Контракт включает в обязательное условие. Обязательные условия и процесс заключения контракта

Чем отличается договор от контракта с точки зрения 44-ФЗ? Какую форму выбрать для бюджетных, казенных, муниципальных учреждений и предприятий? Если тендер проводился в форме закупки у единственного поставщика? Если исполнитель ИП? Если сумма соглашения меньше 100 тысяч рублей? Ответы в этой статье.


Тем, кто участвует в госзакупках в качестве поставщика, не приходится выбирать форму заключения договоренности с заказчиком – в проекте документа, который присылают победителю на подпись, уже указано, договор это или контракт. Однако знать разницу необходимо, чтобы учитывать последствия.


С юридической точки зрения оба понятия синонимы. Закон о контрактной системе использует их как равнозначные и дает определение термину “контракт” через термин “договор”. 44-ФЗ не регламентирует ситуации, в которых следует использовать тот или иной вид заключения сделки, из чего можно сделать вывод, что разницы между ними нет. Оба документа должны содержать одинаковую информацию:

  • Ответственность победителя закупки по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг.
  • Ответственность заказчика по оплате.
  • Порядок действий при возникновении конфликтов, форс-можоров.
  • Условия расторжения сделки.
  • Реквизиты сторон.

Однако в государственной контрактной системе все должно быть однозначно, а вопросы о применении закона оставались. Поэтому в 2014 Минэкономразвития все-таки разграничило спорные понятия применительно к 44-ФЗ в разъяснении №Д28и-1889, подтвердив тем не менее, что юридически они взаимозаменяемы.

  • Бюджетные учреждения по результатам оформляют гражданско-правовые договоры.
  • Муниципальные органы и казенные учреждения, организующие закупки от лица муниципального образования, подписывают муниципальные контракты.
  • Государственные органы и казенные учреждения, внебюджетные фонды, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, заключают госконтракты.

В 223-ФЗ термин “контракт” не встречается вообще, поэтому особые госзаказчики подписывают только договоры.

Выводы:

  • С точки зрения 44-ФЗ разницы между договором и контрактом нет, требование изменить форму с одной на другую – незаконно.
  • Если углубляться, контрактом можно считать особую, более жесткую форму договора, которую используют казенные учреждения и органы власти, организующие закупки для государственных и муниципальных нужд. В тендерной практике сложилось, что к этому документу предъявляется больше требований. Внимание проверяющих органов к контрактам традиционно выше, чем к договорам.
  • Выбор типа оформления сделки зависит только от статуса госзаказчика, а не от типа тендера, правовой формы победителя или суммы соглашения. Так, для закупки на 90 тысяч рублей у единственного поставщика-ИП, будет подписан муниципальный контракт, если заказчик – городская администрация. И в той же ситуации будет подписан гражданско-правовой договор, если заказчик – средняя школа.

Порядок заключения договоров в России регламентируется нормами гражданского законодательства. При оформлении соглашения по результатам закупочной процедуры необходимо учитывать также требования от 5.04.13 года. Отдельные процедурные моменты описаны в актах органов исполнительной власти.

Профессиональные юристы проанализировали весь комплекс документов и подготовили краткую характеристику контракта.

В какой форме можно заключать договор?

Общие требования к сделкам установлены статьями 158 и 161 ГК РФ. Помимо традиционной письменной, указанные нормы предусматривают устную и специальную формы. Заказчики используют только первый вариант. Однако некоторые случаи предполагают отступление от сложившейся практики.

О возможности заключения устного договора прямо говорится в совместном письме Минфина и Минэкономразвития РФ № 02-02-04/39043. Представители ведомств разрешили осуществлять закупки с использованием наличных расчетов. В качестве допустимых способов были названы:

  • выдача денег подотчетным лицам;
  • расчет с организациями в пределах лимита, утвержденного ЦБ РФ.

«Мягкие» требования к форме соглашения установлены также закона 44-ФЗ. Отказаться от использования типовых контрактов заказчик вправе при наличии следующих обстоятельств:

  • сотрудничество с естественной монополией;
  • стоимость закупки в пределах лимита в 100 и 400 тысяч рублей;
  • работа с коммунальными службами;
  • приобретение билетов зрелищных, развлекательных и культурных организаций;
  • обеспечение нужд государственной охраны;
  • обслуживание глав и официальных представителей других стран;
  • направление сотрудников в командировки;
  • удовлетворение потребностей разведывательных служб;
  • закупки для организации текущей деятельности образовательных учреждений;
  • материальное обеспечение контрразведывательной и антитеррористической деятельности;
  • ремонт и содержание нежилых помещений, владение которых осуществляется на безвозмездной основе.

По этим направлениям заказчики могут использовать уже готовые проекты контрагентов. С предложенными условиями соглашаются, но в редких случаях составляют протоколы разногласий.

Какие требования предъявляют к содержанию?

На практике сложилось правило, согласно которому заказчики используют типовые формы договоров. Однако юристы напоминают о необходимости индивидуальной проработки разделов. К существенным условиям относят:

  • наименование и детальную характеристику закупаемых ценностей;
  • количество, объем;
  • место фактического выполнения договорных обязательств;
  • сроки, графики;
  • порядок проведения расчетов с указанием дат, формы платежа;
  • условие перечисления сумм в течение 30 суток (предусматривается в контрактах с субъектами малого предпринимательства);
  • правила привлечения к ответственности обеих сторон;
  • требования к раскрытию информации о субподрядчиках;
  • принципы приемки в формате пошагового описания;
  • правила о банковском сопровождении сделки;
  • порядок возврата обеспечения;
  • условие о сокращении налоговых и иных платежей согласно ч. 13 ст. 34.

При цене договора свыше 100 миллионов рублей или сроке, превышающем 3 года, обязательным становится график исполнения. Его составляют в виде неотъемлемого приложения.

В Федеральном законе №44 понятие существенные условия контракта используется неоднократно. Однако его четкого, да и не четкого тоже, определения не дано. В связи с этим у заказчиков и поставщиков/исполнителей/подрядчиков возникает немало вопросов: что же это за условия, что именно непременно должно оставаться постоянным в тексте контракта. Ведь по закону существенные условия изменяются, в соответствии с частью 3 статьи 34, только в исключительных случаях, определенных статьей 95 44-ФЗ.

Что является существенными условиями

В Федеральном законе №44 и других правовых актах, связанных с государственными закупками, как таковое понятие существенных условия контракта отсутствует. Однако оно есть в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГКРФ).

Согласно пункту 2 статьи 432 указанного выше кодекса, существенными условиями может считаться та информация, которая должна быть включена в контракт в обязательном порядке (в рамках Федерального закона №44 она определена в статье 34). Кроме того, сюда же можно отнести те моменты, относительно которых по инициативе одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Для того чтобы между заказчиком и победителем закупки не возникало споров по поводу существенных условий, некоторые заранее вносят информацию о том, что к ним относить, в проект контракта. Такое решение является, по сути дела, оптимальным для обеих сторон и поможет в непредвиденных ситуациях избежать судебных урегулирований разногласий.

Какие условия контракта относятся к существенным

Тем не менее, что бы не было прописано в контракте, с существенными условиями все же стоит быть осторожнее. Логично было бы отнести к ним все, что определено как необходимое содержание, в соответствии со статьей 34 44-ФЗ. В общем случае, основываясь на нормах ГКРФ и Федерального закона №44 это будет следующая информация:

  • предмет контракта (наименование товара/услуги/работы) и его характеристики (описание, сметы на выполнение работ и так далее);
  • количество поставляемого товара/объем оказываемых услуг/объем выполняемых работ;
  • срок поставки товара/оказания услуг/выполнения работ, в случае если контракт предусматривает этапы - начало/окончание каждого из них;
  • цена контракта;
  • порядок и сроки оплаты поставленного товара/оказанных услуг/выполненных работ;
  • ответственность каждой из сторон за нарушение условий контракта, в том числе размер штрафных санкций для заказчика и поставщика/исполнителя/подрядчика.

Разъяснения, касающиеся вопросов, связанных с существенными условиями контракта, даны Минэкономразвития России в письме №Д28и-2286 от 3 августа 2015 года.

Можно ли изменять существенные условия контракта и в каких случаях

Многие заказчики и поставщики/исполнители/подрядчики считают, что существенные условия контракта - это что-то незыблемое и изменять их нельзя ни при каких обстоятельствах после того, как аукцион прошел. На самом деле это не так. Есть ситуации, в которых можно вносить изменения в текст контракта, ели достигнуто соглашение между сторонами. Главное, чтобы такая возможность была прописана в документации и самом контракте, а все "правки" оформлены официально, с заключением дополнительного соглашения.

В 2015 и 2016 году, согласно части 1.1 статьи 95 44-ФЗ было позволено изменять практически все перечисленные выше условия. С 1 января 2017 года, если не будет внесено дополнительных изменений в закон, ситуация несколько ужесточается, придется ориентироваться только на случаи, описанные в части 1 статьи 95 Федерального закона №44. Их не так много и некоторые моменты, действительно, не будут подлежать изменению ни при каких условиях, даже если достигнуто соглашение сторон.

Часто возникает еще один вопрос - а можно ли изменить условия контракта при его подписании? Здесь ответ однозначный - нет. Проект должен в точности соответствовать тому, который был предложен в документации. Если стороны пришли к какому-то соглашению, то изменения вносить можно будет только после того, как контракт подписан.

Проще всего внести изменения в условия контракта еще до начала торгов - когда идет подача заявок. Здесь можно менять все. Главное - уложиться в соответствующие сроки, позволяющие вносить изменения в извещения и документацию о закупке.

Чем грозит нарушение существенных условий контракта

Нарушение сторонами существенных условий контракта грозит, в первую очередь, прописанными в нем штрафными санкциями. В некоторых случаях это может стать поводом для одностороннего расторжения или расторжения в судебном порядке.

Поставщики/исполнители/подрядчики, нарушившие существенные условия контракта (если этот факт официально зафиксирован) наверняка попадут в реестр недобросовестных поставщиков.

Может возникнуть еще одна ситуация. Вроде бы, условия изменены по соглашению сторон. Однако сделано это без законных оснований, в случае, не предусмотренных законом. В этом случае, если факт "всплывет" при проверке контролирующим органом, ответственность понесут обе стороны. Чаще всего это штраф, но может быть и более суровое наказание.

Существенные условия контракта по 44-ФЗ

Существенные условия госконтракта


44-ФЗ не содержит четкое описание такого термина, однако можно воспользоваться положениями ст. 432 Гражданского кодекса. Существенные условия контракта по 44-ФЗ — это условия, которые необходимо включить в договор по требованию закона. Без них договор можно признать недействительным.

Контракт заключается в соответствии с извещением, документацией, заявкой и окончательным предложением победителя (ч. 1 ст. 34 44-ФЗ). Таким образом, условия, которые указаны в этих документах, тоже можно считать существенными.

Виды существенных условий


Помимо сведений, которые указаны в извещении и документации (наименование и описание объекта закупки, количество, место, сроки доставки, выполнения работы или оказания услуги, источник финансирования, гарантийные обязательства, осуществление монтажа, наладки и другие) к существенным условиям относятся:

  1. Цена, как она определяется, формула расчета и максимальное значение (Постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19).
  2. Порядок и срок оплаты, приемки товара, работы или услуги.
  3. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
  4. Способ и размер обеспечения исполнения договора, а также срок возврата этих денег.
  5. При цене от 1 млрд. руб. для федеральных нужд и от 100 млн. руб. для нужд субъекта — обязанность поставщика предоставлять информацию обо всех подрядчиках, которых он привлекает к исполнению контракта, если им отдается свыше 10% от общего объема работ. А также ответственность за нарушение этого требования.
  6. Банковское сопровождение только в банках, которые прошли предварительный отбор, применяется для госконтрактов стоимостью от 1 млрд. руб. для нужд субъекта, от 200 млн. руб. для муниципальных нужд (ПП от 20.09.2014 г. N 963).
  7. Сколько субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций можно привлечь. А также ответственность за непривлечение, если заказчик установил такое требование в документации.
  8. Возможность одностороннего отказа от исполнения.

Содержание отдельных видов договора определяются специальными актами. Например, Постановление от 18.08.2010 № 636 устанавливает требования к энергосервисному контракту, Постановление от 12 мая 2017 г. № 563 — на работы по одновременному проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Заказчик вправе не применять эти требования при заключении договора с единственным поставщиком.

Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ


Закон о контрактной системе позволяет внести изменения в существенные требования договора. Помните, что изменять их можно только на этапе исполнения, а не заключения договора. Случаи, когда можно внести изменения, определяет ст. 95. В контракте можно изменить:

  1. Снижение цены без изменения объемов.
  2. Увеличение или уменьшение количества товара, работ, услуг не более чем на 10%.
  3. Изменение регулируемых цен (тарифов) согласно актам РФ.
  4. Изменение по медицинским показаниям перечня услуг, которые связанны с лечением гражданина РФ за пределами территории РФ.
  5. Улучшение качественных, технических и функциональных характеристик товара.

Уважительной причиной для корректировок будет считаться уменьшение ранее доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств. Или ситуация, когда исполнение контракта без изменения невозможно по независящим от сторон обстоятельствам.

Энциклопедия решений. Обязательные (существенные) условия контракта по Закону N 44-ФЗ


Обязательные (существенные) условия контракта по Закону N 44-ФЗ

Из п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ прямо следует, что контракты, заключаемые в соответствии с этим Законом, в том числе государственные и муниципальные (см. п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ), являются гражданско-правовыми договорами. Поэтому ко всем договорам (контрактам), заключаемым заказчиками, руководствующимися Законом N 44-ФЗ, применяются нормы Гражданского кодекса РФ. Вместе с тем нормы Закона N 44-ФЗ являются специальными, а потому имеют приоритет над общими (см. определение Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 N 199-О). Соответственно, нормы Гражданского кодекса РФ применяются к контрактам, заключаемым в соответствии с Законом N 44-ФЗ, поскольку иное не предусмотрено нормами этого Закона. Аналогичные разъяснения даны в ответе на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889.

Как следует из п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ, стороны договора свободны в определении его условий, за исключением случаев противоречия закону и случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. При этом в соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными же условиями договора являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Как видно из п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, предметом контрактов является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества). Также Закон N 44-ФЗ содержит требования к содержанию контракта, как сведенные в единую ст. 34 Закона N 44-ФЗ, так и вытекающие из иных общих норм этого Закона.

Следует учитывать, что ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ введено единое требование: контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (далее - извещение) или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент), документацией о закупке (далее - документация), заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, когда в соответствии с этим Законом извещение или приглашение принять участие в определении контрагента, документация, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. Фактически это исключение касается только заключения контракта с единственным контрагентом. Это видно и из того, что указанное общее требование продублировано в нормах, касающихся заключения контрактов по итогам конкурентных способов закупки (процедур определения контрагента) (см. ч.ч. 1, 5 ст. 54, ч.ч. 2, 6 ст. 70, ч.ч. 11, 14 ст. 78, ч. 17 ст. 83, ч. 4 ст. 91 Закона N 44-ФЗ).

Заключение контракта с нарушением объявленных условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключается контракт, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.ч. 1, 2 ст. 7.32 КоАП РФ.

Из п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, требующего обязательного включения в извещение (а в силу ч. 1 ст. 50, ч. 5 ст. 56, ч. 3 ст. 57, ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 6 ст. 83, ч. 2 ст. 85, ч. 1 ст. 87 Закона N 44-ФЗ - и в документацию) краткого изложения условий контракта, следует, что к существенным, в силу указания в законе, условиям любого контракта относятся:

Наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона N 44-ФЗ, которые предусматривают указание характеристик и идентифицирующих признаков объекта закупки;

Количество товара, являющегося предметом контракта, либо, как мы полагаем, объем работ или услуг, подлежащих выполнению или оказанию по контракту (подробнее аргументация изложена в отдельном материале);

Место доставки товара, являющегося предметом контракта, место выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта;

Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг;

Цена контракта (в норме указывается на начальную (максимальную) цену контракта, далее - НМЦК).

При этом положения ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ о заключении контракта на условиях, предусмотренных как извещением или приглашением принять участие в определении контрагента, документацией, так и заявкой, окончательным предложением участника закупки, по нашему мнению, касаются наименования и описания объекта закупки и цены контракта - положений, которые в принципе могут изменяться по сравнению с указанными в извещении и документации при любых конкурентных способах закупки (см. п. 2 ч. 2 ст. 51, ч. 3 ст. 66 и ч. 4 ст. 68, п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 73, п. 2 ч. 2 ст. 88 и ч. 3 ст. 90 Закона N 44-ФЗ). (Подробнее вопросы об определении объекта закупки и цены контракта рассмотрены в отдельных материалах).

Вышеуказанным п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ к условиям контракта отнесены также сведения об источнике финансирования. Однако, по нашему мнению, это является ошибкой юридической техники, поскольку таковые сведения не могут быть отнесены к условиям контракта. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.

Не относится к условиям контракта, но в силу ч. 1 ст. 23 Закона N 44-ФЗ обязательно включается в любой контракт, в том числе заключаемый с единственным контрагентом (см. письмо Минэкономразвития России от 10.03.2016 N Д28и-623), информация об идентификационном коде закупке.

Кроме того, ст. 34 Закона N 44-ФЗ указывает на необходимость включения в любой контракт (за исключением указанных ниже) следующих обязательных условий:

О порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги (ч.ч. 13, 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

О порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

Об ответственности заказчика и контрагента (ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), фактически здесь речь идет о ряде условий - об ответственности заказчика и об ответственности контрагента, причем за разные нарушения условий контракта.

Внимание

Исключение установлено ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, согласно которой к контрактам с единственным контрагентом, заключаемым на основании п.п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 и 52 ч. 1 ст. 93 этого Закона, заказчиком могут не применяться требования ч.ч. 4 - 9, 11 - 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Также согласно ст. 34 Закона N 44-ФЗ некоторые условия обязательно включаются в отдельные категории контрактов:

Условие об обязанности контрагента предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших с ним договор или договоры, цена которого или общая цена которых превышает 10% цены контракта, включается в контракт НМЦК которого превышает размер, установленный Правительством РФ (ч. 23 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

Условие о банковском сопровождении контракта включается в контракт в случаях, установленных в соответствии со ст. 35 Закона N 44-ФЗ (ч. 26 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

Условие о сроках возврата заказчиком контрагенту денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется контрагентом (ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта, однако из этого правила ч.ч. 2, 2.1 и 8 ст. 96 Закона N 44-ФЗ установлены исключения, в том числе случаи, когда требование об обеспечении контракта само по себе является условием договора, включаемым по усмотрению заказчика;

Дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки включается в контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с положениями ст. 19 Лесного кодекса РФ (ч. 28 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

По усмотрению заказчика в контракт включаются условия:

О гарантиях качества товаров, работ, услуг (ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ);

О возможности одностороннего отказа от исполнения контракта. Требования к содержанию этого условия вытекают из ч.ч. 8 - 26 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (ч. 14 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Следует также иметь в виду существование типовых контрактов, типовых условий контрактов, которые на основании ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией "Росатом", Госкорпорацией "Роскосмос", размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством РФ (см. Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 N 606).

Внимание

Согласно самой ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусмотренные ею типовые контракты, типовые условия контрактов не применяются в случаях, указанных в ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

По нашему мнению, все вышеперечисленные требования должны применяться не только к контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но и к иным контрактам, на заключение которых распространяется действие Закона N 44-ФЗ по общему правилу: на аренду имущества, приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности и т.п. (см. отдельный материал по данному вопросу). Безусловно, что при этом ряд требований могут быть применены только с поправками, вытекающими из существа предмета соответствующего контракта.

Кроме того, в любом случае должны учитываться нормы Гражданского кодекса РФ, определяющие существенные условия отдельных видов договоров (например, применительно к договору лизинга (финансовой аренды) на это указывается в письме ФАС России от 14.07.2014 N АД/28082/14) и устанавливающие содержание тех или иных условий таких видов договоров. Напомним, что условия контракта не могут противоречить закону.

Информационный блок " Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки " - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.

При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Что является существенными условиями контракта (договора)?


Институт госзакупок

1.Учитывая, что понятие «существенные условия договора» в нормативной базе отсутствует, и принимая во внимание, что существенными условиями являются условия, которые названы, как необходимые (п.1.ст.432), существенными условиями договора возможно признать:

Предмет договора (в т.ч. виды и объемы работ) (п.1.ст.432 ГК РФ)

Начальный и конечный сроки выполнения работы (этапов работы) (п.1.ст.708 ГК РФ)

Цена работы или способы ее определения (п.1.ст.709 ГК РФ). В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. (п.3.ст.709 ГК РФ).

Срок и порядок оплаты (п.1.ст.711 ГК РФ)

Ответственность заказчика и подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (п.1 ст.432 ГК РФ).

Предмет договора (в т.ч. виды и объемы услуг) (п.1.ст.432, п.1.ст.779 ГК РФ).

Срок и порядок оплаты оказанных услуг (п.1.ст.781 ГК РФ)

Цена услуги или способы ее определения (п.1.ст.709, ст.783 ГК РФ). В случае, когда услуга оказывается в соответствии со сметой, составленной исполнителем, смета приобретает силу и становится частью договора оказания услуг с момента подтверждения ее заказчиком. (п.3.ст.709, ст.783 ГК РФ).

Начальный и конечный сроки оказания услуги (этапов оказания услуги) (п.1.ст.708, ст.783 ГК РФ).

Ответственность заказчика и исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (п.1 ст.432 ГК РФ).

Предмет договора (в т.ч. наименование и количество товара) (п.1.ст.432, п 3.ст.455, ст.465 ГК РФ)

Срок поставки (п.п.1.и.2.ст.457 ГК РФ)

Цена товара (п.1.ст.485 ГК РФ)

Порядок и срок оплаты (п.1 ст.486 ГК РФ)

Ответственность заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (п.1 ст.432 ГК РФ).

Госзаказ: спрашивали - отвечаем: существенные условия контракта, установление конкретных ставок по пени, штрафам и другое


Уважаемые заказчики, вы помните, как наше управление штрафовало Вас за то, что на пени, штрафы в контрактах вы ссылались только на Постановление Правительства и искренне не понимали за что мы вас штрафуем.

В случае, когда величина штрафа не определена, условие о неустойке за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту признается несогласованным.

К данному выводу пришел суд кассационной инстанции, отказав заказчику во взыскании штрафа с исполнителя, который нарушил условия контракта.

Согласно заключенному контракту стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение его условий. При этом конкретный размер штрафа, исчисляемый в том числе с учетом законодательства о контрактной системе, в контракте предусмотрен не был.

Суд также учел, что заказчик не доказал факт ненадлежащего исполнения контрагентом условий контракта.

Еще один актуальный вопрос: можно ли применить к контрактам по 44-ФЗ 425- ГК

В соответствии с пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона N 44-ФЗ закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 44-ФЗ определение поставщика начинается с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом N 44-ФЗ случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается заключением контракта.

Таким образом, применение положений пункта 2 статьи 425 ГК РФ не представляется возможным к отношениям, регулируемым Законом N 44-ФЗ, в связи с тем что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком начинаются исключительно с момента заключения контракта.

Вопрос: что такое «существенные условия контракта по 44-ФЗ» и указание на источник финансирования - это существенное условие?

Закон N 44-ФЗ не раскрывает содержание понятия "существенные условия контракта". Вместе с тем в статье 34 Закона N 44-ФЗ определены обязательные условия исполнения контракта.

Учитывая, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ, контракт, заключенный в рамках Закона N 44-ФЗ, должен содержать обязательные условия, предусмотренные статьей 34 Закона N 44-ФЗ, и соответствовать требованиям, установленным ГК РФ в зависимости от предмета контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки содержит в том числе информацию об источнике финансирования.

При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Закона N 44-ФЗ и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, по мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, изменение источника финансирования в ходе исполнения контракта является существенным изменением.

Это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Контракт по 44-ФЗ заключается с участником, который выиграл тендер (аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений) или с единственным поставщиком.

В 2016 году было заключено 3,3 миллионов контрактов по 44-ФЗ на 5,3 триллиона рублей. На долю электронных аукционов пришлось 58,5% контрактов по 44-ФЗ.

Общие положения и условия заключения и исполнения контракта определены 34 статьей 44-ФЗ .

Условия заключения контракта по 44-ФЗ

Контракт по 44-ФЗ заключается на условиях, предусмотренных:

  1. Извещением или приглашением
  2. Документацией о закупке (проектом контракта)
  3. Заявкой участника (содержащей предложенные им условия: цену, срок и т.п.)
  4. Окончательным предложением участника (например, последним ценовым предложением в аукционе)

Изменение существенных условий контракта при его исполнении запрещено , за исключением изменения контракта по соглашению сторон по 95 статье 44-ФЗ.

Для заключения контракта поставщик предоставляет обеспечение контракта способом, определенным в документации закупки. Документация размещается на официальном сайте и электронной площадке , где проводятся торги.

Цена контракта по 44-ФЗ

Цена контракта по 44-ФЗ не подлежит изменению, является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

По предложению Заказчика количество товара, объема работ или услуг может быть уменьшено или увеличено с пропорциональным изменением цены контракта по 44-ФЗ не более или не менее 10%.

Что включает в себя контракт по 44-ФЗ

Контракт должен содержать порядок и сроки:

  • Оплаты
  • Приемки (количества, комплектности и объема)
  • Оформления результатов приемки

В контракт по 44-ФЗ включается:

  • Условие о сроках возврата поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения контракта
  • Обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (пени, штрафы)
  • Обязательство об уменьшении суммы, подлежащей оплате на размер подоходного налога (если контракт заключен с физическим лицом)
  • График исполнения контракта, если срок заключения превышает 3 года и цена контракта более 100 миллионов рублей.

В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.

Допускается заключение контракта по 44-ФЗ с несколькими участникам в случаях:

  • Поставки технических средств реабилитации инвалидов
  • Создание нескольких произведений литературы и искусства
  • Выполнение научно-исследовательских работ
  • Оказание услуг в сфере образования
  • Услуги по санаторно-курортному лечению и оздоровлению
  • Услуги по организации отдыха отдыха и оздоровления детей (в т.ч. предоставление путевок)

Сроки заключения контракта по 44-ФЗ

Отсчет срока заключения контракта начинается от даты размещения протокола определения поставщика.

Сроки заключения контракта по 44-ФЗ зависят от способа закупки.

Электронный аукцион по 44-ФЗ . Контракт заключается не ранее 10 дней с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона.

Открытый конкурс по 44-ФЗ . Контракт заключается не ранее 10 дней и не позднее 20 дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.

Запрос котировок по 44-ФЗ . Срок заключения контракта установлен от 7 до 20 дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок.

Минимальный срок подписания контракта по 44-ФЗ нужен для возможности обжалования участниками контрактной системы результатов закупки.

Сроки по 44-ФЗ по умолчанию измеряются в календарных днях , если отдельно не оговорено измерение в рабочих днях. Перенос сроков с выходных дней на рабочие осуществляется по нормам ГК РФ.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Заказчик обязан установить обеспечение исполнение контракта по 44-ФЗ . Исключения, где обеспечение контракта является правом, а не обязанностью заказчика, определены в 96 статье федерального закона.

Обеспечение контракта устанавливается от начальной (максимальной) цены и составляет:

  • 5 — 30% при цене до 50 млн. руб.
  • 10 — 30% при цене от 50 млн. руб., но не менее размера аванса
  • повышается до 45% в случае применения антидемпинговых мер (при снижении цены выше 25%).

Контракт заключается после предоставления обеспечения. Если обеспечение установлено, а участник закупки не в состоянии его внести, он считается уклонившимся от заключения контракта.

Способы обеспечения исполнения контракта:

  • Внесение денежных средств на счет заказчика

Способ внесения обеспечения участник закупки определяет самостоятельно.

При выборе банковской гарантии , срок ее действия на 30 дней должен перекрывать срок действия контракта.

Ответственность заказчика по контракту 44-ФЗ

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств по контракту по 44-ФЗ, поставщик может потребовать оплаты неустойки.

Конечно, это крайняя мера. Обычно поставщики стараются обходить острые углы, не ссорится с заказчиками, а находить компромиссы.

Особенно хорошо это понимают крупные компании, давно работающие на рынке, имеющие хорошую репутацию. Они выстраивают долгосрочные отношения и понимают, что каждая сторона имеет право на ошибку.

Если такое требование заявлено, то пеня начисляется по стандартной ставке 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ за день просрочки исполнения обязательства (в соответствии с ГК РФ). В случае ненадлежащего исполнения контракта, уже начисляется штраф в виде фиксированной суммы.

Размер ставки рефинансирования ЦБ приравнивается значению ключевой ставки ЦБ (указание 3894-у от 11 декабря 2015 года). Размер ключевой ставки ЦБ — 9,75% с 24 марта 2017 года.

Штрафы за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту:

  • 2,5% от цены контракта до 3 млн. рублей
  • 2% от цены контракта от 3 млн. до 50 млн. рублей
  • 1,5% от цены контракта от 50 млн. до 100 млн. рублей

Ответственность поставщика по контракту 44-ФЗ

Ответственность поставщика работает по той же схеме, что и заказчика.

Однако проект контракта разрабатывается заказчиком, который определяет все условия закупки и платит деньги. Поэтому его интересы защищены контрактом гораздо лучше.

В контракт могут быть включены крупные штрафы, достигающие 10% от суммы контракта.

Если учесть, что сумма контракта для поставщика является выручкой, из которой нужно вычесть расходы на материалы, оплату труда, логистику и прочее, то такие штрафы могут уничтожить большую часть прибыли.

В случае просрочки, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту поставщиком (подрядчиком, исполнителем) уплачивается неустойка. Заказчик должен направить поставщику соответствующее требование.

Неустойка по контракту по 44 федеральному закону бывает в виде пеней и штрафов

Размер неустойки определяется в документации закупки в соответствии с правилами определения размера штрафа и размера пени, утвержденными постановлением Правительства 1063 от 25 ноября 2013 года.

Пени начисляются за просрочку исполнения обязательств по контракту пропорционально фактически не исполненному объему обязательств.

Формула расчета: Пени = (Цена контракта — Выполненные работы) х Коэффициент х Дни просрочки х Ключевая ставка ЦБ

Ставка пени определяется с учетом коэффициента просрочки исполнения контракта:

  • до 50% от срока исполнения — 0,01 ставки рефинансирования
  • от 50 до 100% от срока исполнения — 0,02 ставки рефинансирования
  • свыше 100% от срока исполнения — 0,03 ставки рефинансирования

Размер пени зависит от просрочки исполнения контракта.

Например, заключен контакт на 10 млн. рублей на поставку компьютеров. В срок поставщик осуществил в срок поставку на 7 млн. рублей. Оставшуюся часть просрочил. Пени будут начисляться на 3 млн. рублей.

Возьмем срок исполнения контракта 30 дней. Если просрочка составит 10 дней, то коэффициент будет 10/30 х 100%, т.е. 30%. Ставка 0,01.

Если просрочка составила 18 дней, то коэффициент будет 18/30 х 100%, т.е. 60%. Ставка 0,02.

Если просрочка превысила срок исполнения контракта и составила 40 дней, то коэффициент будет 40/30 х 100%, т.е. более 100%. Пеня составит 0,03 ставки в день.

Размер пеней составит 3 млн. х 0,03 х 40 дней х 9,75% (ключевая ставка ЦБ). В результате расчета размер пеней составит 8775 рублей в день, а за 40 дней — 351000 рублей.

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в виде фиксированной суммы.

Размеры штрафов за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту 44-ФЗ:

  • 10% от цены контракта до 3 млн. рублей
  • 5% от цены контракта от 3 млн. до 50 млн. рублей
  • 1% от цены контракта от 50 млн. до 100 млн. рублей
  • 0,5% от цены контракта свыше 100 млн. рублей

Самые крупные и невыгодные штрафы ожидают поставщика контракта при суммах до 50 миллионов рублей. 5% от 40 млн. составит 2 млн. рублей. Такой штраф может полностью уничтожить маржу компании.

Исполнение контракта по 44-ФЗ

Исполнение контракта включает меры, направленные на достижение целей осуществления закупки.

Взаимодействие заказчика с поставщиком по исполнению контракта включает:

  • Приемку, оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (отдельных этапов), проведение экспертизы
  • Изменение, расторжение контракта, применение мер ответственности

Приемка товара, работы, услуги по контракту 44-ФЗ

Для проверки результатов контракта или отдельного этапа заказчик обязан провести экспертизу своими силами или привлечь экспертов.

Сроки приемки устанавливаются контрактом. По результатам оформляется документ о приемке, либо мотивированный отказ.Заказчик не вправе отказать в приемке результатов, если несоответствие не препятствует приемке и устранено поставщиком.

Для проверки товара, работ или услуг, предоставленных исполнителем заказчик может создать приемочную комиссию в составе не менее 5 человек. Результаты приемки включаются заказчиком в отчет, размещаемый в единой информационной системе.

Отчет об исполнении контракта по 44-ФЗ содержит информацию:

  • Результаты поставки товара, выполнения работы, оказания услуги
  • Соблюдение сроков исполнения контракта (в т.ч. отдельных этапов)
  • Нарушения в ходе исполнения контракта или его неисполнение, примененные санкции
  • Данные об изменении или расторжении контракта

К отчету об исполнении контракта по 44-ФЗ прилагаются: заключение экспертизы, документ о приемке.

Срок исполнения контракта по 44-ФЗ

44-ФЗ не регламентирует минимальный и максимальный срок на который заключается контакт. Срок исполнения контракта по 44-ФЗ, а также каждого этапа определяется в проекте контракта.

Сроки исполнения контракта по 44-ФЗ могут составлять от 1 дня до 3 и более лет. Данные о том, какой срок исполнения контракта по 44-ФЗ включаются заказчиком в реестр контрактов. Это должна быть конкретная дата.

Признание контракта недействительным

Суд может признать контракт недействительным по жалобе поставщика или требованию контрольного органа, в случае установления личной заинтересованности должностных лиц заказчика в получении выгоды или доходов в заключении контракта.

Реестр контрактов

Контракт по 44-ФЗ считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью поставщика и заказчика.

Вы можете ознакомиться с реестром контрактов , изучить их условия и образцы.

Настоящий Федеральный закон определяет отношения между государственными заказчиками и поставщиками. Они направлены на обеспечение муниципальных и государственных нужд. Благодаря созданным отношениям повышается эффективность, а также результативность осуществления госзакупок работ, товаров и услуг. Дополнительно обеспечивается прозрачность и гласность проведения подобных сделок, что исключает коррупцию и другие неприятные действия в области госзакупок.

Чтобы произвести закупку, необходимо :

  • Составить план, способствующий правильному распределению работ, товаров и услуг (о том, как внести изменения в план закупок, можно узнать );
  • Определить потенциальных поставщиков. В категорию поставщиков входят исполнители и подрядчики;
  • Заключить договор на гражданско-правовой основе. Он подписывается с целью осуществления одного из действий:
    • Выполнение работы;
    • Поставка товара;
    • Оказание услуги.
  • Определить нюансы выполнения договора;
  • Проанализировать услуги поставщиков;
  • Провести аудит в этой области;
  • Проконтролировать все операции, связанные с закупками и рассмотреть, были ли проведены действия в соответствии с настоящим законодательством Российской Федерации и других нормативно правовых актов.

Государственный контракт — документ, который заключается между лицами для осуществления поставки продукции или выполнения различных работ и услуг, предназначенных для государственных нужд. Благодаря государственному контракту, поставщик обязан передать производимую продукцию заказчику. Заказчик, в свою очередь, обязуется предоставить своевременную оплату после заключения контракта. Государственный контракт подписывается после создания необходимых условий, способствующих выполнению обязанностей. (Особенности исполнения контракта по ФЗ 44 в ).

Порядок заключения

Новое законодательство несет единственную, но очень важную ответственность. Оно контролирует максимальную прозрачность в области осуществления государственных закупок. ФЗ-44 ведет борьбу с коррупцией и предотвращает нецелевое распределение бюджетных денежных средств. В результате были созданы несколько основ, в цели которых входит предотвращение нелегальных поставок и максимальная открытость сделки. ( и 223 ФЗ для чайников можно )

  • Контрактная служба — каждое муниципальное или государственное учреждение, которое закупает товар или услуги на сумму выше 100 миллионов рублей в год, должно нанять специальных сотрудников. Это люди со специализацией в области заключения государственных контрактов. Благодаря этим сотрудникам госзакупки будут осуществляться эффективнее и грамотнее;
  • Планирование закупочной работы . В соответствии с законом, раньше планы и графики составлялись государственным заказчиком только на год. Теперь подобные проекты дополнены информацией о закупках, если они составляются на ближайшие три года. Также добавились некоторые особенности заключения контракта. План-график закупок составляется в течение 10 дней с момента получения прав на распоряжение бюджетными денежными средствами. В рамках ЕИС составленные графики должны быть опубликованы в открытом доступе.
  • ЕИС — Единственная Информационная Система. На смену старого сайта, где закупались товары, была создана специальная информационная структура. Теперь в пределах ЕИС будут не только проводиться и организовываться конкурсы. Здесь также можно найти информацию по планам закупок крупнейших поставщиков и заключенным планам-графикам. Система создана для того, чтобы решать несколько задач одновременно. А именно, предоставить пользователям информацию и сделать процесс закупок более эффективным;
  • Антидемпинговая политика . Демпинг серьезно влияет на качество исполнения контракта. ФЗ-44 был создан, чтобы исключить негативное воздействие на рынок. Теперь, если поставщик предложил цену на 25% ниже минимальной, он должен предоставить информацию о том, как сформировалась такая стоимость. Также ему требуется доказать, что работа по этой цене будет качественной. Только в таком случае участник может быть включен в тендер;
  • Исполнение контракта . Если контракт был заключен, необходимо провести еще ряд мероприятий. Даже на этапе подписания договора уже вносятся несколько инноваций. Теперь до подписания контракта по предоставлению продукции и услуг, заказчик проводит экспертизу поставок по условиям и предмету контракта. После проведения этой операции составляется отчет, который публикуется в ЕИС.

Срок

В какой срок заказчик должен подписать контракт по 44-ФЗ? Срок подписания контракта для электронного аукциона составляет 27 дней. Документ заключается не раньше, чем через 10 дней после публикации протокола подведения итогов электронного аукциона. Если заказчик нарушает срок, предусматривается административная ответственность согласно статье 7.32 КоАП РФ. Иногда сроки нарушаются со стороны победителя аукциона. В этом случае суд его признает как уклонившегося от заключения контракта.

На какой срок заключается государственный контракт по 44-ФЗ? Срок действия контракта зависит от прописанных в нем условий. Иными словами, договор действует до того момента, пока все обязательства по нему не будут исполнены. После того как было выполнено последнее условие, договор полностью прекращает свое существование. Если рядом с конкретными обязательствами указывается отдельный срок, это не значит, что после его окончания они перестанут действовать. Договор признается выполненным после оказания всех предписывающих условий.

Федеральный закон №44 не содержит такого понятия, как максимальный срок государственного контракта после заключения. Существуют промежуточные периоды, в течение которых указанные в нем обязательства должны быть выполнены.

Скачать ФЗ-44

В настоящем Федеральном законе определяются отношения, которые направлены на обеспечение муниципальных и государственных нужд. Основная цель Федерального закона — повышение результативности, эффективности, осуществления закупок работ, товаров, услуг, обеспечение прозрачности и гласности подобных госзакупок с учетом заключения контракта.

Закон утверждается Правительством Российской Федерацией. Затем законодательные положения согласовываются с Администрацией Президента РФ или другим юридическим лицом в случаях, предусмотренных статьей 15 настоящего 44-ФЗ.

Чтобы скачать последнюю редакцию закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с изменениями, дополнениями и поправками, перейдите по .