Соотношение понятий правовое государство и гражданское общество. Соотношение гражданского общества и государства Гражданское общество и правовое государство их взаимосвязь

Гражданское общество и государство взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. В гражданском обществе доминируют механизмы самоорганизации, в государстве – управления. Совокупность этих механизмов выполняет функции адаптера общественной системы. Государство координирует действия участников гражданского обществ. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества заключается в том, что государство подчиняется обществу, выполняет лишь те функции, которые выплывают из природы самого общества и служат его потребностям. Государство не должно при этом мешать реализации частных интересов, которые конкурируют в сфере гражданского общества.

В современном демократическом правовом государстве отдельный человек, его права и свободы, признаются высшей ценностью и по общему правилу имеют приоритет относительно общих или государственных интересов. Вместе с тем, именно от гражданского общества зависят сущностные характеристики института государства. Гражданское общество саморегулируется, в частности, так, что именно формирует для себя управляющую систему, задает пределы государственного вмешательства, определяет функции государства и контролирует их осуществление.

Государство также оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Однако особенность двусторонней взаимосвязи правового государства и гражданского общества заключается в том, что определяющим является влияние общества. Именно оно формирует государство, его институты, направляет и контролирует ее деятельность. Граждане страны, осознавая пренебрежительность своих прав над полномочиями государства, принуждают государственную власть в ее действиях ориентироваться на потребности общества, служить правам человека. Обеспечить такую сущностную предпосылку демократической государственности гражданское общество может с помощью определенных средств, самыми главными среди которых являются средства юридические – нормативно определены гражданские права.

Взаимосвязь гражданского общества и государства проявляется в том, что чем более развитое гражданское общество, тем менее заметной является роль государства. Поэтому неразвитость гражданского общества предопределяет избыточное усиление государства, которое поглощает общество . Поэтому, чем более развитым является гражданское общество, тем более демократическим является государство.

Социальное государство

Социальное государство - (термин введен в середине XIX в. немецким ученым Лоренцем фон Штейном (1815-1890) - форма государства, одной из важнейших функций которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.

Социальное государство в своем развитии проходит ряд этапов1:

Первый этап (с 70-х годов ХIХ в. до 30-х годов ХХ в.) .Этот период знаменателен следующими фактами:

1 . В этот период времени Германия впервые в истории вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, финансирует медицинскую помощь, вводит пособие по болезни и обязательное пенсионное страхование.

2. Социальное страхование от несчастного случая появляется в этот период в Австрии во Франции, в Норвегии., Новой Зеландии, Швеции.

3. Медицинское страхование стало государственным в Австрии., в Швеции, в Норвегии. 2

4. С 70-х годов XIX столетия до начала Второй мировой войны государственное страхование охватило все сферы социальных рисков во всех странах

Второй этап (с 30-х годов ХХ в. до конца 40-х годов) . Этот этап интересен следующими моментами:

1. Первая треть XX в. ознаменовалась принятием множества социальных законов и введением принципов социального государства в политику многих стран.

2. Социальные функции государства не просто приобрели правовые основания, но стали ведущими для государства, трансформируя, в свою очередь, правовую основу государства.

Третий этап (с конца 40-х годов по 60-е годы ХХ в.) . Именно в этот период государство становится субъектом специфических социальных функций, примером которых являются обеспечение занятости, социальный патронаж, формирование жизненной среды для инвалидов, программы реабилитации для отдельных социальных групп, государственные программы поддержки и создания необходимых жизненных условий для отдельных категорий людей и регионов.

Четвертый этап (с конца 50-х годов до середины 80-х) .В этот период можно выделить три момента

1. С конца 70-х годов ХХ в. начинает нарастать критика государства всеобщего благоденствия, которая в середине 80-х годов становится многосторонней.

2. Направленность государства на обеспечение единого для всех членов общества постоянно повышающегося уровня жизни столкнулась с экономическими, демографическими и другими ограничениями.

3. С 70-х годов расходы на социальное обеспечение во многих странах начинают ежегодно расти более быстрыми темпами, чем доходы, что потребовало повсеместного повышения налогов и обязательных взносов в систему социального обеспечения.

Пятый этап (с начала 80-х годов по середину 90-х) . Происходит частичное сокращение социальных программ и пособий и к реформе социальной политики государств, которая в дальнейшем выразилась в пересмотре принципов, функций и механизмов социальной деятельности.

Теперь перейдём к третьему вопросу работы и более подробно рассмотрим соотношение правового государства и гражданского общества. Вначале работы я воспользовалась эпиграфом, взятым мною из названия статьи Ильина М.В. и Коваля Б.И., из журнала Полис: «Две стороны одной медали: гражданское общество и государство». В процессе исследования вопроса я постараюсь доказать данный тезис. Решая поставленную задачу, я буду опираться на мнения ученых правоведов, а так же воспользуюсь некоторой учебной литературой. О гражданском обществе, так же как о правовом государстве, стали говорить не так давно. И не случайно: гражданское общество - это спутник правового государства. Точнее, правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество. Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создаёт для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержаться гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путём, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного развития общества. Современная либерально-юридическая теория в соответствии с традициями либерализма рассматривает гражданское общество и государство как относительно независимые сферы частных и общих интересов. Развитое демократическое правовое государство является социальной ценностью всего человечества, условием развития свободной личности, гарантом сохранения стабильного мира и благополучия. Гражданское общество - это сфера свободной активности, в которой действуют индивидуальные и коллективные субъекты, преследующие частные цели и интересы. «В этом контексте государство выступает как сфера публично-властных отношений, в которых носители властных полномочий, составляющие аппарат государства, обязаны руководствоваться всеобщими интересами». Но, для полного формирования правового государства, помимо провозглашения конституционного принципа, прежде всего, нужен определенный уровень материальной обеспеченности людей, развитая экономика, определенный культурный уровень населения. Отсталая страна не в состоянии сформировать правовое государство. В условиях отсутствия демократии правовое государство немыслимо. Правовое государство нельзя установить одним каким-либо актом. Для его становления необходимо создать гражданское общество с достаточно высоким уровнем политической и правовой культуры населения и государственного аппарата, с развитой демократией. Основой правового государства служит развитое гражданское общество, где действует принцип свободы экономической деятельности, основанной на верховенстве правовых законов. Государство - это сфера общих дел тех же субъектов, которые в отношениях гражданского общества выступают как частные лица. Вот в каких трёх стратегиях видит взаимоотношения правового государства и гражданского общества Соловьёв А.И. «свои основополагающие функции государство выполняет в первую очередь как сугубо политический институт. Являясь наиболее эффективным инструментом социального властвования, государство воспринимается зачастую как исключительно политическое образование. Не касаясь оценки разнообразных сторон и источников, отметим лишь, что собственно политический характер государства выявляется, прежде всего в сфере межгрупповой конкуренции и борьбы за власть. Из этого вытекает та основная задача государственной политики, которая определяет в данном аспекте характер отношений государства с гражданским обществом, а именно: укрепление позиции достигшей власти группы или, другими словами, легитимности правящего режима. Иная стратегия отношений образуется во взаимодействии государства с гражданским обществом, когда государство выступает как структура, имеющая своей главной целью не власть (то есть не власть конкретной группы, сословия или класса), а управление, урегулирование и упорядочение социальных взаимоотношений людей. В данном аспекте государство предстаёт уже не как центр властвования, но как орган макроуправления социума, функционально подчинённый последнему, не как институт ориентированный на те или иные групповые (сословные, классовые, корпоративные) приоритеты (в том числе, возможно, и приоритеты большинства общества), а как структура, руководствующаяся общесоциальными задачами, критериями общественной пользы и экономической эффективности. Перспективы сотрудничества. У гражданского общества, однако, существуют и другие резервы активизации. Связаны они с иной гранью социальной активности государства - с его деятельностью как параполитического объединения граждан. В частности, в отношениях с гражданским обществом оно может выступать и в виде совокупности специфических, определённым образом иерархизированных организаций, усматривающих свою задачу в реализации интересов общества и оказывающих людям конкретные практические услуги. Другими словами, государство может быть некой административной структурой, действующей не согласно законам власти или принципам социального макрорегулирования, а согласно специфической логике служебных и человеческих отношений. Гражданское общество контактирует с государством даже не как партнёр, а как получающий услуги клиент, ещё точнее - как совокупность клиентов определённых государственных организаций и учреждений. Именно в данном аспекте граждане в наиболее зримой форме выступают как носители социальных, материальных, культурных и прочих потребностей, способ удовлетворения которых является показателем реального отношения к ним государства». Гражданское общество и государство - не равнозначные понятия. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (государство и другие институты), так как основной фигурой и содержанием гражданского общества являются приобретающие всеобщее социальное значение человек как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, культурные объединения, научные ассоциации, профсоюзы и др. Есть особая сфера жизнедеятельности гражданского общества - сфера политического участия, в которой индивиды, организованные в соответствии со своими частными интересами, одновременно выступают как граждане, участвующие в формировании государственной власти. Хотя гражданское общество в целом - это неполитическое сообщество, в его рамках действуют так называемые политические объединения, обеспечивающие связь гражданского общества и государства. Сфера политического участия представляет собой систему отношений, связующих неполитическую сферу гражданского общества с политической сферой государства. «Политические объединения лишь называются политическими, в действительности это общественные объединения, которые выражают частные интересы индивидов и социальных групп и которые сами по себе не имеют и не могут иметь политической власти». Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Структура гражданского общества способны оказать воздействие, прежде всего на правотворческую деятельность государства, критикуя законопроекты, внося в них дополнения, изменения или предлагая новые. Правоисполнительная деятельность государства также является полем активного влияния структур гражданского общества. Оценивая те или иные экономические мероприятия, проводимые правительством, партии или союзы предпринимателей или общества потребителей способны донести до сведения правительства интересы той или иной части общества и заставить правительство действовать в интересах граждан. Правоохранительная деятельность государства в меньшей степени подвержена воздействию со стороны структур гражданского общества по причине её меньшей гласности. И, тем не менее, судебные дела, например, получившие огласку с помощью средств массовой информации, рассматриваются судебными органами более пристально и взвешенно. Одним словом, гражданское общество - питательная среда правового государства - заставляет государственную власть умерить свои желания, подчиниться законам, ею принятым, и служить населению всей страны. Гражданское общество - это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, т.е. система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство - лишь форма гражданского общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти. Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан. Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Верховенство государства по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества. Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для функционирования демократических форм государства, для утверждения правовой государственности. И, наоборот, чем меньше развито гражданское общество, тем больше оснований для наличия авторитарных и тоталитарных режимов власти. Развитость гражданского общества определяется не столько степенью охвата слоёв населения, сколько уровнем развития свободы личности, признаваемой в этом обществе. Реальная же свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство и политическая власть господствуют над обществом и его членами, а общество имеет безусловное господство по отношению к государству. Такое общество и называется гражданским, а государство - правовым. Следовательно, наличие гражданского общества может расцениваться как важнейший признак правового государства, в котором власть обеспечивает надёжную защиту прав и свобод человека и гражданина. Вот как рассматривает соотношение правового государства и гражданского общества известный ученый правовед Четвернин В. А.: «в контексте «гражданское общество - государство» последнее можно рассматривать, с одной стороны, как публично-правовую ассоциацию, включающую в себя всех граждан. С другой стороны, государство выступает в отношения с гражданским обществом как публично-властный аппарат, или «государство в узком смысле». Именно аппарат, а не совокупность граждан (народ), осуществляет государственную власть. Граждане же (отдельные граждане, их объединения и вся совокупность граждан) сами по себе могут лишь участвовать в формировании и осуществлении государственной власти». Однако здесь следует заметить, что если «государство в узком смысле» будет правовым, то его «публично-властный аппарат» станет регулироваться гражданским обществом, то есть возможность граждан непосредственно участвовать в осуществлении государственной власти будет значительно шире, помимо того она (эта возможность) будет подкреплена законом, и с такой конструкцией функционирование всех систем общества, в том числе и правовой, станет наиболее результативным, а общество, в данном контексте, называемое гражданским, будет абсолютно удовлетворено действиями государственной власти. Государство (государственный аппарат) выступает в качестве управляющей системы по отношению к гражданскому обществу как управляемой системе. Вместе с тем гражданское общество функционирует как саморегулирующаяся социальная система, детерминирующая государство. В том, что гражданское общество - система саморегулирующаяся и одновременно управляемая, нет противоречия. Оно саморегулируется, в частности, так, что само для себя формирует управляющую систему - аппарат государственной власти. Саморегулирующееся общество задаёт параметры и пределы государственного вмешательства. В этом заключается демократический принцип взаимоотношений гражданского общества и государства. Вместе с тем государство как управляющаяся система способно и к авторитарному воздействию на управляемую систему. Причем, авторитарное регулирование свидетельствует о неразвитости гражданского общества, о недостаточной разделённости публичной и частной сфер, государства и общества. Само гражданское общество как совокупность частных индивидов никуда не девается, только теперь оно функционирует не само по себе, как если бы оно было самостоятельной и последней исторической реальностью, а в составе целого, материализованного - в государстве. Соответственно частные интересы - теперь уже не просто частные интересы, подлежащие удовлетворению, во что бы то ни стало, а выражение и продолжение общих интересов, общего блага, субъектом которого является общество в целом, народ, нация, государство. Гражданское общество на пути к правовому государству развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние граждан. Государство в собственном смысле слова по своей глубинной природе и социальному предназначению - это политическая сила (организация), предназначенная для охраны права и действующая сама в границах права. Именно связанность правом и отличает действительное государство (государство в собственном смысле) от иных политических организаций, от иных форм внеправового господства и властвования. Для охраны своих прав и свобод люди образуют государство - политическую силу, главное предназначение которой - охрана естественных и неотчуждаемых прав человека. В сущности, естественные права человека - это безусловные притязания индивида на свободную самореализацию в обществе и государстве. Сначала они складываются в общественном правосознании, а затем уже формируются и гарантируются в конституциях и законах. Каждый человек рождается свободным и равным другому человеку, каждый от рождения обладает неотчуждаемым кругом основных прав. Государство может выполнять свою основную функцию в том случае, если оно принадлежит народу - всем людям, его образовавшим и образующим нацию. Государство, которое не опирается на гражданское общество, не упирается в него и не сдерживается им, столь же опасно, как и гражданское общество, которое не снимается в национальном государстве, не объединяется им в новую общезначимую целостность. «Соответственно: в современном обществе и для современного общества институционально-государственная мораль, которая не базируется на индивидуальной морали и корректируется ею, также разрушительна, как и индивидуальная мораль, которая не поднимается до институционально-государственной морали, не дополняется ею». Итак, государство по природе своей - правовой союз граждан и служить оно должно обществу, безопасности человека, а свобода в государстве достигается лишь в том случае, когда власть ограничена правом и строится на принципе относительной самостоятельности законодательных, исполнительных и судебных органов. Словосочетание «гражданское общество и правовое государство» корректно лишь в известной мере, в понятийном плане, когда слова, хоть и соединяются союзом «и», но находятся по разные стороны от него. Правовое государство, по сути дела, - политическая ипостась гражданского общества. Их взаимодействие в принципе складывается по законам соотношения формы и содержания. Нерасторжимые и проникающие друг в друга, они олицетворяют целостность общества как такой системы, в которой прямые и обратные связи находят нормальное и прогрессивное проявление. В понятии правового государства заключено важнейшее требование гражданского общества к государству - правовыми методами обеспечивать социальную справедливость, защищенность каждого. «Гражданское общество может существовать только в связке с правовым государством, то есть там, где и государство в целом, и каждый гражданин в отдельности находится в одинаковом положении перед законом, где установлены чёткая иерархия законов, главенство конституции». Связанность правового государства и личности взаимными правами и обязанностями в гражданском обществе не исчерпывается объяснением их неотчуждаемости. Это лишь основание, на котором возвышаются различные социально-экономические, политические, культурные и личные права, закреплённые в конституционном праве и других отраслях законодательства. Таким образом, можно сделать следующие вводы о взаимоотношения правового государства и гражданского общества: - во-первых, гражданское общество является одним из важнейших условий формирования правового государства, а правовое государство, по сути дела, - политическая ипостась гражданского общества. - во-вторых, противоречия правового государства снимаются наличием развитого гражданского общества, а столкновения между членами гражданского общества регулируются справедливыми законами правового государства. - в-третьих, правовое государство - это такое государство, которое обеспечивает реализацию потребностей гражданского общества, а оно, в свою очередь служит показателем развития личности в таком государстве. - в-четвёртых, правовое государство и личность связаны взаимными правами и обязанностями в гражданском обществе, что служит основанием для развития других прав, закреплённых в законодательстве. - в-пятых, необходимость создания правового государства в гражданском обществе, обуславливается желанием людей защитить свои права и свободы. То есть гражданское общество - общество свободных индивидов, образует государство, призванное охранять их личные права и свободы. А такое государство имеет место называть правовым. - в-шестых, государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры, но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Гражданское общество так же оказывает воздействие на все сферы деятельности государства: правотворческую (одобрение, внесение дополнений, предложение новых законопроектов); правоисполнительную, давая оценку тем или ним мероприятиям проводимым правительством, партии или иные общественные организации и объединения выражают потребности общества и могут заставить правительство действовать в их интересах; правоохранительную (хотя эта сфера государственной деятельности труднее всего поддаётся контролю и воздействию со стороны общества, тем не менее, средства массовой информации, как одна из общественных структур, может значительно повлиять на ход того или иного дела). - в-седьмых, в паровом государстве все его граждане, то есть члены гражданского общества, и государственные органы, в лице должностных лиц, одинаково равны перед законом и за совершение правонарушений несут ответственность в строго установленных законом рамках. Итак, ограничусь эти количеством аргументов, доказывающих, что правовое государство и гражданское общество - вполне соотносимые понятия, взаимосвязанные между собой и зависящие напрямую друг от друга. Хотя если немного подумать, то конечно можно найти ещё очень много точек соприкосновения этих двух явлений.

Соотношение гражданского общества и правового государства

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Соотношение гражданского общества и правового государства
Рубрика (тематическая категория) Государство

Существуя в рамках огромного исторического времени, правовое государство не было застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в социальных структурах. Этот подход, в частности, предполагает глубокое осмысление принципиальных позиций по отношению к правовому государству, его влияния в сфере гражданских прав и свобод человека. В течение длительного времени данная область деятельности была ареной ожесточенной политической и идеологической конфронтации.

Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц), правовое государство вносит определœенный порядок в общество, создает юридические предпосылки для его активности и эффективности, создает тесную взаимосвязь с гражданским обществом в процессе социального, экономического, духовного и политико–правового развития.

Гражданское общество – система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство – лишь форма гражданского общества. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. 1)

Правовое государство - ϶ᴛᴏ государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека. 2)

Государство является одновременно и аппаратом насилия, принуждения граждан, и механизмом обеспечения общего блага. Соответственно, современное государство - механизм согласования различных потребностей и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага. Одной из основополагающих целœей власти является защита и соблюдение прав человека и базовых его свобод. Современное правовое государство призвано обеспечивать не просто формальную законность, но и справедливость. При этом к элементам справедливости относятся:

– свободные периодические выборы;

– представительная по своему характеру форма правления, при которой исполнительная власть подотчетна избранным законодательным органом или избирателям;

– обязанность органов государственной власти соблюдать конституцию и действовать совместимым с законом образом;

– четкое разделœение между государством и политическими партиями;

– деятельность исполнительных и судебных органов осуществляется в соответствии с системой, установленной законом;

– вооруженные силы и полиция находятся под контролем гражданских властей и подотчетны им;

– права человека и основные свободы гарантируются законом и соответствуют обязательству по международному праву и др. 1)

Личность, кроме этого, должна быть социально защищена, и первое место в социальной защите личности должно принадлежать государству. Именно государство должно обеспечивать личности пенсионное пособие по старости или по инвалидности, право на труд и на отдых, на бесплатное медицинское обслуживание и образование. При этом не отрицается, что всœе то же самое могут осуществлять и коммерческие или иные структуры.2)

Элементом механизма гос. власти является человек - субъект государственной власти, которые различным образом объединяются, формируя институты. Развитое гражданское общество и правовое государство ориентируются на социальную справедливость. Господство права измеряется степенью развитости и гарантированности свобод личности, юридическим характером ее взаимосвязей с обществом и государством. Основным гарантом свобод личности является государство, но так как государство понятие абстрактное, то оно находит свое выражение в чиновничьем аппарате. Важно заметить, что для сдерживания аппетитов чиновников и для более эффективной защиты прав человека крайне важно привлекать суды, которые должны состоять из представителœей самого народа. Тогда будет исключаться сама возможность договориться между разными ветвями бюрократического аппарата. Только суд, основанный на представительстве в нем народных выборных, может защитить граждан от чиновничьего произвола и сохранить их права и свободы.

Соотношение гражданского общества и правового государства - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Соотношение гражданского общества и правового государства" 2017, 2018.

  • Предмет и методология теории государства и права
    • Предмет теории государства и права
    • Методология (методы) теории государства и права
    • Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
  • Происхождение государства и права
    • Характеристика власти в первобытном обществе
    • Социальные нормы первобытного общества и способы социального регулирования
    • Происхождение государства
  • Понятие и признаки государства
    • Понятие, признаки и сущность государства
    • Государственная власть, ее свойства и формы осуществления
  • Теории происхождения государства
    • Многообразие теорий происхождения государства
    • Общая характеристика основных теорий происхождения государства
  • Типология государства
    • Понятие типа государства, критерии типологии
    • Формационный подход к типологии государства
    • Цивилизационный подход к типологии государства
    • Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
  • Функции государства
    • Понятие функций государства, их признаки и содержание
    • Классификация функций Российского государства
    • Формы осуществления функций государства
  • Форма государства
    • Понятие формы государства и ее основные элементы
    • Форма правления, классификация
    • Форма государственного устройства
    • Государственно-политический режим
  • Механизм государства
    • Понятие механизма государства
    • Структура государственного механизма
    • Государственный орган - основной элемент государственного механизма
  • Государство в политической системе общества
    • Политическая система: понятие, основные черты, типы
    • Основные элементы политической системы
  • Правовое государство и гражданское общество
    • Соотношение гражданского общества и правового государства
    • Личность, право и государство
  • Понятие, признаки, сущность и содержание права
    • Понятие и основные признаки права
    • Сущность и содержание права
  • Основные школы права
    • Естественно-правовая концепция. Историческая школа права. Нормативистская теория права
    • Марксистская теория права. Психологическая теория права. Социологическая теория права
  • Право в системе социальных норм
    • Социальные нормы: понятие и виды
    • Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
    • Право, корпоративные и технические нормы
  • Принципы и функции права
    • Понятие, сущность и классификация принципов права
    • Понятие, признаки и характеристика функций права
  • Правосознание, правовая культура, правовое сознание
    • Понятие, структура, функции и виды правосознания
    • Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
    • Правовое воспитание: понятие, формы и методы
  • Нормы права
    • Понятие, признаки и структура нормы права
    • Классификация правовых норм
    • Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
  • Формы (источники) права
    • Понятие формы (источника) права
    • Правовой обычай
    • Юридический прецедент
    • Нормативный правовой акт
    • Нормативный договор и иные источники права
    • Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • Правотворчество
    • Понятие, принципы и виды правотворчества
    • Этапы и стадии законотворческого процесса
    • Законодательная техника
  • Система права и система законодательства
    • Понятие и структурные элементы системы права
    • Основания деления права на отрасли
    • Отрасли и институты права
    • Внутригосударственное и международное право
    • Соотношение системы права и системы законодательства
    • Систематизация нормативных правовых актов
  • Правовые отношения
    • Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
    • Структура и содержание правоотношения
    • Классификация правоотношений
    • Юридические факты и их классификация
  • Реализация норм права
    • Реализация права: понятие и формы
    • Применение как особая форма реализации права
    • Стадии применения права
    • Акты применения правовых норм
  • Толкование норм права
    • Понятие толкования норм права
    • Способы (виды) толкования правовых норм
    • Виды толкования по субъектам
    • Виды толкования по объему
  • Коллизии и пробелы в праве
    • Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
    • Понятие пробелов в праве и способы их устранения
  • Правомерное поведение и правонарушение
    • Понятие и характеристика правомерного поведения
    • Классификация правомерного поведения
    • Понятие, признаки и состав правонарушения
    • Виды правонарушений
  • Юридическая ответственность
    • Понятие, признаки, основания юридической ответственности
    • Функции юридической ответственности
    • Принципы юридической ответственности
    • Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
    • Виды юридической ответственности
  • Законность, правопорядок, общественный порядок
    • Понятие и принципы законности
    • Содержание законности
    • Понятие, признаки, структура правопорядка
    • Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
    • Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
  • Правовое регулирование и его механизм
    • Понятие и пределы правового воздействия и регулирования
    • Механизм правового регулирования: понятие и элементы
    • Способы, типы и режимы правового регулирования
  • Правовые системы современности
    • Понятие и структура правовой системы, классификация правовых систем
    • Англосаксонская правовая семья (общего права)
    • Романо-германская правовая семья (континентального права)
    • Правовые семьи религиозного и традиционного права

Соотношение гражданского общества и правового государства

Гражданское общество является совокупностью социально-экономических, национальных, семейных, религиозных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и групп.

Структура гражданского общества включает в себя: негосударственные социально-экономические отношения и институты (социальное партнерство, предпринимательство и др.), общественные объединения, церковь, семью, политические партии и движения и др. Гражданское общество - это «свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства».

Гражданское общество связано прежде всего с периодом, когда на смену отношениям подданства приходят отношения гражданства и одновременно, когда ликвидируется общественное неравенство, все граждане объявляются формально-юридически равными. При этом происходит отделение государства от социальных структур, сужается сфера государственной регламентации, расширяется охраняемая сфера свободы личности. Формирование гражданского общества занимает несколько столетий, этот процесс продолжается и на современном этапе.

Гражданское общество предполагает определенную правовую культуру общества, основанную на уважении прав человека и гражданина и правовой характер отношений, охватываемых правовым регулированием. Гражданское общество предполагает и определенную децентрализацию государственной власти, и развитие самоуправления. Большое развитие получает парламентаризм, развитие всех форм непосредственной и представительной демократии. Юридической основой гражданского общества является всеобщее равенство перед законом и судом.

К числу основных признаков гражданского общества можно отнести:

  • наличие обществ и ассоциаций свободных индивидов;
  • самоуправленческий характер всей системы организаций;
  • открытый характер гражданского общества как системы связей и отношений;
  • связи и отношения координационного типа;
  • плюралистическую систему;
  • правовое и демократическое сообщество.

Если государство организовано как вертикальная система органов, отношений, должностных лиц и др., то гражданское общество является горизонтальной системой отношений граждан и их объединений. Эти отношения характеризуются равноправием и партнерством и строятся на основе договоров. Вся деятельность всех субъектов гражданского общества подчиняется правовым началам. Большое место в деятельности гражданского общества на современном этапе занимают религиозные и другие некоммерческие организации, политические партии, профсоюзы. Возрастает значение общепризнанных норм и принципов международного права в регулировании отношений гражданского общества внутри отдельных государств.

Государство является основным элементом политической системы общества. Таким образом, взаимоотношения государства и гражданского общества строятся на принципах, аналогичных построению отношений между государством и другими составными элементами политической системы. Но политическая система, помимо гражданских объединений (партий, организаций, движений), включает в себя и государство.

В правовом государстве отношения между ним и гражданским обществом основываются на принципе невмешательства, когда осуществляется процесс позитивного правового регулирования . В случаях нарушения регулятивного взаимодействия внутри гражданского общества государство обязано вмешаться в эти отношения и детально урегулировать их. Другими словами, свобода гражданского общества реализуется лишь в сфере дозволенного, в противном случае государство обязано обеспечить защиту свободы от нарушений на основе закона.

Само понятие правового государства как государства права было впервые сформулировано в работе К.Т. Велькера «Конечные основания права, государства и наказания» (1813). Идеи правового государства особое распространение приобрели в Новое и Новейшее время в трудах Ш.-Л. Монтескьё, Д. Локка, Ж-Ж. Руссо, Т Гобса, Г. Гегеля, И. Канта, К.Т. Велькера.

В России идеи правового государства были сформулированы в трудах В.М. Гессена, С. А. Муромцева, С.А. Котляровского, П.И. Новгородцева, М.М. Ковалевского и др.

Модель правового государства прежде всего нашла закрепление в конституциях, принятых после Второй мировой войны. В Конституции Российской Федерации также закрепляется положение, что Россия является «демократическим, правовым государством с республиканской формой правления». Аналогичные положения закреплены в большинстве современных конституций различных государств. Но одною провозглашения государства правовым недостаточно, необходимы надлежащее и полное обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Отношения между государством и личностью строятся на основе взаимной ответственности . Это выражается в установлении ограничений в деятельности государственных органов, их должностных лиц, а также участников иных отношений. Ответственность государства перед гражданским обществом выражается в ответственности исполнительной ветви власти перед представительными органами власти, которые формируются на основе выборов из среды самого гражданского общества. Существуют такие формы ответственности должностных лиц, как выборы, референдумы, отзывы депутатов, отставка членов правительства, судей и др., импичмент, дисциплинарная, гражданско-правовая, уголовная ответственность и др.

Правовое государство является политической организацией общества, которое основано на верховенстве закона и создает условия для обеспечения основных прав человека и гражданина . Правовое государство само себя ограничивает правом, для чего создается необходимый баланс властей, законодательно определяются формы и методы контроля гражданского общества за государственными структурами. Концепция правового государства основывается на принципе верховенства закона, различении закона и права (правового закона), особой роли суда как арбитра при разрешении споров. Среди других принципов правового государства выделяют следующие принципы:

  • принцип приоритета права (господства права);
  • принцип правовой защищенности человека и гражданина;
  • принцип единства права и закона;
  • принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Принято выделять три основных компонента правового государства:

  • правовой;
  • индивидуально-правовой;
  • организационно-правовой.

Правовой компонент обеспечивает реализацию принципа формально-юридического равенства, выражается в создании правовых законов. Индивидуально-правовой компонент связан с реализацией правовых форм в отношениях между государством и личностью. Организационно-правовой компонент предполагает наличие нормативных предписаний, формы их реализации, механизм исполнения решений и формы контроля за их исполнением и др.

Если государство является родовым понятием, то правовое государство - видовым. При построении правовой государственности недопустимо разрушать основы государственности вообще, так как вид не может терять признаков рода. Обычными признаками государства являются: публичная власть, наличие специального аппарата управления, наличие системы налогов, правовой и судебной системы, монополия на правотворчество, наличие территориальных делений и др. Отличительными признаками правового государства в основном являются: наличие гражданского общества, разделение властей, верховенство закона, реальность прав и свобод граждан, наличие взаимной ответственности государства и личности.

В принципе, модель правового государства в настоящем смысле слова не реализована ни в одной стране. В Конституции Российской Федерации норма о правовом государстве является прежде всего нормой-целью, нормой-задачей. Можно говорить лишь о степени развития тех или иных его элементов, о становлении эффективного механизма контроля и ответственности, реализации правовых предписаний.

В правовом государстве должно обеспечиваться верховенство правового закона, а власть должна быть четко юридически определенна (состав, компетенция, порядок формирования) и ограниченна. Законы обладают высшей юридической силой, т.е. исключается ситуация, когда доминирует подзаконное нормотворчество исполнительных органов власти. Существует реальная система судебного контроля и надзора за законностью, режим демократического конституционного правления. Правовому государству присущ вид демократического политического режима, народ объявляется источником власти. Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина по Конституции РФ объявляются высшей ценностью, т.е. определяющими общими началами действующего законодательства.

Типичными признаками правового государства являются:

  • верховенство правового закона;
  • реальное осуществление режима законности;
  • наличие механизма юридических гарантий прав и свобод;
  • осуществление режима разделения и координации (согласования и единства) властей;
  • реальное осуществление режима демократии и народного суверенитета;
  • обеспечение принципа формально-юридического равенства;
  • наличие системы социальной защиты и социальных гарантий;
  • эффективное действие механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
  • соблюдение режима конституционализма, государственного и народного суверенитета;
  • правовое государство является моделью самоуправления: реальное развитие всех избирательных процессов, наличие системы самоуправления;
  • наличие системы качественного, непротиворечивого законодательства;
  • реальное обеспечение правопорядка как предпосылки эффективной реализации прав личности;
  • равенство прав, свобод и обязанностей;
  • доступность и эффективность правосудия;
  • создание институциональных гарантий прав человека;
  • легитимность и демократический характер государственной власти.

Важнейшей формой реализации гражданами права на управление государством являются свободные выборы, основанные на равноправии и демократических принципах и нормах, периодичности, установленной в законодательстве. Демократическое правовое государство основано на реализации принципа законности, т.е. создании гарантий законности. В числе этих гарантий можно рассматривать правоприменительный и правозащитный механизмы государства и гражданского общества, особенно необходимо наличие независимой и действенной судебной власти. Но необходимы и четкие механизмы контроля над судебными органами для преодоления признаков автаркии судебной власти.

Наряду с различиями между гражданским обществом и государством необходимо отметить их единство в достижении общих задач, направленных на формирование действенного механизма защиты прав и свобод граждан, гражданских объединений и инициатив. Независимость и автономность гражданского общества обеспечиваются государством, тогда государство становится правовым, т.е. составной частью гражданского общества. Правовое государство строится на принципах гражданского общества, на принципах самоуправления. Оно является организацией, органично сочетающей управление и самоуправление. Фактически правовое государство становится формой организации гражданского общества. Правовое государство должно быть государством социальным, иначе нормативные положения, фиксирующие компоненты и механизм такой государственной модели, становятся простыми декларациями. Правовое государство является типом государства с точки зрения цивилизационного подхода, так как оно обеспечивает не просто господство закона, а верховенство правового закона.

1. Характерные черты правового государства и гражданского общества. Соотношение понятий государство, правовое государство и гражданское общество

Гражданское общество - система негосударственных организаций, объединений, учреждений, институтов, политических партий, профессиональных и иных союзов, других неправительственных структур, взаимодействующих с официальной властью на равноправной основе. В идеале государство должно находиться под контролем гражданского общества, служить ему, а не наоборот. В России сегодня насчитывается свыше 300 тыс. различных самодеятельных, относительно автономных организаций, объединяющих 2,5 млн. наиболее активных граждан. Плюс многочисленные коммерческие образования, корпорации собственников, предпринимателей, субъектов рынка. Между властью и бизнес-сообществом налаживается конструктивный диалог - они не антиподы.

Россия провозгласила цель построения гражданского общества и правового государства. Следовательно, их пока еще нет. Однако общие контуры возводимого здания ясны, известны основные элементы (узлы, блоки, несущие конструкции). Но одно дело - проект, другое - его реальное воплощение в жизнь. Сложился пока только некий идеальный образ гражданского общества, требующий глубокого научного осмысления. К тому же реализация замысла осуществляется в труднейших условиях российской действительности.

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. В то же время антагонизма между ними не должно быть.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции, многопартийности;

7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Гражданское общество - не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев.

Роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. Государство должно выполнять в основном функции «по ведению общих дел» (К. Маркс). Его задача - не мешать нормальному течению экономической жизни.

Гражданское общество начинается с гражданина и его свободы. Само звание «гражданин» в свое время звучало как синоним независимости, равноправия, достоинства и самоуважения личности. Оно противопоставлялось всевозможным сословным чинам, привилегиям, кастовым различиям, воспринималось как вызов угнетенному положению людей, неравенству и ограничению в правах. Статус «подданных», крепостных был унизительным или по крайней мере ущемленным, не говоря уже о положении рабов.

Гражданское общество - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личностьСоставными элементами гражданского общества являются: 1) личность; 2) семья; 3) школа; 4) церковь; 5) собственность и предпринимательство; 6) социальные группы, слои, классы; 7) частная жизнь граждан и ее гарантии; 8) институты демократии; 9) общественные объединения, политические партии и движения; 10) независимое правосудие; 11) система воспитания и образования; 12) свободные средства массовой информации; 13) негосударственные социально-экономические отношения и др.

Общественным сознанием правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему.

В идее правового государства можно выделить два главных аспекта:

1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;

2) ограничение правом государственной власти.

В философском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, реализуется механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «не запрещенное законом дозволено».

Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими способностями, собственностью, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно сегодня в России принят пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином жизни.

Наиболее крупные и значимые блоки права-стимула в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются в формуле «права человека», которые являются фундаментальными в том плане, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного существования и лежат в основе конкретных многообразных субъективных прав личности.

Права человека как главное звено правового режима стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании.

Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними - истинно правовыми.

Именно в связанности, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства. Здесь право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку политическая власть (главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.

Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не трансформировались в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан.

В условиях демократии право как бы «меняется местами» с государством - утверждается верховенство первого и право возвышается над государством.

Итак, правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Из определения правового государства можно выделить два главных принципа (две стороны сущности) правового государства:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона);

2) наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона).

Принципами правового государства, отличающими его от государства неправового, являются:

наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения;