Рф федеральный закон о безопасности гидротехнических сооружений. Внесены изменения в закон о безопасности гидротехнических сооружений. Глава IV. Финансовое обеспечение безопасности гидротехнических сооружений

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

Обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

Развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

Систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

Обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

Создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;

Создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов;

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 445-ФЗ;

Содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;

Совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

Финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;

Заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

Осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.

Обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении;

Обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со и настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.


Судебная практика по статье 9 ФЗ от 21.07.1997 № 117-ФЗ

    Решение от 4 февраля 2019 г. по делу № А83-14893/2018

    Что объект и объективная сторона правонарушения отсутствуют в силу того, что факт причинения вреда в результате аварии на опасном объекте, как это предусматривает диспозиция статьи 9 . 19 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации (далее – КоАП РФ), не установлен. Представитель административного органа просил в удовлетворении требований отказать, так как оспариваемое постановление соответствует требованиям закона, ...

    Решение от 29 января 2019 г. по делу № А83-6244/2018

    Арбитражный суд Республики Крым (АС Республики Крым)

    К Акционерному обществу «ПРОЕКТ» (пер. Черкасский М., 2, пом. XVI, эт. 5, ком. 4, г. Москва, 109012; ОГРН 1137746883768, ИНН/КПП 7715976650/771001001) о взыскании 9 903 171,81 руб. при участии: от истца – Суворов Ю.А., по доверенности от 21.01.2019 №43; Попов Е.В., представитель по доверенности; от ответчика (АО «...

    Решение от 18 января 2019 г. по делу № А32-43468/2018

    Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.01.2013 № 34. Не обеспечена соответствующим нормам и правилам квалификация работников эксплуатирующей организации, чем нарушены требования статей 9 , 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», пункт 3, подпункт Д пункта 4, пункт 24 Положения об организации работы по подготовке...

    Постановление от 11 января 2019 г. по делу № А50-26457/2018

    Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (17 ААС)

    Управление, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 13.08.2018 № 48/12/23 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9 . 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Заявление на основании части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрено судом...

    Решение от 19 декабря 2018 г. по делу № А27-15414/2018

    Арбитражный суд Кемеровской области (АС Кемеровской области)

    По делу № А33-18124/2018 постановление Сибирского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении ПАО «РусГидро» к административной ответственности по статье 9 . 2 КоАП РФ признано незаконным и отменено. Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности по статье 9 . 2 Кодекса Российской Федерации об...

    Решение № 12-182/2018 от 19 декабря 2018 г. по делу № 12-182/2018

    Тюменский областной суд (Тюменская область) - Административные правонарушения

    Законным представителем Лысаком С.С., на постановление судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 06 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 9 . 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - Администрации Кулаковского муниципального образования Тюменского района, установил: Постановлением судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 06 ...

    Решение от 11 декабря 2018 г. по делу № А32-42766/2018

    Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)

    Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Краснодар (далее – административный орган) от 25.09.2018 № 250/13 о привлечении к административной ответственности по статье 9 . 2 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного штрафа в размере 20 000 рублей, о признании незаконным и отмене предписания от 07.09.2018 с...

    Постановление от 10 декабря 2018 г. по делу № А65-35996/2017

    Арбитражный суд Поволжского округа (ФАС ПО)

    Предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов. Согласно пункту 1 статьи 9 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях осуществляются по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей. Из пункта 9 ...управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ивановой О.А., в отношении администрации Казанского муниципального района по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9 . 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил: 28 сентября 2018 года государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Северо-Уральского управления Федеральной службы по...

Гидротехническое сооружение — это объект, который предназначен для использования водных ресурсов, в том числе для борьбы с негативным воздействием вод.

В качестве таких построек могут быть:

  • Плотина;
  • Насосные станции;
  • Каналы;
  • Туннели;
  • Здания электростанций.

Согласно Федеральному закону «О безопасности гидротехнических сооружений» такие объекты делятся на две основные категории:

  • Повреждения которых не приведут к чрезвычайной ситуации;
  • Повреждения которых могут привести к чрезвычайным ситуациям.

Общие положения 117 ФЗ

Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» был принят Государственной Думой 23 июня 1991 года.

Краткое содержание ФЗ 117:

  • Глава 1 — описывает общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 — обеспечивает безопасность водохозяйственных объектов;
  • Глава 3 — описывает деятельность федерального государственного надзора в сфере безопасности гидротехнических объектов;
  • Глава 4 — раскрывает понятие финансового обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;
  • Глава 5 — перечисляет нарушение законодательства и предусматривает ответственность за конкретные виды нарушения;
  • Глава 6 — описывает заключительные положения.

Последние изменения в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» были внесены 3 июля 2016 года, а вступили в силу 1 января 2017 года.

Какие были внесены изменения?

Последние поправки в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» были внесены 3 июля 2016 года, а вступили в силу 1 января 2017 года. Также в это время был принят ФЗ №16. подробнее читайте

В частности, изменились следующие статьи:

Ст 13

Статья 13 определяет, в какое время года включаются плановые проверки водозащищающих объектов, повреждения которых может привести к чрезвычайной ситуации.

Плановые проверки сооружений, которыми владеют индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляются в следующий период:

  • Класс 1 или 2 — не более одного раза в год;
  • Класс 3 — не более одного раза в три года;
  • Класс 4 — плановые проверки не проводятся.

Часть 15 статьи 13 также претерпела изменения. Гидротехнические сооружения 1 класса постоянно контролируются государственным надзором согласно положениям

Ниже рассмотрены основные статьи Федерального закона № 117 «О безопасности гидротехнических сооружений»:

Ст 8

Безопасность деятельности водозащищающих сооружений осуществляется на базе следующих требований:

  • Достижение низкого уровня риска аварий на объектах;
  • Предъявление деклараций по проверкам;
  • Надзор за объектами повышенной опасности;
  • Количество непрерывных дней эксплуатации водозащитных объектов;
  • Проведение профилактических мероприятий по выявлению и устранению неполадок;
  • Ответственность за деятельность, которая имеет низкий уровень безопасности (ниже допустимого значения).

Ст 11

В статье 11 описываются методы расследования причин аварии объектов.

Техническое расследование проводится специально подобранной комиссией, во главе которой находится федеральный орган исполнительной власти.

В состав комиссии также включаются следующие лица:

  • Граждане, которые работают в органах местного самоуправления и на территориях которых находится гидротехнический объект;
  • Лица, которые работают в страховой компании, с которой руководитель объекта, предназначенного для использования водных ресурсов, заключил договор обязательного страхования;
  • Другие представители, в соответствии с ФЗ 117.

Правительство РФ или президент РФ может самостоятельно принимать решение о создании комиссии по расследованию причин аварии на водозащитных постройках. Комиссия может обращаться за помощью к экспертным организациям или специалистам. Владелец строительных объектов, предназначенных для использования водяных ресурсов, должен предоставить комиссии полную информацию о конкретном объекте.

Результаты расследования заносятся в документ, в котором подробно описываются причины и обстоятельства аварии, размер понесенного ущерба, выявленные нарушения требований безопасности. Материалы причин аварии передаются в федеральный орган исполнительной власти.

Собственник обязан самостоятельно финансировать расходы комиссии. Если гидротехническое сооружение не имеет собственника, финансировать обязан федеральный орган исполнительной власти, который был выбран для надзора в области безопасности гидротехнических объектов.

Ст 12.1

В статье 12.1 описываются способы ликвидации или консервации гидротехнического сооружения.

Процесс консервации или ликвидации водозащитных сооружений осуществляется собственником. Если гидротехническое сооружение не имеет собственника, консервация осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ. Ликвидация или консервация — это процесс, который признается завершенным после того, как комиссия обследовала гидротехническое сооружение и прилегающую к нему территорию.

Если гидротехническое сооружение не имеет собственника, то федеральный орган исполнительной власти должен самостоятельно создать комиссию. В состав комиссии должны быть включены:

  • Представитель федерального органа исполнительной власти;
  • Орган местного самоуправления.

Скачать закон о безопасности гидротехнических сооружений

Действие Федерального закона № 117 «О безопасности гидротехнических сооружений» распространяется на гидротехнические сооружения, повреждения которых могут привести к чрезвычайным ситуациям населения.

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на конкретной территории, которая произошла по причине возникновения аварии гидротехнического сооружения. Она может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб окружающей среде, ущерб здоровью и материальные потери граждан РФ. Более подробно об этом прописано в Федеральном законе № 117 с последними изменениями, который можно скачать по .

Раздел II. Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии → I. Законодательные и нормативные правовые акты в области использования атомной энергии → 2. Федеральные законы Российской Федерации Классификатор ISO 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ → 03.160 Законодательство. Администрация Классификатор ISO 93 ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО → 93.160 Сооружение гидротехнических объектов

Статус: Действует
Текст документа:
Сканкопия официального издания документа: присутствует в коммерческой версии NormaCS
Страниц в документе: 9
Утвержден: Президент Российской Федерации, 21.07.1997
Обозначение: Федеральный закон 117-ФЗ
Наименование: О безопасности гидротехнических сооружений
Область применения: Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений
Комментарий: Принят Государственной Думой 23 июня 1997 годаГрафическая копия документа представлена в первоначальной редакции (без учета имеющихся изменений)
Дополнительные сведения: доступны через . После установки нажмите на иконку рядом с названием документа для его открытия в NormaCS

Пожалуйста, дождитесь загрузки страницы...

Документ ссылается на:

Показать легенду


На документ ссылаются:

Показать легенду


    Административный регламент исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления)
    Административный регламент исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)
    Административный регламент исполнения Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта государственной функции по государственной регистрации гидротехнических сооружений и ведению Российского регистра гидротехнических сооружений
    Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти
    Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления)
    Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)
    Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по определению экспертных центров, проводящих государственную экспертизу декларации безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления)
    Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по определению экспертных центров, проводящих государственную экспертизу деклараций безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)
    Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по представлению сведений из Российского регистра гидротехнических сооружений
    Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по согласованию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)
    Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по утверждению деклараций безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации
    Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по утверждению деклараций безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений, составляемых на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации
    Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности
    Защитные сооружения гражданской обороны (устройство и эксплуатация)
    Концепция информатизации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
    Концепция совершенствования нормативного правового регулирования безопасности и стандартизации в области использования атомной энергии
    Методика определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)
    Методика определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии СГТС
    Методика определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварий гидротехнических сооружений предприятий топливно-энергетического комплекса
    Методика определения размера платы за оказание услуги по государственной экспертизе деклараций безопасности гидротехнических сооружений
    Методика оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально опасных объектах, зданиях и сооружениях

    Методические рекомендации по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции гидротехнических сооружений объектов электроэнергетики
    Методические рекомендации по оценке однородности гидрологических характеристик и определению их расчетных значений по неоднородным данным

    Методические указания по проверке гидротехнических сооружений на этапе их эксплуатации
    Нормы технологического проектирования портов на внутренних водных путях
    Области аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
    Оценка пожарной опасности теплоизоляционных материалов методами термического анализа. Методика

    Перечень типовых нарушений обязательных требований в сфере компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
    Положение о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях
    Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений
    Положение об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался
    Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
    Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
    Пособие по подготовке заданий на проектирование объектов капитального строительства
    Правила консервации и ликвидации гидротехнического сооружения
    Правила организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики
    Рекомендации к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений)
    Рекомендации по проверке критериев безопасности гидротехнических сооружений объектов энергетики
    Сборник разъяснений вопросов и ответов по предпроектной и проектной подготовке строительства (вопросы и ответы). Выпуск 1*
    Состав, форма представления сведений о гидротехническом сооружении, необходимых для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, и правил ее заполнения
    Типовая программа по курсу "Промышленная безопасность"
    Типовая программа по курсу "Промышленная, экологическая, энергетическая безопасность, безопасность гидротехнических сооружений" для предаттестационной (предэкзаменационной) подготовки руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
    Требования к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)
    Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при проведении плановой проверки в рамках осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений
    2-4-87-16-14 - Методические рекомендации по выдаче заключения о готовности организации, эксплуатирующей гидротехнические сооружения, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнического сооружения
    2-4-87-36-14 - Примерная программа обучения личного состава спасательных служб
    ГОСТ Р 14.01-2005 - Экологический менеджмент. Общие положения и объекты регулирования
    ГОСТ Р 22.2.01-2015 - Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок обоснования и учета мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при разработке проектов планировки территорий
    ГОСТ Р 22.2.02-2015 - Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Оценка риска чрезвычайной ситуации при разработке проектной документации объектов капитального строительства
    ГОСТ Р 22.2.10-2016 - Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок обоснования и учета мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при разработке документов территориального планирования
    ГОСТ Р 42.0.03-2016 - Гражданская оборона. Правила нанесения на карты прогнозируемой и сложившейся обстановки при ведении военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Условные обозначения
    ГОСТ Р 42.2.01-2014 - Гражданская оборона. Оценка состояния потенциально опасных объектов, объектов обороны и безопасности в условиях воздействия поражающих факторов обычных средств поражения. Методы расчета
    ГОСТ Р 42.4.02-2015 - Гражданская оборона. Режимы радиационной защиты на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению
    ГОСТ Р 55260.1.2-2012 - Гидроэлектростанции. Часть 1-2. Сооружения ГЭС гидротехнические. Требования безопасности оснований
    ГОСТ Р 55260.1.3-2012 - Гидроэлектростанции. Часть 1 - 3. Сооружения ГЭС гидротехнические. Конструкции бетонные и железобетонные. Требования безопасности
    ГОСТ Р 55260.1.4-2012 - Гидроэлектростанции. Часть 1-4. Сооружения ГЭС гидротехнические. Общие требования по организации и проведению мониторинга
    ГОСТ Р 55260.1.5-2012 - Гидроэлектростанции. Часть 1-5. Сооружения ГЭС гидротехнические. Требования к проектированию в сейсмических районах
    ГОСТ Р 55260.1.6-2012 - Гидроэлектростанции. Часть 1-6. Сооружения ГЭС гидротехнические. Требования по нагрузкам и воздействиям (волновые, ледовые и от судов)
    ГОСТ Р 55260.1.7-2013 - Гидроэлектростанции. Часть 1-7. Сооружения ГЭС гидротехнические. Общие требования по ремонту и реконструкции сооружений и оборудования
    ГОСТ Р 55561-2013 - Внутренний водный транспорт. Портовые гидротехнические сооружения. Требования безопасности
    ГОСТ Р 56241-2014 - Внутренний водный транспорт. Техническая эксплуатация портовых гидротехнических сооружений. Требования безопасности
    ГОСТ Р 57109-2016 - Внутренний водный транспорт. Контроль технического состояния и оценка безопасности гидротехнических сооружений на внутренних водных путях
    ГОСТ Р 57792-2017 - Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Гидравлические и гидроаккумулирующие электростанции. Гидротехнические сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения
    ГОСТ Р 57793-2017 - Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Гидравлические и гидроаккумулирующие электростанции. Гидротехнические сооружения. Мониторинг и оценка технического состояния в процессе эксплуатации. Основные положения
    ИТС 11-2016 - Производство алюминия
    Кодекс 190-ФЗ - Градостроительный кодекс Российской Федерации
    П 92-2001 - Рекомендации по обследованию гидротехнических сооружений с целью оценки их безопасности
    ПБ 03-438-02 - Правила безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов
    ПБ 03-498-02 - Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом
    ПБ 03-571-03 - Единые правила безопасности при дроблении, сортировке, обогащении полезных ископаемых и окусковании руд и концентратов
    ПБ 11-493-02 - Общие правила безопасности для металлургических и коксохимических предприятий и производств
    Письмо 09-01-04/523 - О видах работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства
    Письмо 10-00-12/1517 - Об обращении гражданина
    Письмо Д14и-2599 - Об инвентаризации федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации
    Письмо СС-9/8-195 - Об организации и осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности судоходных и портовых гидротехнических сооружений, их классификации и планировании плановых проверок на 2018 год
    Постановление 1303 - Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений
    Постановление 1320 - Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений
    Постановление 490 - О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений
    Постановление 519 - Об обеспечении безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений
    Постановление 876 - Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения
    Постановление 986 - О классификации гидротехнических сооружений
    Правила - Правила проведения надзора и контроля за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений
    Приказ 39 - О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. № 1303
    Приказ 421 - Об утверждении перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
    Приказ ВБ-882фс - Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений
    Распоряжение 110-рп - Об утверждении экзаменационных билетов (тестов) по разделу Д "Требования безопасности гидротехнических сооружений" областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 апреля 2012 г. № 233 "Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору"
    Распоряжение 148-рп - Об утверждении экзаменационных билетов (тестов) по разделу Д "Требования безопасности гидротехнических сооружении", применяемых аттестационными комиссиями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при проведении аттестации руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
    РД 03-19-2007 - Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
    РД 03-21-2007 - Положение о Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
    РД 03-25-2007 - Инструкция о порядке рассмотрения документов для получения разрешений и выдачи разрешений Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору
    РД 03-259-98 - Инструкция о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России
    РД 03-28-2008 - Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
    РД 03-404-01 - Дополнительные требования к содержанию декларации безопасности и методика ее составления, учитывающие особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений на поднадзорных Госгортехнадзору России организациях, производствах и объектах
    РД 03-521-02 - Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения
    РД 04-271-99 - Положение о порядке прохождения поступающих в Госгортехнадзор России деклараций промышленной безопасности
    РД 04-354-00 - Положение о надзорной и контрольной деятельности в системе Госгортехнадзора России
    РД 05-432-02 - Положение о проведении экспертизы промышленной безопасности в угольной промышленности
    РД 06-318-99 - Положение о проведении экспертизы промышленной безопасности в горнорудной промышленности
    РД 06-376-00 - Методические рекомендации по классификации аварий и инцидентов на опасных производственных объектах горнорудной промышленности и подземного строительства
    РД 09-255-99 - Методические рекомендации по оценке технического состояния и безопасности хранилищ производственных отходов и стоков предприятий химического комплекса
    РД 09-391-00 - Методика расчета зон затопления при гидродинамических авариях на хранилищах производственных отходов химических предприятий

Требования по безопасности гидротехнических конструкций всех типов определяются в ФЗ № 117, разработанном еще в 1997 году. С тех пор закон был неоднократно модернизирован и дополнен. В 2016 году в силу вступила новая редакция закона, измененная и дополненная. Что было изменено в законе и чего ожидать собственникам и эксплуатирующим предприятиям?

Закон о гидротехнических сооружениях был принят летом 1997 года. Он регламентирует правоотношения при проведении работ по сохранению и обеспечению при сооружении и работе с объектами гидротехнического назначения, а так же их восстановлении, модернизации и другими работами на них. Устанавливаются требования и меры по безопасности, и ее обеспечению для владельцев и работников гидротехнических конструкций. Всего в законе шесть глав и двадцать одна статья.

Базовые значения закона, рассмотрены в третьей главе. Что входит в понятие «гидротехнические сооружения»? Согласно Федеральному Закону № 117 «О безопасности гидротехнических сооружений», это гидроэлектростанции, гидроплотины, конструкции для сброса, спуска и выпуска воды, туннельные строения, водоканалы, насосные гидростанции, водоспуски судоходные, подъемные конструкции для судов, защитные конструкции от разрушений, вызванных наводнениями, цунами, защищающие берега и дно водохранилищ, рек, перегородки, ограждающие сточные и промышленные воды от природных каналов, конструкции, здания и иное, направленные на применение водных запасов, и защиты отрицательного влияния на них сточных и промвод, кроме объектов централизовонного водоснабжения горячей и холодной водой. (указанных в ФЗ - 416). (Изучите детально « «).

Термин «эксплуатирующая организация», означает ГУП или иную организацию где располагается и функционирует объект. Собственником является РФ, субъект России, муниципалитет, либо юр. или физ. лицо, владеющие объектом на законных правах.

Под безопасностью сооружений подразумевается качество и возможность конструкций предоставлять защиту здоровья и жизни, а так же правомерных интересов граждан, природно-биологических ресурсов, и строений хозяйственно — промышленного назначения.

Требования по безопасности определяются мин. и макс. параметрами в количественном и качественном эквиваленте показаний состояния качества и критериев работы объектов, отвечающие разрешенному значению риска аварийной ситуации. Уровень установлен федеральными исполнительными органами, осуществляющими госнадзор за качеством и безопасностью гидросооружений на федеральном уровне.

Скачать

Чтобы обеспечить безопасность гидроконструкций необходимо изучить положения ФЗ № 117. Скачать Федеральный Закон «О безопасности гидротехнических сооружений» можно по

Последние изменения ФЗ о гидротехнических сооружениях

Действующая редакция закона была проведена в июле 2016, и вступила в силу с января 2017. В статьях 3, 4, 9 были изменены абзацы, были добавлены или убраны части в статьях 7, 9, 10 и 13.

  • Ст. третья — был дополнен абзац № 8.
  • Ст. четвертая - был изменен 6 абзац. Словосочетание «перечень классов» заменено на «критерии»;
  • Ст. седьмая - регламентирует систему внесения сведений о сооружениях в реестр. Дополнена классификацией сооружений, и требованием о присвоении степени классификации при внесении в реестр.
  • В девятой ст. - модернизированы абзацы девятый и десятый в первой части статьи о организации эксплуатации гидротехнических сооружений, и о созданий и поддержке главных систем оповещения на гидротехнических сооружениях второго и первого класса.
  • Ст. десятая - часть первая перестала действовать. Четвертая часть изменена, и устанавливает требование к собственникам и эксплутационным компаниям сооружений предоставить в федеральные органы акт безопасности гидротехнических сооружений 1-4 класса. Список и к ритерии классового отбора установлены в ПП РФ;
  • Ст. десятая дополнилась 5 и 6 частью. Часть пятая устанавливает требование о включении акта о безопасности в проектную документацию при проектировании гидротехнических объектов - 4 классов;
  • Часть шестая устанавливает, что внесение в регистр информации об объектах, дает право на выдачу разрешения к использованию их в производстве;
  • Ст. тринадцатая - дополнена 7 и 8 частью. Часть 7 регламентирует срок проверки юр.лиц и ИП, использующих гидротехнические объекты 1-3 классов. Часть 8 устанавливает, что для 4 класса проверок не проводится.

Остальные статьи закона остались без изменений, и действуют согласно предыдущим редакциям за 2014 -15 год.

Не действует Редакция от 21.07.1997

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.97 N 117-ФЗ "О БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ"

Глава I. Общие положения

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Настоящий Федеральный закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Законодательство о безопасности гидротехнических сооружений состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов;

эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение;

собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением;

чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов;

декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса;

критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;

оценка безопасности гидротехнического сооружения - определение соответствия состояния гидротехнического сооружения и квалификации работников эксплуатирующей организации нормам и правилам, утвержденным в порядке, определенном настоящим Федеральным законом;

допустимый уровень риска аварии гидротехнического сооружения - значение риска аварии гидротехнического сооружения, установленное нормативными документами;

территория гидротехнического сооружения - территория в пределах границ землеотвода, установленных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации;

обеспечение безопасности гидротехнического сооружения - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Правительство Российской Федерации:

обеспечивает безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности, а также безопасность гидротехнических сооружений в составе предприятий, входящих в федеральную энергетическую систему;

разрабатывает и реализует государственную политику в области безопасности гидротехнических сооружений;

разрабатывает и реализует федеральные программы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;

организует государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений:

на основе общих требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, определенных в статье 8 настоящего Федерального закона, решают вопросы безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности;

участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;

разрабатывают и реализуют региональные программы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;

обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений при использовании водных ресурсов и осуществлении природоохранных мероприятий;

принимают решения о размещении гидротехнических сооружений, а также об ограничении условий их эксплуатации в случаях нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений; участвуют в ликвидации последствий аварий гидротехнических сооружений;

информируют население об угрозе аварий гидротехнических сооружений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.

Государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений осуществляют федеральные органы исполнительной власти, на которые Правительством Российской Федерации возложены данные функции (далее - органы надзора за безопасностью гидротехнических сооружений).

Гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр).

Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Глава II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:

обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;

представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

разрешительный порядок осуществления деятельности, указанной в статье 12 настоящего Федерального закона;

непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;

осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;

необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;

достаточное финансирование мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений;

ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности и размещения объектов в русле реки и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;

осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения региональные органы надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;

содействовать органу надзора за безопасностью гидротехнических сооружений в реализации его функций;

совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

На стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Утверждение такой декларации органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его реконструкцию, капитальный ремонт, восстановление или консервацию.

Государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений, в том числе на стадии проектирования, проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Для проведения государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений могут привлекаться научно-исследовательские и проектные организации.

Государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений проводится по инициативе собственников гидротехнических сооружений или эксплуатирующих организаций, в том числе в случае их несогласия с предписаниями органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.

Органами надзора за безопасностью гидротехнических сооружений на основании заключения государственной экспертизы могут быть приняты решения об утверждении декларации безопасности гидротехнического сооружения, о выдаче соответствующего разрешения или об отказе в выдаче такого разрешения.

В случае несогласия собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации с решением органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений осуществляется за плату.

Деятельность по проектированию, строительству и эксплуатации гидротехнических сооружений может осуществляться только на основании соответствующих лицензий, выданных в соответствии с федеральным законом о лицензировании. Лицензии на эксплуатацию гидротехнических сооружений выдаются при наличии документов, подтверждающих финансовое обеспечение ответственности собственников гидротехнических сооружений или эксплуатирующих организаций за последствия аварий гидротехнических сооружений. Необходимым условием выдачи таких лицензий является внесение гидротехнических сооружений в Регистр.

Глава III. НАДЗОР ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

Органы государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений осуществляют надзор и контроль за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений, а также условий лицензий на осуществление деятельности по проектированию, строительству и эксплуатации гидротехнических сооружений, за исключением гидротехнических сооружений, полномочия на осуществление надзора за которыми переданы органам местного самоуправления.

Полномочиями органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений являются:

организация разработки и утверждение правил безопасности гидротехнических сооружений, утверждение критериев безопасности гидротехнических сооружений;

участие в размещении гидротехнических сооружений, согласовании заданий на проектирование гидротехнических сооружений, согласовании проектов их строительства и реконструкции, контроле за качеством строительства гидротехнических сооружений, приемке их в эксплуатацию, а также в согласовании правил эксплуатации гидротехнических сооружений;

беспрепятственное посещение гидротехнических сооружений, ознакомление с материалами по вопросам безопасности гидротехнических сооружений и организации технического контроля;

организация проверки состояния гидротехнических сооружений и соответствия их состояния декларациям безопасности гидротехнических сооружений;

выдача предписаний об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений, а также о приостановлении действия и (или) об аннулировании лицензий на осуществление деятельности по их строительству и эксплуатации в случаях грубого нарушения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений;

согласование использования территорий гидротехнических сооружений, русел рек и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины (за исключением предоставления земельных участков в водоохранных зонах) для осуществления хозяйственной или иной деятельности;

участие в разработке проектов нормативных правовых актов в области безопасности гидротехнических сооружений.

Органы надзора за безопасностью гидротехнических сооружений могут запрещать или ограничивать деятельность физических и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию водохозяйственных объектов либо ведущих хозяйственную или иную деятельность в руслах рек и на прилегающих к ним территориях ниже и выше плотины, если такая деятельность может оказывать неблагоприятное воздействие на безопасность гидротехнических сооружений.

Предупреждение и ликвидация последствий вредного воздействия вод в виде разрушения гидротехнических сооружений осуществляются в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

Выданные органами государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений предписания об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений, а также предписания о приостановлении или прекращении строительства, реконструкции, восстановления, консервации, ликвидации гидротехнических сооружений либо о приостановлении действия и (или) об аннулировании лицензий на осуществление деятельности по их строительству и эксплуатации обязательны для собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций и подлежат немедленному исполнению. Данные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

Эксплуатация гидротехнического сооружения и обеспечение безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), а также гидротехнического сооружения, которое подлежит консервации или ликвидации, и гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника, осуществляются в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Для проверки гидротехнических сооружений органы надзора за безопасностью гидротехнических сооружений могут формировать инспекционные комиссии.

При проверке гидротехнических сооружений осуществляется контроль за деятельностью собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций, а также подрядных организаций при эксплуатации гидротехнических сооружений, их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, восстановлении или консервации в целях оценки соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений.

Глава IV. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

Риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения.

Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация.

Условия и порядок обязательного страхования риска гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, регулируются федеральным законом.

Вред, причиненный жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, подлежит возмещению физическим или юридическим лицом, причинившим такой вред, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.

Нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются:

строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное использование русел рек и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины без соответствующего разрешения;

невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения соответствующей экспертизы;

невыполнение предписаний органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений;

нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их проектировании, строительстве, приемке и вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации и выводе из эксплуатации;

непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью;

отказ от передачи региональным органам надзора за безопасностью гидротехнических сооружений информации об угрозе аварий гидротехнических сооружений или сокрытие такой информации от данных органов, искажение такой информации, а в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - от органов государственной власти, органов местного самоуправления и от работников находящихся в аварийном состоянии гидротехнических сооружений, населения и организаций в зоне возможного затопления;

недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению

2. Гидротехнические сооружения, которые находятся в эксплуатации при вступлении в силу настоящего Федерального закона, вносятся в Регистр в безусловном порядке без представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений.

3. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.97 N 117-ФЗ "О БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.97 N 117-ФЗ "О БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.97 N 117-ФЗ "О БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.