Присвоение воинского звания хинштейну. Разбираемся в воинских званиях. Когда дают внеочередное воинское звание

Начиная данную тему, сразу следует вспомнить о требовании, что для получения спецзвания, работающему в ОВД, должен быть проведен личный учет следующих моментов:

  • квалификация данного сотрудника;
  • образование, с которым он устроился на должность;
  • отношение к самой службе;
  • срок работы на данном месте;
  • текущая должность;
  • еще ряд условий, которые могут повлиять на принимаемое решение.

В зависимости от того, как присваивают спецзвания, они бывают очередными и первыми. Как угадывается из названия, с первыми сотрудник начинает свой путь после трудоустройства, а процесс работы, который чаще связан с достижениями и карьерным продвижением, сопровождается периодическим получением очередных званий. Обязательно учитывается тот момент, что имеется четкая взаимосвязь спецзвания полиции, которая зависит от текущей, занимаемой в текущий момент должности.

Сотруднику, у которого намечается получение звания рядового, оно может стать присвоенным лишь теми, кто имеет подобное право для рядовых и младшего состава.

Возможность присвоить претенденту специальное звание (как первое, так и очередное) имеется только у начальников, которые получили такое право. Граждане, которых приняли на старшие должности начальствующего состава, могут получить не более майора, если только не имеется большего по запасу.

Когда речь идет о составе офицерских уровней, присвоение может быть проведено только лишь министром. Очередные же спецзвания для начсостава будут присваиваться последовательно. Обязательно, чтобы у присвоенного звания оказалось соответствие имеющейся у повышаемого должности, при том, что срок работы на предшествующем звании соответствует необходимому периоду нахождения на нем. Ниже будут разобраны исключительные ситуации, которые могут нивелировать эти два фактора.

Если начальник в органах внутренних дел задерживает присвоение званий в полиции, и это является необоснованным, то он понесет дисциплинарную ответственность. Проще говоря, начальник не имеет права как-то менять порядок присвоения новых званий по своей прихоти – он обязан подчиняться правилам, которые разработаны для всех сотрудников.

Раз речь зашла о сроках по выслуге, после которых может быть получено новое звание, следует их перечислить подробнее:

  1. Рядовой должен отработать год.
  2. Младший сержант – период тот же (год).
  3. Работая сержантом, следует отслужить уже два года.
  4. У старшего сержанта длительность будет составлять три года.
  5. У прапорщиков значение достигает пяти лет.
  6. Сроков для старшины или старшего прапорщика не имеется.

После чего можно перечислить аналогичные сроки для среднего (и старше) начсостава:

  1. Для младших лейтенантов – это 1 год службы без нареканий и прочих негативных моментов. Что будет верно для любой должности – дисциплинарные меры, принятые в отношении работника, означают невозможность какого-либо карьерного роста, пока меры не сняты. Уголовное дело должно не просто быть закрыто, нужно подтверждение, что есть реабилитирующие основания для закрытия.
  2. Для лейтенантов этот срок уже 2 года.
  3. У следующих за ними старших лейтенантов ­– ­ 3.
  4. Капитан полиции имеет длительность в 3 года.
  5. Для майора – 4 года, подполковник должен отслужить 5 лет.
  6. Когда спецзвание лейтенанта получено вместе с окончанием ВУЗа, срок учебы в нем был 5 лет и деятельность ведется по той же специальности обучения лейтенанта, то срок выслуги для него сокращается до года.
  7. Для званий полковника, как и для высшего начальственного состава, подобные сроки не существуют.

Младший лейтенант

Ниже будут перечислены требования для звания младшего лейтенанта.

Звание младший лейтенант положено назначать тем, кто находится в должности рядового либо младшего начсостава. Уже должны быть окончены спецкурсы МВД РФ, проведенные в соответствии с программой данного ведомства, либо у них завершено обучение в средних специальных учебных заведениях от каких-либо других министерств, после которых они оказались на должности начальствования среднего состава.

Также возможно присвоение тем сотрудникам, которые:

  • обучаются на завершающих курсах средних и высших специальных учебных заведений и работающих в должности рядового либо младшего начсостава;
  • тем, кто имеет незаконченное ВО (не меньше, чем третий курс) и уже получил назначение на место среднего начсостава.

Граждане, которые окончили среднее специальное учебное заведение и назначены исполнять должность среднего начсостава, тоже могут быть допущены к получению данного звания. Это же звание возможно присвоить слушателям (как и курсантам) ВУЗов МВД или гражданам, которые учатся на спецфакультетах ВУЗов при переходе на завершающий курс обучения.

Получение лейтенантского звания

Получить звание лейтенанта могут:

  1. Младшие лейтенанты, после того как отработают положенный срок, либо те, кто завершил обучение в ВУЗах уже без привязки к сроку выслуги.
  2. Те сотрудники ОВД, которые уже являются рядовыми и окончили (среднее специальное учебное заведение) МВД РФ, после чего устроены на какую-либо должность среднего начсостава.
  3. Выпускники очной формы высших и средних спецзаведений МВД РФ.
  4. Граждане с ВО и уже работающие на должностях начсостава.
  5. Кандидаты с предшествующими (и включающими) званиями подполковника могут быть назначены заместителями министра МВД РФ, а также теми руководителями, которым дал такое право министр.
  6. Звание полковника дается только министром внутренних дел РФ.
  7. Когда речь идет о спецзваниях высшего состава начальства, их присвоение может быть сделано только президентом после того, как их представит министр. Это должно производиться таким образом, как указано в статье 20.
  8. Если вести речь о специальных званиях у среднего (и выше) начсостава слушателей в заведениях МВД, то присвоение будет связано с той должностью, которая была перед поступлением на учебу.

Перемещение между службами

Во время любой трудовой деятельности возможна ситуация, когда нужно перейти в другой коллектив. В таком случае может оказаться, что новая служба отличается по своей структуре названием должностей. При переходе сотрудника между службами, где установлены иные спецзвания, их присвоение будет происходить в ранее рассмотренном порядке. Но новое не может оказаться ниже уже имеющегося у переводимого.

Получение звания для выходящих из запаса ВС

Если устраивающийся на работу уже находится в запасе ВС РФ, то при назначении положено присваивать ему аналогичное воинскому званию.

Когда служить поступает офицер запаса, то первое спецзвание может быть сразу на одну ступень выше, чем его воинское. Это возможно в тех случаях, когда сумма длительности военной службы и нахождения в запасе создает нужные сроки нахождения на предшествующем уровне.

Досрочное получение звания

Если сотрудник отличился каким-то достижением, проявил высокие результаты в процессе службы, то как поощрение у него появляется возможность получить сразу следующий уровень, чем тот, на который он претендовал изначально. Либо получение положенного после текущего звания может произойти досрочно, чем это положено по срокам. Как и обычно, такие присвоения для младшего состава делаются начальством, которое имеет подобное право, а высшего – министром МВД.

Если сотрудник находится под служебной проверкой, есть дисциплинарное взыскание либо возбуждено уголовное дело, то присвоение для него очередного звания не производится, пока одно из перечисленных условий не будет отменено.

Так называемое «внеочередное» воинское звание присваивается военнослужащему за особые заслуги, в качестве поощрения.

Очередное воинское звание военнослужащему может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности).

Военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности), но не выше воинского звания майора, капитана 3 ранга.

Воинское звание ефрейтора (старшего матроса) может быть присвоено в качестве поощрения за особые личные заслуги военнослужащему, занимающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание рядового (матроса).

Воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) присваивается рядовому (матросу), замещающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) и выше, по истечении срока его военной службы в предыдущем воинском звании, а также военнослужащему, успешно завершившему обучение в учебной воинской части по программе подготовки сержантов (старшин).

Сохранение воинского звания при переходе из одного вида государственной службы в другой и возникающие проблемы

При поступлении на военную службу гражданину, проходящему или проходившему службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в таможенных органах РФ и имеющим специальное звание, присваивается воинское звание командиром (начальником), имеющим право на присвоение соответствующего воинского звания, после переаттестации. Переаттестация производится аттестационной комиссией воинской части, в которую поступил на военную службу гражданин, имеющий специальное звание, с учетом его должностного предназначения, деловых и морально-психологических качеств, военной или специальной подготовки, служебного опыта. А при переводе в обратном направлении воинское звание сохраняется. Данный факт говорит о том, что еще не решено очень большое количество проблем по взаимодействию видов государственной службы. Это является своего рода препятствием во взаимодействии видов государственной службы.

Таким образом, современное состояние военной организации Российской Федерации характеризуется тем, что, кроме организаций, решающих задачи в интересах обороны и безопасности военными методами и средствами вооруженной борьбы, в нее входят государственные организации и органы, решающие задачи обеспечения деятельности указанных организаций. Это свидетельствует о чрезмерном расширении рамок военной организации государства, что не является оправданным в мирное время. Такое состояние военной организации не было характерным до начала 90-х гг. прошлого столетия для нашего государства и не характерно для аналогичных организационных структур развитых государств.

Также нет единого мнения о месте военной службы в системе государственной службы Российской Федерации. Концептуальное значение имеет методологический подход, согласно которому государственная служба едина по своей правовой природе и различна по решаемым задачам. Из этого следует ее дифференциация по различным направлениям деятельности государства и соответственно дробление ее на виды. Под видом государственной службы понимается ее специализация по содержанию, которая, в свою очередь, обусловливается целями и функциями соответствующих государственных органов и производна от них. Ответ на вопрос о месте военной службы в системе государственной службы имеет важное теоретическое значение, поскольку позволяет сформулировать концептуальные положения о структуре института государственной службы, ее разновидностях и как следствие предложения по совершенствованию законодательства о государственной службе и ее видах.

Г.В. Атаманчук, считающий государственную службу целостным социально-правовым институтом, т.е. не суммой служб на различных уровнях и в различных подсистемах государственного аппарата, а единой государственной службой одному государству, ее создавшему, с соответствующим объемом и структурой, условно делит ее на гражданскую государственную службу (в органах представительной, исполнительной и судебной власти), военную государственную службу (в армии и приравненных к ней структурах) и специальную государственную службу (в административных органах).

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» и Указ Президента Российской Федерации «О Федеральной программе „Реформирование службы Российской Федерации“ (2003 - 2005 годы)» от 19 ноября 2002 г. N 1336 предлагают деление государственной службы на гражданскую, правоохранительную и военную. Недостатком предложенной классификации является то обстоятельство, что к правоохранительной государственной службе будет отнесена служба в организациях и органах, суть деятельности которых не состоит в осуществлении правоохранительных функций (например, дипломатическая, фельдъегерская, аварийно-спасательная, в противопожарных органах).

Военная реформа в конечном счете предполагает реформирование военной организации государства, в том числе выведение из военной организации государственных органов, обеспечивающих деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации: ФСБ России, СВР России, Федеральной службы охраны, ФАПСИ, Гостехкомиссии при Президенте Российской Федерации, Федеральной службы специального строительства, Главного управления спец программ, ФПС России, т.е. предложенная в Законе классификация видов государственной службы в ближайшее время может «устареть», что потребует последующего изменения законодательства.

В основу классификации должен быть положен критерий, позволяющий сгруппировать наиболее близкие по характеру служебной деятельности виды государственной службы. По нашему мнению, методологически обоснованным для указанных целей является критерий использования тех или иных методов решения, стоящих перед государственными организациями и органами, в которых исполняется государственная служба, задач. Методы решения задач государственными организациями и органами обусловливают особые организационные отношения между лицами, в них входящими. По указанному критерию государственная служба может быть разделена на следующие виды: гражданскую, специальную (военизированную) и военную.

Цели государства - это пути для удовлетворения его потребностей, которые достигаются решением определенных государственно-значимых задач. Военная служба обеспечивает независимость, государственный суверенитет и целостность государства специфическими военными методами.

Заключение

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно - технических и дорожно - строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы) и создаваемых на военное время специальных формированиях.

Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту).

Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.

Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Порядок прохождения военной службы определяется Федеральным законом «О статусе военнослужащих, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Особенности прохождения военной службы при введении чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах и пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации и войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.

В другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по призыву граждане направляются в соответствии с указом Президента Российской Федерации после укомплектования воинских должностей, замещаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и органах, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

Список литературы

Источники

1. Конституция Российской Федерации. М., 2003.

2. Федеральный закон от 27.05.1998г. № 76-ФЗ „О статусе военнослужащих“

3. Федеральный закон от 27.05.2003г. № 58-ФЗ „О системе государственной службы Российской Федерации“

4. Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1999г. №1237

Литература

5. „Комментарий Федерального закона “О системе государственной службы Российской Федерации» (постатейный) (под ред. А.Н. Козырина) (Подготовлен для Системы Консультант Плюс, 2006)

6. «Комментарий к Федеральному закону от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ „О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации“ (постатейный) (В.Р. Попова, И.М. Хужокова) (Подготовлен для Системы Консультант Плюс, 2006)

7. „Комментарий к Федеральному закону “О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 Г. N 58-ФЗ" (постатейный) (издание второе, переработанное и дополненное) (А.Н. Ткач) (ЗАО Юстицинформ, 2005)

8. «Комментарий к Федеральному закону „О статусе военнослужащих“ (постатейный) (издание четвертое, переработанное и дополненное) (А.В. Кудашкин, К.В. Фатеев) (» За права военнослужащих", 2005)

9. «Комментарий к Федеральному закону „О воинской обязанности и военной службе“ (постатейный) (под ред.В.Г. Стрекозова) (Издательство „За права военнослужащих“, 1999)

10. „Государственная служба Российской Федерации“, Д.М. Овсянко, 2007

11. „Увольнение военнослужащих по организационно-штатным мероприятиям должно производиться в строгом соответствии с законом“ (А.Н. Шимкин, П.И. Гаврюшенко, О.В. Грибанов) (» Право в Вооруженных Силах", 2006, N 8)

12. «Лишение воинского звания» (Я.В. Лобов, С.Н. Шарапов) («Право в Вооруженных Силах», 2006, N 8)

13. «Актуальные вопросы правового регулирования прохождения военной службы не на воинских должностях» (З.Х. Акчурин, М.Н. Федулова) («Право в Вооруженных Силах», 2006, N 5)

14. «Актуальные вопросы перемещения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на нижестоящие должности» (С.В. Шанхаев) («Право в Вооруженных Силах», 2006, N 4)

15. «Порядок заключения нового контракта военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации» (А.А. Журавлев) (Российский военно-правовой сборник N 5: Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Российской Федерации. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». «За права военнослужащих», 2006)

16. «Вопросы правового регулирования присвоения специальных воинских званий» (С.В. Шанхаев) (Российский военно-правовой сборник N 5: Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Российской Федерации. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». «За права военнослужащих», 2006)

17. «Приостановление военной службы» (Т.А. Московец) (Российский военно-правовой сборник N 5: Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Российской Федерации. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». «За права военнослужащих», 2006)

18. «Порядок присвоения воинских званий и пути его совершенствования в Вооруженных Силах Российской Федерации» (П.И. Гаврюшенко, А.И. Окунев) (Российский военно-правовой сборник N 5: Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Российской Федерации. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». «За права военнослужащих», 2006).

Порядок присвоения очередного воинского звания

1. Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.
2. Для прохождения военной службы в следующих воинских званиях устанавливаются сроки:
рядовой, матрос - 5 месяцев;
младший сержант, старшина 2 статьи - 1 год;
сержант, старшина 1 статьи - 2 года;
старший сержант, главный старшина - 3 года;
прапорщик, мичман - 3 года;
младший лейтенант - 2 года;
лейтенант - 3 года;
старший лейтенант - 3 года;
капитан, капитан-лейтенант - 4 года;
майор, капитан 3 ранга - 4 года;
подполковник, капитан 2 ранга - 5 лет.

3. Воинское звание высшего офицера может быть присвоено военнослужащему по истечении не менее двух лет его военной службы в предыдущем воинском звании и не менее одного года в занимаемой воинской должности (должности), подлежащей замещению высшими офицерами.
Сроки военной службы в воинском звании генерал-полковника (адмирала) и генерала армии (адмирала флота) не устанавливаются.
4. Срок военной службы в воинском звании лейтенанта для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, окончивших военно-учебное заведение по очной форме обучения с пятилетним сроком и выше, устанавливается один год.
5. Срок военной службы военнослужащих в присвоенном воинском звании исчисляется со дня присвоения воинского звания.
6. В срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе. В указанный срок засчитывается:
а) время перерыва в военной службе в случае необоснованного привлечения военнослужащего к уголовной ответственности, незаконного увольнения военнослужащего с военной службы и последующего его восстановления на военной службе;
б) время приостановления военной службы;
в) время пребывания в запасе.
7. При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность (должность) одновременно, а при невозможности одновременного оформления - со дня назначения на высшую воинскую должность (должность), ему присваивается очередное воинское звание, если истек срок его службы в предыдущем воинском звании, при условии, что для этой воинской должности (должности) штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.
При этом воинское звание высшего офицера присваивается с учетом требований пункта 3 настоящей статьи.
8. Военнослужащему, имеющему воинское звание офицера и успешно обучающемуся по очной форме обучения в военно-учебном заведении, адъюнктуре, военной докторантуре, очередное воинское звание до подполковника, капитана 2 ранга включительно присваивается в день истечения срока его военной службы в присвоенном воинском звании независимо от воинской должности (должности), которую он занимал до поступления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру.
9. Военнослужащему, имеющему воинское звание офицера, занимавшему до поступления в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание полковника, капитана 1 ранга или высшего офицера, очередное воинское звание до полковника, капитана 1 ранга включительно присваивается в соответствии с занимаемой до поступления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру воинской должностью (должностью) по истечении срока выслуги лет в присвоенном воинском звании.
10. Очередное воинское звание военнослужащему может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности).
11. Военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности), но не выше воинского звания майора, капитана 3 ранга.
12. Воинское звание ефрейтора (старшего матроса) может быть присвоено в качестве поощрения за особые личные заслуги военнослужащему, занимающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание рядового (матроса).
13. Воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) присваивается рядовому (матросу), замещающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) и выше, по истечении срока его военной службы в предыдущем воинском звании, а также военнослужащему, успешно завершившему обучение в учебной воинской части по программе подготовки сержантов (старшин).
14. Во время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста военнослужащему не может быть присвоено очередное воинское звание.
15. Время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста не засчитывается в срок военной службы в присвоенном воинском звании.

Порядок присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе
1. Гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, очередные воинские звания могут быть присвоены по представлению должностного лица, руководившего военными сборами, только после прохождения этими гражданами военных сборов и сдачи ими зачетов, установленных Министром обороны Российской Федерации, но не более двух раз за время пребывания указанных граждан в запасе:
а) солдату, матросу, сержанту, старшине, прапорщику и мичману:
до старшины, главного корабельного старшины включительно -военным комиссаром;
до старшего прапорщика, старшего мичмана включительно -военным комиссаром субъекта Российской Федерации;
б) офицеру:
до майора, капитана 3 ранга включительно - командующим войсками военного округа;
до полковника, капитана 1 ранга включительно - Министром обороны Российской Федерации.
2. Гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и не имеющим воинского звания офицера, успешно сдавшим во время прохождения военных сборов зачеты по программе подготовки офицеров запаса, воинское звание офицера может быть присвоено Министром обороны Российской Федерации.
3. Сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов Российской Федерации, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, а также лицам, уволенным со службы в указанных органах, воинские звания присваиваются Министром обороны Российской Федерации в аттестационном порядке с учетом имеющихся у них специальных званий.
Порядок проведения аттестации указанных лиц определяется Министром обороны Российской Федерации.
4. Гражданину, лишенному воинского звания, военным комиссаром одновременно с постановкой на воинский учет присваивается воинское звание рядового.
5. Гражданам, пребывающим в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, очередные воинские звания присваиваются в аттестационном порядке с учетом возможности их дальнейшего использования на конкретных воинских должностях, но не выше воинского звания полковника, капитана 1 ранга и не более двух раз за время пребывания указанных граждан в запасе.
Порядок присвоения воинских званий указанным гражданам и порядок проведения их аттестации определяются соответственно руководителем Службы внешней разведки Российской Федерации и директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Порядок восстановления в воинском звании
1. Гражданин, лишенный воинского звания, после снятия или погашения судимости может быть восстановлен в прежнем воинском звании должностным лицом, имеющим право присваивать это воинское звание, по просьбе гражданина при наличии положительного отзыва органа внутренних дел Российской Федерации и решения комиссии военного комиссариата.
2. Заявление гражданина о восстановлении в воинском звании рассматривается военным комиссаром не позднее чем в месячный срок со дня его поступления в военный комиссариат.
При наличии оснований для восстановления гражданина в прежнем воинском звании военный комиссар оформляет представление о восстановлении гражданина в воинском звании.
Восстановление гражданина в воинском звании в этом случае может быть произведено приказом должностного лица, имеющего право присваивать это воинское звание, применительно к порядку его присвоения.
3. Гражданин, лишенный воинского звания в связи с незаконным осуждением, восстанавливается в прежнем воинском звании после вступления в силу решения о его реабилитации со дня лишения его воинского звания.
Гражданин, которому восстановлено воинское звание, пользуется правами и льготами, установленными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с восстановленным воинским званием.

Каждому военнослужащему присваивается персональное воинское звание. Воинские звания обеспечивают ясность и четкость во взаимоотношениях и субординации военнослужащих, т. е. обеспечивают отношения власти и подчинения, позволяют выразить служебный стаж, заслуги и служебное положение военнослужащего. Назначение воинского звания заключается также в том, чтобы при отсутствии отношений подчиненности и старшинства по должности урегулировать вопросы подчиненности как в повседневной, так и в боевой обстановке.

Подчинение военнослужащих по воинскому званию служит важным средством поддержания и укрепления воинской дисциплины, организованности и порядка. Воинские звания оказывают также существенное влияние на условия и порядок прохождения службы разными категориями военнослужащих, на объем их служебных и личных прав.

В Вооруженных Силах Российской Федерации, иных войсках, воинских формированиях и органах вопросы, связанные с порядком и условиями присвоения и лишения воинских званий, регламентируются ст.ст. 46 - 48 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке прохождения военной службы. Старшинство воинских званий и составов военнослужащих определяется последовательностью их перечисления в ст. 46 указанного Закона (см. таблицу 2).

Таблица 2

Составы военнослужащих Воинские звания
войсковые корабельные
Солдаты, матросы, сержанты, старшины рядовой ефрейтор младший сержант сержант старший сержант старшина матрос старший матрос старшина 2 статьи старшина 1 статьи главный старшина главный корабельный старшина
Прапорщики, мичманы прапорщик старший прапорщик мичман старший мичман
Офицеры:
младшие офицеры младший лейтенант лейтенант старший лейтенант капитан младший лейтенант лейтенант старший лейтенант капитан-лейтенант
старшие офицеры майор подполковник полковник капитан 3 ранга капитан 2 ранга капитан 1 ранга
высшие офицеры генерал-майор генерал-лейтенант генерал-полковник генерал армии контр-адмирал вице-адмирал адмирал адмирал флота
Маршал Российской Федерации

Соответствующие друг другу войсковые и корабельные воинские звания считаются равными. Воинские звания присваиваются военнослужащим персонально.

При присвоении воинских званий должны соблюдаться следующие условия.

Во-первых, занятие военнослужащим воинской должности (должности), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.


Во-вторых, обязательным условием присвоения очередного воинского звания является выслуга установленного срока в предыдущем воинском звании. Досрочно очередное воинское звание присваивается только за особые личные заслуги. В то же время значительно сокращены сроки военной службы в воинских званиях по сравнению с ранее установленными, что ввиду значительного сокращения военной организации государства может привести к диспропорции составов военнослужащих (быстрое достижение воинского звания, соответствующего первичным воинским должностям, - капитана, дальнейшее ожидание вакантной должности и, как следствие, нахождение в воинском звании сверх установленных сроков).

Соответствие воинского звания занимаемой должности является юридико-фактическим условием, создающим возможность изменения военно-служебного отношения при присвоении воинского звания. Выслуга в воинском звании ранее также была юридико-фактическим условием.

По законодательству Российской Федерации соответствие воинского звания занимаемой должности продолжает оставаться юридико-фактическим условием, а выслуга в воинском звании стала играть роль не условия, а юридического факта, с которым связывается присвоение воинского звания, поскольку в отличие от ранее действовавшего порядка в настоящее время в указанном процессе отсутствуют промежуточные звенья (аттестация, принятие решения и т. д.). Следовательно, при соблюдении перечисленных обстоятельств военнослужащие имеют субъективное право на присвоение им воинских званий.

Первыми воинскими званиями считаются:

а) для состава «офицеры» - младший лейтенант, лейтенант;

б) для состава «прапорщики и мичманы» - прапорщик, мичман;

в) для состава «солдаты, матросы, сержанты, старшины» - рядовой, матрос.

Воинское звание лейтенанта присваивается:

а) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, либо военнослужащему, имеющему воинское звание младшего лейтенанта, независимо от срока военной службы в этом воинском звании, окончившему высшее или среднее военно-учебное заведение, - по окончании указанного учебного заведения;

б) гражданину, окончившему федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования и прошедшему обучение по программе военной подготовки в учебном военном центре при этом образовательном учреждении, - в день, следующий за днем издания приказа об окончании указанного образовательного учреждения;

в) гражданину, успешно завершившему обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, - по окончании указанного образовательного учреждения;

г) гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания офицера, имеющему высшее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и поступившему на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - при назначении на соответствующую воинскую должность;

д) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту, имеющему высшее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - при назначении на соответствующую воинскую должность;

е) гражданину, пребывающему в запасе, не имеющему воинского звания офицера, имеющему высшее профессиональное образование, - по окончании военных сборов и после сдачи соответствующих зачетов;

ж) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту в СВР России, ФСБ России, ФСО России или Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, - в порядке, определенном руководителями указанных органов, по окончании подготовки по программе обучения в составе учебной группы или одновременно с поступлением на военную службу при условии последующей подготовки в течение первого года службы.

Воинское звание младшего лейтенанта присваивается:

а) военнослужащему, окончившему курсы по подготовке младших офицеров, имеющему среднее (полное) общее образование, - по окончании указанного учебного заведения;

б) гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания офицера, имеющему среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и поступившему на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - при назначении на соответствующую воинскую должность;

в) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту, имеющему среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - при назначении на соответствующую воинскую должность;

г) гражданину, пребывающему в запасе, не имеющему воинского звания офицера, имеющему среднее профессиональное образование, - по окончании военных сборов и после сдачи соответствующих зачетов;

д) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту в СВР России, ФСБ России, ФСО России или Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, - в порядке, определенном руководителями указанных органов, по окончании подготовки по программе обучения в составе учебной группы или одновременно с поступлением на военную службу при условии последующей подготовки в течение первого года службы.

Воинское звание прапорщика (мичмана) присваивается:

а) военнослужащему, окончившему военно-учебное заведение, осуществляющее подготовку военнослужащих по военно-учетным специальностям прапорщиков (мичманов), имеющему среднее (полное) общее образование, - по окончании указанного учебного заведения;

б) гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания прапорщика (мичмана), имеющему высшее или среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и поступившему на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), - при назначении на соответствующую воинскую должность;

в) военнослужащему, не имеющему воинского звания прапорщика (мичмана), проходящему военную службу по контракту, имеющему высшее или среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), - при назначении на соответствующую воинскую должность;

г) военнослужащему, не имеющему воинского звания прапорщика (мичмана), проходящему военную службу по контракту в СВР России, ФСБ России, ФСО России или Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, - в порядке, определенном руководителями указанных органов, по окончании подготовки по программе обучения в составе учебной группы или одновременно с поступлением на военную службу при условии последующей подготовки в течение первого года службы.

Воинское звание рядового присваивается:

а) гражданину, не имеющему воинского звания, призванному на военную службу, - при убытии из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы;

б) гражданину, не имеющему воинского звания и зачисленному в запас, - при зачислении в запас;

в) гражданину, не имеющему воинского звания и поступившему на военную службу по контракту, - при зачислении в списки личного состава воинской части;

г) гражданину, не имеющему воинского звания, зачисленному в военно-учебное заведение, - при зачислении в указанное учебное заведение.

Воинское звание матроса присваивается:

а) военнослужащему, призванному на военную службу, - при зачислении в списки личного состава воинской части, где штатом предусмотрено воинское звание матроса;

б) гражданину, поступившему на военную службу по контракту, не имеющему воинского звания, - при зачислении в списки личного состава воинской части, где штатом предусмотрено воинское звание матроса;

в) гражданину, не имеющему воинского звания, зачисленному в военно-учебное заведение, - при зачислении в указанное учебное заведение, где штатом предусмотрено воинское звание матроса.

Как отмечено выше, очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

Для прохождения военной службы в следующих воинских званиях устанавливаются сроки:

Рядовой, матрос - пять месяцев;

Младший сержант, старшина 2 статьи - один год;

Сержант, старшина 1 статьи - два года;

Старший сержант, главный старшина - три года;

Прапорщик, мичман - три года;

Младший лейтенант - два года;

Лейтенант - три года;

Старший лейтенант - три года;

Капитан, капитан-лейтенант - четыре года;

Майор, капитан 3 ранга - четыре года;

Подполковник, капитан 2 ранга - пять лет.

Воинское звание высшего офицера может быть присвоено военнослужащему по истечении не менее двух лет его военной службы в предыдущем воинском звании и не менее одного года в занимаемой воинской должности (должности), подлежащей замещению высшими офицерами.

Сроки военной службы в воинском звании генерал-полковника (адмирала) и генерала армии (адмирала флота) не устанавливаются.

Срок военной службы в воинском звании лейтенанта для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, окончивших военно-учебное заведение по очной форме обучения с пятилетним сроком и выше, устанавливается два года.

В срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе.

В указанный срок засчитывается:

а) время перерыва в военной службе в случае необоснованного привлечения военнослужащего к уголовной ответственности, незаконного увольнения военнослужащего с военной службы и последующего его восстановления на военной службе;

б) время приостановления военной службы;

в) время пребывания в запасе.

Военнослужащему, имеющему воинское звание офицера и успешно обучающемуся по очной форме обучения в военно-учебном заведении, адъюнктуре, военной докторантуре, очередное воинское звание до подполковника, капитана 2 ранга включительно присваивается в день истечения срока его военной службы в присвоенном воинском звании независимо от воинской должности (должности), которую он занимал до поступления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру.

Военнослужащему, имеющему воинское звание офицера, занимавшему до поступления в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание полковника, капитана 1 ранга или высшего офицера, очередное воинское звание до полковника, капитана 1 ранга включительно присваивается в соответствии с занимаемой до поступления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру воинской должностью (должностью) по истечении срока выслуги лет в присвоенном воинском звании.

Очередное воинское звание военнослужащему может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности).

Военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности), но не выше воинского звания майора, капитана 3 ранга.

Воинское звание ефрейтора (старшего матроса) может быть присвоено в качестве поощрения за особые личные заслуги военнослужащему, занимающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание рядового (матроса).

Воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) присваивается рядовому (матросу), замещающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) и выше, по истечении срока его военной службы в предыдущем воинском звании, а также военнослужащему, успешно завершившему обучение в учебной воинской части по программе подготовки сержантов (старшин).

Во время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста военнослужащему не может быть присвоено очередное воинское звание. Время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста не засчитывается в срок военной службы в присвоенном воинском звании.

Таким образом, основаниями присвоения воинского звания являются:

1) привлечение на военную службу по призыву или поступление на военную службу в добровольном порядке, а также поступление в военно-учебное заведение;

2) окончание военного образовательного учреждения профессионального образования;

3) истечение срока военной службы в предыдущем воинском звании, за исключением срока военной службы в воинском звании генерал-полковника (адмирала) и выше;

4) решение должностного лица в пределах его полномочий о присвоении очередного воинского звания досрочно;

5) назначение военнослужащего на высшую воинскую или иную должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему, если истек срок его службы в предыдущем воинском звании. При этом, очередное воинское звание военнослужащему присваивается одновременно с назначением, а при невозможности одновременного оформления - со дня назначения на эту воинскую должность;

6) сдача испытаний по установленной программе военнослужащими, проходящими военную службу на воинских должностях, для которых штатом предусмотрены воинские звания младшего сержанта (старшины 2 статьи) и выше;

7) переаттестация при поступлении на военную службу гражданина, проходящего или проходившего службу в органах внутренних дел Российской Федерации или в иных правоохранительных органах и имеющего специальное звание. В этом случае указанному гражданину может быть присвоено воинское звание, равное его специальному званию.

Снижение в воинском звании как мера дисциплинарного взыскания предусмотрено только для солдат, матросов, сержантов и старшин, а также для лиц, призванных на военные сборы в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (п. 3 ст. 28.4 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 55 ДУ ВС РФ). Основанием наложения указанного дисциплинарного взыскания является совершение военнослужащим дисциплинарного проступка. Взыскание объявляется в приказе командира или начальника, имеющего соответствующую дисциплинарную власть. Сержанты и старшины снижаются в воинском звании на одну ступень. Также они могут быть снижены в воинском звании с переводом на низшую должность. Моментом изменения военно-служебного отношения является издание приказа о наложении взыскания.

Военнослужащий, а также гражданин, пребывающий в запасе или находящийся в отставке, могут быть лишены воинского звания только по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (ст. 48 УК РФ). Суд, вынесший приговор о лишении осужденного воинского звания, после вступления его в силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему воинское звание, которое обязано внести в соответствующие документы запись о лишении звания (ст. 61 УИК РФ). Лишение воинского звания влечет обязательное увольнение военнослужащего с военной службы, что свидетельствует о том, что лишенное его лицо перестает быть субъектом военно-служебных отношений, так как воинское звание является их обязательным элементом.

Гражданин, лишенный воинского звания, после снятия или погашения судимости может быть восстановлен в прежнем воинском звании должностным лицом, имеющим право присваивать это воинское звание в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

Контрольные вопросы и задания :

1. Поясните предназначение воинских званий, присваиваемых военнослужащим.

2. Раскройте порядок присвоения военнослужащему первого воинского звания.

3. Охарактеризуйте условия присвоения военнослужащему очередного воинского звания.

4. Расскажите о порядке и основаниях снижения военнослужащих в воинских званиях и лишения их воинских званий.

Статья 22. Общие условия присвоения специальных званий

Специальные звания сотрудникам органов внутренних дел присваиваются персонально с учетом их квалификации, образования, отношения к службе, выслуги лет и занимаемой штатной должности, а также других условий, предусмотренных настоящим Положением.

В зависимости от последовательности присвоения специальные звания подразделяются на первые и очередные. При этом вид присвоенного специального звания полиции, внутренней службы или юстиции должен соответствовать специальному званию, предусмотренному по занимаемой штатной должности.

Специальное звание рядового полиции, рядового внутренней службы, рядового юстиции присваивается начальниками, которым предоставлено право назначения на должности рядового и младшего начальствующего состава.

Первые и очередные специальные звания младшего начальствующего состава присваиваются руководителями органов внутренних дел, которым такое право предоставлено Министром внутренних дел Российской Федерации.

Гражданам, принятым на должности старшего и высшего начальствующего состава, может быть присвоено первое специальное звание не выше майора полиции, майора внутренней службы или майора юстиции, если они не имеют по запасу более высокого воинского звания.

Первые специальные звания среднего и старшего начальствующего состава присваиваются Министром внутренних дел Российской Федерации.

Очередные специальные звания начальствующего состава присваиваются в последовательном порядке при соответствии очередного звания званию, предусмотренному по занимаемой штатной должности, и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем звании, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.

Начальник органа внутренних дел, необоснованно задержавший представление подчиненного к присвоению очередного специального звания, несет дисциплинарную ответственность.

Запрещается устанавливать условия присвоения очередных специальных званий, не предусмотренные настоящим Положением.

Статья 23. Сроки выслуги в специальных званиях рядового и младшего начальствующего состава

Устанавливаются следующие сроки выслуги в специальных званиях рядового и младшего начальствующего состава:

в звании рядового полиции, рядового внутренней службы, рядового юстиции - один год;
в звании младшего сержанта полиции, младшего сержанта внутренней службы, младшего сержанта юстиции - один год;
в звании сержанта полиции, сержанта внутренней службы, сержанта юстиции - два года;
в звании старшего сержанта полиции, старшего сержанта внутренней службы, старшего сержанта юстиции - три года;
в звании прапорщика полиции, прапорщика внутренней службы, прапорщика юстиции - пять лет.

Сроки выслуги в звании старшины полиции, старшины внутренней службы, старшины юстиции, старшего прапорщика полиции, старшего прапорщика внутренней службы и старшего прапорщика юстиции не устанавливаются.

Статья 24. Сроки выслуги в специальных званиях среднего и старшего начальствующего состава

Устанавливаются следующие сроки выслуги в специальных званиях среднего и старшего начальствующего состава:
в звании младшего лейтенанта полиции, младшего лейтенанта внутренней службы, младшего лейтенанта юстиции - один год;
в звании лейтенанта полиции, лейтенанта внутренней службы, лейтенанта юстиции - два года;
в звании старшего лейтенанта полиции, старшего лейтенанта внутренней службы, старшего лейтенанта юстиции - три года;
в звании капитана полиции, капитана внутренней службы, капитана юстиции - три года;
в звании майора полиции, майора внутренней службы, майора юстиции - четыре года;
в звании подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции - пять лет.

Для сотрудников органов внутренних дел, которым первое специальное звание лейтенанта полиции, лейтенанта внутренней службы или лейтенанта юстиции присвоено по окончании высшего учебного заведения со сроком обучения пять лет и более и которые проходят службу в органах внутренних дел по полученной в учебном заведении или родственной специальности, срок выслуги в звании лейтенанта полиции, лейтенанта внутренней службы или лейтенанта юстиции устанавливается в один год.

Сроки выслуги в званиях полковника полиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции, а также в званиях высшего начальствующего состава не устанавливаются.

Статья 25. Присвоение специальных званий младшего лейтенанта полиции, младшего лейтенанта внутренней службы, младшего лейтенанта юстиции

Первые специальные звания младшего лейтенанта полиции, младшего лейтенанта внутренней службы, младшего лейтенанта юстиции присваиваются:
а)сотрудникам органов внутренних дел, состоящим в должностях рядового или младшего начальствующего состава, окончившим специальные курсы Министерства внутренних дел Российской Федерации по программе, утвержденной Министром внутренних дел Российской Федерации, средние специальные учебные заведения других министерств и ведомств и назначенным на должности среднего начальствующего состава;
б)сотрудникам органов внутренних дел, состоящим в должностях рядового или младшего начальствующего состава, обучающимся на последних курсах высших или средних специальных учебных заведений, а также имеющим незаконченное высшее образование (не ниже третьего курса) и назначенным на должности среднего начальствующего состава;
в)гражданам, окончившим средние специальные учебные заведения и назначенным на должности среднего начальствующего состава;
г)слушателям и курсантам высших учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также студентам специальных факультетов высших учебных заведений при переводе их на последний курс.

Статья 26. Присвоение специальных званий лейтенанта полиции, лейтенанта внутренней службы, лейтенанта юстиции

Специальные звания лейтенанта полиции, лейтенанта внутренней службы, лейтенанта юстиции присваиваются:
а)младшим лейтенантам полиции, младшим лейтенантам внутренней службы, младшим лейтенантам юстиции по истечении установленного настоящим Положением срока выслуги в специальном звании, а окончившим высшие учебные заведения - независимо от срока выслуги в этом звании;
б)сотрудникам органов внутренних дел, имеющим специальные звания рядового и младшего начальствующего состава, окончившим высшие учебные заведения либо средние специальные учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации и назначенным на должности среднего начальствующего состава;
в)лицам, окончившим по очной форме обучения высшие или средние специальные учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
г)гражданам, имеющим высшее образование и назначенным на должности среднего или старшего начальствующего состава.

Статья 27. Присвоение очередных специальных званий среднего, старшего и высшего начальствующего состава

Очередные специальные звания среднего и старшего начальствующего состава присваиваются:
а)до подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно - заместителями министра внутренних дел Российской Федерации, руководителями органов внутренних дел, которым такое право предоставлено Министром внутренних дел Российской Федерации;
б)до полковника полиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции включительно - Министром внутренних дел Российской Федерации.

Специальные звания высшего начальствующего состава присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению министра внутренних дел Российской Федерации, а также в порядке, установленном статьей 20 настоящего Положения.

Очередные специальные звания среднего и старшего начальствующего состава слушателям, адъюнктам и докторантам учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации присваиваются в соответствии со штатными должностями, которые они занимали до поступления на учебу, без учета изменений специальных званий в штатах по этим должностям, внесенных после поступления на учебу; по окончании учебного заведения, адъюнктуры, докторантуры - при соответствии очередных специальных званий званиям по штатным должностям, на которые сотрудники назначаются по окончании учебы.

Статья 28. Присвоение специальных званий при перемещении из одной службы в другую

Сотрудникам органов внутренних дел, перемещенным из одной службы (подразделения) в другую, для личного состава которой установлены иные специальные звания, такие звания присваиваются в порядке, предусмотренном статьей 22 настоящего Положения. При этом новое специальное звание не должно быть ниже имеющегося у сотрудника специального звания.

Статья 29. Присвоение специальных званий гражданам, состоящим в запасе, при поступлении на службу

Гражданину, состоящему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, после назначения его на должность начальствующего состава в органы внутренних дел Российской Федерации присваивается специальное звание, соответствующее имеющемуся у него воинскому званию.

При назначении офицеров запаса на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава первое специальное звание им может быть присвоено на одну ступень выше имеющихся у них воинских званий, если ко дню назначения на должность они выслужили в период прохождения действительной военной службы и пребывания в запасе в присвоенных им воинских званиях установленные сроки.

Статья 30. Присвоение специальных званий досрочно или на ступень выше

Очередное специальное звание начальствующего состава может быть присвоено до истечения установленного срока выслуги в предыдущем звании или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности, в порядке поощрения за достижение высоких результатов в службе и образцовое выполнение служебных обязанностей.

При этом специальные звания младшего начальствующего состава присваиваются начальниками, указанными в части четвертой статьи 22 настоящего Положения, а среднего и старшего начальствующего состава - Министром внутренних дел Российской Федерации.

Специальное звание присваивается досрочно в пределах звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности, а сотрудникам органов внутренних дел, имеющим ученую степень или ученое звание, может быть присвоено на одну ступень выше звания, предусмотренного по должности (за исключением специальных званий высшего начальствующего состава).

Статья 31. Исчисление сроков выслуги в специальном звании

Срок выслуги в специальном звании исчисляется со дня подписания приказа о присвоении этого звания. Время пребывания сотрудника органов внутренних дел в сниженном специальном звании в срок выслуги в восстановленном звании не засчитывается.

Сотрудники органов внутренних дел, имеющие звания рядового и младшего начальствующего состава, назначенные на должности среднего начальствующего состава, представляются к присвоению первого специального звания среднего начальствующего состава независимо от срока выслуги в имеющемся звании.

Срок выслуги в специальном звании исчисляется с момента окончания срока выслуги в предыдущем специальном звании. При неправомерной задержке присвоения специального звания сотруднику органов внутренних дел компенсируется денежное и вещевое довольствие, которое он получал бы при своевременном присвоении специального звания.

Статья 32. Задержка в присвоении очередных специальных званий

Представление к присвоению очередных специальных званий сотрудников, находящихся в распоряжении соответствующего органа внутренних дел или имеющих дисциплинарные взыскания (кроме объявленных устно), а также в отношении которых возбуждено уголовное дело или проводится служебная проверка по фактам нарушения служебной дисциплины, не производится соответственно до назначения на должность, снятия дисциплинарного взыскания, прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или до окончания служебной проверки.

Статья 33. Снижение в специальном звании и лишение специального звания

Снижение в специальном звании на одну ступень сотрудников органов внутренних дел, имеющих звания младшего начальствующего состава, производится как мера дисциплинарного взыскания решением прямых начальников, которым предоставлено право присвоения указанных званий.

Снижение в специальном звании на одну ступень сотрудников органов внутренних дел, имеющих звания среднего и старшего начальствующего состава, производится только Министром внутренних дел Российской Федерации.

Сотрудники органов внутренних дел, сниженные в специальном звании, восстанавливаются в прежнем специальном звании, независимо от занимаемой штатной должности, приказами начальников, принявших решение о снижении в звании, им равных начальников и выше, но не ранее чем через год со дня снижения в звании и при наличии положительной аттестации.

До восстановления сотрудника органов внутренних дел в прежнем специальном звании и присвоения ему очередного специального звания повторное снижение в специальном звании не допускается.

Сотрудники органов внутренних дел, а также лица, имеющие специальное звание с добавлением слов "в отставке", могут быть лишены специальных званий при прекращении гражданства Российской Федерации или при осуждении за совершенное преступление.