Кто может изменить статус субъекта. Субъекты РФ, их конституционно-правовой статус. Порядок изменения статуса субъектов РФ. А26. Право как социальный регулятор всегда

Конституции РФ):

Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации.

Статус субъектов РФ

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации уста-навливается в первую очередь Конституцией России, федеральны-ми законами, а также другими правовыми актами. Так, республи-ки принимают свои конституции, другие субъекты Федерации - уставы.

Основные вопросы статуса урегулированы Конституцией и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Правовой статус субъектов РФ в решающей степени гарантируется Конституци-ей РФ, изменения гл. 3 - 8 которой в конечном счете возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъек-ты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные .

Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ

  1. Субъект РФ часть федеративного государства (субъекты РФ именуются по-разному: республика, автономная область, край, область, автономный округ, город федерального значения).
  2. Субъект Федерации не является самостоятельным суверенным государством.
  3. выхода субъекта Федерации из состава Федерации Конституция РФ не предусматривает.
  4. Изменение статуса субъекта Федерации теоретически может быть реализовано в трех направлениях: повышение статуса, понижение статуса, выход из состава Федерации.
  5. Каждый субъект РФ имеет свою территорию, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.
  6. Одна и та же территория не может быть территорией двух равноправных субъектов Федерации: у каждого субъекта Федерации своя территория, свои органы государственной власти.
  7. система органов государственной власти субъектов РФ определяется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционногостроя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
  8. Каждый субъект РФ имеет свою , которая включает конституцию (устав) этого субъекта Федерации, принятые имзаконы и другие нормативные акты, изданные в пределах его компетенции, договоры и соглашения субъекта Федерации с Российской Федерацией, другими ее субъектами, с зарубежными странами, а также акты о делегировании полномочий.
  9. Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (республики) и центры других субъектов Федерации.

Особенности правового статуса республик

    • Конституция РФ признает государствами только республики;
    • только республики вправе принимать свои конституции;
    • только республики вправе устанавливать свои государственные языки.

Предоставление республикам более широких прав, чем другим субъектам РФ, обычно обосновывается тем, что в республиках образующими их нациями являются народы, отличающиеся от русского народа языком, традициями, историческим прошлым и иными особенностями.

Между тем с правовой точки зрения такое обоснование не может быть принято, поскольку общепризнано, что все люди равноправны независимо от расы, национальности, языка и иных обстоятельств, определяющих их принадлежность к тому или иному конкретному народу. Более того, как уже говорилось, в российской Конституции установлено, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность и никто не

Общая характеристика субъектов РФ

Принципы определения полномочий органов государствен-ной власти субъекта РФ достаточно просты:

    1. по предметам ведения субъ-ектов РФ - определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ;
    2. по предметам совместного ведения - определяются Конституцией РФ, федеральными закона-ми, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;
    3. по предметам ведения РФ - определяются федеральными законами, из-даваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми ак-тами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

В соответствии с принципом верховенства Конституции РФ не могут быть приняты федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные право-вые акты субъектов РФ, заключены договоры, соглашения, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате установ-ленных Конституцией РФ прав и свобод человека и , нарушению государственной целостности РФ и единства системы государственной власти в РФ.

Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Исчерпывающим и точным перечисле-нием наименований всех субъектов Федерации в Конститу-ции РФ подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в Российскую Федерацию и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации.

Подробнее о равноправии субъектов РФ

Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов РФ (независимо от размера территории и численности населения) в Феде-рального Собрания (по два представителя от каждого субъек-та РФ), а также в порядке формирования Государственного совета РФ, который состоит из высших должностных лиц (руководи-телей высших исполнительных органов государственной власти) всех субъектов РФ.

Но правовой статус субъектов РФ все же не во всем одинаков. Различие вытекает, например, из того, что республики объявле-ны государствами, в то время как все другие субъекты такого ста-туса не имеют и могут рассматриваться только как государствен-ные образования. Конституции республик могут приниматься как их законодательными собраниями, так и референдумами, в то время как уставы других субъектов РФ - только законода-тельными собраниями. Большинство автономных округов входят в состав краев и областей, но должны рассматриваться как госу-дарственные образования наравне с этими краями и областями. Такое положение субъектов РФ дает повод говорить об асимметричности российского федерализма .

Равноправие субъектов Федерации проявляется в общем для всех них определении предметов ведения , которое вытекает из ст. 71-73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешивать-ся в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего мно-гонационального народа России, в том числе всех субъектов Фе-дерации. Последние представлены в , а следовательно, участвуют в решении вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе с органами государствен-ной власти Федерации они осуществляют правовое регулирова-ние и управление по предметам совместного ведения. При этом до принятия федеральных законов субъекты РФ вправе осущест-влять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федеральною закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в двухмесяч-ный срок приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Вне пределов ведения РФ и совме-стного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государст-венной власти.

Такое решение проблемы разграничения предметов ведения оставляет за субъектами Федерации полномочия по широкому кругу вопросов. Если вопрос относится к совместному ведению, то законы и иные нормативные правовые акты издаются субъек-тами Федерации в соответствии с федеральным законом по этому вопросу. Если же тот или иной вопрос входит в исключительную компетенцию органов власти субъекта Федерации, то республики, края, области, города федерального значения и автономии осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

При этом Конституция предоставляет субъектам Федерации важную . Поскольку их законы и нормативные акты, изданные по вопросам совместного ведения, должны соответст-вовать федеральным законам и в случае противоречия действует федеральный закон, то при противоречии такого же рода по во-просам исключительного ведения субъектов Федерации приори-тет отдается их законам и нормативным правовым актам. Следо-вательно, федеральный закон не может вторгаться в сферу ис-ключительного ведения субъектов РФ.

Отдельные полномочия органов госу-дарственной власти субъекта РФ могут быть временно возложе-ны на федеральные органы государственной власти или должно-стных лиц, назначаемых федеральными органами государствен-ной власти.

Подробнее

Это может произойти в случаях, если:

    1. в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрез-вычайной ситуацией органы государственной власти субъекта РФ отсутствуют и не могут быть сформированы в соответствии с фе-деральным законом (решение принимается Президентом РФ по согласованию с Советом Федерации Федерального Собрания);
    2. возникшая вследствие решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта РФ просроченная за-долженность по исполнению долговых или бюджетных обяза-тельств, определенная в порядке, установленном Бюджетным ко-дексом РФ, превышает 30% собственных доходов бюджета субъ-екта РФ в последнем отчетном году (в этом случае по ходатайству Правительства РФ решением Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с федеральным законом вводится временная финан-совая администрация);
    3. при реализации полномочий, осуществляемых за счет пре-доставления субвенций из федерального бюджета, исполнитель-ным органом государственной власти субъекта РФ допускается нарушение Конституции РФ, федерального закона, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, если такое нарушение установлено соответствующим судом (решение при-нимается Правительством РФ с изъятием субвенций).

Споры, связанные с разграничением предметов ведения и полномочий, передачей осуществления части полномочий, долж-ны разрешаться заинтересованными сторонами путем проведе-ния переговоров и использования иных согласительных проце-дур. В случае необходимости стороны договора, соглашения мо-гут создавать согласительные комиссии.

Субъекты Федерации имеют свою правовую систему , в кото-рую входят конституция (в республиках), уставы (в других субъ-ектах РФ), законы, подзаконные акты. Правовая система субъек-тов РФ как бы образует собственное конституционное право, ко-торое, однако, не разрывает единого конституционного права РФ, составляя его федеративный аспект. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно. Одна-ко требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ и федеральным законам, нахо-дились в пределах совместного ведения Федерации и ее субъек-тов, ведения субъектов Федерации.

Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны. Статус особой экономической зоны предоставляет органам госу-дарственной власти соответствующего субъекта РФ дополнитель-ные права и льготы в области таможенного регулирования, тран-зита товаров, налогов, режима инвестиций и предприниматель-ской деятельности.

По юридической силе конституции республик и уставы других субъектов Федерации равнозначны, различия между ними только в терминах, присущих государствам и государственным образова-ниям. К тому же бывшие автономные республики, из которых образовалось большинство нынешних республик, прежде имели свои конституции, что повлияло на их желание сохранить эту традицию в условиях расширения самостоятельности республик. Республики вправе иметь государственный язык, в то время как другие субъекты РФ - нет. Конституции и уставы субъектов РФ должны строиться на общих с Конституцией РФ принципах (раз-деления властей, правового социального государства и др.). Про-верку соответствия конституций, уставов, законов и иных норма-тивных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ осущест-вляет Конституционный Суд РФ. Субъекты Федерации в лице своих органов законодательной и вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ (ч. 2 ст. 125). Конституционный Суд РФ, кроме того, разрешает споры о ком-петенции между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, между высшими го-сударственными органами последних.

Субъекты Федерации обладают своей территорией , которая является частью территории РФ. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Экономическую основу деятельности органов государствен-ной власти субъекта РФ составляют находящиеся в собственно-сти субъекта РФ имущество, средства бюджета субъекта РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов, а так-же имущественные права.

Федеральный закон установил круг вопросов, решение кото-рых относится к полномочиям по совместному ведению и осуще-ствляется за счет средств бюджета субъекта РФ. Таких вопро-сов 41 (обеспечение деятельности органов власти, проведения выборов, предупреждения чрезвычайных ситуаций, образования, здравоохранения и др.). Те же полномочия, которые передаются субъектам РФ федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета на определенных условиях.

Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно. Есть, однако, конститу-ционные требования, которые они при этом должны соблюдать:

  1. система орга-нов власти должна соответствовать основам консти-туционного строя РФ (разделение и самостоятельность трех властей: законода-тельной, исполнительной и судебной);
  2. система орга-нов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов госу-дарственной власти, установленных федеральным законом.

Субъекты Федерации вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи . Однако их международная право-субъектность носит ограниченный характер. Они не вправе ста-вить вопрос о дипломатическом признании, открывать зарубеж-ные представительства на уровне посольств и т. д. Российская Федерация координирует международные и внешнеэкономиче-ские связи субъектов Федерации.

Многие субъекты РФ заключили торгово-экономические и финансовые соглашения с зарубежными государствами, прини-мая долговые обязательства и обязательства по их реструктуриза-ции. Эти соглашения не являются международными договорами. Федеральный закон «О координации международных и внешне-экономических связей субъектов РФ» от 4 января 1999 г. требует, чтобы такие соглашения согласовыва-лись с федеральными органами исполнительной власти. При этом федеральные органы государственной власти не несут от-ветственности по соглашениям об осуществлении международ-ных и внешнеэкономических связей, заключенным органами го-сударственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, когда указанные соглашения заключены с органами государст-венной власти иностранных государств с согласия Правительст-ва РФ либо по конкретному соглашению субъекта РФ имеютсяофициальные гарантии Правительства РФ. Соглашения регист-рируются Министерством юстиции РФ в соответствии с Прави-лами, утвержденными постановлением Правительства РФ.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граж-дан на своей территории. В законодательных органах субъектов принимается большое число законов в области государственного строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина, развития экономики и предпринимательства, социальной под-держки населения, культуры.

И соответственно обладателем множества различных статусов. Вся совокупность статусов человека называется статусным набором . Тот статус, который сам человек или окружающие его считают основным, называется главным статусом. Это, как правило, профессиональный или семейный статус или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов.

Статусы подразделяются на предписанные (получаемые в силу рождения) и достигаемые (которые приобретаются целенаправленно). Чем свободнее общество, тем менее важными становятся предписанные статусы и более важными — достигаемые.

Человек может обладать разными статусами. Например, его статусный набор может быть таким: мужчина, неженатый, кандидат технических наук, специалист по компьютерному программированию, русский, горожанин, православный и т.д. Ряд статусов (русский, мужчина) получен им от рождения — это предписанные статусы. Ряд других статусов (кандидат наук, программист) он приобрел, приложив к этому определенные усилия, — это достигаемые статусы. Предположим, что этот человек идентифицирует себя прежде всего как программиста; следовательно, программист — его главный статус.

Социальный престиж человека

Понятие статуса обычно связывается с понятием престижа.

Социальный престиж - это общественная оценка значимости того положения, которое человек занимает в .

Чем выше престиж социальной позиции человека, тем выше оценивается его социальный статус. Например, престижными считаются профессии экономиста или юриста; образование, полученное в хорошем учебном заведении; высокая должность; определенное место проживания (столица, центр города). Если говорят о высокой значимости не социальной позиции, а конкретного человека и его личных качеств, в этом случае имеют в виду не престиж, а авторитет.

Социальная роль

Социальный статус является характеристикой включенности человека в социальную структуру. В реальной жизни статус человека проявляется через те роли, которые он играет.

Социальная роль представляет собой совокупность требований, которые предъявляются обществом к лицам, занимающим конкретную социальную позицию.

Иными словами, если кто-то занимает в обществе определенное положение, от него будут ожидать соответствующего поведения.

От священника ожидают поведения, соответствующего высоким моральным стандартам, от рок-звезды — скандальных поступков. Если священник станет вести себя скандально, а рок-звезда — читать проповеди, это вызовет недоумение, недовольство и даже осуждение публики.

Для того чтобы чувствовать себя комфортно в обществе, мы должны ожидать, что люди будут исполнять свои роли и действовать в рамках предписанных обществом правил: преподаватель в вузе будет учить нас научным теориям, а не ; врач будет думать о нашем здоровье, а не своем заработке. Если бы мы не ожидали от других исполнения своих ролей, мы не смогли бы никому доверять и наша жизнь наполнилась бы враждебностью и подозрительностью.

Таким образом, если социальный статус — это позиция человека в социальной структуре общества с определенными правами и обязанностями, то социальная роль — это функции, выполняемые человеком в соответствии со своим статусом: поведение, которое ожидают от обладателя этого статуса.

Даже при одинаковом социальном статусе характер исполняемых ролей может значительно варьироваться. Это связано с тем, что исполнение ролей носит личностную окраску, а сами роли могут иметь разные варианты исполнения. Напри м с р. обладатель такого социального статуса, как отец семейства, может относиться к ребенку требовательно и строго (играть свою роль в авторитарном ключе), может строить отношения в духе сотрудничества и партнерства (демократический стиль поведения) или может пустить события на самотек, предоставив ребенку широкую степень свободы (попустительский стиль). Точно таким же образом разные актеры театра сыграют одну и ту же роль совершенно по-разному.

В течение жизни положение человека в социальной структуре может изменяться. Как правило, эти изменения связаны с переходом человека из одной социальной группы в другую: из неквалифицированных рабочих в специалисты, из жителей села в горожане и т.д.

Особенности социального статуса

Статус - это социальная позиция, которая включает профессию данного типа, экономическое положение, политические пристрастия, демографические особенности. Например, статус гражданина И.И. Иванова определяется так: «продавец» — профессия, «работник наемного труда, получающий средний по размерам доход» — экономические черты, «член ЛДПР» — политическая характеристика, «мужчина в возрасте 25 лет» — демографическое качество.

Каждый статус как элемент общественного разделения труда содержит совокупность прав и обязанностей. Права обозначают то, что человек может себе свободно позволить или допустить в отношении других людей. Обязанности предписывают носителю статуса какие-то необходимые действия: по отношению к другим, на своем рабочем месте и т.д. Обязанности строго определены, зафиксированы в правилах, инструкциях, положениях либо закреплены обычаем. Обязанности ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. Например, статус раба в Древнем мире предполагал только обязанности и не содержал никаких прав. В тоталитарном обществе права и обязанности асимметричны: у правителя и высших должностных лиц права максимальны, а обязанности минимальны; у обычных граждан много обязанностей и мало прав. В нашей стране в советское время многие права были провозглашены в конституции, но далеко не все они могли быть реализованы. В демократическом обществе права и обязанности более симметричны. Можно сказать, что уровень социального развития общества зависит от того, как соотносятся и как соблюдаются права и обязанности граждан.

Важно, что обязанности индивида пред полагают его ответственность за их качественное выполнение. Так, портной обязан в срок и качественно сшить костюм; если это не сделано, он должен быть как-то наказан — выплатить неустойку или быть уволенным. Организация обязана по договору поставить заказчику продукцию, в противном случае она несет убытки в виде штрафов и пени. Еще в Древней Ассирии был такой порядок (зафиксированный в законах Хаммурапи): если архитектор построил здание, которое впоследствии рухнуло и придавило хозяина, архитектора лишали жизни. Это — одна из ранних и примитивных форм проявления ответственности. Ныне формы проявления ответственности довольно многообразны и определяются культурой общества, уровнем социального развития. В современном обществе права, свободы и обязанности определяются социальными нормами, законами, традициями общества.

Таким образом, статус — позиция индивида в , которая связана с другими позициями через систему прав, обязанностей и ответственности.

Поскольку каждый человек участвует во множестве групп и организаций, он может иметь и много статусов. Например, упомянутый гражданин Иванов является мужчиной, человеком средних лег, жителем Пензы, продавцом, членом ЛДПР, православным, русским, избирателем, футболистом, постоянным посетителем пивного бара, мужем, отцом, дядей и т.д. В этом наборе статусов, который имеется у любого человека, один является главным, ключевым. Главный статус — наиболее характерный для данного индивида и обычно связан с основным местом его работы или занятием: «продавец», «предприниматель», «научный сотрудник», «директор банка», «рабочий на промышленном предприятии», «домохозяйка» и т.п. Главным выступает тот статус, который определяет материальное положение, а значит, стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Заданный (прирожденный, предписанный) статус определяется полом, национальностью, расой, т.е. характеристиками, заданными биологически, наследуемыми человеком помимо его воли и сознания. Достижения современной медицины делают некоторые статусы изменчивыми. Так, появилось понятие биологического пола, социально приобретенного. С помощью хирургических операций мужчина, который с детских лет играл в куклы, одевался, как девочка, мыслил и чувствовал себя, как девочка, может стать женщиной. Он обретает свой истинный пол, к которому был предрасположен психологически, но не получил при рождении. Какой пол — мужской или женский — следует в этом случае считать прирожденным? Однозначного ответа нет. Социологи также затрудняются определить, к какой национальности при надлежит человек, родители которого-лица разной национальности. Нередко, переселяясь в другую страну в детском возрасте, эмигранты забывают старые обычаи, родной язык и практически не отличаются от коренных жителей своей новой родины. В этом случае биологическая национальность вытесняется социально приобретенной.

Обретенный статус — это статус, который человек получает при определенных условиях. Так, старший сын английского лорда после его смерти наследует этот статус. Система родства обладает целым набором обретенных статусов. Если прирожденные статусы выражают кровное родство («сын», «дочь», «сестра», «брат», «племянник», «дядя», «бабушка», «дедушка», «тетя», «кузен»), то некровные родственники обладают обретенным статусом. Так, женившись, человек может получить в родственники всю родню жены. «Теща», «тесть», «свояченица», «свояк» — это обретенные статусы.

Достигаемый статус - социально приобретаемый человеком благодаря собственным усилиям, желанию, удаче. Так, статус менеджера человек приобретает благодаря образованию и настойчивости. Чем более демократичным является общество, тем больше в обществе достигаемых статусов.

Для разных статусов существуют свои знаки отличия (символы). В частности, форма военных выделяет их из массы гражданского населения; кроме того, каждое воинское звание имеет свои отличия: у рядового, майора, генерала разные нагрудные знаки, погоны, головные уборы.

Статусный образ , или имидж, — совокупность представлений о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом. Чтобы соответствовать статусному образу, человек должен «не позволять себе лишнего», иными словами, выглядеть так, как ожидают от него окружающие. Например, президент не может проспать встречу с лидером другой страны, преподаватели вузов не могут спать пьяными в подъезде, так как это не соответствует их статусному образу. Бывают ситуации, когда человек незаслуженно пытается быть «на равной ноге» с человеком, обладающим иным по рангу статусом, что приводит к проявлению фамильярности (амикошонству), т.е. бесцеремонного, развязного отношения.

Различия между людьми, обусловленные приписанным статусом, заметны в той или иной степени. Обычно каждый человек, так же как и группа людей, стремится занять более выгодное социальное положение. При определенных обстоятельствах продавец цветов может стать вице-премьером страны, миллионером. Другим это не удается, поскольку мешает приписанный статус (пол, возраст, национальность).

В то же время некоторые социальные слои пытаются повысить свой статус, объединяясь в движения (женские движения, организации типа «союза предпринимателей» и т.д.) и лоббируя свои интересы повсюду. Однако существуют факторы, которые препятствуют попыткам отдельных групп изменить свой статус. Среди них — этнические противоречия, попытки других групп сохранить статус-кво, нехватка сильных лидеров и т.д.

Таким образом, под социальным статусом в социологии понимается положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе. Поскольку каждый человек является членом различных , он является обладателем множества статусов (т.е. носителем некоторого статусного набора). С каждым из имеющихся статусов связана совокупность прав, определяющих, что носитель статуса может себе позволить, и обязанностей, предписывающих выполнение конкретных действий. В целом статус можно обозначить как позицию индивида в социальной структуре общества, связанную с другими позициями через систему прав, обязанностей и ответственности.

Под статусом субъекта Российской Федерации обычно понимаются совокупность полномочий, прав и обязанностей или система государственно-правовых компетенций в осуществлении им власти на своей территории в качестве субъекта правоотношений с Федерацией и другими государственными образованиями , а также указание на его принадлежность к определенному виду субъектов РФ: республике, краю, области, городу федерального значения, автономной области, автономному округу 1 . Нормы, определяющие основы статуса субъекта РФ, отражены в конституционном законодательстве, что и характеризует данный статус как конституционный, т. е. юридически закрепленный на высшем конституционном уровне. Конституционный статус субъекта РФ устанавливается федеральной Конституцией и конституцией (уставом) соответствующего субъекта РФ и характеризуется обладанием субъектом всей полнотой государственной власти на своей территории , кроме тех полномочий, которые находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Конституция РФ допускает возможность изменения статуса субъекта Федерации. Согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом. Таким образом, ни Российская Федерация, ни ее субъекты не вправе в одностороннем порядке изменять конституционный статус субъектов РФ. В основных законах субъектов РФ часто воспроизводится федеральный конституционный императив. Например, в ст. 13 Устава Омской области установлено: «Никто не может изменить государственно-правовой статус Омской области в одностороннем порядке».

Федеральный конституционный закон об изменении статуса субъекта Российской Федерации еще не принят, хотя проекты его разработаны давно . Вместе с тем в конституциях (уставах) некоторых субъектов РФ определен порядок выражения согласия субъекта на изменение его статуса. Так, согласно Конституции Республики Тыва изменение конституционно-правового статуса Республики возможно только по взаимному согласию Российской Федерации и Республики Тыва в соответствии с федеральным конституционным законом (ст. 1). Аналогичные нормы содержатся в конституциях и уставах других субъектов РФ. В уставах отдельных субъектов РФ устанавливается порядок выражения согласия на изменение их статуса. Так, согласно Уставу Красноярского края изменение статуса края, а также его объединение с другими субъектами РФ могут быть произведены только на основе решения, принятого на краевом референдуме, если иное не будет предусмотрено федеральным законодательством (ст. 15). Соот-ветствуюшая формулировка Конституции Республики Мордовии более мягкая: «Республика Мордовия выражает согласие об изменении своего статуса с учетом мнения населения Республики Мордовия» (ч. 2 ст. 56).

Конституционно-правовой статус субъекта РФ согласно федеральному законодательству может быть изменен двумя способами :

  • 1) путем преобразования одного вида субъекта РФ в другой;
  • 2) путем объединения (слияния) нескольких субъектов РФ.

Изменение конституционно-правового статуса субъекта Федерации путем преобразования одного вида субъекта РФ в другой означает присвоение субъекту иного вида конституционно-правового статуса субъекта РФ из числа установленных в ч. 1 ст. 5 Конституции РФ, что подтверждается правовыми позициями Конституционного Суда РФ 1 . Например, область может быть преобразована в край, край - в республику и т. п. Таким образом, изменяется субъектный состав Российской Федерации, конституционный статус субъекта РФ, но при этом его территория остается без изменения .

Среди ученых бытует мнение, что без изменения вида и территории субъекта РФ изменение его индивидуального названия является изменением статуса субъекта . Представляется, что в данном случае нельзя рассматривать как изменение статуса субъекта РФ смену по его инициативе наименования, поскольку, кроме этого, ничто другое не меняется.

Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ путем объединения (слияния) нескольких субъектов РФ предусмотрено Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», регулирующим процедуру объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ.

Объединение субъектов РФ проводится в целях: 1) обеспечения сохранения и развития самобытности народов, традиционно проживающих на территориях соответствующих округов; 2) ускорения социально-экономического развития объединяющихся территорий, повышения уровня жизни населения, защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни народов, проживающих на территориях округов; 3) эффективного осуществления государственной власти; 4) организации местного самоуправления с учетом особенностей административно-территориальных единиц с особым статусом; 5) дополнительных гарантий для коренных малочисленных народов .

Объединение субъектов РФ влечет возникновение нового укрупненного субъекта Федерации в территориальных границах объединенных субъектов. По существу, прежние субъекты РФ (на практике это автономные округа) прекращают свое существование и в границах их территорий возникает новый субъект, который может: 1) сохранить тип и наименование одного из прежних субъектов (например, Красноярский край при его объединении с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийский автономными округами); 2) при сохранении наименования избрать новый тип из перечня установленных в ч. 1 ст. 5 Конституции РФ (например, Пермский край при объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа); 3) избрать новый тип и новое наименование (например, Забайкальский край при объединении Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа). Во всех трех случаях изменение статуса субъекта Федерации сопряжено с изменением его территории.

Необходимо обратить внимание на некорректные положения ряда уставов, в которых объединение с другими субъектами Федерации выведено из понятия «изменение статуса». Так, согласно ч. 4 ст. 3 Устава (Основного Закона) Саратовской области «изменение статуса области, ее объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть осуществлены в соответствии с Конституцией Российской Федерации». Более ярким примером служит положение Устава Волгоградской области: «Изменение статуса, наименования, границ области, а также ее объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть осуществлены в порядке, установленном действующим законодательством» (ч. 4 ст. 1) (выделено мной. - И. #.).

Необходимо заметить, что в науке также существует мнение о том, что объединение в форме присоединения субъекта РФ к уже сущест-вуюшему субъекту РФ и, как следствие, изменение его территории и населения не означает изменения его статуса - необходима процедура признания прекращения существования присоединенных субъектов РФ и легитимации изменения территории и населения субъекта РФ, в состав которого вошли присоединенные субъекты Федерации 1 .

В. В. Кульчевский полагает целесообразным процедуру прекращения существования субъекта РФ рассматривать как изменение статуса территориальной единицы, а не изменение статуса субъекта РФ, объясняя это тем, что субъект Федерации представляет собой определенное правовое образование, «наличие территории у которого является лишь одним из признаков. Статус же субъекта Федерации - это его правовое качество» . С данной позицией сложно согласиться, поскольку без своей территории, на которую распространяется юрисдикция его органов, субъекта Федерации как государственно-территориального образования просто не может быть.

В теории конституционного права выделяют и другие способы изменения статуса субъекта Федерации, сопровождающиеся территориальными изменениями:

  • 1) разделение субъекта Федерации на несколько новых субъектов;
  • 2) выделение части территории субъекта Федерации с предоставлением ей статуса субъекта Федерации;
  • 3) объединение частей территорий нескольких граничащих между собой субъектов Федерации с предоставлением этой объединенной территории статуса субъекта Федерации.

Федеральным законодательством эти способы не предусмотрены, что объясняется необходимостью исключения самой возможности дальнейшего дробления территориального устройства государства. Учитывая размеры территории России, наличие самого большого числа субъектов из всех федераций мира, проблемы экономического отставания ряда субъектов РФ, такая позиция законодателя вполне оправданна .

Вместе с тем о возможности не только объединения, но и разделения субъекта упоминают отдельные региональные акты, например Устав (Основной Закон) Томской области (ч. 5 ст. 2), Устав Челябинской области (ч. 5 ст. 1), ч. 2 ст. 6 Устава (Основного Закона) Орловской области.

Разделение субъекта Федерации может не только иметь отрицательный эффект, связанный с усложнением системы управления территориями, но и быть обусловлено обострением в нем межнациональных отношений, когда разделение служит исключительной мерой снятия напряжения в регионе. Примером может служить опыт разделения Чечено-Ингушетии на два субъекта РФ. В силу обострившихся экономических и социально-политических проблем на данной территории принятое решение предотвратило конфликт между чеченцами и ингушами, а также не дало распространиться событиям, произошедшим в 1990-е гг. в Чечне, на территорию Ингушетии 1 . В основе разделения субъекта лежало взаимное согласие двух субъектов и Федерации.

Обращает на себя внимание позиция, высказанная Конституционным Судом РФ в отношении вхождения автономных округов в состав края, области. Суд отметил, что для изменения статуса автономного округа не требуется согласия края или области . Но ведь изменение статуса автономного округа может включать и выход из состава края, области, в результате которого изменится и территория последних. Очевидно, в федеральном законе о порядке изменения статуса субъекта Федерации этот вопрос должен быть решен.

Иногда к способам изменения статуса субъектов Федерации относят изменение границ между субъектами РФ путем разрешения приграничных споров , что представляется неверным, поскольку в данном случае речь идет об изменении границ территории субъектов, за счет чего они могут уменьшаться или увеличиваться без изменения статуса субъектов.

Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ может осуществляться лишь в рамках Конституции РФ. Конституция не содержит права субъектов РФ на выход из Российской Федерации, поэтому изменение статуса субъекта не может осуществляться таким способом.

В зарубежных федерациях, например в Индии и Пакистане, допускаются в качестве исключительной меры юридической ответственности преобразование и даже ликвидация субъекта федерации . Российское конституционное законодательство не знает таких мер ответственности субъектов РФ.

  • См.: Филиппов И. К. Правовой статус республик - субъектов Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1992. С. 5.
  • См.: Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы. М., 1994. С. 44.
  • См., например: Козлов А. Е., Румянцева Т. С., Чехарина В. И. Инициативный проект федерального конституционного закона Российской Федерации «О порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации, образования в ее составе нового субъекта и принятия в Российскую Федерацию нового субъекта» // Государство и право. 1996. № 3. С. 110-117.
  • См. постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П; постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. № 10-П; постановление Правительства РФ от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа»; Указ Президента РФ от 2 ноября 1993 г. № 1833 «Об основных положениях военной доктрины Российской Федерации».
  • Некоторые ученые изменением статуса субъекта Федерации считают его преобразование в иной вид, аргументируя этот вывод тем, что между субъектами РФ нет никаких различий, кроме конституции и государственного языка в республиках. По мнению В. В. Иванова, «изменение статуса субъекта Российской Федерации - это отказ региона от статуса субъекта Федерации с последующим включением его территории в состав другого региона либо с предоставлением этому образованию какого-либо иного статуса в Федерации» (Иванов В. В. Конюхова И. А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. М., 2004. С. 303.
  • См.: Кондрашев А. А. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации: теория и практика. М., 2006. С. 105.

С лета 2016 года изменились правила получения и продления статуса субъекта малого предпринимательства (далее - СМП). Организация (ООО) последний раз подавала заявление на присвоение статуса субъекта малого предпринимательства 19.10.2015, при этом все критерии отнесения к СМП ею выполняются. В настоящее время ООО включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. По старым правилам оно теряет свой статус субъекта 19.11.2016. Согласно новым правилам по уже переданной бухгалтерской отчетности в соответствующие налоговые органы статус продлевается автоматически. Каким образом можно узнать, до какого числа был продлен статус субъекта малого предпринимательства у организации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Убедиться в наличии статуса субъекта малого предпринимательства у ООО можно, проверив его включение в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на официальном сайте ФНС России.
Статус СМП у ООО будет действительным как минимум до 10 августа 2017 года.

Обоснование вывода:
Нормы от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), касающиеся критериев отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства, были изменены положениями от 29.12.2015 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 408-ФЗ), вступившими в силу 1 января 2016 года (ч. 2 ст. 10 этого Закона). Однако вплоть до 1 августа 2016 года для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства и для отнесения их к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства применяются условия, установленные ст. 4 Закона N 209 в редакции, действовавшей до дня вступления в силу N 408-ФЗ ( Закона N 408-ФЗ).
По ранее действовавшим нормам для признания общества с ограниченной ответственностью субъектом малого или среднего предпринимательства было необходимо, в первую очередь, чтобы доля участия в нем публичных образований (государства или муниципальных образований) составляла менее 25%, а доля в уставном капитале, принадлежащая иностранным юридическим лицам и юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, была менее 49% в отношении каждой из указанных категорий юридических лиц ( Закона N 209-ФЗ в редакции до 01.01.2016). Исключения из этого правила были прямо установлены приведенной нормой и были связаны с особым статусом общества либо с осуществляемой им деятельностью. Помимо этого общество должно было соответствовать определенным критериям, касающимся численности работников этого общества и получаемой им годовой выручки без учета НДС или стоимости его активов за календарный год, предшествующий году определения статуса субъекта ( и Закона N 209-ФЗ в редакции до 01.01.2016).
С 1 июля 2016 года сведения о юридических лицах и ИП, отвечающих условиям отнесения к малым и средним, будут вноситься в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - единый реестр), ведение которого поручено ФНС России (ст. 4.1 "Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства" N 209-ФЗ).
Кроме того, с 1 января 2016 года изменен перечень хозяйствующих субъектов, которые могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также условия отнесения хозяйствующего субъекта к той или иной категории.
Единый реестр формируется автоматически, путем присвоения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, без введения административных процедур, связанных с предоставлением такими хозяйствующими субъектами дополнительных документов.
В соответствии с N 408-ФЗ реестр впервые сформирован Федеральной налоговой службой России и размещён на ее официальном сайте 01.08.2016 (по состоянию на 1 июля 2016 года) на основании:
- сведений, содержащихся в налоговой отчётности (документах, связанных с применением специальных налоговых режимов) за предшествующий календарный год, представленной в Федеральную налоговую службу;
- сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
- сведений, поступивших в Федеральную налоговую службу для целей формирования реестра в порядке информационного взаимодействия.
Таким образом, внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются Федеральной налоговой службой без участия в этом процессе предпринимателей. Дополнительно с помощью специального электронного сервиса СМП в добровольном порядке могут быть сообщены сведения о видах производимой продукции, имеющемся опыте, а также об участии в программах партнёрства.
Можно сделать вывод, что изменения в N 209-ФЗ отменяют необходимость подачи специальных заявлений для присвоения статуса СМП. Соответственно, наличие ООО в едином реестре является подтверждением его статуса СМП. Понятие "продление статуса" при этом в законодательстве отсутствует.
Проверить, включено ли ООО в единый реестр в текущем периоде, возможно благодаря тому, что сведения из реестра должны быть общедоступны в сети Интернет (на сайте www.nalog.ru). Сведения обновляются 10-го числа каждого месяца и сохраняются в течение пяти лет с момента каждого обновления.
Порядок внесения в единый реестр (исключения из единого реестра) сведений зависит от их вида ( Закона N 209-ФЗ):
- общие сведения, имеющиеся у налогового органа, - ежегодно 10 августа текущего календарного года по состоянию на 1 июля текущего календарного года;
- сведения о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также о прекращении ими деятельности - 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
- изменения содержащихся сведений - 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- исключение сведений в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели перестали отвечать установленным критериям, - 10 августа текущего календарного года.
Поскольку ООО уже включено в единый реестр, исключить его (например по причине невыполнения установленных критериев или непредставления в налоговые органы отчетности за 2016 год) могут не ранее 10 августа 2017 года.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РКА Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.