Государственный бюджет и уровень доходов. Система государственных доходов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Любому государству присущ достаточно широкий, перечень функций: социальное управление, оборона страны, поддержание порядка и т.п. Осуществление этих функций невозможно без достаточного материального обеспечения. В условиях господства товарно-денежных отношений привлечение и использование денежных средств естественнее всего осуществлять в денежной форме.

Таким образом, финансы - это система экономических отношений по созданию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных средств.

Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по собиранию, распределению перераспределению и использованию государственных и муниципальных денежных средств, поэтому в его собственность и распоряжение направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений. В результате государство располагает своими доходами, то есть государственными доходами.

Цель контрольной работы - рассмотреть систему государственных доходов, классификацию и порядок поступления в бюджеты.

1. Понятие и система государственных доходов

Государственные доходы находятся в собственности Российской Федерации и ее субъектов (республик, автономной области, автономных округов, краев, областей). Распоряжаются ими соответствующие органы государственной власти. Помимо этого собственными доходами располагают города и районы и входящие в них административно-территориальные образования. Это муниципальные (местные) доходы, распоряжение и управление которыми осуществляют органы местного самоуправления - местные Советы и местная администрация.

В процессе формирования своих доходов государство привлекает в свое распоряжение часть чистого дохода, создаваемого в различных областях общественного производства, действующего на основе разных форм собственности -- государственной, муниципальной, общественной, частной. Кроме того, государство использует для образования своей финансовой базы и часть личных доходов граждан, полученных ими от. участия в производстве, предпринимательской деятельности, от вложения средств в ценные бумаги, от использования имущества и т.д. В формировании доходов государства участвуют все звенья финансовой системы.

По своей структуре государственные доходы представляют совокупность отдельных видов денежных платежей и поступлений, объединенных в определенную систему.

Итак, государственные доходы -- это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимой для функционирования государственных органов.

Муниципальные (местные) доходы, также представляют часть национального дохода и служат созданию финансовой основы местного самоуправления, используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории.

Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды - в бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные (местные) доходы поступают соответственно в местные денежные фонды -- местные бюджеты и внебюджетные фонды.

Распределение государственных доходов между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства Распределение поступлений между бюджетами осуществляется по общей сумме поступлений по соответствующему коду бюджетной классификации и коду ОКАТО.

Виды государственных и местных доходов, их система, правовой режим регламентируются законодательством, основанном на конституционных нормах. В связи с происходящими преобразованиями в экономике, а также во взаимоотношениях между федеральными органами и субъектами Федерации, в правовом положении органов местного самоуправления произошло обновление этого законодательства: приняты новые нормативные акты как общего значения по вопросам государственных и местных доходов, так и по конкретным их видам. К числу актов общего значения относится, в частности, Закон РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 г., устанавливающий основные положения относительно главных источников бюджетных доходов - налоговых платежей.

Полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления по формированию соответствующих финансовых ресурсов и их источников определяются в Федеративном договоре, в Законе РФ “О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации” от 5 марта 1991 г., в Законе РФ “О местном самоуправлении в РСФСР”3 от 6 июля 1991 г., других законодательных актах. Наряду с этим принят пакет законодательных актов о различных видах налогов, сборов, пошлин и иных поступлений, зачисляемых в состав государственных или местных доходов.

В соответствии с законодательством систему государственных и местных доходов РФ можно оценивать как единую, что выражается в том, что в законодательстве РФ определяются все виды государственных и местных доходов. Поэтому при наличии соответствующих источников в стране повсеместно используются одни и те же виды денежных поступлений. Федеральным законодательством предусмотрено и распределение доходов по уровням -- федеральному, субъектов Федерации и местному. Оно же определяет основы правового режима доходов субъектов Федерации и местных административно-территориальных единиц. В связи с этим правовая основа образования государственных и местных доходов помимо законодательства РФ включает и правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

2. Классификация государственных доходов

Источники и виды государственных доходов, а также значение каждого из них зависит от экономической системы страны. Основополагающими для формирования состава государственных и местных доходов выступают нормы Конституции РФ, закрепляющие как основу экономической системы разнообразие форм собственности, обеспечение им со стороны государства равной защиты, гарантии собственности граждан, создаваемой в результате их участия в общественном производстве, ведения собственного хозяйства, получения иных доходов на условиях, не противоречащих законодательству. Представляя единую систему, государственные и местные доходы классифицируются (распределяются) по разным группам. В основу классификации могут быть положены разные признаки, отражающие наиболее существенные черты государственных и местных доходов. Так, классификация доходов государства по социально-экономическому признаку дает наиболее полное представление об их источниках, о связи доходов с различными формами собственности, об эффективности последних в формировании доходов государства. В соответствии с этим признаком в системе доходов государства выделяются поступления:

а) от государственного хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государственных предприятий, а также от использования имуществ и угодий государства (например, лесов, других природных ресурсов, от приватизации государственной собственности). Аналогичной является группа доходов от муниципального (местного) хозяйства;

б) от предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);

в) от совместных предприятий, от иностранных предприятий и организаций, действующих на территории Российской Федерации;

г) от личных доходов граждан.

По территориальному уровню доходы подразделяются на:

· федеральные;

· доходы субъектов Федерации;

· местные доходы (городов, районов и входящих в них административно-территориальных образований).

В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства можно выделить налоговые и неналоговые платежи и поступления. Налогам свойственны признаки обязательности и индивидуальной безвозмездности по форме. При всей многочисленности налогов более разнообразными по формам и методам взимания являются неналоговые платежи и поступления. Они могут быть обязательными и добровольными. Обязательные неналоговые платежи в основном взимаются в связи с предоставлением услуг со стороны государства, имеющих юридическое значение, или права на занятие определенной деятельностью (пошлины, сборы), иные из них носят штрафной характер.

По методам аккумуляции среди доходов государства выделяются обязательные и добровольные платежи. Основная часть доходов поступает в распоряжение государства и местных органов самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины и т.п., штрафы разного рода и финансовые санкции и т.д. На добровольной основе в государственные и местные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использования пожертвований и т.д.

С учетом отношений собственности можно говорить о доходах государства в собственном смысле слова и о финансовых ресурсах, которые используются им временно и подлежат возврату. В первом случае это различные виды платежей, которые на основании законодательства обращаются в государственную или муниципальную (местную) собственность, т.е. становятся федеральной собственностью, собственностью субъектов Федерации или муниципальной собственностью районов, городов и входящих в них административно-территориальных единиц с соответствующим правовым режимом. К ним относятся налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, поступления от использования государственных и местных имуществ и угодий, от приватизации. Среди них могут быть и поступления добровольного характера, например от лотерей, пожертвования. Так, к источникам внебюджетного фонда занятости и др. помимо установленных обязательных платежей отнесены и добровольные взносы граждан и юридических лиц.

К финансовым ресурсам государства и административно-территориальных единиц, не являющимся их доходами в прямом смысле, относятся средства, полученные от распространения облигаций государственных и местных займов, кредиты, выданные Центральным банком России или другими, банками для пополнения средств бюджетов или внебюджетных государственных и местных фондов. При этом в качестве кредитных ресурсов широко используются временно свободные средства юридических и физических лиц, хранящиеся на счетах в банках, в том числе вклады граждан в Сберегательном банке РФ. Полученные таким путем средства подлежат возврату и потому не могут считаться доходами государства (административно-территориальной единицы) в собственном смысле слова. Тем не менее им принадлежит важная роль в снятии напряженности финансового положения в государстве при недостаточности поступления государственных доходов. Помимо этого такие методы привлечения ресурсов в распоряжение государства способствуют более полному использованию денежной массы в стране и включению ее в обслуживание потребностей общества. Если принять во внимание порядок образования и использования государственных и муниципальных (местных) доходов, то их можно разделить на такие две группы, как централизованные и децентрализованные доходы,

Децентрализованные государственные (и местные) доходы - это доходы государственных (и местных) предприятий, организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды. Главным образом это часть прибыли предприятий. Средства предприятий, относящиеся к государственной или муниципальной собственности, закреплены за такими предприятиями и принадлежат им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, как и другое закрепленное за ними имущество. Предприятие после уплаты налогов самостоятельно распоряжается своей прибылью и другими находящимися в его распоряжении доходами.

К централизованным (в разных территориальных масштабах) доходам относятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и внебюджетных фондах. Именно эти доходы Закон РФ о собственности относит к государственной казне РФ, государственной казне республики в составе РФ, казне автономной области, автономного округа, края, области, отграничивает их от средств, закрепленных за государственными предприятиями. Согласно законодательству доходы централизуются также в масштабах городов, районов и входящих в них административно-территориальных единиц.

Доходные источники государственных и местных бюджетов, как правило, не имеют специального целевого назначения, что позволяет направлять их на наиболее важные в соответствующий период времени потребности общества для финансирования намеченных программ. Однако некоторые платежи могут составлять исключение. Так, суммы по земельному налогу в соответствии с Законом о плате за землю, хотя и поступают в бюджет, однако должны использоваться только на нужды, связанные с землепользованием.

Вместе с тем в 90-х гг. за счет части государственных и местных доходов стали создаваться внебюджетные фонды различного целевого назначения: Пенсионный фонд, дорожные, экологические фонды и т.д. В каждый из них зачисляются специально определенные виды платежей.

Заключение

Завершая работу можно прийти к выводу, что понятие государственных доходов может рассматриваться в широком смысле слова, охватывая доходы бюджетной системы и внебюджетных государственных фондов, а также доходы государственных предприятий, остающиеся в их распоряжении.

Возможно применение этого понятия и в узком смысле -- как доходы, входящие в государственную казну, то есть подлежащие зачислению в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды. Система государственных доходов Российской Федерации и регулирующее ее законодательство находятся в сложном процессе становления, обусловленном экономическими и политическими переменами в стране и связанными с ними кризисными.

Список литературы

Нормативно-правовая база

1. Приказ Минфина России от 16.12.2004 № 116н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».

Основная литература

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. - М.: Издательство НОРМА, 2000.

3. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская и др. - М.: «Перспектива»: ИНФРА-М, 1998.

4. Финансы, денежное обращение и кредит. / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2000.

5. Финансы: Учебник/ Под ред. проф. В.М. Радионовой. - М.: Финансы и статистика, 2002.

Подобные документы

    Понятие государственных расходов и доходов. Характеристика доходов государства. Федеральный бюджет – основа государственной казны. Характеристика государственных расходов. Политика Правительства РФ в области расходов. Анализ бюджета государства.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2008

    Источники государственных доходов. Плата за природные ресурсы. Доходы отдельных государственных и муниципальных предприятий. Бюджетная система Республики Казахстан. Поступления в республиканский, областной и районный бюджеты и их прогнозирование.

    реферат , добавлен 03.05.2011

    Организационно-правовые основы государственных доходов Российской Федерации. Характеристика налоговых и неналоговых доходов. Правовая база и анализ доходов Федерального бюджета РФ. Перспективы повышения государственных доходов в современной России.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2009

    Увеличение экономических выгод в результате поступления активов, денежных средств и иного имущества. Стоимость материальных ценностей. Пополнение государственного бюджета. Обслуживание государственного долга и финансирование государственных доходов.

    контрольная работа , добавлен 05.05.2011

    Понятие и правовой режим государственных и муниципальных доходов. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования. Режимы регулирования государственных доходов. Принципы финансирования государственных расходов. Основные направления бюджетных расходов.

    лекция , добавлен 22.07.2015

    Понятие государственных доходов, их функции и значение для функционирования экономической и социальной сферы. Необходимость образования государственных внебюджетных фондов. Состав и структура неналоговых доходов федерального бюджета по источникам дохода.

    курсовая работа , добавлен 01.07.2014

    Экономическая сущность государственных доходов и их классификация. Перспективы развития доходной базы федерального бюджета РФ. Основные направления политики государственных доходов в Российской Федерации. Анализ динамики доходов федерального бюджета.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2015

    Основные понятия о государственных расходах и государственном финансировании. Суть и принципы действия механизмов государственных доходов и расходов. Правовое регулирование государственных и местных доходов, государственного и муниципального кредита.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2007

    Федеральный бюджет РФ как экономическая форма образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства, состав его доходов и функции. Анализ динамики и структуры налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета РФ.

    реферат , добавлен 09.05.2014

    Понятие "государственные доходы", их основные виды, классификация, источники поступления и формирование. Финансово-правовой анализ состава доходов государственного бюджета. Характеристика и структура централизованных и децентрализованных доходов.

Бюджет необходим государству для реализации его политических, экономических и социальных функций. Слово «бюджет» (англ. public budget) заимствовано из Англии, где канцлер казначейства приносил ежедневно в парламент мешок с деньгами и произносил речь, которая и называлась «бюджет», то есть «кожаный мешок». С помощью бюджета осуществляется главная задача - сопоставление фактических потребностей государства и средств для их удовлетворения.

Бюджет - это центральное звено системы финансов, поскольку финансы представляют систему денежных отношений, в процессе которых формируются и расходуются денежные фонды.

В статье 6 Бюджетного кодекса дается следующее определение бюджета:

«Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

В данном определении выделяются следующие признаки:

1. Бюджет - это общегосударственный, централизованный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия государственных расходов.

2. Бюджет - это финансовый план государства, в котором указаны его доходы и расходы в предстоящем году.

3. Бюджет - это основной финансовый план государства, на основании и во исполнение которого принимаются остальные финансовые планы.

Бюджетное законодательство и бюджетная практика различают бюджет государства и государственный бюджет.

На основании Конституции Российской Федерации начиная с 1994 г. государственный бюджет носит название «федеральный бюджет».

Бюджет государства - это консолидированный бюджет России.

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Потому бюджет государства - это федеральный бюджет плюс бюджеты всех субъектов Федерации. По объему консолидированный бюджет России представляет собой сумму, превышающую федеральный бюджет в два раза.

По экономическому содержанию бюджет государства - часть созданного валового внутреннего продукта (ВВП). Бюджет формируется в процессе распределения ВВП на различные фонды, которые полностью или частично могут направляться в бюджет. Бюджет выполняет три функции: формирования, использования и контроля.

Функцию формирования выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег.

Основной источник бюджетных доходов - полученные в результате первичного распределения чистого национального продукта доходы хозяйствующих субъектов, а именно: заработная плата работников; доход лиц, работающих по найму; предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей); рента; процент (прибыль банков и вкладчиков).

Функция распределения принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем структура бюджетных доходов.

Функция регулирования заключается в стимулировании и/или сдерживании социально-экономического развития как страны в целом, так и отдельных территорий, хозяйственных комплексов, хозяйствующих субъектов посредством бюджетного механизма.

Бюджетный механизм - составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля.

В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

  • мобилизация денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;
  • расходование бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;
  • межбюджетное распределение и перераспределение финансовых ресурсов.

Контрольная функция позволяет выявить финансовое положение конкретных экономических субъектов, отраслей народного хозяйства, территориальных образований (субъектов РФ, муниципальных образований), хотя далеко не все их финансовые ресурсы проходят через бюджет.

Организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны определяет бюджетное устройство.

Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств.

Основы бюджетного устройства обуславливаются формой государственного устройства страны. Составной частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны.

По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии.

Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного бюджета и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство - это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической состоятельностью в пределах распределенной между ними и центром компетенции.

Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. У государств - членов конфедерации, действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Российская Федерация имеет федеративное государственное устройство, где каждый уровень управления имеет свой бюджет.

Бюджетная система Российской Федерации - трехзвенная и представляет собой совокупность бюджетов трех уровней:

  • первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты.

Бюджетная система Российской Федерации построена на основе следующих принципов.

1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней выражается в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению, определять источники финансирования дефицита бюджета.

4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом).

5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.

6. Принцип достоверности бюджета означает надежность всех показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению.

7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.

8. Принцип гласности, то есть необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.

9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.

Государственные доходы. Система налогов государственного и муниципального бюджета

Государственные финансы - важнейшая составляющая финансовой системы страны, ее задача состоит в обеспечении органов власти необходимыми для решения задач ресурсами.

Государственные доходы - это различные денежные ресурсы, поступающие в процессе распределения и перераспределения части национального дохода общества в распоряжение (собственность) государства и используемые им для финансирования потребностей, возникающих при осуществлении им своих задач и выполнении соответствующих функций.

Государственные доходы составляют финансовую основу деятельности государства. В финансовой науке разработано положение, согласно которому все государственные доходы подразделяются на централизованные и децентрализованные (рис. 3.2).


Государственные доходы, поступающие в распоряжение (собственность) государства, очень разнообразны.

По социально-экономическому признаку и формам собственности выделяют: доходы государственные, муниципальные, частные.

По территориальному признаку государственные централизованные доходы подразделяются на федеральные доходы, доходы субъектов федерации, местные доходы.

По методу мобилизации государственных доходов они могут быть подразделены на обязательные и добровольные.

По форме поступления государственные доходы, поступающие на обязательной основе, подразделяются на налоги и неналоговые платежи.

Понятие «государственные доходы» более объемное, чем понятие «доходы государственного бюджета», хотя последние и составляют основную часть государственных доходов.

Для сопоставимости бюджетных показателей доходы бюджетов всех уровней группируются в соответствии с бюджетной классификацией.

Бюджетная классификация - это систематизированная группировка доходов бюджетов по однородным признакам.

Классификация доходов государственного бюджета РФ сформирована в соответствии с международной классификацией. Согласно ей, доходы бюджета - это обязательные невозвратные платежи, поступающие в бюджет (рис. 3.3).


Текущие доходы - запланированные доходы, поступающие на обязательной основе, они включают налоговые и неналоговые поступления.

Текущие налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей.

К налоговым поступлениям относятся также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными монополиями, доходы акцизного типа (прибыль от монопольных закупок и продаж иностранной валюты), штрафы и пени за нарушение налогового законодательства.

Текущие неналоговые поступления - это невозвратные возмездные поступления (доходы от собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, доходы от некоммерческих и побочных продаж) и некоторые невозвратные безвозмездные поступления (штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством, текущие частные пожертвования).

Капитальные доходы - это доходы от продаж капитальных активов (основных фондов, государственных запасов и резервов, земли), а также капитальные трансферты из негосударственных источников, то есть поступление безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей целевого назначения (на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений, на покупку оборудования).

Официальные трансферты - это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления. Они выступают в виде субвенций, дарений, репараций и являются нерегулярными, единовременными и добровольными. Официальные трансферты классифицируются по источнику их получения (внутренние и внешние), а также по назначению (текущие и капитальные).

Основную долю поступлений в бюджеты всех уровней обеспечивают налоговые поступления.

Налоговые поступления - это совокупность обязательных платежей в бюджет, поступающих в определенные законом размерах и в установленные сроки.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ: налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. К иным условиям установления налогов относятся: категории налогоплательщиков, объект налогообложения, источник налога, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, методы налогообложения, порядок начисления налогов, срок и порядок уплаты налога, налоговые льготы.

Социально-экономическая сущность и роль налогов и сборов проявляется в их функциях.

Фискальная функция. Налоги являются важнейшим источником доходов госбюджета, на их долю приходится более 90% доходов.

Распределительная функция. С помощью налогов государство перераспределяет финансовые ресурсы между сферами экономики, отраслями, регионами.

Регулирующая функция. Налоги как экономический рычаг используются государством для стимулирования развития общественного производства либо для его сдерживания.

Контрольная функция. С помощью налогов государство осуществляет контроль за эффективным использованием финансовых ресурсов.

Налоговая система - это совокупность существующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. К последним относятся:

  • принципы, формы и методы установления, изменения, отмены, уплаты налогов;
  • виды налогов;
  • права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений;
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность участников налоговых отношений;
  • способы защиты прав и интересов налогоплательщиков.

Налоговая система устанавливает в Российской Федерации систему федеральных, региональных и местных налогов (рис.3.4).

Понятие «налоговая система» шире понятия «система налогов и сборов». Налоговая система характеризуется не только системой налогов и сборов, но и принципами ее построения, закрепленными в существенных условиях налогообложения. Налоговую систему определяют порядок установления, введения, изменения, отмены налогов и сборов, порядок распределения налогов и сборов между бюджетами разных уровней, права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов), организацию отчетности и налогового контроля, ответственность субъектов налоговых правоотношений.

Финансовый контроль и прогноз размеров собираемых ими средств, поступающих в доход консолидированного и федерального бюджетов в планируемом году и на среднесрочную перспективу, с соответствующими обоснованиями и расчетами осуществляют Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ и Министерство имущественных отношений РФ.

Министерство РФ по налогам и сборам совместно Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству осуществляют прогнозирование поступление дополнительных средств в федеральный бюджет на среднесрочную перспективу в результате реструктуризации задолженности, проводимой этими органами в прошедшие три года.

Государственные расходы

Государственные расходы - это затраты государства на обеспечение жизнедеятельности общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности.

Государственные расходы осуществляются из различных фондов: как централизованных (бюджеты различных уровней, государственные внебюджетные фонды), так и децентрализованных (фондов государственных предприятий и организаций).

В соответствии с рекомендациями МВФ принципиально новый подход применен в отечественной статистике при разработке классификации расходной части государственного бюджета. Он позволяет не только установить сам факт расходования государственных средств министерствами и ведомствами, но и увязать эти расходы с выполнением программных задач государства и степенью ответственности в этом каждого ведомства.

Расходы государственного бюджета включают все невозвратные платежи (возмездные или безвозмездные) вне зависимости от целей их дальнейшего использования (текущих или капитальных).

В отношении экономических результатов расходы делятся на производительные и непроизводительные.

По характеру потребностей: чрезвычайные и обыкновенные.

По целевому назначению расходы делятся на текущие и капитальные расходы.

По общественному назначению расходы делятся на расходы на социальные цели, внешнеэкономические расходы, экономические расходы, расходы на оборону, расходы на управление.

По уровням управления расходы классифицируются на расходы федерального бюджета, субъектов федерации и местные расходы.

В действующей бюджетной классификации предусмотрена группировка расходов бюджета по трем признакам:

  • функциональному назначению;
  • экономическому назначению;
  • ведомственному назначению.

Функциональная группировка состоит из разделов расходов, связанных с осуществлением основных функций государства.

В обобщенном виде основные функции государства неизменны и характерны для всех стран. Международный валютный фонд (МВФ) предлагает наиболее общую функциональную классификацию расходов (рис. 3.5).


Экономическая группировка - это группировка расходов бюджета по экономическому признаку, то есть сведение расходов в единые экономические категории по однородным признакам.

Экономическая группировка позволяет получить детальное распределение расходов по их предметному признаку (заработная плата, начисления, все виды хозяйственных расходов, трансферты населению и т.д.) и обеспечивает возможность единого подхода ко всем получателям с точки зрения исполнения бюджета.

Экономическая классификация расходов государственного бюджета РФ построена на основе рекомендаций МВФ и позволяет производить международные сопоставления бюджетных показателей. В общем виде экономическая классификация расходов бюджета представлена на рис.3.6.


Текущие расходы - это возмездные и безвозмездные платежи, не связанные с приобретением и созданием капитальных активов, увеличением финансового капитала.

Капитальные расходы включают:

  • возмездные платежи, используемые на приобретение капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов, товаров, земли, нематериальных активов;
  • безвозмездные платежи, используемые получателями с целью приобретения капитальных активов, компенсации убытков из-за разрушения или повреждения основного капитала.

Показатель «Кредитование минус погашение (или чистое кредитование)» впервые в отечественной статистике объединяется с расходами и рассматривается как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита.

Показатель «чистого кредитования» включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях государственной политики, а также предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

Ведомственная группировка формирует расходы бюджета по ведомственному признаку, то есть денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к определенным функциональным разделам.

Функциональная, ведомственная и экономическая структуры расходов государственного бюджета должны быть взаимосвязаны между собой. Это обеспечивает возможность перехода от одной структуры государственных расходов к другой.

Бюджетный дефицит. Проблемы балансирования бюджета

Деятельность органов государственной власти по составлению бюджета во многом сводится к достижению соответствия между доходами и расходами. Возможны два результата деятельности: сбалансированный и несбалансированный бюджет (профицитный и дефицитный) (рис. 3.7).


Дефицит (от лат. deficit - недостает) - недостаточность средств, ресурсов в сравнении с ранее намеченным, запланированным или необходимым уровнем. Дефицит испытывает и государственный бюджет, если его расходы и доходы не всегда совпадают.

Бюджетный дефицит - это превышение расходов над доходами бюджета.

Противоположная ситуация, то есть превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком.

Бюджетный дефицит не относится к числу финансовых явлений, носящих чрезвычайный характер. Причины образования бюджетного дефицита:

  • рост государственных расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики и увеличением инвестиций;
  • чрезвычайные обстоятельства (крупные стихийные бедствия, войны и т.п.), вызывающие такой рост непредвиденных расходов государства, что на их покрытие не хватает обычных резервов и приходится прибегать к дополнительным источникам;
  • кризисные явления в экономике, неэффективность финансовой системы, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Уровень дефицита бюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или ВНП:

Удеф1 = (Р – Д) / Р (1)

Удеф2 = (Р – Д) * 100 / ВНП, (2)
где Удеф1 - уровень дефицита по расходам, коэф.; Удеф2 - уровень дефицита по валовому национальному продукту (%); Р - абсолютные расходы бюджета, руб.; Д - абсолютные доходы бюджета, руб.; ВНП - валовой национальный продукт, руб.

Финансовое положение страны считается нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2–3 % от ВНП.

Различают фактический, структурный и циклический дефицит государственного бюджета.

Фактический дефицит - это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.

Структурный дефицит - это разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода соответствующего полной занятости.

Циклический дефицит - это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходах происходят автоматически.

Существует три подхода к проблеме балансирования бюджета.

1. Теория ежегодного балансирования предполагает ежегодное уравнивание доходов и расходов, когда сальдо бюджета равно нулю.

До разработки теории кейнсианства (Дж.М. Кейнс) этот подход считался основой здоровых финансов страны. Ежегодный секвестр как приведение текущих расходов в соответствие с текущими доходами бюджета, в итоге означает сокращение совокупных доходов: заработной платы государственных служащих, льгот по налогообложению.

2. Теория циклического балансирования бюджета. Основная идея этого подхода состоит в том, что нет необходимости балансировать бюджет ежегодно. Главное, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла (5–7 лет).

В период рецессии, противодействуя спаду, государство будет сталкиваться с бюджетным дефицитом. Но зато он будет компенсирован за счет бюджетных излишков в годы подъема экономики.

3. Теория функционализма. Функциональный подход к проблеме не предполагает балансирования бюджета.

Сторонники теории рассматривают бюджет как инструмент социально-экономического развития. Если при дефиците достигается экономический рост и растет благосостояние людей, то пусть существует бюджетный дефицит.

В целях регулирования бюджетного дефицита в Российской Федерации разработаны Правила налогово-бюджетной политики, призванные сократить и предупредить бюджетный дефицит (рис. 3.8).


Финансово-экономическая наука разработала два основных способа финансирования бюджетного дефицита:

  • эмиссионный способ финансирования или выпуск в обращение новых денег, в мировой практике - «сеньораж»;
  • неэмиссионный способ финансирования - это займы, кредиты, ссуды (внутренние и/или внешние).

Применение первого способа усиливает присущую современному периоду развития общества инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений.

Применение второго способа позволяет сократить дефицит бюджета, но не дает положительного эффекта в социально-экономическом развитии. Выпуск государственных займов наряду с ростом государственного долга влечет за собой сокращение совокупного потребительского спроса со стороны лиц - покупателей займов, отвлечение крупных средств от их производительного использования.

В Российской Федерации финансирование дефицита государственного бюджета отражается в блоке бюджетной классификации «Финансирование бюджета» и включает изменение объема обязательств органов государственного управления (заимствование минус погашение) и изменение остатков ликвидных финансовых средств органов государственного управления.

Заимствование государственных финансов согласно международным стандартам статистики не относится к доходам, а рассматривается как источник финансирования дефицита. Итак, с точки зрения финансирования дефицит можно определить по формуле:

Деф = З – Пд + Ост, (3)
где Деф - дефицит, ден.ед.; З - заимствования, ден.ед.; Пд - суммы погашения долгов, ден. ед.; Ост - уменьшение остатков ликвидных финансовых средств, ден. ед.

Формами финансирования государственного бюджета являются: выпуск и размещение государственных казначейских обязательств (ГКО), займы у банков и международных финансовых организаций, займы, полученные от других уровней власти или от государственных внебюджетных фондов, займы от иностранных правительств.

Бюджетная система — совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и автономных в бюджетном отношении институтов. Ведущим звеном государственной бюджетной системы является государственный бюджет. Государственный бюджет представляет собой роспись государственных доходов и расходов за определенный период, утвержденную в законодательном порядке. Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах имеющих унитарное устройство бюджетная система имеет два уровня — государственный и местный бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется третье, промежуточное звено — бюджеты штатов, земель, областей или иных административных образований.
Государственный бюджет представляет собой центральное звено финансовой системы. Через государственный бюджет государство организует перераспределение средств между регионами, между отраслями народного хозяйства.
В процессе своего развития, выработались некоторые основные принципы, которым должен соответствовать бюджет:
1) полнота бюджета;
2) единство бюджета;
3) реальность (правдивость) бюджета;
4) гласность бюджета.
Под полнотой бюджета понимается включение в бюджет всех доходов и расходов правительственных органов. С точки зрения полноты различают бюджет брутто и бюджет нетто.
В бюджет брутто включаются все валовые доходы и валовые расходы государства, а в бюджет нетто — только чистые доходы и расходы. На стадии принятия бюджета Государственная дума выступает за бюджет брутто, ибо это позволяло ей полнее контролировать деятельность правительства. Наоборот, правительство старается по возможности избегать этого принципа, ибо бюджет нетто позволяет тщательнее скрывать дополнительные источники доходной части бюджета и направление расходов. Следовательно, должен быть составлен такой бюджет, в котором отражаются все доходы и расходы государства.
Единство бюджет заключается в единой правовой базе, единой денежной системы, единых принципах бюджетного процесса. Единство бюджета заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в едином бюджетном документе. Кроме того, единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т. е. группировки доходов и расходов бюджета по однородным признакам.
Государственная бюджетная система России в настоящее время включает в себя три звена:
. федеральный бюджет РФ. Через федеральный бюджет распределяется и перераспределяется ВВП и национальный доход. На него возложена задача финансирования общегосударственных мероприятий, связанных обороноспособностью государства, развитием фундаментальной науки и т. д.;
. бюджеты национально-государственных и административно — территориальных образований (региональные). Региональные бюджеты обеспечивают финансирование задач, решаемых субъектами федерации. С их помощью государство выравнивает уровни экономического и социального развития. Доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных доходов и регулирующих доходов;
. местные бюджеты. На местные бюджеты возложены функции финансирования деятельности местных органов власти, местной промышленности, коммунального хозяйства.
Каждый из этих бюджетов исполняется отдельно.
Важное значение при формировании бюджета имеет процесс балансирования нижестоящих бюджетов за счет вышестоящих. Бюджетное балансирование осуществляется тремя методами:
- зачисление в доход нижестоящего бюджета части доходов вышестоящего за счет регулирующих налогов;
- дотация. Дотация — финансирование денег из вышестоящего бюджета нижестоящему для покрытия кассового разрыва. При этом устанавливаются сумма разрыва и время разрыва между доходами и расходами.
- субвенция. Долевое участие вышестоящего бюджета в целевых мероприятиях нижестоящего. При этом методе осуществляется долевое финансирование, оговариваются сумма и сроки финансирования из вышестоящего бюджета.
Утверждается государственный бюджет Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.
В первом чтении проект рассматривается в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу. В случае отклонения его в первом чтении Государственная Дума может: передать этот проект в согласительную комиссию, включающую представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ; вернуть этот проект в Правительство РФ на доработку на срок до 20 дней; поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
Во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и др.
В третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и главным распорядителям средств федерального бюджета.
В четвертом чтении указанный законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.
Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. В случае отклонения Советом Федерации проекта госбюджета, он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. Государственная Дума повторно рассматривает этот закон в одном чтении. Принятый Государственной Думой в результате повторного рассмотрения закон передается в Совет Федерации. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.
В Российской статистике используются следующая терминология государственных финансов:
. расширенный бюджет — федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами(фонд социального страхования, пенсионного обеспечения и т. д.);
. консолидированный бюджет — бюджет, складывающийся из федерального, регионального и местных бюджетов. Консолидированный бюджете содержит все основные бюджетные пропорции, которые регулируются государством:
1. соотношение консолидированного бюджета и валового внутреннего продукта. Оно определяет бюджетный потенциал государства и зависит от уровня собираемости налогов, изменения налоговой базы, доли товаров и услуг в структуре ВВП необлагаемых налогом;
2. доля федерального бюджета в консолидированном бюджете. Она показывает перераспределение бюджетных средств в пользу центра или территорий в зависимости от задач, решаемых государством. Пропорции распределения между федеральным бюджетом и бюджетами территорий и местными бюджетами отражают распределение налоговой базы, налоговых полномочий и бюджетных функций;
3. бюджетный дефицит как показатель сбалансированности бюджетной системы;
4. соотношение текущих расходов и инвестиционных расходов.
Консолидированный бюджет является, прежде всего, статистическим отражением агрегированных доходов и расходов. Показатели консолидированного бюджета используются в перспективном экономическом и финансовом планировании, а также, при расчетах уровня жизни населения различных регионов.
За период исчисления бюджета принимается финансовый год. Бюджет предполагает балансирование, выравнивание государственных доходов и расходов.

Совокупность всех финансовых отношений в обществе образует финансовую систему государства. Она состоит из следующих звеньев: государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет.

Государственный бюджет - это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

В самом общем виде государственным бюджетом можно назвать план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.

Расходы государственного бюджета показывают направления и цели государственных ассигнований.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

  1. экономические;

    на социальные цели;

    на внешнеполитическую деятельность;

Доходы государственного бюджета формируются за счет:

    налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

    неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

    доходов целевых бюджетных фондов.

Налоговые доходы составляют около 84% Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы - 7%, доходы целевых бюджетных фондов - 9%. Следовательно, основным источником доходов государственного бюджета являются налоги.

Важнейшая задача исполнения бюджета-обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

Бюджетная классификация Российской Федерации - группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчётности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

    классификацию доходов бюджетов;

    классификацию расходов бюджетов;

    классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

    классификацию операций публично-правовых образований

Значение

Значение бюджетной классификации в бюджетной системе государства заключается в том, что с ее помощью становится возможным наблюдение за движением бюджетных ресурсов. На основе факторного анализа бюджетных статей проводится анализ соответствующих показателей, что дает возможность формулировать выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов кода.

26.Место и функции налоговой системы в процессе общественного воспроизводства

Налоговая система - неотъемлемый элемент общественного воспроизводства, - обеспечивающий возможность выполнения государством целого ряда воспроизводственных функций, создающих условия эффективной деятельности всех субъектов общественного производства, представляющих все формы собственности.

К воспроизводственным функциям, которые наиболее эффективно могут выполняться только государством, можно отнести:

    обеспечение обороны страны;

    обеспечение социальных гарантий для населения в области здравоохранения, образования, жилищно-коммунального обслуживания и т.д.;

    охрана общественного порядка;

    защита окружающей среды и здоровья человека от вредных воздействий производства;

    смягчение кризисных ситуаций в экономике, связанных с инфляцией, безработицей;

    поддержка экономически отсталых территорий;

    проведение антимонопольной политики;

    защита населения в чрезвычайных ситуациях;

    государственная поддержка малого предпринимательства;

    государственная поддержка приоритетных направлений научно-технического прогресса и др.

Практическая реализация названных функций предполагает их финансовое обеспечение, которое невозможно без централизации определенной части стоимости ежегодно создаваемого валового внутреннего продукта, без аккумуляции финансовых ресурсов на государственном уровне, в государственном бюджете.

Кроме того, часть финансовых ресурсов, централизуемая для государственных целей, сосредотачивается во внебюджетных государственных фондах строго целевого назначения: пенсионного фонда, фонда социального страхования, фонда обязательного медицинского страхования.

Бюджет по своему экономическому содержанию представляет собой не только особую экономическую форму перераспределительных отношений, обеспечивающая аккумуляцию части внутреннего валового продукта в руках государства. С помощью бюджета происходит дальнейшее перераспределение этой части валового внутреннего продукта с целью обеспечения расходов государства, необходимых для реализации его социальных, политических и экономических функций.

Бюджет представляет собой один из главных инструментов государственного регулирования различных сфер общественной жизни, осуществляемого на основе маневрирования поступающими в распоряжение государства денежных средств посредством сокращения или увеличения расходов на социальные программы, на государственные инвестиции, на оборону и т.д.

Функционирование госбюджета обеспечивается процессом формирования его доходов и расходов. Основным источником доходов госбюджета является валовой внутренний продукт.

Структура доходов госбюджета представлена различными платежами юридических и физических лиц, именуемых налогами. Они составляют основу доходной части госбюджета. 80% доходов бюджета формируется за счет налогов.

Налоги, в зависимости от методов налогообложения могут выполнять ряд экономически значимых функций.

Основная функция налогов - фискальная, заключающаяся в пополнении государственной казны, формировании финансовых ресурсов государства, доходов негосударственного бюджета.

Наряду с фискальной налоги выполняют регулирующую функцию. Данная функция реализуется через механизм налогообложения, который либо создает благоприятные условия для различных сфер деятельности через систему налоговых льгот, либо ограничивает масштабы той или иной деятельности (например, хозяйственной деятельности, причиняющей вред окружающей среде)

Кроме того, налоги выполняют контрольную функцию, заключающуюся в том, что в процессе налогообложения осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, за достоверностью учета доходов населения.

Особую роль налоги играют в рыночной системе хозяйствования, которая существенно сокращает масштабы и возможности прямого вмешательства государства в деятельность хозяйственных субъектов.