Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг В соответствии со ст

Осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

⁠ п.4 ч.1 ст.93 Федерального закона №44-ФЗ регламентирует осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не может превышать пять процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составлять не более чем пятьдесят миллионов рублей в год. Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений.

⁠ Особенности закупки у единственного поставщика по п.4 ч. 1 ст.93 Федерального закона №44-ФЗ:

⁠ 1. В соответствии с п. 16 ст. 3 Закона 44-ФЗ совокупный годовой объем закупок - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

⁠ 2. Информация о закупках у единственного поставщика по п.4 ч.1 ст. 93 Закона №44-ФЗ должна быть отражена в плане закупок и плане-графике закупок с учетом особенностей, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 552 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 553 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд".
⁠ 3. Закупка по п.4 ч.1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, по нашему мнению может осуществляться путем заключения контракта, а также на основании счета, товарного чека с приложением кассового чека. Данный вывод сделан на основании анализа норм Гражданского кодекса РФ и положений ст.34 Федерального закона №44-ФЗ.

⁠ ⁠ В соответствии с положениями ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Согласно ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ. В соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

⁠ Согласно положениям ч.15 ст. 34 Федерального закона №44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных, в том числе п.4 ч.1 ст. 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - 9, 11 - 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. Части 4-9,11-13 ст. 34 Федерального закона №44-ФЗ содержат требования к ответственности сторон, порядку и сроках оплаты по контракту, порядку и сроках осуществления заказчиком приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

⁠ Таким образом, счет на оплату или товарный чек являются простой формой договора и основанием для осуществления закупки по п.4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ при условии, что содержат существенные условия договора – с кем заключен договор, количество, цену, плательщика, срок и иные существенные условия. Кассовый чек не является простой формой договора, поскольку не содержит существенных условий договора, следовательно, закупка по кассовому чеку на основании п.4 ч.1 ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ не возможна.

В случае осуществления закупки по счету или товарному чеку, заказчиком должны быть соблюдены требования, установленные в ч.ч. 3, 4 ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ.

⁠ 4. Заказчикам не следует забывать о положениях ст. 73 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок , осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

⁠ ⁠ Реестры закупок , осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, должны содержать следующие сведения:

  • краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;
  • наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;
  • цена и дата закупки.

⁠ ⁠ 5. В соответствии с ч.1 ст. 103 Федерального закона №44-ФЗ информация о контрактах, заключенных на основании п.4 ч.1 ст. 93 настоящего Федерального закона в реестр контрактов, заключенных заказчиками, не включается.

Осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

Прежде чем разбираться какой способ, возможно, использовать при закупке товаров, работ, услуг в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций и аварий необходимо разобраться собственно с понятиями аварии и чрезвычайной ситуации.

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

⁠ В ведомственных нормативных актах наблюдается более четкая детализация определений. Так в соответствии с ГОСТ Р 22.0.04–95. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения» (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 25.01.1995 №16) биолого-социальная чрезвычайная ситуация – это состояние, при котором в результате возникновения источника биолого-социальной чрезвычайной ситуации на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений.

Под природной чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях (природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95», утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 25.05.1995 №267).

Чрезвычайная экологическая ситуация (экологический кризис) – это экологическое неблагополучие, характеризующееся устойчивыми отрицательными изменениями окружающей среды и представляющее угрозу для здоровья населения («РД 52.24.309–2011. Руководящий документ. Организация и проведение режимных наблюдений за состоянием и загрязнением поверхностных вод суши», утвержденные Росгидрометом 25.10.2011).

Техногенная чрезвычайная ситуация – состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде («ГОСТ Р 22.0.05-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения»).

⁠ Из всего вышесказанного можно классифицировать некую общность в признаках чрезвычайных ситуаций:

Источник (причина) – опасное природное явление, катастрофа, стихийные или иные бедствия;

Последствия – наличие человеческих жертв, причинение ущерба здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери;

Авария – это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде (пункт 2 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

⁠ В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» аварией на опасном объекте называется повреждение или разрушение сооружений, технических устройств, применяемых на опасном объекте, взрыв, выброс опасных веществ, отказ или повреждение технических устройств, отклонение от режима технологического процесса, сброс воды из водохранилища, жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, которые возникли при эксплуатации опасного объекта и повлекли причинение вреда потерпевшим.

⁠ Как и в случае различных видов чрезвычайных ситуаций, различают некоторые виды аварий. Так, согласно совместному приказу от 02.10.2007 МЧС РФ №528 и Минтранса РФ №143 «Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии судоходных гидротехнических сооружений» аварией судоходных и гидротехнических сооружений есть повреждение судоходных и гидротехнических сооружений, сопровождающееся потерей эксплуатирующим персоналом контроля и управления над этим сооружением, которое может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

⁠ ⁠ Аварией на объекте электроэнергетики и (или) энергопринимающей установке понимается технологические нарушения, приведшие к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования) объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, неконтролируемому взрыву и (или) выбросу опасных веществ, отклонению от установленного технологического режима работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, полному или частичному ограничению режима потребления электрической энергии (мощности), возникновению или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима работы энергосистемы (пункт 2 постановления Правительства РФ от 28.10.2009 №846, которым утверждены Правила расследования причин аварий в электроэнергетике).

⁠ ⁠ Пунктом 2.3 совместного приказа от 04.04.1996 МЧС РФ №222 и Госгортехнадзора РФ №59 «О Порядке разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» установлено, что гидродинамическая авария – это авария на гидротехническом сооружении, связанная с распространением с большой скоростью воды и создающая угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации.

⁠ ⁠ Для определения свершившегося события как аварии необходимо сочетание двух факторов: возникла ситуация при эксплуатации некоего объекта, и последующее развитие ситуации повлекло причинение вреда.

⁠ ⁠ При возникновении чрезвычайных ситуаций или аварий всем сотрудникам организации придется достаточно оперативно решать как в кратчайшие сроки, и у какого поставщика необходимо приобрести конкретные товары (работы или услуги). Очевидно, что подавляющий набор закупочных процедур неприемлем, из-за потери времени и больших трудозатрат в подготовке документов. В этом случае есть выход из ситуации – закупка у единственного поставщика.

⁠ ⁠ Хочется отметить, что часть 1 статьи 93 ФЗ-44 устанавливает право заказчика осуществлять закупки у единственного поставщика.

⁠ ⁠ В нашем случае, наиболее приемлемо основание закупки по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ, который позволяет заказчику произвести закупки определенных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, (в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории Российской Федерации).

⁠ ⁠ Воспользоваться данным положением заказчик может только при соблюдении следующих условий:

  • закупаемые у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товары, работы, услуги не должны быть включены в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2013 г. № 1765-р. перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. По данному перечню заказчикам необходимо проводить предварительный отбор поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьей 81 Закона № 44-ФЗ;
  • заказчик вправе заключить в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий аварий, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме. При этом применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

⁠ ⁠ Необходимо также учитывать, что контракт заключается на те объемы, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших аварий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.

⁠ ⁠ Самое важное условие для использования данного положения Закона 44-ФЗ – установление, что та или иная ситуация определяется как авария или чрезвычайная ситуация непреодолимой силы.

⁠ ⁠ Непреодолимая сила – это чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (пп. 1 п. 1 ст. 202 Гражданского кодекса РФ). К чрезвычайным и непредотвратимым при данных условиях обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

⁠ ⁠ В вопросе доказывания возникновения чрезвычайной ситуации (аварии) необходимо обратить внимание на то, что за подтверждением того, что возникшая у заказчика потребность в закупке действительно стала следствием чрезвычайного обстоятельства или аварии, необходимо обратиться в службы, которые занимаются ликвидацией последствий таких обстоятельств (МЧС, органы внутренних дел и др.).

⁠ ⁠ Кроме того, заказчику при использовании пункта 9 части 1 ФЗ-44 необходимо доказать, что ситуация действительно имеет непреодолимый характер, присутствует объективная непредвиденность и непреодолимость, другими словами заказчик не мог предусмотреть возникновение таких обстоятельств и не мог на них повлиять.

⁠ ⁠ Законодатель, указав на возможность возникновения непреодолимых и непредвиденных обстоятельств, тем не менее, в 44-ФЗ не раскрывает самих этих понятий. На основании ч. 1 ст. 2 указанного закона законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе и на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.

⁠ ⁠ Как уже было сказано раннее, в п. 3 ст. 401 ГК РФ указаны следующие признаки непреодолимой силы:

Чрезвычайность;

Непредотвратимость.

⁠ ⁠ По нашему мнению, да и, по мнению отдельных исследователей, эти признаки, собственно, можно считать достаточными для квалификации обстоятельств непреодолимой силы. Однако не стоит забывать и о необходимости наличия внешнего характера. Видится, что классифицировать то или иное событие как ситуацию непреодолимого характера нужно именно в совокупности: чрезвычайность и непредотвратимость (заказчик не мог заранее предусмотреть о подобном развитии событий) и внешняя сила (авария, природное или социальное явление и пр.).

⁠ ⁠ Ситуации непреодолимой силы можно систематизировать следующим образом:

Стихийные природные явления (землетрясения, наводнения, природные пожары, обвалы и иные природные катаклизмы);

Техногенные аварии и катастрофы (аварии, взрывы, пожары, уничтожение машин, предприятий и всякого рода оборудования и т. п.);

Обстоятельства общественной жизни (военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и т. п.);

Запретительные меры государственных органов (запрет перевозок, запрет торговли в порядке международных санкций и т. д.).

⁠ ⁠ Если с обстоятельствами непреодолимости более-менее понятно, то с понятием непредотвратимости возникают некоторые сложности. Можно сказать, что не существует ситуаций, которые классифицируются как непредотвратимые и эта позиция имеет право на существование. Т.е. цепочка выводов может быть следующая: ситуация → чрезвычайность → невозможность предвидения. Возможно и другая позиция: любую ситуацию можно предвидеть, но части явлений воспрепятствовать никак нельзя.

⁠ ⁠ В любом случае, введение понятия «непреодолимая сила» в Закон о контрактной системе было вызвано необходимость осуществления «срочной» закупки, т.е. осуществление процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в максимально сжатые сроки с минимальными трудозатратами. В то же время неопределенность признаков непреодолимой силы допускает возможность ее различного понимания.

⁠ ⁠

⁠ ⁠ Вывод в отношении применения п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ можно сделать следующий: пункт очень сложный и неоднозначный. Сделанные заказчиком шаги не являются окончательными. В дальнейшем его решение можно опротестовать в контрольном органе или суде. А допущенная ошибка влечет за собой привлечение должностного лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

⁠ ⁠ Алгоритм действий при осуществлении закупок на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ:

1.Внесение закупки в план закупок.

2. Внесение закупки в план-график закупок (не позднее чем за один день до дня заключения контракта).

3. Оформление отчета и обоснования невозможности и нецелесообразности использования иных способов определения поставщика.

4. Заключение контракта:

⁠ ⁠ - контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта;

⁠ ⁠ - уведомление контрольного органа (не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта);

⁠ ⁠ - внесение сведений в реестр контрактов (в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта).

Закон о контрактной системе создан для повышения эффективности осуществления государственных закупок. Законодательные положения обеспечивают:

  • Прозрачность и открытость операций в сфере закупок;
  • Повышение профессионализма поставщиков;
  • Внедрение инновационных технологий.

С финансовой и экономической точки зрения, закон о контрактной системе, которая описывается в статье, не требует дополнительных затрат денежных средств из федерального бюджета. Организационные мероприятия могут быть проведены за счет денежных средств, выделяемых:

  • Органами исполнительной власти;
  • Заказчиками из федерального бюджета;
  • Бюджетом Российской Федерации.

Скачать закон 44 ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями можно

Статья описывает ситуации, в ходе которых госзакупка осуществляется у единственного исполнителя, подрядчика или поставщика:

  • Закупка работы, товара или услуг, которые соответствуют Федеральному закону №147;
  • Госзакупка товара или услуг для государственных нужд у единственного поставщика, определяющаяся распоряжением или постановлением Президента РФ.

Чтобы скачать последнюю редакцию статьи 93 со всеми изменениями и поправками, перейдите по следующей .

Информация по статье 34 этого же 44 Федерального закона

Какие были внесены изменения в статью 93 ФЗ-44?

При последней редакции закона изменения были внесены в 50 подпункт текущей статьи 7 июня 2017 года. Выдержка описывает методы госзакупок транспортных и дополнительных услуг при осуществлении военных перевозок, в случае угрозы военной безопасности Вооруженных Сил РФ, и при иных сферах деятельности.

7 июня 2017 года в законе был изменен пункт 2 статьи 93, который перечисляет правила осуществления закупки у единственного поставщика. Заказчик размещает в единую информационную систему уведомление за 5 дней до заключения коммерческого договора. Если извещение содержит государственную тайну, то оно не отправляется в единую информационную систему. Согласно 93 статьи закона копия коммерческого контракта, заключенного с продавцом, направляется в информационную систему вместе с документом об извещении.

Кроме описываемых выше ситуаций, в части 1 статьи 93 предусматривается осуществление закупки товара, работы или услуги, сумма которых составляет до 100 тысяч рублей. Годовой объем госзакупок не должен превышать стоимости в два миллиона рублей или пяти процентов от совокупного годового объема доходов.

Согласно закону, дополнительно можно закупить товар, работу или услугу с целью продвижения популярных культурных предметов или их реставрации. Если органы исполнительной власти обладают полномочиях для совершения госзакупки, то они ее осуществляют. В качестве товара может выступать:

  • Сырье;
  • Материалы;
  • Комплектующие для производства собственного товара;
  • Печатные и электронные издания и т.д.

В качестве услуг могут выступать:

  • Контракт на посещение публичных мероприятий, в том числе театральных учреждений:
  • Зоопарка, цирка, музея и других общественных учреждений.

Если закупить товар или услугу можно только у единственного поставщика, то согласно выдержки из статьи закона при заключении коммерческого контракта заказчик должен обосновать в письменном виде невозможность использования других способов определения поставщика. В контракте указывается стоимость и другие основные условия:

  • Подробный расчет;
  • Обоснование стоимости закупаемого товара или услуги.

Согласно п. 9 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразны. Заказчик вправе заключить в соответствии с указанным пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, соответственно, в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Необходимо ли такую закупку вносить в план закупки и план-график? Обязательно ли для осуществления такой закупки авария должна быть природного или техногенного характера, или она может быть бытовой аварией (прорыв силового кабеля, прорыв трубы водоснабжения)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Упомянутая в вопросе норма может быть основанием для закупки товара (работы, услуги) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от того, является ли авария бытовой (прорыв трубопровода и т.п.) и вводится ли в связи с такой аварией режим чрезвычайной ситуации. Однако при оценке обоснованности применения этого основания при осуществлении закупки может иметь значение наличие у аварии характера чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях происшествия.
В связи с осуществлением такой закупки следует внести изменения в план закупок и в план-график. При этом изменения в план-график вносятся не позднее чем за один день до даты заключения контракта.

Обоснование позиции:
В соответствии с Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) возможна закупка определенных товаров, работ, услуг вследствие в том числе аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством РФ перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера), применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также - контрагент), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с этим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, соответственно, в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Понятия аварии, чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, непреодолимой силы в N 44-ФЗ не раскрываются.
Согласно Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) авария представляет собой опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде.
Как следует из Закона N 384-ФЗ, под объектом в контексте п. 2 ч. 2 ст. 2 этого федерального закона может пониматься здание и сооружение любого назначения, в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения. Сетью инженерно-технического обеспечения является совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, а системой инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности ( , Закона N 384-ФЗ).
В соответствии со Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Разъясняя вопросы применения Закона N 44-ФЗ, представители контролирующих органов со ссылкой на правовую позицию, изложенную в ВАС РФ от 30.07.2013 N ВАС-9962/13, указывают, что обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. При этом наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени является основанием признать контракт, заключенный с единственным исполнителем в указанном случае, недействительным (смотрите, например, Минэкономразвития России от 09.12.2016 N Д28и-3224, от 19.09.2016 N , от 16.03.2016 N , от 15.03.2016 N , от 24.12.2014 N ).
В ФАС России от 17.06.2016 N 17/41463/16 со ссылкой на позицию судебной практики по вопросу о квалификации обстоятельств непреодолимой силы отмечается, что юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости. Под чрезвычайностью понимаются исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.
На основании изложенного полагаем, что закупка товаров, работ, услуг у единственного контрагента на основании Закона N 44-ФЗ возможна в связи с любой аварией, в том числе и бытового характера, если такая авария отвечает признакам, указанным в Закона N 384-ФЗ, или имеет характер чрезвычайного и непредотвратимого события, а применение других способов определения контрагента при таких обстоятельствах нецелесообразно, поскольку требует затрат времени. Такой аварией могут быть в том числе обрыв силового кабеля, прорыв трубы водоснабжения. Аналогичное вывод был изложен в письма Минэкономразвития России от 12.08.2009 N Д05-4029 применительно к схожей по содержанию норме Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", утратившего силу с 01.01.2014. В этом письме, в частности, было указано, что к непреодолимой силе, наличие которой обуславливает возможность закупки товаров, работ или услуг у единственного контрагента, можно отнести и ликвидацию аварий (например прорыв батареи отопления или канализации).
Такое же мнение высказывается в правоприменительной практике в отношении действующего правила Закона N 44-ФЗ ( Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 N 13АП-15029/15, постановление Смоленского областного суда от 07.08.2015 по делу N 4А-296/2015, постановление Московского УФАС России N 4-7.29-604/77-16 (опубликовано 09.09.2016), Оренбургского УФАС России N 06-05-27/2015 (опубликовано 01.12.2015)).
Однако очевидно, что квалификация того или иного события как аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, обстоятельства непреодолимой силы является оценочной и зависит от особенностей конкретной ситуации. Если заказчик объективно имел возможность спрогнозировать возникновение аварийной ситуации, антимонопольный орган может прийти к выводу о том, что применение нормы Закона N 44-ФЗ при закупке у единственного контрагента неправомерно ( ФАС России от 03.02.2017 N 17/9995/17). Полагаем, что подобный подход не в полной мере отвечает формулировке Закона N 44-ФЗ, в которой, как нам представляется, авария, чрезвычайная ситуация, непреодолимая сила и т.п. перечисляются в качестве самостоятельных оснований для применения указанной нормы. Из Закона N 44-ФЗ не следует, что принципиальная возможность предвидеть и предотвратить аварию исключает возможность осуществления закупки по основанию, предусмотренному этой нормой. Однако правомерность описанного выше подхода в настоящей консультации не рассматривается, а оценить вероятность его применения не представляется возможным.
Закон не ставит возможность закупки товара, работы или услуги на основании Закона N 44-ФЗ в зависимость от введения режима чрезвычайной ситуации в связи с аварией. Представляется, что признаки аварии или иной чрезвычайной ситуации, требующей незамедлительного осуществления закупки товаров, работ или услуг для устранения ее последствий, могут иметь место независимо от совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления тех или иных действий в рамках ил полномочий, предусмотренных N 68-ФЗ. Поэтому, на наш взгляд, заказчик вправе применить такое основание закупки у единственного контрагента в случае аварии вне зависимости от введения режима чрезвычайной ситуации при возникновении этого происшествия.
По общему правилу изменения в план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд по каждому объекту закупки вносятся не позднее чем за 10 дней до дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении контрагента или до даты заключения контракта (если в соответствии с N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки не размещается или приглашение принять участие в определении контрагента не направляется) (п. 9 Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Правительства РФ от 05.06.2015 N 553). Вместе с тем согласно п. 10 названных Правил в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Закона N 44-ФЗ изменения в план-график закупок вносятся не позднее чем за один день до дня заключения контракта.
Таким образом, в связи с закупкой товаров, работ, услуг на основании Закона N 44-ФЗ заказчик обязан внести изменения в план-график не позднее чем за один день до даты заключения контракта.
Правила формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (утверждены Правительства РФ от 05.06.2015 N 552) не называют закупку товаров, работ, услуг у единственного контрагента в соответствии с Закона N 44-ФЗ в качестве самостоятельного основания для внесения изменений в план закупок. Однако пп. "и" п. 11 этих Правил предусматривает внесение изменений в утвержденный план закупок в случае возникновения иных (помимо прямо упомянутых в этом пункте) существенных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана закупок было невозможно.
Поскольку в план закупок включается информация об объектах закупок, об объеме финансового обеспечения (планируемых платежах) для осуществления закупок (пп. "е" п. 1 Требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Правительства РФ от 05.06.2015 N 552), с нашей точки зрения, в связи с закупкой у единственного контрагента на основании Закона N 44-ФЗ заказчику следует внести изменения в план закупок, дополнив его сведениями о соответствующих объектах закупки и об объеме финансового обеспечения, предназначенном для их приобретения. В течение трех рабочих дней со дня изменения такого плана он должен быть размещен в ЕИС ( Закона N 44-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Закупка у единственного поставщика – один из способов закупки, который позволяет приобрести товары необходимого качества, определенной торговой марки у определенного продавца, без проведения торгов в максимально короткие сроки. В статье рассмотрим особенности проведения закупки у единственного поставщика.

Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителя организации (государственного, муниципального заказчика) « ». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак.часов.

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика - это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 40 различных оснований, среди которых есть наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений (п. 25 ч. 1 ст. 93).

Хотелось бы остановиться на нескольких типах закупки у единственного поставщика.

Малые закупки

Стоит отметить, что закупки на сумму до 100 000 рублей не ограничены правилом об одноименных товарах. Ранее (по нормам закона № 94-ФЗ) сумма всех заказов на поставку одноименных товаров (выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг) в течение квартала не должна превышать 100 000 рублей (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ).

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 000 руб. В апреле этого же года он вправе закупить тот же товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 100 000 рублей. При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Тип «закупка малого объёма» очень популярен среди заказчиков из-за своей простоты:

  • Во-первых, закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не нужно отражать в плане-графике в полном объёме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно составлять отчёт об исполнении этапа контракта и вносить сведения в реестр контрактов.

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24, 25 ч. 1 ст. 93, ч. 18 ст. 83 № 44-ФЗ).

Обращаем ваше внимание на интересную деталь в законе: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), то заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 48, 59), а иногда и запрос котировок или запрос предложений (ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 83).

Согласовывать закупку у единственного поставщика по итогам несостоявшихся торгов больше не нужно. С 2015 года отменяется обязанность заказчика согласовывать заключение контракта в ФАС в случае признания конкурентных способов закупки несостоявшимися (п. 25 ч. 1 ст. 93).

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у ЕП

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при выборе конкурентных способов закупок.
  4. Заказчику не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у ЕП

При закупке у единственного поставщика заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе. Также ему сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, на открытом конкурсе, из-за отсутствия конкуренции.

ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Напомним, что закон о контрактной системе 44-ФЗ разрешает неконкурентную процедуру при возникновении чрезвычайных ситуаций и форс-мажорные обстоятельств(непреодолимой силы). Но далеко не все обстоятельства попадают под это определение.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Посмотреть в ГК РФ (ст. 401), где написано, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие же случае, например, некачественное выполнение обязанностей, к ним не относятся.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на ФЗ-44(п.9 ч.1 с.93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не вправе заключать контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения, в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести запрос котировок.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик, спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика, как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому, если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он явно неправ.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Процедура проведения проверки контролирующим органом

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик обязан уведомить в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок. Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено.

  1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ.
  2. По итогам проверки подготавливается докладная записка.
  3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено.
  4. Если обнаружены нарушения — контролирующий органом организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

Обоснование закупки у единственного поставщика

В некоторых случаях (они указаны в ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчику необходимо подготовить и утвердить отчет, в котором требуется обосновать (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

  • невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, кроме закупки у единственного поставщика;
  • цену и другие существенные условия контракта.

Срок составления отчета Законом № 44-ФЗ не установлен. Но утвердить отчет необходимо все-таки до заключения контракта, а не после. На практике для этого может потребоваться от одного до трех рабочих дней.

Выводы

  1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры, каждый раз, когда ему это удобно.
  2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
  3. А поставщикам до заключения контракта нужно внимательно читать документацию заказчика, анализировать информацию, вникая в детали.
  4. Важно отслеживать ситуации, когда заключение контракта может оказаться неправомерным, не дожидаясь, когда такой договор будет расторгнут на основании решения контролирующего органа или суда.

Онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».