Вспомогательные отношения подразделяются на процедурные и процессуальные. Процессуально-правовые нормы и их особенности. Регулятивные и охранительные нормы права

Полные и логические нормы права.

Полная норма права – это норма, содержащая все три структурных элемента, а именно гипотезу, диспозицию и санкцию. Например, норма об уклонении от постановки на учет в налоговом органе (статья 117 Налогового кодекса РФ) может быть представлена следующим образом: если организация или индивидуальный предприниматель собираются осуществлять какую-либо деятельность (гипотеза); то они обязаны встать на учет в налоговом органе (диспозиция); иначе с правонарушителя взыскивается штраф в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей (санкция ).

Логическая норма права – это норма, отдельные структурные элементы которой «разбросаны» по одному или нескольким источникам права.

Регулятивные и охранительные нормы права.

Регулятивные нормы устанавливают правовой статус субъектов, условия возникновения и действия субъективных прав и обязанностей.

Охранительные нормы закрепляют условия применения к субъекту мер государственного принуждени я, характер и содержание этих мер.

Дозволяющие, обязывающие, запрещающие нормы права.

Дозволяющие нормы права содержат дозволение, то есть предоставляют лицу правомочие использовать, реализовывать некоторые предусмотренные правом возможности . Дозволяющие нормы дают право самому адресату определить - реализовать или нет предоставленные правомочия в конкретной ситуации.

Обязывающие нормы права возлагают на субъект обязанность совершить активные действия независимо от его воли и желания, не предоставляя ему свободы выбора . В случае неисполнения обязанности в добровольном порядке к лицу применяются различные меры государственного принуждения.

Запрещающие нормы права устанавливают обязанность субъекта воздержаться от действий определенного рода под угрозой применения санкций негативного характера. Они в категорической форме предусматривают модели поведения, запрещенного государством.



Императивные и диспозитивные нормы права.

Императивные нормы выражаются в категорических предписаниях , действующих независимо от воли, желания, усмотрения субъектов права. Они четко, однозначно определяют их поведение, не позволяя участникам правоотношений самостоятельно, по своему усмотрению изменить или отступить от предписанного правила.

Диспозитивные нормы действуют постольку, поскольку субъекты самостоятельно не установили иные условия своих взаимоотношений. Они предоставляют субъекту свободу по своему усмотрению выбрать или установить любой вариант своего поведения , иногда с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. Таким образом, отличие диспозитивной нормы от императивной не в восполнении пробелов волеизъявлением сторон, а в разрешении сторонам отступать в своих договорах от этой нормы.

Нормы материального и процессуального права.

Нормы материального права регулируют содержание правовых отношений - юридические факты, правовой статус субъектов, их права и обязанности, принципы, структуру правовых отраслей и институтов.

Нормы процессуального права устанавливают правовые формы различных видов деятельности - процедуры, порядок применения и действия норм, сроки, юрисдикцию, применение правовых санкций.

43) Источники (формы) права. Понятие и виды

Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни.

Источник (форма) права - способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.

1. нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений . К их числу относятся: конституция, законы, подзаконные акты и т.п.

2. правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения , содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. И хотя правовой обычай используется в ряде современных правовых семей (традиционной, религиозной), в российской юридической системе роль правового обычая незначительна (например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота );

3. юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Распространен преимущественно в странах общей правовой семьи - Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Во всех этих государствах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда;

4. нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами , в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.;).

44) Закон: понятие и виды

Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Классификация законов :

  1. по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);
  2. по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);
  3. по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
  4. по сроку действия (постоянные законы и временные);
  5. по сферам действия (общефедеральные и региональные);
  6. по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);

45) Правотворчество: понятие, принципы, стадии, формы

Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в нормы права, т.е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер.

Принципы правотворчества:

  1. научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.);
  2. профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.);
  3. законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);
  4. демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);
  5. гласность (означает открытость, "прозрачность" правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).
  6. оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).

В зависимости от субъектов

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума;

2) правотворчество государственных органов (например, парламента, правительства);

3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра);

4) правотворчество органов местного самоуправления ;

5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на:

1) законотворчество - правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой;

2) делегированное правотворчество - нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа;

3) подзаконное правотворчество - здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций.

45) Понятие подзаконных нормативно-правовых актов и их виды

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

1. Указы Президента РФ . Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Акты Президента публикуются в официальных изданиях.

2. Постановления Правительства РФ . Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов . Эти акты регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры.

4. Решения и постановления местных органов государственной власти

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления

6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

7. Локальные нормативные акты . Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

47) Систематизация нормативно-правовых актов и ее виды

Систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник , где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация - самый простой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации; ко второй - сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях, для просвещения населения и т.п.

2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Например, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. «О праздничных и памятных днях» заменил собой 48 нормативных актов.

3) кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания . В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Поэтому кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию в их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт - кодекс; в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере. Например: кодексы, уставы, основы законодательств.

48) Коллизии в праве и способы их разрешения.

Коллизия - расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

Причины правовых коллизий носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным, в частности, относятся: противоречивость, динамизм и изменчивость регулируемых правом общественных отношений, их скачкообразное развитие. К субъективным причинам коллизий относятся такие, которые зависят от воли и сознания людей - политиков, законодателей, представителей власти. Это, например, низкое качество законов, пробелы в праве, непродуманность или слабая координация нормотворческой деятельности, неупорядоченность правового материала, отсутствие должной правовой культуры, юридический нигилизм, социальная напряженность, политическая борьба, конфронтация и др.

Наиболее распространенными способами разрешения юридических коллизий являются следующие:

1) толкование;

2) принятие нового акта;

3) отмена старого;

4) внесение изменений или уточнений в действующие;

5) судебное, административное, арбитражное и третейское разбирательство;

6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;

7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий;

8) конституционное правосудие;

9) международные процедуры.

На уровне практического правоприменения соответствующие органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами:

а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то применяется последний ;

б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой ;

в) если расходятся общий и специальный акты одного уровня (коллизии по горизонтали), то применяется последний; если разного уровня (коллизии по вертикали), то - общий. Например, в Конституции РФ есть норма о несменяемости судей (ч. 1 ст. 121), а в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" <*> установлен определенный срок полномочий судьи Конституционного Суда (ст. 12). Действует Федеральный конституционный закон.

Конституция предусматривает право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если они противоречат Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушают права и свободы человека, до решения вопроса соответствующим судом. Особо следует отметить роль Конституционного Суда РФ.

49) Действие нормативно-правовых актов во времени

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы.

Вступление в силу нормативно-правового акта может быть осуществлено одним из следующих способов:

  • через указание в тексте на календарную дату , с момента наступления которой он вступает в юридическую силу;
  • через указание на обстоятельства, с которыми связано вступление акта в юридическую силу («с момента опубликования», «с момента подписания» и т. д.)
  • в результате приложения общих установленных государством правил и сроков.

Момент утраты юридической силы определяется также волей законодателя и может быть связан:

  • с истечением срока, на который он был принят (для временных актов)
  • с наступлением срока, с которого акт объявляется отмененным (указание об утрате актом юридической силы может содержаться в отдельном акте).

Существуют такие понятия как футуроспективное действие закона (обращен в будущее, рассчитан на facta futura), ретроактивное (распространение на отношения, возникшие до вступления данного акта в силу)

Обратная сила закона - это сумма принципов, определяющих возможность применения вновь принятого закона к отношениям, имевшим место в период, предшествовавший его принятию. Общепринятым исключением из принципа «закон обратной силы не имеет» является правило, согласно которому закон, отменяющий или смягчающий юридическую ответственность, может обладать обратной силой. Так, в Конституции России говориться о том, что «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».

50) Правовые отношения: понятие, признаки, виды

Правоотношение - урегулированное нормами права волевое общественное отношение, выражающееся в конкретной связи между управомоченными и обязанными субъектами - носителями субъективных юридических прав, обязанностей, полномочий и ответственности - и обеспечиваемое государством.

Признаки правоотношения :

1. Представляет собой разновидность общественного отношения , социальную связь. Правоотношения складываются между людьми или коллективами как субъектами права по поводу социального блага или обеспечения каких-либо интересов.

2. Является идеологическим отношением - результатом сознательной деятельности (поведения) людей.

3. Является волевым отношением , которое проявляется в двух аспектах:

а) в воплощении в нём воли (интереса) государства, поскольку правоотношение возникает на основе правовых норм;

б) в воплощении в нём воли (интереса) участников правоотношения - они связаны предметом интереса, достижением его результата.

4. Возникает, прекращается или изменяется, как правило, на основе норм права в случае наступления предусмотренных нормой фактов .

5. Имеет, как правило, двусторонний характер и является особой формой взаимной связи между конкретными субъектами через их права, обязанности, полномочия и ответственность, которые закреплены в правовых нормах.

По отраслевой принадлежности выделяются: конституционные, или государственно-правовые, гражданские, гражданско-процессуальные, уголовные, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, административные и другие правоотношения.

Деление их на материально-правовые и процессуальные .

Регулятивные и охранительные правоотношения . Регулятивные правоотношения являются результатом осуществления регулятивных юридических норм, закрепляющих определенный порядок отношений, создающих в обществе правопорядок. Охранительные правоотношения возникают как реакция государства и общества на неправомерное поведение субъектов права.

Различают также общие (в том числе общерегулятивные и общеохранительные) и конкретные правоотношения .

Правовое отношение имеет материальное , волевое и юридическое содержание. Материальное составляют те общественные отношения, которые опосредуются правом; волевое - государственная воля, воплощенная в правовой норме и в возникшем на ее основе правоотношении , а также волевые акты его участников; юридическое содержание образуют субъективные права и обязанности сторон правоотношения .

Субъективное право - гарантируемые законом вид и мера возможного или дозволенного поведения лица. В основе лежит юридически обеспеченная возможность.

Юридическая обязанность - вид и мера должного или требуемого поведения. В основе лежит юридически обеспеченная необходимость.

Носитель возможности называется управомоченным; носитель обязанности - правообязанным.

Субъективное право - определенная правовая возможность, но эта возможность многоплановая, она включает в себя как минимум четыре элемента :

1) возможность положительного поведения самого управомоченного, т.е. право на собственные действия;

2) возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия;

3) возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание);

4) возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом .

Характерной чертой субъективного права является мера поведения, обеспеченная не только законом, но и обязанностями других лиц. Каждая из дробных составных частей субъективного права обычно именуется правомочием.

Элементы юридической обязанности:

1) необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от них;

2) необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного;

3) необходимость нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований ;

4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право.

52) Субъекты правовых отношений.

Участниками правоотношений являются субъекты права , под которыми понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Понятия "субъекты права" и "субъекты правоотношений" в принципе равнозначны, хотя в научной литературе на этот счет делаются определенные оговорки.

Виды субъектов права. Субъекты права подразделяются на

  1. индивидуальные (физические лица): граждане, лица без гражданства, иностранные граждане, бипатриды.
  2. коллективные (юридические лица): государство, субъекты государства, общественные объединения, избирательные округа, государственные органы и учреждения, промышленные предприятия, иностранные фирмы, юридические лица.

Юридические лица: 1) имущественная обособленность ; 2) способность от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности ; 3) быть истцом и ответчиком в суде.

Правоспособность - признаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности , способность быть их носителем. Правоспособностью в равной мере обладают все граждане без исключения, она возникает в момент их рождения и прекращается со смертью. В понятии правоспособности существо заключается не в "праве", а в "способности".

Различают общую, отраслевую и специальную правоспособность.

Общая представляет собой принципиальную возможность лица иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством, хотя фактическое обладание теми или иными правами может наступить лишь при известных условиях.

Отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права . Именно поэтому она и называется отраслевой. Например, брачная, трудовая, избирательная.

Специальная (должностная, профессиональная) правоспособность - это такая правоспособность, при которой требуются специальные познания или талант . К примеру, профессия судьи, врача, ученого, артиста, музыканта и др

Правоспособность юридического лица возникает в момент создания той или иной организации и прекращается вместе с ее ликвидацией.

Дееспособность - способность осуществлять права и обязанности своими личными действиями, отвечать за последствия, быть участником правовых отношений. Дееспособность в полном объеме наступает с момента совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. Дееспособность бывает полная, частичная и ограниченная. Полная наступает с совершеннолетием; частичная - с 14 лет; а ограниченная - когда лицо ограничивается в дееспособности по суду (хронические алкоголики, наркоманы).

Эмансипация - несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью.

Правосубъектность - собирательная категория. Она включает в себя четыре элемента: 1) правоспособность ; 2) дееспособность; 3) деликтоспособность , т.е. способность отвечать за гражданские правонарушения (деликты); 4) вменяемость - условие уголовной ответственности. Хотя последние два слагаемых охватываются в конечном счете вторым, такое расчленение понятия может способствовать более глубокому его уяснению.

53) Объекты правовых отношений

Объект правового отношения - то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами, то, ради чего возникает само правоотношение.

Две концепции - монистическая и плюралистическая . Согласно первой из них, объектом правового отношения могут выступать только действия субъектов , поскольку именно действия, поступки людей подвергаются регулированию юридическими нормами и лишь человеческое поведение способно реагировать на правовое воздействие. Отсюда - у всех правоотношений единый, общий объект.

Согласно второй позиции, более реалистичной и разделяемой большинством ученых, объекты правоотношений столь же разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом общественные отношения, т.е. сама жизнь.

1. Материальные блага (вещи, предметы, ценности). Характерны главным образом для гражданских, имущественных правоотношений .

2. Нематериальные личные блага (жизнь, честь, здоровье, достоинство, свобода, безопасность, неприкосновенность человека). Типичны для уголовных и процессуальных правоотношений.

3. Поведение, действия субъектов, разного рода услуги и их результаты . Это главным образом правоотношения, складывающиеся на основе норм административного права в сфере управления, бытового обслуживания, хозяйственной, культурной и иной деятельности.

4. Продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, живописи, музыки, скульптуры, а также научные открытия, изобретения, рационализаторские предложения - все то, что является результатом интеллектуального труда).

5. Ценные бумаги, официальные документы (облигации, акции, векселя, лотерейные билеты, деньги, приватизационные чеки, паспорта, дипломы, аттестаты и т.п.). Они могут стать объектом правоотношений, возникающих при их утрате, восстановлении, оформлении дубликатов.

54) Юридические факты и их классификация. Фактический состав

Юридические факты - это определенные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, прекращение или изменение правоотношений. Эти факты становятся юридическими не в силу каких-то особых внутренних свойств, а в результате признания их таковыми государством, законом.

По волевому признаку юридические факты делятся на события и действия.

События - это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей.

Действия - это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные и неправомерные.

Правовые состояния .

По характеру последствий различают правообразующие , правопрекращающие и правоизменяющие факты.

Особую роль в динамике правоотношений играют так называемые юридические составы или сложные комплексные факты, когда для возникновения определенного правового отношения требуется не одно, а несколько условий (совокупность фактов).

Для правоотношения типа "студент - вуз" требуются следующие условия:

а) аттестат об окончании средней школы;

б) сдача вступительных экзаменов;

в) проходной балл по конкурсу;

г) приказ ректора о зачислении на первый курс соответствующего учебного заведения.

55) Понятие и формы реализации права

Реализация права - процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений.

В основу деления положена степень активности субъектов по осуществлению правовых норм. В науке различают четыре основные формы реализации права:

1) соблюдение - при соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. Реализуется пассивно и естественно, то есть обычно никак не фиксируется.

2)использование - форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности , удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность.

3) исполнение - субъекты выполняют возложенные на них обязанности , функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы. Реализуется в основном в обязывающих, императивных нормах. Требует активных действий от субъекта.

4) применение - права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям.

56) Понятие и основания применения права.

Применение - это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия.

Применять нормы права - это значит применять власть, а нередко - принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты.

Характерные особенности применения права заключаются в следующем:

1) это - властно-императивная форма реализации права;

2) осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами;

3) носит процессуально-процедурный характер ;

4) состоит из ряда последовательных стадий , т.е. отличается стадийностью;

5) имеет под собой соответствующие юридические основания ;

6) связано с вынесением правоприменительных актов;

7) является разовым и индивидуально-определенным действием , касающимся персонифицированных субъектов;

Необходимость в применении правовых норм возникает при следующих обстоятельствах:

1) когда совершается правонарушение и требуется применить санкцию к нарушителю, привлечь его к ответственности;

2) когда нет добровольного исполнения обязательств ;

3) когда появляется препятствие на пути реализации субъектом своего права ;

4) когда возникает спор о праве и стороны не могут сами найти согласованное решение , уладить конфликт (раздел имущества, домовладения; спор о детях, наследстве и т.д.);

5) когда те или иные юридически значимые действия в силу их особой важности должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их правильности, законности, достоверности (сделки по купле-продаже недвижимости, регистрация нотариальным учреждением завещания, выделение земельного участка, оформление доверенности на пользование автомашиной, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов и т.д.);

6) когда определенные права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход на другую работу, получение премии);

7) когда по закону необходимо официально установить наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (например, признание лица безвестно отсутствующим либо умершим; нахождение на воинской службе, в родстве, в браке; приобретение или утрату гражданства).

57) Стадии применения права. Акты применения права

1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания) - выяснение объективной истины по делу.

2. Выбор правовой нормы , по которой надлежит разрешить дело - юридическая квалификация совершенным действиям.

3. Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы .

4. Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);

5. Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

Правоприменительный акт - известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Наиболее характерные признаки (специфика) правоприменительных актов заключаются в следующем:

1) они имеют индивидуально-определенный характер ;

2) являются властными и обязательными для исполнения ;

4) выступают в качестве юридических фактов , порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют;

5) исчерпываются однократным применением ;

6) обеспечиваются государственным принуждением .

Классический правоприменительный акт должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами). Он должен также иметь определенную внутреннюю структуру .

Виды правоприменительных актов :

По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.

По субъектам их издания - на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

По юридической природе - на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные .

По последствиям - на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие .

По форме выражения - на письменные и устные ; акты-документы и акты-действия . Акты-действия на и конклюдентные, или молчаливые.

Разработка и введение в систему законодательства соответствующих внутриотраслевых локальных систем процедурных правил, оформленный порядок реализации той или иной регулятивной нормы – важный аспект правотворчества. При этом следует учитывать расположение в системе законодательства норм материальной процедурных и процессуальных норм. Отсутствие надобности в юридическом процессе при нормальном ходе реализации регулятивных норм, универсальность основной части моделей процессуальных процедур позволяет обособить в законодательстве процессуальных норм. Кроме того, механизм функционирования последних таков, что они в каждом случае должны действовать в единстве практически всех норм, создавших целостную нормативную модель той или иной разновидности процесса на базе процессуальной отрасли. Сторонники широкого понимания процесса в отраслевых юридических науках считают, что для процессуальных норм их отраслей права характерны 2 момента: а) они содержатся фактически во всех видах отраслевых нормативных актах; б) обычно объединены с материальным право в одном правовом акте. Что примечательно. На эти моменты обращают внимание представители практически всех материальных отраслей права, но каждый из них полагает, что в этом состоит специфика процессуальных норм именно его отрасли. Однако отмеченные особенности не отражают специфические черты процессуальных норм материальной отрасли права, отличающие их от норм традиционно процессуальных отраслей, а являются признаками, присущими любым материально-процедурным нормам независимо от их отраслевой принадлежности. Собственно же процессуальные нормы всегда обладают способностью к законодательной обособленности, которые реализуются по мере развития системы права. С внедрением широкой трактовки юридического процесса возникло предложение сформировать «процессуальные» отрасли, которые объединяли бы как собственно процессуальные нормы, так и нормы материальной процедуры. По существу, это означает, что из отраслей материального права нужно изъять локализованные а них совокупности процедурных норм и соединить их в 1 или несколько нормативных актах, причем вместе с процессуальными нормами. Таким образом, практическим «выходом» концепции явилась рекомендация создавать эклектичные нормативные акты, объединяющие разные по механизму действия и распространению в системе законодательства группы процедурных норм, которые делятся на нормы, регламентирующие процедуру применения регулятивных норм и процедурные нормы, опосредующие применение охранительных норм. Другим негативным следствием такого объединения будет то, что нормы материальной процедуры отрываются от тех норм, позитивное применение которых призваны обеспечить. Игнорирование проблем юрисдикционной процедуры – типичная черта широкого подхода к определению границ юридического процесса, поскольку его последователи не делают различия между нормами материальной процедуры и процесса, а первые, по их собственному признанию, выделить весьма затруднительно. Поэтому данный подход не только может привести к ненужному обособлению материально-процедурных норм, но и чревато невыделением действительно нуждающихся в этом правил процесса. Необходимость упорядочения процедурного регулирования в масштабах всей системы права требует, чтобы в законе, устанавливающем основные начала правотворческой деятельности были закреплены и принципиальные положения об издании, кодификации и содержании процедурных правил. При этом важно учесть различия в природе материально-процедурных и процессуальных норм. При кодификации процессуальных норм вначале должен быть определен круг тех охранительных норм и отношений, которые полежат процессуальному обеспечению. На базе этого затем должна строиться нормативная модель процесса, под которой уже будут формироваться процессуальные отрасли. В советской литературе утверждалось, что в советской надстройке существует такое обширное правовое образование, как систем процессуального права. Структура советского процедурно-процессуального права складывается из 3 самостоятельных отраслей процессуального права – УПП, ГПП, АПП. При этом система процессуального права делится на две обширные группы: а) подсистема процессуальных норм, регламентирующих разнообразную позитивную деятельность уполномоченных государственных органов и иных субъектов в рамках регулятивных правоотношений; б) подсистема процессуальных норм, регламентирующих юрисдицкионную и иную охранительную деятельность уполномоченных государственных органов и других субъектов в рамках охранительных правоотношений. Система процессуального права в таком виде не может быть уже хотя бы потому, что нормы первой группы являются не процессуальными, а материально-процедурными. Кроме того, специфика расположения и действия этих норм как раз и состоит в том, что они вместе со своими основными нормами составляет локальное образование и даже в пределах одной отрасли между собой не связаны. Образует ли систему существующие отрасли процессуального права? Если нет, то может ли она быть создана в дальнейшем? Думается, что особой локальной системы внутри общей системы права процессуальной отрасли не образуется. Подситемы в праве каждая процессуальная отрасль состоит вместе со своей материальной отраслью. Но то что процессуальные отрасли права являются элементами одной и той же системы, а также однотипность механизмов действия и задач, стоящих перед ними, обусловлено существованием между ними связи и взаимодействия. В основном это связи-координации, то есть распределения, связки, гармонизации, что характерно для систем, решающих самостоятельные, но похожие задачи в одном и том же объекте. Не исключено, что между процессуальными отраслями есть и взаимодействие. Имеются в виду те случаи, когда одна отрасль действует в плане функции другой (например, гражданский иск в уголовном процессе). Вопрос о системе процессуального права нуждается в дальнейшем изучении и совершенствовании. На данный момент существуют следующие фундаментальные отрасли процессуального права – уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административно-процессуальное (некоторые ученые выделяют арбитражное-процессуальное право, конституционный процесс). УПП, ГПП и АПП имеют кодифицированные источники права, регулирующие отношения в данной сфере – УПК, ГПК, Кодекс административного судопроизводства и КоАП (АПК, ФКЗ «О КС РФ»).

Понятие норм процессуального права

Определение 1

Нормы процессуального права - это правовые нормы, устанавливающие оптимальный порядок, в котором происходит реализация норм материального права, защита прав и интересов человека и государства.

Многообразие общественных отношений, а также разнообразие жизненных ситуаций вместе со способностью человека реагировать на происходящее обуславливают то, что правовые нормы становятся довольно разнообразны. Основания для проведения классификации могут быть самыми разными. Вообще правовые нормы - это первичные ячейки права, в которых заложены самостоятельные программы воздействия на регулируемые ими отношения и их участников.

Особенности процессуальных норм

Процессуальные нормы отличаются от материальных норм по ряду признаков. К ним, в том числе, относятся:

  • своеобразие даваемых предписаний. Это обуславливается характером процессуальных норм, их функциональному назначению. В то время как функция материального права состоит в том, чтобы непосредственно регулировать поведение субъекта права, то в назначение процессуальных норм входит регулирование самих общественных отношений, которые могут сложиться в ходе применения материально-правовых норм. Другими словами - это содействие для достижению результата, который предусмотрен материально-правовой нормой. Кром того, положения, закрепленные в процессуальных нормах, носят характер процедуры, то есть ими определяется единый целесообразный порядок правоприменительной (учредительной, законодательной, контрольной) деятельности . Также множеством норм процессуального характера определяется порядок, в котором происходит организация деятельности государственных органов и реализации ими своих полномочий.
  • особенность адресатов данных норм. Обычно процессуальные нормы адресованы субъектам, наделенным властными полномочиями по применению материально-правовых норм. Предписания, закрепленные в них, всегда звучат как категорические повеления в отношении субъектов, которые уполномочены заниматься принимать решения по делу. В то же время данные норму могут содержать диспозитивные начала, касающиеся иных заинтересованных участников дела.
  • специфическая структура. Процессуальные нормы, также как и материальные, имеют трехэлементную структуру. Однако здесь имеется ряд особенности, которые заключается, во-первых, в том что, диспозиция процессуальной нормы остается формой для реализации нормы материального права; во-вторых, у гипотезы процессуальной нормы условия и обстоятельства ее применения могут быть определены только содержанием материально-правовой нормы, то есть норма материального права как будто бы заключена в норму процессуального; в-третьих, производность природы процессуальной нормы определяет также и специфичность содержащейся в ней санкции, которая обычно состоит в отмене решения, принятого в нарушение такой процессуальной нормы.
  • тесная связь с разнообразными приемами и способами, используемыми государственными органами в ходе реализации своих полномочий.

Замечание 1

Значимость норм процессуального права трудно переоценить. Именно с помощью данного вида норм юридический процесс в любой отрасли права превращается в строго определенную последовательность действий правоприменителя и иных участников направленных на достижение единого для них справедливого и законного результата. Соблюдение норм процессуального права гарантирует с одной стороны соблюдение основных прав и интересов личности, а с другой - стабильность функционирования государственного аппарата, в том числе аппарата принуждения.

<*> Научные труды. Вып. 2. Т. 2. М.: РАЮН, 2002.

Административный процесс, как и другая процессуальная деятельность, осуществляется по определенным правилам, содержащимся в правовых нормах. Эти нормы, как и процессуальные нормы иных процессуальных отраслей права, определяют порядок реализации материально-правовых норм. Они также устанавливаются или санкционируются государством, являются общеобязательными правилами для всех государственных и прочих органов, должностных лиц и отдельных граждан.

Административный процесс мы представляем как урегулированный административно-процессуальными нормами порядок рассмотрения индивидуально-конкретных дел, возникающих из административно-правовых отношений, не связанных со служебным (управленческим) подчинением. По существу, это порядок реализации административной ответственности.

Правореализация в названной сфере осуществляется посредством использования и применения административно-процессуальных норм, установленных (или санкционированных) государством в лице законодательных органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также организационно-технических (процедурных) правил, установленных органами исполнительной власти, ведомственными, региональными органами, включая органы местного самоуправления, в том числе территориальные (например, органы налоговой полиции). Ко второму виду норм относятся компетенционные (судоустройственные) правила, фиксируемые в положениях, инструкциях, наставлениях, приказах и т.д.

Данная статья подготовлена с учетом возможной раздельной кодификации административных материально-правовых и административно-процессуальных правовых норм, устанавливающих административную ответственность за правонарушения и регулирующих порядок ее реализации. Далее приводятся нормы соответствующих положений КоАП РФ 2001 г.

Административно-процессуальные нормы, применяемые в сфере административной юрисдикции, вступают в действие не во всех ситуациях, когда возникает необходимость реализации материально-правовых норм, обеспеченных санкцией, а только тогда, когда реализация последних может быть осуществлена в определенных организационных и правовых рамках. Например , при незафиксированном в установленном законом порядке административном правонарушении сам факт проступка остается вне организационных действий. Поэтому под процессуальными нормами понимаются "лишь те нормы, которые упорядочивают объективно обособившиеся сложные формы правоприменительной деятельности, необходимые для реализации других, чаще всего материально-правовых норм" <1>.

<1> См.: Шагиева Р.В. Процессуально-правовые нормы и их реализация в социалистическом обществе. Казань, 1986. С. 17.

Правовые нормы, регламентирующие порядок осуществления административной юрисдикции, содержат правила поведения и действий участников административного процесса. Характерно, что процессуальные нормы, применяемые в этой сфере, формулируются как права для одних участников разбирательства по делам и как обязанности - для других. При этом невыполнение таких обязанностей не всегда влечет применение санкций. Так, право лица, привлекаемого к административной ответственности, давать объяснения, заявлять ходатайства, участвовать при рассмотрении дела - это в то же время и обязанности субъекта правоприменения предоставить названному лицу возможность ознакомиться с материалами дела, рассмотреть и по возможности удовлетворить ходатайство, известить о времени и месте рассмотрения дела и т.п. С другой стороны, обязанность субъекта правоприменения совершать указанные действия, в случае ее невыполнения, не обеспечивается конкретными санкциями. Не всегда обеспечены материальными или процессуальными санкциями нарушения обязанностей и другими участниками административного процесса. Так, свидетель может нести административную ответственность за уклонение от исполнения возложенных на него обязанностей, а потерпевший - нет (ст. 17.9 КоАП РФ 2001 г.).

Есть все основания считать, что правовые нормы, регламентирующие осуществление административного процесса, обеспечивают реализацию субъективных прав и исполнение юридических обязанностей участников процесса. Они являются административно-правовыми нормами по своей правовой природе и представляют собой установленные законом или подзаконными актами правила совершения действий участниками административного процесса. Данные нормы направлены на реализацию мер государственно-правового воздействия в отношении лиц, нарушивших предписания должного поведения.

Процессуальные нормы призваны обслуживать прежде всего материально-правовые нормы, обеспеченные административно-правовыми санкциями материального права (например, административные наказания), а также процессуального характера (например, привод, административное задержание, отмена постановления, вынесенного неправомочным органом). Эти правовые нормы выполняют сложные функции по регулированию прав и обязанностей участников административного процесса, заинтересованных и не заинтересованных в результатах рассмотрения дела; они определяют порядок рассмотрения дел, вынесения постановлений и порядок исполнения последних. На их основе рассматриваются и разрешаются вопросы, связанные с исполнением постановлений.

Административно-процессуальные нормы приводят в действие весь правоприменительный механизм административного процесса - от включения в него субъектов правоотношения до окончания исполнения правоприменительного акта. Они в определенной мере универсальны, так как рассчитываются на применение в неограниченном множестве ситуаций, которые могут повторяться в процессе регулирования общественных отношений. Данные нормы регламентируют целиком порядок развития правоотношений: возникновение, изменение и (или) его прекращение.

В конкретных случаях административно-процессуальные нормы имеют конкретных адресатов: лицо, привлекаемое к административной ответственности, потерпевший, эксперт, переводчик, адвокат, субъект правоприменения и т.п.

Административно-процессуальные нормы имеют определенный предмет правового регулирования, обусловленный видом мер административного принуждения, поэтому однопорядковые нормы группируются в процессуальные институты, которые являются административными производствами. В отличие от материально-правовых норм административно-процессуальные нормы регулируют правоотношения в динамике, тогда как первые - в статике.

Административно-процессуальные нормы, являясь средством реализации материально-правовых норм, применяются в тех случаях, когда компетентные органы административной юрисдикции разрешают вопрос о применении санкции материально-правовых или процессуально-правовых норм (и назначении административного наказания или принудительном исполнении постановления).

Административно-процессуальные нормы реализуются посредством их соблюдения, исполнения, применения, что обеспечивает выполнение задач административного процесса. Применение норм - наиболее активная форма их реализации, находящая свое выражение в процессуальных актах-документах (протокол об административном правонарушении, протокол заседания коллегиального органа, рассматривающего дело, постановление органа или должностного лица) либо в действиях, совершаемых органами или должностными лицами (административное задержание, личный досмотр и досмотр вещей, изъятие вещей и документов). Перечисленные действия иногда называют актами-действиями <1>.

<1> См.: Горшенев В.М. Возрастание роли общественных организаций в применении норм советского права // Советское государственное право в период развернутого строительства коммунизма: Тез. докл. на межвуз. науч. конф. Л., 1961. С. 11 - 12.

Соблюдение и исполнение административно-процессуальных норм осуществляется в процессе регулирования правоотношений - при их возникновении, изменении и прекращении. Административно-процессуальные нормы могут применяться по аналогии.

Соблюдение процессуальных норм в административном процессе стимулируется процессуальными санкциями: рассмотрение дела некомпетентным органом влечет отмену постановления с направлением дела на новое рассмотрение (ч. 2 ст. 273 КоАП РСФСР 1984 г.). В некоторых случаях соблюдение норм в административном процессе обеспечивается применением санкций, содержащихся в нормах других отраслей права. Так, неисполнение или ненадлежащее исполнение постановления по делу об административном правонарушении либо утрата исполнительного документа влечет за собой наложение штрафа на виновное должностное лицо в соответствии со ст. ст. 344, 394 ГПК РСФСР; если при рассмотрении дела об административном правонарушении судья установит в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, признаки преступления, он обязан возбудить уголовное дело.

Характерные черты административно-процессуальных норм:

устанавливаются законами или подзаконными актами и являются нормативными предписаниями;

рассчитаны на неопределенное множество ситуаций;

по содержанию подразделяются на управомочивающие (орган административной юрисдикции вправе рассмотреть дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности), обязывающие (в некоторых случаях явка указанных лиц обязательна и обеспечивается приводом - ст. ст. 25.1, 27.15 КоАП РФ 2001 г.) и запрещающие (дело может быть рассмотрено только компетентным органом);

обязательно соблюдение их участниками административного процесса, которым нормы адресованы;

обеспечивают вынесение законных, обоснованных и справедливых постановлений.

Логически совершенная конструкция процессуальных норм, четкость содержащихся в них правовых предписаний призваны обеспечить гарантии законности в административном процессе. Процессуальным нормам отводится роль центрального звена в правовом механизме и, в частности, в производстве по делам об административных правонарушениях.

Административно-процессуальные нормы регулируют различные правоотношения, в которых выступают многочисленные участники административного процесса, степень заинтересованности, самостоятельности и активности которых различна.

Под процессуальным правоотношением понимается урегулированное процессуальными нормами общественное отношение, складывающееся между субъектами процессуальной деятельности по поводу реализации принадлежащих им прав и обязанностей, которые связаны с осуществлением (применением) материального закона в правоприменительной сфере деятельности государства и его органов <1>.

<1> См.: Галаган И.А. Сущность и общее назначение процессуальных норм и отношений в советском праве // Процессуальные нормы и отношения в советском праве. Воронеж, 1985. С. 77.

Цель процессуальных норм состоит в регулировании поведения и действий участников административного процесса, что и определяет содержание процессуальных правоотношений.

Круг участников административно-процессуального правоотношения значительно шире круга субъектов соответствующего материально-правового отношения. Если материально-правовое отношение возможно только между нарушителем административно-правовой нормы и органом государства, то в административно-процессуальные отношения наряду с ними включаются другие участники: потерпевший, свидетели, эксперты, переводчики, органы исполнения постановления и др.; кроме этого, связующим звеном и обязательным участником их всегда является государство в лице правомочных органов (должностных лиц), компетентных разрешать конкретное дело.

Административно-процессуальные нормы имеют тенденцию к дифференциации, т.е. детальному регулированию правоприменительного процесса, и общее количество таких норм будет увеличиваться. Например , в КоАП РСФСР 1984 г. в первой редакции его процессуальную часть составляют 114 статей; КоАП РФ 2001 г. содержит 163 "процессуальные" статьи, которые имеют значительный объем, что убедительно представлено в ст. 28.3 КоАП РФ 2001 г.

В результате создаются предпосылки для более совершенной их систематизации, в том числе в связи с пересмотром многочисленных законодательных и иных нормативных правовых актов, в составе которых содержатся материальные и процессуально-правовые нормы. Наряду с тенденцией к увеличению числа административно-процессуальных норм сохраняется тенденция к их унификации с вероятным сокращением числа ведомственных, региональных и локальных нормативных административно-процессуальных актов <1>.

<1> См.: Масленников М.Я. Порядок применения административных взысканий. М., 1998. С. 225 - 228.

С нормативно-правовым определением сущности и содержания административного процесса и функциональной дифференциации административно-процессуальных норм и организационно-технических (процедурных) правил открывается перспектива для внесения корректив в п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ об отнесении к совместному ведению Российской Федерации административного и административно-процессуального законодательства с "выходом" на создание Российского административно-процессуального кодекса, призванного регулировать процедуры правоприменения по делам об административных правонарушениях.

В целях обеспечения единства правоприменительного процесса представляется целесообразным исключить из правомочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления вопросы административно-процессуального законодательства. С материально-правовыми нормами дело обстоит более или менее ясно: штраф остается штрафом от Калининграда до Находки, а его предельные размеры определены КоАП РФ.

Правоприменительный процесс должен быть последовательным, логичным и четким. От "прописанности" процесса зависит в конечном итоге социальная эффективность действия правового механизма в целом.

В интересах формирования административного процесса как особой отрасли права необходимо определиться с категориями "административный процесс" и "управленческие процедуры", к которым относятся немедленное провозглашение принятого решения (постановления) или объявление только резолютивной части. Процесс проявляется там, где процессуальными нормами регламентирована последовательность стадий производства по делам и совершаемых участниками процесса действий, а также формы их фиксации и осуществления контроля за их реализацией (исполнением постановления либо иных решений).

Организационно-технические (процедурные) правила носят вспомогательный характер, и их несоблюдение правовых последствий не несет. Например , выписывание повестки не в помещении суда, а в ином месте не имеет значения для правильного рассмотрения дела.

Процесс совершенствования законодательства по осуществлению административной юрисдикции идет в направлении более детального правового регулирования порядка реализации материально-правовых норм, что вызвано объективными потребностями правоприменительной практики. Без организационно-технических (процедурных) правил административный процесс не может реализовываться, поэтому названные правила подлежат включению в административно-процессуальный кодекс.

Процессуально-правовые нормы и их особенности.

Специфика процессуальных норм не лишает их конструктивных качеств норм права, не исключает их из группы социальных норм и не изменяет ни одного из обязательных свойств правовой нормы (Н.А.Чечина).

Процессуальным нормам присущи признаки норм права: они носят волевой характер, объективны по содержанию, исходят от государства, устанавливаются и санкционируются им. Они служат определенным масштабом поведения, их назначение состоит в том, чтобы регулировать поведение субъектов, они обладают признаком формальной определенности, общеобязательности, неперсонифицированности, неоднократности действий и в соответствующих случаях, обеспечиваются возможностью государственного принуждения.

Особенности процессуальных норм вытекают из особенностей процессуальных отношений, которые ими регулируются и заключаются в следующем.

1.К особенностям относится категоричный характер их предписаний и адресуются, в основном субъектами, наделенными властными полномочиями.

2.Основной формой реализации является их исполнение, т.е. совершение активных действий, направленных на реализацию обязывающих правовых предписаний.

3.Нормы носят процедурный характер, описывают не только действия участников, но и способ, процедуру, последовательность их совершения.

Сложный характер процедурных норм предопределяется сложностью регулируемых процессуальных отношений: множественность участников процессуальной деятельности взаимосвязи, взаимозависимости, взаимоограничения одновременно нескольких субъектов; в ходе процессуальной деятельности осуществляется правоприменение, предполагающие специфический вид познания в ходе доказывания.

4.Совпадение субъективного права с юридической обязанностью. Однако процессуальные нормы, закрепляющие полномочия, в большинстве предполагают свободу усмотрения. Такое поведение обеспечивается санкциями в виде отмены решений.

Таким образом, отличие субъективного права от обязанности в составе полномочий органов и должностных лиц в процессуальном правоотношении проводится по признаку: последуют ли санкции за невыполнение предписаний процессуальных норм.

Под санкцией в процессуальной литературе понимают указание на неблагоприятные последствия, наступающие для субъекта процессуальных правоотношений при невыполнении либо ненадлежащем выполнении требований процессуальной нормы.

Такое понимание санкций характерно только для ученых представителей процессуальных отраслей права. Обычно под санкцией понимают применение принуждение за невыполнение правовой нормы. Вследствие этого в литературе высказывается мнение, что процессуальные нормы не содержат санкций. Такое мнение спорно, санкция – это неблагоприятные последствия, которые наступают за нарушение предписаний, содержащихся в нормах права.

Процессуальные санкции обладают рядом особенностей. Особенностью процессуального права является такое построение норм, когда за нарушение разных процессуальных норм предусмотрена одна санкция, которая формируется в виде отдельного предписания.

Особенностью процессуальных норм является то, что значительная их часть охраняется санкциями материального, уголовного, административного, гражданского права, но применяются они не вместо, а наряду с собственно уголовно-процессуальными санкциями.

Специфику санкций процессуальных норм составляет то, что они, главным образом, выражаются в таких последствиях как отмена процессуальных решений (актов), принятого в нарушение данной процессуальной процедуры, признание доказательства, полученного с нарушением закона, не имеющим юридической силы, оставление заявления или жалобы без движения, если не выполнены все требования закона к их составлению и подаче.

Иногда санкция процессуальной нормы может выражаться в признании недействительными, юридически ничтожными действий, не соответствующих требованиям процессуальной нормы.

И лишь в небольшом числе случаев выполнение норм процессуального права обеспечивается возможностью применения мер непосредственного принуждения. Таким образом, в отличие от норм материального права, которые преимущественно обеспечиваются мерами юридической ответственности или принудительным исполнением обязанности, процессуальные нормы обеспечиваются чаще всего при помощи восстановительных санкций.

6. Нормы процессуального права не могут конструироваться как предоставительно-обязывающие

Структура процессуальной нормы. Структура правовой нормы чаще всего имеет трехчленную структуру: Гипотеза – та часть правовой нормы, в которой содержится указание на условия ее действия, при которых норма приходит в «рабочее» состояние. Диспозиция – это та часть правовой нормы, в которой описываются масштабы (правила) образцы возможного, должного поведения участников регулируемого общественного отношения. Санкция – это та часть правовой нормы, в которой содержится мера государственного обеспечения правила поведения, которое предусмотрено в ее диспозиции.

Некоторые теоретики считают, что правовая нормы состоит из двух элементов, которые называются по-разному: первая часть нормы, обозначающая условия ее применения, именуется гипотезой или диспозицией, вторая часть – определяющая само правило поведения – диспозицией или санкцией. Мотовиловкер Е.Я. указывает, что логические отношения гипотезы, диспозиции и санкции не представляют структурного единства. Ни гипотеза, ни диспозиция логически непосредственно с санкцией не связаны: гипотеза – потому что она есть условие, влекущее диспозицию, диспозиция потому, что она как структурное образование является правовым предписанием, заканчивающим нормативное предписание. Диспозиция сама по себе логически не способна вызвать санкцию. Санкция актуализируется, если произойдет факт, препятствующий реализации первоначальных прав и обязанностей. Но это уже новый факт, отраженный другой гипотезой. Таким образом, санкция остается без своего логического обоснования. Мотовиловкер Е.Я. считает, что в норме права должен быть еще один элемент, который связывает диспозицию, гипотезу с санкцией и таким элементом он считает отрицание диспозиции. Этот элемент находится за пределами диспозиции. В соответствии с этой концепцией в праве действуют нормы – предписания, состоящие из гипотезы и диспозиции. При этом нормы, в состав которых входит юридический факт, связанный с предоставлением субъективных прав и юридических обязанностей, в целях обеспечения нормативной организации именуется регулятивным. Нормы, устанавливающие правовые последствия правонарушений и других обстоятельств, препятствующих осуществлению регулятивных норм, называются охранительными.



Сторонники трехэлементной структуры ввели понятие «нормативное предписание», под которым понимается сформулированное в тексте нормативного акта логически завершенное положение, направленное на регулирование определенного вида общественных отношений.

С другой стороны теоретическое и практическое значение трехэлементной структуры правовой нормы стало признаваться ее авторитетными критиками. В результате понятие нормы права исследуется в двух аспектах: 1) логическая норма; 2) норма – предписание. Логическая норма – это та, трехчленная норма, рассматриваемая как способ связи правовой системы на уровне ее первоначальных элементов.

Особого внимание заслуживает концепция О.Е. Лейста, он санкцию отрицает в качестве структурного элемента, а понимает как свойство правовой нормы.

Системность, указывает О.Е. Лейст, является существенным качеством права, а поэтому атрибутом правовой нормы признается не только санкция, но и гипотеза.

В конечном счете, этот взгляд отражает позицию, согласно которому санкции и гипотезы являются лишь «атрибутами» Следуя рассуждениям автора, можно сделать вывод о том, что правовая норма и диспозиция понятия тождественные. Такой вывод вытекает из положения о системности права, системность это общее свойство правовых норм. Но в отношении процессуального права, на наш взгляд, это качество проявляется наиболее ярко в своем практически абсолютном варианте. Как указывалось выше юридический процесс, возникший по конкретному делу, обслуживается не конкретными нормами, а целым комплексом норм. Поэтому нормами процессуального права и создается целостная система функционирования данного юридического процесса.

Особенностью норм процессуального права является, то, что диспозиция является первоначальным элементом нормы права. В одном случае, вступая во взаимосвязи с другими диспозициями она выполняет роль диспозиции, а в другом случае – гипотезы.

Основными юридическими фактами, опосредующими процессуальные отношения, являются процессуальные действия и сами процессуальные правоотношения, которые представляют собой реализацию субъективного права или юридической обязанности, т.е. определенное поведение, предусмотренное процессуальной нормой. Таким образом, условием действия одной диспозиции (гипотезой) является реализация другой диспозиции.

Под процессуальной нормой следует понимать установленное государством общеобязательное правило поведения процедурного характера, регулирующее общественные отношения, складывающиеся в сфере юрисдикционной и иной охранительной деятельности уполномоченных субъектов.

Процессуальные нормы в механизме процессуального правового регулирования. Для того чтобы получить правильное целостное представление о процессуально-правовом механизме, в котором все его элементы находятся в постоянном движении, развитии и диалектических взаимопереходах, необходимо уяснить, когда и при каких условиях, в какой связи и в связи с чем процессуальное предписание выполняет роль диспозиции, гипотезы и санкции.

Процессуальные нормы, также и материально-правовые нормы, могут быть регулятивными и охранительными. Роль диспозиции в собственном смысле слова (диспозиция в трехчленной структуре) в процессуально-правовом механизме выполняют регулятивные нормы, тогда как роль санкции выполняют охранительные процессуальные нормы. Охранительная норма и санкция – это та же диспозиция правило поведения, рассчитанное однако на случай отклонения от нормального развития процесса. Как диспозиция, охранительная процессуальная норма определяет, что вправе требовать управомоченный субъект процесса от обязанного лица, не желающего исполнять требования закона. В качестве санкции именно такое правило обеспечено мерами принуждения. Причем в качестве санкции такое правило выступает по отношению к обязанному субъекту, к лицу, допустившему нарушение. С позиции же управомоченного такое правило остается диспозицией. Поэтому несоблюдение управомоченным такой диспозиции влечет за собой вступление в действие нормы, обладающее всеми свойствами охранительного предписания.

В системе процессуальных норм, помимо регулятивных и охранительных норм выделяются организационные процессуальные предписания, определяющие порядок, условия и формы реализации регулятивных норм. Такие предписания, по мнению автора, выполняют функцию гипотез в механизме процессуального регулирования, и к ним относятся, например, правила, определяющие подведомственность и подсудность.

Виды процессуальных норм. В зависимости от функции в механизме процессуального регулирования, процессуальные нормы подразделяются на нормы конкретного содержания (собственно правила поведения) и нормы общего содержания.

Процессуальные номы конкретного содержания – это большинство правовых норм, обладающих представительно обязывающим характером, т.е. непосредственно устанавливающих права и обязанности субъектов процесса, условия и порядок их реализации. Так, например, ст. 34 ГПК РФ, содержащая процессуальную норму конкретного содержания, указывает на право истца в гражданском процессе изменить основания или предмет иска, увеличить или изменить размер исковых требований, одновременно, той же нормой предусматривается обязанность суда признать эти действия, если они не противоречат закону и не нарушают интересы других лиц.

Процессы специализации, свойственные праву, приводят к тому, что в его системе обособляются нормы, имеющие высокий уровень обобщения практики предписания – нормы общего содержания. Они являются нормами опосредованного регулирования, участвуют в правовом регулировании в системе с другими правовыми нормами.

Среди норм общего характера в системе процессуального права выделяют: нормы-задачи, нормы-принципы; нормы обобщения (юридические конструкции, предписания-дефиниции; статутные нормы).

Нормы-задачи выражают намерения законодателя, указывают на тот результат, который он стремиться достичь, устанавливая процессуально-правовые нормы. Так, например, положения ст. 24.1 КоАП указывают на результаты, которые необходимо достичь в процессе производства по административному делу: всесторонне полно, объективно, и своевременно выяснить обстоятельства каждого дела, разрешить его в соответствии с законом, обеспечить исполнение вынесенного постановления, выявить причины и условия, способствующие совершению административных правонарушений. Нормы-принципы, предписания-принципы. Эти нормы определяют направление общественного поведения и становятся наиболее общим социальным ориентиром, закладывает фундамент правового регулирования общественных отношений.

Для процессуального права характерна более высокая степень обобщенности нормативных предписаний, и соответственно большее количество, чем в отраслях материального права, предписаний-принципов. Наиболее полно учение о принципах разработано в уголовно-процессуальном праве.

Принципы права являются основополагающими началами, общими идеями, исходными положениями, его основанием, они выступают в качестве категории правосознания. Каждый принцип - это идея, мысль как продукт человеческого мышления об общем и наиболее существенном представлении о праве, правовом мировоззрении, о ценности права. Идеи-принципы дают представление о долженствующем в праве, каким оно должно быть. С другой стороны принципы выступают в виде положений нормативного характера. Поэтому в науке процессуального права приемлемой является точка зрения, что принципы процессуального права – это основополагающие, руководящие идеи, имеющие нормативно-правовой характер.

Вопрос о нормативности принципов права является дискуссионным, например, И.Р. Демидов считает, что идеи-принципы не всегда получают свое процессуальное закрепление. И далее ученый указывает: «Свое регулирующее воздействие на правоприменительную практику могут оказывать и такие правовые идеи-принципы, которые не закреплены в процессуальном законе».

Большинство автором полагают, что несмотря на то, что принципы вырабатываются наукой, обязательную силу они приобретают только после их закрепления в законодательстве. Назначение правовых принципов, в обеспечении идеологического единства.

Идеи, не получившие закрепления в законодательстве, остаются началами правосознания, научными выводами, представляют собой замысел нормы-принципа, а не правовую норму. Нормативность имманентное свойство принципов, неотделимое от природы процесса как особого рода государственно-правовой деятельности. Принципы носят императивный, властно-повелительный характер, они содержат обязательные предписания, исполнение которых обеспечивается арсеналом правовых средств.

Принципы процессуального права – это теоретически обоснованные и законодательно закрепленные основные правовые идеи, которые выражают демократическую и гуманистическую сущность юридического процесса.

Нормативные обобщения (предписания-дефиниции, конструкции) являются средством правового закрепления контуров облика целостного юридического явления, а также средствами оценки фактических обстоятельств, критерием обоснованности юридической квалификации во всех видах юридической деятельности, им присуща роль своего рода трафарета для удостоверения юридической характеристики определенного фактического обстоятельства, состояния, имеющего юридическое значение.

Характером нормативных обобщений ст 42, 46, 47, ст 5 УПк РФ ст. 49 ГПК РФ.

Статутные нормы или закрепительные направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений. Развитие этой разновидности норм связано с выведением за скобки некоторых общих моментов в правовом опосредовании общественных отношений. К их числу относятся, например, нормы, регламентирующие процессуальную правосубъектность подведомственность юридических дел.

Особенность правовой природы статутных предписаний заключается в том. что они вместе с нормативными обобщениями составляют ядро.

Процессуально-правовые нормы определяют:

1) задачи и цели охранительной деятельности;

2) принципы этой деятельности и принципы организации юридикционных органов;

3) отношение юрисдикционных и примыкающих к ним органов и должностных лиц с друг другом;

4) объем и содержание компетенции (юрисдикции) названных органов;

5) объем и содержание процессуальной правоспособности и дееспособности участников процесса;

6) условия, порядок и формы возбуждения, движения, и окончания процессуальной деятельности:

7) свойства и последствия юрисдикционного акта;

8) порядок обжалования и пересмотр таких актов;

9) порядок принудительного их исполнения.