Кодифицированный закон. Кодификация законодательства. Виды кодификационных актов. Что собой представляет кодификация законов

II отделение должно было заниматься кодификацией законов, ему же «в порядке верховного управления» вменялось в обязанность разрешать отступления от законов. Иными словами, император контролировал всю законотворческую деятельность. Другие отделения ведали воспитательными и благотворительными учреждениями, подготовкой реформы в государственной деревне, кавказскими делами. В целом императорская канцелярия, выполняя не только надзорные функции, подменяла собой соответствующие ведомства, ее деятельность неизбежно вносила дезорганизацию в работу государственного аппарата. Достигавшаяся при этом предельная централизация давала кратковременный эффект.
Отвергнув конституционные начинания Александра I, Николай I противопоставил им систему, которая давала возможность упорядочить российское законодательство, ограничить судебный и административный произвол. Он придавал большое значение кодификации законов, что означало систематизацию действующего законодательства. При самодержавном правлении не только законодательные акты и указы, но и распоряжения монарха имели силу закона. Со времен Соборного уложения царя Алексея Михайловича накопилось так много противоречивых установлений, что давней актуальной задачей стало создание нового всеобъемлющего законодательства, своего рода нового Уложения.
Отказавшись от этой мысли, которая была не по плечу даже Екатерине II, Николай I поручил Второму отделению распределить в хронологическом порядке и подготовить к печати законы Российской империи от 1649 г. до конца царствования Александра I. Так возникло «Полное собрание законов Российской империи». Затем Сперанским и его сотрудниками из них были выбраны и распределены по соответствующим разделам те, что должны были составить действующее законодательство. К 1832 году был подготовлен знаменитый «Свод законов Российской империи», который начал действовать как «положительный закон» с 1 января 1835 г.
Николай I не поощрял стремление Сперанского внести дополнения и изменения в действующее законодательство. Ему органически было чуждо творческое начало. Свод законов выполнял регламентирующую и стабилизирующую роль, но с его появлением ничего нового в административную и судебную практику самодержавия внесено не было. Объективно он укреплял всевластие бюрократии, и логично, что за его создание светоч александровской либеральной бюрократии Сперанский получил орден Андрея Первозванного.
Самодержавная власть. Первый раздел первого тома свода законов носил характерное название: «О священных правах и преимуществах верховной самодержавной власти». Здесь были изложены правовые понятия, определявшие объем полномочий царя. Первая статья этого раздела гласила: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Это была апелляция к теории божественного права, которая в XIX в. безнадежно устарела. Согласно дальнейшим статьям, Российская империя управлялась на «твердых основаниях положительных законов, исходивших от самодержавной власти». Иными словами, император был единственным источником законности.
Свод законов знал принцип разделения властей, который особо тщательно оговаривался в отношении прав и обязанностей министерств. Власть законодательная, как составляющая ведение Государственного совета, и власть судебная, как принадлежащая Сенату и судебным местам, были исключены из их функций: «Существо власти, вверяемой министрам, принадлежит единственно к порядку исполнительному: никакой новый закон, никакое новое учреждение или отмена прежнего не могут быть установляе-мы властию министра». И далее: «Никакое министерство само собою никого судить и никаких тяжб решить не может». Министерствам принадлежала исполнительная власть: «В порядке государственных сил министерства представляют установление, посредством коего верховная исполнительная власть действует на все части управления». Функциональное разделение властей, установленное Сводом законов, упорядочивало работу государственного механизма, но не могло заменить отсутствие политической системы подлинно независимых и взаимно уравновешивающих ветвей власти.
Утверждая прерогативы самодержавия, Николай I следовал наставлениям Карамзина, которого он высоко ценил, и верил в самодержавную инициативу. Когда в 1830 г. во Франции началась революция и была свергнута династия Бурбонов, он рассуждал о том, что «Россию наиболее ограждает от бедствий революции то обстоятельство, что у нас со времен Петра Великого всегда впереди нации стояли ее монархи».
Восстание в Варшаве в ноябре 1830 г. император воспринял как личное оскорбление, в особенности потому, что он как польский король в мае 1829 г. исполнил неприятный ему обряд коронации и присягнул на верность конституции. Против повстанцев, которые объявили о свержении династии Романовых с польского престола, были направлены войска И. И. Дибича, которого затем сменил И. Ф. Паскевич. Восстание было подавлено, и в феврале 1832 г. был издан Органический статут, по которому Царство Польское объявлялось неотъемлемой частью Российской империи. Российский император делался наследственным обладателем польской короны, и отпадала необходимость отдельной коронации. Польский Сейм был ликвидирован, армия распущена. Царь покончил с главным конституционным начинанием Александра I, с надеждами на возвращение правительственного реформизма.

один из видов законодательной деятельности, состоящей из издания законов, систематизирующих по определенному плану отдельную отрасль или иную часть права государства. В процессе К. отбрасывается часть устаревшего нормативно-правового материала, внутренне увязываются и рубрицируются части нормативно-правовых актов, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием. К. обычно сопровождается большой научной работой; создание некоторых кодексов становится важным этапом в развитии права данной страны, а иногда и права в целом. Такой сложный характер кодификационных работ объясняет, почему разработка и принятие важнейших кодифицированных актов в некоторые странах занимает до 20-30 лет. От другого способа систематизации права - инкорпорации - К. отличается по методу. К. как вид издания сложных законов, охватывающих какую-либо отрасль права или законодательства, противопоставляется так называемому фрагментарному законодательству, устанавливающему частные правовые положения.

История К. восходит ко времени падения Римской империи (V В.), когда стали предприниматься попытки систематизировать огромный правовой материал, накопленный римлянами за несколько столетий. Главным итогом этих усилий стал Свод Юстиниана, подготовленный в Византии в VI в.

Крупные кодификационные работы проводились в Европе в период позднего средневековья и начала Нового времени. Однако характер этих К. резко отличался от современного. Во-первых, создатели кодифицированных актов стремились охватить в них все национальное право, а не его отдельную отрасль; во-вторых кодексы XII-XVIII вв. отличала казуистичность, крайне слабая систематизация материала, отсутствие общей части. Первой из таких кодификаций стали Семь Партид (исп. Siete Partidas) - всеобъемлющая кодификация, составленная в Кастилии (Испания) в 1256-1263 гг. и заложившая основы национального права Испании. В середине XVII в. была осуществлена кодификация русского права под названием Соборное уложение 1649 г. Примерно в тот же период были составлены Кодекс короля Христиана V, принятый в Дании в 1683 г. (в 1687г. его действие было распространено на Норвегию под названием "Норвежское право"), и Свод законов Шведского государства 1734 г., которые формально действуют и поныне.

В Европе переход к современной К., начался на рубеже XVIII-XIX вв. К это-му периоду относится осуществление трех крупнейших гражданских кодексов: Общее земское право прусских провинций (1794), сокращенно – Ландрехт; Австрийское гражданское уложение (1811) и Французский гражданский кодекс (1804) (см. Кодекс Наполеона). Почти на 100 лет позже вышло Германское гражданское уложение (1896). Во главе движения за К. стоял Бентам, посвятивший значительную часть своих трудов этой идее. Он исходил из той мысли, что законы должны преследовать наибольшее благо наибольшего количества людей; по своему содержанию они должны быть универсальны; по форме - общедоступны и ясны. Все эти качества достигаются путем издания их в виде писаного кодекса. Свои мысли Бентам попытался осуществить на практике. Он написал обширный универсальный кодекс права, предназначенный для всех народов.

Полностью отвергли идею К. в Англии, где возражения против К. вытекали из самой природы общего права. Значительная часть права, особенно права гражданского, здесь развивалась вне всякого воздействия со стороны законодателя, путем создания судьями прецедентов. Кодифицировать это право недопустимо уже потому, что тогда ему придется придать жесткую форму, которая лишит общее право его главной ценности - свободной приспособляемости к конкретным обстоятельствам дела. Кроме того, застывшее кодифицированное право не может предусмотреть изменений в общественных отношениях, что потребует его постоянной переделки.

В то же время в других странах, правовая система которых в большей или меньшей степени основана на общем праве, К. проводилась, хотя и менее последовательно. чем в странах континентальной правовой системы. В США с середины XIX в. К. активно развивалась на уровне штатов, где были приняты собственные гражданские и уголовные кодексы. Среди них видное место занимают гражданские кодексы Калифорнии (1872). Луизианы (1875), Нью-Йорка, Небраски (1909) и др. уголовные кодексы Нью-Йорка (1881, 1967), Висконсина (1956), Иллинойса (1961), Миннесоты (1963) и др. Методы американской кодификации весьма близки к инкорпорации, и в кодексах обычно отсутствует так называемая общая часть. С начала XX в. на уровне федерации принимаются так называемые "модельные кодексы".

В дореволюционной России К. проводилась, однако к 1917 г. была далека от завершения. Несмотря на значительные усилия русских ученых-цивилистов, так и не удалось принять Гражданское уложение. В советском государстве кодификационные работы начались сразу после окончания гражданской войны и охватили все основные отрасли права. К. происходила (после образования СССР) в основном на уровне союзных республик. На уровне Союза принимались Основные начала по отдельным отраслям права.

В послевоенный период, и особенно в конце 50-х - начале 60-х гг., проходит вторая масштабная К. советского законодательства. В результате были приняты союзные Основы законодательства и Гражданский, Гражданско-процессуальный, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы в союзных республиках. Всего в 1958-1977 гг. было принято 15 Основ законодательства. С меньшей интенсивностью К. продолжалась и в 70-80-е гг., когда были приняты Кодекс законов о труде РСФСР (1971). Жилищный кодекс РСФСР (1983), Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (1984).

Смена социально-экономической и политической систем, образование нового Российского государства обусловили последнюю по времени К. отечественного права. В 1993 г. принят Таможенный кодекс РФ. В 1994 г. была принята и вступила в силу с 1 января 1995 г. первая часть Гражданского кодекса РФ, в 1995 г. принята и с 1 марта 1996 г. действует вторая часть Кодекса, посвященная отдельным обязательствам. Приняты также новые семейный (1995). Водный (1995), Уголовный (1996). Уголовно-исполнительный (1997), Воздушный (1997), Лесной (1997), Градостроительный (1998) кодексы, Кодекс торгового мореплавания (1999).

Кодификационные работы проводятся также на уровне субъектов РФ. В ряде из них в 90-е гг. приняты собственные жилищные (Башкортостан, Коми), водные (Башкортостан), земельные (Башкортостан, Татарстан, Карелия), лесные (Татарстан, Саратовская область), градостроительные (Томская и Мурманская области) кодексы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Кодификация законодательства - это вид систематизации, осуществляется путем переработки и сведения в процессе нормотворчества норм права, содержащиеся в различных нормативно-правовых актах, в логически согласованную, построенную на научных принципах систему и создание на этой основе нового единого нормативно-правового акта.

Признаками кодификации являются:

1) по консолидация, она всегда является официальной классификацией, что осуществляется в пределах нормотворческой деятельности;

2) результатом кодификации является издание нового (кодифицированного) нормативно-правового акта;

3) в процессе кодификации появляются новые элементы системы права - нормы и институты права, принципиально отличает кодификацию от других видов систематизации;

4) с вступлением в силу кодифицированным актом предыдущие акты, регулирующие аналогичные общественные отношения, теряют силу полностью или в части, противоречащей этому акту.

Результатом кодификации является издание кодифицированного акта - нового сводного нормативно-правового акта, системно и исчерпывающе регулирует определенную сферу общественных отношений - на уровне отрасли или подотрасли права.

Кодифицированные акты составляют тот фундамент, на котором строится новое законодательство. Они упорядочивают нормативно-правовой массив, устраняют имеющиеся противоречия, унифицируют правовой категорийный аппарат, обеспечивают терминологически-языковое единство нормативно-правовых актов.

В отличие от результатов других видов систематизации кодифицированный акт не только упорядочивает действующее законодательство, но и качественно, методологически совершенствует его. Кодекс является свидетельством высокого уровня развития юридической науки и законодательной техники и одновременно мощным толчком к дальнейшим научных исследований соответствующей отрасли, разработка и издание новых нормативно-правовых актов во исполнение его норм. Подготовка к его изданию, как правило, занимает годы и даже десятилетия (так, накопления необходимого научного потенциала, подготовки и непосредственное обработки Германского гражданского уложения заняло почти весь XIX в.).

По уровню переработки и обновления правовых норм исторически сложились два основных метода кодификации: кодификация-компиляция и кодификация-реформа.

Кодификация-компиляция - это метод кодификации законодательства, что предполагает собрание действующих норм права и их приведение в определенную кодифицированную форму без существенных изменений.

Этот метод используется в случае, если целью кодификации является упрощение и унификация законодательства. Многие известные истории кодификаций осуществлено именно по этому методу. Среди них - Русская правда, Соборного уложения 1649 г.., Хозяйственный кодекс Украины.

Кодификация-реформа - это метод кодификации законодательства, предусматривающего собрание норм права и их приведение в определенную кодифицированную форму с существенными изменениями, в частности созданием принципиально новых норм и институтов.

Этот метод является более сложным, более длительным, предусматривает более высокий уровень юридической науки и нормотворческой мастерства. Как правило, он используется на тех этапах реформирования общества, предусматривающие одновременное реформирование правовой системы и достижения не только чисто юридических, но и других целей - утверждение и закрепление новых цивилизационных стандартов, нового типа государственного режима, принципиально новых отношений собственности и тому подобное. Такими кодификациями является Французский гражданский кодекс 1804, известный как Кодекс Наполеона, Германское гражданское уложение 1896 Среди примеров современных отечественных кодификаций-реформ - Гражданский кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины, Уголовный процессуальный кодекс Украины.

Главными видами кодифицированных актов с Основы законодательства и кодексы.

Основы законодательства содержат наиболее общие нормы права и определяют цели и принципы правового регулирования определенной группы общественных отношений. Они выдаются обычно в странах с федеративной формой государственного устройства и имеют целью унификации будущих однотипных законодательных актов субъектов федерации. Такие кодификации выдавались, например, в Российской Федерации в 1993

В национальной правовой системе Украины специфической целью Основ законодательства является закрепление наиболее общих, принципиальных положений, в дальнейшем должны стать стержневыми для новых законов. В настоящее время в Украине действуют основы законодательства о здравоохранении, об общеобязательном государственном социальном страховании. Эти нормативно-правовые акты утверждены законами Украины, содержат нормы прямого действия и является фундаментом для создания соответствующих законов и подзаконных актов.

Кодекс является единственным, возведенным, юридически и логически целостным, внутренне согласованным нормативно-правовым актом. Он обеспечивает на научной основе полное, обобщенное и системное регулирование соответствующей отрасли или подотрасли права.

В настоящее время действующими являются 22 кодексы Украины: Гражданский, Семейный, Земельный, Жилищный, законов о труде, Хозяйственный, Уголовный, об административных правонарушениях, Бюджетный, Налоговый, Таможенный, Гражданский процессуальный, административного судопроизводства, Хозяйственный процессуальный, Уголовный процессуальный, Уголовно-исполнительный, Воздушный, Лесной, о недрах, Водный, торгового мореплавания, защиты. Законодательная деятельность по кодификации законодательства является непрерывной. Так, на стадии проработки находятся проекты Трудового, Избирательного кодексов Украины, а также изменений в действующие кодексы.

Кодексы является важным фактором стабильности системы законодательства, национальной правовой системы в целом. Они действуют, как правило, в течение многих лет. Нормы других нормативно-правовых актов, даже законов не должны противоречить соответствующим кодексам. Так, согласно ч. 2 ст. С ЗК Украины земельные отношения регулируются этим Кодексом и другими нормативно-правовыми актами, если они не противоречат настоящему Кодексу. Согласно ч. 2 ст. 4 ГК Украины, если субъект права законодательной инициативы подал в Верховную Раду Украины проект закона, который регулирует гражданские отношения иначе, чем этот Кодекс, он обязан одновременно подать проект закона о внесении изменений в настоящий Кодекс, причем оба проекта рассматриваются Верховной Радой Украины одновременно. Указанными нормами законодатель определяет особое место кодексов в системе законодательства, обеспечивающего стабильность правового регулирования.

Основными видами кодификаций является отраслевая и специальная.

Отраслевая кодификация осуществляется на уровне определенной отрасли законодательства. ее результатам в Украине издания, например, ЦК, УК, ГПК, УПК.

Специальная кодификация осуществляется в пределах определенной подотрасли законодательства. В результате проведения этого вида кодификации в Украине выдано, например, Бюджетный, Налоговый, Таможенный кодексы.

Особым видом систематизации законодательства является создание свода законов - собрание в одном нормативно-правовом акте всего действующего законодательства государства, расположенного в хронологическом порядке или по отраслям права.

Этот систематизированный акт отличается такими главными признаками:

1) он всегда является официальным источником нормативно-правовых актов, поскольку выдается от имени и по поручению органа законодательной власти;

2) свод законов имеет приоритет перед всеми предыдущими официальными публикациями законов, содержит их действующую редакцию;

3) он является собранием всех действующих законов без исключения (а не кодификацией по отраслевому принципу)

4) этот вид систематизации предполагает большую предварительную законотворческую работу по согласованию норм права, устранения коллизий и пробелов в законодательстве, отмены устаревших норм, объединения законов, регулирующих одинаковые вопросы, в единые законодательные акты и тому подобное.

Деятельность по разработке свода законов имеет свойства консолидации и кодификации, он занимает отдельное, особое место среди других результатов систематизации. Работа по подготовке и изданию свода законов является длительной, тяжелой, предусматривает чрезвычайно высокий уровень юридической науки и законодательной техники.

Истории юриспруденции известны реальные примеры создания таких универсальных актов. Первым из них считается древнеримский Свод законов Юстиниана, в XVI в. получил название Corpus juris civilis - Свод гражданских законов. В истории русского права первым и самым известным полноценным актом такого типа был Свод законов Российской империи 1833 Он состоял из 16 больших томов, содержал в хронологическом порядке все законы Российской империи, начиная с Соборного уложения 1649, и был признан единственным действующим законодательным актом страны.

Следует отметить, что кодификации является важным показателем уровня прогресса человечества, образцом юридической мысли. Почетное место в сокровищнице мировой культуры занимают первый из выдающихся кодексов - вавилонский кодекс Хаммурапи, оригинал которого в виде базальтовой стелы сохраняется в Дувре (Париж), римские Законы XII таблиц и Corpus juris civilis, Русская правда - памятник средневековой отечественной юридической мысли, знаменитые кодификации XIX в. - Кодекс Наполеона, Германское гражданское уложение, Свод законов Российской империи и др. Эти образцы систематизации законодательства являются выдающимися памятниками не только юридической мысли, но и мировой цивилизации в целом.

Кодификация российских законов при Николае I началась в 1826 году. В результате длительной работы большого количества юристов был подготовлен Свод, куда попали все акты и нормы, действовавшие на территории империи. Это собрание законов с приложениями и объяснениями было издано в 1833 году.

Проблема громоздкого законодательства

К моменту вступления на престол Николая I кодификация законов стала одной из самых насущных задач, вставших перед российской властью. Проблема заключалась в том, что на протяжении многих десятилетий в стране появлялись новые своды, уложения и указы, которые порой противоречили друг другу. Кодификация нужна была для того, чтобы систематизировать законы, привести их в единый понятный порядок.

За эту проблему брались еще предшественники Николая I, в том числе его бабушка Екатерина Великая и старший брат Александр I. Новый правитель взялся за кодификацию сразу после того, как только оказался на престоле. Николай пришел к власти на фоне Декабристского восстания, устроенного сторонниками политических преобразований в стране. Николай всю оставшуюся жизнь принимал решения, оглядываясь на события 1825 года. Для него кодификация законов была одним из способов упрочить государственный строй.

Неэффективность правовой системы

То, что властный аппарат был неэффективным и перегруженным пережитками прошлого, ни для кого не было секретом. Часто действия разных органов или чиновников противоречили друг другу из-за юридических лазеек и дырок в законах, регламентировавших их работу. Кроме того, эта ненормальная ситуация стала плодородной почвой для роста коррупции.

Кодификация законов была поручена Он некоторое время был приближенным и являлся автором многих его либеральных проектов и реформ. Накануне войны 1812 года Сперанский был в опале и оказался в почетной ссылке. Теперь Николай I вернул его в строй, надеясь на опыт и глубокие знания реформатора. Сперанский тут же стал слать императору в которых обрисовывал деятельность прежних комиссий по преобразованию законодательства и планы предстоящей кодификации.

Учреждение Второго отделения

Николай I одобрил идеи Михаила Сперанского. В апреле 1826 года специально для предстоящей работы по анализу законодательства было создано Второе отделение императорской канцелярии. Перед новым органом была поставлена четкая цель - составить Свод законов Российской империи. Кодификация проводилась множеством редакторов. Им были предоставлены все необходимые ресурсы. Юристам пришлось проверить колоссальную массу документов. Сперанский и его подчиненные пользовались плодами работы прежней Комиссии составления законов времен Александра I, так и не успевшей завершить свою работу.

Во Втором отделении стали работать юристы, правоведы, историки, статистики и важные государственные деятели. Вот только неполный список имен: Константин Арсеньев, Валериан Клоков, Петр Хавский, Дмитрий Замятин, Дмитрий Эристов, Александр Куницын и т. д. Все эти люди представляли собой интеллектуальную элиту страны. Они были лучшими в своих областях, а объединив усилия, смогли сделать, казалось бы, невозможное. Кодификация законов до того считалась невероятной. Достаточно сказать, что специалистам пришлось включать в будущий Свод документы, датированные XVII веком и все еще действовавшие на территории России.

Сбор документов

Оригинальные бумаги хранились в разных архивах, разбросанных по всей стране. Некоторые документы пришлось искать в зданиях упраздненных учреждений. Такими органами были: Вотчинный департамент, закрытые приказы и т. д. Кодификация российских законов осложнялась и тем, что все еще не существовало единого реестра, по которому могли бы сверяться составители Свода. Второму отделению пришлось создавать его с нуля, ориентируясь на московские, сенатские и министерские архивы. Когда реестр, наконец, был готов, оказалось, что в него попало более 53 тысяч актов, принятых в разных столетиях.

В Санкт-Петербурге требовали редкие книги, которые могли отыскиваться и доставляться неделями. Кодификация законов Российской империи заключалась еще и в ревизии текста. Специалисты сравнивали несколько редакций, анализировали старые источники, проверяли их правомочность, вносили и вычеркивали из реестра. Многие акты фактически дублировали друг друга, хотя могли быть приняты в разное время и по разным поводам. В таких случаях, как правило, ориентировались на более ранний документ, оставляя его для черновика Свода.

Анализ исторически актов

Точкой отсчета для Второго отделения стало принятое в 1649 году при царе Алексее Михайловиче. Юристы включили в Свод этот сборник и все последующие законы. Туда попали даже отмененные и недействующие документы (в качестве приложения в Полном собрании). При этом специальная комиссия параллельно занялась анализом сохранившихся источников, датированных ранее 1649 года. Они были изданы отдельно в виде самостоятельной публикации под названием «Акты исторические».

Кодификация законов при Николае 1 проходила по следующему принципу. Бралась определенная область (например, гражданская). Ее исследовали отдельно от других. При этом то же гражданское законодательство было поделено на несколько исторических периодов. Это облегчало процесс систематизации, хотя он все равно был сложным. Особенно мучительной стала работа над уголовным законодательством. Обозрение его исторического развития составлялось несколько месяцев. В июле 1827 года результат данной работы был в качестве «пробы пера» предоставлен императору. Он остался доволен. Кодификация законов при Николае 1 проходила медленно, но верно.

Правила составления Свода

Организуя работу Второго отделения, Михаил Сперанский решил не рисковать, а взять за основу былой зарубежный опыт в подобных предприятиях. Искать долго не пришлось. В качестве ориентира были выбраны рекомендации Этот английский философ в начале XVII века исследовал юридическую теорию и оставил после себя богатое книжное наследие. Опираясь на его рассуждения, Михаил Сперанский сформулировал несколько правил, по которым в итоге стал составляться Свод российских законов.

Исключались повторения. Слишком длинные формулировки законов сокращались, при этом Второе отделение не имело права касаться их сущности. Делалось это для будущего упрощения работы государственных органов, судов и т. д. Законы распределялись по предметам регулирования, после чего они излагались в форме статей, которые и попадали в Свод. В итоговом издании каждый фрагмент имел свой номер. Человек, пользовавшийся Сводом, мог быстро и легко найти интересующий его акт. Именно этого и хотел достичь Николай 1. Кодификация законов, кратко говоря, стала одним из самых важных начинаний его правления. Предварительная подготовка Свода была закончена.

Значение деятельности Сперанского

Можно с уверенностью сказать, что без Сперанского не была бы проведена кодификация законов российской империи. Он руководил всей работой, раздавал рекомендации подчиненным, разрешал затруднения и, наконец, докладывал царю о достижениях Второго отделения. Михаил Сперанский был председателем итоговой комиссии, которая анализировала и перепроверяла черновики частей будущего издания. Именно его настойчивость и энергия позволили управиться с огромной работой сравнительно быстро.

Однако были и причины, по которым кодификация законов Российской империи при Николае 1 затягивалась. Это происходило, потому что проекты часто возвращались обратно к составителям из-за замечаний ревизоров. Сам Сперанский вычитал каждую строчку в 15 томах Свода. На черновиках, которые ему не нравились, он оставлял свои замечания. Так проект мог курсировать между составителями и комиссией по несколько раз, пока, наконец, его не отшлифовывали до блеска.

Толкование устаревшего права

Согласно требованиям, которые выдвинул Николай 1, кодификация законов не была просто механической работой по переписыванию документов. Давние акты и уложения составлялись на устаревшем варианте русского языка. Составителям Свода приходилось избавляться от таких формулировок и писать их заново. Это была колоссальная работа по толкованию права. Прежние нормы и понятия нужно было перенести на тогдашние условия российской действительности XIX века.

Каждый закон сопровождался массой примечаний и ссылок на источники. Так статьи становились достоверными, а читатели могли при желании проверить подлинность законов. Особенно много пояснений и дополнений было к старым актам, появившимся в XVII-XVIII вв. Если составители отступали от оригинального текста или использовали его модификацию, то это обязательно указывалось в приложении.

Ревизия

Окончательная проверка Свода проводилась в специальном ревизионном комитете. В него вошли представители сената и министерства юстиции. В первую очередь проверялись уголовные и основные законы государства.

Ревизоры внесли множество поправок. Они настояли на том, что в Свод должны были быть добавлены нормы, имевшиеся в распоряжениях и циркулярных предписаниях различных министерств. Например, этого добивался глава финансового ведомства Егор Канкрин. В Российской империи все основывалось на разрозненных предписаниях его министерства.

Издание Свода

Непосредственная работа над составлением и ревизией издания проводилась с 1826 по 1832 гг. В апреле 1832-го появился первый пробный том. Манифест о полном издании Свода был подписан императором Николаем I 31 января 1833 года. В знак признательности царь наградил всех причастных к огромной работе званиями, пенсиями и т. д. Для монарха издание свода стало вопросом чести, так как он с самого начала своего правления озаботился этой задачей. Руководитель Второго отделения Михаил Сперанский получил высшую государственную награду - орден Андрея Первозванного. Кроме того, незадолго до смерти, в 1839 году, он стал графом.

Перед своим изданием Свод прошел проверку в Государственном совете, которой руководил председатель этого органа Виктор Кочубей. На заседаниях присутствовал и император. Так завершилась кодификация законов при Николае 1. Дата этого события (31 января 1833 года) была навсегда вписана в историю российского правоведения и юриспруденции. При этом в манифесте предусматривался подготовительный срок, в течение которого государственные органы должны были ознакомиться со Сводом и подготовиться к началу его использования. Это издание вступало в силу 1 января 1835 года. Действие его норм распространялось на всю территорию Российской империи.

Недостатки

Хотя Свод обладал стройной внешней формой, она не соответствовала характеру внутреннего содержания. Законы исходили из разных принципов и были неоднородными. В отличие от западноевропейских сборников, Свод составлялся по принципу инкорпорации. Он заключался в том, что законы не менялись, даже если противоречили друг другу. Второе отделение имело право лишь сокращать формулировки.

Николай не стал затрагивать суть законодательства, потому как видел в этом начинании опасную реформу. Все свое правление он старался сохранить прежний порядок, державшийся на самодержавном строе. Это его отношение к действительности повлияло и на кодификацию.

Структура Свода

Сперанский предложил составить Свод согласно принципу римского права. Его система основывалась на двух основных частях. Это было частное право и право публичное. Сперанский разрабатывал свою систему для того, чтобы упростить работу со Сводом.

В итоге весь материал был разделен на восемь отделов. Каждый из них соответствовал определенной отрасли права - государственной, административной, уголовной, гражданской и т. д. В свою очередь восемь книг вмещали в себя 15 томов.

Значение кодификации

Появление Свода ознаменовало новый этап в развитии отечественного права. Граждане страны впервые получили систематическое и простое в обращении издание, с помощью которого можно было свериться с действующими законами. До того система права была противоречива и состояла из эклектичных частей. Теперь период бессистемности остался в прошлом.

Началось бурное развитие российской правовой культуры. Теперь чиновникам стало сложнее злоупотреблять своими полномочиями. Их действия можно было легко проверить, сверившись со Сводом. Народ наконец узнал, что такое закон и как он применяется. Для России издание Свода фактически оказалось крупной политической и правовой реформой. В дальнейшем издание несколько раз редактировалось, согласно нововведениям, появившимся в законодательстве при преемниках Николая I.

кодификация

Экономический словарь терминов

(от лат. codificatio) кодификация

систематизация, упорядочение информационных, учетно-статистических материалов, документов посредством их кодирования.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

кодификация

кодификации, ж. (латин. codificatio) (право, офиц.). Сведение в одно систематическое целое (в кодекс) всей совокупности действующих законов, изданных за какой-н. период времени. Кодификация законов о браке.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

кодификация

    Систематизация законов государства по отдельным отраслям права (обычно с пересмотром имеющихся и отменой устаревших).

    Упорядочение и фиксация языковых норм; нормирование. (в лингвистике).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

кодификация

форма систематизации законодательства, результат которой - составление нового сводного акта (напр., кодекса, устава).

кодификация

КОДИФИКАЦИЯ ЮСТИНИАНА, "Корпус гражданского права" (Corpus juris civilis) собрание римских законов и сочинений юристов, составленное в 6 в. по распоряжению византийского императора Юстиниана I. На протяжении многих веков служило главным источником права большинства европейских стран (в т.ч. в России - см. Кормчие книги 12 в.). И вплоть до настоящего времени остается основой европейского, так называемого романо-германского права. 13 февраля 528 Юстиниан I создал комиссию из 10 человек с участием Трибониана и уже 7 апреля 529 был обнародован кодекс Юстиниана, который вобрал в себя все императорские постановления 1-6 вв. Затем Юстиниан решил таким же образом систематизировать и так называемое "древнее право" (jus vetus), то есть сочинения римских юристов, их комментарии к гражданскому и преторскому праву. 15 декабря 530 он издал указ о создании комиссии из 15 человек во главе с Трибонианом, в составе двух профессоров из Константинопольской Академии (Теофил и Кратин) и двух - из Беритской (Дорофей и Анатолий), а также 11 адвокатов. Задача комиссии - написание Дигест, то есть извлечений из сочинений классических римских юристов - была выполнена к 16 декабря 533. Одновременно Трибониан, Теофил и Дорофей по поручению Юстиниана подготовили Институции, учебник для студенчества; они вступили в силу 21 ноября 533. Наконец, 16 ноября 534 вышла новая редакция кодекса - добавлено более 300 новых постановлений. Уже после смерти Юстиниана к трем основным частям корпуса были добавлены так называемые "Новеллы", написанные профессором Юлианом из Константинополя в 556, - собрание императорских постановлений, вышедших в 535-556, после издания кодекса. Сам Юстиниан назвал свое творение "храмом римской юстиции", средневековые юристы присвоили ему наименование "Корпуса гражданского права". Он включает в себя:

    Институции (состоят из 4 книг, по структуре и содержанию это в значительной мере повторение Институций Гая);

    Дигесты (состоят из 50 книг, вобрали в себя цитаты из почти 2 тыс. сочинений 39 юристов);

    Кодекс (состоит из 12 книг, в подражание законам Двенадцати таблиц);

    Новеллы (содержат 122, наиболее полное собрание позднего времени - 168 новелл). Литература: Институции Юстиниана. / Пер. Д. Расснера. СПб., 1888. Перетерский И. С. Дигесты Юстиниана: Очерки по истории составления и общая характеристика. М., 1956. Дигесты Юстиниана / Пер. И. С. Перетерского. М., 1984. Прокопий Кесарийский. Тайная история / Пер. А. А. Чекаловой. М., 1993. Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана / Пер М. В. Левченко. М., 1996. Кулаковский Ю. А. История Византии. 518-602 гг. СПб., 1996. Т. 2. Л. Л. Кофанов.

Большой юридический словарь

кодификация

деятельность право-творческих органов государства по созданию нового, систематизированного нормативно-правового акта; осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства. В процессе К. отбрасывается устаревший нормативно-правовой материал, внутренне увязываются и рубрицируются части нормативно-правовых актов, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием. К. всегда носит официальный характер.

Кодификация

(позднелатинское codificatio, от латинского codex ≈ собрание законов и facio ≈ делаю), одна из форм систематизации законов и иных нормативных актов, регулирующих одну из областей общественных отношений. К. ≈ наиболее эффективная, высшая форма систематизации, в результате которой происходит отделение действующих норм права от недействующих, а также создаются совершенно новые нормы данной отрасли. Как правило, К. завершается созданием нового сводного (систематизированного) акта, построенного на единых принципах (чаще всего в виде кодекса).

Наиболее известными историческими примерами К. являются Кодификация Юстиниана в Древнем Риме, Французский гражданский кодекс 1804 , Русская правда, русский Судебник 1497 и др.

В СССР всеобъемлющая К. законодательства по различным областям общественных отношений проведена в 60-х≈начале 70-х гг. В эти годы были приняты Основы законодательства СССР и союзных республик по гражданскому законодательству и судопроизводству, уголовному законодательству и судопроизводству, по судоустройству, Основы семейного законодательства, законодательства о труде, земельного права, водного законодательства и т.д. В союзных республиках были приняты новые кодексы законов (см., например, Кодекс законов о труде. Кодекс о браке и семье, Гражданский кодекс).

Важное значение имеет К. международного права, то есть систематизация действующих международно-правовых норм с целью их уточнения, исправления и устранения всех имеющихся противоречий. Различают официальную К., проводимую совместно всеми или некоторыми государствами (в том числе и через международные межгосударственные организации), и неофициальную, или научную, К., проводимую международными и национальными общественными организациями (например, институтом международного права, Ассоциацией международного права) или отдельными юристами. Общая К. всех отраслей международного права не осуществлена. Частичная К. отдельных институтов международного права особенно усиленно проводилась после 2-й мировой войны 1939≈45. В 19≈20 вв. такой К. явились Гаагские конвенции, касающиеся законов и обычаев войны и мирных средств разрешения споров. После 2-й мировой войны по инициативе СССР были приняты такие важнейшие акты, как Женевские конвенции 1949 и 1958, Венские конвенции 1961 и 1963 о дипломатических и консульских сношениях и др.

К. социалистических международно-правовых принципов и норм осуществлена в таких многосторонних договорах и соглашениях, как Варшавский договор 1955 , Устав Совета экономической взаимопомощи, Конвенция о правоспособности, привилегиях и иммунитетах СЭВ, Общие условия поставок СЭВ 1968 и др., а также в двусторонних соглашениях между социалистическими странами в области науки и культуры, здравоохранения и социального обеспечения и др.

Википедия

Кодификация

Кодифика́ция - упорядочивание какого-либо текста, перенумерация его частей, разделение на главы, подглавы, параграфы, а также для облегчения цитирования, ссылок при работе с данным текстом. Кодификация играет важную прогрессивную роль в истории различных древних и современных текстов. Кодификация постоянно используется людьми для составления дайджестов, книг, журналов и т. д.

Кодификация в юриспруденции - это способ систематизации, который состоит в существенной переработке, изменении и обновлении правовых норм определенной отрасли или подотрасли права и принятии нового кодификационного акта. К таким кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства, уставы, регламенты, положения и т.д.

Кодификационный акт отличается качественной новизной содержащихся в нем нормативно-правовых положений. Это новый акт как по форме, так и по своему нормативно-правовому содержанию и характеру. Некоторые кодификационные акты, например Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Семейный кодекс РФ и т.д., носят общеотраслевой характер и включают в себя все основные нормы соответствующей отрасли права. Другие кодификационные акты объединяют нормы права определенной правовой подотрасли.

  1. юр. Систематизация законов государства по отдельным отраслям права, обычно с пересмотром имеющегося и отменой устаревшего законодательства.
  2. лингв. Упорядочение норм языка и их фиксация в справочниках, словарях, грамматиках и т. п.
  1. Систематизация, приведение к общему знаменателю разрозненных норм морали.

Примеры употребления слова кодификация в литературе.

Надо отметить, что вопросы деликтной ответственности не были кодифицированы: проект, подготовленный Фредериком Поллоком и предусматривавший кодификацию в этой области, не был принят.

В то же время с этим правом легко было ознакомиться: кодификации Юстиниана излагали его нормы на языке, который церковь сохранила и упростила, на языке, которым пользовались все канцлерства и все ученые,-- на латыни.

Общая теория в изложении французских цивилистов восхваляет кодификацию и закон, она представляет их как прогрессивный способ, которым следует выражать нормы права в демократическом государстве, и видит в судебной практике и доктрине лишь средства, служащие для применения закона или его комментирования.

И все же они вошли в прелиминарии к этой долгой истории -- истории двойной кодификации моральных отношений между мужем и женой, как в рамках общих призывов к сдержанности, так и в плане сложного учения об эмоциональной коммуникации посредством сексуальных удовольствий.

Первой кодификацией мусульманского права, которая получила силу закона и в области семейного права и наследования, был иранский Гражданский кодекс, промульгированный в 1927--1935 годах.

Всем этим кодификация отличалась от официальных или частных компиляций предыдущих веков, которые могли вносить в право иногда полезные, но лишь частичные изменения, которые ни охватом проблем, ни масштабами применения не могли удовлетворить запросы школы естественного права.

Для того чтобы кодификация отвечала этим запросам, были необходимы два условия.

С одной стороны, кодификация должна быть творением просвещенного суверена, не подвластного путам прошлого и желающего закрепить -- даже в ущерб привилегиям старого порядка -- новые принципы справедливости, свободы и достоинства индивидуума.

С другой стороны, нужно, чтобы такая кодификация была осуществлена в крупной стране, оказывающей влияние на другие страны.

Часто считали, что кодификация была причиной расчленения европейского права, распада европейского юридического сообщества и романо-германской правовой семьи.

Кроме того, кодификация явилась великолепным орудием для распространения как в Европе, так и вне ее системы романо-германского права.

Европейской драмой была не кодификация , а отказ от кодификации французского толка в Германии, а также позиция, занятая университетами после кодификации.

В силу иного характера норм кодификация континентального типа в Англии невозможна.

История опровергла этот взгляд: правило прецедента препятствует развитию английского права не больше, чем кодификация -- развитию европейского континентального права.

В Индии не ограничились систематическим изложением норм ранее действовавшего права: кодификация была проведена с тем, чтобы перестроить право.