Особенности социальной защиты и поддержки населения. Социальная защита населения

Социальная поддержка (социальная защита) населения - это комплекс мер, направленных на удовлетворение социальных потребностей человека. Особенно она важна для социально уязвимых категорий граждан: пенсионеров, инвалидов, участников ВОВ, многодетных семей, детей, оставшихся без родителей, работников вредных производств и т. д.

Меры по социальной поддержке населения

Оказание различных услуг, льготы и выплаты нуждающимся составляют основу социальной поддержки. Среди предпринимаемых мер большое значение для населения имеют:

  1. Выплата детских пособий.
  2. Действия, направленные на снижение безработицы.
  3. Установление и повышение минимального размера оплаты труда работникам, а также минимального уровня пенсий и стипендий.
  4. Меры по материальной поддержке многодетных семей.
  5. Усиление контроля за соблюдением прав человека, особенно в отношении уязвимых категорий граждан: детей, пенсионеров, инвалидов и т. д.

Основным инициатором таких действий является государство.

Социальная поддержка населения включает такие меры, как:

  1. Обеспечение гарантий на предоставление бесплатных медицинских услуг.
  2. Обеспечение гарантий на предоставление бесплатных услуг в области образования.
  3. Гарантированную и своевременную выплату пенсий.
  4. Предоставление льгот для определенных категорий граждан.
  5. Социальное обслуживание и предоставление социальных услуг.
  6. Другие меры социальной поддержки населения.

Социальная поддержка включает в себя такие формы, как: социальная помощь, социальное страхование и социальное обеспечение.

Какие категории граждан могут рассчитывать на бесплатную социальную поддержку?

Социальная поддержка населения осуществляется в отношении следующих категорий нуждающихся:

  1. Дети. В основном, это пособия семьям с низким достатком, особенно многодетным, и услуги, направленные на поддержку таких семей и детей.
  2. Многодетные семьи могут также рассчитывать на выдачу удостоверения о многодетности семьи, а также на денежные выплаты, пособия, льготы по оплате ЖКХ и другие.
  3. Ветераны и инвалиды: различные услуги, денежные выплаты.
  4. Героям войны и труда.
  5. Все, кто имеет право на льготы: пенсионеры, учащиеся, работники государственных учреждений и т. д.
  6. Молодые семьи: жилищные программы.
  7. Люди с низким материальным достатком.

Особенности социальной помощи в России

Правительство России разрабатывает проекты по поддержке малоимущих граждан, не способных обеспечить себя своими собственными силами и средствами. Такая поддержка действует для людей любого возраста, пола и места проживания. Для того, чтобы ее получить, требуется наличие российского гражданства и документы, подтверждающие трудную жизненную ситуацию.

Сейчас система социальной поддержки граждан находится в состоянии формирования и постепенно превращается в самостоятельную многопрофильную отрасль государственного хозяйства. Сейчас в ней задействовано примерно 400 000 сотрудников и свыше 16 000 учреждений. Отделения социальной помощи есть почти в каждом городском районе. Такие центры существуют и в некоторых сельских поселках.

Социальная поддержка регулируется как федеральным, так и местным законодательством. Также есть негосударственные фонды социальной поддержки населения, которые функционируют на идейных началах.

Социальное страхование населения

Социальным страхованием называют один из видов социальной защиты населения, главная цель которого - выполнение конституционного права людей на материальную помощь в случае утраты здоровья или трудоспособности, безработицы и других подобных проблем.

Социальное страхование может быть коллективным, государственным или смешанным. В отличие от государственного, коллективное страхование организуется профсоюзами. По времени возникновения оно является более древним, чем государственное.

В России обязательное социальное страхование является одним из инструментов по реализации социальных программ государства. Оно финансируется из внебюджетных фондов социального страхования и других источников. Социальное страхование предусматривает выплаты государственных пособий и пенсий.

Среди пособий наиболее часто используется пособие по временной нетрудоспособности. Основанием для его выплат является выписка, получаемая в медицинском учреждении. Еще одним видом пособий является пособие по беременности и родам. Его размер приравнивается к размеру заработной платы. Также есть пособие по уходу за маленьким ребенком.

Среди других выплат можно выделить пособие по безработице, которое не пользуется популярностью у населения, вследствие чисто символического размера выплаты.

По каким направлением осуществляется поддержка?

В центрах социальной защиты населения любому желающему может быть уделено внимание, а меры помощи будут соответствовать той ситуации, в которой человек оказался. Наиболее часто в такие центры обращаются за помощью, связанной с материнством и детством. Многодетные семьи получают такие виды поддержки, как:

В разных регионах этот список может несколько различаться, поэтому его следует уточнить в региональном отделении по месту проживания.

Определенный вклад в обеспечение реализации программ социальной поддержки вносит департамент труда. Его работники занимаются следующими мероприятиями:

  • отправкой на бесплатное обучение или курсы нуждающихся;
  • поиском места работы для выпускников, инвалидов и простых граждан;
  • работой над созданием дополнительных рабочих мест;
  • выплатами пособий по безработице.

Совсем другой вид государственной поддержки предназначается для пожилых людей и инвалидов. Прежде всего, это различные виды помощи на дому (уборка квартиры, доставка на дом продуктов), либо в условиях стационара. Во втором случае нуждающихся помещают в дома-интернаты, дома престарелых или пансионаты, где бесплатно оказываются различные услуги, в том числе реабилитационные и медицинские.

Дополнительные виды социальной помощи

Дополнительным видом социальной поддержки населения является распространение гуманитарной помощи среди нуждающихся граждан. Такая помощь оказывается частными фондами. Сбор пожертвований ведется среди бизнесменов и обычных граждан на добровольной основе.

Помощь по предоставлению квартиры может быть оказана сиротам после достижения ими 18-летнего возраста. На льготную ипотеку могут претендовать молодые семьи. Для многодетных семей предусмотрено выделение земельной площади под застройку жилья.

Источники финансирования социальной помощи

Финансирование мероприятий по социальной поддержке населения осуществляется по закону №131 («Закон о социальной поддержке»). Социальная помощь является одной из статей российского бюджета. При ее наполнении исходят из следующих затрат:

  • из общей потребности в социальной помощи у населения;
  • из затрат на обслуживание приоритетных направлений соц. расходов;
  • из примерного количества тех, кто получает адресную помощь;
  • из величины предполагаемой инфляции.

Для расчета используют, прежде всего, данные за предшествующий год, по которым определяется эффективность мероприятий. Местные фонды, которые не справляются с задачей социальной поддержки населения, могут обратиться за соответствующей помощью в федеральные органы. Управление расходами на социальную помощь является сложной задачей, решение которой до конца не отрегулировано.

Пособие на погребение

Это денежное пособие выплачивается в качестве компенсации расходов, связанных с похоронами умерших лиц. Размер данной выплаты соответствует величине затрат, связанных с организацией этого дела. Пособие по погребению предусмотрено Федеральным законом «О погребении и похоронном деле», но оно не может превышать 10 минимальных размеров оплаты труда. Условием для выплаты данного пособия является срок не более 6 месяцев со времени смерти.

Средства для выплаты пособия на погребение берутся из Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ, регионального бюджета субъектов РФ.

В 2015 году размер пособия на погребение составлял 5277 рублей.

Для выплаты пособия необходимо предъявить 4 документа: заявление на выплату пособия, справку о смерти, паспорт получателя пособия и документ, указывающий на отсутствие работы у умершего пенсионера.

Фонд социального страхования Российской федерации

Эта организация была создана 1 января 1991 года. В 2016 году бюджет фонда составлял 614,5 млрд руб. (0,78 % от ВВП страны).

Данный фонд выполняет следующие функции:

  • осуществляет выплату пособий по случаю временной нетрудоспособности, пособий, выдаваемых в связи с беременностью и родами, однократного пособия при рождении ребенка и при постановке на учет по случаю беременности;
  • осуществляет выплату пособий, связанных с профессиональными заболеваниями и травмами на производстве: единовременные и ежемесячные выплаты, оплата медицинских услуг и реабилитацию пострадавшего, финансирование мер по профилактике производственных травм и профессиональных заболеваний;
  • предоставление путевок в санатории и курорты, а также компенсацию связанных с этим транспортных расходов для льготных категорий граждан;
  • материальное обеспечение инвалидов специализированной техникой;
  • оплата сертификатов, связанных с родами.

Государственные органы социальной помощи населению

Департамент социальной поддержки населения имеет 2 основных подразделения: пенсионный отдел и отдел по трудовым и социальным вопросам. Также в его состав входит бухгалтерия.

Управление социальной поддержки населения реализует свои задачи и функции на основании «Положения об управлении социальной защитой населения». Городское управление социальной защитой населения - это муниципальный орган в составе администрации города, который подчиняется как непосредственно ей, так и отделу социальной поддержки населения администрации области или края.

Функции городского управления по социальной защите граждан

Перечислим следующие:

  1. Обеспечение реализации гос. политики в области труда, пенсионных выплат, поддержки инвалидов, пенсионеров, семьи и детей, а также функционирования системы социального обслуживания жителей.
  2. Взаимодействие с местными органами власти, внебюджетными государственными фондами, предприятиями, организациями, учреждениями, центрами связи, банками, общественными кооперативами и людьми. Деятельность управления базируется на законах РФ, указах и распоряжениях президента РФ, постановлениях правительства РФ и области (края), глав администрации области (края) и города, постановлениях, приказах и указах вышестоящего органа социальной поддержки и прочих актах.
  3. Создание, трансформация и ликвидация управления осуществляется в соответствии с решением органов местного самоуправления.
  4. Управление финансируется из бюджета города.
  5. Управление числится как юридическое лицо, имеющее свой счет, финансовый баланс, штампы, бланки, печать, собственное имущество и т. д.

Задачи центра социальной поддержки

Центр социальной поддержки населения призван решать следующие задачи:

  1. Разработка прогнозов социально-экономического развития.
  2. Разработка и реализация городских программ в области социальной помощи семьям, малообеспеченным категориям граждан, пожилым и инвалидам.
  3. Реализация законодательства РФ в части социальной поддержки населения.
  4. Организация поддержки ветеранов, детей, матерей, пожилых людей, а также тех, кто попал в тяжелую ситуацию.
  5. Реализация политики государства в части пенсионной реформы и обеспечения бесперебойной выплаты пенсий.
  6. Юридическая защита гражданских прав, а также гос. гарантий и интересов граждан.
  7. Реализация государственных программ в области социально-трудовых отношений.
  8. Решение вопросов, касающихся условий труда и его охраны.

В заключение

Таким образом, социальная поддержка граждан страны является неотъемлемой частью социальной политики, как федеральной, так и региональной. Прежде всего, помощь оказывается таким категориям граждан, как пенсионеры, ветераны, инвалиды, малоимущие, дети, семьи с низким достатком. Для реализации программ социальной помощи созданы специальные отделения - центры социальной поддержки населения района, которые работают в большинстве населенных пунктов РФ.

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вАШне всех членов общества.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:

  • гуманность;
  • адресность;
  • комплексность;
  • обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной зашиты населения и ее структура

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

  • гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
  • общедоступность и бесплатность образования;
  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер пенсии, стипендии;
  • социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
  • пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
  • ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. — до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 — до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны — 2000 рублей; участники ВОВ — 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников — 1100 рублей.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень — 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Система учреждений социального обслуживания в России развивается весьма быстрыми темпами. За период 1998-2004 год общее количество учреждений социального обслуживания увеличилось на треть. При этом число учреждений для престарелых и инвалидов выросло по сравнению с 1985 годом более чем в полтора раза, а по сравнению с 1998 г. на 18%. Число центров социальной помощи семье и детям за 1998-2004 гг. увеличилось в 2 раза, социально-реабилитационных центров — в 2,5 раза. Работают 25 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, 17 геронтологических центров. Появились новые виды учреждений социального обслуживания: кризисные центры для женщин, пока единственный кризисный центр для мужчин, кризисные отделения для девочек.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя
желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы . Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О дополнительных мерах по социальной поддержке
населения в 1992 году

В целях усиления социальной защищенности граждан Российской Федерации в условиях либерализации цен и в дополнение к ранее установленным мерам постановляю:

1. Предоставить право правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга самостоятельно определить формы организации социальной поддержки малообеспеченных групп населения (талонно-карточная или купонная система распределения гарантированного набора продуктов, целевая денежная компенсация расходов на их приобретение, другие формы социальной поддержки).

2. Для формирования финансовых источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан образовать республиканский и территориальные фонды социальной поддержки населения. В состав Республиканского фонда социальной поддержки населения, создаваемого при Министерстве социальной защиты населения РСФСР, включить Республиканский фонд поддержки семьи, образованный постановлением Совета Министров РСФСР от 31 мая 1991 г. N 299 .

Установить, что республиканский и территориальные фонды социальной поддержки населения образуются за счет средств от переоценки остатков продукции и товаров в связи с либерализацией цен, части доходов от приватизации государственного и муниципального имущества и акцизов, а также доходов от деятельности предприятий фондов, организуемых ими денежно-вещевых лотерей, аукционов, добровольных взносов предприятий, учреждений и организаций, общественных организаций, граждан, иностранных юридических и физических лиц, гуманитарной помощи, других поступлений, не противоречащих действующему законодательству.

Министерству экономики и финансов РСФСР и Министерству социальной защиты населения РСФСР в декабре 1991 г. определить конкретные размеры и порядок перечисления бюджетных и внебюджетных средств в республиканский и территориальные фонды социальной поддержки населения на 1992 год.

3. Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации определить в декабре 1991 г. порядок адресного направления гуманитарной помощи, которая может быть выделена в 1992 году, для распределения ее службами срочной социальной помощи среди регионов и граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке.

В случае реализации гуманитарной помощи на условиях, определяемых донорами и Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации, вырученные средства зачисляются в республиканский и территориальные фонды социальной поддержки населения (с учетом компенсации затрат на транспортировку и хранение грузов гуманитарной помощи).

4. Правительствам республик в составе РСФСР, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга:

упорядочить и развить действующую на местах систему оказания натуральной помощи (товаропроводящая сеть, благотворительные столовые и т.п.);

создать на базе отделений социальной помощи на дому и территориальных центров социального обслуживания пенсионеров территориальные службы срочной социальной помощи;

при проведении приватизации муниципальной собственности выделять в первоочередном порядке на льготных условиях общественным организациям и частным лицам помещения для создания благотворительных столовых, специализированных магазинов, домов временного проживания, служб срочной социальной помощи и других учреждений социальной поддержки населения;

предусмотреть систему обеспечения продовольственными ресурсами предприятий общественного питания на предприятиях, в организациях, учреждениях и учебных заведениях.

5. Правительству Российской Федерации в декабре 1991 г. предусмотреть выделение из государственных резервов необходимых транспортных средств и других материально-технических ресурсов для организуемых на местах служб срочной социальной помощи.

6. Министерству социальной защиты населения РСФСР в двухнедельный срок представить на утверждение в Правительство Российской Федерации проект Положения о республиканском и территориальных фондах социальной поддержки населения и утвердить Положение о территориальных службах срочной социальной помощи.

Президент
Российской Федерации Б.Ельцин

Текст документа сверен по:
официальный электронный
текст НТЦ "Система"

Грачева, Ольга Евгеньевна

Ученая cтепень:

Кандидат экономических наук

Место защиты диссертации:

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)

Количество cтраниц:

ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ .

1.1. Методологические основы регулирования социальной поддержки населения в регионе.

1.2. Социально-экономический анализ демографических процессов (на примере города Москвы).

1.3. Анализ нормативно-правового обеспечения регулирования социальной поддержки населения на региональном уровне.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МОСКВЫ).

2.1. Основные характеристики системы социальной поддержки населения на региональном уровне.

2.2. Методы регулирования социальной поддержки населения в процессе реализации социальных функций.

2.3. Комплекс мер социальной поддержки населения на основе формирования системы социальных стандартов и государственных гарантий.

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ КРУПНОГО ГОРОДА

3.1. Основы реализации региональной социальной политики с учетом сбалансированности различных источников финансирования.

3.2. Меры социальной поддержки населения на основе дифференцированной системы потребительских бюджетов социально-демографических групп населения города Москвы. . 95 3.3. Механизм государственного регулирования уровня коммерциализации деятельности отраслей социальной сферы.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Развитие форм и методов социальной поддержки населения на региональном уровне"

Актуальность темы исследования. Социальная поддержка населения в современных условиях приобретает все более актуальный характер в связи с действием демографических, социальных и экономических факторов, связанных со старением населения, появлением новых социально незащищенных групп, изменением структуры потребностей, недофинансированием социальных программ. Доля населения старше трудоспособного возраста достигла в 2008 году 22% от всего населения России. Численность пенсионеров составляет 38,5 млн. чел., инвалидов - 13 млн. чел. Растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию от 25.05.09 г. «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» отмечается необходимость безусловного выполнения социальных обязательств государства перед населением с одновременным повышением адресности социальной помощи и расширением полномочий субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения.

Реализация мер социальной поддержки различных групп населения носит ярко выраженный региональный характер, так как определяется уровнем социально-экономического развития территории, особенностями формирования бюджетов всех уровней, полномочиями федеральных и региональных властей в зоне совместной ответственности - социальной сфере.

В городе Москве накоплен большой практический опыт использования разнообразных форм и методов бюджетной поддержки льготных категорий населения, сформирована законодательная и нормативная база, регламентирующая предоставление мер социальной защиты, создана сеть учреждений для оказания населению разнообразных услуг социального характера. Однако некоторые факторы существенно снижают эффективность мер социальной поддержки. Так, например, отсутствие сбалансированности федеральных и региональных социальных программ, недостаточный уровень пенсионного обеспечения со стороны федеральных органов управления требует от региональных властей принятия дополнительных мер по доведению уровня доходов неработающих пенсионеров до прожиточного минимума. Так, в Москве затраты на ежемесячные социальные выплаты 2 млн. неработающих пенсионеров сопоставимы с 50% расходов из Пенсионного фонда РФ на выплату им трудовых пенсий.

Отсутствие системы социальных стандартов и нормативов в практике формирования и реализации мер социальной поддержки населения сдерживает широкое внедрение социального заказа некоммерческим организациям, не позволяя персонифицировать предоставление социальных услуг с учетом индивидуальных потребностей населения.

Изложенные соображения свидетельствуют о научной и практической актуальности темы диссертации, посвященной развитию форм и методов социальной поддержки населения на региональном уровне.

Степень научной разработанности темы. Проблемы разработки основ социальной политики, поиск новых форм и методов социальной поддержки населения, развитие отраслей социальной сферы привлекают внимание многих ученых и специалистов. Существенный вклад в исследование этих проблем внесли ученые-экономисты: В.Н. Бобков , Н.Н. Гриценко, Э.Б. Гилинская, Е.Ш. Гонтмахер , Е.Н. Жильцов, В.М. Зуев, В.А. Литвинов , Т.М. Малева, JI.H. Овчарова, А.А. Разумов , Н.М. Римашевская, JI.C. Ржаницына, Д.Ф. Шавишвили , А.Ю. Шевяков, В.А. Шульга, Л.И. Якобсон и др. В работах названных авторов разработаны ключевые проблемы, связанные с оценкой уровня жизни населения, разработкой принципов и направлений социальной политики, устранением диспропорций в социально-экономическом положении регионов, выражающихся в экономическом неравенстве по доходам, по потреблению , а также в уровне предоставляемых государством социальных гарантий населению.

Региональные аспекты развития социальной сферы, разработка и обоснование системы социальных стандартов и государственных гарантий освещены в работах ученых-регионалистов: П.И. Бурака , В.Н. Лексина, Н.В. Зубаревич, И.А. Рождественской , А.В. Топилина, С.Н. Смирнова, Ю.В. Шевцова и др.

Вместе с тем продолжают оставаться нерешенными проблемы, обусловленные недооценкой социальной составляющей в процессе реформирования российской экономики. Увеличились масштабы такого явления как «социальное сиротство », появились новые категории граждан, нуждающихся в социальной поддержке (мигранты, лица, занимающиеся бродяжничеством и т.д.). Проблемы социальной поддержки населения обострились в связи с ростом безработицы , снижением доходов населения, задержкой выплаты заработной платы в период кризиса .

В связи с этим требуется разработка и реализация адекватной системы мер социальной поддержки населения, дальнейшее развитие форм и методов социальной защиты, определение и уточнение параметров отнесения граждан к социально незащищенным категориям. На региональном уровне проблемы социальной поддержки населения трансформируются в решение задачи финансового обеспечения социальных гарантий населению с учетом системы их качественных характеристик.

Целью диссертационного исследования является повышение уровня социальной поддержки уязвимых групп населения региона, разработка предложений по оптимизации финансовых расходов и совершенствованию регионального механизма социальной защиты с учетом потребностей населения (на примере крупного города).

В соответствии с поставленной целью в диссертации решались следующие задачи:

Уточнить место социальной поддержки населения в системе социальной политики региона;

Конкретизировать содержание основных терминов и понятий, характеризующих социальную поддержку населения в условиях усиления регионального аспекта социальной политики;

Выявить особенности форм и методов социальной поддержки населения на региональном уровне;

Обосновать критерии отнесения различных групп населения к социально незащищенным категориям;

Определить приоритетные направления развития региональной системы мер социальной поддержки;

Разработать предложения по совершенствованию форм и методов социальной поддержки населения на региональном уровне (на примере Москвы).

Предметом исследования являются основные организационно-экономические формы и методы социальной поддержки населения на региональном уровне.

Объектом исследования выступают социально незащищенные группы населения региона.

Методологическую основу исследования составили системный подход и методы сравнительного анализа, методы экспертных оценок, нормативные методы обоснования социальных программ развития региона, организации форм и методов социальной поддержки населения. Выполненные в диссертации исследования базируются на достижениях современной экономической науки, региональной экономики и социальной политики, нашедших отражение в трудах российских и зарубежных ученых.

Информационной базой исследования послужили законодательные акты и нормативные документы РФ, города Москвы, других субъектов РФ, статистические и аналитические материалы Мосгорстата , Росстата, комитетов и департаментов Правительства Москвы и Санкт-Петербурга, данные мониторинга Департамента социальной защиты населения города Москвы.

Научная новизна данного исследования заключается в разработке методических подходов и обосновании системы мер социальной поддержки населения на основе обеспечения финансовой сбалансированности бюджетов различного уровня, внедрения региональной системы потребительских бюджетов с учетом дифференциации потребностей социально незащищенных категорий населения.

На защиту выносятся следующие научные результаты исследования, полученные лично автором:

Предложена взаимоувязанная по иерархическому принципу многоуровневая структура терминов и понятий социальной политики, построенной на основе социальной справедливости, социального партнерства , позволяющая определить роль и место мероприятий по социальной поддержке населения в региональной социальной политике в условиях рыночной экономики;

Обоснован содержательный аспект терминов и понятий, (социальная поддержка, социальная защита, социальное обслуживание и др.), позволяющих достичь методологическое единство при разработке и обосновании региональных социальных программ и мер социальной поддержки населения;

Предложена классификация методов социальной поддержки, позволяющая сформировать комплекс мер социальной защиты населения с учетом участия внебюджетных фондов, благотворительных организаций и иных учреждений негосударственного характера для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в социально значимых услугах;

Предложены критерии отнесения различных социально-демографических групп населения, имеющих право на льготное обслуживание: величина среднедушевых доходов, обеспеченность жильем, транспортными средствами, наличие иждивенцев, отсутствие работы более одного месяца и др.;

Разработаны предложения по совершенствованию механизма финансового обеспечения государственных гарантий региональной системы мер социальной поддержки населения на основе достижения сбалансированности бюджетов разного уровня и разграничения полномочий органов исполнительной власти в части предоставления населению социально значимых услуг;

Предложена структура потребностей отдельных категорий населения в натурально-вещественной форме для дифференциации структуры потребления льготных категорий граждан, характеризующая особенности потребительских мотиваций в зависимости от различных физиологических, социальных и экономических факторов. Теоретическая и практическая значимость настоящего исследования заключается в разработке и обосновании методических положений, способствующих дальнейшему развитию форм и методов социальной поддержки населения на региональном уровне; дает возможность широкого использования результатов исследования при анализе, оценке, прогнозировании и совершенствовании разработки законодательных и нормативно-правовых актов в сфере социальной поддержки населения, а также разработке региональных социальных программ.

Апробация результатов работы. Основные положения и результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях и семинарах: «Бедность и социальная защита населения» - Москва,8 октября 2004 г., «Современная социальная политика в российско-германском сравнении» - Москва, 5 мая 2005 г.; III Московский гражданский форум «Общество и власть: открытый диалог » - 20-21 ноября 2008 г.; форум «Год семьи - результаты, проблемы, перспективы» - Москва, 22-25 января 2009 г.; Российский экономический конгресс, секция «Экономика мегаполиса », Москва, 7-11 декабря 2009 г.; нашли практическое применение при разработке генеральной схемы размещения объектов социальной инфраструктуры в Москве на период до 2020 г., а также ппри продготовке предложений, направленных на развитие методов государственного регулирования развития социального комплекса («Разработка региональных нормативов бюджетного финансирования учреждений социально-культурной сферы города», «Анализ состояния и оценка уровня жизни населения Москвы » и ряд других).

Заключение диссертации по теме "Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)", Грачева, Ольга Евгеньевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведенного в работе исследования сделаны следующие выводы и предложения.

Основой формирования нового механизма социальных отношений должны стать концептуальные положения социально-экономической системы общества, категории и понятия, содержащиеся как в действующих нормативно-законодательных документах, так и вновь сформулированные, соответствующие происходящим переменам.

Проведенный диссертантом анализ содержательного аспекта основных терминов и понятий, регулирующих процесс социальной поддержки населения, позволил сделать вывод об отсутствии достаточно четких представлений об общей стратегии социальных преобразований в обществе. В настоящее время дискуссионный характер носит не только трактовка понятий, но и определение целей социального реформирования .

Как показали результаты исследования, в основу содержательного аспекта терминов и понятий, регулирующих процесс социальной поддержки населения, должно быть положено объективное понимание необходимости социального воспроизводства населения. При этом объектом социальной политики являются человеческие ресурсы как единственно возможный значимый фактор социальных преобразований. Реализация этого положения требует соответствующего понятийного аппарата, включающего следующие термины: социальное обслуживание , социальный продукт, социальная сфера, социальная услуга.

С этой точки зрения социальной политикой в современной трактовке молено назвать комплекс мер по организации социального обслуживания населения в целях удовлетворения разнообразных социальных потребностей граждан. Этот содержательный аспект определяет всеобъемлющий глобальный уровень социальной трансформации, ибо общественные отношения, попадающие в сферу социального регулирования гораздо шире, шире чем общественные отношения, урегулированные нормами социального законодательства.

На этом уровне предложена следующая трактовка основных терминов: под социальным обслуживанием понимается комплекс мер по воспроизводству долгосрочных ресурсов населения, взаимоувязанный с целеполаганием социальной политики, процесс оказания социальных услуг выражается в форме социального продукта (услуги), а социальная сфера -это совокупность (комплекс) отраслей, производящих социальный продукт. Под социальным продуктом понимаются результаты деятельности в форме товара или услуги, формирующие долгосрочные ресурсы, которыми обладает население (образование, здоровье, демография и т.д.).

Региональному уровню социальной политики соответствует другая группа терминов и понятий, среди которых можно выделить основные: социальная помощь, адресная помощь, социальная защита, социальные службы, обслуживаемый контингент, потребитель социальных услуг, сеть учреждений социального обслуживания и некоторые другие понятия. На этом уровне целью социальной политики является не объект (человеческие ресурсы), а предмет - конкретные группы населения, выделенные с учетом системы критериев и требующие определенных мер социальной поддержки. Таким образом, при такой трактовке социальная поддержка представляет собой часть социального обслуживания и относится к понятиям более низкого, чем социальная политика, уровня.

В результате исследования была обоснована эффективность существующего механизма критериального формирования контингента, нуждающегося в социальной поддержке как единственного действенного инструмента для регулирования мер социальной защиты населения, включающих помощь инвалидам, малообеспеченным , лицам пожилого возраста и некоторым другим льготным категориям.

Как показали результаты исследования, одним из наиболее значимых факторов, определяющих тип учреждения социальной защиты, перечень социальных услуг и формы социальной поддержки, является структура обслуживаемого контингента. Проведенный диссертантом расчет структуры городского населения по категориям потребителей социально значимых услуг показал, что удельный вес следующих категорий: «занятые », «пенсионеры », «дети всех возрастов » имеет значения соответственно - 50%, 25%, 15%. Около 10% населения города относится к категории «прочие ».

Городские показатели структуры численности потребителей социально значимых услуг, в зависимости от ряда факторов, могут варьироваться по административно-территориальным округам города и создавать предпосылки для районной дифференциации потребления социальных услуг.

Пространственный аспект развития социальных отраслей требует обоснования районной дифференциации общегородских показателей уровня социальной потребности населения, которые бы ориентировались не на фактическое участие конкретного округа в насыщении рынка социальных услуг, а на его научно обоснованный обслуживающий статус.

Наиболее существенное влияние на диспропорции в социальном развитии административных округов оказывает структура потребительского контингента: постоянно проживающее в округе население, занятые в отраслях городского хозяйства, пенсионеры, учащиеся и другие категории.

Социальная потребность населения реализуется в процессе социального обслуживания и оказывает влияние на формирование форм и видов обслуживания. В результате проведенных расчетов сделан вывод о том, что наибольший удельный вес в общих объемах социальной защиты населения приходится на такую форму социальной поддержки как «доплаты неработающим пенсионерам до уровня прожиточного минимума» (78,4%). Ежемесячные городские денежные выплаты льготным категориям (ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным гражданам и лицам, пострадавшим от политических репрессий) составили 6,5% от объемов социальной поддержки. Компенсационные выплаты неработающим пенсионерам составили 4%. Таким образом, около 90% всех расходов на реализацию мер социальной поддержки населения приходится на группу лиц нетрудоспособного возраста.

Необходимо отметить, что финансовое обеспечение мер социальной поддержки населения, в настоящее время недостаточно. Более 30% социально незащищенных категорий населения получают денежные доплаты только до уровня прожиточного минимума, а объемы социальной помощи для семей с детьми не учитывают общий уровень социальной потребности этой категории и составляют лишь 4% в общем объеме услуг социального характера.

Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что развитие системы социальной поддержки населения должно основываться на создании финансовых предпосылок реализации новых форм и методов социальной защиты. Недостаточность участия некоммерческих организаций (2,5% от общего объема затрат на социальное обслуживание москвичей), задержки и нерегулярные выплаты социально уязвимым категориям граждан из федерального бюджета являются основными препятствиями совершенствования системы мер социальной поддержки в регионе.

Участие негосударственных учреждений социальной поддержки населения не систематизировано, носит единовременный характер и имеет ярко выраженный региональный характер, культурные и религиозные традиции. Основной формой социальной помощи, как правило, является предоставление населению продуктовых и вещевых товаров . Количество получателей этой формы социальной поддержки крайне незначительно и составляет 13,0 тыс. чел. (0,2% от общей численности контингента). Значительно реже речь идет об услугах, поскольку в данном случае необходима соответствующая инфраструктура , на создание которой требуются значительные первоначальные инвестиции .

По мнению автора увеличение объемов ресурсного обеспечения мер социальной поддержки населения требует возрождения и развития благотворительного движения посредством всевозможных фондов помощи, центров милосердия, обществ помощи инвалидам и престарелым, благотворительных акций отдельных предприятий и учреждений. Это позволит существенно повысить финансовые возможности реализации программ социальной поддержки населения и создаст систему коллективной ответственности каждого члена общества в структуре «государство-общество-гражданин». Актуальным направлением решения проблемы финансового обеспечения мер социальной поддержки является создание консолидированного бюджета для перспективного развития социальных учреждений и обеспечения достойного уровня жизни социально незащищенным категориям граждан.

Автор обосновывает объемы финансовой составляющей (около 20 млрд. руб.) этого бюджета, а также предлагает основные направления расходования средств с учетом реализации и внедрения новых форм обслуживания населения.

В результате исследования был обоснован вывод о необходимости регулирования социальной поддержки населения на основе принципа дифференциации предоставления социальной помощи. На основе этого принципа население классифицировано по социальным группам и для каждой группы разработан ассортиментный перечень услуг. Так, например, для инвалидов и нетрудоспособных пенсионеров социальная помощь должна обеспечить возможность их включения в процесс нормальной жизнедеятельности. Это предусматривает, в частности для инвалидов -обеспечение им доступа к учреждениям социально-культурного и бытового обслуживания с помощью учета их интересов при строительстве и реконструкции объектов инфраструктуры для реализации их потребностей; для одиноких престарелых - уход патронажных сестер, услуги социальных работников и др.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Грачева, Ольга Евгеньевна, 2010 год

1. Законодательные и нормативно-правовые документы

2. Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2009).

3. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 15.11.1995) от 02.08.1995 № 122-ФЗ (в ред. от 22.08.2004).

4. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (принят ГД ФС РФ 17.05.1995) от 17.07.1999 № 178-ФЗ (в ред. от 25.12.2009).

5. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «О государственной социальной помощи » (принят ГД ФС РФ 25.06.1999) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2010).

6. Федеральный закон от 24.10.1997 № 1Э4-ФЗ (ред. от 24.07.2009) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 10.10.1997).

7. Федеральный закон от 31.03.2006 N 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 10.03.2006).

8. Федеральный закон от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" (принят ГД ФС РФ 04.07.2008).

9. Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ №0 порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (принят ГД ФС РФ 07.03.2003).

10. Закон города Москвы от 3 ноября 2004 года № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы».

11. Закон города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы ».

13. Закон города Москвы от 15 декабря 2004 года № 87 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)».

14. Закон города Москвы от 15 декабря 2004 года № 87 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)».

15. Закон города Москвы от 26 октября 2005 года № 55 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве».

16. Закон города Москвы от 23 ноября 2005 года № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве».

17. Закон города Москвы от 30 ноября 2005 года № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве».

18. Постановление Правительства города Москвы от 17.02.2009 № 115-1111 «О Годе равных возможностей в Москве и Стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года».

19. Постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 № 1269-ПП «О денежном эквиваленте мер социальной поддержки неработающих пенсионеров».

20. Постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 № 1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии».

21. Постановление правительства Москвы от 29.12.2009 г. № 1462-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. № 1005-ПП ».

22. Постановление Правительства Москвы от 24 марта 2009 г. № 215-ПП «О мерах по реализации закона города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 «О социальном обслуживании населения ».

23. Постановление Правительства Москвы от 19 января 2010 г. № 20-ПГ1 «О ходе реализации комплексной программы мер социальной защиты жителей города Москвы на 2009-2011 гг. и задачах по ее выполнению в 2010 году».

24. Постановление Правительства Москвы от 12 апреля 2005 г. № 200-1111 «Об основных направлениях развития бытового обслуживания населения в городе Москве до 2008 года» (в ред. ППМ от 29.08.2006 № 647-ПП, от 11.09.2007 № 802-ПП, от 08.04.2008 № 260-ПП).

25. Постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2009 г. № 126-ПП «Об итогах реализации мероприятий по социальной защите москвичей в 2008 году и о комплексной программе мер социальной защиты жителей города Москвы на 2009-2011 гг.».31

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.