Какой стадии конституционного судопроизводства. Понятие и виды стадий конституционного судопроизводства. Процессуальные сроки. I. проверка жалобы секретариатом кс рф

В теории конституционного судопроизводства выделяются следующие стадии. Ж.И. Овсепян выделяет 7 нормативных стадий: 1) внесение заявления в Суд; 2) возбуждение Судом производства, либо отклонение заявления; 3) подготовка к судебному разбирательству; 4) собственно судопроизводство - устное судебное разбирательство; 5) совещание, голосование и принятие решения по делу; 6) информирование о решении и его исполнение; 7) действие решения Суда как прецедентной формы права. В российской модели конституционного судопроизводства выделяются следующие стадии: 1) обращение в Суд с запросом, ходатайством или жалобой; 2) предварительное рассмотрение обращения; 3) принятие обращения Судом; 4) подготовка к судебному разбирательству; 5) судебное разбирательство; 6) совещание, голосование и принятие итоговых решений; 7) опубликование и вступление в силу решений; 8) исполнение решений. Существует проблема выделения стадии сбора доказательств. Более компактно данные стадии возможно объединить в следующие три стадии: 1) обращение в Суд; 2) судебное разбирательство: 3) исполнение решения. I. Обращение в Суд с запросом, ходатайством или жалобой. Поводом к началу производства в Суде является обращение в суд. Без повода, т.е. без обращения Суд не вправе рассматривать какие-либо дела. Формы обращения: 1) Запрос - обращения, в которых оспаривается конституционность законов и иных нормативных актов РФ, субъектов РФ, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ; обращения о толковании Конституции РФ; обращения судов о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в кон-кретном деле; обращения Совета Федерации о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. 2) Ходатайство - обращения о разрешении споров о компетенции между органами государственной власти, а также обращение о разъяснении решения Суда (ст. 92, ст. 83 ФКЗ). 3) Жалоба - обращения граждан и их объединений о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, если таким законом нарушаются конституционные права и свободы человека и гражданина. Повод к рассмотрению дела в Суде необходимо отличать от основания рассмотрения, под которым понимается обнаружившаяся неопределенность в вопросе о соответствии Конституции РФ какого-либо нормативного правового акта (см. ст. 36 ФКЗ). Общие требования к обращению: 1) обращение составляется в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами); 2) в обращении указываются: а) Конституционный Суд РФ в качестве органа, в который направляется обращение; б) наименование заявителя; адрес и иные данные о заявителе; в) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия; г) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции; д) нормы Конституции РФ и закона о Конституционном Суде РФ, дающие право на обращение в Суд; е) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции РФ, подлежащем толкованию; ж) конкретные, указанные в законе о Конституционном Суде РФ основания к рассмотрению обращения Судом. При этом неопределенность в конституционности оспариваемого акта должна выражаться в наличии ситуации неясности в вопросе о соответствии Конституции РФ каких-либо актов, если положения оспариваемого акта только лишь воспроизводят положения Кон-ституции РФ, в таком случае неопределенность как основание к рассмотрению дела Судом отсутствует. Проверка конституционности положений самой Конституции РФ Конституционному Суду не подведомственна (Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.00 г.). Рядом ученых поднимается проблема степени неопределенности. Действительно в ряде решений Суда им используется термин «мнимая» или «отсутствующая» неопределенность. Так, в Определении от 08.06.04 г. № 227-О, Суд указал, что оспариваемые положения закона (положения ст. 169 ГК РФ об основах правопорядка и нравственности) «не являются настолько неопределенными, что не обеспечивают единообразное понимание и применения соответствующих законоположений»». з) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ; и) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Суду; к) перечень прилагаемых к обращению документов: - текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции РФ, подлежащего толкованию; - доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя; - документ об уплате государственной пошлины; - перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке. Обращение и прилагаемые к нему документы и иные материалы представляются в Суд с копиями в количестве 30 экземпляров (граждане в 3 экземплярах). Процедура движения обращения: а) Секретариат проверяет обращение на предмет подведомственности, соответствия предъявляемым требованиям по форме и субъекту обращения, а также проверяет уплату государственной пошлины. Если обращение не соответствует предъявляемым требованиям, секретариат уведомляет об этом заявителя. Обращение, неподведомственное Суду, секретариат вправе направить в соответствующие компетентные государственные органы или организации. При несогласии с замечаниями секретариата заявитель вправе оспорить их и потребовать принятия решения о соответствии обращения составом Конституционного Суда. По поручению председателя Суда в течение месяца один судья или несколько судей проверяют обоснованность принятого секретариатом решения. В случае правильности действий секретариата Суд выносит определение о несоответствии обращения требованиям закона. б) Обращение, отвечающее всем требованиям закона подлежит регистрации в секретариате Суда. в) Председатель Суда, получив от руководителя секретариата зарегистрированные обращения, распределяет их между судьями для предварительного изучения. II. Предварительное рассмотрение обращения. Судья может изучать дело самостоятельно либо поручить часть работы одному или нескольким отделам. На этой стадии судьи могут вступать в контакт с заявителем и испрашивать от него дополнительную информацию или документы. Обращения, по которым завершено предварительное изучение, рассылаются вместе с приложенными к нему документами и материалами всему составу Конституционного Суда РФ. Заявитель, а также органы или должностные лица, издавшие оспариваемый акт или участвующие в споре о компетенции, могут быть заблаговременно уведомлены о времени и месте заседания Конституционного Суда по вопросу о принятии соответствующего обращения к рассмотрению (п. 2 § 17 Регламента КС). Не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения судья (судьи) докладывает на пленарном заседании о результатах предварительного изучения обращения. III. Принятие обращения Судом. 1) На пленарном заседании Суда решается вопрос о принятии обращения к рассмотрению либо отказе в таковом. Суд отказывает в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если: а) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Суду. В частности случаями не подведомственности являются: - проверка Конституции РФ по любым параметрам; - соответствие нормативных актов Конституции 1978 г.; - соответствие нормативных актов отраслевому законодательству; - конституционность правоприменительных актов; - проверка или установление фактических обстоятельств, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов; - рассмотрение дел, в которых, по сути, преобладают аспекты политической целесообразности /Кряжков В. А./. - не рассматривает Суд также вопросы, если они не относятся к числу конституционных. ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 18 апреля 2006 г. N 119-О п. 2 м.ч.. Право на приватизацию, обусловленную переходом к многообразию форм собственности, которые признаются и защищаются в Российской Федерации равным образом (статья 8, часть 2, Конституции Российской Федерации), не относится к числу конституционных - оно регламентируется федеральным законодателем. ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 1 апреля 1996 г. N 9-О 1. Приговором судебной коллегии по уголовным делам Курского областного суда от 10 марта 1993 года (с учетом внесенных в него Судебной коллегией по уголовным делам Вер-ховного Суда Российской Федерации изменений) гражданин А.В. Иванов был осужден за совершение преступлений (соучастие в покушении на дачу взятки, мошенничество, причинившее значительный ущерб потерпевшему, должностной подлог), предусмотренных статьями 17, 15 и 174 (часть 1), 147 (часть 3) и 175 Уголовного кодекса РСФСР. 3. Решение вопроса о понятии должностного лица как субъекта преступления не может быть выведено из буквы и смысла закрепленных в Конституции Российской Федерации положений, не затрагивает конституционные права и свободы граждан и по своему ха-рактеру и значению не относится к числу конституционных. Оценка оснований, по которым законодатель счел необходимым установить определенные признаки, раскрывающие понятие должностного лица, находится за рамками полномочий Конституционного Суда Российской Федерации. ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 24 января 2006 г. N 10-О 2. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленное статьей 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, подразумевает в том числе право на санаторно- курортное лечение. Однако вопрос о формах и способах реализации этого права, в том числе о размерах и порядке выплаты взамен путевки в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение денежной компенсации, не получил разрешения в Конституции Российской Федерации и по своему характеру и значению не относится к числу конституционных. Его решение входит в компетенцию законодателя. ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 21 декабря 1998 г. N 196-О требование об установлении льгот не вытекает непосредственно из Конституции Российской Федерации, этот вопрос по своему характеру и значению не относится к числу конституционных, а потому не может быть предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 21 марта 1997 г. N 5-П 5. Конституционный Суд Российской Федерации вправе проверить конституционность пункта 1 статьи 20 Закона только применительно к вопросу о том, может ли перечень налогов республик, краев, областей, автономной области, автономных округов носить исчерпы-вающий характер. Определение же конкретного состава входящих в него налогов не относится к числу конституционных вопросов, и, следовательно, производство по делу в части проверки конституционности видов налогов, перечисленных в пункте 1 статьи 20 Закона, подлежит прекращению. ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 5 февраля 1998 г. N 8-О 3. Заявитель считает, что его конституционные права нарушаются статьями 223.1 и 230 УПК РСФСР, поскольку они предусматривают разрешение вопроса о назначении судебного заседания и о мере пресечения в одном процессуальном акте, и сам этот акт является единоличным постановлением судьи, а не судебным решением (определением), как это предусмотрено статьей 89 УПК РСФСР. Вопрос оформления процессуальных актов по своему характеру и значению не относится к числу конституционных и, таким образом, не может быть предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 19 ноября 2002 г. N 332-О 1. Гражданин С.Н. Гладких - сотрудник Управления Федеральной службы налоговой полиции по Ленинградской области на основании части второй статьи 38 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации освобождался от уплаты подоходного налога на денежное довольствие и на другие выплаты, получаемые им в связи со службой. Поскольку действие данной нормы было приостановлено до 31 декабря 2002 года Федеральными законами от 27 декабря 2000 года "О Федеральном бюджете на 2001 год" и от 30 декабря 2001 года "О Федеральном бюджете на 2002 год", с 1 января 2001 года С.Н. Гладких уплачивает налог на доходы физических лиц, взимаемый на основании статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации с денежного довольствия, получаемо-го им как сотрудником налоговой полиции. 3. Статья 57 Конституции Российской Федерации закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Освобождение от этой конституционной обязанности является льготой, обязательность предоставления которой непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает; этот вопрос по своему характеру и значению не относится к числу конституционных, а потому не может быть предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 5 октября 2000 г. N 215-О 1. Общество с ограниченной ответственностью "Проктер энд Гэмбл" 2. ... Кроме того, вопрос о том, насколько четкой является употребленная законодателем формулировка "образы несовершеннолетних", не относится к числу конституционных. Наличие принятого в каком-либо чтении проекта закона конкретизирующего КРФ (по п. «н» ст. 72 КРФ - система органов гос. власти (не допустимо) и по ч. 4 ст. 64 КРФ - автономные округа (допустимо)). Не допустимым считается обращение по вопросу, в котором отсутствует неопределенность о соответствии Конституции РФ. За период с 1995 по 2004 года было принято 2668 отказных определений, из них опубликовано только 458. в) Судом ранее было вынесено постановление по предмету обращения, и оно сохранило свою силу. г) В случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом Российской Федерации производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан. ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 24 ноября 2005 г. N 433-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ГРАЧЕВА По мнению заявителя, данная норма /ч. 2 ст. 43 ФКЗ о КС/, позволяя отказать в принятии к рассмотрению жалобы на неконституционность закона, утратившего силу до момента обращения гражданина в Конституционный Суд Российской Федерации, не обеспечивает восстановление его конституционных прав, поскольку признание законодателем нормативного акта утратившим юридическую силу не равнозначно по своим последствиям признанию закона или его отдельных положений не соответствующими Конституции Российской Федерации решением Конституционного Суда Российской Федерации. 2.1. Согласно статье 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации и части третьей статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" акты и их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, из чего следует, что постановка перед Конституционным Судом Российской Федерации вопроса о признании закона или иного нормативного правового акта не соответствующим Конституции Российской Федерации оправданна и допустима лишь при условии, что к моменту обращения заявителя в Конституционный Суд Российской Федерации данный акт обладает юридической силой. частью второй статьи 43 Названная норма /часть 2 статьи 43 ФКЗ о КС/, не предусматривающая возможность проверки конституционности законов, утративших силу до начала производства в Конституционном Суде Российской Федерации, конкретизирует приведенное положение Конституции Российской Федерации применительно к правилам конституционного судопроизводства, в связи с чем разрешение вопроса о ее конституционности фактически означало бы оценку положений статьи 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации, чего Конституционный Суд Российской Федерации делать не вправе. 2.2. Предусмотренное Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" правило о проверке конституционности действующих нормативных актов, за исключением предусмотренных частью второй статьи 43 названного Закона случаев, когда нормативный акт был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, предполагает недопустимость такой проверки, если оспариваемый закон отменен или утратил силу до начала производства в Конституционном Суде Российской Федерации. Прекращение производства: - производство по делу может быть прекращено, если акт, конституционность которого оспаривается, отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела. Однако если таким актом были нарушены конституционные права и свободы человека, Суд вправе рассмотреть обращение. В Определении от 05.02.98 г. Суд указал, что такая проверка возможна при наличии двух обязательных условий: - если оспариваемым законом, примененным в конкретном деле, нарушены конституционные права гражданина, и - если производство по жалобе гражданина начато до момента утраты силы или отмены оспариваемого им закона. С момента регистрации обращения до момента принятия Судом решения относительно того - принимать его к рассмотрению или отказать в этом - должно пройти не более 3 месяцев. 2) После принятия обращения к рассмотрению Суд назначает по деду судью-докладчика (судей-докладчиков). При этом учитывается установленная судом очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях и заседаниях палат, а также загруженность судей делами. Судья-докладчик ведет дело до завершения. Как правило, судьей-докладчиком назначается судья, готовивший дело. После принятия Судом обращения к рассмотрению Секретариат направляет сторонам уведомление о принятом решении. Стороне, не являющейся заявителем также высылаются копии обращения и приложенных к нему материалов. По делам о толковании Конституции РФ такие уведомления могут быть разосланы ряду государственных органов (СФ, Президент РФ, ЦИК и пр.). Приостановление действия оспариваемого акта. На данном этапе Суд в случаях, не терпящих отлагательства вправе обращаться к органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора до завершения рассмотрения дела судом. Оформляется такое решение в виде мотивированного определения. 2 случая: дело по губернаторам 2005 год и 1995 году по делу об Уставе Тамбовской области ОПРЕДЕЛЕНИЕ КС от 14 марта 1995 г. N 5-О ПО ОБРАЩЕНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ С ЗАПРОСОМ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ УСТАВА (ОСНОВНОГО ЗАКОНА) ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ определил: Учитывая, что применение оспариваемого Устава может повлечь за собой издание актов или совершение действий правового характера, основанных на нормах, содержащих неопределенность в вопросе об их соответствии Конституции Российской Федерации, и тем самым поставить под сомнение юридическую силу таких актов или действий, и исходя из части третьей статьи 42 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предложить Тамбовской областной Думе приостановить действие Устава (Основного Закона) Тамбовской области до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом Российской Федерации. Такое обращение Суда оформляется мотивированным определением, оформляемым в виде отдельного документа. По общему правилу рассмотрение каждого дела образует предмет отдельного заседания. Между тем, может возникнуть необходимость объединения нескольких дел в одно производство. Решение об объединении дел в одно производство принимается Судом. Основаниями являются: - обращения касаются одного и того же предмета; - обращения исходят от различных субъектов; - обращения касаются различных взаимосвязанных частей акта или аналогичных положений различных актов. Последние два основания не являются легальными и проистекают из практики Суда (В. А. Кряжков). IV. Подготовка к судебному разбирательству. Цели подготовки: - уточнение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; - определение конституционных и иных правовых предписаний, которыми следует руководствоваться; - разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле; - определение доказательств, которые должны быть получены от сторон и иных субъектов. Судья-докладчик для наиболее полного изучения обращения и подготовки дела к слушанию вправе: - истребовать дополнительные документы, - поручить производство проверок, исследований, экспертиз, - направить необходимые запросы, - воспользоваться помощью специалистов. По результатам подготовки дела к слушанию судья-докладчик составляет проект итогового решения Конституционного Суда. В необходимых случаях он готовит перечень вопросов, подлежащих особому обсуждению и разрешению в процессе совещания судей по принятию итогового решения. При этом судья-докладчик может предложить мотивированные ответы на указанные вопросы. Оформление судебного дела. Оригиналы обращения, приложенные к нему документы, отзывы на обращение, копии направленных судьей-докладчиком требований и запросов, ответы на них, заключения экспертов, а также материалы, дополнительно полученные в процессе подготовки дела к слушанию, до начала слушания дела передаются в отдел судебных заседаний для оформления судебного дела. Назначение дела к слушанию. Конституционный Суд на пленарном заседании не позднее месячного срока после принятия обращения к рассмотрению назначает дело к слушанию. Слушания назначаются исходя из последовательности поступления обращений. Однако в случаях, не терпящих отлагательства, Суд вправе изменить очередность рассмотрения дел. До начала рассмотрения дела на заседании Суда каждому судье вручаются все материалы по проекту итогового решения не позднее, чем за 10 дней до начала заседания. Отложение ррассмотрения дела. На этой стадии Конституционный Суд при необходимости вправе отложить рассмотрение дела. Поводом может служить то, что по данному вопросу начато рассмотрение в общем, арбитражном суде или ином государственном органе либо если аналогичное дело рассматривается в конституционном (уставном) суде субъекта РФ. V. Судебное разбирательство. 1) Заседания Суда проходят открыто, за исключением случаев, названных в ст. 55 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». 2) Заседания Суда проводятся в торжественной обстановке. 3) Порядок в зале заседаний обеспечивается судебным приставом: - судебный пристав в заседании Суда подчиняется председательствующему и оказывает ему содействие в поддержании установленного порядка в зале судебных заседаний; - в целях обеспечения нормальных условий для работы Конституционного Суда при рассмотрении дел пристав вправе делать замечания лицам, присутствующим в зале судебных заседаний, требовать от них соблюдения установленного порядка и принимать соответствующие меры к устранению его нарушений; - требования пристава по поддержанию установленного порядка в зале судебных заседаний обязательны для присутствующих; - судебный пристав перед началом заседания Конституционного Суда и во время перерывов информирует службу, осуществляющую пропуск граждан в здание Конституционного Суда, о наличии свободных мест в зале судебных заседаний. - при входе состава Конституционного Суда в зал судебных заседаний и при выходе его из зала пристав предлагает всем присутствующим встать. 4) Сотрудники секретариата протоколируют заседания. - для обеспечения полноты и точности протокола на каждом заседании Суда ведутся стенограмма и фонограмма; - протокол заседания Суда должен содержать: указание места, дату заседания и время его начала и окончания; фамилию председательствующего; фамилии присутствующих и отсутствующих судей с указанием известных Суду причин отсутствия каждого из них; данные об участниках процесса; формулировки рассматриваемых вопросов; запись обо всех действиях Суда в том порядке, в каком они имели место; отметки о приведении свидетелей и экс-пертов к присяге; решения, принятые Судом, и результаты голосования по ним, которые объявляются в каждом случае председательствующим; изложение фактов, которые просили удостоверить в протоколе участники процесса; - протоколирование закрытого совещания судей осуществляется сотрудниками секретариата, если Судом принято решение провести совещание без участия сотрудников секретариата, обеспечивающих протоколирование, то протокол совещания ведет один из судей по поручению Суда. К протоколу закрытого совещания судей по принятию итогового решения прилагается стенограмма. С протоколом и стенограммой закрытого совещания судей вправе знакомиться только судьи Конституционного Суда. Этикет в заседаниях Конституционного Суда РФ - при входе судей в зал заседания, а также при их выходе из зала присутствующие встают; - стороны и иные участники процесса выступают, дают объяснения, отвечают на вопросы и задают вопросы другим участникам процесса стоя и лишь после предоставления им слова председательствующим. При необходимости с разрешения председательствующего участнику процесса может быть предоставлена возможность выступать, давать объяснения, отвечать на вопросы сидя; - формами официального обращения к Конституционному Суду и судьям являются соответственно: "Высокий Суд" или "Уважаемый Суд", "Ваша честь" или "Уважаемый председательствующий", "Уважаемый судья"; - при обращении к сторонам и другим участникам процесса, а равно при упоминании их в выступлениях используются словосочетания: "Уважаемая сторона", "Уважаемый представитель стороны", "Уважаемый свидетель", "Уважаемый эксперт". При необходимости уточнения адресата обращения указывается также фамилия соответствующего участника процесса; - в ходе заседания председательствующий не вправе ограничивать судей в возможности задавать вопросы участникам процесса; снимать вопросы, поставленные судьями перед участниками процесса; комментировать высказывания и вопросы судей; - судьи в процессе заседания не должны прерывать своими комментариями и репликами объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, задаваемые другими судьями вопросы, указания и распоряжения председательствующего; - присутствующие в зале участники процесса, представители средств массовой информации, иные граждане обязаны вести себя уважительно по отношению к Конституционному Суду, сторонам, другим участникам процесса и друг к другу; подчиняться распоряжениям председательствующего и указаниям пристава о соблюдении установленного порядка в зале судебных заседаний; не допускать во время заседания хождения по залу, разговоров, реплик; не создавать каких-либо помех нормальному ходу заседания. 6) Далее председательствующий проверяет явку участников процесса (сторон, их представителей, свидетелей, экспертов, переводчиков), полномочия представителей сторон. В случае неявки стороны, свидетеля или эксперта, а также при недостаточной подготовке дела к рассмотрению (например, при отсутствии необходимых материалов), суд вправе отложить рассмотрение дела. На этой стадии может возникнуть вопрос об отстранении судьи. Основаниями являются: а) судья ранее в силу должностного положения участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения; б) объективность судьи в разрешении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных или супружеских связей с представителями сторон; в) судья при наличии указанных выше случаях обстоятельств не заявил, как его обязывает закон, самоотвод до начала слушания дела. Ходатайство об отстранении судьи подается сторонами, их представителями или по предложению других судей. Председательствующий ставит на рассмотрение Конституционного Суда вопрос об отстранении судьи от участия в рассмотрении дела. Решение по вопросу об отстранении судьи от участия в рассмотрении дела принимается в совещательной комнате открытым голосованием. 7) Рассмотрение дела по существу начинается с выступления судьи-докладчика, который сообщает о поводах и основаниях к рассмотрению дела, существе вопроса, предмете спора, материалах, представленных суду, вопросах, на которые, по мнению докладчика, необходимо ответить. Далее председательствующий выясняет мнение сторон по поводу последующего исследования вопросов дела. С учетом их позиции Суд принимает решение о наиболее целесообразном порядке рассмотрения дела. После представления судьей-докладчиком дела и ответов на вопросы судей председательствующий предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. 8) Затем в ходе рассмотрения дела по существу заслушиваются стороны. Выступающие не ограничены во времени. Их объяснения выслушиваются Судом в полном объеме. После завершения объяснений стороны ей могут быть заданы вопросы судьями и другой стороной, а с разрешения Суда также экспертами. 9) Далее могут быть заслушаны эксперты. Эксперт разъясняет представленное им Суду в письменной форме заключение по вопросам, сформулированным судьей-докладчиком либо Судом. Аргументы эксперта должны быть основаны на специальных познаниях. Эксперт заслушивается именно как специалист, а не как лицо, свидетельствующее о лично известных ему фактах. После изложения своих выводов эксперт обязан ответить на дополнительные вопросы судей и сторон. 10) Заслушивание свидетелей. В заседание Суда могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие сведениями или материалами о фактических обстоятельств, установление которых отнесено к ведению Конституционного Суда. Свидетель перед заслушиванием его показаний приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Свидетель обязан сообщить Суду обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей и сторон. При необходимости он может пользоваться письменными заметками, а также документами и другими материалами. 11) Исследование документов. В заседании Суда по инициативе судей или ходатайству сторон могут быть оглашены документы. При этом, не подлежат оглашению документы, подлинность которых вызывает сомнение. Документы, исследованные Судом, подлежат, по его решению, приобщению к материалам дела в подлинниках или в заверенных копиях. 12) Заключительные выступления. Окончанием судебного исследования констатируется председательствующим. Затем сторонам предоставляется возможность выступить с заключительными выступлениями. Суд может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключительным выступлениям. Стороны в своих заключительных выступлениях не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследовавшиеся Судом. Суд, в частности, определил некоторые требования к выступлениям сторон (в деле о КПСС - В. А. Кряжков): а) заключительные речи должны содержать анализ и изложение правовых оснований позиций сторон; б) сторонам следует строго придерживаться предмета судебного разбирательства, воздерживаться от повторения одних и тех же доводов и стремиться изложить с наибольшей полнотой существенные юридические мотивы и аргументы, необходимые для принятия решения по делу; в) представителями сторон должна быть выражена общая позиция стороны; г) должны исключаться амбициозность в поведении и выступлениях. Затем по завершении заключительных выступлений сторон председательствующий предлагает судьям определить, есть ли необходимость выяснения дополнительных обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, или исследования новых доказательств. Если такая необходимость существует, Суд выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса. В противном случае Суд признает исследование дела завершенным. После чего председательствующий объявляет об окончании слушания дела. VI. Принятие итоговых решений. 1) После окончания слушания дела судья-докладчик на основании материалов, исследованных на заседании, готовит окончательный проект итогового решения. 2) Решение по делу принимается на закрытом совещании в присутствии только судей и тех сотрудников Суда, которые обеспечивают протоколирование и нормальный ход совещания. 3) Итоговое решение принимается путем голосования, проводимого открыто путем поименного опроса судей. Судьи не вправе воздерживаться при голосовании или уклоняться от голосования. Председательствующий всегда голосует последним. Решение суда считается принятым, если за него проголосовало большинство участвующих в голосовании судей, если иное не предусмотрено законом. 4) Если большинство судей палаты считают необходимым принять решение, не соответствующее правовой позиции, изложенной в ранее принятых решениях Суда, дело должно быть передано на рассмотрение пленарного заседания. Это делается после окончания слушания дела в палате и до завершения закрытого совещания судей. Председательствующий на заседании палаты передает все материалы дела и протоколы председателю Конституционного Суда, который на-правляет их всем судьям. На пленарном заседании рассмотрение дела начинается заново, со стадии слушания дела.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Конституционный суд РФ осуществляет свою деятельность на основе конституционных принципов:

1. Независимость - судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ;

2. Коллегиальность - рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом РФ коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании;

3. Гласность - рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда РФ проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных ФКЗ. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично;

4. Устности разбирательства - разбирательство в заседаниях Конституционного Суда РФ происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд РФ заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы;

5. Состязательности и равноправие сторон - стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда РФ;

  1. Непрерывность судебного заседания - заседание Конституционного Суда РФ по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

Существует четыре стадии конституционного судопроизводства:

1) Обращение в Конституционный Суд РФ. Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является обращение в Конституционный Суд РФ в форме запроса, ходатайства или жалобы. Основаниями к рассмотрению дела являются:

  • обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор,
  • обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции,
  • обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ,
  • выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Обращение должно быть направлено только в письменной форме, и должно быть подписано управомоченным лицом. «Обращение должно содержать общие требования» . Обращения в Конституционный Суд РФ оплачиваются государственной пошлиной:

  • запрос и ходатайство - в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
  • жалоба юридического лица - в размере пятнадцати МРОТ;
  • жалоба гражданина - в размере одного МРОТ;
  • Конституционный Суд РФ своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер.

2) Предварительное рассмотрение обращений . После поступления и регистрации обращения оно рассматривается в предварительном порядке секретариатомКонституционного Суда.

В случаях, если обращение:

  • явно не подведомственно Конституционному Суду РФ;
  • по форме не отвечает требованиям ФКЗ; исходит от ненадлежащего органа или лица;
  • неуплачена государственной пошлиной, если иное не установлено законодательством.

Секретариат уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном суде РФ». Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом РФ решения по этому вопросу.

Председатель Конституционного Суда РФ поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения.

Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в Конституционном Суде РФ. Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом РФ в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). О принятом Конституционным Судом РФ решении уведомляются стороны. Отказ в принятии обращения к рассмотрению выносится в тех случаях, когда оно:

  • не подведомственно Конституционному Суду РФ;
  • обращение не является допустимым;
  • по предмету обращения судом ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.

Обращение может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда РФ.

3) Назначение и приготовление к слушанию обращения в течение месяца. Этот вопрос решается на пленарном заседании Конституционного Суда РФ, где определяется очерёдность рассмотрения дел и состав суда (в пленарном заседании или заседании палаты).

Подготовку дел к слушанию организует назначенный судья – докладчик (им может быть судья, который предварительно изучал обращение). Он готовит проект решения суда, перечень вопросов, которые подлежат коллективному обсуждению и разрешению.

4) Судебное разбирательство . Оно подразделяется на 3 этапа:

  • подготовительная часть;
  • рассмотрения дела по существу (исследование вопросов);
  • вынесение приговора.

Судебное разбирательство протоколируется и проводится открыто.

Существует ряд общих правил при судебном разбирательстве:

  • созыв заседаний;
  • порядок рассмотрения вопросов в пленарных заседаниях и заседаниях палат;
  • назначение дел к слушанию;
  • соединение дел;
  • подготовка дела к слушанию;
  • требования Конституционного Суда РФ;
  • рассылка материалов, оповещение о заседании;
  • определениеучастников процесса, сторон и их представителей;
  • отстранение судьи от участия в рассмотрении дела;
  • распорядок заседания, деятельность председательствующего в заседании;
  • порядок исследования вопросов;
  • отложение заседания;
  • объяснения сторон;
  • заключение эксперта;
  • показания свидетелей;
  • исследование документов;
  • заключительные выступления сторон;
  • возобновление рассмотрения вопроса;
  • прекращение производства по делу;
  • окончание слушания дела;
  • совещание судей по принятию итогового решения.

В судебном конституционном процессе существует 8 стадий конституционного судопроизводства в рассмотрении дел:

1) внесение обращений в Конституционный суд РФ – обращения бывают в форме запроса, ходатайства или жалобы, они должны отвечать требованиям

Федерального конституционного закона. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли

Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения

Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Обращение направляется в Конституционный Суд в письменной форме и подписывается управомоченным лицом. Обращения в Конституционный Суд РФ оплачиваются государственной пошлиной;

2) предварительное рассмотрение обращений в Конституционном Суде РФ – обращения, поступающие в Конституционный Суд РФ, подлежат обязательной регистрации. Председатель Конституционного Суда РФ в порядке, установленному Конституционным Судом РФ, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей является обязательной стадией производства в

Конституционному Суде РФ. Заключение судьи по результатам предварительного изучения обращения докладываются в пленарном заседании;

3) принятие обращения Конституционным Судом РФ либо его отклонение – решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей. О принятом решении уведомляются стороны.

Отклонение происходит в случаях, если: разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду РФ; обращение в соответствии с требованиями Федерального закона не является допустимым; по предмету обращения было ранее вынесено постановление, сохраняющее свою силу;

4) подготовка к судебному разбирательству – для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд назначает одного или нескольких судей- докладчиков. При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья- докладчик в соответствии с полномочиями Конституционного суда РФ истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов;

5) судебное разбирательство (либо разбирательство вне этой формы) – руководит заседанием председательствующий, при наличии кворума он открывает заседание. Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий ставится вопрос о возможности рассмотрения дела. Сторонам и их представителям разъясняются их права и обязанности, а другим участникам процесса – их права, обязанности и ответственность.

Регламентом Конституционного Суда РФ установлено протоколирование заседания

(для обеспечения полноты и точности протокола может вестись стенограмма заседания). В протоколе фиксируется ход и результаты заседания.

Председательствующий устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу; предоставляет слово судьям и участникам процесса; прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству, лишает слова при самовольном нарушении ими последовательности выступлений. Исследование дела по существу начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержания имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. В соответствии с порядком, установленным решением Суда, председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. Заслушиваются выступление эксперта, показания свидетелей, исследуются документы.

Документы, исследованные Судом, подлежат, по решению Суда, приобщению к материалам дела в подлинниках или в заверенных копиях. По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон.

Если после заключительных выступлений сторон Суд признает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса.Прекращение производства по делу происходит в случаях, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, иным нормативным актом, не получил разрешения в Конституции РФ или по своему характеру и значению не относится к числу конституционных. После признания

Судом исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела;

Судом в закрытом совещании. В совещании участвуют только судьи

Конституционного Суда РФ, рассматривающие данное дело. В совещательной комнате могут присутствовать сотрудники

Конституционного Суда РФ обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания.

В ходе совещания судья Конституционного Суда РФ вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции.

В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования. Протокол подписывается всеми судьями и не подлежит оглашению.

Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Конституционного Суда РФ, является решением Конституционного Суда РФ.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1,2,3 и 4 части первой статьи 3 Федерального конституционного закона, именуется постановлением.

Постановления выносятся именем Российской Федерации.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.

Все иные решения Конституционного Суда РФ принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

В заседаниях Конституционного Суда РФ принимаются решения по вопросам организации его деятельности.

Решение Суда считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора РФ голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.

Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее двух третей об общего числа судей.

Судья Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования;

Конституционного Суда РФ – решение Конституционного Суда РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда РФ немедленно после его подписания.

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются:

Судьям Конституционного Суда РФ;

Сторонам;

Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе,

Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека;

Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, министру юстиции РФ.

Решения Конституционного Суда РФ могут быть также направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, которых касается принятое решение.

Решения Конституционного Суда РФ публикуются также в «Вестнике

Конституционного Суда РФ», а при необходимости и в иных изданиях.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

В случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция

8) исполнение решений Конституционного Суда РФ – решение

Конституционного Суда РФ подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную федеральным законом.

Конституционный Суд принимает к рассмотрению лишь небольшой процент поступающих обращений. Суд и его Секретариат в большинстве случаев отказывают в принятии обращений к рассмотрению в качестве индивидуальных жалоб, как правило, на том основании, что не соблюдены требования ст.66-67

Закона о Конституционном Суде (по содержанию, по форме, не пройдены предыдущие стадии обжалования, предмет жалобы неподведомствен Суду и пр.).

Это делается после детального, кропотливого изучения обращений специалистами Секретариата и судьями. Но является ли сам себе отказ в рассмотрении дела (т.е. без вынесения решения по существу) отказом в правосудии? Количество обращений в Конституционный Суд – более тысячи в месяц – не может быть в положенные сроки изучено 13 судьями и требует довольно большого аппарата специалистов. Но аппарат не должен подменять

Суд; если обращение отвечает всем требованиям, предъявляемым Законом к индивидуальной жалобе, решение по нему может быть принято только Судом.

Конституционный Суд -–особое учреждение со специфическими функциями и процедурой. Требования к подаваемой жалобе (оформление, сроки и т.д.) предъявляются всеми судами, и они, безусловно, ограничивают право на судебную защиту. Но иначе судебная система была бы неработоспособной. В

Конституционном Суде существуют жестокие требования: жалоба принимается, если окончательное решение по ней было принято в соответствии с обыкновением. Это означает, что решение, оспариваемое заявителем, должно быть типичным и для других сходных случаев, в отношении сотен других людей, т.е. неконституционным (либо конституционным) признается не данное единичное решение, а именно массовая практика.

"Стадии конституционного судопроизводства - относительно обособленная совокупность действий Конституционного Суда участников конституционного судопроизводства, связанная с разрешением конкретной правовой ситуации. Совокупность последовательно сменяемых друг друга стадий собственно и составляет конституционное судопроизводство".

Выделяют несколько таких стадий:

внесение обращения в Конституционный Суд РФ;

предварительное рассмотрение обращения;

принятие Конституционным Судом обращения к рассмотрению либо его отклонение;

подготовка к разбирательству;

непосредственно разбирательство;

исполнение решения Конституционного Суда.

Центральной С.к.с, связанной с рассмотрением всех обстоятельств дела и уяснением на этой основе правовой позиции сторон, является стадия разбирательства в Конституционном Суде. Как правило, данная стадия имеет форму устного разбирательства. Судебное разбирательство согласно ст. 60 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к рассмотрению дела, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых в связи с подготовкой дела к рассмотрению. При этом судья-докладчик должен воздерживаться от того, чтобы в какой-либо форме излагать собственную позицию по рассматриваемому делу. После доклада судьи Суд заслушивает предложения сторон, устанавливает порядок исследования вопросов дела. Составными частями последующего разбирательства являются: объяснения сторон, заключение эксперта, показания свидетелей, исследование документов, заключительные выступления сторон. По завершении исследования вопросов дела председательствующий в судебном заседании объявляет об окончании слушания дела. Конституционный Суд вправе отложить разбирательство, если сочтет рассматриваемый вопрос недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести в том же заседании вследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, непредоставления необходимых Суду документов и др.

На каждой из стадий разбирательство должно укладываться в процессуальные сроки. Так, предварительное изучение обращения должно быть завершено не позднее двух месяцев со дня его регистрации. Решение о принятии обращения к рассмотрению должно быть принято не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). Не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению принимается решение о назначении дела к слушанию. Порядок исчисления сроков определяется Регламентом Конституционного Суда РФ.

На любой из стадий производство по делу может быть прекращено. Как правило, это происходит в случае отзыва обращения. Кроме того, Конституционный Суд вправе прекратить производство по делу если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, по своему характеру и значению не относится к числу конституционных.

правовой суд конституционный статус

В судебном конституционном процессе существует 8 стадий конституционного судопроизводства в рассмотрении дел:

1) внесение обращений в Конституционный суд РФ - обращения бывают в форме запроса, ходатайства или жалобы, они должны отвечать требованиям Федерального конституционного закона. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Обращение направляется в Конституционный Суд в письменной форме и подписывается управомоченным лицом. Обращения в Конституционный Суд РФ оплачиваются государственной пошлиной;

2) предварительное рассмотрение обращений в Конституционном Суде РФ - обращения, поступающие в Конституционный Суд РФ, подлежат обязательной регистрации. Председатель Конституционного Суда РФ в порядке, установленному Конституционным Судом РФ, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей является обязательной стадией производства в Конституционному Суде РФ. Заключение судьи по результатам предварительного изучения обращения докладываются в пленарном заседании;

3) принятие обращения Конституционным Судом РФ либо его отклонение - решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей. О принятом решении уведомляются стороны. Отклонение происходит в случаях, если: разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду РФ; обращение в соответствии с требованиями Федерального закона не является допустимым; по предмету обращения было ранее вынесено постановление, сохраняющее свою силу;

4) подготовка к судебному разбирательству - для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд назначает одного или нескольких судей-докладчиков. При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик в соответствии с полномочиями Конституционного суда РФ истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении, о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов;

5) судебное разбирательство (либо разбирательство вне этой формы) - руководит заседанием председательствующий, при наличии кворума он открывает заседание. Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий ставится вопрос о возможности рассмотрения дела. Сторонам и их представителям разъясняются их права и обязанности, а другим участникам процесса - их права, обязанности и ответственность. Регламентом Конституционного Суда РФ установлено протоколирование заседания (для обеспечения полноты и точности протокола может вестись стенограмма заседания). В протоколе фиксируется ход и результаты заседания. Председательствующий устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу; предоставляет слово судьям и участникам процесса; прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству, лишает слова при самовольном нарушении ими последовательности выступлений. Исследование дела по существу начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержания имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. В соответствии с порядком, установленным решением Суда, председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. Заслушиваются выступление эксперта, показания свидетелей, исследуются документы. Документы, исследованные Судом, подлежат, по решению Суда, приобщению к материалам дела в подлинниках или в заверенных копиях. По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон. Если после заключительных выступлений сторон Суд признает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса.

Прекращение производства по делу происходит в случаях, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, иным нормативным актом, не получил разрешения в Конституции РФ или по своему характеру и значению не относится к числу конституционных. После признания Судом исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела;

6) совещание, голосование и принятие Конституционным Судом РФ итоговых решения - итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Судом в закрытом совещании. В совещании участвуют только судьи Конституционного Суда РФ, рассматривающие данное дело. В совещательной комнате могут присутствовать сотрудники Конституционного Суда РФ обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания.

В ходе совещания судья Конституционного Суда РФ вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции.

В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования. Протокол подписывается всеми судьями и не подлежит оглашению.

Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Конституционного Суда РФ, является решением Конституционного Суда РФ.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1,2,3 и 4 части первой статьи 3 Федерального конституционного закона, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Российской Федерации.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.

Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

В заседаниях Конституционного Суда РФ принимаются решения по вопросам организации его деятельности.

Решение Суда считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора РФ голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.

Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством, не менее двух третей от общего числа судей.

Судья Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования;

7) провозглашение, опубликование и вступление в силу решений Конституционного Суда РФ - решение Конституционного Суда РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда РФ немедленно после его подписания.

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются:

- судьям Конституционного Суда РФ;

- сторонам;

- Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека;

- Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, министру юстиции РФ.

Решения Конституционного Суда РФ могут быть также направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, которых касается, принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда РФ», а при необходимости и в иных изданиях.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ, не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

В случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ;

8) исполнение решений Конституционного Суда РФ - решение Конституционного Суда РФ подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную федеральным законом.

Конституционный Суд принимает к рассмотрению лишь небольшой процент поступающих обращений. Суд и его Секретариат в большинстве случаев отказывают в принятии обращений к рассмотрению в качестве индивидуальных жалоб, как правило, на том основании, что не соблюдены требования ст. 66-67 Закона о Конституционном Суде (по содержанию, по форме, не пройдены предыдущие стадии обжалования, предмет жалобы неподведомствен Суду и пр.). Это делается после детального, кропотливого изучения обращений специалистами Секретариата и судьями. Но является ли сам себе отказ в рассмотрении дела (т.е. без вынесения решения по существу) отказом в правосудии? Количество обращений в Конституционный Суд - более тысячи в месяц - не может быть в положенные сроки изучено 13 судьями и требует довольно большого аппарата специалистов. Но аппарат не должен подменять Суд; если обращение отвечает всем требованиям, предъявляемым Законом к индивидуальной жалобе, решение по нему может быть принято только Судом. Конституционный Суд - особое учреждение со специфическими функциями и процедурой. Требования к подаваемой жалобе (оформление, сроки и т.д.) предъявляются всеми судами, и они, безусловно, ограничивают право на судебную защиту. Но иначе судебная система была бы неработоспособной. В Конституционном Суде существуют жестокие требования: жалоба принимается, если окончательное решение по ней было принято в соответствии с обыкновением. Это означает, что решение, оспариваемое заявителем, должно быть типичным и для других сходных случаев, в отношении сотен других людей, т.е. неконституционным (либо конституционным) признается не данное единичное решение, а именно массовая практика.