Международно-правовая защита жертв войны. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов

Международное право в период вооруженных конфликтов

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

Одним из важнейших направлений международного гуманитарного права является международно- правовая защита жертв вооруженных конфликтов. К важнейшим правовым актам в данной сфере относятся Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, касающиеся защиты жертв вооруженных конфликтов. В них речь идет об обеспечении воюющими государствами в период войн и вооруженных конфликтов международно-правовой защиты следующим категориям лиц: раненым, больным, лицам, потерпевшим кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, военнопленным, а также гражданскому населению, находящемуся в районе боевых действий, т.е. предоставления им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал насилие, издевательство, глумление над личностью.

Кроме того, к жертвам военного конфликта международное гуманитарное право относит пропавших без вести, умерших (погибших). Принцип защиты жертв войны обязывает воюющих охранять интересы названных лиц, обращаться с ними при всех обстоятельствах гуманно и предоставлять им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход. Между ними не должно проводиться никакого различия независимо от цвета кожи, исповедания, религии, пола, национального и социального происхождения, политических и других убеждений. При этом следует учитывать, что жертвы вооруженных конфликтов пользуются уважением и находятся под защитой международного гуманитарного права, если они воздерживаются от любых враждебных действий по отношению к вооруженным силам.

В отношении раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также лиц, которые приравнены к ним по правовому положению, запрещаются следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания, надругательство над человеческим достоинством, взятие заложников, коллективные наказания, угрозы совершить любое из перечисленных деяний, проведение медицинских или научных экспериментов, лишение права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, применение практики апартеида и другие негуманные и унижающие действия, оскорбляющие достоинство личности, основанные на расовой дискриминации.

Международное гуманитарное право обязывает воюющих принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать раненых и больных, ограждать их от ограбления и дурного обращения. При этом воюющие стороны могут обращаться к местным жителям с просьбой подбирать и ухаживать за ранеными и больными под их контролем, предоставляя, изъяснившим желание выполнять такую работу необходимую помощь и льготы.

Военные власти должны разрешать гражданскому населению и благотворительным обществам, даже в районах вторжения или оккупированных районах, по собственной инициативе подбирать раненых и больных и ухаживать за ними. При этом никто из таких лиц не должен подвергаться преследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными или больными. В тех случаях, когда позволяют обстоятельства войны, стороны должны заключать соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные соглашения для того, чтобы подобрать раненых, больных, оставшихся на поле боя, транспортировать их, обеспечить доступ к ним медицинского персонала, а также произвести обмен между ними.

В содержание принципа защиты жертв войны входит также обеспечение воюющими правового режима военнопленных. Из международного гуманитарного права вытекает, что правами военнопленных пользуются комбатанты и некомбатанты. Женевская конвенция об обращении с военнопленными (ст. 4) более конкретно говорит о том, кто считается военнопленным. Это попавшие во власть неприятеля следующие лица: лица, принадлежащие к личному составу вооруженных сил воюющего государства, ополчения, добровольческих отрядов, движений сопротивления, партизаны, а также лица, сопровождающие вооруженные силы, но не входящие в их состав непосредственно, члены экипажей судов торгового флота и другие.

В случае сомнения в отношении того, является ли лицо, принимающее участие в боевых действиях и попадающее во власть противника, военнопленным, оно считается военнопленным до тех пор, пока его статус не будет определен судебным органом.

Говоря о правовом режиме военнопленных, нужно подчеркнуть, что нормы международного гуманитарного права исходят из того, что военнопленные находятся во власти неприятельского государства, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Именно государства должны обеспечивать соблюдение надлежащего правового режима военнопленных и нести ответственность за его нарушения.

В основе правового статуса рассматриваемой категории лиц лежит норма, согласно которой с военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Никакие физические или моральные пытки и другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. Они не могут быть подвергнуты научным или медицинским опытам, физическому калечению. К офицерам и приравненным к ним следует относиться с уважением, полагающимся по их званию и возрасту. После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, которые должны быть расположены достаточно далеко от зоны военных действий. Они не могут посылаться в районы, где могли бы подвергаться действию огня, а также использоваться для прикрытия каких-либо пунктов или районов военных операций.

Допрос должен проводиться на понятном им языке, без применения пыток и других мер принуждения. При допросе каждый военнопленный обязан сообщить только свои фамилию, полное имя, воинское звание, дату рождения и личный номер или за неимением такового другую равноценную информацию. Если он сознательно нарушает это положение, то лишается преимуществ, предоставляемых военнопленным его звания или положения. Все вещи и предметы личного пользования, за исключением оружия, лошадей, воинского снаряжения и военных документов, остаются в их владении. Военнопленные никогда не должны оставаться без удостоверений личности. Держащая в плену сторона выдает удостоверения тем, у кого их нет. Знаки различия и государственной принадлежности, отличия и предметы, имеющие главным образом субъективную ценность, не могут быть изъяты у военнопленного. Деньги, находящиеся у них, могут быть отобраны только по распоряжении офицера и только после того, как в специальном реестре будут зарегистрированы размеры денежных сумм и данные об их владельцах. Последним выдается расписка об изъятии у них денег. Ценные вещи у военнопленных могут быть изъяты только по соображению безопасности. Указанные вещи, а также изъятые у военнопленных деньги возвращаются им по окончании их плена в том виде, в каком они были отобраны.

Военнопленному с момента взятия в плен и не позднее семи дней после прибытия в сборный пункт, а также в случае его заболевания, отправки в медицинский пункт (госпиталь) и другой сборный пункт предоставляется возможность заполнить и отправить в Центральное справочное агентство карточку-извещение о взятии в плен. Кроме того, он имеет право письменно сообщить своей семье о состоянии своего здоровья и факте взятия в плен.

Привлечение к опасным видам работ (в том числе к разминированию) может осуществляться только с письменного согласия самих военнопленных.
Военнопленные из числа командного состава могут привлекаться к работам только в качестве руководящих или контролирующих работу военнопленных рядового состава.

Исключительно важным элементом принципа защиты жертв войны является международно-правовая охрана гражданского населения. На недопустимость нападения воюющих сторон на мирное население указывалось еще в Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года. В ней отмечалось, что «единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля».

Исторический опыт современных вооруженных конфликтов свидетельствует о всевозрастающих масштабах жертв среди гражданского населения. Если в Первую мировую войну военные потери составляли 95 процентов, а потери среди гражданского населения - 5 процентов, то во Второй мировой войне военные потери равнялись 52 процентам, а гражданские возросли до 48 процентов. Причем тенденция к увеличению потерь среди гражданского населения имела место и в последующих войнах: во время войны в Корее военные потери составили 16, а гражданские - 84 процента; в период агрессии США во Вьетнаме они составляли соответственно 10 и 90 процентов, в ходе агрессивной войны Израиля в Ливане удельный вес жертв среди гражданского населения увеличился до 95 процентов. В международном гуманитарном праве содержится определение гражданского населения. Под ним понимаются гражданские лица, не принадлежащие ни к одной категории участников вооруженного конфликта и непосредственно не принимающие участия в военных действиях.

Гуманитарные нормы в отношении данной категории жертв вооруженного конфликта направлены на то, чтобы способствовать смягчению порождаемых войной страданий гражданского населения, особенно детей. К гражданским не должны применяться никакие меры ни физического, ни морального порядка в целях получения от них или от третьих лиц каких-либо сведений.

Воюющим государствам в ходе вооруженного конфликта запрещается причинять физические страдания гражданскому населению или предпринимать какие-либо меры, приводящие к его гибели. Это запрещение распространяется не только на убийства, пытки, телесные наказания, увечья, медицинские, научные опыты, но равным образом и на всякое другое грубое насилие со стороны гражданских или военных представителей воюющей стороны.

Кроме того, в отношении гражданского населения запрещаются следующие действия: коллективные наказания, использование голода в качестве метода ведения войны, физическое или моральное воздействие, террор, грабеж, взятие заложников. Воюющие стороны не должны использовать передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты определенных объектов, пунктов или районов от нападения.

Участники вооруженного конфликта: Вооруженные силы государства, чтобы пользоваться правами, определенными международными договорами, должны удовлетворять следующим условиям: - находиться под командованием лица...

Вооруженные конфликты и международное право

Вооруженные конфликты и международное право

Для практики непосредственное значение имеет проблема пределов действия нормативных правовых актов. Она традиционно включает в себя вопросы действия во времени (с какого и по какое время нормативный акт имеет силу)...

Защита прав человека в условиях вооруженных конфликтов

Международно-правовое регулирование защиты личности в случае вооруженного конфликта

Правовая защита гражданского населения осуществляется в вооруженных конфликтах как международного, так и немеждународного характера, даже в том случае, если одна из воюющих сторон не признает состояния войны...

Международное гуманитарное право

Международное право в период вооруженных конфликтов

Право вооруженных конфликтов (право войны) является особым разделом международного права, действующим в условиях вооруженных конфликтов. Право вооруженных конфликтов представляет собой совокупность норм и принципов...

Международное право и права человека

Одной из разновидностей защиты прав человека является международно-правовое регулирование условий труда и охраны законных прав работников посредством международных соглашений. Основополагающие нормы...

Международный конфликт в Южной Осетии

Международно-правовое запрещение агрессивных войн само по себе не привело к искоренению из общественной жизни причин, порождающих вооруженные конфликты. Несмотря на запрет обращаться к вооруженной силе в международных отношениях...

Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспекты

Права человека в конституционном праве зарубежных стран

После второй мировой войны по мере осознания мировым сообществом планетарного значения проблемы прав человека интенсивное развитие получила международно-правовая защита прав человека...

Правовые аспекты защиты жертв войны

жертва война защита вооруженный конфликт В период вооруженных конфликтов чаще всего испытывают страдания и тяжелые последствия войны ни в чем не повинное гражданское население, отдельные гражданские лица...

Преступления, относящиеся к контрабанде оружия

Применение норм международного гуманитарного права во внутренних вооружённых конфликтах: вопросы, теория

Проблемы международной ответственности в спектре мнений

В международных нормах указываются типы тех преступлений или правонарушений, которые по своей жестокости не могут остаться безнаказанными со стороны государств. Любая дальнейшая классификация нарушений является делом самих государств...

Одним из важнейших вопросов права вооруженных конфлик­тов и международного гуманитарного права (МГП) является меж­дународно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. К важнейшим международно-правовым актам в данной сфере относятся Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. (далее - Первая Женев­ская конвенция); Женевская конвенция об улучшении участи ра­неных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г. (далее - Вторая Женевская кон­венция); Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г. (далее - Третья Женевская конвенция); Женевская кон­венция о защите гражданского населения во время войны 1949 г. (далее - Четвертая Женевская конвенция).

Положения Женевских конвенций 1949 г. были дополнены и развиты двумя Дополнительными протоколами от 8 июня 1977 г.: Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 авгу­ста 1949 г., касающийся жертв международных вооруженных кон­фликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г., а также Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касаю­щийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународно­го характера (Протокол II) 1977 г.

В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. и Допол­нительным протоколом к Женевским конвенциям 1949 г., касаю­щимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протоколом I), 1977 г. к жертвам международных вооруженных конфликтов относятся:

а) военнопленные;

б) раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение;

в) гражданское население.

Согласно Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. военнопленными являются попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к одной из следующих категорий:

1) личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил;

2) личный состав других ополчений и добровольческих отря­дов, включая личный состав организованных движений сопротив­ления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и дей­ствующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если эти ополчения и добровольче­ские отряды, включая организованные движения сопротивления, отвечают нижеследующим условиям:

а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

б) имеют определенный и явственно видимый, издали отличи­тельный знак;

в) открыто носят оружие;

г) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны;

3) личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительству или власти, не признанных дер­жащей в плену державой;

4) лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонден­ты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии, что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверение личности прилагаемого образца;

5) члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажей гражданской авиации сторон, нахо­дящихся в конфликте, которые не пользуются более льготным ре­жимом в силу каких-либо других положений международного права;

6) население неоккупированной территории, которое при при­ближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

В соответствии с этой Конвенцией такому же обращению, как и военнопленные, будут подвергаться лица, принадлежащие или принадлежавшие к вооруженным силам оккупированной страны, если оккупирующая держава считает необходимым по причинам их принадлежности интернировать их, даже если она вначале осво­бодила их, в то время когда военные действия происходили за пределами оккупированной ею территории, особенно когда эти лица безуспешно пытались присоединиться к вооруженным си­лам, к которым они принадлежат и которые принимают участие в военных действиях, или когда они не подчинились вызову, сде­ланному с целью их интернирования.

Медико-санитарный состав и духовный персонал, задержанные держащей в плену державой, с целью оказания помощи военно­пленным, не должны считаться военнопленными. Они пользуют­ся всеми правами, установленными вышеназванной Конвенцией, и им предоставляются все возможности, необходимые для оказа­ния медицинской и духовной помощи военнопленным.

Вместе с тем любое лицо из состава вооруженных сил сторо­ны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться как со шпионом. При этом лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, которое от имени этой стороны соби­рает или пытается собирать информацию на территории, контро­лируемой противной стороной, не считается лицом, занимаю­щимся шпионажем, если, действуя таким образом, оно носит форменную одежду своих вооруженных сил.

Не имеет права на статус комбатанта или военнопленного и наемник.

Правовое положение военнопленных определяется Женевской конвенцией об обращении с военнопленными 1949 г. и вышеупо­мянутыми дополнительными протоколами. Военнопленные нахо­дятся во власти неприятельского государства. Во время военного плена военнопленные сохраняют свой правовой статус военнослу­жащих. Военнопленным разрешается носить свою военную фор­му, они продолжают подчиняться своим офицерам, которые также являются военнопленными. Держащее в плену государство долж­но обеспечивать военнопленным надлежащий режим военного плена и несет ответственность за его нарушения. Содержание в плену ни в каком отношении не является формой наказания.

После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, расположенные на достаточном удалении от районов боевых дей­ствий. Одним из требований международного гуманитарного пра­ва является требование равного обращения с участниками воору­женных конфликтов, различие в обращении с индивидом должно вызываться только его состоянием. Согласно этому принципу под защитой находятся все лица без какого-либо различия по причи­нам расы, цвета кожи, пола, языка, религии или веры, политиче­ских или других убеждений, национального или социального про­исхождения, имущественного положения.

Такая защита предо­ставляется индивидам при любых обстоятельствах и независимо от характера вооруженного конфликта.

Как уже отмечалось, раненые, больные, военнопленные, лица, потерпевшие кораблекрушение, интернированные, гражданские лица на территории противника и оккупированных территориях находятся в соответствии с нормами международного гуманитар­ного права под особой защитой. Запрещается любое посягательст­во на их жизнь, в том числе их истребление, пытки, проведение над ними биологических и медицинских опытов, взятие из их сре­ды заложников, преднамеренное оставление их без медицинской помощи, применение к ним любых актов насилия. Воюющие обя­заны обеспечивать им право на уважение их личности и чести.

Раненые и больные - это лица, как военнослужащие, так и гражданские, которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздер­живаются от любых враждебных действий.

Лица, потерпевшие кораблекрушение, - лица, как военнослу­жащие, так и гражданские, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастья, случившегося либо с ними, либо с перевозившим их судном или летательным аппаратом, и которые воздерживаются от любых враждебных дей­ствий. Эти лица продолжают считаться потерпевшими корабле­крушение во время их спасения до тех пор, пока они не получат другой статус в соответствии с конвенциями или протоколом при условии, что они продолжают воздерживаться от любых враждеб­ных действий.

Все раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуют­ся уважением и защитой. При всех обстоятельствах с ними обра­щаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. Между ними не проводится никакого раз­личия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицин­ских.

Гражданское население не должно являться объектом нападе­ний. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризирование гражданского населения.

Женщины и дети пользуются особым уважением, и им обеспе­чивается защита от любого рода непристойных посягательств.

Стороны, находящиеся в конфликте, предпринимают все практически возможные меры для того, чтобы дети, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях, и, в частности, стороны воздерживаются от вербовки их в свои вооруженные силы. Если в исключительных случаях не достигшие пятнадцатилетнего возраста принимают непосредственное участие в военных действиях и попадают во власть противной стороны, они продолжают пользоваться особой защитой, независимо от того, являются ли они военнопленными или нет.

Если гражданское население любой территории, находящейся под контролем стороны, участвующей в конфликте, недостаточно обеспечивается продовольствием, медикаментами, одеждой, по­стельными принадлежностями, средствами обеспечения крова и другими припасами, существенно важными для выживания, то проводятся операции по оказанию помощи, которые носят гума­нитарный и беспристрастный характер.

Предложения об оказании помощи, отвечающие вышеуказан­ным условиям, не рассматриваются как вмешательство в воору­женный конфликт или как недружественные акты. При распреде­лении поставок помощи приоритет отдается таким лицам, как дети, беременные женщины, роженицы и кормящие матери, которые пользуются особыми льготами и особой защитой.

Защита жертв вооруженных конфликтов немеждународного ха­рактера осуществляется в соответствии с Дополнительным прото­колом к Женевским конвенциям 1977 г. (Протокол). Этот Прото­кол применяется к вооруженным конфликтам немеждународного характера, то есть конфликтам, происходящим на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и орга­низованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять не­прерывные и согласованные военные действия и применять дан­ный Протокол. При этом Протокол не применяется к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, таким, как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характе­ра, поскольку таковые не являются вооруженными конфликтами.

Необходимо отметить, что указанный Протокол не должен ис­толковываться как затрагивающий суверенитет государства или обязанность правительства всеми законными средствами поддер­живать или восстанавливать правопорядок в государстве или за­щищать национальное единство и территориальную целостность государства. Протокол также не должен истолковываться как оп­равдание прямого или косвенного вмешательства по какой бы то ни было причине в вооруженный конфликт, во внутренние или внешние дела государства, на территории которого происходит этот конфликт.

Протокол применяется без какого бы то ни было различия, основанного на признаках расы, цвета кожи, пола, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, нацио­нального или социального происхождения или на каких-либо дру­гих подобных критериях ко всем лицам, затрагиваемым вооружен­ным конфликтом немеждународного характера.

Все лица, не принимающие непосредственного участия или прекратившие принимать участие в военных действиях, имеют право на уважение своей личности, своей чести, своих убеждений и своих религиозных обрядов. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно. Запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых.

Муниципальное образование Динской район станица Динская

Урок по обществознанию

в 9 классе на тему:

« Международно – правовая защита жертв вооружённых конфликтов ».

Лукина Наталья Николаевна

АОУ СОШ № 4

станицы Динской

Тема урока: Международно – правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

«Священно не общество, не государство, не нация, а Человек…»

Н. Бердяев.

Дата: ___________________________________

Цели урока: - способствовать пониманию учащимися необходимости регулирования действий и участия в вооружённом конфликте нормами международного гуманитарного права;

Познакомить учащихся с механизмами защиты прав человека в военное время;

Помочь учащимся получить знания об основополагающих принципах и положениях международного гуманитарного права;

Способствовать формированию активной гражданской позиции;

Содействовать формированию у учащихся отрицательного отношения к войне, насилию, произволу;

Воспитывать правовую культуру;

Формировать у учащихся гуманистическое мировоззрение;

Формировать навыки работы в группе, умение высказывать своё мнение, умение анализировать источники, сопоставлять факты, работать с таблицами, понятиями.

Оборудование: Раздаточный материал

Презентация по МГП

Компьютер

Интерактивная доска

Основные термины и понятия: Человек

Защита прав человека

Конвенция

Ратификация

Международное гуманитарное право

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания по теме: Социальные права.

Опрос рассчитан на 5- 7 минут и проводится устно по вопросам:

а). Что означает понятие «социальное государство»?

б). Кто и почему, согласно нашим законам, имеет право на социальное обеспечение?

    Изучение нового материала по плану:

а). Жертвы вооружённых конфликтов;

б). Международное гуманитарное право;

в). Особенности и значение международного гуманитарного права.

    Жестокое лицо войны.

Война – это всегда трагедия. Сколько безмерных страданий и горя связано с ней! Война лишает человека крова, тепла, заставляет страдать от голода, жить в постоянном страхе за своих близких. Разрушительная сила войны беспредельна. Война калечит и убивает людей. Две мировые войны двадцатого столетия вплотную поставили человечество перед проблемой сохранения цивилизации. Первая мировая война по своей жестокости и потерям превзошла все прежние войны. В неё было втянуто около 1,5 миллиарда человек, в военных действиях участвовали свыше 65 млн. человек. Погибло в боях около 10 млн. человек, было ранено свыше 21 млн. человек. Материальный ущерб составил свыше 280 млрд. долларов.

За 6 лет второй мировой войны погибло свыше 62 млн. чел. Количество погибших среди гражданского населения почти сравнялось с числом погибших в боях, достигнув катастрофических цифр – 28 млн. человек. В войну вовлечено 72 государства, примерно 80 % населения планеты. Непосредственно в военных действиях участвовали 110 млн. человек. Война нанесла колоссальный ущерб, она обошлась народам в 4 триллиона долларов. Великая Отечественная война унесла жизни свыше 26 млн. человек.

Потрясённое последствиями второй мировой войны международное сообщество в Уставе ООН объявило противоправным использование государствами силы для разрешения споров.

Пункт 4 статьи 2 Устава ООН гласит «Все члены Организации Объединённых наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения …»

(Однако государство вправе прибегнуть к силе в случае вооружённого нападения на него - право на индивидуальную или коллективную самооборону закреплено в статье 51 Устава ООН. Правомерным также является использование вооружённых сил в соответствии с решением Совета Безопасности ООН, принятых в целях поддержки или восстановления международного мира и безопасности.)

Государства обязаны мирными средствами разрешать возникающие разногласия, но не смотря на то, что международное сообщество прилагает серьёзные усилия, чтобы не допустить развязывания войн, за последние 50 лет количество вооружённых конфликтов в мире увеличилось. Ежегодно в мире их происходит более 30. Они унесли свыше 30 млн. человеческих жизней. И это не только солдаты и офицеры, но и мирные жители – дети, женщины, старики…

По данным военных историков за последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира.

Во все времена вооружённые конфликты причиняли людям глубокие страдания, приводили к тяжёлым человеческим и материальным потерям. Осознавая это, человечество на протяжении веков стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые вооружёнными конфликтами.

Но можно ли защитить людей, которые не являются вооружённой силой (это гражданское население) или уже не могут воевать (раненые, больные, военнопленные).

Опыт, накопленный человечеством, содержит и отрицательный, и положительный ответ на эти вопросы.

Отрицательный опыт

Положительный опыт

1. История также даёт немало примеров мучительной смерти раненых, пыток и расстрелов военнопленных, грабежей мирного населения, страданий женщин, детей, стариков от голода и холода…

Приведите пример:

Но история знает и другие примеры.

1. Археологи, изучавшие памятники древнего Египта, нашли запись, датируемую II тысячелетием до нашей эры «Накорми врага своего»

2. В 1785 году Фридрих Великий и Бенджамин Франклин заключили договор, в котором обязались содержать и кормить военнопленных как собственных солдат.

И таких примеров, как отрицательных, так и положительных в истории немало.

Рассмотрим ситуацию, стр. 193 учебника.

1. Кто такой Анри Дюнан?

2. Каков главный результат деятельности Анри Дюнана?

Благодаря деятельности Анри Дюнана позднее были сформулированы нормы, защищающие:

Раненых и больных в действующих армиях;

Военнопленных;

Лиц из состава вооружённых сил на море, потерпевших кораблекрушение;

Гражданское население в зоне вооружённого конфликта и на оккупированной территории.

В 1860 году возникает организация, которая впоследствии стала называться Международным комитетом Красного креста.

В 1864 году принята женевская конвенция об улучшении участи раненых на поле боя.

В России подобная организация, оказывающая помощь раненым во время военных конфликтов, была основана великой княгиней Еленой Павловной в Санкт- Петербурге во время Крымской войны в 1854 году. Во время обороны Севастополя сёстры милосердия под руководством выдающегося хирурга Н.И. Пирогова оказывали помощь раненым и больным. Из 202 медсестёр 17 погибли.

Назовите имя прославившейся в годы Крымской войны сестры милосердия?

Анри Дюнан позднее напишет, что пример этой общины сестёр милосердия повлиял на его деятельность.

В 1867 году Россия ратифицировала Женевскую конвенцию.

Объясните значение термина ратификация?

В 1899 и 1907 годах была принята Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны.

Назовите известные вам из истории три закона сухопутной войны?

В 1949 году приняты Женевские конвенции о защите жертв войны.

Почему?

Эти международные документы с многочисленными дополняющими их протоколами содержат правовые нормы, которые принято называть международным гуманитарным правом.

Так что же такое международное гуманитарное право?

II . Международное гуманитарное право.

МГП – это правовые нормы, закреплённые в международных документах о защите жертв войны.

Кто такие жертвы войны?

Давайте познакомимся с документом, стр. 194-195 учебника. Читаем. Определяем – права военнопленных.

Права военнопленных:

1. На уважение их жизни и достоинства;

2. На гуманное обращение с ними.

Помимо военнопленных и раненых МГП защищает и мирное население.

Презентация.

Субъектом МГП, участником международных правоотношений главным образом является государство.

III . Особенности и значение МГП.

Особенности:

1. Цель МГП – защита жизни и достоинства человека в условиях войны;

2. МГП регулирует отношения между государством и гражданами государства противника;

3. МГП не может исключить войну из жизни человечества, не может ограничить бедствия, вызываемые войной;

4. МГП включает в себя нормы, которые лишь ограничивают некоторые действия рамками, обусловленными военной необходимостью.

Значение:

1. МГП содержит нормы, предусматривающие санкции за нарушение установленных правил;

2. МГП содержит понятие военные преступления – действия, которые включают в себя применение запрещённых международными соглашениями средств и методов войны.

Работа с учебником – стр. 198

Вывод:

По подсчётам институтов, занимающихся вопросами военной истории, со времени окончания Второй мировой войны было только 26 дней абсолютного мира По другим расчётам с менее строгими критериями, в среднем за год, начиная с 1945 года, насчитывается только три дня без войны.

В последнее время, военные конфликты стали более частыми и продолжительными. Но самое страшное, основными жертвами войны в большинстве своём, становится гражданское население, т.е. страдают самые незащищённые слои населения. Войны в жестокой слепоте своей соединяют несоединимое – детей и смерть, поэтому так актуальна, сегодня международно-правовая защита жертв в условиях вооружённых конфликтов.

Проводится рефлексия

Подведение итогов

Выставление оценок

Г ирин Олег Владимирович

магистрант кафедры международного права Кубанского государственного университета

(тел.: 89615915420)

Современные проблемы международной защиты жертв вооруженных конфликтов

Аннотация

Автор в своей публикации подробно рассматривает международное правовое положение жертв войны, подробно анализирует средства и методы ведения войны, проводит анализ международно-правовых актов регулирующих правовое положение субъектов международного права в условиях международных вооруженных конфликтов.

The author in its publications in detail considers the international legal position of the victims of the war, in detail analyses the facility and methods of conduct of the war, conducts the analysis international-legal acts adjusting legal position subject international right in condition international armed conflict.

Ключевые слова: жертвы войны, международное право, вооруженные конфликты, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные конфликты.

Key words: victims of the war, international right, armed conflicts, generally accepted principles and rates of the international right, international conflicts.

оложение государств в мире

П характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. Россия стремится к формированию идеологии равноправного многополярного мира и не поддерживает концепцию доминирования в международном сообществе развитых западных стран во главе с США, рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права .

Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.

Конфликты последних лет (война во Вьетнаме, война в Персидском заливе, недавние события в Косово, а также трагические столкнове-

ния, происходящие в настоящее время в Афганистане и на территориях, оккупированных Израилем , столкновение между Россией и Грузией ) ставят под сомнение существование традиционного различия между "правом Женевы", то есть сводом правил, предоставляющих защиту лицам, которые находятся во власти неприятеля, и "правом Гааги", то есть сводом правил, регулирующих ведение военных действий, а также связь между Международным Комитетом Красного Креста и этими двумя отраслями международного гуманитарного права (условно и проблематично говорить о двух различных отраслях) .

Если рассматривать различия между "правом Женевы" и "правом Гааги", то можно прийти к выводу, что между этими двумя системами норм не существует четко определенной линии раздела. Это можно наглядно проиллюстрировать на конкретных конвенционных нормах.

Конвенция о кассетных боеприпасах, принятая в Дублине 30 мая 2008 года и открытая для подписания в Осло в декабре 2008 года, вступила в силу 1 августа 2010 г. В этой связи следует отметить, что в ходе российско-грузинского конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года гру-

зинская армия точно применяла американские кассетные боеприпасы М-85, запускаемые с установок "Град" . Помимо американских, в конфликте были применены старые советские кассетные боеприпасы, но какая из сторон их применила (или, может быть, обе), остается пока неясным. Ни Грузия, ни Россия не подписывали Конвенции о кассетных боеприпасах. Россия не намерена присоединяться к Конвенции о кассетных боеприпасах, поясняя, что с помощью этого документа страны НАТО пытаются ограничить Россию в применении дешевого и эффективного оружия. По мнению экспертов по внешней и оборонного политике России нет смысла в присоединении к конвенции,которая в реальности не будет исполняться.

Тем не менее, многие нормы Конвенции о кассетных боеприпасах относятся и к "праву Женевы", и к "праву Гааги". Это касается, например, правил, предусматривающих защиту гражданского населения от воздушных и/или артиллерийских бомбардировок: эти нормы можно рассматривать как составную часть права войны в воздухе, а значит - права ведения военных действий. Но эти нормы относятся также и к защите жертв и тем самым - к праву Женевы, так как взрывоопасные остатки кассетных боеприпасов убивают или калечат гражданских лиц, в том числе женщин и детей, препятствуют экономическому и социальному развитию, в том числе вызывая потерю средств к существованию, затрудняют восстановление и реконструкцию в посткон-фликтный период, задерживают процесс возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц или препятствуют ему, могут оказывать негативное воздействие на национальные и международные усилия по миростроительству и оказанию гуманитарной помощи и порождают другие тяжелые последствия, которые могут сохраняться на протяжении многих лет после их применения, если рассматривать последствия таких бомбардировок на земле.

С точки зрения Франсуа-Бернара Уига, появление новых игроков, не являющихся государствами, новых типов оружия и новых идеологических притязаний способствует распространению смешанных или неопределяемых вооруженных конфликтов . По мнению российского конфликтолога Д.М. Фельдмана, существует более 70-ти определений конфликта .

"Нормальными и естественными для международных отношений, - пишет Л.М. Энтин, - являются лишь противоречия. Разрешение их через международный конфликт не только не обязательно, но и вредно, пагубно, недопустимо. Превращение противоречий в конфликты свиде-

тельствует о низком уровне политической культуры, неумении или нежелании добиться разрешения противоречий цивилизованными средствами, которые были зафиксированы еще в конвенциях 1899 и 1907 гг. о мирном разрешении международных столкновений" .

В последнее время термин "конфликт" употребляется в сочетании с определением "вооруженный", обозначая одно из основных понятий международного гуманитарного права (далее -МГП), под которым понимается система норм, отвечающих требованиям гуманности и призванных ограничить последствия вооруженных конфликтов. Это право предоставляет защиту лицам, которые не участвуют или прекратили участвовать в боевых действиях, и ограничивает выбор средств и методов ведения войны.

Международный Комитет Красного Креста дал определение понятия "международный вооруженный конфликт" в комментарии к Женевским конвенциям 1949 г. как "любое противоречие, возникающее между двумя государствами и ведущее к вторжению вооруженных сил, даже если одна из сторон отрицает состояние войны. Продолжительность конфликта и количество жертв не имеют значения" . Протокол № I 1977 года добавляет, что международный вооруженный конфликт включает войны за национальное освобождение или самоопределение.

Одной из проблем, возникающих при смешении понятий "международный и/или внутренний вооруженный конфликт" , является то, что сильная сторона начинает лучше осознавать международно-правовую пробельность реализации угроз, т.е. существующие формы агрессии, которой могут подвергнуться современные государства и характер которых трудно определить, так как правовая регламентация имеет пробелы и не поспевает за высокотехнологичными фактическими обстоятельствами. Этот тезис говорит о том, что этот факт трудно определить как акт войны, который бы оправдал тот или иной акт возмездия. К таким обстоятельствам относится: "информационные войны" , "кибер войны" , название, которое охватывает все акты агрессии, которые могут осуществляться виртуально и дистанционно, обычно с анонимного компьютера или из компьютерной сети.

Это примеры возникновения новейших проблем в международном гуманитарном праве, в появлении виртуальных и/или смешанных вооруженных конфликтов, которые характерны для современного времени.

С точки зрения заместителя директора Института проблем информационной безопасности МГУ им. М.В. Ломоносова В. Ященко, вопрос о ре-

альном применении информационного оружия пока не перешел в практическую плоскость, а в информационных войнах главные усилия должны быть направлены на решение международно-политических вопросов .

Тем не менее, когда совершается "кибер нападение" на государство, возникает проблема обнаружения агрессора (откуда совершено нападение и кто на самом деле контролирует сайты и серверы, с которых оно совершено?) и становятся актуальными вопросы: Кто руководит нападением? Правительственная служба? Наемники, которых можно "нанять" по Интернету? Частное лицо, криминальная или террористическая группировка? Как оценить ущерб и когда можно рассматривать нападение как акт войны, особенно если никто не был убит? Касается ли все это частных или общественных интересов? Как защитить интересы жертв компьютерных и/или информационных войн?

Так, в ходе подготовки и проведения США и Великобританией односторонней военной акции в обход Совета Безопасности ООН против Ирака одну из ключевых ролей сыграло ее тщательное и заблаговременное информационно-психологическое обеспечение (наличие в этой стране оружия массового уничтожения), которое стало основанием для вторжения. Экс-глава Комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям (ЮНМОВИК) Ханс Бликс на слушаниях по британскому участию в войне в Ираке выразил уверенность, что вторжение в страну в 2003 году было незаконным, и подверг сомнению качество разведданных, собранных западными странами для оправдания военной операции. Оружие массового уничтожения найдено не было, а вооруженный конфликт, построенный на информационной угрозе, продолжается и по сей день.

Следует отметить, что силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточиваются во внутриполитической, экономической, социальной, международной, информационной, военной и оборонно-промышленной сферах... .

В национальном аспекте, к совокупности официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения безопасности, к внешним источникам угроз, например информационной безопасности Российской Федерации, отнесена разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получе-

ние несанкционированного доступа к ним . Некоторые авторы, как правило, зарубежные, мониторинг безопасности, определяющийся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства, рассматривают как тотальный контроль в Интернете . Хотя этот баланс интересов весьма хрупок, условен и относителен.

Вызывает серьёзную озабоченность другой вопрос, а именно: какие ответные действия предпринять, например, при ответе на виртуальную агрессию вредоносными программными средствами (вирусами, ботнетами) - физической бомбардировкой?, а еще труднее принять меры по согласованию межгосударственного позиционного восприятия в рамках Организации Объединенных Наций. По сути, важнейшие глобальные информационные структуры, например Интернет, -в значительной степени находится вне сферы международного правового регулирования.

Политическое решение Страсбургского суда, осудившего бывшего руководителя партизанского отряда Василия Кононова, создало казус, но не прецедент..., когда бывшие борцы с нацизмом оказались вне закона в Европе. В. Кононов - жертва войны, требующая защиты, или комбатант, нарушающий "право Женевы"? Именно по инициативе России правила ведения партизанской войны сформулировал русский профессор Ф.Мартенс, которые вошли в состав Гаагской конвенции 1899 г., а затем совершенствовались в последующих международных документах.

В рассматриваемом аспекте следует отметить, что в годы войны погибло около 3 миллионов гражданского немецкого населения, изгнано 16 миллионов немцев из Восточной Пруссии, Померании, Судет, Силезии, стран Восточной Европы, 8 миллионов мирных граждан, убито в СССР, 3 миллиона убито польских граждан и мирных граждан других стран. Латвия заявила, что решение суда является подтверждением принципа международного права. А в России и ряде других стран считают, что вердикт стал пощечиной всем силам сопротивления нацизму в Европе .

Следует подчеркнуть, что кодификация МГП в мировом масштабе началась в XIX веке. С тех пор государства приняли целый ряд правил, учитывающих горький опыт войны в современных условиях и направленных на установление строго равновесия между требованиями гуманизма и военными интересами государств. Но интересы меняются и "аналоговые" вооруженные конфликты трансформируются в "цифровые", либо с использованием других психических и/или высо-

котехнологичных средств и методов ведения таких войн . Эти отношения усложняется тем фактом, что кибер нападение следует логике хаоса (чем больший беспорядок оно создает и, следовательно, чем больше времени, энергии и финансов потрачено, тем оно эффективнее), и сложно получить результат соотношения между желаемым и полученным эффектом, особенно, через призму эффективности права .

Давая объективную политико-правовую оценку актуальным вопросам и проблемам международного гуманитарного права, основанных на нормах действующего международного права, для понимания современной сущности международных вооруженных конфликтов в гуманитарном разрезе, на наш взгляд, необходимо согласиться с тезисом Якоба Келленбергера (президента Международного Комитета Красного Креста), - "Ни одна война не может быть выше международного гуманитарного права". Это означает, что России следует рассмотреть возможность её участия в Конвенции о кассетных боеприпасах и Европейской конвенции о киберпреступности (ETS № 185), так как принятие качественной международно-правовой нормы означает, что ее применение и реализация приводит именно к тому оптимальному результату и достижению той конкретной гуманитарной цели, которая была установлена сторонами при разработке и принятии международных соглашений .

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 // Собрание законодательства РФ. 2009. Ст. 2444. 18 мая; Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы)/Пер. О. Ю. Уральской//М., 1998.

2. Геграева Л. Х. Роль ООН в урегулировании международных конфликтов: На примере арабо-израильского, руандийского и иракского конфликтов. Диссертация... кандидата политических наук. М., 2005; Черноудова М. С. Правовые проблемы мирного урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.10 М., 2006; Окран Сидней Самуэль. Роль печати в освещении и урегулировании вооруженных конфликтов на африканском континенте: 1990-2007. дис.... канд. фи-лолог.наук. М., 2009; Боженко В.А. Международно-правовые основы участия России в урегулировании вооруженных конфликтов на терри-

тории Содружества Независимых Государств: дис.... канд. юр. наук: 12.00.10М., 2001; Феду-няк С. Г. Політичний вимір системи безпеки євроатлантичного простору і нових незалежних держав: дис... д-ра політ. наук: 23.00.04 / НАН України; Киев, 2006.

3. Прим. Жертвами вооруженного конфликта, по данным властей Южной Осетии, стали 2100 человек. См.: Сорокина Н. Молчание Фемиды //Российская газета. 2007. 14 нояб.; Российская делегация впервые за 14 лет готова одобрить доклад ПАСЕ по Северному Кавказу / / Российская газета. 2010. 22 июня; Маркедо-нов С., Грузино-абхазскийконфликт и безопасность на Кавказе // Южный Кавказ: проблемы региональной безопасности и интеграции. Т. 2, №1. РАУ: Ер., 2005. С. 118-119.

4. Бюньон Ф. Право Женевы и право Гааги // Сборник статей из выпусков Международного журнала Красного Креста, № 841-844 за 2001 год. М., 2001. С. 137-159.

5. Прим. Кассетные бомбы представляют собой боеприпас, в котором вместо взрывчатки находится несколько сотен мелких мин. Эти боеприпасы разрушаются на высоте несколько сотен метров и маленькие мины разлетаются в радиусе до нескольких километров, взрываясь при ударе о землю и поражая все живое вокруг. Мины не срабатывают и могут годами лежать в земле, пока кто-нибудь их не потревожит. Как правило, жертвами таких мин становятся мирные жители и животные. Именно из-за этого эффекта в мире растет протест против кассетного оружия.

6. Уиг Ф.-Б. Неоднозначность понятия войны; Вите С. Типология вооруженных конфликтов в международном гуманитарном праве: правовые концепции и реальные ситуации // Международный журнал Красного Креста. 2009. № 873. См.: Официальный сайт Международного журнала Красного Креста (дата посещения: 15 сентября 2010 г.) http://www.icrc.org/web/ гизШегивО. пзШті/ІЙЙС_2009_ 873

7. Фельдман Д.М. Политология конфликта. Учебное пособие М., 1998. С. 9.

8. Цит. по.: Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право. ДА МИД России. М., 2003. С. 22.

9. Комментарий к Дополнительному протоколу II от 8 июня 1977 г., к Женевским конвенциям от 12 авг. 1949 года, касающемуся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера / Пер. с англ. Клод Пийту и др. М., 2000. С. 34.

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 2010 № 3

ся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 10. 06.77 // СПС "Консультант-Плюс". Международное гуманитарное право.

11. Основные документы МГП (Женевские

конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г.), проводят различие между международными и немеждународными вооруженными конфликтами, конкретно указывая, какие нормы применяются в каком типе конфликта //Хенкертс Ж.-М., Досвальд-Бек Л. И др. Обычное международное гуманитарное право. МККК. Женева. 2006. С. XVIII.

12.Волковский Н. Л. История информационных войн. В 2 ч. СПб., 2003. О понятии "информационные войны" см. подробнее: электронный ресурс Информационные войны (http:// www.infwar.ru).

13. Кирьянов О. Южнокорейская разведка предупреждает об атаке хакеров на госсайты // Российская газета. 2010. 28 янв.; "Акт о Национальный кибербезопасности 2009" (The Cybersecurity Act of2009). Подробнее: Гасюк А. США обнародовали национальную стратегию / / Российская газета. 2010. 4 марта.

15. Замышляев Д.В. Национальные интересы и обеспечение национальной безопасности государства в рамках концепций международных отношений // Международное публичное и частное право. - М.; Юрист, 2003. № 1. С.32-36.

16. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537// Собрание законодательства РФ. 2009. Ст. 2444. 18 мая.

17. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895) // Российская газета. 2010. 28 сент.

Id.Zigfeld Kim. Re-imposing totalitarian information control in Russia // American Thinker.

19.Шестаков Е. Безрассудный Страсбург // Российская газета. 2010. 21 мая; Маргелов М. Страсбург против Нюрнберга // Российская газета. 2000. 24 мая; Радзиховский Л. В Европе повешенных // Российская газета. 2010. 1 июня.

21.Прим. Беспилотный израильский аппарат Aerostar активно применялся и применяется израильскими вооруженными силами во время арабо-израильского конфликта в 1973 г., в 1982 г. они использовались во время боевых действий в Ливане, в 2008 году в Ираке. Ударные беспилотные летательные аппараты показали высокую эффективность в Афганистане и Ираке. См. также: Анисимов Л.Н. Международно-правовые средства разрешения межгосударственных споров (конфликтов). Л.: Издательство ЛГУ. 1975. C. 28; Основы государственной политики в области обеспечения информационно-психологической безопасности. М., РАН. 2000.

22. См.: Эужению деЖезуш Уильсон де Кар-

вальо. Проблема повышения эффективности Совета Безопасности ООН в разрешении международных конфликтов: Дис...к.ю.н. М., 1996. С. 37; Кривчикова Э.С. Международ-

ный контроль - важное средство достижения эффективности международного права: Валеев Р. М. Контроль в современном международном праве. Казань, 2001. [Рецензия]/Э. С. Крив-чикова // Московский журнал международного права. 2002. № 2. С. 216 - 220; Мингазов Л.Х. Некоторые теоретические вопросы эффективности норм международного права // Международное право и современность. Тбилиси. 1984. С. 78-102; Мингазов Л.Х. Эффективность норм международного права. Теоретические проблемы. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Казань. 2000. С. 41.

23. См. например: Валеев Р. М. Контроль в современном международном праве: Монография. Казань. 2003. С. 110.