Ограничение срока пребывания иностранных граждан на территории российской федерации. Основные правила пребывания граждан украины на территории российской федерации

Количество желающих пересечь российскую границу с целью туризма, миграции или трудоустройства всегда было чрезвычайно высоко, что не могло не отразиться на стремлении со стороны властей усовершенствовать закон, регулирующий их поток. Сегодня правила пребывания иностранных граждан на территории РФ очень сильно отличаются для разных категорий лиц, а потому требуют некоторого уточнения.

Въезд в Россию

РВП

Разрешение, позволяющее находиться в России временно, выдается сроком на три года. Продлить его возможности нет. Зато оно дает право своему владельцу беспрепятственно в том регионе, где был выдан этот документ.

Представляет собой это разрешение обычный штамп в паспорте. Миновать подобный этап могут только несколько категорий лиц:

  • жители Беларуси и Туркменистана;
  • высококвалифицированные специалисты.

Все остальные получают РВП согласно установленной квоте.

ВНЖ

В отличие от предыдущего документа, вид на жительство уже представляет собой удостоверение личности, которое выдается на отдельном бланке. Прав и привилегий, а заодно и обязанностей оно также предоставляет больше. придется на знание российских законов, истории и языка, пройти медицинский осмотр и сделать дактилоскопию.

Как и предыдущее разрешение, ВНЖ имеет свой срок, только теперь он уже ограничен пятью годами и при наличии определенных оснований. Ежегодно этот документ требует подтверждения в ФМС с предоставлением справки о доходах.

Документы на пребывание в РФ иностранных граждан выдает уполномоченный орган – , которая, собственно, и ведет учет всех прибывших иностранцев, не забывая проконтролировать их своевременный выезд.

Упрощенное получение гражданства РФ: Видео

Приказом МВД России от 18.12.2017г. № 933 утвержден новый порядок продления срока пребывания в России иностранных граждан (далее – Приказ). Приказ вступил в силу с 03.02.3018г. Приказ ФМС России от 29.06.2015г. № 321, ранее устанавливающий такой Порядок признан не подлежащим применению (отменен).

Что же нового ждет всех нас? Заранее прошу прощения за то, что вам, уважаемые читатели, придется много читать, но, чтобы понять, какой смысл вложен в Приказ, нужно очень сильно постараться.

Прежде всего напомню, что соответствии с пунктом 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утв. Постановлением правительства от 15.01.2007г. № 9 (далее – Правила осуществления миграционного учета) со ссылкой на пункт 9 части 1 статьи 9 Федерального закона от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Закон о миграционном учете) при изменении срока пребывания иностранного гражданина принимающая сторона или в редких случаях сам иностранец обязаны в течение 3 рабочих дней сообщить об этом непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, представив письменное заявление произвольной формы с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов. Нарушение данной нормы влечет административную ответственность по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ.

Собственно именно эта норма и фиксирует обязанность принимающей стороны обращаться в органы миграционного учета для, скажем так, извещения об изменении срока пребывания иностранца. В народе это называется «продление регистрации». Именно эта норма закрепляет обязанность принимающей стороны обращаться за «продлением регистрации» только в органы миграционного учета, поэтому «продление регистрации» по почте, в МФЦ и гостиницами недопустимо.

Почему? Потому что полномочиями по принятию решения о продлении срока пребывания в России иностранных граждан (и лиц без гражданства) в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон о правовом положении иностранных граждан) наделен орган власти в сфере миграции и его территориальные органы (то есть в настоящее время – МВД России).

То есть в случае если у иностранца появляются основания для продления (изменения) срока пребывания принимающая сторона заявляет об этом в орган миграционного учета, а уже тот оценивает ситуацию и решает, являются ли наступившие основания достаточными и нет ли препятствий для продления срока пребывания иностранного гражданина в России.

Собственно Приказ и должен, по идее, установить порядок, которому необходимо следовать при продлении срока пребывания в России иностранных граждан: описать случаи, при наступлении которых продлевается срок пребывания, определить перечень документов, необходимых для предъявления в органы миграционного учета в каждом конкретном случае, закрепить, кто принимает решение о продлении срока пребывания, как проходит сама процедура и что мы получаем на выходе.

Прошу прощения за долгое вступление, переходим собственно к Приказу.

В соответствии с новым порядком решение о продлении срока пребывания принимается не инспектором, а руководящим составом органов внутренних дел: начальниками территориальных органов МВД России на уровне субъекта федерации, на районном уровне, начальниками подразделений по вопросам миграции.

Основаниями для продления срока пребывания считается наступление следующих случаев:

1. Случаи, описанные в пункте 2 статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан:

1.1. Продление или выдача новой визы (это понятно, согласно статье 5 Закона о правовом положении иностранных граждан срок пребывания определяется сроком действия визы).

1.2. Прием от иностранца заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание (речь идет о безвизовых иностранцах). В соответствии с пунктом 15 Приказа срок пребывания продлевается на период рассмотрения заявления (согласно пункту 25 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 27 ноября 2017 г. № 891 период рассмотрения заявления составляет 60 суток)

1.3. Прием от иностранца заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации в случае его признания носителем русского языка. В соответствии с пунктом 15 Приказа срок пребывания продлевается на период рассмотрения заявления (согласно пункту 36.3 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента от 14.11.2002 № 1325, срок рассмотрения заявления составляет до 3-х месяцев);

1.4. Прием о иностранца заявления о выдаче вида на жительство (для граждан Белоруссии, иностранцев, признанных носителями русского языка и, пожалуй, иностранных ВКС и членов их семей из безвизовых стран, которые имеют возможность получить вид на жительство, минуя получение разрешения на временное проживание). В соответствии с пунктом 15 Приказа срок пребывания продлевается на период рассмотрения заявления (срок рассмотрения заявления согласно пункту 25 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 09 ноября 2017 г. №846 составляет от 2-х до 3-х месяцев);

1.5. Прием от работодателя (заказчика работ услуг) ходатайства о привлечении иностранца в качестве высококвалифицированного специалиста. Ситуация теоретически возможна в отношении:

Иностранцев из безвизовых государств (Азербайджан, Молдова, Украина, Узбекистан, Таджикистан), когда ходатайство о привлечении их как ВКС подается незадолго до окончания у них срока пребывания. В соответствии с пунктом 15 Приказа срок пребывания продлевается на период рассмотрения ходатайства;

1.6. Заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного ВКС (в соответствии с пунктом 17 статьи 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан для продления срока действия разрешения на работу ВКС обратиться с заявлением о продлении разрешения необходимо не позднее чем за тридцать дней до окончания срока действия такого разрешения, само разрешение оформляется 14 рабочих дней - тут мне сложно представить, чтобы срок пребывания ВКС истек раньше, нежели он получит новое разрешение на работу);

1.7. Обучение иностранца в образовательной организации, по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию (продление срока пребывания осуществляется по ходатайству образовательного учреждения). Подробнее у меня смотрите ниже пункты 4 и 4.1;

1.8. Обучение иностранца в федеральной государственной образовательной организации на подготовительном отделении или подготовительном факультете (продление срока пребывания осуществляется по ходатайству образовательного учреждения) Подробнее у меня смотрите ниже пункты 4 и 4.1.

При этом, в соответствии с пунктом 5 Приказа срок пребывания в России иностранных граждан в описанных выше случаях продлевается без подачи заявления о продлении срока пребывания.

Само продление срока пребывания происходит путем фиксации сотрудником (то есть занесения в информационную базу данных) в учетных документах подразделения по вопросам миграции факта приема документов, указанных у меня в пунктах 1.2 – 1.6, то есть автоматически.

После принятия решения о продлении срока пребывания во всех указанных выше случаях в миграционной карте иностранного гражданина согласно пункту 16 Приказа проставляется отметка о продлении срока пребывания. Так что сама процедура даже не предполагает выдачу иностранцу «продленной регистрации»

2. Случаи, описанные в пункте 3 статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан:

2.1. Если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Понять, что за этим скрывается довольно сложно (в качестве примера см. пункт 3 Письма ФМС России от 23.01.2015 № КР-1/2/2-691"О применении норм 115-ФЗ", Информацию ФМС России «О продлении срока временного пребывания граждан Украины, находящихся на территории Российской Федерации»).

Для продления срока пребывания в такой ситуации согласно пункту 7.1 приказа иностранным гражданином или принимающей его стороной в подразделение по вопросам миграции по месту пребывания иностранного гражданина подается заявление о продлении срока временного пребывания.

В соответствии с пунктом 7.3 Приказа заявление (ходатайство) подается в произвольной форме в течение срока временного пребывания иностранного гражданина. То есть главное – чтобы обращение произошло до истечения срока временного пребывания иностранца с учетом сроков его рассмотрения – 3 рабочих дня.

В заявлении (ходатайстве), помимо основания для продления срока временного пребывания (в нашем случае, как раз и непонятно, что это за основания), указываются следующие сведения об иностранном гражданине:

  • Фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • Дата рождения;
  • Адрес места пребывания.

В соответствии с пунктом 16 Приказа после принятия решения о продлении срока временного пребывания по указанным выше непонятным основаниям в миграционной карте иностранного гражданина проставляется отметка о продлении срока временного пребывания.

Так что сама процедура даже не предполагает выдачу иностранцу «продленной регистрации». Ходи с уже имеющейся, в которой разрешенный срок пребывания уже истек и с миграционной картой, в которой стоит какая-то отметка.

3. Случаи, описанные в пункте 5 статьи 5 Закон о правовом положении иностранных граждан:

3.1. При выдаче или продлении срока действия разрешения на работу ВКС или разрешения на работу, выданного в порядке статьи 13.5 Закона о правовом положении иностранных граждан (подробнее см. саму норму Закона о правовом положении иностранных граждан)

Само продление срока пребывания происходит путем фиксации сотрудником (то есть занесения в информационную базу данных) в учетных документах подразделения по вопросам миграции факта выдачи документов (пункт 6 Приказа), то есть автоматически. Речь идет о ВКС из Ближнего зарубежья.

3.2. При выдаче патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента иностранному гражданину.

При этом, в соответствии с пунктом 5 Приказа срок пребывания в России иностранных граждан в описанном случае продлевается без подачи заявления о продлении срока пребывания.

В соответствии с абзацем 2 пункта 6 Приказа в данном случае продление срока пребывания не производится автоматически через занесение сотрудником подразделения по вопросам миграции в информационную базу данных факта выдачи патента, продления срока его действия или его переоформления, поскольку, по мнению авторов Приказа, в этом случае в соответствии с пунктами 5 и 13 статьи 13.3 Федерального закона обращение иностранного гражданина в подразделение по вопросам миграции не требуется.

Действительно, согласно указанным положениям иностранному гражданину не требуется обращаться в орган власти, выдавший патент, за подтверждением его продления. Но эта норма касается только самого патента, как документа, подтверждающего право иностранца работать в России. Напомню, что в патенте в соответствии с Приложением к Приказу МВД России от 19.06.2017г. № 391 указывается лишь дата его выдачи, а срок действия документа продлевается автоматически при уплате налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. Это говорит лишь о том, что иностранцу, оплатившему очередной фиксированный платеж не требуется бежать в орган, выдавший патент за проставлением в нем отметки о том, что патент продлен.

Однако, из описательной части нормы Приказа создается впечатление, что и продлевать срок пребывания «патентщикам» не требуется, он продлевается сам при уплате налога, и ни с какими заявлениями никуда обращаться не стоит.

Это не соответствует действительности, поскольку противоречит указанной выше норме – пункту 42 Правил осуществления миграционного учета, которая имеет большую юридическую силу, поскольку утверждена Правительством.

А норма эта обязывает принимающую сторону в случае изменения срока пребывания иностранца (в нашем случае в соответствии с положениями абзаца 2 пункта 5 статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан срок пребывания продлевается при выдаче, продлении патента и его переоформлении. Продление же патента происходит каждый раз при уплате налога) обратиться напрямую в орган миграционного учета с уведомлением о прибытии, заявлением в произвольной форме (вот оно – заявление о продлении срока пребывания) и копиями соответствующих документов, то есть, как минимум – паспорта иностранца, патента и «квитанций о его оплате», как документов, подтверждающих изменение срока пребывания.

Кстати говоря, Приказ не предполагает и проставление отметки о продлении срока пребывания этой категории иностранцев.

4. Случаи, описанные в пункте 7 статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан (речь идет о тех же иностранцах, что описаны у меня в пунктах 1.7 и 1.8)

4.1. При обучении в России в учебных заведениях по очной или очно-заочной форме (подробнее см. саму норму).

В соответствии с пунктом 7.2 Приказа сам иностранец или образовательная организация, в которой он обучается, обращаются в подразделение по вопросам миграции по месту пребывания иностранного гражданина или по месту нахождения образовательной организации с ходатайством о продлении срока временного пребывания.

Ходатайство согласно пункту 7.4 Приказа подается в произвольной форме не позднее чем за двадцать дней до окончания срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации.

Одновременно с ходатайством представляются (см. пункт 11 Приказа):

  • Документ, удостоверяющий личность иностранца, и его копия (все страницы);
  • Документ, подтверждающий обучение иностранца и его копии.

Приказ предполагает проставление отметки о продлении срока пребывания этой категории иностранцев (см. Пункт 16 Приказа)

5. Заключение трудового или гражданско-правового договора между российскими организациями или физическими лицами и гражданами Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии (см. пункт 5 статьи 97 Договора о ЕАЭС).

В соответствии с абзацем 3 пункта 3 Приказа продление срока временного пребывания трудящегося государства-члена Евразийского экономического союза осуществляется посредством фиксации сотрудником органа миграционного учета «факта получения от работодателя или заказчика работ (услуг) в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона уведомления о заключении с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)».

Срок временного пребывания трудящегося государства-члена Евразийского экономического союза продлевается без подачи заявления о продлении срока временного пребывания.

Согласно абзацу 4 пункта 15 Приказа срок временного пребывания трудящегося государства-члена Евразийского экономического союза и членов его семьи продлевается на срок действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного данным иностранным гражданином с работодателем или заказчиком работ (услуг).

Из вышеперечисленного следует:

С каким вниманием разработчики Приказа относятся к ссылкам на нормативные правовые акты (пункт 3 статьи 13 Закона о правовом положении иностранных граждан никакого отношения к уведомлениям о заключении договора не имеет, но, конечно, же это досадная опечатка, ведь цифры 3 и 8 на клавиатуре – добрые соседи);

Что срок пребывания гражданам Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии продлевается автоматически при занесении в базу данных сведений о получении уведомления о заключении с ними трудового или гражданско-правового договора без подачи заявления о продлении срока пребывания (это уже серьезно);

Что вопрос о том, на какой срок продлевается пребывание в России граждан названных государств при заключении договора сроком более чем на год или бессрочного – остается открытым. Согласно Информации Коллегии Евразийской Экономической комиссии от 9 сентября 2013 года срок временного пребывания в этом случае продлевается ежегодно без необходимости выезда из России;

Что указанные положения Приказа опять же противоречат пункту 42 Правил осуществления миграционного учета.

Кроме того, непонятно, каким образом будет продлеваться срок пребывания в России граждан Белоруссии, при условии, что согласно Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (см. Постановление Верховного Суда РФ от 30 мая 2017 года № 78-АД17-19) уведомлять о заключении и прекращении договоров с белорусами не требуется.

Отдельно в Приказе оговорены члены семей граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, работающих в России.

Вот с ними вроде бы все ясно. В соответствии с пунктом 7.1 Приказа они сами или принимающая сторона обращаются в подразделение по вопросам миграции по месту пребывания иностранца с заявлением о продлении срока временного пребывания.

В заявлении (ходатайстве), помимо основания для продления срока временного пребывания (в нашем случае – заключение трудового или гражданско-правового договора), указываются следующие сведения об иностранном гражданине:

  • Фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • Дата рождения;
  • Гражданство (подданство) (при наличии);
  • Наименование и реквизиты (серия, номер, дата и место выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность;
  • Адрес места пребывания.
  • В соответствии с пунктами 10-10.3 дополнительно предоставляются:
  • Документ, удостоверяющий личность и его копия (все страницы);
  • Документы, подтверждающие родственные отношения с трудящимся государства-члена Евразийского экономического союза (свидетельство о браке, свидетельство о рождении, документы об опеке или попечительстве, а также иные документы, подтверждающие нахождение его на иждивении у трудящегося государства-члена Евразийского экономического союза), и их копии;
  • Копия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена Евразийского экономического союза с работодателем или заказчиком работ (услуг).

Что хочется сказать еще. Приказ, в большинстве своем, противоречит, как уже говорилось выше положениям пункта 42 Правил осуществления миграционного учета, следовательно не может быть применен. Будем надеяться, что на местах его почитают, не поймут и… будут работать как раньше.


С 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №389-ФЗ, который внес ряд существенных поправок в законодательство, регулирующее порядок въезда и правовой статус иностранных граждан в РФ.

Отныне для иностранцев (лиц без гражданства), которые въехали на территорию РФ в безвизовом режиме, максимальный срок временного пребывания в России составляет 90 суток (суммарно) в течение каждого 180-суточного интервала. То есть, округляя число суток в месяце до 30, примерно получится, что такие иностранцы могут находиться на территории РФ не более 3 месяцев в полугодии (либо подряд, либо суммарно, с учетом перерывов на отъезд).

В случае незаконного превышения установленного максимального срока пребывания на территории РФ иностранец (лицо без гражданства) лишается права въезда в РФ на 3 года, которые исчисляются со дня его выезда из РФ.

Указанный максимальный срок пребывания на территории РФ может быть продлен решением УФМС в индивидуальном порядке. Кроме того, следует учитывать ряд исключений, на которые согласно закону не распространяется общее правило о предельном сроке пребывания в России.

Так, для иностранного гражданина, прибывшего в РФ в безвизовом порядке, и являющегося высококвалифицированным специалистом , сроки временного пребывания в РФ его и членов его семьи определяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому специалисту. Также общий порядок определения максимального срока пребывания въехавших в РФ в безвизовом режиме иностранцев (лиц без гражданства) не применяется, если по состоянию на последний день 90-суточного срока:

В отношении них вынесено решение УФМС о продлении срока временного пребывания;
- они получили разрешение на временное проживание или вид на жительство в РФ;
- у них официально были приняты заявление и все необходимые документы для получения разрешения на временное проживание на территории РФ;
- они получили разрешение на работу или патент ;
- от работодателя принято ходатайство о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста;
- от работодателя принято заявление о продлении срока действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста.

Кроме того, правило о максимальном 90-суточном пребывании на территории РФ не действует (при условии, что срок временного пребывания периодически продляется) в отношении:

Аккредитованных в России журналистов;
- студентов, которые обучаются в образовательных учреждениях РФ;
- иностранцев (лиц без гражданства), которые находятся на лечении в лечебных учреждениях органов здравоохранения РФ.

Если прибывший в безвизовом режиме в РФ иностранный гражданин (либо без гражданства) принимает решение остаться и проживать в России длительный или неопределенный срок, он должен оформить разрешение на работу или получить патент, либо получить разрешение на временное проживание.

За необоснованное превышение установленного законом срока пребывания на территории РФ (90 суток в течение каждого периода в 180 суток) в отношении иностранных граждан (лиц без гражданства) предусмотрены меры ответственности – выносится решение о сокращении срока пребывания в России, а если они своевременно не покидают территорию РФ, применяется депортация (т.е. принудительная высылка) за пределы РФ.

Бесплатная консультация юриста

Если у Вас появилась какая-либо проблема, требующая юридической помощи, Вы можете через наш сайт обратиться со своим вопросом к юристу или адвокату - для этого нужно заполнить нижерасположенную форму и отправить запрос в нашу юридическую службу. Если вопрос задан в рабочие часы (с 9.00 до 20.00) - Вы получите ответ, как правило, через 15-20 минут.

Можно не отправлять заявку, а просто позвонить юристам по бесплатному телефонному номеру «горячей линии»:

Здравствуйте

Здравствуйте

Подскажите, пожалуйста, я слышал, что с первого числа появились новые изменения в сроках пребывания иностранных граждан на территории РФ, которые прибывают в Россию в безвизовом режиме. Так ли это и что именно изменилось? Я сам с Украины. Сколько времени я смогу находиться на территории РФ, (в частности в Москве) оформив себе временную регистрацию?

Николай, г. Москва

Ответ

01.01.2014 года в силу вступили изменения в абзаце втором пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года в следующей редакции:

«Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, временно прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, суммарно не может превышать девяносто дней в течение каждого периода в 180 суток, за исключением случаев, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, а также в случаях, если такой срок продлен в порядке, предусмотренным настоящим Федеральным законом.».

То есть из абзаца второго пункта 1 статьи 5 вышеуказанного закона, следует понимать, что иностранные граждане, прибывающие из безвизовых стран, могут пробывать на территории РФ не более 90 дней в течение полугода, а выехав за пределы Российской Федерации, смогут вновь приехать в Россию лишь по прошествии 90 суток. Кроме того, иностранец может несколько раз приезжать на несколько дней, затем уезжать, но при этом суммарное количество дней нахождения его в РФ также не должно превышать 90 суток.

Между тем, в абзаце 2 пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона есть также фраза: «…за исключением случаев, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, а также в случаях, если такой срок продлен в порядке, предусмотренным настоящим Федеральным законом.». То есть, законом предусмотрены случаи, позволяющие иностранным гражданам не покидать территорию Российской Федерации по истечении 90 суток.

Порядок продления сроков пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации регулируется пунктом 5 статьи 5 настоящего Федерального закона:
«Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ может быть продлен при оформлении иностранному гражданину разрешения на работу, патента на работу, а также при продлении срока действия вышеназванных документов в соответствии со статьями 13.1, 13.2 или 13.3 настоящего Федерального закона.».

Отсюда следует, что иностранные граждане, получившие патент на работу или разрешение на работу, смогут пребывать на территории Российской Федерации в течение всего срока действия патента на работу или разрешения на работу, не выезжая при этом и не прерывая срок своего пребывания в РФ. Кроме того в период действия патента или разрешения на работу, выехав за пределы РФ, иностранный гражданин может беспрепятственно въехать в Россию для продолжения своей трудовой деятельности.

Срок пребывания иностранных граждан в России, как правило, ограничен. Граждане стран СНГ, которые посещают РФ в безвизовом режиме, могут находиться в России с частными целями до девяноста суток со дня въезда. До истечения девяностодневного периода им сле

Если гражданин СНГ трудоустраивается в России, он может без выезда находиться в стране до окончания срока действия разрешения на работу (до трех лет). До истечения данного периода ему необходимо выехать из России, после чего он въезжает и оформляет новое разрешение на работу.

При увольнении гражданин СНГ имеет право использовать имеющееся действующее разрешение на работу для заключения трудового договора с новым работодателем. На поиск новой компании отводится лишь 15 рабочих дней. Если иностранец не заключает трудового договора с новым работодателем, он продолжает пребывание в России не как иностранный работник, а как физическое лицо. В свою очередь, как было сказано выше, с частными целями гражданин СНГ может находиться в России не более 90 суток. Таким образом, если на день увольнения с момента въезда прошло более 90 дней, ему следует покинуть Россию на 15-й рабочий день после расторжения трудового договора с прежней компанией.

Иностранные граждане, прибывающие в Россию по визе, ограничены сроком действия данной визы. Следует помнить, что при наличии многократной деловой визы, действительной 6 или 12 месяцев, иностранец может находиться на территории РФ суммарно лишь 90 суток из каждых 180. На девяностый день пребывания в течение 180-дневного периода иностранный гражданин обязан выехать из страны.

Если иностранец не успел покинуть Россию до истечения указанного 90-дневного периода при наличии деловой визы или до окончания срока действия визы, ему необходимо обратиться в территориальный орган миграционной службы за оформлением выездной (транзитной) визы. Данная виза выдается на срок до 10 суток. Для ее оформления необходимо предоставить в орган государственной власти письменное подтверждение тому, что иностранец задержался в России по объективным причинам. К примеру, заболевание иностранного гражданина подтверждается справкой из медицинского учреждения с подписью главного врача. При отсутствии уважительной причины иностранцу также будет оформлена выездная виза, однако при этом на него может быть наложен административный штраф за нарушение миграционного законодательства РФ.

Помимо срока пребывания на территории России Закон ограничивает поездки в некоторые местности России. В Федеральном законе от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" сказано, что иностранцы обладают правом на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации, за исключением посещения отдельных территорий.

К личным целям поездки можно отнести туристическую ознакомительную поездку в иной населенный пункт в свободное от выполнения трудовых обязанностей время, к примеру, в праздничные дни либо в отпускной период. К деловым – участие в конференциях, переговорах, на семинарах, в круглых столах, а также выполнение работ, оказание услуг. Вместе с тем при работе на основании трудового договора временно пребывающие и временно проживающие в России иностранные граждане не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано, соответственно, разрешение на работу или разрешение на временное проживание.

Однако из данного запрета имеется исключение. Так, временно пребывающий в РФ иностранный сотрудник может быть направлен в иной регион в служебную командировку, где при наличии командировочного удостоверения срок работы может составлять суммарно до 10 календарных дней в течение срока действия разрешения на работу. Если речь идет о временно проживающем в России иностранном работнике, то срок командировки может составлять в совокупности не более 40 дней в году. Высококвалифицированные специалисты могут находиться в служебной командировке непрерывно не более 30 календарных дней в году. При этом количество командировок высококвалифицированных специалистов как в течение года, так и в течение срока действия разрешения на работу не ограничивается.

Если же трудовая деятельность иностранного гражданина носит разъездной характер, и это обозначено в трудовом договоре, общий период работы за пределами региона действия разрешения на работу составляет не более 60 календарных дней для временно пребывающих в РФ иностранных граждан и не более 90 дней для временно проживающих. Высококвалифицированные специалисты могут при разъездном характере работы трудиться в иных регионах неограниченное количество времени.

Указанные исключения утверждены Приказом Минздравсоцразвития от 28.07.2010 N 564н. При этом в Приказе установлен список профессий (должностей) и работ, при выполнении которых иностранный гражданин может пользоваться возможностью посещения с рабочими целями прочих регионов РФ.

При поездках иностранных граждан по России следует учитывать, что доступ иностранцев в ряд организаций, на некоторые объекты и территории ограничен. Перечень подобных мест утвержден Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 N 754. К ним относятся военные городки, пограничная зона, территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение, к примеру, зоны экологических бедствий, и иные. Для посещения иностранцем подобных территорий требуется специальное разрешение.