Защита жилищных прав детей сирот важный фактор. Жилищные права несовершеннолетних детей и их защита

Право на жилище гарантировано ст. 40 Конституции РФ, и его реаль­ное обеспечение является важной задачей социальной политики не только по отношению к взрослому населению, но и по отношению к детям, нуж­дающимся в благополучных бытовых условиях.

Право ребенка на жилище обеспечивается различными способами: предоставлением жилого помещения в домах государственного и муници­пального жилищных фондов на условиях социального найма или аренды (найма), в домах иных жилищных фондов на условиях аренды (найма), а также путем приобретения жилья в собственность по сделкам и иным ос­нованиям.

Жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ и состоит из Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г.

№ 188-ФЗ; в соответствии с ним других федеральных законов, изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правитель­ства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнитель­ной власти, принятых законов и иных нормативных актов субъектов РФ; нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Наиболее значимыми в сфере жилищных правоотношений, каса­ющихся несовершеннолетних, являются:

Нормы гражданского и семейного права РФ;

Закон РФ от 21 декабря 1996 г. Ха 159-ФЗ «О дополнительных га­рантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей»;

Письма Минобразования РФ от 20 февраля 1995 г. Ха 09-М «О за­щите жилищных прав несовершеннолетних детей» йот 9июня 1999г. Ха 244/26-5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовер­шеннолетних» и др.

Самостоятельно приобретать, осуществлять жилищные права и нес­ти обязанности несовершеннолетний может только в связи с вступлением в брак или в порядке эмансипации. В иных случаях по жилищным спорам интересы детей в суде защищают их родители или лица, их заменяющие, а также при необходимости интересы несовершеннолетних представляют органы опеки и попечительства и прокурор.

Жилищное и гражданское законодательство содержит специальные правила, регулирующие право ребенка на жилище.

Согласно п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по дого­ворам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, остав­шимся без попечения родителей; лицам из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образо­вательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Во-

оружейных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях соци­ального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечитель­ства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми по­мещениями вне очереди. Такая льгота действует в том случае, если инди­видуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возмож­ность ведения им самостоятельного образа жизни (ст. 17 Закона РФ «О со­циальной защите инвалидов в РФ»).

При вселении ребенка в жилое помещение не требуется согласия наймодателя, нанимателя, а также граждан, постоянно проживающих в жи­лом помещении.

Вселение несовершеннолетних лиц в жилое помещение допускается без учета требований законодательства о норме жилой площа­ди на одного человека (ст. 679 ГК РФ, ст. 70 ЖК РФ).

Согласно ст. 69 ЖК РФ, регулирующей права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, де­ти относятся к членам семьи нанимателя и имеют равные с нанимателем права и обязанности. К недееспособным детям требование о солидарной с нанимателем ответственности по обязательствам, вытекающим из дого­вора социального найма, не относится.

Ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены ро­дительских прав или ограничены в родительских правах, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым поме­щением (ст. 71,74 СК РФ).

Закон «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусматривает, что несовершеннолетние могут приобретать занимаемое жилое помещение в собственность (совместную, долевую) наряду с другими лицами, прожи­вающими в этом жилом помещении.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно дети в воз­расте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей, усыновителей, опекунов с предварительного согласия органов опеки и по­печительства.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовер­шеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия законных представителей и органов опеки и попе­чительства.

Если ребенок находится в детском доме или ином воспитательном учреждении, администрация учреждения, родители, усыновители либо опекун над его имуществом обязаны в течение шести месяцев со дня поме­щения несовершеннолетнего в указанное учреждение оформить договор передачи жилого помещения в его собственность.

С принятием нового Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. сложилась ситуация, при которой в соответствии с ч. 5 ст. 31 ЖК РФ после развода родителей детей стали выселять из квартир. Это происходит в свя­зи с продажей квартиры ее собственником, несмотря на то, что ч. 4 ст. 31 ЖК РФ и ст. 292 ГК РФ позволяют суду сохранять право пользо­вания квартирой за бывшими несовершеннолетними членами семьи на длительный срок или обязать собственника обеспечить свою бывшую семью другим жильем.

Конституционное право несовершеннолетних на жилище грубейшим образом нарушается в связи с законодательно допущенной возможностью такого нарушения (в ч. 5 ст. 31 ЖК РФ).

Государственная дума РФ рассмотрела в первом чтении необходи­мые поправки к ЖК РФ, но окончательного решения пока не принято и де­тей продолжают выселять из жилища.

Защита жилищных прав несовершеннолетних детей согласно ст. 11 ЖК РФ осуществляется судом в соответствии с подведомствен­ностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Защита жилищных прав в административном порядке осуществляет­ся только в случаях, предусмотренных ЖК РФ и другими федеральными законами. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде.

Законодательная защита права несовершеннолетних на жилище тре­бует дальнейшего совершенствования и необходимого финансирования.

Оставаясь без правовой защиты в сфере жилищных правоотношений, несовершеннолетние пополняют ряды не только бездомных, но и преступ­ников, что обходится обществу и государству слишком дорого, учитывая ущерб от преступлений и расходы на содержание несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы.

И.А. НЕСМЕЯНОВА,

соискатель кафедры гражданского права Финансового университета при Правительстве РФ

Статья посвящена путям и способам защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В статье уделено внимание судебной и административной защите жилищных прав, ответственности уполномоченных лиц за неисполнение обязанностей по защите жилищных прав несовершеннолетних.

Ключевые слова: дети-сироты дети, оставшиеся без попечения родителей, защита жилищных прав, судебная защита, административная защита, органы опеки и попечительства, сохранение и предоставление жилых помещений

Protection of housing rights of orphaned children and children without parental care

The article is devoted to ways and means to protect the housing rights of orphans and children left without parental care. The Article paid attention to judicial and administrative protection of housing rights, responsibilities of authorized persons for breach of duty to protect the housing rights of minors

Keywords: children orphaned children left without parental care, protection of housing rights, judicial protection, administrative protection, guardianship and custody, preservation and provision of accommodation.

Проблема юридических гарантий конституционных прав и свобод граждан - это прежде всего проблема их охраны и защиты в текущем законодательстве. Нормы Конституции РФ определяют особое место человека в системе конституционных отношений, выдвигают защиту его прав и интересов в качестве принципа, действующего в обществе и государстве . Защита прав и свобод человека - третья обязанность государства после признания и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

В сравнении с понятием «охрана» понятие «защита» более узкое, оно является составляющей понятия «охрана», которое включает в себя регулятивные механизмы обеспечения семейных прав. Права и интересы охраняются постоянно, а защищаются только тогда, когда нарушаются.

Особая роль в их юридической защите отводится правосудию. Имеются и другие способы осуществления защиты нарушенных прав и свобод человека.

Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относится конституционно-судебный механизм (конституционный суд); судебная защита (суды общей юрисдикции); административные действия органов исполнительной власти; законная самозащита человеком своих прав; международно-правовой механизм.

Способы защиты прав различны и указаны в ст. 12 ГК РФ. Можно выделить и способы защиты имущественных прав несовершеннолетних, которые могут осуществляться посредством:

Лишения родительских прав (ст. 69 СК РФ),

Отмены усыновления (ст. 140,141 СК РФ),

Взыскания алиментов (ч. 2 ст. 80 СК РФ, ст. 106 СК РФ),

Отступление от начала равенства долей супругов при разделе общего имущества исходя из интересов детей (п. 2 ст. 39 СК РФ),

Признание недействительными соглашений об уплате алиментов,

Неустойка (ч. 2 ст. 115 СК РФ),

Возмещение убытков, не покрытых неустойкой (ч. 2 ст. 115 СК РФ).

Защита жилищных прав осуществляется путем:

1) признания права;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права:

а) устранение причин правонарушения;

б) прекращение нарушений прав;

в) предупредительные меры со стороны уполномоченных органов;

3) признания судом недействующим правового акта, нарушающего права граждан;

4) неприменения судом нормативных правовых актов, не подлежащих применению;

5) прекращения или изменения жилищных правоотношений;

5) применения иных способов (возмещение убытков и взыскание неустойки, признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, компенсация морального вреда, присуждение к исполнению обязанности в натуре).

Согласно ст. 11 ГК РФ и ст. 11.ЖК РФ защита гражданских и жилищных прав осуществляется как судом, так и в административном порядке. В зависимости от правового положения ребенка и целей судебной защиты, можно выделить такие средства судебной защиты как учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, при разрешении отдельных вопросов, связанных с его интересами, а также заключение органа опеки и попечительства.

Согласно Федеральному закону от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры в порядке выполнения надзорных функций вправе требовать от руководителей, других должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления предоставления необходимых документов, материалов, сведений о порядке учета и распределения жилья; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, контроль за деятельностью законных представителей детей и деятельностью органов опеки и попечительства также находятся в компетенции прокуратуры.

Самостоятельное осуществление ребенком права на защиту связано с признанием ребенка полностью дееспособным. Однако законодательством указаны случаи, когда право на защиту в том или ином объеме может осуществляться лицом до 18-летнего возраста.

Один из основополагающих принципов жилищного законодательства - судебная защита жилищных прав. Защита прав в судебном порядке предусмотрена ч. 1 ст.46 Конституции РФ. Судебная защита - конституционное право граждан РФ, в том числе и детей, означающее право на обжалование в суд любых решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Конституция предоставляет каждому право обращаться с жалобой в международные органы по защите прав и свобод человека. Несовершеннолетний вправе самостоятельно обращаться в суд при достижении 14-летнего возраста (Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).

Однако, по мнению И.Л. Черкашиной, в жилищном праве отсутствуют способы защиты конституционного права на жилище, что приводит к противоречивой судебной практике и сложнейшим проблемам исполнения судебных решений, вступивших в законную силу.

Осуществляя защиту семейных прав и интересов ребенка, суд использует семейно-правовые способы в случаях, предусмотренных законодательством, и гражданско-правовые способы. Под судебными способами защиты семейных прав и интересов ребенка Ю.Ф. Беспалов предлагает понимать предусмотренные семейным, а в отдельных случаях и гражданским законодательством и применяемые судом меры государственного принуждения, направленные на принудительную реализацию прав и интересов ребенка: восстановление и признание нарушенных, оспоренных прав, интересов ребенка, устранение угрозы нарушения его прав, действие на виновное лицо.

В отличие от гражданского, семейное законодательство не содержит перечня способов защиты прав граждан, в том числе детей. В ст. 8 СК РФ лишь указывается на то, что защита семейных прав осуществляется способами, предусмотренными СК РФ. Поэтому можно сделать вывод о том, что защита семейных прав ребенка, как и гражданских, осуществляется путем их 1) признания, 2) восстановления и 3) применения мер ответственности к виновным лицам.

Меры ответственности в совокупности с мерами защиты являются санкциями, которые служат гарантией охраны прав и интересов:

Меры защиты. Например, в целях обеспечения охраны имущественных интересов несовершеннолетних при выдаче свидетельства о праве на наследство на имя несовершеннолетнего наследника нотариус сообщает об этом в органы опеки и попечительства по месту жительства наследника (ст. 71 Основ законодательства РФ о нотариате от 01.02.1993) ;

Меры ответственности. Например, отстранение опекуна, попечителя из-за ненадлежащего исполнения своих обязанностей при осуществлении им опеки (попечительства).

Таким образом, под судебной защитой гражданских и семейных прав и интересов ребенка следует понимать осуществляемую в порядке гражданского судопроизводства и основанную на конституционных принципах, принципах гражданского, семейного, гражданского процессуального права, а также моральных принципах деятельности судов, направленную на восстановление (признание) нарушенных (оспоренных) гражданских и семейных прав и интересов ребенка, посредством применения предусмотренных гражданским и семейным законодательством способов защиты.

Вступление России 28 февраля 1996 г. в Совет Европы, подписание Конвенции о защите прав человека и основных свобод ставят перед правотворческими и судебными органами государственной власти России новую задачу: необходимость соответствующих изменений жилищного и гражданского законодательства, а также судебной практики по рассмотрению жилищных споров.

По одному из дел Верховный суд РФ разъяснил, что единство судебной практики - это правильное и единообразное применение судами на всей территории РФ федерального законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел. «Нарушение единства судебной практики и законности» означает, что суд вынес решение не в соответствии с законом или не в соответствии с позицией Верховного суда РФ. Единство судебной практики должно быть закреплено определенным актом (из числа перечисленных в Постановлении Президиума ВС РФ от 23.03.2005 (№ 25-ПВ 04).

Защита жилищных прав в административном порядке, как указывается в п. 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» путем обращения с заявлением или жалобой в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу, являющимся вышестоящим по отношению к лицу, нарушившему право, осуществляется только в случаях, предусмотренных ЖК РФ или другим федеральным законом (ч. 2 ст. 11 ЖК РФ). При этом необходимо учитывать, что право на обращение в суд за защитой жилищных прав сохраняется за лицом и в том случае, когда закон предусматривает административный порядок защиты жилищных прав. В случае несогласия с принятым в административном порядке решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его в судебном порядке.

Административный порядок защиты прав связан с подачей жалоб на действия органов власти и управления, их должностных лиц. Очень часто в административном порядке обжалуются действия, связанные с принятием и снятием с учета граждан, нуждающихся в получении жилья.

Намеренное ухудшение жилищных условий также является действием, отодвигающим постановку граждан на жилищный учет на определенный законом срок. Граждане, которые совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий (ст. 53 ЖК РФ). Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий квалифицируются как изменение жилищных правоотношений.

Рассматривая жилищные вопросы детей, включенных в планы обеспечения жилой площадью, обращают на себя внимание факты отчуждения жилых помещений, находящихся в собственности по различным основаниям, самими детьми по достижения ими совершеннолетия, распоряжения жильем их законных представителей. Все это приводит к утрате детьми имеющихся жилых помещений, что можно как раз и определить термином - намеренное ухудшение жилищных условий. Нередки случаи регистрации данными лицами после достижения ими совершеннолетия своих родственников (часто иногородних) в закрепленные за ними жилые помещения, что приводит к уменьшению площади пользования жилым помещением и обращению с просьбой предоставить отдельное жилье. Однако, при решении вопросов об обеспечении жилыми помещениями рассматриваемой категории граждан (лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), как правило, данные факты во внимание не принимаются.

Можно привести различные примеры неисполнения органами опеки и попечительства своих обязанностей.

Так, например:

1. В., 23.01.1989 г.р., является воспитанником сиротского учреждения. Решением Х. межмуниципального суда г. Москвы от 10.10.1997 сделки с квартирами, в которых проживали В. и его сестры, признаны недействительными, указанные в решении суда лица должны предоставить В. и сестрам жилую площадь не менее 33 кв.м либо должна быть взыскана в пользу органа опеки и попечительства для приобретения жилой площади для детей денежная сумма в размере 62 066 400 руб.

По данным, изложенным в решении данного суда от 17.01.2003, указанная сумма на приобретение жилой площади была выплачена и находится на счете судебного пристава-исполнителя, однако Управа района Х деньги не получила и от приобретения жилой площади на детей устранилась.

Постановлением руководителя муниципалитета ВМО Х. за В. сохранено право на однократное получение жилья в Москве по достижении совершеннолетия.

2. Р. 29.11.1991 г.р., уроженка г. Москвы, была выявлена с составлением Акта о доставлении подкинутого ребенка в 1995 году в Калужской обл. Родители были лишены родительских прав в 2004 году судом Калужской области. С 1995 года Р. находилась в сиротских учреждениях Калужской области. Была зарегистрирована по месту жительства в Калужской области.

Согласно тексту решения Х. суда г. Москвы от 24.12.2004 в иске школы-интерната Калужской области к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о предоставлении жилой площади Р. отказано. Согласно распоряжению руководителя муниципалитета ВМО Х. г. Москвы от 27.04.2005 рассмотрено обращение и документы, представленные администрацией школы-интерната Калужской области о направлении Р., уроженки г. Москвы, не имеющей регистрации в Москве, на полное государственное обеспечение; решено просьбу удовлетворить. Р. направлена в государственное учреждение на полное государственное обеспечение с закреплением права на получение жилой площади в Москве по окончании пребывания в государственном учреждении.

В первом случае нарушение заключается в неисполнении решения суда, повлекшем потерю детьми жилья и, как следствие, - затраты города на приобретение нескольких квартир для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Во втором случае руководитель муниципалитета дал согласие на устройство в сиротское учреждение города Москвы ребенка, имеющего закрепленное жилое помещение в другом населенном пункте (Калужская область), с целью получения ребенком по достижении совершеннолетия жилого помещения в городе Москве.

В своей работе О.А. Федорова подняла важную и крайне актуальную проблему ответственности уполномоченных лиц за неисполнение своих обязанностей. В частности, она указала на один из аспектов этой проблемы - использование жилых помещений, принадлежащих детям.

Решить эту проблему можно лишь путем разработки четкого механизма заключения соответствующих договоров и установления санкций за виновное бездействие лиц, обязанных принимать меры по использованию таких помещений.

По мнению О.А. Федоровой, необходимо затронуть вопрос об ответственности законных представителей и органов опеки и попечительства за невыполнение обязанностей по использованию жилых помещений. На данный момент закон не предусматривает никаких санкций за подобное бездействие. В таком случае могут применяться общие правила гражданско-правовой ответственности. Ребенок, достигший совершеннолетия, может обратиться в суд с иском к своим бывшим законным представителям и к органам опеки и попечительства о взыскании убытков в форме реального ущерба (ухудшение состояния жилого помещения и накопившейся задолженности по квартплате либо налогу на имущество), а также упущенной выгоды (неполучение дохода от использования помещения). В случае установления вины суд должен привлечь и тех и других (законных представителей и органы опеки и попечительства) к солидарной ответственности как совместных причинителей вреда.

Законодательством предусмотрен ряд норм, возлагающих защиту жилищных прав несовершеннолетних на органы опеки и попечительства. В качестве примера можно привести норму, согласно которой снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства (Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ; Закон Москвы от 30.11.2005 № 61).

В пункте 7 ст. 13 Закон Москвы от 30.11.2005 № 61указывается, что органы опеки и попечительства по месту нахождения жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, совместно с органами опеки и попечительства по месту выявления и первичного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их законными представителями осуществляют контроль за такими помещениями и обеспечивают их сохранность в соответствии с санитарными и техническими требованиями.

Также п. 9 ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 № 61 на органы опеки и попечительства города Москвы возлагает обязанность при предъявлении иска о лишении родителей родительских прав или при решении вопроса о возвращении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилые помещения, откуда они были направлены в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или на воспитание в семью, рассматривать вопрос о предъявлении иска о выселении родителей, лишенных родительских прав, из занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений, если их совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, невозможно.

Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» содержит главу 5 «Ответственность опекунов, попечителей и органов опеки и попечительства», в которой рассматривается ответственность органов опеки и попечительства за вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта органа опеки и попечительства (ст. 28), ответственность органов опеки и попечительства за надзор за деятельностью опекунов и попечителей (ст. 24). При этом надзор заключается в проверке условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

Поскольку органами опеки и попечительства могут быть исключительно органы государственной власти субъектов Федерации, к такого рода ситуациям подлежит применению ст. 1068 ГК РФ. Условиями наступления ответственности, предусмотренной ст. 28 Закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ, являются: наличие вреда, причиненного имуществу или личности подопечного (в том числе морального вреда); противоправность действий или бездействия органа опеки и попечительства, выразившаяся в незаконности таких действий (бездействия), в том числе в нарушении прав и охраняемых законом интересов подопечного; причинно-следственная связь между действиями или бездействием органа опеки и попечительства и наступившим вредом; вина органа опеки и попечительства.

Под понятием «должностные лица» следует понимать государственных или муниципальных служащих органов опеки и попечительства, имеющих правомочия в силу должностного положения совершать юридически значимые действия. Вред подопечному возмещается, только если действия или бездействие органов власти и должностных лиц носят незаконный характер. Незаконный характер приобретают действия, выходящие за пределы компетенции или должностных полномочий органов и должностных лиц, или же бездействие в случаях, когда соответствующие органы должны иметь активную позицию и не отказываться от осуществления своих прямых обязанностей.

В Приложении к Постановлению Правительства Москвы от 02.10.2007 № 854-ПП есть указание на такую обязанность органов опеки и попечительства, как «закрепление права ребенка на жилое помещение» (п.2.1.).

В нем говорится, что при направлении ребенка на воспитание в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаче его в приемную семью, опекуну или попечителю орган опеки и попечительства в городе Москве распорядительным документом закрепляет право ребенка на жилое помещение путем:

Сохранения за ребенком жилого помещения по месту жительства до помещения его в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью, к опекуну или попечителю;

Предоставления ребенку жилого помещения по окончании его пребывания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье, у опекуна или попечителя.

В случае направления ребенка на воспитание в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передачи его в приемную семью, опекуну или попечителю при условии, что ранее он проживал в городе Москве, а в момент выявления как оставшегося без попечения родителей утратил имевшееся жилое помещение вследствие его продажи или иной сделки, произведенной родителями или иными лицами, органы опеки и попечительства или законный представитель ребенка обязаны обратиться в судебные органы с иском о признании сделки недействительной (п. 2.2. Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 02.10.2007 № 854-ПП).

Несмотря на отсутствие в современном российском законодательстве института родительской власти, отношения между родителями и детьми нельзя охарактеризовать как отношения равных субъектов права. Для защиты имущественных прав несовершеннолетнего от нарушений, в том числе со стороны родителей, особенно в случаях, когда имущественные интересы родителей и детей не совпадают, необходимы императивные нормы материально-правового и процедурного характера, механизм действия которых надежно охранял бы права несовершеннолетнего.

Законодательством предусмотрены такие меры, как выселение граждан, лишенных родительских прав, из жилых помещений, без предоставления других жилых помещений, если совместное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным (ч. 2 ст. 91 ЖК РФ).

Такого же мнения придерживается и Т.П. Евдокимова, указывая, что в семейном законодательстве предусмотрена норма о выселении родителей, лишенных родительских прав, что не только уместно, но и необходимо в целях создания нормальной обстановки для жизни и воспитания детей в тех случаях, когда после решения суда о лишении родительских прав они остаются проживать на прежней жилой площади с родителем, лишенным родительских прав.

Рассматривая вопрос целесообразности дальнейшего совместного проживания родителей, лишенных родительских прав, и ребенка Ю.Г. Долгов также считает, что ради соблюдения интересов несовершеннолетнего целесообразно выселять родителя без предоставления ему жилого помещения.

В то же время, по мнению А.Н. Петрова, анализ правовых норм (статьи 91, 92 ЖК РФ) позволяет сделать вывод о том, что жилищным законодательством не предусмотрено выселение из общежития родителя, лишенного родительских прав, чье совместное проживание с ребенком признано судом невозможным. Положения Жилищного кодекса РФ в части выселения без предоставления другого жилого помещения распространяются только на граждан, занимающих жилые помещения по договору социального найма.

В отличие от лишения родительских прав ограничение родительских прав, как правило, применяется к родителям, которые хотят, но не могут по состоянию здоровья в полной мере осуществлять родительских функции. Ограничение родителей в родительских правах можно отнести к административной защите прав ребенка, однако, как справедливо замечает Ю.Г. Долгов, правовая связь между ребенком и родителем, ограниченным в родительских правах, полностью не прерывается, что соответствует имущественным интересам как ребенка, так и родителя.

Ограничение правоспособности означает ограничение лица в праве иметь какие-либо права в принципе. Предусмотренное ст. 77 СК РФ отобрание ребенка, производимое органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, является средством защиты детей, охраны их интересов.

Ограничение же дееспособности связано с ограничением субъекта осуществлять принадлежащие ему права своими собственными действиями. Поэтому текст ч. 2 ст. 64 СК РФ наводит на мысль, что Семейный кодекс РФ, по мнению А.М. Нечаевой, предусматривает не что иное как ограничение родительских прав, но в административном порядке. Однако оно возможно по правилам ст. 73 СК РФ, допускающим ограничение родительских прав только в судебном порядке с обязательным отобранием ребенка у родителей, о чем ч. 2 ст. 64 СК РФ ничего не говорит. Поэтому данная правовая норма не имеет практического применения.

Контроль за деятельностью доверительных управляющих также возлагается на органы опеки и попечительства; он может осуществляться напрямую, а в случае необходимости - через опекуна (попечителя). В целях осуществления этого контроля в договоре фиксируется порядок и сроки предоставления доверительным управляющим отчета органам опеки и попечительства. Это усиливает степень контроля над управляющим. При назначении управляющего на некоммерческой основе он фактически выступает как хранитель и его действия тем же договором могут быть ограничены только рамками должной заботы об имуществе.

Проявлением социальной политики государства является так называемая «административная опека».

Упоминание об административной опеке имеется у Д.Н. Бахраха, под которой он понимает систему государственной помощи, непосредственно не связанной с трудом, службой лиц, которым она предоставляется. При этом различается административная опека и гражданско-правовая. «Гражданско-правовая опека» состоит в осуществлении юридической поддержки и заботы о воспитании, содержании подопечного и осуществляется физическим лицом - опекуном.

«Административная опека» как понятие и правовой институт является частью административного права. Административная опека включает материальную и иную помощь, которая оказывается государством через его органы и регламентируется административным правом. Административная опека осуществляется только над лицами, которые лишены возможности самостоятельно реализовывать свои права, и их права нуждаются в особой защите со стороны органов государственного управления. Организация и осуществление административной опеки должны связываться с правовым положением, а не с физическим состоянием субъекта - физического лица. Д.Н. Бахрах говорит об административной опеке в отношении двух категорий лиц: слабых по демографическому признаку (сироты, одинокие матери, инвалиды, члены многодетной семьи и др.) и жертв экстремальных ситуаций (безработные, беженцы, ликвидаторы и др.), то есть они являются субъектами отношений, возникающих в сфере социальной защиты и, соответственно, адресатами социальных пособий и льгот.

Таким образом, в зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства.

В области международно-правовой защиты прав человека одним из основополагающих международных документов в этой области является европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, подписанная в Риме 05.11.1950 государствами - членами Совета Европы. Европейский суд по правам человека рассматривает жалобы на нарушения прав и свобод, предусмотренных Конвенцией, в государствах - участниках Совета Европы.

Библиография

1 Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе. / Под ред. Л.Д. Воеводина - М., 1987. С. 42.

2 Нудненко Л.А., Хаманева Н.Ю. Новый закон об обращениях граждан: достоинства и недостатки. // Государство и право. № 3. 2007. С. 5.

3 Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. 2-е изд. / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - М., 2006. С. 108.

4 Фаршатов И.А. Комментарий к Жилищному кодексу РФ // КонсультантПлюс.

5 Беспалов Ю.Ф. Судебная защита прав ребенка: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1997. С. 48.

6 Черкашина И.Л. Проблемы судебной защиты конституционного права на жилище граждан Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - 2004. С. 4.

7 Беспалов Ю.Ф. Указ. раб. С.40-41.

8 Там же. С. 42.

9 Савельева Н.М. Правовое положение ребенка в Российской Федерации: гражданско-правовые и семейно-правовые аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук.- Белгород, 2004. С. 153.

10 Долгов Ю.Г. Охраняемые законом интересы супругов, родителей и несовершеннолетних детей в семейном праве Российской Федерации.: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. С. 130.

11 Медицинское право. Учебное пособие. -М.: Элит, 2006. С. 365.

12 Терехова Л.А. Споры вокруг статьи 389 ГПК РФ. // Российская юстиция. 2007. № 2. С. 52.

13 Федорова О.А. Охрана жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей: Дис. ... канд. юрид. наук. - СПб, 2003. С. 66.

14 Там же. С. 74-75.

15 Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об опеке и попечительстве». 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. П.В. Крашенинникова. - М.: Статут, 2010.

16 Комментарий к Федеральному закону от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (постатейный) / О.В. Кузнецова, Т.Г. Пивоварова. // КонсультантПлюс

17 Медицинское право. Учебное пособие. - М.: Элит, 2006. С. 339.

18 Евдокимова Т.П. Судебные споры о детях: Дис. ... юрид. наук. - М, 1977. С.112.

19 Долгов Ю.Г. Охраняемые законом интересы супругов, родителей и несовершеннолетних детей в семейном праве Российской Федерации: Дис. ... юрид наук. - М., 2004. С. 149.

20 Петров А.Н. О порядке применения норм Жилищного кодекса РФ о выселении. // Жилищное право. 2007. № 1. С. 31.

21 Долгов Ю.Г. ОУказ. раб. С.1 52.

22 Евдокимова Т.П. Указ. раб. С. 118.

23 Федорова О.А. Охрана жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей. Дис. ... юрид. нак. - СПб, 2003. С. 155.

24 Нечаева А.М. Семейному кодексу РФ - 10 лет. // Государство и право. 2006. № 4. С. 67.

25 Томилов А.Ю. Защита прав и интересов несовершеннолетних лиц, находящихся под опекой и попечительством Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2001. С. 118.

26 Административное право России: Учебник. -М., 2000. С. 80.

27 Томилов А.Ю. Указ. раб. С. 103.

28 Там же. С. 105.

29 Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. 2-е изд. / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина - М., 2006. С. 113-114.

Сразу после рождения человек наделяется государством определенным перечнем прав. Однако ввиду малолетнего возраста он нуждается в особой заботе и охране. Надлежащая защита детских прав – обязанность самых близких его людей.

Семейный кодекс устанавливает обязанность родителей/усыновителей, опекунов (законных представителей) проживать совместно с малолетними (возраст от 0 до 13) детьми. Дом малыша там, где живут его папа и мама.

Однако это не значит, что несовершеннолетний становится собственником квартиры. Право безвозмездного проживания основывается на фактическом предоставлении ребенку жилья.

Важно! Если мама или папа малыша перестают быть членами семьи хозяина квартиры или нанимателя, они теряют право на безвозмездное проживание на данной жилплощади.

Пример: Оксана и Евгений зарегистрировали брак. При этом у жены была дочь Ирина от первого мужа. Е. прописал их в квартире, собственником которой он являлся. Спустя 2 года, Ирина родила сына Максима и также прописала его в доме отчима. Через год Оксана и Евгений расторгли брак. Ирина и Максим больше не являются членами семьи Е., и могут быть выписаны с занимаемой жилплощади в судебном порядке без согласия молодой мамы.

Гражданин, прописанный в квартире собственника, может зарегистрировать в ней своего ребенка без согласия владельца. После чего, закон запрещает выписать только несовершеннолетнего.

Если они остаются зарегистрированными в квартире, выселение возможно только в судебном порядке.

При заключении договора найма жилого помещения на имя родителя, малыш приобретает право проживания в квартире на основании фактического предоставления. При этом не имеет значения, вписан он в договор, или нет.

Несовершеннолетний, достигший 14 лет, может проживать отдельно от родителей или усыновителей.

Например, у бабушки или других родственников. Мнение мамы и папы решающего значения не имеет.

Лишение родительских прав не влияет на возможность несовершеннолетнего проживать на жилплощади отца и матери.

Подопечный получает право жить отдельно от опекуна по достижению 16 лет, с разрешения органа опеки и попечительства на раздельное проживание с законным представителем.

Подведем итоги:

  • жилищные права детей основываются на аналогичных правах родителей;
  • приобретая возможность проживания, малыш не становится собственником квартиры мамы, папы или усыновителей;
  • родители/усыновители не имеют подобных прав на дома детей.

Правовая база

Жилищные права несовершеннолетних гарантированы Конституцией Российской Федерации и регулируются Гражданским, Семейным, Жилищным кодексами РФ.

Большое значение в решении вопросов, связанных с жилищными правами детей, имеет судебная практика. Каждый спорный случай должен быть рассмотрен индивидуально, с учетом всех обстоятельств дела.

Ребенок не является собственником квартиры

Жилищные права несовершеннолетних, которые не являются собственниками жилья, производны от прав законных представителей. При этом если дитя имеет двух родителей, опекунов или усыновителей, он обладает правом проживания в жилом помещении каждого из них.

Закон предусматривает назначение 2 опекунов в исключительном случае. При этом органы опеки должны распределить ответственность за соблюдение прав подопечного между ними. Отдельно может быть оговорено, с кем из них малыш будет жить. Однако право на проживание в квартире другого опекуна возникает в любом случае.

Важно! Если в жилом помещении зарегистрирован только ребенок, например, родители/усыновители умерли, это не является основанием для прекращения его жилищных прав.

Право на проживание в квартире мамы и папы сохраняется до:

  • совершеннолетия;
  • переезда родителей по другому адресу и смены регистрации (если они не имеют права собственности на данную жилплощадь);
  • продажи квартиры (если они являются собственниками).

Законный представитель обязан прописать малыша на своей жилплощади в течение месяца после:

  • получения свидетельства об усыновлении;
  • вынесения постановления о назначении опекуна;
  • рождения.

Право на проживание в квартире опекуна сохраняется до окончания срока действия приказа о передаче на попечение.

Развод родителей

Развод родителей не влечет за собой прекращения прав ребенка на жилье. Если родители или усыновители живут раздельно, несовершеннолетний приобретает право проживания в квартирах по месту их жительства. При этом фактическое вселение не требуется.

В ситуации, когда законные представители не могут самостоятельно определить, с кем будет жить малыш, данный вопрос решается в судебном порядке.

Если жилье в собственности малыша

Несовершеннолетний может быть хозяином как всего жилого помещения, так и его части. Как и совершеннолетний гражданин, малыш имеет право принимать в дар, наследовать и покупать недвижимость.

Единственным отличием будет обязательное представление его интересов опекунами, родителями или усыновителями.

Несовершеннолетний гражданин не может полностью осуществлять права собственности на жилплощадь (владеть, пользоваться, распоряжаться). В зависимости от возраста, объем прав изменяется.

От 0 до 13 лет

  • малыш может владеть и пользоваться квартирой;
  • обязанность по оплате коммунальных услуг возложена на собственника, но ее исполнение – на законных представителей;
  • распоряжение имуществом возможно без учета мнения малыша, но с согласия районного отдела опеки.

От 14 до 18 лет

  • несовершеннолетний может владеть и пользоваться жилплощадью;
  • распоряжение квартирой возможно с согласия законного представителя и отдела опеки;
  • мнение ребенка учитывается при сдаче жилья внаем, регистрации граждан и других способах использования помещения.

Защита жилищных прав несовершеннолетних является обязанностью законных представителей. Если малыш является собственником или имеет долю в квартире, родитель должен:

Важно! Список документации и форма заявления могут меняться в зависимости от региона.

Для получения разрешения районного отдела опеки на продажу жилья, необходимо представить:

  • правоустанавливающие на квартиру;
  • согласие несовершеннолетнего на совершение сделки, если он старше 14 лет;
  • информация о регистрации малыша;
  • об отсутствии задолженности по оплате за коммунальные услуги;
  • предварительный договор;
  • удостоверяющие личность ребенка;
  • удостоверяющие личность и полномочия законного представителя;
  • заявление.

Результатом рассмотрения представленной документации будет разрешение на сделку, или отказ в ее совершении. При получении отрицательного ответа, документ можно обжаловать через суд.

При получении разрешения на совершение сделки нужно открыть счет в банке на имя ребенка. Денежные средства от продажи необходимо перевести на него. Родитель должен отчитаться о поступлении денег перед органом опеки.

Важно! Расходование денег с данного счета возможно с разрешения опеки и только на покупку жилья. Таким образом, закон защищает имущественные права кровных и подопечных детей.

При оплате со счета малыша части приобретаемой квартиры, родитель обязан выделить долю ребенку. Ее размер не может быть меньше, чем был в проданном жилом помещении.

Продажа жилого помещения, принадлежащего подопечному, возможна только в особых случаях с разрешения муниципального отдела опеки. Гражданин должен представить веские основания для совершения сделки. В представленном заявлении необходимо подробно расписать причины продажи и подтвердить их документально.

Кто обеспечивает защиту

Обязанность защищать право на жилье ребенка возложена одновременно на:

  • законных представителей;
  • нотариуса;
  • орган опеки;
  • прокуратуру;

Государство предусматривает обязанность законных представителей принимать все возможные меры для защиты прав детей на жилое помещение. Поэтому родители охраняют интересы малыша при осуществлении их прав.

Они должны обеспечивать сохранность квартиры, оплату коммунальных счетов, своевременную регистрацию ребенка.

Большинство документов относительно прав несовершеннолетних на жилплощадь подлежат заверке у нотариуса. Например, договор продажи, обременение при использовании материнского капитала.

Для защиты несовершеннолетних от недобросовестных действий родителей, определены некоторые ограничения. Получение разрешения из отдела опеки необходимо в следующих ситуациях:

  • продажа квартиры, которая полностью или частично принадлежит малышу;
  • снятие с регистрационного учета детей-сирот, находящихся под опекой, при продаже жилья законного представителя;
  • сдача внаем или передача в пользование жилого помещения подопечного.

Кроме того, дополнительный контроль осуществляется:

  • при предоставлении доли в приобретаемом жилье, если квартира куплена за средства ребенка или взамен проданной;
  • при выделении доли жилья в собственность малышу при приобретении его за средства маткапитала;
  • при обеспечении сохранности квартиры на период нахождения малыша в детском доме или под опекой.

Особое внимание к вопросам, связанным с жилищными правами несовершеннолетних, проявляет прокуратура. При нарушении прав ребенка на квартиру, они могут оказать содействие в решении вопроса, инициировать судебное разбирательство или вынести предписание о привлечении виновных к ответственности.

Из-за того, что вопросы относительно жилья несовершеннолетних очень индивидуальны, часто они подлежат решению в судебном порядке. Суд принимает все возможные меры по защите полномочий несовершеннолетних. Например, может сохранить право пользование квартирой за ребенком, даже если в ней не зарегистрированы его родители.

Осуществление жилищных прав малышей отличается от прав взрослого дееспособного гражданина. Законодательство предусматривает многоуровневый комплекс мер для обеспечения защиты детей.

Одним из важнейших элементов социальной функции любого современного государства является забота о малообеспеченных слоях населения, сиротах и т.д. Многочисленные нормы международного и российского права, провозглашая человека высшей ценностью государства, подчеркивают необходимость поддержки и защиты детей, оставшихся без попечения родителей.

Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи.

В случае утраты ребенком попечения со стороны родителей должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в п. 1 ст. 121 СК РФ, как предусмотрено в п. 1 ст. 122 СК РФ, «обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей». Данное положение рассчитано на сознательность граждан и должностных лиц и отвечает нормам морали.

К таким должностным лицам относятся руководители образовательных, лечебных учреждений, работники органов внутренних дел, куда поступила информация о ребенке, другие лица, в частности инспекторы комиссий по делам несовершеннолетних.

Правовое положение комиссий по делам несовершеннолетних и обязанности их должностных лиц определяются Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

В настоящее время комиссия по делам несовершеннолетних не вправе диктовать органу опеки и попечительства, какую конкретную форму устройства необходимо применить в отношении того или иного ребенка, поскольку правом выбора обладает сам орган (ч. 2 п. 1 ст. 121 СК РФ).

СК РФ (ч. 3 п. 1 ст. 121) запрещает осуществление деятельности по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, любым юридическим или физическим лицам, кроме органов опеки и попечительства. Законодательство РФ предусматривает различные виды ответственности за нарушение этого правила. Согласно ст. 5.37 КоАП «...незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей». Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [от 30.12.2001 г., в ред. от 19.05.2013 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1. Ст. 1; 2013. № 19. Ст. 2318.

Более того, незаконная деятельность, связанная с устройством несовершеннолетних, может быть уголовно наказуемой. «Незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, - наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев». Уголовный кодекс Российской Федерации [от 13.06.1996 г., в ред. от 05.04.2013 г.] // Собр.законодательства Рос. Федерации. 1996. №25. Ст.2954. 2013. №14. Ст. 1667.

Названные меры вполне оправданы и справедливы. Однако нельзя полагать, что забота о выявлении нуждающихся в помощи детей должна быть возложена только на органы опеки и попечительства.

Следует отметить, что обязанность должностных лиц учреждений и граждан РФ по информированию органов опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей, предусматривалась и ранее действовавшим законодательством. Кодекс о браке и семье РСФСР [от 30.07.1969 г., в ред. от 07.03.1995 г.] // Ведомости ВС РСФСР. 1969. №32. Ст. 1397. 1995. №11. Ст.939. Однако, как и прежде, данная обязанность не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении должностных лиц учреждений за ее неисполнение. При сегодняшнем положении дел в сфере беспризорности уместно предположить, что данное правило не работает. Статья 5.36 КоАП устанавливает административную ответственность только за нарушение сроков подачи в банк данных сведений о ребенке и только для должностных лиц тех учреждений (лечебных, воспитательных и пр.), где находятся дети. Отсутствие в законодательстве мер воздействия по отношению к должностным лицам, не исполняющим указанную обязанность, нельзя считать справедливым. Матвиенко, В.И. Безнадзорность и беспризорность,вместе взятые // Человек и закон. 2003. №3. С. 6 - 7.

Современное состояние детской беспризорности требует особого контроля за информацией о таких детях, который в масштабах государства еще не установлен.

Особенно часто сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, оказываются в органах дознания и предварительного следствия, производящих арест родителей; медицинских учреждениях, которые первыми получают сведения о несчастных случаях и заболеваниях родителей; дошкольных и образовательных учреждениях, которые посещают дети; жилищных органах по месту проживания несовершеннолетних детей и их родителей, органах ЗАГС по месту государственной регистрации смерти родителей несовершеннолетних или их рождения. Так, первоначальные сведения о подкинутых (найденных) детях появляются при государственной регистрации их рождения по заявлению медицинской, воспитательной организации или организации социальной защиты населения, в которую помещен ребенок, органа опеки и попечительства. Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит и при регистрации вынужденных переселенцев. Территориальными органами миграционной службы проводится опрос таких детей с заключением опросного листа, после чего дети передаются органам опеки и попечительства. Инструкция о порядке работы по признанию лиц вынужденными переселенцами., их учёту и переучёту на территории РФ, утв. Приказом Федеральной Миграционной службы России от 31.03.1997 №19 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. №11.

Проведение мероприятий по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, входит также в компетенцию центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, примерное положение о которых разработано в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон [от 24.06.1999 №120, в ред.от 07.05.2013] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. №26. Ст.1377. 2013. №19. Ст.2331.

Исходя из вышеизложенного, представляется оправданным возложение обязанности по выявлению детей, оставшихся без родительского попечения, не только на органы опеки и попечительства, которые в основном только собирают сведения о таких детях, но и на должностных лиц иных учреждений. В связи с этим следовало бы изменить абз. 3 п. 1 ст. 121 СК РФ, запрещающую выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, любым юридическим и физическим лицам, кроме органов опеки и попечительства, уточнив и дополнив ее словами следующего содержания: «Деятельность по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами опеки и попечительства и другими специально уполномоченными должностными лицами. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, другими юридическими и физическими лицами, кроме органов опеки и попечительства, не допускается».

В принятом в 1999 г. Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» был сделан акцент на усиление социозащитного направления. Идеологически это, конечно, правильно, но, к сожалению, оказалось преждевременным, в результате органы внутренних дел практически устранились от профилактики детской безнадзорности, за ними осталась работа лишь с правонарушителями. Вместе с тем именно полиция, на наш взгляд, могла бы сыграть ведущую роль в проблеме выявления детей, оставшихся без попечения родителей.

Имеются недостатки и в деятельности основного звена, координирующего эту работу на местах, - комиссий по делам несовершеннолетних. В ряде регионов они не функционируют вообще.

Статус и полномочия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав долгое время определялись только Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утв. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР [от 03.06.1967 г.] // Ведомости ВС РСФСР. 1967. №23. Ст.536., которое применяется и сейчас в части, не противоречащей действующему законодательству.

Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в ст. 11 была законодательно определена компетенция комиссии, образуемой органами местного самоуправления. Порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий регулировался законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Вместе с тем создавались комиссии при администрациях районного (городского) муниципального образования и при отсутствии законов субъекта РФ, в соответствии со ст. 2, 3, 4 Положения от 3 июня 1967 г. и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, в том числе утверждавшими их персональный состав.

Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления, а значит, и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в районных, городских муниципальных образованиях, не входят в систему органов государственной власти.

До сих пор законодательно не регламентирована их деятельность. Положение о КДН до сих пор датировано 1967 г., где не учтены многие реалии нашего времени.

Следует отметить, что в соответствии с действующим в настоящее время Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы местного самоуправления имеют возможность принимать превентивные меры в отношении детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что, в свою очередь, сможет оказать влияние на снижение числа детей, оставшихся без родительского попечения. Речь прежде всего идет о необходимости выявления, наблюдения и помощи в отношении неблагополучных семей. По наблюдениям специалистов, ребенок в таких семьях «часто живет в условиях социально-психологической депривации, испытывает дефицит эмоциональной поддержки, семья не гарантирует ему защищенность и даже сама подчас наносит непоправимый вред его физическому и психологическому здоровью».

Последствия внутрисемейных противоречий могут быть самыми тяжелыми, вплоть до ухода несовершеннолетнего из дома и превращения его в беспризорника.

Большую роль в создании конфликтной атмосферы в семье играют факторы психологического свойства. В таких ситуациях решающее значение может приобрести помощь семье в устранении факторов, породивших разногласия. Речь идет о помощи, осуществляемой по просьбе самих родителей со стороны государственных органов, компетентных в вопросах воспитания.

Осуществление такой помощи имеет свое правовое основание. Так, согласно п. 2 ст. 65 СК РФ «..родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства». В комментарии к п. 2 ст. 65 по этому поводу говорится: «..органы опеки и попечительства, ознакомившись с конфликтной ситуацией в семье, разъясняют, в чем состоят в данном случае интересы ребенка» Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / под ред. И.М.Кузнецовой. М., 2000. С.225.. К рассмотрению заявления родителей может быть привлечен воспитатель ребенка, его педагог. Советы и рекомендации, которые правомочны дать органы опеки и попечительства, носят преимущественно педагогический характер. Однако потенциальные возможности п. 2 ст. 65 СК РФ практически не используются, что объясняется, во-первых, его нечетким текстом, во-вторых, отсутствием соответствующих положений в Законе РФ «Об образовании», а также в типовых положениях, регулирующих деятельность образовательных учреждений. При этом п. 3 ст. 14 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусматривает обязанности образовательных учреждений не только выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, но и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей.

Помимо органов опеки и попечительства осуществлять защиту прав (в том числе имущественных) вправе и другие органы: прокуратура, суд, служба судебных приставов, а также органы местного самоуправления.

В силу ст. 10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Право обращения прокурора в суд с заявлением предусмотрено и ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ). Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [от 14.11.2002 г., в ред. от 19.05.2013 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. №46. Ст. 4532; 2013. №19. Ст.2326.

Обобщение судебной практики показало, что прокуроры, обращаясь в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с заявлениями в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей вышеуказанной категории, исходили из положений ст.10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из того, что лица, в защиту жилищных прав которых они выступают, являются детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, находятся в тяжелом материальном положении, социально незащищены, что затрудняет их самостоятельное обращение в суд.

На практике оказывается достаточное количество дел, связанных с предоставлением жилых помещений детям-сиротам по договору найма.

К примеру, недавно органы прокуратуры Краснодарского края отчитались по итогам работы в части защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2012 году. Как сообщает пресс-служба краевой прокуратуры, ненадлежащее соблюдение органами опеки и попечительства жилищных прав детей-сирот повлекло увеличение количества нуждающихся в жилье лиц названной категории до четырех тысяч.

В связи с этим органами прокуратуры внесено 59 представлений об устранении нарушений закона, в суды направлено 1032 исковых заявления в интересах жилищных прав детей-сирот и лиц из их числа, о сложившейся проблеме неоднократно информировались руководители администрации Краснодарского края и законодательного собрания края.

Кроме того, судами рассмотрено и удовлетворено 947 исков прокуроров в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате гражданам указанной категории в 2012 году было предоставлено 1622 квартиры, что впервые за многие годы позволит снизить количество состоящих в очереди в качестве нуждающихся в жилье. Отчет прокурора Краснодарского края за 2012 год. URL: http://www.klerk.ru/law/news/306618/ (дата обращения: 11 мая 2013).

В нынешнем, 2013 году проблемы исполнения судебных решений по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обсудили на заседании Общественного совета при Управлении Федеральной службы судебных приставов России по Ивановской области. В ходе заседания было отмечено, что практически во всех субъектах Российской Федерации имеются проблемы с обеспечением детей-сирот жилыми помещениями. И Ивановская область не исключение. В настоящее время более 1000 детей-сирот, достигших совершеннолетия, стоят в очереди на получение жилья. Для решения данной проблемы требуется более 1,1 млрд. рублей.

Всё больше детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обращаются за защитой своего права на жилье в судебные органы и выигрывают дела. Однако после получения судебных решений указанная категория граждан сталкивается с проблемой их исполнения, т.к. должниками в исполнительном производстве выступают органы местного самоуправления, не имеющие специализированного жилищного фонда.

Участники Общественного совета отметили необходимость использования судебными приставами, работающими с исполнительными производствами данной категории, в полной мере полномочий по привлечению руководства органов местного самоуправления к административной и уголовной ответственности за длительное непринятие мер к защите жилищных прав детей.

Органам местного самоуправления при разработке муниципальных долгосрочных целевых программ «Жилище» рекомендовано предусматривать мероприятия по созданию специализированного жилищного фонда в целях обеспечения жильем детей-сирот, проводить систематический мониторинг наличия на территории муниципального образования выморочного и иного имущества для его последующего оформления в муниципальную собственность Протокол заседания Общественного совета при Управлении ФССП России по Ивановской области. URL: http://lenta37.ru/55015 (дата обращения: 11 мая 2013)..

С момента рождения ребенка детей родители или один из них обязаны зарегистрировать его по своему месту жительства, потому что согласно статье 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства детей до 14 лет является место жительство их законных представителей. Для вселения несовершеннолетних детей к их родителям не требуется согласия иных проживающих в жилом помещении лиц. Отделы вселения и регистрационного учета не вправе обязывать родителей получить согласие на вселение детей бабушек, дедушек, теть и дядь.

Несовершеннолетние имеют право на участие в приватизации занимаемых их семьей жилых помещений, причем приватизация жилья, где живут дети от 14 до 18 лет, осуществляется только с их письменного согласия. Кроме того, следует помнить, что дети, участвовавшие в приватизации жилья, после достижения ими совершеннолетия сохраняют право на участие в бесплатной приватизации еще один раз.

Для совершения сделок с приватизированным жильем, в котором проживают несовершеннолетние, требуется согласие органов опеки и попечительства. Такое согласие требуется и тогда, когда дети в жилом помещении не проживают, но сохраняют право пользования им, а также, если они при приватизации имели право на участие в ней.

Рассматривая споры о признании права на жилое помещение, суды руководствуются нормами действующего законодательства и учитывают интересы несовершеннолетних детей, если они являются участниками спорных правоотношений.

Жилищные права детей после развода родителей

Жилищные права детей после расторжения родителей не могут измениться или ухудшиться. Несовершеннолетние, зарегистрированные в квартире одного из родителей, не могут быть сняты с учета без согласия другого родителя. Если родители или один из них не соглашаются с тем, что их ребенок утратил право пользования жильем, а, следовательно, должен быть выписан из жилого помещения, то признать утратившим право пользования жилым помещением за несовершеннолетним можно только на основании решения суда. Данная категория гражданских дел в Санкт-Петербурге не имеет однообразной судебной практики.

Если квартира находиться в собственности родителей, и после расторжения брака произошел раздел квартиры, то в силу статьи 60 Семейного кодекса РФ, детям жилое помещение или часть его не может быть предана в собственность, т.к. они не имеют право на имущество своих родителей и наоборот. Однако дети сохраняют право пользования жилым помещением.

Юрист по семейным делам, работает более 17 лет в области семейного права, опыт работы в органах опеки и попечительства более 10 лет