Проблема власти. Роль государства в общественной жизни. Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Обществознание"

Любое общество является саморегулируемой системой. Это означает, что общество само обеспечивает определенный порядок в нем, используя для воздействия на поведение людей различные средства регулирования (упорядочения) общественных отношений.

До возникновения государства такими регуляторами, обеспечивающими существование людей в условиях присваивающего хозяйства, являлись правила поведения (нормы) первобытного, доклассового общества, выступающие в форме родовых, племенных обычаев, которые никем специально не устанавливались. Они постепенно складывались естественным путем в процессе жизни общества, были обязательны только для членов данного рода, племени, выражали их общие интересы и поэтому соблюдались добровольно. В случае же их несоблюдения к нарушителям применялись меры общественного воздействия вплоть до изгнания из рода (племени), что в тех условиях было равносильно смерти, так как в одиночку человек не смог бы выжить.

Однако в результате длительного перехода от присваивающего хозяйства к производящему («неолитическая революция») и как следствие этого возникновения государства и социального расслоения ранее однородного общества (см. подробнее 1.1), родовых обычаев становится уже недостаточно для того, чтобы поддерживать в обществе порядок, так как с их помощью было невозможно согласовать интересы различных социальных групп, а также урегулировать новые, не известные первобытному обществу процессы производства, обмена, распределения произведенных продуктов. В итоге возникла объективная, т.е. не зависящая от воли и сознания отдельных людей, общественная потребность в регуляторах поведения нового вида – юридических (правовых) правилах, которые называются нормами права, или правовыми нормами.

Их основное отличие от норм (правил) первобытного общества заключается в их тесной связи с государством. Нормы права – это такие правила поведения людей в обществе производящей экономики, которые не возникают сами по себе, стихийно, как обычаи, но специально устанавливаются государством в лице особых государственных органов, называемых правотворческими, поскольку они «творят», т.е. создают, нормы права.

Эти правила являются велениями государства, так как в них выражена воля государства, поэтому они обязательны для всех, кто находится на его территории, независимо от принадлежности к тому или иному роду или племени. Соблюдение правовых норм обеспечивается возможностью применения к тем, кто их нарушает, специальных мер государственного воздействия вплоть до принуждения, применяемых созданными для этого государственными органами, которые называются правоохранительными (полиция, прокуратура, жандармерия, органы государственной безопасности).

Совокупность всех правовых норм, установленных государством, образует определенную систему, т.е. такое целостное образование, в котором все его элементы взаимосвязаны и взаимодействуют. Это и есть право, действующее в данном государстве. Его называют также позитивным правом, или правом в объективном смысле. Таким образом, объективное право – это система установленных и охраняемых от нарушений государством общеобязательных правил поведения, закрепленных в официальных актах государства и являющихся государственными регуляторами поведения людей в таком обществе, где имеется социальное неравенство и столкновение различных интересов.

Роль права в жизни общества, т.е. его социальное назначение, заключается в том, что с его помощью в обществе поддерживается правопорядок (порядок, основанный на праве). Поскольку нормы права устанавливаются государством, то, в конечном счете, это такой порядок, к которому стремится данное государство, который ему угоден. Однако с точки зрения современного подхода к роли государства и права в обществе в первую очередь право призвано обеспечивать общесоциальные интересы, т.е. интересы всего общества в целом, а также защищать интересы каждого человека, но только таким образом, чтобы при этом не происходило ущемления интересов, прав и свобод других людей. Таким образом, с помощью права в обществе достигается согласование различных интересов, т.е. определенный компромисс, заключающийся в том, что каждый член общества подвергается некоторым ограничениям свободы своего поведения для того, чтобы не повредить другим людям. Например, и автомобилисты, и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения для того, чтобы не было аварий, наездов, гибели людей и других неблагоприятных последствий. А эти правила, обязательные для всех, устанавливаются компетентными государственными органами, следовательно, являются нормами права. Их соблюдение гарантируется тем, что соответствующие органы (милиция, Государственная инспекция безопасности дорожного движения – ГИБДД) могут применить к нарушителям меры государственного воздействия, определенные в тех же правилах (например, оштрафовать их).

Роль права в жизни общества

Роль права в жизни общества находит свое проявление в том, что одни нормы права выполняют его регулятивную функцию: с их помощью обеспечивается общий порядок в экономических, торговых, семейных и других отношениях. Достигается это тем, что государство устанавливает общие для всех участников таких отношений права и обязанности (например, устанавливает правила торговли или порядок наследования имущества умершего человека). С помощью других норм права осуществляется охранительная функция права, заключающаяся в том, что государство защищает от посягательств на жизнь, здоровье людей, их имущество, устанавливая меры ответственности за убийство, кражу, причинение вреда здоровью и другие опасные для общества деяния.

Однако не следует забывать, что в минувшие исторические эпохи право как система установленных государством общеобязательных правил поведения выражало и защищало в первую очередь интересы экономически господствующих классов (рабовладельцев, феодалов, капиталистов). Но тем не менее даже в эти эпохи право имело прогрессивное значение, являясь своеобразным аккумулятором цивилизации. Оно ограничивало произвол отдельных представителей господствующего класса. Например, в Древнем Риме раб, находясь в полной собственности рабовладельца, рассматривался как вещь, говорящее орудие. Но при этом рабовладелец (господин) не мог безнаказанно лишить раба жизни.

Право как система ограничений, действующих в интересах всего общества, всегда лучше, чем хаос, анархия, произвол, беззаконие. Даже в ушедшие эпохи право не только защищало классовые интересы, но и обеспечивало существование общества как такового. Однако в полной мере прогрессивный потенциал права может быть реализован только в условиях демократического общества правовым государством, подробная характеристика которого будет дана ниже, в соответствующем разделе (см. гл. 6).

Степень развития объективного права является показателем культуры, достигнутой обществом. Полезность права для общества (его социальная ценность) повышается в зависимости от того, насколько оно способно служить средством удовлетворения передовых, прогрессивных общественных и личных потребностей и интересов. Целью правового регулирования является упорядочение общественных отношений, причем не только их стабильность, но и дальнейшее развитие, необходимое в общественных интересах. Это значит, что политические, экономические и другие реформы в обществе осуществляются посредством права, т.е. сначала принимаются соответствующие нормы права, претворение которых в жизнь влечет необходимые изменения.

Непонимание роли права в жизни общества, его недооценка, называемая правовым нигилизмом, причиняет большой вред обществу. Но с другой стороны, не менее вредна и тенденция преувеличивать его возможности, приписывать праву какую-то сверхъестественную, демоническую силу. Следует четко понимать, что возможности права не беспредельны. Например, невозможно решить проблему преодоления пьянства, алкоголизма, наркомании только правовыми запретами, так как это не только юридическая проблема, и одними законами ее не решить. Здесь необходим целый комплекс экономических, социальных, медицинских и правовых мер, проводимых государством совместно с общественностью.

Исторически сложилось так, что в русском языке одним и тем же словом «право» обозначают два разных явления, которые в других языках обозначаются двумя разными словами. У нас «правом» называют не только общие правила поведения, установленные государством для всех, кто окажется в определенной ситуации, но и правила поведения индивидуального характера, т.е. установленные для конкретных лиц (их называют также субъектами права). Поэтому от объективного права как системы норм права следует отличать право в субъективном смысле, или субъективное право, под которым понимается основанное на законе, т.е. на нормах объективного права, право конкретного, персонально определенного лица как его возможность совершать какие-либо действия.

Для иллюстрации указанного различия можно привести следующий пример. В гл. 2 действующей Конституции РФ закреплены права и свободы граждан России, в частности в ч. 2 ст. 32 говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» – это положение является нормой объективного права, так как содержит общее правило, в нем говорится о правах всех граждан. Но на основе этой нормы у конкретного гражданина Н. возникает субъективная, т.е. принадлежащая только ему, персональная возможность по своему усмотрению принять участие в выборах, но он может и не участвовать в них. Поэтому фраза: «Н. имеет право участвовать в выборах» содержит указание на субъективное право.

Как уже отмечалось, право неразрывно связано с государством. Эта взаимосвязь проявляется в том, что и государство, и право появились в истории человечества в силу одних и тех же причин, они прошли в своем развитии одни и те же этапы и не могут ни существовать, ни функционировать друг без друга. Действительно, позитивное право как система общеобязательных норм создается государством. Государство же обеспечивает соблюдение права, охраняя его от нарушений. Следовательно, позитивное право без государства не существует и не действует. Но с другой стороны, само государство также нуждается в праве, без которого не может нормально осуществлять свои функции. В нормах позитивного права закрепляются структура и компетенция органов государственной власти, порядок их взаимодействия. Свою политику, как внутреннюю, так и внешнюю, государство проводит в жизнь, издавая официальные государственные акты, содержащие общеобязательные правила поведения (нормы права). Следовательно, право является формой и средством осуществления государственной власти.

Теории происхождения государств

Так же, как существует множество теорий происхождения государства (см.1.1), на сегодняшний день известно и много теорий происхождения права. Согласно теологической теории право – это вечное явление, созданное богом. Представители этой теории считают, что существует божественный высший закон, который должен лежать в основе позитивного права, создаваемого государством.

Теория естественного права объясняет происхождение права как естественный процесс. По мнению тех, кто разделяет эту теорию, естественное право – это те права и свободы, которые принадлежат каждому от рождения, т.е. по естеству. Их никто человеку не дарует. Это, прежде всего, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, равенство, собственность. Эти права неотчуждаемы, т.е. никто не вправе лишить человека этих прав, кроме как по закону, в случае применения к нему ответственности за нарушение требований норм права (например, лишение свободы за преступление). Естественное право как совокупность естественных прав и свобод человека воплощает в себе высшую справедливость, поэтому позитивное право, создаваемое государством, не должно противоречить ему.

Различение «естественного права» и «позитивного права» присуще и современной юридической науке. Оно также нашло свое закрепление в действующей Конституции РФ, где в ч. 2 ст. 17 записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).

Известна также историческая школа права, объясняющая возникновение права как стихийный исторический процесс. С этой точки зрения право складывается в ходе жизни общества так же, как возникает язык, на котором говорят те или иные народы. В праве находит свое выражение народный дух. Право при таком подходе представляется как сумма народных обычаев, стихийно сложившихся в обществе, а роль государства сводится лишь к тому, что оно должно узаконить эти обычаи. Так возникает обычное право.

Марксистская теория происхождения права, так же, как и марксистская теория происхождения государства, основывается на материалистическом подходе к выявлению причин и закономерностей данного процесса, т.е. связывает возникновение права прежде всего с экономическими изменениями, произошедшими в первобытном обществе, изменениями материальных условий жизни людей. Такой подход и с точки зрения современной науки имеет положительное значение. Однако при этом в марксизме чрезмерно преувеличивалась роль классового подхода, поскольку под правом понималась воля господствующего класса, возведенная в закон, т.е. выраженная в виде норм права, установленных государством. Право рассматривалось как инструмент в руках государства, с помощью которого оно (государство) решает задачу классового подавления, обеспечивая господство одного класса над другим. В марксистской теории считалось, что «право – ничто без аппарата, способного принудить к соблюдению норм права» (Ленин). Таким образом, проводилась мысль, что право опирается только на принуждение, насилие, с чем нельзя согласиться с позиций современной науки.

Психологическая теория считает, что причины возникновения права коренятся в психике людей, так как им свойственно, вступая в различные отношения, испытывать определенные правовые чувства, эмоции. Например, если один человек дает другому в долг деньги, то при этом должник чувствует себя обязанным вернуть долг в оговоренный договором срок, а кредитор (лицо, дающее деньги) ощущает, что у него есть право потребовать возврата денег должником, когда наступит срок. Вот эти чувства, переживания, ощущения людей с точки зрения психологической теории являются правом, которое называется «интуитивным правом». Государство же в лице своих правотворческих органов должно закрепить это право в своих официальных актах, т.е. в нормах позитивного права.

Ессе написано для конкурсу від Інституту Катона(Росія), тому мова російська і розглядається в перших абзацах ситуація в Росії, однак дані проблеми актуальні і для України.

Роль государства в жизни общества или как достичь гармонии между обществом и государством

Государство в истории России всегда играло неоднозначную роль. С одной стороны функцией государства была защита ее граждан от внешних угроз, с другой – создание угрозы для собственного населения внутри страны. В отличие от стран Запада, где граждане в первую очередь являются налогоплательщиками, а государство предоставляет необходимый перечень услуг своим жителям взамен заплаченных налогов, в России государству отводилась не настолько утилитарная роль. В российской традиции «царство собиралось и оформлялось под символикой мессианской идеи»[Н.А.Бердяев - Истоки и смысл русского коммунизма]. Поэтому и роль налогов всегда недооценивалась. Этот экономический аспект отношений между государством и его жителями никогда не удостаивался надлежащего внимания с обеих сторон, что, как мы считаем, во многом предопределило неразвитость России в экономическом плане на многие столетия, и является не менее острой проблемой и сегодня.

Взаимодействие государства с населением возводилось и возводиться по сей день в ранг священнодействия, ритуала, в котором главная, мистическая роль отводиться именно государству. Население же страны инстинктивно воспринимает государство как прообраз истинного царства, царства Бога на земле, поэтому не способно к критическому мышлению по отношению к нему. В отличие от западных стран, где население воспринимает государство как необходимое устройство общества, что возникло в процессе эволюции и создано самим обществом, поэтому общество имеет полное право постоянно трансформировать государственный строй во имя улучшения качества жизни или достижения определенных целей, выгодных обществу, в России дело обстоит иначе.

На просторах Российской империи народные массы всегда воспринимали государство как данность, посланную свыше, и к переменам относились с недоверием. Низкий уровень жизни рядовых граждан не подталкивал их к массовым акциям протеста, потому что в сознании обывателя политический режим никогда не отделялся от государства в целом, поэтому и любые попытки его изменить воспринимались как посягательство на государство и не были поддержаны народом вплоть до революции 1917 года.

Отсюда и пассивность общества, и ее лень, поскольку, переложив всю ответственность на плечи государства, человек изолирует себя от тех вызовов, что окружают его как субъекта экономических взаимоотношений в стране, и становится лишь их объектом, ни за что не отвечающим, а только потребляющим социальные и экономические продукты, которые производит государственный аппарат. Последний же, в свою очередь, такой экономический инструмент, как взимание налогов, подменяет на политический инструмент воздействия на население, а именно становиться неформальным привилегированным слоем с доступом до ресурсов государства и возможностью их расхищения, а также повышает уровень своей политической защиты путем организации круговой поруки.

Таким образом, не государство взимает налоги с населения, а госаппарат взимает своеобразный налог с государства в качестве потерь средств от расхищения и коррупции. Это, как мы считаем, происходит потому, что восприятие государства в качестве высшей ценности приводит к снижению эффективности его деятельности, так как госаппарат видит своей главной целью защиту интересов именно государства, а на практике защищает свои интересы как госчиновников и интересы власти. Поэтому во главе угла должны стоять интересы общества и человека.

Если госчиновник при исполнении своих обязанностей осознает, что поставлен защищать интересы не государства, а общества и каждого отдельно взятого человека, то государство от этого только выиграет, поскольку сила его возрастет за счет отождествления обществом и конкретным гражданином своих успехов с деятельностью государства, и поэтому будет защищать государство как самого себя.

К сожалению, в России пока такой гармонии между государством и обществом не наблюдается. Жители России и 500 лет назад, и сейчас находятся под полицейским контролем со стороны государства, наблюдается ущемления личных прав и свобод человека, не развита экономическая и политическая культура среди населения, условия для ведения частного бизнеса не отвечают общепринятым стандартам. Одной из основных причин этих проблем мы видим как раз в гипертрофированной роли государства во взаимоотношениях с обществом, что сложилось под воздействием исторических, географических(обширная территория требовала жесткого регулирования со стороны власти) факторов и ментальности российского народа.

Сегодня одним из главных условий для движения России вперед является создание гражданского общества. Под гражданским обществом, как мы считаем, следует понимать систему отношений и институтов в стране, которая направлена на контроль за деятельностью государства для повышения эффективности деятельности госчиновников и избегания нарушения последними личных прав и свобод человека. В современном мире гражданское общество осуществляет свою деятельность через сеть неправительственных организаций, профсоюзов, торговых палат, профессиональных коллегий, этнических ассоциаций, тех же политических партий, а также религиозных, студенческих, спортивных и культурных обществ.

Главной функцией гражданского общества, как мы считаем, является контрольная. Общество должно контролировать власть, чтобы последняя эффективно справлялась со своими обязанностями и не имела искушения злоупотреблять властными полномочиями и нарушать права и свободы человека.

Высокая роль гражданского общества неоспорима для становления правового государства и опыт развитых стран это подтверждает. Россия, безусловно, должна последовать их примеру. Но как в случае с ролью государства, гипертрофирована роль гражданского общества так же негативно влияет на государство в целом. Примером тому может служить Веймарская Республика 20-30-х, где гипертрофированное гражданское общество имело завышенные запросы после поражения Германии в Первой мировой войне, которые политические партии не были в состоянии удовлетворить. В результате это привело к чувству потребности «сильной руки» и приходу Гитлера к власти.

Но и сегодня преувеличенная роль гражданского общества в странах с развитой демократией не идет на пользу общему благополучию. Чем более открыта политическая система для общества, тем легче она проницаема для лоббистов частных интересов. Фарид Закария в своей нашумевшей книге «Будущие свободы» наглядно описал ситуацию в современной Америке, где органы власти фактически находятся в заложниках лоббистских структур, которые отстаивают частные интересы больших финансово-промышленных групп. Такая практика приводит к нецелесообразным расходам бюджета на поддержание тех или иных отраслей экономики, которые в этом не нуждаются, или на финансирование неэффективных частных проектов и негативно влияет на экономическое развитие страны в целом. При этом органы власти фактически лишены возможности брать на себя ответственность и принимать непопулярные решения, к примеру, по сокращению тех же расходов бюджета, поскольку власть целиком ориентирована на погоню за общественным мнением и даже малейшее возмущение общественности грозит окончанием политической карьеры для чиновника.

Как видим, в среде, где гражданское общество имеет преимущество над государством, возникший в результате дисбаланс не идет на пользу общему благу так же, как и в ситуации с чрезмерно сильной государственной машиной. Население страны не может быть политически активным и интересоваться действиями власти постоянно, поэтому со временем при общей пассивности масс на первый план выходят именно такие лоббистские группы, которые фактически подменяют государственные структуры в области принятие необходимых для страны решений во многих сферах социально-экономической жизни страны. Эти лобби действуют в интересах частного бизнеса, который их финансирует, поэтому интересы общества и государства в целом они могут не отображать и даже продвигать интересы, им противоположные.

Безусловно, такая ситуация в дальней перспективе грозит замедлением роста экономики и ухудшением качества жизни, что естественно повлечет неудовлетворительную оценку действий власти со стороны общества. Но в данном случае виной всему именно превозношение самого общества как самого авторитетного института, способного заменить государство или перебрать на себя часть его неотъемлемых функций. Эти функции в первую очередь касаются наполнения бюджета, как центрального, так и региональных, направлений расходов бюджета и другие сферы, в которых циркулируют большие денежные сумы.

Народ и местные общины делегировали право принятия решений в этих сферах госчиновникам, и, как мы показали выше, возвращать их в обратную сторону является не эффективным, поскольку воспользуются таким «добродушием» власти именно отдельные частные группы с большими финансовыми возможностями, а интересы обычных граждан останутся за бортом.

Выход из этой ситуации, на наш взгляд, состоит в частичной передаче полномочий государства лишь в тех сферах, где обычный гражданин или частная компания может быть эффективнее госчиновника. В сфере жилищно-коммунального хозяйства, например, рядовые граждане могут создавать объединение совладельцев многоквартирных домов, которые являются реальной альтернативой ЖЕКам. В сфере охраны правопорядка в городе могут создаваться добровольные патрули, на подобие советских дружинников, что довольно эффективно на Западе. В судопроизводстве – это третейские суды и выборная система назначения судей.

Но есть сферы, в которых право принятие решений общество делегировало государственным деятелям путем демократических выборов и передача этих прав частным структурам ставит под большой вопрос подотчетность и подконтрольность этих самых структур обществу. Безусловно, в качестве исполнителя частные фирмы привлекаются и будут привлекаться на конкурсной основе для производства определенных видов продукции, постройки, ремонта зданий, дорог и прочие, но ответственность за результат перед обществом несет именно государство в лице действующей власти. И в случае неудачи власть будет переизбрана народом. Лучшего механизма подотчетности и контроля власти перед обществом пока нет. Такими сферами, к нашему глубокому убеждению, являются денежное обращение, безопасность, объекты национальной инфраструктуры и другие.

Подводя итоги, уместно будет навести мнение Платона, который считал идеальным государством то, где каждый занимается своим делом. Поэтому мы считаем, что в государстве должна быть найдена золотая середина между полномочиями, сферами деятельности госаппарата и контрольной функцией общества так, чтобы каждая сторона имела весь набор инструментов для реализации своих прав и обязанностей и каждая занималась своим делом.

ло, признаются равноправие религий и церквей, свобода совести и вероисповедания, церковь отделена от государства. В то же время ряд демократических государств является государствами клерикальными. В условиях антидемократического режима церковь преследуется, либо полностью подчиняется государству. Воинственно-атеистические системы применяют откровенное принуждение для насильственного разрушения религиозных систем, изменения духовной жизни общества, разрушения культовых сооружений. При тоталитаризме государство активно вмешивается в дела церкви, пытается контролировать ее деятельность, использовать церковь в своих интересах. Церковь, в свою очередь, может поддерживать существующий государственный режим или выступать в активной оппозиции к государственной власти, включаясь в борьбу против диктатуры.

2.7 Государство и личность

2.7.1 Взаимодействие государства и личности

Утверждение правовых начал во взаимоотношениях государства и личности выступает одним из существенных моментов демократизации общества. Именно характер их взаимоотношений является важнейшим показателем состояния общества, перспектив его развития.

Личность является продуктом общества, его исторического развития. Понятия «человек» и «личность» не равнозначны, они отличаются друг от друга по содержанию.

Человек – это индивид, взятый вне социальных связей, то есть живое существо, представитель человеческого рода. В процессе социализации человека, который продолжается и в настоящее время, он постепенно формируется как личность.

Личность отражает более высокий уровень познания сущности человека, это, прежде всего, его определенный социальный тип, способность вступать в многочисленные социально-полезные связи с другими людьми. Личность формируется под влиянием двух факторов: а) индивидуальных, врожденных черт и свойств; б) социальной среды, воздействующей на человека. Таким образом, личность – это индивидуально определенная совокупность социально значимых свойств человека, проявляющаяся в его отношениях в обществе.

В тоже время личность как результат определенного общества берется как бы в обобщенном типизированном виде. Конкретный человек с большей или меньшей степенью приближенности может выражать эти типичные черты, но он всегда индивидуален и неповторим. Для обозначения этого качества обычно используется термин «индивид». Однако если индивид отражает конкретную определенность человека, то личность выражает персонализацию общественных связей человека, их обусловленность, и как бы аккумулирует в себе начала человека, индивида, общества.

Следовательно, общество и личность – взаимообусловливающие друг друга явления, существующие в неразрывном единстве. Как общество создает

личность в процессе своего развития, способствует раскрытию ее потенциала, так и личность, в свою очередь, влияет на общественный прогресс. Положение личности в обществе определяется ее собственной активностью и способностями, а также как объективными, так и субъективными факторами общественной жизни. В государственно организованном обществе в системе факторов, определяющих положение личности, именно государству принадлежит важнейшая роль, что обусловлено его относительной самостоятельностью по отношению к личности и обществу, а также теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно располагает. В связи с тем, что государство выступает как особый вид организации общества, отношения между человеком и обществом носят преимущественно государственно-правовой характер, так как от имени общества выступает государство.

Отношения личности и государства различны на разных этапах разви-

тия человечества. Первоначально их характер зависел от принадлежности личности к определенному классу, социальной группе. В связи с этим государство или подавляло личность, ограничивая ее свободу в той или иной степени вплоть до полного подчинения и господства, или предоставляло определенные привилегии. Лишь впоследствии пришло признание равноправия личности.

В силу принципа суверенности государственной власти любой человек подпадает под юрисдикцию государства. Устойчивая политико-правовая связь личности и конкретного государства находит свое выражение в институте гражданства (подданства). Подгражданством понимается политико-правовая принадлежность лиц к данному государству, в силу которого на них распространяется суверенитет этого государства и они пользуются с его стороны защитой своих прав и законных интересов как внутри страны, так и за ее пределами. Таким образом, правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в ее юридическом оформлении. Следовательно, гражданин – это личность в ее взаимодействии с государством.

Связь личности и государства проявляется, как и связь личности и общества, во взаимном влиянии и, в конечном счете, во взаимных правах и обязанностях. Влияние личности на государство проявляется как опосредованно, через деятельность различных институтов гражданского общества, так и непосредственно, через участие в формировании путем выборов государственных органов, в критике их деятельности в средствах массовой информации, в обжаловании действий и решений должностных лиц. При этом степень воздействия на государство зависит от активности самой личности, уровня ее правовой культуры.

Государство обладает значительно большими возможностями влияния на личность, чем отдельная личность – на государство. Роль государства проявляется в возложении на личность определенных обязанностей, установлении мер ответственности за их неисполнение, а также в предоставлении ей ряда прав и свобод. Степень и характер влияния государства на личность во многом обусловлены уровнем развития демократии в данном государстве.

Выделяют основные модели взаимоотношения государства и личности: 1) тоталитарная (с приоритетом интересов государств и подавлением личности);

2) либеральная (с приоритетом интересов личности и минимальным государственным регулированием).

Демократическое государство обеспечивает согласование интересов различных социальных групп, личности и общества, при этом считая своей обязанностью соблюдать и защищать права и свободы личности и являясь подконтрольным обществу. В этом случае государство обеспечивает свободное развитие личности, ограничивая пределы своего вмешательства в ее интересы, и возлагает на себя обязанность обеспечения прав личности и ответственность перед ней за их нарушение. Но чем более ограничивается демократия, тем более ущемляются интересы личности. Так, в тоталитарном государстве руководящая роль отводится именно государству, которое само определяет круг прав личности, а интересы государства преобладают над интересами личности. Так как права и свободы даруются личности государством, они могут быть ограничены по его усмотрению, а государство может вмешиваться в любую сферу жизни личности. Следовательно, только в условиях развития демократии, построения правового государства возможна социальная защищенность личности, ее самореализация, свободное прогрессивное развитие.

2.7.2 Социальное государство

Понятие социального государства возникло в XX в. вслед за идеей правового государства. Фактическое неравенство людей, противостояние различных социальных слоев общества обусловили необходимость для государства проведения социально ориентированной политики.

Ключевым принципом социального государства является положение, сформулированное в п.1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».

Впервые конституционное закрепление данный термин получил в ст. 28 Конституции ФРГ 1949 г. Принцип социального государства закреплен в большинстве государств Европы (Франции, Италии, Португалии, Греции, Испании, Швеции, Дании, Нидерландов), также в Турции, Японии.

В настоящее время в ст.7 Конституции РФ закреплено: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Понятие социального государства связано, прежде всего, с изменением его внутренней политики, ее ориентированности на социальную защиту населения. Для социального государства характерно активное вторжение в социальные отношения, предоставление социальных услуг населению: бесплатного государственного образования, медицинской помощи, пособия по безработице, пенсии, оплачиваемого отпуска, определения максимальной продолжительно-

сти допустимого рабочего времени, гарантированного минимума заработной платы, особой заботы о детях, инвалидах, престарелых. Государство принимает меры, чтобы сгладить социальное неравенство, создать возможности для свободного развития и достойного уровня жизни каждого. Под достойным уровнем жизни понимается материальная обеспеченность на уровне стандартов современного общества, которая не может быть ниже прожиточного минимума. Свободное развитие предполагает равный доступ к ценностям культуры, гарантированность личной безопасности человека, физическое, умственное и нравственное совершенствование личности.

Признаками социального государства являются:

1) высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя собственников;

2) социально ориентированная структура экономики, что выражается в многообразии форм собственности;

3) формирование гражданского общества, под влиянием которого государство проводит активную социальную политику;

4) разработка государством разнообразных социальных программ и обеспечение их реализации;

5) утверждение таких целей государства, которые обеспечивают каждому достойные условия жизни, социальную защищенность, равные стартовые условия для самореализации личности;

6) развитое социальное законодательство;

7) взаимная социальная ответственность государства и граждан.

Выделяются также функции социального государства:

Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных,

пенсионеров, инвалидов и др.);

- охрана труда и здоровья людей;

- поддержка семьи, материнства и детства;

- развитие социальных учреждений (детских домов, домов для престарелых, приютов и т.п.);

- сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными слоями населения посредством налогов, специальных социальных программ, государственного бюджета и др.;

- поощрение благотворительной деятельности (посредством различных

- финансовая и иная поддержка научных исследований и культурных программ;

- борьба с безработицей (выплата пособий по безработице, переквалификация и т.п.);

- участие в реализации межгосударственных социальных программах (экологических, культурных, образовательных и др.);

- обеспечение компромисса в обществе, устранение социальной напряженности и конфликтов.

Конституционное положение о том, что Россия – социальное государство, является программным, так как определяет цель развития государства.

2.7.3 Правовой статус личности

Связь и соотношение личности и государства находят свое выражение в правовом статусе личности. В его основе лежит фактический социальный статус, то есть реальное положение личности в данной системе общественных отношений. Социальный статус складывается под воздействием всей совокупности общественно-экономических, политических и даже психологических факторов, сформировавшихся в обществе. Право лишь закрепляет его, вводит в законодательные рамки. Следовательно, социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма.

Правовой статус личности – это юридически закрепленное положение личности в обществе.

Правовой статус личности закрепляется, прежде всего, в Конституции Российской Федерации, а также в конституциях и уставах ее субъектов, законах и иных нормативных правовых актах. В целом правовой статус – это сложная собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством.

В структуре правового статуса личности выделяются следующие элементы : а) права и обязанности; б) законные интересы; в) правовые принципы; г) правовые гарантии; д) правосубъектность; е) гражданство; ж) юридическая ответственность.

Основу, ядро правового статуса образуют права, свободы и обязанности, что закреплено в ст. 64 Конституции РФ. Все другие образующие правовой статус элементы, так или иначе, объединены и сгруппированы вокруг них. Поэтому часто правами, свободами и обязанностями ограничивают содержание правового статуса, отождествляя его с ними. Но они не могут быть реализованы без других его компонентов и, прежде всего, без гарантий, обеспечивающих их реализацию, а также мер ответственности за их нарушение.

С понятием и содержанием прав и свобод тесно связаны законные интересы личности – юридические значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не охватываемые непосредственным содержанием прав и свобод граждан. Законные интересы защищаются государством, законом наряду с правами и свободами, но их содержание в отличие от прав и свобод конкретно не определено законодателем. Это связано с тем, что правовые нормы не способны заранее предусмотреть все возможные жизненные ситуации и соответственно не могут и не должны детально регламентировать непрерывно развивающиеся и возникающие впервые притязания человека на социальные блага. На практике при определении и защите законных интересов граждан государственные органы обычно прибегают либо к аналогии права, либо к расширительному толкованию правовых норм.

Исторически структура правового статуса личности складывалась на протяжении длительного времени, и с древности определяющим элементом положения индивида в государстве было гражданство (или подданство), как исходное начало формирования его правового положения. Институт гражданства ус-

танавливает первичную политико-правовую связь государства, с одной стороны, и конкретного индивида – с другой.

Другим составным элементом правового статуса, непосредственно вытекающим из гражданства, является правосубъектность, то есть наличие у лиц таких качеств, как правоспособность (способность лица иметь права и нести обязанности) и дееспособность (способность осуществлять права и обязанности).

В структуру правового статуса включаются также правовые принципы, то есть исходные, основополагающие идеи, начала, установки, фиксирующие место индивида в обществе и государстве. Они отражают коренные отношения между государством и индивидом в связи с его местом в обществе, складываются в сознании людей под воздействием всей совокупности общественных отношений, существующих на определенной ступени исторического развития, и воплощаются в их воле через целенаправленную деятельность. Причем правовые принципы являются таковыми потому, что они закреплены в нормах права. Важнейших среди них являются принципы: равноправия, то есть равенства прав и обязанностей граждан; неотъемлемости и неотчуждаемости прав и свобод личности; гуманизма; взаимосвязи прав, свобод и обязанностей; гарантированности прав и свобод человека и др.

Классификация правового статуса личности проводится по различным критериям.

По сфере действия различают международный, конституционный, специальный и индивидуальный статусы.

Международный правовой статус личности – это статус лица как чле-

на мирового сообщества. Он включает в себя положения, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах, прежде всего во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

Конституционный (базовый) статус личности – это статус лица как гражданина конкретного государства. Он определяется, прежде всего, Конституцией, является единым для граждан данного государства, отличается стабильностью и обобщенностью. Изменение его содержания зависит в основном от воли законодателя, а не от каждого отдельного индивида. Конституционный статус является базовым, то есть исходным для всех остальных видов статусов. Именно по его характеру, соответствию международному статусу можно судить о степени демократичности государства.

Специальный статус личности отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих, участников войны, жителей Крайнего Севера и т.д.), которые могут иметь дополнительные права и обязанности, предусмотренные текущим законодательством

Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного субъекта. Он наиболее подвижен, динамичен и может неоднократно изменятся вместе с изменениями в жизни человека.

Все эти статусы тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина государства, члена определенного слоя или группы, отдельной личности. При этом

общий правовой статус у всех один, специальных статусов – множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.

В зависимости от отраслей права выделяют статусы: гражданскоправовой, административно-правовой и т. д. Различают также статусы граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, беженцев; статусы физических и юридических лиц.

2.7.4 Гарантии прав личности

Правовой статус личности во многом зависит от того, насколько обеспечена его реализация. Именно наличие гарантий позволяет считать элементы правового статуса реально действующими, а не декларативными. Поэтому гарантии необходимы для правового статуса в целом и для каждого его элемента, но, прежде всего, в них нуждаются права, свободы и обязанности, так как их реализация требует не только благоприятных условий, но и подкрепленной эффективными средствами активной деятельности, как государства, его органов, так и самих граждан.

Гарантии – это система условий, средств и способов, обеспечивающих равные правовые возможности личности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод.

При этом назначение гарантий состоит не только в обеспечении, но и в охране прав и свобод, а также в создании возможно более благоприятных условий для несения и активного исполнения обязанностей и в установлении ответственности за их неисполнение. Следовательно, по своей сущности гарантии есть система условий, обеспечивающих удовлетворение интересов человека, основной функцией которых является исполнение обязательств государством и другими субъектами в сфере реализации прав личности.

Гарантии прав личности п о своему содержанию подразделяются на

общие, юридические и организационные.

Общие гарантии как условия приобретения и осуществления прав и свобод, коренящиеся в общественном и государственном строе, являются объективными гарантиями. Они в свою очередь делятся на экономические, социальные, политические и идеологические.

К экономическим гарантиям относятся материальное состояние государства, его экономическая политика, система отношений собственности. Они являются определяющими в системе общих гарантий, так как создают такие материальные условия, которые обеспечивают наиболее полное удовлетворение потребностей личности.

Социальные гарантии представляют собой совокупность общественных устоев, отношений, традиций, способствующих социальной защищенности личности, которая определяется реализацией ее права на определенный уровень благосостояния.

Политические гарантии – это всестороннее развитие и совершенствование политической системы общества, всей общей системы демократии с основополагающей идеей самоуправления народа.

Идеологические гарантии – это мировоззрение личности, система культурных ценностей. К числу духовных гарантий относятся: идеологическое многообразие, общедоступность образования, свобода творчества и т. д.

Юридические гарантии представляют собой систему юридических средств и способов охраны и защиты прав и свобод личности. Они непосредственно создают условия и средства для реализации и защиты прав личности.

Среди юридических гарантий следует различать гарантии реализации и гарантии охраны. К гарантиям реализации относятся: пределы прав и свобод, их конкретизация в текущем законодательстве; юридические факты как основания возникновения и прекращения процесса реализации прав и свобод; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной реализации прав, в которой заинтересовано общество и государство.Гарантии охраны включают конституционный контроль и надзор, меры защиты прав и свобод личности от нарушений, меры ответственности за их нарушения, средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности и т. д.

По сфере действия юридические гарантии подразделяются на междуна- родно-правовые и внутригосударственные.

Международно-правовые гарантии – это коллективные меры междуна-

родного сообщества, обеспечивающие охрану и защиту прав человека. Они закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и иных документах. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы и другие международные организации.

Внутригосударственные гарантии – это система средств и условий, с

помощью которых государство обеспечивает охрану и защиту прав личности. Они в свою очередь делятся на нормативные и институциональные. Нормативные гарантии содержатся во внутригосударственном законодательстве, прежде всего в Конституции. Так, Конституция РФ в ст. 17 признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. В ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Кроме того, нормативные гарантии закреплены в отраслевом федеральном законодательстве, законодательстве субъектов федерации. Так как все отрасли прав имеют нормы, закрепляющие те или иные средства и способы охраны, обеспечения и защиты прав и свобод, то среди нормативных гарантий можно выделить конституционно-правовые, административноправовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, процессуальные и другие.Институциональными гарантиями является система правозащитных юрисдикционных учреждений.

Общие и юридические гарантии тесно связаны с гарантиями организационными, так как если они не будут подкреплены конкретной эффективной организационной деятельностью, то правовой статус так и не будет реализован.

Организационные гарантии – это деятельность государства, его органов и должностных лиц, а также общественных организаций в сфере правотворчества, правоприменения и осуществления различных мер по защите и созданию условий для реализации прав и свобод личности. Цель этих гарантий –

Ещё одна моя статья из далёкого 2004-го года. Картинку взял в интернете, она типовая с учебника.

Роль государства в жизни человека переоценить трудно. Государство представляет собой совокупность институтов, деятельность которых направлена на поддержание стабильности жизни граждан – жителей страны, и представление их интересов в мировой политике. Обязательными составляющими государства являются население и территория, на которой это самое население может творить с собой все, что в душе угодно. Важнейшими институтами любого государства считаются центральный орган власти, полиция и армия. Первый предназначен для упомянутых выше работ на внешней политике и проведении успешной экономической линии. Попутно он же издает свод правил поведения граждан внутри страны, именуемых законом. Отступление от этих правил приравнивается к преступлению и наказывается заранее придуманным властью способом. За всем этим и следят такие институты, как полиция и ей подобные. Армия играет роль аргумента при проведении внешней политики страны – чем она мощнее, тем весомее аргумент, для обороны от тех стран, что хотят привить свои убеждения, и, наконец, для защиты института власти от граждан, недовольных предложенными им правилами проживания внутри страны.

Количество институтов, деятельность которых направлена на поддержании уровня жизни граждан на определенном уровне огромно. Финансирование таких институтов – прямая обязанность государства. Чем больше они финансируются, тем лучше институт справляется со своей работой. Чтобы пополнить казну, которая, в свою очередь, далее раскошелиться на содержание институтов, государство занимается продажей собственных ресурсов, людей и их продукции, другим государствам. Так как впарить чаще всего удается немного, то приходиться с каждого живущего гражданина брать налог – то есть плату за то, что институт власти делает его жизнь хорошей и безопасной, а работники этого института получают заработную плату, позволяющую им денно и нощно думать о повышении благосостояния граждан.

Утопическая мечта большинства – возможность погулять вечером после работы, в парке, попивая качественное недорогое пиво, с подругой или другом, ничего не опасаясь. Возможность получить квалифицированную медицинскую помощь и участие вообще любых служб. Возможность получить качественное и вообще образование и дать его своим детям. И еще на многое мы бы хотели раскатать губу. Вот только государство обладает потрясающей по своей эффективности губозакаталкой – это настолько громоздкий, почти не контролируемый механизм, что ему глубоко до фени проблемы рядовых граждан.

На самом деле, деятельность большинства институтов власти направлена на поддержание ровно такого уровня жизни населения, чтобы его работники (института) и дальше оставались работать в своих скромных кельях, а не болтались на фонарном столбе с вспоротыми животами под пьяное улюлюканье толпы, пытающейся хоть таким способом развлечься на свои налоги.

Такая внутренняя политика органа власти приводит к тому, что прочие институты также утрачивают свою функцию – существовать для людей. Соответственно, часть людей, не получая помощи, которую государство, в лице какого-либо института, обязано (граждане-то уже оплатили ее налогами!) предоставить, совершенно справедливо становятся недовольным государством. Далее, повинуясь инстинкту самосохранения, эти люди государству уже не доверяют - да и оно как-то не собирается доверие возвращать! Итог – рост преступности, безработица, инфляция, неуплата налогов и еще большая деградация институтов.

Редко какое правительство пытается бороться с такими проблемами на корню. Обычно оно наоборот пытается закрутить гайки потуже. При этом государственная машина начинает уничтожать не только преступников (тех, кто нарушил правила поведения), но и вполне лояльных граждан. Связано это с тем, что для уменьшения усилий в своей деятельности, государство ориентируется на большинство людей, и десять процентов несправедливо обиженных просто не принимаются в расчет.

Многим гражданам приходиться вести против собственного государства маленькую, а иногда и большую, войну. Так как ресурсы воюющих сторон несоизмеримы, то война эта, как правило, затяжная, а ее продолжительность прямо пропорциональна хитропопости гражданина. Иначе государственная машина просто раздавит нерадивого налогоплательщика.
Камень преткновения между гражданином и государством может быть разным как по размерам, так и по составу. Причины же конфликтов настолько разнообразны, что среди нас не найдется человека, который бы ни разу в жизни не совершил проступка против государства.

Следствие: в любой стране деятельность её жителя, не важно, человек он или зверь, направлена только на собственное выживание, при этом она ограничена в той или иной мере правилами этого государства. Лишь в отдельных случаях, гражданин жертвует собой во благо системы и для жизни своих потомков, которые будут в ней жить. Такое самопожертвование является истинным патриотизмом. В случае отечественных войн такой патриотизм всегда направлен на выживание собственного народа. Другой вопрос, что в мирное время самопожертвованием во имя блага тех, кто потом вынужден будет жертвовать свою жизнь для дальнейшего существования народа члены власти обычно не занимаются, со всеми вытекающими отсюда проблемами

Личность - это человек как комплекс биологического, психофизического и социального. Человек рождается с определенными качествами, такими как черты характера, наследственность и др. Однако личность - понятие сложное, которое развивается, формируется и складывается только в обществе.

Человеческая природа призывает индивида к общению с другими людьми. Личность в обществе формируется не только в силу своих индивидуальных качеств, но и под воздействием общесоциальных явлений.

Сущность человека в своей действительности есть совокупность общественных отношений, отмечал К. Маркс. Как нет общества без человека, так нет и человека без общества. Только в процессе общественной жизни человек надевает социальную и юридическую рубашку, становится не только человеком разумным (Homo sapiens), но и человеком общественным (Homo sosias), личностью, деятельным, активным субъектом социальных, в том числе правовых отношений*(39).

Личность формируется под влиянием двух факторов:

1. индивидуальных, врожденных черт и свойств;

2. социальной среды, воздействующей на человека.

По справедливому мнению С.Н. Кожевникова, личность имеет свою структуру:

Человеческое сознание - это цементирующий элемент, означающий способность отражать действительность, отдавать себе отчет в своих поступках;

Воля - это способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления;

Деятельность - необходимый компонент структуры личности, процесс, связанный с использованием интеллектуальной и физической энергии, специальных средств, направленный на достижение поставленной цели, определенного результата.

Эти элементы находятся в диалектическом единстве и определяют социальную природу личности*(40).

Личность занимает в правовой системе центральное место и выступает в ней во многих качествах - гражданина, субъекта права и правоотношений, носителя прав и обязанностей, свободы и ответственности, правового сознания, правосубъектности, определенного социального и правового статуса. К ней обращены юридические предписания, от нее зависит состояние законности и правопорядка, уровень правовой культуры общества. Она - объект судебной и иной правовой защиты. На ней замыкаются практически все юридические явления, фокусируются правовые связи и процессы*(41).

В государственно-образованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит исключительно важная роль. Значение государства обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно располагает.

Общество - это исторически развивающаяся система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности. Такие понятия, как "личность" и "общество", являются взаимодополняющими, неотделимыми и существуют лишь в неразрывном единстве. Положение личности в обществе предопределено и обусловлено не только ее активностью, способностями, физической и духовной принадлежностью к человеческому роду, но и положением в государственно-правовой системе.

Общество является основой существования государства. Нет общества - нет и государства. Государство развито и сильно настолько, насколько сильно общество*(42).

"Государство, - писал Гегель, - скрепляет общество правовыми отношениями... Государство - это общество с правовыми отношениями, в котором люди имеют значение друг для друга не в силу каких-либо индивидуальных естественных свойств... а как лица, и эта личность каждого косвенно утверждается"*(43).

Государство наряду с функциями управления и принуждения является и особым видом организации человеческого общества как целого, обеспечивающим территориальное, юридическое и политическое единение населения. Государство - это также и внутреннее устройство общества, поскольку оно выступает от имени общества, в силу этого отношения между личностью и обществом носят преимущественно государственно-правовой характер.

Государство и общество соотносятся как часть и целое, ибо государство - это составляющая часть общества, в котором действуют и негосударственные институты.

Однако государство играет особую и очень важную роль в обществе:

Представляет собой политическую власть общества;

Является единственным официальным представителем общества;

Подчиняет государственной власти все общество;

Выражает и защищает интересы всего общества (или его определенной части).

Государство играет главенствующую роль в обществе. Его деятельность определяет основные направления развития общественного организма, его сущность отражает характер взаимоотношений в обществе.

По мнению А.Ф. Черданцева, в генетическом отношении государство есть продукт, порождение самого общества. Государство вырастает из недр общества вследствие процессов, происходящих в обществе. Всякое организованное общество нуждается в определенных функциях (управленческих, регулятивных, охранительных), которые оно и порождает. Эти функции общество возлагает на государство. Из генетических и функциональных предпосылок следует, что государство призвано быть на службе обществу, служить обществу, выполнять те задачи, которые стоят перед обществом. В этом отношении общество стоит выше государства, над государством*(44).

Государство и личность. Аристотель в своей работе "Политика" утверждал, что: "...государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку; поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому.. Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это организовал, оказал человечеству величайшее благо..."*(45).

Таким образом, государство и личность соотносятся как целое и часть, т.е. личность не может существовать без государства, но и государство в свою очередь не может функционировать без личности, ибо государство - это есть общество с правовыми отношениями.

Взаимодействие личности с государством происходит посредством права. Законы (и другие нормативные правовые акты) определяют юридическое состояние личности, ее права, обязанности и ответственность. Именно право определяет принципы взаимоотношений личности с государством и обществом, меру ее юридической свободы, гарантии осуществления прав и обязанностей, способы защиты прав и законных интересов. Так, например, любое применение государственного принуждения должно иметь правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Связь личности и государства проявляется во взаимном влиянии и во взаимных правах и обязанностях.

Личность на государство может влиять как в опосредованных формах (партии, движения, общественные объединения), так и непосредственно (выборы органов государства, обжалование действий и решений должностных лиц в судебном порядке). У государства больше возможностей влияния на личность, чем у отдельной личности на государство. Государство признает и юридически закрепляет права и свободы личности, охраняет их, возлагает на нее определенные обязанности.

В юридической науке гражданство часто толкуется как особая связь личности с государством. В одном случае содержание правовой связи личности с государством рассматривается как совокупность прав и обязанностей лица, закрепляемых государством. В другом гражданство характеризуется как правовая связь между личностью и государством, проявляющаяся в наличии их взаимных юридических прав и обязанностей, что фактически следует понимать как институт гражданства - правового статуса гражданина в государстве.

В юридической литературе высказывались мнения о гражданстве как членстве в государстве, так как оно есть союз личностей, находящихся в устойчивой и специально оформленной политико-правовой связи с государством.

Правами и обязанностями в государственно-образованном обществе наделены все лица, постоянно или временно проживающие на его территории.

В силу принципа суверенности государственной власти любой человек в пределах территории государства подпадает под его юрисдикцию, т.е. становится адресатом исходящих от государства общеобязательных предписаний. Устойчивая связь человека с конкретным государством обычно выражается в институте гражданства (в республиках) и подданства (в монархиях). Эта связь означает юридическую принадлежность лица конкретному государству, приобретение личностью специфических качеств гражданина государства, наличие круга взаимных прав и обязанностей граждан и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами. Гражданин - это личность в ее отношении к государству и праву. Состояние в гражданстве является юридическим и морально-политическим основанием для личности исполнять обязанности гражданина, пользоваться правами и свободами, установленными государством для своих граждан*(46).

Связь и соотношение личности и государства находят выражение в правовом статусе личности.

Правовой статус личности - это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения гражданина и государства, каждый из которых наделен соответствующими правами и обязанностями.

Коренные изменения, происходящие в социальной структуре российского общества, курс на рыночную экономику, глубокие преобразования в политической системе определяют пути и перспективы развития правового статуса личности в современном обществе. Это касается всех - студентов, интеллигенции, военнослужащих, пенсионеров и т.д. Появились значительные группы людей (беженцы, мигранты, перемещенные лица), не имеющие четко выраженного правового статуса.

Проблема взаимоотношений государства и личности в настоящее время - одна из центральных в механизме правового регулирования всей системы общественных отношений. Основным звеном здесь выступают конституционные права и свободы человека и гражданина, их гарантированность, взаимная ответственность между государственной властью и личностью.

В отечественной юридической науке до сих пор нет единого понимания таких понятий, как "правовой статус" и "правовое положение". Так, по мнению О.Е. Кутафина и Е.И. Козловой, развитие юридической науки показало, что при рассмотрении вопросов о месте субъекта правового общения в обществе и государстве недостаточно ограничиться лишь анализом прав, свобод и обязанностей, т.е. правовым статусом этого субъекта. В этот анализ необходимо вовлечь и другие институты: гражданство, правосубъектность, гарантии, ответственность. Совокупность всех этих институтов, по их мнению, и образует комплексную правовую категорию - правовое положение субъекта*(47).

В то же время такие ученые, как С.С. Алексеев, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, не проводят каких-либо различий между содержанием понятий "правовой статус" и "правовое положение", рассматривая их как синонимы. Подобную точку зрения отстаивает в своей фундаментальной работе "Правовая система и личность" Н.И. Матузов*(48).

Итак, правовой статус - это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива и другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек адекватно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, так как "в жизни часто встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения"*(49).

┌────────────────────────────────────────────────┐

┌─┤ Виды правового статуса ├─┐

│ └────────────────────────┬───────────────────────┘ │

┌─────────┴──────────────┐ ┌─────────┴───────────┐ ┌───────────┴───────┐

│ Общий правовой статус │ │ Специальный или │ │ Индивидуальный │

│ гражданина │ │ родовой статус │ │ статус │

│ │ │ определенных │ │ │

└────────────────────────┘ └─────────────────────┘ └───────────────────┘

Общий правовой статус представляет собой единый комплекс основных, конституционных прав и обязанностей граждан, которые свойственны всем членам общества. Их основу образуют единые юридические предписания, призванные закрепить целостную модель правового состояния субъектов. Общий правовой статус - это социально допустимые и необходимые возможности личности не просто как индивида и не только как индивида, а как гражданина.

Общий правовой статус - это статус человека как гражданина и члена общества. Имеется в виду единое для всех качество. Такой статус можно назвать базовым, основным.

Специальный или родовой правовой статус определяет положение какой-то конкретной, специфически обособленной группы с помощью особых предписаний (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, учителей, инвалидов и т.д.). Ведь "наряду с общими правами существуют права, которыми гражданин обладает в зависимости от социально-классового признака, служебного, семейного положения и других факторов и обстоятельств. Это специальные, особенные права отдельных групп населения, которые конкретизируют и дополняют общие права личности..."*(50).

Индивидуальный правовой статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина (пол, возраст, семейное положение, работа и другое). Индивидуальных статусов ровно столько, сколько и граждан. Этот статус подвижен и обусловлен изменениями, происходящими в конкретной человеческой жизни.

Рассмотренные виды статуса личности соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга и на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному (слою) группе и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, т.е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус один, специальных - множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан*(51).

В зависимости от видовой принадлежности правовых статусов разнообразна и их внутренняя структура. В юридической литературе до сих пор нет единства взглядов по данному вопросу, одни авторы включают сюда большее число элементов, другие меньшее. Н.И. Матузов, на наш взгляд, наиболее точно указывает универсальные структурные элементы правового статуса и к ним относит:

1) соответствующие правовые нормы;

2) правосубъектность;

3) общие для всех субъективные права, обязанности и свободы;

4) законные интересы;

5) гражданство;

6) юридическую ответственность;

7) правовые принципы;

8) правоотношения общего (статусного) характера*(52).

Основные права и обязанности личности. Права и свободы человека - это мера возможного поведения человека в обществе, возможность делать то, что не запрещено законом. Они не отчуждаемы, даны человеку от рождения, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающего характера.

Признание, соблюдение и защита прав - это обязанность государства. Права человека не знают разницы между классами, нациями, религиями и идеологиями, они являются нравственной базой любого общества.

Права и свободы человека - это его социальные возможности в личной, экономической, политической, социальной и культурной жизненных сферах.

Основные права человека и гражданина закреплены во Всеобщей декларации прав человека (1948), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966), в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966), некоторых конвенциях, принятых ООН.

В Российской Федерации в 1991 г. была принята Декларация прав человека и гражданина, ставшая неотъемлемой частью Конституции РФ 1993 г. и базой всего текущего законодательства, касающегося личности.

В России основные права человека и гражданина закреплены в главе второй (и ряде других статей) Конституции Российской Федерации.

В ст. 46 Конституции РФ предусматривается право человека в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Следовательно, права человека принадлежат всему мировому сообществу и их защита является обязанностью каждого государства.

В случае противоречия норм внутригосударственного права в сфере прав и свобод международным документам следует руководствоваться нормами международными.

В юридической литературе выделяют три (поколения) этапа развития прав и свобод личности.

Первое поколение связано с буржуазными революциями - это развитие личных и политических прав.

Второе поколение есть результат Октябрьской социалистической революции в России. Это признание и закрепление социально-экономических прав и свобод, признание права личности на государственную опеку и поддержку.

Третье поколение связано с научно-технической революцией, с глобальным отрицательным воздействием на среду обитания человека. Это солидарные права, так как данные права принадлежат коллективу людей, а не отдельной личности: экологические права, право на мир, права потребителя, право на информацию, на сферу личной жизни. Данный период в развитии прав и свобод личности начался после Второй мировой войны.

Выделяют следующие основные права и свободы человека:

Политические;

Социальные, экономические и культурные.

Личные права - это естественные, основополагающие и неотъемлемые права человека, права каждого индивида, они не связаны с принадлежностью к гражданству какого-либо государства, неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения. Запрещено издавать нормативные правовые акты, умаляющие эти права.

Невнесение каких-либо прав и свобод в текст Конституции не означает отсутствия данных прав и свобод.

К личным правам и свободам в России относят права:

На жизнь;

На достоинство;

На свободу и личную неприкосновенность;

На неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;

На нераспространение информации о частной жизни лица, а также не допускается ее сбор, хранение и использование;

На неприкосновенность жилища;

На тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

На свободное определение национальности и языка;

На свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства;

Выезда из РФ и беспрепятственного возвращения в РФ;

Свободу совести и вероисповедания;

Свободу мысли и слова.

Политические права регулируют статус человека как участника политической жизни и члена гражданского общества.

Особенность данных правомочий в том, что некоторые из них, такие как право участвовать в управлении делами государства, избирательное право, могут принадлежать только гражданам Российской Федерации.

Избирательное право гражданин РФ приобретает в 18 лет. Пассивное избирательное право наступает:

в 21 год - для избрания депутатом Государственной Думы;

в 30 лет - для избрания главой субъекта РФ;

в 35 лет - для избрания Президентом РФ.

Основные политические права в Российской Федерации составляют:

Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

Право на публичное выражение своего мнения (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикеты);

Право участвовать в управлении делами государства;

Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;

Право на индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти.

Экономические, социальные и культурные права способствуют реализации способностей человека в обществе, создают условия для его нормальной жизнедеятельности.

К основным экономическим правам в России относятся:

Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности;

Право на защиту от монополизма и недобросовестной конкуренции;

Право частной собственности;

Право частной собственности на землю;

Право наследования;

Запрет отчуждения имущества без соответствующего решения суда и др.

Важнейшим среди экономических правомочий является предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).

В то же время свободное осуществление экономической деятельности несовместимо со злоупотреблениями предпринимателя, связанными с его доминирующим положением на рынке, с соглашениями хозяйствующих субъектов, ограничивающими конкуренцию, а также с созданием условий для недобросовестной конкуренции. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (ст. 10 ГК РФ).

Статья 8 Конституции РФ установила принципиально важную правовую норму о признании и равенстве защиты частной собственности с государственной, муниципальной и иными формами собственности.

Право частной собственности подразумевает возможность владения, пользования и распоряжения своим имуществом, включая средства производства.

В соответствии с российским законодательством человек может быть лишен своего имущества только по решению суда. Под лишением имущества следует понимать принудительное прекращение права собственности на конкретное имущество, а не простое изъятие имущества из владения собственника на основании закона.

Разновидностью экономических прав являются трудовые права, определяющие статус человека как участника трудовых отношений, как правило, наемного работника. Трудовые права включают:

Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

Право на минимальный размер оплаты труда;

Право на защиту от безработицы;

Право на безопасные и гигиеничные условия труда;

Право на индивидуальные и коллективные споры;

Право на забастовку;

Право на отдых и др.

Трудовые правоотношения регулируются Трудовым кодексом РФ, законами и подзаконными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, соглашениями о труде и коллективными договорами.

Социальные права призваны обеспечить нормальные условия жизни человека, поддержать слабозащищенные категории граждан.

К ним относятся:

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, предусмотренных законом;

Право на пенсионное обеспечение;

Право на жилище, в том числе бесплатно или за доступную плату;

Право на благоприятную окружающую среду достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу в результате правонарушения и др.

Права человека в области культуры и образования:

Право на образование, в том числе бесплатное;

Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям;

Право на охрану интеллектуальной собственности;

Право на свободу литературного, художественного, научного, технического и иных видов творчества, преподавания.

Особой разновидностью в области основных прав человека являются права по защите прав и свобод человека:

Равенство всех перед судом и законом;

Право на судебную защиту;

Право на обращение в межгосударственные правозащитные органы и организации;

Право на юридическую помощь;

Право на обжалование действий и решений государственных органов;

Презумпция невиновности;

Право не свидетельствовать против себя самого и близких родственников;

Право на возмещение вреда, вызванного незаконным осуждением.

Согласно Конституции РФ, права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

В юридической литературе общепризнано, что права гражданина - это права, которые находятся под защитой и охраной государства. Именно государственное признание прав человека превращает их в права гражданина.

Обязанность - это вид и мера должного, разумного и полезного поведения человека в обществе.

Обязанности - это обратная сторона прав, способ их обеспечения, но, к сожалению, они в меньшей степени исследованы учеными. "Идея обязанностей и ответственности слабее распространена в общественном сознании, чем идея прав и свобод. Отсюда и правосознание у многих граждан оказывается зачастую односторонним, сориентированным только на права", - справедливо отмечает Н.И. Матузов в работе "Правовая система и личность"*(53). В современной литературе отсутствует классификация обязанностей, хотя в конкретных и общих правоотношениях их столько же, сколько и прав.

К основным обязанностям человека и гражданина в России относятся обязанности:

Соблюдать Конституцию и законы РФ, не нарушать права и свободы, законные интересы других лиц;

Платить установленные налоги и сборы;

Воинская обязанность;

Обязанность бережного отношения к природе;

Воспитание и забота о детях;

Забота о нетрудоспособных родителях;

Получение основного общего образования;

Недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию в экономике;

Непроведение пропаганды и агитации, которые возбуждают социальную, национальную, религиозную вражду или ненависть;

Забота о сохранении и сбережении памятников истории и культуры.

По мнению И.А. Ильина: "Люди, не ведающие своих обязанностей, не в состоянии и блюсти их; люди, не знающие своих полномочий, произвольно превышают их или же трусливо уступают силе; люди, не желающие признавать запретностей, легко забывают всякий удерж и дисциплину, или оказываются обреченными на правовую невменяемость"*(54).

Отсутствие или неведение своих обязанностей - это прямой путь к произволу, своеволию и отсутствию какой-либо организованности.