Коэффициент дефлятор соответствующий индексу изменения потребительских цен. Смотреть что такое "Дефлятор" в других словарях

Несмотря на отказ в девяностые годы прошлого века от плановой экономики, в основе деятельности большинства крупных предприятий и самого государства все-таки лежат перспективные планы и стратегии. Поскольку в современном мире все взаимозависимо, а натуральным хозяйством не живет уже практически никто, для более или менее достоверных прогнозов применяются специальные дефляторы - это индексы цен на основные товары и услуги. Эти инструменты находится в ведении Министерства экономического развития.

Понятие индексов-дефляторов Минэкономразвития

Минэкономразвития разрабатывает свои показатели, в первую очередь, для государства. На их основе осуществляется стратегическое планирование на долгосрочную перспективу, разрабатываются среднесрочные планы, программы и прогнозы развития как российской экономики в целом, так и отдельных ее отраслей.

Если говорить более понятным языком, то при применении дефлятора в расчетах цены «очищаются» от инфляционной составляющей и начинают более или менее объективно отражать реальную стоимость условного продукта вне зависимости от того, в каком году он выпускался и сколько стоили тогда основные затраты на его производство.

Источники данных для расчета дефляторов

Основные источники данных для расчета дефляторов - это, конечно же, различные сводные статистические отчеты. Организации всех форм собственности и индивидуальные предприниматели ежегодно сообщают в отчетных формах статорганам основные показатели, касающиеся своей деятельности. Статистика эти отчеты обрабатывает, сводит и представляет в Минэкономразвития. Для достоверных расчетов и выявления динамических тенденций используются сводные данные за ряд лет.

Основные дефляторы, применяемые при планировании

Основными дефляторами Минэкономразвития, которые используются при построении планов, обычно считаются:

  • Индекс потребительских цен, который учитывает изменения цен за счет инфляции на продовольственные и непродовольственные товары и ГСМ на платные услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства и прочих предприятий.
  • Индекс цен производителей, учитывающий динамику цен у производителей в разрезе различных отраслей экономики. Подробно рассматриваются отрасли, касающиеся энергетики, добычи полезных ископаемых, обработки, розничная торговля, строительство и сельское хозяйство. Обычно оценка делается в двух вариантах: с учетом экспортной составляющей и без нее.
  • Индексы изменения реальной заработной платы и реальных доходов населения, исходя из которых потом будут строиться прогнозные расчеты по фонду оплаты труда.
  • Индекс изменения курса рубля к доллару.

Индексы-дефляторы в бюджетном планировании

При составлении проектов бюджетов и среднесрочных финансовых планов всех уровней за основу берется прогноз социально-экономического развития территории. Расчет ожидаемых доходов бюджета делается исходя из данных прогноза в соответствии с нормами Налогового кодекса и иных нормативно-правовых актов (решений об установлении ставок арендной платы и т.п.).

Расходная часть бюджета определяется от объемов принятых программ в соответствии с целями и задачами, определенными бюджетной и налоговой политикой на определенный период.

А вот при определении объемов бюджетных средств, необходимых на реализацию той или иной программы в течение ряда лет, отраслевые министерства и ведомства руководствуются официальными индексами - дефляторами Минэкономразвития по годам. С их применением оцениваются расходы на содержание имущества, находящегося в собственности государства, на оплату коммунальных услуг, на осуществление необходимых государственных закупок.

Индексы-дефляторы в реальном секторе экономике

Основная сфера применения дефляторов - это госсектор. Крупные предприятия используют их выборочно.

Схематически это будет выглядеть так: экономисты-плановики всегда учитывают, что от прогнозного курса доллара будет зависеть цена на сталь, они же определяют возможный спрос и объемы экспортной и внутренней выручки. После вычета обязательных платежей становится понятно, какой реальной суммой будет обладать предприятие для осуществления своей производственной деятельности. Сравнение с издержками на сам производственный процесс позволит оценить возможные объемы инвестиций на развитие и необходимость привлечения заемных средств.

Утверждены коэффициенты-дефляторы на 2018 год. Эти коэффициенты применяются при расчете НДФЛ, единого налога в рамках УСН, ЕНВД, ПСН, а также налога на имущество физлиц и торгового сбора. Далее приведем новые значения коэффициентов и расскажем, как они повлияют на повышение налогов.

Для чего нужны коэффициенты

Коэффициент-дефлятор ежегодно устанавливает Минэкономразвития России на следующий календарный год. Коэффициент учитывает изменение потребительских цен на товары, работы и услуги в предшествующем периоде. Коэффициенты-дефляторы применяются для расчета некоторых налогов.

Таблица с новыми коэффициентами

Перед вами таблица с новыми коэффициентами-дефляторами на 2018 год.

Коэффициент-дефлятор для ЕНВД

«Вмененщики» используют коэффициент-дефлятор (иное название - коэффициент-дефлятор К1, ст. 346.27 НК РФ) для корректировки значений базовой доходности того или иного вида деятельности. Коэффициент-дефлятор по ЕНВД на 2018 год установили в размере 1,868 руб. По сравнению с предыдущим значением 2017 года (1,798) он вырос на 3,4%. Это означает, что даже если значение физического показателя по виду деятельности останется прежним и размер К2 местные органы власти установят на том же уровне, «вмененный» налог, который будете платить в бюджет, в 2018 году увеличится.

Коэффициент-дефлятор для патентной системы

Для патентной системы налогообложения, которую применяют ИП, коэффициент-дефлятор увеличивает максимальный размер потенциально возможного к получению годового дохода по видам предпринимательской деятельности. Напомним, что базовое значение максимально возможного годового дохода ИП составляет 1 млн. рублей (п. 7 ст. 346.43 НК РФ). В 2017 году применялся коэффициент 1,425. А в 2017 году он возрастет до 1,481. Следовательно, максимальная сумма потенциально возможного годового дохода для «патентного» бизнеса составит 1,481 млн. рублей (1 млн. руб. × 1,4481). Таким образом, максимальная стоимость патента на месяц в 2018 год составит 7405 рублей (1,481млн. руб. × 6%: 12 мес.). Заметим, что региональные власти могут увеличить размер потенциально возможного годового дохода для отдельных видов деятельности в три, пять и даже в 10 раз (п. 8 ст. 346.43 НК РФ).

Коэффициент-дефлятор для налога на имущество физических лиц

При расчете налога на имущество физлиц коэффициент-дефлятор корректирует инвентаризационную стоимость объекта налогообложения. Его значение в 2017 году составляло 1,425. В 2017 году это значения увеличится до 1,481.

Коэффициент-дефлятор для торгового сбора

Плательщики торгового сбора используют коэффициент-дефлятор для корректировки ставки сбора, определенной для деятельности по организации розничных рынков (п. 4 ст. 415 НК РФ). Базовое значение такой ставки - 550 рублей на 1 квадратный метр площади розничного рынка. Значение коэффициента на 2017 год составляло 1,237. На 2018 год коэффициент увеличится до 1,285. Соответственно, ставка сбора по названному виду деятельности в 2018 году повысится и составит 706,75 рубля (550 руб. × 1,285).

Коэффициент дефлятор по НДФЛ

Для НДФЛ коэффициент-дефлятор применятся, чтобы корректировать платежи иностранных граждан из «безвизовых стран», работающих на основании патента по найму у физических лиц (в частности, для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности). Эти иностранцы-работники обязаны самостоятельно ежемесячно вносить фиксированные авансовые платежи по НДФЛ за период действия патента в размере 1 200 рублей (п. 2 ст. 227.1 НК РФ). Размер коэффициента-дефлятора на 2017 год для указанных целей составлял 1,623. А на 2018 год он повысился и составляет 1,686

Существующие положения нормативных актов предполагают использование при определении баз по расчету обязательных платежей и показателей соответствия на право применения льготных режимов по налогам таких показателей, как коэффициенты дефляторы на 2018 год. Эти сведения определяются Минэкономразвития и действуют, как правило, в течение года, на который они устанавливаются.

Коэффициент дефлятор представляет собой показатель, учитывающий темпы инфляции. Их существует несколько вариантов, подразделяющихся по сфере использования норм НК РФ.

Они нужны в установленных ситуациях для определения НДФЛ, стоимости , торгового сбора, а также налога на имущество у ФЛ. Как правило, на них корректируются суммовые показатели, используемые при исчислении платежа.

Нужно помнить, что показания коэффициентов дефляторов для исчисления показателей налогообложения каждого обязательного платежа могут отличаться друг от друга.

Например, коэффициент дефлятор на ЕНВД позволяет посчитать вмененный доход в соответствии не только вида оказания услуг или территориального расположения субъекта, но и года осуществления деятельности.

Коэффициент дефлятор для упрощенки нужен для определения критерия применения данного режима по размеру дохода. Законодательством определен максимальный доход упрощенца, который зафиксирован в виде постоянного показателя. Перемножив эту величину на коэффициент дефлятор, можно узнать сумму, при достижении какой компания или ИП на УСН лигаются права на льготы.

При ПСН эти показатели необходимы для учета критерия ее применения в виде максимального потенциального дохода.

Внимание! Использование коэффициентов дефляторов позволяет госорганам планировать и регулировать развитие экономики с целью снижения негативного воздействия налоговой нагрузки на субъектов бизнеса, своевременно применять мероприятия по ее стабилизации.

На ближайшие два года прогнозируется увеличение темпа роста цен на товары и услуги. Это в свою очередь вызовет увеличение показателей, и если Минэкономразвития не будет сдерживать его, то ожидается повышение налоговой нагрузки для предприятий.

Кто их утверждает и с какой периодичностью

Утверждение указанных коэффициентов находится в ведомстве Минэкономразвития. Их показатели утверждаются в конце года соответствующими приказами Министерства, и действуют в течение следующего календарного года. Их расчет определяется путем корректировки действующего в текущем периоде величина коэффициента на определенный темп роста.

Иногда Правительство принимает решение не производить перерасчет старого коэффициента и оставить его величину на уровне прошедшего года. Так было например в 2017 году, когда для ЕНВД оставили величину коэффициента, использовавшуюся в 2016 году.

Коэффициенты дефляторы на 2018 год

Рассмотрим подробнее виды существующих коэффициентов дефляторов.

Коэффициенты К1 и К2 для ЕНВД на 2018 год

Существуют два коэффициента, с помощью которых происходит корректировка сумм вмененного дохода - К1 и К2. К1 является коэффициентом дефлятором, какой позволяет применить установленный темп инфляции в отношении определяемого дохода.

Он устанавливается Минэкономразвития на год. Коэффициент К2 определяется законодательными актами местных органов самоуправления. Он позволяет скорректировать суммы вмененного дохода с учетом вида осуществляемых услуг и расположения субъекта.

Коэффициент К1 по ЕНВД на 2018 год таблица:

Год Значение коэффициента К1
2016 1,798
2017 1,798
2018 1,868

Коэффициент для упрощенной системы

В упрощенке коэффициент используется для определения предельной суммы доходов, полученных за год, а также за 9 месяцев в целях применения УСН с начала последующего года.

По закону, данные показатели нужно каждый год корректировать на коэффициент, в результате чего новый показатель на 2018 год был принят.

Год Значение
2016 1,329
2017 1,425
2018 1,481

Тем не менее, по факту не оказывает на что-либо влияния, поскольку до 1 января 2020 года ежегодное индексирование отменено, а на период 2017-2020 данные показатели приняты в значениях:

  • Предел доходов за год для использования УСН - 150 млн. рублей;
  • Предел доходов за 9 месяцев для перехода на УСН - 112,5 млн. рублей.

Коэффициент для патентной системы

В данной системе определения налогов коэффициент необходим для пересмотра максимально допустимого показателя потенциального дохода, который может получить ИП на ПСН. При этом базовое выражение такого показателя принято в размере 1 млн. рублей.

Год Значение
2016 1,329
2017 1,425
2018 1,481

Отсюда следует, максимальное выражение потенциального показателя дохода на ПСН в 2018 году равно 1,481 млн. рублей. Отсюда следует, что максимальная цена патента в 2018 году составит: 1,481 млн х 6% х 12 мес = 7405 руб.

Кроме этого, необходимо помнить, что региональные законодательные органы могут устанавливать дополнительно свой коэффициент, который будет увеличивать потенциальный доход в три, пять или десять раз в зависимости от количества жителей и ряда других факторов.

Коэффициент для налога НДФЛ

В данном налоге коэффициент используется для того, чтобы рассчитать размер платежа за текущий год иностранного гражданина, который осуществляет трудовую деятельность в России. Эта работа не должна быть связана с предпринимательством и выполняется на основе оформленного патента.

Такого рода работники должны в каждом месяце перечислять авансовые платежи по налогу в течение всего времени использования патента. Базовый показатель такого платежа закреплен в размере 1200 рублей.

Год Значение
2016 1,514
2017 1,623
2018 1,686

Отсюда следует, в 2018 году иностранец на патенте должен будет ежемесячно уплачивать авансовый платеж в сумме 2023,20 руб. Кроме этого необходимо иметь в виду, что региональные законодательные органы имеют право дополнительно устанавливать свой повышающий коэффициент.

Например, в Москве в 2018 году определен дополнительный коэффициент 2,2242. Это значит, что размер платежа здесь будет составлять 4500 руб.

Коэффициент для торгового сбора

Этот коэффициент используется для определения размера торгового сбора. Он применяется для определения предельной ставки сбора, применяемой в деятельности рынков розничной торговли. Базовая ставка, которая корректируется при помощи данного коэффициента - 550 руб за 1 м2. Чтобы определить ставку для текущего года, необходимо перемножить базовую ставку и коэффициент.

Год Значение
2016 1,154
2017 1,237
2018 1,285

Отсюда следует, что в 2018 году используется максимальная ставка в размере 550х1,285=706,75 руб. В настоящее время торговый сбор используется только на территории Москвы. При этом базовая ставка там была принята в размере 50 рублей.

Коэффициент для налога на имущество физических лиц

Коэффициент был введен в действие с 2014 года. Он обеспечивает коррекцию суммы налога во время постепенного перехода от расчета по кадастровой стоимости к инвентаризационной. Коэффициент задействован только в тех регионах, где переход к новому расчету еще не произведен. Ожидается, что с 1 января 2020 года все регионы начнут считать налог по-новому, и следовательно, данный коэффициент уже не будет использоваться.

Год Значение
2016 1,329
2017 1,425
2018 1,481

Таблица изменений на 2017-2018 год

Применение коэффициента 2017 2018
Упрощенная система 1,425 1,481
Налог НДФЛ 1,623 1,686
Патентная система 1,425 1,481
Вмененка (ЕНВД) 1,798 1,868
Торговый сбор 1,237 1,285
Налог на имущество 1,425 1,481

Один из факторов экономического роста - увеличение покупательной способности граждан страны. На ее основе рассчитывается внутренний валовой продукт, демонстрирующий экономическое благополучие людей и финансовую устойчивость предприятий. В показатель включают денежную величину товаров (услуг), которые будут использоваться людьми. Изменение этого показателя влияет на инфляцию. Макроэкономические исследования важны для экономики любого государства. Исследуя на их основе динамику за определенные периоды, специалисты делают выводы:

  • о финансовой стабильности в стране;
  • об уровне благосостояния граждан.

Что такое дефлятор?

Дефлятор - это статистический коэффициент. Он необходим для корректного пересчета финансовых показателей в денежном выражении. Главная задача дефлятора - это приведение текущих ценовых показателей к конкретным ценам прошлого временного отрезка. В числовом измерении дефлятор можно сравнить с индексом увеличения цен. То есть, дефлятор - это показатель, демонстрирующий стоимостное изменение товаров народного и производственного назначения. Это статистический прием, позволяющий сглаживать различие между рыночной и базовой ценой. Главные показателями, используемые для пересчета:

  • дефлятор ВВП (ДВВП);
  • дефлятор ВНП (ДВНП).

ВВП и его индексы

Валовый внутренний продукт (ВВП) - это макроэкономический показатель. Он обозначает стоимостную характеристику товаров, созданных в территориальных пределах страны за определенный отрезок времени. Дефлятор ВВП называют еще косвенным ценовым дефлятором. Он показывает отношение суммарной цены набора товаров потребления (услуг) данного года к суммарной стоимости этого же набора в базовом году. Показатель демонстрирует, насколько уменьшение или увеличение ВВП в базовых ценах года произошло из-за изменения уровня цен в экономике.

При расчете дефлятора ВВП используется два показателя ВВП:

  • номинальный, соответствующий нынешнему положению вещей;
  • реальный, соответствующий базисному периоду.

При этом существует два пути исчисления:

  • В первом за основу берется оговоренный товарный набор в базовых ценах конкретного года. Числитель равен стоимости продукции, произведенной за базисный временной отрезок по текущим ценам. Знаменатель - показателю в базисных ценах периода. Это индекс Лайспереса.
  • Во втором случае числитель принимается равным стоимости товаров текущего периода, знаменатель - стоимости продукции, произведенной в отчетный временной отрезок в ценах базисного. Это индекс Пааше. Он похож на индекс Лайспереса, но применяется для текущего периода.

Оба индекса несовершенны. Они не способны показать изменение суммарного уровня цен. В связи с этим иногда может использоваться индекс Фишера, корректирующий недочеты в расчетах и представляющий среднее геометрическое из индексов.

Поэтому самый точный расчет роста уровня цен и инфляции демонстрирует индекс Фишера.

  • Если дефлятор превышает единицу, то реальный ВВП меньше номинального ВВП и значит реальный уровень цен повысился, наблюдаются инфляционные процессы (снижение реальных доходов населения и предприятий, обесценение денежной массы).
  • Если дефлятор меньше единицы, то реальный ВВП больше номинального ВВП и значит реальный уровень цен понизился, наблюдаются дефляционные процессы (увеличение доходов).
  • Если показатель равен единице, то идет процесс стагнации в экономике.

Дефлятор и индекс цен

Дефлятор не нужно путать с индексом потребительских цен (ИПЦ):

  • Дефлятор ВВП аналогичен индексу Пааше. За базис расчетов принимаются данные действующего периода.
  • ИПЦ рассчитывается как индекс Ласпейреса. В расчете используются товары базисного года.
  • При расчете ИПЦ учитываются только цены товаров, потребляемые населением страны (потребительская корзина).
  • При расчете дефлятора используется сборник всех товаров (услуг), произведенных внутри страны. Этот набор видоизменяется в зависимости от корректировки предпочтений потребителей (граждан страны). Все новые товары, используемые потребителями, или появление совершенно уникальных новых товаров (услуг) на рынке берется в расчет дефлятором. Он отражает реальную потребительскую корзину населения страны, где все товары учтены в определенной доле потребления по конкретной рыночной стоимости (цене).
  • Стоимость импортного товара, потребляемого гражданами, при расчете ИПЦ учитывается. При расчете дефлятора импорт не берется в вычисление.

Разница между дефлятором и ИПЦ незначительная в числовом измерении. Законодательная власть многих стран Европы, в том числе и Российской Федерации, используют ценовой индекс при ежегодном экономическом планировании бюджета страны (например, расчет выплат социальных пособий, расчеты с бюджетными организациями). Различия между числовыми значениями показателей ВВП влияют на бюджетные доходы и расходы государства.

Недостатки индексов

К преимуществам индекса дефлятора относят то, что он учитывает:

  • актуальные цены текущего периода;
  • цены на импортные потребляемые населением товары;
  • только произведенные товары и услуги, необходимые для расчета валового продукта конкретной страны.

Недостатки дефлятора следующие:

  • Динамика реальных цен оказывается чересчур высокой при снижении дефлятора, а при повышении потребительских цен - чересчур низкой. Дефлятор не может продемонстрировать доходный эффект при рассмотрении изменения цен корзины потребителя, потому что он включает индекс Пааше.
  • Он основан и на индексе Лайспереса, рассчитанному на базисе потребительских цен. Он не вникает в изменения корзины потребления вследствие корректировки цен. Он показывает эффект дохода, однако не учитывает замещающий эффект.

Самые распространенные ошибки

Расчет макроэкономических показателей сложная, трудоемкая работа, которой занимаются специалисты в Минэкономразвитии РФ. В частных расчетах нередко встречаются недочеты и просчеты в вычислении того или иного индекса.

Поскольку дефлятор ВВП рассчитывается как отношение ВВП разных лет, нередко встречаются такие распространенные ошибки, как:

  • Расчет индекса с учетом стоимости импортных товаров.
  • Расчет индекса с учетом замещения дорогих товаров более недорогими. Замещающий эффект не должен учитываться.

Что показывает дефлятор?

Экономический дефлятор рассчитывает Федеральная служба государственной статистики. Коэффициент-дефлятор по годам подлежит официальному опубликованию на сайте Минэкономразвития РФ в следующем порядке. Значения показателя публикуются вместе с расчетом валового внутреннего продукта и дублируются трижды:

  • предварительный расчет;
  • данные просмотра и анализа;
  • окончательные данные.

Индекс демонстрирует уровень инфляции или дефляции по отношению к определенному расчетному периоду. Существует несколько индексов, измеряющих обесценивание денег:

  • дефлятора;
  • потребительских цен.

С помощью специальных показателей можно измерить инфляционный уровень (обесценивания денежной массы), получить возможность контролировать и влиять на изменение уровня текущей цены, действующей на рынке на данный момент и базовой цены. Дефлятор это и показывает. С помощью расчетных данных показателя можно проконтролировать, сделать оценку изменениям в прибыли или любых иных экономических показателях.

Формула

Расчетная формула дефлятора при делении номинального ВВП (Nominal GDP) на показатель (GDP deflator) и умножении результата на сто демонстрирует показатель реального ВВП (Real GDP). Этот процесс называется дефляцией номинального ВВП в реальный. Дефлятор ВВП равен:

Номинальный внутренний валовый продукт рассчитывается при помощи цен текущего года. Реальный ВВП включает в себя расчет с использованием цен базового года. Если полученное значение больше ста процентов, то это говорит об инфляционных процессах, а если меньше ста процентов, то наоборот о дефляционных процессах.

Публикация показателя

В странах Европейского союза, да и в США статистика этого показателя ведется поквартально каждый год. Этот статистический метод демонстрирует рост или спад валового продукта страны и сигнализирует о необходимости принятия срочных государственных мер для увеличения его роста.

2012 2013 2014 2015 2016 2017
109,1 105,4 107,5 108,0 103,2 105,5

Прогноз индекса дефлятора по данным Федеральной службы статистики России в текущем 2018 году составляет всего два процента. Это довольно низкий показатель экономического развития страны (самый низкий на протяжении последних нескольких лет развития). Для ускорения процесса требуется совершенствование отношений между государственным и частным сектором посредством:

  • проектного рефинансирования;
  • торгового перекредитования (замена одного долгового обязательства на новое другое обязательство на более выгодных рыночных условиях);
  • ипотечного кредитования под залог коммерческих объектов недвижимости юридических лиц.

Финансовые проблемы Российской Федерации заключаются в отсутствии вложений в реальную экономику страны, который является локомотивом для роста внутреннего валового продукта государства.

Для создания условий привлечения вложений требуется:

  • проведение фундаментальных реформ в сфере управления страной (сокращение государственного аппарата);
  • проведение приватизации объектов в реальном секторе экономики;
  • переход к интенсивному экономическому росту (применение новых современных инновационных технологий);
  • усовершенствование кредитной, денежной и фискальной политики страны (снижение налогов);
  • поддержка частного бизнеса на государственном уровне;
  • увеличение высокопроизводительных рабочих мест;
  • поддержка демографической программы.

Остановимся на государственной программе, которая касается населения страны. Она направлена на:

  • поддержание экономического роста;
  • снижение уровня бедности граждан (сейчас около трети населения находятся за чертой бедности);
  • доведение МРОТ до уровня прожиточного минимума населения;
  • уменьшение числа граждан с доходами ниже минимума для проживания.

В целом программа должна оказать благоприятное влияние на рост ВВП государства. Реализовываться программа будет за счет следующих мероприятий:

  • увеличения потребительского спроса;
  • роста трудовой активности женщин с детьми;
  • поддержки отраслей тяжелого и легкого машиностроения, металлургии, строительства (в том числе производства материалов).

Причины роста ВВП в 2018 году

Среди основных рассматриваются следующие:

  • увеличение внутреннего потребительского спроса на отечественные товары в связи с введением санкций на ввоз импортных продуктов;
  • увеличение расходов на государственный заказ в сфере военного производства (например, кораблестроения).

Причины спада ВВП в 2018 году

Здесь специалисты отмечают:

  • падение цен на нефтепродукты;
  • снижение притока инвестиционных вложений в реальный эффективный бизнес страны;
  • отток иностранного капитала из-за ухудшений межполитических отношений России, стран Европейского союза и США;
  • спад доходов граждан;
  • сокращение дефицита бюджета.

Меры государственной поддержки экономики России

На протяжении трех лет Минэкономразвитие России декларирует реализацию следующих целей:


Основные опасности для российской экономики в 2018 году делятся на внешние и внутренние.

К внешним относятся:

К внутренним причисляют:

  • уменьшение потребительского кредитования;
  • снижение розничного товарооборота;
  • сокращение инвестирования в бизнес;
  • сокращение программ развития.

В текущем году экономический рост в России может быть ограничен:

  • высоким уровнем безработицы;
  • незначительным ростом эффективности труда;
  • сокращением инвестиций в основные фонды предприятий на фоне снижения доходов компаний;
  • низкой финансовой активностью со стороны партнеров России на мировой арене;
  • снижением привлечения заемных средств для компаний нефинансового сектора;
  • сокращением инвестиций для капитализации предприятий;
  • замедлением роста реальных доходов населения и финансирования частных клиентов, как следствие снижение темпов роста спроса потребителей, являющихся главным локомотивом экономического роста.

Развивающий вклад в темпы прироста ВВП в текущем году может внести:

  • сокращение импортных закупок из-за снижения спроса внутри страны при сохранении темпов роста экспорта;
  • поддержка инвестиций и развитие трудовых ресурсов;
  • создание благоприятных условий для вложения средств инвесторов в развитие экономики страны;
  • государственная поддержка частного бизнеса (снижение фискальной нагрузки, тарифов, размещение государственных заказов);
  • развитие инновационных технологий в сфере логистики, торговли.

Развитие инвестиционной среды крайне необходимо. На сегодняшний день по данным Минэкономразвития России требуется влить в экономику страны около пяти триллионов рублей для дальнейшего стабильного роста ВВП.

Инвестирование должно быть посредством:

  • расширения внутренних и внешних рынков сбыта произведенной продукции;
  • увеличения экспортных возможностей за счет снижения импортных;
  • развития трудового капитала (повышения качества высшего и среднего образования в стране, поддержки молодых специалистов, создания рабочих мест внутри страны);
  • повышения производительность труда.

ИПЦ ежегодно обязан публиковаться службой государственной статистики России на официальном сайте.

Периоды На товары и услуги На продовольственные продукты На непродовольственные объекты На услуги
2013 106,5 107,3 104,5 108,0
2014 111,4 105,4 108,1 110,5
2015 112,9 114,0 113,7 110,2
2016 105,4 104,6 105,6 104,9

Экономический смысл

Дефлятор Минэкономразвитие страны использует как косвенный ценовой показатель для расчета стоимостной характеристики продуктов и услуг конкретного государства за определенный временной отрезок.

При ожидании увеличения данного показателя происходит:

  • значительный рост курса валюты;
  • существенное увеличение процентных ставок по размещению и привлечению заемных средств.

С полной уверенностью можно утверждать, что индекс дефлятора оказывает влияние на внутренний и на валютный рынок страны.

Комментарий к Приказу Минэкономразвития России от 07.11.2013 N 652 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2014 год"

Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом (ст. 11 НК РФ). В п. 2 ст. 11 НК РФ дается расшифровка некоторых понятий, которые используются в целях НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах. Среди них законодатель дал определение понятию "коэффициент-дефлятор". Под ним понимается коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав НК РФ в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем календарном году.
Коэффициенты-дефляторы устанавливаются (если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития. Значения коэффициентов-дефляторов определяются в соответствии с данными государственной статистической отчетности и подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" не позднее 20 ноября года, в котором они устанавливаются.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим указанные функции, является Минэкономразвития России (п. 1 Положения о министерстве, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437). Выполняя указанное поручение законодателя, Минэкономразвития России и выпустило комментируемый Приказ от 07.11.2013 N 652, которым были установлены значения коэффициентов-дефляторов на 2014 г., необходимые в целях применения отдельных норм четырех глав части второй НК РФ:

  • 1,216 - в целях применения гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ;
  • 1,067 - в целях применения гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ;
  • 1,672 - в целях применения гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ;
  • 1,067 - в целях применения гл. 26.5 "Патентная система налогообложения" НК РФ.

ЕНВД

Одним из расчетных показателей, используемых для , в соответствии с положениями гл. 26.3 НК РФ является коэффициент-дефлятор К1.

Напомним, что объектом налогообложения при уплате ЕНВД признается вмененный доход - потенциально возможный доход, рассчитываемый с учетом условий, непосредственно влияющих на его получение, и используемый для расчета величины ЕНВД по установленной ставке (п. 1 ст. 346.29, абз. 2 ст. 346.27 НК РФ).

Налоговой базой для исчисления ЕНВД признается величина вмененного дохода. Она рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (п. 2 ст. 346.29 НК РФ).

Под базовой доходностью понимается условный месячный доход, который установлен для каждого вида деятельности. Величина базовой доходности установлена ст. 346.29 НК РФ. Она соответствует единице физического показателя и приведена в расчете на месяц.

Базовая доходность корректируется (уменьшается) на коэффициенты К1 и К2 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ).

С учетом вышеуказанного налоговая база по ЕНВД рассчитывается по следующей формуле (пп. 9 п. 5.2 Порядка для отдельных видов деятельности, утв. Приказом ФНС России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@):

НБ = БД x К1 x К2 x (ФП1 + ФП2 + ФП3),

где НБ - налоговая база; БД - базовая доходность; К1 - коэффициент-дефлятор; К2 - корректирующий коэффициент; ФП1, ФП2, ФП3 - значения физического показателя в первом, втором и третьем месяцах квартала соответственно.

Корректирующий коэффициент базовой доходности К2 учитывает особенности ведения предпринимательской деятельности, такие как: ассортимент товаров (работ, услуг); сезонность; режим работы; величина доходов; особенности места ведения предпринимательской деятельности; площадь информационного поля электронных табло; площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения; площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения; количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы (абз. 6 ст. 346.27 НК РФ).

Данный коэффициент устанавливается представительными органами муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на календарный год в пределах от 0,005 до 1 включительно (п. 7 ст. 346.29 НК РФ).

Смысл введения в формулу расчета вмененного дохода коэффициента-дефлятора заключается в том, что вмененный (потенциально возможный) доход должен изменяться в зависимости от изменения уровня потребительских цен на товары, работы и услуги. То есть задача дефлятора - учитывать колебания (а в настоящее время - неуклонный рост) потребительских цен и приводить вмененный доход в соответствие с текущим уровнем инфляции. Поэтому логично бы из года в год определять К1 нарастающим итогом.

Но вначале данный коэффициент устанавливался исходя из уровня инфляции только за прошлый год без учета значений, сложившихся в предшествующих годах. Впервые коэффициент-дефлятор для ЕНВД был введен на 2004 г. - 1,133 (Приказ Минэкономразвития России от 11.11.2003 N 337). В 2005 г. К1 был снижен до 1,104 (Приказ Минэкономразвития России от 09.11.2004 N 298), но это было связано с 1,5-кратным увеличением базовой доходности. При установлении коэффициента-дефлятора на 2006 г. его размер возрос до 1,132 (Приказ Минэкономразвития России от 27.10.2005 N 277), на 2007 г. же - уменьшился до 1,096.

Минфин России в начале 2007 г. предложил при расчете суммы единого налога на вмененный доход с 1 января 2007 г. использовать значение коэффициента, определяемого как произведение коэффициентов К1, установленных на 2006 и 2007 гг. (Письмо Минфина России от 02.03.2007 N 03-11-02/62):

К1расч (1,241) = К12006 (1,132) Х К12007 (1,096)

Последовав этим разъяснениям, плательщики ЕНВД в I квартале 2007 г. при исчислении данного налога корректировали базовую доходность на расчетное значение коэффициента К1, равное 1,241.

Финансисты, поняв, что они несколько превысили свои полномочия, по прошествии трех месяцев вернулись к значению коэффициента К1, установленного Приказом N 359 в размере 1,096. Суммы же ЕНВД, исчисленные за I квартал 2007 г. с применением коэффициента-дефлятора в размере 1,241, предлагалось перерассчитать в установленном порядке (Письмо Минфина России от 25.06.2007 N 03-11-05/141).

На 2008 г. К1 (1,081, Приказ Минэкономразвития России от 19.11.2007 N 401) вновь был установлен исходя из уровня инфляции только за прошлый год без учета значений, сложившихся в предшествующих годах.

Определение коэффициента-дефлятора для ЕНВД исходя из уровня инфляции только за прошлый год явно не устраивало Минфин России, с подачи которого были внесены изменения в абз. 5 п. 1 ст. 346.27 НК РФ. С 2009 г. коэффициент-дефлятор К1 рассчитывался как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем календарном году (пп. "а" п. 17 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").

Отметим, что с 1 января 2013 г. в ст. 346.27, в которой приводятся основные понятия, используемые в гл. 26.3 НК РФ, осталось лишь упоминание о том, что коэффициент К1 - это устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор (пп. "а" п. 21 ст. 2 Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а расшифровка данного определения (см. выше) стала даваться в упомянутом п. 2 ст. 11 НК РФ (п. 1 ст. 1 Закона N 94-ФЗ).

Как видим, необходимость перемножать величины коэффициентов-дефляторов действительно появилась начиная с 2009 г. - с даты вступления в силу Закона N 155-ФЗ . Причем перемножать их должны не плательщики ЕНВД, а Минэкономразвития России, так как в его обязанности входит принять и опубликовать коэффициент-дефлятор К1, а не некий коэффициент, учитывающий только инфляцию за прошлый год.

На 2009 г. коэффициент-дефлятор К1 был установлен в размере 1,148. И он опять был определен исходя из уровня инфляции только за прошлый год, без учета ранее действовавших значений коэффициента. Финансисты объяснили это тем, что размер данного коэффициента-дефлятора определялся в 2008 г., то есть до вступления в силу положений Закона N 155-ФЗ. Поэтому при его расчете коэффициент-дефлятор К1, установленный на 2008 г., не учитывался (Письмо Минфина России от 19.11.2008 N 03-11-03/25).

Подтвердив это, налоговое ведомство уточнило, что новый порядок расчета коэффициента-дефлятора К1, учитывающий изменения, внесенные в гл. 26.3 НК РФ Законом N 155-ФЗ, будет применяться при определении размера коэффициента-дефлятора К1 на 2010 г. (Письмо ФНС России от 18.12.2008 N ШС-6-3/943@).

Так оно и случилось: на 2010 г. коэффициент-дефлятор К1 был установлен в размере, равном 1,295 (Приказ Минэкономразвития России от 13.11.2009 N 465). Это подтвердил Минфин России в Письме от 27.11.2009 N 03-11-11/216, разъяснив, что размер коэффициента-дефлятора К1 на 2010 г. рассчитан как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде (в 2009 г.), и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем календарном году (то есть за 2009 г.). Поэтому при исчислении ЕНВД за налоговые периоды 2010 г. коэффициенты-дефляторы, установленные на 2009 и 2010 гг. (1,148 и 1,295), налогоплательщикам перемножать не следует.

В дальнейшем значение коэффициента-дефлятора лишь возрастало:

  • 1,372 - на 2011 г. (Приказ Минэкономразвития России от 27.10.2010 N 519);
  • 1,4942 - на 2012 г. (Приказ Минэкономразвития России от 01.11.2011 N 612);
  • 1,569 - на 2013 г. (Приказ Минэкономразвития России от 31.10.2012 N 707).

И вот теперь - 1,672 на 2014 г.

Сумма исчисленного налога при использовании рассматриваемого специального налогового режима определяется перемножением величины налоговой базы на ставку налога (С), которая составляет 15% (ст. 346.31 НК РФ):

Сенвд = НБ Х С

Рассчитанную сумму налога плательщики ЕНВД могут уменьшить на совокупность:

  • страховых взносов уплаченных (в пределах исчисленных сумм с выплат и вознаграждений работников, занятых в деятельности, облагаемой ЕНВД, за тот же период времени в соответствии с законодательством РФ):

на обязательное пенсионное страхование;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

на обязательное медицинское страхование;

на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • расходов по выплате в соответствии с законодательством РФ пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые три дня временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя в силу пп. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя;
  • платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя. Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), если величина страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством РФ размера пособия по временной нетрудоспособности за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя.

При этом величина ЕНВД не может быть уменьшена на сумму указанных расходов более чем на 50% (п. п. 2 и 2.1 ст. 346.32 НК РФ).

При начислении страховых взносов с доходов физических лиц в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС большинство плательщиков ЕНВД в 2014 г. продолжат использовать общий тариф страховых взносов, установленный ч. 1 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования": 22% - в Пенсионный фонд РФ, 2,9% - в ФСС РФ, 5,1% - в ФФОМС.

Пример . Организация оказывает услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств. Численность работников, оказывающих такие услуги, в январе - 6 человек, феврале - 7, марте - 8. Фонд оплаты труда работников в январе - марте (без учета выплаченного пособия по временной нетрудоспособности 4476 руб.) составил 429 324 руб. Установленный нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района корректирующий коэффициент К2 для такой деятельности составляет 0,92.
Страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование работников за I квартал 2014 г. начислены в сумме 128 797,20 руб. (429 324 руб. x (22% + 2,9% + 5,1%)) и полностью уплачены в этом квартале. Страховые взносы на случай травматизма за I квартал в сумме 1717,30 руб. (429 324 руб. x 0,4%) были уплачены до 31 марта.
Базовая доходность при оказании услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств - 12 000 руб/чел. в месяц. Размер налоговой базы за I квартал 2014 г. составит 387 636,48 руб. (12 000 руб/чел. x 1,672 x 0,92 x (6 чел. + 7 чел. + 8 чел.)). Исчисленная сумма ЕНВД - 58 145 руб. (58 145,47 (387 636,48 руб. x 15%)).
Совокупность начисленных страховых взносов и выплаченного пособия по временной нетрудоспособности - 134 990,50 руб. (128 797,20 + 1717,30 + 4476) - превосходит половину исчисленной суммы налога (134 990,50 > 29 072,50 (58 145 x 50%)). Поэтому организация может уменьшить ЕНВД на 50%. Следовательно, к перечислению в бюджет подлежит 29 073 руб. (58 145 - 29 072).

УСН

По упрощенной системе налогообложения законодателем установлены величины предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающие право:

  • "упрощенца" на применение УСН и
  • потенциального "упрощенца" на возможность перехода к использованию данного специального налогового режима.

Таковыми в прошлом году являлись следующие суммы доходов:

  • 60 000 000 руб. за налоговый период (п. 4 ст. 346.12 НК РФ) и
  • 45 000 000 руб. по итогам девяти месяцев года (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Обе эти величины предельного размера доходов подлежат индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год.

Напомним, что согласно первоначальной редакции данной нормы величина предельного размера доходов подлежала индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее. И последнее уточнение об учете ранее применяемых коэффициентов-дефляторов толковалось по-разному.

Первый раз для "упрощенки" коэффициент-дефлятор был установлен на 2006 г. в размере 1,132 (Приказ Минэкономразвития России от 03.11.2005 N 284). И он, как видим, совпадал с величиной коэффициента-дефлятора для ЕНВД. После чего их значения стали разниться.

На 2007 г. величина рассматриваемого коэффициента равнялась 1,241 (Приказ Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 360).

Выше приводилось, что Минфин России предлагал "вмененщикам" использовать именно эту величину в качестве коэффициента К1. И она получалась как произведение коэффициентов-дефляторов, установленных на 2006 и 2007 гг.

Минфин России же в Письме от 08.12.2006 N 03-11-02/272 разъяснил, что размер коэффициента-дефлятора для УСН на 2007 г. установлен с учетом ранее установленного размера коэффициента-дефлятора на 2006 г. в размере 1,132 (коэффициент-дефлятор на 2007 г. в размере 1,096 x 1,132). Данное Письмо руководство ФНС России направило нижестоящим налоговым органам Письмом от 15.12.2006 N ШС-6-02/1206@.

Похоже, в Минэкономразвития России при выпуске Приказов не сориентировались с редакциями норм гл. 26.2 и 26.3 НК РФ, касающимися коэффициентов-дефляторов.

Аналогия продолжилась и в дальнейшем. Величина коэффициента-дефлятора для УСН неизменно возрастала: 1,34 - на 2008 г. (Приказ Минэкономразвития России от 22.10.2007 N 357), 1,538 - на 2009 г. (Приказ Минэкономразвития России от 12.11.2008 N 395). И каждый год финансистами выпускалось разъяснение о том, что в установленном для "упрощенки" значении принятого коэффициента-дефлятора учтены их величины за предыдущие календарные годы (Письма Минфина России от 11.06.2010 N 03-11-06/2/91, от 31.08.2009 N 03-11-09/292, от 31.08.2009 N 03-11-06/2/169, от 30.12.2008 N 03-11-05/322, от 31.01.2008 N 03-11-04/2/22).

Но отдельные налогоплательщики четко следовали приведенной выше первоначальной норме и осуществляли перемножение коэффициентов. И такую позицию "упрощенцев" нередко поддерживали арбитражные суды (Постановления ФАС Поволжского округа от 22.10.2009 N А49-2533/2009, ФАС Северо-Западного округа от 04.09.2009 N А44-3833/2008, ФАС Московского округа от 07.09.2011 N А40/9673-11).

При этом судьи ФАС Московского округа в Постановлении N А40/9673-11 сослались на позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в Постановлении от 12.05.2009 N 12010/08. Высшие же судьи посчитали, что величина предельного дохода для перехода на УСН подлежит индексации не только на коэффициент-дефлятор, установленный Минэкономразвития России на текущий год, но и на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее.

Данное Постановление руководство ФНС России направило нижестоящим налоговым органам и рекомендовало учитывать позицию Президиума ВАС РФ при проведении контрольных мероприятий (Письма от 31.08.2009 N ШС-22-3/672@, от 03.07.2009 N ШС-22-3/539@).

И в конце концов ситуацию "разрулил" законодатель. Федеральным законом от 19.07.2009 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации":

  • с 22 июля 2009 г. было приостановлено до 1 января 2013 г. действие абз. 1 и 2 п. 2 ст. 346.12 и п. 4 ст. 346.13 НК РФ, а также
  • введены п. 2.1 в ст. 346.12 и п. 4.1 в ст. 346.13 НК РФ, которыми устанавливались предельные размеры доходов для потенциального "упрощенца" по возможности перехода на УСН - 45 000 000 руб. и для "упрощенца" по возможности применения данного специального налогового режима - 60 000 000 руб. (пп. "а" п. 1, пп. "а" п. 2 ст. 1, ст. 2 Закона N 204-ФЗ).

С начала прошлого года, как видим, вновь стала действовать норма по индексации предельных размеров доходов. В связи с чем Минэкономразвития России и установил в целях применения гл. 26.2 НК РФ на 2014 г. величину коэффициента-дефлятора 1,067.

Следовательно, налогоплательщики, использующие УСН, вправе будут применять ее в 2014 г. , пока их доходы , определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, не превысят 64 020 000 руб. (60 000 000 руб. x 1,067).

Напомним, что согласно ст. 346.15 НК РФ доходами при "упрощенке" являются:

  • доходы от реализации, исчисляемые согласно ст. 249 НК РФ, и
  • внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

При этом доходы, полученные:

  • в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам, определяемым с учетом положений ст. 105.3 НК РФ;
  • в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в рублях, путем пересчета в рубли по официальному курсу Банка России, установленному соответственно на дату их получения.

Отметим, что доходы :

  • предусмотренные ст. 251 НК РФ;
  • в виде дивидендов, процентов по ценным бумагам, указанным в п. 4 ст. 284 НК РФ, - для организаций;
  • облагаемые НДФЛ по налоговым ставкам 35 и 9% в порядке, установленном гл. 23 НК РФ, - для индивидуальных предпринимателей, -

в исчисляемую их сумму не включаются (п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Подпунктами 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ устанавливаются правила учета доходов при переходе на УСН. Так, в налоговую базу по УСН:

  • включаются на дату перехода на "упрощенку" суммы денежных средств, полученные до перехода на этот специальный налоговый режим в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет при использовании УСН, и
  • не включаются денежные средства, полученные после перехода на УСН, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Организация, которая решит перейти на "упрощенку" с 1 января 2015 г. , может это осуществить, если ее доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, за девять месяцев 2014 г. не превысят 48 015 000 руб. (45 000 000 руб. x 1,067).

ПСН

Налоговая база при патентной системе налогообложения определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется ПСН в соответствии с гл. 26.5 НК РФ, определяемого на календарный год законом субъекта РФ (п. 1 ст. 346.48 НК РФ).

Размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, устанавливаются законами субъектов РФ. При этом минимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не может быть меньше 100 000 руб., а его максимальный размер не может превышать 1 000 000 руб. (п. 7 ст. 346.43 НК РФ).

Минимальный и максимальный размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода при этом подлежат индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год (п. 9 ст. 346.43 НК РФ).

Таким образом, минимальный и максимальный размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в 2014 г. составят 106 700 руб. и 1 067 000 руб. И именно из этого интервала законами субъекта РФ должны устанавливаться размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности.

Напомним, что субъекты РФ вправе увеличивать максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (пп. 4 п. 8 ст. 346.43 НК РФ):

  • не более чем в 3 раза - по видам предпринимательской деятельности, указанным в пп. 9, 10, 11, 32, 33, 38, 42 и 43 п. 2 ст. 346.43 НК РФ;
  • не более чем в 5 раз - по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, осуществляемым на территории города с численностью населения более 1 000 000 человек;
  • не более чем в 10 раз - по видам предпринимательской деятельности, указанным в пп. 19, 45 - 47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ.

НДФЛ

Граждане РФ имеют право привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, законно находящихся на территории РФ иностранных граждан. Такие граждане могут прибывать в Россию в порядке, не требующем получения визы. При этом они должны достичь возраста восемнадцати лет и у каждого такого иностранного гражданина должен быть патент, выданный в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (п. 1 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ).

Патент выдается на срок от одного до трех месяцев (п. 5 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня его выдачи.

Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется.

В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог.

Патент предоставляет право иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность на территории того субъекта РФ, в котором он выдан (п. 8 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ).

Законодатель обязал иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента, выданного в соответствии с Законом N 115-ФЗ, самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ с доходов, полученных от осуществления такой деятельности, в порядке, установленном ст. 227.1 НК РФ.

Уплата налога осуществляется в виде фиксированных авансовых платежей в размере 1000 руб. в месяц.

Фиксированный авансовый платеж иностранный гражданин должен уплатить по месту своего жительства (месту пребывания) до дня начала срока, на который:

  • выдается патент либо
  • продлевается срок действия патента.

Иностранные граждане, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, с доходов, получаемых от осуществления трудовой деятельности по найму у физических лиц на основании патента, уплачивают НДФЛ по ставке 13% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом уплаченных в течение налогового периода фиксированных авансовых платежей.

Если сумма уплаченных в течение налогового периода фиксированных авансовых платежей превышает сумму налога, исчисленную по итогам налогового периода исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов, сумма такого превышения не является суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату или зачету налогоплательщику.

Размер фиксированных авансовых платежей подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год (п. 3 ст. 227.1 НК РФ). Поэтому Минэкономразвития России комментируемым Приказом установил в целях применения гл. 23 НК РФ на 2014 г. величину коэффициента-дефлятора 1,216 .

Статья 227.1 НК РФ была введена в гл. 23 НК РФ Федеральным законом от 19.05.2010 N 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (п. 3 ст. 5 Закона N 86-ФЗ) и вступила в силу с 21 мая 2010 г. - с момента опубликования Закона (п. 3 ст. 9 Закона N 86-ФЗ). За прошедшие с этого момента три с половиной года индексация ни разу не осуществлялась. Устанавливая значение коэффициента-дефлятора 1,216, Минэкономразвития России, по-видимому, это как раз и учло.

Если обратиться к коэффициентам-дефляторам для ЕНВД, то значения коэффициентов, учитывающих изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ, за 2011 г. - 1,089 (1,4942: 1,372), за 2012 г. - 1,05 (1,569: 1,4942), за 2013 г. - 1,067. Превосходство произведения этих трех величин, 1,22 (1,067 x 1,05 x 1,089), над установленным размером коэффициента на 2014 г. в 1,0033 (1,22: 1,216) можно объяснить округлением.

Установленный коэффициент-дефлятор обязывает всех иностранных граждан, имеющих рассматриваемый патент, уплачивать в текущем году по 1216 руб. (1000 руб. x 1,216) ежемесячно.

Указанные иностранные граждане (п. 1 ст. 229 НК РФ) обязаны представить налоговую декларацию по НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарный год (ст. 216 НК РФ)). Законодатель освободил их от такой обязанности (п. 6 ст. 227.1 НК РФ), если:

  • общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная налогоплательщиком исходя из доходов, фактически полученных от их деятельности, не превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей за налоговый период;
  • налогоплательщик выезжает за пределы РФ до окончания налогового периода и общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная налогоплательщиком исходя из доходов, фактически полученных от его деятельности, не превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей.