Национальные интересы и безопасность. Национальные интересы и национальная безопасность

В начале 50-х годов в западных академических кругах шли дебаты по вопросу национальных интересов между представителями "реалистического" направления, выразителем которого был Г. Моргентау, и представителями "идеалистической" школы ассоциирующийся с именем бывшего президента США Вудро Вильсона.

Идеалисты считали, что в определении национальных интересов большую роль должны играть этика и мораль. Отрицая это, один из основателей направления политического реализма Г. Моргентау писал: "Можно с уверенностью сказать, что внешняя политика, направляемая универсальными моральными принципами и отвергает национальный интерес на задний план, есть в условиях современной политики и военного дела политикой национального самоубийства - действительного или потенциального ".

Школа политического реализма рассматривает национальный интерес как краеугольный камень внешней политики любого государства. В своих исследованиях они опираются на концепцию интереса, сложившуюся на понятиях силы. Сам выражение "национальный интерес" приобретает смысл только в контексте взаимоотношений нации или государства с другими нациями или государствами. То есть национальные интересы - это всегда продукт сложных взаимосвязей действующих субъектов международных отношений.

Представители школы "национальных интересов", которые были широко представлены в 60-70-х годах, рассматривают всю динамику взаимоотношений государств как следствие столкновения их интересов. В зависимости от того, согласуются базовые интересы разных стран, или они вступают в противоречие друг с другом, считают теоретики данной школы, реализуется тот или иной тип взаимодействия между государствами от открытого конфликта или военных действий в дружеских, союзнических отношений. При этом важное место в формировании и ориентации "национальных интересов" на международной арене современные политологи придают понятию силы, прежде всего военной. Сама концепция "национальных интересов", по мнению ведущих теоретиков (Ч. Берд, С. Браун, М. Каплан, Р. Юхан-сон), коренится глубоко в природе западноевропейской и американской политической культуры.

В 80-е годы осуществлялись неоднократные попытки совместить понятия "национальная безопасность" с термином "национальные интересы", однако эти попытки так и остались тщетными. Причинами стали, прежде всего, субъективный характер самого понятия "интерес", желание политических лидеров и политических элит большинства стран мира представить свои собственные корпоративные интересы как "жизненно важные интересы" и "интересы всей нации". Удобным, на наш взгляд, по этому поводу есть мнение Г. Брауна. Он один из первых отметил неоднозначном характере "национальных интересов", некоторые из которых действительно является "жизненно важными". "Ключевая проблема для лидеров великой державы, подобной в США, - утверждает он, - есть в том, чтобы определить истинные пределы" жизненно важных интересов "с учетом всего комплекса имеющихся обстоятельств, а также решить, какие виды действий необходимы в ответ на те или виды угроз ". Однако подавляющее большинство современных подходов к формированию теории национальной безопасности базируется на осознании и реализации на государственном и международном уровнях определенных интересов - национальных или государственных.

Формирование национальных интересов - это противоречивый и длительный процесс, на который влияют геополитические реалии, экономические, социальные, этнические, культурные и психологические факторы, переплавляются массовым сознанием, корректируются определенной системой ценностей и находят свое существование в концепции национальных интересов. Как видмзначав Дж. Розенау: "Определение национального интереса никогда не может быть ничем иным, как системой умозаключений, исходящих из аналитической и ценностной базы политики". Значительный вклад в разработку проблемы национального интереса сделали американцы Дж. Кеннан, Дж. Розенау, У. Липпман, К. Уолтц, Е. Фернисс, французы - Р. Арон, П. Ренувена, Р. Дебре, Ф. Брайар и другие.

Между представителями реалистического направления, в свою очередь происходили споры по поводу того, существует ли объективный и неизменный национальный интерес, который защищают лидеры государства, или в демократиях американского типа определения национального интереса (интересов) является конечным продуктом политического процесса и поэтому он подлежит периодическим изменениям с учетом национального опыта.

В 1960 г.. Некоторые американские ученые выступили против "элитной" точки зрения, согласно которой объективный национальный интерес можно определить и реализовать, как это утверждали Г. Моргентау и другие. Противники Г. Моргентау придерживаются точки зрения, согласно которого нациям свойственна багатовимир ность общих интересов, и в политическом контексте (например, США) они являются результатом длительных дебатов и переговоров между президентом и Конгрессом, а также между различными политическими группировками, занимают разные позиции по вопросу о целях США в международном масштабе. Наиболее важную роль среди таких "конституалистив" сыграл Пол Сибери, который в 1963 году. Издал работу под названием "Власть, свобода и дипломатия". Свои взгляды Сибери коротко определил следующим образом: "Мы должны представлять национальный интерес как калейдоскопический процесс, с помощью которого скрытые силы американского общества через высшие органы власти государства выражают определенные политические и экономические устремления в мировой политике. Для того, чтобы разобраться в этом процессе, мы должны понимать не только суть формальных процессов внешнеполитической деятельности государства, но и проникнуть в суть самой нации и разглядеть те факторы, приводящие к действию мышления, идеологию и менее значительные интересы, оказываются в официальной американской политике на международной арене ".

Вторая группа ученых считает, что понятие "национальный интерес" очень неопределенным, эгоцентричным или устаревшим, которое ничего не дает для понимания взаимосвязанного мира, постоянно находится в процессе и в котором значение национального государства постепенно теряется. Одним из найвплы-вовиших скептиков в 1970-х годах был Джеймс Н. Розенау, который в своей книге "Научное исследование внешней политики" писал о том, что нет "объективиста", ни "Субъективисты" (так он называл сторонников двух противоположных точек зрения) не смогли найти эффективного обоснования использования национального интереса как инструмента исследования. Он пришел к выводу: "Несмотря на всевозможные утверждения, связанные с этим понятием, и несмотря на его кажущуюся полезность, национальный интерес так и не виправдив начальных надежд, что возлагались на него как на инструмент исследования". Попытки объективиста и субъективистов использовать его, - утверждал автор, - оказались безрезультатными и неудачными, хотя "в учебниках по международной политике, как и ранее, утверждается, что нации защищают и реализуют свои национальные интересы, научная литература по этому поводу не обогатилась но не расширилась ".

Такая критика со стороны Розенау частично оправдана, немногим ученым и практикам, которые занимаются внешней политикой, удалось систематически изучить вопрос о том, почему страны преследуют определенные международные цели. Слишком просто было бы предположить, что основой для определения внешней политики является политическая бюрократия, исторический прецедент или экономическая необходимость. С нашей точки зрения, гораздо больше смысла утверждать, что на тех, кто принимает решения и определяет политику, действуют географические, культурные, политические и экономические факторы, которые тесно связаны с национальным опытом, идеологией народа. Можно предположить, что развитие европейской интеграции и определенные ограничения национального суверенитета в интересах новой международной структуры - Европейского сообщества могут привести в дальнейшем к формированию новой европейской "супернации" и новых национальных интересов, однако этот факт характеризует процесс возникновения и исчезновения наций и не затрагивает самого понятия "национальный интерес". Вопрос не в том, что составляет национальный интерес, а в том, что составляет нацию.

Малая энциклопедия етнодержавознавства под заголовком "Национальный интерес" (историко-етнодержавних подход) определяет: "Нация является носителем национальных интересов, которые бывают национально специфическими, присущими только национальным общности (интересы развития культуры, языка, нравственного престижа нации и т.д.), и общенациональными, в реализации которых заинтересовано все общество ", и продолжал: -" Сама же категория национальные интересы определенной мере корреспондируется с категориями "индивидуальный", "общечеловеческий" и "государственный" интересы ". По мнению М. Грушевского, государственный уклад цивилизованных народов - это суверенный союз народа, путем плановой деятельности удовлетворяет индивидуальные, национальные и общечеловеческие солидарны интересы в направлении последовательного развития общества ".

Пока нация имеет право отказывать другому государству или международному органу в их требованиях, следует сделать вывод, что она действует в соответствии со своими национальными интересами. Мы являемся свидетелями рождения новых наций, образующихся на обломках бывших империй или легитимируются вследствие определенных договоренностей. Примеров этого процесса множество - независимые государства СНГ, Чехия и Словакия, Бельгия и др. Этим государствам необходимо независимость в интересах своей национальной идентичности. Кроме того, игнорировать категорию "национальных интересов", которая является базовой в определении основных направлений внутренней и внешней политики практически всех субъектов международного права, вряд ли целесообразно.

Исследование национальных интересов требует ответа на ряд вопросов:

o Существуют объективно национальные интересы и которая их природа?

o Какие национальные интересы принадлежат к базовым, фундаментальным, а какие носят временный, конъюнктурный характер?

o Могут национальные интересы меняться в зависимости от изменения внутренней и внешней ситуации?

o Какие механизмы обеспечивают защиту национальных интересов?

o ли согласовывать национальные интересы различных международных субъектов?

o Кто и как определяет угрозы национальным интересам и т.д.?

Для более точного понимания национальных интересов обратимся с действующим законодательством Украины, в частности Закона Украины "Об основах национальной безопасности Украины", где, в ст. 1 указано, что национальные интересы - это жизненно важные материальные, интеллектуальные и духовные ценности украинского народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Украине, определяющие потребности общества и государства, реализация которых гарантирует государственный суверенитет Украины и ее прогрессивное развитие.

Исходя из того, что лицо, общество и государство образуют вместе самостоятельный объект - нацию, понятие "национальная безопасность" охватывает различные аспекты страны (государственной, общественной, личной и т.д.). Нация находится в опасности, когда ей нужно принести в жертву свои национальные интересы - объективные потребности материального и духовного существования как внутренне целостного и самобытного социального образования. Не случайно, что именно в национальных интересах аккумулируется отношение нации к совокупности общественно-политических и государственных институтов, материальных и духовных ценностей.

Базовыми жизненно необходимыми национальными интересами являются:

o территориальная целостность;

o государственном суверенитете;

o попытки занять достойное место в мировом сообществе;

o благосостояние граждан на основе обеспечения прав и свобод личности, а также всех социальных групп.

Поскольку с пространственно-географической взаимодействием стран и народов связано наличие трех геополитических уровней безопасности - международной, региональной и безопасности отдельно взятого государства, то в пространственно-географическом плане сфера национальных интересов не может ограничиваться национальной территорией. Процессы, которые разворачиваются в разных регионах ближнего и даже дальнего зарубежья, могут непосредственно влиять на состояние нации, возможности и перспективы ее развития и, таким образом, на понимание и определение национальных интересов. Соответственно этому различают внутреннюю и внешнюю безопасность. Для понимания и обеспечения последней, исключительно важное значение имеет геополитическое и геостратегическое представление о месте и роли нации (страны) в мире.

Это объясняет, почему проблематика национальной безопасности, зародившейся в США в середине прошлого века, в последние десятилетия превратилась в самостоятельную академическую отрасль в рамках стратегических исследований и общей теории международных отношений. Понятие "национальная безопасность" стало неизменным атрибутом военно-политических концепций, аналитических и прогнозных разработок глобального плана. При этом наибольшее распространение получили два подхода.

Первый - рассматривает национальную безопасность через призму "национальных интересов", что, как правило, проявляется в виде некоторого комплекса целей. Второй - связывает национальную безопасность с системой базисных национальных ценностей как структурного, так и функционального уровней.

В первом случае конфликт интересов может решаться путем поиска взаимоприемлемого баланса интересов сторон. В случае же конфликта национальных ценностей (что мы наблюдаем, например, в конфликте идеологий, цивилизаций, религиозных догм и т.д.) компромисса достичь практически невозможно. Происходит разрушение одних ценностей и замена их другими. Это понятно в том случае, когда "национальные интересы" - это национальные интересы, которые нашли свое духовное или материальное закрепление в жизни народа. Итак, в условиях становления современной Украины первый подход более приемлем, как более мобильный и гибкий.

Важнейшим критерием национальной безопасности является соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, группы, общества и государства и особенно их взаимная ответственность в обеспечении безопасности. Последнее является краеугольным камнем национальной безопасности, и поэтому должны находиться в центре внимания государственной политики национальной безопасности.

Далее, как известно, в основе целенаправленной человеческой деятельности положено потребности и интересы. Потребности - это потребность в чем-для поддержания жизнедеятельности организма индивидуума, социальной группы, общества в целом, это внутренний побудитель активности. Потребности, осознанные обществом, классами, социальными группами, индивидуумами выступают как их интересы. В отличие от потребностей интерес направлен не столько на предмет удовлетворения, сколько на те социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависят все условия жизнедеятельности людей (распределение ценностей, благ). Значение интересов заключается в том, что они являются причиной социальной активности людей и в этом смысле выступают важнейшими факторами преобразований в обществе, государстве и мире.

Роль интересов в жизни государства лаконично выразил лорд Палмерстон: "В Англии нет вечных друзей или врагов, у Англии есть вечные интересы". Оно отражает известную истину: у государства не бывает постоянных союзников и противников, постоянные - только интересы.

Особое значение для человечества имеют жизненно важные интересы как совокупность потребностей, их удовлетворение обеспечивает существование и прогрессивное развитие личности, общества, государства. Из-за такой значимость им отводится центральное место в системе национальной безопасности.

Безопасность является условием существования государства, общества или лица, позволяет им сохранить накопленные ценности.

Для того, чтобы служить базой стратегии государства в области безопасности, национальные ценности должны быть выражены в предметной форме. Такой формой выступают национальные интересы. Они являются основной движущей силой процессов, происходящих в современной политической, экономической, духовной сферах жизни народов, государств и мирового сообщества в целом. Реализация и защита этих интересов, в свою очередь, составляет сущность политики безопасности - национальной, региональной и глобальной.

Образ жизни и функции личности, общества и государства, как объекты , задают их общие интересынациональные интересы. Они выступают как некоторый баланс или компромисс между в целом очень противоречивыми интересами отдельных личностей, социальных организаций и государственный органов.

Национальный интерес формируется на основе рациональных потребностей, ценностных предпочтений и реальных условий, в которых находится в настоящий момент общество. При этом этот процесс (формирование национального интереса) на уровне отдельной страны субъекты визируется теми социальными силами, которые располагают реальными возможностями и, следовательно, определенной властной субстанцией, позволяющими реализовать тот или иной интерес. Это потребности общества и государства в понимании действующих политиков. Другими словами, национальный интерес выступает как субъективная форма объективных потребностей общества и государства, сформулированная их элитой на основе ценностных предпочтений с учетом обстоятельств. И весь вопрос в данном случае заключается в том, насколько общество и государство взаимосвязаны в процессах воспроизводства своих функций. Другими словами, «интерес — это то, что сцепляет друг с другом членов гражданского общества».

В соответствии со «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», под национальным интересом понимается совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.

Национальные интересы, равно как и потребности, делятся на внутренние и внешние. При этом они неравнозначны и объединяют три взаимосвязанных блока:

  • фундаментальные интересы, идентичные для любой страны, так как определяют необходимость «выживания» нации. К внутренним относят стабильность и развитие. Их баланс делает страну устойчивой и целостной. Внешние интересы включают в себя: территориальную целостность; политический суверенитет, т.е. независимость; сохранение господствующего политико-экономического режима (конституционного строя); процветание;
  • национальные ценности — национальная идеология и культурная самобытность, определяющие цивилизационную уникальность страны;
  • текущие интересы, необходимость защиты которых определяется текущей обстановкой и обеспечением намеченного курса развития страны.

Фундаментальные интересы и ценности образуют совокупность жизненно-важных интересов страны , связанных с ее выживанием и развитием. Текущие интересы формулируются политическим руководством страны, исходя из жизненно-важных интересов. Так. национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются:

  • в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
  • обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;
  • превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Классификация и виды национальных интересов

Классификация национальных интересов может осуществляться по различным основаниям, что подчеркивает их социальную значимость (табл.2.1).

Классификация интересов

По степени общности

  • индивидуальные
  • групповые
  • корпоративные
  • общественные
  • национальные
  • общечеловеческие

По субъектам

  • личности
  • общества
  • государства
  • коалиции государств
  • мирового сообщества

По сферам деятельности

  • экономические
  • внешнеполитические
  • внутриполитические
  • военные
  • информационные
  • духовные

По направленности

  • совпадающие
  • не совпадающие
  • конфронтационные
  • параллельные

По степени значимости

  • жизненно
  • важные
  • текущие

Интерес — функция положения субъекта по отношению к другим субъектам. Поэтому интересы страны или национальные интересы проявляются в ходе ее взаимодействия с другими странами. При этом к основным факторам, определяющим национальные интересы, относятся:

Объективные: геополитическое положение и национальные особенности; наличие ресурсов и соответствующего потенциала: значимость в системе международных отношений.

Субъективные: сложившаяся система принятия стратегических решений; международный и внутренний имидж политической и деловой элиты страны.

Функции интереса:

  • объяснительная (декларативная) — для объяснения собственных намерений и предпринимаемых действий;
  • оправдательная — для оправдания своих действий;
  • оценочная — для оценки каждой конкретной ситуации и поиска единомышленников — союзников, друзей, партнеров, прихлебателей:
  • побудительная — для формулирования своих дальнейших действий. Интерес побуждает к действиям и порождается той средой, в которой действует субъект (для страны — внутри- и внешнеполитический).

Таким образом, национальный интерес — это субъективная форма выражения объективных потребностей общества, которые в обобщенном виде выражаются через интересы государства.

Всякий расчет интересов может быть сделан лишь в рамках определенной системы ценностей, без которой невозможно понять, что есть «потеря», а что — «приобретение». Поэтому доктрина любой страны есть продукт ее стратегической культуры. Стратегическая культура — исторически сложившийся предпочтительный метод решения жизненно важных для страны проблем. Она обусловливается национальными традициями, пространственным, географическим положением, мировоззрением и мировосприятием, историческим опытом.

В широком смысле стратегическая культура включает в себя две части:

  • базовые положения о стратегической среде, природе противника, об угрозах, о месте и роли военной силы и ее эффективном применении;
  • положения на оперативном уровне, отвечающие на вопрос: какие стратегические решения являются более эффективными для борьбы с имеющимися вызовами и угрозами? На этом уровне стратегическая культура влияет на поведенческий выбор.

Стратегическая культура конкретного государства объясняет особенности его стратегии лучше, чем императивы международного окружения. При этом имеется в виду, что коллективно разделяемые идеи, верования и нормы не меняются с такой же скоростью, как влияющие на них внешние и внутренние обстоятельства. Стратегическая культура подвергается воздействию двух факторов: это собственная политическая культура, т.е. внутренний фактор, и внешние факторы, например, структурные изменения или воздействия внешних угроз и вызовов. В этом случае стратегическая культура определяет подход к решению внешних и внутренних проблем, сформировавшихся как реакция на изменение внешней или внутренней обстановки.

Эти подходы задаются такими «парами», как:

  • вовлеченность — изоляционизм;
  • опора на силу — опора на несиловые инструменты;
  • односторонность — вступление союзов и др.

Кроме того, стратегической культурой определяется и сам стиль поведения страны на международной арене (статус-кво — империализм ), а также стиль руководства страной, мобилизации населения на защиту национальных интересов и т.д.

Идентификация национальных интересов производится на уровне восприятия собственных потребностей и возможностей. Именно на уровне восприятия формулируются доктрины и концепции национальной безопасности. При этом доктрина является теоретико- идеологическим обоснованием государственной политики. Ее главными составляющими выступают национальные интересы страны на данном этапе и образ врага, препятствующего удовлетворению этих интересов. Концепция же — совокупностью взглядов и рекомендаций по поводу того, какую политику государству целесообразнее проводить. Концепция носит более «прагматический», прикладной характер, нежели доктрина. Это как бы «теория» обеспечения национальной безопасности.

Любой официальный документ в области национальной безопасности, будь то стратегия, доктрина или концепция, является в первую очередь отражением культурного опыта данного общества в данной области. Стратегической культурой определяется также и то, что в одних странах национальная доктрина фиксируется на институциональном уровне в виде программных документов правительства (имеет законченную внутреннюю структуру, например «послания президента»), а в других четко сформулированные документы такого рода могут и отсутствовать. В этом случае отдельные их элементы могут быть разбросаны по текущим выступлениям официальных лиц государства, отражаться в теоретических работах в области безопасности, программах партий и политических движений и т.д. Тем не менее ни одно государство не обходится как без национальной доктрины, так и без концепции национальной безопасности.

Доктрина обеспечения идеологически (на уровне эмоций и культурной самобытности), а концепция теоретически (на уровне алгоритмов и рекомендаций) задают основу для формулирования стратегических приоритетов (целей национальной безопасности) — того результата — уровня защищенности национальных интересов, — требующегося стране.

Российская Федерация. Крупнейшее по территории государство в мире. Государство с историей. Государство с претензией и интересами. Однако последние полсотни лет правительство, руководящий состав играет в детскую игру «догонялки», только в масштабе государства - это уже не детские шалости.

Сначала играли с другими странами, а потом дали стране капитализм и рыночную экономику и решили играть и между собой. Вот и гоняются…У кого больше яхта, а у кого выше дом…у кого сколько млрд. в швейцарских банках, кто кого «сделал» в рейтинге «Форбс», кто «вышел сухим» из государственных органов, но с полными карманами, « золотыми» карточками и заграничными счетами… А кто «догоняется» в вымирающих деревнях, в городах, где нет рабочих мест, а где есть - на заработные платы, которых хватает на «беленькую» и батон.

В нашем государстве много проблем. И их «нерешение» - настоящая угроза национальной безопасности и настоящий национальный интерес.

Для России под национальными интересами следует понимать совокупность интересов, отражающих потребности и устремления той общности, которая исторически сформировалась на многоэтнической основе в обширном евразийском пространстве, разделяющем и одновременно связывающем два типа цивилизации - Европы и Азии.

В отличие от стран Европы, где сложились этнически нейтральные нации как совокупность всех граждан данного государства, в России дело обстоит по-другому. Такого целостного социально-политического организма здесь пока не существует. Национально-этнический фактор сохраняет самостоятельное значение и отчетливо проявляется в деятельности государства и в позициях региональных элит. Поэтому национальные интересы России не являются национально и этнически нейтральными.

Исторически государство доминирует над гражданским обществом. А само гражданское общество недостаточно развито, а некоторые считают, что его вовсе нет.

И могло ли оно сформироваться за столь короткий промежуток времени? В период перехода от тоталитаризма-авторитаризма к капитализму, к демократии? Наверное, могло бы. «Если бы это было кому-нибудь нужно».

Ведь до конца непонятно что мы имеем сейчас. Мы до сих пор «переходим».

Нельзя сказать, что соблюдается права и интересы всех социальных слоев. Остро стоит проблема бедности. Если посмотреть на пропорции нашего общества по материальному благополучию, то отчетливо вырисовывается пирамида, когда большинство - бедные, меньше - среднего класса и совсем мало богатых граждан. Эта ситуация - внутренняя угроза национальной безопасности, и политической безопасности, как ее составляющей. Угроза состоит в том, что терпение граждан может «лопнуть» в любой момент и неизбежным будет внутренний конфликт в государстве.

Остро стоит проблема межэтнических и межрелигиозных конфликтов, как угроза внутренней безопасности страны, как угроза раскола общества, раскола государства, нарушения территориальной целостности государства. И события на Манежной площади, другие митинги и разные националистические движения - яркие проявления нарастающего недопонимания на национальной почве.

Угроза терроризма и экстремизма - это и внешняя и внутренняя угроза. Это угроза и нашему государству и международная угроза. Национальный интерес государства - бороться с терроризмом.

Во внутриполитической области национальные интересы России состоят в консолидации державно-патриотической политической элиты, создании эффективной государственной власти, завершении процесса становления институтов гражданского общества, проведении ответственной и взвешенной государственной национальной политики, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих подрыву федеративного устройства, возникновению социальных и межнациональных конфликтов, национального и регионального сепаратизма.

Промышленность, экономическое положение России сильно пострадало после распада СССР. В национальных интересах государства - обеспечение устойчивого роста ВВП страны. И это удается нашему государству последнее десятилетие. Кроме этого необходимо развивать сельское хозяйство, создавать новые рабочие места в провинциях, поселках, деревнях.

Национальные интересы в области духовной жизни, культуры и науки во многом связаны с сохранением и развитием образовательного и интеллектуального потенциала России, утверждением в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитием многовековых духовных традиций Отечества. В настоящее время существует угроза духовного «разложения» нации. Потеря ценностей, моральных норм, устоев, потеря традиций - не редкость в нашем обществе.

Национальные интересы Российской Федерации в международной сфере требуют проведения активного внешнеполитического курса, направленного на упрочение авторитета и позиций России как великой державы, без участия которой невозможно решение глобальных и региональных проблем, упрочение международной безопасности. При этом необходимо ориентироваться на развитие диалога и всестороннего сотрудничества не только с Западом, но и со странами Центральной и Восточной Европы, Америки, Ближнего Востока, Западной Азии, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Национальные интересы России в международной сфере включают в себя также защиту жизни, достоинства, международно-признанных гражданских прав и свобод российских граждан и наших соотечественников за рубежом.

Национальные интересы России в оборонной сфере заключаются, прежде всего, в обеспечении военной безопасности и недопущении агрессии со стороны других государств,в создании адекватной потенциальным и реальным угрозам военной организации, учитывающей изменение баланса сил на мировой арене и экономические возможности государства для эффективного реагирования на них.

Национальные интересы России реализуются и в пограничном пространстве. При этом они требуют особого внимания, четкого определения и последовательного проведения, поскольку на Государственной границе чрезвычайно важен баланс интересов сопредельных государств, их взаимодействие, разумный компромисс, а не соперничество, конфликт интересов. Не случайно национальные интересы России в области пограничной политики выделены отдельным блоком в последней редакции Концепции национальной безопасности РФ. Они требуют создания политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны Государственной границы РФ, своевременного выявления возникающих внешних угроз национальной безопасности, обеспечения установленных законодательством РФ порядка и правил экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве РФ.

Для нашей страны пограничное пространство особенно актуально и значимо. Государственная граница страны протянулась на 60.9 тыс. км, в том числе по морю - на 38,8 тыс. км. Площадь территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, анклавов открытых морей, в пределах которых действуют правовые основы защиты национальных интересов России, составляет 9 млн км 2 (42% всей континентальной территории РФ). На нее приходится 90% ежегодного улова рыбы и морепродуктов, превышающего 4.5 млн т. Более 80% запасов нефти, газа, содержащихся в недрах мирового океана, приходится на континентальный шельф северных морей РФ. На границе РФ соприкасаются между собой около 50 народов и национальностей приграничных регионов России и сопредельных государств. Из 89 субъектов РФ 45 представляют приграничные регионы страны. Во внутреннем приграничье возникли проблемы, неизвестные в бывшем СССР: территориальные споры, обострение межнациональных противоречий, терроризм, похищения людей в целях получения выкупа, незаконная миграция иностранцев, интенсивное расхищение и перемещение для продажи за рубежом национальных богатств страны, крупномасштабная контрабанда, в том числе наркотиков и оружия. В этой связи в "Основах пограничной политики Российской Федерации" выделен специальный раздел "Основные угрозы национальным интересам и безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве", где зафиксированы 11 наиболее опасных их проявлений.

Непосредственную защиту национальных интересов России в пограничном пространстве осуществляют органы и войска ФПС России. И нашим пограничникам сегодня крайне необходимы четкие представления о национальных интересах страны в пограничной сфере. Думается, что систематизацию национальных интересов в пограничной сфере следует осуществлять по нескольким основаниям:

  • · с позиции конкретных функциональных, а также региональных направлений пограничной политики;
  • · исходя из дифференциации национальных интересов страны применительно к определенной пространственной (континентальной, морской, воздушной и иной) среде их реализации;
  • · из потребности определения приоритетных национальных интересов в пограничном пространстве в целях более эффективной их защиты.

Функциональный подход к классификации национальных интересов, отражающий направления пограничной политики, позволяет выделить следующие основные их группы: территориальные интересы, связанные с прохождением государственной границы и пространственными пределами суверенитета России (ее национальной юрисдикции); интересы обеспечения пограничной безопасности РФ (иначе говоря, интересы национальной безопасности в пограничной сфере), а также интересы коллективной безопасности на внешних границах государств - участников СНГ; интересы межгосударственного пограничного сотрудничества в различных областях (экономической, социальной, информационной, природоохранной, военной, специальной и др.).

Пространственный подход к классификации национальных интересов России позволяет выделить важные и недостаточно изученные области их проявления в морском пограничном пространстве (в том числе в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе); в воздушном пограничном пространстве; на внешних границах государств - участников договоров о совместной и коллективной безопасности.

Актуальна классификация по степени приоритетности национальных интересов в пограничной сфере. Первостепенное значение здесь, в силу острой потребности в международно-правовом оформлении, имеют территориально-пограничные национальные интересы. Никогда прежде в истории России, да и других государств, на вновь образованную государственную границу не приходилось одновременно свыше 13.5 тыс. км. К настоящему времени международными договорами государственная граница закреплена только с 6 из 16 государств, граничащих с Россией. Не до конца решены территориально-пограничные вопросы с Китаем, Японией, Норвегией и США в силу их затяжного характера.

На первый план выдвигается необходимость цивилизованного установления и закрепления международными договорами государственной границы России с государствами - бывшими союзными республиками. Сложность установления границы с ними обусловлена тем, что принимаемые за исходный рубеж территориального размежевания административные границы являются условными и потенциально спорными ввиду неоднократного их изменения на ряде участков.

Приоритетный характер имеют вопросы упрочения добрососедских отношений на Государственной границе с сопредельными странами, развитие взаимовыгодного экономического и иного сотрудничества в приграничных территориях, обеспечение основных прав и свобод человека. Для России они имеют особое значение, поскольку она граничит с 16 государствами мира! Никакая другая страна не имеет такого количества стран-соседей (Китай - 13, Бразилия - 10, США - 3). К тому же Россия решает историческую задачу строительства демократической государственности, открытого общества, перехода к цивилизованным отношениям с другими странами. Граница поэтому не должна больше разделять народы "железным занавесом", как прежде. Оставаясь барьером для противозаконных действий, деструктивных сил, она, вместе с тем, призвана способствовать сближению народов, расширению и углублению связей между людьми. В этом направлении уже много сделано. Если в 1913 г. государственную границу пересекли 12 млн человек, в советский период пропускалось ежегодно порядка 2 млн, то теперь ежегодно - свыше 60 млн граждан и порядка 10 млн единиц транспортных средств загранследования. Вместе с тем, предстоит немалая работа по созданию пояса добрососедства по периметру государственной границы России, расширению пограничного сотрудничества. К сожалению, реализации этих целей препятствуют политические замыслы антироссийских сил, стремящихся изолировать Россию от развитых и демократических стран, международных интеграционных процессов. Их усилиями создаются новые барьеры для экономического и иного сотрудничества, буферные зоны, обходящие территорию России коммуникации.

Приоритетное значение сегодня имеют интересы обеспечения пограничной безопасности РФ. На государственной границе, в пограничном пространстве страны, на внешних границах СНГ сегодня проявляется весь спектр внешних и внутренних угроз безопасности России. Значение интересов безопасности страны определяется прежде всего тем обстоятельством, что Россия имеет наиболее протяженные границы с самыми нестабильными районами мира, особенно на южном и юго-восточном направлениях. Южные участки наших границ, а также границ ряда государств СНГ оказались в зоне региональных и межэтнических конфликтов, подрывных акций международного терроризма. И от их укрепления в немалой степени зависит как региональная стабильность, так и стабильность обстановки в самой России.

Нельзя не учитывать нарастание криминальных угроз экономическим интересам России на государственной границе и в ее пограничном пространстве. В определенной мере удалось поставить барьер на путях незаконного вывоза через государственную границу России сырьевых ресурсов и стратегически важных материалов. Однако через открытые границы между государствами, входящими в Таможенный союз, направляется большое количество таких товаров и грузов из России в третьи страны. Через российско-казахстанскую, российско-азербайджанскую, российско-грузинскую границу поступает в Россию большое количество контрабандных товаров, наркотических веществ, оружия. В последние годы резко возросли объемы незаконной добычи российскими и иностранными судами морепродуктов в исключительной экономической зоне России, исчисляемые в миллиардах американских долларов.

Национальные интересы России нуждаются в активной и последовательной защите. Руководством страны и ФПС России прилагаются значительные усилия по созданию системы отражения угроз национальным интересам страны в пограничном пространстве. Однако эффективная их защита не может быть реализована усилиями одного лишь пограничного ведомства и требует осуществления комплекса политических, экономических, оперативных, военных, режимных, правовых, административных, природоохранных, социальных и иных мер всего государства, а также общества и отдельных граждан по исключению и возмещению ущерба России.

Таким образом, национальные интересы России - основа государственной политики в любых сферах деятельности, в том числе в пограничной сфере. Они раскрывают важнейшие ориентиры развития нации, пути приращения национальной мощи страны, а также направляют действия руководства страны, всех министерств, ведомств, специальных государственных служб на служение благу народа и благосостоянию граждан. В пограничном пространстве России концентрируются приоритетные для ее развития национальные интересы, требующие первоочередного внимания со стороны государственного руководства и системы многоплановых и последовательных мер в их отстаивании, реализуемых государством, обществом, гражданами. Национальные интересы России и их защита в пограничном пространстве.

5.1. Национальная безопасность и национальные интересы России

Россия - одна из крупнейших стран мира, имеющая богатые исторические и культурные традиции. Ее экономический, научно-технический и военный потенциал, уникальное географическое положение на Евразийском континенте позволяют Российской Федерации играть важную роль в современном мире. Объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам безопасности, включая противодействие распространению оружия, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, решение экологических проблем и обеспечение ядерной безопасности. Вместе с тем ряд государств активизирует усилия, направленные на ослабление России в целом и ее влияния на международную политику.
Основные понятия национальной безопасности России сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.
Под национальной безопасностью России понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах (табл. 6). Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические цели и текущие задачи внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Сегодня существует три типа угроз национальной безопасности Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.
К внешним угрозам следует отнести:
. развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников;
. территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;
. вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;
. наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;
. вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников;
. действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
. дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах.
К внутренним угрозам специалисты относят:
. попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;
. планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
. создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;
. незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
. широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации;
. деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.
Трансграничные угрозы проявляются в следующем:
. создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;
. деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя России, создание угрозы ее территориальной целостности и безопасности ее граждан;
. трансграничная преступность, в том числе контрабандная и другая противозаконная деятельность в угрожающих масштабах;
. ведение враждебных по отношению к Российской Федерации информационных действий;
. деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию России или использования ее территории для транзита наркотиков в другие страны;
. деятельность международных террористических организаций.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ
Обеспечение национальной безопасности и национальных интересов России осуществляется в политической, экономической, гуманитарной и военной областях. Оно тесно связано с местом России в системе глобальных военно-политических отношений, которые характеризуются сегодня сочетанием двух основных тенденций. С одной стороны, наблюдается стремление сформировать новую, более справедливую и демократичную систему международных экономических и политических отношений. С другой стороны, расширяется практика применения вооруженной силы на основании национальных решений вне мандата ООН.
В этих условиях сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики для обеспечения национальной безопасности России, которая последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значение военной силы будет минимизировано, а ее функции будут сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов.
Важнейшим аспектом, определяющим подходы к обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются отношения нашей страны с наиболее значимыми элементами современной системы международных отношений. К ним, прежде всего, следует отнести Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН, Содружество Независимых Государств, Организацию Североатлантического договора (НАТО) и Европейский союз (ЕС), Стратегическое партнерство России и США, Шанхайскую организацию по сотрудничеству (ШОС).
Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматриваются Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность в мире. Снижение их роли и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оцениваются Россией как тенденция, в перспективе способная создать серьезную угрозу нашим национальным интересам.
Отношения со странами СНГ являются для России важнейшим направлением внешней политики. Наша страна стремится и дальше развивать военно-политическое сотрудничество в рамках содружества.
Отношения России с НАТО определяются Римской декларацией 2001 г. Российская Федерация рассчитывает на полное устранение прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности из военного планирования и из политических деклараций стран - членов Североатлантического блока. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного союза с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил, в том числе и изменений в нашей ядерной стратегии.
Россия готова расширять сотрудничество с США в политической, военно-политической и экономической сферах, а также в сфере обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия “холодной войны”. Наша страна поддерживает усилия США по борьбе с международным терроризмом.
Шанхайская организация по сотрудничеству играет важную роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и в Дальневосточном регионе. Сотрудничество с этой организацией направлено на формирование зоны мира и стабильности на юго-восточном и дальневосточном направлениях, что исключало бы возникновение крупномасштабной военной угрозы.
Современная геополитическая обстановка в мире такова, что обеспечение национальной безопасности России только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения и др.) становится недостаточным. Нейтрализация внешних, внутренних и трансграничных угроз национальной безопасности России все в большей степени становится главной функцией военной организации государства, поэтому значение военной силы как инструмента по обеспечению национальных интересов и безопасности России не только сохраняется, но и возрастает.

Вопросы и задания

1. Что вы понимаете под национальной безопасностью России?
2. Что включают в себя национальные интересы России?
3. Какие типы угроз национальной безопасности России существуют сегодня?
4. Отношения с какими организациями и странами наиболее важны для обеспечения национальных интересов и безопасности нашей страны?
5. Подготовьте и обоснуйте сообщение о возрастании роли военной организации государства для обеспечения национальных интересов и безопасности нашей страны в настоящее время.

Главным результатом достижения баланса сил в современных межгосударственных отношениях является установление и поддержание баланса национальных интересов. В самом общем смысле, национальный интерес - это концептуальное выражение совокупных потребностей общества на конкретном этапе его развития. Национальный интерес есть интерес нации как двуединства суверенного государства и гражданского общества. Национальный интерес - это краеугольный камень внешней политики любого государства.

Параметры национального интереса определяются общей геополитической картиной мира и ценностной системой, господствующей в данном обществе и государстве. Оригинальную трактовку категории «национальный интерес» предложил один из отцов-основателей теории политического реализма, американский политолог-международник Ганс Моргентау. C его точки зрения, «национальный интерес» содержит два основных элемента: центральный (постоянный) и второстепенный (изменчивый). Центральный интерес состоит из трех факторов : природы интереса, который должен быть защищен, политического окружения, в котором действует интерес, и рациональной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств. Второстепенный элемент представляет собой не что иное, как конкретную форму, которую коренной «национальный интерес» принимает в пространстве и времени.

Международная политика должна основываться, прежде всего, на следующих принципах: защищая собственные интересы, любой субъект международных отношений должен уважительно относиться к интересам других государств. Это значит, что «разум» государства, выраженный в его национальном интересе, состоит в осознании как собственной сущности и природы, так и природы окружения. В этой связи, в Концепции национальной безопасности РФ существует разделение национальных интересов во внутриполитической и международной сферах.

Национальные интересы государств обусловлены экономическими и геополитическими отношениями, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, вспышек национализма и террористических актов.

Важнейшим приоритетом национального интереса Российской Федерации становится ее включение в мировое экономическое пространство . Ни одна страна не способна добиться серьезного экономического роста и увеличения благосостояния населения без вовлечения в мировую экономику. К сожалению, нужно констатировать, что наша страна задержалась пока что на индустриальной стадии развития, сделав лишь первые шаги на пути перехода к информационно-технологическому этапу развития. Если развитые страны завершают информационно-технологическую стадию развития, то современная Россия по всем показателям еще только приближается к ней. Отставание, по оценкам специалистов, составляет не менее 10 лет.

Тесным образом с понятием «национальный интерес» связана категория «национальная безопасность» . В политологической литературе, национальная безопасность рассматривается как один из элементов национального интереса государства, обеспечивающего ему наряду с другими элементами (внутренняя стабильность, экономическое процветание, благоприятное внешнее окружение, позитивный международный имидж) оптимальное существование.

Национальная безопасность России

Обеспечение национальной безопасности России - это не просто гарантия выживания нации и организация оптимальных условий для саморазвития. Национальная безопасность - это внутреннее состояние и международное положение страны, которые надежно обеспечивают ее свободу, независимость, целостность, интересы и исключают реальную угрозу внутренней дестабилизации и внешнего нападения.

В 2000 г. Российской Федерацией были приняты стратегически важные документы: Концепция национальной безопасности (уточняет риски внутренней безопасности и основные пути их локализации), Концепция внешней политики (разъясняет политические взаимоотношения России с главными участниками мировой политики), Доктрина информационной безопасности (определяет степень открытости и доступности информационных потоков).

Национально-государственные интересы современной России тесно связаны с сохранением ее безопасности, решением внутренних социально-политических и экономических проблем.

Итак, национальная безопасность России должна рассматриваться как многоплановое явление, охватывающее все сферы и уровни общественной жизни. Кроме того, необходимо говорить о политической, экономической и духовно-идеологической безопасности.

Важнейшими задачами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются следующие:

  • поддержание общей стабильности в мире, исключающей региональные и локальные конфликты, предотвращение любых очагов напряженности вблизи территории России;
  • обеспечение территориальной целостности и независимости страны;
  • своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности;
  • создание условий для постоянного экономического роста и стабильного политического развития;
  • расширение доступа России к мировым экономическим рынкам;
  • совершенствование системы государственной власти в стране, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
  • принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против России;
  • активное и полноправное участие России в строительстве новой системы международных отношений.

Необходимо отметить, что серьезную угрозу безопасности страны создают международный терроризм, разгул преступности, социальные, межэтнические и религиозные конфликты, политический экстремизм и т. д.

Одним из главных условий и принципов национальной безопасности является включенность России в систему международной и региональной безопасности.

Международная и региональная безопасность

Международная безопасность - такое состояние отношений между государствами, при котором страны мира соблюдают общепризнанные принципы и нормы международного права, в том числе и Устав ООН, исключающие решение споров между ними с помощью силы или угрозы силой, нарушение всеобщего мира и возникновение угрозы ему. Международная безопасность стала одним из важных факторов мировой политики после массированной атаки террористов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г., когда погибли тысячи ни в чем не повинных людей.

Международная безопасность сегодня предстает как многоплановое явление, охватывающее все сферы и уровни общественной жизни. Так, международная безопасность, несомненно, связана с положением дел в различных регионах мира. Региональная безопасность - это такое состояние международных отношений в той или иной части мира, при котором в результате комплекса совместно принятых мер и заключения международного договора или соглашения обеспечивается поддержание мира и сотрудничество стран и народов, решение спорных проблем, отказ от применения силы или угрозы силой.

Региональная безопасность является важным условием и серьезным фактором международной безопасности в том случае, когда договоры и соглашения и безопасности совместимы с целями и принципами ООН. Вопросами обеспечения региональной безопасности занимается Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и др.

Итак, проблема безопасности - одна из центральных в теории и практике международных отношений, поэтому она всегда была и остается в поле зрения ученых-международников и государственных деятелей.

Центростремительные тенденции и процессы регионализации и глобализации взаимосвязанны на роли и функциях как отдельно взятых государств, так и международной политической системы в целом. Еще недавно политика (внутренняя и внешняя) рассматривалась исключительно как функция национального государства. В сфере международных отношений отдельно взятые государства для реализации своих национальных интересов вступали в отношения друг с другом. Именно совокупность индивидуальных государств и составляла мировое сообщество. Каждое государство (независимо от того, действовало оно в одиночку или в коалиции с другими государствами) самостоятельно решало проблемы своей обороны и безопасности.

Иное положение складывается сейчас, когда мир становится комплексом, части которого тесно связаны друг с другом. Так возникают новые концепции кооперативной безопасности (М. Уайт, Д. Коляр, Д. Дьюитт, Р. Коэн и др.), когда процессы взаимозависимости стирают грань между внутренними и внешними, государственными и общественными интересами. Внутренняя и внешняя политика становятся тесно связанными. Учитывать национальные интересы становится все труднее.

В заключении отметим, что Россия как государство, находящееся на стадии демократической трансформации и имеющее опыт отражения и профилактики крайнего экстремизма на своей территории, выступила за построение стабильного мира, предполагая делать упор на коллективные международные силы, а не военную мощь лишь одной супердержавы - США.