Законодательные органы осуществляют. Федеральное Собрание Российской Федерации. Общее понятие административной системы

Законодательная власть представляет собой способность и возможность государства в лице его наделенных специальными полномочиями органов издавать обладающие высшей юридической силой нормативно-правовые акты – законы.

Согласно Конституции РФ и принципу разделения властей законодательная власть России на федеральном уровне осуществляется Федеральным Собранием – парламентом России, а на уровне субъектов Федерации – местными парламентами (законодательными собраниями).

Правовой статус и основы организации Федерального Собра­ния регламентируются в Конституции Российской Федерации в разделе «Федеральное Собрание». Федеральное Собрание - пар­ламент представляет собой на федеральном уровне законодатель­ную ветвь власти. Парламент является носителем суверенитета, единственным источником власти в нашей стране и выступает в качестве выразителя воли многонационального российского на­рода. Федеральное Собрание - самостоятельный орган законо­дательной власти, юридически не подчиненный никакому госу­дарственному органу, в том числе Президенту и Правительству. Парламент России занимает влиятельное положение в системе государственных органов и осуществляет законодательную деятель­ность в масштабе всей страны. Характеризуя Федеральное Собра­ние как представительный орган, можно отметить, что оно дей­ствительно представляет народ Российской Федерации - в немпредставлены влиятельные политические силы общества, разные политические программы. Парламент России единственный орган федеральной законодательной власти. Издаваемые им акты -федеральные законы - не могут быть изменены или отменены никаким другим государственным органом. Законодательный ор­ган - парламент России - вместе с тем, не обладает всеобъемлющей компетенцией он не должен подменять органы судебной и исполнительной власти, выходить за пределы полномочий Рос­сийской Федерации и вмешиваться в вопросы, по которым субъек­ты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти.

Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и со­стоит из Совета Федерации (эту палату в средствах массовой информации часто называют «верхней»), но Конституция Рос­сийской Федерации этот термин не использует и Государствен­ной Думы (ее иногда именуют «нижней» палатой). Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает следующими основными чертами:

1. самостоятельность палат - каждая палата имеет свои пол­номочия, их функции четко разграничены отсутствует подчи­ненность;

2. неодинаковая компетенция - к их ведению относятся, в
основном, разные вопросы;

3. различный порядок формирования палат.

Согласно Конституции роль палаты Федерального Собрания, которая выражает интересы субъектов Федерации, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата - Государственная Дума -призвана представлять интересы населения в целом. Обе палаты Федерального Собрания организуют свою работу самостоятельно и заседают, в основном, отдельно. Состав палат определяется Ос­новным законом страны. Совет Федерации состоит из предста­вителей от каждого субъекта Российской Федерации - по два от каждого из субъектов; один от представительного и один от ис­полнительного органов государственной власти. С учетом коли­чества субъектов Федерации - 89 состав Совета Федерации дол­жен насчитывать 178 человек. Количество депутатов Государст­венной Думы установлено в 450 человек.

Депутатом Государственной Думы может быть избран только российский гражданин. Иностранные граждане и лица без граж­данства не могут быть членами Госдумы. Второе требование -достижение установленного возраста. Возрастной ценз для депу­татов Думы составляет 21 год, что объясняется необходимостью наличия жизненного опыта для принятия сложных государствен­ных решений. Конституция Российской Федерации запрещает одновременно нахождение лица в составе обеих палат Федераль­ного Собрания (это вполне понятно, так как обе палаты работают раздельно). В Конституции России определены вопросы исклю­чительного ведения Совета Федерации, то есть те полномочия, которые он осуществляет самостоятельно, его решения не зави­сят от воли других государственных органов.

К компетенции Совета Федерации отнесено утверждение из­менения границ между субъектами Федерации, причем реше­ние по данному вопросу палата вправе принимать только при наличии взаимного согласия самих субъектов об изменении их границ. В исключительном ведении Совета Федерации нахо­дится решение вопроса о возможности использования Воору­женных Сил Российской Федерации за пределами ее террито­рии. Данный вопрос может возникнуть в связи с отражением агрессии против России, а также при выполнении миротворче­ских задач. Совет Федерации принимает также постановление о назначении выборов Президента в одном из двух случаев: когда истекает срок полномочий Главы государства (очередные вы­боры) или когда должность Президента освободилась досрочно (внеочередные выборы). К исключительному ведению Совета Федерации отнесено принятие решений по формированию со­става таких федеральных органов, как Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, а также назначе­ние и освобождение от должности Генерального прокурора Рос­сийской Федерации. По вопросам, отнесенным к ведению Со­вета Федерации, данная палата выносит постановления, кото­рые принимаются абсолютным большинством голосов состава Совета.

К ведению Государственной Думы относятся следующие вопросы;

Она дает согласие Президенту на назначение Председателя
Правительства - кандидатуру на эту должность в Думе пред­ставляет сам Президент, либо его полномочный представитель;

Решает вопрос о доверии Правительству, которое несет юри­дическую ответственность перед парламентом. Вопрос о дове­рии Правительству может решаться Думой по собственной ини­циативе, либо по просьбе Председателя Правительства;

Назначает на должность и освобождает от должности клю­чевые фигуры в нашем государстве - Председателя Централь­ного банка, который назначается Думой сроком на четыре года,инициатива в подборе данной кандидатуры принадлежит Пре­зиденту. Таким образом, полномочия Государственной Думы по
назначению Председателя Центробанка состоят в принятии или
нет предложений Президента по этому вопросу;

Назначает Уполномоченного по правам человека (деятель­ность которого состоит в своевременной защите личности от злоупотреблений государственных органов и должностных лиц);

Объявляет амнистию - это исключительная компетенция Рос­сийской Федерации в лице Государственной Думы. Субъекты Фе­дерации данный вопрос решать не могут. Амнистия - это пол­ное или частичное освобождение от наказания лиц, которые со­вершили преступление, либо замена наказания на более легкое;

Выдвигает обвинение против Президента для отрешения его
от должности. Только Государственная Дума может выступать ини­циатором процедуры импичмента. По вопросам, отнесенным к
ее ведению Государственная Дума принимает постановления.

Три ветви власти и необходимость их практического разделения были разработаны учеными еще в Средние века. Сохраняет ли эта теория актуальность по сей день? В конституциях многих, практически всех стран зафиксировано положение о том, что власть разделена на три ветви. Первая их них – законодательная, вторая – исполнительная, и третья – судебная власть. В Российской Федерации этому вопросу посвящена 10 статья Конституции. Как обосновывается необходимость этой модели управления и каким образом ее видели ученые в момент разработки?

Зачатки идеи

Теоретической разработкой разделения властей занимался англичанин Джон Локк. Он полагал, что деление полномочий между отдельными субъектами крайне необходимо. В узурпации власти одним или небольшой группой лиц он видел реализацию и охрану только частных интересов, а также отсутствие правовой защиты личности. Локк считал «приоритетной» ветвью законодательную власть, но при этом ее преимущество, по его мнению, не должно быть абсолютно. Остальные течения, исполнительные и судебные, должны занимать отнюдь не пассивное положение. Уже через столетие после обоснования этой модели Локком разделение властей было зафиксировано в важнейшем документе – Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 году. В тексте акта указывалось, что государство, которое не использует при управлении эту модель, не имеет конституции. В дальнейшем идеи Локка изучал и развивал француз Шарль Луи Монтескье. Он видел в разделении властей спасение общества от злоупотреблений властью государями, от узурпации и концентрации управления в одном органе, от деспотизма. Помимо деления полномочий, Монтескье разработал положение о системе сдержек и противовесов.

Три ветви власти: описание

Характеристика теории деления властей содержит следующие положения. Во-первых, эта модель должна быть закреплена конституцией. Во-вторых, три ветви власти должны быть предоставлена разным людям или органам. Одно и то же лицо не может быть наделено полномочием осуществлять, к примеру, два вида управления одновременно. В-третьих, три вида управления автономны и равны.

Механизм сдержек и противовесов

Американец Джеймс Мэдисон трудился над тем, чтобы создать эффективную модель реализации разделения властей. Под сдержками и противовесами он подразумевал частичное совпадение полномочий ветвей власти. Эта система действует в США и по сей день. К примеру, президент, представитель исполнительной власти, может использовать свое право вето на законы, а суды, в свою очередь, могут признать их недействительными ввиду противоречия конституции. Таким образом сдерживается законодательная ветвь. Президент имеет право назначения в органы судебной и исполнительной властей, а конгресс (законодательный орган) ратифицирует эти решения. Таким образом, эти составляющие представляют собой своеобразный баланс всех ветвей власти, их взаимодействие и взаимоограничение, который осуществляется с помощью правовых мер.

Законодательная власть

А теперь рассмотрим подробнее все три ветви власти. Законодательная власть является наиболее главной, верховной. Она предназначена для отражения воли и суверенитета всего народа. В РФ законодательную власть осуществляет, согласно Конституции, Федеральное собрание. Оно состоит из 2 палат. Первая из них, Совет Федерации, состоит из представителей от каждого субъекта государства. К ведению Совета относят такие полномочия, как утверждение изменений границ между частями РФ, указов президента о введении военного либо же чрезвычайного положения. Также первая палата назначает на должности судей Конституционного и Верховного судов, Генерального прокурора, равно как и его заместителей, председателя Счетной палаты, а также половину состава ее аудиторов, устанавливает дату выборов на пост главы государства.

Кроме того, Совет Федерации имеет право отрешения президента. Вторая же палата, Государственная Дума, избирается гражданами. К ее полномочиям относится объявление амнистии, а также выдвижение обвинения против главы федерации. Помимо этого, Государственная Дума имеет право назначения на должность Председателя Центробанка и Уполномоченного по правам человека. К ведению этой палаты также относят выражение недоверия правительству. Однако основным и важнейшим полномочием всего парламента является, безусловно, принятие федеральных законов.

Второе направление

При делении управления на три ветви исполнительной власти необходимо реализовывать законы и заниматься оперативно-хозяйственной деятельностью. Правительство РФ занимается разработкой и обеспечением исполнения федерального бюджета. В обязанности его также входит управление государственной собственностью. Кроме этого, правительство должно обеспечивать проведение в РФ единой кредитной, финансовой, денежной, культурной, научной, образовательной, экологической политики. Исполнительная власть также занимается вопросами внешней и внутренней обороны, безопасности государства. Правительство ответственно за обеспечение законности, охраны прав, свобод и собственности граждан.

Судебная власть

Это направление выступает своеобразным гарантом восстановления и защиты нарушенных прав, а также справедливого и адекватного наказания всех виновных. В Российской Федерации задачи этой ветви власти осуществляются только судом в рамках различных видов производств. В Основном законе закреплены важнейшие положения, касающиеся правового статуса судей. К их числу относятся независимость, несменяемость, а также неприкосновенность. Также в Конституции фиксируются и главнейшие принципы судопроизводства, такие как открытость, состязательность и равенство сторон.

Положение президента

К какой ветви власти относится глава государства? Тут точки зрения ученых разнятся. Одни утверждают, проанализировав полномочия главы государства, что он относится к исполнительной власти. Другие считают, что ввиду того, что президент выполняет координирующие функции, он возвышается над всеми ветвями власти и не относится ни к одной из них.

Исключения

Хоть теория предусматривает лишь три основные ветви власти, в науке ведутся споры по поводу количества. В частности, затрагивается положение президента, которое было рассмотрено выше. Но стоит также обратить внимание и прокуратуру. Несмотря на то что в Конституции положение этого органа закрепляется в одной главе с судами, его нельзя отнести к этой ветви власти. Ведь прокуратура не имеет соответствующих полномочий. В ст. 11 Конституции этот орган не указан в перечне ведомств государственной власти, однако же в ст.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» таковым признается. Налицо противоречие. В науке есть различные теории по поводу правового положения органов прокуратуры. Некоторые юристы относят их к исполнительной власти, другие – к судебной. Третьи считают, что прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти.

Значение

Разделение властей и по сей день является важнейшим механизмом защиты граждан от произвола государей и чиновников. Кроме того, эта модель управления указывает на демократический строй в государстве.

Одним из важнейших достижений человечества является разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Это сделано для решения целого ряда важнейших проблем. Среди них:

Необходимость более четкого определения компетентности, основных функций, сфер деятельности, ответственности каждой ветви власти, каждого государственного органа;

Необходимость предотвращения злоупотребления властью, установления диктатуры, авторитаризма или тоталитаризма;

Возможность на основе разделения властей диалектического объединения в единое целое таких, казалось бы, не совместимых важнейших сфер жизни, как закон и свобода, власть и право, государство и гражданское общество.

Еще известный английский мыслитель Джон Локк в своем главном труде «Два трактата о государственном правлении» писал о недопустимости соединения в руках какого-либо одного органа государства законодательной и исполнительной власти, в противном случае возникает угроза деспотизма и ликвидации естественных прав и свобод. Он придавал теории разделения властей характер универсальной доктрины. Джоном Локком были развиты ее основные положения: об осуществлении законодательной власти через выборный представительный орган, о недопустимости этому органу заниматься исполнением законов, о создании в связи с этим новой постоянно действующей структуры и т. д.

По Джону Локку, законодательная и исполнительная власти в своей деятельности независимы, но обе эти власти имеют над собой высшего судью в лице народа, обладающего правом привлекать к ответу любую власть. Законодательной власти принадлежит исключительное право издавать законы, обязательные для всех. Отличаясь друг от друга по своим функциям, эти власти должны быть разделены и переданы в различные сферы, так как правители в противном случае получают возможность освобождать себя от подчинения законам и приспособлять их к своим частным интересам.

Классический вид концепция разделения властей приобрела в работах Шарля Луи Монтескье. Он сделал вывод, что только разделение властных функций между разными государственными органами способно обеспечить согласие в обществе, права и свободы человека, верховенство права в жизни государства.

В настоящее время законодательная власть - это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и других нормативных актов, регулирующих общественную жизнь, принимает и контролирует бюджет страны.

Законодательная власть ответственна за то, насколько она эффективно представляет общественные интересы и отражает их в законах страны. Закон обязателен для всех именно потому, что он является высшим актом парламента, представляющего интересы всех слоев и социальных групп населения страны.

Важнейшими субъектами законодательной власти в современных обществах являются парламенты. Парламент - это высший представительный и законодательный орган государства. Именно от работы парламентов, их эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в стране будут приниматься политические решения и законодательные акты, торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, принципы, нормы, убеждения, модели поведения. Законодательные органы создают объективные условия для реализации важнейших задач, стоящих перед человеческим сообществом, для формирования общественных ценностей и идеалов.

2 ПАРЛАМЕНТ. Структура парламента

Высшим представительным и законодательным органом в структуре власти является парламент. Представительный - это означает, что в составе парламента работают избираемые народом или частично назначаемые его представители, которые получили право представлять интересы людей и от их имени принимать законы и политические решения. Законодательный - это означает, что основная задача парламента - разработка и принятие законопроектов.

Представительные и законодательные органы имеют давние традиции. Первыми законотворческими органами, известными во всемирной истории, были «совет четырехсот» (по законам древнегреческого правителя Солона) и «совет пятисот» (по реформе его преемника Клисфена). В Римской республике (510 - 27 гг. до н.э.) высшим органом власти считалось Народное собрание, которое избирало руководителей, принимало или отклоняло предложенные управленческие акты. Эти органы стали прообразами современных парламентов.

Латинское слово parliamentum в тот период означало послеобеденную беседу монахов. Этим же термином в ХII-ХIII веков пользовались для обозначения совещания священнослужителей. В Англии слово parliament появилось вначале для обозначения любого обсуждения. При План-тагенетах этим словом называли «великие советы». Вестминстерский статус 1275 года впервые использует французское слово parlement для названия «Великого совета Англии». Дословным переводом этого термина является «говорить, разговаривать».

Некоторые авторы считают, что первый парламент в Западной Европе - это Кортесы Кастилии, а в российской истории - Земский собор князя Всеволода III Большое гнездо (1211 год). Многие исследователи утверждают, что первый парламент в современном понимании появился в Англии в 1265 году. Образование английского парламента стало компромиссом между зарождающейся буржуазией и дворянством, средством сглаживания противоречий между этими социальными группами населения. В самом начале парламент лишь давал советы королю, но постепенно стал выполнять законодательные и представительные функции. Особенно после того, как в XVII - XVIII вв. в ходе борьбы против тирании феодальных монархов европейские народы пришли к выводу, что носителем суверенитета и единственным источником власти в демократическом государстве должен быть народ.

На роль родины самого древнего парламента претендует и Исландия, жители которой показывают несколько огромных валунов, лежащих возле Рейкьявика. Исландцы утверждают, что это и есть самый древний парламент под открытым небом, который до сих пор носит прежнее название - Альтинг. Там древние викинги обсуждали свои дела и принимали управленческие решения.

Следует отметить, что законодательные структуры того времени были сословными органами. По настоящему представительными они стали только после буржуазных революций, когда в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей, после введения всеобщего избирательного права.

В историческом аспекте парламенты имели огромное значение для западноевропейских стран и США. Это был главный инструмент борьбы против абсолютизма, средневековой реакции, феодальной идеологии, ценностей и идеалов уходящих классов, за национальную независимость и торжество справедливости и демократии.

Современный парламент - это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей состоит в осуществлении законодательной власти, разработке и принятии законов. Парламенты также принимают государственные бюджеты и контролируют их исполнение. В значительной мере от формы правления зависят методы и степень контроля парламента за исполнительной властью.

Парламенту принадлежит ведущая роль в процессах формирования политической культуры. Создание свободно избранного органа народного представительства относится к наиболее существенным элементам демократического механизма власти. На процессы формирования парламента оказывают огромное влияние многие факторы: соотношение политических и социальных сил в обществе, уровень правовой культуры, традиции, зарубежный опыт, различные субъективные факторы. Каждая страна самостоятельно определяет роль парламента и его особенности в любой период времени.

Представительный и законодательный орган Республики Беларусь называется Парламентом - Национальным собранием Республики Беларусь. Он имеет свои четко очерченные задачи и функции, самостоятельно и эффективно решает многочисленные проблемы современного белорусского общества.

Одним из важнейших вопросов государственного устройства является вопрос о структуре представительных органов власти. Традиционно парламенты были либо двухпалатными, либо однопалатными. Однако практика государственного строительства в отдельных зарубежных странах свидетельствует и об отходе от этих традиций. Так, например, в конце 80-х - начале 90-х годов XX столетия парламент в Южно-Африканской Республике фактически был трехпалатным. Палаты в нем формировались по расовому принципу - палата собрания из белых, палата представителей из «цветных» и палата делегатов из аборигенов. Хотя подлинным органом государственной власти была палата белого населения страны. В 1970-х годах того же столетия в союзной скупщине (парламенте) Югославии на основе Конституции Югославии число палат доходило до шести. В настоящее время в некоторых странах Африки и Океании при законодательных органах имеются палаты вождей, но они наделены правом совещательного голоса, и то по узкому кругу вопросов (обычаи, культура).

Структура парламента, как правило, зависит от формы государственного устройства, численности населения и исторических традиций, сложившихся в той или иной стране. Как правило, государствах федеративной формой государственного устройства или численностью населения более десяти миллионов человек создают парламенты на двухпалатной системе (США, Канада, ФРГ, Австралия, Австрия, Бельгия, Италия и др.), где нижняя палата парламента избирается непосредственно населением, а верхняя палата формируется путем прямых или непрямых выборов либо формируется по наследственному признаку.

В унитарных государствах (Греция, Дания, Люксембург, Финляндия, Непал, Новая Зеландия, Турция, Израиль, Швеция и др.) чаще всего существует однопалатная система, но и могут быть отступления от правил, так как первоначально традиционной системой создания парламентов была двухпалатность. Как показывает история, вторая или верхняя, палата была введена, во-первых, для представительства аристократии, во-вторых, была противовесом нижней палате, в которой были представлены буржуазия и другие, более демократично настроенные слои общества. Многие исследователи считают, что вторая палата - это интегрирующая часть парламента. Сторонники противоположного мнения убеждены, что вторая палата в унитарных государствах не имеет достаточных оснований для своего существования.

В Республике Беларусь Парламент - Национальное собрание состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Палаты Национального собрания заседают раздельно, за исключением установленных законодательством случаев проведения совместных заседаний. Общий орган палат отсутствует. Единственным временным совместным органом двух палат может быть согласительная комиссия, формируемая на паритетной основе для преодоления разногласий по законопроекту, отклоненному Советом Республики.

Палата представителей представляет интересы всех жителей Республики Беларусь. Она состоит из 110 депутатов, избранных по мажоритарной системе на всеобщих выборах. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

Деятельность Палаты представителей основывается на принципах: демократичности; разделения властей; верховенства права и законности; приоритета общепризнанных принципов международного права; равенства всех граждан перед законом; свободного обсуждения и принятия решений; многообразия мнений; участия граждан в решении и обсуждении вопросов государственной жизни. Работа Палаты представителей осуществляется в форме пленарных заседаний, парламентских слушаний, деятельности постоянных: комиссий Палаты представителей, депутатов в избирательных округах. Совет Республики является палатой территориального представительства. Его деятельность направлена на обеспечение принятия качественных законов страны.

Совет Республики состоит из 64 членов. В него избирается от каждой области и города Минска на собрании депутатов местных Советов базового уровня по 8 человек, 8 членов Совета назначает Президент страны. Членом Совета может быть гражданин республики, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области и г. Минска не менее пяти лет.

Основными элементами внутренней организации парламентов являются:

Руководящие органы;

Парламентские комиссии (комитеты);

Парламентские объединения депутатов;

Руководит работой парламента председатель (в англоязычных странах - спикер), избирающийся на весь срок полномочий парламента, который, как правило, является первым среди равных и координируют деятельность парламента. В Беларуси руководят деятельностью парламента председатели палат. Они ведут заседания палат, представляют парламент в отношениях с другими органами и организациями как внутри страны, так и за ее пределами, организуют работу аппарата, контролируют расходование финансовых средств.

В руководящие Органы многих парламентов, кроме председателей, входят их заместители, секретари и квесторы (наблюдатели).

В Национальном собрании Республике Беларусь имеются специальные руководящие органы - Совет Палаты представителей и Президиум Совета Республики. Они создаются для организации законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению парламента, организации работы постоянных комиссий и иных органов.

В состав Совета Палаты представителей входят Председатель Палаты представителей, его заместитель, председатели постоянных комиссий Палаты представителей, а также шесть депутатов, избираемых Палатой представителей.

Парламентские комиссии (комитеты) образуются из депутатов и подразделяются на два основных вида: временные и постоянные. Постоянные комиссии (комитеты) создаются на весь срок деятельности парламента. Их основная задача - оценка и разработка законопроектов, контроль за реализацией законов. Временные комиссии (комитеты) образуются для рассмотрения какого-либо вопроса, решения каких-либо проблем. После достижения своих целей временные парламентские структуры прекращают свою деятельность.

В некоторых парламентах состав комиссий (комитетов) пропорционален партийному составу палат. При этом во многих законодательных органах руководители комиссий, как правило, работают на профессиональной основе, а остальные депутаты - на временной. Так работали депутаты Верховного Совета Республики Беларусь ХIII созыва.

Выборы председателя комиссии (комитета) могут осуществляться:

Самими членами комиссии (комитета);

Исходя из принципа старшинства;

Назначаться председателем палаты.

Основным выражением парламентской системы власти является парламентская республика, которая характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента.

Основополагающий принцип парламентской республики состоит в том, что правительство формируется не главой государства - президентом или монархом, а лидерами партий парламентского большинства и, как правило, из числа депутатов политических партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом, а парламент правомочен выражать ему доверие или недоверие. Если парламент отказывает правительству в доверии, происходит одно из двух: либо правительство уходит в отставку и парламент начинает формировать новое правительство; либо парламент распускается, назначаются его новые выборы, затем новый парламент формирует новое правительство. Решение о том, что именно произойдет, формально принимает глава государства, а фактически-действующий премьер-министр. Таким образом, при парламентской системе правительство находится у власти только до тех пор, пока оно имеет поддержку парламентского большинства. Такая форма правления существует в таких странах, как Финляндия, Турция, Германия, Греция, Израиль.

Другим важнейшим принципом парламентской системы является то, что главой высшей исполнительной власти по конституции считается премьер-министр, а не глава государства (президент или монарх). Однако премьер-министр - это только «первый среди равных», который принимает политические решения совместно с кабинетом, т.е. на коллегиальной основе. Возглавляя правительство, Премьер-министр не является одновременно и главой государства, а поэтому не располагает такими широкими властными полномочиями, как президент при президентской системе. В то же время глава государства (например, президент) не имеет особых властных полномочий. Он обычно избирается не населением, а парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления.

Глава государства не руководит правительством, не может давать членам правительства прямых указаний. В парламентской республике президент выступает в качестве своего рода высшего арбитра во взаимоотношениях между различными политическими институтами. В отличие от премьер-министра он воспринимается как внепартийный высший государственный деятель, символизирующий общенациональное единство и гарантию законности действий государственной власти. Кроме того, глава государства представляет свою страну в различного рода протокольных мероприятиях и церемониях. Однако в условиях парламентской системы он не обладает существенными полномочиями при формировании государственной политики. Но при определенных обстоятельствах глава государства может распустить парламент и назначить новые парламентские выборы. В некоторых странах с парламентской формой правления именно глава государства поручает тому или иному политическому лидеру сформировать правительство. Однако при парламентской системе глава государства фактически не может отменить какое-либо решение парламента и правительства. Единственное, что он может сделать, если не согласен с каким-либо законом или решением правительства, - это не подписать закон и вернуть его на дополнительное рассмотрение парламента или же обратиться в высшие судебные инстанции с просьбой определить конституционность акции кабинета министров.

При парламентской системе правительство находится у власти или уходит в отставку в зависимости от результатов парламентских выборов. Выборы в большинстве стран с парламентской системой проводятся по пропорциональной или смешанной (пропорционально-мажоритарной) избирательным системам. Эти системы предполагают, что депутаты парламента полностью или частично выбираются избирателями в соответствии со списками кандидатов, сформированными партиями.

При однопартийном правительстве премьер-министром, как правило, становится лидер победившей на выборах партии. При коалиционном правительстве Премьер-министром становится обычно лидер наиболее влиятельной партии из тех, которые образовали блок парламентского большинства.

Если правительство сформировано только из представителей одной партии, которая имеет твердое большинство в парламенте, то она при парламентской системе становится поистине правящей, так как контролирует законодательную и исполнительную власти. По сравнению с однопартийным правительством позиции коалиционного более неустойчивы.

При парламентской системе многие депутаты, занимающие видное положение в своих партиях, становятся одновременно членами кабинета министров. Как правило, премьер-министр остается членом парламента и сохраняет депутатский мандат. Если же на парламентских выборах кто-то из членов кабинета, являющийся одновременно депутатом, проиграл, то он (в том числе и премьер-министр) уходит в отставку и с правительственной должности.

Именно так устроены все классические парламентские республики (в частности - ФРГ, Италия). Наглядным примером того, что реальным руководителем в этих государствах является вовсе не глава государства - президент, а руководитель правительства.

3 полномочия парламента

Место, роль и полномочия парламента зависят от формы государственного правления. В парламентских республиках он формирует и контролирует правительство, издает законы, утверждает государственный бюджет и т.д. В президентских республиках полномочия парламентов значительно меньше.

Конституционная компетенция парламента может быть трех видов: неограниченная, относительно ограниченная и абсолютно ограниченная. Пример абсолютно ограниченной компетенции дает французская Конституция 1958 года, определившая точный перечень вопросов, по которым парламент только может принимать законы и другие решения. Круг этих вопросов затрагивает фундаментальные основы жизни Франции: гражданские права и публичные свободы; уголовное судопроизводство; налоги и эмиссию денег; национализацию и денационализацию предприятий; организацию национальной обороны; образование; трудовое право, профсоюзное право, социальное обеспечение; объявление войны; доверие правительству. И все же, несмотря на абсолютную ограниченность компетенции, французский парламент обладает самостоятельностью и независимостью во взаимоотношениях с другими властями.

В соответствии со статьей 97 Конституции Палата представителей: Национального собрания Республики Беларусь:

Рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

Рассматривает проекты законов;

Назначает выборы Президента;

Дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

Заслушивает доклад Премьер - министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;

Рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;

По инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности;

Принимает отставку Президента;

Выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности.

В соответствии со статьей 98 Конституции страны Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь:

Одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;

Дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

Избирает шесть судей Конституционного Суда;

Избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

Отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;

Принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;

Рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности;

Рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.

Для более глубокого осмысления роли депутатов в сфере своей деятельности важно рассмотреть основные функции, которые выполняют парламенты в жизни современных обществ.

Основная функция парламента - правотворческая, законодательная. Именно для этого и создаются парламенты. Депутаты разрабатывают, обсуждают и принимают законы и другие нормативно-правовые акты, направленные на решение проблем, стоящих перед обществом. Законы, принимаемые парламентом, регулируют все общественные отношения в стране и на международной арене. Они направлены на защиту интересов государства, реализацию потребностей основных классов, социальных слоев и групп; отдельных личностей. Главная задача законодательной функции парламента - обеспечение благосостояния людей, счастья и процветания граждан страны, государства в целом, решение проблем, стоящих перед обществом.

В парламентах представлены и сталкиваются основные интересы различных социальных групп и территориальных общностей, на высоком уровне проявляются политические и идеологические позиции и взгляды. Право представительства - важнейший признак современного парламентаризма. Представительная функция означает, что парламент является выразителем интересов и воли народа, то есть всей совокупности граждан данного государства.

Эта функция неразрывно связана с понятием демократии. В истории человечества существуют две основные формы демократии. Исторический приоритет принадлежит прямой форме демократии. На начальном этапе развития общества все важнейшие вопросы решались на общих собраниях родов и племен. По мере роста численности населения все чаще возникала потребность в избрании наиболее уважаемых членов рода или племени, которые принимали бы решения по поручению всех людей. Так возникла представительная форма власти. Она получила отражение в трудах древних мыслителей Платона, Эпикура, Поли-бия, Аристотеля, Цицерона и др.

Задача представительной власти - выражение мнений и интересов избравшего ее народа. Коллегиальные органы (народные собрания, вече и т. д.) были исторически вызревшей формой представительной власти, которая все более утверждалась в жизни общества. Однако не все правители и философы соглашались с такой формой представительства народных интересов. И все же взяло верх мнение, что обществу необходимо относительно немногочисленное, но достаточно представительное и правомочное собрание, которое бы в спокойной обстановке вырабатывало и принимало устраивающие всех решения. Таким органом и стал парламент.

Парламент - это официальный орган народного представительства. Его представительная функция фиксирует связь с народом. Парламентарии призваны выражать те общественные интересы, которые обеспечивают выполнение законодательной функции парламента, принимать законы, выражающие в идеале волю, интересы всего народа.

Важной функцией современных парламентов, значение которой постоянно растет, является идеологическая. С одной стороны, депутаты убеждают своих избирателей, весь народ в ценности тех или иных идей, подходов, позиций, идеалов и т.д., тех взглядов, с которыми они пришли в парламент. Кроме того, идеологическое информирование населения, целенаправленное воздействие на общественное мнение производится в каждом конкретном случае, когда необходимо производить существенные социально-политические изменения и закреплять их при помощи законов или подзаконных актов. Идеологическим целям служат многочисленные встречи депутатов со своими избирателями, их выступления в средствах массовой информации, в трудовых коллективах и регионах.

Другой реальной возможностью влияния парламентов на формирование и становление идеологии является законодательное создание необходимых объективных и субъективных условий, способствующих формированию новых идей, ценностей, взглядов, моделей поведения.

Властная функция. Парламент - это орган власти, принимающий конкретные политические решения. Он осуществляет выбор альтернатив общественно-экономического и политического развития общества в целом и его основных подсистем, их структуру, политическое содержание. В современных политических системах социально-политические альтернативы формулируются конкретными политическими деятелями или парламентскими партиями. Избиратели отдают свои голоса в соответствии с оценкой политических альтернатив, выраженных в их предвыборных программах. После победы на выборах и обретения парламентского большинства политическая программа партии (партий) или суммарная предвыборная программа депутатов трансформируются в парламентские решения. Эта трансформация происходит в рамках специфической процедуры принятия законов. Повседневное функционирование и реализация парламентской власти обусловлены этой процедурой, при которой одновременно сочетаются профессионализм депутатов, разумность принимаемых решений и требования парламентской этики и демократии.

Функция участия в формировании органов государственной власти. Концепция разделения властей предполагает определенное участие парламентов в формировании исполнительной и судебной ветвей власти. Причём в зависимости от формы правления, политического режима, других политических условий размер полномочий органов законодательной власти в осуществлении данной функции существенно меняется. В Республике Беларусь парламент принимает участие в формировании Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного судов, дает согласие на назначение Премьер-министра страны. Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов. Генерального прокурора. Председателя и членов Правления Национального банка, других высших должностных лиц.

Финансово-бюджетная функция парламента. В основных законах большинства стран мира записано, что парламент принимает бюджет, утверждает статьи доходов и расходов государства. Рассмотрение и принятие бюджета является важным направлением всей парламентской деятельности. Законодательство в бюджетно-финансовой сфере является важнейшим, системообразующим. От него зависят практически все стороны жизни современного государства. Недаром день принятия бюджета - праздничный для британских парламентариев. В этот день, единственный в году, в барах Палаты представителей подают виски, а в другие дни это категорически запрещено.

Парламенты не ограничиваются принятием бюджета на тот или иной период. Постоянно идет формирование налогового, банковского законодательства, практикуется финансовое обоснование для любого «затратного» закона. Парламенты всех государств мира имеют надежные рычаги влияния на финансово-экономическую политику государства.

Важной функцией практически всех представительных органов является контроль за деятельностью исполнительной власти. Это делается прежде всего при помощи постоянного контроля за исполнением бюджета, отчетов членов правительства депутатскому корпусу, дачей разрешения на назначение тех или иных руководящих лиц. Причем деятельность законодательных органов, хотя по форме она является противовесом исполнительной власти, служит интересам государства и общества, препятствует неправильному расходованию бюджетных средств, содействует правильности и эффективности реализации принятых законов. Выражение недоверия правительству, проверка исполнения законов, парламентские расследования служат важными рычагами обеспечения действенного парламентского контроля

Кроме того, парламенты наделены в одних случаях исключительным (привлечение к ответу президента страны), в других - особыми (выражение недоверия правительству), в третьих - специальными (лишение депутата права на неприкосновенность, отстранение от обязанностей и т.д.) полномочиями.

Контрольная функция парламента проявляется в разных странах далеко не одинаково, что отражает специфику их государственного устройства.

Функция политической гласности. Современный парламент - важный форум политической гласности, политический институт, где представители различных слоев общества, политических партий, правительства, депутаты открыто заявляют о своих задачах и намерениях, профессионально и политически аргументируют их.

Парламент как форум политической гласности требует от политических партий и депутатов, правительства и министерств открытой политической дискуссии. По Конституции Республики Беларусь один раз в месяц правительство отчитывается перед депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики. Ограничение парламентской гласности приемлемо только в чрезвычайных случаях и строго оговорено определенными нормативными актами.

Функция легитимации. Демократически избранный парламент - важнейший институт легитимизации политической власти. Современный парламент осуществляет свою функцию благодаря комплексу избирательных норм и законов, благодаря которым он сформирован и функционирует.

Представительство в парламентах интересов различных социальных групп, наличие депутатов различных взглядов, ориентиров, подходов к решению той или иной проблемы заставляет парламентариев объединяться в различные фракции. Фракция (от лат. fractin - размалывание, раздробление) - организованная группа депутатов, принадлежащих к какой-то общественной структуре или политической партии, имеющих единые профессиональные ориентиры, придерживающихся сходных политических взглядов и проводящих в парламенте единую политическую линию. Депутатские фракции имеют право по всем обсуждаемым вопросам высказывать свою точку зрения (причем, как правило, вне очереди), предлагать свои выходы из сложившегося положения, решение имеющихся проблем, высказывать свои аргументы и доводы. Они претендуют на представительство в руководящих органах парламента. Фракции являются главным проводником различных идей, ценностей, идеалов. Фракционная деятельность позволяет более четко представить коллективные политические позиции, очертить расстановку политических сил, придать дискуссии организованный порядок.

В Регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь отмечено, что депутаты для коллективного обсуждения и высказывания мнений по законопроектам и иным вопросам реализации предвыборных программ вправе объединяться в постоянные либо временные депутатские группы. Создание депутатской группы основывается на добровольном волеизъявлении депутатов. Депутатская группа может быть создана при наличии не менее десяти депутатов Палаты представителей, желающих войти в ее состав. Депутаты Палаты представителей могут свободно входить в депутатские группы и выходить из них. Депутатские группы самостоятельно определяют порядок своей работы. Каждая депутатская группа имеет право на выступление или заявление своего представителя от имени депутатской группы при обсуждении любого вопроса на заседаниях Палаты представителей. Обсуждение вопроса на заседании Палаты представителей не может быть прекращено без предоставления слова руководителю. Депутатская группа вправе распространять в Палате представителей подготовленные ею материалы.

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ветвь государственного управления, наделенная исключительным правом законотворчества и ответственная за принятие законов в порядке, установленном конституцией.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Законодательная власть

1) один из основных видов государственной власти, который в единстве с исполнительной и судебной властями является механизмом функционирования демократии. Законодательная власть любого уровня функционирует в тесном единстве с другими видами государственной власти, обеспечивая реализацию принципа разделения властей. Родоначальником теории разделения властей является Д.Локк, который из теории общественного договора выводил происхождение отдельных видов власти, механизм их функционирования и все другие вопросы политико-государственного устройства общества;

2) система органов государства, имеющих право принимать законы. В соответствии с принципом разделения властей законодательная власть в рамках своих полномочий должна регулировать деятельность исполнительной и судебной властей в государстве. Законодательная власть может осуществляться не только законодательными органами (парламентами), но и непосредственно гражданами путем референдума. В некоторых случаях законодательные функции исполняются органами исполнительной власти в порядке делегированного или чрезвычайного законотворчества. В ряде государства законодательная власть принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государства, как составной части парламента. В абсолютных монархиях законодательная власть принадлежит главе государства.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей после конституции, юридической силы - законы. Кроме того, ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ принадлежит право принятия бюджета и финансовых законов и право контроля за деятельностью исполнительной власти - правительства. В парламентарных странах исполнительная власть несет ответственность перед ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ. Органом ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ является парламент. Иногда под ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ понимают только полномочие высших органов государственной власти издавать законы.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

законодательная власть

в государственном праве система органов государства, имеющих право принимать законы.

Большой юридический словарь

законодательная власть

в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, реализующих эти полномочия. В демократических государствах З.в. может осуществляться не только специальными законодательными органами (парламентами, законодательными органами субъектов федерации), но и непосредственно избирательным корпусом путем референдума, а в некоторых случаях-и органами исполнительной власти в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования. Конституции некоторых современных государств содержат положения о том, что З.в. принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государства как составной части парламента. В абсолютных монархиях принадлежит исключительно монарху.

Законодательная власть

полномочия высших государственных органов издавать законы. Под термином «З. в.» понимаются также сами законодательные органы. В буржуазных государствах в соответствии с принципом «разделения властей» (на законодательную, исполнительную и судебную) З. в. формально может осуществляться только парламентами. В период империализма происходит ослабление роли парламента как носителя З. в. и расширение законодательных полномочий органов исполнительной власти: правительства, министерств, ведомств и т.д. (см. также Делегированное законодательство, Исполнительная власть).

В СССР закрепленное Конституцией 1936 разграничение компетенции различных государственных органов предполагает осуществление законодательных функций исключительно Верховным Советом СССР, а в союзных и автономных республиках ≈ Верховными Советами этих республик.

Википедия

Законодательная власть

Законода́тельная власть - власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей , законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти - парламент .

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием , в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах - законодательными собраниями.

При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций - назначение президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства - президентом, который имеет право роспуска парламента.

Является частным случаем символической власти.