Государственная программа «Жилище. Цели государственной программы «Жилище». Условия и правила участия в ней Программа жилище на отзывы

Согласно статистике, большая часть совершеннолетних россиян заинтересована в приобретении жилья. В связи с этим в 2011 году была разработана государственная целевая программа жилище. Она заключается в выплате субсидий молодым семьям, желающим приобрести жилье. Действительна во всех субъектах РФ.

Основные цели программы

Социальная поддержка населения призвана обеспечить граждан комфортным жильем на льготных для них условиях. Субсидия заключается в частичном (30-40%) погашении стоимости приобретаемой недвижимости через ипотечное кредитование. Точные цифры зависят от льготной категории и конкретного региона.

Официально утверждена данная программа постановлением российского правительства №1050. В 2016 году были внесении поправки по средствам постановления №855.

Главной целью этой программы является обеспечение граждан жильем на выгодных (льготных) для них условиях. С ростом покупательской способности (государственные субсидии мотивируют приобретать недвижимость тех, кто до этого не имел такой возможности) возрастают объемы жилого строительства.

Такая цель обусловлена тем, что за первое десятилетие 21 века в стране имеет место дефицит жилого фонда. Несмотря на большое количество предложений ипотечного кредитования, многие работающие граждане просто не имеют возможности выплачивать столь солидные ежемесячные взносы.

Поддержка населения в покупке жилья должна повысить уровень жизни в стране в целом, особенно для льготных категорий граждан. К таковым, помимо молодых семей относят работников внутренних органов, ученых, спасателей, военнослужащих в отставке (по выслуге лет).

Корректировки на период 2016-2020гг

Спустя 5 лет после создания данной программы, в неё были внесены определенные изменения, а именно:

  1. Вторичное жилье стало более доступным. До недавнего времени данный спектр недвижимости считался чрезмерно дорогим. Введенные льготы позволяют снизить ставку по ипотечному кредитованию «вторички» до 10-11% годовых.
  2. Повышена максимальная стоимость жилья. Для регионов — 4 млн.руб., для Москвы и Санкт-Петербурга — 10 млн. Благодаря этому должно увеличиться количество желающих участвовать в программе.
  3. Скорректирован список граждан, для которых доступно участие (условия представлены ниже).
  4. Введено ипотечное кредитование для ИЖС (частное малоэтажное строительство). Максимальный лимит — 3 млн.руб. при годовой ставке не более 10,5%.

Условия участия 2016-2020 для молодых семей

Условия участия в федеральной программе «Жилище» с 2016 по 2020 годы выглядят следующим образом:

Важно: у лауреата программы не должно быть в собственности жилья, отвечающего всем нормам.

Если человек принадлежит к особой льготной категории (инвалиды, многодетные семьи, ветераны и т.д.), для него оптимальные более выгодные субсидии, вплоть до выделения жилья на безвозмездной основе.

Как и куда обращаться

Для того чтобы стать участником программы «Жилище», необходимо придти в местную администрацию с заявлением до 1 сентября. Заполняется в 2 экземплярах.

Также потребуется предоставить следующий перечень документов:

  1. Паспорта РФ для всех членов семьи. При их отсутствии военный билет, водительское удостоверение или подобный документ.
  2. Свидетельства о рождении для несовершеннолетних детей (если таковые имеются).
  3. Свидетельство о браке.
  4. Справки, подтверждающие доходы (НДФЛ-2). В данном случае нужно официальное трудоустройство, на самозанятых лиц действие программы пока не распространяется.
  5. Выписка из банка о том, что у человека есть на счету сумма, необходимая для внесения первоначального взноса (10% от цены объекта недвижимости).
  6. Свидетельство о жилищных условиях.

Сотрудники администрации, просмотрев документы, вынесут вердикт. При положительном решении будет произведен расчет размера государственной субсидии. На его основании человеку будет выдано свидетельство на получение денежных средств.

Затем в течение 2 месяцев (срок действия данного свидетельства) человеку необходимо обратиться в банк и заключить договор ипотечного кредитования, предоставив полученный сертификат. На приобретение квартиры у гражданина есть 9 месяцев.

На видео о реализации программы

В случае получения субсидии человеку нужно будет после приобретения недвижимости отчитаться о потраченных средствах. Так правительство предотвращает возможность мошеннических махинаций.

Приоритетными задачами национального проекта стали:

  1. Формирование жилого фонда эконом-класса.
  2. Стимулирование рождаемости в регионах.

Согласно Постановлению жилые объекты возводятся рядом с развитой инфраструктурой и на участках, предназначенных для городских застроек. Цель бюджетного строительства – насыщение рынка комфортным жильем ценовой доступности.

Социальная программа была разработана в 2002 году и, доказав свою целесообразность, спустя 8 лет была продлена. За этот срок:

  1. Более 287 000 пар сумели решить жилищные проблемы.
  2. Увеличились объемы строительства и процент частного жилья.
  3. Начало активно развиваться ипотечное кредитование.

На период с 2010 года по апрель 2015 года были поставлены более амбициозные задачи. Предполагалось улучшить бытовые условия и обеспечить метрами полезной площади до 247 000 участников. В итоге более 300 молодых пар смогли приобрести недвижимость. В 2015 году за счет увеличения финансирования на 41% на материальную помощь могут рассчитывать 47 000 семей.

Перспективы развития программы «Жилище»

Президентом было поручено доработать программу «Жилище» на 2016-2020 годы. Департамент финансов Минстроя уже подготовил новую редакцию программы, которая была согласована и внесена в Правительство РФ. В данный момент документ о продлении находится на стадии утверждения.

По словам директора департамента Владимира Мешкова, в указанной редакции программы планируется реализовывать 5 подпрограмм:

  • обеспечение жильем молодых семей;
  • стимулирование программы жилищного строительства субъектов РФ;
  • выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством;
  • модернизация коммунальной инфраструктуры.

Отмечается, что объем финансирования модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках программы снижать не планируется.

Условия участия в программе

В главной части изменений не отмечено. Требования к кандидатам остаются прежними:

  1. Право на регистрацию предоставлено людям, живущим в стесненных условиях, где на каждого человека приходится до 15 кв.м. площади. Это касается и тех, кому требуется улучшить бытовые условия по причине непригодности жилья.
  2. Собственники квартир не могут претендовать на государственную помощь.
  3. Необходимо наличие российского гражданства у одного из супругов.
  4. В неполной семье у родителя есть право подать заявку на субсидии.
  5. Ограничения по возрасту (до 35 лет).
  6. Ежемесячный заработок пары должен соответствовать приведенным ниже цифрам.

Минимальный доход для новых участников программы «Жилище» в 2015 году:

  1. В бездетной паре бюджет должен соответствовать 21 621 руб. Сумма дотаций составит 30% от стоимости квартиры.
  2. Семьи с детьми получают 40 % . Родителям 1 ребенка требуется зарабатывать не менее 32 510 руб.
  3. Взрослым с 2 детьми полагается иметь ежемесячную прибыль в 43 350 руб.

Если перевести проценты в денежный эквивалент, то бездетным полагается до 600 000 руб. Среднестатистическая семья получит 800 000 руб. Многодетные родители могут рассчитывать на помощь в 1 млн. руб. Остальная часть долга погашается посредством кредита либо взносами из личных сбережений. Кроме федеральных дотаций, предусмотрены дополнительные льготы для поддержки больших семей. Сумма выплат зависит от условий и цели региональных программ.

С 2015 года в России и на территории Крыма динамично развивается социальная ипотека, которую открыло агентство по ипотечному кредитованию. Акцент сделан на реализацию идеи о доступном жилье молодым семьям и бюджетникам. Для ее участников открываются новые перспективы касательно покупки недвижимости. Цена квартиры заметно отличается от рыночной в пользу будущего собственника (на 20%). Предлагается кредит со ставкой в 12, 84% с первоначальным взносом в 10%. По причине разной стоимости жилья в регионах, рассматриваются разные схемы выплат. После изучения закона осталось только приготовить требующийся пакет документов и встать в очередь.

Федеральная программа “Жилище” на 2016-2020 годы рассчитана на людей, которые обладают правом на получение субсидии, позволяющей улучшить жилищные условия. В список людей данной категории входят молодые семьи-льготники, переселенцы, военнослужащие, люди-ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС и работники прокуратуры и иных ведомственных органов. Жилищная программа позволяет получить людям хорошее жилье за счет материальной поддержке государства. Многие семьи при помощи данной программы смогут существенно расширить свои жилищные условия. Все начисления субсидий на жилье осуществляется по действующему законодательству.

Проект программы “Жилище” на 2016-2020 годы разработан не зря, в планы по улучшению жизнедеятельности граждан входят некоторые аспекты, например, стимулирование процента рождаемости в отдаленных регионах и местностях России, а также формирование жилищного комплекса, входящего в структуру эконом-класса.

Правительственными органами утверждено, что построение новых домов будет осуществляться рядом с современной развивающейся инфраструктурой, а также на участках, которые специально отведены под строительство новых жилых домов и квартир. Все строительство попадает под категорию бюджетного строительства, что позволяет приобрести квартиры и дома по сравнительно экономной цене. Кроме того, для людей соответствующей категории представляются государственные материальные субсидии, которые позволяют значительно уменьшить расходы на приобретение нового жилья.

Суть программы “Жилище” был разработан еще в далеком 2002 году. За это время многие семейные пары приобрели подходящие квартиры и дома. В середине 2015 года правительственными органами было решено продолжить действие данной программы. Продолжение субсидирования было решено продолжить не зря. Статистиками и аналитиками были подведены итоги действия вышеуказанной программы, которая доказала свою важность. В течение времени действия жилищной программы было проделано много работы, а именно:

  • Увеличилось строительство жилого фонда, сдвинулось в положительную сторону строительство частного сектора;
  • Около 300 тыс. молодых семей смогли достойным образом улучшить свои жилищные условия;
  • Началось активное развитие ипотечного кредитования.

На период с 2010 года по 2015 год были созданы еще более грандиозные планы, которые в некоторой степени не оправдали себя. Процент увеличения строительства стабилизировался, но в связи с нестабильной экономической ситуацией в стране продажи недвижимости несколько сократились, даже несмотря на то, что молодым семьям представляется государственная материальная поддержка. На будущее время планируются еще более грандиозные масштабы. Каковы же перспективы жилищной программы?

Будущее программы “Жилище”

После обсуждения в Правительственных кругах было принято решение доработать программу “Жилище” на 2016-2020 годы. На сегодняшний день предварительная новая программа с доработками и изменениями уже отдана в Государственную Думу для одобрения и утверждения. Какие же изменения внесены в новую программу жилищного строительства?

  • Стимулировать строительство жилищного комплекса в регионах на территории РФ;
  • Обеспечить молодые семьи достойным жильем;
  • Выполнить государственные обязательства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, список которых утвержден законодательством РФ;
  • Модернизировать коммунальную инфраструктуру.

Что касается материальной поддержки, то объем материальной помощи на строительство новых объектов и модернизацию коммунальных структур снижаться не будет.

Главным вопросом является: кто же может входить в качестве участников в программу жилищного строительства? Список граждан, попадающих под данную категорию, остается неизменным. Основные требования для кандидатов-участников новой программы следующие:

  • Правом на регистрацию в соответствующей жилищной программе обладают люди, которые проживают в достаточно стесненных условиях. Законодательством определено, что норма квадратных метров на одного человека должна составлять не менее 15-ти кв. метров. В случае, если метраж на человека получается меньший, то его полагается обеспечить лучшими жилищными условиями.
  • В данную категорию попадают жители ветхих домов, которые считаются не пригодными для дальнейшего проживания.
  • Все собственники квартир и жилых домов не могут претендовать на право стать участником программы по обеспечению благоприятными жилищными условиями.
  • Для регистрации в программе у одного из супругов должно обязательно присутствовать российское гражданство.
  • Матери или отцы-одиночки, воспитывающие детей или ребенка в неполной семье, обладают правом стать участником проекта.
  • Участниками программы могут стать молодые люди, возраст которых не достиг 35-ти лет.
  • Средний ежемесячный доход молодой семьи должен соответствовать цифрам, утвержденным законодательством.

Минимальный ежемесячный доход молодой семьи, которая может обладать правом стать участником проекта программы “Жилище”:

  • Взрослые люди, имеющие 2-х детей, должны в общем в месяц получать прибыль, равную 43350 руб.
  • Молодые семьи без детей должны получать прибыль, равную 21 621 руб. В этом случае сумма субсидии на жилье составит предел 30-ти % от номинальной стоимости квартиры.
  • Молодые семьи, которые имеют 1 ребенка, должны иметь ежемесячную прибыль, равную 32510 руб. В этом случае сумма субсидирования составляет 40% от стоимости квартиры.

Если взять настоящую стоимость современного жилища и перевести процентный эквивалент в рубли, то можно указать следующие данные :

  • бездетной паре полагается субсидирование, равное 600 тыс. руб;
  • молодые пары, которые воспитывают одного ребенка, могут надеяться на получение субсидирования, равного 800 тыс. руб;
  • многодетные пары получать денежный эквивалент, равные примерно 1 млн. руб.

ПОДПРОГРАММА

"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ

ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2015 - 2020 ГОДЫ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.01.2001 N 464,

от 01.01.2001 N 466, от 01.01.2001 N 1562, от 01.01.2001 N 609)

подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной

Наименование подпрограммы

подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы

Дата принятия решения о разработке подпрограммы

поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N ДМ-П9-7244р

Государственный заказчик подпрограммы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Основной разработчик подпрограммы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Цель и задачи подпрограммы

цель подпрограммы - государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Задачи подпрограммы - предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса;

создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства жилого дома экономкласса

Важнейшие целевые индикаторы и показатели подпрограммы

количество молодых семей, получивших свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в 2015 - 2020 годах, - 98,49 тыс. семей

Сроки и этапы реализации подпрограммы

2015 - 2020 годы

Объемы и подпрограммы

общий объем финансирования подпрограммы в 2015 - 2020 годах составит 250,31 млрд. рублей,

в том числе средства федерального бюджета - 29,12 млрд. рублей;

средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 59,56 млрд. рублей;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.01.2001 N 466, от 01.01.2001 N 609)

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности

успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит:

создать условия для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей;

привлечь в жилищную сферу дополнительные финансовые средства кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, а также собственные средства граждан;

укрепить семейные отношения и снизить социальную напряженность в обществе;

улучшить демографическую ситуацию в Российской Федерации

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.01.2001 N 466, от 01.01.2001 N 609)


I. Характеристика проблемы, на решение которой

направлена подпрограмма

В рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы за период 2011 - 2014 годов улучшили жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, при оказании поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов 108,5 тыс. молодых семей. Существенно возросло число субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации мероприятий подпрограммы, что способствовало разработке и принятию в субъектах Российской Федерации программ по поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий и региональных программ по развитию ипотечного жилищного кредитования.

В текущих условиях, когда кредитные организации установили минимальный размер первоначального взноса не менее 30 процентов стоимости жилья, основными факторами, сдерживающими использование заемных средств для приобретения или строительства жилья , являются отсутствие у значительного числа граждан средств для уплаты первоначального взноса по жилищному или ипотечному жилищному кредиту, а также высокая процентная ставка за использование кредитных средств, в 2 - 2,5 раза превышающая средний уровень процентной ставки в развитых странах.

Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без государственной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, молодые семьи не могут уплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же чаще всего молодые семьи еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако такая категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения и повлияет на улучшение демографической ситуации в стране. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности и уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан России позволит сформировать экономически активный слой населения.

Необходимость устойчивого функционирования системы улучшения жилищных условий молодых семей определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы, поскольку эта проблема:

не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет;

носит комплексный характер и ее решение окажет влияние на рост социального благополучия и общее экономическое развитие.

Вместе с тем применение программно-целевого метода к решению поставленных подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма) задач сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации подпрограммы возможны отклонения в достижении результатов из-за финансово-экономических изменений на жилищном рынке.

Для выбора вариантов решения выявленной проблемы были рассмотрены два сценария реализации подпрограммы.

Первый сценарий (базовый) предполагает реализацию подпрограммы с учетом имеющихся ограничений федерального бюджета и направлен на достижение целевых значений показателей результативности.

Второй сценарий (оптимистичный) предусматривает ускорение реализации мероприятий подпрограммы в целях оказания государственной поддержки в обеспечении жильем всем молодым семьям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в течение срока реализации подпрограммы.

Реализация оптимистичного сценария предполагает достижение существенно более высоких значений показателей результативности подпрограммы, однако потребует увеличения ее финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 140 процентов (на 51,74 млрд. рублей и 120,15 млрд. рублей соответственно), что значительно превосходит их возможности. В связи с этим в качестве оптимального выбран базовый сценарий реализации подпрограммы.

II. Цель и задачи, сроки реализации и перечень целевых

индикаторов и показателей подпрограммы

Целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Задачами подпрограммы являются:

предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса (далее - социальные выплаты);

создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Программа реализуется с 2015 по 2020 годы.

Молодые семьи - участники подпрограммы могут обратиться в уполномоченную организацию, которая приобретет в их интересах жилое помещение экономкласса на первичном рынке жилья.

Отбор уполномоченных организаций, участвующих в реализации подпрограммы, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Критерии отбора таких уполномоченных организаций, требования к ним и правила оказания ими услуг будут определены государственным заказчиком подпрограммы.

Основными принципами реализации подпрограммы являются:

добровольность участия в подпрограмме молодых семей;

признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы;

возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках подпрограммы из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на улучшение жилищных условий только один раз.