Принцип социального партнерства означает. Социальное партнерство: принципы, уровни. Примеры действия социального партнерства

Трудовой кодекс, N 197-ФЗ | ст. 24 ТК РФ

Статья 24 ТК РФ. Основные принципы социального партнерства (действующая редакция)

Основными принципами социального партнерства являются:

равноправие сторон;

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 24 ТК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает правовые основы взаимодействия социальных партнеров - работников и работодателей.

Положения статьи базируются на международно-правовых нормах о труде и сложившихся традициях.

2. Основным принципом социального партнерства является равноправие сторон.

Представители работников и работодатели (их представители) обладают равными правами по участию в коллективных переговорах, в обсуждении вопросов, касающихся труда и социального развития, в создании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Каждая из сторон может выступить инициатором коллективных переговоров, предложить тот или иной вопрос для обсуждения и отражения в коллективном договоре или соглашении, свободно изложить свое мнение, участвовать в совместном принятии решений. Однако для создания представителям работников - как более слабой в экономическом и социальном отношении стороны - подлинно равных возможностей с работодателями Кодекс предусматривает ряд гарантий для них (ст. 39 ТК).

3. Социальное партнерство основывается на заинтересованности сторон в сотрудничестве, уважении интересов и мнений представителей работников и работодателей.

4. Одним из принципов социального партнерства названо содействие государства в укреплении и развитии сотрудничества сторон.

Роль государства в развитии системы социального партнерства весьма значительна. Органы исполнительной власти участвуют в деятельности трехсторонних комиссий, важные политические и правовые решения принимаются с учетом мнения социальных партнеров, представителям работников и работодателей оказывается содействие в поиске компромисса и взаимоприемлемых решений.

Содействие государства проявляется и в закреплении на законодательном уровне основных правил сотрудничества сторон, предоставлении гарантий лицам, участвующим в коллективных переговорах, установлении ответственности за уклонение от участия в коллективных переговорах, нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.

5. Стороны при ведении коллективных переговоров, в ходе консультаций и локального регулирования трудовых отношений, при использовании других форм социального партнерства должны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты. Это требование относится не только к нормам, устанавливающим процедуру совершения тех или иных действий, но и к правилам, определяющим содержание коллективно-договорных актов. Например, локальные нормативные акты должны приниматься в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами о труде, соглашением, коллективным договором (ст. 8 ТК); коллективные договоры и соглашения не могут снижать уровень прав и гарантий работников, предусмотренный законодательством о труде (ст. 9 ТК).

В ходе коллективных переговоров необходимо соблюдать также положения нормативных правовых актов, определяющие компетенцию работодателя (см. коммент. к ст. 41).

6. Полномочность представителей сторон - необходимое условие нормального функционирования механизма социального партнерства в сфере труда. Представители сторон наделены полномочиями в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами либо по специальному решению соответствующей стороны (см. коммент. к ст. ст. 30, 31, 33, 34).

В том случае, когда полномочия предоставлены представителю стороны учредительными документами, решением общего собрания (конференции) и т.п., они должны быть надлежащим образом оформлены. Так, по общему правилу представителем работодателя является руководитель организации (ст. 33 ТК), однако в соответствии со ст. 20 ТК такие полномочия могут быть переданы и другому органу управления организацией, например председателю совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества. В такой ситуации председатель совета директоров (наблюдательного совета), вступая в коллективные переговоры или проводя консультации с представителями работников, должен предъявить им выписку из устава или копию решения общего собрания акционеров, которым он уполномочен проводить коллективные переговоры, заключать коллективный договор, согласовывать управленческие решения с представителями работников или участвовать в других формах социального партнерства.

Такое же правило действует в отношении представителей работников. Представители профсоюза должны подтвердить свои полномочия, представив устав профсоюза, положение о первичной профсоюзной организации, протокол об избрании органа первичной профсоюзной организации (профсоюза).

Иные представители работников получают свои полномочия на общем собрании (конференции) и, следовательно, могут ссылаться только на его решение (протокол).

7. Свобода выбора вопросов для обсуждения и свобода дискуссии при заключении коллективно-договорных актов, проведении консультаций и т.д. необходимы для полноценного взаимодействия сторон, согласования их интересов.

Этот принцип основан на международных нормах. В частности, Конвенция МОТ N 98 "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров" (1949) закрепляет принцип добровольности переговоров, что предполагает создание возможности свободно и самостоятельно прийти к соглашению, в т.ч. определить круг обсуждаемых вопросов и содержание коллективного договора или соглашения.

8. Взаимодействие в системе социального партнерства осуществляется добровольно. Закон не возлагает на работников и работодателей обязанности вести коллективные переговоры, проводить консультации и т.п. Соответственно, и обязательства по коллективному договору или соглашению стороны принимают на себя добровольно.

Международная организация труда подчеркивает, что процедура ведения коллективных переговоров на добровольной основе исключительно важна и должна всемерно поощряться и поддерживаться (Свобода объединения и коллективные переговоры. Международная конференция труда. 81-я сессия МОТ. Женева, 1994 (п. п. 235, 236)).

Судебная практика по статье 24 ТК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 310-КГ17-4681, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Условия включения юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения определены статьей 24 ТК ТС; дополнительные условия предусмотрены частью 6 статьи 70 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 311-ФЗ). Отменяя решение суда первой инстанции, суды апелляционной и кассационной инстанции указали на то обстоятельство...

  • Решение Верховного суда: Определение N 310-КГ16-16073, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Разрешая спор, суды руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 391, 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 22, 24 , 43, 164, 167, 168, 188 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закон о бухгалтерском учете), Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ...

  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-12918/11, Коллегия по административным правоотношениям, надзор

    Общество, ссылаясь на неприменение судами статей 275.1, подпункта 7 пункта 2 статьи 315 Кодекса, статей 5, 15, 23, 24 , 26, 40, 41, 164 Трудового кодекса Российской Федерации, приводит доводы о правомерности включения в состав доходов для исчисления налогооблагаемой базы по налогу на прибыль выручки, полученной от реализации своим работникам и членам их семей путевок по льготным ценам...

+Еще...

Основными принципами социального партнерства являются:
равноправие сторон;
уважение и учет интересов сторон;
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

полномочность представителей сторон;
свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

КОММЕНТАРИЙ

1. В комментируемой статье установлены основные принципы социального партнерства, которые в равной степени распространяются на всех партнеров (субъектов) социально-трудовых отношений. По своей сути основные принципы социального партнерства – это основополагающие идеи, несущие в себе основной смысл социально-трудовых отношений субъектов социального партнерства. Эти принципы были провозглашены еще в Уставе Международной организации труда и в Декларации относительно целей и задач МОТ (Филадельфия, 10 мая 1944 года).
К основным принципам социального партнерства относятся следующие.

Равноправие сторон. В Конвенции МОТ от 21.06.1976 № 144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» указано, что предприниматели и трудящиеся должны быть представлены на равной основе в любых органах, через посредство которых осуществляются консультации.
Равноправие предполагает независимость субъектов партнерских отношений. Но поскольку работники в трудовых отношениях обладают меньшими возможностями для реализации своих прав (являются экономически более слабой стороной в трудовом правоотношении), государство и общество обязаны обеспечить работникам соответствующую защиту против любых дискриминационных актов, направленных на ущемление свободы объединения в области труда (Конвенция МОТ от 01.07.1949 № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров»; постановление Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 № 3-П «По делу о проверке конституционности положений п. 2 ст. 278 и ст. 279 Трудового кодекса РФ и абз. 2 п. 4 ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах» в связи с запросами Волховского городского суда Ленинградской области, Октябрьского районного суда Ставрополя и жалобами ряда граждан».
Законодатель указывает при этом, что не допускается ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями и органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных трудовым законодательством (ч. 3 ст. 36 ТК РФ). Этим самым гарантируется равноправие работников как стороны социально-партнерских отношений в сфере труда.

Уважение и учет интересов сторон. Реализация данного принципа на практике может сопровождаться определенными трудностями. Если уважительное отношение сторон социально-партнерских отношений можно рассматривать как определенную данность, то учет всех интересов сторон на практике осуществить довольно сложно. Это обусловлено в первую очередь существенными, принципиальными противоречиями в трудовых отношениях между работниками и работодателями. Стремление работодателей получить максимальную прибыль без учета стремления работников на комфортные условия труда и достойное вознаграждение за свой труд, который в основной степени и является источником прибыли работодателя, приводит к серьезным конфликтам между ними. Способы разрешения подобного рода конфликтов необходимо искать на пути осознания сторонами трудового отношения необходимости эффективного функционирования процесса производства в организации, у индивидуального предпринимателя, как необходимого условия соблюдения взаимных интересов сторон трудового отношения. Учет мнений каждой из сторон является непременным условием соблюдения интересов субъектов социально-партнерских отношений.

Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях. Договорные отношения (коллективные договоры, соглашения, локальные нормативные акты, трудовые договоры) в основе своей формируют нормы трудового права, регулирующие общественные отношения в сфере труда непосредственно в конкретной организации, на конкретном производстве, у конкретного предпринимателя. Поэтому стороны заинтересованы в развитии этих отношений и участии в их формировании, как одного из принципов социально-партнерских отношений.
Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе. Необходимо отметить многофункциональность участия государства в развитии социального партнерства в сфере труда.
Во-первых, органы государства (органы государственной власти и органы местного самоуправления, федеральные государственные унитарные предприятия, наниматели государственных служащих и другие субъекты) могут выступать в качестве работодателей и их представителей, и в силу наличия возможностей демонстрировать обществу более высокий уровень организации труда и социальной защищенности работников.
Во-вторых, органы государственной власти, а иногда и органы местного самоуправления осуществляют законодательно-нормативное обеспечение социально-партнерских отношений в сфере труда.

В-третьих, органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают как гаранты правовой безупречности в социально-партнерских отношениях и их стабильности.
В-четвертых, судебные органы от лица государства выступают арбитрами в разрешении споров и конфликтных ситуаций, возникающих при реализации социально-партнерских отношений в сфере труда.
В-пятых, государство как один из крупных собственников оказывает существенное влияние на всю систему общественных отношений в сфере труда, в том числе и на социально-партнерские отношения.
Соблюдение сторонами социального партнерства и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Принцип соблюдения норм трудового законодательства относится как к процедуре осуществления социального партнерства, так и к содержанию нормативных актов, принимаемых сторонами социально-партнерских отношений в сфере труда. Принимаемые сторонами социального партнерства коллективные договоры, соглашения, локальные нормативные акты не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).
Полномочность представителей сторон. Принцип полномочности представителей сторон в социальном партнерстве призван обеспечить участие в социально-партнерских отношениях представителей сторон, наделенных необходимыми полномочиями в соответствии с трудовым законодательством, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами, специальными решениями сторон.
В пункте 6 Рекомендации МОТ от 19.06.1981 № 163 «О содействии коллективным переговорам» предусмотрено, что стороны, ведущие коллективные переговоры, должны наделять своих соответствующих участников переговоров полномочиями, необходимыми для ведения и завершения переговоров.

Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда. Это значит, что стороны партнерских отношений в ходе переговоров самостоятельно определяют круг вопросов, подлежащих обсуждению, и по которым необходимо принятие коллективно-договорных актов (коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов и др.). Например, в ч. 1 ст. 37 ТК РФ установлено, что представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.
Добровольность принятия сторонами на себя обязательств. Каждая сторона партнерских отношений добровольно, без какого-либо воздействия других сторон принимает на себя обязательства по принимаемому коллективно-договорному акту.
Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами. Этот принцип в значительной степени связан с принципом добровольности принятия сторонами на себя обязательств. Стороны добровольно должны включать в коллективно-договорные акты только такие обязательства, выполнение которых достижимо в силу экономических возможностей работодателя.

Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений. Соблюдение условий коллективного договора, соглашений является основной обязанностью работодателя (абз. 1 ч. 2 ст. 22 ТК РФ). Стороны должны понимать, что возникающие в трудовых отношениях несовпадения их интересов, не должны вести к освобождению от обязательств по выполнению коллективных договоров и соглашений. Тем более что за невыполнение коллективных договоров, соглашений предусмотрены в соответствии с трудовым законодательством меры ответственности (см. комментарий к ст. 55 ТК РФ).

Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений. Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду (см. комментарий к ст. 51 ТК РФ).
Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров и соглашений. В отношении указанных лиц, виновных в нарушении или невыполнении обязательств по коллективному договору, соглашениям, возможно применение штрафных и иных санкций в соответствии с федеральным законом (см. комментарий к ст. 55, 419 ТК РФ.).

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись

1. Статья 24 ТК РФ устанавливает правовые основы взаимодействия социальных партнеров - работников и работодателей.

Положения статьи базируются на международно-правовых нормах о труде и сложившихся традициях.

2. Основным принципом социального партнерства является равноправие сторон.

Представители работников и работодатели (их представители) обладают равными правами по участию в коллективных переговорах, в обсуждении вопросов, касающихся труда и социального развития, в создании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Каждая из сторон может выступить инициатором коллективных переговоров, предложить тот или иной вопрос для обсуждения и отражения в коллективном договоре, соглашении, свободно изложить свое мнение, участвовать в совместном принятии решений. Однако для создания представителям работников - как более слабой в экономическом и социальном отношении стороны - подлинно равных возможностей с работодателями Кодекс предусматривает ряд гарантий для них (ст. 39 ТК).

3. Социальное партнерство основывается на заинтересованности сторон в сотрудничестве, уважении интересов и мнений представителей работников и работодателей.

4. Одним из принципов социального партнерства, указанных в ст 24 ТК РФ с комментариями названо содействие государства в укреплении и развитии сотрудничества сторон.

Роль государства в развитии системы социального партнерства весьма значительна. Органы исполнительной власти участвуют в деятельности трехсторонних комиссий, важные политические и правовые решения принимаются с учетом мнения социальных партнеров, представителям работников и работодателей оказывается содействие в поиске компромисса и взаимоприемлемых решений.

Содействие государства проявляется и в закреплении на законодательном уровне основных правил сотрудничества сторон, предоставлении гарантий лицам, участвующим в коллективных переговорах, установлении ответственности за уклонение от участия в коллективных переговорах, нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.

5. Применяя ст 24 ТК РФ следует учитывать, что стороны при ведении коллективных переговоров, в ходе консультаций, локального регулирования трудовых отношений и использования других форм социального партнерства должны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты. Это требование относится не только к нормам, устанавливающим процедуру совершения тех или иных действий, но и к правилам, определяющим содержание коллективно-договорных актов. Например, локальные нормативные акты должны приниматься в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами о труде, соглашением, коллективным договором (ст. 8 ТК), коллективные договоры и соглашения не могут снижать уровень прав и гарантий работников, предусмотренный законодательством о труде (ст. 9 ТК).

В ходе коллективных переговоров необходимо соблюдать также положения нормативных правовых актов, определяющие компетенцию работодателя (см. коммент. к ст. 41).

6. Полномочность представителей сторон - необходимое условие нормального функционирования механизма социального партнерства в сфере труда. Представители сторон наделены полномочиями в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами либо по специальному решению соответствующей стороны (см. коммент. к ст. ст. 30, 31, 33, 34).

В том случае, когда полномочия предоставлены представителю стороны учредительными документами, решением общего собрания (конференции) и т.п., они должны быть надлежащим образом оформлены. Так, по общему правилу представителем работодателя является руководитель организации (ст. 33 ТК), однако в соответствии со ст. 20 ТК такие полномочия могут быть переданы и другому органу управления организацией, например председателю совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества. В такой ситуации председатель совета директоров (наблюдательного совета), вступая в коллективные переговоры или проводя консультации с представителями работников, должен предъявить им выписку из устава или копию решения общего собрания акционеров, которым он уполномочен проводить коллективные переговоры, заключать коллективный договор, согласовывать управленческие решения с представителями работников или участвовать в других формах социального партнерства.

Такое же правило действует в отношении представителей работников. Представители профсоюза должны подтвердить свои полномочия, представив устав профсоюза, положение о первичной профсоюзной организации, протокол об избрании органа первичной профсоюзной организации (профсоюза).

Иные представители работников получают свои полномочия на общем собрании (конференции) и, следовательно, могут ссылаться только на его решение (протокол).

7. Свобода выбора вопросов для обсуждения и свобода дискуссии при заключении коллективно-договорных актов, проведении консультаций и т.д. необходима для полноценного взаимодействия сторон, согласования их интересов.

Этот принцип основан на международных нормах. В частности, Конвенция МОТ N 98 "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров" (1949) закрепляет принцип добровольности переговоров, что предполагает создание возможности свободно и самостоятельно прийти к соглашению, в т.ч. определить круг обсуждаемых вопросов и содержание коллективного договора, соглашения.

8. Взаимодействие в системе социального партнерства осуществляется добровольно. Закон не возлагает на работников и работодателей обязанности вести коллективные переговоры, проводить консультации и т.п. Соответственно, и обязательства по коллективному договору или соглашению стороны принимают на себя добровольно.

Международная организация труда подчеркивает, что процедура ведения коллективных переговоров на добровольной основе исключительно важна и должна всемерно поощряться и поддерживаться (Свобода объединения и коллективные переговоры. Международная конференция труда. 81-я сессия МОТ, Женева, 1994, п. п. 235, 236).

9. Из статьи 24 ТК РФ следует, что обязательства, принимаемые сторонами, должны быть реальными. Это означает, что нельзя включать в коллективно-договорные акты положения, которые не могут быть выполнены с учетом финансово-экономических возможностей работодателя, конъюнктуры рынка, других обстоятельств. Таким образом, законодатель ориентирует стороны на добросовестное сотрудничество: обмен достоверной информацией, взвешенный подход к формированию содержания правовых актов.

10. Исполнение заключенных коллективных договоров и соглашений является обязательным и обеспечивается как возможностью вступить в коллективный спор и объявить забастовку, так и установлением ответственности за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения (ст. 55 ТК).

Одним из вспомогательных способов обеспечить выполнение условий договорных актов выступает контроль (см. коммент. к ст. 51).

Новая редакция Ст. 24 ТК РФ

Основными принципами социального партнерства являются:

равноправие сторон;

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Комментарий к Статье 24 ТК РФ

Основными принципами социального партнерства являются равноправие сторон, содействие государства, соблюдение сторонами трудового законодательства, добровольность, обязательность выполнения договоров и соглашений, ответственность сторон за невыполнение договоров и соглашений (ст. 24 Трудового кодекса РФ).

Другой комментарий к Ст. 24 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Принципы социального партнерства - это основные начала, исходные положения, которым в своей практической деятельности должны следовать стороны социального партнерства. Принципами социального партнерства руководствуется и государство, осуществляя нормативное регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Данный тезис находит свое подтверждение в комментируемой статье, поскольку закрепленная в ней совокупность принципов объединяет в себе и принципы взаимодействия сторон социального партнерства, и принципы законодательного регулирования отношений социального партнерства.

2. Принцип равноправия сторон обеспечивается прежде всего гарантиями независимости организаций трудящихся и работодателей.

Конвенция МОТ N 98 "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров" гарантирует трудящимся надлежащую защиту против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда. Организации как трудящихся, так и работодателей должны пользоваться надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их представителей или членов данных организаций. Соответствующая защита распространяется на вопросы создания и деятельности организаций или управления ими. В частности, как вмешательство рассматриваются действия, имеющие целью способствовать учреждению организаций трудящихся под господством работодателей или организаций работодателей или поддерживать организации трудящихся путем финансирования или другим путем с целью поставить такие организации под контроль работодателей или организаций работодателей.

В силу того что отношения социального партнерства хоть и связаны с трудовыми, но самостоятельны, в них исключается административное подчинение работника, представляющего коллектив работников, работодателю, с которым данный работник состоит в трудовых отношениях. Поскольку участниками конкретных отношений социального партнерства являются представители работников (профессиональные союзы, иные представители), в данных отношениях может быть обеспечено не только равноправие сторон, но и фактическое равенство представителей работников (зачастую наделенных значительными материальными и финансовыми ресурсами) и работодателей.

Равноправие сторон социального партнерства также достигается особой ролью органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношениях социального партнерства, которые выступают в них в качестве равноправных партнеров, а не носителей функций публичной власти, способных диктовать определенное поведение участникам партнерских взаимоотношений.

3. Принципы уважения и учета интересов сторон, заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях определяются самим характером отношений социального партнерства, материальным продуктом которых является договор, регулирующий трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. В процессе его заключения неизбежно происходит согласование воль соответствующих сторон, основанное на взаимном учете их интересов. Подробнее об этом см. ст. ст. 40, 45 ТК РФ и комментарий к ним.

4. Принцип содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе определяет содержание как законодательной, так и исполнительно-распорядительной деятельности государства. Так, государство не может издавать законы и иные нормативные правовые акты, нарушающие права сторон социального партнерства.

Соответствующие органы государственной власти, как правило, обеспечивают деятельность комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. См., например, Порядок обеспечения деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1999 г. N 1229.

Государство также содействует сторонам социального партнерства в разрешении разногласий, возникающих в процессе коллективных переговоров. Подробнее об этом см. ст. 407 ТК РФ и комментарий к ней.

5. Принцип соблюдения сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, равнозначен общеправовому принципу законности и обеспечивается установлением юридической ответственности сторон социального партнерства. См. также гл. 9 ТК РФ и комментарий к ней.

6. В силу принципа полномочности представителей сторон соответствующие представители должны обладать полномочиями на принятие обязательств, имеющих юридическую силу, и для себя самих, и для представляемых ими лиц. Полномочность представителей субъектов социального партнерства может устанавливаться либо законом, либо посредством наделения лица полномочиями на участие в конкретных переговорах. При отсутствии необходимых полномочий на представительство, заключенное с участием такого лица, соглашение не будет являться правовым актом социального партнерства, поскольку права и обязанности по такому соглашению возникнут исключительно у представителя, но не у представляемых им лиц. Подробнее о представительстве см. гл. 4 ТК РФ и комментарий к ней.

8. Принцип добровольности принятия сторонами на себя обязательств вытекает из свободы сторон в обсуждении вопросов труда. В силу данного принципа никакие лица, в том числе и государственные органы, не вправе диктовать решения, принимаемые в партнерском порядке (см. также ч. ч. 2, 3 ст. 40, ч. 1 ст. 47 ТК РФ и комментарий к ним). При этом стороны коллективного договора, соглашения не могут включать в данные акты-соглашения условия, ограничивающие права или снижающие уровень гарантий, установленный для работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (см. ч. 2 ст. 9 ТК РФ и комментарий к ней).

9. В силу принципа реальности обязательств сторонам следует включать в коллективный договор, соглашение только те обязательства, которые они в состоянии исполнить. Реальность того или иного обязательства определяется сторонами в процессе коллективных переговоров на основании анализа представленной информации, характеризующей экономическое положение работодателя, компетенцию органа, уполномоченного осуществлять регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, и т.п.

10. Принцип обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений основан на характеристике коллективного договора, соглашения как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения (устанавливающего общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений). Исполнение данного принципа обеспечивается установлением юридической ответственности за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения (см. ч. 1 ст. 40, ч. 1 ст. 45, ст. 55 ТК РФ и комментарий к ним).

11. Осуществление контроля за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений является одним из способов, обеспечивающих развитие отношений социального партнерства. При надлежащей организации контрольной деятельности обеспечивается наличие и постоянное обновление оперативной информации о ходе развития взаимоотношений между представителями работников и представителями работодателей, об обеспечении трудовых прав работников. Без осуществления постоянного контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений невозможно обеспечить их выполнение (см. также ст. 51 ТК РФ и комментарий к ней).

12. Принцип ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений вытекает из принципа обязательности выполнения коллективного договора, соглашения и обеспечивает реализацию указанного принципа (см. ст. 55 ТК РФ и комментарий к ней).

13. Перечень принципов, определяющих развитие отношений социального партнерства, не исчерпывается принципами, закрепленными в комментируемой статье. Так, принято выделять принцип примирительного разрешения разногласий, возникающих в отношениях социального партнерства, означающий, что конфликтная ситуация, возникающая в ходе партнерского взаимодействия, должна разрешаться на основе общих принципов и процедур, сложившихся в отношениях социальных партнеров (самими сторонами социального партнерства, их представителями). Об этом см. гл. 61 ТК РФ и комментарий к ней.

  • Вверх

Социальное партнерство представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Основными принципами социального партнерства являются (ст. 24 ТК):

1 . Равноправие сторон. Любая из сторон может равно проявить инициативу по ведению коллективных переговоров и заключению соглашений. При этом представители сторон имеют равноправное положение как в ходе переговоров, так и при принятии решения по коллективному договору или соглашению. Такие решения принимаются по соглашению представителей сторон, и каждая сторона имеет равное количество голосов при этом.

2. Уважение и учет интересов сторон. Для сторон социального партнерства уважение и учет интересов являются основой успеха в достижении согласия по обсуждаемым вопросам, в обеспечении полной реализации всех достигнутых договоренностей.

3. Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях. К сожалению, не везде и нечасто сами стороны в полной мере заинтересованы участвовать в договорных отношениях. Мы знаем, что чаще всего от коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений отказывается работодатель. Однако именно взаимная заинтересованность сторон позволяет сторонам достичь намеченных планов.

4. Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе. Это является одним из принципов и условий более широкого использования социально-партнерских отношений для решения таких задач, как подъем производства и улучшение благосостояния граждан. В социальном партнерстве демократия позволяет каждой стороне наиболее полно проявить инициативу, уточнить более четко свою позицию.

5. Соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов. Все стороны переговоров коллективных договоров и соглашений должны соблюдать нормы и правила ведения коллективных переговоров, консультаций, определения содержания коллективных договоров и соглашений. Условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, являются недействительными. Следовательно, они должны расширять социальные гарантии, которые установлены законодательством.



6. Полномочность представителей сторон. Все представители сторон должны иметь письменные документы, подтверждающие, что они уполномочены соответствующей стороной вести коллективные переговоры и подписывать соглашения и коллективные договоры. Не допускается ведение переговоров от имени работников органами или организациями, созданными или финансируемыми работодателем, органом исполнительной власти, даже если они и названы профсоюзами.

7. Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда. Это значит, что содержание и структуру коллективного договора и соглашения определяют сами стороны. Любая из сторон либо их представители могут ставить вопрос о включении в коллективный договор, соглашение условий, которые должны быть свободно обсуждены всеми сторонами (их представителями), приняты или отвергнуты. Закон запрещает всякое вмешательство, способное ограничить права работников и представителей или воспрепятствовать их осуществлению со стороны органов власти, управления, и др.

8. Добровольность принятия сторонами на себя обязательств. Каждая сторона добровольно, а не под каким-либо давлением извне принимает на себя обязательства по коллективному договору или соглашению, т. е. стороны договариваются путем консенсуса о принятии обязательств.

9 . Реальность обеспечения принимаемых на себя обязательств. Этот принцип играет большую роль в эффективности действия коллективного договора и соглашения. Например, невыполнение обязательств работодателем или Правительством по социально-партнерскому соглашению в связи с тем, что, беря его, не учтена обстановка в народном хозяйстве или его отрасли, чревато социальной напряженностью, что противоречит целям соглашения, направленного на обеспечение социального мира на производстве. Поэтому принятые по договору, соглашению обя-зательства не должны быть пустыми обещаниями, их выполнение должно реально обеспечиваться. За невыполнение обязательств виновный наказывается по закону.

10. Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений. Несоблюдение этого принципа лишает смысла положения, включаемые в коллективный договор, соглашение. В соответствии со ст. 40 и 45 ТК коллективные договоры и соглашения представляют собой правовые акты, которые входят в систему актов, регулирующих трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Следовательно, они обладают юридической силой, обязательны к исполнению. За неисполнение коллективного договора и соглашения предусмотрена юридическая ответственность.

11. Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении такого контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию.

12 . Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Действующее законодательство предусматривает ответственность сторон и их представителей за неисполнение по их вине коллективных договоров, соглашений, а также нарушение нормативных правовых актов, регламентирующих коллективно-договорную работу. Такая ответственность предусмотрена гл. 9 ТК и ст. 5.28-5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.