К товарам, происходящим из иностранного государства. К товарам, происходящим из иностранного государства Пп рф 925 от 16 сентября

Применение национального режима в рамках Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ регламентировано постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами". На данный момент, это единственное постановление, которое устанавливает правила применения национального режима в рамках 223-ФЗ. Однако, не исключено, что в скором времени эта ситуация изменится. Принятый в рамках санкционного пакета Федеральный закон от 04.06.2018 N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств" распространяет своё действие на закупки в рамках 223ФЗ. Отнести его к нормативно-правовому документу, регламентирующим применение национального режима нельзя только до тех пор, пока не будет установлен полный перечень стран, которые входят в состав недружественных, а так же установлен перечень товаров, работ и услуг, на которые будет распространяться ограничение. Как только будут установлены перечни действие 127-ФЗ будет относиться к национальному режиму.

Порядок применения ПП №925

Используя ПП №925 в закупках важно определить границы его применения. ПП РФ № 925 вступило в силу с 01.01.2017 года и не распространяется на закупки, извещения о проведении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу постановления.

Согласно ПП №925 условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке сведений, определенных положением о закупке.

Это значит:

  • Предоставить приоритет можно, только если эти сведения будут включены в документацию о закупке, состав которой определяется положением о закупке.
  • Отсутствие указанных сведений может привести к неверному определению победителя запроса предложений.

Заказчик, не указав в Положении о закупках и закупочной документации сведений, предусмотренных пунктом 5 Постановления Правительства №925, нарушает требования части 1 статьи 2, пункт 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках, а также Постановление Правительства № 925. В Положении необходимо предусмотреть подробные требования к составу документации о закупке, требование об указании в ней сведений, необходимых для установления приоритета ТРУ российского происхождения, над иностранными ТРУ.

При размещении закупок важно учитывать, что определенного перечня товаров, работ и услуг по данному постановлению не предусмотрено, в отличии он закупок по 44-ФЗ, регламентированных приказом Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 г. N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Это значит, что действие 925 постановления распространяется на все виды товаров, работ и услуг. Помимо этого, действие данного постановления распространяется на все способы закупки согласно положению о закупках, а исключением являются закупки у единственного поставщика. Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.12.2017 N505-ФЗ, разделившего закупки по 223-ФЗ на конкурентные и неконкурентные, не увеличило количество исключений из действия 925 постановления. Все конкурентные и неконкурентные закупки, кроме закупок у единственного поставщика, должны проводиться в соответствии с 925 постановлением.

Конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

  1. Путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
  2. Иными способами, установленными положением о закупке.

Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3.

Механизмы применения ПП№925

Исходя из количества возможных способов проведения закупок были разработаны два механизма применения ПП №925.

Первый механизм регламентирует проведение конкурса или аналога конкурса (запрос котировок и запрос предложений), когда выбор победителя осуществляется по одному (наименьшая цена) или нескольким критериям (оценка и сопоставление), указанным в заявке на участие. Согласно этому механизму, в случаях, когда в заявке есть предложение ТРУ российского происхождения:

  • Оценка и сопоставление заявок по стоимостным критериям производятся по предложенной в заявках цене договора, сниженной на 15 %;
  • Договор заключается по цене договора, предложенной участником.

Таким образом, российский поставщик получает приоритет благодаря введению условной скидки по его предложению.

Пример

Способ закупки - запрос котировок.

НМЦК = 100 рублей;

Участник № 2 (УЗ 2) = 100 рублей (ТРУ российского происхождения).

Без применения приоритета С применением приоритета
ЦБ (УЗ 1) = 90 руб. (!) ЦБ (УЗ 1) = 90 руб.
ЦБ (УЗ 2) = 100 руб. ЦБ (УЗ 2) = (100 х 0,85) = 100 руб. (!)

Как видно из примера, при НМЦК в 100 рублей заявка УЗ1 с меньшей стоимостью побеждает в торгах. Однако, применение приоритета ТРУ российского происхождения позволяет сделать условную скидку при рассмотрении заявки. При этом, договор заключается по первоначальной цене участника.

Пример

Способ закупки - конкурс.

НМЦК = 100 рублей;

Участник № 1 (УЗ 1) = 90 рублей;

Участник № 2 (УЗ 2) = 100 рублей (ТРУ российского происхождения);

Используем формулу для расчета цены:

Как видно из этого примера, применение этого механизма даёт приоритет участнику с ТРУ российского происхождения.

Еще один механизм применения ПП №925 распространяет своё действие на аукцион и аналог аукциона, когда установлен размер шага, на который может изменяться НМЦД. Согласно этому механизму, в случаях, когда в заявке победителя нет предложения ТРУ российского происхождения возможны два варианта:

    по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены договора.

    Цена договора: 85 рублей.

    Договор с победителем заключается по цене, увеличенной на 15% от предложенной им цены договора (в случаях ведения торгов на повышение).

    Цена договора победителя: 100 рублей (нет ТРУ российского происхождения).

    Цена договора: 115 рублей (заплатит заказчику).

Применение первого или второго механизма напрямую зависит от подготовленной документации, то есть от того, какой способ торгов будет указан в положении о закупках. Помимо этого, ПП №925 содержит следующие требования к информации в закупочной документации и положении о закупках:

    Требование об указании (декларировании) участником в заявке (в соответствующей части заявки, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров.

    Декларирование товаров происходит на основании страны происхождения товаров, указанных в заявке, а определение работ и услуг на основании сведений о месте регистрации подрядчиков или исполнителей. Сведения о субподрядчиках или соисполнителях, в случае их наличия, не учитываются в заявке.

  • Условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;
  • Положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;
  • Сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого ТРУ, являющихся предметом закупки;
  • Условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (удостоверяющих личность);
  • Указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке;
  • Положение о заключении договора с участником закупки («вторым местом»), если победитель признан уклонившемся от заключения договора;
  • Условие о том, что при исполнении договора с участником, которому предоставлен приоритет, не допускается замена страны происхождения товаров (за исключением случая замены иностранных товаров российскими товарами). Качество заменяемых товаров не должно уступать качеству товаров, указанных в договоре.

Таким образом, в положении и документации необходимо описать:

  • Критерии оценки (снижение цены на 15 %);
  • Заключение договора (снижение/увеличение цены на 15 %);
  • Условие отнесения участника закупки к российским/иностранным лицам;
  • Когда приоритет ТРУ не предоставляется;
  • Требования к составу заявки на участие в закупке;
  • Порядок рассмотрения заявок (не может быть отказа в допуска за отсутствие страны происхождения);
  • Порядок заключения договора (страна из заявки);
  • Порядок изменения договора (замена страны).

Случаи не применения ПП №925

Применять ПП РФ №925 нужно всегда, однако, бывают случаи, в которых фактически ПП РФ № 925 не применяется:

  • Закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки;
  • В заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;
  • В заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами.

Стоит обратить внимание, что в положении не указано что считаются только допущенные заявки. Отсутствие этого уточнения влияет на действия заказчика. В случаях, когда на участие в электронном аукционе подано несколько заявок и от российских поставщиков, и от иностранных, но российские заявки в ходе торгов были отклонены, то заказчик должен снизить цену договора иностранному поставщику.

На практике зачастую встречаются смешанные заявки, которые также попадают под действие ПП №925 необходимо определить стоимостное соотношение товаров российского происхождения, работ и услуг, осуществляемых российскими лицами, и товаров иностранного происхождения, работ и услуг, осуществляемых иностранными лицами, а так же, исходя из способа закупки, правильно применить ПП №925.

Пример

При проведении конкурса или аналога конкурса, в случаях, когда заявке содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 % стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг снижение цены при расчете по критериям не применяется.

Получается, если в конкурсе участвует смешанная заявка, в которой ТРУ российского происхождения <50%, то снижение цены при расчете по критериям не применяется.

Пример

На аукционе или аналоге аукциона, если в заявке содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 % стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг, то снижение цены договора не применяется.

Получается, если в аукционе участвует смешанная заявка, в которой ТРУ российского происхождения >50%, то снижение цены договора не применяется.

В случаях, когда цена единицы не указана в заявке применяется условие о том, что для установления соотношения цены предлагаемых товаров, выполнения работ, оказания услуг цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы ТРУ на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора.

Цены, полученные при расчете, нужны только заказчику и определяют процентное соотношение ТРУ российского происхождения в смешанной заявке для применения ПП РФ №925. Цены в договоре могут измениться.

Помимо этого, ПП РФ №925 невозможно применить на практике в следующих случаях:

  • Не установлена цена договора. Это связано с тем, что 925 постановление содержит требования к предоставлению приоритета по цене договора, а если в заявке не определены объемы закупки и цены договора нет, то по факту использовать данное постановление не представляется возможным;
  • Производится закупка товара с товарным знаком. В этом случае формально 925 постановление применяется, но на практике нет.

Установление приоритета с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Положением о закупке могут быть установлены антидемпинговые меры, которые применяются, в случае если участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена договора, которая ниже установленного ценового уровня. Учитывать или нет снижение цены при применении ПП № 925 для целей антидемпинговых мер решает каждый заказчик самостоятельно

На практике часто встречаются иностранные заявки, которые тоже могу пользоваться приоритетом. Приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Таким образом, действие ПП РФ №925 будет распространяться на товары не только российского происхождения, но и на иностранные товары, в случае если страна-производитель входит в состав ВТО. По аналогии, работы и услуги, предоставляемые участниками из стран ЕАЭС, приравниваются к российским.

Исходя из вышесказанного, можно перечислить основные принципы применения ПП РФ №925:

  1. Использовать данное постановление в закупках по 223-ФЗ необходимо всегда;
  2. Применять постановление нужно с учетом ГАТТ 1994 года и Договора о ЕАЭС;
  3. Применять с учетом практики УФАС.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПРИОРИТЕТЕ
ТОВАРОВ РОССИЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, РАБОТ, УСЛУГ,
ВЫПОЛНЯЕМЫХ, ОКАЗЫВАЕМЫХ РОССИЙСКИМИ ЛИЦАМИ, ПО ОТНОШЕНИЮ
К ТОВАРАМ, ПРОИСХОДЯЩИМ ИЗ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА,
РАБОТАМ, УСЛУГАМ, ВЫПОЛНЯЕМЫМ, ОКАЗЫВАЕМЫМ
ИНОСТРАННЫМИ ЛИЦАМИ

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее - приоритет).

2. При осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

2(1). При осуществлении закупок радиоэлектронной продукции путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 30 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

3. При осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора.

3(1). При осуществлении закупок радиоэлектронной продукции путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 30 процентов от предложенной им цены договора.

4. При осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки, при проведении которой цена договора снижена до нуля и которая проводится на право заключить договор, представлена заявка на участие в закупке, которая содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, увеличенной на 15 процентов от предложенной им цены договора.

4(1). При осуществлении закупок радиоэлектронной продукции путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае если победителем закупки, при проведении которой цена договора снижена до нуля и которая проводится на право заключить договор, представлена заявка на участие в закупке, которая содержит предложение о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, договор с таким победителем заключается по цене, увеличенной на 30 процентов от предложенной им цены договора.

5. Установить, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке следующих сведений, определенных положением о закупке:

а) требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;

б) положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;

в) сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;

г) условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;

д) условие о том, что для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в случаях, предусмотренных подпунктами "г" и "д" пункта 6 настоящего постановления, цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в документации о закупке в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора;

е) условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

ж) указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;

з) положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившимся от заключения договора;

и) условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с настоящим постановлением, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

6. Приоритет не предоставляется в случаях, если:

а) закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки;

б) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;

в) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;

г) в заявке на участие в закупке, представленной участником конкурса или иного способа закупки, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем которой признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг;

д) в заявке на участие в закупке, представленной участником аукциона или иного способа закупки, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.

7. Действие настоящего постановления не распространяется на закупки, извещения о проведении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу настоящего постановления.

8. Приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ПРИОРИТЕТЕ

ТОВАРОВ РОССИЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, РАБОТ, УСЛУГ,

ВЫПОЛНЯЕМЫХ, ОКАЗЫВАЕМЫХ РОССИЙСКИМИ ЛИЦАМИ, ПО ОТНОШЕНИЮ

К ТОВАРАМ, ПРОИСХОДЯЩИМ ИЗ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА,

РАБОТАМ, УСЛУГАМ, ВЫПОЛНЯЕМЫМ, ОКАЗЫВАЕМЫМ

ИНОСТРАННЫМИ ЛИЦАМИ

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее - приоритет).

2. При осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

3. При осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора.

4. При осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки, при проведении которой цена договора снижена до нуля и которая проводится на право заключить договор, представлена заявка на участие в закупке, которая содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, увеличенной на 15 процентов от предложенной им цены договора.

5. Установить, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке следующих сведений, определенных положением о закупке:

а) требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;

б) положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;

в) сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;

г) условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;

д) условие о том, что для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в случаях, предусмотренных подпунктами "г" и "д" пункта 6 настоящего постановления, цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в документации о закупке в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора;

е) условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

ж) указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;

з) положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившемся от заключения договора;

и) условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с настоящим постановлением, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

6. Приоритет не предоставляется в случаях, если:

а) закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки;

б) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;

в) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;

г) в заявке на участие в закупке, представленной участником конкурса или иного способа закупки, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем которой признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг;

д) в заявке на участие в закупке, представленной участником аукциона или иного способа закупки, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.

7. Действие настоящего постановления не распространяется на закупки, извещения о проведении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу настоящего постановления.

8. Приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Для чего нужно

Постановление Правительства 925 дает преимущества отечественной продукции при закупках по 223-ФЗ перед иностранными товарами, работами и услугами. Исключением здесь являются только неконкурентные процедуры (закупка у единственного поставщика). Подобные меры государство использует для поддержки российских производителей и, как следствие, экономики РФ в целом.

Постановление 925 2016 года принято на основании п. 1 ч. 8 ст. 3 № 223-ФЗ , где Правительство наделяют правом устанавливать такой приоритет.

ПП № 925 состоит из 9 пунктов.

В первом пункте содержится суть документа — установление приоритета.

А в п. 3-4 прописан порядок определения цены по результатам аукционов для предложений импортных товаров, работ или услуг.

Пятый пункт Постановления 925 от 16.09 2016 содержит сведения, указание которых в документации гарантирует участникам рассматриваемый приоритет. Важно отметить, что изначально такую информацию заказчик должен включить в Положение о закупках.

Пункт 6 описывает случаи, когда преимущества не предоставляются. Но отсюда же следует, что льготы распространяются на конкурсные заявки, в которых предлагают поставить продукцию из разных стран, в т. ч. РФ. При этом стоимость отечественной продукции должна быть на 50 % и более выше, чем импортной.

Пункт 7 ограничивает влияние документа. Так, процедуры, извещения о которых были опубликованы (высланы приглашения) до 01.01.2017, не подпадают под действие Постановления.

Завершает документ п. 9, в котором сказано о дате, когда он вступает в силу.

Как применяется

ПП 925 от 16.09 2016 будет полезно в первую очередь комиссиям заказчика, т. к. здесь установлены правила:

  • оценки заявок, в которых предложена отечественная продукция;
  • определения итоговой цены такой сделки;
  • составления закупочной документации.

Поставщики могут использовать положения ПП РФ 925 от 16.09.2016 при выборе предлагаемых на торгах товаров и их стоимости для покупателя.

Благодаря такому документу, российские производители имеют больше шансов для работы с государственными компаниями, чем их иностранные конкуренты.

Что меняет постановление Правительства от 16.09.2016 № 925 в закупках по 223-ФЗ с 2017 года? В закупках госкомпаний начинает действовать правило, которое выгодно отечественным производителям. Какое именно – читайте подробное разъяснение о постановлении 925.

С 1 января 2017 года российские поставщики, исполнители и подрядчики, которые участвуют в закупках по Закону № 223-ФЗ , находятся в выгодных условиях. Впервые в закупках по 223-ФЗ их товарам, работам и услугам установили приоритет перед иностранными аналогами в размере 15 процентов от цены договора.

Новые правила содержит в себе постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 года № 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами". Заказчики обязаны соблюдать требования этого подзаконного акта, который принят с целью поддержки отечественных производителей.

Отличие такого приоритета по 223-ФЗ от национального режима в рамках Закона № 44-ФЗ в том, что в последнем случае преимущества приняты в отношении конкретных групп товаров, работ и услуг (лекарства, продукты питания, товары легкой промышленности, программное обеспечение и др.).

Уже больше года в закупках по Закону № 223-ФЗ действуют свои правила импортозамещения. Нет другого такого правила, вокруг которого было бы столько споров. Приоритет отечественному по отношению к иностранному в закупках предоставляют по постановлению Правительства от 16.09.2016 № 925 (далее - постановление № 925). Причем в отличие от нацрежима по Закону № 44-ФЗ , применяют его во всех закупках: и для товаров, и для работ, и для услуг. Проблема в предпоследнем пункте документа. Он требует учитывать положения Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30.10.1947. Возникает вопрос: приоритет действует только для российских товаров, работ и услуг или же им на равных пользуются страны-члены ЕАЭС и ВТО?

Действует ли приоритет для стран ЕАЭС

Бывший регулятор контрактной системы как разработчик документа не раз пояснял, что приоритет действует для товаров из ЕЭАС и лиц, зарегистрированных на территории стран этого союза (письмо Минэкономразвития от 20.03.2017 № Д28и-1393). В других разъяснениях отдельно подчеркнули, что приоритетом на равных с российскими пользуются и белорусские товары (письмо Минэкономразвития от 21.10.2016 № Д28и-2858).

Однако во многих регионах контролеры долгое время придерживались другой позиции. Так, например, в решении Новосибирского УФАС от 15.05.2017 № б/н сделали вывод: документ приняли, чтобы поддержать отечественного производителя. Толковать его иначе и предоставить приоритет белорусской продукции ошибочно: так постановление № 925 утратит свой смысл. Заказчика, который рассмотрел заявку с белорусским товаром наравне с российскими предложениями, признали нарушителем в решении Московского областного УФАС от 30.08.2017 по делу № 07-32-11234эп/17. Жалобу на то, что приоритет заявке с белорусским товаром не предоставили, сочли необоснованной в решении Ульяновского УФАС от 10.07.2017 по делу № 14 236/03–2017 .

Арбитры указали, что контролеры неверно толкуют нормы. Правовая система РФ - составная часть общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяют правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции). Преференции предоставляют и российским исполнителям работ, и исполнителям, зарегистрированным в Беларуси. Так рассудили спор в решении Арбитражного суда Москвы от 19.03.2018 по делу № А40-195570/17-122-1729. Мотивируя решение, судьи сослались на правовую позицию ФАС как уполномоченного органа.

Действует ли приоритет для стран ВТО

А позиция центрального аппарата ФАС такая - в закупках на равных с российскими участвуют и страны ЕАЭС, и страны ВТО. Поэтому цену заявки с китайским товаров снижать на 15% не следует (решение ФАС от 24.04.2017 по делу № 223ФЗ-369/17).

Одинаково благоприятный режим в закупках надо предоставить товарам всех государств - участников ВТО, в том числе производства Украины и Хорватии, подтвердили в решении Арбитражного суда Москвы от 26.01.2018 № А40-224387/17-121-1968, А40-227886/17-79-1912.

Китай является договаривающейся стороной по ГАТТ, а значит, китайские товары участвуют в закупках на равных с российскими и белорусскими (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2017 № 17АП-17224/2017-ГК по делу № А60-28619/2017). Приоритет распространяют и на товар производства Франции и ФРГ (решение Калужского УФАС от 30.08.2017 по делу № 02-55т/2017).

Что делать заказчику, чтобы защитить себя от жалоб и санкций

Прописывайте в документации условие о приоритете российскому. Распространяйте его на все предложения из стран ЕАЭС и ВТО. Сложилась ситуация, в которой правила импортозамещения исполняют лишь формально. Не забывайте: предоставить приоритет заказчик обязан, когда информация о нем есть в положении о закупке. Пояснения читайте в ответе на вопрос читателя.

Когда условие о приоритете можно не использовать

Приоритет применяют в конкурентных процедурах. В закупках у единственного поставщика он не действует. Контролеры и судьи привели еще три случая, когда условие о приоритете в документации о закупке можно не ставить:

  1. Объекта закупки нет в исключениях из статьи XX Соглашения от 30.10.1947 (решение ФАС от 21.04.2017 № 17/28014/17 , 223ФЗ-332/17).
  2. В документации указали, что закупаете продукцию российского производства (решение Санкт-Петербургского УФАС от 27.04.2017 № 78/12355/17 , Т02-246/17).
  3. В закупке работ или услуг участвуют только субъекты малого и среднего предпринимательства, которые не могут относиться к иностранным лицам (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2018 № А65-22351/2017).

Чтобы внести изменения в Положение о закупке и добавить в него условие о приоритете, издайте отдельный внутренний приказ.

2. Если указать в документации иностранную торговую марку, приоритет заказчик может не использовать?

Прописать в извещении и документации приоритет по постановлению № 925 надо, даже если требуете поставить товар иностранного происхождения (решение Чувашского УФАС от 21.12.2017 № 06–04/9436 по делу № 52-ЗП-2017). Если не предоставите возможность поставить аналогичный товар и не пропишете условие о приоритете, есть риск, что процедуру признают ограничивающей конкуренцию и аннулируют (решение Омского УФАС от 14.12.2017 по делу № 05–04.1/110–17). Учтите, что с 1 июля 2018 года в большинстве случаев участникам необходимо предоставить право предлагать товар-эквивалент.