Социокультурные институты примеры. Определение социального института

Фундаментом, на котором строится все общество, являются социальные институты. Термин происходит от латинского «institutum» – «устав».

Впервые это понятие ввел в научный оборот американский социолог Т. Веблейн в книге «Теория праздного класса» в 1899 г.

Социальный институт в широком смысле слова – это система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей.

Воспроизведение людей является важной общественной потребностью. Биосоциальное воспроизводство людей в обществе исторически и традиционно ассоциируется с семьей как социальным институтом. Социализация человека, подготовка его социальных ролей и его включение в общественный образ жизни - еще одна основная потребность в обществе. В современных обществах социализация людей - это социальная миссия школы, университета, системы образования.

Знание, личное самосознание, самосознание и понимание жизненных намерений и целей - это необходимость, в удовлетворении которой сохраняется его самооценка, чувство собственного достоинства, его индивидуальная инициатива и деятельность. Наука, религия, нравственность - это социально-культурные структуры, функции и механизмы которых исторически и традиционно связаны с познанием, самопознанием, самосознанием, самопониманием человека, человеческого общества, смыслом существования человека.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию.

Социальные институты имеют историческое происхождение и находятся в постоянном изменении и развитии. Их становление называется институциализацией.

Институциализация – это процесс определения и закрепления социальных норм, связей, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Этот процесс состоит из нескольких стадий:

Производство и распределение товаров и услуг необходимо для жизни людей. Поддержание порядка и безопасности благодаря доступу к власти и контролю над ресурсами является важным условием жизни людей в обществе. Основная функция семьи в самом общем социально-культурном плане связана с воспроизводством, рождением, воспитанием и подготовкой детей к их ролям в жизни, с биосоциальным воспроизводством людей в обществе. В связи с этой функцией семья организует самые разнообразные действия и действия, от взаимодействия и влияния; внутренней, личной и социальной.

1) возникновение потребностей, которые можно удовлетворить только в результате совместной деятельности;

2) появление норм и правил, регулирующих взаимодействие по удовлетворению возникших потребностей;

3) принятие и реализация на практике появившихся норм и правил;

4) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

Эволюция мира в направлении промышленного развития сопровождается процессом относительной дифференциации ядерной семьи от более широкой группы родственников. Распад крупных семейных структур, характерных для социальной индустрии Ву Гу, вызван рядом факторов. Одним из них является то, что индустриальное общество требует физического перемещения людей из одного места в другое, и это обычно ограничивает частоту отношений между родственниками.

Семья как социально-культурная структура с определенными функциями и механизмами воздействия на человека и общество является относительно устойчивой социальной средой, в которой человек ищет и находит поддержку, безопасность и стабильность и в этом смысле относительно инертен к изменениям.

Институты имеют свои отличительные признаки:

1) культурные символы (флаг, герб, гимн);

2) кодексы поведения (присяга, клятва);

3) идеологию, философию (миссия).

Социальные институты в обществе выполняют значительный набор функций:

1) воспроизводственная – закрепление и воспроизводство общественных отношений, обеспечение порядка и рамок деятельности;

Тем не менее, в историческом и цивилизационном контексте семья «сталкивается» с давлением многих и разнообразных проблем, с которыми хорошо справляется известное исследование «Шок будущего», американский социолог и футурист Элвин Тоффлер. Чрезмерная индустриализация - новый этап в экономическом и технологическом развитии требует еще большей мобильности. Мы можем ожидать, что многие из людей будущего будут продолжать развивать процесс аэродинамики, не создавая детей и не доставляя семью к ее основным составляющим - мужчине и женщине.

В завтрашнем дне миллионы простых мужчин и женщин столкнутся с эмоционально заряженными выборами, которые настолько неизвестны, поэтому непроверены, что прошлый опыт не послужит предпосылкой для разумного решения. Основной функцией образовательных учреждений является социализация детей и молодежи в обществе, понимаемая как непрерывный многофакторный процесс изучения необходимых знаний, навыков и опыта, интернализации и применения его ценностей, его норм и форм социального контроля.

2) регулятивная – регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов поведения;

3) социализация – передача социального опыта;

4) интегративная – сплочение, взаимосвязь и взаимоответственность членов групп под воздействием институционных норм, правил, санкций и системы ролей;

5) коммуникативная – распространение информации внутри института и во внешнюю среду, поддержание взаимосвязи с другими институтами;

Каждое общество строит социально-культурную структуру с определенными функциями и адекватными механизмами целенаправленной, систематической, методологической и методологической и эффективной социализации детей и молодежи - системы образования, называемой кратко «образование».

Образование в его современной форме предполагает обучение учеников в специально созданной школе. Процесс индустриализации и расширение городов увеличивают спрос на специализированную подготовку. Образовательные учреждения в современном обществе сталкиваются с новыми проблемами. Растет давление общественности на изменения в системах образования, учебных программах, методах обучения, организационных формах. Существует новая потребность в непрерывном образовании, в котором доминируют технические, технологические и организационные требования.

6) автоматизация – стремление к самостоятельности.

Функции, выполняемые институтом, могут быть явными и латентными.

Существование латентных функций института позволяет говорить о его возможности принести обществу большую пользу, чем заявляется изначально. Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля.

Это требует новой модели новой модели образования, открытой для всех возрастов и любого уровня общего и профессионального обучения. Снега, «посвящены будущему мозгам своих костей». Социологи религии сегодня пытаются предсказать место, роль и влияние религиозных систем в постиндустриальном обществе. Существует прекращение множественности мир - частичных конструкций в сложной сети отношений между человеком и реальностью. Акцент делается на индивидуальности индивида, но не на его родовом и аполитическом характере.

Понятно, что только чрезвычайно сложная институциональная структура, включающая определенный тип семьи, школы и церкви, способна формировать и поддерживать человека, способного жить в мире, где все становится предметом выбора. Это не столько саморазрушение человека, сколько понимание неизбежного ограничения и развитие стремления к полному раскрытию его индивидуального характера и возможностей.

Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград.

Формирование системы санкций является основным условием институциализации. Санкции предусматривают наказание за неточное, небрежное и неправильное выполнение должностных обязанностей.

Позитивные санкции (благодарность, материальное поощрение, создание благоприятных условий) направлены на то, чтобы поощрять и стимулировать правильное и инициативное поведение.

Наука, рассматриваемая как сфера производства знаний для природного и социального мира, для человека - это работа институтов - университетов, научных организаций, ассоциаций. Драматические социальные изменения, развитие человеческой цивилизации в определенном смысле являются функцией научных идей, новых технических решений, развития технологий. В постиндустриальном обществе на первый план выходят наука и новые технологии.

Производство товаров, сферы услуг, распределение, обмен и потребление являются ограниченными компонентами структуры экономических институтов в обществе, а их состояние, взаимная переписка и эффективное взаимодействие в значительной степени зависят от экономического поведения и экономической жизни в обществе.

Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач.

Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

В постиндустриальном обществе экономика меняется. Меняются не только производство, но и корпоративное управление и то, как работают администрации. Необходимость создания, поддержания и поддержания общественного воспроизводства общественного порядка и социального обеспечения для людей, социальных групп и общин обеспечивается соблюдением системы управления обществом. Политические институты - структуры, функции, механизмы являются важным элементом в системе установления и поддержания порядка в отношениях, отношениях и взаимодействии между людьми и безопасности для их деятельности, собственности, достоинства, прав.

Социальные институты всегда выполняют общественно значимые функции и обеспечивают достижение относительно устойчивых социальных связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Неудовлетворенные институтом социальные потребности вызывают к жизни новые силы и нормативно нерегулируемые виды деятельности. На практике возможна реализация следующих путей выхода из такой ситуации:

Политические институты в обществе являются субъектами в законодательном, исполнительном и судебном секторах. Они разрабатывают структуры и выполняют функции на разных уровнях: местное самоуправление и местное управление; региональное правительство и региональное управление; правительства и государственного управления.

Средства массовой информации играют очень важную роль в жизни людей в обществе. Влияние деятельности средств массовой информации на формирование общественного мнения. Проблема заключается не только в формировании общественного мнения, но и в укреплении мнений, настроений, которые люди построили в той или иной степени.

1) переориентация старых социальных институтов;

2) создание новых социальных институтов;

3) переориентирование общественного сознания.

В социологии существует общепризнанная система классификации социальных институтов на пять типов, которая основывается на потребностях, реализуемых с помощью институтов:

1) семья – воспроизводство рода и социализация личности;

Коллективное поведение особенно важно в плохо структурированных и кризисных социальных ситуациях. В этом смысле средства массовой информации сидят на структуре системы управления как «четвертая власть». Социальные институты являются факторами социализации и интеграции людей в общество, их адаптации к социальному образу жизни, а также форм социального контроля над индивидуальным и групповым поведением. В современной семье в западном стиле женщина одобряет или отвергает ряд вещей.

Более 50% сегодняшних детей растут в среде с одним родителем. То есть, как ребенок, воспитанный только с матерью или отцом, будет знать, что это за семья? Один опекун легче настроить, чем. Семьи, смешанные в результате предыдущих браков, становятся все более распространенными. Это проблемы, которые трудно укладывать в «традиционное» семейное образование, которое трудно понять из «ожесточенного» со здоровыми семейными традициями.

2) политические институты – потребность в безопасности и общественном порядке, с их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть;

3) экономические институты – производство и добывание средств к существованию, они обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг;

4) институты образования и науки – потребность в получении и передаче знаний и социализации;

Медии и общественные комуникации. Дискуссия о средствах массовой информации и ее роли в социальном развитии и демократии обычно спорят с сомнениями в отношении качества и доверия, а проблемы - как коммерциализация медиаконтента и концентрация экономической власти. Оба они рассматриваются как опасность для плюрализма в средствах массовой информации и разнообразия СМИ. Необходимость регулирования находит поддержку. Действительно, совместное регулирование и саморегулирование, а также управление рисками очень признаны в современном управлении средствами массовой информации.

5) институт религии – решение духовных проблем, поиск смысла жизни.

2. Социальный контроль и девиантное поведение

Как уже было указано, одной из главных функций социальных институтов является обеспечение социального контроля. Социальный контроль – это нормативная регуляция поведения людей в социальных системах.

Настоящий международный стандарт не сертифицирует содержание средств массовой информации, то есть качество предоставляемой информации или развлекательную программу, а процесс производства, который приводит к такой программе. В статье рассматривается определение медиа-менеджмента с доверием к работе над качественной журналистикой, необходимостью стандартов как гарантией доверия и экономического успеха в управлении средствами массовой информации, а также с реальными региональными или международными инициативами по управлению качеством сертификатов в медиа-организациях.

Это механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции.

Итак, главными механизмами социального контроля являются нормы и санкции.

Норма – существующее в данном обществе и принятое индивидом правило, стандарт, образец поведения, определяющее, как он должен вести себя в данной ситуации. Норма – социально одобренные инварианты поведения.

Да говориш за качество на медиите е като да забиеш с гвоздей пудинг на стената, беше написал единственный немски автор. Може обаяние и работа на качество на управление на медийните организации. Без да се допуска стандартизиране на медийните продукти, се говори и работи за прилагать на международенный стандарт в качество на управление на медийните организации. Основную задачу наступают в соответствии с международными стандартами качества при управлении на печатном и електронни медии. Това не е въ въможможно без да и обсуждать на мениджмънта и на саморегулацию в медийните организации.

Норма – интервал допустимых действий. Нормы бывают формальные и неформальные.

Санкции – поощрения и наказания, связанные с выполнением норм. Санкции также можно классифицировать на несколько видов:

1) формальные;

2) неформальные;

3) положительные;

4) отрицательные.

Явления, которые не укладываются в рамки социальных норм, называются девиацией.

Във времето на модерн информационни и комуникационни технологии в живом обществе, определяемо катодическое общество - едно системно образование, чиито структури сечение от медиите и където съвместното съжителство на хората се влияе от медиите. Медиите транспортират ценностей, нагласи, чувства и представи за света. Те сами посредники от една към много точек в класическия си и вариант интерактивни, стимуращи диалога, във варианта на нови медии. Медии, которые можно использовать в повседневной жизни, и поддерживать их в разных странах.

Ролята на медиите в общество, статическое проблематична, когато изградените под влияние на дябжавните институции или на пазара структури се селозват за частни интереси. Прод авторитетна европейски изследовател Улрих Заксер, «медиите са комплексные институционализированые системи, обхващащи организирани комуникационни канали с различен возможностями на действие». Съставителите на сборнику «Медии и митове» Георги Лозанов и Орлин Спасов съесто акцентиат нарху комплексността, институции и разликите в возможно на действие на медиите. «М едиите сатментатано сложна и взаимозависима мрежа от текстове, институции, обстоятелства, отношения».

Девиантное поведение – это поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам.

При социологическом изучении девиантного поведения анализируется влияние ценностных ориентаций личности, ее установок, особенностей формирования социальной среды, состояния общественных отношений, институциональных форм собственности.

Как правило, социальные отклонения связаны с устойчивым искажением ценностных ориентаций, типичных для общества, социальных групп.

Главное направление социологического исследования проблемы девиации направлено на выявление ее причин.

В рамках социологии сложились следующие теории по этому вопросу.

1. Чарльз Ломбарзо, Вильям Шелдон полагали, что определенные физические черты личности предопределяют отклонение личности от нормы.

Так Шелдон делит людей на 3 типа:

1) эндоморфы – полноваты, не склонны к девиантному поведению;

2) мезоморфы – атлетическое телосложение, могут характеризоваться девиантным поведением;

3) эктоморфы – худые, вряд ли склонны к девиантному поведению.

2. З. Фрейд видел причину девиаций в том, что внутри каждой личности постоянно происходят конфликты.

Именно внутренний конфликт является источником девиантного поведения.

В любом человеке есть «я» (сознательное начало) и «сверх-я» (бессознательное). Между ними постоянно возникают конфликты.

«Я» пытается удержать бессознательное в человеке. Если это не удается, то тогда наружу прорывается биологическая, животная сущность.

3. Эмиль Дюркгейм. Девиация определяется процессом социализации личности.

Этот процесс может быть удачным, и неудачным.

Успешность или неуспешность связана со способностью человека адаптироваться к системе социальных норм общества.

При этом чем больше человек проявляет творческой активности, тем больше шансов прожить свою жизнь успешно. На успешность влияют социальные институты (семья, институт образования, отечество).

4. Р. Мертон полагал, что отклоняющееся поведение – следствие рассогласованности между порожденными социальной структурой и культурой целями и социально организованными средствами их достижения.

Цели – то, к чему следует стремиться, основной компонент в жизни всех слоев общества.

Средства оцениваются с точки зрения возможности достижения цели.

Они должны быть портативны и эффективны. Исходя из этой предпосылки, девиантное поведение наступает лишь в том случае, если нарушается равновесие между целями и средствами их достижения.

Таким образом, главной причиной девиации является разрыв между целями и средствами осуществления этих целей, который наступает в силу неравного доступа к средствам различных слоев групп.

На основе своих теоретических разработок Мертон выделил пять типов девиантного поведения в зависимости от отношения к целям и средствам их достижения.

1. Конформизм – соглашение индивида с общепринятыми в обществе целями и средствами их достижения. Отнесение этого типа к девиантным не случайно.

Термином «конформизм» психологи определяют слепое следование человека за чужим мнением, чтобы не создавать в общении с другими лишних трудностей, добиваться поставленных задач, иногда греша при этом против истины.

С другой стороны, конформное поведение затрудняет процесс утверждения собственного независимого поведения или мнения.

2. Инновация – принятие индивидом целей, но предпочтение использовать для их достижения нестандартные средства.

3. Ритуализм – отказ от общепринятых целей, но использование при этом стандартных для общества средств.

4. Ретритизм – полное неприятие общественных установок.

5. Мятеж – изменение социальных целей и средств в соответствии со своей волей и возведение их в ранг общественно значимых.

В рамках других социологических теорий в качестве основных типов девиантного поведения выделяются следующие виды:

1) культурные и психические отклонения – отклонения от норм культуры. Могут быть опасными или неопасными;

2) индивидуальные и групповые отклонения – отдельный человек, индивид отвергает нормы своей субкультуры. Групповое – иллюзорный мир;

3) первичные и вторичные. Первичные – шалость, вторичное – девиантное отклонение;

4) культурно добряемые отклонения;

5) сверхинтеллектуальность, сверхмотивация;

6) культурно осуждаемые отклонения. Нарушение нравственных норм и нарушение закона.

Экономика как социальный институт представляет собой совокупность институциализированных способов деятельности, образцов социальных действий, образующих различные типы экономического поведения людей и организаций для удовлетворения своих потребностей.

Ядром экономики является работа. Работа – это решение задач, связанное с затратой умственных и физических усилий, имеющее своей целью производство благ и услуг, удовлетворяющих человеческие потребности. Э. Гидденс выделяет шесть основных характеристик работы.

1. Деньги. Заработная плата или должностной оклад для большинства людей – главный источник удовлетворения их потребностей.

2. Деятельностный уровень. Профессиональная деятельность часто является основой приобретения и реализации знаний и возможностей.

Даже если работа рутинная, она предлагает некоторое структурированное окружение, в котором может реализоваться энергия данного человека.

Без работы возможность реализации знаний и способностей может снизиться.

3. Разнообразие. Занятость дает доступ к ситуациям помимо бытового окружения. В рабочей обстановке, даже тогда, когда задачи относительно однообразные, индивид может получать удовлетворение от исполнения обязанностей, не похожих на домашние.

4. Структурирование времени. У людей, занятых на регулярной работе, день обычно организован вокруг ритма работы. Хотя иногда это может действовать угнетающе, однако дает ощущение направленности в повседневных делах.

Для тех, кто лишен работы, большую проблему представляет скука, у таких людей развивается апатия по отношению к времени.

5. Социальные контакты. Рабочее окружение часто порождает дружбу и возможность участвовать в совместной деятельности с другими.

При отсутствии контактов на работе круг друзей и знакомых человека уменьшается.

6. Личностная идентичность. Занятость обычно ценится за то чувство личной социальной стабильности, которое она дает.

В исторической ретроспективе выделяются следующие основные виды экономической деятельности:

1) в первобытном обществе – охота, рыболовство, собирательство;

2) в рабовладельческом и феодальном обществах – занятие сельским хозяйством;

3) в индустриальном обществе – товарно-промышленное производство;

4) в постиндустриальном обществе – информационные технологии.

В современной экономике можно выделить три сектора: первичный, вторичный и третичный.

Первичный сектор экономики включает сельское хозяйство, добывающую и лесную промышленность, рыболовство и пр. Вторичный сектор объединяет предприятия, которые преобразуют сырье в промышленные товары.

Наконец, третичный сектор связан с индустрией услуг, с теми видами деятельности, которые, не производя материальные блага прямо, предлагают остальным какие-либо услуги.

Можно выделить пять первичных типов экономических систем или видов экономической деятельности.

Государственная экономика – это совокупность общенародных предприятий и организаций, работающих на благо всего населения.

В каждом современном обществе имеется государственный сектор экономики, хотя его удельный вес различен.

Мировая практика показывает, что тотальное огосударствление экономики неэффективно, так как это не дает должного экономического эффекта, как и всеобщая приватизация предприятий.

Частная экономика доминирует в современных развитых странах.

Она возникла в результате промышленной революции на этапе индустриального общества.

Изначально частная экономика развивалась независимо от государства, но экономические катаклизмы поставили вопрос об усилении государственного регулирования частного сектора в экономике.

Казарменная экономика – это экономическое поведение военнослужащих, заключенных и всех других людей, живущих в замкнутом пространстве, «казарменной» формы (больницы, интернаты, тюрьмы и т. д.).

Для всех этих форм характерна «лагерная коллективность» их жизни, обязательность и принудительность исполнения функций, зависимость от финансирования, как правило, государства.

Теневая (криминальная) экономика существует во всех странах мира, хотя и относится к преступной деятельности. Этот тип экономического поведения является девиантным, однако он тесно связан с частной экономикой.

Английский социолог Дюк Гоббс в своей книге «Плохой бизнес» развивает мысль о том, что нельзя провести четкую границу между профессиональным экономическим поведением и повседневной деловой активностью.

В частности, банки иногда оцениваются как «элегантные грабители». Среди традиционных форм мафиозной экономической деятельности: торговля оружием, наркотиками, живым товаром и т. д.

Смешанная (дополнительная) экономика – работа человека вне сферы его профессиональной занятости.

Социолог Э. Гидденс называет ее «неформальной», отмечая «раздвоение» труда на профессиональный и «дополнительный», например, работа врача на приусадебном участке, которая ведется на непрофессиональном уровне.

Дополнительная работа требует подчас от человека огромных затрат времени и энергии, а результат получается невысоким.

Экономика как социальный институт призвана удовлетворять прежде всего материальные потребности человека.

Политика как социальный институт – это совокупность определенных организаций (органы власти и управления, политические партии, общественные движения), регулирующих политическое поведение людей в соответствии с принятыми нормами, законами, правилами.

Каждый из политических институтов осуществляет определенный вид политической деятельности и включает социальную общность, слой, группу, специализирующиеся на реализации политической деятельности по управлению обществом. Для этих институтов характерны:

1) политические нормы, регулирующие отношения внутри политического института и между ними, и между политическими и неполитическими институтами общества;

2) материальные средства, необходимые для достижения поставленных целей.

Политические институты обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности, сохранение идентичности политической общности даже при смене состава, усиливают социальные связи и внутригрупповую сплоченность, осуществляют контроль за политическим поведением.

В центре внимания политики – власть и управление в обществе.

Главным носителем политической власти выступает государство, которое, опираясь на право и закон, осуществляет принудительное регулирование и контроль над социальными процессами с целью обеспечения нормального и стабильного функционирования общества.

Универсальной структурой государственной власти являются:

1) законодательные органы (парламенты, советы, съезды и т. д.);

2) исполнительные органы (правительство, министерства, госкомитеты, органы правопорядка и т. д.);

3) судебные органы;

4) армия и органы госбезопасности;

5) государственная система информации и т. д.

Социологический характер деятельности государства и других политических организаций связан с функционированием общества в целом.

Политика должна способствовать решению общественных проблем, вместе с тем политикам свойственно стремление использовать государственную власть и представительные органы для удовлетворения тех или иных групп давления.

Государство как ядро социологической системы обеспечивает:

1) социальную интеграцию общества;

2) безопасность жизнедеятельности людей и общества в целом;

3) распределение ресурсов и социальных благ;

4) культурно-образовательную деятельность;

5) социальный контроль за девиантным поведением.

Основа политики – власть, связанная с применением силы, принуждения по отношению ко всем членам общества, организациям, движениям.

В основе подчинения власти лежат:

1) традиции и обычаи (традиционное господство, например, власть рабовладельца над рабом);

2) преданность человеку, наделенному некой высшей властью (харизматическая власть лидеров, например, Моисей, Будда);

3) сознательная убежденность в правильности формальных правил и необходимости их выполнения (данный тип подчинения характерен для большинства современных государств).

Сложность социополитической деятельности связана с различиями в социальном положении, интересах, позициях людей и политических сил.

Они влияют на различия типов политической власти. Н. Смелзер приводит такие типы государств: демократические и недемократические (тоталитарные, авторитарные).

В демократических обществах все политические институты автономны (власть делится на независимые ветви – исполнительную, законодательную, судебную).

Все политические институты влияют на формирование государственных и властных структур, формируют политическое направление развития общества.

В авторитарных и тоталитарных обществах естественные функции политических институтов деформированы, политические партии и общественные организации в той или иной степени подчиняются правящей элите.

Демократические государства ассоциируются с представительной демократией, когда народ на определенный срок передает власть своим представителям на выборах.

Для этих государств, в основном западных, характерны следующие черты:

1) индивидуализм;

2) конституционная форма правления;

3) общее согласие тех, кем управляют;

4) лояльная оппозиция.

В тоталитарных государствах руководители стремятся удержать власть, держа народ под полным контролем, используя унифицированную монопартийность, контроль над экономикой, СМИ, семьей, проводя террор по отношению к оппозиции. В авторитарных государствах примерно те же меры проводятся в более мягких формах, в условиях существования частного сектора и других партий.

Социополитическая подсистема общества представляет собой спектр различных векторов власти, управления, политической деятельности.

В целостной системе общества они находятся в состоянии постоянной борьбы, но без победы какой-то одной линии. Переход границы меры в борьбе ведет к девиантным формам власти в обществе:

1) тоталитарному, в котором господствует военно-административный метод управления;

2) стихийно рыночному, где власть переходит к корпоративным группам, которые сращиваются с мафией и ведут войну друг с другом;

3) застойному, когда устанавливается относительное и временное равновесие противоборствующих сил и методов управления.

В советском и российском обществе можно найти проявление всех этих девиаций, но особенно ярко проявились тоталитаризм при Сталине и застойность при Брежневе.

Система образования относится к числу важнейших социальных институтов. Она обеспечивает социализацию индивидов, посредством которой они развивают качества, необходимые для непременных жизненных процессов и преобразований.

Институт образования имеет длительную историю от первичных форм передачи знания от родителей к детям.

Образование служит развитию личности, способствует ее самореализации.

В то же время образование имеет решающее значение для самого общества, обеспечивая выполнение важнейших задач практического и символического характера.

Система образования вносит существенный вклад в интеграцию общества и способствует формированию чувства общности исторической судьбы, принадлежность к данному единому обществу.

Но система образования имеет и другие функции. Сорокин отмечает, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом (лифтом), с помощью которого люди повышают свой социальный статус. В то же время образование осуществляет социальный контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.

Система образования как институт включает в себя следующие компоненты:

1) органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

2) сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т. д.), включая институты повышения квалификации и переподготовки преподавателей;

3) творческие союзы, профессиональные ассоциации, научные и методические советы и иные объединения;

4) учреждения инфраструктуры образования и науки, проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармакологические, культурно-просветительские предприятия, типографии и т. д.;

5) учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;

6) периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

Институт образования включает в себя определенную сферу деятельности, группы лиц, уполномоченных выполнять те или иные управленческие и другие функции на основе установленных прав и обязанностей, организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами.

Совокупность норм, регламентирующих взаимодействие людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социальным институтом.

Гармоничная и сбалансированная система образования, обеспечивающая удовлетворение современных потребностей общества, является важнейшим условием сохранения и развития общества.

Наука наряду с образованием может рассматриваться как общественный макроинститут.

Наука, как и система образования, является центральным социальным институтом во всех современных обществах и представляет собой самую сложную область интеллектуальной деятельности человека.

Во все большей и большей степени само существование общества зависит от передового научного знания. От развития науки зависят не только материальные условия существования общества, но и представления его членов о мире.

Основная функция науки – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Цель научной деятельности – получение нового знания.

Цель образования – передача нового знания новым поколениям, т. е. молодежи.

Если нет первого, то нет и второго. Именно поэтому данные институты рассматриваются в тесной взаимосвязи и в качестве единой системы.

В свою очередь, существование науки без обучения также невозможно, так как именно в процессе обучения формируются новые научные кадры.

Формулирование принципов науки было предложено Робертом Мертоном в 1942 г.

В их числе: универсализм, коммунализм, незаинтересованность и организационный скептицизм.

Принцип универсализма обозначает, что наука и ее открытия носит единый, универсальный (всеобщий) характер. Никакие личностные характеристики отдельных ученых (пол, возраст, вероисповедание и т. д.) не имеют значения при оценке ценности их работ.

Результаты исследований должны оцениваться исключительно по их научным достоинствам.

Согласно принципу коммунализма никакое научное знание не может стать личной собственностью ученого, а должно быть доступно любому члену научного сообщества.

Принцип незаинтересованности означает, что преследование личных интересов не соответствует требованию, предъявляемому к профессиональной роли ученого.

Принцип организованного скептицизма означает, что ученый должен воздерживаться от формулировки выводов до полного соответствия фактов.

Религиозный институт относится к несветской культуре, но играет очень важную роль в жизни многих людей как система норм культурного поведения, т. е. служения Богу.

О социальной значимости религии в мире говорят следующие статистические данные о числе верующих в начале XXI века: из 6 млрд населения земного шара более 4 млрд – верующие. Причем около 2 млрд исповедуют христианство.

Православие внутри христианства занимает третье место после католицизма и протестантизма. Ислам исповедуют чуть больше 1 млрд, иудаизм – более 650 млн, буддизм – более 300 млн, конфуцианство – около 200 млн, сионизм – 18 млн, остальные исповедуют другие религии.

Среди основных функций религии как социального института можно отметить следующие:

1) объяснение прошлого, настоящего и будущего человека;

2) регулирование морального поведения от рождения до смерти человека;

3) одобрение или критика социальных порядков в обществе;

4) объединение людей и поддержка в трудные минуты.

Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе. В результате социологи сформулировали различные точки зрения на религию как социальный институт.

Так, Э. Дюркгейм считал, что религия – продукт человека или социальной группы, нужный для морального единства, выражение коллективного идеала.

Бог – отражение этого идеала. Функции религиозных церемониалов Дюркгейм видит в:

1) сплочении людей – собрании для выражения общих интересов;

2) ревитализации – оживлении прошлого, соединения настоящего с прошлым;

3) эйфории – общем принятии жизни, отвлечении от неприятного;

4) порядке и обучении – самодисциплине и подготовке к жизни.

М. Вебер уделял особое внимание изучению протестантизма и выделял его позитивное влияние на развитие капитализма, определившего такие его ценности, как:

1) упорный труд, самодисциплина и самоограничение;

2) приумножение денег без расточительства;

3) личный успех как ключ к спасению.

Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях.

Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения.

Ядром религиозного института является церковь. Церковь представляет собой организацию, использующую разнообразные средства, в том числе религиозную мораль, обряды и ритуалы, с помощью которых обязывает, заставляет людей поступать соответствующим образом.

Церковь нужна обществу, так как является духовной опорой миллионам людей, в том числе ищущим справедливость, различая между добром и злом, дает им ориентиры в виде норм морали, поведения и ценностей.

В российском обществе большая часть населения исповедует православие (70 %), значительно число верующих мусульман (25 %), остальная часть – представители других религиозных конфессий (5 %).

В России представлены практически все виды верований, а также существует множество сект.

Следует отметить, что в 1990-е годы религиозность взрослого населения имела положительную динамику вследствие социально-экономических преобразований в стране.

Однако в начале третьего тысячелетия выявилось снижение рейтинга доверия по отношению к религиозным организациям, в том числе к Русской Православной церкви, которая пользуется наибольшим доверием.

Это снижение стоит в ряду падения доверия и к другим общественным институтам как реакция на неоправдавшиеся надежды в отношении реформ.

Ежедневно молится, посещает храм (мечеть) не реже одного раза в месяц около пятой части, т. е. примерно треть из относящих себя к верующим.

В настоящее время не разрешена проблема с объединением всех христианских направлений, которая бурно обсуждалась в период празднования 2000-летия христианства.

Православная церковь считает, что это возможно лишь на основе веры древней, неразделимой церкви, преемником которой ощущает себя православие.

Другие ветви христианства, наоборот, полагают, что православие нуждается в реформировании.

Различные точки зрения свидетельствуют о невозможности объединения христианства в мировом масштабе, по крайней мере, в настоящее время.

Православная церковь лояльно относится к государству и поддерживает доброжелательные отношения с другими конфессиями для преодоления межэтнической напряженности.

Религиозные институты и общество должны находиться в состоянии гармонии, взаимодействуя друг с другом в деле формирования общечеловеческих ценностей, не допуская перерастания социальных проблем в межэтнические конфликты на религиозной почве.

Семья – это соиально-биологическая система общества, обеспечивающая воспроизводство членов сообщества. Данное определение содержит основную цель семьи как социального института. Помимо этого, семья призвана выполнять следующие функции:

1) социально-биологическую – удовлетворение сексуальных потребностей и потребностей в продолжении рода;

2) воспитание, социализация детей;

3) экономическую, которая проявляется в организации хозяйственно-бытовой жизни всех членов семьи, включая обеспечение жильем и необходимой инфраструктурой;

4) политическую, которая связана с властью в семье и управлением ее жизнедеятельностью;

5) социокультурную – регулирование всей духовной жизни семьи.

Вышеуказанные функции свидетельствуют о необходимости семьи для всех ее членов и о неизбежности объединения людей, живущих вне семьи.

Выделение типов семей и их классификацию можно осуществлять по различным основаниям:

1) по форме брака:

а) моногамные (брак одного мужчины с одной женщиной);

б) полиандрия (женщина имеет несколько супругов);

в) полигиния (брак одного мужчины с двумя и более женами);

2) по составу:

а) нуклеарные (простые) – состоят из мужа, жены и детей (полные) или с отсутствием одного из родителей (неполные);

б) сложные – включают представителей нескольких поколений;

3) по числу детей:

а) бездетные;

б) однодетные;

в) малодетные;

г) многодетные (от трех и более детей);

4) по этапам цивилизационной эволюции:

а) патриархальная семья традиционного общества с авторитарной властью отца, в руках которого находится решение всех вопросов;

б) эгалитарно-демократическая, основанная на равенстве в отношениях мужа и жены, на взаимоуважении и социальном партнерстве.

Согласно прогнозам американских социологов Э. Гидденса и Н. Смелзера в постиндустриальном обществе институт семьи претерпевает значительные изменения.

Согласно Смелзеру возврата к традиционной семье не будет. Современная семья будет меняться, частично утрачивая или меняя некоторые функции, хотя монополия семьи на регулирование интимных отношений, деторождение и уход за маленькими детьми сохранится в будущем.

Вместе с тем произойдет частичный распад даже сравнительно устойчивых функций.

Так, функция деторождения будет осуществляться незамужними женщинами.

В социализации будут в большей степени участвовать центры по воспитанию детей.

Дружеское расположение и эмоциональную поддержку можно будет получить не только в семье.

Э. Гидденс отмечает устойчивую тенденцию ослабления регулятивной функции семьи в отношении сексуальной жизни, но считает, что брак и семья останутся прочными институтами.

Семья как социально-биологическая система анализируется с позиций функционализма и теории конфликта. Семья, с одной стороны, тесно связана с обществом через свои функции, а с другой, все члены семьи взаимосвязаны кровнородственными и социальными отношениями.

Следует отметить также, что семья является носителем противоречий, как с обществом, так и между ее членами.

Жизнь семьи связана с решением противоречий между мужем, женой, детьми, родственниками, окружающими людьми по поводу выполнения функций, даже если она основана на любви и уважении.

В семье, как и в обществе, есть не только единство, целостность и гармония, но и борьба интересов.

Понять природу конфликтов можно с позиций теории обмена, подразумевающей, что все члены семьи должны стремиться к равноценному обмену в своих отношениях. Напряженность и конфликты возникают из-за того, что кто-то не получает ожидаемой «награды».

Источником конфликта может быть низкая заработная плата одного из членов семьи, пьянство, сексуальная неудовлетворенность и т. д.

Сильная выраженность нарушения в обменных процессах ведет к распаду семьи.

В 1916 г. Сорокин выявил тенденцию кризиса современной семьи, для которой характерны: рост числа разводов, уменьшение числа браков, рост гражданских браков, рост проституции, падение рождаемости, освобождение жен из-под опеки мужа и изменение их взаимоотношений, уничтожение религиозной основы брака, ослабление охраны института брака со стороны государства.

Проблемы современной российской семьи в целом совпадают с общемировыми.

Все указанные причины позволяют говорить об определенном кризисе семьи.

Среди причин кризиса можно выделить:

1) уменьшенние зависимости жен от мужей в экономическом смысле;

2) увеличение мобильности, особенно миграции;

3) изменение функций семьи под влиянием социальных, экономических, культурных, религиозных и этнических традиций, а также новой технической и экологической ситуации;

4) сожительство мужчины и женщины без оформления брака;

5) уменьшение количества детей в семье, в результате чего не происходит даже простого воспроизводства населения;

6) процесс нуклеризации семей ведет к ослаблению связей между поколениями;

7) увеличивается количество женщин на рынке труда;

8) рост общественного сознания женщин.

Наиболее острой проблемой являются неблагополучные семьи, возникающие по социально-экономическим, психологическим или биологическим причинам. Выделяются следующие типы неблагополучных семей:

1) конфликтная – наиболее распространена (около 60 %);

2) аморальная – забвение моральных норм (в основном это пьянство, употребление наркотиков, драки, сквернословие);

3) педагогически несостоятельная – низкий уровень общей культуры и отсутствие психолого-педагогической культуры;

4) асоциальная семья – обстановка пренебрежения к общепринятым социальным нормам и требованиям.

Неблагополучные семьи деформируют личности детей, вызывая аномалии как в психике, так и в поведении, например, ранняя алкоголизация, наркомания, проституция, бродяжничество и другие формы девиантного поведения.

Для поддержания семьи государство формирует семейную политику, которая включает в себя комплекс практических мер, дающих семьям и детям определенные социальные гарантии с целью функционирования семьи в интересах общества. Так, в ряде стран осуществляется планирование семьи, для примирения конфликтующих пар создаются специальные брачно-семейные консультации, изменяются условия брачного договора (если прежде супруги должны были заботиться друг о друге, то теперь они должны любить друг друга, а невыполнение этого условия – одна из самых веских причин развода).

Для решения существующих проблем института семьи необходимо увеличить расходы на социальную поддержку семей, повысить эффективность их использования, совершенствовать законодательство по защите прав семьи, женщин, детей и молодежи.

Определение социального института

Социальный институт это устойчивая организационная структура внутри общественной системы, которая обеспечивает определенные направления человеческой жизнедеятельности и выполняет соответствующие своему назначению цивилизационные функции организационно-управленческого, регулятивно-нормативного характера.

Каждый институт, будь то институт управления, социального контроля, собственности, церковь или семья, можно рассматривать как некий структурно-функциональный блок внутри социальной системы. Он, с одной стороны, обладает относительной самостоятельностью, а с другой - непременно включен в социальное целое. Он имеет собственное специфическое содержание и свои особенные функции, цели и задачи. Но все это, как правило, подчинено решению тех целевых программ, выполнением которых занят весь социум в целом.

Процессы институциализации всегда и везде составляли одно из основных направлений развития мировой цивилизации. Они были особенно важны там, где требовалось подчинить стихийную витальную энергию масс нормативным, дисциплинирующим началам. С помощью социальных институтов нормы упорядочивались, закреплялись, приобретали характер системы. Но самым главным было то, что вместе с институтами и входящими в них официальными лицами появлялись специальные органы контроля за выполнением нормативных требований. При этом институты имеют в своем большинстве сверхличный характер и обеспечивают нормативно-регулятивное воздействие на поведение индивидов и групп от лица всего социума.

Т. Парсонс предложил различать четыре типа социальных институтов: 1) реляционные институты, или институты отношений, через которые осуществляется социальная дифференциация в обществе, распределение социальных ролей между субъектами; 2) регулятивные институты, занимающиеся регуляцией потоков ценностей, их распределением; 3) культурные институты, задача которых состоит в том, чтобы организовывать духовную жизнь общества; 4) институты структурной интеграции, чья цель - защита общих, коллективных интересов всей социальной системы как целого.

Из экономических, политических, правовых, идеологических, социокультурных, воспитательных институтов складывается "костяк" социального тела локальной цивилизации. И всякие серьезные неполадки и дисфункции, обнаружившиеся на институциальном уровне, чреваты тяжелыми осложнениями и даже гибелью для конкретной цивилизации как целостности.

Основными функциями, выполняемыми социальными институтами, являются следующие:

I. Воспроизводство социальных отношений определенного типа, организация экономической, политической, социокультурной жизни граждан.

2. Нормативная регуляция индивидуального и группового повеления социальных субъектов.

3. Обеспечение коммуникации, интеграции, укрепления социальных связей.

4. Накопление, сохранение и передача социального опыта от поколения к поколению.

Все эти функции подчинены одной главной цели - поддерживать общественный организм в состоянии стабильного порядка и высокой жизнеспособности.

Средства, которыми пользуются институты для решения стоящих перед ними задач, многочисленны и разнообразны - от убеждения до принуждения.

Типы социальных институтов

Все социальные институты подразделяют на формальные и неформальные.

Формальные институты непосредственно связаны с конкретными социальными структурами и опираются на них. Чаше всего они возникают по инициативе высшего государственного руководства, которое стремится обеспечивать их всем необходимым для успешного функционирования. Главное требование, предъявляемое к этим институтам со стороны верховной власти, - чтобы их деятельность не противоречила коренным интересам государства. В современных цивилизованных государствах к нему добавляется еще одно требование - чтобы их деятельность не шла вразрез с основными жизненными интересами и потребностями гражданского общества.

Деятельность формальных институтов обеспечивают люди, имеющие специальную, профессиональную подготовку и подчиняющиеся принципам четкого распределения ролей, функций и обязанностей. Действия этих профессионалов, как и каждого института в целом, контролируется жесткими формальными нормативными предписаниями.

Неформальные институты возникают стихийно, помимо государственных структур и воли властей. Они представляют собой самоорганизующиеся разномасштабные системы. Принципы их организации могут быть и жесткими, и достаточно гибкими.

Задачи и цели неформальных институтов могут либо отвечать интересам государства и гражданского общества, либо противоречить им. Возможны и такие коллизии, при которых функционирование какого-то конкретного неформального института отвечает интересам государства и при этом идет вразрез с интересами гражданского общества, или же наоборот. Так, например, деятельность институтов кровной мести, дуэли, проституции, преступности откровенно противоречит интересам государства. А деятельность неформальных институтов туризма, дружбы, спорта отвечает в первую очередь интересам гражданского общества, а во вторую - интересам государства.

Существуют неформальные институты, способные занимать самые разные, порой взаимоисключающие позиции относительно государства. Таков институт общественного мнения, с его капризными, порой непредсказуемыми реакциями на деятельность государственных органов.

Существует и другая типологизация социальных институтов, исходящая из тех функций, которые они выполняют в обществе.

Экономические институты обеспечивают такие сферы человеческой деятельности, как организация труда, производство, функционирование собственности, распределение продуктов производства, торговля, циркуляция финансовых потоков и др.

Политические институты представляют собой социальные структуры, ориентированные на обслуживание властных отношений в государстве и обществе. В первую очередь это два гигантских сверхинститута - государство и гражданское общество. Государство включает в себя такие институты, как правительство, парламент, государственная бюрократия, армия, политические организации. К гражданскому обществу могут относиться различные политические организации и партии, негосударственные средства массовой информации, активно участвующие в политической жизни.

Правовые институты обеспечивают законность и правопорядок. Они представляют собой социальные организации, объединяющие в своем составе большое число людей по профессиональным признакам и общности решаемых задач по охране общественного порядка. В их состав входят органы внутренних дел, суда, прокуратуры.

Деятельность правовых институтов регламентируется нормативными документами. Отношения сотрудников подчиняются принципам иерархии и строгой субординации, когда вышестоящие контролируют деятельность нижестоящих, направляют ее и интересуются ее результатами.

Социокультурные и воспитательные институты выполняют функции социализации, образования, воспитания. Они включают в себя детские учреждения, среднюю школу, высшие учебные заведения, дома культуры, театры, библиотеки, музеи, концертные залы. Сюда же следует отнести и церковь, обслуживающую духовные потребности граждан.

Разнообразие социальных институтов и предъявляемых ими требований к гражданам заставляет последних овладевать большим количеством институциальных ролей. Личность обязана владеть навыками исполнения этих ролей. Если речь идет о политических институтах, то это могут быть роли избирателя, депутата, члена политической партии. В сферах правовых институтов это роли юридического лица, истца, ответчика, обвиняемого. Семья, как социальный институт, требует выполнения ролей отца, мужа, сына. В церкви это роль прихожанина и т. д.

Чем прочнее связи индивидов с социальными институтами, тем устойчивее общественная система, стабильнее и надежнее социальный порядок. Не случайно одним из характерных признаков аномии является заметное ослабление этих связей.