Сотрудники подразделений дознания. Дознаватель в ОВД, его процессуальное положение и полномочия. Отвод дознавателя. протокол обыска

1. Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

3. Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

По вопросу, касающемуся государственной защиты потерпевших, см. Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ.

Комментарий к статье 41

1. Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5 УПК).

2. Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели органов внутренних дел, службы судебных приставов, госнаркоконтроля, таможенных органов и органов Государственной противопожарной службы (см. коммент. к ст. ст. 38 и 151 УПК).

Кроме того, дознание вправе производить следователи прокуратуры, МВД России и ФСКН России (ч. 3 ст. 151 УПК).

По решению прокурора дознание по уголовному делу может производиться следователем любого ведомства.

3. Только по решению начальника органа дознания или его заместителя на конкретного дознавателя могут быть возложены полномочия органа дознания, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40, по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно (ч. 1 коммент. статьи).

Аналогичным образом начальником органа дознания или его заместителем должен решаться вопрос о возложении полномочий дознавателя на то или иное должностное лицо для проведения неотложных следственных действий по уголовному делу, по которому предварительное следствие обязательно (п.

3 ст. 149, ст. 157 УПК).

4. Отвод дознавателя возможен по основаниям, предусмотренным ст. 61 УПК, в порядке, который указан в ст. 67 УПК.

5. Запрет на возложение полномочий дознавателя на то лицо, которое проводило оперативно-розыскные мероприятия по делу, обусловлен рядом причин и прежде всего тем, что результаты ОРД подлежат проверке в ходе предварительного расследования в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом. Орган предварительного расследования должен подойти к проверке оперативных материалов беспристрастно и объективно, что исключает совмещение оперативно-розыскной и уголовно-процессуальных функций одним должностным лицом.

Второй причиной запрета, установленного ч. 2 ст. 41 УПК, является то, что прокурором на дознавателя может быть возложена обязанность поддержания государственного обвинения в суде. В таком случае недопустимость совмещения у одного лица рассматриваемых полномочий еще более очевидна: позиция обвинителя в суде будет крайне уязвимой для нападок относительно его заинтересованности в исходе дела (ч. 2 ст. 61 УПК).

Кроме того, может возникнуть необходимость в допросе лица, проводившего оперативно-розыскные мероприятия по уголовному делу, в качестве свидетеля.

5.1. Данный запрет не носит абсолютного характера. Сотрудники оперативно-розыскных служб могут осуществлять дознание в случае возложения на них полномочий органа дознания начальником органа дознания, но не по тому делу, по которому ими осуществлялась ОРД.

6. О функции уголовного преследования, которую выполняет дознаватель в ходе дознания, см. коммент. к ст. ст. 20, 21, 37, 38.

7. Правовое положение дознавателя во многом сходно с правовым статусом следователя — УПК во многом их сблизил. Особенно это касается повышения процессуальной самостоятельности дознавателя. Поэтому комментарий, данный к ст. 38, во многом распространяется и на ст. 41.

7.1. На дознавателя не распространяются положения ч. 3 ст. 38 УПК.

8. Дознаватель обладает всей полнотой процессуальных полномочий, необходимых ему для производства дознания по уголовному делу, по которым предварительное следствие необязательно. Эти полномочия возлагаются на него начальником органа дознания (см. коммент. к ст. 40 УПК).

9. Согласия начальника органа дознания в соответствии с УПК дознавателю для производства тех или иных процессуальных действий, как и принятия решений, не требуется.

Исключение составляют обвинительный акт, утверждаемый начальником органа дознания (ч. 4 ст. 225 УПК), а также постановление о передаче уголовного дела прокурору после проведения неотложных следственных действий (п. 3 ст. 149 и ч. 3 ст. 157, а также коммент. к ст. 40 УПК).

9.1. Согласно ч. 3 ст. 144 прокурор, начальник органа дознания вправе по ходатайству дознавателя продлить до 10 суток срок, предусмотренный ч. 1 ст. 144 УПК.

10. Дознаватель обязан получить согласие прокурора на возбуждение уголовного дела (ст. 146), прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. ст. 24, 25, 28, 427 УПК, возбуждение перед судом ходатайств о проведении следственных действий, указанных в п. п. 4 — 8, 11 ч. 2 ст. 29 УПК, в порядке ст. 165 УПК (см. коммент. к ст. 37).

11. Дознаватель обязан получить согласие прокурора на возбуждение перед судом ходатайств о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу в порядке, предусмотренном ст. ст. 97 — 101, 108, 224 УПК. Дознаватель обязан получить согласие прокурора на возбуждение перед судом ходатайств о применении к подозреваемому меры пресечения в виде домашнего ареста в порядке, предусмотренном ст. ст. 97 — 101 и 107 УПК (см. коммент. к ст. 37).

Аналогично согласие прокурора требуется и при возбуждении дознавателем ходатайства перед судом об отмене (изменении) меры пресечения, избранной по судебному решению (см. ст. 110 УПК, а также коммент. к ст. 37).

Требуется согласие прокурора на отмену или изменение меры пресечения, избранной дознавателем по указанию прокурора (см.

ст. 110 УПК, а также коммент. к ст. 37).

Дознаватель обязан получить согласие прокурора на возбуждение перед судом ходатайств о применении к подозреваемому иных процессуальных мер, связанных с ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся процессуальные действия, указанные в п. п. 9, 10 ч. 2 ст. 29 УПК. Только суд правомочен принимать решения о производстве дознавателем следственных и иных процессуальных действий, указанных в ч. 2 ст. 29 УПК.

О круге иных процессуальных действий и решений, которые дознаватель вправе совершить с согласия прокурора, см. коммент. к ст. 37.

12. Решение прокурора об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, может быть обжаловано следователем вышестоящему прокурору (ч.

4 коммент. статьи).

13. Дознаватель не вправе выносить постановление о привлечении в качестве обвиняемого.

14. Дознаватель не вправе приостанавливать производство дознания. В случае установления обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 208 УПК, он должен передать дело прокурору для принятия решения о приостановлении производства по делу и передаче дела следователю для производства предварительного следствия.

15. По смыслу норм, содержащихся в ч. 1 ст. 145 и ч. 1 ст. 146 УПК, дознаватель полномочен принимать решение о возбуждении уголовного дела с согласия прокурора. Какого-либо предварительного согласования с начальником органа дознания для принятия этого решения дознавателю не требуется.

В то же время дознаватель не может приступить к проверке сообщения о преступлении без того, чтобы начальник органа дознания дал ему соответствующее указание и не уполномочил его на проведение процессуальных действий.

15.1. Решение о направлении уголовного дела в другой орган предварительного расследования, а также о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК принимается только начальником органа дознания, а не самим дознавателем (см. коммент. к ст. ст. 145, 157).

16. Дознаватель вправе поддерживать государственное обвинение по уголовному делу, по которому предварительное расследование проводилось в форме дознания.

16.1. Дознаватель вправе поддерживать государственное обвинение у мирового судьи. О круге уголовных дел и полномочиях дознавателя по поддержанию государственного обвинения у мирового судьи см.

коммент. к ст. ст. 320 и 321.

16.2. Дознаватель вправе поддерживать государственное обвинение в районном суде по делам, подсудным районному суду, о преступлениях небольшой и средней тяжести, по которым проводилось дознание.

17. В законе не говорится, какого рода указания может давать начальник органа дознания дознавателю. Очевидно, можно говорить об аналогии с полномочиями начальника следственного отдела (см. коммент. к ст. ст. 39, 40).

18. Порядок обжалования дознавателем указаний начальника органа дознания и прокурора предусмотрен ст. 124 УПК.

Согласно ч. 1 ст. 124 надзирающий прокурор рассматривает жалобу дознавателя в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

Согласно ч. 2 ст. 124 по результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

Дознаватель, подавший жалобу, должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования (ч. 3 ст. 124 УПК).

18.1. В соответствии с ч. 4 ст. 124 УПК дознаватель вправе обжаловать указания прокурора вышестоящему прокурору.

18.2. Следует отметить, что, в отличие от следователя, дознаватель не вправе обжаловать решения прокурора по делу, по которому проводится дознание (о полномочиях следователя см. ч. 2 и ч. 3 ст. 38 УПК). Он вправе обжаловать только указания прокурора. Начальник органа дознания, судя по ст. 40 и ст. 124 УПК, не вправе обжаловать решения и указания прокурора по делу вышестоящему прокурору.

Не только люди, далёкие от права, но даже молодые юристы часто путают следователей и дознавателей. А ведь даже на этапе подачи заявления в правоохранительные органы очень важно правильно определиться с подследственностью, чтобы ускорить процесс. В общем случае, дознаватель – это должностное лицо, проводящее широкий круг вопросов по сообщениям о преступлениях, указанных в п.1 ч.3 ст.150 УПК РФ. По всем остальным делам, а также при наличии указания прокурора, производится предварительное следствие.

Дознаватель – это должностное лицо, которое относится к органу дознания. Большую их часть составляют сотрудники органов внутренних дел (полиция).

К дознавателям также относятся работники: пограничной службы, пожарного надзора, ФСБ, налоговой полиции, командиры ВЧ и т.д. Как правило, проверки данных должностных лиц проводятся по сообщениям о правонарушениях, общественная опасность которых сравнительно невелика.

Следователь – это сотрудник правоохранительных органов (следственный комитет, прокуратура), который производит предварительное следствие по возбужденному уголовному делу. У данного должностного лица есть широкий спектр полномочий – значительно шире, чем у дознавателя. Так, следователь может возбудить уголовное дело, принять его к своему производству, направить по подследственности (территориальности), провести следственные (процессуальные) мероприятия, давать органу дознания письменные поручения по ОРМ (оперативно-розыскным мероприятиям), обязательные для исполнения.

Сравнение

Таким образом, следователи осуществляют производство по более сложным уголовным делам, а дознаватели, по сути, призваны избавить их от различной «мелочёвки». Речь идёт не только о престиже профессии, но и специальной подготовке.

К компетенции дознавателей относятся относительно простые составы преступлений, а общественная опасность – невысокой. Дознавателями в полиции в большинстве случаев являются оперуполномоченные и участковые инспекторы, которые делают наиболее «грязную» работу. Специализированная служба дознания расследует дела по 68 составам преступления.

Следователь может давать поручения дознавателю, а также иным структурным подразделениям правоохранительных органов – в пределах своей компетенции. Дознаватель всё делает самостоятельно, от получения заявления для рассмотрения до направления уголовного дела в суд. Как следователи, так и дознаватели могут проводить проверочные мероприятия, включая сбор доказательств, назначение экспертиз, проведение неотложных следственных мероприятий.

Выводы TheDifference.ru

  1. Подследственность. Дознаватели и следователи расследуют разные уголовные дела, что закреплено в ст.150 и 151 УПК РФ. При этом следователь может принять к производству «дознавательский» материал, а дознаватель – «следовательский» материал принять не вправе.
  2. Процессуальная самостоятельность. Многие действия дознавателя требуют фактического разрешения начальника органа дознания (возбуждение уголовного дела). Следователь же выносит обвинительное заключение самостоятельно, и оно приобретает должную правовую силу в момент его вынесения. Кроме того, следователь может остановить или возобновить предварительное расследование, обжаловать различные решения прокуратуры (например, об отмене решения о возбуждении уголовного дела), а дознаватель – нет.
  3. Представительство в различных структурах. Дознаватели не представлены в Следственном комитете России, в то время как в ФССП нет следователей.

Дознаватель в ОВД, его процессуальное положение и полномочия. Отвод дознавателя

Согласно ст.

5 п. 7 УПК дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Следует иметь в виду, что на основании ч. 3 ст. 41 УПК дознаватель уполномочен:

  1. самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;
  2. осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Важно обратить внимание на то обстоятельство, что дознаватель не пользуется процессуальной самостоятельностью (ч. 4 ст. 41 УПК).

В настоящее время наиболее представительными в количественном отношении являются органы дознания внутренних дел, поскольку они выполняют основной объем работы по приему и рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях. 18 апреля 1991 г. был принят Закон РФ «О милиции», в соответствии с которым она подразделена на криминальную и местную милицию (МОБ). В МОБ функции по расследованию преступлений в форме дознания преимущественно выполняют сотрудники специализированных подразделений дознания - дознаватели. Приказ МВД России от 6 августа 2007 г. № 697 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания» определил, что дознаватели органов внутренних дел осуществляют процессуальные функции в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства:

  • дают в пределах компетенции органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных и иных действий;
  • принимают меры по профилактике преступлений, предупреждению уклонения от дознания лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления, и своевременному направлению материалов для организации их розыска.

Проверять уголовные дела и материалы, находящиеся в производстве дознавателей, давать по ним указания, оценивать по ним процессуальные действия, а также решения дознавателя, не отмененные в установленном законом порядке, вправе только специально уполномоченные на то законом лица.

Дознаватели ОВД уполномочены :

  • проверять сообщения и заявления о преступлениях и принимать по ним решения в соответствии с УПК:
  • возбуждать уголовное дело в порядке, предусмотренном УПК;
  • производить по уголовному делу все необходимые процессуальные и следственные действия;
  • прекращать уголовное дело (уголовное преследование) при наличии оснований, предусмотренных УПК;
  • принимать решения о приостановлении дознания по уголовному делу;
  • направлять уголовное дело по подследственности прокурору для передачи в органы предварительного следствия;
  • направлять уголовное дело прокурору с утвержденным начальником органа дознания обвинительным актом по окончании дознания;
  • составлять и представлять ежемесячный отчет о проделанной работе.

Профилактическая работа дознавателей . Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» закрепил полномочия дознавателя ОВД по выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятию мер для их устранения.

Так, дознаватели ОВД обязаны :

  • выявлять при производстве дознания и осуществлении проверки по заявлениям, сообщениям о преступлениях причины и условия, способствующие их совершению, и в установленном порядке вносить в соответствующие органы, предприятия, учреждения, организации представления, сообщения (в том числе обобщенные) о принятии мер к их устранению;
  • направлять информацию в органы прокуратуры в случае невыполнения должностными лицами предприятий, организаций или учреждений представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений или других нарушений закона, для принятия мер в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • в трехдневный срок информировать соответствующие подразделения ОВД о лицах, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, а также в отношении которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям для постановки на профилактический учет;
  • осуществлять профилактическую деятельность среди лиц, потерпевших от преступных посягательств, в целях изменения их виктимного поведения.

Кроме того, в ходе расследования уголовных дел дознаватели ОВД проводят лекции, беседы, делают доклады на правовые темы в трудовых коллективах и перед населением, а также выступают на радио и телевидении в целях предупреждения преступлений.

Дознаватель ОВД несет персональную ответственность за своевременное и качественное проведение процессуальных и следственных действий, законность и обоснованность принимаемых процессуальных решений.

Полномочия дознавателя ОВД находят отражение в должностных инструкциях. Они должны быть составлены для каждого конкретного руководителя и сотрудника. Должностные инструкции дознавателя ОВД составляются в виде таблицы с указанием формы реализации обязанностей и периодичности их исполнения. Инструкция должна содержать общие положения, где разъясняются основные задачи сотрудника и то, кому он подчиняется. Общие положения отражают роль руководителя и сотрудника в подразделении, указывают направления, которые он обеспечивает или за которые отвечает. Кроме того, должностные инструкции состоят из должностных обязанностей, прав и взаимоотношений и связей по должности. В должностных обязанностях отражается, какие непосредственно мероприятия организует или обеспечивает сотрудник.

Права по должности регламентирует Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации 1 Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждено постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (в ред. от 25 декабря 2008 г.) //СПС Консультант плюс. .

Взаимоотношения и связи определяются конкретным объемом работы и указывают, с какими государственными, правоохранительными, судебными и иными органами, организациями и учреждениями в интересах решения задач, возложенных на подразделения дознания, руководитель или сотрудник должны строить взаимодействие.

Должностные инструкции составляются в 3 экземплярах. Первый экземпляр хранится вместе с положением об отделе (отделении) дознания в контрольно-наблюдательном (накопительном) деле, второй - у непосредственного начальника подразделения дознания, третий - у сотрудника. Должностные инструкции должны быть внимательно изучены и подписаны каждым сотрудником. Во всех инструкциях должна быть учтена взаимозаменяемость сотрудников. В гор(рай)органах внутренних дел, где в штате работает один дознаватель, его обязанности в случае отсутствия должны быть возложены на наиболее подготовленного сотрудника другой службы МОБ. Инструкции должны быть утверждены начальником ОВД, согласованы с начальником МОБ.

Отвод дознавателя . Глава 9 УПК РФ устанавливает перечень обстоятельств, которые являются препятствием для участия в конкретном деле судьи, прокурора, следователя, дознавателя, секретаря судебного заседания, переводчика, эксперта, специалиста, защитника, а также представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика. В этих случаях данные лица обязаны сами устраниться от участия в процессе, заявив самоотвод, или же им может быть заявлен отвод другими участниками, в первую очередь подозреваемым, обвиняемым, их законными представителями, защитником, а также государственным обвинителем, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями. Разрешение вопросов, связанных с заявленными отводами или самоотводами, осуществляется по правилам и в порядке, установленными законом. В этом случае дознаватель выносит постановление о самоотводе, докладывает о своем решении начальнику органа или подразделения дознания, после чего представляет постановление с материалами уголовного дела прокурору.

Решение об отводе дознавателя в форме постановления принимает прокурор.

Статья 61 УПК определяет общий для большинства отводимых участников процесса перечень обстоятельств, исключающих участие в уголовном судопроизводстве конкретных лиц. В других статьях эти обстоятельства конкретизируются применительно к каждому из участников с учетом особенностей их процессуального положения.

Так, если лицо уже является по какому-либо уголовному делу потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем, то приоритет отдается именно этому процессуальному статусу, и данное лицо не может участвовать в производстве по делу в качестве дознавателя. Аналогично решается вопрос в случаях, когда кто-либо из этих должностных лиц является близким родственником или родственником любого из участников производства по уголовному делу, а также если лицо уже участвовало ранее в производстве по делу в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика.

Уголовно-процессуальный закон запрещает участвовать в производстве по уголовному делу дознавателю, если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично прямо или косвенно заинтересован в исходе данного уголовного дела.

Предыдущее участие в производстве по уголовному делу дознавателя не является основанием для его отвода и не препятствует повторному участию в данном деле в том же качестве.

Вопрос об отводе эксперта, специалиста и переводчика в ходе производства дознания по уголовному делу решается самим дознавателем.

Решение об отводе защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика также принимает дознаватель.

Административно-правовой статус военнослужащих

§ 1. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.

Согласно законодательству СССР обязанности военнослужащих существовали в неразрывной связи с их правами. Права и обязанности военнослужащих делились на три группы: общие, должностные и служебные…

Администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики

1.3 Учредительные документы и документы, регламентирующие внутреннюю деятельность (положения, инструкции, должностные обязанности, нормативы)

Систему муниципальных правовых актов города Новочебоксарска Чувашской Республики образуют: 1) Устав города Новочебоксарска Чувашской Республики; 2) правовые акты…

2.3 Должностные обязанности юрисконсульта

Юрисконсульт — это должностное лицо, юрист, ведающий разрешением правовых вопросов в учреждении и выступающий как защитник его интересов…

Деятельность юрисконсульта ООО «Триоль»

Должностные обязанности юрисконсульта:

— разрабатывает или принимает участие в разработке документов правового характера; — осуществляет методическое руководство правовой работой на предприятии…

Дознаватель как должностное лицо органа дознания: уголовно-процессуальный статус и проблема его реализации

2.3 Проблемы принципа самостоятельности дознавателя

Процессуальная самостоятельность дознавателя, является одним из важнейших элементов процессуального статуса дознавателя, как самостоятельного субъекта уголовного процесса. Процессуальная самостоятельность дознавателя…

1. Понятие дознавателя. Соотношение понятий органа дознания и дознавателя

Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия…

Дознание как сокращенная форма предварительного расследования

2.

Развитие правового статуса. Права, обязанности, самостоятельность дознавателя

Морева О.С. в своем диссертационном исследование отмечает, возможность деления становления дознания как формы предварительного расследования на следующие этапы: 1) с древних времен по 1864 г; 2) 1864 по 1905 г.; 3) с 1905 по 1960 г.; 4) 1960 по 1992 г.; 5) 1992 по 2002 г…

Дознание как форма предварительного расследования

2.2. Правовой статус дознавателя

Дознание, как форма предварительного расследования

2.4 Правовой статус дознавателя

В новом Уголовно-процессуальном кодексе РФ статус дознавателя претерпел серьезные изменения. УПК РСФСР не содержал специальной нормы, определяющей правовой статус дознавателя, в отличие от нормативной регламентации статуса следователя (ст…

Институт дознания в уголовном процессе

2.2 Правовой статус (права и обязанности) дознавателя

Дознаватель наделен следующими основными правами: Уголовный процесс России: Учебное пособие / Под ред. З.Ф. Ковриги, Н.П. Кузнецова. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. — С. 193…

Компетенция начальника отделения дознания, руководителя группы дознания и дознавателя

1.3 Компетенция дознавателя (старшего дознавателя)

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации рассматривает и проверяет заявления и сообщения о преступлениях…

Обязанности юрисконсульта в ООО «Автотрейдинг». Подача иска

1. Структура организации и должностные обязанности

Структура компании ООО «Автотрейдинг» — корпоративная. Компания имеет руководство в лице генерального директора…

Оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам

2.1 Должностные обязанности во время практики

К должностным обязанностям при прохождении практике относилось: 1. Прием и консультирование граждан. 2. Работа с клиентами на предмет заключения договора. 3. Работа с клиентами- гражданами. Составление доверенности и проекта завещания 4…

Роль юрисконсультов в экономике

2.4 Должностные обязанности и требования к юрисконсульту

Характеристика деятельности Администрации Паньковского сельского поселения Новодеревеньковского района Орловской области

3. Должностные обязанности специалиста 1 категории по вопросам земельных отношений

Специалист 1 категории по вопросам земельных отношений является муниципальным служащим. Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы…

Словарь юридических терминов: Дознаватель

Термины из раздела "Уголовно-процессуальное право"

Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания или его заместителем осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 7 ст. 5 УПК РФ).

Дознавателю необходимо получать судебное решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста; залога; о продлении срока содержания под стражей; о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; о производстве обыска и (или) выемки в жилище; о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93; о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях; о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи; о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; о временном отстранении обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114; о контроле и записи телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 29).

В законе прямо указано на недопустимость совмещения участником уголовного судопроизводства оперативно-розыскной и процессуальной деятельности. Так, согласно ч.

2 ст. 41 УПК РФ не допускается возложение полномочий по производству дознания на то лицо, которое производило или производит по уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

В пользу утверждения о том, что органы дознания не осуществляют оперативно-розыскную деятельность, свидетельствует и сравнительный анализ положений п. 24, 36.1 ст. 5, ст. 40, 41, 89 УПК РФ. Так, согласно п. 36.1 ст. 5 УПК РФ результаты ОРД представляют собой сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, а не УПК РФ. Статья 89 УПК РФ устанавливает, что в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ. Конституционный Суд РФ в своем решении прямо указал, что результаты ОРД сами по себе не являются доказательствами по уголовному делу, а лишь сведениями об источниках процессуальных доказательств.

Таким образом, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности органы внутренних дел не являются субъектом доказывания, что не позволяет рассматривать их в качестве участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения (органа дознания).

Курсовые и дипломные работы по уголовному процессу

1. Отдел возглавляет начальник, который по должности является начальником специализированного подразделения дознания и государственным инспектором Московской области по пожарному надзору. Назначается на должность и освобождается от должности начальником Центрального регионального центра МЧС России.

2. Заместитель начальника отдела назначается на должность и освобождаются от должности начальником Главного управления МЧС России по Московской области по представлению начальника УНД, согласованному с начальником отдела дознания.

3. В отсутствие начальника отдела его полномочия исполняются заместителем начальника отдела.

4. Начальник отдела несет персональную ответственность за организацию работы отдела, выполнение возложенных на него задач, подбор, расстановку, обучение и воспитание личного состава, осуществляет контроль служебной деятельности сотрудников отдела.

5. По поручению руководства представляет УНД во взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, ДНД МЧС России, прокуратурой, следственного комитета, ГУ МВД России по Московской области и другими ведомствами, учреждениями, организациями и населением.

6. Является прямым начальником личного состава подразделения. Руководит деятельностью отдела и обеспечивает выполнение возложенных на него задач.

7. Определяет должностные обязанности сотрудников, организует планирование и учёт работы.

8. Представляет начальнику УНД предложения о назначении на должность, перемещении и освобождении от должности сотрудников отдела. Согласовывает при назначении на должность, перемещении и освобождении от должностей старших дознавателей и дознавателей территориальных подразделений надзорной деятельности.

9. Вносит предложения руководству УНД о дисциплинарном наказании сотрудников отдела, а также сотрудников территориальных подразделений надзорной деятельности, совершивших нарушения законности при производстве проверок и дознания по делам о пожарах, рассмотрении заявлений и сообщений о пожарах.

10. Рассматривает и разрешает жалобы на действия сотрудников территориальных подразделений надзорной деятельности при рассмотрении сообщений о преступлениях и иных происшествиях, поступившие в УНД.

11. Вызывает сотрудников территориальных подразделений надзорной деятельности УНД по служебным вопросам, отнесённым к компетенции отдела.

12. Истребует из территориальных подразделений надзорной деятельности УНД необходимую информацию и материалы, связанные с решением возложенных на отдел задач.

13. Организует обобщение и анализ работы по уголовно-процессуальной деятельности, передового опыта и его распространение.

14. Организует и руководит стажировкой дознавателей в отделе.

15. Выезжает в составе следственно-оперативной группы ГУ ВМД России по МО на крупные и наиболее сложные пожары, организует на месте необходимые оперативно-следственные мероприятия.

16. По отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

17. Вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном действующим законодательством, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

18. Осуществляет взаимодействие с ГУ «СЭУ ФПС «ИПЛ по Московской области».

Дознаватель — так называемое должностное лицо органа дознания, уполномоченное на проведение следственных действий и расследований по уголовному делу.


Заработная плата

20.000–30.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Дознаватели работают в местных и региональных правоохранительных органах.

Обязанности

Расследование в форме дознания является первым этапом и неотъемлемой частью расследования уголовных преступлений. Задача дознавателя — расследование и раскрытие преступлений лёгкой и средней степени тяжести. Действия дознавателя: проведение допросов, очных ставок, осмотр мест происшествия, составление обвинительных актов. Часто дознавателям назначаются дежурства и командировки.

Важные качества

Терпение, выдержка, стрессоустойчивость, умение сопоставлять факты, аналитический ум, выдержка, повышенная работоспособность, коммуникабельность — качества, которыми обязан обладать дознаватель.

Отзывы о профессии

«Есть, правда, одна оговорка: слушать, но не «пропускать» через себя. Иначе надолго не хватит. Да и объективность может пострадать. Это чистая психология. Возможно, для дела иногда полезно быть строже с потерпевшим, а не с задержанным».

Алевтина Голикова,
дознаватель отдела дознания ОМВД России по Рузскому району, капитан полиции.

Стереотипы, юмор

Многочисленные фильмы и сериалы о деятельности полиции заставили нас поверить в образ дознавателя как исконно мужской. Однако в профессии нет гендерного деления, в потому в равной степени встречаются и женщины, и мужчины.

Обучение

Для работы дознавателем необходимо окончить юридический факультет, например, в: Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов, Балтийском государственном техническом университете «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, Санкт-Петербургском университете управления и экономики, Санкт-Петербургском государственном университете.

Гуманитарные вузы в Москве: Московский педагогический государственный университет, Институт гуманитарного образования и информационных технологий, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.

Мало кто знает, в чём разница между следователем и дознавателем, ведь оба проводят расследования по уголовному делу, оба уполномочены проводить следственные действия. Так есть ли между ними разница? Иногда даже люди связанные с юриспруденцией могут неверно ответить на этот вопрос.

Умение разбираться в функциях и работе органов в будущем может существенно помочь при подаче заявления, а также ускорить сам процесс.

Кто такой дознаватель

Вернёмся немного назад к предыдущему вопросу, ответ на который будет «да». В отличие от следователя, дознаватель при проведении расследования, обычно не привлекает подозреваемого как обвиняемого, а в заключении расследования вместо обвинительного заключения составляет обвинительный акт.

Также в некоторых вопросах он полностью зависит от решения прокурора, дознаватель не может ослушаться или оспорить указ начальства, обязан выполнять любые приказы. Дознаватель не может самостоятельно возбудить дело. Зато всё это может делать следователь, из чего следует, что он имеет больше прав и полномочий.

Как правило, дознавателем является штатный сотрудник, полностью отвечающий определённым требованиям: наличие богатого опыта в этой сфере и высшего юридического образования.

Главные обязанности дознавателя:

  • возбуждение уголовного дела;
  • исполнение расследования;
  • исполнение важных следственных манипуляций;
  • направление дела «наверх» для осуществления предварительного следствия.

Обязательства и полномочия

У всех они есть, у этих органов также есть свои права и обязательства. Например, просматривать о совершенных и готовящихся преступлениях, но вместе с тем, он обязан решать будущие проблемы с преступниками, что зачастую не очень-то и просто.

Быть дознавателем огромная ответственность, к тому же, это достаточно значимая должность. Пусть зачастую они и разбираются с простыми преступлениями, но без них было бы намного сложнее это сделать.

  • права дознавателей:
  • выполнение незамедлительных вопросов;
  • проведение полноценного расследования;
  • обеспечение компенсации за испорченное имущество, если то пострадало в ходе преступления;
  • проверка заявлений или извещений о преступлениях;
  • возбуждение уголовных дел;
  • производство процессуальных действий по делу;
  • прекращение уголовного преследования;
  • приостановление дознания.

Обязанности дознавателей:

  • вся их деятельность полностью регламентируется законом;
  • полное подчинение начальству и вышестоящим органам;
  • возможность применять меры принуждения;
  • деятельность обязана осуществляться только по принципам уголовного судопроизводства.

Классификация дознавателей

Стоит помнить, что везде есть своя классификация, у дознавателей в том числе. Разница у них заключается в методе работы:

  • всё расследование проводит в виде дознания;
  • выполняет неотложные действия, когда улика, свидетель или что-либо ещё в скором времени испортится, пострадает и не сможет быть в будущем полезным.

Что делают дознаватели:

  • осуществляют предварительное расследование;
  • способствуют быстрому раскрытию преступления;
  • гарантируют правильное применение закона;
  • проводят следственные действия.

Работа дознавателя, конечно, является схожей с работой следователя, но главное их различие в том, что первые являются более урезанной версией вторых. Больше бюрократии, больше бумаг, больше ограничений и меньше возможностей.

В каждом полицейском отделе имеется свой отдел дознания. Отделы часто взаимодействуют, из-за чего их работа становится более продуктивной и слаженной.

По сути, это достаточно простая работа, так как обычно дознание — это самая простая разновидность расследований. Чаще всего, дознаватель расследует такие преступления как кража, мошенничество, умышленное нанесение побоев.

Особенности работы дознавателя

Вся деятельность дознавателя полностью опирается на закон и на вышестоящих уполномоченных органов. В рамках законодательства у него полностью развязаны руки.

Дознавателя могут принудительно отстранить от дел, в которых он каким-либо образом заинтересован в исходе дела, будь то прямым или косвенным.

Профилактические работы

У дознавателя множество обязанностей, но сюда ещё и вписались обязательные профилактические работы. Например, довольно часто, такие работы они проводят с пострадавшими в ходе преступления, обыкновенно это выглядит, как обычная разъяснительная беседа.

Проводится и профилактика преступлений:

  • проводятся обзорные выступления;
  • дознаватель делает доклады на правовые темы на предприятиях и в организациях.

Все это делается, для того, чтобы предотвратить будущие преступления. Чаще всего, для информирования используют интернет, радио, телевидение.

Генерал­-майор полиции Сергей МАНАХОВ, начальник Управления по организации дознания МВД России

Дознание - это перспективная, динамично развивающаяся служба, сотрудники которой стоят на страже правопорядка и законных интересов граждан.

История дознания уходит в далекое прошлое. Термин «дознание» произошел от распространенных еще в Древней Руси слов «дознать» и «дознаться» – допытаться, выведать, разузнать, удостовериться в чём-­либо. Документально функция полиции о производстве дознания по происшествиям начинает зарождаться в Указах Петра Первого. В императорском Указе Александра II от 8 июня 1860 года впервые следствие было отделено от полиции. Тогда же изданы «Наказ судебным следователям» и «Наказ полиции о производстве дознания по происшествиям, могущим заключать в себе преступления и проступки». Впоследствии эти два новых института совершенствовались, постепенно устанавливался порядок взаимодействия и проведения расследования по уголовным делам.

В начале 20­-х годов XX века в Советском государстве была проведена судебная реформа, созданы прокуратура и адвокатура, осуществлена кодификация права, что безусловно отразилось на организационных формах и правовых основах предварительного расследования.

Уголовно­-процессуальный кодекс РСФСР 1923 года повысил роль дознания, придал ему значение самостоятельной формы расследования, УПК впервые предусмотрел два вида дознания: дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и дознание по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно. Существование двух вышеуказанных видов дознания стало характерным для всего последующего развития уголовного процесса.

О формировании дознания как службы можно говорить с момента издания приказа МВД СССР от 5 августа 1982 года № 254 «О создании специализированных подразделений дознания в органах внутренних дел и утверждении Примерного положения о них».

Однако Днём образования службы дознания определено 16 октября 1992 года, когда приказом МВД России № 368 в органах внутренних дел были созданы специализированные подразделения дознания в составе милиции общественной безопасности.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, вступивший в силу 1 июля 2002 года, существенно изменил порядок производства дознания по уголовным делам, закрепив новые отличия между дознанием и следствием.

Несмотря на то, что дознание является относительно молодой службой полиции и в октябре 2015 года будет отмечать свое 23-­летие, оно вносит значительный вклад в борьбу с преступностью, который в последнее десятилетие существенно возрос, и я уверен, авторитет дознания будет только укрепляться.

Численность подразделений дознания органов внутренних дел в настоящее время составляет чуть более 20 тысяч сотрудников. Из года в год они показывают высокие результаты по расследованию преступлений, с честью справляются с поставленными задачами.

Принимая во внимание, что в службе работает 75% женщин, приходит понимание: есть чем гордиться.

Дознавателями расследуется 143 состава преступлений, среди которых: кражи, грабежи, мошенничества, причинение вреда здоровью, хулиганство, угоны, незаконный оборот оружия, незаконный оборот наркотических средств, содержание притонов для наркоманов, вандализм, жестокое обращение с животными и иные преступления небольшой и средней тяжести.

Кроме того, дознавателям приходится возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия по преступлениям подследственности следователей, когда их нет рядом.

В производстве подразделений дознания ежегодно находится свыше миллиона уголовных дел, что составляет почти 50% от числа зарегистрированных преступлений, треть из которых направлена в суд.

Главным в работе дознавателя является установление и закрепление доказательств по делу, быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение виновных в его совершении, создание необходимых условий для полного и правильного разрешения каждого дела, обеспечение возмещения причиненного преступлением материального ущерба, выявление по каждому уголовному делу причин и условий, способствовавших совершению преступления, и принятие мер к их устранению.

Решение этих задач возможно только при правильном планировании рабочего времени. Если в производстве дознавателя находится несколько уголовных дел, то составляются сводные план-графики на месяц, оптимально распределяющие работу для обеспечения качества проведения следственных действий с участниками процесса, при этом надо учитывать, что в месяц дознаватель имеет не менее трех суточных дежурств.

Необходимо отметить, что планирование является тем инструментом, благодаря которому в условиях высокой нагрузки возможно грамотное использование рабочего времени.

Современные реалии диктуют необходимость обеспечения высокого уровня профессионального образования дознавателей, так как только доскональное знание законов позволяет им качественно исполнять свои служебные обязанности по защите прав и законных интересов граждан, а внутренняя и правовая культура дают возможность проявлять коммуникабельность в общении с участниками судопроизводства.

Итоговым документом, завершающим расследование, становится обвинительный акт, который является результатом работы иногда нескольких подразделений полиции. В нем сформулированы фабула обвинения, все доказательства, полученные в ходе расследования подразделениями полиции. Правильное решение дознавателем вопросов, входящих в предмет доказывания по каждому уголовному делу, во многом предопределяет законность и справедливость судебного приговора и обеспечивает соблюдение основного принципа уголовного судопроизводства – неотвратимости наказания.

Первоначальным следственным действием, определяющим дальнейшее расследование по уголовному делу, является осмотр места происшествия. Во время совершения преступления остаются разнообразные следы, обнаружение которых – основная задача следственно-­оперативной группы, руководителем которой, как правило, является дознаватель.

Зачастую, обладая минимальной информацией о случившемся, дознаватель должен разобраться в обстоятельствах произошедшего события, оценить обстановку, определить последовательность осмотра. Слаженная работа следственно-оперативной группы обусловливает успех расследования. Поиск, фиксация и изъятие следов преступления проводятся по правилам, разработанным в криминалистике, в тесном взаимодействии различных служб полиции.

Суть этого взаимодействия состоит в оказании взаимной помощи в решении поставленных задач, определенных уголовным судопроизводством, и заключается в совместной и согласованной деятельности дознавателя, эксперта, оперативного работника, участкового уполномоченного полиции, направленной на достижение общей для них цели – раскрытие и расследование преступления.

В последнее время широкое распространение получили различные виды мошенничества, в том числе в сфере экономики и компьютерной информации, кредитования, предпринимательской деятельности, страхования, с использованием платежных карт, которые также отнесены к компетенции дознания. В связи с этим приходит понимание важности всего процесса предыдущего обучения, необходимости знаний, полученных сотрудником в высших учебных заведениях, а также в ходе самоподготовки.

Необходимо отметить, что помимо юридического образования дознавателю нужно еще знать основы экономики, уметь пользоваться техникой любой сложности. Есть дознаватели, имеющие по два высших образования. Подразделениями дознания системы МВД России в 2014 году направлено в суд 12 509 уголовных дел по преступлениям, предусмотренным статьями 159.1 – 159.6 УК РФ. Сложности, с которыми сталкиваются дознаватели при расследовании преступлений, совершенных с использованием современных информационных технологий, обусловлены особенностями электронных баз данных, в том числе их обезличенностью, быстротой и легкостью уничтожения.

Также следует уделить особое внимание такому направлению, как экстремизм, который стал реальностью современного мира, негативные последствия его проявлений в той или иной мере испытывают на себе все государства. В утвержденной 12 мая 2009 года Указом Президента Российской Федерации № 537 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур определяется одним из основных источников угроз национальной безопасности.

Экстремистская нетерпимость отрицает этническое и религиозное многообразие, составляющее важнейший фактор исторического развития России, подрывает принципы суверенной демократии, ведет к нарушению прав человека, угрожает стабильному сосуществованию наций и социальных групп в российском обществе, препятствует достижению гражданского согласия, утверждению и развитию демократических ценностей. Законодательство Российской Федерации запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду.

К компетенции дознавателей органов внутренних дел Российской Федерации отнесено шесть составов преступлений (причинение вреда здоровью, побои, угроза убийством, хулиганство, надругательство над телами умерших и местами их захоронения, вандализм), имеющих квалифицирующие признаки, связанные с экстремистской направленностью.

Важная роль в раскрытии указанных преступлений отводится взаимодействию дознания с другими службами, конечной целью которого является оперативное сопровождение всего процесса расследования. Так, например, в 2014 году в г. Новосибирске неизвестными совершено три акта вандализма, связанных с нанесением фашисткой символики в виде свастики на входную дверь и вывеску приемной политической партии «Единая Россия», изображения фашисткой символики и флага – на постамент памятника В.И. Ульянову (Ленину), танка «Т­34» и машины залпового огня «Катюша».

В целях своевременного раскрытия указанных преступлений была создана следственно­-оперативная группа из числа сотрудников УМВД России по г. Новосибирску. В ходе проведения оперативно-­разыскных мероприятий, на основе данных, полученных в ходе дознания, круг подозреваемых был установлен, собранные доказательства позволили составить обвинительный акт и направить уголовное дело в отношении трех обвиняемых в суд.

Также в качестве примера можно привести ситуацию в Костромской области, где в апреле 2015 года дознанием направлено в суд уголовное дело в отношении гр. Б, который по мотивам национальной ненависти нанес несколько ударов несовершеннолетнему Д., находящемуся на территории Российской Федерации в статусе беженца из Украины и проживающему в здании социально-­досугового центра.

Преступления экстремистской направленности зачастую связаны с применением оружия. Поэтому чем больше мы выявляем преступлений в сфере незаконного оборота оружия, тем меньше совершается преступлений с его применением, их расследование направлено на установление всей преступной цепочки от сбытчика до приобретателя. В 2014 г. по статье 222 УК РФ (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов) УК РФ в суд направлены уголовные дела по 10 177 преступлениям.

Большое количество оружия выявляется при обнаружении схронов. Ярким примером является уголовное дело, возбужденное дознанием УМВД России по г.о. Химки Московской области, по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 222 УК РФ. В одном из гаражных боксов было обнаружено семь спортивных сумок с оружием (автоматы Калашникова, пистолеты, пистолеты-­пулеметы, гранатометы, ручные гранаты и другое).

В Крыму дознанием изъята у подозреваемого одна граната, в ходе активной работы с обвиняемым последний добровольно выдал целый арсенал оружия, и дело было передано в подразделение ФСБ России. Изъятое оружие позволило предотвратить ряд преступлений с его использованием.

Подразделения дознания территориальных органов МВД России вносят весомый вклад в борьбу с незаконным оборотом наркотиков. Ими к уголовной ответственности привлекается более половины лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, посягающих на установленный порядок оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

Так, в прошлом году дознавателями органов внутренних дел окончено 35 855 уголовных дел по таким преступлениям. Их удельный вес в общем числе оконченных правоохранительными органами в рассматриваемой области составил 63,6%. Например, в марте 2015 года в УМВД России по г. Владимиру задержан подозрительный гражданин, у которого при личном досмотре обнаружен и изъят сверток с порошкообразным веществом белого цвета, а также сотовый телефон. При осмотре изъятого телефона обнаружены фотографии мест, не относящихся к историческим достопримечательностям г. Владимира. В ходе проведенных следственных действий опрошен гр. С., который указал, что на фотографиях изображены места «закладок» наркотических средств. Дознавателем было принято решение о проведении осмотров данных мест, в результате которых обнаружены 22 свертка с порошкообразным веществом белого цвета, содержащем наркотическое вещество пирролидиновалерифен. Таким образом, в результате грамотных действий дознавателя изобличен распространитель наркотиков на территории г. Владимира.

Одним из опасных социальных явлений, зачастую являющихся почвой для совершения множества преступлений, в том числе и тяжких, является нелегальная миграция. Ни для кого не секрет, что в крупных мегаполисах значительная доля противоправных деяний совершается иностранцами, большинство из которых находятся на территории страны нелегально. Около 80% таких преступлений выявляется и расследуется сотрудниками органов внутренних дел.

Наибольший вклад в противодействие незаконной миграции вносят сотрудники подразделений дознания территориальных органов МВД России посредством расследования преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 3221 (организация незаконной миграции), статьями 3222 (фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации), 3223 (фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации) УК РФ.

В 2014 году по части 1 статьи 3221 УК РФ 1 134 уголовных дела направлено в суд, при этом удельный вес последних в числе расследованных составил 81,9%. По статье 3222 УК РФ в прошлом году в суд направлено 961 уголовное дело, а по статье 3223 УК РФ – 7 060.

Так, например, в декабре 2014 года подразделением дознания ММО МВД России «Лябинский» МВД по Республике Мордовия возбуждено уголовное дело по признакам состава преступлений, предусмотренных статьями 3222 УК РФ по фактам фиктивной регистрации двух граждан Республики Армения. В ходе дознания установлено, что гр. М. зарегистрировала в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении данных граждан, которые фактически по месту регистрации не проживали. По результатам производства дознания уголовное дело направлено в суд. В настоящее время крайне актуальны вопросы расследования и предупреждения фактов заведомо ложных сообщений об актах терроризма (статья 207 УК РФ).

Сложность раскрытия таких преступлений объясняется тем, что для затруднения возможности установления личности авторы сообщений всё чаще прибегают к различным ухищрениям, в том числе к услугам интернет­серверов, расположенных за пределами России, применяют так называемые анонимайзеры (средство для скрытия информации о компьютере или пользователе в сети от удаленного сервера) и прокси­-серверы, не записывающие и не хранящие данные, по которым возможно идентифицировать пользователя.

Такие преступления причиняют много хлопот правоохранительным органам, так как при поступлении информации о минировании обозначаются, как правило, места массового скопления людей, в том числе торговые центры, культурные заведения и т.д. В этой связи для обеспечения без­опасности граждан принимаются экстренные меры по их эвакуации. К проводимым мероприятиям привлекаются сотрудники МЧС, МВД, скорой медицинской помощи, что требует серьезных финансовых и временных затрат. Также причиняется материальный ущерб организациям, поскольку они вынуждены прекращать свою деятельность.

Так, например, в период с 9 февраля по 7 марта 2015 года в органы внутренних дел ряда регионов страны, а также на электронный адрес ЗАО «Тандер» посредством сети Интернет с электронного почтового ящика и с абонентского номера телефона, зарегистрированных на территории Украины, поступило 18 заведомо ложных сообщений об актах терроризма в магазинах торговой сети «Магнит». По данным фактам проводились проверки, по результатам которых по части 1 статьи 207 УК РФ дознанием возбуждено 21 уголовное дело, из них в Москве – 1, Санкт-Петербурге – 4, Краснодаре – 2, Челябинске – 2, Новосибирске – 7, Нижнем Новгороде – 2, Свердловске – 2, Белгороде – 1. По всем уголовным делам проведены необходимые оперативно­-разыскные мероприятия и следственные действия, по изъятым аудиозаписям с речевых регистраторов назначены фоноскопические судебные экспертизы.

Также ярким примером правильной организации работы по раскрытию и расследованию преступлений является уголовное дело, возбужденное в марте текущего года по части 1 статьи 207 УК РФ в г. Сочи. После сообщения от дежурного пожарной части о звонке, поступившем от неизвестного лица с абонентского номера с кодом Республики Кипр, о минировании магазина «Магнит», в результате слаженных действий дознавателя и оперативных сотрудников 31 марта 2015 года по подозрению в совершении данного противоправного деяния задержан гр. Е., житель г. Саранска, фактически проживающий в г. Сочи, который в ходе допроса вину свою признал, в содеянном раскаялся. Доказать его причастность к другим эпизодам не удалось, однако звонки с указанной информацией больше не поступали.

В настоящее время возросла общественная опасность преступлений, совершенных несовершеннолетними. Это – серьезная проблема, с которой так или иначе сталкивается государство. Сегодня, когда идут масштабные и стремительные процессы социально-­экономических и политических изменений в обществе, особенно трудно приходиться подросткам с их неустоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Представление несовершеннолетнего о морали и праве в силу возрастных причин не стали осознанными и не регулируют его поведение должным образом.

В последнее время участились случаи совершения преступлений подростками в возрасте от 10 до 16 лет. Особую тревогу вызывают деяния, предусмотренные статьей 244 (надругательство над телами умерших и местами их захоронения) УК РФ. Такие случаи имели место в Бурятии, Амурской и Московской областях. Все преступления раскрыты. Последствием совершения таких преступлений является причинение как морального, так и материального ущерба, возмещение которого ложится на плечи родителей.

В случае выявления фактов, свидетельствующих о социально опасном положении детей, бездействия со стороны родителей либо об их действиях, которые представляют опасность для жизни или здоровья несовершеннолетних, принимаются соответствующие меры реагирования, дознаватели информируют заинтересованные ведомства в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

При этом следует понимать, что несовершеннолетние правонарушители – это прежде всего дети, как правило, поддающиеся влиянию общества и попавшие в сложную жизненную ситуацию либо в определенную криминальную среду. В 2014 году в ходе расследования дознавателями привлечены к уголовной ответственности 25 взрослых лиц, которые вовлекли несовершеннолетних в преступную деятельность.

Ответственность за такие деяния предусмотрена статьями 150 (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления), 151 (вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий) УК РФ. Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов наносят существенный вред Российской Федерации. Совершение указанных преступлений является экономически выгодным из­-за непрекращающегося спроса на объекты животного мира.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года в числе национальных интересов Российской Федерации названа экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которого достигается за счет сбалансированного потребления. Изменение природы вследствие сознательной деятельности человека неотвратимо приводит к ухудшению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Особо хочется отметить практику применения введенной законодателем в октябре 2013 года статьи 258.1 (Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации) УК РФ, которая свидетельствует о положительных тенденциях по разрешению уголовных дел данной категории.

Так, в 2014 году по данной статье зарегистрировано 827 преступлений, расследовано 359 уголовных дел, направлено в суд – 288. Например, в апреле 2014 года в УМВД России по Ненецкому автономному округу в ходе реализации проекта «Медвежий патруль», организованного Всемирным фондом дикой природы, по факту выявления на острове Вайгач незаконно добытых двух особей белого медведя возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 258.1 УК РФ.

В ходе дознания в совершении указанного преступления изобличен житель Воркуты. Судом вынесен обвинительный приговор. В январе 2015 года в ГУ МВД по г. Москве при обследовании нежилого помещения ресторана обнаружена шкура особо ценного дикого животного. По результатам проведенной экспертизы установлена ее принадлежность амурскому тигру, занесенному в Красную книгу Российской Федерации и охраняемому международными договорами Российской Федерации. Дознавателем возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 258.1 УК РФ. В результате активных следственных действий установлен обвиняемый, уголовное дело направлено в суд. Сейчас идет проверка по материалу по факту незаконной охоты на снежного барса, который редко встречается на территории России и занесен в Красную книгу.

Немаловажным направлением в деятельности дознания является профилактическая работа, включающая в себя мероприятия по установлению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, и выработке мер по их устранению.

Расследование преступлений компетенции дознания имеет превентивную направленность и является одной из главных профилактических форм предупреждения совершения более тяжких преступлений. Например, привлечение лица к уголовной ответственности по фактам незаконного оборота оружия может предупредить совершение особо тяжких преступлений, таких как убийство, разбой и т.д. В ходе расследования обязательно выясняются обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, в случае необходимости руководителям предприятий, учреждений и организаций направляются представления по их устранению. Активно используются непроцессуальные формы профилактики (выступления в учебных и трудовых коллективах, печатных изданиях, на радио и телевидении). Дознавателями проводятся разъяснительные беседы с потерпевшими с целью исключения в последующем с их стороны виктимного поведения, провоцирующего совершение новых преступлений.

В своем развитии дознание не стоит на месте, появляются новые формы и методы расследования, позволяющие существенно ускорить восстановление прав потерпевших и возместить причиненный им ущерб. Важным этапом в деятельности подразделений дознания явилось вступление в силу положений Федерального закона от 4 марта 2013 года № 23 ­ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-­процессуальный кодекс Российской Федерации», которым введена сокращенная форма производства дознания.

Данный правовой инструментарий позволяет наиболее эффективно реализовать меры государственного реагирования на совершенное преступление, ускорить привлечение виновных к ответственности и восстановить нарушенные права потерпевших. При совершении очевидного преступления и признании подозреваемым своей вины у дознавателя нет необходимости в сборе большого количества доказательств. Пакет документов минимален и большей частью состоит из того, что установлено непосредственно после совершения преступления, а для рассмотрения уголовного дела судом предусмотрен особый упрощенный порядок.

В 2014 году по итогам сокращенного расследования в суд направлено 31 201 дело. По сравнению с общим массивом это всего 10%, но темпы положительной динамики постоянно возрастают. Вместе с тем применение сокращенного дознания предполагает особую организацию работы. Принимая во внимание, что в основу обвинения ложатся материалы доследственной проверки, повышаются требования к срокам и качеству ее проведения. Многим сотрудникам органов внутренних дел этому еще предстоит научиться. Но уже сегодня есть регионы, такие как Республика Мордовия, Ростовская, Тюменская, Кировская области и Еврейская АО, где должная организация работы позволяет от 30% до 46% дел направлять в суд в течение 15 суток. Достигнутые результаты в этом направлении должны стать ориентиром для всех подразделений полиции России.

Важное место в деятельности дознания занимает международное сотрудничество. Ежегодно значительное количество запросов о правовой помощи по уголовным делам направляется подразделениями дознания в зарубежные страны, также запросы поступают из правоохранительных органов иностранных государств. Координирующим звеном в данном направлении является Управление по организации дознания МВД России, которое призвано помочь дознавателям избежать характерных ошибок при составлении запросов, а также правильно исполнять поступающие поручения.

В рамках оказания практической и методической помощи Управлением организовано рассмотрение и исполнение 710 международных поручений о проведении следственных действий и сборе характеризующего материала по уголовным делам, из которых 96% составляют поручения, направляемые в страны Содружества Независимых Государств (СНГ) на основании Минской конвенции о правовой помощи.

В прошлом году созданы подразделения дознания в Крыму и Севастополе. Поскольку в структуре МВД Украины существовало только следствие, формировать службу пришлось с нуля. При непосредственном участии сотрудников УОД МВД России и дознавателей территориальных подразделений субъектов Российской Федерации налажено функционирование вновь созданных подразделений, им оказывается повседневная практическая помощь.

Малый срок службы на новых должностях не помешал сотрудникам МВД по Республике Крым и УМВД России по г. Севастополю достойно выступить на VI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства среди сотрудников подразделений дознания территориальных органов МВД России на звание «Лучший по профессии», который проходил в августе 2014 года на базе ГУ МВД России по Ставропольскому краю.

В соревнованиях приняли участие 94 дознавателя – победители отборочных туров из всех территориальных органов и подразделений полиции на транспорте. Программа конкурса включала в себя соревнования по пяти дисциплинам: специальной, огневой, физической, технико­-криминалистической и медицинской подготовке.

Высокий профессиональный уровень продемонстрировали представители многих регионов, победу в общем зачете одержала старший дознаватель отделения дознания Чувашского линейного отдела МВД России на транспорте УТ МВД России по Приволжскому федеральному округу майор полиции Вера Андреева.

Особое внимание хотелось бы обратить на участие сотрудников дознания в мероприятиях, посвященных Дню правовой помощи детям, приуроченного к Международному дню защиты детей, в период с 25 по 29 мая 2015 года.

Дознаватели принимали участие в проведении школьных линеек, посвященных окончанию учебного года, проводили лекции по правовым вопросам, в том числе об ответственности несовершеннолетних за совершение правонарушения, безопасности детей в период летних каникул, профилактике преступлений среди несовершеннолетних и их виктимного поведения. Достигнуты договоренности о постоянном взаимодействии со школами.

Авторитет и престиж службы дознания крепнут с каждым годом. Наряду с исполнением профессиональных обязанностей дознаватели соблюдают традиции органов внутренних дел, выполняют возложенные на них нелегкие задачи, реализуют в правоприменительной практике принципы законности и гласности, тем самым способствуют повышению общественного доверия к органам правопорядка.

19.06.2015