Общее руководство работой пхс 3 осуществляет. Как тратятся миллиарды, выделенные на борьбу с пожарами. Оснащение пожарно-химических станций

ПОЖАРНО-ХИМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ (ПХС-1, ПХС-2 И ПХС-3)

1. Место расположения станции: __________________________________________________________________ (орган управления лесным хозяйством в субъекте __________________________________________________________________ Российской Федерации) Лесхоз (национальный парк и т.п.) ____________________________ Лесничество __________________________________________________ 2. Обслуживаемая станцией территория: ┌──────────────────┬──────────┬──────────────────────────────────┐ │ Номера кварталов │ Общая │ В том числе земли │ │ │ площадь, ├──────────────────────┬───────────┤ │ │ тыс. га │ лесные │ нелесные │ │ │ ├──────────┬───────────┤ │ │ │ │ всего │ в т.ч. │ │ │ │ │ │ покрытые │ │ │ │ │ │ лесом │ │ ├──────────────────┼──────────┼──────────┼───────────┼───────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ ├──────────────────┼──────────┼──────────┼───────────┼───────────┤ │ │ │ │ │ │ ├──────────────────┴──────────┴──────────┴───────────┴───────────┤ │ Итого: │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘

ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ, ОБОРУДОВАНИЯ, ИНВЕНТАРЯ,

СРЕДСТВ ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ ЗА ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ КОМАНДЫ

В 2011 году в России федеральными властями выделено 4,5 млрд рублей на охрану лесов от пожаров, на ликвидацию последствий пожаров 2010 года 1,8 млрд, на восстановление леса еще миллиард. Отдельно из федерального бюджета регионы должны были получить 5 млрд рублей на закупку «тяжелой противопожарной техники». Предполагается, что новые машины должны будут прежде всего защитить от огня неарендованные лесные массивы, за пожарную безопасность которых ответственно непосредственно государство.

«Газета.Ru» попыталась выяснить, достаточно ли этих средств для того, чтобы предотвратить повторение событий лета 2010 года, и с чем в итоге встречают пожароопасный сезон наиболее пострадавшие центральные области - Московская, Рязанская, Нижегородская и Воронежская, где лесные массивы в основном не арендованы.

На что хотели потратить 5 млрд

5 млрд субвенций должны пойти на возрождение в регионах системы пожарно-химических станций (ПХС). Сотрудник одного из нацпарков Центральной России пояснил «Газете.Ru», что ПХС - «по сути, гараж с техникой». Как предполагают власти, техника будет стоять во всех лесничествах и сможет оперативно выехать на лесной пожар.

Существуют станции трех типов, и государство тратится на самые дорогие. Станция первого вида должна быть способна потушить один пожар. «То есть в гараже должны стоять, допустим, «Урал» с цистерной воды и трактор», - говорит собеседник. Станция второго вида - два пожара одновременно («пожарная автоцистерна и «Урал» с цистерной воды»). ПХС третьего типа - гараж с несколькими машинами, с постоянным штатом, который может выезжать на несколько очагов пожара. Согласно положению о ПХС Рослесхоза, среди основной техники станции третьего типа может быть сразу пять тракторов, 2-3 автоцистерны и даже пожарный катер.

По 5 млрд на создание ПХС федеральный центр выделит также в 2012-м и 2013 годах. Эти деньги помогут создать в России 400 ПХС третьего типа.

Закупать машины в преддверии пожаров планировали примерно на 60-70% из федерального бюджета и на 30-40% из регионального.

«Значительные средства» федералов на практике не такие большие деньги, говорят работники леса. Сотрудник одного из лесничеств рассказал «Газете.Ru», что белорусский трактор, «наиболее подходящий для работ», стоит практически 700 тысяч рублей. То есть на пять миллиардов на всю страну с площадью лесов 1,178 трлн га можно купить 7 тысяч тракторов. Либо их можно заменить 2777 самыми дешевыми автоцистернами для тушения лесных пожаров на базе «ГАЗ» (по 1,8 млн каждая), или купить 1612 более дорогих и вместительных автоцистерн на базе (3,1 млн каждая). На 5 млрд рублей на всю страну можно купить 1149 пожарных катеров-водометов (примерно 4,5 млн рублей за штуку). Проблема в том, говорят сотрудники отрасли, что в ПХС третьего типа должна быть техника всех видов.

Эксперты сходятся во мнении, что «и небольшими средствами можно решить большие проблемы». Но при этом отмечают, что закупка техники, возможно, и не даст эффекта: машины нужно на что-то содержать. «Закупка техники измеряется не только количеством машин и тракторов, но и ресурсами на ее обслуживание - от входящих в штат водителей до комплектов запасных частей и оплаты горючего, - говорит руководитель департамента госконсалтинга ООО «Бизнес Решения» . - Да и содержать во «внепожарное» время эту технику где-то надо или как-то применять в хозяйстве. Иначе есть риск оказаться в дни пожара с изношенным от полевых работ трактором. В этом смысле все «грубые» оценки количества тракторов или цистерн надо сразу уменьшать в полтора раза».

Машины передали на баланс субъектов, отмечает заместитель председателя комитета по природопользованию и экологии Юрий Шуваев, у которых «лишних денег нет». «Вот представьте: передали субъекту вертолет. Так его еще нужно ремонтировать. Откуда у субъекта деньги на ремонт вертолета?» - говорит эксперт.

Впрочем, по его словам, рассуждать о количестве техники пока вовсе не имеет смысла: федеральные деньги на места до сих пор не поступили.

Деньги не дошли по адресу

Одно из самых громких обещаний властей еще не выполнено из-за бюрократической волокиты.

Постановление № 345 о распределении по регионам 5 млрд на создание ПХС подписал только 5 мая (изначально планировалось, что регионы уже получат деньги в марте, а решение о выделении денег было принято в январе). Только после подписи премьера средства ушли на места.

Техникой для ПХС будут заведовать специальные госучреждения, созданные при местных министерствах и департаментах природы и леса. Они ответственны за тушение пожаров. В прошлом году среди компаний объявлялся тендер на борьбу с огнем в лесах. Специалисты отрасли жаловались, что конкурс каждый год выигрывало предприятие, просившее меньше всех денег, при этом необходимая техника у него была не всегда. После пожаров лета 2010 года в Лесной кодекс (ЛК) внесли изменения. Каждую область обязали отменить конкурсы и создать собственное учреждение, на комплектацию которого выдадут федеральные субсидии. Во многих регионах такие организации были созданы на базе предприятий, тушивших огонь в прошлом.

В Рязанской области, как и в прошлом году, это ГУ «Пожлес». В регионе ждут 86 млн 950,5 тысяч рублей федеральных субсидий. Власти уже определились, какие машины купят для трех ПХС третьего типа: 12 пожарных автоцистерн, 4 трактора, 2 седельных тягача «КамАЗ», 6 бульдозеров-болотоходов.

Аукционы на покупку техники проведены, договоры с заводами заключены, осталось только получить федеральные деньги.

В области рассчитывают, что первые машины для ПХС «Пожлес» сможет получить хотя бы к концу мая. До начала жары федеральные деньги могут не поспеть: температура в центральной России уже на этой неделе может подняться до +30°С, говорят метеорологи.

Воронежской области на ПХС дали 34 млн 970 тысяч рублей, которые также пока не дошли (тушить пожары здесь будет ГУ «Лесная охрана»). Прогнозировать, к какому числу в лесах Воронежа будут стоять ПХС, местные чиновники не решаются. Пожароопасный сезон был официально объявлен в области еще 15 апреля, и воронежские эксперты советуют с распределением денег поторопиться. «Засуха 2011 года уже наступила. Не стоит рассчитывать на обильные осадки, которые смогут ее предотвратить: природа играет против нас», - угрожает заведующий кафедрой селекции и семеноводства Воронежского госагроуниверситета профессор .

Нижегородская область, пострадавшая в Центральной России от пожаров больше всего, должна получить для ПХС 69 млн 930 тысяч рублей. В середине мая, когда пожары бушевали уже в Сибири и на Дальнем Востоке, губернатор Владимир Шанцев продолжал говорить с журналистами в будущем времени: «Деньги поступят в полном объеме».

Как и в прошлом году, пожары в области тушит «Нижегородский лесопожарный центр», подчиняющийся теперь департаменту лесного хозяйства. В Нижнем Новгороде ситуация та же, что и в Рязани: учреждение заказало технику, но деньги на нее не пришли. По словам заместителя директора центра Антона Конурина, для трех ПХС третьего типа заказано уже четыре бульдозера, восемь пожарных автомобилей, шесть тракторов, два трейлера с тягачами «КамАЗ». Центр надеется, что деньги дойдут к июню. «Мы со своей стороны делаем все возможное для пожарной безопасности», - отвечает замдиректора на вопрос, что будет, если жара начнется раньше.

Если все конкурсы действительно проведены, то к июню техника может уже быть у регионов, прогнозирует Калинин. На региональные счета, по его мнению, сами средства поступят к концу мая. Если же закупки полностью проведены не везде, то на организацию конкурсов, аукционов и заключение договоров уйдет не меньше месяца. В результате машины поступят в разгар пожароопасного сезона (в 2010 году огонь в лесах подобрался к населенным пунктам как раз во второй половине июля).

Борьба с лесными пожарами в Подмосковье

В Московской области в прошлом году тушением пожаров занималось выигравшее тендер унитарное предприятие «Мослес». Оно фактически подчинялась Рослесхозу: в «Мослес» в 2008 году были объединены все лесные хозяйства. Но создавать учреждение по тушению лесных пожаров решили не на его базе. («Мослес» же по-прежнему выполняет заказы «Рослесхоза» на другую хозяйственную деятельность в лесу, например уборку леса от горельника и устранение последствий зимнего «ледяного дождя»).

Тушить пожары в Подмосковье будет спецучреждение «Центрлес». Координатор лесной программы российского Greenpeace говорит, что юридически «Центрлес» существовал уже несколько лет.

«Это довольно мутная организация. У нее был какой-то кусок земли в Софрино, забор и гараж. Все, больше ничего не было», - рассказывает эксперт.

Чем конкретно занималось это учреждение до 1 апреля, Ярошенко сообщить не может: «Видимо, это были какие-то технические цели: говорили, что вроде оно выполняет издательскую функцию при Рослесхозе».

Впрочем, технику для «мутной организации» действительно купили. «Распределение субвенций области не касается: деньги в Подмосковье поступают напрямую от Рослесхоза, — объясняет эколог. - Как я понял, они успели передать «Центрлесу» и уже существующие советские ПХС». Для тушения пожаров в Подмосковье закуплено беспрецедентное, по сравнению с другими регионами, количество техники: 42 тяжелых бульдозера, тракторы-болотоходы и лесные противопожарные тракторы, 45 пожарных машин на базе «ГАЗ», 35 на базе «Урал», 11 автоцистерн, 39 малых лесопатрульных комплексов на базе «УАЗ», топливозаправщики, тралы для перевозки тяжелой техники. «Так много техники не поставлялось в лесничества Московской области очень давно», - комментируют в Рослесхозе. Неофициальные источники «Газеты.Ru» говорят, что в прошлом году, еще до начала пожаров, «Мослесу» выделили на борьбу с ними не более 10 млн рублей (можно купить восемь тракторов на всю область). Издание «Маркер» писало, что «Мослес» получил 8 млн.

Часть закупленной техники уйдет на создание шести ПХС третьего типа. Стоять они будут в том числе в районах области, пострадавших от огня больше всего: в Шатурском, Орехово-Зуевском, Наро-Фоминском. Полностью укомплектовать станции удастся также в начале июня. Экологи тем временем бьют тревогу: под данным Greenpeaсe, в Подмосковье уже задымились торфяники. Впрочем, в пока официально опровергают эту информацию.

Сколько всего есть техники у «Центрлеса» вместе с прошлогодними машинами и сколько денег в итоге получила Московская область на борьбу с пожарами, в Рослесхозе сказать не смогли. Заместитель Николай Пищев заявлял ранее, что на профилактику и тушение пожаров в 2011 году муниципалитетам Подмосковья выделено 636,7 млн рублей.

Сколько техники сейчас у регионов

Пока ПХС в регионах нет, справляться на местах придется имеющейся техникой. Региональные бюджеты также выделяли деньги пополнение гаражей. Техника сейчас закупается. Впрочем, как выяснила «Газета.Ru», парк на местах обновился несерьезно.

Воронежская область дала управлению лесным хозяйством на новые машины 10,7 млн рублей. Деньги пришли только в середине мая. На них купят одну пожарную машину и шесть лесопатрульных комплексов (машина высокой проходимости, цистерна с водой, мотопомпа, рюкзаки-распылители и бензопилы). «Перед пожароопасным сезоном в прошлом 2010 году новая техника не покупалась. Действовало порядка 40 единиц пожарной техники и 30 тракторов. На данный момент их столько же», — говорил глава областного управления лесного хозяйства неделю назад. Управление ответственно за 416,4 га леса на территории области.

Площадь лесного фонда в Рязанской области в два раза больше - 875,3 тысяч га. Но на данный момент техсредств у «Пожлеса» не намного больше, чем у воронежских коллег. «К ликвидации возможных лесоторфяных пожаров подготовлены 43 пожарных автоцистерны, 22 лесопожарных трактора, 26 мотопомп и 13 лесных плугов», - отчитываются в областном министерстве. На ремонт прошлогодней техники регион потратил около 1,5 млн рублей. Тендер на покупку новой техники для «Пожлеса» объявлен и выигран. У предприятия будет еще 13 новых тракторов и 32 малых лесопожарных комплекса на базе «УАЗ».

На все выделено 15,3 млн рублей, но, как и в случае с ПХС, деньги к середине мая еще не были освоены, за заказанную технику предстояло заплатить.

У «Нижегородском лесопожарном центра» в прошлом году было 110 единиц тяжелой техники - тракторы, пожарные машины, автоцистерны. Техника ремонтируется до сих пор «по мере поступления средств». Год назад заместитель директора центра Конурин говорил, что учреждение ответственно за тушение пожаров на 2 млн га: «У нас на 36 лесничеств всего 12 пожарно-химических станций. На такую площадь сил надо в два раза больше». На региональные средства уже удалось купить новые машины: 2 бульдозера, трейлер с тягачом, 13 автомобилей «Егерь-2», 8 лесопатрульных «УАЗ» (в каждом бензопилы и огнетушители). В два раза гараж не пополнился.

Региональные управления утверждают, что вся техника отремонтирована. Но даже в этом случае проблемы с ней, скорее всего, все равно будут, отмечают эксперты: большинство имеющихся машин старые. И кроме того, по словам Шуваева, на местах ее немного: «Когда расформировывали лесхозы, технику передавали частным предприятиям за бесценок. В итоге ее не стало. И кто за это ответственен?»

«На 90 человек три машины»

В прошлом году общественные организации и сами лесники в каждом интервью говорили, что в 2006 году новый Лесной кодекс уничтожил охрану лесов — в разы сократил штат лесничих, отобрал у них нужные полномочия и наградил ненужной бумажной волокитой.

Поправки в ЛК 2010 года снова ввели понятие «лесная охрана». Но лесники и эксперты разводят руками: денег на ее восстановление не выдали. Следить за тем, чтобы в лесу ничего не загорелось, как и в 2010 году, некому.

Машины для борьбы с огнем закупают в спецучреждениях, лесникам же патрулировать лес в поисках очагов пожаров по-прежнему не на чем. Новой техники и новых людей не появилось в лесничествах Рязанской области, отчитываются в областном министерстве. В области 19 лесничеств, каждое в среднем 45 тысяч га. Для патрулирования такой огромной территории, как и в прошлом году, у лесников есть только по два «УАЗа» или «Нивы».

В Воронеже на пожароопасный сезон хотят временно взять 300 сотрудников, но патрулировать лес они не будут. «В основном это вакансии диспетчеров, наблюдателей на «господствующие высоты», бойцов пожарных машин», - говорят в управлении лесного хозяйства.

Зарплата лесников не увеличилась. Начальник управления лесами Пензенской области Николай Аргаткин в конце апреля в Москве жаловался, что ему стыдно перед людьми: «У меня 702 человека, и получают они 4800 рублей грязными. На местах не радужная картина. Полномочий субъектам передали много, но в результате наш аппарат занимается только тем, что передает информацию на федеральный уровень».

«В США вот все организованно по-другому. Рейнджеры там только патрулируют территорию, - говорит сотрудник лесничества Калужской области. - Хозяйственные функции и заполнение бумаг выполняют другие организации. В штате огромного нацпарка рейнджеров десять человек, но у каждого джип. У нас же 90 человек и три машины — и куча бюрократии».

«Лесная служба не может конкурировать с нефтью и газом»

В интервью « » глава Рослесхоза говорил, что в 2011 году финансирование его ведомства увеличилось в 1,5 раза - до 33,2 млрд рублей. На тушение пожаров денег выделили почти в два раза больше: в 2010 году это 2,2, млрд рублей, а в этом 5 млрд федеральных субвенций только на закупку техники. Впрочем, лесники и экологи считают, что и этого будет недостаточно.

«Охрана лесов недофинансирована на выходе на 40%. И эти 40% от минимального объёма, который она должна получать. Лесная служба не может конкурировать с нефтью и газом», - говорит заместитель директора одного из лесничеств.

Местные власти, по его словам, «фактически никто»: «Они сильно зависят от федеральных денег. Но ведь можно было попросить самих жителей, использую власть и связи, просто проделать элементарные профилактические мероприятия у своих домов».

Руководитель лесной программы WWF называет решение о восстановлении ПХС правильным. Но также отмечает, что старая техника, которой у регионов пока больше новой, устарела. А лесную охрану, говорит специалист, по поправкам в Лесной кодекс «дали на откуп регионам». «А что могут регионы? У них денег нет», - констатирует работник одного из лесничеств.

Координатор лесной программы Greenpeace Ярошенко считает, что «сколько техники ни выделяй, это не поможет». Лесное хозяйство в стране уничтожено. Раньше лесхозы получали от своей деятельности доход, хозяйство, например питомники с деревьями, приносило какие-то средства и «могло себя прокармливать»: «Система раннего обнаружения огня - это лесхозы. Эти спецсистемы по тушению пожаров, отделенные от работы по контролю за пожарами - от лесхозов, будут недейственны. Спецсистемы полностью лежат на бюджете, а это огромные деньги. Бюджет нельзя раздуть, а сами себя содержать они не могут». Больших результатов увеличения финансирования в итоге не дало: «У организаций, на которые возлагаются обязанности по охране лесов от пожаров, денег будет во много раз меньше, чем до введения нового Лесного кодекса».

Утверждено

приказом Рослесхоза

от ________ № _________

Положение

о пожарно-химических станциях

1. Общие положения

1. Пожарно-химические станции (далее - ПХС), создаются в составе специализированных государственных бюджетных учреждениях "Лесопожарный центр" субъектов Российской Федерации (далее - Лесопожарный центр), в органах управления особо охраняемых природных территорий и являются обособленными структурными подразделениями или филиалами специализированных ГБУ, а также лесопользователями, с целью предупреждения, своевременного и оперативного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации возгораний в районах наземного, авиационного и космического мониторинга (по решению КЧС) как на переданных (на основании заключенных договоров), так и не переданных в аренду участках, а также особо охраняемых природных территориях, и участия совместно с другими противопожарными формировании в тушении лесных пожаров.

На ПХС возлагается также проведение профилактических противопожарных мероприятий, агитационно-разъяснительной работы среди населения.

ПХС, вне пожароопасный период, могут выполнять другие виды работ по договорам в интересах ведения лесного хозяйства.

2. ПХС формируются в соответствии c требованиями статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О пожарной безопасности ", Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 N 417, на участках лесного фонда , имеющих повышенную природную пожарную опасность, наличие потенциальных источников огня и сети наземных и водных путей, обеспечивающих доставку сил и средств тушения к местам возникновения пожаров в течение не более 3 часов с момента их обнаружения.

3. По целевому назначению, уровню оснащения, структуре и порядку комплектования создаются три типа ПХС (Приложение 1).

ПХС-1 (первого типа) организуется, на территории лесного фонда (площадью до 100 тыс. га) участковых лесничеств (особо охраняемых природных территорий), леса которых имеют высокую природную пожарную опасность, максимальное среднемноголетнее количество возникающих пожаров на территории в день не превышает двух.

Обеспечивает ликвидацию двух одновременно действующих пожаров в день, а также участвует совместно с другими формированиями в тушении распространившихся лесных пожаров на обслуживаемой территории. Команда ПХС-1 доукомплектовывается на пожароопасный сезон согласно Приложений 2, 3.

В зависимости от площади участкового лесничества может создаваться несколько ПХС-1.

ПХС-2 (второго типа) организуется, на территории лесного фонда (до 250 тыс. га) лесничеств (особо охраняемых природных территорий), леса которых имеют высокую природную пожарную опасность, максимальное среднемноголетнее количество пожаров в день не превышает четырех. Обеспечивает ликвидацию до четырех одновременно действующих пожаров в день, участвует совместно с другими формированиями в тушении распространившихся пожаров на обслуживаемой территории. Команда ПХС-2 формируется на постоянной основе с частичным укомплектованием сезонными пожарными (не более 50%).

ПХС-3 (третьего типа) организуется как специализированное межрайонное лесопожарное подразделение (или филиал) Лесопожарного центра (особо охраняемой природной территории), леса которых имеют очень высокую природную пожарную опасность и являются наиболее горимыми в регионе. Формируется на территории лесного фонда лесничеств (особо охраняемых природных территорий), располагается, как правило, в центре особопожароопасной зоны, для оказания помощи в ликвидации переходящих и крупных лесных пожаров. Команда ПХС-3 организуется как постоянное (круглогодичное) формирование. Допускается частичное укомплектование сезонными лесными пожарными (не более 50%)

ПХС, в зависимости от типа, оснащаются специализированной лесопожарной техникой, средствами тушения, транспорта, связи, инвентарем и прочим имуществом, в соответствии с Приложением 3.

В удаленных населенных пунктах, где созданы добровольные пожарные дружины (далее - ДПД), организуются пункты сосредоточения противопожарного инвентаря (ПСПИ), для оснащения численности ДПД в соответствии с Приложением 4.

При Лесопожарном центре могут создаваться склады резерва противопожарного оборудования и инвентаря, полевого снаряжения и обмундирования, из расчета на укомплектование 300 человек привлеченных согласно плану тушения лесных пожаров.

4. Пожарно-химические станции организуются на основании приказа руководителя Лесопожарного центра (директора особо охраняемой природной территории), в котором указывается тип и оснащение ПХС, численность штата постоянного и сезонного, по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти в области лесных отношений субъекта Российской Федерации.

5. Каждой ПХС присваивается идентификационный номер включающий в себя:

"Код субъекта" записывается код ОКАТО субъекта (общероссийский классификатор объектов административно - территориального деления);

"Код ПХС" присваивается номер по возрастанию с севера на юг и с запада на восток (для ПХС-1 типа номера от 100 до 199, для ПХС-2 типа номера от 200 до 299, для ПХС-3 типа номера от 300 до 399).

2. Структура пожарно-химических станций, порядок комплектования

1. Команда ПХС комплектуется инженерно-техническими специалистами, водителями, а также рабочими лесопожарных бригад (лесными пожарными). Набор бригад проводится по трудовому договору (контракту) для временных или постоянных работников. Каждая бригада должна самостоятельно тушить отдельные лесные пожары. В команды зачисляются мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, состояние здоровья которых отвечает требованиям правил по охране труда при тушении лесных пожаров (пп. 8.8.Правил по охране труда в лесозаготовительном , деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, утвержденных постановлением Минтруда России от 21.03.97 N 15), и прошедшие курс обучения по программе утвержденной федеральным органом исполнительной власти в сфере лесных отношений.

Структура и численный состав команд пожарно-химических станций приводится в Приложении 1, 2.

2. Укомплектование команд ПХС осуществляется на основании приказа по Лесопожарному центру (особо охраняемой природной территории) или филиалу. Укомплектование сезонного штата должно быть закончено за две недели до начала пожароопасного сезона. Для ПХС круглогодичного функционирования, в случае необходимости, на пожароопасный сезон дополнительно формируются временные лесопожарные бригады.

3. Начальники ПХС назначаются приказом руководителя Лесопожарного центра из числа специалистов, соответствующих требованиям по уровню образования и квалификации.

4. Водители пожарных автоцистерн, бортовых автомашин, трактористы-машинисты, технолог, механик, мотористы катеров, слесари, радиооператоры зачисляются в состав команд ПХС на постоянную работу.

5. Бригадиры лесопожарных бригад назначаются из состава постоянных рабочих (лесных пожарных), имеющих опыт борьбы с лесными пожарами.

6. Рабочих лесопожарных бригад (лесных пожарных) принимают на сезонную или постоянную работу по трудовому договору (контракту).

С целью ликвидации лесных пожаров на малых площадях, рабочие лесопожарных бригад формируются в мобильные группы пожаротушения (2-6 человек), за которыми закрепляются малые лесопожарные комплексы с комплектом средств пожаротушения, на автомобильном или вездеходном шасси.

Рассматривать рационализаторские предложения и изобретения, касающиеся ремонта и модернизации лесопожарного оборудования, дает заключения по ним.

Организовывать учет выполнения работ по ремонту и модернизации лесопожарного оборудования, контролировать их качество, а также правильность расходования материальных ресурсов, отпущенных на эти цели.

Обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда, требований экологической безопасности при производстве ремонтных работ.

Руководить работниками подразделений предприятия, осуществляющими ремонт оборудования и поддержание его в работоспособном состоянии.

Выполнять отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

5. Бригадир лесопожарной бригады

Подчиняется непосредственно начальнику ПХС.

Участвовать в патрулировании лесов на закрепленной территории в составе мобильной группы пожаротушения

При получении сигнала о возникшем лесном пожаре выезжать с личным составом бригады к пожару и руководить его тушением;

Знать и соблюдать тактику и технику тушения лесных пожаров, в том числе приемы отжига, использование пожарной техники и оборудования, машин и механизмов, закрепленных за ПХС, и уметь практически пользоваться ими;

Знать территорию, закрепленную за ПХС, пути транспорта, мосты, водоемы;

Уметь пользоваться планом лесонасаждений и лесопожарной картой;

Уметь работать на пожарных машинах и механизмах, закрепленных за ПХС;

Организовывать работу лесопожарной бригады по тушению лесных пожаров, проведению отжигов и выполнению других заданий начальника ПХС и лично участвовать в выполнении этих работ;

Проверять знания и обеспечивать выполнение каждым работником лесопожарной бригады возложенных на него обязанностей;

Руководить тушением лесного пожара до прибытия на тушение иного должностного лица, уполномоченного осуществлять руководство тушением данного лесного пожара;

Систематически информировать начальника ПХС о ходе работ по тушению пожара;

Обеспечивать сохранность закрепленной за бригадой пожарной техники, мелкий ремонт и содержание ее в постоянной готовности к работе;

Обеспечивать контроль за соблюдением техники безопасности при тушении лесных пожаров и выполнении других работ.

Лично участвовать в проводимых занятиях и учениях по тактике и технике тушения лесных пожаров;

Обеспечивать повседневный контроль за состоянием противопожарной техники, оборудования и инвентаря, своевременно принимать меры по его ремонту и содержанию в исправном состоянии;

Разрабатывать маршруты по оперативной доставке сил и средств к местам возможных пожаров на охраняемой территории и вносить корректировки в случае изменений в схеме транспортных путей.

Должен знать:

Основы лесного законодательства, законодательства о пожарной безопасности и чрезвычайных ситуациях, правила пожарной безопасности в лесах, иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы организации охраны лесов от пожаров, организацию тушения лесных пожаров;

Приказы, распоряжения, наставления, инструкции и другие нормативные требования о деятельности ПХС, регламентирующие работы по борьбе с лесными пожарами;

Знать правила охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

6. Водители легковых, пожарных и транспортных автомобилей, трактористы - машинисты лесопожарных агрегатов, бульдозеров , тракторов, транспортных и лесопожарных вездеходов подчиняются начальнику ПХС, а в период патрулирования лесов и тушения лесного пожара - бригадиру лесопожарной бригады (руководителю тушения лесного пожара) и обязаны:

Хорошо знать лесопожарную технику и умело использовать ее (лесопожарную автоцистерну, лесопожарный вездеход, лесопожарный агрегат, малый лесопожарный комплекс, бульдозер, трактор, транспортный вездеход, автомобили всех назначений) на работах по тушению лесных пожаров;

Своевременно производить уход и текущий ремонт техники;

Обеспечивать постоянную готовность техники к немедленному выезду на пожар;

Экономно использовать ГСМ и вести их учет;

При выполнении работ на тушении лесного пожара немедленно и безукоризненно выполнять указания руководителя работ по тушению пожара;

Знать и соблюдать правила техники безопасности и охраны труда, тактику и технику тушения лесных пожаров.

7. Слесарь по ремонту автомобилей и пожарного оборудования непосредственно подчиняется начальнику ПХС и обязан:

Обеспечивать постоянную готовность к работе закрепленных за ПХС пожарных машин, мотопомп , другого оборудования и аппаратуры (лесных огнетушителей , зажигательных аппаратов и других средств пожаротушения);

Организовывать и выполнять текущий ремонт закрепленных за ПХС пожарных машин, техники, оборудования, инвентаря и аппаратуры;

Знать и соблюдать правила техники безопасности и охраны труда;

По распоряжению начальника ПХС выезжать к месту пожара и выполнять указания руководителя работ по тушению пожара.

8. Рабочие лесопожарной бригады (лесные пожарные) подчиняются бригадиру и обязаны:

Пройти курс обучения по тактике и технике тушения пожаров, по вопросам безопасной борьбы с лесными пожарами, ориентированию на местности;

Строго выполнять требования по охране труда и технике безопасности;

Знать способы тушения лесных пожаров, порядок использования закрепленных за лесопожарной бригадой пожарной техники, средств тушения, машин и механизмов и уметь практически пользоваться ими;

Незамедлительно и безукоризненно выполнять распоряжения бригадира или руководителя тушения лесного пожара;

Следить за исправным состоянием закрепленного за ними пожарного оборудования, аппаратуры, инструмента и снаряжения, уметь использовать его на работах по тушению лесных пожаров;

По распоряжению бригадира или начальника ПХС производить работы по мелкому ремонту и подготовке пожарной техники, приготовлению растворов огнетушащих химикатов, мойке и сушке пожарных рукавов и выполнять другие производственные работы.

5. Регламентация работы пожарно-химических станций

1. Работа ПХС осуществляется в соответствии с нормативными документами, утвержденными Правительством Российской Федерации, уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, нормативными документами органов государственной власти субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не противоречащих указаниям, утвержденным Федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений.

6. Оснащение пожарно-химических станций

1. Пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.

По окончании пожароопасного сезона пожарную технику, оборудование, инвентарь, средства транспорта и связи ремонтируют и хранят в установленном порядке при Лесопожарном центре или его филиалах.

За месяц до начала пожароопасного сезона все указанные средства должны быть приведены в полную готовность к работам по тушению лесных пожаров.

2. В целях определения показателей пожарной опасности погоды при ПХС должна находиться мобильная метеостанция, если обслуживаемая ПХС территория находится на расстоянии более 25 км от ближайшей метеостанции Росгидромета. В обязательном порядке ведется журнал пожарной опасности по условиям погоды (Приложение 18).

3. Пожарно-химические станции должны иметь:

Помещения для размещения личного состава команд, а также для хранения техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения, закрепленных за ПХС;

Отапливаемый гараж для автоцистерн, крытые стоянки для автотранспорта, тракторов, других машин, причалы для водных средств транспорта;

Оборудование и инструмент для ремонта пожарной техники;

Устойчивую телефонную связь общего пользования с конторами Лесопожарного центра (особо охраняемых природных территорий), лесничества (участковых лесничеств), авиаотделения, бригадами, расположенными вне станции;

Радиосвязь с лесопожарными бригадами, подвижной пожарной техникой, патрульным наземным, водным транспортом , воздушными судами авиалесоохраны, с наблюдательными пунктами и вышками (не имеющими телефонной связи).

4. В районах, где осуществляется авиационное патрулирование, при каждой ПХС организуется пункт приема донесений от летчика-наблюдателя (дополнительно к радиосвязи), при использовании вертолетов - устраивается посадочная площадка.


Приложение 1

к Положению о ПХС

Структурная схема

специализированного государственного бюджетного

учреждения "Лесопожарный центр" субъекта Российской Федерации

Приложение 2

к положению о ПХС

СТРУКТУРА И ЧИСЛЕННОСТЬ КОМАНД ПХС

Должность, профессия

Количество человек на

Примечание

ПХС по типам

1. Начальник ПХС

Круглогодично

2. Технолог (заместитель

начальника ПХС)

3. Механик

4. Водитель автомобиля

5. Тракторист - машинист

6. Моторист катера

(при наличии водных

7. Слесарь - электрик