1 конституционно правовые отношения. Курсовая работа: Конституционно-правовые отношения. Академия права и управления

Реализация норм конституционного права влечет за собой возникновение конституционно-правовых отношений общественных отношений, урегулированных нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.

Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений выражаются в следующем:

  • 1) возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;
  • 2) им свойственен особый субъектный состав; некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других видов правоотношений;
  • 3) характеризуются значительным разнообразием, создающим многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных правоотношений.

Так же, как и нормы конституционного права, конституционно-правовые отношения могут быть классифицированы.

1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений они разграничиваются на конкретные и общие правоотношения. В правовой системе наиболее распространены правоотношения, возникающие в результате реализации конкретных правовых норм. В конституционном праве большинство конституционно-правовых норм также порождают соответствующие конкретные конституционно-правовые отношения. В них четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности. Вместе с тем в конституционном праве, как уже отмечалось ранее, имеются правовые нормы общего характера (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т.д.). Их реализация не порождает конкретных правоотношений – возникает особый вид правоотношений общего характера. В таких правоотношениях субъекты не определены однозначно, не установлены конкретные права и обязанности.

В виде правоотношений общего характера реализуются многие нормы- принципы, закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации (гл. 1 Конституции РФ). Так, принцип разделения властей реализуется через сложную систему конкретных правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Все эти конкретные правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает на основе данной нормы-принципа и как бы создает режим конкретных связей. С таким общим правоотношением сообразуют свою деятельность все субъекты, обязанные реализовывать данный принцип. Оно лежит в основе их правомочий, определяет в общей форме права и обязанности, компетенцию органов государственной власти.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния. Их особенность – четкая определенность субъектов правоотношений. Однако конкретное содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, однозначно не определено, оно вытекает из значительного числа действующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, вхождение субъектов РФ в состав России.

  • 2. С точки зрения времени функционирования конституционных правоотношений их можно разделить на постоянные и временные. Период действия постоянных правоотношений не установлен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование. К примеру, смерть гражданина прекращает отношения гражданства. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате конкретных норм и действуют до того времени, пока сохраняют свою юридическую значимость. В частности, на механизме временных правоотношений построена избирательная система. Отношения между избирателями и кандидатом в депутаты, между избирательными комиссиями и другими субъектами избирательных правоотношений действуют на период конкретных выборов.
  • 3. По функциональному назначению в механизме правового регулирования аналогично конституционно-правовым нормам образуется два вида правоотношений: материальные и процессуальные.
  • 4. В зависимости от вида норм выделяются также правоустановительные (содержащие права и обязанности) и правоохранительные отношения (связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах). Так, право частной собственности охраняется законом – на основе этой нормы возникают правоохранительные конституционно-правовые отношения. Норма о том, что "признается и защищается частная собственность" (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ), порождает правоустановительные отношения.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты делятся на события и действия. Событие происходит независимо от воли субъекта, в то время как действие связано с его волеизъявлением. Например, событием является рождение гражданина, которое порождает отношения гражданства. В свою очередь действия могут быть разграничены на юридические акты и юридические поступки. Как правило, возникновение, функционирование и развитие конституционных правоотношений происходит в результате целой системы юридических фактов. Так, правоотношению, содержанием которого является реализация избирательного права, предшествует цепь юридических фактов: принятие правовых актов о назначении выборов и об образовании избирательных округов, участков; составление списков избирателей; включение в списки конкретного гражданина; наступление срока, установленного для начала голосования. Получением избирательного бюллетеня и индивидуальным голосованием правоотношение но реализации нрава избирать и быть избранным заканчивается.

Конституционно-правовое отношение - возникающая на основе норм конституционного права общественная связь между субъектами, выражающаяся в форме субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая принудительной силой государства.

Особенностями конституционно-правовых отношений являются:

1) специфика содержания. Конституционно-правовые отношения возникают в области общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права;

2) специфика субъектного состава. Некоторые субъекты могут быть участниками только конституционно-правовых отношений;

3) специфика объектов конституционно-правовых отношений;

4) многообразие видов конституционно-правовых отношений и значительный удельный вес в нем общих (общерегулятивных) отношений.

Субъективные права и обязанности субъектов конкретного конституционно-правовогоотношения составляют его содержание.

Субъективное право - это предусмотренная нормой конституционного права мера возможного поведения участника правоотношения. Основная особенность, характеризующая субъективное право, - возможность использовать его по своему усмотрению участниками (субъектами) конкретного конституционно-правового отношения. Так, в ст. 31 Конституции РФ записано: "Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование". Следовательно, если при проведении должным образом разрешенной демонстрации конкретный гражданин захочет участвовать в ней, то он при желании имеет субъективное право принять участие в этой демонстрации.

Субъективная обязанность - это предусмотренная юридической нормой конституционного права мера должного поведения субъектов (участников) конституционно-правового отношения. В зависимости от характера поведения, закрепленного в диспозиции правовой нормы, субъективные обязанности бывают:

    активными, предусматривающими необходимость определенных действий;

    пассивными, предписывающими необходимость воздержания от определенных действий, запрещенных нормой права.

5..Система конституционного права. Место конституционного права в системе национального права.

Конституционное право как совокупность норм имеет свою систему. Система есть внутреннее строение отрасли, ее структура, определяемая дифференциацией и интеграцией конституционно-правовых норм. Систему конституционного права обусловливают взаимосвязи норм данной отрасли права, их объединение в правовые институты.

Первичным звеном системы отрасли права всегда выступает правовая норма.

Система конституционного права выглядит следующим образом:

1.Институт основ конституционного строя . Данный институт является центральным в системе конституционного права, базой для всей отрасли. В свою очередь, институт основ конституционного строя делится на пединституты:

1) основные принципы отношений человека и государства:

2) основные принципы устройства государства и организации государственной власти.

2. Институт нрав и свобод человека и гражданина . Это самый крупный институт конституционного права, закрепленный в большом количестве источников, начиная с международных конвенций о правах человека. Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, признает их неотчуждаемость. Составные части института прав и свобод человека:

1) гражданство;

2) права, свободы и обязанности личности и механизмы их реализации;

3) пределы ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;

4) гарантии реализации прав и свобод.

3. Институт федеративного устройства . Нормы данного института закрепляют федеративные отношения, лежащие в основе построения российского государства. В основном, нормы данного института отражены в Конституции РФ (гл. 2), а также в конституционно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами).

4. Институт референдума и выборов как высших непосредственных форм народовластия. Нормы данного института определяют порядок реализации прав граждан на участие в референдуме и в выборах. Основной массив норм находится не в Конституции РФ, а в федеральных конституционных и федеральных законах (например, о референдуме Российской Федерации, об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).

5. Институт системы органов государственной власти и местного самоуправления . Структура института включает следующие части:

1)Президент РФ;

2) Федеральное Собрание Российской Федерации;

3) Правительство РФ:

4) конституционно-правовые основы организации судебной власти в Российской Федерации;

5) конституционно-правовые основы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

6. Институт местного самоуправления . Нормы данного института определяют организацию местного самоуправления, которое наряду с государственной властью является формой осуществления народовластия. Конституция РФ содержит основные положения о местном самоуправлении, которые развиваются в текущем законодательстве (федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о финансовых основах местного самоуправления в Российской федерации и др.).

7. Институт Конституции . Конституция - самостоятельный объект конституционно-правового регулирования, точнее, саморегулирования, так как именно в ней установлены положения о ее верховенстве, непосредственном действии, о порядке изменения положений Конституции. Необходимость выделения этого института обоснована важностью для конституционного права такого объекта регулирования, как Конституция. Ее нормы во многом являются служебными, так как объектом их регулирования выступают также правовые нормы. Однако данный институт содержит немало процессуальных норм, определяющих порядок принятия поправок к Конституции, пересмотра Конституции. Источником данного института является сама Конституция, а также Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Конституционное право традиционно занимает ведущее место в системе отраслей национального права, предопределяя содержание иных отраслей права. Это определяется несколькими моментами:

1) предметом конституционного права являются общественные отношения, в которых выражаются основные принципы общественного и государственного устройства;

2) основной источник конституционного права - Конституция РФ -акт, содержащий нормы, имеющие учредительный характер;

3) конституционное право определяет основы конституционного строя Российской Федерации.

4) конституционное право закрепляет основные права человека и гражданина, определяет общую правосубьектность индивида в рамках нашей правовой системы.

5) конституционное право устанавливает федеративное устройство Российской Федерации, разделение полномочий между Федерацией и ее субъектами, определяя источники той или иной отрасли права.

6) конституционное право закрепляет основы организации государственной власти и местного самоуправления, компетенцию высших федеральных органов власти, принципы организации региональных органов власти

7) конституционное право регламентирует правотворческий процесс - процедуру создания норм права - исходных элементов любой отрасли права, закрепляет виды источников, в которых могут содержаться правовые нормы.

В целом, конституционное право является первичной отраслью национального права, так как устанавливает процесс воспроизводства всех отраслей права, в том числе и себя самого.

    Конституционно - правовая ответственность - понятие, особенности, проблемы реализации.

Конституционно-правовая ответственность - это самостоятельный вид юридической ответственности, осуществление мер которой в виде различного рода неблагоприятных последствий для субъектов не только устанавливается конституционно-правовыми нормами, но и направлено, прежде всего, на защиту конституционно-правовых отношений.

Особенности конституционно-правовой ответственности и соответственно ее обособление как самостоятельного вида юридической ответственности объясняются предметом и методом конституционно-правового регулирования общественных отношений; функциями, которые выполняет конституционное право в общей системе права; спецификой статуса субъектов конституционно-правовых отношений; особенностями юридической природы неправомерного поведения в конституционно-правовой сфере; характером конституционных предписаний, на базе которых возникает ответственность; особой процедурой ее реализации.

Проблема реализации конституционно-правовой ответственности решается непросто, и к важнейшим относится вопрос об инстанции - субъекте юрисдикции. Кто-то должен констатировать наступление конституционно-правовой ответственности в отношении соответствующего субъекта. В ином случае невозможно привлечь к конституционно-правовой ответственности. Если инстанция ответственности - субъект юрисдикции не установлена - нет и самой ответственности. В связи с этим при закреплении конституционно-правовой ответственности должны быть четко указаны не только субъект ответственности, основание, меры воздействия, но и обязательно - инстанция.

    Источники конституционного права России.

Источниками конституционного права России являются законодательные и иные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права. К ним относятся:

1. Конституция Российской Федерации - главный источник государственного права. Ее нормы регулируют наиболее важные, общественные отношения. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой. Это означает, что никакой другой законодательный акт не может противоречить положениям Конституции, а в случае коллизии действуют нормы конституционные.

Конституция составляет правовую основу, фундамент всего действующего законодательства. Она является актом прямого действия и применения на всей территории Российской Федерации.

В Конституции устанавливаются правовые нормы общего характера, основополагающие для всего текущего конституционно-правового регулирования.

Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания установленных в ней норм. Последние охватывают своим воздействием все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную.

Конституция РФ по сравнению с другими источниками имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.

В Конституции определяются многие другие виды источников отрасли права.

Значение Конституции как основного источника отрасли определяется тем, что установленные в ней нормы выступают как форма воплощения государственной воли народа.

2. Законы Российской Федерации. Конституция 1993 года устанавливает существование двух видов законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Они различаются по юридической силе, предметам ведения, порядку принятия и особенностям применения в их отношении отлагательного вето Президента.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией, в особом более усложненном порядке, установленном ст. 108 Конституции. В Конституции установлено также верховенство этих законов над всеми иными актами государственных органов, а также над законами субъектов федерации. Регулированию конституционным федеральным законом подлежат вопросы порядка введения и режима чрезвычайного положения (ст. 56);

Принципиальный характер имеют также положения, сформулированные в ст. 15 Конституции, об обязанности соблюдать Конституцию и законы органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.

Для характеристики законов как источников конституционного права важное значение имеют положения Конституции о том, что законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом. Их официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в “Российской газете” и Собрании законодательства Российской Федерации.

В качестве примера можно привести Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 29, ст. 2757).

3. Конституции республик, находящихся в составе России. Они принимаются высшими органами законодательной власти республики или референдумом. Конституция республики не может противоречить Конституции России..

Несколько примеров: Конституция Республики Тыва (в ред. Законов Республики Тыва от 8 октября 1996 г. N 639, N 641, N 643); Конституция Республики Дагестан (принята Конституционным Собранием 26 июля 1994 г.);

4. Статус других субъектов Российской Федерации - краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов регламентируется также Уставами. Эти акты относятся к числу источников конституционного права и принимаются законодательными органами соответствующих субъектов.

Например: Устав Еврейской автономной области (принят Законодательным Собранием Еврейской автономной области 8 октября 1997 г.); Устав Тульской области (принят Тульской областной Думой 28 сентября 1995 г.).

5. Важным источником конституционного права являются Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, главы государства. Обладая широкими полномочиями, Президент реализует свою компетенцию путем издания указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

В Конституции России предусмотрено также, что Указы Президента о введении военного положения и введении чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации (ст. 102).

Например: Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288 "О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1993 г., N 52, ст. 5086).

6. Источниками конституционного права являются также акты палат Федерального Собрания - парламента Российской Федерации, представительного и законодательного органа.

В соответствии со ст. 102 Конституции России Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

7. Источником конституционного права являются также Декларации. Именно в этой форме были приняты “Декларация о государственном суверенитете РСФСР” от 12 июня 1990 года, “Декларация о языках народов России” от 25 октября 1991 года и др.

8. К числу источников конституционного права относятся постановления и распоряжения Правительства. Они издаются на основании и во исполнение Конституции России, федеральных законов, нормативных указов Президента. Эти постановления и распоряжения обязательны к исполнению в России. В случае их противоречия Конституции, законам и указам, постановления и распоряжения правительства могут быть отменены Президентом Российской Федерации (ст. 115).

Кроме этих видов актов Правительство принимает также заключения.

9. Регламенты палат Федерального Собрания содержат конституционно-правовые нормы, регулирующие вопросы организации и деятельности Совета Федерации и Государственной Думы. Они применяются самой палатой и не требуют утверждения никаким другим органом.

10. Федеративный характер устройства России обусловливает существование таких видов источников государственного (конституционного) права как законы, принимаемые высшими представительными органами республик, указы, принимаемые главами этих государств в составе Российской Федерации, постановления законодательных и исполнительных органов в субъектах федерации.

11. К числу источников конституционного права относятся Договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с ее субъектами, а также между самими субъектами федерации. Примером такого вида источника являются Федеративный Договор от 31 марта 1992 года, Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан 1994 года и др.

12. После принятия Конституции 1993 года в числе источников конституционного права появился еще один вид актов.

13. К числу специфических источников конституционного права относятся решения Конституционного Суда. Специфика этого вида определяется тем, что Конституционный Суд не может принимать нормативных актов, хотя его постановления окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после его провозглашения Они действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами.

Любые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают юридическую силу

14. Правовые акты СССР и РСФСР. Отдельные из них сохраняют свою юридическую силу. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории России до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции.

15. Источником конституционного права являются также акты органов местного самоуправления. Эти органы, реализуя свои полномочия, установленные восьмой главой Конституции Российской Федерации, издают по вопросам своей компетенции правовые акты.

В заключение надо подчеркнуть, что источниками конституционного права являются не все перечисленные выше акты, а только те из них, которые содержат нормы государственного права.

    Сущность и виды конституции

Конституция в формальном смысле – закон, обладающий высшей юридической силой и поэтому принимаемый и изменяемый в особом по сравнению с обычными законами порядке.

Конституция в материальном смысле – совокупность норм, регулирующих организацию государственной власти.

Сущность конституции – внутреннее содержание конституции, проявляющееся во внешних формах ее существования. Сущность конституции:

    конституция – это выражение общей воли народа, общественный договор (естественная школа права);

    конституция – выражение высшей правовой нормы (нормативистская школа права);

    конституция – акт общества как корпоративного целого (у институционалистов);

    конституция – документ, устанавливающий правила политической игры;

    конституция – отражение определенного соотношения политических сил.

Виды конституций по форме выражения:

  • неписаные.

Писаная конституция - нормативный правовой акт, целостно регулирующий вопросы конституционного значения. Писаная конституция может быть единым и единственным актом, например Конституция США. Однако она может представлять собой несколько актов (их частей), содержательно дополняющих друг друга и формально провозглашенных составными частями единой конституции.

Неписаная конституция - совокупность обычных по форме законов, судебных актов, обычаев (например, конституции Великобритании, Новой Зеландии). Составляющие неписаную конституцию источники не дают каждый по отдельности цельную модель общественно-государственной жизни в своих странах.

Виды конституций по субъектам принятия:

    дарованные (октроированные);

    исходящие от народа (народные конституции).

Дарованная конституция вводится в действие актом главы государства (высшего исполнительного органа власти), например Конституция Катара. Дарованной конституцией являлись основные государственные законы Российской империи 1906 г., введенные в действие актом императора.

Народная конституция может приниматься на референдуме, парламентом, высшим органом власти, сформированным исключительно для принятия конституции (учредительное собрание, конституционное собрание).

Виды конституций по порядку принятия и изменения:

Гибкая конституция - основной закон, принимаемый и изменяемый в том же порядке, что и обычные законы государства.

Жесткая конституция - основной закон, принимаемый и изменяемый в более усложненном порядке, чем обычные законы соответствующей страны. Ужесточение изменения конституции диктуется в условиях конкретных государств разными причинами: стремлением политически и экономически преобладающих в обществе групп, заинтересованных в неизменности конституции, обеспечить ее устойчивость; необходимостью обеспечить устойчивое развитие общества, государства, законодательства без постоянных «встрясок» и др.

Выделяют также юридические и фактические конституции.

Юридическая конституция - это писаная или неписаная, дарованная или народная, гибкая или жесткая конституции.

Фактическая конституция - действительный строй общественно-государственных отношений, в той или иной мере воспроизводящий его модель, закрепленную в юридической конституции.

С точки зрения действенности конституционных норм юридические конституции еще разделяют на реальные и фиктивные.

Реальная конституция - та, предписания которой воплощены в действительности, а юридическая и фактическая конституции совпадают.

Фиктивная конституция закрепляет принципы и институты либо отсутствующие в действительности, либо на практике отличающиеся от их конституционной модели. В жизни трудно найти конституцию, которая бы во всех своих положениях была реальной или фиктивной. Поэтому важно с точки зрения реальности или фиктивности оценивать отдельные конституционные нормы, институты.

    Специфические черты и юридические свойства конституции Российской Федерации.

Сущность Конституции проявляется через ее основные юридические свойства, т. е. характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа:

    выступает в качестве основного закона государства;

    обладает высшей юридической силой (юридическое верховенство);

    выполняет роль основы всей правовой системы страны;

    стабильна.

Иногда к свойствам (чертам) конституции относят и другие признаки – легитимность, преемственность, перспективность, реальность и др.

Конституция РФ (как и любого другого государства) является Основным Законом страны («законом законов»). Несмотря на то что в официальном названии и тексте этот термин отсутствует (в отличие, например, от Конституции РСФСР 1978 г., конституций некоторых республик – субъектов РФ или конституций ФРГ, Монголии, Гвинеи и других государств), это свойство вытекает из самой правовой природы и сущности конституции.

Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам: ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.), не может противоречить Основному Закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции.

Специфические черты Конституции: особый субъект – на род РФ; первичный характер конституционных норм; всеобъемлющий характер; особые юридические свойства

    Способы изменения конституции РФ

Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, в результате чего может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.

Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Например, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст. 65, в которой устанавливается субъектный состав РФ. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.

Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

Проведение референдума по проекту Конституции является достаточно трудоемким процессом, именно поэтому процедура изменения Конституции названа усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный выбор конституционного строя страны.

Часть конституционных норм может быть изменена путем издания Федеральным Собранием РФ федеральных законов о внесении изменений в статьи Конституции РФ.

Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ.

В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3–8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.

Изменения в Конституцию могут быть внесены только в отношении ст. 65, где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе. В настоящее время таким образом внесены изменения в ст. 65 в связи с изменением наименований субъектов РФ: Республики Ингушетии и Алании.

    Правовая охрана конституции. Содержание конституционного контроля и надзора. Виды конституционного контроля.

ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ - комплекс специальных юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности. В более широком смысле под П.о.К. понимают создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм. В специальном же значении П.о.К. предполагает применение специфических конституционно-правовых средств в целях обеспечения верховенства Конституции в правовой системе

В конституционной практике РФ сложились следующие правовые формы (способы) охраны Конституции:

1) охрана Конституции Президентом РФ. Во-первых, как гарант федеральной Конституции Президент РФ наделен прерогативами по защите конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина. Во-вторых, предусмотренное Конституцией (ч. 2 ст. 85) право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 ст. 85) предоставляет ему возможность не только непосредственно контролировать состояние конституционной законности, но и активно влиять на него;

2) осуществление конституционного надзора судами общей юрисдикции. Суды наделены правом не применять те правовые нормы, которые, по убеждению суда, не соответствуют Конституции РФ (в этом случае суд обязан обратиться в установленном порядке в Конституционный Суд по поводу признания такой нормы неконституционной);

3) деятельность иных государственных органов, прежде всего органов прокуратуры, Уполномоченного по правам человека РФ по обеспечению режима конституционной законности, охране прав и свобод в РФ;

4) деятельность федерального Конституционного Суда как специализированного органа конституционного контроля в РФ.

Конституционный контроль - это особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны..

Конституционным надзором является деятельность государственных уполномоченных органов с целью выявления неконституционных актов, результат такой деятельности – уведомление органов, принявших или собирающихся принять противоречащий конституции акт.

Объектами конституционного контроля (надзора) могут быть конституционные и обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты парламента или его палат, нормативные акты исполнительных органов власти - правительственные декреты, указы президента (в тех странах, где нет системы административной юстиции).

В ряде зарубежных стран орган конституционного контроля (надзора) оценивает конституционность деятельности политических партий (Федеральный конституционный суд Германии, Конституционный трибунал Республики

В федеративных государствах объектом конституционного контроля (надзора) являются также вопросы разграничения компетенции между союзом и его субъектами; разрешение споров между субъектами федерации. В некоторых субъектах зарубежных федераций для этого созданы органы специальной юрисдикции.

Субъектами конституционного контроля являются государственные органы, должностные лица, граждане, наделенные правом запроса о конституционности того или иного акта. Кроме того, в федеративных государствах этим правом обладают органы государственной власти соответствующего субъекта.

Виды конституционного контроля . Существует два вида органов конституционного контроля: 1) политический конституционный контроль в качестве органов, которые не считаются специализированными; 2) судебный конституционный контроль, действующий в: а) европейской системе, основанной на специализированных органах конституционного контроля: судебных органах (органах конституционной юстиции) и квазисудебных органах (Конституционный Совет во Франции); б) американской системе, при которой конституционность законов имеют право проверять судьи общей юрисдикции в рядовом процессе рассмотрения определенных дел. Существует семь видов конституционного контроля. 1. Предварительный и последующий контроль, при котором уполномоченные органы дают свои заключения о соответствии конституции конкретных актов до времени вступления их в силу. В случае возникновения спора о законности акта он может быть рассмотрен после вступления его в законную силу. Все признанные незаконными правовые акты прекращают действовать или же запрещаются к публикации и не вступают в силу. Еще возможно, что законы остаются в самих сводах законов, но их нельзя применять. Решение о законности конкретного закона данным органом является окончательным и обжалованию не подлежит. 2. Конкретный и абстрактный виды контроля, т. е. принимается решение по конкретному делу или абстрактному делу, в общем варианте. 3. Обязательный и факультативный виды контроля, т. е. некоторые законы и подзаконные акты подлежат обязательному контролю, а некоторые – по инициативе субъекта. 4. Решающий и консультативный виды контроля. 5. Существуют решения, имеющие обратную силу, и решения, действующие только после его принятия, если рассматривать эти решения с точки зрения применения решения органа конституционного контроля. 6. Существует внутренний и внешний контроль, т. е. контроль осуществляется или самим издавшим закон органом, или иным органом. 7. Контроль различают по содержанию: формальный, при котором проводится проверка конституционности процедуры принятия акта, и материальный – проверяется конституционность содержания.

Конституционно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений, под которыми понимаются урегулированные нормами права общественные отношения.

В структуре конституционно-правовых отношений выделяются следующие элементы:

  • субъекты;
  • содержание (субъективные права и юридические обязанности);
  • объекты.

Под конституционно-правовыми отношениями понимают урегулированные нормами конституционного права общественные отношения, содержанием которых является юридическая связь между субъектами в форме субъективных прав и юридических обязанностей, предусмотренных данными нормами.

Своеобразие конституционного права проявляется в многообразии видов конституционно-правовых отношений. Классификацию конституционно-правовых отношений можно провести по различным основаниям:

  • возникновение в результате реализации норм-правил, норм-принципов и норм-целей;
  • степень определенности содержания прав и обязанности субъектов;
  • срок действия;
  • выполняемые функции.

Возможны и другие основания классификации.

  • 1. В зависимости от того, в результате реализации какого вида нормы возникают правоотношения, различают конкретные конституционно-правовые отношения и общие. Конкретные конституционно-правовые отношения возникают в результате реализации классических норм - правил поведения, в которых четко определены субъекты, их права и обязанности, объекты. Результатом реализации норм-принципов, норм-целей выступают общие конституционные правоотношения, отличающиеся неопределенностью субъектов, неконкретностью их прав и обязанностей. Например, норма - принцип разделения властей, закрепленная в ст. 10 Конституции РФ, служит базовым ориентиром для органов власти, предопределяет их правомочия, взаимоотношения друг с другом, установленные нормами-правилами.
  • 2. С учетом степени определенности содержания прав и обязанности конкретных субъектов выделяют конституционно-правовые отношения и правовые состояния. Особенностью правовых состояний является неопределенность длящихся прав и обязанностей субъектов. К ним относятся состояние в гражданстве, состояние субъектов федерации в ее составе.
  • 3. По сроку действия конституционно-правовые отношения классифицируются на постоянные и временные. Постоянные отношения действуют без установленного срока и могут прекратиться в любое время. Временные отношения возникают на определенный срок и прекращаются с выполнением прав и обязанностей. Например, отношения депутата с избирателями ограничены сроком его полномочий.
  • 4. По выполняемым функциям конституционно-правовые отношения делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные правоотношения служат результатом правомерного поведения. К ним относится большинство конституционно-правовых отношений, например отношения между законодательным органом и депутатом, внесшим проект закона. Охранительные правоотношения возникают вследствие нарушения конституционно-правовых норм и представляют собой реакцию государства на неправомерное поведение (например, отношения в связи с отставкой Правительства, роспуском Государственной Думы, признанием закона неконституционным).
  • 5. Конституционно-правовые отношения можно классифицировать на материальные и процессуальные. Материальные правоотношения возникают на основе материальных норм конституционного права, процессуальные - на основе процессуальных, производных от материальных. Процессуальные правоотношения возникают, в частности, при реализации прав, обязанностей граждан, полномочий органов власти.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений являются юридические факты - конкретные жизненные обстоятельства, имеющие юридическое значение и влекущие юридические последствия.

В зависимости от воли участников правоотношений юридические факты подразделяютсяна две группы:

  • события;
  • действия.

События не связаны с волей участников правоотношений. Например, указом Президента РФ может быть введено чрезвычайное положение в зоне экологического бедствия. Экологическое бедствие в данном случае является событием, вызвавшим издание Президентом РФ указа. Событием является достижение 35-летнего возраста для кандидата на пост Президента РФ.

К действиям, относящимся к юридическим фактам, причисляются те, которые связаны с волеизъявлением участников правоотношений. Различают действия правомерные и неправомерные. Действия также подразделяются на юридические акты и юридические поступки. Юридическим актом может служить жалоба гражданина в Конституционный Суд РФ, а юридическим поступком - принесение присяги Президентом РФ. В качестве примера неправомерного действия можно привести представление лицом, приобретающим гражданство РФ, подложных документов, влекущее отмену решения о приеме в гражданство РФ.

Как правило, для возникновения и движения правоотношения одного юридического факта мало, нужна совокупность юридических фактов - фактический состав.

Например, для движения избирательного правоотношения гражданина необходим следующий фактический состав: принятие актов о назначении выборов, об образовании избирательных округов, комиссий, участков; составление списков избирателей, включение в списки данного гражданина; наступление срока, установленного для начала голосования и др.

Субъектами конституционно-правовых отношений признаются участники общественных отношений, имеющие субъективные права и несущие юридические обязанности, предусмотренные нормами конституционного права.

Среди субъектов выделяется народ как политическая совокупность граждан государства. Конституция РФ закрепляет категорию «многонациональный народ Российской Федерации», который как субъект конституционно-правовых отношений является носителем суверенитета и единственным источником власти в России (ст. 3). Народ рассматривается в качестве субъекта принятия российской Конституции (преамбула Конституции РФ).

С учетом федеративного устройства государства можно выделить такие субъекты, как население субъекта РФ, население муниципального образования. Нация как субъект конституционно-правовых отношений реализует свое право на самоопределение в качестве титульной нации республики, автономного округа, автономной области. Малочисленные народы рассматриваются в качестве субъекта, обладающего правом на территории традиционного природопользования, на организацию общин.

Государство выступает в качестве целостного субъекта во взаимоотношениях с народом, гражданами, их объединениями и пр. К субъектам конституционно-правовых отношений относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации. Субъектами конституционно-правовых отношений выступают органы государственной власти. К федеральным органам государственной власти относятся Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, палаты Федерального Собрания - Государственная Дума и Совет Федерации, Правительство РФ, иные федеральные органы исполнительной власти, Конституционный Суд РФ, иные федеральные суды. В числе федеральных государственных органов выделяются прокуратура, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ, Администрация Президента РФ, Государственный Совет, Банк России, Общественная палата РФ, Центральная избирательная комиссия и др. К органам государственной власти субъектов РФ, выступающим участниками конституционно-правовых отношений, относятся высшие должностные лица {руководители исполнительной власти) субъектов РФ, законодательные {представительные) органы государственной власти субъектов РФ, высшие и иные исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, а также мировые судьи, конституционные {уставные) суды. Кроме того, на уровне субъектов РФ действуют избирательные комиссии субъектов, общественные палаты, уполномоченные по правам человека, уполномоченные по правам ребенка, контрольно-счетные палаты и другие государственные органы.

В конституционно-правовых отношениях участвуют муниципальные образования, органы местного самоуправления {представительные органы, главы муниципальных образований, местные администрации, контрольные и иные органы), органы территориального местного самоуправления, муниципальные избирательные комиссии.

Специфическими субъектами конституционно-правовых отношений являются кандидаты в депутаты и на выборные должности, зарегистрированные кандидаты, доверенные лица кандидатов, избирательные объединения, избирательные комиссии, члены избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голоса, наблюдатели на избирательных участках, депутаты, комитеты и комиссии представительных органов.

Субъектами многих конституционно-правовых отношений выступают граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, российские соотечественники за рубежом. Субъектами являются и объединения граждан, как общественные некоммерческие {политические партии и другие общественные организации, общественные фонды, общественные движения, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности), так и коммерческие. Последние могут, в частности, выступать заявителями жалоб в Конституционный Суд РФ. Субъектами конституционно-правовых отношений могут выступать религиозные объединения - религиозные группы и религиозные организации.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений динамичен, не может быть данным раз и навсегда. Изменения в общественной жизни влекут новое правое регулирование отношений, включение в них новых субъектов, например, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, или исключение субъекта отношений, например, Дисциплинарного судебного присутствия, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Объекты конституционно-правовых отношений - это то, на что направлена деятельность субъектов, т.е. то реальное благо, на пользование которым и охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности, а также законные интересы.

В качестве объектов конституционных правоотношений рассматриваются:

  • 1) вещи, т.е. предметы материального мира (например, объекты собственности при их разграничении между Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями, природные ресурсы, государственная казна);
  • 2) государственная территория, государственная граница;
  • 3) личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, достоинство, неприкосновенность человека, права и свободы человека и гражданина);
  • 4) поведение участников правоотношений - действия или бездействие (например, осуществление властных полномочий Государственной Думой, Советом Федерации, Президентом РФ при принятии федеральных законов, принятие в гражданство РФ, отзыв депутата, выдвижение политической партией списка кандидатов);
  • 5) результаты поведения участников правоотношений - последствия действий или бездействия (например, закон, судебное решение).

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права России. В силу этого специфика конституционно-правовых норм определяет специфику конституционно-правовых отношений.

Прежде всего конституционно-правовые отношения возникают в сфере осуществления многонациональным российским народом государственной власти. Это самые важные общественные отношения, которые регулируются нормами ведущей отрасли российского права – конституционным правом России, и в которых в качестве субъекта выступает российский многонациональный народ.

Второй особенностью конституционно-правовых отношений является специфический круг субъектов.

Третья особенность состоит в различной правоспособности субъектов конституционно-правовых отношений. Например, граждане Российской Федерации обладают более широкой правоспособностью, кругом прав и свобод по сравнению с иностранными гражданами и лицами без гражданства, находящимися на территории России.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений весьма многообразен.

Народ выступает в качестве субъекта конституционно-правовых отношений при проведении республиканского референдума, выборов Президента России, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума).

Российская Федерация в целом как государственное объединение российского парода также выступает в качестве субъекта конституционно-правовых отношений. Примером может служить норма ч. 3 ст. 4 Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

В этом качестве выступают и субъекты РФ в лице республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 67 Конституции РФ изменение границ между субъектами РФ возможно только с их согласия.

Органы государственной власти и местного самоуправления наделены конституционно-правовыми нормами определенными полномочиями, реализуя которые они выступают в качестве субъектов конституционно-правовых отношений. Например, в пределах своей компетенции они принимают нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми субъектами конституционно-правовых отношений на соответствующей территории.

Депутаты представительных органов государственной власти и местного самоуправления, будучи представителями избравшего их народа или населения, обязаны выражать в своей деятельности волю представляемых. Для этого они наделены конституционно-правовыми нормами необходимыми полномочиями. Реализуя эти полномочия, депутаты вступают в конституционно-правовые отношения.

Политические партии и общественные объединения выступают в качестве субъектов конституционно-правовых отношений, например, выдвигая кандидатов в депутаты, являясь инициаторами проведения референдума, собраний, митингов, шествий и демонстраций.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляя конституционные права, свободы, обязанности, вступают в конституционно-правовые отношения. Например, гражданин Российской Федерации, реализуя свое пассивное избирательное право, вступает в отношения с избирательной комиссией. Такие отношения регулируются нормами избирательного права, составляющими институт конституционного права России.

Собрания граждан, сельские сходы наделены конституционно-правовыми нормами рядом правомочий по решению вопросов местного значения. Например, на сельском сходе местные жители выбирают сельского старосту.

Специфическим субъектом конституционно-правовых отношений являются избирательные комиссии, наделенные конституционно-правовыми нормами обширным кругом правомочий по организации и проведению выборов.

Объектом конституционно-правовых отношений является то, по поводу чего возникают права и обязанности участников конституционно-правовых отношений. К объектам конституционно-правовых отношений относятся: 1) действия; 2) имущественные блага; 3) неимущественные блага; 4) территория Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.

Основанием возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений являются юридические факты , т.е. обстоятельства, предусмотренные конституционно-правовыми нормами. Юридические факты бывают двух видов: действия и события. Юридические действия – это обстоятельства, связанные с деятельностью человека, проявлением его воли. Оии бывают правомерными и противоправными. Примером правомерного юридического действия может служить реализация законодательной инициативы в Государственной Думе управомоченным на то Конституцией РФ субъектом законодательной инициативы. В качестве противоправного юридического действия можно назвать издание органом государственной власти нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ. Юридические события не зависят от воли людей. Например, рождение, смерть, достижение определенного возраста при наличии других предусмотренных нормами нрава обстоятельств влекут появление, изменение, прекращение конституционно-правовых отношений.

В науке конституционного права общепризнанна классификация конституционно-правовых отношений на общие и конкретные, постоянные и временные.

Отношения общего характера регулируются целым рядом конституционно-правовых норм, которые не всегда реализуются. Например, отношения между гражданином и государством. Отношения конкретного характера всегда связаны с реализацией конкретной конституционно-правовой нормы, с непосредственным осуществлением предусмотренных ею прав, свобод и обязанностей. Примером может служить реализация депутатом Государственной Думы права законодательной инициативы в виде конкретного законопроекта.

Постоянные отношения длятся в течение всего времени, пока существуют субъекты, являющиеся его сторонами. Примером могут служить отношения между гражданином и государством, регулируемые гл. 2 Конституции РФ и иными нормативными правовыми актами. Временные отношения прекращаются после выполнения действий, предусмотренных правовой нормой. Например, право отлагательного вето Президента РФ на законопроект, принятый Федеральным Собранием РФ. Федеральное Собрание может преодолеть отлагательное вето Президента, приняв законопроект квалифицированным большинством голосов.

Отношения общего характера – постоянные, отношения конкретного характера – временные.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются так называемые правовые состояния. Например, состояние в гражданстве.

Конституционно-правовые отношения – это возникающие на основе норм конституционного права общественные отношения, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Особенности конституционных правоотношений:

1. Они возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

2. Им свойственен особый субъектный состав (среди субъектов конституционно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений).

3. Они характеризуются значительным разнообразием, создающим многоаспектные юридические связи между субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных правоотношений.

Виды конституционно-правовых отношений:

1. По степени конкретности связей между субъектами:

Конкретные (они возникают на основе конкретнорегулятивных норм, в них четко обозначены субъекты, их права и обязанности);

Общие (они возникают на основе общерегулятивных норм, их субъекты точно не определены, не установлены их конкретные права и обязанности).

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния. Их особенность – четкая определенность субъектов правоотношений. Однако конкретное содержание их прав и обязанностей, как правило, однозначно не определено, оно вытекает из установлений большого числа конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, нахождение субъектов РФ в составе РФ.

2. По продолжительности существования:

Постоянные (срок их действия не определен, но они могут прекратить существование при определенных условиях: например, смерть гражданина прекращает отношения гражданства);

Временные (они существуют до тех пор, пока права и обязанности не будут выполнены: например, избирательное правоотношение).

3. По характеру:

Материальные (они возникают на основе материальных норм права; например, отношения гражданства);

Процессуальные (они возникают на основе процессуальных норм права: например, отношения, возникающие в процессе рассмотрения Конституционным Судом РФ дела о соответствии федерального закона Конституции РФ).

4. По функциям права:

Регулятивные (они возникают вследствие правомерного поведения субъектов на основе регулятивных норм права; в них реализуются субъективные права и юридические обязанности субъектов. Например, избирательное правоотношение);

Охранительные (они возникают вследствие неправомерного поведения субъектов на основе охранительных норм права. В них реализуются меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав).

Состав конституционного правоотношения образуют следующие элементы:

1) субъект,

2) субъективное право,

3) юридическая обязанность,

4) объект.

Субъекты конституционных правоотношений – это участники конституционных правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Субъекты конституционных правоотношений:

Народ как исторически сложившаяся в рамках определенной территории общность людей, которая является источником власти (народ выступает в качестве субъекта в отношениях по осуществлению власти: избирательных и референдумных отношениях), а также население субъекта Российской Федерации и население муниципального образования;

Государство, государственные образования, муниципальные образования;

Государственные органы;

Органы местного самоуправления;

Должностные лица;

Общественные объединения;

Физические лица;

Собрания граждан;

Собрания избирателей и другие.

Определяющий критерий и другие идентификации субъекта конституционно-правовых отношений заключаются в установлении того факта, регулируется ли его статус нормами конституционного права или нет. Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого конституционно-правовые нормы возлагают определенные обязанности и кому представляют права.

Субъективные права и юридические обязанности субъектов конституционного правоотношения образуют его юридическое содержание. Фактическим (материальным) содержанием конституционного правоотношения является поведение его участников. Материальное содержание правоотношения обусловлено его юридическим содержанием.

Субъективное конституционное право – это предусмотренная конституционно-правовыми нормами мера возможного поведения субъекта конституционного правоотношения.

Субъективная конституционная обязанность – это предусмотренная конституционно-правовыми нормами мера должного поведения субъекта конституционного правоотношения.

Объект конституционного правоотношения – это имущественное или неимущественное благо, по поводу которого возникает конституционное правоотношение.

Объектами конституционно-правовых отношений выступают:

Социально-политические ценности (суверенитет, государственная целостность, разделение властей, федерализм, республиканская форма правления и другие);

Социально-экономические блага (собственность, земля и другие природные ресурсы);

Личные блага (жизнь, достоинство личности, свобода, личная неприкосновенность и т. д.) и другие.

Основанием возникновения, изменения или прекращения конституционного правоотношения является юридический факт.

Юридический факт – это предусмотренное конституционно-правовой нормой конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение конституционного правоотношения.

Особенностью юридических фактов в конституционном праве является широкое распространение юридических фактов-состояний, то есть обстоятельств, которые существуют длительное время, непрерывно или периодически (например, состояние гражданства). Такие юридические факты–состояния одновременно сами являются правоотношениями.

Для возникновения, изменения или прекращения конституционного правоотношения часто требуется не один, а несколько юридических фактов, образующих фактический состав. Например, для возникновения у лица права быть избранным Президентом РФ необходим фактический состав, включающий несколько юридических фактов: наличие гражданства РФ, достижение 35-летнего возраста, постоянное проживание в Российской Федерации в течение 10 лет, а также несостояние лица в должности Президента РФ в течение двух предыдущих сроков полномочий

6.Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей . Обращает на себя внимание тот факт, что в Основном законе РФ указан ограниченный круг основных обязанностей, в отличие от прежних советских конституций, где почти каждому праву корреспондировала обязанность. В конституционном праве под юридической (конституционной) обязанностью понимается социально возможная необходимость определенного поведения личности, установленная государством.

Конституция устанавливает следующиеосновные обязанности:

▪ соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);