Что делать если задержали полицейские. При задержании полицейский обязан. Определение алкогольного опьянение у гражданина – когда идет уже нарушение Закона

Права граждан при задержании: понятие задержания.

Задержание в самом широком смысле представляет собой меру государственного принуждения, которая осуществляется в ходе пра-воохранительной деятельности и заключается в кратковременном (на срок не свыше 48 часов) лишении человека права на свободу и личную неприкосновенность.

Задержание является достаточно распространенным методом государственно-правового регулирования. Существование подобной принудительной меры обусловлено самой сущностью правоохрани-тельной деятельности, направленной, как известно, на защиту жизни и здоровья, собственности, иных охраняемых государством социальных благ, на охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и других общественно-значимых интересов. Посредством задержания сотрудники полиции и иных правоохранительных органов в частности получают объективную возможность пресекать противо-правные действия отдельных лиц, предупреждать совершение ими но-вых правонарушений, удерживать их в своем «поле зрения» во время проверки на предмет причастности к совершению преступления, адми-нистративного правонарушения и т.д.

Таким образом, по своему правовому смыслу задержание имеет весьма существенное значение для современной правоохранительной практики полиции и иных правоохранительных органов.

Задержание преимущественно проводится на первоначальном эта-пе осуществления соответствующей правоохранительной деятельности, например, если лицо застигнуто в момент совершения противоправно-го поступка или сразу после, если лицо длительное время уклонялось от явки в правоохранительные органы или находилось в розыске и т.п. В связи с этим задержание следует отличать от иных мер государствен-ного принуждения, также выраженных в ограничении конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность. Таковыми, например, могут являться меры уголовного наказания (лишение свободы, арест и т.д.), меры административного наказания (административный арест), принудительные меры медицинского характера (помещение в психиа-трический стационар), меры уголовно-процессуального пресечения (за-ключение под стражу и домашний арест) и некоторые другие.

В отличие от всех указанных мер государственного принуждения задержание носит предварительный характер и зачастую осуществля-ется без наличия достаточных доказательств, подтверждающих проти-воправность поведения человека. Именно задержание в совокупности с другими предусмотренными законом средствами и методами позво-ляет сотрудникам полиции или иных правоохранительных органов со-брать необходимые сведения (достаточную доказательственную базу) для решения вопроса о возможности или, наоборот, невозможно-сти, применения к лицу какой-либо ответственности либо других мер государственно-властного реагирования.

Более того, в отличие от иных мер принуждения, связан-ных с ограничением права на свободу и личную неприкосно-венность, задержание носит ис-ключительно внесудебный ха-рактер. Оно осуществляется на основании собственного реше-ния органа или должностного лица, осуществляющего пред-варительное расследование по уголовному делу, выполняю-щего оперативно-розыскные мероприятия или проводящего административную деятель-ность. Так, например, согласно ст. 91 УПК РФ правом задержа-ния подозреваемого по уго-ловному делу наделены орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа. В свою очередь в соответствии со ст. 27.3. КоАП РФ задержание могут проводить органы исполнительной власти и их должностные лица, в частности полиция, пограничные органы, таможенные органы и т.д.

И именно в этой связи общий срок задержания не может превышать 48 часов. Подобное ограничение прямо предусмо-трено Конституцией РФ, где в ч.2 ст. 22 четко отмечает-ся, что до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию более чем на 48-часовой срок.

Таким образом, задержание представляет собой кратковремен-ную меру государственного принуждения, имеющую исключительно предварительный характер. Факт задержания никоим образом не мо-жет расцениваться как признающий человека виновным в совершении какого-либо противоправного деяния и ставящим его вне закона. Сле-довательно, задержание нельзя считать ни мерой уголовного наказа-ния, ни мерой административного наказания, ни любой иной формой ответственности.

Согласно конституционному принципу презумпции невиновности вина считается доказанной, а человек подлежит ответственности лишь только после вступления в законную силу приговора суда (иного судеб-ного решения), а по некоторым делам об административных правона-рушениях - соответствующего постановления компетентного органа исполнительной власти или должностного лица. Поэтому задержанные лица, хотя и испытывают на себе некий груз государственного принуж-дения, связанный с временным ограничением права на свободу и лич-ную неприкосновенность, тем не менее, считаются невиновными и в остальном сохраняют за собой все предоставленные им государством права и свободы.

Права граждан при задержании: случаи применения задержания.

Как уже было отмечено ранее, задержание представляет собой одну из мер государственного принуждения, используемую полицией и иными правоохранительными органами для решения стоящих перед ними задач. Таким образом, задержание может применяться лишь в свя-зи с осуществлением правоохранительной деятельности и лишь специ-ально уполномоченными субъектами в строго установленных законом случаях.

Анализ действующего законодательства Российской Федерации по-зволяет выделить несколько видов правоохранительной деятельности, где допускается задержание.

1. Уголовное судопроизводство, а точнее предварительное рассле-дование по уголовному делу (гл. 12 УПК РФ).

2. Производство по делам об административных правонарушениях (ст. 27.3-27.6. КоАП РФ).

3. Оперативно-розыскная деятельность. Так, например, согласно ст. 14 закона «О полиции» сотрудники полиции вправе задерживать лиц, находящихся в розыске, до передачи их соответствующим органам, учреждениям (должностным лицам этих органов и учреждений).

4. Деятельность, связанная с обеспечением исполнения уголовных или административных наказаний или иных судебных решений. Так, в частности, законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность задержания лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного или административного на-казания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установ-ленный в указанном предписании срок.

В данном случае задержанию также могут быть подвергнуты и лица, уклоняющиеся от применения в отношении них принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, лица, со-вершившие побег из психиатрических учреждений и т.п.

5. Профилактическая деятельность, например, задержание лиц, не-законно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объ-екты, а также лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имею-щих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя, окружающих и т.д.

Помимо этого законодательство Российской Федерации, в частно-сти закон «О полиции», предусматривает возможность задержания и в некоторых иных случаях, например при нарушении человеком правил комендантского часа или в случае необходимости выдачи лица по за-просу иностранного государства.

В рамках настоящей работы с учетом ее ограниченного объема нами будут рассмотрены лишь проблемы задержания лица в уголовном судопроизводстве. Однако при этом многие содержащиеся здесь пра-вила и рекомендации вполне могут быть применимы и по отношению к иным видам задержания.

Права граждан при задержании: правовые условия задержания лица в уголовном судопроизводстве по подозрению в совершении преступления.

Одним из наиболее существенных видов задержания является при-менение данной меры принуждения в уголовном судопроизводстве в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Уголовно-процессуальное задержание - это такое средство принудительного ха-рактера, которое применяется к лицу, в отношении которого уже осу-ществляется уголовное преследование, но еще не собраны достаточные доказательства, позволяющие предъявить ему обвинение. В противном случае он может быть арестован на основании судебного решения или подвергнут действию любой другой меры уголовно-процессуального пресечения.

Таким образом, человек, задержанный по подозрению в соверше-нии преступления, вовсе не обязательно впоследствии станет обвиняе-мым, а сформированные в отношении него материалы будут направлены в суд. Современной правоприменительной практике известно множе-ство случаев освобождения задержанных по подозрению в совершении преступления без продолжения ведения в отношении них уголовного преследования.

Основания задержания - это предусмотренные уголовно-процессуальным законом определенные фактические данные, позволяющие подозревать лицо в совершении преступления. Так, в соответствии со ст. 91 УПК РФ основаниями для задержа-ния подозреваемого являются следующие:

1. Лицо застигнуто при совершении преступления или непосред-ственно после его совершения. Данное основание предполагает нахож-дение лица в момент его фактического задержания в непосредственной близости от места совершения преступления или места обнаружения следов преступления. Это, в частности, может выражаться в пресече-нии сотрудниками правоохранительных органов самой преступной деятельности или попыток скрыться, уничтожить следы преступления, довести до конца преступный умысел и т.д. Подобное основание рас-пространяется и на случаи, когда лицо застигнуто в ином месте, но по-сле длительного преследования (погони), начатого в месте совершения преступления.

2. Потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление. Это основание предполагает связь подо-зреваемого с преступлением посредством мысленного образа, запе-чатленного в сознании наблюдавших за его действиями (бездействием) лиц: самих потерпевших или очевидцев. Под очевидцами понимаются те свидетели, которые непосредственно присутствовали на месте престу-пления и наблюдали за его подготовкой, совершением или сокрытием.

3. На этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. Такое основание предполагает связь подозреваемого с преступлением посредством объектов матери-ального мира, элементов вещной обстановки. Поэтому, говоря о явных следах преступления, законодатель подразумевает именно материаль-ные следы: следы-предметы, следы-вещества или следы-отображения (например, обнаруженный в кармане подозреваемого пистолет, след пальца руки подозреваемого на месте происшествия и т.д.).

4. Иные данные, дающие основание подозревать лицо в соверше-нии преступления. Под иными данными законодатель понимает любые сведения, позволяющие выдвинуть следственную версию о причастно-сти данного лица к совершению преступления (например, его внешнее сходство с приметами разыскиваемого лица и т.д.)

Законодательство не содержит исчерпывающего перечня подоб-ных иных данных, оставляя решение этого вопроса на собственное усмотрение органа или должностного лица, проводящего задержание. В этой связи возникает достаточно серьезная опасность чересчур рас-ширенного истолкования сотрудниками правоохранительных органов соответствующей нормы закона или просто злоупотребления своими полномочиями. Поэтому для минимизации возможных рисков законо-датель вводит определенные ограничения - дополнительные условия, без которых задержание лица по последнему, четвертому основанию невозможно.

Согласно ч. 2 ст. 91 УПК РФ таковыми условиями являются следую-щие:

Человек пытался скрыться;

Человек не имеет постоянного места жительства;

Не установлена его личность;

В суд уже направлено ходатайство об аресте этого лица в поряд-ке ст. 108 УПК РФ.

Более того, независимо от основания такая мера принуж-дения как задержание в уголовном процессе вообще может быть применена только в отношении лиц, подозреваемых в соверше-нии преступлений, за которые УК РФ предусматривается на-казание в виде лишения свободы. Если же человек подозревается в совершении иного преступления, за которое по закону он принципиально не может быть лишен свободы, то задержа-ние в данном случае неприемлемо ни при каких условиях.

Законность задержания в уголовном процессе также обуславлива-ется строгим порядком его осуществления, который регламентирован ст. 92-96 УПК РФ.

На практике процедура задержания обычно начинается с так на-зываемого фактического задержания (захвата) лица, то есть с момента фактического лишения человека права на свободу и личную неприкос-новенность. Далее захваченное лицо подлежит доставлению в орган дознания или к следователю, которые при наличии указанных выше оснований принимают процессуальное решение об его задержании.

Впоследствии задержанный может быть подвергнут личному обыску (ст. 93 УПК РФ) и в течение 12 часов с момента фактического задержания должен быть допрошен в качестве подозреваемого (ч. 2 ст. 46 УПК РФ).

О факте задержания в обязательном порядке должны быть уведомлены заинтересованные лица (ст. 96 УПК РФ).

При этом очевидно, что задержание подозреваемого не ограни-чивается лишь осуществлением упомянутых предписаний закона. Как уже было отмечено выше, задержание не имеет своей самоцелью ли-шение человека права на свободу и личную неприкосновенность. Оно необходимо для возможности проведения с его участием ряда след-ственных и иных процессуальных действий, направленных на собира-ние доказательств по уголовному делу. Именно проведение данных действий с участием подозреваемого: очных ставок, предъявлений для опознания, проверок показаний на месте и т.д. как раз и занимает основную часть времени, отведенного законом для задержания подо-зреваемого.

А заканчивается процедура задержания подозреваемого в мо-мент принятия ответственного решения о его дальнейшей судьбе - либо подозреваемый освобождается, либо суд выносит решение о его заключении под стражу.

Должностные лица, уполномоченные принимать процессуальное решение о задержании подозреваемого.

После фактического задержания человек подлежит доставлению в орган дознания или предварительного след-ствия для принятия процессуального решения о его задержании.

Согласно ст. 91 УПК РФ правом задержания подозреваемого наделены: следователь или дознаватель (орган дознания).

Следователь является должностным лицом, уполномочен-ным в пределах компетенции осуществлять предваритель-ное следствие по уголовному делу, а также некоторые иные предусмотренные законом процессуальные полномочия (ст. 38 УПК РФ).

Независимо от ведомственной при-надлежности все следователи обладают одинако-выми уголовно-процессуальными полномочия-ми, в том числе и по задержанию.

При этом для возможности начала осущест-вления данных полномочий следователь должен принять соответствующе уголовное дело к своему производству (ч. 2 ст. 156 УПК РФ). Первоначально решение о принятии уголовного дела к производ-ству включается одним из пунктов в постановле-ние о возбуждении уголовного дела. Однако на протяжении предварительного расследования следователи могут меняться; к расследованию могут быть подключены дополнительные сотруд-ники и т.д. Поэтому каждый новый следователь, приступая к работе по уголовному делу, обязан вынести собственное постановление о принятии уголовного дела к своему производству. Без вы-несения такого решения все последующие про-цессуальные акты следователя, в том числе и о задержании подозреваемого, будут незаконными.

Полномочиями следователя, в частности и правом задержания подозреваемого, обладает также руководитель следственного органа - должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение (следственный отдел, управление и т.д.), а также его за-меститель (п. 38.1 УПК РФ).

Органы дознания - это государственные органы и долж-ностные лица, уполномоченные осуществлять:

Дознание как форму предварительного расследования (ст. 32 УПК РФ);

Производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие (ч. 1-3 ст. 157 УПК РФ);

Выполнение следственных действий по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ);

На практике нередко возникают ситуации, когда преступление со-вершается вдали от населенных пунктов, а порой - и вообще за предела-ми основной территории РФ. Следовательно, быстрое прибытие долж-ностного лица органа дознания на место для расследования уголовного дела также является весьма затруднительным. Поэтому в соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК РФ полномочия органа дознания по возбуждению уго-ловных дел и производству неотложных следственных действий, в том числе по задержанию подозреваемого, также возлагаются на:

Капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем пла-вании;

Руководителей геологоразведочных партий и зимовок, располо-женных в удаленных местах;

Глав дипломатических представительств и консульских учрежде-ний Российской Федерации.

Орган дознания является коллегиальным субъектом правоприме-нения. Структурно он состоит из следующих звеньев:

Начальника органа дознания;

Начальника подразделения дознания;

Дознавателя.

Начальник органа дознания - это должностное лицо, осуществляю-щее общее руководство органом дознания, а также ведомственный кон-троль за деятельностью дознавателей. Например, таковыми являются начальник районного отдела внутренних дел, начальник линейного от-дела внутренних дел на транспорте и т.д.

Начальник подразделения дознания - должностное лицо органа до-знания, возглавляющее соответствующее специализированное подраз-деление, которое осуществляет предварительное расследование в фор-ме дознания, а также его заместитель (например, начальник отделения дознания при районном отделе внутренних дел и т.д.).

Дознаватель - это должностное лицо, на которое возложено не-посредственное осуществление полномочий органа дознания (ст. 41 УПК РФ). При этом он, как и следователь, перед началом осуществления своих полномочий должен принять уголовное дело к своему производ-ству.

Правовые условия принятия решения о задержании подозреваемого.

Юрисдикционное решение о задержании подозреваемого оформ-ляется соответствующим протоколом задержания подозреваемого.

В соответствии с ч. 1 ст. 92 УПК РФ протокол задержания подозреваемого должен быть составлен в течение 3 часов с момента его доставления в орган дознания или к следователю. Указанное время законодатель предоставляет для проведения необходимых проверочных действий, получения доказательств и иных сведений, дающих основания для применения данной меры принуждения. Так, за это время дознаватель или следователь могут допросить потерпевших или очевидцев преступления, предъявить им подозреваемого для опознания, провести обыск по месту жительства задержанного, осуществить иные про-верочные мероприятия.

В соответствии с ч. 2 ст. 92 УПК РФ в таком протоколе указываются:

Дата и время его составления;

Дата, время, место, основания и мотивы задержания подозревае-мого;

Результаты его личного обыска;

Другие обстоятельства задержания.

Протокол задержания должен быть предъявлен задержанному для ознакомления и подписания. При этом обязательно следует обращать внимание на правильность указанных в нем сведений, например, на вре-мя фактического задержания, на результаты личного обыска, на основа-ния и мотивы задержания. В случае если какие-то фрагменты протокола, по мнению задержанного, не будут соответствовать действительности, протокол задержания подозреваемого - это единственный протокол, фиксирующий не процессуальное действие, а решение.

Не-обходимо отметить о нежелательно-сти отказа от подписания протокола задержания подозреваемого, по-скольку данный факт не имеет суще-ственного юридического значения.

Протокол задержания по-дозреваемого - это уголовно-процессуальный акт, порождающий возникновение новых публично-правовых отношений между госу-дарством и задержанным. Именно с момента составления протокола задержанное лицо в полном объеме приобретает процессуальный статус подозреваемого и получает воз-можность использовать весь спектр предоставленных ему прав и воз-можностей. Поэтому после осуществления юридического задержания дознаватель или следователь обязаны разъяснить подозреваемому его права, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.

Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, помещается в специализированное учреждение - изолятор временно-го содержания (ИВС). При этом дознаватель или следователь вправе в любой момент вызвать подозреваемого из изолятора для проведения с ним дальнейших следственных действий. Они также могут разрешить встречу с подозреваемым оперативного сотрудника (ч. 2 ст. 95 УПК РФ).

Задержание подозреваемого до возбуждения уголовного дела.

В настоящее время в теории и практике уголовного процесса до-статочно актуальным является вопрос о возможности осуществления задержания подозреваемого до возбуждения уголовного дела. Эта про-блема обусловлена следующими обстоятельствами. Так, с одной сторо-ны, по всем канонам уголовно-процессуального права применение к лицу любой меры уголовно-процессуального принуждения, в том числе и его задержание по подозрению в совершении преступления, возмож-но лишь в связи с производством по конкретному уголовному делу. Од-нако с другой стороны, в практической деятельности нередки случаи, требующие необходимости задержания лица в тот момент, когда соот-ветствующее уголовное дело еще не возбуждено. Эта проблема в част-ности касается такого основания для задержания, при котором лицо задерживается прямо в момент совершения преступления или сразу после (п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК РФ). Эта проблема также может быть связана и с другими предусмотренными законом основаниями для задержания. Например, сотрудники полиции в ходе планового рейда задерживают человека, пытающегося сбыть наркотическое вещество. Еще одним при-мером может послужить задержание сотрудниками таможни лица, пы-тающегося перевезти через границу контрабандный груз. Задержание может иметь место и в случае прибытия сотрудников полиции по сиг-налу, поступившему на пульт дежурного вневедомственной охраны. По данному поводу имеется еще множество примеров.

Очевидно, что все указанные случаи связаны с только что выявлен-ными признаками преступления. Поэтому ни о каком возбужденном уголовном деле речь здесь идти не может. Органам дознания или следо-вателю еще только предстоит рассмотреть представленные материалы, провести необходимые проверочные мероприятия, на основании чего решить вопрос о возбуждении по этому поводу уголовного дела. А за-держание лица, исходя из сложившихся обстоятельств, должно быть проведено сиюминутно, незамедлительно.

Сам по себе термин «задержание» может пониматься, по крайней мере, двояко. Как уже отмечалось выше, существует фактическое задержание (захват), то есть непроцессуальное мероприятие, заключающееся в физических действиях сотрудников правоохранительных органов по лишению лица права на свободу и личную неприкосновенность. Существует и юриди-ческое задержание, выраженное в оформлении соответствующего про-токола задержания подозреваемого.

При этом фактическое задержание не имеет процессуальной фор-мы. Его основания и порядок не регламентированы УПК РФ. Фактиче-ское задержание, как отмечалось выше, проводят не дознаватель или следователь, а иные должностные лица правоохранительных органов.

Таким образом, осуществление фактического задержания и доставления вполне возможно и до возбуждения уголовного дела.

В свою очередь, составление протокола задержания подозревае-мого может осуществляться исключительно в рамках уголовного судо-производства. Следовательно, для принятия процессуального решения о задержании необходимо наличие возбужденного уголовного дела. Как представляется, вопрос о возбуждении уголовного дела по поводу до-ставленного лица должен быть решен дознавателем или следователем в тот самый 3-часовой срок, отведенный законодателем для составления протокола задержания.

Порядок личного обыска задержанного.

Личный обыск задержанного подозреваемого заключается в прину-дительном обследовании его тела, одежды и сопутствующих вещей в це-лях отыскания и изъятия предметов, документов и ценностей, имеющих значения для уголовного дела. В соответствии со ст. 93 УПК РФ проведе-ние личного обыска является правом, а не обязанностью дознавателя или следователя. Однако, исходя из сложившейся следственной практи-ки, такое процессуальное действие проводится в каждом случае задер-жания подозреваемого. О необходимости проведения личного обыска подозреваемого сразу после его задержания свидетельствует и ч. 2 ст. 92 УПК РФ, предписывающая фиксировать его результаты прямо в про-токоле задержания.

Порядок проведения личного обыска задержанного регламентиро-ван ст. 184 УПК РФ. В этой связи сразу необходимо отметить, что личный обыск задержанного подозреваемого проводится по факту, то есть без вынесения отдельного постановления или судебного решения.

В силу закона при проведении личного обыска должны обязательно принимать участие не менее чем двое понятых. Понятые - это не заин-тересованные в исходе уголовного дела лица, привлекаемые дознавате-лем или следователем для удостоверения факта производства, а также содержания, хода и результатов следственного действия (ч. 1 ст. 60 УПК РФ). Основная задача понятых заключается в осуществлении функции так называемого общественного контроля за действиями государственных органов и должностных лиц, осуществляющих дознание и предваритель-ное следствие. По мнению законодателя, это способствует законности в действиях дознавателя или следователя, а также правильности составле-ния протокола. Поэтому основными качествами, которыми должны об-ладать понятые являются их независимость, беспристрастность, а также способность правильно воспринимать объективную действительность. И, следовательно, в качестве понятых не могут приглашаться:

Несовершеннолетние;

Участники уголовного судопроизводства, а также их близкие род-ственники;

Работники правоохранительных органов, наделенные полномо-чиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования;

Иные лица, прямо или косвенно заинтересованные в исходе уго-ловного дела.

Помимо понятых следователь или дознаватель вправе привлечь к производству личного обыска оперативных работников (ч. 7 ст. 264 УПК РФ) и специалиста.

Специалист - это лицо, обладающее специальными знаниями в об-ласти науки и техники, искусства и ремесла. Он может быть привлечен для производства личного обыска в целях содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, а также применения технических средств.

Вместе с тем специалист не может принимать участие в производ-стве личного обыска, если он:

Является или являлся иным участником по данному уголовному делу, в частности дознавателем, следователем, прокурором, потерпев-шим, свидетелем и т.д.;

Является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу;

Находился или находится в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей;

Является некомпетентным в соответствующей области специаль-ных знаний;

Если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе данного уго-ловного дела.

Поэтому при обнаружении любого из вышеперечисленных обстоя-тельств, специалисту, привлеченному для производства личного обы-ска, задержанное лицо вправе заявить отвод.

Требование об отводе может быть зафиксировано прямо в тексте протокола или оформлено отдельным документом на имя соответствую-щего дознавателя или следователя. Согласно с. 71 УПК РФ в ее систем-ном единстве со ст. 69 УПК РФ решение вопроса по заявленному отводу специалиста находится в компетенции самого дознавателя или следова-теля, которые могут оставить его без удовлетворения. Однако данные о заявленном отводе, тем не менее, в материалах уголовного дела бу-дут зафиксированы, что впоследствии возможно позволит оспорить от-дельные результаты проведенного обыска.

И наконец, еще одним участником личного обыска является пере-водчик, о котором мы уже говорили выше. Переводчик привлекается к производству данного следственного действия в том случае, если за-держанный не в достаточной степени владеет языком уголовного су-допроизводства. На переводчика также распространяются вышепри-веденные ограничения на участие в уголовном деле и правила на его отвод.

Касательно лиц, участвующих в личном обыске задержанного, су-ществует еще одна важная особенность, обусловленная принципом ува-жения чести и достоинства личности: все эти лица, включая самого до-знавателя или следователя, должны быть одного пола с обыскиваемым.

До начала обыска обыскиваемый должен быть ознакомлен с решением о его проведении. Ему должно быть предложено вы-дать искомые предметы, документы или ценности доброволь-но. В случае такой добровольной выдачи и при отсутствии оснований полагать о сокрытии каких-либо иных значимых объектов следственное действие может быть окончено. В противном случае дознаватель или следователь приступает к осуществлению непосредственных поисковых мероприятий.

В ходе личного обыска могут быть изъяты:

Предметы, документы или ценности, имеющие, по мнению дозна-вателя или следователя, отношение к уголовному делу (например, ору-дия совершения преступления, какие-либо похищенные вещи и т.д.);

Предметы, которые изъяты из свободного оборота (например, оружие, наркотики и пр.).

В ходе личного обыска также могут быть временно изъяты некоторые лич-ные вещи: личные доку-менты, шнурки, ремень, золотые украшения и тому подобные объек-ты, хранение которых во время задержания запрещено.

Все изъятые в ходе обыска объекты долж-ны быть предъявлены участвующим лицам, а при необходимости - надлежащим образом упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя и понятых и надлежащим образом подробно описаны в протоколе.

В случае, если, по мнению задержанного, следователь описал изъятые у него вещи неправильно или ненадлежащим образом, он имеет полное право собственноручно внести в конце прото-кола соответствующие уточнения или дополнения.

Порядок допроса подозреваемого

Допрос подозреваемого - это следственное действие, которое со-стоит в процессе получения от него показаний. Показания подозре-ваемого могут касаться любых значимых для уголовного дела обстоя-тельств, в частности, - имеющихся в отношении него подозрений. Они имеют двойственную правовую природу. С одной стороны, такие пока-зания являются источником доказательственной информации, а с дру-гой - средством защиты от выдвинутого в отношении лица подозрения. С учетом специфики процессуального статуса подозреваемого дача им показаний - это результат его свободного волеизъявления. Подозревае-мый, участвуя в уголовном деле со стороны защиты, может вообще от-казаться от дачи показаний, а также не несет никакой ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Следовательно, содержание сооб-щенных им сведений может неоднократно меняться. При этом отказ от показаний или их последующие изменения не вправе трактоваться как обстоятельства, подтверждающие виновность подозреваемого.

Допрос задержанного по подозрению в совершении преступления - это правовой императив. Он должен быть произведен в независимо-сти от волеизъявления допрашиваемого. Следовательно, если подо-зреваемый, пользуясь предоставленными ему правами, вообще отка-зывается давать показания или не желает этого делать в данное время, дознаватель или следователь формально составляют протокол допроса и фиксируют в нем факт подобного отказа.

В соответствии с ч.2 ст. 46 УПК РФ подо-зреваемый должен быть допрошен в присутствии своего защитника в течение 24 часов с момента его фактического задержания. При этом до начала допроса по просьбе подозреваемого ему обеспечи-вается конфиденциальное свидание с защитником продолжительностью не менее 2 часов. Помимо защитника в допросе могут принимать участие и другие лица (переводчик, специалист и т.д.).

Допрос задержанного лица может быть произведен в кабинете до-знавателя или следователя либо в изоляторе временного содержания.

На практике большинство допросов подозреваемых не занимают длительного времени. Однако в ряде случаев объемы сообщаемой до-прашиваемым лицом информации могут быть настолько велики, что процесс получения его показаний затягивается на несколько часов или даже более. В связи с этим законодатель устанавливает определенные временные рамки для производства данного следственного действия. Так, допрос не может длиться непрерывно более 4 часов, после чего дознаватель или следователь обязаны предоставить допрашиваемому перерыв не менее чем на 1 час для отдыха и приема пищи. А общая про-должительность допроса в течение дня не должна превышать 8 часов. Более того, при наличии медицинских показаний, подтвержденных за-ключением врача, продолжительность допроса может быть и еще мень-шей. А для несовершеннолетних эти сроки сокращены вдвое: соответ-ственно до 2 и до 4 часов.

Поэтому в случае, если дознаватель или следователь не успевает получить все необходимые показания в обозначенные сроки, процеду-ра допроса прерывается и продолжается в другой день.

Перед началом допроса дознаватель или следователь, удостове-рившись в личности допрашиваемого, разъясняют ему права и порядок производства следственного действия. Законодатель предусматривает свободу тактики допроса. Это означает, что дознаватель или следова-тель по своему усмотрению определяют структуру и содержание вер-бального общения (беседы) с допрашиваемым лицом, в том числе, зада-ют необходимые вопросы. Так, допрос может начинаться со свободного рассказа допрашиваемого и заканчиваться вопросами; в другой ситуа-ции дознаватель или следовать сразу начинают задавать необходимые вопросы и т.д. Допрашиваемый вправе изложить свои показания (часть показаний) и собственноручно. Однако эта свобода тактики допроса ограничивается запретом задавать наводящие вопросы, которые своей формулировкой предопределяют получение желаемого ответа. Давая показания допрашиваемое лицо вправе пользоваться документами и записями.

Участвующий в допросе защитник имеет право: а) давать подозреваемому в присутствии дознавателя или следова-теля краткие консультации; б) задавать ему с разрешения дознавателя или следователя вопросы; в) делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в прото-коле. Дознаватель или следователь могут и отвести вопросы защитника, но обязаны при этом занести их в протокол.

Ход и результаты допроса отражаются в соответствующем прото-коле. Показания допрашиваемого принято записывать от первого лица и по возможности дословно. Вопросы и ответы на них записываются в той последовательности, которая имела место в ходе допроса. В прото-коле указываются и те вопросы, которые были отведены дознавателем или следователем, или на которые допрашиваемый отвечать отказался, а также мотивы таких отводов или отказов. И наконец, протокол должен содержать указание об имевшем место в ходе допроса предъявлении отдельных материалов уголовного дела (вещественных доказательств, документов и т.д.) и данных в связи с этим пояснениях. Дополнительны-ми средствами фиксации хода и результатов допроса подозреваемого могут быть аудио- и видеозаписи. Помимо этого, допрашиваемым ли-цом могут быть изготовлены схемы, чертежи, рисунки, диаграммы. Все эти материалы приобщаются к протоколу, о чем в нем делается соответ-ствующая запись.

Протокол допроса в обязательном порядке должен быть предъявлен для ознакомления самому подозреваемому и его за-щитнику. Если допрос помимо протокола фиксировался каким-либо иным способом, например посредством видеозаписи, то для ознакомления должны быть предъявлены и соответствую-щие материалы (кассеты, диски и т.д.)

В этой связи подозреваемому желательно самым внимательным об-разом ознакомиться с текстом протокола своего допроса, поскольку в отличие от ранее описанных объяснений, его показания уже являются полноценными процессуальными доказательствами. А любые содержа-щиеся там сведения могут быть либо сами по себе, либо в совокупности с другими доказательствами использованы для предъявления ему обви-нения, постановления приговора и т.д. Если же какие-то фрагменты про-токола представляются неполными, неверными, искаженными, то подо-зреваемому надлежит собственноручно внести в него соответствующие замечания, дополнения и уточнения.

К великому сожалению, в современных условиях весьма распро-странены случаи отказа подозреваемых от подписания протоколов их допросов. Это же касается и протоколов иных действий, произведенных с их участием, о чем мы уже говорили выше. Причина подобного и не совсем правильного поведения заключается в низком уровне правовой культуры и правовой грамотности этих лиц. Их логика представляется весьма простой: «Если я ничего не подписал, значит, ничего не было, зна-чит, я ни в чем не сознался».

Однако подобный «способ» реализации своих прав представляется весьма примитивным и абсолютно бесполезным. Ведь согласно ст. 167 УПК РФ в случае отказа кого-либо из участвующих лиц подписать про-токол дознаватель или следователь делают в нем соответствующую за-пись, которая удостоверяется подписью защитника. В этом случае про-токол имеет такое же юридическое значение, как и при подписании его подозреваемым.

Следовательно, более рациональным и правильным будет не по-добный пассивный, а наоборот активный способ защиты. Если подозре-ваемый полностью или частично не согласен с изложенными сведения-ми, он должен в конце протокола собственноручно отметить данный факт и подробно описать свою позицию. В этом случае она не останется без должного внимания со стороны потенциальных читателей: прокуро-ра, суда и т.д.

Уведомление о задержании близких родственников или иных лиц подозреваемого.

Как уже было отмечено выше, после фактического задержания лица ему должна быть предоставлена возможность лично или через сотруд-ника правоохранительного органа уведомить по телефону о случив-шемся своих близких родственников или иных лиц.

Однако после составления протокола задержания на дознавателе или следователе лежит обязанность официального уведомления о за-держании. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 92 УПК РФ орган дознания, до-знаватель или следователь в течение 72 часов с момента задержания подозреваемого обязаны о уведомить об этом прокурора. Также в тече-ние 72 часов о задержании должен быть уведомлен кто-либо из близких родственников, а при их отсутствии - другой родственник. В случае за-держания несовершеннолетнего уведомляются законные представите-ли - родители или лица, их заменяющие.

При задержании военнослужащего об этом уведомляется командо-вание воинской части, а в случае задержания иностранного гражданина - соответствующее посольство или консульство (ч. 2-3 ст. 96 УПК РФ). При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законода-тельством РФ, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая общественная наблюдательная комиссия

Исключением из вышеуказанных правил является ситуация, связан-ная с необходимостью сохранения в интересах предварительного рас-следования в тайне факта задержания. Здесь законодатель позволяет не уведомлять о задержании определенных лиц. Однако эта возможность допускается только с согласия прокурора и не распространяется на слу-чаи задержания несовершеннолетнего.

Сущность процессуального статуса подозреваемого.

С момента своего задержания лицо приобретает уголовно-процессуальный статус подозреваемого. Подозреваемый - это участ-ник уголовного судопроизводства, находящийся на начальном этапе осуществления в отношении него уголовного преследования. Пребы-вание лица в статусе подозреваемого означает, что государство в лице органов дознания или предварительного следствия уже имеет по от-ношению к нему определенные уголовно-правовые претензии. Однако данные претензии еще недостаточно обоснованы. Иными словами по-дозрение - это форма уголовного преследования, осуществляемая при наличии сведений, позволяющих полагать о совершении лицом престу-пления, но в условиях недостаточности доказательств для предъявле-ния ему обвинения.

Следовательно, участие подозреваемого в уголовном деле носит временный, локальный характер. Так, с одной стороны, подозреваемый уже находится в определенной процессуальной связи с государством и испытывает на себе тяжесть уголовного преследования. Но с другой стороны, подозреваемый еще не является обвиняемым, поэтому его процессуальная связь с государством не так сильна. Нахождение лица в статусе подозреваемого является промежуточным этапом на пути его привлечения к уголовной ответственности, на пути формирования в отношении него уголовно-правовой претензии, подлежащей рас-смотрению и разрешению в судебном заседании. Поэтому статус подо-зреваемого характерен исключительно для досудебного производства. Впоследствии подозреваемый либо становится обвиняемым, либо уго-ловное преследование в отношении него прекращается.

В целях обеспечения подозреваемому процессуальной возможно-сти защиты от уголовного преследования этот участник уголовного су-допроизводства наделен весьма широким комплексом процессуальных возможностей. Так, согласно ч. 4 ст. 46 УПК РФ он вправе:

Знать, в чем он подозревается;

Знакомиться с затрагивающими его права процессуальными решениями и получать их копии;

Давать объяснения и показания на любом языке и при необхо-димости бесплатно пользоваться помощью переводчика;

По желанию отказаться от дачи объяснений и показаний;

Пользоваться помощью защитника и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально, в том числе и до первого допроса подозреваемого;

Представлять доказательства;

Заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы;

Участвовать в следственных действиях, знакомиться с соот-ветствующими протоколами и подавать на них замечания;

Защищаться иными, не запрещенными законом средствами и способами.

Любителей распивать алкогольные напитки в общественных местах, или тех, кто находится в обществе в нетрезвом состоянии, могут привлечь к ответственности. Представители правоохранительных органов могут задерживать пьяных граждан - вот только не везде.

Расскажем, в каких случаях, и каким образом полиция сможет задержать нарушителей, а также укажем, что грозит им.

Определение алкогольного опьянение у гражданина – когда идет уже нарушение Закона?

Ни для кого ни секрет, что в России предусмотрено наказание для граждан, которые появляются в состоянии алкогольного опьянения в обществе или общественном месте. Появление не может быть простым, оно обычно нарушает права окружающих, оскорбляет человеческое достоинство и выходит за рамки морали и нравственности.

Возникает вопрос, когда же нарушается закон – неужели от выпитого бокала вина или пива полицейские смогут задержать на улице и привлечь к ответственности? Будет ли гражданин, посетивший кафе или ресторан, и отправившийся в общественное место, являться нарушителем?

Определить состояние алкогольного опьянения может любой человек. Но вот если пьяный гражданин будет нарушать общественный порядок, либо нести угрозу безопасности, либо агрессивно себя вести, то его обязательно задержат. Гражданин не будет контролировать себя, свое поведение, для окружающих он создаст дискомфорт.

Например, пьяный может:

  1. Выкрикивать грубые выражения.
  2. Выражаться нецензурной бранью.
  3. Ругаться.
  4. Непристойно жестикулировать.
  5. Иметь неопрятный вид, грязную, мокрую одежду.
  6. Беспомощно себя чувствовать.
  7. Иметь нарушенную координацию движения.

Отметим, какие законы регулируют вопрос привлечения к ответственности пьяных граждан:

  1. Статья 20.21 КоАП РФ. Появление в общественных местах в состоянии опьянения.
  2. Статья 20.20 КоАП РФ. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах.
  3. Статья 20.22 КоАП РФ. Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых опасных психоактивных или одурманивающих веществ.
  4. Статья 20.1. Мелкое хулиганство.

Также гражданам - и особенно юридическим лицам - следует ознакомиться с законом федерального уровня под номером 171 . В нем подробно описано, как организуется продажа алкогольной продукции, какие требования выдвигаются к предпринимателям и клиентам, которые приобретают алкоголь в общественных местах, точках общественного питания - и не только.

Основания для задержания пьяных граждан полицией – в каких местах запрещено появляться гражданам в нетрезвом виде?

Главным основанием для задержания пьяного гражданина является появление его в нетрезвом виде в общественных местах. Подразумевается не простое появление гражданина, а совершением им непристойных, безнравственных действий.

Важно: Равноправным нарушением с появлением нетрезвого гражданина считается и распитие спиртных напитков в месте, предназначенном для общественного пользования.

Рассмотрим, где пьяных граждан могут задержать, в каких местах россиянам в нетрезвом виде запрещено появляться:

  1. В транспорте - например, в автобусах, маршрутках, троллейбусах, трамваях, электричках, поездах. Исключение – личное авто.
  2. На детских площадках.
  3. В торговых и развлекательных центрах.
  4. На площадках спортивного типа.
  5. На стадионах.
  6. В местах, предназначенных для отдыха граждан. Например, в скверах, парках
  7. На улице.
  8. В военных помещениях.
  9. В местах повышенной опасности - например, на автозаправке.
  10. В образовательных учреждениях (детском саду, школе, университете и т.п.).
  11. В магазинах или точках общепита, где алкоголь продается на разлив.
  12. В аэропортах.
  13. На автовокзалах.
  14. В других местах, отведенных для общественного пользования.

При совершении данных нарушений гражданина могут привлечь к ответственности по статье 20.21 КоАП РФ .

Если же пьяный будет затрагивать окружающих людей своими действиями, приставать к ним, оскорблять их человеческое достоинство, то его могут наказать за мелкое хулиганство по статье 20.1 КоАП РФ .

Порядок задержания лиц в состоянии алкогольного опьянения полицией и препровождение в участок – сроки задержания и права граждан

Порядок задержания определен в статье 92 УПК РФ .

Рассмотрим подробнее, как происходит задержание пьяных граждан.

Полицейский или сотрудник правоохранительных органов:

  1. Представляется гражданину. Он сообщает свою фамилию, должность, звание.
  2. Предъявляет ему свое удостоверение.
  3. Просит гражданина предоставить любой документ, который удостоверит личность.
  4. Объясняет причину и цель обращения.
  5. Просит человека, который может нарушить закон, покинуть общественное место, например, если возникла угроза жизни и здоровью окружающим людям.
  6. Разъясняет основания, согласно которым могут задержать гражданина.
  7. Перечисляет права и обязанности гражданина.
  8. Просит отправиться с полицейскими в орган дознания или к следователю.
  9. Составляет протокол о задержании. Документ должен быть оформлен в течение 3 часов. Следователь, дознаватель должен передать информацию в письменном виде прокурору в течение 12 часов.
  10. Предоставляет копию протокола для ознакомления задержанному гражданину.
  11. Проводит осмотр вещей в присутствии понятых, если пьяный человек был задержан по подозрению в совершении преступления. Протокол осмотра будет составляться отдельно.
  12. Информирует родственников, работодателя или адвоката по просьбе гражданина о том, что его задержали. При задержании несовершеннолетнего об этом сообщается его родителям или законным представителям.

Заметьте , что полицейский имеет полное право применить физическую силу при задержании или доставлении пьяного гражданина в отделение.

Задержание обязательно должно быть подтверждено протоколом .

В некоторых случаях прибегают к процедуре медицинского освидетельствования . Именно после нее будет выяснена степень опьянения нарушителя.

Давайте разберемся, на сколько могут задержать - и за что:

  1. На 3 часа. Если нарушитель был доставлен в отдел полиции в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  2. На 48 часов. Если было совершено административное правонарушение, либо требуется установить личность пьяного гражданина, либо необходимо выяснить обстоятельства нарушения.
  3. На 48-120 часов . Если нарушитель совершил преступление или подозревается в этом.

Обо всех действиях, особенно о задержании или применении силы со стороны полицейских, будет сообщаться гражданину.

Представитель правопорядка постарается урегулировать возникшую проблему словесно, но если это не поможет или пьяный гражданин будет оказывать сопротивление, то к нему применят физическую силу.

Ответственность лиц в нетрезвом состоянии, задержанных за нарушение Закона или общественного порядка – какой штраф платить?

Рассмотрим несколько распространенных ситуаций, когда пьяного нарушителя привлекают к ответственности - и определим, каково будет наказание при разных условиях.

Ситуация

Наказание

Ситуация 1. Появление пьяного в общественном месте

Наказание для гражданина, находящегося в нетрезвом виде в общественном месте, прописано в статье 20.21 КоАП РФ. Оно выражается в:

  1. Административном штрафе. Его размер составляет 500-1 500 руб.
  2. Административном аресте. Задержать гражданина могут на 15 суток.

Напомним, что с 16-летнего возраста гражданин отвечает за себя сам.

Ситуация 2.

Появление пьяного несовершеннолетнего гражданина в общественном месте

Ответственность ложиться на плечи родителей или законных представителей до того, как ребенку исполнится 16 лет. Наказание за совершение нарушения предусмотрено в статье 20.22 КоАП РФ. Родителям или представителям ребенка придется выплатить штраф в размере от 1 500 до 2 000 руб.

Ситуация 3.

Распитие алкоголя в запрещенных местах

Ответственность по статье 20.20 КоАП РФ будут нести лица, которым уже исполнилось 16 лет. за совершение данного преступления им грозит штраф на сумму от 500 до 1 500 руб.

Крепость выпитого алкоголя не имеет значение. Раньше штрафные санкции были ниже и делились в зависимости от того, какой крепости алкоголь был выпит гражданином.

Ситуация 4.

Распитие алкоголя несовершеннолетним

Если подросток, младше 16 лет, употреблял или распивал алкогольные напитки в общественном месте, его не привлекут к ответственности. Наказание вместо него понесут его родители или законные представители. Им придется выплатить штраф в размере от 1 500 до 2 000 руб. (ст.20.22 КоАП РФ).

Ситуация 5.

Пьяный гражданин совершил мелкое хулиганство

Когда нетрезвый россиянин нарушил общественный порядок, приставал к окружающим, выражался матерными словами, портил чужое имущество, его привлекут к ответственности по статье 20.1 КоАП РФ. Наказание может быть в виде:

  1. Штрафа. Его сумма составит 500-1 000 руб.
  2. Ареста. Задержать могут на срок до 15 суток.

К сожалению, далеко не все граждане знают что делать если задержала полиция. В подобных ситуациях люди обычно совершают ряд глупых ошибок, которые потом могут превратиться в серьезные проблемы. Если тебя задержала полиция, необходимо сохранять трезвый рассудок и связаться с квалифицированным адвокатом. В юридической практике большинство случаев задержания является неправомерным, поэтому помощь квалифицированного специалиста позволит быстро покинуть отделение полиции без каких-либо последствий.

Прежде всего, если незаконно задержала полиция, не нужно ни в коем случае доказывать собственную правоту. Лучше всего помолчать. Не послушавшись данного совета, любые неправомерные действия со стороны задержанного могут стать причиной применения силы, так как они попадают под двадцатую статью Закона «О полиции».

Согласно статье 19.15 КОАП, сотрудники правоохранительных органов не имеют никакого права задерживать человека на улице. Статья четко дает понять, что это действие осуществляется исключительно по месту пребывания или проживания.

Ни в коем случае не пытайтесь убежать от полицейских, так как за это вас могут привлечь к уголовной ответственности. Потому как вести себя когда задержала полиция вы точно не знаете, лучше спокойно подчиниться всем требованиям сотрудников.

Если задержала полиция адвокат после звонка обязательно приедет в участок и потребует лично увидеться со своим клиентом один на один. Он сообщит информацию о том, на какой срок могут задержать в полиции, как правильно себя вести.

Куда звонить если Вас задержала полиция ?

Законодательство дает задержанному возможность сделать звонок.

Появляется логичный вопрос - если задержала полиция куда звонить в первую очередь? В таких случаях крайне рекомендуется связаться со своими близкими или друзьями. Во время разговора обязательно сообщите номер отделения, в котором ограничивают вашу свободу. Если Вы понимаете, что Вас поймали незаконно или просто хотите уточнить правомерность задержания, то лучше не оттягивать, а сразу обратиться на .

Задержала полиция и вымогает деньги, куда позвонить в такой ситуации?

Оптимальным решением также является обращение к адвокату.

Сотрудник обязан дать возможность связаться с собственным адвокатом, либо получить контактную информацию. Кроме того, если задержала полиция, первая часть 51-й статьи Конституции дает возможность не давать никаких показаний. Полицейские или следователи не имеют никакого законного права насильно требовать дать показания. Такое поведение является прямым превышений должностных полномочий, за что некомпетентному сотруднику грозит лишение свободы. Если факт превышения таких полномочий все же имел место, нужно обязательно сообщить об этом своему адвокату. Статья 96 УПК также предусматривает возможность обращения к вышестоящему должностному лицу. Оно фактически обязано принять такое обращение.

На сколько могут задержать в полиции?

Примечательно, что многие граждане не знают, на какое время могут задержать сотрудники полиции. В данном случае все зависит от того, по какой причине провелась данная процедура.

Если нарушение носит административный характер, согласно первой части статьи 27.5, срок задержания не может превышать трех часов. Еще один вопрос - на сколько суток могут задержать в полиции, если не была выбрана мера пресечения? В данном случае он составляет не более двух суток . Это условие действует только в том случае, если срок не был продлен судебной инстанцией, либо не была избрана мера пресечения. Если вы все-таки знаете, на сколько могут задержать в полиции, но при этом полицейские все равно не желают вас отпустить, нужно потребовать приезда вышестоящего руководства.

Как вести себя когда задержала полиция?

Достаточно интересный вопрос - что делать если задержали менты?

Прежде всего, ни в коем случае не паникуйте. Требуйте от сотрудников соблюдать требования законодательства. По мере необходимости, попросите у дежурного или другого полицейского актуальную версию уголовного, административного кодекса, а также Конституции.

Если вы вообще не уведомлены о том, что делать когда задержала полиция, и при этом нет никакой возможности связаться со своими друзьями, потребуйте от сотрудника рассказать о своих конституционных правах. Он должен сообщить информацию, например, в такой форме: «меня задержала полиция, я имею право на медицинскую помощь, связь с родными…» и так далее.

Что делать если меня задержала полиция? Этот вопрос чаще всего звучит в голове задержанного. В случаях, когда Вы не знаете как поступить, оптимальным решением будет помощь адвоката. Если задержала милиция, он расскажет максимально четко, а также поможет обжаловать действия сотрудников в судебной инстанции.

Обычная реакция человека, впервые задержанного полицией, — растерянность, недоумение и сильное волнение, которое связано, в первую очередь, с незнанием своих прав. В зарубежных детективах мы часто можем слышать фразу полицейского «все, что вы скажете, может обернуться против вас; вы имеете право на один телефонный звонок». А как происходит задержание по российским законам? В этой статье мы расскажем, что необходимо знать о своих правах и как применить свои знания на практике, если вы по каким-то причинам задержаны правоохранительными органами. Информация, представленная здесь, во многом сэкономит ваше время, деньги и, безусловно, нервы.

Когда и кто вправе вас задержать

Уголовно-процессуальное законодательство РФ и некоторые федеральные законы (например, закон «О полиции») содержат нормы, регламентирующие основания и порядок задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Соответственно, каждый задержанный вправе обжаловать действия полиции, если к нему применены недозволенные методы или допущено безосновательное ограничение свободы. Подробнее о требованиях закона при мы писали . Напомним читателю, что задержать могут:

  • подозреваемого в совершении преступлений, за которые предусмотрено лишение свободы;
  • если есть следы преступления, прямо или косвенно указывающие на причастность конкретного лица к происшествию;
  • если потерпевший, свидетели указывают на конкретного человека;
  • если у гражданина изъяты вещественные доказательства (оружие, наркотики, похищенное) – дома, при себе, в машине и т.д.

Имеют ли право задерживать людей охранники? Существуют отдельные законодательные акты, которые разрешают охранникам задерживать преступников на месте до приезда полиции, которую в обязательном порядке должны вызвать немедленно. При этом действия охранников будут считаться законными лишь в том случае, если были веские основания подозревать того или иного человека в совершении преступления. Без таких оснований задержание может быть признано не соответствующим законодательству, что повлечет ответственность охранников вплоть до уголовной.

Пример №1 . В продуктовом супермаркете велась скрытая видеосъемка, где было отчетливо видно, как пожилой человек берет со стеллажа две бутылки водки и прячет их под куртку. На выходе из магазина мужчина был остановлен охранниками, которые сразу же вызвали полицию, сотрудники которой оформили протокол места происшествия и изъяли похищенное. Действия секьюрити вполне законны.

Пример №2 . Из этого же супермаркета выходила женщина с коляской, при этом охранникам показалось, что нижнее отделение коляски слишком наполнено, они остановили женщину и потребовали показать содержимое. Действия охранников были несколько грубы, поэтому возмущенная женщина отказалась открывать сумку и сама вызвала полицию. В данном случае задержание охранниками было признано незаконным, поскольку отсутствовали основания для таких действий (видеокамер не было, женщина оказалась непричастной к хищению). По заявлению пострадавшей было возбуждено уголовное дело по ст. 203 УК РФ «Превышение полномочий частного охранника при выполнении своих должностных обязанностей».

Кстати, если охранниками применено насилие или оружие, то наказание по ч. 2 ст. 203 УК РФ может достигать лишения свободы до 7 лет.

Итак, кто имеет право задерживать подозреваемого? Отвечаем: только сотрудники правоохранительных органов (полиция, следственный комитет, ФСБ и т.д.), при этом должностные лица обязаны представиться и объяснить, чем вызваны их действия.

Права задержанного

Исходя из того, что ограничение конституционных прав (в том числе и права на свободу передвижения) допустимо только в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом, существуют общепризнанные права задержанного гражданина:

Знать, в чем подозревается

Об этом гражданину должно быть объявлено сотрудниками полиции. Необходимость неукоснительного соблюдения этого права очевидна - с одной стороны, человек сразу для себя понимает, причастен ли он к происшествию или нет, из чего впоследствии формируется его позиция (согласие или несогласие с обвинением).

С другой стороны, при осведомленности о характере деяния можно понять, предусмотрено ли за него лишение свободы или нет. Если нет, то вместе с адвокатом, которого должны предоставить в течение 24 часов, нужно заявлять о незаконности действий полицейских.

Пример №3 . Колосова Е.К. задержали по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ст.174 УК РФ (легализация, т.е. отмывание денежных средств, приобретенных другими лицами преступным путем). Колосову Е.К. не объявили норму уголовного закона, в связи с которой он заинтересовал правоохранительные органы. Прибывший на место задержания адвокат заявил, что полиция грубо нарушила право его подзащитного знать, какое преступление ему вменяется. После этого дежурный следователь объявил, что Колосов Е.К. подозревается в совершении преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ. Вместе с тем, в указанной норме несколько частей, первая из которых (отмывание денег до полутора миллионов рублей) не предусматривает наказание в виде лишения свободы – а значит, по ней никто не может быть задержан. По мнению правоохранительных органов, Колосов легализовал около одного миллиона рублей, что соответствует ч. 1 ст. 174 УК РФ, вследствие чего задержанный был немедленно освобожден.

Из этого примера видно, что в некоторых случаях должностные лица правоохранительных органов могут намеренно умолчать о квалификации того преступления, в совершении которого они вас подозревают. Если информация о статье УК РФ не была объявлена, есть веские основания для обжалования действий полиции.

Право на защитника

Ранее мы упомянули, что адвокат должен быть предоставлен лицу в течение 24 часов с момента фактического задержания, если не представилось технической возможности обеспечить юридическую помощь немедленно. Обязанность полиции допустить адвоката напрямую связана с требованием закона провести допрос в течение суток.

Как известно, допрос подозреваемого не может происходить без профессионального защитника, – следовательно, адвокат должен быть предоставлен в столь сжатые сроки. Более того, другая норма уголовно-процессуального закона предусматривает, что консультация с адвокатом по продолжительности не может быть менее 2-х часов (если только сам подозреваемый не сочтет меньший период достаточным). Поэтому, если в точности следовать букве закона, то защитник должен быть предоставлен лицу не позднее 22 часов с момента фактического ограничения свободы (не с момента составления протокола!) . При нарушении этого требования действия полицейских, а впоследствии и протокол допроса могут быть признаны незаконными.

Пример №4 . Иванов Е.Г. был задержан на месте преступления в качестве подозреваемого в совершении убийства. Ему было объявлено, в чем он подозревается, после чего Иванов Е.Г. потребовал адвоката. Поскольку сотрудники полиции изъяли у Иванова телефон, в связи с чем он не мог осуществить звонок, задержанный назвал коллегию, в которой состоял адвокат, его фамилию и номер рабочего телефона в офисе. Сотрудниками Следственного комитета адвокат был приглашен за 15 минут до истечения срока задержания, чтобы привлечь его к участию в допросе. Адвокат указал в протоколе, что право на 2-часовую консультацию с подзащитным нарушено и впоследствии в суде заявил об исключении протокола допроса из числа доказательств вины. Такое ходатайство судом было удовлетворено, поскольку было установлено грубое нарушение права на юридическую защиту.

На сколько имеют право задержать в полиции и где все это время содержится человек

Закон допускает находиться в статусе задержанного 48 часов , до истечения этого срока должен быть решен вопрос об избрании домашнего ареста или заключении под стражу. Исходя из этих требований, гражданин имеет право быть освобожденным, если нахождение в неволе превысило 2 суток.

В исключительных случаях срок 48 часов может быть продлен судом дополнительно (но не более 72-часов), если, к примеру, сторона защиты не успела собрать важные сведения, влияющие на решение.

Пример №5 . Проклов К.К. был задержан сотрудниками полиции за совершение мошенничества в крупном размере. По техническим причинам Проклов К.К. был доставлен в суд для решения вопроса об избрании меры пресечения спустя 50 часов с момента фактического ограничения свободы. Конвой немедленно освободил Проклова К.К. ввиду нарушения требования закона о 2-х сутках.

Таким образом, если срок 48 часов был нарушен без решения суда, имеет место грубейшее нарушение конституционных прав гражданина.

Пример №6 . После задержания Маков Л.Д. был доставлен полицейскими в суд (48 часов еще не истекли, нарушений закона не усматривается). Во время судебного заседания по рассмотрению ходатайства следователя об избрании заключения под стражу адвокат заявил о том, что он не успел собрать характеризующие данные о подзащитном, составе его семьи, справки о заболеваниях и сведения о месте проживания, просил отложить судебное заседание, продлив срок задержания еще на 30 часов. Заседание перенесли на следующий день, в судебном заседании были изучены новые сведения о задержанном, которые повлияли на решение суда – Макову Л.Д. был избран домашний арест.

В этом примере срок был продлен судом на законных основаниях, по заявлению защиты. Иными словами, суд счел невозможным принять решение о заключении человека под стражу без выяснения дополнительных обстоятельств.

Право на звонок

Любой человек, подвергнутый задержанию, имеет право на уведомление своих родственников или близких в течение 12-ти часов . Речь идет о том самом телефонном звонке, на который, как часто мы можем видеть в фильме, каждый оказавшийся в отделе полиции имеет право.

Теоретически, такое право на звонок действительно имеется, но только с разрешения следователя, который может избрать другой способ уведомления близких подозреваемого. Так, если следователь сочтет невозможным разрешить подозреваемому воспользоваться телефоном, он может уведомить родственников официальным письмом.

В то же время, при наличии особых обстоятельств (например, характер дела диктует необходимость сохранить задержание в тайне) правоохранительные органы могут не уведомлять других лиц о произошедшем. Исключение составляют несовершеннолетние, которых полиция также вправе задерживать при наличии оснований подозревать их в совершении преступлений. В таких ситуациях закон обязывает немедленно уведомлять родителей (законных представителей) всегда, в противном случае следственные действия могут быть признаны незаконными.

Дополнительные права

На самом деле, вышеприведенный перечень общих требований закона далеко не исчерпывающий. Есть множество смежных прав, которыми могут пользоваться задержанные.

Знаете ли вы, где содержатся задержанные? Практически всегда до суда они содержатся в ИВС – изолятор временного содержания, откуда специальным конвоем их доставляют в районный суд для решения вопроса об аресте. Находясь в этом учреждении, очень сходным с СИЗО, человек должен знать о следующем:

  • правила содержания граждан в ИВС регулируются специальными нормативными актами, как ведомственными, так и федеральными; в них четко прописано, какие действия администрации ИВС допустимы, а какие нет;
  • для каждого находящегося в ИВС произошедшее – это безусловный стресс. Такой стресс многократно возрастает, если человек не ведает о том, что будет дальше и почему он здесь. Полезным будет знать, что федеральное законодательство прямо предусматривает безусловное право лица получать любую информацию, касающегося его лично. Так, гражданин может обращаться посредством личного приема к начальнику ИВС, обращаться письменно и устно к работникам ИВС, ставить вопрос об оказании ему медицинской помощи и т.д.;
  • каждый попавший в ИВС имеет право на собственную безопасность. Это означает, что в случае реальных угроз жизни или здоровью его обязаны перевести в отдельную камеру;
  • в ИВС действует очень жесткий распорядок дня, в течение которого должны соблюдаться права находящихся там людей: если объявлен отбой, никто не вправе нарушить покой и, например, привлечь человека к работе на территории ИВС. Также все содержащиеся в ИВС бесплатно питаются, пользуются материальным оснащением и т.д.

Есть дополнительные права и у отдельных категорий людей. Так, к примеру, у иностранного гражданина есть специальное право сообщить о случившемся не позднее 12 часов в посольство той страны, к гражданству которой он принадлежит. Если речь идет о подозреваемом военнослужащем – должна быть уведомлена в тот же срок военная часть, его руководство и т.д.

Таким образом, прав у задержанного довольно много. Каждая стадия процедуры вплоть до избрания меры пресечения регулируется общими федеральными нормами и ведомственными актами (стадия выезда из ИВС, препровождения в суд, содержание в специальной камере в суде, доставка в зал судебного заседания и т.д.).

Если проанализировать судебную практику, права задержанных нарушаются нередко. Поэтому самое часто использующееся ими право – это обжалование незаконных действий полиции, оспаривание ограничения свободы как такового и т.д.

Что делать, если задержала полиция

Самое главное – не паниковать, внимательно фиксировать все действия сотрудников правоохранительных органов и пользоваться своими правами, о которых мы писали ранее.

Если вы считаете, что действия полиции не соответствуют закону, необходимо писать жалобу. Первый вопрос, который возникает – куда ее писать? Здесь все зависит от того, чего вы хотите добиться:

  • если возбуждения уголовного дела за превышение или злоупотребление должностными полномочиями, то нужно обращаться в следственный комитет;
  • если вы желаете, чтобы компетентный орган, надзирающий за полицией или комитетом, проверил законность процедуры ограничения свободы передвижения, нужно обращаться в прокуратуру;
  • если ваша цель – признать задержание незаконным, можно обращаться с заявлением в суд;
  • есть еще один вариант – обратиться к начальству отдела полиции, но, как показывает практика, это напрасная трата времени.

Примерный образец обращения в следственный комитет:

В СУ СК по Ленинскому району г. Калуги
Петрова Е.Н., проживающего в
г. Калуга, ул. Лесная, д. 10
тел. 89288888888
[email protected] (если вы желаете ускорить получение результата своего обращения,
можно указать адрес электронной почты,
тогда вам обязаны будут продублировать ответ на «электронку»)

Жалоба на незаконное задержание сотрудниками полиции

Прошу привлечь к уголовной ответственности должностных лиц отдела полиции № 1 по г. Калуге, которые 02.09.2019 незаконно меня задержали по подозрению в разбое.

Так, вечером 02.09.2019 я шел с работы домой по ул. Лесная, г. Калуга. Двое сотрудников полиции, которые были не в форменном обмундировании, не представившись, объявили, что меня подозревают в совершении разбойного нападения на ларек. Как пояснили эти сотрудники полиции, мне необходимо было поучаствовать в опознании, и если меня не опознает продавщица ларька, то меня отпустят домой.

Далее мне надели наручники, поместили в камеру ИВС, где я находился с 23.00 02.09.2019 до 18.00 03.09.3017, то есть до опознания пострадавшей Соловьевой Е.Н., которая не узнала во мне грабителя. При этом протокол о задержании не составлялся, я не был допрошен в качестве подозреваемого.

По возможности нужно назвать личные данные полицейских, если они вам известны.

Таким образом, действиями сержанта ППСП УМВД России по г. Калуге Миронова К.К., сержанта ППСП УМВД России по г. Калуге Яковлева Е.Р. мне был причинен существенный моральный вред, поскольку данные лица превысили свои должностные полномочия и нарушили мои конституционные права. Если вы не знаете фамилий полицейских, можно указать номер наряда или просто указать время и место событий – личные данные должностных лиц в ходе проверки узнают по ежедневным реестрам личного состава.

На основании изложенного, руководствуясь Конституцией РФ, ст. 91 УПК РФ,

Возбудить уголовное дело в отношении полицейских Миронова К.К., Яковлева Е.Р. по ст. 286 УК РФ за превышение должностных полномочий.

Признать меня, Петрова Е.Н., потерпевшим по делу.

О принятом решении уведомить меня почтой, а также электронно (для этого мы в «шапке» указали электронный адрес) .

Петрова Е.Н., 05.09.2019

Из представленного образца жалобы видно, что, обращаясь в следственный комитет, поставлен вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников полиции. По подведомственности именно отделы следственного комитета РФ занимаются процессуальными проверками и ведением расследования в отношении работников правоохранительных органов.

Обращаться в комитет с иной просьбой (например, привлечь к дисциплинарной ответственности) не стоит – для этого есть другой государственный орган надзора, именуемый прокуратурой. Сотрудники прокуратуры имеют право истребовать любое дело из подконтрольного ей отдела полиции, проверить его в связи с поступившим обращением гражданина, а по итогам такой проверки внести представление в адрес руководителя полиции города о привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе и в виде увольнения, виновных сотрудников.

Сразу уточним: если вам не была избрана мера пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу и вы были освобождены, это не значит, что предшествующая этому процедура задержания была незаконной. Так, если основания для составления протокола у полиции были, но потом подозрение не подтвердилось по объективным причинам, то действия сотрудников не могут быть признаны не соответствующими закону. Незаконным является такое задержание, оснований для которого либо не было вообще, либо они были надуманны .

Самым действенным способом обжаловать действия полиции всегда было и остается обращение в суд.

Жалоба в суд пишется в обычном порядке, который предусмотрен ст. 125 УПК РФ:

В Апрельский районный суд г. Перми
Иванова Р.П., проживающего по адресу:
ул. Летняя, д. 38, кв.67 г. Перми
Тел. 89277777777777

Жалоба на действия сотрудников полиции
в порядке ст. 125 УПК РФ

Прошу признать незаконными действия следователя Рябинина П.Е., задержавшего меня по уголовному делу.

В производстве следователя Следственного управления УМВД по г. Перми находится уголовное дело в отношении Рыбакова Е.П., совершившего преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 228.1 УК РФ – сбыт наркотических средств в крупном размере. 26.09.2019 я был задержан в качестве подозреваемого как лицо, которое, по мнению следствия, действовало по предварительному сговору с Рыбаковым. Таким образом, следователь Рябинин счел, что я тоже сбывал наркотические средства на территории г. Перми.

Поскольку я не причастен к совершению Рыбаковым преступлений, что впоследствии было установлено и зафиксировано постановлением о прекращении уголовного преследования в отношении меня от 28.09.2019, считаю, что задержание меня в качестве подозреваемого незаконно, поскольку не соблюдены требования ст. 91 УПК РФ, а именно:

  • не было свидетелей или иных лиц, указывающих на мою причастность к совершению преступления;
  • не зафиксировано следов преступлений в моем доме, при моем личном досмотре;
  • в момент совершения преступления я находился в другом месте, о чем указал в протоколе.

Таким образом, у следователя Рябинина П.Е. не было оснований для применения ко мне спецсредств (наручников), а также для помещения меня в ИВС. Кроме того, впоследствии я был освобожден из ИВС по указанию следователя, однако основания освобождения мне неизвестны, следователем объявлены мне не были, документ об освобождении мне не выдан.

На основании изложенного, руководствуясь Конституцией РФ, ст. 91 УПК РФ, ст. 125 УПК РФ,

Признать действия следователя Следственного управления УМВД по г. Перми Рябинина П.Е. по задержанию и протокол задержания Иванова Р.П.(то есть меня) от 26.09.2019 незаконными, не соответствующими уголовно-процессуальному законодательству.

Иванов Р.П., 29.09.2019

По итогам рассмотрения судом выносится постановление, которое вступает в законную силу в течение 10 дней. После этого гражданин, чьи права были признанны нарушенными, может обратиться в суд повторно, но уже в порядке ст. 133 УПК РФ – эта норма позволяет реализовать свое право на реабилитацию, в том числе на возмещение имущественного и морального вреда, причиненного правоохранительными органами.

По нашему мнению, именно судебное рассмотрение жалоб на действия полицейских, в том числе и по ограничению свободы передвижения, наиболее эффективно. Так, заявитель принимает непосредственное участие в судебном заседании, он вправе предъявить свои доказательства, ссылаться на различные источники, задавать вопросы участникам процесса и т.д. При этом неявка заявителя в судебное заседание не препятствует рассмотрению жалобы в его отсутствие, поэтому при желании присутствовать в судебном процессе необходимо об этом проинформировать суд любым способом (по телефону, электронно или путем подачи заявления в канцелярию).

Любой россиянин, независимо от пола, возраста, семейного положения, уровня дохода и других индивидуальных особенностей, может быть задержан сотрудниками полиции. В этом случае, важно понимать, что факт задержания не указывает на то, что вы преступник. Целью задержания может быть установление личности или возможной причастности к правонарушениям, совершённым некоторое время назад.

Многие люди задаются вопросом о том, что делать если вас задержала полиция, как вести себя в подобной ситуации и защитить себя от неправомерных действий полицейских. Об этих нюансах и пойдёт речь.

У человека есть законное право требовать уважительного отношения, независимо от того гражданином какой страны он является. Полезно знать, что в соответствии с действующим законодательством сотрудники полиции не могут проводить задержание на улице. Вас могут задержать по месту жительства или фактического пребывания.

Независимо от того, было ли задержание обоснованным или нет, нужно сохранять максимальное спокойствие. Грубости и скандал могут лишь усугубить ситуацию, в результате чего сотрудники правоохранительных органов будут вынуждены надеть наручники и применить физическую силу.

О возможности скрыться от правоохранителей следует забыть. Даже если вы не имеете отношения к преступлению, в совершении которого вас подозревают, побег можно расценить как неповиновение. Результатом подобных действий может стать административное и уголовное наказание. Если, по вашему мнению, задержание произведено незаконно, вы должны уведомить полицейского, что подчиняетесь его требованиям, но, если нарушения продолжатся, вы будете вынуждены подать жалобу.

Важно понимать, что человек, представившийся сотрудником полиции и одетый в соответствующую форму, далеко не всегда является таковым. Прежде чем произвести задержание, полицейский обязан представиться, предъявить служебное удостоверение и разъяснить причину действий. Несоблюдение любого из перечисленных пунктов является прямым нарушением прав гражданина. В подобной ситуации необходимо позвонить на 02 и сообщить о попытке похищения злоумышленником, одетым в полицейскую форму.

Все обращения, поступающие на указанный номер, записываются, а значит, факт обращения зафиксируют, и вы будете защищены от дальнейших неправомерных действий.

Когда избежать задержания нет возможности, необходимо позвонить кому-либо из родственников или друзей, и сообщить о возможном задержании. Разумеется, вам не могут запретить совершить звонок, но ситуация может обернуться непредвиденным образом, поэтому значимость оповещения нельзя недооценивать.

Как только вы связались с кем-то из близких, необходимо сообщить им время и место задержания, и индивидуальную информацию о полицейском, включая внешние приметы, паспортные данные и номер транспортного средства. Такой подход станет своеобразной гарантией того, что правоохранитель не сможет действовать противозаконно, так как его личность перестанет быть анонимной.

Обязанности полицейского при задержании:

  • Назвать должность и фамилию, и предъявить удостоверение;
  • Разъяснить причину задержания;
  • Разъяснить задержанному его права и обязанности.

Если хотя бы один из пунктов не был выполнен, это следует указать в протоколе. Бывают случаи, когда полицейские не торопятся оформлять задержание документально, однако составление протокола является обязательным. Отвечая на вопрос что делать если вас задержала полиция, необходимо потребовать заполнения протокола и внимательно ознакомиться с указанной информацией.

В процессе задержания сотрудники правоохранительных органов часто проводят обыск, изучая содержимое карманов. Полезно знать, что это действие является незаконным. Полицейские могут лишь прощупать карманы, либо попросить предъявить содержимое карманов. При изъятии каких-либо вещей должны присутствовать 2 свидетеля и составляться протокол.

Примечательно, что пол обоих понятых должен соответствовать вашему. Нередко полицейские «случайно» забывают о данном требовании, но не стесняйтесь напомнить им о своих правах. Когда задержание подойдёт к концу и вам дадут возможность покинуть участок, необходимо тщательно проверить целостность и перечень вещей, изъятых при задержании.

Что касается дачи показаний, то вы имеете законное право отказаться от свидетельствования против родственников и самого себя.

Задержавшие вас полицейские обязаны оперативно уведомить о произошедшем родных, начальника, адвоката или других лиц. В процессе разбирательства вас попросят подписать 3 протокола (о задержании, о досмотре и о правонарушении). Действующее законодательство даёт вам право отказаться от подписания, но как показывает практика, делать этого не рекомендуется. Отказ приведёт к тому, что документы подпишут понятые, а значит, о содержимом протоколов вы знать не будете. Прежде чем поставить подпись необходимо внимательно прочесть всё, что написано в документах.

Если вы категорически отказываетесь ставить автограф, то одним из способов сделать это законно, является указание в качестве основания требование предоставить адвоката. Особое внимание при изучении содержимого протокола, необходимо уделить нюансам:

  • Время, когда было произведено задержание;
  • Перечень личных вещей в протоколе.

Все замечания, неточности и другие нюансы можно внести в протокол. В дальнейшем это даст возможность обжаловать действия полицейских. Вы имеете право попросить копии документов. Если вам отказались их выдать, не забудьте сделать соответствующую отметку в протоколе. Что касается срока задержания, то максимальный период составляет 3 часа, начиная с момента доставки в отделение. Если за установленный срок суд не примет решение о продлении или дальнейшем аресте, то вас должны отпустить. Примечательно, что если задержанный находится под воздействием алкоголя или наркотических средств, то начало отсчёта производится после протрезвления.

В ситуациях, когда период нахождения в участке более 3 часов, полицейские должны предоставить вам всё необходимое, включая лекарственные средства, продукты питания и место отдыха. За вами также сохраняется право получить необходимое от родственников или друзей.

При задержании вас не могут поместить в камеру, а только в специальную комнату. Лиц разного пола и граждан, не достигших совершеннолетнего возраста, должны размещать отдельно.

Для полноценного ответа на вопрос что делать если вас задержала полиция, необходимо отдельно остановиться на возможности обжалования действия правоохранителей. Если права были нарушены, жалобу следует подавать в прокуратуру, судебные инстанции или Департамент СБ МВД.

Если в процессе задержания был причинён физический или материальный ущерб, вы можете подать ходатайство на получение компенсации. Выплата возмещения будет производиться из федерального или муниципального бюджета. При наличии телесных травм вы имеете законное право пройти медицинское освидетельствование. Во время данной процедуры повреждения документально фиксируются, и указываются возможные причины возникновения травм.

Как правильно вести себя при незаконном задержании

© 2024. errands.ru. Как заработать, сохранить и приумножить.