всех других участников процесса, выступающих в одинаковых процессуальных ролях: свидетелей, переводчиков, экспертов. Ведь для суда не имеет значение, с какой стороны привлечены эти участники процесса, и отношения с ними строятся абсолютно на равных условиях.

8. Устность судебного разбирательства – в ходе рассмотрения дел суд должен заслушать показания сторон, экспертов и свидетелей, огласить имеющиеся документы. В судах общей юрисдикции строго соблюдается принцип устности, так как это связано с необходимостью обеспечить судьям и участникам процесса непосредственное восприятие сведений о фактах и обстоятельствах рассматриваемого дела.

В вышестоящих судах при проверке уже вынесенных судами решений допускается оценка материалов дела без их оглашения, так как не устанавливаются фактические обстоятельства дела, а решение основывается на представленных материалах дела, с которыми участники процесса уже ознакомлены.

9. Участие граждан в отправлении правосудия (ст. 32 Конституции РФ). Такое участие чаще всего выражается в привлечении граждан в качестве присяжных либо арбитражных заседателей. Хотя участие граждан в осуществлении правосудия происходит в различных формах, оно подчинено единой цели – привлечению народа к осуществлению власти, в том числе и судебной.

Назначение института судебных заседателей (присяжных, арбитражных) состоит в следующем: во-первых, они делают судебную власть более прозрачной, менее кастовой; во-вторых, выносимые (принимаемые) с участием судебных заседателей судебные акты более устойчивы: вынесенные не только профессиональными судьями, они меньше подвержены обвинению в предвзятости суда.

В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательных предписаний, регулирующих правосудие. Это – результат практики развития и совершенствования правосудия в России, который нашел свое отражение в нормах Конституции РФ.